Классовое деление общества: понятие и сущность. Господствующий класс. Деление общества на классы : Labuda.blog

понятие и сущность. Господствующий класс. Деление общества на классы : Labuda.blog

Прежде чем рассмотреть вопросы, которые связывают с понятием «классовый подход» (КП), следует выяснить, с чем этот термин связан и для каких целей его используют.

КП – метод, с точки зрения которого проводят анализ и оценку общественных явлений путем отнесения каждого человека к определенной категории, основываясь на его имущественном состоянии. Классы сформировались на определенном историческом этапе, спровоцировав общественное неравенство. После проведения некоторых политических реформ это неравенство становится более или менее заметным. Впервые определение классового подхода встречается в источниках, отнесенных к девятнадцатому веку. Рассмотрим это понятие детальнее.

Сущность классового подхода

В первую очередь она состоит в признании факта, что любую деятельность общества исследуют на основе деления на категории. Однако ключевую роль здесь играет понимание того факта, что человек объединяется с другими представителями общественности, базируясь на интересах, зависящих напрямую от классового положения. Говоря проще – у богатых свои причуды, а у бедных – свои…

Понимание или отсутствие представления о подобных процессах никоим образом не влияет на сам процесс. Люди всегда будут зарабатывать разное количество денег, позволять себе разное количество благ, иметь разный уровень образования, принимать разные ценности. Поэтому хотим мы этого или нет, считается ли это бесчеловечным или наоборот, но классы существуют. И каждый относится к одному из них. Этим можно объяснить злободневную актуальность подхода вне зависимости от места и эпохи. Даже несмотря на количество попыток ее опровергнуть. Однако к оппонентам мы вернемся чуть позже.

Буквально любая общественная активность может рассматриваться сквозь призму этого подхода. Безусловно, потребность в этом не всегда оправдана, однако этот факт ничего не меняет. Наивысшая степень проявления подхода проглядывается в политической жизни. В процессе решения определенных задач, от которых зависит дальнейшее существование общества, возникает стычка интересов разных сословий. Прийти к решению подобных вопросов невозможно без применения классового подхода.

Сущность государства

Это то, что определяет его содержание, способ существования, деятельности, социальное назначение. Любое государство рассматривается с двух сторон:

  1. Формальной (к ней относится организация политической власти).
  2. Содержательной (чьим интересам способствует).

Вторая является превалирующей. В нее входят пять различных подходов:

  1. Классовый. С этой точки зрения государство определяют как устройство политической власти, где правит класс, имеющий большее количество собственности. В этом случае государство направлено на удовлетворение интересов экономически более сильного класса — буржуазии.
  2. Общесоциальный. Здесь политическая власть направлена на удовлетворение интересов граждан в целом, одним словом, находится компромисс. Таким образом, если сравнивать классовый и общесоциальный подходы, второй является более прогрессивным.
  3. Религиозный. В данной ситуации вектор внимания государства направлен на реализацию интересов отдельного религиозного течения. Некоторые страны, использующие такой подход, ориентируются на религиозные факторы.
  4. Националистический. В таком случае государство, хоть и называет себя демократическим, проводит такие реформы и принимает такие политические решения, которые удовлетворяют исключительно коренное население. Сюда относят запрет на право голоса, различные ограничения в учебных заведениях, обязательство изучать национальный язык для получения возможности устроиться на желаемую работу на государственных предприятиях, получение социальных выплат и другие.
  5. Расовый. Типичный подход для стран, где проживает мультирасовое население. В нем деятельность власти направлена на преимущественное удовлетворение нужд одной расы за счет удовлетворения нужд другой или даже других.

Стоит отметить, что главенствующую позицию может занимать любой подход, в зависимости от исторического развития страны. Превалирование одного пункта закономерно влечет за собой уменьшение влияния других. Как учит история, смещение акцента на удовлетворение потребностей буржуазии всегда вызывает недовольства населения и приводит к коренным переломам. И наоборот, когда вектор внимания направлен на удовлетворение потребностей нуждающихся, народ положительно отзывается о власти. Но стоит понимать, что ни один из подходов не представлен в обществе в абсолютном значении.

Назначение социума определенной страны зависит от ее сущности. Из нее же вытекает характер функционирования государства, его основные задачи и цели. Во всей этой стратификации классовый подход считался единственно правильным и точным, а основоположником теории является Карл Маркс.

Марксистская теория

Классовый подход Маркса заключается в следующем: деление общества произошло вследствие общественного разделения труда. Также при появлении личного имущества, а еще взаимоотношений, возникших на его основе.

Автор классового подхода к анализу общества подошел со всей серьезностью, изучив его поведение, функции. Проявление процесса деления заметно в трудовой эксплуатации, а также в присвоении благ, полученных в результате производства. Появление классов происходит по двум путям – выделение родовой общины эксплуатационной верхушки и обращение в рабство нищих, пленных. Чтобы ясно понимать целостную концепцию, следует знать, что такое «общественный класс».

Немного древней истории

История гласит, что общество по ходу развития столкнулось с проблемой неравенства в плане имущества, а затем и в социальном понимании. А потому придумали условные классификации, к которым относят человека по его социальному и имущественному состоянию. К примеру, в шестом веке до нашей эры Рим претерпевал новшества с политической точки зрения.

Правитель государства провел реформу устройства общины Древнего Рима, базируясь на территориально-имущественном подходе. Вследствие этого гражданское население было поделено на пять классов. Распределение осуществлялось в зависимости от объема собственности. В других государствах эпохи античности распределение по группам являлось сложным процессом. Так как при дифференциации учитывалось не только наличие имущества или его отсутствие, но и происхождение человека, и другие критерии. При этом никто не отрицал этого деления, что пытаются сделать на данном этапе развития.

Классовый подход в разные исторические эпохи

При том что социальная дифференциация никогда не отрицалась, ее причины в определенное время трактовались по-разному.

  1. Античность. Философы эпохи считали, что абсолютно каждый предназначен для определенной деятельности, приходит в этом мир с отличающимися от других способностями и возможностями. Поэтому распределение по группам считалось неизбежным, принадлежность человека к тому или иному сословию определялась с самого рождения.
  2. Средневековье. В ту пору философы предпочитали считать, что отнесение человека к определенному классу было волей Бога. А потому исследование вопроса с научной точки зрения «заморозили».
  3. Новое время. Обосновывали деление общества на классы социальными условиями и воспитанием. Эпоха предшествует марксистской теории. В это время политическая экономия полагала, что экономический доход определяет принадлежность человека к определенному сословию.

Революционные исследования Маркса

Благодаря классовому подходу в истории можно проанализировать, как изменялись взгляды теоретиков с течением времени. Изначально социальные дифференциации рассматривались с идеологической точки зрения. Ближе к настоящему времени они стали объясняться с точки зрения экономических отношений. Окончательное дополнение в исследование вопроса внес все тот же Карл Маркс. В свое время он сделал прорыв – открыл понимание истории с материалистической точки зрения.

Исходя из нее ученый смог доказать, что класс — историческая категория. На самых ранних исторических этапах классификации населения не происходило. Ее появление является следствием общественного разделения труда. Принадлежность человека к классу зависит от производственных отношений. Когда сословия образуются, развиваются, происходят столкновения. Низшие слои пытаются устранить образовавшееся неравенство, господствующие, в свою очередь, — всеми силами сохранить главенствующую позицию. В итоге движущей силой классовой борьбы является гонка за возможность распоряжения властью, движущей государством, а также за шанс оказывать влияние на политические условия. Исходом являются перемены в социуме с политической, социальной точки зрения.

Те оказывают влияние на складываемые экономические взаимоотношения. Поэтому следует вывод: борьба между низшими и господствующими классами есть двигатель дальнейшего развития общества. Однако Карл Маркс не только обосновал возникновение сословий и теорию их взаимодействия, но и провел исследования на основе направленности их развития. Маркс сделал вывод: классы обязаны прекратить существование. Возможным это становится за счет политической реформы, вследствие чего установится диктатура пролетариата. Государство, с точки зрения классового подхода, перестанет делиться на них. Роль пролетариата в этом процессе была им четко, емко обоснована и доказана.

Мнения оппонентов

Вполне логично, что приверженцы буржуазии встретили теорию шквалом критики. Однако теория подкреплялась аргументами, оспорить ее не получилось. Поэтому автора КП при всяком удобном случае пытаются подвергнуть критике, чаще всего не с научной точки зрения. Мнение современных ученых о марксистской теории происхождении государства, классового подхода неоднозначны. Тем не менее, ее всегда учитывают при проведении исследований.

Противники марксистской теории считали, что она в целом правильно описывает расслоение населения, основываясь на имущественных факторах. Однако актуальна теория только до двадцатого века. Современные ученые полагают, что на сегодняшний день практически нереально отнести человека к избранному сословию, основываясь на имуществе. Тем более источником приобретения материальных благ сегодня является в большей степени интеллектуальная собственность, нежели материальная. Таким образом, ученые не отрицают правильность марксистской теории, но и не всецело ей подражают.

Исследования Макса Вебера

На сегодняшний день выделяют две наиболее популяризированные буржуазные теории: цивилизации и стратификации. Последняя была освещена после кончины Маркса и на первых порах противопоставлялась его теории. Основоположником теории стратификации является Макс Вебер. Подход объясняет более сложную структуру определения принадлежности человека к сословию не только по экономическим факторам. Часть общества ответвляется, причисляется к условной категории на основе выполняемых ею функций в социуме. Благодаря работам Вебера появилось понятие среднего класса. Это социальная общность, которая получает достаточные для цивилизационного существования доходы.

Качество жизни определяется как достойное. Большинство людей развитых и развивающихся государств причисляют к среднему классу. Из теории Макса Вебера возникло течение, исследующее социальные неравенства и социальную мобильность, названное в честь основоположника, – неовебереианское. В общих чертах концепция состоит в перенесении на первый план различий, не зависящих от имущественного состояния. Вместо анализа имеющейся собственности исследуют расовые, политические, половые, социальные, профессиональные отличия. Многие ученые полагают, что наиболее точно получится отнести человека к выбранной группировке путем применения обеих теорий: Маркса и Вебера. Такой подход обеспечивает более полную картину анализа. Однако нельзя сказать, что теории дополняют друг друга.

Концепция классового дробления Ленина

Перед тем как начать исследование поэтапного применения подхода, нужно знать, какие классы — господствующий, низший, средний или иные — присущи нашей эпохе. Энгельс и Маркс не сумели дать исчерпывающего определения изучаемому понятию. Они только выделяли основной критерий – отношение имущества к средствам производства. Именно из этого критерия образовались две дифференциации современного общества – пролетариат и буржуазия. Первые характеризуются отсутствием имущества, вторые – наоборот. То есть буржуазия главенствует над пролетариями. Однако для точной характеристики социума на сегодняшний день этого не совсем достаточно. Только совокупность нескольких характеристик может определить принадлежность человека к подходящему классу. Ниже рассматривается характеристика этих признаков, которые выделил Ленин. Владимир Ильич называет четыре:

  1. В первую очередь это крупные скопления людей, которые отличаются местом в исторической схеме производства. Суть характеристики в том, что класс – историческая общность, а потому с течением времени состав сословий постоянно изменялся. На данный момент экономика общества базируется на взаимодействии наемного труда и капитала.
  2. Отношение к средствам производства. Основной критерий, по которому определяется схема межсословных взаимодействий, классовой борьбы.
  3. Если речь идет о месте в общественном распределении труда, берется во внимание тот факт, каким трудом человек занят. Часто при трактовке данного признака возникают сложности, так как идет непонимание, к какому виду труда относится та или иная профессиональная деятельность человека.
  4. Метод и сумма прибыли. Раньше в обществе была четкая дифференциация способов получения прибыли. В настоящее время человек, относящийся к классу пролетариев, с легкостью может получать прибыль многими путями, в том числе, и буржуазными. К примеру, быть держателем акций и получать от них процентную долю. Чтобы не возникало замешательств, следует рассматривать первостепенный путь заработка.

Данные характеристики помогают отнести человека к определенному классу при комплексном подходе. Стоит понимать, что, кроме четкого разграничения людей по группам, существуют промежуточные, содержащие смежные характеристики от обоих классов.

Применение подхода

Чтобы применить данный подход, следует взять во внимание определенное сословие, субъективно принять его позицию. Однако стоит понимать, что человек может в действительности не быть «участником» рассматриваемого класса. Далее следует сделать исследование политического состояния на данный момент. Рассматриваются все группировки, влияющие на политическую ситуацию в государстве. Затем нужно выяснить с объективной точки зрения, интересы какого класса они защищают, ставят на первый план. Далее, в каких отношениях партия с ей подобными. При этом берутся во внимание внешние обстоятельства.

Базируясь на этом, создается комплекс мер, проводимых для освещения итогов использования классового подхода.

На основе данной статьи напрашивается вывод. Существование КП стопроцентно доказано на протяжении длительного времени, начиная с эпохи возникновения общественного разделения труда. И пусть некоторые ученые, срывая волосы с головы, пытались найти опровержение марксистской теории, у них ничего не вышло и не выйдет, так как факты наличия социальной стратификации неоспоримы.

Однако в современном мире многие исследователи, в частности либералы, считают классовый подход сродни расизму и национализму, так как он навешивает ярлык на каждого. Но нельзя отрицать факт, что в любом государстве есть классификации, к которым принадлежит каждый человек. Это деление условно, но неоспоримо. И от него никуда и никогда нам не уйти.

Автор: Татьяна Пучкова

Происхождение классов. Деление общества на классы. Марксистское учение о классах.

       Понятие «класс» происходит от латинского слова — classis, что означает разряд. Впервые деление людей на особые классы было произведено легендарным римским императором С.Туллием, жившим в VI в. до н.э. Население Рима было разделено на пять классов в соответствии с имущественным положением людей для удобства создания армии. Позже понятие «класс» получило широкое распространение. Этим понятием обозначаются большие группы людей, на которое разделилось общество в определенные периоды его истории. Различия между богатыми и бедными, борьба между ними как результат противоположности их интересов были очевидны уже для античных философов. Платон, а затем и Аристотель, признавая естественность деления людей на господствующих и подчиненных, видели в борьбе между ними причины многих исторических процессов. [2, 55]

Итак, факт существования классов был известен еще в античную эпоху. Но пока деление общества на классы было завуалировано сословными, кастовыми и иного рода делениями людей, исследователи не могли создать научную теорию возникновения и сущности классов. Это стало возможным тогда, когда развивающаяся буржуазия, сметая все сословные перегородки, возглавила борьбу масс против феодализма. Передовые мыслители эпохи французской буржуазной революции, отмечая деление общества на классы, пытались ответить на вопрос о том, в чем причина этого деления. Французские историки Ф.Гизо, О.Тьерри, О.Минье, обобщая опыт буржуазных революций, рассматривали историю европейских стран с XV века как проявление борьбы классов. [2, 57]Существенный вклад в развитие учения о классах внесли классики английской политической экономии А.Смит и Д.Рикардо, которые пытались вскрыть экономические причины деления общества на классы. Так, А.Смит различал три класса: земледельцев, капиталистов и рабочих, считая основой их появления различные источники дохода – ренту, прибыль с капитала и заработную плату. При всей важности открытий, сделанных в области учения о классах до К.Маркса, общим для их авторов была неспособность выявить подлинные причины возникновения и дальнейшие исторические судьбы классов.


Одни исследователи в качестве причин разделения общества на классы выдвигали различия в умственных способностях людей, естественные, природные различия. Другие исследователи за основу классового деления пытались принять различия в уровне дохода, в имущественном положении. Третьи считали, что классы отличаются друг от друга различным положением в обществе, обусловленным волей божьей.


Широкое распространение в прошлом получила теория, согласно которой классы возникли в результате насилия одних людей над другими. Эту теорию развивали историки времен Реставрации, позже сторонником этой теории был Е.Дюринг. Сторонники теории насилия утверждали, что классы возникли в результате войн, в результате захвата и порабощения одних племен другими. Конечно и в период первобытного строя, и позднее происходили такого рода события, но само по себе насилие лишь ускоряло процесс расслоения общества, оно само было следствием, а не причиной появления классов.

Обобщив различные взгляды относительно происхождения и сущности классов, К.Маркс смог разработать научную, материалистическую теорию классов, связав их возникновение и существование с развитием материального производства. Диалектикоматериалистическая концепция классов содержит в себе много рационального, она отражает важные стороны объективного развития общества. Поэтому оспаривать вклад К.Маркса в учение о классах, равно как и отрицать важные моменты, содержащиеся в нем, было бы неверно. В то же время в этом учении видна явная абсолютизация роли классов, и классовых отношений, что привело к ряду крупных перекосов в социально-философской картине общественного развития.

Классы возникли в период разложения родового слоя. Основной предпосылкой расслоения общества на классы явилось сочетание двух процессов: развития производительных сил и общественного разделения труда. Эти два процесса так тесно взаимосвязаны, что фактически можно говорить о них как о двух сторонах одного явления – общего прогрессивного развития производительных сил. Это развитие привело

к отделению земледелия от скотоводства, а затем и ремесла от земледелия, к первому и второму великому разделению труда, к появлению прибавочного продукта и частной собственности, что и обусловило социальную дифференциацию людей, которая явилась основой для формирования классов. Научный анализ истории, общества дает возможность выделить решающий признак класса, показать, что его сущность находится в прямой зависимости от того, какое место он занимает в системе общественного производства, в каком отношении он находится к средствам производства, что от этого, в конечном счете зависит его социальное положение в обществе, образ жизни, а это в свою очередь определяет его психологию и мировоззрение. Поскольку решающим условием жизни и развития общества является материальное производство, постольку именно оно и составляет действительную основу деления общества на классы.

Критериев деления на классы применялось множество, то естествен­ный отбор; то раса; то различие хозяйственных систем; то разделение труда и образование профессий; то социальный ранг; то просто уровень жизни; то факт богатства; то отношения распределения; то, наконец, отношения в производстве.

Безусловно, при делении общества на классы, необходимо осуществить глубокую абстракцию, найти критерий для деления, лежащий глубоко внутри общественного механизма, связанный с основными внутренними пружинами жизни, которые приводят общество к классовым образованиям, рождают классовую структуру, формацию. До Маркса буржуазные обществоведы, социалисты открывали критерии, которые делили общество на три, четыре, а то и более, класса. Взаимодействие между ними показывало отход от научности изображения действительности, порождало много противоречий, необъяснимых проблем, мешало возможности прогнозирования.

Исходя из потребностей равенства, справедливости, Холл в 1805 г. ставил задачу найти критерий, который бы делил общество на две части. Он писал: «Народонаселение в каждом цивилизованном государстве может быть разделено на множество различных порядков, но в целях исследования того, каким образом одни наслаждаются, а другие лишены необходимого для поддержания жизни, необходимо разделить население на два класса, то есть  на богатых и бедных».

В марксизме общепризнанным является определение классов, данное Владимиром Ильичом Лениным (1870 — 1924): «Классами называют большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

Главный признак класса – отношение к средствам производства (владение или невладение), которое определяет роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные) и их благосостояние (богатые и бедные). Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данном обществе экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные — это остатки прежних основных классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации.

Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются социальные слои. Социальные слои – это промежуточные или переходные социальные группы, не имеющие ярко выраженного отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса (например, интеллигенция).

Плодотворной представляется идея о том, что стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего класса. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше (в количественном отношении) средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрения граждан, избегая при этом крайностей, присущих противоположным силам.

 

 

 Заключение.

  

В недавнее время, в нашей стране, в условиях идеологического диктата, в марксистской социологии абсолютное господство имело ленинское определение классов, основанное не сугубо экономическом подходе, но, тем не менее, часть марксистских социологов осознавала, что классы – это более широкое образование. Следовательно, концепция социально-классовой структуры общества должна включить в себя политические, духовные и иные связи и отношения. Ведь социально – классовая структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой. Различные социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказывают большое влияние на отношение наций, отношение наций в свою очередь оказывают определенное влияние на отношение классов. Вся сложная совокупность социальных общностей, которая существует в современных условиях, представляет собой не просто некое множество параллельно сосуществующих социальных сил, а органическую социальную систему, качественно определенную общественную целостность. В том и состоит сложность существования и функционирования социальной структуры общества, что в ней различные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые социальные образования.

 

 

Классовое общество — Вики Красной Заставы

Классовое общество – общество, члены которого разделены на классы в зависимости от отношений людей к средствам производства. Разделение на классы присуще не всем фазам развития общества и представляет собой исторически возникшее, а, следовательно, и исторически преходящее явление.

У всех народов классовое общество возникло в процессе разложения первобытнообщинного строя, но в разное время (в конце 4-го — начале 3-го тысячелетия до н. э. в долинах рек Нил, Евфрат и Тигр, в 3-2-м тысячелетии до н. э. в Индии, Китае, в 1-м тысячелетии до н. э. в Греции, а затем в Риме). Возникновение классов становится возможным лишь тогда, когда рост производительности труда приводит к появлению прибавочного продукта, а общая собственность на средства производства сменяется частной собственностью. С появлением частной собственности становится неизбежным имущественное неравенство внутри общины: отдельные роды и семьи богатеют, другие нищают и оказываются в экономической зависимости от первых. Старейшины, военачальники, жрецы и другие лица, образующие родовую знать, используя своё положение, обогащаются за счёт общины.

Развитие производства, рост торговли, увеличение населения разрушают прежнее единство рода и племени. Благодаря разделению труда вырастают города — центры ремесла и торговли. На развалинах старого, родового строя возникает классовое общество, характерной чертой которого является антагонизм между классами эксплуататоров и эксплуатируемых. Господствующие классы будучи собственниками всех или по крайней мере важнейших средств производства, получают возможность присваивать труд угнетенных классов полностью или частично лишенных средств производства.

Непримиримость классовых противоречий, возникающая в обществе на определенном этапе его развития, приводит к возникновению государства. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы.

Рабство, крепостничество, наемный труд образуют три сменяющих друг друга способа эксплуатации, характеризующих три ступени классово-антагонистического общества. При первых двух способах классовой эксплуатации непосредственный производитель (раб, крепостной) был юридически бесправным или неполноправным, лично зависимым от владельца средств производства. В этих обществах «… различия классов фиксировалось и в сословном делении населения, сопровождалось установлением особого юридического места в государстве для каждого класса… Деление общества на классы присуще и рабскому, и феодальному, и буржуазному обществам, но в первых двух существовали классы-сословия, а в последнем классы бессословные» (В. И. Ленин)

При анализе классовой структуры общества марксизм-ленинизм различает классы основные и неосновные, а также учитывает наличие различных групп, слоев внутри классов и промежуточных прослоек между классами.

На протяжении тысячелетий существование классового общества было исторически необходимым. Оно было обусловлено, как отметил Ф. Энгельс, относительной неразвитостью производительных сил, когда развитие общества могло осуществляться лишь при закабалении массы трудящихся; при этом условии привилегированное меньшинство могло заниматься государственными делами, науками, искусствами и т. д. В связи с огромным ростом производительности труда, достигнутым крупной капиталистической промышленностью, возникли материальные предпосылки для уничтожения классов. Существование какого бы то ни было господствующего эксплуататорского класса не только стало излишним, но превратилось в прямое препятствие для дальнейшего развития общества.

В переходный период от капитализма к социализму, низшей стадией коммунистической формации, в странах, где экономический строй является многоукладным, существуют три класса: рабочий класс, связанный главным образом с социалистическим укладом хозяйства, трудящееся крестьянство, связанное в своем подавляющем большинстве с мелкотоварным укладом хозяйства (основные классы), и капиталистические элементы города и деревни, связанные с частно-капиталистическим укладом хозяйства (неосновной, второстепенный класс). В результате победы социалистических форм хозяйства ликвидируются все эксплуататорские классы и коренным образом изменяется классовая структура общества.

В ходе своего развития социализм переходит на высшую ступень развития коммунистической формации – коммунизм (бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества).

понятие и сущность. Господствующий класс. Деление общества на классы

Прежде чем рассмотреть вопросы, которые связывают с понятием «классовый подход» (КП), следует выяснить, с чем этот термин связан и для каких целей его используют.

КП – метод, с точки зрения которого проводят анализ и оценку общественных явлений путем отнесения каждого человека к определенной категории, основываясь на его имущественном состоянии. Классы сформировались на определенном историческом этапе, спровоцировав общественное неравенство. После проведения некоторых политических реформ это неравенство становится более или менее заметным. Впервые определение классового подхода встречается в источниках, отнесенных к девятнадцатому веку. Рассмотрим это понятие детальнее.

Сущность классового подхода

В первую очередь она состоит в признании факта, что любую деятельность общества исследуют на основе деления на категории. Однако ключевую роль здесь играет понимание того факта, что человек объединяется с другими представителями общественности, базируясь на интересах, зависящих напрямую от классового положения. Говоря проще – у богатых свои причуды, а у бедных – свои…

Понимание или отсутствие представления о подобных процессах никоим образом не влияет на сам процесс. Люди всегда будут зарабатывать разное количество денег, позволять себе разное количество благ, иметь разный уровень образования, принимать разные ценности. Поэтому хотим мы этого или нет, считается ли это бесчеловечным или наоборот, но классы существуют. И каждый относится к одному из них. Этим можно объяснить злободневную актуальность подхода вне зависимости от места и эпохи. Даже несмотря на количество попыток ее опровергнуть. Однако к оппонентам мы вернемся чуть позже.

Буквально любая общественная активность может рассматриваться сквозь призму этого подхода. Безусловно, потребность в этом не всегда оправдана, однако этот факт ничего не меняет. Наивысшая степень проявления подхода проглядывается в политической жизни. В процессе решения определенных задач, от которых зависит дальнейшее существование общества, возникает стычка интересов разных сословий. Прийти к решению подобных вопросов невозможно без применения классового подхода.

Сущность государства

Это то, что определяет его содержание, способ существования, деятельности, социальное назначение. Любое государство рассматривается с двух сторон:

  1. Формальной (к ней относится организация политической власти).
  2. Содержательной (чьим интересам способствует).

Вторая является превалирующей. В нее входят пять различных подходов:

  1. Классовый. С этой точки зрения государство определяют как устройство политической власти, где правит класс, имеющий большее количество собственности. В этом случае государство направлено на удовлетворение интересов экономически более сильного класса — буржуазии.
  2. Общесоциальный. Здесь политическая власть направлена на удовлетворение интересов граждан в целом, одним словом, находится компромисс. Таким образом, если сравнивать классовый и общесоциальный подходы, второй является более прогрессивным.
  3. Религиозный. В данной ситуации вектор внимания государства направлен на реализацию интересов отдельного религиозного течения. Некоторые страны, использующие такой подход, ориентируются на религиозные факторы.
  4. Националистический. В таком случае государство, хоть и называет себя демократическим, проводит такие реформы и принимает такие политические решения, которые удовлетворяют исключительно коренное население. Сюда относят запрет на право голоса, различные ограничения в учебных заведениях, обязательство изучать национальный язык для получения возможности устроиться на желаемую работу на государственных предприятиях, получение социальных выплат и другие.
  5. Расовый. Типичный подход для стран, где проживает мультирасовое население. В нем деятельность власти направлена на преимущественное удовлетворение нужд одной расы за счет удовлетворения нужд другой или даже других.
деление общества на классы

Стоит отметить, что главенствующую позицию может занимать любой подход, в зависимости от исторического развития страны. Превалирование одного пункта закономерно влечет за собой уменьшение влияния других. Как учит история, смещение акцента на удовлетворение потребностей буржуазии всегда вызывает недовольства населения и приводит к коренным переломам. И наоборот, когда вектор внимания направлен на удовлетворение потребностей нуждающихся, народ положительно отзывается о власти. Но стоит понимать, что ни один из подходов не представлен в обществе в абсолютном значении.

Назначение социума определенной страны зависит от ее сущности. Из нее же вытекает характер функционирования государства, его основные задачи и цели. Во всей этой стратификации классовый подход считался единственно правильным и точным, а основоположником теории является Карл Маркс.

Марксистская теория

Классовый подход Маркса заключается в следующем: деление общества произошло вследствие общественного разделения труда. Также при появлении личного имущества, а еще взаимоотношений, возникших на его основе.

классовый подход маркса

Автор классового подхода к анализу общества подошел со всей серьезностью, изучив его поведение, функции. Проявление процесса деления заметно в трудовой эксплуатации, а также в присвоении благ, полученных в результате производства. Появление классов происходит по двум путям – выделение родовой общины эксплуатационной верхушки и обращение в рабство нищих, пленных. Чтобы ясно понимать целостную концепцию, следует знать, что такое «общественный класс».

Немного древней истории

История гласит, что общество по ходу развития столкнулось с проблемой неравенства в плане имущества, а затем и в социальном понимании. А потому придумали условные классификации, к которым относят человека по его социальному и имущественному состоянию. К примеру, в шестом веке до нашей эры Рим претерпевал новшества с политической точки зрения.

классовый подход сущность

Правитель государства провел реформу устройства общины Древнего Рима, базируясь на территориально-имущественном подходе. Вследствие этого гражданское население было поделено на пять классов. Распределение осуществлялось в зависимости от объема собственности. В других государствах эпохи античности распределение по группам являлось сложным процессом. Так как при дифференциации учитывалось не только наличие имущества или его отсутствие, но и происхождение человека, и другие критерии. При этом никто не отрицал этого деления, что пытаются сделать на данном этапе развития.

Классовый подход в разные исторические эпохи

При том что социальная дифференциация никогда не отрицалась, ее причины в определенное время трактовались по-разному.

  1. Античность. Философы эпохи считали, что абсолютно каждый предназначен для определенной деятельности, приходит в этом мир с отличающимися от других способностями и возможностями. Поэтому распределение по группам считалось неизбежным, принадлежность человека к тому или иному сословию определялась с самого рождения.
  2. Средневековье. В ту пору философы предпочитали считать, что отнесение человека к определенному классу было волей Бога. А потому исследование вопроса с научной точки зрения «заморозили».
  3. Новое время. Обосновывали деление общества на классы социальными условиями и воспитанием. Эпоха предшествует марксистской теории. В это время политическая экономия полагала, что экономический доход определяет принадлежность человека к определенному сословию.

Революционные исследования Маркса

Благодаря классовому подходу в истории можно проанализировать, как изменялись взгляды теоретиков с течением времени. Изначально социальные дифференциации рассматривались с идеологической точки зрения. Ближе к настоящему времени они стали объясняться с точки зрения экономических отношений. Окончательное дополнение в исследование вопроса внес все тот же Карл Маркс. В свое время он сделал прорыв – открыл понимание истории с материалистической точки зрения.

Исходя из нее ученый смог доказать, что класс — историческая категория. На самых ранних исторических этапах классификации населения не происходило. Ее появление является следствием общественного разделения труда. Принадлежность человека к классу зависит от производственных отношений. Когда сословия образуются, развиваются, происходят столкновения. Низшие слои пытаются устранить образовавшееся неравенство, господствующие, в свою очередь, — всеми силами сохранить главенствующую позицию. В итоге движущей силой классовой борьбы является гонка за возможность распоряжения властью, движущей государством, а также за шанс оказывать влияние на политические условия. Исходом являются перемены в социуме с политической, социальной точки зрения.

Те оказывают влияние на складываемые экономические взаимоотношения. Поэтому следует вывод: борьба между низшими и господствующими классами есть двигатель дальнейшего развития общества. Однако Карл Маркс не только обосновал возникновение сословий и теорию их взаимодействия, но и провел исследования на основе направленности их развития. Маркс сделал вывод: классы обязаны прекратить существование. Возможным это становится за счет политической реформы, вследствие чего установится диктатура пролетариата. Государство, с точки зрения классового подхода, перестанет делиться на них. Роль пролетариата в этом процессе была им четко, емко обоснована и доказана.

Мнения оппонентов

Вполне логично, что приверженцы буржуазии встретили теорию шквалом критики. Однако теория подкреплялась аргументами, оспорить ее не получилось. Поэтому автора КП при всяком удобном случае пытаются подвергнуть критике, чаще всего не с научной точки зрения. Мнение современных ученых о марксистской теории происхождении государства, классового подхода неоднозначны. Тем не менее, ее всегда учитывают при проведении исследований.

Противники марксистской теории считали, что она в целом правильно описывает расслоение населения, основываясь на имущественных факторах. Однако актуальна теория только до двадцатого века. Современные ученые полагают, что на сегодняшний день практически нереально отнести человека к избранному сословию, основываясь на имуществе. Тем более источником приобретения материальных благ сегодня является в большей степени интеллектуальная собственность, нежели материальная. Таким образом, ученые не отрицают правильность марксистской теории, но и не всецело ей подражают.

господствующий класс

Исследования Макса Вебера

На сегодняшний день выделяют две наиболее популяризированные буржуазные теории: цивилизации и стратификации. Последняя была освещена после кончины Маркса и на первых порах противопоставлялась его теории. Основоположником теории стратификации является Макс Вебер. Подход объясняет более сложную структуру определения принадлежности человека к сословию не только по экономическим факторам. Часть общества ответвляется, причисляется к условной категории на основе выполняемых ею функций в социуме. Благодаря работам Вебера появилось понятие среднего класса. Это социальная общность, которая получает достаточные для цивилизационного существования доходы.

классовый подход вебера

Качество жизни определяется как достойное. Большинство людей развитых и развивающихся государств причисляют к среднему классу. Из теории Макса Вебера возникло течение, исследующее социальные неравенства и социальную мобильность, названное в честь основоположника, – неовебереианское. В общих чертах концепция состоит в перенесении на первый план различий, не зависящих от имущественного состояния. Вместо анализа имеющейся собственности исследуют расовые, политические, половые, социальные, профессиональные отличия. Многие ученые полагают, что наиболее точно получится отнести человека к выбранной группировке путем применения обеих теорий: Маркса и Вебера. Такой подход обеспечивает более полную картину анализа. Однако нельзя сказать, что теории дополняют друг друга.

Концепция классового дробления Ленина

Перед тем как начать исследование поэтапного применения подхода, нужно знать, какие классы — господствующий, низший, средний или иные — присущи нашей эпохе. Энгельс и Маркс не сумели дать исчерпывающего определения изучаемому понятию. Они только выделяли основной критерий – отношение имущества к средствам производства. Именно из этого критерия образовались две дифференциации современного общества – пролетариат и буржуазия. Первые характеризуются отсутствием имущества, вторые – наоборот. То есть буржуазия главенствует над пролетариями. Однако для точной характеристики социума на сегодняшний день этого не совсем достаточно. Только совокупность нескольких характеристик может определить принадлежность человека к подходящему классу. Ниже рассматривается характеристика этих признаков, которые выделил Ленин. Владимир Ильич называет четыре:

  1. В первую очередь это крупные скопления людей, которые отличаются местом в исторической схеме производства. Суть характеристики в том, что класс – историческая общность, а потому с течением времени состав сословий постоянно изменялся. На данный момент экономика общества базируется на взаимодействии наемного труда и капитала.
  2. Отношение к средствам производства. Основной критерий, по которому определяется схема межсословных взаимодействий, классовой борьбы.
  3. Если речь идет о месте в общественном распределении труда, берется во внимание тот факт, каким трудом человек занят. Часто при трактовке данного признака возникают сложности, так как идет непонимание, к какому виду труда относится та или иная профессиональная деятельность человека.
  4. Метод и сумма прибыли. Раньше в обществе была четкая дифференциация способов получения прибыли. В настоящее время человек, относящийся к классу пролетариев, с легкостью может получать прибыль многими путями, в том числе, и буржуазными. К примеру, быть держателем акций и получать от них процентную долю. Чтобы не возникало замешательств, следует рассматривать первостепенный путь заработка.
классовый подход суть теории

Данные характеристики помогают отнести человека к определенному классу при комплексном подходе. Стоит понимать, что, кроме четкого разграничения людей по группам, существуют промежуточные, содержащие смежные характеристики от обоих классов.

Применение подхода

Чтобы применить данный подход, следует взять во внимание определенное сословие, субъективно принять его позицию. Однако стоит понимать, что человек может в действительности не быть «участником» рассматриваемого класса. Далее следует сделать исследование политического состояния на данный момент. Рассматриваются все группировки, влияющие на политическую ситуацию в государстве. Затем нужно выяснить с объективной точки зрения, интересы какого класса они защищают, ставят на первый план. Далее, в каких отношениях партия с ей подобными. При этом берутся во внимание внешние обстоятельства.

классовый подход что это такое

Базируясь на этом, создается комплекс мер, проводимых для освещения итогов использования классового подхода.

На основе данной статьи напрашивается вывод. Существование КП стопроцентно доказано на протяжении длительного времени, начиная с эпохи возникновения общественного разделения труда. И пусть некоторые ученые, срывая волосы с головы, пытались найти опровержение марксистской теории, у них ничего не вышло и не выйдет, так как факты наличия социальной стратификации неоспоримы.

Однако в современном мире многие исследователи, в частности либералы, считают классовый подход сродни расизму и национализму, так как он навешивает ярлык на каждого. Но нельзя отрицать факт, что в любом государстве есть классификации, к которым принадлежит каждый человек. Это деление условно, но неоспоримо. И от него никуда и никогда нам не уйти.

Эксперт о классовой структуре современного общества. Часть 1

11 февраля 2013 23:57
Олег Комолов

Среди фундаментальных вопросов коммунистической теории вопрос классового деления общества является сегодня одним из самых обсуждаемых. Классики марксизма дали наиболее общую характеристику классов  как социальных групп людей и описали признаки социальных классов, присущих обществу, в котором им приходилось жить и работать. Однако этот вопрос требует постоянной разработки со стороны тех, кто стоит на коммунистической платформе.

Об особенностях социально-классового деления современного общества, а также о том, каким образом они должны быть учтены последователями К. Маркса в их политической борьбе, редакция сайта «Коммунисты Столицы» побеседовала со своим постоянным экспертом, директором Института Глобализации и Социальных Движений, социологом Борисом Юльевичем Кагарлицким.

 

kagarlКомстол: Актуальна ли, на Ваш взгляд, марксистская теория деления общества на классы в современных условиях?

Б.Ю. Кагарлицкий: Как известно, вовсе не Карл Маркс придумал классы и борьбу между ними.  Он показал связь классового строения общества с организацией экономики и способом производства. Исходя из этого, она остаётся актуальной, поскольку капиталистический способ производства продолжает существовать. Объективно общество и сегодня разделено на классы в значительной мере по тем же параметрам, которые были во времена Маркса.

Комстол: Изменился ли принцип классового деления общества с тех времён?

Б.Ю. Кагарлицкий: Социальный класс – это общность людей, выделяемая по отношению к собственности и общественному разделению труда. В качестве классов марксизм выделяет пролетариат, буржуазию и мелкую буржуазию. В этом отношении ничего со времён великого классика не поменялось.

Однако есть принципиальная проблема. Классы — это большие общности людей, которые внутри себя далеко не однородны. Если говорить, например, о пролетариате в марксистском понимании, он был значительно более однородным во времена Маркса. Т.е. применительно к 19 веку понятия «пролетариат» и «рабочий класс» были, по сути, синонимами. Однако сегодня они имеют различный смысл. Пролетариат – это вся совокупность работников наёмного труда, которые вынуждены продавать свой труд. Рабочий класс – это та часть пролетариата, которая работает на промышленном производстве.

Что характерно, в современном мире пролетариат не только не исчезает, но и, наоборот, происходит стремительная пролетаризация целого ряда общественных слоёв. Так, например, если частнопрактикующий врач  относился к мелкой буржуазии, т.к. не эксплуатирует чужого труда и не работает по найму, то развитие капитализма, вынуждает его переходить на работу в поликлинику, где он становится наёмным работником.

Нам надо понимать, что существуют базовые классовые интересы, которые объединяют людей,  но при этом внутри класса существуют достаточно серьёзные социальные, групповые, профессиональные, различия  которые людей разъединяют. Если бы класс мог самостоятельно организовываться по факту общности интересов, ни марксистская теория, ни партии, ни профсоюзы были бы не нужны. Организация невозможна без выработки компромиссов. Наряду с общими интересами существуют не только специфические интересы, но и противоречия интересов даже в рамках одной профессии. Пример – рабочая аристократия. Она относится к рабочему классу, но её интересы во многом противоречат интересам низов рабочих. Конфликт интересов возникает между рабочими из числа коренного населения и гастарбайтерами, которых привозят для того, чтобы понизить цену труда на рынке.

Второй блок проблем заключается в том, что наряду с массовым пролетариатом в современном обществе существует также огромный слой, который можно определить как полупролетариат. К нему относятся люди, которые частично зависят от продажи своей рабочей силы, частично – от других источников дохода.

Например, если вы работаете по найму, но ваше предприятие является монополистом и выплачивает вам высокую зарплату, намного превышающую среднюю заработную плату на рынке труда (такое можно часто встретить в Москве),  вы попадает в разряд полупролетариата.  С одной стороны вы получаете плату за ваш труд, а с другой стороны в вашу зарплату входит фрагмент монопольной ренты, которую в вашу пользу распределяет хозяин предприятия. Такая ситуация может касаться, как работников высшего, так и низшего звена. Это типичный пример полупролетария «сверху».

Полупролетарий «снизу» — это человек, который, скажем, работает на заводе и при этом живёт от своего огорода. Классический пример – российская провинция середины 90х годов. К слову, статистика уверяет, что в последнее десятилетие повысилась доля зарплаты в обеспечении среднестатистической семьи. С точки зрения марксизма это хорошая новость.

Сегодня  во многих странах мира слой полупролетариат «снизу» и «сверху» это огромные массы людей, которые численно превосходят пролетариат в узком смысле этого слова.

 

Комстол: Наблюдаются ли схожие процессы в других классах? 

Б.Ю. Кагарлицкий: Несомненно.  Индивидуальные предприниматели, формально относясь к классу мелкой буржуазии, всё чаще фактически работают по найму, регистрируя свои отношения с компанией в форме договора подряда.

В рамках буржуазии появились такие структуры, как топ-менеджмент, который представляет собой некое привилегированное сословие, тесно связанное с буржуазными интересами, но не тождественное буржуазии.  У них может не быть собственности, но основу их дохода составляет распределение прибавочного продукта и монопольной ренты.

В капиталистическом обществе в рамках основных классов сформировалось много пограничных групп. На сегодняшний день они являются авангардом буржуазной политики, поскольку именно через них происходит проникновение в общество буржуазного сознания.

В связи с этим открывается ещё одна проблема. Чем менее жестки границы, тем больше у средних слоёв появляется шансов пробиться вверх. Причём эти шансы могут быть иллюзорными, однако они видны. Пример – классическая легенда о мальчике-американце с 1 долларом, который стал миллионером. Это обстоятельство влияет на сознание средних слоёв. В итоге с одной стороны, они объективно пролетаризируются, а с другой начинают обладать буржуазным сознанием за счёт относительно открытой мобильности в буржуазные слои.

 

Комстол: Можно ли сказать, что пролетаризация населения ведёт к повышению его революционности?

Б.Ю. Кагарлицкий: Если взглянуть на страны третьего мира,  то мы обнаружим, что там мелкая буржуазия с материальной точки зрения обеспечена ещё хуже, чем пролетариат, поскольку не имеет практически никаких социальных гарантий. Это явление получило название «люмпен-буржуазия».

Однако из этого вовсе не следует, что эта угнетённая часть общества является более революционной. Недовольство своим материальным положением ещё не тождественно  протесту против угнетения. И это важная проблема.

Это третья сторона вопроса, которую необходимо учитывать. К. Маркс определял её, как «класс в себе» и «класс для себя».

В первом случае люди принадлежат к определённому классу с точки зрения социологии. Они могут об этом не думать и совершенно не ощущать этого. Человек может даже осознавать себя угнетённым, но не в классовом разрезе. Более того, полупролетариат склонен скорее объяснять своё тяжёлое положение разными причинами, обходя классовую составляющую вопроса. Это исходит из противоречивости их классового положения.

Задача прогрессивных левых сил как раз и заключается в том, чтобы в условиях отсутствия кристально чистых классов выработать гегемонию марксистских классовых идей, выделить и объединить классовое ядро, работать над формированием классового сознания. Эта тяжёлая работа, которая, скорее всего, не принесёт сиюминутного результата.

Так, британским профсоюзам и первым социалистам Британии в начале 19-го века пришлось приложить немало усилий, чтобы машинист паровоза, шахтёр, рабочий металлургического завода и работница ткацкой фабрики осознали себя, как единый класс. Чтобы шахтёр понимал, что он должен помогать в борьбе работнику железной дороги.

Россия – несомненно, классовое общество. Однако большая её часть населения деклассирована. В этом беда всей постсоветской жизни. Советская система интеграции порушена, а те механизмы солидарности, которые были характерны для старых капиталистических стран, ещё не выработаны. Люди  не способны эффективно противостоять давлению, т.к. у них нет механизмов солидарности.

В итоге мы имеем общество деклассированных элементов, хотя формально его члены и принадлежат тому или иному классу. Наша задача бороться с этим явлением. Кризис капитализма сам за нас эту работу не сделает. Впрочем, он может её нам несколько облегчить.

продолжение

Другие материалы по теме:

Читайте также

kagarl

Меньше, чем через две недели в России пройдут очередные выборы депутатов Государственной думы. Это безынтересное мероприятие, напрочь лишённое интриги, способно привлечь внимание разве что представителей «системных» партий

Социальные классы в России

Определение 1

Социальные классы — это общности людей, выделяемые по их отношению к собственности и общественному разделению труда

Немарксистские теории социальной стратификации

Определение 2

Социальная стратификация — это важное понятие в социологии, которое обозначает систему критериев и признаков социального расслоения.

Кроме марксистских идей о классах есть ещё и агорическая классовая теория. Стоит отметить, что агористы полагают, что капиталистическое общество в наши дни разделено на два класса. Этими классами являются угнетатели и эксплуатируемые. Угнетателями являются олигархи, государственные рабочие. А эксплуатируемыми выступают различные рабочие и предприниматели.

Альтернативой марксисткой теории социальных классов модно назвать труды М. Вебера. Именно в его работах заложены основы современного подхода к изучению классового деления. М. Вебер учитывал не только экономический критерий, но ещё и социальный престиж, политическую власть. Социальный престиж человек получает с самого рождения или я процессе жизни благодаря своим личным качествам. Социальный статус, который получает человек, позволяет ему занимать определенные места в структуре власти.

Готовые работы на аналогичную тему

М. Вебер смог сформулировать теорию стратификации, состоящую из трёх компонентов. Такая стратификация характеризует политическую власть как некое взаимодействие между классом, статусом и властью. М. Вебер предполагал, что классовую позицию можно определить с помощью имеющихся навыков и образования человека. Важно понимать, что М. Вебер и К. Маркс считали социальное расслоение негативным явлением.

Нельзя не упомянуть, что в создание теории социальной стратификации вкладывали свой труд и силы такие ученые, как Б. Барбер, Р. Коллинз, П. Сорокин, К. Дэвис и другие люди. Сторонники данной теории полагают, что понятие класса нужно только для того, чтобы анализировать социальную структуру обществ в прошлом, а в современном мире оно и вовсе не нужно. Они объяснили это тем, что в современном обществе возрастала роль наемных рабочих, что привело к размытию отношений собственности. Ученые считали, что термин «класс» лучше заменить понятием «страта» или слой. К тому же, они предлагали рассматривать и анализировать общество с точки зрения теории социальной стратификации. Они говорили, что социально-классовое деление общества уже не применимо.

Замечание 1

В отличие от классов, страты создаются не только исходя из формальных экономических признаков. При формировании страты учитывается еще престиж, стиль и образ жизни человека, его авторитет.

Классовое деление в России

Рассматривая классовое деление в России нужно учитывать все последние изменения и направления в структуре общества, которые произошли в постсоветский период.

Стоит отметить, что основу социальной структуры современного общества все еще составляют социальные классы и группы советского общества. К таким классам и группам относят рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию. Количественные показатели этих классов изменились. К тому же, поменялась их роль в обществе. Создаются новые социальные образования: новая бюрократия, новая буржуазия, безработные, менеджеры, предприниматели, наемные работники и другие классовые структуры.

В целом, социальная структура страны в наше время характеризуется стихийностью, даже аморфностью.

Удивительно, что практически никто из жителей нашей страны не допускает даже мысли о том, что современное общество можно рассмотреть как однородный социум, к тому же, довольно мало людей усматривают наличие обширного среднего класса. Согласно социологическому опросу, большинство россиян полагает, что преобладающая масса населения страны относится к классу бедных. К тому же, примерно треть из всех людей, участвующих в опросе, считает, что общество разделено на два практически не связанных собой класса: элиту и основную массу.

Подходы к изучению социальных групп

Тихонова в своем собственном исследовании дала описание социальной структуры российского общества и разделила общество на следующие классы:

  • нищие — около 9%;
  • бедные — около 10%;
  • малообеспеченные — около 25%;
  • среднеобеспеченные — около 34%;
  • обеспеченные — около 12%;
  • состоятельные — около 10%.

Нищие люди — это те, кто не может себе позволить купить даже мясо, фрукты, кондитерские изделия, новую одежду. Они не ходя в гости и сами не принимают гостей.

Бедные люди изредка могут позволить себе мясо, рыбу, фрукты, сладости, одежду. Они изредка покупают своим детям новую одежду. Такие люди финансово не в состоянии определить ребенка в платные кружки, спортсекции и сами не могут посещать какие-либо платные занятия.

Малообеспеченные люди не покупают себе дорогую бытовую технику, другие дорогие вещи и приборы, не едят деликатесы. Они очень ограничены в покупке одежды и посещении каких-то мероприятий, заведений.

Среднеобеспеченные люди имеют свободные деньги. У них есть варианты выбора при покупке чего-то нужного У таких людей есть некие ограничения в туристических порездках, посещении заведений и мероприятий.

Обеспеченные люди могут иметь ограничения при покупке дорогих вещей и предметов. Например, им сложно будет сразу купить автомобиль, дом или квартиру. Они практически никогда не экономят на еде или бытовой технике, одежде.

Состоятельные люди могут позволить себе регулярно покупать деликатесы, посещать рестораны, выставки, совершать путешествия. Они покупают дорогую одежду, еду. Они могут себе позволить купить все то, что им нужно прямо сейчас.

Среди факторов, которые влияют на самоосознание собственного места в обществе выступают такие критерии, как место работы, образование, квалификация, политическое влияние. С учетом этих факторов классовую структуру общества можно представить следующим образом:

  • элита — около 0,5%;
  • верхний класс — около 6,5%;
  • средний класс — около 20%;
  • базовый класс — около 60%;
  • нижний класс, безработные — около 7%;
  • социальное дно — около 5%.

Данное положение вещей создает социальное недовольство, потому что является неестественным.

Стратификация и классовая структура — Викиверситет

В социологии существует несколько способов дифференциации общества. Наряду со структурированием, одним из наиболее распространенных способ дифференцированного анализа является стратификация.

Социальное неравенство[править]

Социальное неравенство — это неодинаковые возможности людей удовлетворять свои потребности и достигать намеченных целей.

Питирим Сорокин выделил три вида социального неравенства:

  1. Экономические (дифференцирующий фактор — богатство)
  2. Политическое (дифференцирующий фактор — власть)
  3. Профессиональное (дифференцирующий фактор — престиж профессии)

По Сорокину, «Социальная стратификация — это дифференциация некой данной совокупности людей на классы, страты в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основы и сущность в неравномерном распределении прав и ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества».

Толкотт Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков определяющих неравное положение людей в обществе:

  1. Характеристики, которыми обладают от рождения (поло-возрастные особенности, родственные связи, физические и интеллектуальные особенности, этническая принадлежность).
  2. Признаки, связанные с исполнением ролей (статусные позиции и различные виды профессионально-трудовой деятельности).
  3. Элементы обладания (собственность, материальные и духовные ценности, привилегии).

Большинство социологических школ считает социальное неравенство неизбежно присущим любому обществу.

Впервые тезис о неизбежности социального неравенства озвучил Питирим Сорокин. Он объяснял неизбежность социального неравенства следующими факторами:

  • Внутренние био-психические различия людей (здоровый/больной, умный/глупый)
  • Окружающая среда, объективно ставящая индивидов в неравные положения. Для доиндустриального общества значительную дифференцирующую роль играла природная среда, для индустриального и постиндустриального такую роль играет среда социальная.
  • Совместная коллективная жизнь индивидов, которая требует организации отношений и поведения, что вызывает расслоение общества на управляемых и управляющих.

Марксистская школа социологии считает, что основным видом неравенства является классовое неравенство, все остальное иерархическое расслоение общества является производной от него. Поэтому, с ликвидацией классового общества, на этапе коммунистической формации, неравенство исчезает.

В середине XX века, американские социологи К. Дэвис и У. Мур разработали теорию, согласно которой, социальное неравенство является не только неизбежным, но и необходимым состоянием общества, так как:

  • Некоторые позиции в обществе функционально более значимы, чем другие.
  • Только небольшое количество людей в любом обществе обладает особенностями, дающими возможность выполнять эти важные и сложные функции.
  • Чтобы побудить этих людей овладевать необходимыми знаниями и навыками, и побудить их брать на себя эти сложные функции, общество открывает доступ к необходимым и дифференцируемым благам.
  • Этот неравный доступ приводит к тому, что разные позиции пользуются неодинаковым престижем и уважением.
  • Престиж и уважение вместе с права и преимуществами создают неравенство, то есть стратификацию.

Поскольку, социальное неравенство является неизбежным и необходимым, оно проявляется во всех обществах на всех этапах исторического развития. Исторически меняются только формы и степень социального неравенства.

Исторические формы социального неравенства[править]

Энтони Гидденс выделил 4 исторические формы социального неравенства: рабства, касты, сословия, классы.

Рабство — это крайняя форма социального неравенства, предполагающая деление общества на социальные группы, различающие наличие или полным отсутствием гражданских прав и прав собственности. Свойственно странам древнего мира, также была распространена в отношении некоторых групп населения в Новое Время.

Касты — деление общества на замкнутые группы, которым отводится строго определенное место в социальное иерархии. Изначально в основе деления лежало разделение труда, в последствии неравенство было закреплено обычаями, традициями и религиозными нормами.

Сословия — деление общества на социальные слои, обладающие закрепленными обычаями и законом и передаваемыми по наследству разными правами и обязанностями. Характерно для феодального общества.

Классы — деление общества на большие социальные группы, различающиеся ролью в экономической жизни общества. С конца XIX века, в социологии развернулась дискуссия между различными социологическими школами по поводу места и значения классов в социальной структуре общества. Изначально, классовое деление рассматривалось как одна из форм социальной стратификации, основанная на социальном неравенстве.

Классовая теория[править]

Наиболее подробно теорию классового деления разработал Карл Маркс. По Марксу, отличительными признаками класса являются:

  • Общая позиция в экономическом способе производства
  • Специфический образ жизни
  • Конфликтные отношения с представителями других классов
  • Социальные отношения и общность, выходящие за местные и региональные границы
  • Классовое сознание
  • Политическая организация

Согласно марксистской теории, для современного общества, находящегося на нынешнем этапе экономического развития, можно выделить следующие классы и социальные группы:

  • Буржуазия (предприниматели)
  • Пролетариат (рабочие)
  • Интеллигенция (служащие)
  • Крестьянство

Первым марксистское понимание классов подверг критике Макс Вебер. Он предложил другие основания для выделения классов в структуре и стратификации общества. По Веберу, класс есть совокупность людей, имеющих сходные жизненные шансы, детерминируемые их властью, дающей возможность получить блага и иметь доходы.

Согласно веберовской методологии, в современном обществе можно выделить следующие классы:

  1. Рабочий класс, лишенный собственности (предлагает свои услуги, дифференцируется по уровню квалификации).
  2. Мелкая буржуазия — класс мелких предпринимателей и торговцев.
  3. «Белые воротнички» — лишенные собственности технические специалисты и интеллигенция.
  4. Администраторы — менеджеры.
  5. Собственники — получающие доход от ренты, либо представители коммерческого класса — предприниматели.

Предложенное Вебером классовое деление положило основу теории стратификации, в последствии разработанную Питиримом Сорокиным, Уильямом Уокером, Дэвидом Лэнски и другими.

В современной социологии различают классы как элементы социальной структуры и классы как элементы социальной стратификации.

Английский социолог Энтони Гидденс, анализируя классовую структуру современного общества, выделил три основных класса:

  1. Высший класс — собственники
  2. Средний класс — управленцы
  3. Низший класс — рабочие

Согласно Гидденсу, классы различаются:

  • Собственностью на сферу производства
  • Разделением труда
  • Иерархией позиций в рамках производственного коллектива

Социальный статус[править]

Выделение классов в классовой структуре общества не отражает реальные позиции отдельных представителей данных классов в социальной иерархии. Для определения реальной позиции каждого отдельного индивида необходимо учитывать не только его классовую принадлежность, но и совокупность других характеристик, определяющих отношение к нему со стороны социального окружения.

Такая позиция индивида, определяющая место в социальной иерархии, получила название социальный статус. В социологии не существует единой методики выделения критериев, по которым определяется социальный статус индивида.

Макс Вебер считал универсальным критерием власть.

Дэвид Лэнски предложил определять статус на основе распределения трех ценностей:

  • Власть
  • Привилегии
  • Престиж

Очень распространенной в современной социологии является методика определения социального статуса на основе расчета так называемого социально-экономического индекса позиции (СЭИП).

СЭИП рассчитывается по трем показателям:

  • Уровень доходов
  • Уровень образования
  • Престиж профессии

Кроме этих общих критериев на оценку позиции индивида могут оказывать влияние другие характеристики. Значение этих характеристик во многом зависит от конкретных исторических и общественных условий. Учитываются такие характеристики, как:

  1. Пол
  2. Национальность
  3. Раса
  4. Территория
  5. Партийность
  6. Происхождение
  7. Возраст

Стратификационные системы[править]

По совокупности всех характеристик определяется социальный статус индивида. Люди, с примерно одинаковыми характеристиками и статусом, формируют отдельный слой или страту общества. В зависимости от значимости статуса, данные слои располагаются в иерархическом порядке.

Количество страт, выделяемых в стратификационной системе обществе, зависит от выбранной методики и может значительно отличаться у различных исследователей.

Традиционной, и по сей день часто употребляемой, является методика предложенная Уильямом Хорнером в его работе «Город янки». Хорнер предложил деление общества на три слоя (высший, средний, низший), каждый из которых делится еще на две части — верхнюю и нижнюю. В нашем время используется модифицированная, более дробная версия этого деления, предусматривающая выделение у каждого слоя не двух, а трех уровней — высшего, среднего и низшего.

Кроме этой традиционной стратификационной системы, в социологии используются и другие методики для иерархической стратификации общества.

  • Шкаратан О.И., Ильин В.И. Социальная стратификация России и Восточной Европы. Сравнительный анализ — ГУ ВШЭ — 2006 г. — 472 стр. — ISBN 5-7598-0343-3
  • Гидденс Энтони. Социология // Глава 7. Стратификация и классовая структура (читать)

Типы социальных слоев населения

Типы социальных классов людей

Социальный класс относится к группе людей с одинаковым уровнем богатства, влияния и статуса. Социологи обычно используют три метода для определения социального класса:

  • Объективный метод измеряет и анализирует «неопровержимые» факты.
  • Субъективный метод спрашивает людей, что они думают о себе.
  • Репутационный метод спрашивает, что люди думают о других.

Результаты этих трех методов исследования показывают, что сегодня в Соединенных Штатах примерно от 15 до 20 процентов относятся к бедным, низшим слоям населения; От 30 до 40 процентов — это рабочий класс; От 40 до 50 процентов относятся к среднему классу; и от 1 до 3 процентов относятся к богатым, высшим слоям общества.

Низший класс

Для низшего класса характерны бедность, бездомность и безработица.Люди этого класса, немногие из которых окончили среднюю школу, страдают от отсутствия медицинской помощи, адекватного жилья и еды, достойной одежды, безопасности и профессиональной подготовки. Средства массовой информации часто клеймят низший класс как «низший класс», неточно характеризуя бедных как матерей-опекунов, которые злоупотребляют системой, рожая все больше и больше детей, отцов-опекунов, которые могут работать, но не работают, наркоманов, преступников и общества » мусор. »

Рабочий класс

Рабочий класс — это люди с минимальным образованием, которые занимаются «ручным трудом» с небольшим престижем или без него.Неквалифицированные рабочие в классе — посудомойщики, кассиры, горничные и официантки — обычно получают низкую заработную плату и не имеют возможности карьерного роста. Их часто называют работающих бедняков . Квалифицированных рабочих этого класса — плотников, сантехников и электриков — часто называют рабочих . Они могут зарабатывать больше, чем работники среднего класса — секретари, учителя и компьютерные техники; однако их работа обычно требует больших физических затрат, а в некоторых случаях довольно опасна.

Средний класс

Средний класс — это класс «бутербродов». У этих белых воротничков денег больше, чем у тех, кто ниже их на «социальной лестнице», но меньше, чем у тех, кто выше них. Они делятся на два уровня в зависимости от богатства, образования и престижа. Низший средний класс часто состоит из менее образованных людей с более низким доходом, таких как менеджеры, владельцы малого бизнеса, учителя и секретари. Верхний средний класс часто состоит из высокообразованных бизнесменов и профессиональных людей с высокими доходами, таких как врачи, юристы, биржевые маклеры и генеральные директора.

Высший класс

Составляя от 1 до 3 процентов населения Соединенных Штатов, высший класс владеет более 25 процентами национального богатства. Этот класс делится на две группы: нижний верхний и верхний верхний . низший — высший класс включает тех, у кого есть «новые деньги» или деньги, полученные от инвестиций, деловых предприятий и так далее. Высший высший класс включает те аристократические и «высшие» семьи со «старыми деньгами», которые были богатыми в течение нескольких поколений.Эти чрезвычайно богатые люди живут за счет доходов от унаследованного богатства. Высший класс более престижен, чем низший высший класс.

Где бы ни берутся их деньги, оба сегмента высшего класса исключительно богаты. У обеих групп больше денег, чем они могли бы потратить, поэтому у них остается много свободного времени для развития различных интересов. Они живут в престижных районах, собираются в дорогих общественных клубах и отправляют своих детей в лучшие школы.Как и следовало ожидать, они также обладают большим влиянием и властью как на национальном, так и на глобальном уровне.

.

Разделение труда в обществе Цитаты

Эти заметки были предоставлены членами сообщества GradeSaver. Мы благодарны за их вклад и призываем вас сделать свой собственный.

«Роль солидарности не в подавлении конкуренции, а в ее сдерживании».

Дюркгейм

Центральный постулат общества для Дюркгейма прочно укоренен в напряжении, создаваемом отношениями между классом собственности и рабочим классом. В то время как Маркс основывал свои экономические теории на том, как это напряжение порождает конфликт, Дюркгейм рассматривает разделение между классами и внутри классов как то, что он называет «нормальным состоянием», которое фактически необходимо для функционирования общества.

«Несомненно, солидарность, будучи социальным фактом первой степени, зависит от индивидуального организма. Чтобы существовать, он должен содержаться в нашей физической и психической конституции ».

Дюркгейм

Теория социального факта Дюркгейма временами может показаться похожей на теорию ложного сознания марксизма. Однако Дюркгейм выводит концепцию социального факта на другой уровень, настаивая на том, что эти элементы общества органически формируются внутри индивида, чтобы стать выражением коллектива.Таким образом, с идеологической точки зрения, как методология изучения разделения труда, солидарность — это своего рода ложное сознание, поскольку она существует только как объединяющий аспект органического социального факта. Что, конечно же, придает ему все качества солидарности, необходимые для социальной сплоченности.

«Вполне правомерно предположить, что факты, которые мы только что наблюдали, воспроизводятся здесь, но с большей амплитудой, что великие политические общества могут поддерживать себя в равновесии только благодаря специализации задач, что разделение труда является источником Если не уникальная, то принципиальная социальная солидарность.”

Дюркгейм

Теория разделения труда, высказанная Дюркгеймом, продолжает тему разделения труда, органически перерастающего в нормальное состояние. В основе этого органического разделения лежит реальность того, что отдельные члены общества достигают солидарности непосредственно в результате рождения с разными интересами и приобретения разных навыков, которые затем приводят к специализации в рамках этих интересов и наборов навыков. Модернизация является логическим следствием возросшей специализации и, в свою очередь, логическим следствием этого является рост и расширение интересов и навыков, которые могут быть реализованы.

«На первый взгляд, нет ничего проще, чем определить роль разделения труда. Разве его эффекты не признаны повсеместно? Поскольку он сочетает в себе производительную силу и способности рабочего, он является необходимым условием развития общества, как интеллектуального, так и материального. Это источник цивилизации. Кроме того, поскольку мы довольно легко приписываем цивилизации абсолютную ценность, мы не думаем о поиске какой-либо другой функции для разделения труда.”

Дюркгейм

На первый взгляд, эта цитата может показаться подведением итогов, близких к завершению. На самом деле он появляется довольно рано, и его цель вводит в заблуждение. Подведение итогов здесь посвящено роли разделения труда, но следующий раздел на самом деле почти полностью посвящен ключевому аспекту общества, отсутствующему в этой роли.

«мораль — это наименее незаменимый, строго необходимый хлеб насущный, без которого общества не могут существовать.

Дюркгейм

Здесь мораль провозглашается абсолютно необходимым условием существования общества, но тем не менее, она не упоминается в предыдущем абзаце, в котором конкретно подчеркивается роль разделения труда. Таким образом, большая часть последующих аргументов будет попыткой объединить существование и потенциал морали сосуществовать с перечисленными выше ролями как одно из необходимых условий для создания нормативного состояния солидарности как социального факта разделения общества. труд в обществе.

Обновите этот раздел!

Вы можете помочь нам, пересматривая, улучшая и обновляя эта секция.

Обновить этот раздел

После того, как вы потребуете раздел, у вас будет 24 часа , чтобы отправить черновик. Редактор рассмотрит заявку и либо опубликует ее, либо оставит отзыв.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *