Структура и виды общения в психологии: Общение: функции, структура, средства

Компоненты психологической структуры общения: какие стороны выделяют, кратко

Общение – важный процесс в жизни каждого человека. При помощи него люди делятся опытом и мыслями. Обмен информацией происходит всегда при совместной деятельности. Ознакомиться со всем разнообразием этого вида коммуникации можно, только поняв, что представляет собой структура общения и каковы ее основные уровни.

Коммуникация

Коммуникация

Структура общения в психологии

При общении реализуется социальное отношение людей друг к другу. Во время обмена информацией каждый человек укореняется в качестве полноправного члена общества. Понятие «общение» является сложной формой взаимодействия, поэтому, чтобы разобраться в его сути, необходимо изучить его составные части:

  • коммуникацию;
  • интеракцию;
  • социальную перцепцию.

На схеме видно, что каждая из частей отвечает за одну из сторон общения.

Схема

Схема

Стороны общения

Давая характеристику структуре общения, в психологии выделяют 3 взаимосвязанные стороны:

  • перцептивную;
  • интерактивную;
  • коммуникативную.

Каждая из них имеет свои особенности.

Коммуникативная сторона общения

Термин «коммуникация» возник от англ. communicate, что в переводе означает «передавать», «сообщать». Этот вид контакта направлен на обмен информацией, которая включает в себя:

  • чувства;
  • эмоции;
  • ценности;
  • мысли;
  • идеи.

Коммуникативный процесс, согласно исследователю Гарольду Лассуэллу, состоит из 5 элементов,

которые помогают информации дойти до адресата:

  • коммуникатор – занимается передачей сообщения;
  • речевая информация или текст – что должен усвоить человек, которому предназначается послание;
  • канал – каким образом осуществляется обмен;
  • аудитория или получатель – адресат, к которому направлена информация;
  • эффективность – результат усвоения полученного сообщения.

Коммуникативная сторона во многом зависит от субъективной информативности личности, то есть от характеристики человека, его степени осведомленности о собеседнике и теме разговора.

Коммуникативная сторона

Коммуникативная сторона

Важно! Если уровень знаний человека будет низким, велика вероятность возникновения недопонимания.

Пример 1. Педагог рассказывает новый материал на уроке обществознания. Если он будет общаться с детьми на профессиональном языке, не упрощая научную терминологию, ни один ученик не сможет понять содержание информационного посыла.

Пример 2. Человек, который не знает этикета, будет не принят в обществе, где все стараются действовать по правилам. Некультурного человека просто не поймут.

Обмен информацией между людьми может происходить по 2-м каналам:

  1. Невербальному – с помощью жестов, мимики, знаков;
  2. Вербальному – с использованием речи.

Согласно мнению психолога Аллана Пиза, 60-70% всей информации передается при помощи краткого невербального контакта.

Перцептивная сторона общения

Перцепция, или перцептивная сторона общения в психологии – это такая форма взаимодействия людей, которая направлена не только на восприятие и понимание собеседника, но и на его принятие.

Социальная перцепция

Социальная перцепция

Дополнительная информация. Если 2 человека будут разделять убеждения, культуру и ценности друг друга, между ними могут развиться привязанность, дружба или влюбленность.

Перцептивное общение способствует «чтению» окружающих людей. Анализируя собеседника, можно «увидеть», что он о себе не рассказал. В случае неверного истолкования собственного восприятия может образоваться конфликт.

Социальная перцепция помогает:

  1. Понять себя. Социальное взаимодействие с обществом – это хорошее средство получения информации о собственной личности. Отождествление себя с собеседником способствует рассмотрению собственных скрытых желаний, потребностей и страхов.
  2. Развить эмоциональное взаимодействие, например, симпатию, дружбу, враждебность.
  3. Изучить партнера. Перцепция позволяет понимать этику других людей. При помощи нее можно найти нужных для жизни и работы индивидов.
  4. Организовать совместную деятельность с одним человеком или целой группой людей. Благодаря знанию ценностей, мотивов и установок партнера, с ним легче работать в команде.
  5. Развить взаимопонимание. Общение, основанное на общих взглядах и интересах, – залог хорошего настроения и плодотворного обмена информацией.

Благодаря перцепции, личность способна понять общество, в котором живет, а также выстроить отношения с людьми, используя полученные знания.

Интерактивная сторона общения

Основным направлением интерактивной стороны общения является выстраивание стратегии для последующей эффективной коммуникации.

Важно! Качественный обмен информации необходим людям для организации совместной деятельности.

Интерактивная сторона

Интерактивная сторона

Среди основных принципов построения интерактивного общения можно выделить следующие четыре варианта:

  • наличие общих мотивов и целей;
  • качественную передачу речевых и невербальных сообщений;
  • единое время и пространство для совместного труда;
  • присутствие координации действий.

Несмотря на то, что все требования одинаковы для всех лиц, задействованных в коммуникации, поведение участников может отличаться друг от друга. Чаще всего взаимодействие людей подразделяется на 2 основных вида:

  1. Кооперацию. Данный тип предполагает, что участники, имеющие одинаковые цели, координируют и соединяют свои силы для получения положительного результата, который устроит всех.
  2. Конкуренцию. При этом типе взаимодействия каждый участник заинтересован только в собственном успехе.

Помимо основных видов, в психологической литературе можно встретить другие стратегии поведения, например:

  1. Компромисс – временная договоренность о достижении целей партнеров, чтобы сохранить отношения и условное равенство.
  2. Альтруизм или уступчивость. Человек способен отказаться от достижения собственных целей в пользу желаний партнера.
  3. Избегание, которое выражается в игнорировании контакта и отказе от собственных целей, чтобы исключить выигрыш другого участника.

Все стороны общения, которые входят в структуру коммуникации, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Эффективный контакт возможен только при задействовании всех 3-х процессов.

Разделение структуры общения на уровни

Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.

Уровни по А.Б. Добровичу

Уровни по А.Б. Добровичу

А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:

  1. Примитивный. Для него характерно легкое и простое общение.
  2. Конвенциональный. Уровень, при котором партнеры способны выстроить общение на правилах, которые сами же установили.
  3. Манипулятивный. Для получения выгоды один из партнеров может использовать уловки и ухищрения.
  4. Стандартизированный. Во время общения на этом уровне партнеры стремятся утаить свои истинные мотивы, цели, желания и чувства.
  5. Игровой. Коммуникация выстраивается на симпатии к партнеру, желании произвести приятное впечатление на него.
  6. Деловой. Общение предполагает решение каких-либо важных вопросов, требующих умственной активности.
  7. Духовный. Для этого уровня характерно наличие взаимного интереса партнеров не только друг к другу, но и совместной деятельности. В ходе общего дела каждый участник получает моральное удовлетворение.

В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:

  1. Макроуровень. Взаимоотношения человека с другими индивидами выстраиваются согласно общественным нормам, обычаям и традициям.
  2. Мезауровень. Коммуникация затрагивает только несколько содержательных тем. Общение на этом уровне может быть как многоразовым, так и одноразовым.
  3. Микроуровень. Взаимодействие выстраивается только на основании короткого контакта: рукопожатия, пантомического или мимического акта, вопроса-ответа.

Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.

Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.

Видео

Общение. Структура, функции и виды общения — Мегаобучалка

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. В общении объектом являются другие люди, их сознание, эмоциональная сфера, их цели, задачи и прочее. Существует межличностное общение, сознательное и групповое общение. Последнее характерно для небольшого коллектива, который объединен общей деятельностью. Существует материальное общение, когда нет специальных средств общения и для этого служат трудовые действия. Общаться можно с помощью жестов, мимики. Общение помогает нам выразить наше отношение к людям.

Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.

Основные компоненты общения:

· субъекты;

· средства;

· потребности, мотивация и цели;

· способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;

· результаты.

Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения – это различные стороны процесса общения в целом. Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Правомерно было бы отметить и такие явления, как понимание, сопереживание, эмоциональное отношение партнеров друг к другу.

Современные социальные психологи говорят о необходимости уделять больше внимания именно тем сторонам общения, которые связаны с характеристикой рефлексии и отношений, складывающихся в ходе взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга (перцептивная сторона). Д. Майерс всю социальную психологию рассматривает как психологию общения: “как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу”.

Каждый подход по-своему верен, однако описывает частные параметры структуры социально-психологического общения. В качестве обобщенной модели структуры социально-психологического общения можно представить модель, которая предусматривает дифференциацию общения на содержание и форму. Содержательную сторону общения можно рассматривать в коммуникативном аспекте, формальную – в поведенческом, реализуемом в процессе интеракции. Каждая из них, в свою очередь, тоже может восприниматься как со стороны формы, так и содержания.



В структуре общения выделяются компоненты: мотивационный. Предполагает анализ потребностей и мотивов, которые лежат в основе общения. Когнитивный — говорит о необходимости знаний , о том, как строить общение, решать проблемы. Поведенческий компонент включает восприятие людьми друг друга, особенности их взаимодействия.

Выделяют следующие виды общения:«Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Функции общения — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развитияотражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

 

 

Список используемой литературы:

1. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1997.

Cтруктура общения: виды, формы и модели

Понятие общения и его роль в развитии человечества

Психология общения – огромный пласт теоретических и практических знаний, накопленных благодаря труду многих психологов и социологов. Учеными обозначены и продолжают изучаться особенности, виды, формы и структура общения.

Существует немало теорий и точек зрения на проблемы общения. Значительный вклад в изучение этого феномена, а также в целом в социальную психологию внесли советские ученые. Их эксперименты и опыты, проведенные в середине и второй половине прошлого столетия, стали классическими примерами особенностей общения и восприятия людьми друг друга, а также научной базой для последующих научных изысканий.

Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера человеческой деятельности, в которой чаще всего возникают психологические трудности. Каждому человеку чрезвычайно важно уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

Общение – взаимное действие двух или более людей, имеющее целью обмен информацией, а также необходимая составляющая трудовой, учебной, игровой деятельности.

Кроме того, оно может выступать и как обособленный, относительно самостоятельный род занятий. Ведь люди не всегда разговаривают друг с другом с целью придумать, проконтролировать, осуществить совместное деяние.

Передаваемый вербальный или невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный характер. Считается, что именно необходимость наших далеких предков передавать знания друг другу, не только посредством знаков и окриков, послужило основной причиной развития человеческой речи. Животные взаимодействуют друг с другом, но речь присуща только людям.

Особенности общения разных людей и групп зависят от того, насколько у субъектов взаимодействия актуальна потребность в социальных контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и взаимодействовать развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития человечества.

Интересно, что удовлетворение потребности в социальном контакте предположительно повлекло за собой рождение такого прекрасного чувства, как радость. Радость до сих пор является ведущим мотивом, стимулирующим людей взаимодействовать друг с другом.

Особенности общения, которое способно принести удовольствие и радость – это его гуманность и демократизм. Грубое, неуважительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции аморальны и не вписываются в принципы общения, которыми принято руководствоваться культурному человеку.

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ:

  • самоуважение;
  • уважение собеседника, признание его прав и интересов;
  • терпимость, толерантность;
  • справедливость, честность;
  • непредвзятое отношение к людям.

Значение общения в онтогенезе

В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.

Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.

Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:

  • Непосредственно-эмоциональное

Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.

  • Предметно-действенное

Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.

  • Внеситуативное интимно-личностное

Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).

Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.

Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность. Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой.

Правильно выбранные методы общения и воспитания ребенка – залог его успешной социализации и самореализации.

Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.

Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.

Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.

Три стороны общения

Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:

  • Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию

Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта. Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним.

  • Коммуникация – обмен информацией

Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.

  • Интеракция – обмен действиями

Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.

Описание моделей общения

Структура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.

Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.

Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).

МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ:

  1. «Монблан». Отстраненный, холодный собеседник. Основное внимание уделяет коммуникативной стороне взаимодействия, интеракции ему неинтересны.
  2. «Китайская стена». Считающий себя выше и значительнее остальных человек. Воспринимает окружающих менее успешными/красивыми/умными людьми, из-за чего взаимодействовать с ним непросто.
  3. «Локатор». Человек, выбирающий узкий круг друзей. Часто ему достаточно одного любимого человека или близкого друга.
  4. «Тетерев». Очень необщительный человек, создающий лишь видимость коммуникации и интеракции. В то же время структура внутреннего общения Тетерева с самим собой сохраняется и перенасыщается диалогами и самоанализом.
  5. «Гамлет». Для этой модели типа общения необычайно важна социальная перцепция. Он старается произвести наилучшее впечатление, оттого часто играет на публику.
  6. «Робот». Этот человек разговаривает и действует «сухо», неэмоционально, всегда знает что, когда и почему нужно или не нужно делать.
  7. «Эгоист». Человек говорит только о себе, все его действия направлены на получение личной выгоды.
  8. «Союзник». Наилучшая форма и вид общения, так как оно двустороннее. Собеседники заинтересованы в продуктивном взаимодействии, учитывают личность, стремятся понять друг друга и договориться.

Описание типов общения

Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.

Типы общения:

  1. Менторский. При таком типе общения человек все время поучает, наставляет, подчиняет себе собеседника.
  2. Информативный. Тип общения, который является простой ретрансляцией информации, без возможности или желания получить обратную связь.
  3. Вдохновляющий. Индивид участвует в судьбе собеседника, поддерживая его, направляя, помогая, советуя. При таком типе общения наблюдается продуктивный диалог, сотрудничество, взаимовыручка субъектов взаимоотношений.
  4. Конфронтационный. В отличие от остальных форм общения предусматривает дискуссию, диалог с оппонентом, конструктивную критику с целью нахождения истины путем конфронтации между личным субъективным и объективным взглядом, реальностью.

Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.

Составляющие общения и его разновидности

Компоненты общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения.

К ним относятся:

  • содержание,
  • цель,
  • средства,
  • субъекты (участники взаимодействия),
  • тип связи между субъектами,
  • стиль,
  • тактика,
  • техники, методы,
  • результат.

В зависимости от компонентов выделяют различные виды и формы общения:

  • эмоциональное – обмен эмоциями;
  • когнитивное – обмен знаниями;
  • деятельностное – обмен навыками и умениями;
  • мотивационное – обмен желаниями и целями;
  • материальное – обмен предметами или продуктами.

Виды социального взаимодействия можно определить как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, позволяющие сделать вывод о человеке и способах его взаимодействия с другими людьми. Виды и уровни общения изменяются по мере его усложнения от простого, примитивного к сложному, духовному.

Классификация

Классификация общения в зависимости от целей взаимодействия и его уровня:

  1. Примитивное. Собеседник рассматривается как средство достижения цели и оценивается по шкале «нужен – не нужен». Такое непосредственное и простое отношение не скрывается.
  2. Манипулятивное – взаимодействие с целью извлечения собственной выгоды. В отличие от примитивного контакта, манипуляция – тонкая игра, с использованием множества техник и приемов (ложь, лесть и так далее).
  3. Формально-ролевое – полностью регламентированное взаимодействие. Люди контактируют друг с другом с позиций социальных ролей. Например, начальник и подчиненный, учитель и ученик, врач и пациент и так далее.
  4. «Контакт масок» – сухое, формальное взаимодействие, при котором используются стандартные, заученные фразы и жесты. Оно призвано скрыть любые эмоции и истинные мысли за маской вежливой учтивости или безразличного спокойствия. Также некоторые люди в качестве социальной маски используют скромность, показную заботливость и другие приемы. Участники взаимодействия не стремятся понять друг друга.
  5. Деловое. Целью такого социального контакта является нахождение общего решения по интересующему вопросу. Личность собеседника непременно учитывается, несмотря на то, что существуют особые правила и принципы делового общения.
  6. Светское. Субъекты не выражают свои мысли, а произносят то, что должно и принято в конкретной ситуации. Светские беседы – это, как правило, «разговоры ни о чем», пустые и бесцельные пересуды.
  7. Духовное. Такое взаимодействие возможно в близких, доверительных отношениях. Собеседники хорошо знают друг друга, уважают убеждения, интересы и взгляды, умеют предугадывать реакции друг друга, контактируют на уровне «Личность – Личность».

Кроме того, определяя уровень человеческого взаимодействия, пользуются трехступенчатой структурой:

  • Микроуровень – единичный, несущий информацию и смысл, акт вербального или невербального контакта. Например, кивок головой в знак согласия, рукопожатие как знак приветствия и тому подобное.
  • Мезауровень – разговор и действия в пределах одной темы, произошедшие однажды или повторяющиеся.
  • Макроуровень – сложившаяся преимущественная стратегия взаимодействия, выбранная и вырабатываемая человеком в процессе жизнедеятельности, соответствующая требованиям социума, традициям и обычаям.

Также известны следующие виды коммуникации:

  1. Непосредственное. Осуществляется при помощи голосовых связок, глаз, ушей, рук и других органов человеческого тела.
  2. Опосредованное. Взаимодействие с помощью специально изготовленных приборов и средств обмена информацией (по переписке, по телефону, через интернет-ресурсы и так далее).
  3. Прямое. Личный контакт и непосредственное восприятие собеседника.
  4. Косвенное. Взаимодействие через посредников или представителей, передающих и воспроизводящих необходимую информацию.
  5. Вербальное – взаимодействие посредством устной речи.
  6. Невербальное – взаимодействие без слов, но при помощи мимики, жестов, поз, прикосновений и так далее. Невербальные сигналы тела влияют на восприятие слов и обрабатываются бессознательно, в то время как речь осознается и сознательно анализируется.

Слова можно выбирать и выстраивать в предложения, жесты и мимику контролировать сложно, они спонтанны, оттого с большей долей вероятности выражают истинные мысли и намерения человека.

Особенности общения – это те элементы взаимодействия двух людей, которые каждый из них привносит ради улучшения (или ухудшения) качества взаимодействия. От личности зависит успешность и характер социальных контактов с другими людьми, способность быть полноценным членом общества и счастливым человеком.

Виды общения в психологии: классификация, характеристика

Общение с другими людьми

Общением называют процесс взаимодействия личностей, целью которого является удовлетворение социальных потребностей его участников. Человек начинает общаться с другими людьми с самого рождения и продолжает до смерти. Взаимодействие индивидуумов друг с другом является основой межличностных отношений. В информационном обществе важен обмен полученными знаниями, умениями и навыками, который происходит в момент коммуникации.

1

Общение

Это понятие можно кратко охарактеризовать как сложную процедуру по налаживанию контактов с другими людьми и группами, обусловленную потребностями совместной деятельности. Для ее осуществления используется не только речь, но и неречевые приемы.

Обмен информацией в жизни имеет фундаментальное значение. Человечество частично утратило связи с природной средой и восполнило это обучением и возможностью быстрого усваивания и переработки знаний. Поэтому существование общества без общения невозможно.

Целью общения является изменение поведенческой, мотивационной, познавательной и эмоциональной областей участников взаимодействия. Собеседники могут делиться действиями, продуктами труда, взглядами, мыслями, планами, идеями, эмоциями и т. д.

Структура общения и многообразие его видов связаны с тем, что оно имеет разные функции. Наука присваивает общению много различных функций. В социальной психологии выделяют 8 основных:

  • Контактная. Выражается в налаживании контакта и готовности обмениваться информацией.
  • Информационная. Обозначает передачу каких-либо данных другому человеку при поступившем от него запросе.
  • Побудительная. Характеризуется мотивацией оппонента на активную деятельность, достижение целей.
  • Координационная. Имеет место при взаимодействии, направленном на координацию действий членов общества, которые занимаются совместной деятельностью.
  • Понимания. Функция адекватного восприятия и понимания информационного посыла, взаимопонимания участников диалога.
  • Эмотивная. Выражается в том, что один человек вызывает у другого определенные эмоции и чувства. Или, наоборот, стремится вызвать их у себя посредством общения с конкретным собеседником.
  • Установления отношений. Функция закрепления места личности в социальной среде.
  • Оказания влияния. Внесение изменений в поведение, состояние, личные взгляды и цели индивида.
Основные стороны общения в психологии: особенности и значение

Основные стороны общения в психологии: особенности и значение

1.1

Коммуникация в молодежной среде

Общение особенно важно для детей и подростков. Без контактов с внешним миром невозможно нормальное развитие личности. Можно выделить следующие особенности коммуникации молодых людей:

  • Общаются посредством обмена эмоциями и впечатлениями.
  • Активно используют невербальное общение: обнимаются, пожимают руки, трогают за плечо и т. д.
  • Ведут интимные разговоры, делятся самым сокровенным.
  • В общении используют слова, которые популярны только в их среде (жаргоны).
  • Опосредованные контакты в социальных сетях и мессенджерах занимают у них большую часть времени.
  • Не умеют контролировать свои порывы. На этой почве во время коммуникации в молодежной среде постоянно возникают споры.
  • Разбиваются на группы по интересам. В каждой группе есть авторитетный лидер.
  • Не идут на контакт с неприятными для них людьми.
Характер в психологии: определение, виды темперамента и типы акцентуации

Характер в психологии: определение, виды темперамента и типы акцентуации

2

Виды общения

Один и тот же человек использует разные виды общения в своей жизни. Это способствует нормальному функционированию психики человека и формированию полноценной личности. Классификация общения обширна, все основные его виды делятся на группы по определенным критериям:

  • по средствам выражения;
  • по целям;
  • по содержанию;
  • по участникам общения;
  • по средствам передачи информации;
  • по времени.

Характеристика различных видов:

Критерий Виды и характеристика
По средствам выражения
  • Вербальное. Осуществляется с помощью речи и доступно только человеку. Его не всегда достаточно для донесения информации до оппонента.
  • Невербальное. Происходит с привлечением взгляда, жестов, мимики, прикосновений. Они дополняют сказанное или выступают как самостоятельные элементы. Приемы невербального общения влияют на подсознание человека и позволяют воздействовать на его чувства
По целям
  • Биологическое. Это общение, необходимое для удовлетворения потребностей человека как биологической единицы. Оно связано с поддержанием, развитием и сохранением организма. Есть и у животных.
  • Социальное. Определение социального общения звучит как взаимодействие с обществом. С его помощью человек добивается своих целей в социальной сфере
По характеру
  • Деловое (формальное, ролевое). Его цель — договориться о чем-то, прийти к какому-то соглашению. Такая коммуникация обусловлена ролью человека в социуме. Это взаимодействие уместно в рабочем коллективе. У деловой коммуникации обязательно есть предмет для обсуждения.
  • Неформальное. Обусловлено личными отношениями и происходит за границами деловых отношений. Партнеров для такого взаимодействия человек может выбирать самостоятельно. Это люди, с которыми ему приятно проводить время, они разделяют его интересы
По содержанию
  • Материальное. Взаимодействие с целью получения материальных ценностей, предметов, продуктов труда.
  • Когнитивное. Передача информации развивающего вида, которая помогает расширять кругозор и совершенствоваться.
  • Кондиционное. Воздействие субъектов на физическое или психологическое состояние друг друга для достижения определенного эффекта.
  • Деятельностное. Передача действий, операций, умений, навыков.
  • Мотивационное. Передача побуждений к активной деятельности
По участникам общения
  • Лично-групповое. Индивид контактирует с каждым участником группы. Примером можно назвать взаимодействие с рабочим коллективом.
  • Межличностное. Предполагает, что между двумя участниками происходит прямой контакт, поэтому такой вид еще называют прямым. Межличностное общение может быть опосредованным и непосредственным.
  • Межгрупповое. Контактируют две или более группы людей. Такая коммуникация носит мирный или конфликтный характер.
По средствам передачи информации
  • Опосредованное. Происходит с помощью технических средств, почты или третьих лиц. Такой коммуникации могут препятствовать помехи, она может длиться продолжительное время из-за проблем с доставкой информации. Сегодня опосредованное общение пользуется популярностью, особенно, в молодежной среде.
  • Непосредственное. Собеседники общаются, находясь рядом. Они получают друга от друга неискаженную информацию и хорошо понимают смысл сказанных слов.
По времени
  • Кратковременное. Ограничено по времени, осуществляется в пределах одной темы.
  • Длительное. Процесс, который предполагает не только решение стоящих задач, но и познание друг друга. Во время которого человек испытывает потребность в постоянных контактах. Может быть непрерывным и прерывистым, касаться одной или нескольких тем

Существует и множество других видов общения, которые определяются различными учеными на основании их собственных классификаций. Сложно перечислить их все. Выделяют три вида общения, которые не подходят ни под один критерий:

  • Воспитательное общение. Выражается в целенаправленном воздействии одного индивида на другого для достижения определенного результата.
  • Диагностическое общение. В результате такого взаимодействия у человека формируется мнение об оппоненте или он получает информацию о собеседнике (врач-пациент, таблица с вопросами при приеме на работу).
  • Интимно-личностное общение. Оно происходит только между родными и близкими людьми, которые доверяют друг другу.

Многообразие видов общения связано с его многоплановостью.

О чем говорить с мужчиной: лучшие темы для общения

О чем говорить с мужчиной: лучшие темы для общения

2.1

Педагогическое взаимодействие

Особняком среди всего многообразия видов общения стоит педагогическое взаимодействие. Именно оно оказывает существенное влияние на формирование личности. Его можно определить как процесс, во время которого происходит взаимодействие педагога и учащихся, налаживание их устойчивой коммуникации. На эффективность такого общения воздействует степень удовлетворенности потребностей учеников и преподавателя.

В основе этого педагогического общения лежит установление близких и доверительных отношений. Это возможно при совпадении интересов и целей. Коммуникация должна носить дружелюбный характер, к личности учащегося необходимо уважительное отношение. Только личная заинтересованность преподавателя в успехах своих воспитанников положительно скажется на установках, целях и взглядах молодого поколения.

К вопросу проблемы педагогического взаимодействия впервые обратились в период советской педагогики. Великие педагоги того времени сходятся в одном мнении — учитель должен быть не просто ученым человеком и владеть своим предметом, но и уметь находить подход к ученикам.

Функции, виды, уровни, структура общения — Студопедия

Общение – многоплановый процесс, необходимый для организаций контактов между людьми в ходе совместной деятельности. И в этом смысле относиться к явлениям материальным. Но в ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда. Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т. п.

1. Функции общения многообразны.

Их можно выявить при сравнительном анализе общения человека с разными партнерами, в различных условиях, в зависимости от используемых средств и влияния на поведение и психику участников общения.

В системе взаимосвязи человека с другими людьми выделяются такие функции общения, как информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно- коммуникативная.

Информационно-коммуникативная функция общения – это, по сути, передача и прием информации как некоего сообщения. В нем имеют место два составных элемента: текст (содержание сообщения) и отношение к нему человека (коммуникатора). Эффективность передачи информации может выражаться степенью понимания человеком переданного сообщения, его принятия (отвержения), включая новизну и актуальность информации для реципиента (кому передается).

Регулятивно-коммуникативная функция общения направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния. Показателем эффективности реализации этой функции общения служит степень удовлетворенности совместной деятельностью и общением, с одной стороны, и их результатами – с другой.


Аффективно-коммуникативная функция общения представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном, и при непроизвольном воздействии. Потребность человека в изменении своего состояния проявляется у него как желание выговориться, излить душу и т. п. Благодаря общению у человека меняется общий настрой, что соответствует информационной теории систем. Само общение может как усиливать, так и снижать степень психологического напряжения.

Также выделяют следующие функции общения:

— контактная;

— информационная;

— побудительная – стимуляция активности партнера для выполнения определенных функций;


— координационная – согласование действий при организации совместной деятельности;

— понимание – адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений установок переживаний психических состояний и прочее;

— эмотивная – возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

— функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и других связей с социумом;

— функция управления – изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений решений, представлений, потребностей.

2. Виды общения.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

1.1 Материальное

1.2 Когнитивное

1.3 Кондиционное

1.4 Мотивационное

1.5 Деятельностное

При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, кото­рые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуаль­ных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. Иллюстра­цией когнитивного и деятельностного общения может служить обще­ние, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.

2. По целям общение делится на:

2.1 Биологическое

2.2 Социальное

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

3. По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное

3.2 Опосредованное

3.3 Прямое

3.4 Косвенное

Непосредственное общение осу­ществляется с помощью естественных органов, данных живому су­ществу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредст­венное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения. Косвенное общение осуществляется через посредников, которы­ми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конф­ликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Среди видов общения можно выделить также деловое и личност­ное, инструментальное и целевое. Деловое общение – его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п. Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потреб­ности, в данном случае потребности в общении.

Важнейшими видами у людей являются вербальное и невербальное общение. Невербальное общение – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.

3. Уровни общении.

Под уровнями общения понимают определенные по­веденческие проявления, позволяющие судить об особенностях воздействия одного партнера на другого, о характере их взаимо­действия.

Интересную иерархию уровней общения пред­ложил А.Б.Добрович выделивший семь уровней общения:

  1. Примитивный уровень. Слово «примитивный» понятно всем и означает слишком упро­щенный, простой, несложно устроенный.
  2. Манипулятивный уровень. На манипулятивном уровне по крайней мере один из партне­ров пытается прибегнуть к различного рода ухищрениям и уловкам с целью получения определенной выгоды для себя.
  3. Стандартизированный уровень. Стандартизированный уровень общения иначе называют кон­тактом масок. При общении на этом уровне хотя бы один из парт­неров стремится скрыть свое истинное состояние, как бы спря­тать свое лицо за воображаемую маску.
  4. Конвенциональный уровень. Оказывается, что партнеры по общению также могут достигать определенного соглашения, как бы заключать конвенцию о пра­вилах общения и придерживаться этих условных правил при вза­имодействии.
  5. Игровой уровень На игровом уровне человеку хочется быть интересным для сво­его партнера, хочется произвести на него впечатление, понра­виться ему. Общение на игровом уровне строится на неравнодушии к партнеру, на опре­деленной симпатии к нему, на желании продолжать с ним обще­ние.
  6. Деловой уровень. На первый план здесь выступают его деловая или ум­ственная активность, компетентность в совместно решаемых воп­росах, способность делать дело.
  7. Духовный уровень.При общении на этом уровне партнеры не просто проявляют интерес друг к другу или при­нимают участие в совместной деятельности, доставляющей им удовлетворение.

Б.Ф. Ломов предлагает выделять три уровня:

– макроуровень – общение индивида с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями. Определяет своеобразную стратегию общения личности на протяжении всей жизни;

– мезауровень – общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое во времени;

– микроуровень – акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос – ответ, рукопожатие, мимический и пантомический акт и др.). Микроуровень – простейшие элементы, клеточки, лежащие в основе других уровней общения

Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Таким образом схематически структуру общения мы представим так:

Социальная перцепция

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. 

Понятие, виды, структура и этика общения в психологии

Самым главным способом взаимодействия с другими людьми является общение. У данного процесса есть понятие и виды, формы и методы проявления, категории и типы. Все люди общаются. Первое, с чего начинается взаимодействие, — это коммуникация. Нужно договориться, чтобы к чему-то прийти. Нужно поздороваться, чтобы заострить на себе внимание. В психологии одну из главных ролей занимает общение, через которое человек выражает себя и понимает окружающих.

Общение не является чисто человеческим проявлением. Даже животные между собой общаются. Отличаются лишь языки и структура общения. У человека коммуникация является самой сложной и многоуровневой, в отличие от животной или природной.

С самого рождения человек уже вступает в коммуникацию. Он делает это через плач, крик, звуки. Он пока не знает того языка, на котором общаются окружающие люди, поэтому уделяет этому процессу большое количество внимания. Он постепенно узнает язык, структуры, формы построения предложений и фраз. Чтобы общаться, нужно обладать тем языком, на котором говорят окружающие. Тогда можно выразить свои мысли и понять идеи других людей.

Понятие общения детально рассмотрим в интернет-журнале psytheater.com, где будет представлено все многообразие данного явления.

Что такое общение?

Что такое общение? Это контакт двух и более лиц, которые используют определенные смысловые структуры для передачи информации друг другу. Люди используют язык, который выражает слова и устойчивые фразы для передачи главной мысли. Проблемы здесь возникают на различных уровнях:

  1. Человек вкладывает в слова другие значения, не те, которые подразумевал собеседник.
  2. Человек говорит на другом языке, вообще не понимая, что ему говорит собеседник.
  3. Человек не владеет пониманием тех слов, которые собеседник использует (например, использование профессионального сленга).
  4. Человек не обращает внимания на то, что говорит собеседник, заострив его на собственных мыслях.

Чтобы общение состоялось, должны присутствовать следующие 3 критерия:

  1. Должен быть собеседник, то есть второй человек, с которым и происходит общение.
  2. Должна быть общая тема для разговора.
  3. Должен использоваться один язык, который понимают оба субъекта. То же самое касается и фраз, терминов. Если кто-то не обладает специальной терминологией, то общение будет затрудненно непониманием второго собеседника, его переспросами.

Общение – один из видов взаимодействия между людьми, который сейчас является повсеместным. Все люди общаются и вступают в данный процесс по доброй воле. Порой данный вид взаимодействия является единственным между людьми.

перейти наверх

Понятие и виды общения

В психологии под общением подразумевается понятие, когда в коммуникационный процесс вступают два равноправных партнера, создающих психологическое взаимодействие между собой. Разделяют виды коммуникации, которые учитывают обстановку, в которой собеседники находятся:

  • Прямая и опосредованная.
  • Терапевтическая.
  • Групповая и межгрупповая.
  • Межличностная.
  • Массовая.
  • Криминогенная.
  • Интимная.
  • Доверительная.
  • Конфликтная.
  • Личная.
  • Деловая.
  • Ненасильственная.

В общении участвует как минимум два человека: коммуникатор (тот, кто передает информацию) и реципиент (тот, кто информацию воспринимает). В процессе общения происходит выражение, передача, восприятие и понимание информации. Обычно коммуникация происходит между людьми, хотя общаются абсолютно все живые существа. Просто именно люди делают данный акт осознанным, который включает вербальную и невербальную коммуникации.

Общение включает такие аспекты:

  • Суть – информация, которая транслируется. Может передавать эмоциональный настрой, информацию о внешней среде.
  • Задача – с какой целью человек вступает в процесс общения? Здесь могут удовлетворяться многочисленные потребности: социокультурные, эстетические, когнитивные, созидательные, нравственные и пр.
  • Средства – какими способами передается информация? Сюда входят язык, формы сообщения, использование специальных знаков и органов чувств, пр.
перейти наверх

Понятие педагогического общения

Под педагогическим общением понимается взаимодействие ученика и учителя, когда один индивид передает знания и развивает вторую личность путем учебно-воспитательного процесса. Педагогический процесс не может происходить без общения. Данный вид деятельности является главным и основным. Данное понятие подразумевает обоюдное целенаправленное взаимодействие на одну цель, когда происходит трансформация, информирование, совершенствование одного из собеседников.

Кроме информационной функции, выделяют такие направления педагогического общения:

  1. Контактная функция – когда люди вступают в контакт друг с другом ради трансляции и поддержания взаимодействия.
  2. Побудительная функция – когда один побуждает другого на совершение определенных действий, направленных на закрепление нового материала.
  3. Эмотивная функция – когда у ученика вызывают определенные эмоции, переживания, настроения, таким образом происходит своеобразный обмен состоянием.

Педагогическое общение зависит от учителя и ученика – их индивидуальности, особенностей, целей и пр.

перейти наверх

Этика общения

В неформальной обстановке люди просто общаются так, как им того хочется. В определенных кругах и заведениях принята этика общения, когда человек придерживается определенных правил и норм. Что такое этика общения?

  1. Общение – это взаимодействие людей на вербальном и невербальном уровнях.
  2. Этика – дисциплина, которая изучает мораль и нравственность.

Таким образом, этика общения – моральная, нравственно-этическая сторона общения, ее особенности и техники. Она включает искусство общения, когда применяются определенные техники в процессе коммуникации. Все это базируется на нравственно-ценностных и морально-этических потребностях.

В привычном понимании, этика общения – это свод правил, норм и техник, которые позволяют человеку в определенном кругу показать себя с лучшей стороны. Она носит характер должного.

Этика общения изучает формы коммуникации, чтобы выделять наиболее приемлемые и правильные. Здесь требуется обучение общению по определенным правилам ради сохранения моральности коммуникации и необходимости следования гуманистическим ценностям.

Этика общения направлена на обучение коммуникации: что нужно и чего не нужно делать? Проявляется она на словах и поступках между собеседниками. Здесь идет прививание каждому индивиду норм, культуры общения, рамок и норм поведения, которые одобряемые в обществе.

перейти наверх

Функции общения

Главная функция общения просматривается в необходимости человека, который коммуницирует, самосовершенствоваться, развиваться, познавать новое, образовываться, развивать положительные качества характера. Выделяют такие стержневые функции общения:

  • Эмотивная – вызов в другом человеке определенных эмоций и переживаний, а также трансформация собственных.
  • Координационная – обоюдная направленность, координированность и гармоничность действий в процессе взаимодействия.
  • Функция понимания – восприятие и понимание информации, которая проговаривается и передается.
  • Побудительная – побуждение собеседника на совершение определенных действий.
  • Функцию установления взаимоотношений – постижение и фиксация собственной позиции в той роли и статусе, который наблюдается в отношениях с другим человеком.
  • Функция оказания влияния – изменение настроения, убеждений, состояний и поступков собеседника.
  • Информационная – обмен сообщениями, знаниями, информацией, идеями и пр.
  • Контактная – установление между субъектами контакта ради обмена и получения информации. Данный процесс обоюдный.
перейти наверх

Культура общения

Под культурой общения понимается совмещение понятий:

  1. Общение – это коммуникативный акт между людьми.
  2. Культура – это воспитание и формирование личности.

В процессе общения человек выражает самого себя, проявляет свою воспитанность, а также познает другого собеседника, его личность и качества.

Под культурой общения понимается свод правил и норм, которые приняты в том или ином кругу. Здесь проявляется образованность и культурность, которые и выражаются через манеру общения. Культура общения присутствует в цивилизованных странах, где существуют определенные рамки, которых следует соблюдать каждому уважающему себя человеку.

Формирование культуры речи позволяет человеку сделать ее более привлекательной и располагающей. Это происходит путем использования различных инструментов. Их развитие происходит на уровне рефлексии, обратной связи и саморегуляции.

Именно через культуру речи выявляется высокоразвитая личность. Менее развитый человек обладает скудностью словарного запаса и однообразием выражения своих мыслей. Высокоразвитый человек может по-разному выразить собственные мысли и является более гибким в отношениях с многочисленными людьми.

перейти наверх

Структура общения

В качестве структуры общения используется речевая (вербальная, словесная) и неречевая (невербальная) форматы. Если на уровне слов люди используют конкретные значения своей языковой культуры, то на уровне невербального общения используются жесты, мимика, позы и жестикуляция.

В цивилизованном мире для достижения общих целей нужно взаимодействие между людьми. Это достигается путем общения, которое помогает каждому отдельному индивиду понимать окружающих, вступать с ними во взаимоотношения, выражать собственные идеи и мысли. Общение наступает тогда, когда у людей возникают потребности, которые они не могут достичь без посторонней помощи.

Коммуникацию делят на 3 уровня:

  1. Внутриличностный – это общение индивида с самим собой. Возникает при построении планов, решении задач, планировании и пр.
  2. Межличностный – это общение между двумя индивидами ради построения определенных взаимоотношений.
  3. Общественный – это общение человека с большой группой лиц.

Выделяют 3 аспекта коммуникации между собеседниками:

  1. Коммуникативный – каким образом собеседники обмениваются информацией?
  2. Интерактивный – как партнеры взаимодействуют при выполнении одной задачи?
  3. Перцептивный – каким собеседник представляется с учетом его физиологических особенностей и психологического поведения?
перейти наверх

Итог

Цивилизованный мир контактирует на уровне общения. Каждый отдельный индивид должен познать все способы общения, чтобы иметь возможность успешно устанавливать контакты, передавать свою и воспринимать чужую информацию, а также влиять на эмоции и поведение собеседников. Итогом понимания сути и форм общения является успешное взаимодействие со всеми людьми.

Все люди контактируют с окружающими через общение. Этому с самого детства обучают. Этому посвящены многочисленные тренинги и семинары. В наше время человек должен уметь хорошо и успешно общаться с окружающими, чтобы чего-то достичь.

Понятие и структура общения — Студопедия

Тема 3.1. Общение как феномен

План лекции:

  1. Понятие и структура общения
  2. Виды и формы общения
  3. Коммуникативная компетентность

Категория «общение», проблема общения является одной из центральных в психологической науке, наряду с категорией «мышления», «деятельность», «личность».

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность. В общении различают три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

1. Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

2. Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» — взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

3. Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия «социальных объектов». В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.


Рассмотрение трёх сторон общения в единстве – важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.


5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выберет конкретные средства, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стилей, методов общения.

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения:

  1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
  2. Формирующая функция общения проявляется в процессе психического развития человека. Известно, что на определенных стадиях развития поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и к самому себе опосредованы его общением с взрослым. В ходе дальнейшего развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы.
  3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, свою ценность. Еще У.Джемс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным».
  4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений для любого человека связано с установлением определенных эмоциональных отношений. Эмоциональные межличностные отношения не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, именно эмоциональность определяет специфику человеческого общения.
  5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутренний или внешний диалог). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Связь | социальное поведение | Britannica

Связь , обмен значениями между людьми посредством общей системы символов.

Связь Оператор у телефонного коммутатора, c. 1900. Encyclopædia Britannica, Inc.

В этой статье рассматриваются функции, типы и психология общения. Для лечения общения с животными, см. поведение животных. Для дальнейшей обработки основных компонентов и методов человеческого общения, см. язык; речи; письмо.По технологическим аспектам, включая устройства связи и информационные системы, см. радиовещание; Словарь; энциклопедия; обработка информации; теория информации; библиотека; печать; издательская деятельность, история; телекоммуникационные СМИ; телекоммуникационная сеть; телекоммуникационная система.

Тема общения касалась ученых со времен древней Греции. Однако до наших дней эта тема обычно включалась в другие дисциплины и воспринималась как должное как естественный процесс, свойственный каждому.В 1928 году английский литературный критик и автор И.А. Ричардс предложил одно из первых — и в некоторых отношениях все еще лучших — определение коммуникации как отдельного аспекта человеческого предприятия:

Коммуникация происходит, когда один разум воздействует на свое окружение так, что на другой влияет, и в этом другом В уме возникает опыт, который подобен опыту в первом уме, и частично вызван этим опытом.

Определение Ричардса является как общим, так и грубым, но его применение практически ко всем видам связи, включая связь между людьми и животными (кроме машин), отделило содержание сообщений от процессов в человеческих делах, посредством которых эти сообщения передаются. ,Совсем недавно были подняты вопросы относительно адекватности любого отдельного определения термина связи , как он используется в настоящее время. Американский психиатр и ученый Юрген Рюш выявил 40 разновидностей дисциплинарных подходов к предмету, включая архитектурные, антропологические, психологические, политические и многие другие интерпретации кажущегося простым взаимодействия, описанного Ричардсом. В целом, если включить такие неформальные коммуникации, как сексуальное влечение и игровое поведение, существует как минимум 50 способов межличностного общения, которые опираются на десятки отдельных интеллектуальных дисциплин и аналитических подходов.Поэтому коммуникация может быть проанализирована по меньшей мере 50 различными способами.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Интерес к общению стимулируется достижениями в области науки и техники, которые по своей природе привлекают внимание к людям как к общающимся созданиям. Среди первых и наиболее ярких примеров изобретений, появившихся в результате технологической изобретательности, были телеграф и телефон, за которыми последовали другие, такие как беспроводные радио и телеобъективы.Развитие популярных газет и периодических изданий, вещания, кинофильмов и телевидения привело к институциональным и культурным инновациям, которые позволили эффективно и быстро общаться между несколькими людьми и большим населением; Эти СМИ были ответственны за рост и социальную власть нового явления массовой коммуникации. ( См. Также теорию информации ; обработка информации; телекоммуникационная система.)Психологи в своих исследованиях поведения и разума разработали концепции общения, полезные для их исследований, а также для определенных форм терапии. Социологи определили различные формы общения, посредством которых мифы, стили жизни, нравы и традиции передаются из поколения в поколение или из одного сегмента общества в другой. Политологи и экономисты признали, что коммуникация многих типов лежит в основе закономерностей социального порядка.Под влиянием новых технологий, в частности высокоскоростных компьютеров, математики и инженеры пытались количественно оценить и измерить компоненты передаваемой информации и разработать методы для преобразования различных типов сообщений в количества или количества, поддающиеся как их процедурам, так и инструментам. Художники, архитекторы, ремесленники, писатели и др. Задают многочисленные и по-разному сформулированные вопросы, касающиеся общего влияния различных видов коммуникации. Многие исследователи, работающие в рамках соответствующих задач своих дисциплин, также искали возможные теории или законы причины и следствия, чтобы объяснить, каким образом на человеческие наклонности влияют определенные виды общения при определенных обстоятельствах, а также причины изменения.

В 1960-х годах канадский педагог Маршалл Маклюэн привлек внимание к области коммуникации, чтобы связать многие современные психологические и социологические явления со средствами массовой информации, используемыми в современной культуре. Часто повторяемая идея Маклюэна «среда — это послание» стимулировала многих кинематографистов, фотографов, художников и других людей, которые приняли мнение Маклюэна о том, что современное общество перешло (или движется) из «печатной» культуры в «визуальную». ,Конкретные формы, представляющие наибольший интерес для Маклюэна и его последователей, были связаны со сложными технологическими инструментами, к которым молодые люди особенно проявляют энтузиазм, а именно: кино, телевидение и звукозаписи.

В конце 20-го века основной интерес к коммуникации отошел от маклюнизма и стал концентрироваться на (1) отраслях массовой коммуникации, людях, которые ими управляют, и влиянии, которое они оказывают на свою аудиторию, (2) убедительных коммуникация и использование технологий для влияния на диспозиции, (3) процессы межличностного общения как посредники информации, (4) динамика вербального и невербального (и, возможно, экстрасенсорного) общения между людьми, (5) восприятие различных видов коммуникаций, ( 6) использование коммуникационных технологий в социальных и художественных целях, включая обучение в школе и вне ее, и (7) развитие соответствующей критики в отношении художественных усилий с использованием современных коммуникационных технологий.

Короче говоря, эксперт по коммуникациям может ориентироваться на любую из ряда дисциплин в области исследования, которая пока еще не подготовила для себя окончательный список вопросов и не согласовала конкретные методологии анализа.

Структура коммуникационного процесса и его виды

Структура коммуникационного процесса и его виды

Сам феномен общения носит целостный характер, однако в интересах теоретического анализа необходимо различать его структуру (от латинского — структура ), которая представляет собой совокупность внутренних связей и структуры, внутренней структуры объекта.

Отметим, что определение структуры изучаемого явления в данном случае коммуникации зависит от особенностей его изучения в рамках научной дисциплины, а также от уровня научного анализа.Поэтому понимание структуры и функций общения в психологии существенно отличается от структуры и функций общения в рамках философских знаний, в которых основное внимание уделяется моральному содержанию.

Структура общения может быть определена как набор базовых элементов, из которых развивается процесс общения.

Основные элементы связи:

• Предметы:

• потребности, мотивация и цели;

• Инструменты;

• способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;

• Результаты.

Люди, физические лица, выступают в качестве субъектов общения . В деловом общении субъектами общения являются не просто люди, а люди, которые имеют определенные статусы и выполняют ролевые предписания: сотрудники государственных организаций, сотрудники частных и государственных компаний, общественных объединений, учебных заведений, предприниматели и т. Д. Следует отметить, что субъектами общения могут выступать как отдельные лица, так и группы.

Простейшая модель связи может быть представлена ​​следующей схемой:

C1 — & gt; С2

Люди, которые приходят в общение, определенно мотивированы определенным образом, они понимают свои потребности и ставят определенные цели, решают профессиональные проблемы.

Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цель общения — , это то, для чего человек занимается этим видом деятельности. Цели общения разнообразны и представляют собой средство для удовлетворения всего спектра потребностей: социальных, биологических, культурных, познавательных, творческих, эстетических, личностного роста, нравственного развития и других.

Целью общения может быть само по себе, тогда общение действует как самоцель, средство удовлетворения потребности в общении; или быть вне взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело с деловым общением, , содержание которого определяется социально значимым субъектом общения.Целью общения может быть вовлечение партнеров в общение с ценностями и опытом друг друга, как представлено в личном общении , , которое сосредоточено главным образом на психологических проблемах внутреннего характера, тех интересах и потребностях, которые глубоко влияют на личность человека.

Трудно дать исчерпывающую классификацию целей коммуникации, учитывая разнообразие потребностей человека.

Средства связи — это способы кодирования, передачи, обработки и дешифрования информации, передаваемой в процессе связи.

Передача и восприятие информации осуществляется с помощью невербальных и вербальных средств коммуникации.

Невербальные (не вербальные) средства общения в основном врожденные и позволяют человеку (и высшему животному) взаимодействовать с другими людьми, стремясь к взаимопониманию на эмоциональном и поведенческом уровнях. Они включают выражения лица, жесты, зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и другие ощущения, воспринимаемые органами чувств.

Вербальное средство общения — устная и письменная речь в ее разнообразных формах.

В ходе своей эволюции человек изобрел различные технические средства записи, хранения и передачи информации (радио и видео оборудование, механическая, магнитная, лазерная и другие формы записи). В настоящее время наиболее важными средствами коммуникации являются компьютерные информационные технологии.

Способы взаимодействия и взаимодействия в процессе общения разнообразны. Взаимодействие может быть бесконфликтным или бесконфликтным, руководствуясь контролем или пониманием, может принимать форму конкуренции или сотрудничества.Не менее разнообразны способы взаимного влияния: внушение, убеждение, манипулирование, принуждение, просьба.

Результат общения определяется тем, насколько были удовлетворены потребности участников общения и была ли достигнута цель общения (или не достигнута).

Однако, если мы ограничимся анализом структуры общения только в этом аспекте, выделим предметы общения, средства общения, цели общения и т. Д.Тогда моральная составляющая исчезает из поля зрения.

В современной литературе по этике общения процесс общения рассматривается в широком смысле, принимая во внимание фундаментальный философский вывод о том, что общение — это способ быть человеком, в том числе:

1) стоимость;

2) антропологический;

3) нормативные элементы.

Если вы посмотрите на процесс общения с этой точки зрения, то его можно рассматривать с этико-философской точки зрения, поскольку:

• любое явление общения определяется определенными ценностями и само по себе представляет определенную значимость;

• любой процесс общения — это взаимодействие конкретных субъектов с определенными качествами, в том числе моральными;

• любой процесс общения — это совокупность определенных норм, правил, методов, форм человеческого взаимодействия.

В реальном процессе общения эти три структурных элемента существуют неразрывно, взаимно проникая друг с другом: люди общаются со своими, не всегда совпадающими системами ценностей, придерживаясь определенных норм и правил.

Связь чрезвычайно многогранна, попытки идентифицировать ее основные типы предпринимались неоднократно, но невозможно выделить единую основу для классификации.

В зависимости от из числа , общающихся, существует три типа общения: межличностных (между двумя или тремя субъектами), личностных групп (между одним человеком и группой) и межгрупповых.

В зависимости от целей , выделяются ритуал , манипулятивное и гуманистическое общение .

Цель ритуального общения — поддерживать общение с обществом, укреплять представление о себе как о члене общества. При таком общении партнер становится необходимым атрибутом выполнения ритуала.

С помощью ритуального общения осуществляется множество контактов и разговоров, которые снаружи, а иногда и изнутри кажутся бессмысленными, пустыми, поскольку на первый взгляд они совершенно неинформативны, неинституциональны, не имеют и не могут иметь никакого результата. ,Например, разговор о погоде, приветствие с шаблоном вопроса «Как дела?», За которым следует стандартный ответ: «Нормальный» — или разговор о детях, чьи дела никому не интересны, кроме их родителей. Участники такого общения стараются избежать любого конфликта мнений. Наиболее показательным является ритуал общения на праздновании юбилея или телеграммы для выхода на пенсию. Заслуженный работник выставлен на пенсию. Коллеги в прощальных речах рассказывают о неоценимом вкладе юбилея в развитие фирмы, его огромном опыте, сожалеют о его уходе, и в то же время многие тайно радуются, что эта вакансия освободилась, что не следует проявлять уважение и считаться с достоинствами юбилея.Представьте, что герой дня поверил в эти речи, как герой фильма «Старые грабители», и решил работать. Будут ли его коллеги довольны этим решением? Ритуальное общение — это общение, но шаблон и не затрагивает самые важные проблемы и интересы человека.

Манипулятивное общение определяется как таковое, в котором партнер рассматривается как средство достижения внешних целей к

.

видов связи

Связь

Общение означает передачу мыслей, информации, эмоций и идей с помощью жестов, голоса, символов, знаков и выражений от одного человека к другому. Три вещи являются наиболее важными и важными в любом процессе коммуникации: отправитель, получатель и канал (среда).

Отправитель кодирует сообщения в любой форме, например, голосом, письмом или любыми знаками. Поэтому их часто называют Encoder.Получатель декодирует сообщение от отправителя, чтобы понять сообщение. Поэтому их часто называют декодером.

Канал

: Любое сообщение или информация требует некоторого канала или носителя. Пример: телевидение — это аудиовизуальная среда, которая декодирует электронные сигналы в аудиовизуальную аудиторию.

Существует 2 основных типа связи:

  • Устное общение
  • Невербальное общение

Устная коммуникация

Общение происходит через устные, устные или письменные слова, которые выражают или передают сообщение другим, называется устным общением.

Пример: плач ребенка (вокал) — это устное общение, выражающее голод или боль через голос.

Вербальное общение имеет два типа

A. Устная коммуникация

B. Письменное сообщение

  • A. Устное общение: Общение, которое происходит через сарафанное радио, устные слова, разговоры, а также любые сообщения или информацию, передаются или обмениваются между собой посредством речи или сарафанного радио, называется устным общением.Пример: публичные выступления, чтение новостей, телевидение, радио, телефонные и мобильные разговоры.
oral communication
  • B. Письменное общение : общение происходит через любое слово, написанное или часто написанное знаком, которое ссылается на языки, используемые на любом носителе, называется письменное общение. Пример: просто любой рукописный, печатный, газета, печатные документы, письма, книги и журналы.
written communication
  • Невербальное общение : Любое общение без устной речи, устных слов, разговора и письменных языков называется невербальным общением.Это происходит через знаки, символы, цвета, жесты, язык тела или любые выражения лица, известные как невербальное общение. Дорожные сигналы являются одним из лучших примеров невербального общения.
Non-Verbal Communication ,
Общение в командной работе — Организационная психология

Общение в командной работе

Связь рассматривается как обмен информацией между людьми с целью выявления проблем и поиска решений. Понятие общения имеет двойное значение. Во-первых, он фиксирует статистику взаимодействия, например, акт, письменный документ, несущий информацию, и посредством этого устанавливает и поддерживает фактические контакты. Во-вторых, он фиксирует динамику, процесс взаимодействия, контакты, отношения.

Коммуникационные отношения имеют объективную и субъективную сторону. Объективная сторона — это ссылки, независимые от характеристик отдельных лиц, обеспечивающие и контролирующие содержание и характер взаимодействия; это система должностных, служебных отношений, определяемая статусом должностного лица, инструкциями, инструкциями, правилами, положениями, картами функциональных обязанностей, штатного расписания. Субъективная сторона — — это сознательное отношение людей друг к другу, основанное на индивидуальности.Известно, что люди ведут себя по-разному в одной и той же статусной позиции, то есть придерживаются разных моделей поведения, разных социальных ролей.

Коммуникативный процесс осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми. Основной целью межличностного общения является достижение взаимопонимания. Коммуникация — это социальный процесс, отражающий социальную структуру и выполняющий в ней обязательную функцию: достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого из ее элементов.Ниже приведены основных функций коммуникативного процесса.

1. Управление (мотивация правовых отношений) является генетически и структурно начальным. Управленческие коммуникации — это совокупность информационных связей между субъектами управленческой деятельности в вертикальной, горизонтальной (внутренней среде) и с внешней социальной средой. Коммуникация в системе управления — это официально регулируемое законом целенаправленное движение отдельных субъектов управления в социальную общность при сохранении определенной независимости и индивидуальности, стоящей за ними.В управленческой деятельности коммуникационное взаимодействие осуществляется через функциональные связи участников управления. В коммуникационных потоках важна синхронность, надежность, адекватность на всех этапах коммуникативного процесса — при получении, передаче и обработке информации, во всех элементах ее структуры.

2. Фатик, связанный с установлением и поддержанием контактов. Провозглашение организационных норм и ценностей, влияние на взгляды и позиции людей, развитие понимания важности изменений и улучшений.Улучшить коммуникацию (взаимодействие между сотрудниками одного или нескольких подразделений).

3. Информативный характер характеризуется передачей реальной или вымышленной информации, обеспечивающей предоставление и получение обратной связи. Межличностное общение связано с расширением знаний и в результате развивает такие навыки, как способность эффективно выслушивать, расставлять приоритеты, планировать действия; изменить отношение людей и их поведение. Реализация этой функции позволяет сотруднику изучить и использовать все возможности своей личности в контексте командной работы.

4. Эмоциональное (стимулирование эмоционального опыта) реализуется в форме поощрения в организации взаимного сотрудничества и развития чувства общности, мотивации людей к действиям. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон делового взаимодействия в команде.

5. Стимул (убеждение, предложение, заказ, запрос) обеспечивает стимулирование обучения команды и обмена знаниями, обеспечение постоянного обновления знаний сотрудников и достижения прозрачности.Эта функция помогает создать доверие и взаимное доверие в команде.

6. Регуляторный (формирование поведенческих навыков в повседневных и конфликтных ситуациях) характеризуется разработкой алгоритмов совместного решения проблем. В ходе регулирования и координации индивидуальных усилий с последующим созданием единого, упорядоченного организационного процесса члены команды становятся более уверенными в своих способностях.

Типы связи классифицируются по следующим критериям:

1.Содержание отношений между участниками варьируется: межличностное, публичное, массовое. Массовая коммуникация — это систематическое распространение сообщений (посредством печати, радио, телевидения, кино, звукозаписи, видеозаписи) среди большой, рассеянной аудитории с целью установления духовных ценностей и оказания идеологического, политического, экономического или организационного влияния на оценки людей. , мнения и поведение. В системе массовых коммуникаций коммуникация в управлении особенно важна.

2. С помощью общения — речь (письменная и устная), паралингвистическая (жест, выражение лица, мелодия), материальный знак (продукция производства, изобразительное искусство).

3. По степени адекватности выделяется конгруэнтное общение, в котором все сообщения, как вербальные, так и невербальные, соответствуют определенному передаваемому значению. Pecongrant — будет тот, в котором слова и поведение передают различные противоречивые сообщения. Важно отметить несоответствующее поведение как собеседника, чтобы вы сами и могли эффективно на него реагировать.

4. По степени произвола выделяется преднамеренное и непреднамеренное общение. Преднамеренное общение — это своего рода общение, которое способно генерировать и передавать различные чувства, которые говорящий не понимает, воспринимая с опорой на коммуникативную ситуацию и речевой контекст. Существуют следующие онтологические признаки непреднамеренного общения: целеустремленность, полиинтонциональность, спрос, автоматизация, рационализация, объективность, экспликация, ситуационизм, провокационный и эстетический характер.

Непреднамеренное общение — это общение, в коем случае

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *