Состояние душевного психологического благополучия семьи обеспечивающее – Психологическое здоровье и проблемы современной семьи

Реферат по семьеведению»Здоровая семья: психологические и социальные характеристики»

Здоровая семья: психологические и социальные характеристики

Реферат по курсу «Семьеведение»

Выполнен Галиевой Р.Р., учитель биологии

Кучуковская СОШ, Агрызский район РТ

Содержание

Введение

Здоровая семья: основные характеристики

1. Психологическое здоровье семьи

2. Социальное здоровье семьи

3. Социальное здоровье семьи в условиях реализации её воспитательной функции

Выводы

Список литературы

Введение

Приоритетом современной государственной политики России является охрана и защита семьи и семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства, сохранение и приумножение здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития.

Задача государства – растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан.  В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация является признаком сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья.

Здоровая семья  это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток. Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия.Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.Но если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека. Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.

В наше сложное время – время экономических и социальных реформ, изменились жизненные ценности. Сегодня большую часть времени мы проводим на работе, стараясь как можно больше заработать. Сегодня, к сожалению, многие из нас перестали заботиться о своем здоровье, осталось в прошлом понятие «здоровый образ жизни». Настоящим бедствием становится распространение среди детей и подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, курения. Так среди подростков нашего города отмечается 32% курящих, 63% употребляют алкоголь. Вместе с тем, уровень информированности подростков по вопросам последствий злоупотребления табачной и алкогольной продукцией очень невысокий.Однако, по мнению специалистов, профилактика вредных привычек и других социально значимых заболеваний возможна путем формирования навыков культуры здоровья, начиная с самого раннего возраста в семье.

Семья — это самые родные люди, которые в любой момент готовы Вас поддержать, и даже в трудную минуту находятся рядом. Но иногда даже между близкими людьми могут случаться конфликты или непонимание.Актуальным на сегодняшний день является то, что в процессе развития каждой семьи, внутри нее складывается своя атмосфера. Сегодня можно встретить огромное количество семей, где между домочадцами царит дух отчуждения и непонимания. Последствия таких внутрисемейных отношений могут быть разными: от развода родителей, до более важных психосоциальных проблем детей.

Здоровые отношения в семье могут помочь избежать разрушения семьи. Здоровые отношения в семье — это путь к благополучию в отдельно взятой ячейке общества, и действенный способ создания гармоничного и культурного уклада здоровых семейных отношений.Известно, что семейные конфликты опасны для развивающегося ребенка. Негативное общение родителей между собой может развить в ребенке неверие в существование по-настоящему дружеских и нежных отношений. Напряженные отношения супругов находят свое отражение в эмоциональном развитии ребенка. Если родители между собой не могут вести себя дипломатично и сдержанно, то появляется большая вероятность того, что когда этот ребенок вырастет, он будет строить отношения в своей семье такими же, какие он наблюдал между своими родителями. Кроме того, необдуманные и порой неразумные действия родителей в основе своей приводят к формированию психически неустойчивого характера у детей.

Здоровая семья: основные характеристики.

  1. Психологическое здоровье семьи.

Психологическое здоровье семьи — это комплексный обобщенный показатель социально-психологической активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере их деятельности.
Это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. Психологическое здоровье — это интегральный показатель функционирования современной семьи, отражающий качественную сторону протекающих в ней социальных и психолого-педагогических процессов.К основным критериям психологическою здоровья семьи В. С. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Рассмотрим особенности их проявления.

1. Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. В настоящее время в динамике этого показателя наблюдаются две тенденции. Первая — поляризация ценностных ориентации среди членов семьи, как правило родителей и детей. Вторая — деформация семейных ценностей и появление отличных от традиционно сложившихся целей, идеалов, интересов и убеждений членов семьи. Каждая из этих тенденций оказывает дестабилизирующее воздействие на психологическое здоровье семьи.
2. Функционально-ролевая согласованность представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи. Этот показатель предполагает высокую степень синхронности действий членов семьи, самостоятельно включающихся в реализацию той или иной функции в силу ее целесообразности и необходимости для всей семьи. Тесная взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга придают семейной системе стабильность и устойчивость.

3. Социально-ролевая адекватность обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой но сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (отец — мужчина, лидер, добытчик, опора в трудной ситуации и т. п.; жена — заботливая мать, хозяйка, хранительница домашнего очага и т. п.; дочь, сын — помощники родителей, опора в будущем, наследник — наследница и т. д.). Однако при усвоении социального опыта каждым членом семьи как личностью сегодня все больше обнаруживается противоречие между ее внутренней позицией по отношению к приписанной роли и нормативно одобряемым образцом поведения в пей. Под воздействием различных факторов современной жизни все чаще возникают конфликты между ролью и личностью, что характеризует падениеуровня развития семьи. Как следствие — ослабевает способность семьи к коррекции индивидуальных действий и подавлению дезорганизационных проявлений ее членов.

4. Эмоциональная удовлетворенность показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Именно высочайшая степень эмоциональной близости — «пристрастное отношение» друг к другу – составляет особое качество здоровой семьи. Понятно, что эмоциональные связи между членами семьи опосредуются их совместной деятельностью, задачами, которые стоят перед всем семейным коллективом. В то же время эмоциональная удовлетворенность в семье является важнейшим источником психологической разрядки и поддержки всех ее членов. Рейтинг этого показателя в психологическом здоровье семьи определяется многими факторами: уровнем образования родителей, мотивами заключения брака, характером супружеских отношений, целями воспитания детей, методами достижения результата и г. д.

5. Адаптивность в семейных отношениях характеризуется способностью прежде всего взрослых членов семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня.Семья может успешно решать одну из главных своих психологических задач — эмоциональную разрядку лишь в том случае, когда каждый член семьи будет стремиться сохранить в ней традиционный характер межличностного общения близких людей, комфортность эмоционального фона отношений.
На адаптивность супругов в микросоциальных отношениях существенное влияние оказывают проблемы, связанные с «синдромом сгорания». Всякое превышение нормы профессиональных контактов, что чаше наблюдается у представителей профессии типа «человек-человек» (врачи, педагоги, менеджеры, милиционеры, священники, общественные деятели, психологи, социальные работники и т. д.), приводит к коммуникативному перенасыщению, сопровождающемуся со временем нарастанием раздражительности, усталости, переходом на «силовые методы» воздействия на окружающих (чаще детей или супруга, супругу). Способность члена семьи оставить все эти состояния «при входе в семью» и принять ее законы жизнедеятельности составляет важный показатель психологического здоровья семьи.

6. Устремленность на семейное долголетие представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели. В формировании, выборе способов их достижения и предполагаемом результате отражаются потребности, намерения, интересы, желания и установки, как правило, каждого члена семьи. Удовлетворенность их реализацией — важнейшее условие поддержания активности семьи в определении новых рубежей жизнедеятельности. В этом и состоит смысл основных механизмов устремленности на семейное долголетие. В свою очередь психологически здоровая семья позитивно влияет на внесемейную деятельность ее членов (профессиональную, учебу и т. п.), тем самым обеспечивая «семейную подзарядку», привносимую членами семьи извне.
7. Идентичность и стабильность семьи. Один из основателей семейной терапии Н. Аккерман ввел два понятия — «идентичность» и «стабильность семьи». Семейную идентичность он определял как содержание ценностей, устремлений, экспектаций, тревог и проблем адаптации, разделяемых членами семьи или взаимодополняемых ими в процессе выполнения семейных ролей.Другими словами, семейная идентичность — это эмоциональное и когнитивное «Мы» данной семьи. Семейная идентичность связана с самосознанием личности и может характеризоваться различной степенью включения или противопоставления «Я» и «Мы». Стабильность семьи, которую точнее было бы обозначить как «сохранение в изменении», предполагает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию.
Наряду с вышеназванными основными показателями психологического здоровья семьи имеют место и такие, как психолого-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отношений, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и другие.
Все эти элементы психологического здоровья отражают устойчивые, по-своему сложившиеся в конкретной семье социально-психологические явления, подверженные управлению как внутри, так и внесистемным воздействиям.
Рассмотренные показатели психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде характеризуют степень ее благополучия.

2. Социальное здоровье семьи

Характеристика благополучной семьи

Благополучная семья- это такая семья, в которой добровольно и качественно выполняются взаимные обязательства супругов по отношению друг к другу и детям, поддерживаются моральные основы и ценности общества. Это семья, которая может сама себя материально обеспечить, которая воспроизводить человеческую культуру и сохраняет ее. Модель благополучной семьи варьируется в зависимости от уровня развития общества и особенностей конкретной страны.

В целом включает в себя:

Базисные качества:

Наличие работы, удовлетворяющей членов семьи

Достаточный доход; наличие квартиры

Удовлетворение образовательных, медицинских, бытовых, культурных потребностей.

Качества поведения:

Трудовая и экономическая активность

Активность в сфере культуры и образования

Активность в поддержании и улучшении здоровья

Общественная активность

Качества семейного сообщества:

Духовно-нравственный потенциал

Образовательный потенциал

Психологический потенциал.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения Здоровая семья – это семья, не подверженная деструктивному, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение.

Признаки здоровой семьи:

  • наличие обоих родителей, состоящих в зарегистрированном браке, детей,

  • воспитывающихся на основе преемственности поколений;

  • духовно-нравственное благополучие;

  • медицинское благополучие;

  • отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов;

  • удовлетворенность браком, отношениями в нем;

  • единый подход со стороны родителей, бабушек и дедушек;

  • здоровый семейный образ жизни.

Признаки стабильной семьи:

  • положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи;

  • сплоченность семейного социума, единство целей и задач;

  • четкая иерархия по полу, возрасту, социальному статусу;

  • постоянные внутрисемейные взаимодействия «лицом к лицу».

Нормально функционирующей считается такая семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как для семьи в целом, так и для каждого ее члена.

Для этого типа семьи характерно:- гибкость иерархической структуры власти;- ясно сформулированные семейные правила;- сильная родительская коалиция;- сохранение четкой дистанции между поколениями.


3. Социальное здоровье семьи в условиях реализации её воспитательной функции

Воспитательная функция является важной составляющей семейного организма, так как именно она придает всем другим функциям семьи смысловое содержание в формировании полноценного человека в будущем. Начинать воспитание в семье ребенка надо как можно раньше. Роль семьи состоит в большей мере в передаче ребёнку «нравственного опыта» в жизни и способности ребенка сохранять и преумножать его в процессе интеграции в общество. Чтобы приобретённый им социальный опыт в семье не противоречил природе самого ребенка и нравственным постулатам общества. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям, что становится в дальнейшем «образцом для подражания» в его собственном поведении. Опыт ребенка, приобретенный в семье в младшем возрасте, становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру и людям.

Снижение внимания общества к проблемам воспитания детей в семье приводит к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых можно назвать: рост подростковой наркомании, раннее материнство, внебрачные дети, преступность несовершеннолетних, насилие над детьми, социальное сиротство и т.п. Наблюдается тенденция нарушения детско-родительских отношений и воспитательной функции самих родителей. Воспитание детей в семье сводится до примитивного уровня питания, одевания, наказания и отождествляется в большей мере с назиданиями и поучениями.
Все это не может не сказаться на социальном здоровье современной семьи. Оно настолько неблагоприятно, что семья в этих условиях не в состоянии в полной мере заниматься воспитанием своего ребенка. Кроме того, семья постоянно ощущает на себе негативное влияние всех изменений в обществе (молодёжная и подростковая субкультура), очередные общественные и государственные «преобразования», ее финансово-экономические «потрясения». Все это сказывается на приоритетах внутрисемейных отношений, сокращается время общения с ребенком, не реализуется в целом воспитательный потенциал семьи. Воспитание ребенка в семье — сложный социально-педагогический процесс. Семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что она есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами. Она отражает, прежде всего, атмосферу и умение родителей выстроить педагогическое взаимодействие с ребёнком как ведущего фактора формирования его как личности.Существуют различные по характеру требования родителей к построению взаимоотношений родителей и детей. Это, прежде всего:

  1. осознание родителями ответственности за воспитание ребенка и направленности воспитательных усилий на общечеловеческих ценности в дальнейшей жизни ребенка с учетом его личностны особенностей;

  2. психолого-педагогические представления отцов и матерей о методах воспитания детей в семье, способность применять их в соответствии с его особенностями, объективно оценивать и помогать ему в трудностях, уважать право на его самостоятельность.

Родительские установки появляются задолго до рождения ребенка. Воспитание детей — это огромный труд, огромное счастье, огромная любовь, постоянный поиск и сомнения.Какими качествами должны обладать хорошие родители? Прежде всего, у ребенка должна была уверенность в том, что родители его любят и заботятся о нем. Родительская любовь — источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и духовного здоровья. К сожалению, родители не всегда умеют выразить свою любовь к ребенку. Все отклонения в эмоциональной сфере и поведении ребенка чаще всего обусловлены дефицитом родительской любви. Не надо бояться испортить ребенка проявлениями любви, наоборот, надо постоянно внушать ребенку уверенность в ее постоянстве, а для этого нужен постоянный психологический контакт с ним. Контакт строится в результате взаимодействия, диалога с ребенком, стимулирующего его активность в процессе воспитания. Родители должны пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях и самосовершенствовании.Другим важным правилом общения родителей и детей является принятие ребенка таким, каким он есть — признание права ребенка на индивидуальность, непохожесть, в том числе и на родителей. Это предполагает отказ от пусть зачастую справедливых, но негативных оценок личности ребенка. Любить ребенка надо не потому, что он хороший, а потому, что он есть, любить такого, какой есть. Психологами доказано, что успешность воспитания прямо связана с уровнем личности родителей, богатством и гармонией внутреннего мира взрослого. Поэтому процесс воспитания — это всегда и процесс самовоспитания. В социальном плане ребенок часто стремится подражать тому, кого он считает сильным, авторитетным, любящим и нежным. Поэтому очень важно создать в семье мудрые, теплые и светлые отношения. Родители должны дать понять ребенку, что любят его и ценят больше всего на свете. Осторожные и дипломатичные способы выражения своего неодобрения помогут эффективнее воздействовать на ребенка. Лишь родители, пользующиеся добровольным и сознательным авторитетом у своих детей, могут рассчитывать на их послушание.

Заключение

Будущее страны закладывается сегодня в каждом доме, в каждой семье. Дети должны жить в семье. Каждая семья – это маленькое общество. Жизнь в обществе складывается из жизни многих, многих семей. От их здоровья зависит и здоровье всего государства. Крепкая здоровая семья – здоровые дети – здоровое будущее.

Здоровая семья является одним из главных факторов процветания нации. Здоровая семья – это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток. В здоровой семье взрослые учат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демонстрируют приверженность здоровому образу жизни.

Для благоприятногопсихологического климата характерны следующие признаки: сплоченность,возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокаядоброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувствозащищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежностьк своей семье. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее членотносится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще ис почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту.

Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является — уважение другого. Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества. 

Ребёнок счастлив и весел только тогда, когда у него здоровая семья.Здоровая семья — это небосвод, на котором всегда светит солнце, взаимопонимание, уважение, любовь, дружба.  Здоровая семья — это крепость, в которой ребенок чувствует себя
 защищенным! Это гнездо, в котором ему спокойно и уютно. Семья, родители должны удовлетворить многие жизненно-важные потребности ребенка, должны многому научить детей. Ребенок — это пластилин, чтоиз него вылепишь — то и будешь иметь! Это чистая доска, что напишешь, — то и останется на всю жизнь! В здоровой семье — здоровый ребенок!

Список литературы

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Белечева. М.: Социальное здоровье России, 1994. 221 с.

2. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. / М.: Академия, 2005. — 208 с.

3. Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Здоровье как образ жизни / Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова/Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.41-47.

infourok.ru

Психологическое здоровье современной семьи

 

Психологическое здоровье семьи — это комплексный обоб­щенный показатель социально-психологической активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере их деятельности.

Это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. Психо­логическое здоровье — это интегральный показатель функцио­нирования современной семьи, отражающий качественную сто­рону протекающих в ней социальных и психолого-педагогичес­ких процессов.

К основным критериям психологическою здоровья семьи В. С. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функцио­нально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекват­ность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Рассмотрим особенности их проявления.

1. Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к об­щечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. В настоящее время в динамике этого показателя наблюдаются две тенденции. Первая — поляризация ценностных ориентации среди членов семьи, как правило родителей и детей. Вторая — деформа­ция семейных ценностей и появление отличных от традиционно сложившихся целей, идеалов, интересов и убеждений членов се­мьи. Каждая из этих тенденций оказывает дестабилизирующее воз­действие на психологическое здоровье семьи.

2. Функционально-ролевая согласованность представляет со­бой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопони­мание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи. Этот показатель предполагает высокую степень синхронности действий членов семьи, самостоятельно включа­ющихся в реализацию той или иной функции в силу ее целесообразности и необходимости для всей семьи. Тесная взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга придают семейной системе ста­бильность и устойчивость.

3. Социально-ролевая адекватность обусловливается роле­вой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой но сравнению с большинством ма­лых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают ис­полнения определенной роли (отец — мужчина, лидер, добыт­чик, опора в трудной ситуации и т. п.; жена — заботливая мать, хозяйка, хранительница домашнего очага и т. п.; дочь, сын — помощники родителей, опора в будущем, наследник — наслед­ница и т. д.). Однако при усвоении социального опыта каждым членом семьи как личностью сегодня все больше обнаруживается противоречие между ее внутренней позицией по отношению к приписанной роли и нормативно одобряемым образцом поведе­ния в пей. Под воздействием различных факторов современной жизни все чаще возникают конфликты между ролью и личнос­тью, что характеризует надеине уровня развития семьи. Как след­ствие — ослабевает способность семьи к коррекции индивиду­альных действий и подавлению дезоргаиизационных проявле­ний ее членов.

4. Эмоциональная удовлетворенность показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Имен­но высочайшая степень эмоциональной близости — «пристраст­ное отношение» друг к другу – составляет особое качество здо­ровой семьи. Понятно, что эмоциональные связи между члена­ми семьи опосредуются их совместной деятельностью, задача­ми, которые стоят перед всем семейным коллективом. В то же время эмоциональная удовлетворенность в семье является важ­нейшим источником психологической разрядки и поддержки всех ее членов. Рейтинг этого показателя в психологическом здоровье семьи определяется многими факторами: уровнем образования родителей, мотивами заключения брака, характером супружес­ких отношений, целями воспитания детей, методами достиже­ния результата и г. д.

5. Адаптивность в семейных отношениях характеризуется способностью прежде всего взрослых членов семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня.

Семья может успешно решать одну из главных своих пси­хологических задач — эмоциональную разрядку лишь в том слу­чае, когда каждый член семьи будет стремиться сохранить в ней традиционный характер межличностного общения близких лю­дей, комфортность эмоционального фона отношений.

На адаптивность супругов в микросоциальных отношениях существенное влияние оказывают проблемы, связанные с «син­дромом сгорания». Всякое превышение нормы профессиональ­ных контактов, что чаше наблюдается у представителей профес­сии типа «человек-человек» (врачи, педагоги, менеджеры, ми­лиционеры, священники, общественные деятели, психологи, социальные работники и т. д.), приводит к коммуникативному перенасыщению, сопровождающемуся со временем нарастани­ем раздражительности, усталости, переходом на «силовые мето­ды» воздействия на окружающих (чаще детей или супруга, суп­ругу). Способность члена семьи оставить все эти состояния «при входе в семью» и принять ее законы жизнедеятельности состав­ляет важный показатель психологического здоровья семьи.

6. Устремленность на семейное долголетие представляет со­бой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели. В форми­ровании, выборе способов их достижения и предполагаемом ре­зультате отражаются потребности, намерения, интересы, жела­ния и установки, как правило, каждого члена семьи. Удовлет­воренность их реализацией — важнейшее условие поддержания активности семьи в определении новых рубежей жизнедеятель­ности. В этом и состоит смысл основных механизмов устремлен­ности на семейное долголетие. В свою очередь психологически здоровая семья позитивно влияет на внесемейную деятельность ее членов (профессиональную, учебу и т. п.), тем самым обеспе­чивая «семейную подзарядку», привносимую членами семьи из­вне.

7. Идентичность и стабильность семьи. Один из основателей семейной терапии Н. Аккерман ввел два понятия — «идентич­ность» и «стабильность семьи». Семейную идентичность он определял как содержание ценностей, устремлений, экспектаций, тре­вог и проблем адаптации, разделяемых членами семьи или взаи­модополняемых ими в процессе выполнения семейных ролей.

Другими словами, семейная идентичность — это эмоцио­нальное и когнитивное «Мы» данной семьи. Семейная идентич­ность связана с самосознанием личности и может характеризо­ваться различной степенью включения или противопоставления «Я» и «Мы». Стабильность семьи, которую точнее было бы обо­значить как «сохранение в изменении», предполагает сохране­ние идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию.

Наряду с вышеназванными основными показателями психо­логического здоровья семьи имеют место и такие, как психоло­го-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отноше­ний, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и дру­гие.

Все эти элементы психологического здоровья отражают ус­тойчивые, по-своему сложившиеся в конкретной семье соци­ально-психологические явления, подверженные управлению как внутри, так и внесистемным воздействиям.

Рассмотренные показатели психологического здоровья се­мьи создают общий психологический портрет современной се­мьи и прежде всего характеризуют степень ее благополучия.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 

1. Охарактеризуйте социокультурные детерминанты разви­тия семьи.

2. Перечислите признаки здоровой и проблемной семьи.

3. Проанализируйте официальную и скрытую бракоразвод­ную статистику.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Антонов А., Медков Д. Социология семьи. М., 1996.

Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.

Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические иссле­дования семьи: проблемы и перспективы. //Психологи­ческий журнал. 1991, №4.

Голод С. И. Моногамная семья: кризис или эволюция? (Социо­логический анализ). // Социально-политический журнал. 1995. №6. С. 74-87.

Керш П. К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми. //Воп­росы психологии. 1990. №1. С. 103—109.

Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.

Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

Переведенцев В. И. Воспроизводство населения и семья. //Соци­ологические исследования. 1992. С. 82—95.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.,1992.

Семья и время (статьи по социологии семьи) //Вестник МГУ, сер. 18, социология и политология. 1996. №3. С. 60—88.

Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1993.

Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.

Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.

Филюкова Л. Ф. Современная молодая семья. М., 1993.

Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1971.

Шапиро А. З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных отношений. // Вопросы психологии. 1994. №4. С. 45—46.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Психология и жизнь » Здоровье семьи: психологически здоровая семья

Здоровье семьи в психологическом смысле — это состояние душевного психологического благополучия семьи. Психологическое здоровье семьи — это целый комплекс социально-психологической активности членов семьи, во внутрисемейных отношениях, в социальной и профессиональной среде. Существуют критерии психологического здоровья семьи, которые позволяют создавать гармоничные отношения внутри семьи и благоприятную атмосферу для воспитания детей. Итак, отчего зависит психологическое здоровье семьи?

Критерии психологического здоровья семьи:

  1. Сходство семейных ценностей — совпадение и единство взглядов супругов на общепринятые нормы, правила, ценности.
  2. Функционально-ролевая согласованность — особо развитые взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение.
  3. Эмоциональная удовлетворенность — эмоциональное принятие друг друга и уважение в семье. Эмоциональная близость — особое качество здоровой семьи, т.к. позволяет супругам поддерживать друг друга, прощать и идти дальше.
  4. Социально-ролевая адекватность — это уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий (от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли. Отец — мужчина, добытчик, опора в трудной жизненной ситуации. Мать — заботливая, хранительница очага. Дети — помощники, опора родителей в будущем)
  5. Адаптивность в семейных отношениях — способность приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи. На адаптивность супругов влияют трудности и проблемы вне семьи. Если каждый сумеет оставлять проблемы внешнего мира на «входе в семью», то внутренний мир в семье будет сохранен.
  6. Идентичность и стабильность семьи. Идентичность — это эмоциональное и когнитивное «МЫ» семьи. А стабильность — это «сохранение в изменении», т.е. несмотря на конфликты, трудности, семья сохраняет свою идентичность.
  7. Устремленность на семейное долголетие — постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование. В здоровой семье должны быть ближайшие и перспективные семейные цели.

Данные показатели психологического здоровья семьи являются степенью благополучия семьи.

 

Возможно Вам будут интересны следующие статьи:
  • Публикации
  • Прощение: чем оно полезно в браке?
  • Подросток и родители: формирование идентичности
  • Понимание: что мешает партнерам понять друг друга?
  • Психологическая готовность ребенка к школьному образованию
  • Рубрика: Мужчина и женщина

    Ваш отзыв

    Правила комментирования

    www.psytalk.spb.ru

    Психологическое здоровье современной семьи

    Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

    Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи.

    Цель психологического здоровья семьи – сохранение, укрепление и развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья всех членов семьи.

    Современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а следовательно, в этом смысле благополучной.

    К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Рассмотрим их подробнее.

    Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы.

    Функционально-ролевая согласованность представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи.

    Социально-ролевая адекватность обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой по сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (отец – мужчина, лидер, добытчик, опора в трудной ситуации и т. д.; жена – заботливая мать, хозяйка, хранительница семейного очага и т. д.; дочь, сын – помощники родителей, опора в будущем, наследники и т. д.).

    Эмоциональная удовлетворенность показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Именно высочайшая степень эмоциональной близости – «пристрастное отношение» друг к другу – составляет особое качество здоровой семьи.

    Адаптивность в семейных отношениях характеризуется способностью, прежде всего, взрослых семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня.

    Устремленность на семейное долголетие представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели.

    Идентичность и стабильность семьи. Семейная идентичность – это эмоциональное и когнитивное мы данной семьи. Стабильность семьи, которую точнее было бы обозначить как сохранение в изменении, предполагает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию.

    Наряду с вышеперечисленными показателями психологического здоровья семьи имеют место и такие, как психолого-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отношений, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и другие.

     

    magref.ru

    Психологическое благополучие — Психологос

    Понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие1.

    С какими личностными особенностями связаны такая внутренняя картина мира личности и стиль, способ его жизни? Ответ на этот вопрос уже сложнее, поскольку разные исследователи, описывая даже схожие особенности личности, нередко пользуются разными понятиями, разным словарем.

    В качестве базовых составляющих психологического благополучия (psychological well-being) человека К. Рифф выделила: позитивные отношения с другими, принятие себя (позитивная оценка себя и своей жизни), автономия (способность следовать своим собственным убеждениям), компетентность (контроль над окружающей средой, способность эффективно управлять своей жизнью), наличие целей, придающих жизни направленность и смысл, личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации.

    Думается, что примерно тот же список можно сформулировать и в других понятиях, предположив, что психологическое благополучие2 связано с такими личными особенностями, как уверенность в себе, адекватная самооценка, позитивный взгляд на жизнь, доброжелательность, общительность, эмоциональная стабильность.

    Понятие «психологическое благополучие» близко связано с такими понятиями, как душевное здоровье, осмысленность жизни3, в меньшей степени с понятияем «личностная адекватность4, а с понятием «психическое здоровье» — в малой степени5.

    Как бы разнообразно ни определяли исследователи психологическое благополучие, важнейшим вопросом является способ его измерения. В исследовании П.П. Фесенко определялся не объективными показателями и не рациональной оценкой, а скорее эмоциональной окраской чувств и ощущений по поводу собственной жизни. «Низкий уровень актуального психологического благополучия обусловлен преобладанием негативного аффекта (общего ощущения собственной несчастливости, неудовлетворенности собственной жизнью), высокий — преобладанием позитивного аффекта (ощущением удовлетворенности собственной жизнью, счастья)».


    1 Понятие «психологическое благополучие» задается в свою очередь двумя терминами: «психологическое» и «благополучие».

    Благополучие – состояние человека или объективная ситуация, когда у человека есть все то, что благоприятно характеризует его жизнь в глазах окружающих, его близких и его самого.

    «Благополучие» — «получение человеком благ». К благам, которые получил человек, могут быть отнесены самые разные вещи и обстоятельства, блага самого широкого круга: здоровье его и его близких, имущественное благосостояние, хорошие отношения со значимыми людьми и даже хорошая погода в месте его проживания.

    Социальное благополучие говорит о получении круга социальных благ и обычно связывается с тем, что у вас есть друзья и любимый человек, хорошая работа, возможность заниматься хобби, здоровье, образование, и общий уровень жизни по крайней мере на общем уровне.

    О чем же тогда говорит словосочетание «психологическое благополучие»?

    «Психологическое», как общеупотребительное понятие, задается тремя ключевыми словами: внутреннее, не рациональное, ситуативное. «Психологическое» относится ко внутреннему миру человека, но это то внутреннее, которое не вполне рациональное, которое не может быть описано строго логическим путем или выходит за рамки разумности и целесообразности.

    Когда человек строго логичен, когда он имеет цель, обдуманно подбирает оптимальные средства и разумно реализует намеченный план, это понятно и рационально, здесь для психологии места нет, здесь психология не нужна. Психология и психологическое — это о том, что в логику не вмещается. То внутреннее, что строго логично — это рациональное. Можно сказать и по-другому: психологическое не может быть строго измерено и достоверно идентифицировано с помощью внешних признаков, в данном случае поведенческий подход к явлению должен быть дополнен феноменологическим подходом. Как об этом пишет Е. Diener, «исследование психологического благополучия должно учитывать не только непосредственно измеряемый уровень благополучия, но и принимать во внимание внутреннюю, индивидуальную систему координат» (по П.П. Фесенко).

    Кроме того, «психологическое» — то, что определяет в первую очередь ситуативное поведение, а не курс жизненного пути. Курс жизненного пути определяет «личностное», а не «психологическое». Личностное — то глубинное, которое порождает все остальное психологическое. Психологическое — больше про личностный инструментарий, личностное — про эго-идентичность, мотивы и направленность личности.

    2 Психологическое благополучие исключает душевное нездоровье, а именно неустойчивое, пониженное или прямо плохое настроение, легкость впадения в негатив и трудность выхода из негатива. Обиды, страхи, раздражение, усталость, неспособность переносить жизненное напряжение… — это уже характеристики душевного и психологического неблагополучия. Низкий эмоциональный тон, враждебность, озлобленность, отсутствие интереса к жизни, проблемная психосоматика и проблемные психологические защиты — признаки ослабления душевного здоровья. Невроз и депрессия – уже явное душевное нездоровье, явное психологическое неблагополучие.

    3 Как пишет П.П. Фесенко, «Существующие в психологии личности исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос», однако на основании собственных исследований автор утверждает, что осмысленность жизни и психологическое благополучие личности напрямую и значимо коррелируют между собой. Согласно его данным, «все структурные компоненты психологического благополучия прямо коррелируют с уровнем осмысленности жизни и смысложизненными ориентациями». К сожалению, причинно-следственные связи в работе П.П. Фесенко не достаточно ясны и могут порождать разнообразные толкования. Осмысленность жизни порождает психологическое благополучие или психологическое благополучие порождает интерес к осмысленности жизни? А может быть, и осмысленность жизни, и психологическое благополучие являются на самом деле независимыми ветвями, растущими из одного корня, и одинаково порождаются чем-то третьим, например общей культурой личности? Отдельный, очень интересный вопрос — о психологическом благополучии маленьких детей, для которых вопрос об осмысленности жизни не стоит в принципе.

    4 Похоже, что адекватность в этом понятии не является чем-то главным и стержневым: с явной неадекватностью душевное здоровье и благополучие несовместимо, хотя некоторая неадекватность при этом допускается. Если молодая девушка регулярно общается с Архангелом Михаилом, а молодой человек начинает питаться объедками, обращается с наставлениями к птицам в поле и всерьез ведет беседы с огнем, современный психиатр сочтет, что это все-таки его клиентура. С другой стороны, Жанну д`Арк и Франциска Асизского к душевно нездоровым людям не причисляют.

    5 Понятие «психологическое благополучие» в малой степени связано с понятием «психическое здоровье». Как пишет П.П. Фесенко, «В отличие от понятий «психическое здоровье» и «качество жизни» психологическое благополучие напрямую не связано с наличием или отсутствием каких-либо психических или соматических недугов. От концепций позитивного психического здоровья представления о психологическом благополучии отличны интересом не только к самоактуализационным аспектом, но к тому, каким образом они воспринимаются самой личностью, заострением внимания на переживании человеком счастья и удовлетворённостью самим собой и своим окружением».

    www.psychologos.ru

    Консультация на тему: Психологический климат семьи — основа психологического здоровья ребенка


    В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает ее обобщенную, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.

    Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, соответственно и здоровье детей. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак.

    Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

    В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь. Здесь законом жизни является желание и умение понимать другого человека, каждый свободно выражает свое собственное мнение по любому вопросу и все относятся к нему серьезно. При этом хорошо развиты самокритика, доброжелательная критика в отношении любого другого члена семьи, взаимная терпеливость н корректность в случаях несовпадения мнений.

    Важный показатель благоприятного — стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать. И еще один признак благоприятного психологического климата — открытость семьи, добрые отношения с родственниками, соседями, друзьями и знакомыми.

    Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

    Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния ее здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.

    Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень ее благополучия.

    Это более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.» Он неразрывен с идейно-нравственными ценностями семьи, является показателем качества межличностных отношений ее членов.

    Психологический климат творят члены семьи, от их усилий зависит, каким он будет.

    Влияние эмоционального климата семьи на психологическое здоровье и развитие ребёнка.

    Все мы стремимся к отношениям, которые дарят нам радость и тепло. Человек по своей природе всегда стремится к комфорту и благополучию, и старательно обходит то, что может доставить ему неприятность, дискомфорт и боль.  Отношения между людьми устанавливаются и удерживаются на основе симпатии друг к другу. С теми, кто нам приятен, мы стараемся больше общаться, проводить время вместе, интересуемся его жизнью, переживаем за его неудачи.  Безразличное отношение к другому человеку не вызывает у нас тяги к общению с ним, нам бывает всё равно как он живёт, чем занимается, а с тем же кто нам неприятен мы будем старательно избегать встреч.

    Семья и отношения внутри неё, формируют свой, определённый эмоциональный фон, который оказывает значительное влияние не только на отношения супругов между собой, отношения родителей и детей, но и на то, как ребёнок будет развиваться, каким он станет. Чем же является семья, в психологическом здоровье и развитии ребёнка?

        Семья является тем местом, где закладываются основы личности. В ней так же, как и в любом коллективе, формируется свой психологический климат. Но в жизни семьи это явление имеет большее значение, чем в жизни другой группы, так как именно семья формирует личность ребёнка. И от характера психологического климата в семье зависит, в первую очередь, будущая сущность человека. Характер психологического климата в семье непосредственно сказывается на психическом и физическом здоровье личности человека, на настроении и на его деятельности.

    К проблемам, оказывающим негативное влияние на психологическое здоровье и развитие личности в семье, относятся:

    конфликты супругами и ближайшими родственниками;

    несогласованность, противоречивость позиций в воспитании, воспитательных приемов;

    чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, подавляющую личность и эксплуатирующую ее как предмет реализации родительских амбиций;

    чрезмерная опека, тревожность, недоверие к возможностям и силам ребенка, заброшенность детей в силу асоциального образа жизни родителей либо в силу предпочтения ими собственных проблем, связанных с карьерой, конфликтами, здоровьем.

    Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».

    Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

    Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка.

    Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности.

    Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия

    Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей.

    В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь  он может не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности – игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б.Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли».

    С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все более обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, и порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире.

    Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника.

    Вот далеко не полный список тех изменений и новообразований, которые происходят в дошкольном возрасте. Это описание будет еще менее полным, если не обратить внимание на ту роль, которую играет взрослый на всем протяжении развития ребенка. Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослым для психического развития и психического здоровья ребенка трудно. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.

    Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка).

    Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют крайние, нетипичные явления, но они являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.

    В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений.

    Более того, по данным В.А.Коллеговой, А.И.Захарова и других исследователей, наибольшее число неврозов наблюдается в старшем дошкольном возрасте. Поэтому родителям с первых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение.

    Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

    Предопределяющую роль в происхождении неврозов психической травматизации, обусловленной нарушенными семейными отношениями и неправильным воспитанием. Дети заболевают неврозами под влиянием неблагоприятных обстоятельств, к которым невозможно адаптироваться и которые невозможно перенести безболезненным образом. Подобно этому ребенок не может перенести разлуку с матерью и привыкнуть к яслям, конфликты в семье и блокаду эмоциональных потребностей, напряжение в результате чрезмерной стимуляции, интенсивных ограничений или непоследовательного отношения взрослых. Возникающий в этих условиях невроз как психогенное заболевание формирующейся личности означает на психологическом уровне нравственно-этическую несовместимость с подобным отношением родителей, несовместимость, которую ребенок не может преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел его психофизиологических возможностей. Другими словами, он не настолько плох, насколько его делают таковыми отношения в семье и неблагоприятные особенности личности родителей [8].

    Формирующийся, таким образом, внутренний, неразрешимый и невротизирующий ребенка конфликт имеет несколько тесно связанных друг с другом уровней:

    • социально-психологический, мотивированный неудачами общения и затруднениями в достижении социально значимой позиции;
    • психологический, обусловленный несовместимостью с некоторыми сторонами отношения родителей и угрозой потери «я»;
    • психофизиологический как следствие невозможности отвечать (соответствовать) повышенным требованиям и ожиданиям взрослых.

    При наличии неразрешимых для детей переживаний следует говорить о хронической психотравмирующей ситуации как источнике постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы – эмоциональные потрясения усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними, пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами в области общения и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта, иди состояния хронического дистресса, как основном источнике патогенного (болезненного) напряжения при неврозах [9].

    Положение осложняется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Они вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет нервно-психическую реактивность организма. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособленные возможности детей, не дает им выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенность в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничижения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других, сверстников [6].

    При невротическом заболевании происходит непродуктивная затрата имеющихся психических средств, ресурсов и возможностей, их дальнейшее перенапряжение и болезненное ослабление в целом. При этом нарастают беспокойство и эмоциональная неустойчивость, появляются или усиливаются вегетососудистые и соматические нарушения, снижается выносливость и сопротивляемость организма.

    В психологической литературе выделены, и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребенка и, в частности, на возникновение невротических реакций. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.

    Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику [10].

    На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых можно выделить такие, как:

    • неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
    • занятость родителей;
    • ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.

    Помещение детей в раннем возрасти (до 3-х лет) в детское дошкольное учреждение или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью – категория «МЫ»). В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к 3 годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3-х лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

    К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, психологи относят прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.

    Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

    Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.

    Выделяются следующие стили родительского воспитания:

    1. Демократический.
    2. Контролирующий.
    3. Смешанный.

    Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.

    При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.

    При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.

    Особый интерес представляют изучение и классификация неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Выделяется три типа неправильного воспитания.

    1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.

    2. Гиперсоциализирующее воспитание – тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.

    3. Эгоцентрическое – чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни».

    Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.

    В семейных отношениях наиболее легко реализуется важная потребность, которую испытывает человек, вступающий в общение: получить от партнера по общению «поглаживание», т. е. сочувствие, одобрение как подтверждение общего расположения к себе. Это — весьма важное условие для обеспечения общего душевного спокойствия и уверенности в себе. По данным психологов, человеку для ощущения эмоционального благополучия необходимо не менее восьми «поглаживаний» в день.

    Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. Ведь каждый человек нуждается не столько в оценке успешности или не успешности своих действий, сколько в поддержке и утешении, которые важны для становления личности ребенка. «Поглаживания» могут затрагивать положительную оценку поведения, внешности, взглядов, результатов труда, характера и способов деятельности и т. д. Человек  обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижение, поэтому именно домашние отношения часто являются главным средством компенсации успехов или недооценки окружающих вне семьи.

    Родительская любовь — источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

            Составитель:  педагог – психолог ДОУ № 15

    Елаго  Ю.  А.

    Психологический климат семьи – основа психологического здоровья семьи   педагог-психолог   Елаго Ю.А.  

    nsportal.ru

    В чем смысл психологического здоровья современной семьи? — Студопедия.Нет

    Психологическое здоровье семьи — это комплексный обобщенный показатель социально-психологической активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере их деятельности.

    Это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. Психологическое здоровье — это интегральный показатель функционирования современной семьи, отражающий качественную сторону протекающих в ней социальных и психолого-педагогических процессов.

    К основным критериям психологическою здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие.

     

    Каковы основные формы организации брака и семьи?

     

    Что собой представляет патриархальная российская семья и ее трансформация?

     

    В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье миниатюру общественных отношений.

     

    Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди — единому Богу, Отцу Небесному. В религиозном российском мировоззрении корни язычества, «двоеверия» достаточно сильны. Возможно, поэтому православное христианство встало в борьбе между двумя языческими началами — женским и мужским — на сторону мужского, приводя семью к «нравственному» доминированию мужа над женой и детьми. В «Домострое», например, много внимания отдано распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу.

     

     

    Обязанность главы дома—забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу, с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей — обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строением», муж и жена должны обсуждать ежедневно и наедине.

     

    На наш взгляд, наиболее интересным для понимания национального характера семейных отношений, является упоминание о зависимости от людского мнения. Вместе с тем, что при этом социальному окружению положено всегда демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещается разглашать семейные тайны, возникает представление о двойственности морали: «для себя» и «для людей

    Позже, в XVIII в. и к середине XIX в., вРоссии начала преобладать индивидуальная патриархальная семья из 2 — 3 поколений родственников по прямой линии. К XIX в. в российской культуре низших слоев утвердился тип малой патриархальной семьи со структурой, соответствующей модели православной семьи: отец — сын — мать (В.Н. Дружинин).

    К концу XIX — началу XX в. все сильнее давала себя знать консервативность патриархальной семейной модели. Грядущие социальные перемены подготавливались не только в недрах экономики и производственных отношений — они подготавливались и в недрах брачных отношений. Она взрывалась как бы изнутри, ее распирало внутренними противоречиями, которые завершались тяжелыми семейными кризисами. Вспомним, к примеру, Анну Каренину, Анну Сергеевну фон Дидериц, заявивших о своем праве на любовь, — эти образы художественной литературы символизируют женщин, которые никак не могли вписаться в рамки традиционного патриархального брака.

     

    Со временем резкие социальные перемены привели к упадку патриархальной российской семьи. Авторитарная власть мужчины пошла на убыль, сведясь к нулю в городе, уменьшившись в деревне.

     

    Социологи определяют нынешнее семейное главенство как «выполнение распорядительных, регулирующих функций, существенных для жизнедеятельности семьи». В чьих руках сосредоточиваются сейчас «регулирующие функции»? Согласно многочисленным исследованиям 80-х гг. XX в., своего рода министром семейных финансов в большинстве случаев является женщина. Она же организует семейное потребление. И главным педагогом, воспитателем в семье является женщина.

     

    Типичную советскую семью, — полагает В.Н. Дружинин, — можно рассматривать как вариант модели аномальной языческой семьи с рудиментами православной модели. В такой семье мужчина и женщина борются за доминирование. Победа достается более сильному супругу — не столько физически, сколько психически. Существуют противостояния поколений, подавление детей и борьба детей с властью родителей. Аномальность этой семьи в том, что мужчина не несет ответственности за семью в целом.

     

     

    Доминирование работающей матери в семье приводит к тому, что дети хуже усваивают ценности, нормы и мораль общества. У детей матерей-одиночек возникают большие проблемы в социальной адаптации, выборе брачного партнера и воспитании собственных детей.

     

    Изменения в сфере семейно-бытового самообслуживания вызвали трансформацию мужских и женских ролей в семье. В прежней семье у мужчины и женщины семейных обязанностей было предостаточно. К настоящему времени объективно в городской семье, а частично и сельской, мужчина имеет меньшую нагрузку. Субъективно она вообще может стать минимальной. (Один молодой мужчина признался в беседе, что у него есть всего две семейные обязанности, которые он регулярно старается выполнять: «вовремя приходить домой и никогда не отказываться от всего того, что жена приготовила»). Приложение женского труда в семье по-прежнему остается объемным. Это считается несправедливым, порождает обиды. Развитие западной семьи пошло двумя путями: а) феминистским путем борьбы за освобождение женщины и реализацию ее прав; б) путем «рационализации и индустриализации» ведения домашнего хозяйства (использование бытовых приборов и разнообразной домашней техники, массовый переход на услуги прачечных, химчисток, введение в домашнюю пищу полуфабрикатов и т. д.). Развитие российской семьи отличается некоей двойственностью: с одной стороны, стремление к «справедливому» разделению труда между мужем и женой при низком уровне «технологизации» домашнего труда (малое количество бытовой техники и ее невысокое качество). С другой желание жить «по-господски» (дворянский вариант семейных отношений) с продолжительными беседами за столом, изысканностью вещей, свободным досугом в сочетании с «крестьянским бытом» (6-метровая кухня, коммунальные квартиры, ручная стирка, уборка без вспомогательных средств и пр.).

     

    Своеобразным является для российской женщины решение проблемы выравнивания семейных функций и семейных обязанностей. Самым распространенным способом организации домашнего труда стала дача. Возможностей для приложения мужской силы там объективно больше. Однако нередко заканчивается это не «двойной», а «тройной» нагрузкой женщины: дом — работа — дача. Вместе с тем психологически наблюдается большее умиротворение и удовлетворенность женщин.

     

    studopedia.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *