Статья патриотическое воспитание школьников – Статья на тему: Статья «Патриотическое воспитание школьников»

Статья на тему: Статья «Патриотическое воспитание школьников»

Патриотическое воспитание школьников

Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Сегодня не многие люди являются настоящими патриотами.

Любые крупные социально-политические изменения в стране ведут к смене ценностных ориентиров, тем самым ставя под удар духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

Поэтому ключевой задачей современного российского общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Новая российская общеобразовательная школа становится важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества, поэтому духовно-нравственное развитие личности является одним из главнейших ориентиров современного образования. В «Концепции модернизации российского образования»  определены важнейшие задачи воспитания, среди которых – формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» стандартов второго поколения дает следующую трактовку этого понятия: «Духовно-нравственное развитие личности» — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».

Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, то есть край, республику, город и сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

Основными задачами патриотического воспитания учащихся являются:

— изучение ближайшего социального окружения ребёнка;

— осуществление непосредственного наблюдения за направленностью проявлений сознания, поведения, характером поступков, действий и деятельности;

— создание духовно наполненной, патриотически мотивированной среды жизнедеятельности классного коллектива;

— стимулирование общественной направленности действий и поступков микрогрупп классного коллектива;

— вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической, общественно ценной направленности;

— организация воспитывающей среды во внеучебной деятельности учеников, вовлечение их в систему дополнительного образования, научно-исследовательскую деятельность, культивация здорового образа жизни;

— стимулирование мотивационно-ценностного ядра предстоящей профессиональной деятельности воспитанника.

Жизнедеятельность коллектива для большинства детей – это пространство для развертывания их сегодняшней жизни, для развития их социального опыта и гражданского самосознания. Воспитание патриотизма является основой духовно-нравственного развития учащихся. Коллективная творческая деятельность в общеобразовательной школе может стать одним из способов решения этой задачи.

Моя работа строится на рассмотрении вопросов воспитания у школьников патриотизма через вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел.

Воспитательные возможности КТД связаны, прежде всего, с самореализацией каждого участника. Методика коллективной организаторской деятельности дает возможность построения коллектива на принципах коллективного планирования, организации и обсуждения результатов совместной деятельности.

Основным условием успешного использования КТД является развитие отношений творческого содружества между всеми участниками этого процесса. Обретая радость творчества, дети обретают душевное равновесие. Глубокий эмоциональный контакт, который является непременным атрибутом дружеского взаимодействия (содружества), формирует своеобразный эмоциональный механизм, позволяющий затем не только осуществлять аналогичные контакты, но активно искать их: в эмоциональном восприятии окружающей действительности, в обретении опыта эмоциональных отношений с людьми.

Коллективная деятельность «способствует формированию процессов децентрализации ребенка, т.е. способности оказаться в положении другого человека, увидеть ситуацию его глазами», развивает способность к сопереживанию, сочувствию, эмпатии.

Патриотические чувства, любовь к Родине развиваются у старшеклассников в тесной связи с теми новообразованиями, которые присущи этому возрастному этапу: стремление к героическому, жажда подвига в жизни, потребность в самоутверждении, обретение своего места в коллективе сверстников, признании товарищей, ориентация на требования коллектива и повышение внимания и требовательности к себе, большая социальная активность.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

   Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

— усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

— использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

   Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.

               


Основные направления гражданско-патриотического воспитания

   Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы»:

  1. Духовно — нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  2. Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
  3. Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
  4. Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  5. Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  6. Спортивно — патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
  7. Культурно — патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

   Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:

 — в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

— функционирует система дополнительного образования;

— разработана система традиционных общешкольных мероприятий  и творческих проектов;

— развивается музейная работа;

— развивается школьное ученическое самоуправление;

— используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Курс «Окружающий мир»,  танцевальный ансамбль, спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе — развитие творческого потенциала  младшего школьника — помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.

   Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют курсы  «Культура общения»,  «Обществознание». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих проектов, школьного музея.

   На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Интегрированный характер курсов граждановедения, обществознания, краеведения, экономики позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.).

Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:

— Тематические классные часы;

— Ведение курса обществознание с 6 по 9 класс;

— Изучение истории своей семьи, семейных традиций;

— Изучение народных традиций и обычаев, истории своей школы;

— Кружковая работа;

— Проведение общешкольных мероприятий;

— Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;

— Военно-спортивная игра «Зарница»;

— Участие в конкурсах, смотрах.                                          

                   Составляющими системы патриотического воспитания являются:

  1. формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе,
  2. массовая патриотическая и военно-патриотическая работа, организуемая и осуществляемая муниципальными, культурными и общественными организациями и учреждениями, а также их работниками и пр.
  3. деятельность средств массовой информации.

   Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

  1. утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
  2. формирование ведущих интегративных качеств личности;
  3. воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;
  4. воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

   Целью прежде всего является воспитание любви школьников к исторической родине, а значит – патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма. Помимо этого важно комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся.

   Для более эффективного построения работы с детьми в направлении патриотического воспитания проведен обзор и анализ по следующим направлениям:

  1. Изучение накопленного опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию (опыт работы учителей, классных руководителей, работающих в нашей школе, опыт работы, описанный в научно-методической литературе, Интернете).
  2. Изучение нормативно-правовой базы и программного обеспечения по данному направлению.
  3. В воспитательной деятельности определены не только общие задачи, такие как воспитание любви и уважения к своей семье, классу, школе, городу, стране, но и конкретные: формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе исторических ценностей, использования богатых материалов библиотек.
  4. В плане воспитательной работы особое внимание уделено формам и методам гражданско-патриотического воспитания.

   Для работы с детьми в школе использую различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, города, сел и деревень, проектная деятельность.

   Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, трудовые дела, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

nsportal.ru

Статья на тему: «Патриотическое воспитание школьников»

Статья на тему:

«Патриотическое воспитание современных школьников»

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания школьников, главной задачей которого является формирование и развитие  гармоничной личности, способной успешно исполнять свои гражданские обязанности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание; патриотизм; гражданственность; патриотическая работа.

 

Патриотизм — понятие, споры вокруг которого ведутся столетиями. Одни, как Чернышевский, уверены: «Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит человечеству». Другие, как Толстой, возражают: «Патриотизм — чувство безнравственное», ведь под его влиянием человек признает себя «рабом правительства и совершает поступки, противные своему разуму и совести». 

Изменения, происходящие не только в нашей стране, но и в мире обостряют социальную, экономическую и политическую обстановки, что приводит к потере нравственных ориентиров у подрастающего поколения. На сегодняшний день, проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения –одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

В таких нормативно- правовых документах, как Закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определена не только государственная политика в области образования, но и дан своеобразный социальный заказ на воспитание личности с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции других народов.  В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни.

Рассмотрим основные понятие патриотического воспитания:

Патриотизм – чувство любви и преданности Родине, Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины [2]. Патриотизм включает в себя: заботу об интересах своей страны; верность Родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; сочувствие к страданиям своего народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (области, городу, деревне).

Гражданственность – степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содействовать процветанию общества [2]. Гражданственность включает в себя: чувство собственного достоинства; уважительное и доверительное отношение к другим гражданам и государственной власти; способность воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права. Российская идентичность – понятие довольно-таки сложное, ибо каждый воспринимает ее по-разному. В каждой стране своё восприятие идентичности.

Однако следует сказать, что, во-первых, идентичность не создается раз и навсегда, она постоянно меняется в рамках процесса социальных трансформаций и взаимодействий. Во-вторых, мы несем сегодня целый «портфель идентичностей», которые могут и совмещаться, и не совмещаться друг с другом. Один и тот же человек, находясь в отдаленном районе Татарстана, ассоциируется с жителем Казани; приезжая в Москву, он – «татарин»; в Берлине он – русский, а в Африке – белый. В-третьих, идентичность очень нестабильна. Обычно она слабеет в периоды мира и укрепляется (либо распадается) в периоды конфликтов и войн.

Говоря о патриотическом воспитании, ученые имеют в виду последовательную и целенаправленную деятельность педагогов по формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Вопрос патриотического воспитания рассматривался и в работах таких педагогов К. Д. Ушинский, который в основу патриотического воспитания положил идею народности. Совершенно иную трактовку имело рассматриваемое понятие в XX веке. Во времена Советского государства патриотизм имел идеологический оттенок и предполагал формирование определенного отношения к государству, к нации, к другим народам и странам. В педагогике советского периода вопросам воспитания патриотизма были посвящены работы А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Педагогические идеи А. С. Макаренко связаны с вопросами воспитания не только патриота, но и гражданина, человека, который способен поставить интересы коллектива выше своих собственных, заниматься продуктивной деятельностью на благо Отечества.

В. А. Сухомлинский в своих педагогических трудах рассматривал центральное понятие патриотического воспитания – «Родина». Он считал, что патриотизм, любовь к Родине является основой человеческой жизни, личностной гражданской позиции. Ученый писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. …Ребенку, подростку не просто приятно, когда добро торжествует. Торжество добра, красоты, истины – это для него личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье» [5, с. 14]. Следует отметить, что значительную роль в патриотическом воспитании школьников В. А. Сухомлинский отводит родному языку, родной природе и труду.

Сегодня проблемами патриотического воспитания школьников занимаются А. И. Попова, Ю. В. Савин, Е. С. Троицкий и другие ученые. А. И. Попова считает, что, реализуя задачи патриотического воспитания учащихся, учителю следует применять такие методы, которые способствовали бы накоплению системы знаний и умений в сфере формирования патриотических чувств, собственной позиции воспитанников, оценки явлений окружающей действительности, действий, поступков, имеющих патриотическую направленность [1].

К педагогическим условиям, способствующим организации патриотической работы со школьниками, с точки зрения Ю. В. Савина, можно отнести объединение и координацию усилий органов местного самоуправления, ветеранских, творческих, научных, общественных, молодежных организаций, русской православной церкви и других религиозных конфессий [3].

Таким образом можно сказать, что проблема патриотического воспитания школьников – это одна из самых актуальных проблем на данный момент. Результатом эффективной патриотической работы со школьниками может вы- ступать, например, любовь к Родине, желание защищать ее интересы на разных уровнях, добросовестно трудиться, отстаивать собственную гражданскую позицию, поддерживать ее статус, национальную идентичность и т. д. Говоря о перспективах нашего исследования, мы хотели бы отметить, что в дальнейшем сосредоточим свое внимание на обобщении существующих и, возможно, обосновании новых способов и приемов патриотического воспитания школьников, которые может использовать учитель иностранного языка.

 

Список литературы:

1. Попова, А. И. Воспитание патриота России / А. И. Попова // Нач. школа.– 2007.

2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.– М., 1998.– Т. 2.

3. Савин, Ю. В. Учить школьников на традициях патриотизма / Ю. В. Савин // Дидакт.– 2002.– № 5.

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до

2025 года [Электронный ресурс].– URL: http://council.gov.ru/media/files/ (дата

обращения: 26.03.2016).

5. Сухомлинский, В. А. Родина в сердце / В. А. Сухомлинский.– М.: Молодая гвардия, 1980.

6. Циулина, М. В. К вопросу о воспитании патриотизма [Электронный ресурс] / М. В. Циулина.– Челябинск: ЧГПУ.– URL: htpp://www.stolpedagog.ru

 

infourok.ru

Патриотическое воспитание младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»



Проблема гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества. В последнее время наблюдается постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

В 2001 году правительством Российской Федерации была утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В которой говорилось, что «Патриотическое воспитание» — это систематическая и целенаправленная деятельность по воспитанию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и

конституционных обязанностей»

В письме Министерства образования РФ от 15.01.03 «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской федерации» главной целью гражданского образования объявляется воспитание гражданина для жизни вдемократическом государстве, вгражданском обществе.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Ведущей идеей дидактической системы Л. В. Занкова является общее развитие ребенка, под которым подразумевается развитие ума, воли и чувств. Развитие чувств — эстетических, нравственных, интеллектуальных — составляют духовное богатство человека. Понятие «духовное богатство» базируется, прежде всего, на чувстве патриотизма, которое в той или иной мере присуще гражданам нашей страны, в том числе и маленьким.

Что такое «патриотизм»?

«Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка [3, с. 496].

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его (патриотизма) многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». В «Лекциях о воспитании детей» А. С. Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей».

Нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса — все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, — они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма — патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Тот, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает, насколько трудно сформировать у детей 7–10 лет хоть какое-то представление о малой и большой родине. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.Значимость воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период — в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни.

Считаю, что воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине возможно только через активную деятельность. Младшие школьники чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения их мало трогают, поэтому я отдаю предпочтение активным формам и методам работы, таким как: экскурсии по родному краю (в том числе и виртуальные), музейные уроки, проектная деятельность, праздники, совместные мероприятия, конкурсы, викторины.

Чувству родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье. Это чувство «родительского дома» (при определённых условиях) и ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Семья является школой понимания родины, школой воспитания органической верности и привязанности к ней. Родители должны стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь. Если в семье ребёнок этого не чувствует, то вряд ли он услышит слова учителя о долге, чести, ответственности. К сожалению, семья сейчас переживает не лучшие времена.

Стремясь заработать на хлеб насущный, родители всё меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных и неблагополучных семей. Это семьи, где одинокие матери или родители разведены. Да и в полных семьях родительское воспитание утратило основы народной и религиозной культуры. В редких семьях происходит то, что было свойственно русской семье на протяжении веков: утренние и вечерние молитвы, благословление детей на всякое дело, совместное посещение храмов.

Вот почему важным условием патриотического воспитания детей считаю тесную взаимосвязь с родителями. Главной формой работы с родителями было и остаётся родительское собрание. Уже на самом первом собрании знакомлю родителей со словами А. С. Макаренко: «Хотите, чтобы были хорошие дети, — будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем». В современных семьях дети редко видят родителей из-за их чрезмерной загруженности, но даже эти редкие моменты семья тратит не на общение, а на просмотр телевизора.

На родительских собраниях в 1 классе «Семейные праздники», «Папа, мама, я — читающая семья», «Наш выходной» пытаюсь донести до сознания родителей, что дети по своей природе жадны до впечатлений. Им хочется участвовать в каких-то событиях, радостных волнениях. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Детям нужен не только наставник, но и друг. А дружба не рождается от ежедневных проверок дневников и морализирования. Дружба крепнет в живом и полезном деле — воскресной рыбалке, субботнем походе, лыжной прогулке, в совместных проектах, праздниках.

В 1 классе на уроках по окружающему миру даю детям задание нарисовать картину «Моя семья», подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей. А на уроке предлагаю рассказать о своих семьях. Для примера рассказываю о своей семье, о своём детстве, о родителях. На этом уроке дети вспоминают свои игры. Часто уроки на эту тему провожу в форме ролевой игры.

Помимо совместных мероприятий в теме «Семья» я использую и проектную технологию. Дети совместно с родителями в 1 классе участвовали в таких проектах, как: «Я и моё имя», «История нашей фамилии», «Родословная моей семьи». К этому занятию привлекаются дедушки и бабушки, сохранившие семейные предания и традиции.

Подобная совместная деятельность заставляет её участников бережнее относиться к своим традициям, способствует сохранению семейных связей, вызывает гордость за свою семью не только у детей, но и у взрослых.

Когда дети проучились почти полгода и готовы к восприятию более сложного материала о родной стране, мы приступаем к изучению следующих тем: «Наша Родина — Россия», «Символы нашего государства», «Москва — главный город страны!», «Какого народа ты сын?», «Золотые руки народов». Здесь дети впервые знакомятся с правами и обязанностями граждан России, слушают текст гимна, рассматривают герб, флаг нашей Родины.

Школьные стенды, посвященные символам Российского государства и Белгородской области, позволяют мне вести работу в этом направлении. Популяризация среди школьников государственных символов, на мой взгляд, является важнейшей составляющей в воспитании патриотизма. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

Если позволяют погодные условия, провожу экскурсию по городу. Знакомлю детей с достопримечательностями родного города: историко-краеведческим музеем, городским храмом, улицей Ленина, городской библиотекой, памятником маршалу Г. К. Жукову. Всё это формирует интерес к местам, где проходит детство учащихся, закладывает крупицы чувства любви к «малой» родине. Академик Д. С. Лихачёв сказал: «Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен к своей стране».

На уроках окружающего мира учащиеся начинают узнавать о том, что каждый человек принадлежит какому-нибудь народу, а каждый народ — особенный и различается языком, культурой, традициями. Чтобы учащимся было интересно, я использую наглядный материал (предметы декоративного искусства разных народов, костюмы, книги на языках народов России и др.). На этом уроке закладываю чувство уважения к различным национальностям, признание равноправия людей, принадлежащих к разным народам. Считаю это особенно актуальным в условиях многонациональности нашей страны.

Патриотическое воспитание школьников начинается с первых дней учёбы в школе. Первым источником информации по этой и другим темам для моих воспитанников становится дневник ученика Белгородской области. Каждая его страница содержит графический и текстовый информационный материал, посвящённый Белгородчине. Дневник можно назвать мини-энциклопедией о Белгородском крае. Листая его страницы, дети узнают о гербе и флаге Белгородской области, историю Белгородской земли. Иллюстративно-текстовые развороты посвящены Танковому полю под Прохоровкой, диораме «Курская битва». Последние издания дневников были тематическими — посвящены 60-летию Великой Победы и 50-летию Белгородской области. Дневник помогает моим ученикам готовить рефераты, сообщения об истории края.

Таким образом, можно сформировать задачи и цель патриотического воспитания младших школьников:

Задачи патриотического воспитания:

‒ Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

‒ Воспитание любви и уважения к своей Родине — России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.

‒ Воспитание уважительного отношения к человеку-

‒ труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

‒ Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.

‒ Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Цель:

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в школьном учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны — одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.

В связи с 65-й годовщиной великой Отечественной войны вместе с учащимися моего класса было проведено мероприятие «Родины нашей — нет краше!»

Литература:

  1. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1974. Т.2. — с.160.
  2. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / А.С Макаренко. Избр. Пед.соч. Т.2.: -М.: Педагогика, 1977. С.14.
  3. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1998. — 944 стр.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной край, семья, Белгородская область, патриотическое воспитание, любовь, Родина, воспитание гражданина, Российская федерация, родитель.

moluch.ru

Статья: «Патриотическое воспитание школьников»

Патриотическое воспитание школьников

В последние годы в нашей стране произошли изменения, обостряющие социальную, экономическую и политическую обстановки, что привело к потере нравственных ориентиров у подрастающего поколения. На протяжении всей истории развития отечественного образования проблема патриотизма являлась предметом постоянного внимания. В условиях современной обстановки патриотическое воспитание обучающихся становится приоритетным направлением образовательной системы.

Во время одной из встреч Президента Российской Федерации с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам патриотического воспитания Владимир Владимирович Путин сказал: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».

Что же такое патриотизм?

В Педагогическом энциклопедическом словаре (2002г.), даётся следующее определение патриотизма — любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде.

В словаре русского языка С.И. Ожегова (1978г.) патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (патриотизм определяется как «любовь к отчизне».

В Военно-энциклопедическом словаре понятие патриотизма трактуется шире — «любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам».

Можно сделать вывод, что «патриотизм» — это личностное качество человека. Сущность этого феномена заключается (7):

«а) в любви к Отечеству, к родному краю, к своему многонациональному народу, его героической истории, культуре, обычаям и традициям;

б) в стремление своими конкретными действиями, поступками служить своему Отечеству, его социально-экономическому процветанию, политической независимости и территориальной целостности»

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. По мнению А.Н. Вырщикова (доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, Отличник народного просвещения РСФСР. Отличник просвещения СССР) и М.Б. Кусмарцева (кандидат педагогических наук, доцент) «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм — составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства».

В настоящее время необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения отражается во многих программах, проектах, нормативных документах, научных и популярных публикациях.

В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» основной целью патриотического воспитания является любовь к своей Родине, и преданность ей, готовность защищать его интересы, гордость и верность традициям и культуре своего народа, готовность служить своим трудом на благо Отечества. Логическим продолжением программы является проект государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», основные ориентиры которого сохраняют сложившиеся за последние десятилетия традиции патриотического воспитания и обеспечивают непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания российских граждан. Новизной программы являются основы взаимодействия государственных структур и гражданского общества в решении проблем реализации исторической миссии современного российского патриотизма в обеспечении будущего России, укрепления её позиций на международной арене и обеспечении национальной безопасности, а так же придания процессу патриотического воспитания динамики, соответствующей инновационным процессам развития российского общества. 

В Законе Российской Федерации «Об образовании» среди принципов государственной политики в области образования прописаны воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Этот закон и другие нормативно-правовые документы ориентируют педагогов на патриотическое воспитание обучающихся, на активизацию внимания на формирование у детей гордости за свою страну, ее культуру и историю.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Целью патриотического воспитания школьников является развитие высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

В этом плане система образования представляет собой возможность для планомерного воздействия на процесс формирования жизненных ценностей обучающихся, воспитанию в духе межнационального согласия и российского патриотизма, распространению знаний об истории и традициях разных народов России и об общей истории и культуре страны.

Прекрасные слова принадлежат Д.С. Лихачеву: «Надо любить свое прошлое и гордиться им, но любить прошлое нужно не просто так, а лучшее в нем, — чем действительно можно гордиться и сейчас, и впредь». История России, как известно, богата знаменательными событиями. Героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия всегда были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» устанавливает дни славы русского оружия – дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск, сыгравших решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важными историческими событиями в жизни государства и общества.

Проведение познавательно-игровых программ, посвященных Дням воинской славы и памятным датам, позволят школьникам закрепить и углубить знания об истории России и гордиться подвигами героев нашей страны, способствуя тем самым формированию чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Литература

1. Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей/ Внешкольник информационно-методический журнал – 2013. — № 6 (156).

  1. Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] — URL: http: // www.archives.ru/programs/patriot_2015.stml/

  3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 3: Л – Р/Под ред. проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.

  4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.

  5. Проект Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] — URL: http://www.gospatriotprogramma.ru/programma%202016-2020/proekt/proekt.php.

  6. Томилина С.Н., Манецкая С.В. Современный патриотизм: сущность и проблемы / Научный журнал КубГАУ- 2015.- №110 (06). [ Электронный ресурс] — URL: http: // www.ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/88.pdf.

  7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: [Электронный ресурс] — URL: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyy-redakciya-2015/.

infourok.ru

Статья «Патриотическое воспитание школьников».

Патриотическое воспитание школьников.

Из опыта работы.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так  нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его  дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

     Под патриотическим воспитанием мы понимаем постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

 Цель патриотического воспитания: развитие у учащихся гражданственности, патриотизма, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

  Патриотическое воспитание – основа в системе воспитательной работы нашей школы. Многие проблемы в стране и обществе затрудняют обучение и воспитание подрастающего поколения в настоящий период. Например, мощный духовный кризис, переоценка ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров в обществе, приземленность интересов, зачастую ограниченных потребительски-бытовой сферой – диктуют необходимость постоянного поиска новых форм нравственного воспитания. При этом нельзя забывать о традиционных моральных устоях, являющихся незыблемыми в любом государстве – воспитание достойного гражданина и патриота своего Отечества.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм формируется  в процессе обучения и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие. Мы активно сотрудничаем с домом пионеров и школьников, советом ветеранов.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в МБОУ «СОШ №3 г. Щигры Курской области» являются:

  • Духовно – нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

  • Гражданско – патриотическое. Воздействует через  систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.

  • Историко – краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко – культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.

  • Героико – патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.

  • Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

  • Социально – патриотическое. Направлено на активизацию  духовно – нравственной и культурно – исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Формы работы по патриотическому воспитанию:

  • Школьный   музей

  • Месячник  героико – патриотического воспитания;

  • Вахта Памяти;

  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;

  • Уроки мужества и памяти;

  • Участие в городских и региональных конкурсах и мероприятиях  патриотической направленности;

  • Военно – спортивная игра «Зарница»;

  • Содержание закрепленных за школой памятника погибшим воинам;

  • Проведение мероприятий по изучению государственной символики России;

  • Проведение акций «Забота», «Обелиск» практики шефства школы над ветеранами войны и труда;

  • Переписка с ветеранами 132-ой стрелковой дивизии;

  • Организация изучения краеведческих  материалов на уроках истории, географии, литературы, истории Курского края.

  • Мероприятия, посвященные важным датам России: День конституции, День Победы, День неизвестного героя, Герои Краснодона, День вывода советских войск из Афганистана.

Формы работы по патриотическому воспитанию постоянно обновляются и осуществляются через учебную и внеклассную деятельность школы.

Основным критерием результативности работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся является повышение уровня патриотизма как одной из основных характеристик отдельной личности и граждан Российской Федерации в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно-значимом поведении и деятельности.

В этой работе очень важно не уйти к декларативным формам. Призывая любить Отечество, необходимо на личном примере показать, что

значить любить своё Отечество.

В рамках патриотического воспитания в 2-13-2016 г.г.мною были разработаны и проведены следующие мероприятия: «Герои Краснодона»,

«Боль души – Афганистан», «Живая память», «Мы – граждане РФ», «История

парламентаризма в России», «Неизвестный герой», «Золотые звёзды щигровцев».

Школьный музей постоянно участвует в городских и региональных смотрах

конкурсах и занимает призовые места.

Родина, народ, родители, природа, родственники – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны.

В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне таких личностных качеств, как любовь к большой и малой родине, готовность выполнить конституционный долг; социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная; общественно значимые поведение и деятельность. Приведенный перечень качеств совпадает с основными направлениями деятельности.

infourok.ru

статья «Патриотическое воспитание школьников в современных условиях»

Патриотическое воспитание школьников в современных условиях

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Работа по патриотическому воспитанию в нашей школе ведется на основе реализации Программы патриотического воспитания, принятой на период до 2015года.

Программа реализуется по четырем системообразующим направлениям:

I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над братским захоронением; митинги на братской могиле

Проведение экскурсий и походов по местам боевой славы родного края, уроков Мужества, встреч с ветеранами войны и труда. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда. Празднование памятных дат, проведение конкурсов военно-патриотической песни, викторин, а также концертов, посвященных великим праздникам. В школе, ребята получают первую профориентацию. Походы, состязания, военизированные игры укрепляют силу воли, вырабатывают у молодых людей терпение

II направление. Военно-спортивные мероприятия.

Прежде всего, это “Зарница” – школьного и муниципального уровней . Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, школы, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

Не менее важную роль в патриотическом воспитании играют месячники и недели спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, А ну-ка парни, Веселые старты , День Защитника Отечества.

III направление. Патриотическое воспитание в урочной деятельности.

Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса. В школе сохранен кабинет ОБЖ, который достаточно эстетично оформлен, оборудован и оснащен техническими средствами обучения, является воспитательным центром военно-патриотической работы. В кабинете ОБЖ имеется уголок боевой Славы, где помещены материалы, способствующие воспитанию школьников на героических традициях старших поколений.

2011 года в учебный план школы введен курс Основы православной культуры с 1 по 9 классы. В общеобразовательной школе ценности российских религий представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком культурологическом контексте школьники могут усваивать системные представления о:

– вере в Бога;

– религиозных организациях;

– святости и благочестии».

Очень важен последний аспект, потому что воспитание в детях и молодежи чувства священного и составляет основу духовно-нравственного воспитания. Недаром Государственный Гимн России начинается словами «Россия — священная наша держава». Недаром и Великая Отечественная война в песнях именуется как «священная война». Священные чувства должны связывать детей и родителей, супругов, сограждан, стоящих на защите Родины. А если в душе школьника не будет ничего святого, священного, то дело воспитания можно считать загубленным.

Священные слова в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания посвящаются и семье.

«Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, которыми они хотят делиться с другими людьми:

– любовь и верность; – здоровье и благополучие;

– почитание родителей; – забота о старших и младших;

– продолжение рода».

Исходя из требований времени 4 направление патриотической программы Взаимодействие семьи и школы в воспитании патриотизма

В нашей школе идёт очень большая работа по теме «История моей семьи в истории моей страны». Одной из форм работы является составление своего родословного древа. Ребёнок вместе со своей семьёй, родителями проводит большую поисковую работу по нахождению данных, их анализу и собственно самому составлению древа. Особое значение в воспитании патриотизма являются семейные истории об участии родственников в Великой Отечественной войне. Работа, проводимая по патриотическому воспитанию в нашей школе, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы не один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России.

Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

infourok.ru

Статья о патриотическом воспитании младших школьников.

Разнообразие форм и методов гражданско-патриотического воспитания в начальной школе как условие формирования патриотизма у учащихся.

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации традиционно являлось патриотическое воспитание граждан. В последние десятилетия все более заметной становится утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Характеризуя создавшееся в стране положение, В. В. Путин отмечал, что даже само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Президент выразил уверенность, что все-таки для большинства россиян оно все же сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. «Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

В свете происходящего всё острее и глобальнее, на уровне государственной образовательной политики, встаёт вопрос о повышении значимости патриотического воспитания.

Патриотизм – это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими силами служить его интересам. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота, способного успешно выполнять свои гражданские обязанности в мирное и в военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения нет слов «патриот», «патриотическое воспитание», в нем используются слова «гражданин» и «гражданственность». Термин «гражданское воспитание» является относительно новым для нашей страны. Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой-либо сфере жизни, однако оно тесно пересекается с патриотическим, нравственным, духовным и социальным развитием личности. Стандарт второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), тесно связанных с его гражданскими качествами: любовь к своему народу, своему краю и своей Родине; уважение к ценностям семьи и общества; готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; а также любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности; доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Гражданское воспитание в современном ритме жизни должно формировать у ребенка активную социальную позицию участника и созидателя общественной жизни. Безусловно, патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Таким образом, патриотическое воспитание и гражданское становление личности – неотъемлемая часть общей культуры государства.

Воспитание патриотизма в современных условиях, когда подрастающее поколение все чаще ориентируется на Запад, требует от педагога тщательно продуманного системного подхода. На наш взгляд, начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».

Последние два года накануне 70-й годовщины великой победы во второй мировой войне предоставляют, на наш взгляд, особенно широкий диапазон возможностей для патриотического воспитания школьников. Этот период совпал с моим приходом в новую школу, в 1 класс. Мероприятия по патриотическому воспитанию стали проводиться мной систематически с первых месяцев обучения школьников.

Сначала работа проводилась на ознакомительном уровне, была направлена в большей степени на эмоциональную сферу детей и на развитие их творческих способностей. Во 2 классе мы начали вводить точные даты, исторические справки, увеличили долю самостоятельной исследовательской работы учащихся.

Тема Великой Отечественной войны, жертв, принесенных советским народом, цены, заплаченной нашей страной в целом и каждой семьей в частности за победу, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Поэтому одной из наиболее значимых целей, которые мы ставили перед собой, было «оживить» те события, согреть их лично пережитыми эмоциями горя, радости, гордости, дать ребятам почувствовать свою сопричастность событиям далекого прошлого.

Мы начали нашу работу с проведения нескольких классных часов, посвященных Великой Отечественной войне, которые сопровождались демонстрацией фотографий, видео-роликов, музыкальным сопровождением. Дети смотрели ролики и хроники о Великой Отечественной войне с большим желанием, а потом задали ряд вопросов о предметах военного быта, об оружии, о возрасте, с которого молодых людей брали на фронт. Все эти вопросы свидетельствовали о глубокой заинтересованности детей. Чтобы удовлетворить их интерес, мы пригласили в класс музейных работников с выездными лекциями о детях войны, истории шинели, животных, которые помогали человеку воевать и выживать в этих страшных условиях. Ребята с интересом разглядывали принесенные экспонаты (письма, фотографии, предметы, связанные с войной). Особенно внимательно учащиеся слушали рассказы о детях, которые участвовали в войне, о том, что им довелось пережить. Ощутив, что эта тема особенно глубоко их волнует, мы дополнительно провели в школьной библиотеке литературный час «Маленькие герои большой войны». Дети с огромным желанием записали авторов и названия книг о юных участниках войны, 17 человек из 24 действительно взяли эти книги в библиотеке и прочитали их. Затем мы сами посетили музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты.

Интересной и показательной, на наш взгляд, оказалась следующая работа. На уроках литературного чтения мы дважды проделывали однотипные действия: прочитав и разобрав произведение о войне, дети под моим руководством выделяли этапы сюжета (завязку, развитие действия, кульминацию, развязку), рисовали иллюстрации к каждому этапу и устраивали выставку рисунков «Рассказ о войне в иллюстрациях». Сравнение иллюстраций наглядно показало, что после проведенных классных часов, лекций сотрудников музея и посещения музейных экспозиций ребята гораздо лучше стали представлять себе, как выглядели солдаты, что представлял собой их быт, как проходили сражения.

Следующим шагом стала организация встреч с ветеранами войны и тружениками тыла. С каждым годом все меньше становится участников и очевидцев тех страшных военных лет. Если мы не проявим бережливого внимания к воспоминаниям воевавших, не передадим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки (в надежде, что, когда придет время, они поступят так же), связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться сохранить, восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют отношение к тем далеким военным событиям, пусть и опосредованное.

На личных встречах с ветеранами дети имеют прекрасную возможность услышать об ужасных и радостных моментах войны из первых уст. Память старшего поколения, которую они несут ребятам в своих простых рассказах о пережитом, врезается в детские души очень глубоко. Ведь одно дело, когда тебе говорит об этом учитель в классе, и совсем другое – впечатление от рассказа участника той страшной войны. Кроме того, современная молодежь порой бывает жестока и нетерпима в своем восприятии пожилых людей, их переживаний, не чувствует, что Ветераны Великой Отечественной войны –люди, достойные уважения, внимания, заботы, люди долга и дела, величайший пример патриотизма и самоотверженности. Бережность, чувство благодарности к ним должно начать формировать и воспитывать с детства.

В этом году наш класс встречался с Ситниковым Игнатом Деевичем, ветераном труда и испытателем ядерного оружия, и Чернобай Ниной Никифоровной – труженицей тыла. По окончанию беседы ветераны неожиданно угостили детей пряниками, которые считались на войне большим и редким лакомством. После такого рассказа воспринимали их ребята уже совсем по-другому. Даже те дети, которые не любят пряники, не считают их лакомством, ели их с удовольствием. На этапе рефлексии в ходе беседы, которую мы проводили после посещения ветеранов, практически все учащиеся говорили, что эти пряники были особыми, показались им необыкновенно вкусными. Ребята, в свою очередь, подарили ветеранам подарки и рисунки. Встреча была незабываемой, полной впечатлений. На ней было сделано немало фотографий – каждый хотел обязательно сфотографироваться с участниками трагических событий – из которых позже составили фотоотчет.

Ряд последующих мероприятий мы объединили темой благодарной памяти современного поколения к участникам войны, которым удалось выжить в этих страшных испытаниях, и которые погибли, защищая свою Родину.

На уроках технологии учащиеся работали в группах над творческим проектом открытки «Спасибо за победу»: необходимо было продумать оформление и содержание открытки, сделать ее, а затем защитить свой проект. Каждый ребенок вложил свою фантазию, творчество, написал пожелание ветеранам войны.

Впервые в этом году решились на исследовательскую работу: под моим руководством ученицей 2 класса был подготовлен проект «Великая отечественная война и ее роль в судьбе моих прадедушек». В работе девочки над проектом участвовала также ее семья; ученица собирала песни военных лет (песни, которые произвели на нее особенно сильное впечатление, были записаны на диск, прослушивание и обсуждение которого было организовано в классе), документы, награды, свидетельствовавшие об участии ее прадедов в войне. В процессе сбора необходимых материалов ученица опрашивала родственников, которые еще помнят ее прадедушек и хоть что-то могли рассказать об их жизни, посетила краеведческий музей по месту их жительства (село Костино Алапаевского района), военкомат; мы работали с сайтом «Мемориал» и другими информационными интернет-источниками. Работа была проделана очень большая. На выступлении в районном конкурсе исследовательских проектов, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в рамках городской краеведческой игры «Я- тагильчанин», наш проект занял II место, получил Диплом второй степени. На защите проекта на конкурсе учебно-исследовательских работ младших школьников «Юный исследователь Нижнего Тагила» ученица заработала 61 балл из 90, получила грамоту за социальную значимость проекта. На вопрос комиссии: «Для чего ты собирала песни военных лет?» ребенок ответил коротко и в то же время исчерпывающе: «Чтобы почувствовать, что испытывали тогда люди».

Последний классный час о войне мы завершили минутой памяти, сопровождающейся заставкой вечного огня и соответствующей мелодией. Это очень сильно подействовало на школьников, на формирование чувства сопереживания, сопричастности детей. Мы организовали поход к памятнику боевой славы, возложили цветы к его подножию.

Двухлетняя системная работа по воспитанию у детей патриотических чувств дала свои результаты. Например, это отразилось на отношении ребят к участию в различных мероприятиях, конкурсах, связанных с темой войны. Оно стало гораздо более серьезным и осознанным, ребята демонстрировали желание работать вместе и заинтересованность, и в итоге добились успеха. Всем классом рисовали стенгазету, посвященную Дню победы, которая была признана одной из лучших в школе. Участвовали в конкурсе военно-патриотических песен, исполняли песню «Солнечный круг» большим хором 2-х классов, реквизит (солнце, голуби и небо) готовили и раскрашивали сами. Выступили отлично, родители, которые присутствовали на конкурсе, были очень довольны и гордились своими детьми. Наш рисунок «Маршал Жуков на коне» был размещен на выставке в здании ГДДЮТ. Мы приняли участие в смотре-конкурсе «Поколение «дети войны» глазами детей XXI века», посвященном 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Получили благодарность от Нижнетагильского местного отделения Общероссийской общественной организации «Дети Войны». Каждый год мы участвовали в городской игре «Я – тагильчанин», и в этом году заняли первое место в параллели среди начальных классов.

Младший школьный возраст – это период существенных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым школьником на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он прочитал, выучил, а то, что он пережил, поэтому знает и помнит, и этот опыт определяет его действия и поступки. Поэтому гораздо более важными результатами, по моему мнению, стало то, что я замечаю, как мои дети, слушая рассказ о войне, замирают, а некоторые даже не могут сдержать слезы. Мои дети гордятся тем, что они родились и живут именно в России, они умеют уважать пожилых, готовы отдать свои игрушки для детей-сирот, поздравить ветеранов, понимают, что нашу Родину нужно беречь и защищать.

Уроки Великой Отечественной войны – это уроки жизни, нашей с вами жизни, как в прошлом, в настоящем, так и в будущем. А каким оно будет, зависит от нашей с вами работы по патриотическому воспитанию сегодня…

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *