Волюнтаристский подход – Волюнтаризм — что это такое простыми словами

ВОЛЮНТАРИЗМ — это… Что такое ВОЛЮНТАРИЗМ?

(от лат. voluntas – воля) – идеалистич. течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеч. воли от окружающей действительности. При всех разновидностях В., все его сторонники враждебны материализму и детерминизму, ибо абсолютизируют психич. жизнь человека, отрицают причинную обусловленность явлений и возможность науч. познания действительности. Подавляющая часть волюнтаристов стоит на субъективно-идеалистич. позиции, понимая под «волей» человеч. волю, а следовательно, примат субъекта над объективным миром. Объективирование воли, проводимое в религ. системах, в к-рых бог наделяется волей, повелевающей людьми и событиями, приводит к объективному идеализму. В. как филос. направление возник в 19 в., хотя в конце 18 в. о самостоятельности воли писал Кант, к-рый заявлял, что существование свободной воли нельзя теоретически ни доказать, ни опровергнуть, оно доказывается практич. разумом; без свободы воли, утверждал Кант, нравств. закон потерял бы всякий смысл. В духе последовательного субъективного идеализма выступал Фихте, к-рый отождествлял волю с разумом и провозгласил человеческое «я» творцом действительности. Как теория В. оформляется в философии нем. идеалиста Шопенгауэра. В произведении «Мир как воля и представление» (Bd 1–2, 1819–44, рус. пер. 1900–01) Шопенгауэр утверждал, что в мире господствует слепая, неразумная, бесцельно действующая мировая воля. Познание воли средствами науки невозможно, она не поддается ни рациональному, ни эмпирич. постижению. У Шопенгауэра В. связан с пессимизмом, так же как и у другого крупного сторонника В. – Э. Гартмана. Ницше пошел еще дальше, объявив движущей силой истории «волю к власти», провозгласив «культ силы» и выступив против идеалов социальной справедливости, против социализма и демократии. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше явился одним из идейных источников фашизма. В. является характерной чертой идеологии фашизма. В России характерным проявлением В. был развиваемый народниками субъективный метод в социологии (Лавров, Михайловский и др.), к-рый отрицал объективные законы истории и утверждал, что развитие общества зависит от воли отдельных «героев», ведущих за собой «толпу». В конце 19 – нач. 20 вв. В. проник и в психологию. Вундт, в частности, заявлял: «…нам прямо-таки неизвестна никакая иная деятельность, кроме деятельности нашей воли» («Система философии», СПБ, 1902, с. 253). В области психологии к В. примыкали Тённис и Паульсен (введшие в литературу сам термин «В.»), Гёффдинг, Липпс, Фрейд; из русских бурж. психологов – Н. Лосский («Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма», 1903). Не свободны от В. неокантианцы Виндельбанд, Риккерт и др. В. получил распространение и в прагматизме. Критика волюнтаристич. идей содержалась в работах материалистов: Гоббса, Спинозы, Гольбаха, Ламеттри, Герцена, Чернышевского и др. Исчерпывающую критику В. дает марксизм-ленинизм, доказавший, что «необходимость природы есть первичное, а воля и сознание человека – вторичное. Последние должны, неизбежно и необходимо должны, приспособляться к первой» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 176). Свобода воли означает не что иное, как способность принимать решение со знанием дела (см. также ст. Воля).
Лит.:
Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 106–08; Ленин В. И., Что такое «друзья народа»…, Соч., 4 изд., т. 1, с. 142; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14, гл. 3, § 6; Кант И., Критика практического разума, пер. с нем., 2 изд., СПБ, 1908; Фихте И., Избр. соч., т. 1. [M.], 1916; его же, Назначение человека, пер. с нем., СПБ, 1913; Ницше Ф., Воля к власти, Полн. собр. соч., т. 9, пер. [с нем.], М., 1910; Виндельбанд В., О свободе воли, пер. с нем., М., 1905; Вундт В., Введение в философию, пер. с нем., М., 1902.

М. Баскин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

dic.academic.ru

ВОЛЮНТАРИЗМ — это… Что такое ВОЛЮНТАРИЗМ?

  • волюнтаризм — (от лат. voluntas воля) течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Согласно В., волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВОЛЮНТАРИЗМ — (от лат. voluntas воля) термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле. Общество является продуктом взаимодействия людей, наделенных волей,… …   Философская энциклопедия

  • Волюнтаризм — (лат. voluntas ерік) – ерікті болмыстың жоғары принципі деп мойындайтын, ерікті бастаманы табиғат пен қоғамның объективтік заңы деп ойлайтын (есептейтін) және адами мақсаттылықты, ерік білдіру мен іс әрекетті абсолюттендіретін философияның бір… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Волюнтаризм

    — (от лат. voluntas – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни. Политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого,… …   Политология. Словарь.

  • ВОЛЮНТАРИЗМ — (от латинского voluntas воля), 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А.… …   Современная энциклопедия

  • ВОЛЮНТАРИЗМ — (от лат. voluntas воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883) …1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Волюнтаризм — (от лат. voluntas воля) направление в философии и психологии. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли , которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Волюнтаризм в психологии… …   Психологический словарь

  • Волюнтаризм — (от латинского voluntas воля), 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВОЛЮНТАРИЗМ — (лат. voluntas воля) философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива… …   Новейший философский словарь

  • ВОЛЮНТАРИЗМ — ВОЛЮНТАРИЗМ, волюнтаризма, мн. нет, муж. (от лат. voluntarius волевой). 1. Направление идеалистической философии, признающее волю основой действительности, всего существующего (филос.). 2. Направление психологии, рассматривающее волю, как главный …   Толковый словарь Ушакова

  • dic.academic.ru

    Волюнтаризм — это… Что такое Волюнтаризм?

    (от лат. voluntas – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни. Политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого, стихийного начала в политике, трактуют ее как спонтанный, иррациональный процесс произвольных решений и действий, не основанных на программе деятельности, конкретной и реальной цели общественно-политического развития страны, региона. Абсолютизация волевых желаний вне их объективного наполнения, содержания неизбежно ведет к краху проводимой политики, ее ущербности. Волюнтаризм характерен для политиков линейного движения мысли и действия, догоняющей модернизации, субъективистского стиля политического мышления, сопутствующей «культуры», алогичного и антидиалектического склада мышления. Разрывая сущее и должное, они приукрашивают должное, которое к тому часто просто недостижимо. Поэтому волюнтаризм как течение политической мысли и действия наносит большой ущерб политической консолидации и интеграции социальных сил общества и государства, вносит деструктивные моменты в способы принятия и осуществления решений и в целом является деструктивной силой. Корни политического волюнтаризма находятся во внешних детерминантах общественного развития (экономике, социальности и др.), но главные из них, безусловно, политические: отчужденность народа, социальных слоев и групп от политической власти и политической деятельности, от процесса управления делами государства; существование авторитарно-центристской, бюрократической модели управления «сверху»; неразвитость, а порой и отсутствие политического сознания и культуры политических субъектов, их однолинейный, формационный стиль мышления; начальственная ориентация в деятельности многих людей и другие.

    Шпак В.Ю.

    Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

    Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

    dic.academic.ru

    волюнтаризм — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. волюнтари́зм волюнтари́змы
    Р. волюнтари́зма волюнтари́змов
    Д. волюнтари́зму волюнтари́змам
    В. волюнтари́зм волюнтари́змы
    Тв. волюнтари́змом волюнтари́змами
    Пр. волюнтари́зме волюнтари́змах

    во-люн-та-ри́зм

    Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -волюнтар-; суффикс: -изм [Тихонов, 1996].

    Произношение

    • МФА: ед. ч. [vəlʲʊntɐˈrʲizm]  мн. ч. [vəlʲʊntɐˈrʲizmɨ]

    Семантические свойства

    Значение
    1. филос. идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества ◆ Волюнтаризм и иррационализм пасуют перед малым разумом, перед рассудком, и ограничивают его господство лишь тёмной, иррациональной волей. Н. А. Бердяев, «Философия свободы», 1911 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Конечно, нет никакого сомнения, что волюнтаризм Хомякова относится к космосу, к тварному бытию, т. е. не ведёт нас к абсолютированию мира, т. е. к пантеизму. В. В. Зеньковский, «История русской философии», 1948 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    2. психол. признание воли, а не разума, решающим фактором психической жизни ◆ Яркой фигурой в истории страны он стал благодаря двум чертам своего характера — бонапартизму и волюнтаризму.
    3. полит. субъективистские решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности развития чего-либо ◆ Процесс созидания — дело живое, оно не терпит авторского волюнтаризма, предвзятости, следования намеченной схеме. Э. А. Рязанов, «Подведённые итоги», 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ В последующие за переворотом годы многие, если в разговоре упоминался Хрущёв, начинали поноси́ть его за волюнтаризм, и некоторые наверняка искренне. Константин Феоктистов, «Траектория жизни», 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    Синонимы
    1.  ?
    2.  ?
    3.  ?
    Антонимы
    1.  ?
    2.  ?
    3.  ?
    Гиперонимы
    1.  ?
    2.  ?
    3.  ?
    Гипонимы
    1.  ?
    2.  ?
    3.  ?

    Родственные слова

    Этимология

    Происходит от англ. voluntarism «волюнтаризм», от voluntary «добровольный; произвольный», из лат. voluntarius «добровольный, действующий по своей воле», далее из voluntas «воля, желание, хотение», далее из volo «хотеть, желать» (восходит к праиндоевр. *wel-/*wol- «нравиться»).

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Библиография

    Морфологические и синтаксические свойства

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. волюнтари́зм волюнтари́зми
    Р. волюнтари́зма волюнтари́змів
    Д. волюнтари́змові, волюнтари́зму волюнтари́змам
    В. волюнтари́зм волюнтари́зми
    Тв. волюнтари́змом волюнтари́змами
    М. волюнтари́змі волюнтари́змах
    Зв. волюнтари́зме* волюнтари́зми*

    во-люн-та-ри́зм

    Существительное, неодушевлённое, мужской род, тип склонения 1a.

    Корень: .

    Произношение

    Семантические свойства

    Значение
    1. волюнтаризм (аналогично русскому слову) ◆ Розчарувавшися після дев’ятсот п’ятого року в революції та в домінуючій ролі мас, Петлюра вважав себе тепер прихильником та послідовником ідей волюнтаризму й ірраціоналізму: сповідав суб’єктивний ідеалізм та визнавав примат індивідуума. — Разочаровавшись после девятьсот пятого года в революции и в доминирующей роли масс, Петлюра считал себя теперь сторонником и последователем идей волюнтаризма и иррационализма: исповедовал субъективный идеализм и признавал примат индивидуума. Смолич Юрій, «Мир хатам, війна палацам», 2009 г. (цитата из Корпуса текстов украинского языка, см. Список литературы)
    Синонимы
    Антонимы
    Гиперонимы
    Гипонимы

    Родственные слова

    Ближайшее родство

    Этимология

    Происходит от англ. voluntarism «волюнтаризм», от voluntary «добровольный; произвольный», из лат. voluntarius «добровольный, действующий по своей воле», далее из voluntas «воля, желание, хотение», далее из volo «хотеть, желать» (восходит к праиндоевр. *wel-/*wol- «нравиться»).

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Библиография

    ru.wiktionary.org

    Что такое волюнтаризм простыми словами?

    Иногда, начиная узнавать, что значит незнакомое слово, можно столкнуться с большим количеством разнообразной информации, полной не более понятных терминов, сложных формулировок и множества отсылок к словарям всех специализаций. Любознательность в таких случаях, бывает, слегка угасает.

    Есть шанс, что так закончится попытка разобраться с тем, что такое «волюнтаризм». Слово, которое периодически попадается на глаза или задевает слух, имеет массу трактовок и сфер применения, соответственно, немало определений. Понятием «волюнтаризм» пользуются философы, социологи, политологи и психологи, его применяют в обществознании, а также для обозначения позиции в отношении этики и морали. А что это простыми словами?

    В поиске ответов на вопросы

    Волюнтаризм: история развития понятия

    Термин ввел в конце позапрошлого века социолог Ф. Теннис, но сами идеи существовали значительно раньше, еще со времен средневековья, когда воля признавалась главенствующей над мышлением.

    Слово «волюнтаризм» происходит от латинского voluntas, что значит «воля». В зависимости от области применения (политика, философия, этика, социология, обществознание, психология, экономика) волю трактуют не одинаково, но везде ей принадлежит решающее значение в развитии человека и общества.

    В 19-м веке волюнтаризм превратился в философское учение, его сторонники не имели единого мнения и признавали важнейшим элементом всего сущего или разумную волю, или слепую и бессознательную. В конце этого же века волюнтаризм проявился и в психологии.

    Волюнтаризм в философии

    Понятие волюнтаризма относится к идеалистическим теориям — первостепенное значение в происхождении и существовании всего и вся отдается нематериальным категориям.

    Представители различных течений учения понятие воли толкуют неоднозначно, но все философы-идеалисты отдают ведущую роль в развитии всего существующего воле бога или человека. Они отрицают объективные, с точки зрения реализма, потребности общества и законы природы.

    С точки зрения исторического изменения философских взглядов, волюнтаризм характеризует период смены убеждения, что человек есть носитель теоретического сознания того, что он — существо деятельное и действующее, ориентирован на результат и добивается его. Проблема свободы выбора и принятия решений человеком существует и всегда будет существовать. В противовес течениям с фаталистическим пониманием устройства мира и общества (все предрешено, система решает все и т. п.).

    Можно встретить очень категоричное понимание того, что такое волюнтаризм в философии. Основывается на убеждении о том, что воля — это то, с чего все началось и то, благодаря чему все происходит. Она является бессознательной первопричиной всего сущего и основой духовной жизни человека. Абсолютно конкретная, но все же абстрактная, сама по себе воля — из ниоткуда.

    Невозможное возможно

    Значение слова «волюнтаризм» в сфере морали и этики

    В области морали волюнтаризмом называют убежденность, что нравственные нормы каждый должен устанавливать себе сам, независимо от выбора окружающего общества. Это одна из наиболее радикальных идей, основанных на мнении, что зло и добро относительны. В повседневной жизни выражается как отрицание всего известного, устоявшегося, накопленного опытом поколений, придание основного значения индивидуальным решениям во всем. Ведет в итоге к потере морали.

    В современном буржуазном обществе волюнтаристское понимание нравственных законов – довольно широкое явление. Это объясняется кризисом строя и распространенной гражданской позицией противопоставления себя обществу.

    Самоуверенный человек

    Общественно-политическое определение

    Что такое волюнтаризм в отношении общественно-политической деятельности? Существует довольно радикальное понимание, которое выделяет главную роль воле человека и может являться объяснением авантюрных военных мероприятий и идей неофашизма. Философия и этика волюнтаризма критикуется с точки зрения марксизма-ленинизма.

    Также в некоторых источниках встречается и другое значение волюнтаризма – он понимается как общественный строй, созданный посредством команд, усилием воли, а не природными процессами развития. Такое общество считается противоестественным, нехарактерным для человеческой расы, в отличие от сформировавшихся во время естественного хода истории: феодального, капиталистического, социалистического и. т.д., но волюнтаризм имеет одно из этих направлений.

    Волюнтаристы переоценивают роль воли в развитии человеческого общества. Считают, что можно успешно влиять на социальные процессы и перестраивать общество сознательным усилием, не считаясь с естественным ходом истории. Свое мнение строят на анализе довольно поверхностного ознакомления с ситуацией, а не на углубленном научном ее изучении.

    Указания свыше

    Экономика и политика

    Применительно к конкретной хозяйственно-политической практике можно сказать, делая термин предельно простым, что волюнтаризм – это решения, принятые под руководством личных желаний и убеждений, вопреки рекомендациям специалистов и здравому смыслу, реальным условиям.

    В экономической и политической сферах определение «волюнтаризм» часто используют в отношении стиля деятельности какого-то лидера. Например, позиция И. В. Сталина в отношении людей, некорректное поведение Н. С. Хрущев, создавшее в свое время определенное мнение о стране в целом.

    Волюнтаристской политикой называется та, которая не считается с объективными возможностями, условиями, естественными законами игнорирует вероятные последствия своей деятельности. Например, изменение направления рек, постройка предприятий и сооружений своим существованием критично нарушающих законы природы.

    Она характеризуется стихийными действиями, основывается не на обдуманной программе действий, а на череде иррациональных решений, не направленных на продуманное целенаправленное развитие государства. Считается разрушительной.

    Весы - символ взвешенного решения

    Природа возникновения политического волюнтаризма

    На возникновение политического волюнтаризма влияют социальные и экономические факторы, но главными причинами можно назвать все же проблемы общественного государственного строя – отдаленность народа и разных групп населения друг от друга и от сферы принятия решений, важных для страны, модель общества, построенная на принципе верховного руководства, незаинтересованность в участии в принятии решений гражданами, а часто непонимание данного вопроса, отсутствие политической культуры и сознания.

    Позитивная трактовка волюнтаризма в политике

    Существует другое понимание того, что такое волюнтаризм в политике. В этом случае имеется в виду такая социально-экономическая модель организации общества, которая построена на свободном волеизъявлении всех его членов, без принуждения извне.

    Обществознание и социология

    Обществознание и социология иногда трактуют волюнтаризм более узко – как разнообразие форм влияния деятельности людей и их взаимодействия друг с другом на обстоятельства и условия их жизни, а также на развитие, изменение общества в целом. Тогда индивидуальная деятельность каждого рассматривается как одна из основных движущих сил развития всего социума. Именно личный выбор, решения, цели играют ведущую роль.

    Большинство социологических теорий не принято считать чисто волюнтаристскими. Они содержат в себе и противоположные черты. Например, отдавая должное роли каждого в отдельности и его личного выбора, признается значимое влияние тех или иных объективных факторов.

    Книга - символ учения

    Психология и волюнтаризм

    В психологической науке различают два волюнтаристических подхода:

    1. Воля признается психическим процессом, качественно уникальным и сложным.
    2. Придающий воле еще большую значимость. Его сторонники признают наличие первичной, врожденной воли у людей как способности, зависящей только от них. Она определяет всю остальную психическую деятельность. Возможность волевых действий объясняется существованием этой духовной сущности. Воля в таком понимании сознательно не контролируется и не зависит от общества. В то же время некоторые приверженцы этого подхода не отрицали разнообразие психических процессов, хотя принцип осуществления их всех считали однотипным с волевым. Управление другими

    Волюнтаризм в психологии характеризует превосходство свободной воли над разумом и естественными законами, ее определяющую роль в жизни людей, преувеличивает влияние сознания и психики в деятельности человека, но недооценивает значение объективной реальности, считая, что воля от нее не зависит. Противоположность волюнтаризму – детерминизм — признает важность воздействия внешних факторов.

    Также можно встретить мнение, что волюнтаризм – такое подчинение человеком с сильной волей более слабого, при котором желания и возможности последнего не учитываются.

    fb.ru

    Волюнтаризм Волюнтарист | Что такое Волюнтаризм Волюнтарист

              Волюнтаризм как качество личности – склонность игнорировать в своей деятельности реальные обстоятельства, объективные законы природы и общества.

            В одном лесу умер царь Лев. Собрались звери и стали решать, кого вместо него выбрать лесным правителем. Секретарь Льва, Осел, сказал: — Будем выбирать по ушам. У кого уши длиннее, тот и будет править.     Но, к его разочарованию, уши оказались длиннее у Зайца. Мудрый Филин сказал ему: — Пожалей ты лес и зверей, не занимай чужое место, ведь никогда не сможешь ты, Заяц, стать Львом. Но не послушал Заяц Филина, и стал править вместо Льва. Начал он учить всех зверей хлопать ушами, и прыгать то в одну сторону, то в другую, пока не вытоптали они все грибы и ягоды в лесу. Стали возмущаться звери, но не было у Зайца ни дальновидности, ни хитрости, ни острых когтей. Он только хлопал всем ушами, да продолжал прыгать. Собрались тогда Медведь, Волк, и Лиса, и съели Зайца, а большой лес порубили и поделили между собой.

            Волюнтаризм – это беспардонное вмешательство воли в отношения между умом и разумом. Ставить волю выше разума – значит, зачеркнуть развитие разума. Человек, в силу разных обстоятельств, становится носителем предрассудков, заблуждений, ложных психологических установок и ограничивающих убеждений. До тех пор, пока его существо не очистится от этого «мусора», он не может полагаться на свою волю. Это принципиальный момент. А поскольку добиться чистоты сознания с полной гарантией невозможно, постольку абсурдно уповать на объективность своего волеизъявления.

           Волюнтарист отталкивается от ложных представлений о себе, от искаженного, субъективного восприятия внешнего мира. Преувеличивая важность воли в деятельности людей, он считает возможным перестраивать общественные процессы так, как ему вздумается. Он не признает либо игнорирует действие объективных экономических законов. Ему невдомек, что экономические законы действуют помимо воли и сознания людей. Без оглядки он пытается отменить законы денежного обращения, закон стоимости и закон спроса и предложения.

             Римский император Калигула, будучи деспотом и жестоким диктатором, явно проявлял волюнтаристские наклонности. Его потуги надругаться над экономическими законами вполне понятны: он требовал к себе отношения, как к Богу.  Расточительный, падкий до всякого рода роскоши, Калигула вконец разорил государственную казну. И тогда самонадеянный правитель решил, что поправить дела можно очень просто. Он приказал собрать на морском побережье обычные ракушки и объявил их деньгами. Но даже самый могущественный властелин не может по своему хотению «придумать» деньги. Раковины Калигулы не имели ценности, их никто не брал, и затея кончилась крахом.

             Волюнтарист не утруждает себя анализом и исследованием сложности конкретной социальной ситуации, ограничиваясь своим поверхностным восприятием. Действуя в связке с импульсивностью, он хватается за первую мысль, которая пришла ему в голову и, как упрямый осел, настаивает на ее реализации. На первый план волюнтарист выдвигает идейно-психологическую сторону вопроса, забывая о предметно-содержательной его составляющей. В результате возникает пропасть между волюнтаристскими словами и подлинными условиями реальной жизни. Слова приходят в противоречие с закономерностями и естественно складывающимися тенденциями общественной жизни.

            Волюнтарист свято чтит слова Людовика XIV: «Государство – это Я». В отличие от своевольного человека, совершающего в быту поступки по своей прихоти и произволу, волюнтарист более масштабен и политичен. Он замахивается на ход Истории и судьбы народов.

           Н.С. Хрущев побил все возможные рекорды по демонстрации волюнтаризма. За одну ночь возвел печально известную Берлинскую стену.  Вспоминаешь имя Хрущева, и сразу возникает его родное качество – волюнтаризм. Захватив власть, он вскоре пообещал догнать и перегнать Америку. В Киеве на пленуме респуб­ликанского ЦК, возбужденный собственными планами, Хрущев говорил: «Американцев беспокоит один вопрос — когда? Я им отвечал: можете себе в блокнотик записать — в 1970 году мы вас догоним (бурные аплодисменты) и пойдем дальше, а в 1980 году в два раза будем больше производить, чем производит Америка (бурные аплодисменты)». 14 декабря 1959 года Хрущев на президиуме ЦК объяснил, каким будет коммунистическое общество: «Всех детишек взять в интернат, всех детей от рождения до окончания образования взять на государственное обес­печение, всех стариков от такого-то возраста — обеспечить всем… Я думаю, что когда мы одну-две пятилетки поработаем, мы сможем перейти к тому, чтобы всех людей кормить, кто сколько хочет. У нас хлеб будет. Мясо — еще две пятилетки (это максимум), и пожалуйста — кушай. Даже в капиталистических странах есть рестораны, где можно заплатить сколько-то и можешь кушать, что хочешь. Почему же при нашем социалистическом и коммунистическом строе нельзя будет так сделать?..»

           Одним из самых волюнтаристских начинаний Хрущева было освоение целины. Партия бросила клич, и в Казахстан отправились как рядовые колхозники, так и образованные люди, выпускники лучших вузов страны, мечтая поднять пустующие земли и дать Родине так нужный ей хлеб. Освоение целины началось без всякой предварительной подготовки, при полном отсутствии инфраструктуры — дорог, зернохранилищ, квалифицированных кадров, не говоря уже о жилье и ремонтной базе для техники. На целину отправляли все производимые в стране тракторы и комбайны, мобилизовали студентов на время летних каникул, отправляли в сезонные командировки механизаторов. Это вело к высокой себестоимости целинного хлеба, которая была гораздо выше, чем в центре России. Природные условия степей не принимались во внимание: не учитывались песчаные бури и суховеи, не были разработаны щадящие способы обработки почв и адаптированные к этому типу климата сорта зерновых. В результате урожайность на целине была в среднем ниже общесоюзной. Целины освоили тогда около сорока трех миллионов гектар. Но результат оказался несоразмерным с произведенными затратами.

    Петр Ковалев
    Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    podskazki.info

    Волюнтаризм (философия) — Карта знаний

    • Волюнтари́зм (лат. voluntas — воля) — идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, волюнтаризм противостоит рационализму (или интеллектуализму) — идеалистическим философским системам, которые считают основой сущего разум (или интеллект).

      Термин «волюнтаризм» был введён в конце XIX века социологом Ф. Тённисом. Однако волюнтаристские идеи в этике и в философии выдвигались и раньше А. Шопенгауэром, Ф. Ницше, А. Бергсоном.

      Волюнтаризм рассматривает волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра.

      В аллегорическом смысле волюнтаризм является своего рода борьбой личности с обстоятельствами.

    Источник: Википедия

    Связанные понятия

    Иррационали́зм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие вещи как интуиция, чувства, вера, инстинкт, откровения и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности. Актуальный идеализм (итал. attualismo) — философия итальянских гегельянцев Джовани Джентиле и Бенедетто Кроче. Материали́зм (лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование в сфере бытия единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе сознание… Плюрали́зм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу основ или форм бытия (онтологический плюрализм), а значит и форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму. Эмпириомонизм («Эмпирiомонизмъ») — фундаментальная философская работа Александра Богданова, опубликованная им в 1906 году в Санкт-Петербурге. Книга представляет собой попытку синтеза марксизма и позитивизма. Подверглась резкой критике соратников автора (Ленин и Плеханов) за ревизионизм и субъективный идеализм.

    Упоминания в литературе

    ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas – воля) – учение, согласно которому воля как целенаправленное усилие является основой социальных процессов. Порой В. рассматривает волю в качестве основополагающего онтологического принципа. В. противопоставляет волю разуму, деятельность – созерцанию, творческую активность – рутине, свободу – необходимости. Термин был введен в XIX в. немецким философом, культурологом, социологом Ф. Теннисом. Философия XIX в. в целом (если не считать консервативный спиритуализм) оказалась оппозицией немецкому трансцендентализму. Понятие духа становится естественной мишенью для критики таких направлений, как позитивизм, марксизм, волюнтаризм. «Дух» остается релевантным понятием для мыслителей постромантического толка (Карлейль, Торо, Эмерсон) и для некоторых представителей «философии жизни», но в последнем случае он обычно понимается как более или менее удачный псевдоним «жизни», или напротив, как опасный недуг, тормозящий самоутверждение витальности (линия от Ницше в XIX в. до Шпрангера и Клагеса в XX в.). Советский философ доктор философских наук И. И. Антонович в своих работах раскрыл апологетический характер буржуазной аксиологии. Наиболее ярко он проявился в философии иррационализма и волюнтаризма немецкого теоретика Фридриха Ницше (1844–1900). Пытаясь утвердить, в противовес реально существующим общественным отношениям, «естественный», ничем не сдерживаемый поток «жизни», Ницше предпринимает ультрарадикальную критику всех «ценностей», в том числе христианства («Антихристианин», 1888), и утверждает свою систему «ценностей». «Разум даже в самом мудром человеке составляет исключение: хаос, необходимость, вихрь – вот правило»…20 Прежним культурным ценностям, которые Ницше назвал «смердящей ложью», он противопоставил «активный нигилизм», идеи «сверхчеловека», «волю к власти», мораль, гласящую: «падающего толкни»… Человеку, не читавшему философских сочинений Ницше, весьма трудно понять смысл его культурно-ценностного «нигилизма». В этом весьма существенно помогают многочисленные афоризмы, разбросанные там и сям по страницам его книг. Вот некоторые из них: Всё дело в том, что саму постановку вопроса о первичности материи или сознания В. В. Жириновский считает не только надуманной, но и вредной для реальной жизни, в частности, для политической деятельности. Нельзя принижать роль сознательного начала в общественной жизни, недооценивая при этом роль личности в истории. Как равным образом и наоборот: нельзя навязывать обществу вместо видения и понимания объективного закономерного хода его развития оторванные от жизни, основанные на субъективизме и волюнтаризме теории, эксперименты и утопии. Несмотря на обозначенную общую тенденцию в правопонимании Ренессанса, связанную с переоценкой роли волевого фактора, не следует примитивизировать сложный качественный переход от провиденциализма к волюнтаризму в политико-правовой мысли. Божественное начало, безусловно, сохраняется, к нему будут апеллировать и более поздние учения. Но речь идет, прежде всего, о начале неотвратимого вытеснения божественного закона законами человека и природы.

    Связанные понятия (продолжение)

    Догмати́зм (др.-греч. δόγμα «мнение, учение; решение») — способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них. Трансцендентализм — философско-литературное течение, сформированное в XIX веке в США представителями радикальной интеллигенции бостонского «Трансцендентального клуба». Манифестом-эссе движения стал текст Ральфа Уолдо Эмерсона «Природа» (англ. Nature, 1836). Кроме Эмерсона к трансцендентализму относятся Г. Д. Торо, А. Б. Олкотт, М. Фуллер, Т. Паркер, Дж. Рипли, О. Фрозингем, Э. Пибоди, Ф. Хедж, У. Г. Чаннинг, С. Х. Уитман, Н. Готорн. Трансценденталисты объединились вокруг журнала «The Dial», просуществовавшего… Интуитиви́зм — направление в философии, признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания и отвергающее формализацию акта познания в других философских направлениях. Интуитивизм возникает на рубеже XIX—XX вв. и противопоставляет себя позитивистскому пониманию научного знания и ограничению человеческого опыта исключительно сферой чувственного восприятия. Русское гегельянство представляет собой преломление философских идей Гегеля в русской философской традиции. «Тезисы о Фейербахе» (оригинальное название — нем. Thesen über Feuerbach) — рукописная работа Маркса из 11 тезисов, где высказана мысль о ведущем значении в жизни общества революционной практики. Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи (см. Основной вопрос философии) в сфере бытия. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии. Категории материализма и идеализма во все эпохи являются историческими категориями. Применяя… Немецкий идеализм, или немецкая классическая философия, — этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. В советской философской литературе понятие немецкая классическая философия включало также философское учение Л. Фейербаха. Персонали́зм (от лат. persona — личность) — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности — Бога. Абстрактный гуманизм — гуманистические идеи и суждения, теоретически и логически верно построенные на категориях гуманизма, но по существу отдаленные от жизни, идеализирующие её, отвлеченные от специфики её форм и проявлений. Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, — это совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только… Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура (нем. Differenz der demokritischen und epikureischen Naturphilosophie) — докторская диссертация К. Маркса. Написана в 1839—1841 годах. Явилась важным этапом в формировании взглядов Маркса. Выступая в ней в целом с идеалистических, гегельянских позиций, он отстаивает в ней атеистические взгляды и принцип активного отношения философии к жизни. Актуальность диссертации заключалась в том, что Демокрит являлся таким же классиком древней… Антропоцентри́зм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — философское идеалистическое и мировоззренческое представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гумани́зм — «человечность»— система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной. Философия жизни (нем. Lebensphilosophie) — иррационалистическое течение в европейской философии, получившее преимущественное развитие в Германии в конце XIX — начале XX веков. Фидеизм (от лат. fidēs — вера) — философское учение, утверждающее главенство веры над разумом и основывающееся на простом убеждении в истинах откровения. Существенной частью фидеизма является алогизм. Элитари́зм (фр. élitisme, от фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — это концепция необходимости разделения общества на элиту и массу. Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием… Телеоло́гия (от греч. τέλειος, «заключительный, совершенный» + λόγος — учение) — онтологическое учение о целесообразности бытия, оперирующее наличием разумной творческой воли (Творца) или исходящее из энтелехии. Ставит перед собой задачу ответить на вопрос «зачем, с какой целью?». В современной методологии рассматривается как принцип объяснения, дополняющий традиционную причинность причинами-целями. Корни телеологического подхода к действительности следует искать в тех теряющихся в глубокой древности… Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности. Диалекти́ческий материали́зм — философское направление, базирующееся на синтезе материализма (постулирующего примат объективного мира над субъективным, материального над идеальным) и диалектики Гегеля (постулирующей всесторонние связи и постоянное движение от «низших» форм к «высшим», к абсолюту, раскрывая внутренние механизмы движения и развития различных систем). Основой учения послужили идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, развитые Лениным и другими философами-марксистами. Теи́зм (греч. Θεός — Бог) — в широком значении — вера в Бога или богов; в узком значении — религиозно-философское мировоззрение, утверждающее существование монотеистического Бога, создавшего мир и продолжающего в нём свою активность. Впервые термин «теизм» употребил Ральф Кедворт в работе «Истинная интеллектуальная система универсума». К теизму традиционно относят такие вероучения, как иудаизм, христианство и ислам. Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — термин в философии, теории познания и теологии. Сторонники агностицизма считают принципиально невозможным познание объективной действительности через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Отрицается также возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылах. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее… Система трансцендентального идеализма (нем. System des transzendentalen Idealismus) — философский трактат Шеллинга, опубликованный в апреле 1800 года в Тюбингене на основе прочитанных с 1798 года курсов лекций в Йенском университете. Трактат относится к раннему периоду творчества Шеллинга и в нём заметны влияния его предшественников, в том числе философии Фихте. На русский язык трактат был переведен дважды в 1936 и 1987 году. Америка́нская филосо́фия — обобщённое название философии философов и мыслителей, связанных с США. Интернет энциклопедия философии (Internet Encyclopedia of Philosophy) отмечает, что в то время как в ней отсутствует «ядро определяющих черт, американскую философию, тем не менее, можно рассматривать и как отражение и формирование коллективной американской идентичности на протяжении истории нации.» Атеистический экзистенциализм (англ. Atheistic existentialism) — тип экзистенциализма, сильно расходящийся с работами Сёрена Кьеркегора, посвященным христианскому экзистенциализму, и развивающийся в контексте атеистического видения мира. Кьеркегор и Фридрих Ницше обеспечили экзистенциализм теоретической основой в 19 веке, а их разногласия во взглядах на религию дали толчок развитию и других видов экзистенциализма. Атеистический экзистенциализм был официально признан после публикации в 1943 году работы… Гегелья́нство (нем. Hegelschule: Гегельянская школа) — философское направление, опирающееся на наследие Гегеля. Зародилось в Германии в 30-х гг. XIX века и сразу разделилось на две партии, которые по аналогии с парламентскими фракциями периода Великой Французской революции были обозначены Давидом Штраусом как левое и правое гегельянство. Антиинтеллектуализм — отрицание возможности познания при помощи разума, связанное с приматом нерационального познания и восприятия мира (иррационализм и фидеизм). Моральный универсализм (синонимы: моральный объективизм, универсальная мораль) — метаэтическая позиция, согласно которой возможна этическая система, эффективно регулирующая поведение членов любого сообщества, независимо от культуры, расы, пола, религии, национальности, сексуальной ориентации, или каких-либо других отличительных черт. Моральный универсализм противостоит моральному нигилизму и моральному релятивизму. Будучи некоторыми чертами близок к моральному абсолютизму и ценностному монизму, моральный… Кантиа́нство (нем. Kantianismus) — система критической философии, разработанная Иммануилом Кантом, а также другие философские системы, возникшие под влиянием его идей. Махи́зм — направление в философии и методологии науки конца XIX — начала XX века, основано Э. Махом и Р. Авенариусом. Частичным синонимом термина «махизм» является термин «эмпириокритицизм»: иногда под махизмом понимается только учение Маха, но не учение Авенариуса. Махизм (эмпириокритицизм) считается вторым этапом эволюции позитивизма. Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Сциенти́зм (фр. scientisme, от лат. scientia «наука, знание») — общее пейоративное название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром. Сциентизм сам по себе не является стройной системой взглядов, а скорее может рассматриваться как определённая ориентация различных систем, которые приобрели широчайшую популярность и являются частью мейнстримных взглядов исследователей и широкой публики. Диалектическая логика — философский раздел марксизма, систематически развёрнутое изложение мышления («диалектики как логики»). Тем самым диалектическая логика является теорией познания. Также диалектическая логика понимается как логическая дисциплина о формах правильных рассуждений. Я — центральное понятие многих философских систем, в которых субъект является первичным активным и систематизирующим фактором, носителем духовных способностей. Немецкая философия — обобщенное название для философии на немецком языке, а также философии немецких мыслителей. Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική «искусство спорить, вести рассуждение» от διά «через; раздельно» + λέγω «говорить, излагать») — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления. В диалектическом материализме — общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских… Диалекти́ческая теоло́гия («экзистенциальная теология», «критическая теология», «теология кризиса», «теология парадокса», «теология Слова Божьего», «неоортодоксальная теология») — направление в теологии, возникшее в протестантских церквях Германии и Швейцарии в двадцатые годы XX века. Являясь реакцией на социальный оптимизм и модернизм либеральной теологии, диалектическая теология выработала новый, неоортодоксальный подход к традиционному протестантскому вероучению. Предшественником экзистенциальной… Политическая философия — раздел философии, изучающий идеи, относящиеся к политике, политическим ценностям, сущности политической действительности и интеллектуальным предпосылкам политического анализа. Французский материализм — философское направление во Франции XVII—XVIII века, вдохновленное возрожденным эпикуреизмом. Кризис Средневековья породил интерес к античной мысли, в том числе к философии эпикуреизма. Французские материалисты (Гассенди, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Кондорсе, Ламетри, Кабанис, Нежон), вслед за итальянскими неоэпикурейцами (Лоренцо Валла), в основу своей философии ставили этику удовольствия как антитезу средневековой этики долга. Благодаря этому они получили имя либертинов… Реали́зм, в философии — распространённый европейский философский термин, не имеющий постоянного или общего значения. Использовался для обозначения направлений европейской философии, постулирующих то или иное отношение понятий к реальности. В разные эпохи относился к совершенно различным (и даже — противоположным) направлениям… Универсалия (от лат. universalis — всеобщий) — термин средневековой философии, обозначающий общие понятия. Аналити́ческая филосо́фия (англ. Analytic philosophy) — англо-американская традиция философии, получившая широкое распространение в середине XX века. Аналитическая философия не представляет собой единой школы, поскольку хотя и сформировалась на основе британского неореализма Мура и Рассела, однако также впитала в себя австрийский неопозитивизм (через Айера и Куайна) и американский прагматизм (Пирс, Моррис). От позитивизма она заимствует антиметафизическую направленность (критика философских «псевдопроблем… Идеоло́гия (греч. ιδεολογία от ιδέα «прообраз, идея» + λογος «слово, разум, учение») — совокупность системных упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные…

    Упоминания в литературе (продолжение)

    Кризис европейского Просвещения и вместе с ним изменение религиозно-психологической атмосферы становятся заметны в таких предромантических явлениях, как: апология эмоциональной стихии у позднего Руссо; немецкое литературно-философское течение «Буря и Натиск» с его экспансивным волюнтаризмом; интуиционизм зрелого Гете; антипросвещенческие выпады Гамана и Якоби; визионерская мистика Сведенборга. Трансцендентальный метод Канта оказался в этой среде осью кристаллизации: в XIX в. расцвела «немецкая классическая философия», которая предложила свою многовариантную философию религии[42], и, может быть, не будет преувеличением сказать, что здесь впервые после Августина философия попыталась не только найти формулу гармонии с религией, но и построить изнутри свой философский мир, опираясь на аксиомы христианства. Как бы мы ни оценивали результаты этой попытки, сама ее историческая наличность говорит о том, что многовековому процессу секуляризации европейской культуры была противопоставлена мощная альтернатива, причем, основанная не на реставрации старых моделей христианской философии, а на соединении новейших систем с евангельскими истинами. Показательно, конечно, и то, что уже поколение 40-х гг., по существу, отрекается от наследия «классиков», извлекая из него лишь то, что представляется «рациональными зернами», и возвращаясь – сознательно или бессознательно – к просвещенческому позитивизму и романтическому витализму[43]. Если можно говорить о каких-то реликтах влияния немецкой классики в «провинциальных» регионах тогдашней Европы (испанское краузианство, итальянское гегельянство, русское шеллингианство и гегельянство), то в «столичных» центрах XIX в, – в Германии, Англии, Франции – религиозный пафос немецкой трансцендентальной философии изживается без остатка; господствуют инертный консерватизм, либеральное богословие и разного рода оккультизм. Учение Плотина оказало влияние на Августина (IV–V вв. н. э.), творчество которого ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Августин придал трактовке души особый характер, утверждая, что ее основу образует воля (а не разум). Тем самым он стал инициатором учения, названного волюнтаризмом. Воля индивида, завися от божественной, действует в двух направлениях: управляет действиями души и поворачивает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств, воля творит воспоминания. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт. Идея о внутреннем опыте, обладающем высшей истинностью, имела у Августина теологический смысл, поскольку проповедовалось, что эта истинность даруется Богом. Современная философская мысль подходит к дилемме: интеллектуалистический гностицизм или волюнтаристический прагматизм. С нашей точки зрения, гностицизм и прагматизм, интеллектуализм и волюнтаризм одинаково должны быть преодолены, так как должна быть сознана изначальная данность в нас божественного. Так же должна быть сметена противоположность рационализма и скептицизма. Скептицизм всегда корыстен, всегда есть болезненная гипертрофия чувства своего малого «я». Та же неспособность выйти из своего «я» есть и в рационализме. Вера есть раскрытие в своем «я» иного, божественного, выход из «я» и отдавание себя высшему. Поэтому в вере преодолевается и корыстное сомнение, и корыстное самовозвеличение. Как же возможно настоящее познание? На помощь приходит интроспекция – «взгляд внутрь себя». Августин Блаженный дал рекомендацию: «Вне себя не выходи, а сосредоточься в самом себе, ибо истина живет во внутреннем человеке». Интроспективный подход обязывает отказаться от упований исключительно на разум. Здесь важен фактор воли, огромную роль играет способность к свободному решению человека. Воля всегда лежит в другом измерении, чем интеллектуальнорациональная деятельность. Фатализм, как следствие убежденности в наличие полного предопределения, не мешает человеку «поступать как вздумается», то есть смыкается с волюнтаризмом. Отсюда, смысл можно не только искать (сфера разума), но и создавать самым решительным образом. «Если все предопределено, и я не знаю, что конкретно, перед мной раскрыты все пути. Все, что я выбрал, очевидно, и было предопределено». Такова логика активного смыслопостроения, а не только смыслоискания. Последний подход совсем не означает субъективизма или волюнтаризма, принципов, согласно которым всё (или почти всё – основное) зависит от человека, индивида или общества. Этот подход указывает на отправную точку в познании истины и мира, к которым уже не требуется приписывать свойство «внешнее». «Внешнее» предполагает безразличное, поверхностное отношение, которое, без сомнения, имеет свои преимущества: дает возможность рассматривать мир в качестве явления, представления, однородности, наблюдаемости, фактичности, измеримости и т.д. Однако в этом случае возникают сложнейшие вопросы движения к внешнему, его основах, причинах, направлениях, средствах, целях, задачах, последствиях и т.д., которые так или иначе решаются через разрешение вопроса о совпадении, тождестве с внешним, субъективного и объективного, внутреннего и внешнего. Гражданское общество, по Локку, покоится на собственности. Она есть то, что человек извлек из природы, а также слил со своим трудом. Для охраны собственности путем общественного договора утверждается государство. Локк сформулировал либеральный принцип законности: ни для кого не может быть изъятия из законов общества. Конечно, вероятно и беззаконие, так как остается свобода для толкования и применения законов. Если интерпретаторами законов являются сами правители, то возможен волюнтаризм. Необходима система сдержек и противовесов – разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (суды, армия) и «федеральную», ведающую отношениями с другими государствами (король, министры).

    kartaslov.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *