Особенности профессиональной деятельности психолога: Содержание и особенности. Профессиональной деятельности психолога

Содержание и особенности. Профессиональной деятельности психолога

метки: Психологический, Деятельность, Явление, Профессиональный, Толпа, Задача, Уровень, Особенность

6

Тема: Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога

Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога

Под профессиональной деятельностью психолога понимается система взаимосвязанных методов, способов и средств, применяемых им для изучения психологических особенностей персонала, рабочих коллективов, психологических факто­ров профессиональной среды и их совершенствования в целях повышения эффек­тивности профессиональной деятельности и сохранения психического здоровья работников.

Особенности профес­сиональной деятельности психолога.

  1. Опора на положения современной психологической науки и практики, пред­ставляющие теоретическую основу, а также необходимый эмпирический матери­ал для решения практических проблем.
  2. Неукоснительное следование психолога этическим нормам, выраженная ори­ентация на ценность другого человека, предполагающая адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого чело­века.
  3. Достаточная регламентация деятельности нормативны­ми актами. Это подразумевает ориентацию психолога как на интересы клиента, учет его личностных ценностей, интересов и сохранение психическо­го здоровья, так и на необходимость качественного решения профессиональных и организационных задач, обеспечения эффективного функционирования психики работника в процессе их выполнения.
  4. Ограниченность возможностей психолога для профессионального общения и самосовершенствования.
  5. Необходимость выполнения (помимо осуществления непосредственной про­фессиональной деятельности) и других организационных обязанностей, во многом противоречащих стилю и духу профессионального взаимодействия психолога с клиентом (контроль за соблюдением распорядка рабочего времени, участие в проведении служебных расследований, аттестациях, оценке персонала и т.

    д.).

  6. Коллективный характер организации и проведения психологической рабо­ты, необходимость тесного взаимодействия ее субъектов, предполагающие обмен между ними психологической информацией, полученной в ходе работы с работниками, и использование этой информации в практической деятельности, что предопределяет особенность ориентации на требование конфиденциальнос­ти такой информации.
  7. Зависимость окончательного результата от согласованности совместных дей­ствий психолога и других субъектов психологической работы — руководителей, ОК, СУП.
  8. Отсутствие достаточно четких критериев эффективности деятельности пси­холога, а в ряде случаев — надежных и апробированных методик, позволяющих эффективно осуществлять профессиональные задачи, корректно применять их по отношению к определенным категориям работников, отсутствие профессиограмм многих специальностей.

Основные цели профессиональной деятельности психолога профессиональной организации — психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологи­ческое управление объектом.

4 стр., 1557 слов

Психологические особенности толпы

Федеральное агентство по образованию Эссе по социальной психологии на тему: «Психологические особенности толпы» Екатеринбург 2009 Содержание Вступление………………………………………………………………………3 Рассуждение о внезапной толпе для индивида……………………………….4 Классификация толпы…………………………………………………………..5 Психологические особенности толпы…………………………………………7 Вывод……………………………………………………………………………8 Список использованной …

Предметом изучения и управления при этом (т.е. предметом профессиональ­ной деятельности психолога) является психическая реальность работников организации.

Характер взаимодействия выделенных целей, образующих два уровня работы психолога — уровень понимания явления и уровень управления им, — определяется, прежде всего, особым характером предметной сферы его практической деятельно­сти. Дело в том, что психологические явления не лежат на поверхности. В боль­шинстве случаев задачей психолога является не только различение психологиче­ского явления в обыденной жизни, но и определение соответствия его состояния известным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных спо­собов и средств психологического воздействия на него. Все это предполагает соче­тание в деятельности психолога исследовательских и управляющих процедур.

I. Уровень понимания

На этом уровне решаются следующие задачи теорети­ко-исследовательского содержания.

  1. Фиксация существования социально-психологического явления. Содержа­ние деятельности психолога: увидеть явление, заметить его, различить в психоло­гически нерасчлененной для непрофессионала обыденной жизни. Если явление выступило как очевидная проблема, то содержанием деятельности психолога-практика становится принятие данной проблемы в качестве задачи его психологической работы со всеми вытекающими профессиональными, в том числе и этическими, последствиями.
  2. Описание явления. Содержание — дать развернутую характеристику как на языке обыденного общения, понятного непрофессионалу, так и с помощью категорий психологического языка, выделяющего тонкие детали, особенности и уже известные закономерности.
  1. Исследование — т. е. целенаправленное наблюдение явления, его анализ, экс­пертиза, обобщение полученной достоверной социально-психологической инфор­мации.
  2. Объяснение — интерпретация исследовательских данных, построение концеп­туальных моделей, позволяющих объяснить механизмы явления: его структуру, факторы возникновения и динамики, зависимости между различными парамет­рами-характеристиками, показатели и критерии оптимального или нормативно­го состояния социально-психологических характеристик.

    3 стр., 1390 слов

    Деятельность педагога психолога по организации психологического сопровождения психосексуального развития школьников

    ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА 1 ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ. 1.1. Сексуальность и жизненный путь личности. 1.2. Сексуальная культура ее роль и значение в развитии личности. 1.3. Анализ проблем полового созревания и идентификации в трудах отечественных и зарубежных психологов. ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ …

    Объяснение фактиче­ски представляет собой обоснованное описание.

  3. Прогнозирование — это построение психологом динамических моделей перс­пективного состояния коллектива или работника, его деятельности и взаимоотношений при тех или иных условиях управления.
  4. Практико-методические рекомендации, т.е. система обоснованных предло­жений организационно-управленческого характера для специалистов-профессио­налов, имеющих отношение к организационной системе в связи с решаемой проблемой, для руководителей, специалистов ОК и СУП, юристов, медиков и др.

II. Уровень управления.

Этот уровень психологической работы предполагает практическое воздействие на параметры коллектива и характеристики (свойства, состояния) отдельного работника. Реализуются следующие за­дачи.

  1. Учет результатов понимания в управляющем воздействии — в процессе об­щения с руководителями и членами коллективов, в построении коррекционно-формирующих программ, в процессе психологического консультирова­ния.
  2. Коррекция развития, т.е. система компетентных профессиональных дей­ствий организационно-управленческого, психолого-педагогического, психотера­певтического плана, осуществляемых как самим психологом, так и другими специалистами по его рекомендациям в отношении к отклонениям в поведении отдельных работников и коллектива в целом. Корректирующее воздействие предполагает обоснованное знание соответствующей нормы.
  3. Направленное формирование. Содержание данного аспекта деятельности — ус­транение отклонения от нормы, понимаемого как известный дефицит значимых знаний, умений, навыков, мотивации и личностно-групповых свойств, необходи­мых для успешного выполнения профессиональных задач. Формами рабо­ты могут быть, например, организация мероприятий психологической подготовки к деятельности, социально-психологический тренинг общения и пр.
  4. Содействие саморазвитию. Жизнь коллектива предполагает его саморазвитие, самостоятельное преодоление возникающих проблем. Роль психо­лога состоит, прежде всего, в квалифицированном психологическом консульти­ровании руководителя и отдельных работников в случаях их обращения за советом, помощью, а также в текущем психологическом просвещении и образова­нии членов коллектива.

Функции психолога как субъекта психологической работы:

В данном случае функции понимаются как объективные, наиболее характерные совокупности профессиональных задач, од­нородные по содержанию, осуществление которых характеризуется устойчивы­ми способами и средствами использования психологического знания для достижения определенной цели.

5 стр., 2237 слов

Шаг третий. Определение перспективных задач психологической работы

Символика дождя Одним из ресурсов социальной адаптации является способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, стрессовым факторам. Эта способность задействует множество психологических механизмов: темперамент, волю, интеллект, самосознание. Кроме того, потребность безопасности и защиты стимулирует формирование конструктивных механизмов психологической защиты. …

  • диагностическая — психологическое изучение и регистрация по наиболее существенным параметрам особенностей личности, коллектива, деятельно­сти, диагностика отклонений от нормы, выявление и оценка факторов, влия­ющих на успешность деятельности и психологическое состояние людей;
  • исследовательская — изучение новейших достижений в области психологи­ческой науки и практики, пополнение научно-методических знаний, регу­лярный анализ процессов и состояния собственной работы, опыта коллег, участие в НИР, адаптация новых методик, уточнение критериев, показате­лей применительно к конкретной выборке и т. д.;
  • прогностическая — прогноз тенденций развития и перспективного состоя­ния психологических характеристик объекта изучения при тех или иных вариантах управления им;
  • информационная — сообщение клиентам и руководителям систе­мы психологических знаний, повышение уровня их социально-психологи­ческой компетентности, сообщение сведений о психологическом состоянии объекта и тенденциях его развития;
  • конструктивно-проектировочная — отбор и структурирование материала, участие в комплектовании коллективов, групп, проектирование оптимального состояния объекта, содержания и условий деятельности, средств и режимов труда и т.

    4 стр., 1879 слов

    Психологический центр по работе с трудными подростками

    Содержание 1. Информация о нашей организации 3 2. Описание проекта 5 2.1. Постановка проблемы 5 2.2. Методы и этапы проекта 6 3. Краткая характеристика участников проекта 7 4. Бюджет проекта 8 4.1 Оборудование и сопутствующие расходы 8 4.2. Оплата труда в процессе реализации проекта 8 4.3. Общая сумма расходов 9 4.4. Определение эффективности реализации проекта 13 1. Информация о нашей организации …

    п.;

  • учебно-методическая — обучение использованию в практике знаний психо­логии, умений и навыков психической саморегуляции и психологического воздействия, разработка методических документов;
  • экспертная — оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических и иных (с использованием возможностей психологии) ва­риантов решения проблем, квалифицированное заключение о психологиче­ских параметрах состояния объекта оценивания;
  • консультативная — оказание помощи работникам, руководителям и дача им рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций;
  • коррекционно-развивающая — оказание помощи в изменении и/или рекон­струкции психологических образований, компенсация дефектов образова­ния и воспитания, изменение режимов и условий деятельности в связи с определенным состоянием людей, формирование качеств, способ­ствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному ре­шению профессиональных задач;

коммуникативная — установление контакта с партнером, прием и передача сообщения, эмоциональных состояний, понимание внутреннего мира и невер­бальных реакций собеседника, взаимовлияние на поведение и мысли парт­нера по общению.

8 стр., 3588 слов

Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной художественно-творческой деятельности детей и руководство работой воспитателей

Министерство образования Российской Федерации ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» Факультет педагогики и психологии детства Контрольная работа по дисциплине «Методика и технология художественного развития детей» тема: «Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной художественно-творческой деятельности детей и руководство работой …

Профессиональная деятельность психолога разнопланова и полифункциональ­на по своему характеру и содержанию. Выполняя функциональные обязанности, психолог использует разнообразные методы, техники и технологии, объединен­ные по их характеру в отдельные виды деятельности.

Основных виды и методы деятельности психолога

  1. Организационно-методическая работа.

В рамках данного вида деятельнос­ти решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справки, обзоры, служебные записки и т.п.) для представления их должностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психоло­гической работы практике использования психологических знаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий пси­хологической работы.

  1. Совершенствование профессиональной компетентности.

Данный вид дея­тельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологи­ческой науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста зна­ний, навыков и умений.

  1. Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых психологом, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологиче­ских особенностей личности, социально-психологических ха­рактеристик деятельности коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность служебной деятельности. Все мероприятия осуществляются в целях:
  • прогноза дальнейшего развития объекта обследования;
  • поиска наиболее эффективных способов работы с ним;
  • разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для долж­ностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих форм, методов и средств профессиональной деятельности, режима жизнедеятельности.
  1. Психологическая помощь.

Под психологической помощью понимается сис­тема мероприятий, проводимых психологом средствами практи­ческой психологии и направленных на предупреждение, смягчение или преодо­ление различного рода психологических затруднений у работников, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного че­ловека или группы людей. В зависимости от объекта психологического воздей­ствия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: инди­видуальная и групповая.

2 стр., 751 слов

Профессионально-этические нормы в психологической работе

2 Тема: Профессионально-этические нормы в психологической работе Профессионально-этические нормы в психологической работе Психологическая работа — это весьма сложная и ответственная область профес­сиональной деятельности, которая может затрагивать судьбы людей (например, когда ставится медицинский или судебно-психологический диагноз). Психолог владеет информацией, небрежное использование которой …

Основными видами и методами психологической помощи являются:

  • психопро­филактика и психогигиена,
  • психологическое консультирование,
  • психологическое обу­чение и просвещение,
  • психотерапия,
  • психокоррекция
  • психореабилитация.

Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога

6

Тема: Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога

Под профессиональной деятельностью психолога понимается система взаимосвязанных методов, способов и средств, применяемых им для изучения психологических особенностей персонала, рабочих коллективов, психологических факто­ров профессиональной среды и их совершенствования в целях повышения эффек­тивности профессиональной деятельности и сохранения психического здоровья работников.

Особенности профес­сиональной деятельности психолога.

  1. Опора на положения современной психологической науки и практики, пред­ставляющие теоретическую основу, а также необходимый эмпирический матери­ал для решения практических проблем.

  2. Неукоснительное следование психолога этическим нормам, выраженная ори­ентация на ценность другого человека, предполагающая адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого чело­века.

  3. Достаточная регламентация деятельности нормативны­ми актами. Это подразумевает ориентацию психолога как на интересы клиента, учет его личностных ценностей, интересов и сохранение психическо­го здоровья, так и на необходимость качественного решения профессиональных и организационных задач, обеспечения эффективного функционирования психики работника в процессе их выполнения.

  4. Ограниченность возможностей психолога для профессионального общения и самосовершенствования.

  5. Необходимость выполнения (помимо осуществления непосредственной про­фессиональной деятельности) и других организационных обязанностей, во многом противоречащих стилю и духу профессионального взаимодействия психолога с клиентом (контроль за соблюдением распорядка рабочего времени, участие в проведении служебных расследований, аттестациях, оценке персонала и т. д.).

  6. Коллективный характер организации и проведения психологической рабо­ты, необходимость тесного взаимодействия ее субъектов, предполагающие обмен между ними психологической информацией, полученной в ходе работы с работниками, и использование этой информации в практической деятельности, что предопределяет особенность ориентации на требование конфиденциальнос­ти такой информации.

  7. Зависимость окончательного результата от согласованности совместных дей­ствий психолога и других субъектов психологической работы — руководителей, ОК, СУП.

  8. Отсутствие достаточно четких критериев эффективности деятельности пси­холога, а в ряде случаев — надежных и апробированных методик, позволяющих эффективно осуществлять профессиональные задачи, корректно применять их по отношению к определенным категориям работников, отсутствие профессиограмм многих специальностей.

Основные цели профессиональной деятельности психолога профессиональной организации — психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологи­ческое управление объектом.

Предметом изучения и управления при этом (т.е. предметом профессиональ­ной деятельности психолога) является психическая реальность работников организации.

Характер взаимодействия выделенных целей, образующих два уровня работы психолога — уровень понимания явления и уровень управления им, — определяется, прежде всего, особым характером предметной сферы его практической деятельно­сти. Дело в том, что психологические явления не лежат на поверхности. В боль­шинстве случаев задачей психолога является не только различение психологиче­ского явления в обыденной жизни, но и определение соответствия его состояния известным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных спо­собов и средств психологического воздействия на него. Все это предполагает соче­тание в деятельности психолога исследовательских и управляющих процедур.

И особенности профессиональной деятельности психолога


Содержание и особенности

профессиональной деятельности психолога

Под профессиональной деятельностью психолога понимается система взаимосвязанных методов, способов и средств, применяемых им для изучения психологических особенностей персонала, рабочих коллективов, психологических факто­ров профессиональной среды и их совершенствования в целях повышения эффек­тивности профессиональной деятельности и сохранения психического здоровья работников.


Особенности профес­сиональной деятельности психолога.

  1. Опора на положения современной психологической науки и практики, пред­ставляющие теоретическую основу, а также необходимый эмпирический матери­ал для решения практических проблем.

  2. Неукоснительное следование психолога этическим нормам, выраженная ори­ентация на ценность другого человека, предполагающая адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого чело­века.

  3. Достаточная регламентация деятельности нормативны­ми актами. Это подразумевает ориентацию психолога как на интересы клиента, учет его личностных ценностей, интересов и сохранение психическо­го здоровья, так и на необходимость качественного решения профессиональных и организационных задач, обеспечения эффективного функционирования психики работника в процессе их выполнения.

  4. Ограниченность возможностей психолога для профессионального общения и самосовершенствования.

  5. Необходимость выполнения (помимо осуществления непосредственной про­фессиональной деятельности) и других организационных обязанностей, во многом противоречащих стилю и духу профессионального взаимодействия психолога с клиентом (контроль за соблюдением распорядка рабочего времени, участие в проведении служебных расследований, аттестациях, оценке персонала и т. д.).

  6. Коллективный характер организации и проведения психологической рабо­ты, необходимость тесного взаимодействия ее субъектов, предполагающие обмен между ними психологической информацией, полученной в ходе работы с работниками, и использование этой информации в практической деятельности, что предопределяет особенность ориентации на требование конфиденциальнос­ти такой информации.

  7. Зависимость окончательного результата от согласованности совместных дей­ствий психолога и других субъектов психологической работы — руководителей, ОК, СУП.

  8. Отсутствие достаточно четких критериев эффективности деятельности пси­холога, а в ряде случаев — надежных и апробированных методик, позволяющих эффективно осуществлять профессиональные задачи, корректно применять их по отношению к определенным категориям работников, отсутствие профессиограмм многих специальностей.

Основные цели профессиональной деятельности психолога профессиональной организации — психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологи­ческое управление объектом.

Предметом изучения и управления при этом (т.е. предметом профессиональ­ной деятельности психолога) является психическая реальность работников организации.
Характер взаимодействия выделенных целей, образующих два уровня работы психолога — уровень понимания явления и уровень управления им, — определяется, прежде всего, особым характером предметной сферы его практической деятельно­сти. Дело в том, что психологические явления не лежат на поверхности. В боль­шинстве случаев задачей психолога является не только различение психологиче­ского явления в обыденной жизни, но и определение соответствия его состояния известным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных спо­собов и средств психологического воздействия на него. Все это предполагает соче­тание в деятельности психолога исследовательских и управляющих процедур.
I. Уровень понимания.

На этом уровне решаются следующие задачи теорети­ко-исследовательского содержания.



  1. Фиксация существования социально-психологического явления. Содержа­ние деятельности психолога: увидеть явление, заметить его, различить в психоло­гически нерасчлененной для непрофессионала обыденной жизни. Если явление выступило как очевидная проблема, то содержанием деятельности психолога-практика становится принятие данной проблемы в качестве задачи его психологической работы со всеми вытекающими профессиональными, в том числе и этическими, последствиями.

  2. Описание явления. Содержание — дать развернутую характеристику как на языке обыденного общения, понятного непрофессионалу, так и с помощью категорий психологического языка, выделяющего тонкие детали, особенности и уже известные закономерности.

  1. Исследование — т. е. целенаправленное наблюдение явления, его анализ, экс­пертиза, обобщение полученной достоверной социально-психологической инфор­мации.

  2. Объяснение — интерпретация исследовательских данных, построение концеп­туальных моделей, позволяющих объяснить механизмы явления: его структуру, факторы возникновения и динамики, зависимости между различными парамет­рами-характеристиками, показатели и критерии оптимального или нормативно­го состояния социально-психологических характеристик. Объяснение фактиче­ски представляет собой обоснованное описание.

  3. Прогнозирование — это построение психологом динамических моделей перс­пективного состояния коллектива или работника, его деятельности и взаимоотношений при тех или иных условиях управления.

  4. Практико-методические рекомендации, т.е. система обоснованных предло­жений организационно-управленческого характера для специалистов-профессио­налов, имеющих отношение к организационной системе в связи с решаемой проблемой, для руководителей, специалистов ОК и СУП, юристов, медиков и др.

II. Уровень управления.

Этот уровень психологической работы предполагает практическое воздействие на параметры коллектива и характеристики (свойства, состояния) отдельного работника. Реализуются следующие за­дачи.


  1. Учет результатов понимания в управляющем воздействии — в процессе об­щения с руководителями и членами коллективов, в построении коррекционно-формирующих программ, в процессе психологического консультирова­ния.

  2. Коррекция развития, т.е. система компетентных профессиональных дей­ствий организационно-управленческого, психолого-педагогического, психотера­певтического плана, осуществляемых как самим психологом, так и другими специалистами по его рекомендациям в отношении к отклонениям в поведении отдельных работников и коллектива в целом. Корректирующее
    воздействие предполагает обоснованное знание соответствующей нормы.

  3. Направленное формирование. Содержание данного аспекта деятельности — ус­транение отклонения от нормы, понимаемого как известный дефицит значимых знаний, умений, навыков, мотивации и личностно-групповых свойств, необходи­мых для успешного выполнения профессиональных задач. Формами рабо­ты могут быть, например, организация мероприятий психологической подготовки к деятельности, социально-психологический тренинг общения и пр.

  4. Содействие саморазвитию. Жизнь коллектива предполагает его саморазвитие, самостоятельное преодоление возникающих проблем. Роль психо­лога состоит, прежде всего, в квалифицированном психологическом консульти­ровании руководителя и отдельных работников в случаях их обращения за советом, помощью, а также в текущем психологическом просвещении и образова­нии членов коллектива.

Функции психолога как субъекта психологической работы:
В данном случае функции понимаются как объективные, наиболее характерные совокупности профессиональных задач, од­нородные по содержанию, осуществление которых характеризуется устойчивы­ми способами и средствами использования психологического знания для достижения определенной цели.


  • диагностическая — психологическое изучение и регистрация по наиболее существенным параметрам особенностей личности, коллектива, деятельно­сти, диагностика отклонений от нормы, выявление и оценка факторов, влия­ющих на успешность деятельности и психологическое состояние людей;

  • исследовательская — изучение новейших достижений в области психологи­ческой науки и практики, пополнение научно-методических знаний, регу­лярный анализ процессов и состояния собственной работы, опыта коллег, участие в НИР, адаптация новых методик, уточнение критериев, показате­лей применительно к конкретной выборке и т. д.;

  • прогностическая — прогноз тенденций развития и перспективного состоя­ния психологических характеристик объекта изучения при тех или иных вариантах управления им;

  • информационная — сообщение клиентам и руководителям систе­мы психологических знаний, повышение уровня их социально-психологи­ческой компетентности, сообщение сведений о психологическом состоянии
    объекта и тенденциях его развития;

  • конструктивно-проектировочная — отбор и структурирование материала, участие в комплектовании коллективов, групп, проектирование
    оптимального состояния объекта, содержания и условий деятельности, средств и режимов труда и т. п.;

  • учебно-методическая — обучение использованию в практике знаний психо­логии, умений и навыков психической саморегуляции и психологического воздействия, разработка методических документов;

  • экспертная — оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических и иных (с использованием возможностей психологии) ва­риантов решения проблем, квалифицированное заключение о психологиче­ских параметрах состояния объекта оценивания;

  • консультативная — оказание помощи работникам, руководителям и дача им рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций;

  • коррекционно-развивающая — оказание помощи в изменении и/или рекон­струкции психологических образований, компенсация дефектов образова­ния и воспитания, изменение режимов и условий деятельности в связи с определенным состоянием людей, формирование качеств, способ­ствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному ре­шению профессиональных задач;

коммуникативная — установление контакта с партнером, прием и передача сообщения, эмоциональных состояний, понимание внутреннего мира и невер­бальных реакций собеседника, взаимовлияние на поведение и мысли парт­нера по общению.
Профессиональная деятельность психолога разнопланова и полифункциональ­на по своему характеру и содержанию. Выполняя функциональные обязанности, психолог использует разнообразные методы, техники и технологии, объединен­ные по их характеру в отдельные виды деятельности.
Основных виды и методы деятельности психолога.

  1. Организационно-методическая работа.

В рамках данного вида деятельнос­ти решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справки, обзоры, служебные записки и т.п.) для представления их
должностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психоло­гической работы практике использования психологических
знаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий пси­хологической работы.

  1. Совершенствование профессиональной компетентности.

Данный вид дея­тельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологи­ческой науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста зна­ний, навыков и умений.

  1. Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых психологом, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологиче­ских особенностей личности, социально-психологических ха­рактеристик деятельности коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность служебной деятельности. Все мероприятия осуществляются в целях:

  • прогноза дальнейшего развития объекта обследования;

  • поиска наиболее эффективных способов работы с ним;

  • разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для долж­ностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих форм, методов и средств профессиональной деятельности, режима жизнедеятельности.

  1. Психологическая помощь.

Под психологической помощью понимается сис­тема мероприятий, проводимых психологом средствами практи­ческой психологии и направленных на предупреждение, смягчение или преодо­ление различного рода психологических затруднений у работников, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного че­ловека или группы людей. В зависимости от объекта психологического воздей­ствия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: инди­видуальная и групповая.

Основными видами и методами психологической помощи являются:



  • психопро­филактика и психогигиена,

  • психологическое консультирование,

  • психологическое обу­чение и просвещение,

  • психотерапия,

  • психокоррекция

  • психореабилитация.

Каталог: book -> social psychology -> psych occupations -> %D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5
%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Профессиональные деформации менеджеров
%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Методы исследования профпсихологии
%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Конфликты профессионального самоопределения
%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Кризис — это сложное переходное состояние, возникающее в условиях невозможности (или затрудненности) жить, как прежде, и незнания, как жить дальше, связанное с мучительным переживанием своего нового
%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития
%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Основы профессионального становления
%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Профессиографическое описание профессиональной деятельности
%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Профессиональные деформации психологов
%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Профессиональные деформации
%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Психологические детерминанты профессиональных деструкций

Поделитесь с Вашими друзьями:

Раздел II. Психология как профессиональная область Тема 3. Основные сферы деятельности профессионального психолога

В наше время психология перестает быть в глазах общества необычной наукой, все теснее сближается с практикой и становится значимой для многих отраслей народного хозяйства профессиональной областью. Психология как профессиональная область быстро развивается и включает в себя все большее число конкретных профессий.

3.1. Академическая и практическая психология

Психология является, прежде всего, отраслью научного знания, но в то же время она представляет собой и область профессиональной деятельности специалистов-психологов.

Как отрасль науки психология часто называется академической или теоретической психологией (от франц. academisme – теоретическое направление в науке), как область профессиональной деятельности психология называется практической психологией (от греч. praktikos — деятельный, активный).

Основными сферами деятельности профессионального психолога являются как академическая психология, и практическая психология (рис. 1).

Рис. 1. Основные сферы и виды деятельности профессионального психолога

Академическая, или теоретическая, психология представляет собой область психологии, ориентированную на получение новых знаний о законах и закономерностях развития психики. Академическая психология занимается поиском и теоретической систематизацией объективных знаний о психической деятельности и поведении человека и животных, создает научное описание и объяснение фактов и явлений психики. Теоретическая психология как отрасль научного знания является достаточно молодой наукой, хотя имеет древние философские корни. Психология оформилась в самостоятельную область научного знания лишь в конце XIX века, ее признание связано не только с появлением первых доказательных психологических теорий, но и с успехами экспериментальных исследований. В 1879 году немецким психологом и философом Вильгельмом Вундтом в Лейпцигском университете была открыта первая психологическая лаборатория. Лаборатория экспериментальной психологии В. Вундта была затем преобразована в институт, который долгие годы был важнейшим центром научной психологии. За короткий период своего существования психологическая наука проделала большой путь, накопила значительное научное содержание.

Большую роль в этом процессе сыграло развитие научных методов психологического исследования. Первым специфически психологическим методом в истории психологии был метод интроспекции (от лат. intrōspectāre − смотреть внутрь), представлявший собой исследование психологом собственного психического опыта, содержания собственного сознания путем внутреннего наблюдения [Б толк, с. 326]. На современном этапе своего развития психология имеет большое число объективных методов, которые во многом определяют содержание и направления психологических исследований. Среди основных психологических методов наибольшую значимость имеют такие методы как наблюдение, эксперимент, опросные методы, изучение продуктов деятельности, психодиагностические методы.

Наблюдение в психологии − это целенаправленное изучение психических явлений на основе непосредственного восприятия действий человека, форм его поведения и деятельности, различных внешних проявлений в естественных ситуациях. Метод наблюдения позволяет собрать множество интересных для исследователя фактов, большой объем информации, получить общее представление об изучаемом явлении. Для некоторых групп испытуемых наблюдение является наиболее желательным методом исследования (изучение младенцев, людей с измененными состояниями сознания).

Эксперимент является основным, ведущим методом психологии, представляющим собой сбор фактического материала в специально организованных условиях, регламентированное изучение психический явлений, форм поведения и деятельности. Преимуществом эксперимента как метода психологического исследования является возможность многократного повторения изучаемого явления.

К опросным методам в психологии относятся беседа, анкетирование, интервью, опросник. Во всех методах этой группы психолог выявляет необходимую информацию путем постановки специально подобранных вопросов. Вопрос должен быть понятен испытуемому, поэтому он должен быть достаточно коротким, не содержать специальных терминов, быть внутренне непротиворечивым.

Метод анализа продуктов деятельности (праксиметрический метод, архивный метод), основан на изучении различных материальных результатов деятельности человека (сочинение, рисунок, изготовленный предмет). Использование анализа продуктов деятельности основано на том, что в них проявляется отношение человека к самой деятельности, отражается уровень развития его способностей, усвоения знаний, умений и навыков.

Наблюдение, эксперимент, опросные методы и анализ продуктов деятельности являются так называемыми исследовательскими методами, не требующими жесткой регламентации процедуры проведения и обработки результатов. Психодиагностические методы (тесты, проективные методы, личностные опросники), напротив, основаны на строгом ограничении процедуры исследования, обработки и интерпретации результатов, проходят обязательную стандартизацию на больших выборках испытуемых.

Тесты являются, наверное, самыми знаменитыми психологическими методиками, к ним относятся тесты интеллекта и тесты способностей и достижений. Наиболее известными современными тестами интеллекта являются шкалы измерения интеллекта Д. Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауера, прогрессивные матрицы Дж. Равена, тесты интеллекта Г. Айзенка, а также тесты диагностики креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса.

Личностные опросники, также как и нестандартизированные опросные методы, состоят из вопросов или утверждений, для которых испытуемый выбирает вариант из нескольких предложенных ответов. Среди психологов заслуженной популярностью пользуются такие профессиональные личностные опросники как личностный опросник Р. Кеттела (16 PF), Миннессотский многофакторный личностный опросник (MMPI), опросник реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера, опросник личностных акцентуаций Ф. Шмишека, опросники Айзенка (EPQ и EPI) и другие.

Проективные методы направлены на выявление индивидуальных особенностей отражения действительности, системы субъективных смыслов и значений в восприятии мира личностью. Среди проективных методов наиболее известны такие как тест Г. Роршаха, требующий от испытуемого структурирования неопределенного стимульного материала, придания ему субъективного смысла; Тематический апперцептивный тест (ТАТ), основанный на истолковании изображенной ситуации; тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бука, тест «Нарисуй человека» К. Маховер, применяющие анализ рисунка, который делает испытуемый и другие.

В настоящее время все большее распространение получают компьютерные варианты классических психодиагностических методик. Преимуществом их компьютерного применения является быстрая обработка и представление результатов, доступные и простые средства статистического анализа, а также долговременное хранение данных в любой удобной для исследователя форме.

Психологические методы обеспечивают многие направления психологических исследований, способствуют накоплению разносторонних результатов, обобщение которых ложится в основу выявления психологических закономерностей.

В настоящее время в составе психологии выделяются следующие основные отрасли:

Общая психология

Возрастная психология

Педагогическая психология

Социальная психология

Инженерная психология

Психология труда

Психодиагностика

Зоопсихология

Психофизиология

Клиническая психология

Кроме того, все большее значение приобретают относительно недавно появившиеся отрасли психологической науки, число которых постоянно растет. Они выделяются из традиционных направлений исследований, приобретая собственный предмет и содержание. Это такие отрасли, как:

Дифференциальная психология

Нейропсихология

Политическая психология

Военная психология

Психология творчества

Психология искусства

Психология управления

Экономическая психология

Психология личности

Юридическая психология

Психология спорта

Специальная психология

Историческая психология

Психологическое консультирование

Число отраслей психологической науки постоянно растет, поскольку психология накапливает и систематизирует все новые данные, по-новому подходит к решению традиционных проблем изучения психики человека. Широкие потребности в психологическом знании порождают новые междисциплинарные области (психолингвистика, этнопсихология, психофармакология, космическая психология, психология компьютеризации и другие).

Практическая психология направлена на применение полученных в теоретической психологии знаний на практике, в работе с людьми. Поэтому иногда ее называют прикладной психологией. Не все полученные в теоретических исследованиях знания могут быть использованы в области практической психологии, поэтому ее разделы не соответствует отраслям теоретической психологии. Основными направлениями практической психологии являются психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психологическая диагностика и психологическое просвещение.

Психологическая диагностика как вид деятельности психолога представляет собой изучение индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека, выявление различных качеств, психологических и психофизиологических особенностей, черт и свойств личности с помощью специальных методик и приемов. Психодиагностика служит начальным звеном любой психологической работы с людьми, поскольку на ее основе разрабатываются программы коррекции, направления консультирования, мероприятия по психологическому просвещению. А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина считают, что психодиагностика определяет успешность протекания других видов деятельности практического психолога [;26]. Отмечается также, что психодиагностика во многом основывается на опыте и интуиции практического психолога [Ан2]. Психодиагностическая деятельность практического психолога предполагает значительную ответственность психолога за соблюдение требований к процедуре исследования, обработке и истолкованию полученных результатов. Овладение той или иной психодиагностической методикой означает не только накопление опыта работы с ней, но и усвоение определенной психологической теории, на которой основана разработка методики.

Психологическое консультирование является направлением работы психолога по оказанию психологической помощи в процессе специально организованного взаимодействия (беседы) в условиях тесного эмоционально-личностного контакта с человеком, установления доверительных отношений. Психологическое консультирование направлено на разрешение конкретной психологической проблемы, психологических трудностей, связанных с общением, межличностными отношениями, с особенностями жизненных ситуаций и возрастными этапами развития личности. Главная цель консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, поддержать самостоятельный поиск личностью адекватных путей выхода из сложной или критической ситуации.

Психологическое консультирование охватывает различные сферы и может быть педагогическим, организационным, профориентационным. Консультирование может быть индивидуальным и групповым, очным и заочным.

Психологическая коррекция – это направление деятельности психолога по устранению и профилактике отклонений в познавательной и личностной сфере, и работа по развитию способностей и возможностей человека. Психолог также раскрывает источники и причины отклонений. В психокоррекции большое внимание придается различным аспектам психологического воздействия на личность, часто с помощью специальных приемов и техник (от англ. technique − техника (исполнения), мастерство), используемых психологом в индивидуальной или групповой работе с людьми.

Психологическое просвещение представляет собой распространение научных психологических знаний среди широких слоев населения. Как правило, психологическое просвещение затрагивает интересные и необходимые практически для всех людей знания о закономерностях возрастного развития личности, об особенностях общения между людьми в различных группах (в семье, рабочих коллективах, неформальных объединениях), о воспитании и обучении детей. Психологическое просвещение проводится в виде различных форм психолого-педагогической работы с людьми. Такими формами могут быть популярные лекции и беседы, открытые семинары, тематические уроки для школьников, выступления на педсоветах и методических объединениях учителей, на родительских собраниях в школе, доклады и сообщения в других организациях, тематические выставки психологической литературы, выпуск стенгазет, организация кружков, клубов и лекториев, и другие.

В качестве отрасли науки, студенты изучают теоретическую психологию в виде системы учебных дисциплин. Особенности практической психологии как сферы деятельности психолога становятся понятными во всех деталях лишь после окончания учебного заведения, с началом самостоятельной профессиональной деятельности, хотя с отдельными ее элементами студенты-психологи знакомятся в ходе теоретического обучения и учебных практик.

По замечанию Е.А. Климова, между академической и практической психологией «существует полезное (с точки зрения перспектив развития науки в целом и психологического образования в частности) противоречие между теорией и практикой» [36], которое порождает тесную взаимосвязь и взаимозависимость между ними (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь академической и практической психологии

Характеризуя отношения между теоретической и практической психологией, Ф.Е. Василюк отмечает, что в гуще психологической практики возникает жизненная потребность в психологической теории, и психологическая практика, в свою очередь, может стать краеугольным камнем психологии как науки [Васил].

Взаимосвязь академической и практической психологии основана, прежде всего, на том, что эти психологические области имеют единые методологические основания и теоретическую базу, поэтому, вне зависимости от сферы деятельности, психологи получают общую профессиональную подготовку во время обучения в вузе. По словам Ж. Годфруа [18], солидная базовая подготовка психолога, в какой бы области он ни работал, является единственной гарантией качественной практической работы с людьми.

Академическая психология имеет непосредственный выход на практику, зачастую полученные теоретические результаты обладают прямым прикладным эффектом. Кроме того, фундаментальные теоретические исследования составляют основу для интерпретации полученных результатов и разработки различных программ практической психологии.

В свою очередь, практическая психология, помимо использования теоретических положений, опоры на обнаруженные в академических исследованиях законы и закономерности, выявляет наиболее актуальные для психологической науки в целом проблемы, отвечающие потребностям практики, общественного развития, открывает малоизученные области, составляя тем самым запрос для последующего теоретического анализа поставленных проблем. Практическая психология опирается на накопленные теоретические знания и, в то же время, дает толчок к новым исследованиям.

Психология профессиональной деятельности — PsyJournals.ru

Психологическая наука и образование | Колонны

Педагогическая психология, Психология труда | Чернова О.Л.

Цели и ценности профессиональной деятельности американских и российских дошкольников

Экспериментальная психология, юридическая психология, организационная психология, социальная психология, теория и методология | Вахнина В.В., Майдыков А.Ф., Ульянина О.А.

Концептуальные основы развития компетенции руководителей органов внутренних дел по преодолению кризисных ситуаций

Психология труда, социальная психология | Щербакова О.I.

Тренинг по управлению конфликтами: контекстный подход

Психология труда | Кожухарь Г.С., Петрова А.Н.

Изучение профессионально значимых качеств в помогающих профессиях

Психология труда | Бучацкая М.В., Капранова М.В.

Особенности структуры психологического благополучия учащихся средних школ и учащихся различных направлений профессионального образования

Психология труда | Корнилова Д.С.

Формирование когнитивной составляющей отношения к профессиональной деятельности в процессе обучения

Психология профессиональной деятельности | Касаткина Л.Н.

Идентификация как средство понимания уникального внутреннего мира другого в практике психолога

Педагогическая психология, педагогическая психология | Бугрименко А.Г.

Внутренняя и внешняя мотивация студентов педагогического вуза

Педагогическая психология, Психология труда | Филинкова Е.Б.

Мотивация учителей, уходящих из сферы образования

Педагогическая психология, юридическая психология, организационная психология, педагогическая психология, психология профессиональной деятельности, психология труда | Сердюк Н.В., Наумов Ю.Г., Грищенко Л.Л.

Психолого-педагогические меры предотвращения конфликта интересов у сотрудников правоохранительных органов

,

Материалы II Международной научно-практической конференции «Психология экстремальных профессий» (ISPCPEP 2019) — Статьи

Ирина Баева, Людмила Шахова

Представлен авторский подход к обеспечению психологической безопасности в образовательном процессе. Кадетские занятия предъявляют повышенные требования к возможностям и ресурсам ребенка, поэтому задача сопровождения этих образовательных программ с точки зрения обеспечения психологической безопасности …

Ирина Баранник, Светлана Беляева

Алгоритм расчета параметров В статье представлены две психодиагностические системы.Цель — сравнить результаты исследований динамического контроля функционального состояния работников транспорта, расчета индивидуальных средних показаний и индивидуальных норм, которые должны …

Елена Белинская, Александр Вечерин, Елена Агадуллина

Цель исследования. это исследование должно было изучить взаимосвязь между активными стратегиями преодоления трудностей и посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). В исследовании использовалась Инвентаризация проактивного выживания, чтобы измерить серьезность проактивных стратегий выживания.Критерии МКБ-11 использовались для изучения симптомов посттравматического стрессового расстройства. Были собраны данные …

Ирина Бердникова

Обращая внимание на повышенную эмоциональность и стрессоустойчивость профессиональных ситуаций руководителя правоохранительного органа, автор статьи подчеркивает важность эмоционально-волевой регуляции его деятельности. В статье освещены основные положения эмпирического исследования …

Анастасия Бойцова, Наталия Симонова

В статье даны определения понятия «психологическая готовность».В статье рассматриваются психолого-педагогические подходы к сущности понятия «психологическая готовность» в научных исследованиях. Различные определения понятия «психологическая готовность» и их содержательные …

Ольга Чернышева

В статье представлены теоретические и методические материалы, обеспечивающие создание эффективной системы навигации, способствующей оптимальной организации движения людей. в экстремальных ситуациях. В его основе лежит трехэтапная модель, которая включает в себя этап ориентации, набор (готовность)…

Наналья Деева

В статье ставится проблема ресурсного потенциала и понимания успешности жизни как механизма, характеристики и условия. Раскрывается понимание рефлексионно-аксиологического механизма жизненной успешности. Описана ее связь со значимостью профессиональной деятельности ….

Дерягина Лариса

Целью работы было выявление нейробиологических предпосылок эффективности поведенческих адаптационных стратегий испытуемых в экстремальных условиях деятельности.В исследовании использована инструментальная методика изучения принятия решений в условиях выбора из нескольких альтернативных реакций. Психодиагностическая …

Аида Егорова, Валентина Давыдова

В статье рассмотрены основные аспекты субъективной оценки качества жизни высококвалифицированных специалистов, проживающих в Арктической экономической зоне Якутии, выявлены различия в оценках качество жизни и факторы, влияющие на субъективное и психологическое удовлетворение…

Мария Егорова, Татьяна Карлова, Сергей Шептунов

В наши дни роль Арктики в мире постоянно растет. Многие государства связывают свои долгосрочные цели с Арктическим регионом. С 2000 года изменения, происходящие в регионе, имеют глобальные экономические и политические последствия. Концепция человеческого развития возникла в последние годы как …

Наталья Флотская, Светлана Буланова, Мария Пономарева

В настоящее время Арктика является стратегическим регионом, в значительной степени обеспечивающим политическую и энергетическую безопасность России.Освоение и эффективное использование арктических территорий требует профессиональных кадров, готовых к работе в экстремальных природных условиях. Коренные народы Крайнего Севера, проживающие в Арктике, …

И.С. Ганишина, Л. Федосеева, И. Сучкова, Т.В. Кириллова, С.А.Пашуков

Актуальность исследования определяется спецификой деятельности подразделений охраны ФСИН, охраняющих границы исправительных учреждений. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия предъявляет особые требования к личному профилю вооруженного сотрудника пенитенциарной системы, проходящего службу на местах…

Любовь Голина, Наталия Водопьянова, Дина Зиновьева

В статье рассматривается анализ профессиональных рисков в деятельности учителя вечерней школы и представлены результаты эмпирического исследования профессиональных и личностных деформаций и снижения благосостояния учителя «открытых» и «закрытых» вечерних школ

Лариса Головей, Марина Петраш, Ольга Стрижицкая, Светлана Савенышева

Статья посвящена исследованию структуры повседневных стрессоров и определению места в ней профессиональных стрессоров. выявление взаимосвязей количества стрессоров с уровнем стресса и удовлетворенности различными аспектами жизни.Выборка: 334 человека в возрасте от 20 до …

Юрий Горблянский, Оксана Понамарева, Елена Конторович, Ксения Ходарева, Валерия Федякина, Евгения Волынская

Комплексное исследование факторов риска профессионального выгорания учителей начальных и средних общеобразовательных школ. образование и дополнительное образование. Надежные связи между условиями труда (включая психосоциальные факторы труда), здоровьем и профессиональным выгоранием учителей …

Людмила Горюнова, Сергей Федоров, Лада Верещагина, Виктория Погребицкая, Ольга Воронина, Николай Лепехин, Марина Круглова

Культура личной безопасности — это определяется как «продукт индивидуальных и групповых ценностей, отношения, восприятия, компетентности и моделей поведения сотрудников».В ходе исследования определены факторы корпоративной культуры безопасности: вовлеченность сотрудников в организацию общения по вопросам безопасности; …

Наталья Карабущенко, Татьяна Пилишвили, Нина Сунгурова

Современный, быстро меняющийся мир влияет на результативность, средства к существованию и благополучие человека. В условиях информации, стремительных технологических изменений и цифровизации в различных сферах жизни необходимы определенные профессиональные атрибуты. Нужен профессионал, умеющий исправлять…

С. Хрипунова, Д.М. Зиновьева, О.А. Долгополова, Е. Панкратова

Проблема поиска личностных факторов профессиональной готовности, стрессоустойчивости специалистов кризисных центров МЧС РФ относится к числу актуальных в связи с тем, что их деятельность осуществляется в экстремальных ситуациях. Их психологическая устойчивость влияет на здоровье …

Т.В. Кириллова, С.В. Забегалина

Чрезвычайные ситуации в арктических регионах возникают как под воздействием природных, так и техногенных факторов.Дезадаптация личности сильно увеличивает риск ошибки в деятельности, опасность возникновения чрезвычайной ситуации. Диагностика адаптации личности осуществляется с помощью объективных и субъективных методов …

Мария Корехова, Андрей Соловьев, Игина Новикова

В статье представлены данные исследования факторов психической дезадаптации сотрудников правоохранительных органов. В исследовании приняли участие 153 сотрудника органов внутренних дел. Установлено, что более 30% специалистов экстремального профиля имеют комплекс признаков психической дезадаптации.Система факторов …

Ирина Корельская, Ирина Каркавцева, Елена Белецкая, Ирина Варенцова

Успех адаптации к службе в воинских частях предъявляет высокие требования к профессионально-прикладной физической и психологической подготовке молодого поколения. Предлагаются три уровня адаптации воинских частей в экстремальных условиях арктического региона.

Яна Корнеева, Марина Арефина, Наталья Симонова, Галина Дегтева

Настоящее исследование финансировалось РФФИ в соответствии с исследовательским проектом № 18-013-00623.Арктика — это территория, характеризующаяся огромной площадью, особыми климатическими условиями, а также богатыми запасами природных ресурсов. В настоящее время в регионе активно развиваются проекты по добыче полезных ископаемых ….

Яна Корнеева, Егор Прялухин

Цель исследования: выявить особенности психологической безопасности специалистов при организации вахтового труда на Севере и Юге. Российской Федерации. Образцы: 1) 68 вахтовых рабочих алмазного производства на Крайнем Севере в возрасте от 26 до 59 лет, стаж вахтового метода в…

Яна Корнеева, Наталья Симонова

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых — докторов наук (МК-6409.2018.6). Климатико-географические, производственные и социальные факторы предъявляют требования к организму вахтенного рабочего, превышая его резервы. Это исключает возможность полной адаптации …

Татьяна Крюкова

В статье содержится обзор исследований по преодолению стресса, касающихся опыта одиночества (Cacioppo et al.; и т.д.). Данные исследований по преодолению стресса относительно переживания одиночества обширны: Качиоппо, Фаулер, Кристакис. Эмоциональная депривация, отсутствие близкого партнера и субъективное одиночество связаны между собой …

Марина Кубышкина, Тамара Тюлюбаева

Одна из главных задач пенитенциарной системы (ПС) России — формирование высокопрофессионального, стабильного, сбалансированного кадровый корпус, способный решать поставленные перед ним профессиональные задачи. В связи с этим ведется активное изучение профессиональной и профессиональной деятельности сотрудников и…

Ольга Кузнецова, Мария Тункина

В настоящее время понятия «профессиональная идентичность» и «профессиональная деформация» в системе органов внутренних дел не изучены и недостаточно операционны, нет содержательного сравнения этих явлений на теоретической базе. и эмпирический уровень. Исследование их корреляции поможет …

Сергей Ленков, Надежда Рубцова

В данном исследовании изучалась роль киберсоциализации в различных видах профессионального выбора (сфера деятельности, профессия, работа, университет).В выборку вошли 605 трудоустроенных лиц, 181 мужчина и 424 женщины, которые закончили университет в период с 2003 по 2017 год. Мы использовали «Утрехтский рабочий контракт …

Эльвира Леус, Андрей Соловьев, Игина Новикова

В настоящее время на первом месте стоит появление программ психологической и педагогической помощи или программ «коучинга». Это связано с необходимостью создания условий для здорового развития личности в процессе трудовой деятельности.Коучинг — это деятельность, направленная на создание системы …

Ольга Лобза, Варвара Короткова, Татьяна Бунакова

В статье анализируются индивидуальные, психологические, личностные характеристики, устойчивость к стрессу, сопротивляемость и совладание с поведением специалистов, работающих в экстремальных условиях. Для выявления личностных детерминант стрессового поведения, демонстрируемого сотрудниками МЧС России мужского пола, мы …

Николай Лысаков, Елена Лысакова

Человеческий фактор в авиации — это системное и многонаучное понятие, напрямую связанное с безопасностью полетов и профессионализмом. надежность персонала.По предварительной оценке Межгосударственного авиационного комитета (МАК) человеческий фактор является доминирующей причиной авиационных происшествий. Цель …

Наталья Мартиросова, Александр Ксенофонтов, Александра Калашник

В статье рассматриваются вопросы психологической работы по профилактике профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел в контексте компетентностного подхода. Разработка мероприятий, направленных на создание условий для развития компетенций каждого отдельного сотрудника соответственно…

Сергей Медведев, Елена Соколова, Александр Мохирев, Татьяна Луговская

В статье рассматриваются проблемы повышения эффективности переработки древесных ресурсов. Показан разработанный методический подход к повышению эффективности обработки. Он состоит из пяти этапов, которые подробно раскрываются с примерами. Апробация предложенного подхода оправдывает …

Роман Осин, Всеволод Константинов

В статье представлены результаты анализа феномена, связанного с отношением к образу рабочего мигранта в современном мире в условиях медиа-влияния. среди разных представителей социально-демографических сообществ.Результаты эмпирического исследования …

Марина Петраш, Елена Постникова

В настоящем исследовании рассматривается структура повседневных стрессоров у персонала скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга и Архангельска. Целью исследования был анализ выраженности повседневных стрессоров у персонала скорой помощи, проживающего в разных регионах. В выборку вошли 192 работника скорой медицинской помощи: 121 …

З.Н. Платонова

Целью данного исследования является исследование особенностей проявления профессионального стресса, одной из наиболее актуальных проблем экстремальной психологии.Кроме того, данная проблема актуальна для специалистов экстремального профиля (сотрудники силовых структур: подводники, …

Маргарита Погодаева, Юлия Чепурко, Ольга Молокова, Татьяна Никулина, Светлана Матафонова

Актуальность исследовательской профессии. врач относится к одному из самых сложных, психоэмоционально напряженных и ответственных видов деятельности, постоянно расширяется количество видов занятий, относящихся к деятельности в особых и экстремальных условиях.Экстремальные условия профессиональной деятельности …

В.С. Понкратова, Д. Сочивко, Е.Ю. Холопова, Г. Аксенова, П.Ю. Аксенова

осужденные, методики, психологическая защита, психологическая помощь, психокоррекция, модель обучения психологов, программа подготовки психологов

Маргарита Постникова, Надежда Сиврикова

В современном мире усиливаются факторы стресса, и научное сообщество вынуждено искать на ресурсы для обеспечения эффективного функционирования человека в любых условиях.Многочисленные исследования показали, что превращение травмирующей ситуации во что-то позитивное улучшает физическое здоровье и самочувствие …

Дарья Пятун

В статье рассматривается феномен «психологического пространства», проводится краткий теоретический анализ психологического пространства. апробируется методика изучения особенностей психологического пространства чрезвычайных ситуаций. Эмпирический материал составлен на основе …

Елена Родионова, Владислав Доминик, Герман Никифоров, Зоя Дудченко

В статье рассматриваются факторы, связанные со здоровьем в связи с авариями водителей грузовиков.В основе изучения имплицитного отношения к здоровью и болезни лежит модель имплицитного ортогонального отношения. При исследовании водителей-дальнобойщиков использовалась методика Double-Target IAT (модифицированная …

Евгений Рогов, Людмила Желдоченко

Риски профессионализации личности в массовых профессиях обычно связаны с продолжительностью реализации основных профессиональных функций. , без учета специфики рисков в рамках отдельных специализаций.Возможно, этим на практике объясняется отсутствие …

Нина Рубцова, Игорь Бухтияров

Снижение рисков заболеваемости рабочих и развития профессиональных и производственных заболеваний в результате воздействия неблагоприятных производственных факторов и факторов внешней среды является актуальной задачей. Приведен краткий анализ основных производственных факторов и основные пути решения основных проблем с учетом …

В Сериков, О. Атьков, Михаил Рубцов

Для определения основных психофизиологических параметров организма человека, способствующих реализации Во время полета в арктическом регионе проводилась оценка психологических параметров некоторых пилотов до и после кругосветного океанического полета вокруг Северного полюса…

Екатерина Шубникова

В статье рассматривается тот факт, что педагогическая профессия в последнее время становится все более стрессовой, учителя все чаще попадают в негативные стрессовые условия, которые могут привести к профессиональному выгоранию и другим профессиональным деструкциям. Эти профессиональные разрушения могут привести к негативным …

Василий Смыковский, Елена Лобанова, Александр Киселев

Статья посвящена анализу феномена готовности сотрудников пенитенциарной системы к действиям в экстренных случаях.По результатам формирующего эксперимента определены возможности развития мотивационно-волевого, познавательного и деятельностного компонентов этой готовности …

Александра Сперанская, Светлана Прокопьева, Анастасия Чертовикова, Юлия Смирнова

В статье раскрывается значимость трудовой мотивации для повышения квалификации сотрудников исправительных учреждений. Экстремальный характер работы с заключенными сильно влияет на сотрудников исправительных учреждений, а также отрицательно сказывается на их профессиональной деятельности.Знание психологических состояний, определяющих …

Людмила Становова, Ольга Захарова

В статье рассматриваются вопросы профессионального здоровья и жизненного тонуса спасателей МЧС. С этой целью проводится изучение профессионального здоровья и жизнеспособности спасателей МЧС через изучение их совладающего поведения, нейропсихологической устойчивости …

В.А. Толочек, В.В. Вилчес-Ногерол

Цель исследования: историко-теоретический анализ научных основ и практики применения методологии психодиагностики при решении задач профессионального отбора.При этом комплекс вопросов, касающихся проблемы профессионального отбора (методология и методы, …

Диана Церфус, Мария Карагачева, Татьяна Иванова, Ирина Акиндинова

В статье представлены результаты экспериментального исследования по оценке качества жизни студентов. стандарт, а также результаты измеримых физиологических показателей, отражающих состояние их сердечно-сосудистой и дыхательной систем.Анализ этих результатов проводился с помощью программы…

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *