Кому свойственна мстительность сочинение: Готовое итоговое сочинение «МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ» 2018-2019 11 класс

«Месть и великодушие» « Год Литературы

Как раскрыть нюансы человеческой натуры в 350 обязательных словах

Анна ЧайниковаТекст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Иллюстрация: Лудовико Маркетти «Отелло обвиняет Дездемону»

Комментарий ФИПИ

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Словарная работа

МЕСТЬ

Намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Желание отомстить. (Толковый словарь русского языка Ушакова, 2012).

ВЕЛИКОДУШИЕ

Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. (Толковый словарь русского языка Ушакова, 2012).

Аспекты рассмотрения тематического направления

  • Месть (причины и последствия мести; ее влияние на самого мстящего и объект мести; месть-возмездие).
  • Великодушие (прощение и христианские ценности; как прощение меняет человека). 
  • Выбор между местью и прощением (тяжелый нравственный выбор; сила или слабость; представления о добре и зле).
  • Месть и великодушие на войне, отношение к врагу, предателю.
  • Кровная месть как социально-историческое явление.

О жажде мести и великодушии, милосердии и жестокости, силе духа и прощении размышляет в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой, рассказывая историю отношений Андрея Болконского, Наташи Ростовой и Анатоля Курагина. Можно ли проявлять великодушие к врагу, обидчику, прощать ему оскорбление? Не будет ли это проявлением слабости характера, поступком, недостойным мужчины?


Насколько трудно найти в себе силы для того, чтобы отказаться от мести? Всеми этими вопросами перемучивается князь Андрей.


Анатоль Курагин становится злейшим врагом Болконского после того, как начинает ради забавы ухаживать за невестой князя Андрея, Наташей Ростовой, и даже пытается под покровом ночи увезти ее из дома и тайно с ней обвенчаться. Душа князя Андрея жаждет отмщения: он хочет во что бы то ни стало наказать Курагина за его низкий поступок, совершенный по отношению к Наташе, и за свою поруганную честь. Жажда мести так сильна, что Болконский на протяжении долго времени ищет личной встречи со своим обидчиком, чтобы найти повод для дуэли и вызвать его, не компрометируя при этом Ростову. Однако разыскать Курагина не так-то просто: князь Андрей едет за обидчиком сначала в Петербург, потом в Молдавскую армию, куда был отправлен на службу Курагин, а затем прибывает в Турецкую армию, где, по последним данным, находился Анатоль. Всюду Болконский отстает от него буквально на шаг, но он твердо знает, что обидчик будет наказан, сколько бы времени ни прошло:

«Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно-хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции»
. Все существо Болконского подчинено мысли о мести, она отнимает покой и силы, гирей висит на ногах, не давая жить.

Прежде чем отбыть в армию, Андрей Болконский приезжает в Лысые Горы к семье. Княжна Марья, тонко чувствующая переживания брата, которые он старался скрыть, заводит разговор о мести и прощении. Понимая, как ему тяжело носить в себе обиду и злобу к Курагину, она просит брата простить Анатоля, ведь люди не имеют права наказывать, это только во власти Бога. «И ты поймешь счастье прощать», — говорит она, но князь Андрей глух к ее словам, ему пока не понять этой христианской добродетели, в нем говорит попранная гордость и обида:


«Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать»
.


По мнению Болконского, в прощении и смирении проявляется отнюдь не сила человека, а слабость, неумение защитить то, что дорого.

Однако наступает момент, когда гордый и упрямый князь Андрей понимает радость прощения, дарующую ему самому свободу. После тяжелейшего ранения, полученного в бою, он оказывается на одном перевязочном пункте с Анатолем Курагиным, которому отнимают ногу. На пороге смерти Болконский иначе смотрит на все: ненужное, ложное, суетное уходит, отравлявшая жизнь жажда мести стихает, остается только то, о чем толковала ему когда-то сестра, христианское прощение и милосердие. Видя беспомощного и жалкого Курагина, рыдающего на операционном столе, князь Андрей не испытывает удовлетворения от его страданий, он больше не видит в нем своего врага. «Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком… Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце»

. Именно в этот момент к нему приходит осознание простых истин: счастье не в мести, а в прощении, в сострадании и любви к ближним. По-настоящему силен и свободен тот, кто может найти в себе силы простить врага, а не носит в себе злость, копит обиды, ждет момента, когда сможет нанести ответный удар. 

Примерные формулировки темы

  • Сила или слабость человека проявляется в великодушии?
  • Почему важно уметь прощать?
  • Как связано великодушие с умением прощать?
  • Чем великодушие отличается от благородства?
  • Чем великодушие отличается от доброты?
  • Способны ли любовь и прощение изменить человека?
  • Всегда ли «примирение» означает «прощение»?
  • Могут ли великодушные люди мстить?
  • Можно ли оправдать месть?
  • Что значит достойно пережить поражение?
  • Кому свойственна мстительность?
  • Как соотносится понятия мстительность/великодушие с силой/слабостью характера?
  • Всегда ли мстят только жестокие люди?
  • Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?
  • Как связаны месть и жажда справедливости?
  • Может ли жажда мести стать смыслом жизни?
  • Может ли отмщение принести счастье кому-либо?
  • Может ли месть принести разочарование?
  • Как связаны понятия месть и саморазрушение?
  • Согласны ли вы с утверждением Г. Хаггарда: «Месть сладка, и все же… это стрела, которая часто поражает того, кто ее выпустил»? 
  • Может ли мстительный человек быть счастливым?

Афоризмы и высказывания известных людей

  • Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке (Дж. Б. Шоу).
  • Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного (
    М. Ганди
    ).
  • Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом (А. Дюма).
  • Если гениальность — величие ума, то великодушие — гениальность души (Э. А. Севрус).
  • Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его (Ф. Бэкон).
  • Учитель Будда всегда говорил мне, что прощение дарует жизнь. И я согласна. Прощение дарует жизнь — тому, кто прощает (Д. Митчелл).
  • Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев (Аристотель
    ).

Список литературы

  1. А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Выстрел», «Пиковая дама», «Дубровский».
  2. М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Герой нашего времени».
  3. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», «Страшная месть».
  4. Л. Н. Толстой «Война и мир» (Болконский и Курагин; Винсент Боссе).
  5. А. П. Чехов «Месть», «Попрыгунья».
  6. А. И. Куприн «Поединок».
  7. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
  8. М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон».
  9. Б. Васильев «А зори здесь тихие».
  10. В. А. Закруткин «Матерь человеческая».
  11. У. Шекспир «Гамлет», «Отелло».
  12. А. Дюма «Граф Монте-Кристо».

21.11.2018

Просмотры: 0

Сочинение на тему: «Месть и великодушие»

На уроках литературы мы изучили работы многих писателей. Все их произведения — это неоценимый вклад в развитие литературы и возможность показать читателям различные проблемы, раскрывая актуальные темы и важные вопросы своего времени. Среди большинства работ прослеживается и такая направленность, как месть и великодушие, о чем мы и напишем сочинение, подтверждая наше видение аргументами из литературы.

Вступление

Изучив материалы к сочинению Месть и великодушие, познакомившись со многими произведениями литературы, мы можем с уверенностью сказать, что месть и великодушие — это противоположные проявления человеческих качеств. Это как добро и зло, где месть является губительной, в то время как великодушие — это проявление сильного характера. Великодушие доказывает что перед вами действительно сильная личность, сумевшая простить обидчика. Великодушный человек не действует спонтанно, он может поставить себя на место обидчика, проанализирует ситуацию, разберется, ведь может именно он стал причиной плохого поступка по отношению к нему самому. Только разобравшись, он примет решение о прощении или наказании. Причем наказание будет не с целью мести, а чтобы показать, насколько был неправ человек.

Итоговое сочинение

Благодаря итоговой работе «Месть и великодушие», мы можем сделать выводы, позволяющие определиться в нашей дальнейшей жизни. Подводя итоги, мы раскрываем отрицательные стороны и выделяем положительные моменты. К сожалению, месть побеждает великодушие чаще. И не только в литературных произведениях, но и в нашей жизни.

Месть и великодушие

Именно к мести прибегает человек, когда ему сделали плохо. Людям свойственна спонтанность. Если мне кто-то сделал плохо, то почему я должен отвечать добром? Я сделаю ему хуже вдвойне. Так рассуждает подавляющее большинство людей. Почему-то мало кому приходит в голову простить, и понять почему именно так поступил обидчик. Мало кто вспоминает о великодушии, разрабатывая собственные планы мести. Причем человек не замечает, что он начинает жить ради мести. Он не видит, что в своем отмщении начинает причинять боль не только обидчику, но и невинным людям, а сама месть уже полностью его поглотила, сделав своим рабом.

МестьМесть

Рано или поздно наступит момент, когда человек поймет что ошибся, поймет что его месть была бессмысленна, но будет поздно. Поэтому очень важно не стать эгоистом и не потерять свои человеческие качества, к которым относится и великодушие. Важно научиться прощать, бескорыстно любить и вершить безвозмездно благие дела. К сожалению, чувство мести неистребимо и малая война порождает большую. Никто не желает простить и договориться. Соседи уничтожают животных, зашедших на их территорию. Террористы уничтожают мирных людей в башнях-близнецах Нью-Йорка, падают пассажирские самолеты, сбитые намеренно или по ошибке. У всех просыпается злоба и месть. Всем нравится воевать.

Порой кажется, что зло бесконечно, оно захватило всю землю и именно месть дает ему подпитку. При этом, в нашем сочинении по литературе за 11 класс на тему месть и великодушие для ЕГЭ хочется сказать, что это извечная проблема. Поэтому ее и старались раскрыть многие писатели, произведения которых станут отличным аргументом к нашему сочинению.

Аргументы к сочинению

Тему мести и великодушия мы можем увидеть в работе Пушкина Дубровский. Возникший между соседями конфликт приводит к тому, что Троекуров отбирает поместье Дубровского. Это приводит к его смерти, а сын Дубровского, руководствуясь желанием отомстить, становится разбойником. Он грабит богатых и обманом проникает к Троекурову. Однако мы видим, что все же Дубровскому младшему удается убить в себе чувство мести, которое было побеждено великодушием.

ВеликодушиеВеликодушие

А вот в пьесе Гоголя Страшная месть братья так и не смогли проявить великодушие. Так Иван, которого убил собственный брат, не смог его простить и попросил Бога навести проклятье на род брата. В итоге у Петра родился сын, который стал душегубом. От этого страдали все, в том числе и невинные, а Иван, наблюдая за этим, не испытал удовлетворения, а только страдал оттого, что совершил ошибку, которую было нельзя исправить. Не имел покоя и умерший Петр. Как видим, месть привела к вечным мукам обоих и стала причиной всех бед.

Не имели понятия о великодушии и герои произведения Горького На дне. Мы видим, что их отношения строятся на ненависти. Каждый хочет мстить другому. Оказавшись на дне, каждый из героев старается опустить поглубже на дно и своего соседа. Мстительная натура проявилась в каждом из них. Никто не был способен на великодушие, разве что Лука, который пытался поддержать каждого. И великодушие оказалось бессильно против мстительных натур людей.

Еще одним аргументом того, что месть становится смыслом жизни для человека, является произведение Александра Дюма Граф Монте-Кристо. Месть не приносит никакого удовлетворения герою, и становится бессмысленной. И это не полный перечень работ знаменитых авторов, где месть и великодушие, как две стороны одной медали, определяют выбор человека и его дальнейшую судьбу.

Сочинение на тему: «Месть и великодушие»

4.8 (95%) 4 votes

Сочинение: Мстительность — низменное свойство души

«Совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его» (Ф. Бэкон)

Мстительность — низменное свойство души. Как заметил Ф. Бэкон, «Совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его».

Эта тема развивается в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В образах Гринева и Швабрина автор представляет нам два типа характера, отношения к миру. Первый добр и великодушен. Он склонен прощать окружающих, помогать людям. Так, освободив Машу из плена, Гринев прощает Швабрина: «Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом». Лишь однажды он решается на поединок с Алексеем Ивановичем, защищая честь капитанской дочки.

Совсем иным является поведение Швабрина. Этот герой мстителен и злонравен. Не простив Маше ее равнодушия, он распространяет о ней различные слухи. Затем держит ее в заточении. В финале Швабрин вновь замышляет недоброе, оклеветав Гринева перед судом. Очевидно, он видит в Петре своего счастливого соперника и не может примириться с существующим положением дел.

Авторская позиция здесь вполне определенна: по мысли Пушкина, мстительность — черта, недостойная настоящего мужчины. Великодушие, благородство, чувство сострадания — эти черты неизменно присутствуют в характере любимых героев поэта — Гринева и Маши Мироновой.

Другой пример — роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Тема мести раскрывается в истории взаимоотношений Печорина и Грушницкого. Последний является своеобразным двойником Печорина. Он в определенном смысле пародирует мироощущение Григория Александровича, выступая в роли «разочарованного». Более всего на свете Грушницкий жаждет уверить всех в собственной исключительности, в необыкновенных жизненных обстоятельствах. Он напускает на себя таинственный, загадочный вид, постоянно драпируется «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Манеры и поведение этого персонажа рассчитанно-эффектны: «он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой…», «говорит он скоро и вычурно», у Грушницкого «страсть декламировать». Рисовка и фальшь поведения в нем граничат с пошлостью. По меткому замечанию Печорина, под старость такие люди делаются «либо мирными помещиками, либо пьяницами — иногда тем и другим…».

Грушницкий не только воплощает собой «моду скучать», но это еще и подлый, безнравственный, мстительный и завистливый человек, склонный ко лжи, интригам, сплетням. Грушницкий пытается ухаживать за Мери Лиговской, однако она отвергает его. И вот уже он готов опозорить доброе имя девушки, распуская сплетни о ее тайных свиданиях с Печориным. Грушницкий плетет интриги против своего приятеля. Считая его счастливым соперником, он мечтает отомстить, убить его на дуэли, приготовив для противника пистолет с холостыми пулями. Однако Печорин узнает о заговоре и хладнокровно убивает юнкера на этой дуэли, вовремя перезарядив свое оружие.

Характерно, что Грушницкий испытывает некоторое смущение во время поединка, нечто вроде уколов совести. Однако он не отказывается от своих планов, даже поняв, что его заговор разоблачен. «У Грушницкого нет только характера, но… натура его не чужда была некоторых добрых сторон: он не способен был ни к действительному добру, ни к действительному злу; но торжественное, трагическое положение, в котором самолюбие его играло бы напропалую, необходимо должно было возбудить в нем мгновенный и смелый порыв страсти… Самолюбие заставило его видеть в Печорине своего соперника и врага; самолюбие решило его на заговор против чести Печорина; то же самое самолюбие сосредоточило всю силу его души… и заставило предпочесть верную смерть верному спасению через признание. Этот человек — апофеоз мелочного самолюбия и слабости характера», — писал В.Г. Белинский.

Однако и Печорин в сцене дуэли ведет себя недостойно: он выбирает такое место для поединка, где один из них обречен на неминуемую гибель. Досада оскорбленного самолюбия, презрение и злоба — вот все чувства, испытываемые Григорием Александровичем во время дуэли. В душе его нет места великодушию. Играя своей судьбой, он с удовольствием играет и судьбами других людей. Так, во время дуэли Печорин готов простить Грушницкому ему подлость, если тот раскается в своем поступке. «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать… Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью?» — размышляет герой в своем дневнике.

Таким образом, жажда мести разрушающе действует на человеческую душу, этот путь обречен и неплодотворен.

Сочинение по направлению «Месть и великодушие» — Выпускное (итоговое) сочинение 2018-2019

Сочинение по направлению «Месть и великодушие»

Месть и великодушие – это два полярных, прямо противоположных понятия, которые характеризуют личность с нравственной стороны. Месть – это намеренное причинение зла, действие, которое совершает коварный, злобный человек за обиду и причинённое зло, это возмездие за что-нибудь. Наслаждение от мести, по-моему, испытывает тот, кто лишён доброты, обладает мелкой и низкой душой. Такой человек не способен забыть и простить обиды, стать выше своего самолюбия. Великодушие же, напротив, свойственно тому, кто обладает высокими душевными качествами, кто снисходителен к ошибкам и слабостям других, кто готов бескорыстно жертвовать своими интересами. 

В литературе есть немало примеров того, как месть становится орудием героев и не приносит им счастья, а, наоборот, приводит к непоправимым последствиям. Например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой, петербургский аристократ, живя в деревне, обиделся на своего друга Владимира Ленского и решил ему отомстить. Причина обиды мелкая и ничтожная. О такой обиде в народе иронично говорят: «Надулся как мышь на крупу». Ленский уговорил Онегина приехать в гости к Лариным на именины Татьяны. Онегин не хотел ехать к Лариным по двум причинам. Во-первых, он избегал встреч с Татьяной. Между ними произошло решительное объяснение, в котором Евгений в ответ на письмо Татьяны с признанием в любви прочитал ей то ли проповедь, то ли исповедь, признавшись, что его душа не способна любить, растратив юношеский пыл. Во-вторых, Онегин не хотел встречаться с соседними помещиками, которых считал ничтожными и презирал. Но Ленский сказал, что народу будет мало, и ошибся. Увидев огромное количество гостей, бледную Татьяну, готовую в любую минуту расплакаться, Евгений поклялся в душе «взбесить» Ленского, и ему это удалось. Бывший ловелас стал открыто ухаживать за Ольгой, нашёптывать легкомысленной девушке «какой-то пошлый мадригал». Ольга отказала Владимиру в последнем танце – котильоне, который обычно в конце вечера танцуют жених и невеста, сказав, что она уже обещала Онегину. Это было последней каплей, переполнившей чашу терпения влюблённого поэта. Ленский вызвал Онегина на дуэль. Так, желание мести привело Онегина к целому ряду нравственных ошибок. Во-первых, он необдуманно пошутил над юной робкой любовью, действуя привычно, как в аристократическом Петербурге. Но он не учёл того, что юный философ, «поклонник Канта и поэт», не знал светских правил и коварную игру друга принял за чистую монету. Во-вторых, он мог бы отказаться от дуэли и помириться с другом, но Онегин этого не сделал, испугавшись «общественного мнения», по сути, мнения тех людей, которых он презирал. Трагический итог мести Онегина –гибель друга на дуэли, чувство непоправимой вины и муки совести Евгения. 
Примером великодушия в этом романе является Татьяна, нравственный идеал автора. Она выходит замуж за генерала только лишь потому, что её со слезами умоляла мать, ради спокойствия родного человека. Дав клятву верности в церкви, Татьяна отказалась от личного счастья, потому что выше всего ставила нравственный долг. Замужняя Татьяна преподала эгоистичному Онегину урок верности, самопожертвования и великодушия. Да, она по-прежнему любила Онегина, но никогда бы не смогла построить своё счастье на несчастье другого человека. 

Таким образом, мы пришли к выводу, что месть – это низкое желание, которое не приносит счастья, а только муки и раскаяния. Только великодушный человек никогда не раскается в том, что когда-то простил своего обидчика, будет чувствовать моральное удовлетворение, что не пошёл на поводу своих мелких и недостойных чувств.

Готовимся к итоговому сочинению. Направление «Месть и великодушие»

Направление «Месть и великодушие»

МЕСТЬ, мести, мн. нет. жен. Намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Жажда мести. Кровная месть..|| Желание отомстить. «И пишет боярин всю ночь напролет, перо его местию дышит.» А.К.Толстой. Оклеветать из мести.

Синонимы:мщение, ответка, отдача, отместка, отмщение, отплата, расплата

ВЕЛИКОДУШИЕ мн. нет, ср. Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. Великодушие — -я; ср. Наличие высоких душевных качеств; щедрость души, благородство, снисходительность. Проявить в. В порыве великодушия.

Синонимы:бескорыстность, благородность, благородство,  великосердие, величие души, возвышенность,  нравственное величие,  щедрость

Тезисы по направлению «Месть и великодушие»

Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.

Месть и прощение как тяжелый нравственный  выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.

Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.

Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.

Месть как чувство и действие.

Кровная месть как социально-историческое явление

Месть – это сила, которая руководит действиями человека обиженного, претерпевшего жестокость и несправедливость в свой адрес. В большинстве случаев поводом для мести служат трагические события в жизни. Проявления несправедливости могут быть самыми разными и ограничиваются лишь уровнем человеческого сознания. Желание отомстить во что бы то ни стало подчас закрадывается в сердце человека, не знакомого ранее с душевной злобой. Жизнь сама по себе сложна, и каждый борется за нее изо всех сил, нанося в этой борьбе ближнему порой самые жестокие обиды. И немногие находят в себе силы великодушно простить, желание ответить злом на зло оказывается сильнее. И возникает вопрос: почему человек, посвящает свою жизнь тому, чтобы «наказать» другого. Наверное, большинство просто находит в своей мести успокоение, которое иногда так тяжело обрести. Возмездие доставляет наслаждение именно за счет утоления своего гнева, душевной боли. Переступить через свою боль, прервать цепь зла и не наносить обид в ответ может только поистине великодушный человек. Что такое великодушие? Если прочитать определение этого слова в любом словаре, мы увидим, что это качество трактуется как положительное, присущее сильным и мудрым людям.

Великодушие — это способность думать не только о себе и ставить чужие интересы выше своих. Это качество характера, которое выражается в уступчивости, снисходительности и внимательном отношении к людям. Издавна все ценили и уважали великодушных людей как тех, у кого есть большое любящее сердце. Даже само это слово сложное, оно состоит из двух частей: «великая душа». Какого человека можно назвать великодушным? Великая душа у того, кого трогают проблемы других людей, кто сочувствует горю ближнего, кто способен быть благородным по отношению к своему обидчику. Великодушный человек не злопамятен, он умеет прощать и принимать несовершенство людей, умеет жертвовать своими интересами. Ребенок, который чувствует любовь родителей, видит их великодушные поступки, может стать таким в будущем. Быть великодушным очень сложно, и человек, который научится думать не только о себе, но и о других, получит любовь и уважение всех вокруг. Понятия «мести» и «великодушия» диаметрально противоположны, но зачастую в литературных произведениях они проявляются в поступках одного и того же героя.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» В романе «Евгений Онегин» Пушкин поднимает проблему мести и великодушия на примере поступков главного героя. Евгений Онегин решил отомстить своему приятелю Ленскому, уговорившему его приехать на бал в честь рождения Татьяны. Онегин не любил сборищ своих деревенских соседей и уступил уговорам приятеля только потому, что Ленский уверял: будут только свои. Отомстить товарищу Онегин решил через легкомысленную Ольгу. Влюблённый Ленский был взбешён, когда увидел свою невесту, танцующую с Онегиным. Он вызвал недавнего друга на дуэль. Тут Онегин мог бы проявить великодушие: поговорить с Ленским, объяснить причину своего поведения, но страх оказаться предметом насмешек не позволил ему этого сделать. Онегин принял вызов и убил друга.

А.С.Пушкин «Дубровский» В произведении «Дубровский» А.С.Пушкин задумывается над проблемой мести и великодушия на примере двух семейств: Троекуровых и Дубровских. Конфликт между отцами начался из-за глупой шутки одного из псарей Троекурова и закончился тем, что в отместку за гордость у Дубровского было отнято имение. Сын Дубровского решил мстить богатому соседу после смерти отца. Лишившись родного дома, Владимир вместе со своими людьми становится разбойником и грабителем. Только любовь к Маше Троекуровой заставило его отказаться от мести. Он великодушно исчезает из родных мест, оставив всё как есть.

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова» В «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов рассказал о жестоких нравах времён Ивана Грозного, когда власть опричников царя была безграничной, поэтому бесчинство слуг царя было обычным явлением. Купец Калашников в произведении Лермонтова решился отомстить Кирибеевичу за нанесённое его жене оскорбление. Эта месть оправдана, так как тесно связана с проявлением великодушия, в основе которого лежит стремление защитить свою семью от позора и поругания. Только царь такого же великодушия не проявляет, и казнь Калашникова становится местью за победу купца в честном бою с опричником Кирибеевичем. Народ же считает Калашникова своим героем.

Н.В.Гоголь «Страшная месть» В рассказе Гоголя речь идёт о природе человеческой мести – сюжет всего произведения связан с этим явлением. Колдун – последний потомок Петра, убившего брата и племянника, родился ужасно некрасивым, ему всегда казалось, что над ним смеются, в отместку он убивал людей, и на его совести множество злодеяний. Пётр, убил двух людей, а его потомок — бессчетное количество. Зло растёт и множится. Сам Петр страдает под землёй, растёт вместе со злом, которое творит его потомок, и испытывает жуткие страдания. Иван, так страшно отомстивший брату, тоже мучается, так как вынужден наблюдать последствия своей кары. А ведь всё началось с зависти брата к брату: если бы Петро не убил Ивана, ничего бы не произошло. Все бы жили и наслаждались бы жизнью, колдун родился бы нормальным человеком и не вызывал бы мертвецов из их могил, причиняя им жуткие страдания. Но не было в душах братьев великодушия, которое только одно и способно прощать ближним и радоваться их счастью и успеху.

В.А.Закруткин «Матерь человеческая» Гимном великодушию русской женщины можно назвать повесть В.А.Закруткина «Матерь человеческая». В этом произведении повествуется о женщине, у которой война отняла самое дорогое – любимых людей: мужа и сына. Зверства фашистов настолько бесчеловечны, что Мария, увидев немца, схватила вилы и готова была убить врага, чтобы отмстить за всё зло, которое ей причинили фашисты. Но слово «Мама» остановило её. Великодушие этой женщины настолько безгранично, что она находит в себе силы и к этому вояке отнестись по-матерински.

А. И. Куприн. «Поединок». Главному герою повести А. И. Куприна «Поединок» мечтательному и благородному Ромашову трудно ужиться в обществе пустых и равнодушных людей. Его тяготит служба в полку, он устал от отношений с авантюристкой Раисой. При очередной встрече Георгий ей сообщает, что хочет расстаться, но получает в ответ угрозы. Раиса решает скомпрометировать подпоручика перед лицом поручика Николаева, обвинив его в связи с Александрой Петровной, женой Владимира Ефимыча. Клевета приводит к дуэли соперников, в которой Ромашов погибает. Месть повлекла за собой трагическую развязку: убит невиновный человек, и вернуть его невозможно.

Л. Н. Толстой «Война и мир» В романе-эпопее Толстого главному герою, Андрею Болконскому, только пройдя сложный духовный путь, суждено было избавиться от эгоизма, который уничтожал великодушие в его сердце и порождал злость. Чувствуя себя униженным и оскорблённым после проступка Наташи Ростовой, Андрей отправляется на войну: единственное его желание – найти Анатоля Курагина и убить его. В борьбе чувств победу одерживает патриотизм: князь Андрей отказывается от службы в штабе Кутузова и становится командиром полка. Он сумел стать справедливым наставником и даже другом для своих подчинённых, а во время сражения никогда не прятался за их спинами. Кульминацией переживаний Андрея Болконского является Бородинское сражение, во время которого он, несмотря на опасность, находится на линии огня, чтобы поддержать своих солдат, и в результате этого получает тяжелое ранение. Уже во время операции он вспоминает Наташу и осознаёт, что любит её сильнее прежнего, и не только её, а весь мир. Заметив на соседнем столе Курагина, Андрей не находит в своём сердце былой ненависти и жажды мести. Он испытал «восторженную жалость и любовь» к своему поверженному врагу. Размышляя о Курагине, князь Андрей пришел к выводу, что самое главное в жизни — то, чему раньше учила его княжна Марья и чего он не понимал: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — … та любовь, которую проповедовал Бог на земле…». В этот момент происходит его окончательное нравственное прозрение.

Цитаты и афоризмы про великодушие и месть:

Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке. Джордж Бернард Шоу

Этот человек гнетёт меня своим великодушием. А.П. Чехов

Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. Махатма Ганди

Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. А. Дюма

Человек, терзаемый своими демонами, совершенно бессознательно мстит ближнему. Франц Кафка

Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение. Александр Иванович Герцен

Прощение — это дорога с двусторонним движением. Прощая кого-нибудь, мы прощаем в этот миг и самих себя. Пауло Коэльо

Месть — это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества — присущи только людям с великой душой, помните это! Луи Жаколио

Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья. Ницше Фридрих

Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить. Ф. Достоевский

Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести. Сенека

Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. Аристотель

«Месть — это блюдо, которое нужно есть холодным» Английская пословица.

«Месть — это слабых душ наследство. В груди достойного ему не место» (Карл Кёрнер). «Сладчайшая месть — это прощение» (Исраэл Фридман).

«Справедливость всегда приправлена щепоткой мести» (Жорж Вольфром).

«Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести» (Сенека). «Месть сладка, но не слишком питательна» (Мейсон Кули).

«Благородно мстить лишь равному себе и в равном положении» (Фукидид).

Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-mest-i-velikodushie/tsitatyi-i-aforizmyi-po-napravleniyu-mest-i-velikodushie.html

«Месть и великодушие» аргументы к сочинению / Блог :: Бингоскул

Список аргументов из литературы по направлению «Месть и великодушие» для сочинения в 11 классе.

Аргументы по направлению «Месть и великодушие» :

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир»

    • Андрей Болконский сильно разочаровывается в своей возлюбленной Наташе Ростовой, когда узнает, что девушка увлеклась молодым человеком Анатолем Курагиным. Он делится своими переживаниями с Пьером Безуховым, говоря ему, что «никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». Но все же при встрече перед смертью смог проявить великодушие и простить девушку, чувства которой к нему оказались искренними и пылали с еще большей силой.

    • другие аргументы из произведения Толстого «Война и мир».

  2. М. Горький «На дне»

    • В пьесе М. Горького «На дне» отношения героев построены на ожесточенности и мести. Каждый из них, не задумываясь, мстит всем остальным за то, что свалился на дно жизни. Все эти бедняки тянут друг друга еще глубже, ведь обратной дороги не должно быть ни у кого, если ее нет у тебя самого. Это неписанный закон ночлежки. Например, Василиса тиранит младшую сестру из-за ревности. Ее любовник, Васька Пепел, проявлял к ней симпатию, и деспотичную женщину это возмутило. Кульминации ее месть достигла в финале, когда в результате драки погиб ее законный муж. Теперь Пеплу грозит верная каторга, но его бывшая дама сердца не делает ничего, чтобы его спасти, напротив: она усердно топит всех в своей клевете. Даже ее «любовь» к Ваське не останавливает мстительную натуру героини. Очевидно, что месть – чувство, разрушающее человека изнутри и изгоняющее из него все добродетели.

       

      В пьесе М. Горького «На дне» герои не склонны проявлять великодушие. Напротив, они стремятся задеть и уколоть друг друга больнее, ведь нищета изгоняет из них все то, что делает человека человеком. Но есть один странник, который разрывает порочный круг обид и оскорблений. Это Лука. Он тоже прожил непростую жизнь, даже намекал, что сбежал с каторги. Но эти испытания его не ожесточили. Старик находит для каждого собеседника ласковые слова поддержки и участия. В его глазах светится истинное великодушие ко всем, кто его окружает. Он дал обитателям дна надежду на светлое будущее, и они сами виноваты в том, что этого оказалось мало для их нравственного возрождения. В их едкой среде странник долго не продержался и ушел, наверное, поняв, что эти бедняки не имеют не только дома, но и сердца, раз безжалостно топят друг друга. К сожалению, великодушие не всегда может помочь людям.  

       


  3. А.И. Куприн «Поединок»

    • В книге А. И. Куприна «Поединок» главный герой ухаживает за женой офицера, и женщина поощряет его попытки сближения. Ромашов искренне влюблен, только вот Шурочка играет его чувствами. Она безжалостно обрекает его на смерть ради продвижения своего супруга. Не то, чтобы ей был важен близкий человек, она просто жаждет перевода в новое место, где можно будет развлекаться. Из-за сплетен и анонимных записок обманутый супруг назначает дуэль Ромашову. Он хочет отомстить за попранную честь. Шура заверяет героя, что стреляться они будут «понарошку», только для того, чтобы Николаева не сочли трусом. Молодой подпоручик верит любимой женщине, но на поединке ее муж убивает соперника, поднимаясь в глазах однополчан. К сожалению, в обществе того времени месть считалась нормой, поэтому ее жертвами становились сотни молодых людей, способных на большее. Можно сделать вывод, что месть опасна для людей тем, что из-за чувства мнимой справедливости они присваивают права распоряжаться чужими жизнями.

       


    • В книге А. И. Куприна «Поединок» Ромашов бросает надоевшую любовницу. Но женщина не хочет отпускать молодого человека и клянется, что отомстит ему любой ценой. Раиса Александровна Петерсон была отчаянной авантюристкой. Она решила, что нужно скомпрометировать новую связь подпоручика, однако у него с Шурочкой ровным счетом ничего не было. Но госпожа Петерсон из-за своей испорченности подумала иначе и разослала анонимные письма с разоблачением измены жены Николева. Обманутый супруг вспылил и потребовал дуэли. В результате интриг самой Шурочки Ромашов был убит, а муж победоносно «защитил честь семьи». Последствия мести всегда трагические: убит невиновный человек, и его уже не вернуть никакими ухищрениями.  

       


  4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    • В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» великодушие присуще Пугачеву, когда, не смотря на репутацию разбойника, он поступает по совести: спасает жизнь Петру Гриневу, который в свое время проявил доброту к бунтарю. Благородство он проявляет и к Марье Мироновой, отпуская ее из крепости. За справедливость Гринев ценит Пугачева, поэтому казнь бунтаря вызывает у Петра грусть.

       


    • Другие аргументы из повести Капитанской дочки смотри здесь.

       


  5. А.С. Пушкин «Пиковая дама»

    • Желая быстро разбогатеть, главный герой пьесы А.С. Пушкина «Пиковая дама» военный инженер Германн всеми способами пытается узнать секрет старой графини о трех беспроигрышных картах. Он начинает ухаживать за ее воспитанницей Лизой и, добившись взаимности, обманом проникает в дом, но не на свидание к девушке, а в покои старухи. Графиня не выдерживает допроса Германна и умирает. Но ее призрак проявляет великодушие к инженеру-неудачнику и раскрывает ему тайну выигрышной комбинации в обмен на обещание жениться на Лизе. Германн не сдерживает данного слова и проигрывает в последней партии все нажитое состояние, после чего сходит с ума. Таким образом, не стоит давать невыполнимых обещаний, это может грозить жестоким возмездием.

       


  6. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

    • В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» месть привела к трагедии: был убит молодой поэт Ленский. Все началось с того, что главный герой получил письмо, где Татьяна признавалась ему в любви. Он отверг чувства девушки, ссылаясь на свою непригодность для семейных отношений. Естественно, он не хотел смущать ее своим присутствием, но восторженный друг приглашает его на именины Татьяны. Там же он рассчитывает провести приятный вечер с невестой. Евгений соглашается, но на самом вечере чувствует крайнюю степень неловкости. Во всем он винит Владимира и решает ему отомстить, заигрывая с его возлюбленной, Ольгой, ветреной кокеткой. Ленский был в ярости, ведь ему внимания девушки не досталось. Он вызвал соперника на дуэль, и Евгений не смог отказаться. В итоге Онегин убил товарища из-за своей мелочной и глупой мести. Вот, какими последствиями заканчивается мнимая погоня за справедливостью.

       


    • В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» изображен идеал великодушной женщины. Это Татьяна Ларина. Ее душу поистине можно назвать великой, ведь она пренебрегла своей страстью ради сохранения семейного благополучия. Когда-то в юности девушка сильно полюбила приезжего дворянина, который не принял ее чувств всерьез. Но героиня сохранила их в своем сердце навсегда, хоть и вышла замуж за другого человека. Генерала она не любила, но уважала и была ему благодарна за то обожание, с которым он относился к ней. Когда через много лет Евгений вернулся из странствий по свету, он воспылал страстью к Татьяне. Но она была замужем и отказала тому, кого все еще беззаветно любила. Героиня великодушно отвергла собственное счастье, чтобы сохранить покой и радость близкого человека. Ведь настоящее великодушие требует самоотречения.

       


  7. А.С. Пушкин «Дубровский»

    • В повести А.С. Пушкина «Дубровский» автор рассказывает, как одна месть породила другую. Пустяковый конфликт двух помещиков Дубровского и Троекурова перерастает в желание последнего отомстить за удар по самолюбию. Нечестным путем он отнимает имение у друга, в результате чего тот умирает от приступа. Сын Дубровского не может простить Троекурову смерть своего отца и становится разбойником и грабителем, отбирающим имущество у богатых помещиков. Только любовь к Маше Троекуровой заставляет его проявить великодушие и отступиться от главной мести.

  8. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

    • В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор описывает трагические последствия мести на примере Казбича, который убил похищенную девушку, чтобы отомстить Печорину. В начале главы Максим Максимыч сообщает, что Григорий влюбился в кавказскую красавицу и решил выкрасть ее, подкупив ее брата. Он пообещал ему знаменитую на весь край лошадь Казбича, о которой мечтал Азамат. Сделка свершилась, Бэла оказалась в плену у Печорина. Но ее руки добивался Казбич, поэтому он сильно разозлился, узнав об этом, и решил отомстить обидчику. Когда Григорий с Максимом Максимычем отправились поохотиться, герой забрал девушку, но их быстро нагнали. Спасаясь от погони и понимая, что вдвоем им не уйти, похититель убивает жертву и бросает на дороге. Добился ли он справедливости своей местью? Нет. Он лишь убил прекрасную Бэлу, оставшись ни с чем.

       


    • В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» доказана вся несостоятельность мести. Грушницкий пытался добиться ею справедливости, но сам же пал жертвой своего стремления. Дело в том, что он пытался произвести впечатление на княжну Мери. Он был влюблен, но девушка оставалась равнодушной к нему, ведь рядом с ней был более искусный кавалер – Печорин. Григорий влюбил в себя юную девушку, разыгрывая холодность к ней, что подстегнуло ее самолюбие и разожгло любопытство. В отчаянии юнкер решил отомстить удачливому сопернику. Вместе с друзьями он заметил, как Печорин ночью покидает дом княжны. Он уходил от своей любовницы Веры, но Грушницкий обвинил его в том, что он совращает Мери. Естественно, Григорий вызвал лжеца на поединок. Тогда трусливый клеветник решил не заряжать его пистолет, чтобы наверняка выиграть дуэль и избавиться от соперника. Но Григорий раскусил обманщика, и жертвой стал именно Грушницкий. Чего он добился своей местью? Ничего, кроме собственной смерти.

       


  9. М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

    • Купец Калашников отважился на месть царскому опричнику Малютину, чтобы оправдать свою жену и вернуть достоинство семье. В честном кулачном бою он убивает противника, за что Иван Грозный отправляет Степана Парамоновича на казнь, так как смерть Кирибеевича наступила в результате запрещенного приема. Но царь проявляет великодушие к Калашникову и выполняет его предсмертное желание: не оставляет без поддержки осиротевшее семейство.

  10. В.А. Закруткин «Матерь человеческая»

    • Великая отечественная война отняла у Марии самое дорогое: мужа и сына. Увидев раненого фашиста, она кинулась на него с вилами, чтобы отомстить врагам за смерть родных и все их бесчеловечные деяния. Но женщину остановили слова немца: «Мама! Мама!» Сердце Марии дрогнуло, и она пощадила юношу. Данным примером автор демонстрирует высшую степень великодушия русской женщины.

  11. Н.В. Гоголь «Страшная месть»

    • Месть стала причиной всех бедствий героев повести. В стремлении наказать Петра за собственную с сыном смерть, Иван, представ перед Богом, просит навести проклятие на весь род брата. Последний потомок убийцы рождается злым колдуном-душегубом, творящим страшные злодеяния. Петр под землей испытывает горькие мучения, а Иван, видя с небес, как страдают ни в чем не повинные люди, осознает свою ошибку, но ничего изменить не в силах. Ни один из братьев в свое время не проявили великодушие, за что и обрекли себя на вечные муки.

  12. А. Дюма «Граф Монте-Кристо»

    • Отомстить за сломанную судьбу – основная задача, которая стоит перед главным героем романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Завистливые заговорщики пишут ложный донос на моряка Дантеса, после которого его прямо со свадьбы упекают в тюрьму. В заточении молодой человек знакомится с аббатом, который помогает ему сбежать и найти богатства. Став знатным графом Монте-Кристо, Дантес начинает отдавать долги обидчикам. Месть настигает всех предателей, великодушие он проявляет лишь к своей бывшей возлюбленной Мерседес, не причинив вреда ее сыну. Но граф помнит и добрые дела. Монте-Кристо спасает от банкротства своего бывшего хозяина, оплатив долги за судно, а после делает его сына Максимилиана наследником своих богатств.

«Месть и великодушие»: материалы для подготовки к сочинению :

Темы итогового сочинения 2019 по направлению «Месть и великодушие»

Темы итогового сочинения 2019 по направлению «Месть и великодушие» | Ege-Helper.Ru – онлайн подготовка к ЕГЭ
Примерные темы для подготовки к итоговому сочинению 2018-2019 учебного года по направлению «Месть и великодушие»

 

  1. Что толкает человека на месть?
  2. Как Вы понимаете слова Э. Бёрка: «Великодушие в политике — нередко высшая мудрость; великая империя и ничтожный ум плохо ладят»?
  3. Почему важно уметь прощать?
  4. Как Вы понимаете слова Белинского: «Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязью своих воззрений и мнений в святое и великое»?
  5. Как связано понятие «великодушие» с умением прощать?
  6. Согласны ли вы с утверждением Э. Сафарли: «Прощение нисколько не требует, чтобы ты понимал человека которого прощаешь.
  7. Является ли терпимость проявлением великодушия?
  8. Как желание мести влияет на внутренний мир человека?
  9. Согласны ли Вы с утверждением Златоуста: «Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами»?
  10. Как желание отомстить влияет на самого судьбы людей?
  11. Чем чревато неумение прощать?
  12. Согласны ли Вы с утверждением Б. Шоу: «Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке»?
  13. Что такое милосердие?
  14. Как связаны понятия «месть» и «саморазрушение»?
  15. Согласны ли Вы с утверждением: «Месть — это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества — присущи только людям с великой душой»? (Жаколио)
  16. Как связана жажда мести и жажда справедливости?
  17. Согласны ли вы с тем, что «стремясь во что бы то ни стало наказать зло, мы преувеличиваем его значительность»? (М, Фрай)
  18. Как Вы понимаете слова М. Эшенбах: «Возмездие преследует каждого, но мало кого догоняет»?
  19. Каковы последствия мести?
  20. Согласны ли Вы со словами С. Аллена: «Нельзя прощать только потому, что другого выбора, как ты считаешь, у тебя нет. Это уже не прощение, это капитуляция»?
  21. Как Вы понимаете слова Камю: «На устах — прощение, а в сердце — суровый приговор»?
  22. Кому свойственна мстительность?
  23. Согласны ли Вы с мнением Э.А. Севруса: «Если гениальность — величие ума, то великодушие — гениальность души»?
  24. Как соотносятся понятия «месть» и «возмездие»?
  25. Согласны ли Вы с мнением М. Брентон: «За прощение вообще нельзя благодарить. Оно дается свободно, как дружба… как любовь»?
  26. Согласны ли Вы с тем, что прощая кого-нибудь, мы прощаем самих себя?
  27. Как Вы понимаете слова А. Мердок: «Под прощением понимается некоторая эмоция. Это неверно. Скорее это прекращение некоторой эмоции»?
  28. Может ли отмщение принести счастье кому-либо?
  29. Как Вы понимаете слова В. Брудзиньского: «Многие начинают мстить раньше, чем их успели обидеть»?
  30. Чем опасна «кровная месть»?
  31. Согласны ли вы с мнением Э. Хантер: «Ни одна месть никогда никого не вернула назад…мир драгоценнее войны, примирение дороже вражды, а прощение даёт возможность жить дальше. Месть – это путь в пропасть, в которой нет дна»?
  32. Месть и великодушие как нравственный выбор человека?
  33. Согласны ли Вы с утверждением Сенеки: «Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести»?
  34. Может ли месть быть оправданной желанием защитить честь?
  35. Как соотносится понятия мстительность и великодушие с силой/слабостью характера?
  36. Согласны ли Вы с утверждением А. Дюма: «Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом»?
  37. Может ли жажда мести стать смыслом жизни?
  38. Согласны ли Вы с утверждением М. Ганди: «Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного»?
  39. Можно ли научиться прощать?
  40. Важно ли умение прощать в тяжелых условиях?
  41. Согласны ли вы с утверждением: «Мстящий — всегда судья в собственном деле, а в этом случае трудно не потребовать больше, чем следует» (М. де Пюизье )
  42. Как связано понятия месть и жестокость?
  43. Есть ли разница между великодушием и всепрощением?
  44. Согласны ли Вы с утверждением: «Простить и забыть — акт божественного великодушия»?
  45. Как зависть влияет на желание мстить?
  46. Любую ли обиду можно простить?
  47. Согласны ли Вы с высказыванием Хейзинга: «Месть — это удовлетворение чувства чести, как бы извращённо, преступно или болезненно это чувство подчас ни проявлялось»?
  48. В чем разница между истинным великодушием и притворным?
  49. Как Вы понимаете слова Рычкова: «Великодушие не превращайте в милостыню, а милостыню не выдавайте за великодушие»?
  50. Почему часто употребляется словосочетание «жажда» мести?
  51. Согласны ли Вы с утверждением Г. Хаггарда: «Месть сладка, и все же… это стрела, которая часто поражает того, кто ее выпустил»?
  52. Может ли месть принести кому-либо пользу?
  53. Как Вы понимаете слова Ф.М.Достоевского: «Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить»? Прокомментируйте.
  54. Могут ли великодушные люди мстить?
  55. Как Вы понимаете слова В. Пикуля: «История любит жестоко мстить тем, кто истории не знает»?
  56. Как связано понятие «раскаяние» с «местью»?
  57. Согласны ли Вы со словами Э. Де Мелло: «Мир может спасти только примирение, но никак не правосудие, которое по существу является синонимом мести»?
  58. Может ли месть принести разочарование?
  59. Согласны ли Вы с утверждением Э. Сабато: «Тщеславие прячется в самых невероятных местах: оно соседствует с добротой, самоотверженностью, великодушием»?
  60. Можно ли мстить и при этом остаться добрым в душе?
  61. Может ли месть быть оправданной?
  62. Как Вы понимаете слова Герцена: «Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение»?
  63. Чем отличается месть за обиды, нанесенные тебе от мести за обиды, нанесенные близким?
  64. Согласны ли Вы с утверждением А. Моруа: «Прощать надо молча — иначе какое же это прощение»?
  65. Может ли прощение навредить?
  66. Согласны ли Вы с мнением Ф. Шуберта: «Хочешь порадоваться мгновение — отомсти, хочешь радоваться всю жизнь — прости»?
  67. Чем полезно для человека умение прощать?
  68. Как Вы понимаете слова Лууле: «Прощение, идущее от сердца, превращает несчастливое прошлое в счастливое будущее»?
  69. Можно ли заслужить прощение?
  70. Как Вы понимаете слова А. Дюма: «Истинно великодушные люди всегда готовы проявить сострадание, если несчастье их врага превосходит их ненависть»?
  71. Что такое возмездие?
  72. Как Вы понимаете слова Кафки: «Человек, терзаемый своими демонами, совершенно бессознательно мстит ближнему»?
  73. Как Вы понимаете слова С. Кинга: «Легко обвинять, легко жаждать мщения. Но когда посмотришь на вещи прямо, то замечаешь, как каждое событие завязано на другом, и что иногда вещи случаются потому, что они случаются. Никто не хочет признавать, что это так, поскольку тогда мы не сможем ни на ком выместить собственную боль»?
  74. Согласны ли Вы с утверждением Ю. Нагибина: «Прощение предательства немногим отличается от самого предательства»?
  75. Может ли месть быть «сладкой»?
  76. Как Вы понимаете слова Д. Митчелла: «Прощение дарует жизнь — тому, кто прощает»?
  77. Есть ли что-то, способное затмить жажду мести?
  78. Согласны ли Вы с высказыванием Бальзака: «Сердце матери – глубокая пропасть, на дне которой вы всегда найдёте прощение»?
  79. Можно ли «полюбить своих врагов»?
  80. Как Вы понимаете высказывание Бэкона: «Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его»?
  81. Всегда ли «примирение» означает «прощение»?
  82. Как Вы понимаете слова: клевета – месть трусов?
  83. Как соотносятся понятия «простить» и «забыть»?
  84. Согласны ли Вы со словами П. Зюскинда: «Нельзя сразу получить и то и другое: отомстить миру и продолжать в нем жить»?
  85. Можно ли простить себя?
  86. Согласны ли Вы со словами Р. Грейвза: «Использовать величие закона, чтобы мстить за мелочные появления личной злобы, значит публично признаваться в слабости, трусости и низости духа»
  87. Что легче: простить других или себя?
  88. Как связано злопамятство с местью?
  89. Можно ли быть слишком великодушным?
  90. Согласны ли Вы с высказыванием: «Мстить — едва ли не то же самое, что кусать собаку, которая укусила тебя» (О. О’Малли)
  91. Всегда ли мстят только жестокие люди?
  92. Как вы понимаете утверждение Ницше: «Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов — в инстинкте мести»?
  93. Согласны ли Вы с высказыванием: «Сначала надо быть справедливым, а уж потом великодушным, подобно тому, как мы сначала покупаем рубашки, а уж потом кружева»? (Шамфор)
  94. Как Вы понимаете словосочетание «благородная месть»?
  95. Сложно ли заслужить прощение?
  96. Как вы понимаете слова Аристотеля: «Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев»?
  97. Согласны ли Вы с утверждением С. Бурстайн : «Мы все кажемся более готовыми прощать других или вдохновлять их на прощение, чем прощать самих себя»?
  98. Как вы понимаете слова Н. Вуйчича: «Не думайте о том, что ваше прощение означает для ваших противников, тех, кто обижал вас в прошлом. Наслаждайтесь тем, что прощение даёт вам. Научитесь прощать, и вам станет легче идти к своим мечтам, не обременённым багажом прошлого»?
  99. Способны ли любовь и прощение изменить человека?
  100. Как вы понимаете словосочетание «мелочная месть»?
Определение

в кембриджском словаре английского языка

ХАРАКТЕРИСТИКА | Определение в кембриджском словаре английского языка Тезаурус: синонимы и родственные слова ,

Vindictive — Викисловарь

Английский [править]

Этимология [править]

От латинского vindicta («месть»), из vindico («требовать, отстаивать»), из vindex («защитник»), + -ive .

Произношение [править]

Прилагательное [править]

мстительный ( сравнительный более мстительный , превосходный наиболее мстительный )

  1. Имеет тенденцию мстить в случае обиды, мстительный.
    • 1920 , Д. Х. Лоуренс, глава 18, в книге Влюбленные женщины [1] :

      Мстительная насмешка в ее голосе заставила его мозг дрожать.

    • 1933 , HG Wells, Форма грядущих событий [2] :

      Победители наложат мстительных штрафов, а проигравшие, конечно, обязуются заплатить, но никто из них не осознает, что деньги сделают с ними самые необычные вещи, когда они начнут с этого.

  2. (устаревшее) штрафное
Синонимы [править]
Производные термины [править]
Связанные термины [править]
Переводы [править]

имеет склонность к мести

  • Армянский: վրեժխնդիր (hy) (vrežxndir), ոխակալ (hy) (oxakal), քինոտ (hy) (kʿinot)
  • Чехия: mstivý m , pomstychtivý m
  • Датский: hævngerrig
  • Голландский: rancuneus (nl), wraakzuchtig (nl)
  • Финский: kostonhaluinen (fi), kostonhimoinen
  • Французский: vindicatif (fr), rancuneux (fr)
  • Грузинский: შურისმაძიებელი (šurismaʒiebeli), შურისმგებელი (šurismgebeli)
  • немецкий: rachsüchtig (de)
  • Венгерский: bosszúszomjas (hu)
  • Исландский: hefnigjarn m , heiftrækinn m
  • Ido: venjema (io), venjavida
  • Ирландский: aifearach, agrach

Дополнительная литература [править]

,

Характеристики постмодернизма

ВОПРОС: Каковы характеристики постмодернизма?

ОТВЕТ:

Перечисляя характеристики постмодернизма, важно помнить, что постмодернисты не помещают свою философию в определенные рамки или категории. Их убеждения и обычаи носят личный характер, а не отождествляются с определенным заведением или группой особых интересов. Следующие принципы кажутся постмодернистам элементарными:

  • Абсолютной истины не существует — постмодернисты считают, что понятие истины является надуманной иллюзией, неправильно используемой людьми и группами с особыми интересами для получения власти над другими.
  • Истина и ошибка синонимичны — факты, утверждают постмодернисты, слишком ограничивают, чтобы что-то определять. Беспорядочно изменяясь, то, что сегодня является фактом, завтра может оказаться ложным.
  • Само-концептуализация и рационализация. Постмодернисты отвергают традиционную логику и объективность. Предпочитая полагаться на мнения, а не на факты, постмодернисты отвергают научный метод.
  • Традиционная власть ложна и коррумпирована — постмодернисты выступают против ограничений религиозной морали и светской власти.Они совершают интеллектуальную революцию, чтобы выразить озабоченность по поводу традиционного истеблишмента.
  • Собственность — Они утверждают, что коллективная собственность наиболее справедливо будет управлять товарами и услугами.
  • Разочарование в модернизме — постмодернисты сожалеют о невыполненных обещаниях науки, технологий, правительства и религии.
  • Мораль — это личное. Считая этику относительной, постмодернисты подчиняют мораль личному мнению. Они определяют мораль как личный этический кодекс каждого человека без необходимости следовать традиционным ценностям и правилам.
  • Глобализация — Многие постмодернисты заявляют, что национальные границы мешают человеческому общению. Они считают, что национализм вызывает войны. Поэтому постмодернисты часто предлагают интернационализм и объединение отдельных стран.
  • Все религии действительны. Оценивая инклюзивные религии, постмодернисты тяготеют к религии Нью Эйдж. Они осуждают исключительные притязания Иисуса Христа как единственного пути к Богу.
  • Либеральная этика — Постмодернисты защищают дело феминисток и гомосексуалистов.
  • Проэкологичность — Защищая «Мать-Землю», постмодернисты обвиняют западное общество в ее разрушении.
,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *