Что такое нравственное воспитание определение: НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — это… Что такое НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ?

Нравственное воспитание лекция | Социальная сеть работников образования

Нравственное воспитание

лекция

(Теория воспитания)

1. Понятие нравственного воспитания в педагогике.

2. Воспитание гуманности

3. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.

4. Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

1. Сущность и природа нравственности

Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем этот поступок как хороший или плохой, правильный или неправильный. При этом мы пользуемся понятием морали. Мораль — это правило, обычай. Часто как синоним понятию мораль используют понятие этика — привычка, обычай. В зависимости от того, как человеком освоена и принята мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

 Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, — нравственные принципы. Так, например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношения между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.

Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).

Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда когда его следствием становится нравственное самовоспитание (целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера) и самосовершенствование (процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества) школьников. 

Специфика процесса нравственного воспитания:

  • обусловлена его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника;
  • своеобразие его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики;
  • включенность в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания.

Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе учитель постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе. Чтобы развить нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы).

В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.

Уровни нравственности (по Кольбергу) имеют следующую градацию:

1. Преднравственный уровень (до 10 лет) включает стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека (“гетерономная мораль”), суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок.

На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (“автономная мораль”). Применительно к начальной школе должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учит их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя – постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.

2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы. На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.

3. Постконвекциональный уровень (с 13 лет) – человек судит о поведении, исходя из собственных критериев. На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признания демократического принятого решения. На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей. Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» — говорил А.С.Макаренко.

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.  Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:

1 уровень — Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.

2 уровень — К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным. Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению.

3 уровень — На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Так, обсуждая предстоящую поездку в музей, напоминаем, как вести себя в транспорте. Вдруг дети говорят:

-А я видел, как Сережа в автобусе сидел, а его бабушка стояла возле него.

— Сережа в парах ходить не умеет: то толкается, то на ноги наступает, то отстает.

— Сегодня он чуть не сбил с ног учительницу из другого класса…

— Это правда? — удивляется учитель.

-Да, но я так больше не буду! — искренне заверяет мальчик.

Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

  • Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
  • Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
  • Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
  • Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
  • Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе. Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом

Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

2. Воспитание гуманности

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра — человека. Если гуманизм — это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи». Однако если исходить из связи гуманизма и гуманности, то содержание понятия «гуманность» должно раскрываться прежде всего через признание ценности человека, которая понимается как единство двух сторон — естественной жизни каждого индивида и социальной, куда входят все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе и уровень развития его личностных качеств.

Обе стороны личности непосредственно связаны с гуманностью. Эта связь заложена в гуманистической сущности морали, которая выступает изначальной формой отношения к человеку как ценности. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений. Это качество личности раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; рефлексии — умении понять другого человека, поставить себя на его место, в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности — терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы учителем. Гуманитарная профессиональная культура учителя состоит не только в личном следовании принципам гуманизма, но и в том, как сам учитель помогает, поддерживает ученика в трудных ситуациях. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения.

Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.

Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

3. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения 

Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания школьников занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина предполагает организованность, порядок в той или иной области, жизнедеятельности людей. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

Школьная дисциплина — одна из форм проявления дисциплины общественной. Это принятый порядок в стенах учебного заведения, это соблюдение учащимися правил взаимоотношений с учащимися и учителями, это обязательность выполнения всеми членами коллектива принятых правил и предписаний. Являясь составной частью нравственности, дисциплина учащихся состоит в знании правил поведения, установленного порядка и их сознательного выполнения. Закрепившиеся правила поведения определяют действия и поступки личности. Школьная дисциплина готовит ребенка к социальной деятельности, которая невозможна без соблюдения дисциплины. Она является результатом нравственного воспитания, неслучайно поэтому А.С. Макаренко рассматривал дисциплину как нравственное и политическое явление, несовместимое с недисциплинированностью, неуважением к общественному порядку.

Соблюдение школьной дисциплины предполагает подчинение требованиям коллектива, большинства. Работа школы, учителя по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения должна быть направлена на разъяснение школьникам необходимости соблюдения дисциплины в интересах самой личности, коллектива и общества. Но дисциплина личности не может рассматриваться только как подчинение, она должна рассматриваться в контексте ее свободы, как субъективная способность личности к самоорганизации, достижению собственных целей исторически выработанным способом. Способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах (самоопределение) является нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки (О. С. Газман). Обладая самодисциплиной, школьник защищает себя от случайных внешних обстоятельств, увеличивая тем самым степень собственной свободы.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транспорте, в общественных местах. В семье и школе необходимо позаботиться о знакомстве детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых, телефонных разговоров и др.

Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль; из соблюдения правил личной гигиены, из особенностей жестикуляции, мимики, походки, движений. Культура речи — это умение школьника вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка. Одно из направлений работы по формированию культуры поведения составляет воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни — рациональной организации своего жилища, аккуратности в ведении домашнего хозяйства, поведения за столом во время приема пищи и т.п. Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, старших школьников, традиций, общественного мнения, сложившихся в школе и семье.

4. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей . Отечественные педагоги, изучая все лучшее, что было наработано до революции и после, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность. Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны.

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в “сказочном мире”, умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти. Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Обратимся к практической стороне исследования.

Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

Воспитание нравственных чувств и  этического сознания

Виды деятельности

Формы занятий

1.Получение первоначальных представлений о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов

— беседы, экскурсии, участие в творческой деятельности,

литературные гостиные,

—      художественные выставки

2.Ознакомление (по желанию) с   традиционными религиозными культурами

—      уроки курса «Основы религиозных культур и светской этики»,

—      экскурсии в соборы,

—      встречи с религиозными деятелями

3. Участие в уроках этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия

—      уроки этики,

—      игровые программы,

—      внеурочные мероприятия

4. Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков

—      беседы,     классные часы,

—      просмотр учебных фильмов,

—      изучение курса «Полезные привычки»

5. Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и ОУ – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности

—      беседы,

—      коллективные игры,

—      коллективное обсуждение,

—      неклассные мероприятия (праздники, проекты, походы, экскурсии)

 

6. Участие в благотворительности, милосердии, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, природе

—      участие в благотворительных акциях,

—      участие в акции милосердия,

—      шефство над ветеранами ВОВ,

—      социальные проекты

7. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье

—      беседы о семье, о родителях, прародителях,

—      праздники, соревнования «Моя дружная семья»,

—      творческие мероприятия,

—      выставки «Хобби моей семьи»

—      составление генеалогического древа семьи,

—      творческие работы («Моя семья», «Мои родители», «Бабушка и дедушка», «Военные реликвии моей семьи», «Что в имени моём…»)

8. Расширение опыта позитивного взаимоотношения в семье

—      открытые семейные праздники,

—      семейные чаепития,

—      семейные гостиные,

—      творческие презентации,

—      творческие проекты,

—      мероприятия, раскрывающие историю семьи, преемственность между поколениями

Воспитание нравственное — это… Что такое Воспитание нравственное? 
Воспитание нравственное

   — формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.

   (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 23)

   Ч313.52

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

  • Воспитание духовное
  • Воспитание политическое

Смотреть что такое «Воспитание нравственное» в других словарях:

  • Воспитание нравственное — воспитательная деятельность, направленная на формирование нравственной личности; такой личности, для которой нравственные идеалы, нормы и принципы являются важнейшими регуляторами повседневной жизни и деятельности… Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ… …   Официальная терминология

  • ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ — особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематич. культивирование в нем общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этич. знаний; формирование способности жить… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Воспитание нравственное — формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения …   Педагогический словарь

  • Воспитание духовное —     формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В.д. это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и… …   Педагогический терминологический словарь

  • ВОСПИТАНИЕ — воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а …   Философская энциклопедия

  • воспитание — (психологический аспект) 1) в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т. ч. специально …   Большая психологическая энциклопедия

  • Воспитание духовное — воспитание души, духовной культуры. По своей сущности оно отражает направленную деятельность всех институтов социума по воспитанию человека определенной культуры… Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N 2764 ОБ ОКРУЖНОЙ… …   Официальная терминология

  • воспитание — Аристократическое, благородное, благочестивое (устар.), бережное, всестороннее, гармоническое (устар.), гармоничное, демократическое, доброе (устар.), дурное, духовное, европейское, жесткое, жестокое, заботливое, зверское (разг.), идиллическое,… …   Словарь эпитетов

  • Нравственное воспитание — воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — воспитание, осуществляемое в ходе повседневных нравственных отношений: формирование нравственного сознания, развитие способностей нравственного мышления и ответственного выбора. Нравственность, нравы поведения буквально с момента рождения… …   Профессиональное образование. Словарь

Книги

  • Нравственное воспитание, Шевченко Мария. Нравственное воспитание дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения является актуальной проблемой. При систематическом воспитательном воздействии на личность… Подробнее  Купить за 6139 руб
  • Воспитание в спортивной деятельности, Е. В. Тяглова. Пособие включает материалы по общим вопросам теории воспитания в спортивной деятельности частные аспекты методики: эстетическое, экологическое, экономическое, нравственное, патриотическое,… Подробнее  Купить за 320 руб электронная книга
  • Нравственное воспитание старшеклассников, О. С. Богданова, С. В. Черенкова. В книге на большом фактическом материале раскрывается нравственный мир старшеклассников и его противоречия, анализируется развитие их нравственного самосознания, готовности и умения… Подробнее  Купить за 300 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Воспитание нравственное» >>

Нравственное воспитание: кто, как, зачем?

Нравственное воспитание — формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Раньше говорили проще: «воспитание нравов», отсюда и название.

С точки зрения практической психологии, за словами «воспитание нравственности» стоит практика социального научения, которая осуществляется вполне традиционными методами: через научение и приучение, выработку нравственных привычек, с помощью демонстрации привлекательных образцов и через организацию среды нравственного окружения, где нравственные нормы с помощью механизма социального заражения становится достоянием всех членов конкретной общности.

Традиционно существуют различия в мужском и женском подходе в воспитании нравственности: женский подход делает акцент на заботу, милосердие, сострадание, жалость и другие ценности гуманистического подхода (подход В.А. Сухомлинского), в то время как мужской подход предпочитает подход нравственного долга: требовательность, порядок и ответственность (подход А.С. Макаренко).

Конкретное содержание нравственного воспитания во многом зависит от конкретной страны, конкретного общества, конкретной школы и даже конкретной семьи, где происходит воспитание этой самой нравственности. В религиозном обществе в нравственном воспитании будут в первую очередь заботиться о соблюдении религиозных заповедей, уважении к религиозным текстам и религиозным иерархам, в светском обществе воспитывают уважение к закону, полиции и в целом — ко взрослым людям, поддерживающим в обществе принятые нормы и порядки.

Можно спорить, рождаются люди изначально добрыми или нет (скорее всего, люди рождаются разными), история показывает, что, если нравы специально не воспитывать, люди только портятся. Жить нравственной жизнью, как порядочные люди, это некоторое напряжение, а обычным людям всегда хочется жить полегче и попроще. И когда от них отстают, они свою жизнь делают попроще. Нравы — снижаются.

Мужчины перестают бриться, женщины перестают причесываться, все начинают ругаться и считать, что во всех бедах виноват кто-то другой…

Кто занимается поддержанием или воспитанием нравственности? Те, кому это интересно или выгодно. История человечества помнит многих людей, которые задали достаточно высокую планку нравственной жизни: это и основатели мировых религий (Христос, Магомет, Будда), и множество достойных людей, которые делали это просто потому, что считали это своим личным долгом. Назовем только тех, кто лучше знаком нашим читателям: Авраам Линкольн, Бенджамин Франклин, Лютер Кинг, Махатма Ганди, Мать Тереза, в России — Серафим Саровский, Лев Толстой… В той или иной степени если не о воспитании, то хотя бы поддержании нравственности всегда заботились государство и церковь. Государство чисто экономически заинтересовано в том, чтобы лучше соблюдались законы и уменьшался криминалитет; кроме того, воспитание патриотизма, традиционно являющегося частью нравственного воспитания, укрепляет мощь государства и способствует успеху его внешней политики. Церковь обязана заниматься вопросами нравственности по своему уставу, хотя в большей степени заботиться не о нравственности вообще, а конкретно о воцерковлении прихожан.

Религиозная жизнь Израиля наглядно показывает, что между религиозными фанатиками иудаизма и сторонниками добропорядочной, нравственной жизни взаимопонимания нет. Если вы думаете, что мужчинам и женщинам можно быть рядом в общественном месте, или если вы в субботу решите поработать, пусть и на благо людей, у вас могут быть крупные неприятности. Вас будут избивать камнями, потому что религия и нравственность — не одно и то же.

В современной России почти единственной серьезной силой светского нравственного воспитания является, как ни странно, бизнес. В ситуации, когда нравственным воспитанием не занимается ни семья, ни школа, бизнесу приходится брать это на себя: из приходящих на работу непонятных мальчиков и девочек воспитывать ответственных и порядочных людей, которым можно поручать проекты и которые могут цивилизованно взаимодействовать с другими цивилизованными людьми: могут договариваться и выполнять договоренности, умеют предотвращать конфликты с трудными людьми и встречать клиентов с искренней доброжелательностью.

Клуб distant-nik Сентябрь 2020
Воспитание нравственное — это… Что такое Воспитание нравственное? 
Воспитание нравственное
формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.

Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.

  • Воспитание духовное
  • Воспитание политическое

Смотреть что такое «Воспитание нравственное» в других словарях:

  • Воспитание нравственное — воспитательная деятельность, направленная на формирование нравственной личности; такой личности, для которой нравственные идеалы, нормы и принципы являются важнейшими регуляторами повседневной жизни и деятельности… Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ… …   Официальная терминология

  • ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ — особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематич. культивирование в нем общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этич. знаний; формирование способности жить… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Воспитание нравственное —     формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.    (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь.… …   Педагогический терминологический словарь

  • Воспитание духовное —     формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В.д. это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и… …   Педагогический терминологический словарь

  • ВОСПИТАНИЕ — воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а …   Философская энциклопедия

  • воспитание — (психологический аспект) 1) в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т. ч. специально …   Большая психологическая энциклопедия

  • Воспитание духовное — воспитание души, духовной культуры. По своей сущности оно отражает направленную деятельность всех институтов социума по воспитанию человека определенной культуры… Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N 2764 ОБ ОКРУЖНОЙ… …   Официальная терминология

  • воспитание — Аристократическое, благородное, благочестивое (устар.), бережное, всестороннее, гармоническое (устар.), гармоничное, демократическое, доброе (устар.), дурное, духовное, европейское, жесткое, жестокое, заботливое, зверское (разг.), идиллическое,… …   Словарь эпитетов

  • Нравственное воспитание — воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — воспитание, осуществляемое в ходе повседневных нравственных отношений: формирование нравственного сознания, развитие способностей нравственного мышления и ответственного выбора. Нравственность, нравы поведения буквально с момента рождения… …   Профессиональное образование. Словарь

Книги

  • Нравственное воспитание, Шевченко Мария. Нравственное воспитание дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения является актуальной проблемой. При систематическом воспитательном воздействии на личность… Подробнее  Купить за 6139 руб
  • Воспитание в спортивной деятельности, Е. В. Тяглова. Пособие включает материалы по общим вопросам теории воспитания в спортивной деятельности частные аспекты методики: эстетическое, экологическое, экономическое, нравственное, патриотическое,… Подробнее  Купить за 320 руб электронная книга
  • Нравственное воспитание старшеклассников, О. С. Богданова, С. В. Черенкова. В книге на большом фактическом материале раскрывается нравственный мир старшеклассников и его противоречия, анализируется развитие их нравственного самосознания, готовности и умения… Подробнее  Купить за 300 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Воспитание нравственное» >>
Воспитание нравственное — это… Что такое Воспитание нравственное? 
Воспитание нравственное

«…Воспитание нравственное — воспитательная деятельность, направленная на формирование нравственной личности; такой личности, для которой нравственные идеалы, нормы и принципы являются важнейшими регуляторами повседневной жизни и деятельности…»

Источник:

РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N 2764

«ОБ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ЮГО-ВОСТОЧНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ ГОРОДА МОСКВЫ» НА 2008-2010 ГГ.»

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Воспитание духовное
  • Воспитание прокурорских работников

Смотреть что такое «Воспитание нравственное» в других словарях:

  • ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ — особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематич. культивирование в нем общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этич. знаний; формирование способности жить… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Воспитание нравственное —     формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.    (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь.… …   Педагогический терминологический словарь

  • Воспитание нравственное — формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения …   Педагогический словарь

  • Воспитание духовное —     формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В.д. это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и… …   Педагогический терминологический словарь

  • ВОСПИТАНИЕ — воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а …   Философская энциклопедия

  • воспитание — (психологический аспект) 1) в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т. ч. специально …   Большая психологическая энциклопедия

  • Воспитание духовное — воспитание души, духовной культуры. По своей сущности оно отражает направленную деятельность всех институтов социума по воспитанию человека определенной культуры… Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N 2764 ОБ ОКРУЖНОЙ… …   Официальная терминология

  • воспитание — Аристократическое, благородное, благочестивое (устар.), бережное, всестороннее, гармоническое (устар.), гармоничное, демократическое, доброе (устар.), дурное, духовное, европейское, жесткое, жестокое, заботливое, зверское (разг.), идиллическое,… …   Словарь эпитетов

  • Нравственное воспитание — воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — воспитание, осуществляемое в ходе повседневных нравственных отношений: формирование нравственного сознания, развитие способностей нравственного мышления и ответственного выбора. Нравственность, нравы поведения буквально с момента рождения… …   Профессиональное образование. Словарь

Книги

  • Нравственное воспитание, Шевченко Мария. Нравственное воспитание дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения является актуальной проблемой. При систематическом воспитательном воздействии на личность… Подробнее  Купить за 6139 руб
  • Воспитание в спортивной деятельности, Е. В. Тяглова. Пособие включает материалы по общим вопросам теории воспитания в спортивной деятельности частные аспекты методики: эстетическое, экологическое, экономическое, нравственное, патриотическое,… Подробнее  Купить за 320 руб электронная книга
  • Нравственное воспитание старшеклассников, О. С. Богданова, С. В. Черенкова. В книге на большом фактическом материале раскрывается нравственный мир старшеклассников и его противоречия, анализируется развитие их нравственного самосознания, готовности и умения… Подробнее  Купить за 300 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Воспитание нравственное» >>
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ — это… Что такое ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ? 
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ
— особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематич. культивирование в нем общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этич. знаний; формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в прак-тич. деятельности. В.н. осуществляется в семье, школе, трудовых и обществ. коллективах, а также средствами печати, радио, телевидения, искусства, религии и т. д. В.н. может быть противоречивым. Противоречия В.н. разнообразны. К ним относится прежде всего превращение идеальной просветительской деятельности в единственный источник и причину нравственного развития людей, что приводит к отрыву теоретич. воспитания от воспитания практикой. Процесс целенаправленного В.н. основан на четком разделении субъекта (воспитатели) и объекта (воспитуемые). Он построен так, что одни воспитывают других (родители — детей, учителя — учеников, руководители — подчиненных). Но этот процесс также требует самостоятельных усилий, активности воспитуемых, т. е. самовоспитания. Самовоспитание является моментом воспитания, производно от него. Если идея самовоспитания слабо представлена в В.н., то это показатель существенных недостатков нравственно-воспитательной деятельности. Широкое распространение получают назидательные, порицательные и поощрительные методы В.н., а сам воспитуемый превращается в пассивного потребителя нравственной информации. Но знание нравственных норм далеко не тождественно самим этим нормам, реализуемым в реальном поведении. На практике подобные воспитательные усилия нередко предстают как безрадостная и безуспешная борьба одних людей с другими или человека с самим собой, оборачиваются рез-тами, противоположными целям В.н. Основным противоречием В.н. является рассогласование (разрыв) между двумя сторонами единого процесса формирования человека: обществ. практикой, проблемами ее совершенствования и специальной, целенаправленной воспитательной деятельностью. Подобная ситуация связана с тем, что усилия воспитателей направлены в основном на «приспособление» (адаптацию) воспитанников к наличным условиям обществ. жизни, сведению их личных интересов к обществ., к обеспечению дисциплины и порядка (от семейного, учебного, до производственного коллектива), к формированию «удобного», послушного человека. Но у нравственного человека требования дисциплины, порядка, ответственности органично сочетаются с активностью, направленной на совершенствование окружающей жизни, сферы своего труда, быта, общения. И если адаптивный характер В.н. оказывается чрезмерным, то это чревато многообразными опасностями, как для самого человека, так и для об-ва. Прежде всего происходит духовное подавление человека, основной принцип его развития — нравственное самосовершенствование — не имеет для него практич. ценности и значения. Нравственное самосовершенствование — более высокая ступень формирования человека, чем воспитание и самовоспитание. Оно надстраивается над воспитанием и преодолевает его ограниченность, ибо человек здесь создает самого себя посредством собственных усилий и деятельности. Но если этого не происходит, то возникают особые предпосылки для возникновения аморальных форм поведения. В.н. вплетено во все виды человеческой деятельности. Именно деятельность, в к-рую включен человек, является основной формой его В.н. В.н. — это прежде всего практич. процесс, к-рый имеет не просветительскую, а практически про образовательную направленность. В.н. — это всегда процесс взаимодействия, сотворчества людей в ходе к-рого происходит избирательное освоение социокультурного опыта, формирование oпределенных нравственных качеств. В.н. — это постоянная, напряженная работа по гуманистич преобразованию реальной жизни. Лит.: Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни мораль, воспитание. М., 1977; Гусейнов А.А. Морали/Общественное сознание и его формы. М., 1986; Нравственное самосовершенствование личности. М., 1989. М.А. Макаревич

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.

  • ВОРМС (WORMS) Рене (1869-1926)
  • ВОСПИТАНИЕ

Смотреть что такое «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ» в других словарях:

  • Воспитание нравственное — воспитательная деятельность, направленная на формирование нравственной личности; такой личности, для которой нравственные идеалы, нормы и принципы являются важнейшими регуляторами повседневной жизни и деятельности… Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ… …   Официальная терминология

  • Воспитание нравственное —     формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.    (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь.… …   Педагогический терминологический словарь

  • Воспитание нравственное — формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения …   Педагогический словарь

  • Воспитание духовное —     формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В.д. это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и… …   Педагогический терминологический словарь

  • ВОСПИТАНИЕ — воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а …   Философская энциклопедия

  • воспитание — (психологический аспект) 1) в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т. ч. специально …   Большая психологическая энциклопедия

  • Воспитание духовное — воспитание души, духовной культуры. По своей сущности оно отражает направленную деятельность всех институтов социума по воспитанию человека определенной культуры… Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N 2764 ОБ ОКРУЖНОЙ… …   Официальная терминология

  • воспитание — Аристократическое, благородное, благочестивое (устар.), бережное, всестороннее, гармоническое (устар.), гармоничное, демократическое, доброе (устар.), дурное, духовное, европейское, жесткое, жестокое, заботливое, зверское (разг.), идиллическое,… …   Словарь эпитетов

  • Нравственное воспитание — воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — воспитание, осуществляемое в ходе повседневных нравственных отношений: формирование нравственного сознания, развитие способностей нравственного мышления и ответственного выбора. Нравственность, нравы поведения буквально с момента рождения… …   Профессиональное образование. Словарь

Книги

  • Нравственное воспитание, Шевченко Мария. Нравственное воспитание дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения является актуальной проблемой. При систематическом воспитательном воздействии на личность… Подробнее  Купить за 6139 руб
  • Воспитание в спортивной деятельности, Е. В. Тяглова. Пособие включает материалы по общим вопросам теории воспитания в спортивной деятельности частные аспекты методики: эстетическое, экологическое, экономическое, нравственное, патриотическое,… Подробнее  Купить за 320 руб электронная книга
  • Нравственное воспитание старшеклассников, О. С. Богданова, С. В. Черенкова. В книге на большом фактическом материале раскрывается нравственный мир старшеклассников и его противоречия, анализируется развитие их нравственного самосознания, готовности и умения… Подробнее  Купить за 300 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ» >>
Соотношение понятий «воспитание», «нравственное воспитание», «мораль», «нравственность» и «нравственные качества».

Соотношение понятий «воспитание», «нравственное воспитание», «мораль», «нравственность» и «нравственные качества»

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание [3: c. 293]. Мы рассматриваем нравственное воспитания дошкольников.

Понятие нравственного воспитания всеобъемлюще. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». Он говорил: если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать.

Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт – пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна. У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека. Будет нравственное воспитание – ребенок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей. Будет нравственность, то почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания» [4: c. 179].

В основе понятия нравственное воспитание лежат термины мораль и нравственность.

Мораль, как известно, — общественное явление, включающее в себя нормы и правила, определяющие и ограничивающие поведение человека в конкретном обществе, в конкретной ситуации развития. Когда речь идет о моральном воспитании, предполагается, что дети должны усвоить нормы и правила поведения в обществе. Но для формирования человеческой личности важно, чтобы мораль была не только усвоена личностью, но и определяла ее образ жизни. [2; c. 5].

Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [3: c. 330].

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого — определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности. [1;с 57].

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + + (поступки и поведение) = нравственное качество [2;стр 57].

Итак, процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества детей. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.

Но чтобы вырабатывать эти личностные качества, необходимо – формировать у старших дошкольников соответствующую потребностно-мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства [5; с 205].

Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, исходя из этого это время наиболее благоприятное для нравственного воспитания личности.

Список литературы:

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., исправ. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416

  2. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой . — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  3. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с

  4. Теория и практика социокультурного развития личности

  5. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с

Моральное воспитание — определение Морального воспитания с помощью бесплатного словаря И Платон, и Аристотель согласны с мнением о нравственном воспитании, подразумеваемом в этом ответе. По его словам, очень многое из того, что мы называем нравственным воспитанием, является такой искусственной модификацией и извращением инстинкта; Драчливость воспитывается в мужественном самопожертвовании и подавляет сексуальность в религиозных эмоциях. Это не был такой триумф нравственного воспитания и общего сотрудничества, как я себе представлял. Моральное образование, согласно Ван дер Вену, должно помочь ребенку осознать себя. моральных и религиозных традиций его или ее сообщества.Тайбэй, Тайвань: Министерство образования, Комитет по школьной дисциплине и нравственному образованию. Я был убежден, что, помимо самого преступления, оно указывало на что-то более общее с нашим руководством ». Наряду с усилением внутреннего контроля он организовал курсы по нравственному воспитанию для всех сотрудников банка. В этом эссе утверждается, что проблема консультирования пациентов аптеки в общественной аптеке может быть решена с помощью дополнительного морального воспитания и морального убеждения, а не с помощью дополнительных юридических полномочий.«В 1970 году Теодор Сайзер, тогдашний декан Гарвардской школы образования, совместно со своей женой Нэнси отредактировал сборник этических лекций под названием« Моральное образование ». Сайзерс и большинство авторов высказались за« новую мораль », которая дает Примат автономии и моральной независимости студентов. Информация о книге: СМЕРТЬ ХАРАКТЕРА Моральное образование в эпоху без добра и зла Джеймс Дэвисон Хантер Издатель: Нью-Йорк: Основные книги, 2000 352 с., 25,00 долл. Мы живем в беспокойное время. возможность, родители могут найти нравственное воспитание и художественную ценность в удивительных местах — даже в видео под названием «Соединенный плод леди».«Когда наша семья садится на обед, и 10-летняя Эрика начинает риффить эпизод из Саус-парка, мы разделяем тот тип связи, который, как утверждают культурные консерваторы, слишком мал в американской семье Life.Journal of Moral Education, журнал для Справедливое и заботливое образование, журнал экологического образования). Документ «Отношения и нравственное воспитание» побуждает родителей начинать половое воспитание для детей младшего школьного возраста дома. ,

Примеры и определение морали

Определение морали

Произведенный из латинского термина « morālis », мораль означает сообщение, переданное из истории, стихотворения или события или извлеченные из них уроки. Нет необходимости, чтобы автор или поэт четко это указывали. Это может быть оставлено на усмотрение аудитории или учащихся. Тем не менее, порой мораль четко выражена в форме пословицы.

Мораль истории — это универсальный аспект большинства художественной литературы, который не только развлекает, но и служит для обучения, информирования и улучшения аудитории.Например, хор в классической драме прокомментировал происходящее и вытащил сообщение для зрителей. В романах Чарльза Диккенса, с другой стороны, рассматриваются недостатки социально-экономической системы викторианской Британии, несущие в себе мораль их собственного типа, которые являются неявными.

В детской литературе мораль вводится исключительно фразой «Мораль истории — это…». В современном рассказе не используются эти явные приемы, а используется ирония и другие способы его передачи.

Примеры морали в литературе

В основном, басни Эзопа, как полагают, имеют сильные моральные выводы. Однако почти во всех литературных произведениях есть некоторые нравы, которые нужно донести до читателей. Литературные произведения, ориентированные на детей, изобилуют моральными уроками. Они дают детям позитивные уроки и ориентиры на будущее. Такие максимы, как «дружить с тем, кому ты не нравишься», «не судить людей по тому, как они выглядят» и «медленные и устойчивые победы в гонке», обычно являются уроками, которые можно найти во многих историях.

Пример № 1: Лиса и виноград (Автор Эзопа)

«Снова и снова он пытался найти соблазнительный кусочек, но в конце концов ему пришлось отказаться от него и уйти с носом в воздух, говоря: «Я уверен, что они кислые.»

Это заключительные строки, взятые из Эзопа Лиса и Виноград . Именно в последнем утверждении лиса выражает свою неприязнь к винограду, которую она пыталась понять снова и снова. Эта конкретная история Эзопа обсуждает общую привычку людей, которые не могут признать свое поражение.Вместо этого они передают вину кому-то или чему-то другому. То же самое касается лисы в этой истории, которая терпит неудачу после нескольких попыток.

Пример № 2: Доктор Фаусту (Автор Кристофер Марлоу)

«Боже мой, Боже мой, не смотри на меня так жестоко!
Ольхи и змеи, дай мне немного подышать!
Ужасно, черт возьми, не зря: не приходи, Люцифер:
Я сожгу свои книги: Ах, Мефистофилис!

Можно легко обнаружить ужас и ужас, выраженные докторомФауст в своем заключительном монологе. Его падение указывает на то, что, несмотря на то, что он был образованным человеком, он совершил большую ошибку, продав свою душу дьяволу. Его раскаяние в своих злодеяниях заставляет читателя понять, что путь дьявола обречен. История доктора Фауста символизирует вечную борьбу между добром и злом, пороком и добродетелью.

Пример № 3: История Рассела, принца Абиссинии (Сэмюэль Джонсон)

«Здесь передо мной мир; Я рассмотрю это на досуге: наверняка счастье где-то можно найти … Счастье должно быть чем-то твердым и постоянным, без страха и без неуверенности.

В своем знаменитом романе Расселас Сэмюэль Джонсон рассказывает историю о принце, который бежит из долины счастья в поисках вечного счастья, которое он в конечном итоге нигде не находит. И это моральный урок этой сказки.

Функция морали

В период с 1780 по 1830 год нравственность была связана с основным назначением литературы, особенно литературы, написанной для детей. В 18-м веке работы Джона Локка и Жана-Жака Руссо сосредоточили свое внимание на детях как зрителях литературы.Однако, как было сказано Э. М. Форстером: у каждой хорошей истории есть мораль, а у каждой плохой истории есть мораль, теперь необходимо вывести мораль. Это потому, что в конечном итоге цель литературы — сделать мир лучше, что невозможно без обучения морали. Следовательно, мораль необходима для литературного произведения, которое затем выступает в качестве основной сущности любого литературного произведения.

определение морали по Свободный словарь

Нравственный принцип встретил материальный интерес на мосту, который достаточно широк для одного. Применяя этот принцип к человечеству, Ницше атаковал христианские моральные ценности: «Существует такая вещь, как моральное мужество, и моральное мужество никогда не бывает безрезультатным». Я могу » Сейчас я не скажу, что это за мораль, но я немного ее запомню. Мораль, которую я рисую, заключается в том, что писатель должен искать награду в удовольствии от своей работы и в освобождении от бремени своей мысли; и, безразлично к чему-либо еще, не заботится о похвале или осуждении, неудаче или успехе.Таким образом, нет справедливого основания для обвинения, выдвинутого против меня некоторыми невеждами, — что я никогда не писал моральный рассказ или, точнее говоря, рассказ с моралью. Рассказ состоит просто в повествовании история либо основана на фактах, либо создана исключительно воображением и не обязательно связана с преподаванием какого-либо морального урока. Мы можем попасть в моральные затруднения; прежде чем мы узнаем об этом, мы можем оказаться в гуще борьбы добра со злом ». Поскольку объектами подражания являются люди в действии, и эти люди должны относиться либо к высшему, либо к низшему типу (поскольку моральный характер в основном отвечает эти различия (добро и зло являются отличительными признаками моральных различий), из этого следует, что мы должны представлять людей либо лучше, чем в реальной жизни, либо хуже, либо такими, какие они есть.Моральный закон заставляет людей быть в полном согласии со своим правителем, так что они будут следовать за ним независимо от своей жизни, не испытывая никакой опасности. Моральная сила атакующей французской армии была исчерпана. хитро разделить и разделить его; расплавить его до жидкости, превратить в газ; это всегда будет весить фунт; он всегда будет притягивать и сопротивляться другим вещам в полной мере весом в один фунт: — и атрибуты человека, его остроумия и его моральной энергии будут проявлять, согласно любому закону или тушению тирании, свою надлежащую силу, — если не открыто, а затем скрыто; если не за закон, то против него; если не полезно, то ядовито; с правом или силой.,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *