Спортивный психолог – Спортивный психолог как часть тренерского состава

Спортивный психолог как часть тренерского состава

Спортивная психология является направлением социальной и общей психологии. Она появилось сравнительно недавно. Прежде, роль спортивного психолога, как и многие остальные, выполнял тренер.

Спортивные психологи не специализируются на конкретном спорте. Один специалист может успешно работать со спортсменами разных категорий. Также нет разделения на специалистов по команде и индивидуальным спортсменам. Хотя считается, что с командой работать сложнее.

На сегодняшний день спортивный психолог — популярная профессия. Но только в Европе и Америке. У спортивного психолога очень разнообразная работа. Но в ней могут быть выделенны два направления, являющиеся основными в его работе: обучающая и консультативная. 

Для чего нужен спортивный психолог

Обучающее направление— это обучение приемам и методам из психологии для улучшения физических показателей. Как правило это изучают все — тренера, спортсмены индивидуального спорта, команды в целом . А тренера также обучаются знаниям из области психологии, которые могут помочь повлиять на игроков его команды.

Консультативное направление— это помощь спортсмену в преодолении его личных проблем. Но по статистике, этим занимается небольшая часть спортивных психологов. Потому что для этого необходимо иметь опыт в клинической психологии и соответствующую специализацию.

Спортивный психолог помогает избежать эмоционального выгорания спортсмена, тренера и игроков команды. А в случае, если оно уже появилось, спортивный психолог вовремя сможет диагностировать его. Для этого он использует специальные психологические методики. После этого он быстро приводит человека в норму, повышая профессиональные результаты.

Цели спортивного психолога:

Подбор вида спорта для новичка, которые ему подходит.

Устранение тревожности и мотивация перед соревнованиями.

Создание стратегии для соревнований.

Разрешение кризисных ситуаций.

Помощь новым игрокам адаптироваться в команде.

Помогает достичь поставленных целей и желаемых результатов в спорте.

Восстановление после игр с психологической точки зрения.

спортивный психолог помогает адаптироваться новичку в команду

Как работает спортивный психолог

Определение цели

В начале работы спортивный психолог выясняет, кто его клиент и какие у него особенности. В это же время ставится и обсуждается цель. Это время сближения с командой или конкретным спортсменом. Некоторые психологи утверждают, что для того, чтобы полученная информация о спортсменах была достоверной, психолог должен быть включен в тренерский состав. Такой подход важен и для высокой эффективности изменений в деятельности всей команды и отдельного спортсмена в частности. Так как доверие спортсменов зарабатывается только со временем.

Изучение проблемы

Затем спортивный психолог начинает изучать проблему. Тестирование помогает выявить недостаточно сильные и плохо развитые стороны человека. Это помогает не только психологу понимать спортсмена, но и спортсмену лучше понять самого себя.

План и действия

Далее для спортсмена составляется программа для преодоления выявленных трудностей. Она основана на полученной информации. В программе должны быть отмечены цели и показатели, которые будут демонстрировать их достижение в процессе корректировок. Так спортивный психолог сможет отслеживать и оценивать эффективность проделанной работы.

Поддержка

Во время программы спортивный психолог помогает достичь изменений с минимальными психологическим дискомфортом и неприятными переживаниями. Он придумывает и предлагает решения для возникающих проблем.

Тренер и спортивный психолог

Не секрет, что во многих командах, особенно в странах, где спортивная психология непопулярна, тренер выполняет функции психолога помимо самого коучинга. Без сомнения, опытный тренер знаком с основами психологии, но его главная забота — это все же спортивные достижения. В то время как спортивный психолог следит за тем чтобы спортсмены в процессе тренировок и во время соревнований не подвергались слишком сильному стрессу.

тренер часто выполняет роль спортивного психолога

Только опытный психолог может вовремя заметить плохие изменения в психологическом состоянии спортсмена и сразу начать коррекцию.

Также психолог смягчает напряжение, создаваемое тренером. При этом не оказывая влияния на результаты.

В большинстве случаев команды относятся к спортивным психологам недоверчиво. Так что, возможно, имеет смысл представить психолога как помощника тренера.

sport-psychology.ru

Почему психологическая тренировка спортсмена — это важно?

Психологическая подготовка спортсмена, также известная как психологическая тренировка, в широком смысле, включает в себя различные методы и приемы. Они направлены на повышение или оптимизацию психологических навыков человека. Психологическая тренировка, как и физическая, необходима для улучшение результатов игры и увеличение достижений в спортивной области.

Что дает психологическая тренировка спортсмена

В настоящее время под психологической тренировкой чаще всего понимается набор психологических методов и упражнений (техник). Благодаря их систематическому и длительному применению спортсмен учится контролю над своим поведением и эмоциями. Он повышает уровень многих психологических особенностей. Таких как, например, концентрация внимания. К тому же, повышается психологическая устойчивость для противостояния стрессу. 

Психологическая тренировка оказывает влияние и непосредственно на физические характеристики спортсмена. Такие тренировки могут развить точность движений, оптимальное или экономное расходование энергии и способность быстро расслабляться. 

общая подготовка спортсмена - психологическая тренировка спортсмена и ее направления

Психологическая тренировка развивает спортсмена всесторонне. И помимо очевидных преимуществ для развития физических параметров и характера описанных выше, она развивает его личность. Психологическая тренировка может улучшить внимание, улучшить восприятие и психомоторную координацию. В результате у спортсмена повышается самооценкаи, уверенность в себе и своих способностях. 

Как проводится психологическая тренировка  спортсмена

Основными элементами психологического тренинга являются также упражнения, которые позволяют влиять на состояние тела спортсмена. Это необходимо для овладения психорегуляторными техниками. Они также могкт быть чрезвычайно полезны при занятиях спортом. 

Способы

В последние годы в процессе современных спортивных тренировок все больше внимания уделяется психике игроков и работе психологов в команде. Работа с психикой человека может быть чрезвычайно полезна для достижения больших и лучших результатов.  В том числе для спортивных соревнований. Олимпийские тесты, проведенные в 1988 году Orlicek and Partington (1988), показали, что лучшие игроки связывают свои успехи со следующими элементами психологической тренировки: 

  • ежедневные психологические тренировки,
  • точное определение и постановка тренировочных целей,
  • умение фокусировать внимание на упражнениях,
  • способность контролировать эмоции благодаря релаксационным тренировкам или другим подобным техникам,
  • имитационная тренировка, то есть введение элементов, имитирующих реальные соревнования. 

Результаты показывают, насколько важна психологическая подготовка в современном спорте, когда различия в физической и технической подготовленности отдельных спортсменов стали невелики. 

Это подтверждается данными исследований (Moran 1995) по использованию умственных тренировок в спорте. Они проводились среди тренеров, работающих с теннисистами. 90% тренеров считают психологическую подготовку в теннисе очень важным фактором, определяющим высокие спортивные достижения. 

специальная подготовка спортсмена к соревнованиям - психологическая тренировка спортсмена

Психологические тренировки, также как техническая и физическая подготовка, имеют долгосрочный результат. Однако это сложный процесс, который требует от спортсмена полной отдачи и концентрации. Хотя спортсмен использует свое тело в качестве инструмента для достижения определенных спортивных целей, его ум, мышление, мотивация и потребности являются его движущей силой.

Методы

Психологические тренировки должны быть тесно связаны с обычными спортивными тренировками и следовать схожим принципам.

В психологических тренировках используются такие «средства» и «инструменты», как определенные мысли, внутренний диалог, память, воображение и восприятие как на уровне сознательных действий, так и с использованием подсознания. 

В случае спорта такие тренировки должны привести не только к развитию умственных способностей, но также к улучшению движения и координации. То есть прежде всего, к усилению контроля над собственной физической активностью и действиями. Как следствие, это может отразиться на улучшении спортивных результатов.

Работа спортивных психологов должна во время таких тренировок должна быть в первую очередь направлена на:

  • Борьбу со стрессом.
  • Быстрое достижение состояния расслабления и наоборот, быстрой мобилизации и готовности к действиям.
  • Развитие уверенности в себе, с помощью внутренних диалогов и позитивных мыслей.
  • Повышение концентрации и способности фокусировать внимание.
  • Развитие способности к визуализации, например техника простого «наблюдения» за собой в состоянии повышенного контроля.
  • Ориентация на цель, повышение решимости и приверженности.

Каких результатов ждать от психологической тренировки спортсмена

Эффективность психологической тренировки во многом зависит от частоты ее использования. Для получения заметных результатов она должна проводиться постоянно и иметь не менее значимое место в плане тренировок, чем физические тренировки спортсменов.

мысленная подготовка спортсмена - психологическая тренировка спортсмена

Хорошо подготовленный игрок — это тот, кто может использовать свои навыки на самом высоком уровне даже в сложных ситуациях. Поэтому спортивные психологи особенно необходимы в соревновательных видах спорта. Однако в одиночном спорте, где также необходимо соответствовать определенным требованиям, что бывает трудно, работа психолога тоже будет полезной. 

Психологические тренировки могут быть своего рода новшеством для некоторых. И поэтому некоторые тренера о сих пор подходят к ним с некоторой осторожностью. В то же время они признают, что именно психика может стать фактором, определяющим окончательный успех. Поэтому можно предположить, что в скором времени психологическая тренировка станет неотъемлемой частью всего тренировочного плана единицы в каждом виде спорта.

sport-psychology.ru

Спортивные психологи на «PROFI.RU». Спортивный психолог: цены, отзывы, анкеты мастеров

Образование:
• Уральский Федеральный Университет им. Ельцина, специальность – философия, социальное управление, бакалавр философии, 2010–2015 гг.
• Уральский федеральный университет им. Ельцина, специальность – философия, философская антропология, магистратура, 2015–2017 гг.
• Восточно-Европейский институт психоанализа, специальность – семейный психолог, 2018 г.
• Восточно-европейский институт психоанализа, специальность – психоанализ и психологическое консультирование, квалификация – психоаналитик, магистр психологии (с 2018 г.).
• Курс «Психоаналитическая терапия пограничного пациента», 2018 г.
• Сертификация в профессиональной психотерапевтической лиге, член профессиональной психотерапевтической лиги, 2019 г.
Опыт:
• Вела преподавательскую деятельность в Уральском федеральном университете и Уральском медицинском университете, где преподавала биоэтику, самоменеджмент, практический психоанализ и психоанализ личности, 2016–2019 гг.
• В ходе исследовательского проекта работала в психоанализе с пациентами с психиатрическим диагнозом «шизофрения» на базе психиатрической больницы №6 г. Екатеринбурга, 2019 г.
• Консультативный член ППЛ (Профессиональная психотерапевтическая лига), 2018–2019 гг.
• Организатор и ведущий семинара «Философия и психоанализ безумия» в Восточно-Европейском институте психоанализа, читает открытые лекции на различных площадках Санкт-Петербурга (с 2019 г.).
Достижения:
• Призёр битвы учёных Science Slam Ekaterinburg, второе место, 2019 г.
• Участие во Всероссийском конкурсе волонтерских инициатив «Доброволец России» с проектом по дестигматизации и психотерапии эпилепсии, 2019 г.
• Сертификация в Профессиональной психотерапевтической лиге. Свидетельство действительного члена Лиги (действительно в течение 2-х лет), 2019 г.
• Международная научно-практическая конференция «Дистанционные технологии в профессиональном психологическом образовании, психологии и психоанализе», участник, 2019 г.

profi.ru

Как детский спортивный психолог помогает преодолевать трудности

Спорт дает детям взрослые эмоции. И детский спортивный психолог здесь очень важен. Так как дети не всегда способны справиться даже со своими «маленькими» проблемами. 

Кроме того, общение со спортивным психологом и преодоление трудностей в спорте положительно влияют на все остальные сферы жизни ребенка. Он переносит стратегию преодоления трудностей из спорта на учебу в школе или отношения с родителями и друзьями. 

Риски в спорте и как помогает детский спортивный психолог

Неправильно выбранный вид спорта

Очень важно правильно выбрать вид занятий для ребенка. И в этом может помочь спортивный психолог. На самом деле, это первая задача, которую он должен выполнить. Это позволяет избежать неприятных ситуаций, когда ребенок отказывается посещать тренировки, на которые было потрачено много денег и усилий. 

Отправить ребенка в «любой» спорт или тот, который ВЫ предпочитаете, не очень хорошее решение. Ребенку может быть не интересен этот вид спорта или даже спортом в целом. И заставлять его практиковаться в этом случае-ошибка. Ни вам, ни ребенку это не принесет ничего хорошего. Если вы позволите своему ребенку выбрать занятие, которое ему нравится и поддержите его в начинаниях, вполне возможно, он добьется успехов и достигнет больших высот.

Спортивную деятельность следует выбирать в соответствии с темпераментом и характером ребенка. Кроме того, необходимо учитывать интересы и вещи, которые ему нравятся. Может быть, есть особый вид спорта, которым он хочет заниматься или есть известный спортсмен, который ему нравится. 

Давление

родитель кричит на ребенка из-за его неудач

Какой бы ни была цель у родителей, отдающих своего ребенка в спортивную секцию, и что бы они ни говорили об этом, мама и папа всегда надеются, что ребенок достигнет успеха. 

Некоторые родители хотят, чтобы их дети стали чемпионами и для этого отправляют их в профессиональный спорт. В этом случае их дети с раннего возраста готовятся к определенной жизни, которая крутится вокруг спорта.

Такие родители оказывают слишком большое давление на своего ребенка и заставляют его много тренироваться. Нагрузка может быть слишком большой для ребенка. И это вызовет не только отвращение к спорту, но и можете попросту испортить психическое здоровье. 

Кроме того, давление на ребенка только увеличивается, когда мальчик или девочка понимают, что в его спортивную деятельность и развитие вложены большие деньги и на нем лежит огромная ответственность. Он чувствует, что должен и обязан это делать, чтобы оправдать ожидания. Потому что авторитеты в лице родителей этого хотят. А дети в свою очередь не хотят, а иногда даже боятся их разочаровать. Но эта ответственность им абсолютно не по возрасту.

В этой ситуации спортивный психолог раскладывает все по полочкам. Есть две ситуации — когда нужно работать с ребенком и когда с родителем.

В первом случае психолог помогает малышу преодолеть трудности и сохранить психическое здоровье, оберегает его от психологических травм. Во втором случае необходимо объяснить родителю, что он оказывает слишком большое давление и почему это плохо. Возможно, потребуется более тщательная работа, чтобы объяснить, что ребенок – это отдельный человек, у которого есть свои интересы. Утверждая это, спортивный психолог часто сталкивается с сопротивлением родителей, которые патологически уверены, что знают, что лучше для их ребенка.

Школа и свободное время

школа не мешает занматься спортом, справиться помогает детский спортивный психолог

Когда ребенок вырастает и начинает ходить в школу, она начинает занимать большую часть его дня. Он должен делать домашнюю работу, которая тоже отнимает время. Кроме того, в этом возрасте детей начинают привлекаться к работе по дому – уборке, стирке, приготовлению еды, садоводству и тому подобное. Таким образом, у них остается не так много свободного времени, особенно если они занимаются профессиональным спортом и много тренируются.

У них нет возможности отвлечься от школьного стресса и делать то, что они действительно хотят. Например погулять, поиграть на гитаре или пообщаться с друзьями. Некоторые из них даже не имеют возможности побыть наедине со своими мыслями! А ведь это действительно важно для психического здоровья. После тяжелого дня они просто проваливаются в сон, как только коснутся подушки.

Эта постоянная усталость — большой стресс, и здесь, если вы и ваш ребенок хотите продолжить занятия спортом, помощь психолога действительно необходима. Он поможет составить график и справиться с этим стрессом, перегрузкой. Учитывая тот факт, что спортивные психологи могут работать у вас дома, такая помощь не отнимает много времени, которого и так не хватает. А результат будет значительным.

спортивный психолог помогает девочке встать на коньки подбадривая ее

Преодоление кризиса

Бывают ситуации, когда ребенок, который недавно бежал в припрыжку на тренировку, вдруг говорит, что больше туда не пойдет. И родители в шоке, они отказываются просто принять это и смириться. Психолог может помочь в этой ситуации. Он разговаривает с ребенком и выясняет проблему, мотивирует ребенка и поддерживает его. Очень часто такие ситуации вызваны спортивным выгоранием. И после того, как ребенок с этим справляется, он достигает больших успехов. Это похоже на эффект плато – ребенок уже добился многого, но больше не заинтересован в этом или его прогресс остановился. Психолог вместе с родителями и ребенком преодолевают этот кризис. Но в некоторых ситуациях единственным решением является изменение вида спорта.

Принятие поражений и неудач

Поражение на соревнованиях становится настоящей трагедией для ребенка. Потому что они принимают это слишком близко к сердцу и им кажется, что победа имеет огромное, опредляющее значение. Еще хуже, когда такая ситуация разочаровывает родителей, и они высказывают свое недовольство ребенку. Это оказывает больше давления и заставляет его чувствовать себя неудачником. Кроме того, если нет поддержки даже со стороны мамы и папы, ребенок теряет уверенность в себе и начинает думать, что ничего не умеет и ничего не добьется в жизни.

В этом случае также требуется работа психолога как с ребенком, так и с родителями. И когда они справятся с ситуацией, улучшатся и их отношения. Кроме того, такой опыт в преодолении трудностей влияет на развитие ребенка и его характер в целом. Именно поэтому спортсмены легче справляются с проблемами и обладают сильным характером. Но все это возможно только с хорошим наставником, которого не всегда может заменить спортивный тренер.

sport-psychology.ru

Спортивный психолог — кто это?

Представляя себе профессию психолога, люди обычно говорят о консультациях и тренингах, реже о работе в МЧС или подготовке космонавтов. И мало кто знает о спортивных психологах, зачем они нужны и чем могут помочь.

Чтобы увидеть рабочие будни спортивного психолога и рассказать об этом читателям сайта All-psy.com, мы отправляемся в спортивную школу. И встречает нас там спортивный психолог Ляззат ДОСЫМБЕКОВА.

— Давайте начнем наш разговор с того, чем вообще занимается спортивный психолог.

— Зачем нужен спортивный психолог? В спорте очень высокая конкуренция, и для победы недостаточно быть просто технически подкованным – нужна еще и психологическая устойчивость. Психологи помогают спортсмену в полной мере показать все свои возможности в самых стрессовых и неудобных для него ситуациях.

Мне очень повезло: когда я еще училась на психолога, меня пригласили работать в Центр подготовки олимпийского резерва. Центр собирает самых лучших из всех спортивных школ. У нас было 11 олимпийских видов спорта: и циклические, и зимние, и единоборства.

— Должен ли спортивный психолог разбираться в конкретных видах спорта – или можно применять некие общие стандартные подходы, не адаптируя их?

— Должен и обязан.

Во-первых, это важно при общении со спортсменом – понимать его, когда он будет рассказывать ситуацию рабочим языком этого вида спорта: здесь не подкрутил, там не подсел… Психолог должен, конечно, знать, что значит белое кимоно или синее. И сам уметь оперировать терминами именно этого вида спорта.

Во-вторых, каждый спорт подразумевает различный характер, темперамент, физиологические способности и физические нагрузки. В циклических видах спорта (например, плавание или бег) мы направляем усилие на отработку монотонных действий и скоростных реакций. В тяжелой атлетике нужны скоростно-силовые реакции. А в единоборствах перед тобой стоит противник и надо уметь думать, изучить соперника, уметь правильно противопоставить свои приемы.

— Насколько тяжело было сразу попасть в эту среду?

— Насколько тяжело – настолько и интересно. Мне очень понравилось работать со спортсменами, хотя первый год везде ходила с ручкой и бумажкой, не была сразу готова к столь разным видам спорта, изучала специфику.

Это как в мединституте: сначала изучаешь азы и теорию, все сложно и скучновато – зато, когда переходишь к практике, там уже совсем другое дело. А мы изучаем общую психологию, подход к личности и саму личность — и потом добавляем к этой основе работу с психологическим состоянием спортсмена. Спортсмен всегда выступает в стрессе, и это надо учитывать.

Сейчас я работаю с теннисистами в специализированной спортивной школе. Здесь есть начальная подготовка, куда массово приходят детишки еще с детского сада. Потом оставляют тех спортсменов, которых тренер видит в спорте.

— Вы работаете с детьми. Можно сказать, что Вы еще и детский психолог?

— В какой-то степени и детский психолог. Но как только ребенок попадает в спортивную школу – он уже спортсмен. Пусть юниор, но спортсмен. Именно так мы учим их воспринимать себя.

— И что же конкретно Вы делаете как спортивный психолог?

— У нас с тренерским составом есть календарь, по которому мы готовим ребят. Тренер дает технические навыки, а я — психологическую мотивацию. Конечно же, работая со спортсменами, мы обсуждаем и их житейские проблемы.

Планируются соревнования — есть месяц на подготовку. После восстанавливаемся и беремся за дневник. Спортсмены должны постоянно фиксировать, как они чувствовали себя. Проснулся с таким настроением… Вышел на бой – было такое состояние… Какие попробовал методы самоободрения, что-то помогло, что-то не очень. Так мы ищем нужный настрой.

Более взрослые спортсмены более профессионально к этому относятся. Им удавалось находить 2-3 слова, которые включают нужное состояние — и в дальнейшем они учатся при помощи этого настроя входить в боевое состояние.

— Что для Вас самое важное в спортивной психологии?

В моем первом учебнике по психологии спорта были самые важные слова: работа спортивного психолога начинается с психического состояния спортсмена и заканчивается психическим состоянием спортсмена.

И каким бы оно ни было, с ним надо работать.

— Какие Ваши любимые техники, методики, приемы?

Мне нравится восстанавливать спортсменов после нагрузок, работать с дыханием.

Например, мы проводим психорегулирующую аутотрениовку и при этом спокойно дышим. Здесь нет каких-то особых приемов дыхания, как в йоге – все должно быть для спортсмена просто, легко и доступно. Мы используем методы, которые он может применить на соревнованиях, даже когда вокруг толпы людей.

А на аутотренировке спортсмен ложится, включает успокаивающую музыку (у каждого должна быть подобрана для себя фонотека) – и просто спокойное дыхание, главное, соблюдать ритм. При этом он про себя или вслух проговаривает фразы, которые мы каждый раз прорабатываем, позволяет расслабляться всему телу. Делаем мы это 30-40 минут, они потом бодренькие — как будто действительно поспали, и идут на следующую тренировку.

— Есть ли у Вас какие-то профессиональные секреты, помогающие спортсменам получить преимущество перед соперниками?

— Например, ритуалы. Они порой смешны и совсем не обязательны, но помогают быть в форме. Суть ритуалов – это некое ощущение собранности, доделанности. И это, хоть и на 1%, но дополняет такую необходимую спортсмену уверенность.

А вообще секреты скорее относятся к сфере профессиональной этики, потому что психолог работает и со спортсменом, и с его родителями, и с тренером. У всех должна быть общая цель – а идти к ней надо одним путем, выбранным всеми вместе.

И психолог должен связку спортсмен-тренер-родители укреплять невидимыми нитями, чтобы эти три звена ладили друг с другом. Это один из секретов работы психолога, когда надо послушать одного, подсказать другому и плавно подвести к тому, чтобы задачи и цели совпали у всех троих.

Очень много зависит от семьи спортсмена. Есть родители, которые накладывают на ребенка свои амбиции, хотят через детей проявить свои какие-то невыполненные ожидания и очень эмоционально реагируют на каждый неудавшийся или выполненный прием.

И это очень мешает ребенку, потому что, как ни крути, дети до 12 лет все-таки спортом занимаются ради родителей, чтобы быть лучшими в их глазах, чтобы доказать, Это потом у них меняется установка и мотивация, они приходят к самому себе, учатся для себя и самосовершенствуются. Но до 12 лет приходится работать и с родителем, и с ребенком.

— С какими же психологическими проблемами Вам приходилось работать?

Самое первое — это страх. В каждом возрастном периоде он разный.

У юных спортсменов – это страх проиграть и тем самым потерять любовь родителей. И важно объяснить, что его любят просто за то, что он есть. Пусть он не умеет завязывать шнурки и перепачкан кашей – его любят таким. И если не получается что-то в спорте, если он проигрывает — это не значит, что мама и папа будут к нему относиться хуже. Это страх возникает опять-таки в возрасте до 12 лет, и если его не проработать, он укоренится, дальше его будет очень проблематично убирать.

Мы смещаем акценты: если проиграл – ты просто технически что-то недоработал, надо отработать подачу, удар справа, и тогда все пойдет. Тренер с тобой позанимается, я как психолог помогу с концентрацией внимания – и все.

У взрослых спортсменов страх проиграть связан с типом мотивации (материальной, социальной, личностной).

У спортсменов, заканчивающих свою карьеру – это страх перед будущим, «как жить дальше?». Ведь многие из них ничего не умеют, кроме как жить спортом.

Очень часто у детей юниорского и подросткового периода возникают страхи, связанные с травмами. Если у ребенка уже была какая-то травма, сознательно он не пытается себя как-то уберечь, но подсознательно – да. Что ж, работаем с подсознанием. Разрешаем телу вести себя рискованно.

Часто возникает и страх перед сильным соперником. Срабатывает стереотип – он из такой-то области, из сильнейшей команды… И опускаются руки, теряется спортивная форма. Убираем стереотипы и учимся верить в свои силы.

Второе направление — работа с психоэмоциональной устойчивостью.

Очень часто, проиграв турнир (или еще хуже — сразу несколько), спортсмен теряет уверенность, идет на прием с сомнением, принимает чаще стиль защиты, нежели атаки. То есть самооценка падает. Это важно прорабатывать, словно начинать заново по частичкам собирать разбитое после поражений. Именно для этого мы и проводим сеансы саморегуляции и самонастроя, учимся анализировать, понимать, что нужно телу и разуму для полного удовлетворения и активной работы.

— Не всегда есть возможность приглашать психолога, и тогда его функции берет на себя тренер. А когда психолог все же есть — как складываются отношения психолога и тренера? Нет ли конкуренции? Можно ли говорить о том, кто здесь главный?

Психологу надо уметь встраиваться в любой процесс. И находить контакт. В занятиях с детьми, тренер для них все — и мама, и папа, и учитель, и няня сразу. Но профессиональный психолог должен сделать так, чтобы вся эта нагрузка не ложилась на плечи одного человека, ее надо поделить.

И при этом понимать, что главный — это тренер. Именно он проделывает огромный объем работы. Поэтому все свои начинания и планы строим, только лишь посоветовавшись с тренером.

Моим заказчиком, по сути, выступает тренер. После соревнований я сразу иду к нему и выясняю, что было, что следует доработать, куда мы дальше готовимся и кто едет. Если тренер считает, что этому ребенку недостаточно уверенности, хотя физически и технически он хорошо подкован, ему не дают раскрыться какие-то внутренние опасения и тревога — беру и делаю.

— Есть еще люди, которые опасаются ходить к психологу, путают его с психиатром и верят в разные мифы… А как относятся к психологу спортсмены?

— Как и обычные люди. Сначала не доверяют и думают, что к психологу обращаются нездоровые и неадекватные люди. Но постепенно привыкают.

Каждый раз, знакомясь, объясняю, что я спортивный психолог, и здесь мы просто работаем с настроем. Если достаточно детально рассказать, какие задачи стоят перед спортивном психологом и как работа протекает на самом деле, то недоверие стирается.

— Есть ли у спортивного психолога такие инструменты, которые может использовать и обычный человек в обычной жизни для преодоления всевозможных трудностей?

Например, Вы можете вести записи — писать планы, отмечать сделанное (когда ставим галочку в выполненном пункте, мы получаем положительную эмоцию и заряд энергии). Определить свои активные часы и отрабатывать их по полной, а в часы с меньшей активностью давать себе отдохнуть. Так вы не перетрудитесь и все задания будут интересней и рациональней исполняться. А еще в Интернете множество техник на расслабление и восполнение сил.

— Подарите читателям сайта all-psy.com эффективную технику для достижения успеха!

Если вам нужно публично выступить, а вы этого делать не любите, можно отработать упражнение «7 секунд» – с его помощью мы проверяем свое внутреннее время.

Отмерьте 7 секунд, глядя на циферблат. Потом сделайте это интуитивно, не глядя на стрелки. Насколько второй отсчет соответствует реальности?

  • Диапазон 6,7-7,5 секунд принято называть нормой – Вы активны и в боевом состоянии.
  • Если вместо 7 секунд вы отмерили меньше (например, 6,2) – сейчас Вы возбуждены, взбудоражены, и это Вам не подходит для работы.
  • Если больше 7 секунд – идет процесс торможения, вы спите на ходу.

А дальше работаем с дыханием.

  • При излишнем возбуждении добавляйте в цикл дыхания больше выдохов (например, 1 короткий вдох и после несколько удлиненных выдохов).
  • При торможении добавляйте больше вдохов (3 дробных вдоха – 1 короткий выдох).

Если вам так будет удобней, дышите под счет:

  • для мобилизации: вдох до счета 6 – пауза на 2 – выдох короткий на 4
  • для успокоения: вдох на 4 – пауза на 2 – выдох на 6

Это упражнение надо практиковать и в обычные дни, чтобы привыкнуть и делать потом автоматически.

— О чем важном я еще не спросила Вас? Задайте себе этот важный вопрос!

Выбор вида спорта – это важно. Ведь часто родители отдают ребенка в ту школу или секцию, которая поближе к дому, а потом требуют результат. Но ребенку именно этот вид спорта может просто-напросто не подходить!

Ведь в каждом спорте нужен определенный набор психологических и физиологических характеристик. Если ребенок меланхолик, необщителен и интроверт, ему не совсем комфортно будет в некоторых командных видах спорта – потому что они просто не подходят по темпераменту.

Для интроверта не всегда подходит теннис — это очень одинокий спорт. В других видах присутствует тренер, например, в боксе тренер может в перерыве то-то подсказывать, элементарно вытирает лицо полотенцем — тоже какой-то контакт. В теннисе у спортсмена есть всего минута, чтобы выйти в туалет, ему нельзя общаться с тренером, с соперником, с судьей, зрителей тоже не должно быть слышно. Некоторых это очень смущает.

Поэтому надо уметь спрашивать у ребенка, нравится ли ему заниматься. А если нравится, то потому, что там другие детки и интересно – или потому, что у тебя хорошо получается и тебе удобно в этом виде спорта? Нравится ли тебе тренер и ладишь ли ты с ним? Ладит ли он с тобой?

Мое мнение – до 12-14 лет можно ходить во все виды спорта, заниматься и футболом, и теннисом, и шахматами, если позволяет время, чтобы ребенок успевал отдыхать и восстанавливаться. Почему? Объясняю.

В этот период идет развитие физиологии, рост организма. Когда ребенок полностью в плавании с 6 лет, у него формируются все навыки, нужные для пловца, но нет навыков для того, чтобы бегать, прыгать, у него развита одна группа мышц. И она перерабатывает, она перетружена, очень часто именно эта группа мышц, характерная для каждого спорта, подвержена травмам.

Часто родители задают вопрос: в какой спорт отдать ребенка — командный или индивидуальный? Посмотрим на плюсы и минусы этих видов спорта.

Команда подразумевает коммуникации. Ребенок должен научиться понимать другого человека и работать совместно. Поэтому, если хотите, чтобы ребенок умел сотрудничать с другими людьми, отдавайте в командный вид спорта.

Здесь есть еще один плюс – работая в команде, спортсмен успевает отдыхать и восстанавливаться. У него есть своя роль, например, нападающий в футболе не должен брать всю игру на себя.

Минусы работы в команде: меньшая зависимость результатов от самого ребенка. Отсюда — меньшее ощущение личного успеха. Здесь невозможно сказать: я молодец, я сделал. Команда — это команда: мы молодцы, мы сделали, мы постарались.

Что же в индивидуальном спорте? В первую очередь здесь развивается высокая ответственность. Многие думают, что ответственность выше в команде: если ты что-то не доделаешь, то подведешь всю команду. Но ведь команда может тебе и помочь. А если ты что-то не сделал в индивидуальном спорте, то сразу проигрываешь. Развивается личная ответственность перед самим собой.

Плюсы:

  • Развивается способность полагаться на себя и только — прямое противоборство закаляет волю больше, нежели в команде.
  • Прозрачность критериев прогресса, легче сравнивать себя, а не команду.

Минус — отсутствие коммуникаций. Здесь все дети, даже если они тренируются вместе – соперники, и они это знают. Для некоторых это здорово, они любят соперничать, для других дружба важнее.

И в любом случае обращайте внимание на физиологические параметры – подходит ли этот спорт вашему ребенку? Будут ли эти упражнение приносить удовольствие и не доставлять неудобств ребенку?

www.all-psy.com

психолог спортстмену , что исследует, что изучает, когда нужны услуги специалиста по спорту, область деятельности

Спортивная психология — это прикладная отрасль психологии, сочетающая в себе несколько практических направлений, в числе которых находятся как классическая психотерапия, так и коучинг, тренинги и т. д. Кроме того, в рамках спортивной психологии изучаются особенности психики спортсмена в контексте соревновательной деятельности.

Что изучает спортивная психология?

Что исследует психология спорта? Профессиональные тренеры уже не раз отмечали, что в спорте побеждает не самый физически развитый человек, обладающий предрасположенностью к тому или иному роду занятий, а самый настойчивый, дисциплинированный и упорный в тренировках. Раньше тренеры подходили к организации такого желательного поведения интуитивно, в силу своих личностных качеств и харизмы. Теперь на смену им пришел спортивный психолог, отвечающий за душевное состояние спортсмена.

Спортивные психологи при помощи профессиональных психологических методик выявляют, какие именно установки и личностные качества спортсмена позволяют ему усердно тренироваться и достигать успеха. Кроме того, психология в спорте позволяет командам и тренеру «сыграться» не только на поле или тренировочной площадке, но и почувствовать более прочное единство и взаимопонимание для эффективного взаимодействия. Групповая динамика, совместимость, взаимоотношения — все эти аспекты тоже лежат в зоне интереса психологии спорта.

В общем виде предмет интереса спортивной психологии можно описать следующими категориями:

  • мотивы спортивной деятельности;
  • психологическая диагностика склонностей и способностей;
  • психомоторика;
  • обучение и воспитание спортсменов;
  • особенности подготовки спортсменов с точки зрения психологии;
  • особые черты личности спортсменов, тренеров, спортивных судей и болельщиков;
  • психологический климат в спортивных коллективах;
  • регуляция внутреннего состояния спортсмена;
  • стили спортивного поведения;
  • характеристика различных видов спорта.

Спортивный психолог для ребенка играет особую роль в достижении спортивных успехов. У детей психика особенно подвижна и ранима, а спорт является соревновательным видом деятельности, в котором поражений на пути к успехам не избежать. Детей неудачи особенно травмируют, поэтому важно их вовремя направить и смотивировать, чтобы избежать глубокого разочарования, падения самооценки и депрессии.

Многие практикующие психологи, даже если психология спорта не является их узкой профессиональной деятельностью, владеют приемами, которые позволят сгладить негативные факторы на ранних этапах. Спортивная психология в ее базовых проявлениях входит в перечень подготовки психологических факультетов.

Если ребенку или взрослому профессиональному спортсмену требуется психологическая помощь, необходимо безотлагательно обращаться к профессионалу. Батурин Никита Валерьевич уже много лет готовит спортсменов по своей уникальной методике. В его «копилке» чемпионы России и мира по разным видам спорта, таким как скалолазание, паратриатлон и т.д.

Какие задачи решает спортивный психолог?

Спортивный психолог выступает для команды в роли «семейного психотерапевта». В профессиональном спорте консультант этого профиля закреплен за каждой командой, тем самым разделяя с тренером обязанности по психологической подготовке команды. Есть и специалисты, которые консультируют спортсменов индивидуально: главным образом это происходит в тех случаях, когда спортсмен испытывает трудности и дискомфорт, мешающие ему добиваться спортивных высот, но произрастающие при этом из личностных проблем.

Исходя из перечисленных ранее сфер интереса психологии спорта, обозначим ведущие задачи, которые выполняет спортивный психолог в своей практике:

  • спортивная профориентация. Детский спортивный психолог помогает определить склонности ребенка к тому или иному виду спорта, исходя из типа нервной системы, личностной направленности и мотивации;
  • подготовка к соревнованиям. В зависимости от текущей ситуации в команде или в психике конкретного спортсмена, психолог может устранять тревожность, помогать в поиске внутреннего ресурса спортсмена, мотивировать его на победу и т. д.;
  • разработка стратегий во время соревнования. Психолог, работая совместно с тренером, предоставляет информацию о проведенной психодиагностике и выявленных особенностях личности конкретных спортсменов, а также проводит аналитику их соперников. Исходя из полученных данных, два специалиста разрабатывают максимально эффективную стратегию победы;
  • реабилитация после состязаний. Вопреки бытовому мнению, этот пункт необходим и в случае победы команды. Соревновательная деятельность требует высокого психического напряжения, она связана с ожиданием и сосредоточением на победе, и достигает своего пика по исходу игры. В случае поражения спортсмен оказывается глубоко фрустрирован и не находит в себе сил соревноваться, а то и жить дальше. В случае победы участники могут испытывать опустошенность и апатию или длительную эйфорию, что мешает им сосредоточиться на дальнейших тренировках;
  • выявление и разрешение кризисных состояний. Кризисы случаются у всех людей — это нормальное течение психических процессов, обусловленное возрастом. У спортсменов кризисные состояния случаются чаще, а риск их неблагоприятного течения выше. Это связано с тем, что люди в профессиональном спорте «уходят в тираж» молодыми, быстро теряют востребованность, тяжело переживают поражения. Помощь психолога необходима, чтобы сбалансировать личную и профессиональную жизнь человека в спорте и помочь ему стать не только успешным спортсменом, но и гармоничным, уверенным и счастливым.

В зависимости от специфики работы и специализации, работа спортивного психолога может быть направлена и на другие задачи. Выше были перечислены лишь основные практические задачи, с которыми сталкиваются практически все специалисты этой ветви психологии.

Тренер или психолог?

В связи с тем, что психология спортсмена только недавно выделилась в отдельное направление работы и медленно приобретала популярность в России, многие недооценивают роль, выполняемую спортивным психологом для команды и каждого участника в отдельности. Традиционно психологические функции для спортсменов были закреплены за тренером и полностью зависели от его видения жизни, природного дара убеждения и тактики, которую он сам выбрал для взаимодействия с подопечными.

В свою очередь, психолог обладает профессиональными знаниями в вопросах психической жизни каждой из сторон спорта. Опираясь на собранные при помощи большого эмпирического опыта данные (несравнимо большего, чем у каждого конкретного тренера в отдельности), психолог вырабатывает различные стратегии поведения и меняет их по необходимости. Специальные методики и тестирования позволяют вовремя выявить и предотвратить угнетенные и кризисные состояния, и разрешаются они при помощи надежных научных методов, в отличие от житейского внушения тренера.

Разумеется, эти особенности не принижают роль тренера для команды. Тренеры чувствуют психологию победителя в спорте и владеют ей интуитивно. Речь идет о сотрудничестве и гибком разделении обязанностей. Психолог и тренер создают тесный тандем, в котором тренер направляет спортсменов, опираясь на свой личный и профессиональный опыт, а психолог позволяет сделать это взаимодействие эффективным, оптимизируя его и устраняя негативные факторы.

Таким образом, психология спорта и практикующие в этом направлении специалисты не идут вразрез с интересами тренера. Это содружественные силы, взаимно дополняющие друг друга.

propanika.ru

Спортивный психолог: кто это и зачем?

В последнее время на соревнованиях любого уровня решающим фактором в борьбе за места становится стрессоустойчивость спортсмена. Особенно ярко это было заметно во время трансляции c соревнований фигуристов на Олимпиаде в Турине, из уст комментаторов неоднократно приходилось слышать: «не справился с нервами», «сильнейшее нервное напряжение», «слишком велика оказалась психологическая нагрузка» и т.п.

Эти обрывочные фразы хорошо иллюстрируют все возрастающую значимость психологической подготовки фигуристов, как в тренировочном, так и в соревновательном процессах.
Чем выше класс спортсмена, чем ответственнее старт, чем опытнее соперники, тем более высоким должен быть уровень физической и психологической подготовки атлета к ведению публичной соревновательной борьбы. Можно хорошо стоять на коньках, можно быть смелым, решительным и ответственным спортсменом, но при этом быть аутсайдером в соревнованиях, проигрывая психологически более грамотным и стрессоустойчивым соперникам.

Наиболее обострена эта проблема в фигурном катании. Требования к психическим свойствам личности спортсмена здесь весьма противоречивы. От фигуриста требуется одновременно продемонстрировать высокую точность движений в сочетании с выразительностью, эмоциональностью своего выступления. Отсюда — высокие психические нагрузки, которые усиливаются еще и особенностями соревнований: субъективной оценкой, высокой ценой срыва элемента, невозможностью непосредственно влиять на выступление соперников. Этим определяются высокие требования к психической саморегуляции спортсменов в данном виде спорта.

Тем не менее, невзирая на вышесказанные доводы, тренеры с опаской относятся к идее сотрудничества с психологом. По разным причинам: одни не признают психологию как науку, другие разочаровались, приобретя негативный опыт после работы с «околопсихологами» (экстрасенсами, ясновидящими). А большинство тренеров считают, что справятся с проблемой сами.

Тренер-психолог – возможно ли?

Может ли тренер выполнять функции психолога? Иногда может. С повседневными психологическими проблемами опытный тренер справится без труда, но нельзя объять необъятное — решение более сложных вопросов следует доверить специалисту, психологу. Проблема не столько в недостатке специальных знаний, порой их может заменить накопленный многолетней работой опыт, сколько в сущности той роли, которую тренер играет в жизни спортсмена.

Психическое состояние фигуриста в период подготовки к соревнованиям и непосредственно во время выступления особенно неустойчиво и уязвимо, поскольку человек находится в условиях стресса. Но нельзя не учитывать, что выпадающая на долю тренера эмоциональная нагрузка в это время ничуть не меньше, чем у его подопечного,а для того чтоб эффективно воздействовать на психику спортсмена, необходима атмосфера полного доверия и взаимопонимания. Нередко решение поставленных перед тренером задач требует авторитарного давления. И порой достаточно одного неосторожного слова, чтобы та тонкая и «выстраданная» ниточка доверия оборвалась. В этой ситуации спортсмену трудно удержаться на пике своей формы без квалифицированного психологического сопровождения.

Причем стоит отметить, что взаимодействие тренера со спортивным психологом ни в коем случае не ослабляет авторитет тренера. Скорее психолог освобождает тренера от несвойственной ему работы, навязанной традицией и обстоятельствами.

Самолечение – не панацея

Каждому фигуристу знакомо ощущение когда, покидая лед, остается чувство горечи оттого, что проиграл, когда был хорошо подготовлен и мог бы добиться успеха, не справился с волнением, «перегорел». Или же преследует чувство неуверенности, страх какого-то элемента после перенесенной травмы. А может, снизилась мотивация вплоть до отсутствия желания продолжать занятия спортом.

Спорт по своей природе конкурентен и жесток, и проигрывают конкуренцию не только по причине физической слабости, но и психологической. Все спортсмены могут стать жертвами психологических ошибок и недостатков. В любом виде спорта успех или неудача атлета являются результатом сочетания физических (сила, скорость, координация) и психических (уверенность, стрессоустойчивость, концентрация) способностей. Причем, порой психические и эмоциональные компоненты могут превосходить физические и технические. Американские исследователи в области спортивной психологии утверждают, что спорт, по меньшей мере, на 50% психологическое явление, а такие виды как гольф, теннис и фигурное катание на все 80%.

Чаще всего случается так, что спортсмены пытаются корректировать плохое выполнение какого-нибудь элемента во время проката программы, уделяя ему больше внимания на тренировках, увеличивая количество попыток. Однако причина неуспеха может скрываться в отсутствии не физических, а психологических навыков. Возможно, для более успешного воплощения во время соревнований приобретенных физических и технических навыков одному спортсмену требуется научиться расслабляться, в то же время другому необходимо развивать умение концентрироваться, а третьему – повысить мотивацию. Разобраться в том, как повысить результативность каждого конкретного спортсмена может помочь спортивный психолог.

Детско-родительские отношения

Важная особенность фигурного катания как вида спорта – ранний старт спортивной карьеры, обусловленный необходимостью овладеть большим арсеналом технически сложных элементов. Из этого следует, что юного спортсмена буквально «за руку приводят» в фигурное катание, что, скорее всего, является отражением желаний его родителей, часто принимающих излишне активное участие в спортивной карьере ребенка и в дальнейшем.

Тренировочный процесс сам по себе является достаточно сильным стрессором, а когда мама или папа, желающие видеть свое чадо чемпионом, вместо поддержки, критикуют его и требуют большего, давление на еще не сформированную психику ребенка усиливается. Таким образом, для юного спортсмена усиливается значимость побед и в его «неокрепшем» сознании складывается представление о том, что без побед он – никто, «меня любят только тогда, когда я успешен», «я не достаточно хорош для своих родителей». Отсюда и берется неуверенность в себе, боязнь не оправдать ожидания родителей, и как следствие, дрожь в коленях и страх выступлений – именно это и служит наиболее частым поводом для обращения к психологу. К сожалению, все это последствия подобных отношений в семье. То, что на первый взгляд кажется проблемой ребенка, на самом деле оказывается проблемой родителя. И в таком случае психолог должен работать со всей семьей.

Пара – минимальная команда

В парных видах фигурного катания помимо всех прочих сложностей, с которыми сталкиваются представители одиночного катания, добавляется еще один немаловажный стрессор – конфликты внутри пары. Не секрет, что прочные отношения в паре являются залогом успешной спортивной карьеры. К сожалению, конфликты неизбежны, поскольку на пути к взаимопониманию и «скатанности» двум спортсменам необходимо преодолеть множество препятствий, коими могут быть различные мировоззрения, ожидания по отношению к своим партнерам, распределение ролей в паре и т.д.

Если конфликт касается технических аспектов или особенностей тренировочного процесса, то кроме тренера, здесь помощников нет. Но, в случае, когда конфликт личностный, затрагивающий взаимоотношения фигуристов, то кроме как к спортивному психологу, ни к кому более обращаться не следует. Поскольку тут необходим специалист, не имеющий субъективного взгляда на сложившуюся ситуацию и дающий рекомендации руководствуясь профессиональными знаниями.

С какими же еще психологическими проблемами приходится сталкиваться тренерам и самим фигуристам?

«Минус-старт», когда при полной физической готовности – неудачное выступление. Причиной этого часто встречающегося явления могут быть неумение управлять собственным психоэмоциональным состоянием, социофобия (страх публичных выступлений), неуверенность в себе или же особенности упомянутых выше детско-родительских отношений.

Снижение мотивации, на которую могут влиять как личностные, так и ситуационные факторы. К ситуационным можно отнести условия, в которых пребывает спортсмен: напряженные отношение в группе, конфликт с тренером, стагнация результатов. Среди личностных факторов, которые могут снижать мотивацию можно назвать: страх неудачи, перетренированность, неуверенность в себе.

Травмы. В настоящее время не для кого не секрет, что тело и психика тесно взаимосвязаны. Большинство спортсменов сталкивались с ситуацией, когда после полученной травмы начинает преследовать страх, неуверенность перед элементом, во время выполнения которого эта травма была получена. Вместе с тем психологические факторы могут являться причиной травм. В этом случае потенциально стрессовая ситуация (соревнование, тренировка, плохое выступление) может способствовать травмированию в зависимости от того насколько «угрожающей» спортсмен считает данную ситуацию. Ощущение «угрозы» ведет к повышению уровня тревожности, что, в свою очередь, вызывает целый ряд изменений в концентрации внимания и мышечном напряжении. Все это повышает вероятность получения травмы.

Личностные проблемы, т.е. проблемы, не относящиеся к тренировочному или соревновательному процессу, но, тем не менее, являются значимыми для самого спортсмена. Это могут быть конфликты в семье, неразделенная любовь, сложности в учебе и т.д. Об этом нельзя забывать, поскольку рост спортивных результатов возможен только при эффективной личностной самореализации.

Конечно, каждая из вкратце обрисованных проблемных ситуаций требует более детального рассмотрения. А в завершение еще раз хочется отметить, что, к сожалению, психологический аспект подготовки спортсмена до сих пор является мало затрагиваемым, а, зачастую, и вовсе игнорируемым. Но именно он является тем самым ценным ресурсом, грамотное использование которого может облегчить поиск решения стоящих перед спортсменом и тренером задач.

Следует подчеркнуть, что речь идет не о выдвижении психологической составляющей подготовки на ведущие позиции в противовес физической или технической. Но факты говорят сами за себя — знания об индивидуальных психологических особенностях спортсмена способствуют повышению результативности его выступлений и эффективности работы тренера.

gestalt-psy.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *