Социальная ситуация развития — Википедия
Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возраста система отношений ребёнка с окружающим миром[1].
Понятие было введено советским психологом Львом Семеновичем Выготским, основателем культурно-исторического подхода в психологии, и связано с новым пониманием роли среды для развития ребёнка. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребёнка и наряду с психологическими новообразованиями сознания и личности развития является структурным компонентом психологического возраста. В периоды возрастных кризисов социальная ситуация развития перестраивается и тем самым задаёт новое направление развитию ребёнка[1]. Специфика социальной ситуации развития состоит в содержании задач, противоречий, которые необходимо разрешить ребёнку для преодоления кризисного периода и дальнейшего развития[2].
Социальная ситуация развития данного возраста представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства своей личности, черпая их из среды, как из основной источника своего развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. |
Социальная ситуация развития на разных возрастных периодах[править | править код]
Младенческий возраст[править | править код]
По мнению Л. С. Выготского, младенец на первый взгляд представляется совершенно или почти асоциальным биологическим существом, лишённых характерных личностных свойств, поскольку он не владеет основным средством человеческого общения — речью, а его жизнедеятельность направлена на удовлетворение простейших жизненных потребностей
Ранний возраст[править | править код]
В конце первого года жизни ситуация слитности ребёнка и взрослого распадается. Появляется два взаимосвязанных полюса — ребёнок и взрослый. Новая ситуация развития ребёнка определяется совместной деятельностью ребёнка и взрослого и характеризуется противоречием между стремлением ребёнка быть самостоятельным, автономным и независимым от взрослого и объективной неспособностью к такого существования[2]. В раннем возрасте общение со взрослым перестаёт быть ведущей деятельностью, оно становится направлено на усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый выступает как условие для осуществления практического взаимодействия с предметами. Развитие речи как основного новообразования раннего возраста является средством, с помощью которого осуществляется предметное сотрудничество ребёнка и взрослого. Социальная ситуация развития в раннем возрасте характеризуется схемой «ребенок-предмет-взрослый»
Дошкольный возраст[править | править код]
К началу дошкольного возраста распадается ситуация совместной деятельности со взрослым. Общение ребёнка со взрослым приобретает новые формы и содержание. Центральное новообразование — «система Я», а также речевое развитие способствует установлению отношений с более широким кругом взрослых
Младший школьный возраст[править | править код]
Социальная ситуация развития младшего школьника обусловлена особенностями школьного обучения, отношениями с учителем и одноклассниками
Учебное сотрудничество можно понимать как совместную учебную деятельность учащихся. Главным двигателем развития учащегося является «социальная ситуация развития», т.е. свойственная данному умственному возрасту система взаимоотношений с другими учениками и взрослыми, следовательно сам процесс воспитания и обучения следует превратить в коллективную деятельность.
Современная педагогика стоит перед проблемой гуманизации обучения в начальных классах, то есть принципиальным переосмыслением роли учителя и учеников в учебно–воспитательном процессе. Истинная гуманизация учебно–воспитательного процесса в школе означает углублённое проникновение в область социальных контактов ребенка со взрослыми и ровесниками.
С первых дней пребывания в школе учащиеся включаются в процесс межличностного взаимодействия с учителем и сверстниками. На протяжении всего младшего школьного возраста взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития. В период адаптации в школе контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.
Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника. Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний, умений и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.
Для формирования у школьников умения учиться, педагогу необходимо помочь им во взаимодействии, обеспечить условия для зарождения инициативности самого ребенка — организовать учебное сотрудничество.
В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился системно-деятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности, и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач.
Подростковый возраст[править | править код]
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте отличается от социальных ситуаций развития детства в больше степени по внутренним причинам[3]. Внешние обстоятельства социальной ситуации в большинстве случаев остаются неизменными: подросток живёт в семье, ходит в школу, общается со сверстниками. Трансформируется внутренняя структура социальной ситуации, происходят изменения в ценностных ориентациях подростка и установках, иначе расставляются акценты
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Карабанова О. А. Возрастная психология: Конспект лекций — М.: Изд-во Айрис-Пресc, ISBN 5-8112-1353-0, 2005
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Палагина Н. Н., Психология развития и возрастная психология — М.: Московский психолого-социальный институт; ISBN 5-89502-651-6, 2005
ru.wikipedia.org
Сущность и характеристика периодизации возрастного развития — Мегаобучалка
Возрастная периодизация – периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации.
Возраст существует одновременно как количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов.
В настоящее время нет единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека.
Например, в классификации Дж. Биррена выделяются восемь фаз жизненного развития человека:
1) младенчество, охватывает период до 2-х лет;
2) предшкольный возраст, от 2-х до 5 лет;
3) детство, 5-12 лет;
4) юность, 12-17 лет;
5) ранняя взрослость, 17-25 лет;
6) зрелость, 25-50 лет;
7) поздняя зрелость, 50-75 лет;
8) старость, от 75 лет.
Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому:
ü кризис новорожденности (до 2 мес.)
ü младенческий возраст (до 1 года)
ü кризис 1 года
ü раннее детство (1-3 года)
ü кризис 3 лет
ü дошкольный возраст (3-7 лет)
ü кризис 7 лет
ü школьный возраст (7-13 лет)
ü кризис 13 лет
ü пубертатный возраст (13-17 лет)
ü кризис 17 лет
Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:
Раннее детство.
· Младенчество (0 – 1 год).
· Ранний возраст (1 – 3 года).
Детство.
· Дошкольный возраст (3 – 7 лет).
· Младший школьный возраст (7 – 11/12 лет).
Отрочество.
· Подростковый возраст (11/12 – 15 лет).
· Ранняя юность (от 15 лет).
Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии
В классификации Д.Бромлей выделяются пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл, в свою очередь, подразделяется на несколько стадий.
1. Цикл «детство» охватывает три стадии: младенчество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 лет до 11—13 лет).
2. Цикл «юность» подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), поздняя юность (от 15 лет до 21 года).
3. Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет).
В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет).
4. Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу, включает в себя период старческих болезней и умирания.
В классификации Э.Эриксонавыделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:
— от рождения до 1 года (младенчество или орально-сенсорная стадия),
— от 1 года до 3 лет (раннее детство или мышечно-анальная стадия),
— от 3 до 6 лет (возраст игры или локомоторно-генитальная стадия),
— от 6 до 12 лет (школьный возраст или латентная стадия),
— от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст),
— от 20 до 25 лет (ранняя зрелость),
— от 26 до 64 лет (средняя зрелость),
— от 65 лет (поздняя зрелость).
В одной из распространенных современных международных классификаций выделяются следующие возрастные этапы:
1. младенческий возраст – от рождения до 3 лет,
2. раннее детство – от 3 до 6 лет,
3. детство – от 6 до 12 лет,
4. подростковый (юношеский) возраст – от 12 до 18 лет,
5. молодость – от 18 до 40 лет,
6. зрелый возраст – от 40 до 65 лет,
7. пожилой возраст – от 65 лет.
В современном фундаментальном издании по психологии развития Грейс Крайг приводится хотя и близкая к вышеуказанной периодизация, но не совпадающая с нею полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы:
— младенческий возраст – от рождения до 2 лет,
— раннее детство – от 2 до 6 лет,
— среднее детство – от 6 до 12 лет,
— подростковый и юношеский возраст – от 12 до 19 лет,
— ранняя взрослость – от 20 до 40 лет,
— средняя взрослость – от 40 до 60 лет,
— поздняя взрослость – от 60 лет и далее.
Как видим, существует заметное расхождение во взглядах авторов на периодизацию возрастного развития. Положение усугубляется еще и тем, что объективные показатели акме, расцвета сил человека или старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом. Существенное значение в действительности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности и многие другие. В связи с этим в современной психологии развития все более и более утверждается мнение, что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно.
megaobuchalka.ru
Социальная ситуация развития это что такое Социальная ситуация развития: определение — Психология.НЭС
Социальная ситуация развития это что такое Социальная ситуация развития: определение — Психология.НЭС-
Психология.НЭС
- Право.НЭС
- Философия.НЭС
- Социология.НЭС
- Экономика.НЭС
- Педагогика.НЭС
- Политика.НЭС
- История.НЭС
- Словари
- Термины
- Персоны
- Новости
- Каталог
vocabulary.ru