Стереотипы это что: Что такое стереотип простыми словами? Примеры стереотипов

Что такое стереотип простыми словами? Примеры стереотипов

Некоторые слова, употребляющиеся как в разговорной речи, так и в качестве научных терминов, имеют несколько значений. К примеру, что такое стереотип? Это слово звучит в разговорах достаточно часто, его нередко слышно с телевизионных экранов, встречается термин и в печатных изданиях.

Благодаря такой распространенности, повсеместности употребления слово воспринимается хорошо знакомым, и вопросами о его смысле, как правило, никто не задается. Однако ответить на вопрос о его значении смогут далеко не все.

В чем изначальный смысл?

Большинство людей привыкли относить понятие «стереотип» к социологии, психологии и иным научным направлениям, предметом изучения которых является поведение, мышление или же характер человека. В разговорной речи оно звучит именно в таком контексте. Между тем изначально слово не имело никакого отношения к описанию образа мышления, характеристикам отдельных людей или же общества в целом.

Изначально «стереотип» — название части оборудования, предназначающегося для типографской печати. Так называется форма, представляющая собой монолит и являющаяся фактической копией с готового типографского набора или же отдельного клише. Эта форма вполне рабочая и предназначается для использования в типографских машинах.

Откуда появилось само слово?

Разобраться в значениях того или иного термина либо же слова, понять, по каким причинам оно употребляется в том или ином контексте, гораздо проще, если представлять себе историю происхождения.

Что такое стереотип, как слово? Откуда оно появилось? Это сочетание двух греческих слов. Первое из них – στερεός. Оно переводится на русский язык так – «объемный». Второе слово – τύπος, его значение – «отпечаток».

Что подразумевается в повседневной речи?

Разумеется, при употреблении в разговорах у слова «стереотип» совершенно иной смысл, не имеющий ничего общего ни с греческим языком, ни с печатным промыслом. Произнося «стереотип», люди обычно имеют в виду его значение, принятое в социологии и психологии.

Попросту говоря, в разговорах, речах телевизионных ведущих и политиков, в газетных статьях термином «стереотип» характеризуются типы человеческого мышления и поведения, общественные явления или же поступки конкретных личностей.

Есть ли общее определение?

Стереотип — что это означает простыми словами? Существует ли единое определение для этого термина, обобщающее все его современные значения? Безусловно, подобное определение есть, поскольку понимание того, что именуется стереотипом в психологии, философии и социологии, весьма схоже между собой.

Нарушение стереотипов

Стереотип в психологии – это устойчивое, зачастую полностью или же частично не соответствующее действительности, представление о чем-либо. Таким же смыслом термин наделяют философы и социологи. Разумеется, есть и более узкие, специфические определения, относящиеся к конкретному варианту употребления данного термина.

Есть ли схожие понятия?

Наиболее близкими по смыслу к понятию «стереотип» являются слова «клише» и «предрассудок». Зачастую при разговорах люди апеллируют всеми тремя понятиями, вкладывая в них совершенно одинаковый смысл.

Термины действительно похожи в своем значении, хотя и не полностью идентичны. Поэтому, перед тем как употреблять их в качестве взаимозаменяемых, нужно иметь общее представление о различиях в смысле.

Также близки по смыслу понятию «стереотип» такие явления, как традиции, культурные обычаи, различные социальные концепции.

Чем отличается стереотип от предрассудков и клише?

Предрассудок – это гибкое понятие, способное измениться в зависимости от конкретных обстоятельств. Предрассудки можно выявить, они поддаются учету и коррекции, меняются в течение жизни. Возникают предрассудки на основе как устойчивого восприятия чего-либо, так и в результате сиюминутных эмоций. Таким образом, предрассудок может появиться вследствие наличия стереотипа.

Основное отличие же в том, что стереотип практически не поддается корректировке, а предрассудки с легкостью возникают в сознании и так же просто покидают его или же меняются. Также слово «предрассудок» имеет узкое, в сравнении со стереотипом, применение. Оно употребляется исключительно для характеристики особенностей мышления, восприятия чего-либо людьми. Какие-либо события, общественные явления этим слово не описываются.

Клише – еще один термин, пришедший в повседневную речь из науки, изучающей человеческое поведение, из типографий. Этот термин более близок к пониманию слова «стереотип», чем «предрассудок». Обобщенно термин «клише» означает стандарт, образец, неизменную, застывшую форму чего-либо. Он применим к различным областям – человеческой речи, оформлению печатных текстов, манере нанесения макияжа, искусству и прочему. Даже в имидже политиков присутствует клише. В этом и заключается отличие термина от понятия «стереотип». Клише не меняющаяся форма чего-либо, способная являться образцом для действия. К примеру, образцы для заполнения бланков – это тоже клише. Стереотип же такого значения не имеет.

Какими могут быть стереотипы?

Разбираясь с тем, что такое стереотип, не обойтись без классификации. Образно говоря, «разложив по полочкам» различные варианты применения этого термина, гораздо проще понять, как им правильно пользоваться.

Стереотипное представление о человеке и реальность

Наиболее часто в обыденной жизни приходится сталкиваться с такими видами стереотипов:

  • поведенческие;
  • общественные;
  • связанные с мышлением;
  • ассоциативные;
  • гендерные.

Хотя стереотип в психологии – это гораздо более широкое понятие, чем вышеперечисленные типы, но именно с ними сталкиваться в жизни приходится практически ежедневно.

О поведенческих стереотипах

Этот тип стереотипов большинством людей воспринимается как нечто должное, незыблемое и совершенно естественное. Многие даже не понимают, что сталкиваются со стереотипом.

Мужчина и женщина перед поездкой

Что такое стереотип в поведении человека? Согласно определению, это особая, сложившаяся система поведенческих реакций и навыков, характерная для отдельной группы людей. Обусловлены такие стереотипы могут быть возрастом, этнической принадлежностью, культурными ценностями, социальным статусом и прочими аналогичными факторами.

Примером таких стереотипов является поведение подростков, сопутствующее периоду гормональных перемен в организме. Так называемый «подростковый бунт» — это именно поведенческий стереотип. Другим, не менее устоявшимся стереотипом является ожидаемое поведение от представителей «привилегированных» прослоек общества. От так называемой «элиты» всегда ждут проявлений снобизма, эгоизма, нарциссизма и прочих аналогичных качеств.

Об общественных стереотипах

Социальные стереотипы тоже, безусловно, напрямую связаны с поведением и мышлением людей, однако они характеризуют не отдельного человека или конкретную группу, а общество в целом.

Общественные стереотипы – это предсказуемые, устойчивые реакции на что-либо, характерные для подавляющего большинства людей, проживающих в одной местности или же объединенных иным фактором. Возникают эти реакции на почве ограниченности в понимании чего-либо или же из-за нехватки информации.

Стереотип в восприятии России иностранцами

Такие общественные реакции могут быть как позитивными, так и негативными. Причем предсказуемы и те, и другие. Самые яркие примеры негативных стереотипов – реакции людей на действия правительства страны. Как правило, такие реакции включают в себя целую цепочку из событий, имеющих причины и последствия. Например, волна протестов, сбор подписей и прочие варианты проявления общественного отрицательного отношения, ставшего ответом на недавнюю пенсионную реформу в нашей стране, и есть общественным или же социальным стереотипом.

О стереотипах в мышлении

Под этим, как правило, подразумеваются личностные особенности восприятия. Между тем стереотипы мышления могут быть характерны не только для отдельно взятого человека, но и для группы людей или же общества в целом.

Стереотип восприятия социального статуса

Под этим словосочетанием подразумевается два основных варианта понимания термина. Первый – неспособность человека или же группы людей самостоятельно мыслить из-за обилия навязываемых средствами массовой информации, традициями, пережитками или чем-то иным шаблонов восприятия, рассуждений, выводов. Второй – ограниченность в восприятии чего-либо, характерная для конкретного человека. Эта особенность восприятия обусловлена воспитанием, привычными и общепринятыми устоями, нормами морали и культурными ценностями.

Об ассоциативных стереотипах

Об этом типе стереотипов вспоминают не особо часто. Между тем ассоциации, рождающиеся в человеческом сознании, практически полностью основываются на различных стереотипах. На то, каким окажется ассоциативное восприятие, влияют устоявшиеся обычаи, традиции, представления из разных областей жизни.

Например, если синоптики в прогнозе сообщают о дожде, то большинство людей одеваются потеплее и не забывают о зонтике. И только единицы подумают не о зонте, а о плаще-дождевике. То есть дождь у подавляющего большинства людей ассоциируется с зонтами.

Или же в качестве примера можно привести праздники. Рождество ассоциируется с нарядной елкой, подарками, распродажами и прочим. Это и есть ассоциативный стереотип.

О гендерных стереотипах

Стереотипы в отношениях между людьми, касающиеся особенностей восприятия, связанных с половой принадлежностью, встречаются повсеместно. Это и предубежденность в отношении внешнего вида, и уверенность в том, что у женщин и мужчин должны быть строго определенные социальные роли.

К примеру, самые распространенные стереотипы о мужчинах:

  • добытчик, содержащий семью;
  • физически сильный человек, легко справляющийся с тяжелой работой;
  • сексуально активный;
  • лидер или, наоборот, подкаблучник.

Этот перечень можно продолжать до бесконечности. Отводимая мужчинам шаблонным восприятием большинства людей социальная роль неизменно связана с зарабатыванием денег, общественной активностью, карьерой, достижениями в какой-либо области и, разумеется, физической силой.

Типичное восприятие женщин и мужчин

Например, мужчина, занимающийся домашним хозяйством, воспитывающий детей или же вышивающий крестиком, неизменно воспринимается в качестве неудачника, человека, не способного ни на что. А вот женщина, проводящая свои дни в доме и занимающаяся созданием уюта, наоборот, традиционно воспринимается как состоявшаяся личность, удачно устроившаяся в жизни. Подобное восприятие и является одним из гендерных стереотипов.

Разумеется, исключительно социальными ролями стереотипность, касающаяся половой принадлежности, не ограничивается. Одним из наиболее ярких примеров является дресс-код, вводимый в различных крупных фирмах, корпорациях и прочих подобных местах. Как правило, такие предписания и требования к внешнему виду человека основываются именно на его половой принадлежности. Женщинам обычно предписывается носить юбки. Брючные женские костюмы приветствуются далеко не везде.

Недовольный посетителем официант

А вот типичное восприятие внешнего вида персонала к этому типу стереотипов не имеет никакого отношения. Например, требование к внешнему виду официантов или барменов в статусных ресторанах – «белый верх, черный низ», или же дресс-код для работников клубов, продиктованный стилевой направленностью заведения, вызваны вовсе не стереотипами. У таких особенностей восприятия персонала посетителями, как и у руководства заведений, требующего соблюдения внешнего дресс-кода, совершенно иная природа.

Стереотип — это… Что такое Стереотип?

Проблемы с содержанием статьи Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Стереоти́п (от др.-греч. στερεός — твёрдый, объёмный[1] + τύπος — отпечаток) изначально — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия стереотип, в зависимости от методологического направления научной школы.

В общем случае, стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д.

Западная традиция (У. Липпман)

Обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык[2].

Экономия усилий

Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов — это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем — это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

Разметка мира

Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.

Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще.

Система стереотипов — не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Стереотипы и предрассудки

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 19 мая 2011.

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных (априорное) суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков.

В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы, например, подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным[3], поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки, которые бывают только негативными (в книге Гадамера Г. Г. «Истина и метод» удачно осуществлена апология предрассудков и показано, что предрассудки бывают и позитивными).

Динамика стереотипов

Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определённой степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её.

Половые стереотипы

Половые стереотипы — это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о половой специфике социальных ролей.

Советская традиция

Схема стереотипа

В 1920—1930-е годы физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым «динамической стереотипией». В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.

Определение динамического стереотипа (по И. П. Павлову) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответствует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула[4].

Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».

Содержательно связь между «динамической стереотипией» Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпман акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов — на физиологии нервной деятельности.

Примечания

Литература

См. также

Стереотип — Википедия

Стереоти́п (от др.-греч. στερεός — объёмный[1] + τύπος — отпечаток) изначально — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин.

В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия стереотип. В общем случае, стереотип — неверное, ложное представление о чём-либо (например, об особенностях людей).

Западная традиция (У. Липпман)

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т.к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, 13 из 33 симпозиумов были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге «Общественное мнение» Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык.

Экономия усилий

Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов — это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своём — это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

Разметка мира

Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.

Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идёт о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще.

Система стереотипов — не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращённый и упрощённый путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Стереотипы и предрассудки

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных (априорное) суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтён и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков.

В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как об исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы, например, подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным[2], поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки, которые бывают только негативными (в книге Х.‑Г. Гадамера «Истина и метод» удачно осуществлена апология предрассудков, а также показано, что предрассудки бывают и позитивными).

Динамика стереотипов

Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определённой степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях, когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её.

Гендерные стереотипы

Половые стереотипы — это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о половой специфике социальных ролей.

Советская традиция

Схема стереотипа

В 1920—1930-е годы физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым «динамической стереотипией». В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.

Определение динамического стереотипа (по И. П. Павлову) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответствует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула[3].

Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».

Содержательно связь между «динамической стереотипией» Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпман акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов — на физиологии нервной деятельности.

См. также

Примечания

Литература

что это такое и чем они плохи?

На протяжении жизни мы накапливаем множество стереотипов. Сначала они мешают нам учиться, потом – завязывать отношения, работать, общаться. Поэтому отношение к понятию часто бывает негативным. Но кто выдумал эти шаблоны мышления? Зачем они нужны, если они не оставляют нам свободы действий? И как научиться распознавать свои стереотипы? В одной статье рассказать обо всех шаблонах мышления не получится. Но можно поговорить о самых популярных.

Что такое стереотип?

Стереотип — это шаблонное мнение о человеке, явлении, социальной группе или событии. Шаблоны мышления – результат эволюции. Они есть у всех людей, поэтому лучше принимать их как данность. В нашем мозге заложен определенный лимит познания, внимания, творческого размышления. Чтобы экономить энергию мозг упрощает картину мира, делает ее более понятной.

Стереотипы — это установленные в нашем мозге автоматизированные программы, которые аккумулируют генетический и приобретенный опыт. То есть наша генетика – это некий фундамент для шаблонов мышления. Но сами стереотипы не являются чем-то врожденным. Они возникают из информации, которую дают нам родители и окружение.

Нашим пращурам шаблоны мышления помогали не только жить, но и выживать. Когда к мохнатому предку приближался враг, ему некогда было философствовать: бежать или поразмышлять. Кто побежал – выжил, философы были съедены. Так что исторически деление по цвету кожи, религии, полу, способу общения было полностью оправдано. Многие люди и сегодня остаются консерваторами: чтят старые традиции, не признают чужаков и учат всему этому детей.

Наша жизнь меняется так быстро, что стереотипы, которые мы переняли у наших предков, перестают нас защищать. Иногда предубеждения завладевают нами настолько, что приобретают негативную окраску и заметно искажают реальность.

Пройти тест на характер человека

Примеры стереотипов:

  • Женщины мечтают о любви, а мужчины хотят только секса.
  • Женщины любят только богатых/мужчины любят длинноногих блондинок.
  • Все богатеи – воры.
  • Заработать много денег честным трудом невозможно.
  • Бьет – значит любит.
  • Самое дорогое – самое качественное.

Но есть и хорошая новость: стереотипы не являются чем-то постоянным, они могут разрушаться. Например, после переезда в другую страну, рассеиваются многие культурные, этнические или расовые предубеждения. Многие, но не все.

История понятия «стереотип».

Слово стереотип произошло от двух греческих слов: «твердый» и «удар». В переводе значит «след от удара» или «твердый отпечаток». Впервые было использовано в 1796 году в типографском деле, где стереотипом называли монолитную печатную форму или клише, с помощью которой можно было печатать страницу целиком. В метафорическом смысле стереотип – это зафиксированный вариант чего-либо, сложившийся стандарт.

В 1922 году американский писатель, журналист Уолтер Липпман (1889-1974) ввел термин «социальный стереотип» – эмоционально окрашенный, устойчивый образ группы, который переносится на всех ее представителей. В такой модели беспорядочный, многообразный мир представляется четким и разделенным на категории. Такое своеобразное «расчленение» общества – это защитный механизм, без которого людям было трудно сосуществовать.

У. Липпман описал четыре свойства шаблонного мышления:

  • Упрощение реальности. Предубеждения описывают окружающий мир двумя-тремя словами (например: все мужики – козлы/ все бабы – стервы).
  • Ложное утверждение. У каждого народа или нации есть исторически сложившиеся шаблоны относительно чужой культуры, представителей других народов. Например, англичан многие представляют аристократичными снобами, а индусов – худыми йогами в позе лотоса. Но англичанин или индус не обязан соответствовать нашим представлениям о нем.
  • Воплощение чужого жизненного опыта. Когда мы взрослеем, мы впитываем чужие стереотипы, не подвергая их переосмыслению, критике.
  • Неизменность. Предубеждения сильнее реальности. Если женщина убеждена, что «путь к сердцу мужчины лежит через желудок», она будет кормить каждого знакомого. И если встретит равнодушного к еде мужчину, решит, что это был единственный в мире мужчина, который не любит поесть.

Позже благодаря работам американского философа Хилари Патнэма (1926-2016) стереотип активно изучается в лингвистике. Патнэм развивал гипотезу разделения языкового труда, согласно которой в каждом трудовом коллективе формируются термины, определения и языковые обороты, понятные только членам этой группы. Например, на своем особом языке говорят программисты, врачи, юристы. Причем они используют не только терминологию, но и свои профессиональные анекдоты, шутки.

Стереотипизация многопланова. Она проявляется в разных сферах деятельности человека и изучается многими науками: социологией, политологией, культурологией, этнографией, психологией, лингвистикой, когнитивистикой. Жесткие шаблоны мышления порождают предрассудки к людям с особыми потребностями, с разным цветом кожи, к представителям сексуальных меньшинств или религиозных конфессий. Они активно обсуждаются и осуждаются в обществе. С предубеждениями воюют феминистки, политические и общественные деятели, международные организации ООН и ЮНЕСКО.

Но существуют шаблоны восприятия, которые являются частью нас самих. Они срастаются с нами настолько, что мы даже не догадываемся об их существовании. Бороться со своими стереотипами приходится самостоятельно.

Пройти тест на тип восприятия

5 стереотипов, которые мешают нам жить.

Негативная сторона стереотипов – предрассудки. Когда мы предвзято смотрим на окружающих, часто действуем несправедливо или вредим сами себе, своему будущему.

Этностереотипы.

Этностереотипы – это шаблонные представлениях о своем и других народах. Они существовали всегда и продолжают существовать. В большинстве случаев этностереотипы вредят взаимопониманию и приводят к нерадостным последствиям. Но если предубеждения против «чужаков» признаются нормой, они становятся благодатной почвой для расизма, терроризма, крайнего национализма, дискриминации. Если задать себе вопрос о жителях других стран, воображение сразу рисует образ «типичного» представителя:

  • «Типичный американец»: дружелюбный, трудолюбивый, самоуверенный, вечно спешащий.
  • «Типичный китаец»: низкорослый, бесцеремонный, шумный, жующий один только рис.
  • «Типичный англичанин»: сдержанный, пренебрежительный, держащий чашку чая в одно руке, тарелку овсянки в другой.
  • «Типичный француз»: самодовольный, модный, любвеобильный, любящий поедать улиток и лягушек.

Мы смеемся с анекдотов про чукчей или армянское радио, любим пошутить о неторопливости финнов или скупости евреев. Разумеется, этностереотипам, на которых строятся анекдоты, можно не придавать особого значения. Но повседневные стереотипы о представителях других культур в первую очередь вредят нам самим. Этнические предрассудки можно сравнить с шорами, которые сужают наш кругозор, мешают знакомиться, влюбляться, общаться, наслаждаться культурой других стран.

Гендер или пол.

Гендерные стереотипы – это устоявшиеся искаженные представления о женских и мужских образах. Представления о мужчинах и женщинах формировались на протяжении всей истории, начиная со времен мужчин-охотников и женщин-хранительниц домашних традиций. Дополнительных штрихов к портрету добавили античные мифы, романтические баллады. В XXI веке гендерные роли изменились, но мифы о «Альфа-самце» и «Нежной нимфе» все так же популярны. Перечислим те самые, набившие оскомину:

  • Мужики не плачут.
  • Роль женщины 3К: киндер, кюхе, кирхе (дети, кухня, церковь).
  • Все блондинки – глупые.
  • Домашняя работа для мужика – позор.

Звучит бредово, правда? Но именно на этом воспитывались многие из нас. Такое шаблонное мышление действует как увеличительное стекло, которое еще больше подчеркивает различия между мужчиной и женщиной. Зато если не противопоставлять мужское женскому, отношения станут более интересными, красочными и разноплановыми.

Отношения и семейная жизнь.

В наши головы с детства вкладывают шаблоны об идеальных отношениях. Большинство информации мы получаем от родителей, но свои коррективы вносят книги и рассказы окружающих «о том, как надо». Часто юноши и девушки завязывают отношения и вступают в брак, надев розовые очки. Главное правило прочных отношений звучит так: никто не знает, как будет лучше именно для вас. Но есть несколько популярных шаблонов, которые наверняка приведут к неприятностям и усложнят жизнь:

  • Он изменится после свадьбы.
  • Своего человека я узнаю с первого взгляда.
  • Настоящая любовь – это всегда праздник.
  • В отношениях не должно быть обязательств.
  • Противоположности притягиваются.

Иногда отношения рушатся из-за ерунды и время спустя мы вздыхаем: «почему я позволил(ла) своим предубеждениям мной руководить». Шаблоны часто помогают нам в разных жизненных ситуациях, но в основном – мешают. Ведь культурные и гендерные коды постоянно меняются. То, что было нормой для наших родителей, уже не всегда применимо в нашей жизни.

Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

Реклама.

В 2012 году законом запретили рекламу лекарств «людьми в белых халатах». Потому что людям, напоминающим докторов, мы доверяем безотговорочно. Легче было ввести запрет на законодательном уровне, Чем попытаться развенчать этот стереотип. Стереотипы потребителей – это, как правило, общепринятые предубеждения. Это могут быть образы, люди, фразы, интерьеры. Используя свои стереотипы, мы сами «дорисовываем» недостающее и начинаем верить:

  • В то, что ежики носят на спине спелые яблоки прямо на завод (хотя ежи поедают жуков и червей).
  • В то, что вкусную сметану и кефир готовит бабушка в глиняном горшочке (типичный стереотип деревенской жизни).
  • В то, что наручные часы носят преуспевающие бизнесмены или искусные соблазнители, привлекающие женщин (использование гендерного стереотипа).
  • В то, что советам пожилой женщины можно доверять (знаменитая тетя Ася и бабушка мистера Пропера).

Стереотипы в рекламе – массовое явление. Их используют небольшие компании и крупные бренды. При разработке рекламы подключают психологов, поэтому мы регулярно попадаемся на новые уловки или манипуляции. Противостоять такому напору сложно, но реально. Стоит подключить здравый смысл и исходить из своих потребностей, а не из обещаний.

Питание и ЗОЖ.

Здоровый образ жизни сегодня в моде. И это прекрасно. Но кроме пропаганды правильного питания и спорта нам предлагают очередные стереотипы, в которые мы охотно верим. Еще недавно популярно было мнение о «широкой кости», которая не дает похудеть. Потом в почете были белковые или безуглеводные диеты, без которых сбросить вес было немыслимо. На волне современного энтузиазма мы покупаем беговые кроссовки и мультиварку, но почему-то снова не худеем. Возможно, в этом виновны наши предубеждения:

  • Похудение невозможно без клизмы.
  • Чем меньше ешь, тем быстрее похудеешь.
  • Можно похудеть, если не есть после 6 часов вечера.
  • Экзотические фрукты и овощи лучше, чем родные.
  • Самые полезные продукты – обезжиренные.

Иногда мы сами себя обманываем и верим только тому, чему хотим верить. Но чаще – попадаемся на рекламные уловки или обещания мгновенного похудения. Но, прежде чем закупать диетическую газировку или соевое молоко, стоит подключить здравый смысл и интуицию. Ведь стереотипы относительно здорового образа жизни могут стоить нам слишком дорого. Здоровые продукты оказываются не такими уж здоровыми, хотя стоят в разы дороже аналогов.

Выводы:

  • С точки зрения психологии стереотип – это мыслительный робот, который сортирует информацию, поступающую в наш мозг.
  • Стереотипы – это хорошо. Они экономят мыслительную энергию, помогают нам мгновенно реагировать на происходящее.
  • Стереотипы – это плохо. Они ограничивают наши возможности, делают действительность более примитивной.
  • Со стереотипами жизнь спокойнее, а без них – интереснее.
  • Шаблоны мышления – не врожденные. Они могут меняться под действием обстоятельств или с усилием воли.
  • Негативная сторона стереотипов – предрассудки, которые усложняют нашу жизнь.
  • Шаблоны мышления не учитывают индивидуальных различий между людьми, поэтому могут стать причиной социального расслоения или дискриминации.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Что такое стереотипы и какое влияние они оказывают на поведение человека

19 июня 2020 в 15:55

Чуть ли не каждый день приходиться слышать это слово интересного звучания. И когда его слышишь первый раз, не возникает никаких ассоциаций. Но мы часто встречаем мнение, что стереотипы вредны. Как же их «вычислять» и не попадать под их влияние?

Влияние стереотипов

С греческого языка слово «стереотип» переводиться дословно, как «твердый отпечаток чего-либо». Изначально это слово использовалось в типографии.

Там стереотипом называли монолитную печатную форму, копию с клише или типографского набора, которая использовалась для печатных машин.

Затем позднее это слово прижилось в социологии и психологии. В этих науках его определение звучит, как отношение устоявшегося характера к событиям, которые происходят, поступкам, действиям.

Так как человек социальное создание, то ему на протяжении всей своей жизни приходиться находиться в окружении других людей.

Нам всегда приходиться, совершая поступки думать о том, что скажут окружающие, одобрят или наоборот отзовутся негативно. Поэтому мы всегда должны придерживаться определенных моделей поведения, прислушиваться к чужим советам и мнениям.

Итак что такое стереотипы? Это в первую очередь определенные устоявшиеся мнения и правила. К ним общество, старается всех приравнять. Они загоняют нас в определенные рамки. Все считают, что именно так должно быть, а на вопрос, почему, ни кто не может дать ответа.

Скорее всего, можно услышать одно распространенное общее мнение – так принято. А где, когда и кем, не уточняется. Вообще сами стереотипы возникают долго, сформировавшись с большинства мнений окружающих.

Но искоренять их гораздо дольше и сложнее. Стереотипа можно так же назвать инструкции, полученные нами от наших недавних предков. Например, сказало общество, что если мужчина младше женщины, такой брак не допустим и мы до сих пор с трудом изживаем это.

Понятие стереотипов обширное. Но оно в первую очередь заключает в себе боязнь. Страх поступить так, как не принято в обществе и быть отвергнутым. Пойти против социума, навредить себе.

Формируя стереотипы, общество забывает учитывать то, что каждый человек индивидуален и нет стандартных повторимых ситуаций. Зачем тогда они нужны и живут до нынешнего времени? Ответ прост, и лежит на поверхности. В первую очередь, для того чтобы, сделав что-либо не так мы могли себе сказать, что исход был заранее предопределен, основываясь на ранее выдуманном стереотипе.

Установки и стереотипы

Что такое стереотипы и какое влияние они оказывают на поведение человека

Вы когда-нибудь слышали термин «теория установки»? Этот термин заимствован из психологии. Мы так часто им пользуемся, что сами того не замечаем. Но вот с концепцией мы мало знакомы.

У кого-то возникнет совершенно справедливый вопрос: зачем нам забивать голову концепцией, если мы и так очень успешно используем эту «теорию установки» на практике? На это можно коротко и ясно ответить: кто владеет информацией, владеет миром.

Дело в том, что когда мы узнаем больше об этой самой теории, мы сможем умело ею манипулировать, что произведёт к производительности во многих наших делах.

Также, это поможет нам понять, где и как кто-то пытается манипулировать нами. После мы сможем это предотвратить и очень умело сманипулировать самим манипулятором.

Очень часто я использовала термин «манипулировать». Это потому что, сама теория установки — часть манипуляторского процесса. Словесная часть. И знать её необходимо каждому, поскольку мы постоянно общаемся друг с другом, обмениваемся информацией и это нередко, приводит к изменению наших мнений и приоритетов.

Вот возьмем, к примеру, слухи. Кто-то вам сказал, что ваша хорошая подруга Анька говорила кому-то о том, что вы толстая и безалаберная неряха. Это довольно обидные высказывания для каждой женщины, а, тем более, что они якобы произнесены из уст любимой подруги.

О чём в такую минуту мы думаем? Ах, как она могла? Я же так ей доверяла! И платье своё любимое ей подарила, потому что оно ей тоже очень нравилось. И всеми проблемами с ней делилась и ей беды выслушивала. Ну, всё….. И дальше у каждого свои действия.

Хотя это не истина, многие могут даже не обратить внимания на такого рода слухи. Но всё же, на заметочку себе возьмут. И подруге доверять станут меньше. Хорошо, если подруга действительно такое говорила (в том смысле хорошо, что не зря доверие к ней подорвалось), а если она очень порядочный и честный человек, и искренне любит вас?

Как нам вредят стереотипы — мнение психолога

Тогда зря мы поменяли своё к ней отношение. Разве слухи — это не часть манипуляторского процесса? И если знать их структуру и динамику изнутри, тогда возможно, мы не будем становиться жертвами несправедливых слухов и понимать, когда они правдивы.

Теперь небольшой пример про стереотипы. Представьте себе, что я — ваш источник информации. Я рассказываю вам о новой пьесе «Дон Жуан», которая довольно много нашумела в прессе и по телевидению. Мне удалось попасть на неё первой, и вот я делюсь с вами своими впечатлениями

«Это просто превосходная постановка! Главный герой такой красавчик! Я и сама готова была влюбиться в него с первого ряда. Чёрные волосы, широкая грудь, мужественные руки…. Игра актёров тоже неописуемо бесподобна. Они переживают все эмоции как в первый раз. Гениально подобран текст…».

Ну и так далее. Вам уже захотелось посмотреть эту пьесу? А увидеть главного героя? А если я скажу вам так: «Ой, фу. Это такое безалаберное творение. Содрали кучу денег за билет, а смотреть не на что. Всё наверно пускают на рекламу.

Играют отвратительно, прямо как студенты первого курса политехнического. А главный герой! Ты бы его видела! Какой-то семимесячный червяк. Он и слов-то запомнить толком не смог. Я думала он умрёт на сцене»….. Каково ваше отношение к пьесе теперь?

Вся суть в том, что когда мы с чем-то не знакомы (ещё), у нас нет об этом своего мнения. Но как только, к нам начинает поступать информация об этом объекте или субъекте, мы формируем своё личное мнение. Хотя сами с этим предметом ещё ни разу не столкнулись. Так вот какой будет первая информация, такое мнение мы себе построим.

Кто-то может мне возразить и сказать, что он сначала собирает разную информацию, а лишь потом строит мнение для себя. Уверенно вам возражу. Нет. То, что вы услышали первым, уже легло на «чистый лист». Оно уже оставило там свой отпечаток. Для упрощения понимания вернусь к примеру с пьесой. Я умышленно поставила на первое место хороший отзыв. Теперь в вашем подсознании висит информация, что пьеса всё-таки хорошая. И, скорее всего, вы пойдёте её смотреть. А вот если бы я сначала продемонстрировала вам негативный отзыв, то отношение к пьесе было бы плохим, и вы вскоре о ней забыли бы.

Образование стереотипов

Как это используется в жизни? Все мы когда-то были новичками на какой-нибудь работе в коллективе. И нам очень хотелось, чтобы коллеги и начальники думали о нас только хорошее. Поэтому и вели мы себя соответственно. Свою истинную натуру мы не проявляли.

Зачем нам это нужно было? Для того, чтобы наши сотрудники, передавая информация о нашей персоне друг другу, передавали её только в позитивном русле. Потом можно допустить ошибку и не одну, ведь дело уже сделано – у вас сложился благопорядочный имидж.

Так же работает и реклама. Мы ничего не знаем о новом средстве от ангины, но по телевизору показывают, как замечательно оно за короткий срок снимает все симптомы болезни. Положительный отзыв сохраняется в нашей голове. И когда появляется возможность, мы купим и испробуем этот препарат. Хотя конечно лучше получить положительный отзыв от людей, испробовавших его на самом деле

Психологическое влияние стереотипов. Как вы можете использовать теорию установки? Смотря, в какой сфере, вы работаете и каких результатов хотите добиться. Я не могу привести вам более реальных примеров, поскольку это очень субъективно. Главное помнить принцип: то, что первое, самое запоминающееся. На то она и теория «установки».

Стереотип — Википедия. Что такое Стереотип

Стереоти́п (от др.-греч. στερεός — объёмный[1] + τύπος — отпечаток) изначально — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин.

В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия стереотип. В общем случае, стереотип — неверное, ложное представление о чём-либо (например, об особенностях людей).

Западная традиция (У. Липпман)

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т.к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, 13 из 33 симпозиумов были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге «Общественное мнение» Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык.

Экономия усилий

Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов — это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своём — это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

Разметка мира

Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.

Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идёт о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще.

Система стереотипов — не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращённый и упрощённый путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Стереотипы и предрассудки

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных (априорное) суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтён и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков.

В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как об исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы, например, подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным[2], поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки, которые бывают только негативными (в книге Х.‑Г. Гадамера «Истина и метод» удачно осуществлена апология предрассудков, а также показано, что предрассудки бывают и позитивными).

Динамика стереотипов

Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определённой степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях, когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её.

Гендерные стереотипы

Половые стереотипы — это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о половой специфике социальных ролей.

Советская традиция

Схема стереотипа

В 1920—1930-е годы физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым «динамической стереотипией». В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.

Определение динамического стереотипа (по И. П. Павлову) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответствует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула[3].

Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».

Содержательно связь между «динамической стереотипией» Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпман акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов — на физиологии нервной деятельности.

См. также

Примечания

Литература

стереотип — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. стереоти́п стереоти́пы
Р. стереоти́па стереоти́пов
Д. стереоти́пу стереоти́пам
В. стереоти́п стереоти́пы
Тв. стереоти́пом стереоти́пами
Пр. стереоти́пе стереоти́пах

сте-ре·о-ти́п

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -стере-; интерфикс: -о-; корень: -тип- [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: [sʲtʲɪrʲɪɐˈtʲip] 

Семантические свойства

Значение
  1. полигр. монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. принятый в исторической общности образец восприятия, интерпретации информации, основанный на предшествующем социальном опыте ◆ Три здоровых мужика отклонили бы приглашение к чаю, мужикам нужна выпивка, но если с ними женщина, то поведенческий стереотип изменится. А. А. Азольский, «Облдрамтеатр», 1997 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Нет, конечно, не до такой степени, чтобы хвастаться, будто первые полгода после бани чувствуем себя отлично, но стереотип еженедельного банного дня укоренился в сознании еще со средневековья. Левин Борис, «Блуждающие огни», 1995 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от греч. στερεός «твёрдый» + τύπος «отпечаток».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

примеров стереотипов

Чтобы понять различные примеры стереотипов, вы должны сначала определить, что такое стереотип. Каждый раз, когда вы группируете расы или отдельных людей и выносите суждения о них, не зная их, это пример стереотипа. Расовые высказывания, сексуальные высказывания и гендерные высказывания являются самыми большими стереотипами.

Распространенные стереотипы

Расовое профилирование

Одним из наиболее распространенных примеров стереотипов являются стереотипы, связанные с расой.Например, высказывание о том, что все негры хороши в спорте, является стереотипом, потому что он объединяет гонки, чтобы показать, что все в этой гонке являются хорошими спортсменами.

Гендерное профилирование

Есть также некоторые распространенные стереотипы мужчин и женщин, такие как:

  • Мужчины сильны и выполняют всю работу.

  • Мужчины являются «позвоночником».

  • Женщины не такие умные, как мужчины.

  • Женщины не могут выполнять работу так же хорошо, как мужчина.

  • Девушки не очень хороши в спорте.

  • Парни грязные и нечистые.

  • Люди, которые проводят слишком много времени за компьютером или читают, — гики.

Культуры

Стереотипы существуют и в отношении культур и стран в целом. Примеры стереотипов такого рода включают в себя следующее:

  • Все белые американцы страдают ожирением, ленивостью и глупостью. Гомер Симпсон из сериала Симпсоны олицетворяют этот стереотип.

  • Мексиканские стереотипы предполагают, что все мексиканцы ленивы и въехали в Америку нелегально.

  • Все арабы и мусульмане являются террористами.

  • У всех людей, которые живут в Англии, плохие зубы.

  • Итальянцы или французы — лучшие любовники.

  • Все чернокожие за пределами Соединенных Штатов бедны.

  • Все евреи жадные.

  • Все азиаты хороши в математике.Все азиаты любят есть рис и ездить медленно.

  • Все ирландцы пьяны и едят картошку.

  • Все американцы, как правило, считаются дружелюбными, щедрыми и терпимыми, но также высокомерными, нетерпеливыми и властными.

групп лиц

Другой тип стереотипов также включает в себя группирование людей. Skaters, Goths, Gangsters и Preps — вот несколько примеров. Большая часть этих стереотипов происходит в школах.Например:

  • Готы носят черную одежду, черную косметику, страдают от депрессии и ненавидят общество.

  • Панки носят ирокезы, шипы, цепи, представляют угрозу для общества и всегда попадают в беду.

  • Все политики являются филантерами и думают только о личной выгоде и выгоде.

  • Девочек заботит только внешность.

  • Все блондинки неразумны.

  • Все библиотекари — это пожилые женщины, носящие очки, завязывающие высокую булочку и постоянно хмурившиеся на лице.

  • Все подростки являются мятежниками.

  • Не всем детям нравится здоровая пища.

  • Только женщины с анорексией могут стать моделями.

  • Пожилые люди имеют проблемы со здоровьем и ведут себя как дети.

Сексуальные стереотипы

Сексуальные стереотипы, с другой стороны, предполагают, что любой женский мужчина является геем, а любая мужская женщина — лесбиянкой. Те, кто верит в стереотипы геев, могут также полагать, что гомосексуализм аморален, неправ и мерзок.

Что такое стереотип

Определение стереотипа — это любое общеизвестное общественное мнение об определенной социальной группе или типе личности. Стереотипы часто путают с предрассудками, потому что, как и предрассудки, стереотип основан на предварительном предположении. Стереотипы часто создаются о людях определенных культур или рас.

Почти у каждой культуры или расы есть стереотип, включая евреев, чернокожих, ирландцев и поляков, среди прочих.

Стереотипы сосредоточены не только на разных расах и происхождениях. Гендерные стереотипы также существуют. Например, если вы говорите, что мужчины лучше женщин, вы стереотипизируете всех мужчин и всех женщин. Если вы говорите, что все женщины любят готовить, вы стереотипизируете женщин.

Стереотипы сексуальной ориентации также распространены. Эти стереотипы возникают, когда вы негативно относитесь к геям, лесбиянкам и трансгендерам. Люди, которые имеют такие негативные взгляды, часто называют гомофобами.

Почему это плохо для стереотипа?

Стереотипирование не только вредно, но и неправильно. Даже если в некоторых случаях стереотип верен, постоянное подавление кого-либо на основе ваших предвзятых мнений не будет стимулировать его к успеху.

Стереотипирование может привести к запугиванию в молодом возрасте. Джоксы и Припс выбирают ботанов и гиков; Фигуристы выбирают готов, и так далее, и тому подобное. Стереотипирование поощряет агрессивное поведение, которое дети переносят во взрослую жизнь.

Стереотипы могут также привести людей к жизни, движимой ненавистью, и могут заставить жертв этих стереотипов быть движимыми страхом. Например, многие геи и лесбиянки боятся признаться в своей сексуальности, боясь быть осужденными. Это ситуация проигрыша как для тех, кто придерживается стереотипа, так и для жертв.

Грязная девушка с большими пальцами в качестве примеров стереотипов.
10 настоящих национальных стереотипов — Тайный путешественник

Тайный Путешественник

facebooktwittergoogleemail

секретным путешественником

Они не все правда. Англичане на самом деле не так сильно ныли. Французы не такие издевательские. Бразильцы не все удивительные футболисты.

Но когда вы путешествуете, вы обнаруживаете, что есть некоторые национальные стереотипы, некоторые ужасные клише, которые на самом деле звучат правдоподобно.Вы приезжаете в некоторые страны и обнаруживаете, что все, чего вы в шутку ожидали, действительно есть. Вещи, подобные этим.

1 немцы пьют много пива

Это так. Соберите группу отдыхающих немцев в комнате вместе и посмотрите, что они неизбежно будут делать: пить пиво. Им это нравится. Они изобрели Октоберфест. В стране более 1300 пивоварен. Даже их церкви варят пиво. Что удивляет, так это то, что немцы очень дружелюбны.Это идет вразрез со стереотипом. Узнайте больше о путешествии в Европу здесь.

2 американца громко

Вы хорошо их услышите, прежде чем увидите. Это полное клише, но американцы, особенно туристы, очень громкие. Они громко в кафе, они громко в барах, и они громки почти везде. Этот акцент, кажется, пробивает толпу, чтобы вы всегда знали, когда в комнате находится американец.

3 итальянцы страстные

ОК, хорошо, они чокнутые.Итальянцы любят спор, в основном потому, что они относятся к вещам крайне серьезно. Какие вещи? Все вещи Они серьезно относятся к футболу, серьезно относятся к моде, серьезно относятся к семье, серьезно относятся к религии и относятся к еде, возможно, наиболее серьезно. Возиться с любой из этих вещей, и вы можете ожидать, что размахивая рукой, голосовой аргумент, немедленно начнется. Узнайте больше о путешествии в Европу здесь.

4 англичане любят говорить о погоде

«Похоже, сегодня у нас будет дождь.- Прекрасно, не правда ли? «Должно быть солнечно позже». И так далее. У меня есть теория на этот счет: возможно, это потому, что мы

.

Культура — Стеротипы

Понимание чтения — Стереотипы


Развивайте свои навыки чтения. Прочитайте следующий текст и сделайте вопросы для понимания

Стереотипы

Стереотип — это постоянное представление людей о том, на что похожи конкретные социальные группы или личности, особенно неправильная идея. Другими терминами, связанными с термином стереотип, являются предубеждений и клише .Термин имеет греческое происхождение: стерео, означает , твердые или , твердые и , опечатки, означают удар, оттиск, гравировка или , знак . Термин был впервые использован в полиграфическом бизнесе. Первое современное английское употребление этого термина было в 1850 году, что означало «изображение, увековеченное без изменений».

. Поскольку стереотипы представляют собой стандартизированные и упрощенные идеи групп, основанные на некоторых предубеждениях, они не являются производными от объективных фактов, а скорее являются субъективными и зачастую не поддающимися проверке идеями.Как утверждает социолог Чарльз Э. Херст * «Одной из причин стереотипов является отсутствие личного, конкретного знакомства, которое люди имеют с людьми из других расовых или этнических групп. Отсутствие знакомства способствует объединению неизвестных лиц».

Существование стереотипов может быть объяснено потребностью групп людей считать себя более нормальными или более превосходящими, чем другие группы. Следовательно, стереотипы могут использоваться для оправдания необоснованных предрассудков или невежества, а также для предотвращения вступления или успеха людей стереотипных групп в различных видах деятельности или областях.Группа стереотипов, как правило, неохотно пересматривает свое отношение и поведение по отношению к стереотипной группе.

Стереотипы могут негативно влиять на людей. Это включает в себя формирование неточных и искаженных изображений и мнений людей. Стереотипы могут также использоваться для козла отпущения или для общего ошибочного суждения о людях. Некоторые стереотипные люди могут чувствовать себя комфортно, когда они препятствуют эмоциональной идентификации со стереотипной группой, что ведет к ксенофобному или расистскому поведению.Наконец, еще одним серьезным следствием стереотипов является чувство неполноценности, которое могут иметь стереотипные люди и которое может ухудшить их работу.

* Херст, Чарльз Э. Социальное неравенство: формы, причины и последствия. 6. Бостон: Pearson Education, Inc, 2007

Источник: Википедия

Материалы по теме

Словарь, связанный с «культурой».
Упражнение на словарный запас, связанный с «культурой».

,
Ваш учитель английского: национальный характер и стереотипы

У разных народов разные персонажи. Мы ожидаем, что у каждой нации есть некоторые типичные качества. Обобщения о культурах или национальностях могут быть источником гордости, гнева или просто плохих шуток. Некоторые люди говорят, что на самом деле во всех стереотипах есть какая-то основа, поскольку они не развиваются в вакууме. Такие стереотипы в основном касаются внешности, языка, еды, привычек, психологических особенностей, отношений, ценностей.

Но все стереотипы и обобщения следует воспринимать с частичкой соли, поскольку все мы знаем, что в каждом стаде есть черно-белые овцы.

Говорят, что американцы высокомерны; суровая; открытый; материалистическая; честолюбивый; прогрессивным; эффективный; прямой; практический; едоки быстрого питания. Считается, что австралийцы являются любителями природы; иногда поверхностный, но честный; открытый; люблю шутить; мясоеды; любители спорта; серфить весь день — пить всю ночь. Считается, что канадцы покорны, приятны; скромный; открытый; прогрессивным; эффективный; прямой; вежливы; уважительное; беспокойство; законопослушный и терпимый; антиамериканская; пассивный.

Мы знаем много стереотипов в отношении Великобритании и ее жителей. Многие стереотипы ошибочны, но некоторые из них кажутся хорошими. Мы должны знать, хотя, что некоторые из них не соответствуют действительности. На самом деле они довольно консервативны и любят привычные вещи и ценности. У них много культуры, и они придерживаются своих обычаев и традиций. Говорят, что они очень надежны как в социальном, так и в профессиональном плане. Они кажутся очень пунктуальными и всегда держат слово. Британцев можно назвать холодными, но в глубине души они очень теплые и добрые.

Конечно, все люди индивидуальны и имеют свои особенности, но если мы говорим о белорусах, мы можем признать, что у нас много общих характеристик. Белорусы чрезвычайно общительны как между собой, так и с посетителями. По сравнению с людьми во многих западных странах белорусы не материалистичны. Сельская местность занимает особое место в сердцах белорусов. Несмотря на то, что Беларусь становится все более урбанизированной и индустриализированной, всегда существует связь с сельской жизнью.По выходным в течение весны, лета и ранней осени белорусские города, кажется, опустошаются, когда городские жители ходят на свои дачи. В них сад, рыба и более смелые собирают грибы. Если бы я ограничился только одной общей характеристикой, с помощью которой можно описать белорусов, это было бы «изобретательно». Следующее прилагательное, которое я выбрал бы, «мирное»

На самом деле каждый национальный символ — это сочетание хороших и плохих качеств. Но все же вы должны относиться к каждой нации с одинаковым уважением.Мы переживаем период глобального перехода. По всему миру страны и сообщества сталкиваются с серьезными и устойчивыми экономическими, социальными и экологическими проблемами. Мы можем продвигаться только как сообщество наций и культур, опираясь на человеческую солидарность и признавая, что у нас общая судьба. Вот почему терпимость так важна. Терпимость — это самая прочная основа для мира и примирения, которая объединит нас в нашем общем пути к мирному и устойчивому будущему.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *