Какой может быть ум: Каким бывает УМ — Карта слов и выражений русского языка

УМ — Словарь эпитетов — Русский язык

О большом, остром, здравом уме. Аналитический, беспокойный, блестящий, бодрый, боевой, бойкий, большой, быстрый, вдумчивый, великий, восприимчивый, восторженный, всеобъемлющий, въедливый, выдающийся, высокий, гениальный, гибкий, глубокий, горячий, государственный, громадный, дальновидный, диалектический, дисциплинированный, драгоценный, жадный, живительный, живой, житейский, здоровый, здравый, зоркий, зрелый, изворотливый, изобретательный, изощренный, изящный, исключительный, истинный, конструктивный, крепкий, критически-аналитический, критический, ловкий, меткий, методический, министерский, многообъемлющий, могучий, мощный, мятежный (поэт.), наблюдательный, начитанный, недюжинный, незаурядный, неистощимый, необыкновенный, непобедимый, неугнетенный, образованный, обширный, огромный, оригинальный, основательный, острый, отшлифованный, памятливый, пламенный, плодовитый, подвижный, положительный, поразительный, порывистый, правительственный, практический, природный, прозорливый, проникновенный, проницательный, простой, пылкий, пытливый, развитой (развитый), разносторонний, рассудительный, резвый, резкий, решительный, светлый, свободный, сильный, скептический, смелый, сметливый (разг.), стихийный, страстный, творческий, теоретический, тонкий, точный, трезвый, хваткий (разг.), хороший, цепкий, четкий, широкий, энергический (устар.), энергичный, энциклопедический, яркий, ясный. О слабом, равнодушном, нездоровом уме. Апатичный, бедный, бесстрастный, близорукий, больной, вялый, грубый, догматический, дремлющий, дюжинный, забитый, запальчивый, заурядный, зыбкий, короткий, куриный (разг.), куцый (разг.), легкий, легковерный, ленивый, мещанский, небольшой, неопытный, неповоротливый, неподатливый, неподвижный, неразвитый, ограниченный, односторонний, ослабленный, пассивный, подавленный, покойный, праздный, равнодушный, робкий, рыхлый, серый, скудный, слабый, сонливый, сонный, спокойный, странный, телячий (разг.), темный, тупой, тяжелый, тяжкий, убитый, убогий, унылый, усталый, хладный (устар.), холодный, шаткий. О моральной оценкеума. Благородный, веселый, вкрадчивый, возвышенный, выспренний (устар.), гордый, гуманный, дерзкий, добрый, желчный, жестокий, злобный, злой, змеиный, кичливый, коварный, лукавый, надменный, насмешливый, недоверчивый, неотзывчивый, озлобленный, подозрительный, покойный, правдивый, прямой, развращенный, раздраженный, раздражительный, саркастический, суетный, хитростный (устар.), хитрый, хладный (устар.), холодный, цинический (устар.), циничный, человеколюбивый, честный, чуткий, ядовитый, язвительный. Злонаблюдательный, испуганный, копеечный, нежный, одичалый, охлажденный, охочий, полицейский, превыспренний, стоячий, тесный, тугой.

Какой бывает СПОСОБНОСТЬ УМА — Карта слов и выражений русского языка

СПОСО́БНОСТЬ, -и, ж. 1. Возможность осуществлять какую-л. деятельность, умение делать что-л., вести себя каким-л. образом и т. п. Мыслительная способность. Способность к размножению. Способность двигаться.

Все значения слова «способность»

УМ, -а́, м. 1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить. Природный ум.

Все значения слова «ум»
  • Но беда в том, что западные психологи отнесли к деятельности подсознательного ума некоторые проявления духовного или интуитивного ума, смешав таким образом высшие и низшие способности ума и отнеся их к одному разряду.

  • — «Обобщение сверх нормы» — способность ума закреплять в нас уверенность, что любое событие, произошедшее с нами, теперь будет повторяться вновь и вновь.

  • Так мы укрепляем способность ума воспринимать привычный поток умственных и телесных впечатлений как нечто единое, что обычно невозможно из-за двойственных концепций.

  • (все предложения)

определение. Ясный ум. Молитва для ума

Как платья, волосы, так и умы коротки

А. Грибоедов

Часть первая

  1. Обусловленность ума.
  2. Память и опыт как ограничивающие факторы.
  3. Ум, мышление, восприятие.
  4. Чистое и обусловленное восприятие.
  5. Индуизм, веданта: их отношение к уму.

Сила ума: в чем уловка? Тайна ума

Над тайнами ума люди бьются в течение многих лет, да что там говорить, с того самого момента, когда человек стал осознавать себя, он спрашивает, в чём состоит тайна ума. Ответ уже заключён в вопросе: тайна ума в осознании самого себя и осознании всего вокруг. Правильно сказано, что в самом вопросе, если он правильно поставлен, находится ответ. В этом смысл правильного вопроса.

Если мы задаём вопрос с целью найти ответ в памяти путём комбинации и сопоставления определённых заранее известных частей или прибегая к нашему прошлому опыту (что опять есть не что иное, как память), то мы просто находим средство, способное удовлетворить наше любопытство, преходящие цели, которые, будучи выполненными, вскоре канут в лету, и мы пойдём искать и достигать новые, или у нас появятся новые интеллектуальные интересы (скорее развлечения разума), где наш ум постоянно в работе, бьётся над загадками, а разгадывая, переходит к следующим.

Наша задача состоит в том, чтобы правильно поставить вопрос. Осознаём ли мы себя? Под этим подразумевается, познаёт ли себя сам ум, так как процесс познания связан с умом. Вот тут-то мы и наталкиваемся на следующий вопрос — каким образом ум познаёт, что есть познание и каково различие между познанием и осознанием?

Вопросы о памяти и опыте

Эти вопросы важны, потому что вся жизнь выстроена на них. Каждый день мы проходим через процесс познания, но равнозначен ли он осознанию? Каким образом мы познаём? Хоть народная мудрость и говорит, что без памяти разум туп, но это лишь аккумулирующая способность разума. Мы смотрим на глубинные аспекты ума. Через ежедневную деятельность мы получаем какой-либо опыт, будь он из области науки или бытовых сфер жизни, и наша память накапливает его, а затем, когда нам нужно получить ответ на какой-то вопрос, мы обращаемся к нашему прошлому опыту, к памяти, и таким образом находим ответ или компилируем его из различных известных нам фактов.

учение, знание, университет, студентка, гранит науки

Аккумулирующая способность ума

Мы можем использовать такие средства, как анализ, сравнение, синтез информации и другое. Так рождается «новое знание», или ответ, — то, что мы искали. Но что такое этот ответ? Посмотрим из чего он был составлен. Нов ли он? Нет. Мы всего лишь ищем более подходящий вариант, лучше всего нас устроит такой, который, как пазл в картинке, правильным образом заполнит открытое пространство. Вот и всё. Мы его нашли, заботы в сторону — проблема решена. Но решена ли она, или мы опять обманули сами себя, выбрав из старого багажа тот материал, который подходит к данному моменту, якобы является ответом на вопрос.

Мы не обсуждаем сейчас механистические науки, где нужно использовать формулы, решать уравнения, используя известные правила. С этим всё ясно, там и выводы/ответы должны соответствовать ожиданиям, правилам. Мы говорим о вопросах духовного, психологического плана, где такой подход, сделанный сквозь призму ожидания, ни к чему хорошему не приведёт, в лучшем случае мы будем иметь ещё одну новую схему, теорию, метод, основанный на опыте прошлого, пусть и с использованием новых данных.

В таком ответе, где мы используем память, не может быть ничего нового, и строго говоря, это не ответ. Для того чтобы получить ответ, нужно понять, что только чистое осознание может нам его дать, без ожиданий, без связи с опытом. Если есть опора на опыт, значит открыта дорога и для ожидания. Если нет — то не существует и ожиданий. Тогда и только тогда можно говорить о получении настоящего ответа, истинного познания путём осознавания.

Без ума: что это означает

Для того чтобы осознавать, человек, его ум, должен освободиться от опыта прошлого, забыть о нём и просто осознавать безоценочно. Если мы смотрим на что-то и говорим, как нам это нравится или не нравится, даём этому имя и т. д., то мы оцениваем, высказываем суждение. Не имеет значение, позитивного или негативного толка наше высказывание. Суть в том, что ум уже успел просчитать, сравнить и на основе этого составил суждение. Это не осознавание и не познание. Это суждение и ничего более.

мышление, творчество, мозг, склонности ума

Ум: определение. Связь с мышлением

«Denken ist schwer, darum Urteilen die meisten (Думать трудно, поэтому большинство выносят суждения)», — так говорил Карл Юнг. Ни в одной другой школе психологии подход к проблемам мышления, восприятия и ума не имел так много общего с понятиями, идущими из буддизма и ведантизма, как в аналитической психологии, основанной Юнгом.

Современная психология сформировалась и выделилась в отдельную отрасль знания на основе западной философии. Оттуда она и черпает свои знания, дополненные научными изысканиями в области физиологии и биологии. Мышление обычно понимается как познавательная, или когнитивная, способность. Она основана на восприятии. С помощью мышления мы способны делать выводы, находить смысл и создавать идеи. Но давайте спросим, каким образом мы воспринимаем?

Восприятие — это видение того, что есть в действительности. Но способны ли мы видеть, а следовательно, воспринимать? Или иначе: до какой степени, где проходят пределы нашего восприятия? Мы не говорим о физической способности видеть и слышать, мы обсуждаем психологический аспект восприятия в целом и для удобства продолжаем использовать названия из категории ощущений.

Обусловленность восприятия

Чистое видение, ничем не обусловленное, человеку недоступно по той причине, что на его восприятие накладывает большой отпечаток весь его опыт: то, как его воспитали, установки, принятые в обществе, в котором он живёт, его образование и сфера деятельности, поэтому восприятие определено множеством факторов, заслоняющих, скрывающих настоящую природу рассматриваемого явления или объекта.

ум, мышление, мозг, дума, думать

Нужно заметить, что дохристианская западная философская традиция рассматривала этот вопрос. Ещё Платон создал концепцию идей — эйдосов, находящихся в другом мире, и чью тень в виде предметов существующего, чувственного мира мы способны воспринять. Он, чувственный мир, порождён Демиургом — творцом, где Демиург является Умом из соединения материи и эйдосов — смеси, которую мы можем воспринять.

Чистые идеи нашему разуму недоступны в силу того, что они находятся по другую сторону нашего восприятия в трансцендентальном мире. Интересен сам термин «трансцендентальность». Он предполагает выход за пределы ограниченного восприятия, «перешагивание», лежащее по другую сторону миропонимания. Позднее эту тему разовьёт Кант, где он введёт понятие априорности, соответствующей трансцендентальному, в противовес эмпирическому, доступному через непосредственный опыт.

Бессилие ума. Платоновская концепция восприятия, разума и понимания

Выходит, что разум человека не в состоянии воспринять идеи в силу того, что они находятся вне сферы действия разума. Но здесь Платон объясняет возможность постижения скрытого мира идей с помощью понятия Мировой Души так, чтобы соединить и сделать возможным для познания оба начала: идеальное и материальное.

Только благодаря наличию Мировой Души разумное существо способно познавать идеи. Она — мост между космосом (миром идей) и материей. Так Платон решает проблему восприятия. Однако о чистом восприятии ничего не говорится. И как бы ни близка была идея о Демиурге к понятию Праджапати — управителю, причине Вселенной из философии веданты, тем не менее они различны: Демиург создаёт из уже наличествующих идей и материи, т. е. он ими не является, он лишь активная сила, дающая толчок.

В то время как веданта ставит Праджапати равным Брахману, который является не только причиной всего, но он и есть всё, всё во всём. Можно сказать, что Праджапати есть проявление Брахмана, он и есть Брахман создающий, т. к. философия веданты говорит, что нет ничего, кроме Брахмана, всё есть он и он во всём. Позднее мы поговорим об этом подробнее.

медитация, природа, саморазвитие, осознанность

Чистое восприятие

Чтобы увидеть и воспринять то, что есть, а не проекцию своих ожиданий, нужно освободить разум от этих наслоений (обусловленности), сделать его по-настоящему открытым, способным осознавать. Процесс осознания становится возможным только тогда, когда память, мысль, порождающая ожидания и искажающая воспринимаемое, остановлена. Молчаливый ум способен созерцать, и тогда мы открыты процессу осознания.

К этой мысли подошла аналитическая психология, но корни её уходят глубоко в древность, во времена дохристианские, когда индийская философская мысль была в расцвете и создала много школ, которые объясняют происхождение мира, его значение и роль Ума в нём. Пожалуй, ни одно другое направление философии и религии не может сравниться по смелости идей с теми, что были высказаны философами веданты и санкхьи.

Внутри индийской философии существовало несколько школ, но все они так или иначе развивают идеи, высказанные ведантой. Даже если мы возьмём такое сильное направление, как санкхья, на которую опирается философия йоги, то и она есть не что иное, как видоизменённое учение веданты, и по многим вопросам эти два направления сходны.

Сравнение и связь учений об уме веданты с западной традицией

Веданта признает Веды как высший источник знания — шрути, т. е. «откровение». У них нет рукотворного источника, их творец и есть Брахман. Выходит, что древние философы признавали Брахмана и как Слово. В западной традиции это соответствует Логосу. Опять мы видим, как платонизм и стоицизм (где Логос понимается не столько как Слово, но и как «первопричина», «первоогонь», из которого всё происходит) тесно соприкасается с идеями веданты о Брахмане.

шар, искажение, капля

В обеих концепциях одинаковая безличность Логоса или Брахмана, в отличие от христианской концепции, где Бог есть Творец как личность, создающая мир актом воли. Он представлен не как первопричина Демиург, а как создатель, собирающий мир с помощью воли.

Знание и незнание в философии индуизма

В философии веданты и платонизма/cтоицизма отсутствует проблема теодицеи — оправдания Бога или оправдания зла, существующего в мире, созданного Богом. С точки зрения веданты само понятие зла является лишь видимостью, порождённой незнанием (авидьей), все страдания трактуются как результат авидьи, поэтому избавление от авидьи откроет нам истинную сущность вещей. С помощью знания (видьи) страдания (дуккхи) сами собой перестают существовать, т. к. они сформированы умом, тем, как ум воспринимает действительность, которая, в свою очередь, реальностью не является. Из нашего незнания происходят желания, из них формируется восприятие, которое ведёт к впечатлениям. Впечатления формируют основу для работы ума.

Конфликтная основа ума. Сравнение веданты и платонизма

Мир с позиций веданты не дуален, нет противоположности, а следовательно борьбы. В этом случае мы видим радикальное отличие от догматов христианства и других авраамических религий, где изначально мир дуален и борьба противоположных начал лежит в основании мира; следовательно и деятельность человека и его ума в мире определены этой дуальностью, иначе говоря, конфликтом, который человек пытается преодолеть опять же с помощью ума, который разделён. Отсюда берёт своё начало понятие Эго как половинчатый разум, который хочет доказать, проявить себя и закрывает для человека возможность открытия истины.

В платонизме, неоплатонизме и стоицизме оправдания Бога нет и не можем быть, так как мир создан эманацией Логоса, происходящей от высшего к низшему, т. е. система мироздания изначально иерархична, поэтому на каждом более низшем уровне творения менее совершенны, следовательно, наличествует зло, но оно закономерно и скорее рассматривается как побочный продукт творения, неизбежный на стадиях эманации на более низкие уровни.

мышление, ум, мозг, работа ума, что такое ум

Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями

Н. Гоголь

Как понимают духовный ум человека в философии веданты, санкхьи, йоги, вайшешики и буддизма

Веданта, санкхья, йога и вайшешика принадлежат к школам индуистской философии, где главнейшей является веданта, чьё знание основано на священных источниках-откровениях — шрути. В противоположность смрити (преданиям) веданта признаёт непогрешимость вед и всех её составляющих: мантр, брахманов и упанишад. Остальные течения, направления и школы так или иначе выходят из веданты, берут из неё наработки философского знания. Существуют отличия каждой школы, используются новые термины, но это не указывает на полную самостоятельность школ.

Для того чтобы более точно понять общность, зависимость этих направлений от учения веданты, можно спросить о том, что является главной целью в этих школах, выполнение которой означало бы достижение нирваны.

Минусы ума. Роль ума в достижении целей философских учений

Веданта и санкхья видят достижение цели в прекращении страданий.

Йога также идёт к прекращению страданий путём созерцания и сосредоточения, избежания волнений. С помощью специальных приёмов и средств можно достичь кавальи (свободы). Вайшешика как одна из наиболее простых школ, базирующихся исключительно на логике, признаёт то, что страдание можно прекратить посредством познания истины.

Буддизм, хоть и является отдельным, новым философским течением, однако его истоки можно усмотреть в традициях веданты, и уничтожение страдания происходит путём проникновения в его природу, что приводит к полному уничтожению дуккхи — страдания.

Роль ума, манаса (по одним трактовкам «манас» понимают как «мозг», по другим это «дух»), и буддхи (интеллекта) состоит в том, чтобы «снять» покровы незнания, прийти к чистому знанию и достичь самадхи — просветления.

медитация, осознанность

Ум и мудрость. Духовный Ум: его составляющие

Философские школы индуизма видят буддхи (ум, разум, интеллект), состоящим из нескольких составляющих:

  • дхарма — добродетель,
  • джняна — знание,
  • вайрагья — бесстрастие,
  • айшварья — сверхчеловеческая сила.

Ум — враг, ограничитель

В вышеупомянутых религиозно-философских традициях, так же как и в христианстве, и исламе, уму отводится большая роль, и в какой-то мере с помощью него человек может постичь мироздание. Хотя одновременно эти традиции понимают ограниченную природу ума, его обусловленность и предопределённость мышления, которая не даёт уму перешагнуть в трансцендентальность (за границы материальности), а именно там и находится чистое знание, истина.

В нашем материальном мире, несовершенном как раз потому, что господствует авидья, или незнание, ум по определению не может быть свободным. Таким образом, если он несвободен, то посредством несовершенного инструмента, каким является ум, нельзя обрести свободу в её окончательном виде — мокшу.

медитация, осознанность

Ученье — вот чума, учёность — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мнений

А. Грибоедов

Ум не главное, ум — в жизни человека

Йогическая традиция пришла к выводу, каким образом сделать ум свободным. Остановив деятельность ума, прекратив его постоянный разговор с самим собой, построение теорий, анализирование, мы сможем преодолеть его perpetuum mobile. Тихий ум, свободный от связи с логикой, ум молчаливый — только такой ум может действительно постичь Высшее, выйти за пределы мунданы в трансцендентальность и узреть то, что скрыто от обычного взора.

То есть опять мы обращаемся к эйдосам идеального мира, только индуистская философская традиция, равно как и христианская, называет это сутью вещей, истиной. Увидеть суть вещей — так мы познаём истину, а через неё и Бога.

О том, что ум не главное, говорил ещё Гаутама Будда. Он основал своё учение, отойдя от философии веданты, по сути являясь еретиком учения вед, но и в новой философии, созданной Буддой, есть много сходного с ведантой. Это неудивительно, так как мы знаем, что Будда изучал эту систему под руководством учителя.

Часть вторая.

  1. Безумства ума.
  2. Ум в авраамических религиях, сравнение с ведантой.
  3. Методы для остановки ума.

Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож

А. Грибоедов

Ясность ума. Буддизм как учение о пустоте и тщете

Пожалуй, ни одно философское учение не было так крайне нигилистично, как буддизм. Нигилизм в нём, по сути, является крайней формой идеализма, который более не может ничего принять на веру. Он стоит на том, что в нашем мире нет ничего реального. Всё есть видимость — майя. Но нужно это постичь — и постичь умом. Нет ни одного постулата, в который нужно поверить. Изречение «Верую, ибо абсурдно» Тертуллиана здесь неприменимо. Ум проверяет всё, между тем отрицается и он, так как он тоже несовершенен, но можно выйти за пределы ума и обрести свободу.

мара

О Маре — понятии зла в буддизме

Из буддизма пришло такое понятие как мара. Оно быстро перешло в словарь йогов.

Что такое Мара и каким образом это относится к уму

Учение адвайты, школы, вышедшей из веданты, говорит о том, что Мара — это тоже Абсолют, но другая его сторона. Как мы понимаем дихотомию Бога и Дьявола, так и в буддизме есть просветлённость и Мара.

Мара затемняет ум, делает его неспособным выйти из сетей незнания. Существует 4 вида мары:

  • мара клеш;
  • мара — сын небожителя;
  • мара скандх;
  • мара смерти.

Клеша — это наши зависимости, часто на физическом уровне. Их можно сравнить с простыми желаниями-привязками к чему-нибудь, например к сладкому, выпечке. Привычка спать до обеда, нехватка внутренней дисциплины, неспособность сосредоточиться на чём-то долгое время.

Мара — сын небожителя — это барьер посложней. Здесь идёт работа с Эго. Желание выделиться, гордость за себя и свои достижения, обычно обоснованная, так как человек, борющийся с этой марой, уже многого достиг, накопил много знаний, и его чувство собственной значимости превышает границы.

Мара скандх — это привязки ментального плана, но базирующиеся на эмоциях, т. е. они ментально-эмоциональные. Ум думает об эмоциях, эмоциям придаётся большое значение. Страхи, надежды, связанные с телесным и ментальным планами, происходят под влиянием скандх.

Мара смерти — это «препятствия» на пути жизненной силы. Обычно Мара связан с процессом старения или с моментами, когда человек меньше всего осознан — перед засыпанием или на стадии погружения в глубокий сон. Вот здесь и ключ: чем менее мы осознаны, тем менее сильны в духовном плане, происходит отток энергии, её нужно восстанавливать. Но гораздо лучше следить за тем, чтобы в жизни происходило меньше неосознанных ситуаций, и энергия не будет утекать в никуда. Об этом говорят многие древние духовные учения, а на сохранение осознанности в моменты наибольшего оттока энергии положительно влияет практика йога-нидры.

мара

Безумный ум: возможно ли это?

Когда-то в «Беседах по песням Кабира» один мудрец высказал такую фразу: «Перестань колебаться, сумасшедший ум!» Почему мы, люди в здравом уме, склонны называть ум безумным? Не потому ли, что беспрестанная круговерть и логические измышления ума ещё не привели ни к чему путному. Да потому что ум — это пристанище философов, не может изменить ничего. Он лишь думает. Процесс мышления для него — игра, приятная, к тому же в ней нет ответственности. Ответственность рождается только тогда, когда мы осмеливаемся совершить какие-то действия. Тогда и только тогда мышление, выводы, к которым пришёл ум в процессе мышления, применённые на практике, могут воплотиться в нечто более реальное, нежели пространные умозаключения неугомонного ума.

Недостаточно быть умным. Необходимо быть достаточно умным, чтобы не позволить себе стать умным сверх меры

А. Моруа

Свойства ума, остановка ума

Свойства ума рассуждать, располагать по полочкам факты, анализировать их, играть с идеями, да мало ли что ещё должно быть применено практически, претворено в жизнь, иначе какой от них прок. Гёте писал, что самый великий ум — ум практический.

Вот и мы должны уяснить это для себя и использовать ум по назначению, в роли средства, слуги, для того чтобы помочь нам в воплощении наших планов в действительность. Мы не должны допускать такую ситуацию, когда ум занимает командное положение и вместо помощника Души превращается в её заместителя, захватывая пьедестал и становясь правителем.

Человек создан из трёх субстанций:

  • материи — телесное начало,
  • ума — логическое начало,
  • души — духовное начало.

Ум находится посередине. Его задача — соединить материю и дух, перекидывая мост между ними, т. е. будучи на службе у души, он должен выполнять её волю.

Для того чтобы ум выполнял присущие ему функции, но не выходил за пределы его полномочий, нужно остановить его. Некоторые называют этот процесс психологическим умиранием. Человек должен научиться умирать. Мы говорим не о физической оболочке, это отдельный вопрос, а о психологическом аспекте смерти как остановке желаний, деяний, обретении покоя и истины, ибо покой и есть истина, а истина — это покой. Обретя истину, мы обретаем покой.

закат, медитация, природа, солнце

Ум своими методами неспособен достичь покоя. Как раз наоборот — он вечно в движении, в беспокойстве. Для того чтобы познать истину, требуется обойти оборону ума, его прыткость, иначе нам так и будет недоступна та трансцендентальная сфера, в которой находится истина. Путь к ней известен душе. Ум, спокойный и молчаливый, вместо вынесения суждений начинает осознавать. Через осознание, когда взгляд чист, мы видим то, что есть, и можем понять суть вещей и истину.

А прежде как живали? День за днём, нынче как вчера

А. Грибоедов. Горе от ума

Ясный ум. Беспокойный ум?

Рамана Махарши и Джидду Кришнамурти также говорили об остановке ума и даже о психологическом умирании: вы должны умирать ежедневно, чтобы вновь рождаться. Каждый день будет для вас новым, вы не будете нести груз памяти и оценивать новый день, исходя из прошлого опыта. Что нового может принести так называемый новый опыт, если мы подходим к нему с позиций старого, меряем старыми мерками, используя мышление и память?

Мартин Хайдеггер в своей работе «Что значит мыслить?» («Разговор на просёлочной дороге») также указывает на это, доказывая тот факт, что мы ещё и не мыслили вовсе, потому что для того, чтобы мыслить, нужно обитать в пространстве мышления, нужно, чтобы в первую очередь само мыслимое повернулось к нам, открыло себя нам, а пока оно находится скрытым, в другом мире, недоступном нам, как же мы можем мыслить? Что мы мыслим? Мы мыслим наши образы о мыслимом, основанные на восприятии, каждый последующий образ, к которому мы обращаемся (а мы не можем не использовать образы, отпечатанные в памяти, т. к. это наша привычка мышления), базируется на предыдущем образе. Наше мышление есть лишь вывод выводов, образ образов, оно не прикасается к реальному.

Осознание вместо ментальных концепций

Мы забыли о том, что кроме наших идей об объекте есть сам реальный объект. Его и нужно увидеть. Если мы говорим о дереве, то у каждого из нас в голове сформирован свой образ дерева, он абстрактен, и знание о нём основано на когда-то запечатлённой ментальной конструкции. Так что сейчас мы даже не задумываемся над тем, что же такое в действительности у нас перед глазами, мы смотрим не видя и просто называем это.

космос, душа, прана, энергия

Для чего всё это сказано? Для того, чтобы проиллюстрировать важный факт того, что наш ум работает механически. Он не обращается к действительному, к тому, что есть. Вместо этого он оперирует категориями памяти, доставая оттуда нужную информацию, точнее сказать, ярлык, использует его и на основе этого ярлыка пытается строить какие-то концепции.

Вопрос: чего стоят такие концепции, созданные в результате мышления, где за основу взята память, прошлый опыт, не имеющий ничего общего с настоящим? Мы создаем всё больше и больше умозрительных конструкций, вместо того чтобы УВИДЕТЬ то, что есть.

Настоящее видение может происходить только здесь и сейчас как осознавание. И это осознавание подразумевает отключение работы ума и включение чистого осознавания. Нужно освободить ум от прошлого опыта, сделать его «пустым». Тогда мы будем способны узреть истину.

Различные школы и направления предлагают свои методы для того, чтобы остановить разговоры ума, сделать ум менее «прыгучим». Его сравнение с обезьяной в странах, исповедующих буддизм, широко применимо до сих пор. Потому что ум действительно не может оставаться без дела, ищет, о чём бы подумать, что взять в голову.

Почему горе от ума? Техники для опустошения и успокоения ума

Из учений йоги и буддизма до нас дошли различные способы и техники успокоения ума. Среди них наиболее популярными стали те, что используются учениями йоги и буддизма:

  • медитация,
  • випассана как один из вариантов глубокой медитации,
  • концентрация,
  • молитва для ума — мантры,
  • упражнения на сосредоточение, способствующие дисциплине ума, к примеру, пранаяма,
  • выполнение физических упражнений, известных как асаны.
космос, душа, прана, энергия

Молитва для ума — мантры

Мы уже говорили о Слове, Логосе, являющимся Брахманом. Было бы странным, если бы звуки, слова не использовались для успокоения ума. Мантры как звуковые вибрации, при этом несущие глубокую информационную составляющую, очищают ум человека, делая его восприимчивым к познанию Высшего, сути.

Чтение, пение мантр восстанавливает связь с Абсолютом, помогая дальнейшей практике йоги и настраивая на выполнение пранаям и асан.

Что делает ум при занятиях йогическими асанами?

Хотелось бы несколько подробней остановиться на выполнении йогических асан. Современная трактовка йоги как учения часто рассматривает только физиологический аспект, иногда уделяя внимание таким аспектам учения йоги, как яма, нияма, пратьяхара, дхарана, дхьяна. Нужно подчеркнуть, что даже асаны, изначально являясь упражнениями для тела, не ставят целью тренировку мускулатуры или развитие гибкости и выносливости. Эффект, который тело получает, выполняя асаны, выражается в развитии всего вышесказанного, но это лишь своеобразный побочный эффект.

Практика йоги как средство для познания Абсолюта

Практикующий йогу, сам того не зная, выполняя асаны, посвящая себя технике выполнения медитации, соединяется с Богом, ищет Бога, и вся практика так или иначе посвящена этому. В отличие от адвайты — направления философской мысли, напрямую вышедшего из веданты, — йога ввела новое понятие индивидуального Бога — Ишвары. Он не Брахман, но, как нам известно, в Брахмане есть всё и всё есть Брахман.

йога, море, врикшасана, поза дерева

Для того чтобы растворить ум (в этом настоящая цель практикующих), нужно разобщить, разъединить чувственный опыт, стать ничем — и тогда познать Абсолют, слиться с Брахманом. В качестве средства для познания Высшего выбирают познание и почитание индивидуального Бога Ишвара. В целом и здесь сохраняется главная концепция веданты о том, что Брахман равен Атману — Tat tvam asi, т. е. «То (Брахман) есть ты». Подчеркивается тождество человеческого и божественного, их принципиальное единство. Такой смелый подход вряд ли можно найти в каком-то другом философском течении.

Брахман и Атман: тождество

Чтобы сделать максимально понятной для читателя концепцию Брахмана и Атмана в философии веданты, мы приведём здесь 13-ю кханду из Чхандогья-упанишад.

1. «Брось эту соль в воду и приди ко мне утром». Сын сделал то, что ему приказали.
И отец сказал ему: «Принеси мне соль, которую ты бросил в воду вечером».
Сын искал её, но не нашёл, так как она, разумеется, растворилась.

2. И отец сказал ему:
«Попробуй воду на поверхности. Какова она?» И опять сын ответил:
– Она солона.
– Попробуй со дна. Какова она?
И опять сын ответил: «Она солона».
И отец сказал: «Оставь её и иди ко мне». И сын сделал так, но соль продолжала существовать. Тогда отец сказал: «И здесь, в этом теле, ты не замечаешь Истинного (сат), сын мой, но оно тут.

3. То, что есть тонкая сущность, в ней всё сущее имеет своё я (атман). Оно есть Истинное. Оно есть я (атман), и ты, Шветакету, есть оно».
«Прошу, родитель, учите меня ещё», – сказал сын.
«Пусть будет так, дитя моё», – отвечал отец.

море, йога, триконасана, поза треугольника

Про ум в философии христианства и ислама в сравнении с философией веданты

В философских направлениях уже много сказано про ум. Мы посмотрим на то, как трактуют ум, на что обращают внимание, говоря об уме, в наиболее распространённых учениях — христианстве и исламе. Оба направления принадлежат к авраамическим религиям, таким, которые ведут свой отсчёт со времён Авраама.

Если мы вспомним христианство с его постулатом богоподобия человека, то тождества между человеком и Богом всё равно нет. В этом его большое отличие от учений о Брахмане. За счёт того, что существует догмат о первородном грехе и дуальности мира, где есть добро и зло, в христианстве роль человека не может быть равноценной Богу. Опять мы видим, что произошло разделение, мир больше не един, как в учении веданты, он разделён. Человек может познать Бога разумом, приблизиться к нему, даже может считаться, что в любом человеке есть искра божья, но провозглашение равенства между человеком и Богом здесь было бы кощунством. Тождество Брахмана и Атмана отсутствует.

Понятие ума в исламе

То же самое мы видим на примере ислама.

Тождества человека Аллаху здесь нет и не может быть, так как нет и самого богоподобия. Если христианство допускает познание Бога умом, то в исламе всякое познание отсутствует.

море, йога, триконасана, поза треугольника

Аллах недоступен человеку и человеческому познанию, он также не являет себя непосредственно человеку, контакт возможен только через посредство ангелов.

На примере Троицы раскрывается внутренняя природа Бога, он познаваем.

В исламе отсутствует как таковое учение об Уме, Слове и Духе. То есть то, что в христианстве реализуется через понятие Троицы, где Бог Отец есть Ум, Бог Сын есть Слово, Бог Дух Святой есть Дух, остаётся недоступным в исламе.

Значение слова «ум» в традиции славян. Интеллект и ум: в чём разница

Каким бы странным это не показалось, но славянская концепция ума сильно перекликается с учением йоги, системой чакр и даже древом сефирот из учения Каббалы.

В славянской традиции эволюцию «Я» Живы трактуют с позиции, идентичной подъёму кундалини. Так, Жива проходит через тела-чакры, чтобы достичь Светового тела, саттвического. Тело ума и разума — клубье (ментальное тело) расположено в голове человека, а тело интеллекта — колобье тело (буддхиальное тело) находится над головой человека. Выше них только Дивье тело — «Душа», охватывающее всё тело, и наверху этой чакровой системы — Световое тело, «духовное тело» Живы.

Таким образом мы опять встречаемся с категориями манаса и буддхи из традиции веданты, но представленными в славянском учении о Живе.


Послесловие.

В статье мы показали, какими разными, подчас противоречащими друг другу могут быть концепции ума. Феномены восприятия и мышления до сих пор оставляют много вопросов, и мы надеемся, что в будущем они будут изучены более глубоко.

море, йога, триконасана, поза треугольника

Значение слова УМ. Что такое УМ?

УМ, -а́, м.

1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить. Природный ум.Гаврилыча поражал необыкновенный ум ребенка. Кажется, все-то на свете он знал и так удивительно хорошо умел рассказывать обо всем. Мамин-Сибиряк, Господин Скороходов. У Михайлова был тот же душевный склад — и тот же острый, тонкий ум, умевший схватывать оттенки мыслей и чувств. Шелгунов, Из прошлого и настоящего. || Такая способность, развитая в высокой степени, высокое развитие интеллекта. Он умел сказать чужое так осторожно, мимоходом и в то же время небрежно, как будто сказанное им являлось лишь ничтожной частицей сокровищ его ума. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. Блеск ума и таланта великих современников Андерсена наполнял его ощущением собственной силы. Паустовский, Сказочник. || Здравый смысл, способность оценивать обстановку, взвешивать обстоятельства и руководствоваться этим в своем поведении. [Анна Ивановна:] А ты, девка, люби, да ума не теряй. А. Островский, Бедность не порок. Считался Яков Лукич в хуторе человеком 489 большого ума, лисьей повадки и осторожности. Шолохов, Поднятая целина.

2. Сознание, рассудок. Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках у разбойников. Пушкин, Капитанская дочка. И нечего было перебирать в уме неожиданную встречу. Но избавиться от нее было трудно. Каверин, Семь пар нечистых. Умом понимаю, что вот этот Валька Матвеев лежит —, а до сердца еще не дошло. Как будто совсем не его хоронят. Трунин, Белорусский вокзал.

3. Общественное сознание, общественная мысль, умственные интересы общества, а также общество, люди или отдельные личности как носители определенных представлений, умственных запросов. Всё сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку. Гоголь, Мертвые души. Простой крестьянский ум в последнее время изобрел оборону против саранчи, выкапывая на границах своей и чужой ржи — канавы. Гл. Успенский, Побирушки. Знаменитая система Птоломея господствовала в умах четырнадцать столетий, почитаясь истиной. Федин, Шаг за шагом.

4. Человек с точки зрения его умственных, интеллектуальных способностей. Нашлись подозрительные умы, которые будто бы очень хорошо знали, что у Кураевых всего 150 — душ, что денег ни гроша. Писемский, Тюфяк. [Клаус:] Но почему же сам доктор Кох не останется? Ведь это наша гордость, господин Кох. У нас говорят: «Кох — это государственный ум». Киршон, Суд.

Без ума (быть) от кого-чего — в восторге, в восхищении от кого-, чего-л.
В уме — мысленно, не записывая.
С умом — разумно, основываясь на здравом смысле.
Короткий ум или ум короток см. короткий.
Задним умом крепок см. задний.
Жить своим умом; жить чужим умом см. жить.
Ум за разум зашел (заходит) у кого — о состоянии, при котором кто-л. не может разумно рассуждать, действовать.
Ума не приложу — не знаю, не могу понять. — И ума не приложу, что с детьми делать. Л. Толстой, Три дня в деревне.
Ума палата у кого см. палата.
Ума (уму) помраченье см. помрачение.
Уму непостижимо см. непостижимый.
Уму-разуму учить — учить, как следует поступать, жить.
Раскинуть умом см. раскинуть.
Лишиться (или решиться) ума — то же, что сойти с ума (в 1 знач.).
Набраться ума см. набраться.
Любить без ума — любить очень сильно.
Помешаться (или повредиться) в уме — то же, что сойти с ума (в 1 знач.).
Взяться (или схватиться, хватиться) за ум — стать благоразумнее, рассудительнее, образумиться.
Выжить из ума см. выжить1.
Выйти из ума см. выйти.
Держать что в уме см. держать.
Мешаться в уме и мешаться умом см. мешаться2.
Навести на ум см. навести.
Наставить на ум (или на ум-разум), наставить уму-разуму см. наставить2.
Прийти (или взбрести и т. п. ) на ум (или в ум) кому — 1) ( что) представиться, вспомниться. Постепенно одна за другою приходят на ум давно забытые горести. Григорович, Петербургские шарманщики; 2) ( с неопр.) о появлении желания, намерения сделать что-л. Порой ему приходило на ум сделать еще что-нибудь дерзкое. М. Горький, Трое.
Свести с ума кого — 1) довести до сумасшествия, до потери рассудка; 2) увлечь, очаровать. Одной наружности, одного живого и веселого ума ее достаточно было, чтобы свести с ума человека. С. Аксаков, Семейная хроника.
Сойти (или спятить, свихнуть и т. п. ) с ума — 1) потерять рассудок, стать помешанным, сумасшедшим. — Скорее идите к нам, скорее — мама сошла с ума. М. Горький, Жизнь Клима Самгина; 2) о ком-л. поступающем необдуманно, делающем, говорящем нелепости. [Лебедкина:] И вы хотите, чтоб я рассталась со своими вещами? Да вы с ума сошли! А. Островский, Поздняя любовь.
В своем (или здравом) уме — будучи совершенно здоровым, психически вполне нормальным.
И в уме нет (не было) у кого — кто-л. и не думал, не предполагал.
Из ума вон см. вон1.
Из ума не идти; на ум не идет кому что см. идти.
На уме (или в уме) быть — иметься в мыслях.
Не в своем уме — о ненормальном, помешанном человеке.
Не моего (твоего, нашего и т. д. ) ума дело — я ничего в этом не понимаю, меня это не касается.
От большого ума или с большого ума (сделать что) ( ирон.) — по глупости, сдуру.
С ума сойти! — восклицание, выражающее сильное удивление, восхищение и т. п.
Себе на уме кто см. себя.

Какими бывают СПОСОБНОСТИ УМА — Карта слов и выражений русского языка

СПОСО́БНОСТЬ, -и, ж. 1. Возможность осуществлять какую-л. деятельность, умение делать что-л., вести себя каким-л. образом и т. п. Мыслительная способность. Способность к размножению. Способность двигаться.

Все значения слова «способность»

УМ, -а́, м. 1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить. Природный ум.

Все значения слова «ум»
  • Но беда в том, что западные психологи отнесли к деятельности подсознательного ума некоторые проявления духовного или интуитивного ума, смешав таким образом высшие и низшие способности ума и отнеся их к одному разряду.

  • — «Обобщение сверх нормы» — способность ума закреплять в нас уверенность, что любое событие, произошедшее с нами, теперь будет повторяться вновь и вновь.

  • Не следует опасаться, если что-либо — включая чтение — пробудит и увлечёт воображение вашего ребёнка; воображение помогает раскрыть творческие способности ума, оно делает обучение живым, а сам процесс умственного роста — радостным для ребёнка.

  • (все предложения)

Какой бывает РАБОТА УМА — Карта слов и выражений русского языка

РАБО́ТА, -ы, ж. 1. Действие по знач. глаг. работать; деятельность, занятие, труд. Физическая работа. Умственная работа. Научная работа. Работа двигателя. Работа мысли.

Все значения слова «работа»

УМ, -а́, м. 1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить. Природный ум.

Все значения слова «ум»
  • Большой открытый лоб и умные серые глаза выдавали в нём постоянную напряжённую работу ума.

  • Мы так и живём — сливаясь или с хаосом обезьяньего ума, или разворачивая фрагменты работы ума в виде мыслей, львиная доля которых лишена особого содержания.

  • Каковы бы ни были оттенки понимания пословицы «Понять — значит простить», мы можем быть ей благодарны уже за то, что она указывает нам на связь понимания и прощения: прощение предполагает работу ума и сердца, направленную на понимание человека, причинившего нам зло.

  • (все предложения)

Каким бывает СОСТОЯНИЕ УМА — Карта слов и выражений русского языка

СОСТОЯ́НИЕ, -я, ср. 1. Положение, в котором кто-, что-л. находится. Экономическое состояние страны. Состояние финансов. Состояние здоровья. Быть в состоянии боевой готовности. Находиться в состоянии кризиса.

Все значения слова «состояние»

УМ, -а́, м. 1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить. Природный ум.

Все значения слова «ум»
  • Мы также развиваем способность к самонаблюдению — навык наблюдать за состоянием ума и за процессом медитации, позволяющий нам точно определить тот момент, когда ум отвлёкся и наполнился беспорядочными мыслями или когда он стал вялым, апатичным и вот-вот погрузится в сон.

  • Для этого мне нужно вернуться в исходное состояние ума, вспомнить, что я изначально думала и чувствовала о писательстве.

  • Если лагом — это состояние ума и жизненная позиция, хюгге можно достичь, меняя и перестраивая под себя то, что тебя окружает.

  • (все предложения)

Шесть главных секретов достижения того, что может представить ваш разум

Разум — всего лишь очень мощная часть тела. Верьте в поговорку, что все, что может вообразить разум, может быть достигнуто . Успех заключается в позитивном мышлении о том, что ничего нельзя сделать. Успех — категориальный термин, который охватывает все. Но нужно помнить, что успех всегда должен исходить от доброты, честности и доброго сердца. В противном случае само слово будет побеждено — не что иное, как кусок мусора, используемый амбициозными и жадными до власти.

Продолжайте читать Шесть главных секретов достижения того, что может представить ваш разум .

ДУМАЙТЕ КАК ЕСЛИ НЕВОЗМОЖНО ПРОЙТИ

Неудача и успех — плод ума. Чтобы добиться большего, выберите только одно из них. Либо вы проиграете, либо добьетесь успеха. Безусловно, мы выберем успех. В таком случае вы сделаете все, чтобы добиться успеха и никогда не потерпеть неудачу. Если вы сосредоточитесь на мысли, что неудачам нет места в вашей жизни, тогда неудачи не придут к вам.

Успех всегда, и все, что вы делаете, должно быть заложено в уме, и тогда вы никогда не узнаете неудач. Однако нельзя приравнивать успех к перфекционизму. Совершенство — это Бог, и никто не может быть Богом. У совершенства нет критерия, а это значит, что термин не что иное, как чушь.

ВРЕМЯ — СУЩНОСТЬ

Время — очень важный элемент во всем, что мы делаем. Как говорится, делайте дела с максимальной отдачей. Живите жизнью так, как будто она последняя.Имея это в виду, вполне вероятно, что каждый день вашей жизни будет стоящим и прожитым в лучшем виде.

FOCUS

Подумайте, по какому пути вы действительно хотите пойти. Большинство из нас будут чувствовать замешательство в вещах, жизни и людях. Когда вокруг вас витает чувство пустоты и потерянности, попытайтесь представить себе свое прошлое. Подумайте о своих ошибках и продумайте методы их исправления. Имейте прямолинейный взгляд на жизнь и сосредотачивайтесь только на лучших вещах.

НЕ ОПРЕДЕЛЯЙТЕСЬ НА ХОРОШЕЕ, НО ЗА «ЛУЧШЕЕ»

Хорошего мало.Вы вряд ли добьетесь успеха, если будете довольствоваться простыми вещами или вести стереотипную жизнь. Жизнь всегда нужно проживать в полной мере. Сделайте ставку на достижение более высокой цели. Считайте жизнь борьбой. Думайте о жизни как о пирамиде, и каждый из нас заслуживает вершины.

НАЙДИТЕ АЛМАЗЫ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Выбери своих друзей. У друзей нет идеального определения. Это скорее от случая к случаю. Друзьям не обязательно быть тем, кто может дать вам все, но тем, кто будет с вами в тяжелые времена.Настоящие друзья — это те, кто никогда не потерпит ваших поступков. Успех лучше ценить вместе с людьми, которых вы очень любите и которым доверяете всегда и во всем.

СОЛИ ДЕО ГЛОРИЯ

«Богу слава»

Во всем, что вы делаете, всегда помните, что ваша жизнь — это просто чужая жизнь. Все, что мы делаем, делается во имя Бога и для Его величайшей славы. Мы просто агенты, которые получают выгоду от подарка. Помните, когда вы терпите неудачу, вы подводите Бога. Это постыднее всего.

.

Этот тест покажет, что скрывает ваше подсознание ⋆ LonerWolf

Король и королева всех викторин!

Shadow Work Journal Advertisement image Shadow Work Journal Advertisement image

Что вы получите, если объедините японскую психологию, тест Роршаха, немного юнгианской психологии и Таро? Что ж… ты узнаешь! (Но я могу гарантировать, что это, вероятно, один из самых странных тестов, которые вы когда-либо проходили.)

Что такое подсознание?

Ваше подсознание похоже на подвал, в котором хранится весь материал, который в настоящее время не находится в вашем сознании.

Каждое воспоминание, умение, опыт, чувство, мысль и забытая / подсознательная часть информации хранится в вашем подсознании. Именно эта мощная часть вашего мозга выполняет действия на автопилоте, предоставляет интуитивно понятную и инстинктивную информацию и предопределяет, как вы будете действовать в той или иной ситуации.

Сила вашего подсознания

Подсознание для большинства людей — полная загадка. Тем не менее наука доказала, что большая часть наших чувств, мыслей и важных жизненных решений основана на импульсах, исходящих из этой странной области.

Ваше подсознание влияет на все: от выбранного вами партнера до работы, которую вы берете на себя, персонажей, которые вы принимаете, зависимости, которые вы развиваете, и стремления, которые у вас есть в жизни. Самое безумное то, что мы часто даже не осознаем воздействия, которое наше подсознание оказывает на нас.

Есть еще одна темная сторона подсознания: — это место, где мы часто скрываем или подавляем эмоции, с которыми не хотим сталкиваться. Имейте в виду, не все, что скрыто в подсознании, негативно, но некоторые из них довольно зловещие.В этом тесте есть возможность выявить в себе как положительные, так и отрицательные качества.

Тест подсознательного разума

После получения ответа в этом тесте подумайте, пожалуйста, над любой реакцией, которая может у вас возникнуть. Вы чувствуете себя шокированным, злым или защищающимся? Если так, подумайте, что эти реакции могут быть защитными механизмами. Защитные механизмы подобны внутренним стенам, которые немедленно поднимаются, когда мы касаемся неудобной (или болезненной) правды. Кроме того, не принимайте полученный ответ как уверенность.Вместо этого рассматривайте это как возможность . Как и в любой другой викторине, точность не может быть гарантирована на 100% (но мы старались изо всех сил!).

Так что получайте удовольствие от этого теста подсознания и не забудьте поделиться своими результатами (если вы так склонны)!

Ах да:

П.С. Почему Таро включено в этот тест? У большинства людей есть ложные предположения о Таро. Доминирующее мнение состоит в том, что Таро — это своего рода фокус-покус гадания.Это далеко от правды. Да, украшенные драгоценностями «цыганские гадалки» могут использовать Таро для предсказаний грандиозных размеров. Но большинство настоящих читателей Таро в наши дни считают, что путь не высечен в камне. Мы, , отвечаем за нашу судьбу. Таро — мощный психологический инструмент, который раскрывает ваши бессознательные желания, потребности, мысли, дары и стремления. Короче говоря, Таро — мощный инструмент для исследования вашего подсознания. В этом тесте я лично использую колоду, которую я рекомендую, она называется Колода Таро Смита-Уэйта Столетия.

Мы также создали вопросы, вдохновленные книгой «Кокология», созданной профессорами университета Исаму Сайто и Тадахико Нагао.

Приступим к тесту!

Что вы получили?

Поделитесь своим результатом в комментариях ниже!

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *