Социологические перспективы семьи – Семья в исторической перспективе

3. Перспективы развития семьи и брака. Социология семьи и брака

Похожие главы из других работ:

Динамика семейно-брачных ориентаций в современном обществе

1.4 Эволюция семьи и брака

История семьи уходит в далекую древность, она тесно связана с историей первобытного общества, одной из самых сложных и дискуссионных областей современной науки…

Жизненные ценности старшеклассников и их установки на брак и семью

1.3 Понятия «брака» и «семьи»

Семья является образцом представлений ребенка о том, какими должны быть отец и мать, муж и жена, сын и дочь и как должно проходить их общение между собой. Существует множество подходов к определению понятия семьи. Феминистическая парадигма…

Исторический путь развития семейно-брачных отношений

Эволюция семьи и брака

Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов)…

Отношение к межнациональным бракам

1.1 Понятия семьи и брака

Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества — воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию…

Семья как основной фактор социализации личности

2.2 Перспективы развития семьи

Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. В настоящее время изменения социокультурных условий резко усугубляют противоречия между семейными и внесемейными отношениями…

Состояние и перспективы развития семьи в современных условиях

1.3 Возможные перспективы развития семьи

Мы считаем, что есть 2 основных пути развития возможной ситуации. Первый благоприятный, изменения приобретут обратный характер. Это произойдет в том случае, если на детей, выросших в современных семьях…

Социально-психологические аспекты семейной жизни моряков-подводников

1.1 Понятие семьи и брака

Социология семьи и брака

3. Перспективы развития семьи и брака

Современная семья переживает кризис проявлениями которого послужили падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей, сознательный отказ от рождения единственного ребенка…

Супружеские отношения в современной семье

5. Эволюция семьи и брака

Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов)…

Типология брака и семьи

2. Типология брака и семьи

Типы строя психики людей с позиции Концепции общественной безопасности

2.1. Институт семьи и брака

Семья — ячейка общества. От того насколько развито понимание семейных отношений зависит общественная организация. Это прекрасно понимали в древности и поэтому старались, чтобы брачные отношения были устойчивые…

Факторы, влияющие на удовлетворенность браком

1.1 Понятие брака и семьи

Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. [19; с…

Фамилизм и феминизм как теоретические течения в изучении семьи. Немоногамные модели брака и семьи

2 Немоногамные модели брака и семьи

Эволюция семейно-брачных отношений

Глава I. Истоки и тенденции развития семьи и брака — эволюция семейно-брачных отношений.

Эволюция семейно-брачных отношений

2.4. Эволюция семьи и брака

Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов)…

soc.bobrodobro.ru

Семья в макро- и микро социологической перспективе.

Тема 1. Предмет социологии семьи.

План.

Социология семьи в системе наук.

Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей так или иначе были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

Объект социологии семьи — семья (проявление триединства отношений).

Предмет — выяснение всех обстоятельств, функционирования семьи как социального института, который реализует жизненноважные для общества функции по рождению, содержанию, и социализации детей.

Целью изучения социологии семьи как учебной дисциплины является формирование научных представлений в сфере брачно-семейных отношений на основе современных социологических концепций.

Место социологии семьи в ряду наук, изучающих семью

Этнография, или социальная антропология, не специализируется на изучении только одного лишь родства, а берет семью в единстве супружества-родительства-родства. Но она рассматривает это единство под своим углом зрения — сквозь призму этнических особенностей семейного уклада жизни, семейных ритуалов, обрядов, обычаев. Этнография описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, прослеживает трансляцию, передачу семейных норм бытия, исследует образ жизни и культуру народов прошлого, многообразие форм образа жизни, в том числе историко-этническое многообразие становления самой семьи, согласования семейных ролей взрослых и детей, стереотипов семейного поведения мужей и жен, родителей и детей и т.п. Семейное право изучает процессы узаконения, легитимизации, становления и распада семьи, функционирования семьи как самостоятельной субстанции, вступающей в сложные взаимодействия с другими социальными институтами и с государством. Вопросы семейной собственности при заключении браков и разводах и во всех случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее отдельных членов, также являются частью предмета семейного права. Социология семьи фиксирует внимание на всех этих сторонах жизнедеятельности семьи. Социальная психология семьи исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности. Задачей социальной психологии является также изучение воздействия структуры семьи на внутрисемейные процессы, на семейное поведение личности. Социальная психология семьи изучает семью как малую группу, закономерности становления, функционирования в распада семьи как групповой целостности.

Медицина и социология здоровья концентрируются на физиологических предпосылках репродуктивного поведения и планирования семьи. Демография теснее всего связана с социологией семьи и анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур, о тенденциях брачности, детности, разводимости. Изучение роли семьи в воспроизводстве населения является неотъемлемой частью одновременно демографии и социологии семьи (где оно может именоваться социологией рождаемости).

Место и значение социологии семьи в общей социологии.

Социология семьи – одна из наиболее развитых областей социологического знания.

Трактовки семьи современными социологическими теориями.

Фредерик Ле Пле (1806 — 1882)

Основным объектом наблюдения Ле Пле выбрал семью как простейшую модель, клеточку всего общества. Именно в семье, по его убеждению, закладываются все особенности общества, семена его устойчивости или нестабильности. «Я поставил себе задачей, — писал он, — самолично изучить в разных европейских странах более трехсот семейств, принадлежащих к самым многочисленным слоям населения. Я посвящал по крайней мере неделю, а иногда и месяц составлению монографий каждой из них, т.е. изучал не только подробности их материальной жизни, но и чувства, страсти и вообще умственную и нравственную жизнь». В центре каждой монографии семьи стояло описание ее бюджета, анализ которого, по мнению Ле Пле, позволял получить точные данные о структуре и функциях семьи и обеспечивал надежную основу для сравнений и типологий семей. Ле Пле пытался использовать статьи семейного бюджета (личные расходы, расходы на образование и т.д.) как показатели прежде неизмеримых качеств и действий рабочих, и даже более широко, всей общественной организации, в которой они живут. В первую очередь его интересовало, какие траты, привычки или условия труда семьи способствуют или мешают ее возвышению в социальной иерархии… Идеи Ле Пле дали толчок к разработке сложных социально-экономических индексов… Рассмотрение типов семей служило средством помнит мания исторического движения и функционирования общества в целом, а также прогнозирования реформ… В историческом движении общества Ле Пле с грустью замечал направление от патриархального типа семьи к нестабильному.

взгляды Э. Берджесса на семью как «единство взаимодействующих личностей». Изучение семьи «под микроскопом» исходит из анализа сил сцепления, сплоченности, устойчивости семейной группы в изменяющихся обстоятельствах. Важно выяснить особенности семейной организации, позволяющие видеть, как семьи решают специфические, сугубо семейные проблемы, характерные для первичных, семейно-родственных групп.

Согласно Парсонсу, семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению «инструментальных» отношений с другими социальными подсистемами и структурами, а также «экспрессивных» отношений внутри самой семьи благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.

По мнению К. Дэвиса, автора монографии «Человеческое общество» и знаменитой в социологии рождаемости модели «промежуточных переменных», опосредующих рождение детей (вместе с Джудит Блейк), переход от традиционных форм семьи к современным связан прежде всего с отмиранием социокультурных норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости.

Большой вклад в анализ теоретических схем и концепций исследования семьи внес американский социолог Р. Хилл, поставивший задачу выявления среди них прежде всего

тех, в которых содержатся термины, позволяющие одновременно описывать семью и как институт и как группу. Первая работа Р. Хилла и его коллег А. Катца и Р. Симпсона обобщила американские исследования с 1920 по 1956 г. и подвела своеобразный итог тому этапу социологии семьи, который условно можно назвать «содержательно-теоретическим»: социологи, работающие на макро-уровне и микро-уровне анализа семьи, стремились не только описать семью как институт и как группу, но и объяснить основные тенденции семейных изменений, факторы семейных процессов — содержательно раскрыть прошлое, настоящее и будущее семьи. Что происходит с семьей, куда ведут наблюдаемые тренды, что ждет ее — вот основные вопросы, требующие расшифровки смысла семейного функционирования.

А.Г.Харчева

По его мнению, семья является основой социальной общности в сфере быта, необходимым элементом «быта», который включает в себя не только материальные отношения, но и нравственные и нравственно-этические.

Так же, Харчев сформулировал идею о концепции Ф.Энгельса воспроизводстве и о производстве самой жизни.

А соответственно семья четко привязана к воспроизводству человека , то есть «детопроизводству», а это делается в интересах функционирования общества.

Семья в макро- и микро социологической перспективе.

Макро- и микро- социология семьи подразделяется прежде всего по уровню объекта изучения. Макросоциология семьи изучает социальный институт семьи со стороны эффективности выполнения им функций по отношению к обществу.

На макроуровне семья изучается, как социальный институт, а на микро — как малая социальная группа.

Различные уровни объекта исследования:

Макро: социальные изменения концентрирующиеся на социальном институте семьи, на вкладе институциональных изменений семьи в общую социальную динамику. Объясняент социальную дефференциацию, процессы воспроизводства социального общества. Условия сохранения института семьи, как важного посредника во взаимосвязи между личностью и обществом именно это и ее социальные проявления, составляют предмет макросоциологии семьи.

Микро: жизненный цикл семьи, на функционировании, возникновении и распаде отдельных семей; биография отдельной семьи, ее становление, укрупнение или дробление, сплоченность или отчужденность семьи измеряется: 1) в координатах структуры и динамики, 2) в терминах феноменологического и инструментального подхода.

Различие микро- и макросоциологии семьи можно пояснить следующим примером. Отдельная семья может строить свою жизнь совершенно несхожим с другими образом, но как бы уникально ни вела себя семья как мини-молекула, она тем не менее таит в себе черты, делающие ее сходной с другими молекулами, образующими в целом волны житейского моря. Семья как отдельная частица и семья как часть волны — изолированная молекула и капля, придающая мощь волне. Все сравнения условны, и, разумеется, социология семьи изучает нечто целостное, однако в целях научного упрощения возможно подобное различение семьи как объекта макро- и микроисследования.

Разделение на макро и микросоциологию семьи относительно и, тем не менее, необходимо, когда критерием становится различение макро и микрообъектов исследования, а не уровней обобщения и анализа. Семья как макрообъект — это социальный институт, изучаемый в контексте социетальных процессов во взаимодействии с другими институтами общества и в масштабах исторического времени. Семья как микрообъект — это малая группа со своей семейной биографией или историей, с учетом приватного характера семейного «климата». Микросоциология семьи изучает семейные интеракции, вопервых, с точки зрения их инструментальное™, достижения тех или иных результатов семейного поведения, этапов жизненного цикла семьи: вовторых, в терминах социологии понимания, восприятия «субъективных» значений обиходной семейности. Особая тема микросоциологического подхода — проникновение общежитейских интерпретаций в научные объяснения семейных ситуаций и действий, в социологические теории. Это — область феноменологической социологии семьи, которая привлекает внимание к строгому соблюдению требования о четкой формулировке исследователями исходных предпосылок. Техника и процедуры социологического измерения семьи — важная часть микросоииологии семьи, исходящей из единства, а не противопоставления количественных и качественных методов.

Среди социологов, пытавшихся совместить «микроанализ» и «макроанализ» семьи, надо назвать прежде всего Т. Парсонса и К. Дэвиса. Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий.

http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00272867_0.html

Вопросы для коллективного обсуждения.

1. В чем отличие представлений о семье в социологии семьи и социальной психологии?

Семья одновременно является и социально-психологической общностью – малой группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальным институтом – исторически конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физиологическом и духовном воспроизводстве населения.

2. С какими другими социальными процессами связаны тенденции изменения семьи? Каким образом они взаимосвязаны? Обоснуйте свой ответ.

3. Каковы достоинства и недостатки применения в социологии семьи статических, математических, психологических методов?

4. Каковы предметы социологических наук изучающих семью? Какое место в них занимает семья?

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Проблемы и перспективы развития семьи и форм брачных отношений в современном обществе (на примере Беларуси)

Наряду с системой образования семья является одним из важнейших социальных институтов современного общества. Важность проблематики, связанной с семейными отношениями в обществе, позволяет выделить эту проблему в качестве самостоятельной. В ней рассматриваются понятия брака и семьи, связь семьи с другими социальными общностями и сферами общественной жизни, исследуются исторические типы и формы семейно-брачных отношений, тенденции и перспективы их развития, анализируются проблемы развития институтов семьи и брака сквозь призму социально-экономических, политических, правовых и духовных структур общества.

Студентам, изучающим проблемы социологии семьи, следует обратить внимание на то, что в социологии семья рассматривается, прежде всего, как один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих преемственность культурных и социальных форм общественной жизни. Эта роль семьи в обществе раскрывается в совокупности ее социальных функций, основными среди которых являются воспроизводство населения, хозяйственно-экономическая функция и функция социализации. Анализ конкретно-исторических форм реализации этих функций позволяет проследить динамику исторических форм семьи и брака.

Интерес социологов к проблемам семейных отношений не ограничивается анализом ее роли в обществе как макросистеме. Семья – это не только социальный институт, но и малая социальная группа, организованное объединение людей, члены которого соединены браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Такой подход позволяет социологам перейти к анализу внутрисемейных отношений, которые представляют особый интерес при изучении современной семьи.

Различия в структуре и характере внутрисемейных отношений дают основания для выделения различных типов семьи: бездетных, малодетных; однопоколенных, многопоколенных; социально гомогенных и гетерогенных; мононациональных и гетеронациональных (интернациональных). Социологи включают в свой анализ и демографические типы семьи: простые, усложненные, нуклеарные и сложные.

Семья— это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. «Общественные порядки, — подчеркивал Ф.Энгельс, — при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются… ступенью развития, с одной стороны — труда, с другой — семьи». Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей.

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юридически оформленным, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется, прежде всего, тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием, прежде всего, общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам, заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Сущность семьи выражается через такие понятия, как функции семьи, се структура и ролевое поведение ее членов. Функции семьи отражают систему взаимодействия семьи и общества, с одной стороны, и семьи и личности — с другой. В зависимости от эволюции общества и изменения требований, предъявляемых к семье как социальному институту, изменялись как содержание, так и ее социальные функции. Совокупность функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха), коммуникативная и регулятивная (включая первичный социальный контроль и реализацию власти и авторитета в семье).

Под структурой семьи обычно понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т.д. Выделяют так называемую авторитарную структуру и, в связи с этим, авторитарные семьи, которые характеризуются жестким подчинением жены — мужу, а детей — родителям. Демократические семьи основаны на распределении ролей в соответствии не с традициями, а с личностными качествами и способностями супругов, па равном участии каждого из них в принятии решений, добровольном распределении обязанностей в воспитании детей, на сознании, а не принуждении. Важную роль в современных семейно-брачных отношениях играют правовые отношения, регламентирующие закрепленные в юридических нормах взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей друг к другу.

Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Основные ролевые отношения в семье — мужа и жены, отца (матери) и детей, братьев и сестер, а также свекра (свекрови), тестя (тещи) н невестки (зятя) и т.д. — характеризуются различными особенностями, которые существенно различаются в традиционных и современных семьях. Традиционные роли, когда женщина вела дом, хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. Сейчас подавляющее большинство женщин в одних регионах и значительная часть в других участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимают равное участие в общесемейных решениях. Это повлияло на функционирование семьи и на особенности брачно-семейных отношений, способствовало освобождению и развитию личности женщины-матери, равенству супругов, но вместе с тем воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению уровня рождаемости и росту числа разводов. Для современной семьи характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в ситуации брачного выбора. Происходит процесс усложнения взаимоотношений между старшим и средним поколениями в семье и, одновременно с этим, растет число нуклеарных семей. Изменяются отношения между родителями и детьми. Во-первых, традиционные нормы и ценности, во многом поддерживаемые традиционной семьей, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, устанавливаемыми в процессе межличностного общения в отдельных семьях. Во-вторых, происходят изменения структуры лидерства в семье и характера отношений между супругами и между родителями и детьми. Наконец, основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

Семья является объектом исследования многих общественных наук — социологии, экономики, права, этнографии, психологии, педагогики, демографии. Каждая из наук в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. В центре внимания экономики находится семья, или домохозяйство, как экономическая, главным образом потребительская, ячейка, хотя в условиях осуществления экономической реформы ей все больше отводится место как производительной силе советского общества (семейный подряд и т.п.). Этнографические исследования связаны с изучением особенностей уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Для демографии основной интерес представляет роль семьи и семейной структуры населения в воспроизводстве населения.

Социология сосредоточивает внимание на анализе семьи как социального института, основанного на браке и выполняющего определенные социальные функции. Социология семьи и брака изучает типы социальных отношений, характерных для семьи, факторы, определяющие численность и структуру семейной общности; связь семьи с другими социальными общностями и сферами социальной жизни; общественные функции семьи и ее особенности как социального института и психологической группы; мотивацию браков и разводов, а также социальные и психологические факторы, способствующие планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов, интеграции и дезинтеграции семьи; исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых этапах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело соответственно нравственный, религиозный и правовой характер. Это позволило еще более усилить социальный контроль над браком и в то же время обесценить внерелигиозные и внеправовые санкции брака, в случае если они вступали в противоречие с интересами государства.

Вместе с брачным правом рождалась и половая мораль, исходящая из принципа подчиненности женщины и соответственно устанавливавшая «двойной стандарт» оценки сексуального поведения: один — для мужчин, другой — для женщин. Однако право оказало не только отрицательное, но и положительное влияние на моральные устои брака. Оно ускорило преодоление пережитков полигамных отношений и увеличило ответственность родителей за воспитание детей. Кроме того, узаконивая господство мужчин над женщинами, оно в какой-то степени и ограничивало это господство, не позволяя ему превратиться в произвол. Некоторые правовые обязанности (например, супружеская верность и взаимопомощь) способствовали формированию и развитию у людей соответствующих нравственных качеств, оказывали общее облагораживающее воздействие на их мораль. Наконец, юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшее их союз. И если брак нуждался в поддержке и защите, люди, состоящие в нем, могли апеллировать как к общественному мнению, так и к закону.

Следовательно, введение брачного права и возникновение связанных с ним правовых отношений между супругами явилось не только исторически закономерным, но и в значительной степени исторически прогрессивным событием, хотя оно и было связано с узаконением многих отрицательных с точки зрения норм общечеловеческой морали. Наряду с процессом, который можно обозначить как нормативную социализацию и ин-ституционализацию отношений между полами, происходил процесс их нравственного и эстетического обогащения, охвативший первоначально не все, а лишь отдельные слои общества и завершившийся появлением высшей формы этих отношений — индивидуальной половой любви.

Если в биологическом сексуальном инстинкте влечение к другому полу по существу деперсонализировано, то в любви оно направлено всегда на конкретную индивидуальность, т.е. половой инстинкт приобретает уже нравственно-эстетический характер. Таким образом, в браке и супружеских отношениях находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная, так и духовная сфера жизни. Поэтому сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию половой связи.

Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Внутрисемейные отношения могут быть как персональными (например, отношения между матерью и сыном, братом и сестрой), так и групповыми (например, отношения между родителями и детьми или в «неразделенных», больших семьях — между супружескими парами, детьми разных отцов и т.д.).

Семья — это социальный институт и в то же время обладающая исторически определенной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. В принципе система семьи стабильна, хотя степень и критерии ее стабильности в различные эпохи менялись. Ее прочность и устойчивость могут обеспечиваться за счет как внешних по отношению к ней сил: права, религии, общественного мнения (в этом случае семья рассматривается в качестве социального института), так и внутренних связей, в которых реализуется взаимная эмоциональная или экономическая заинтересованность (в этом случае семья уже должна описываться и определяться как малая группа, причем не только в психологическом, но и в социальном значении данного термина).

В социологии приняты следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака выделяются типы семейной организации: моногамия и полигамия. В зависимости от структуры родственных связей выделяются различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая, или нуклеарная, семья, представляющая собой супружескую чету с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется другой ее тип — расширенная, или сложная, семья. Она включает три и более поколения или же две и более нуклеарных семьи, живущие вместе и связанные общим хозяйством, независимо от того, принадлежат ли они к одному или различным поколениям. Важным основанием для типологии семей, в частности нуклеарных, является наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью (в состав которой входят оба супруга) и неполную, где один из супругов отсутствует. Семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи (см. табл. 7). Выделяется различное число фаз этого цикла: образование семьи — вступление в первый брак; начало деторождения — рождение первого ребенка; окончание деторождения — рождение последнего ребенка; «пустое гнездо» — вступление в брак (и выделение из семьи) последнего ребенка; прекращение существования семьи — смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными особенностями, проявляющимися в настроениях, образе мыслей и жизни людей. В итоге проблемы организации общественного быта, торговли, сервиса в целом становятся проблемами не только экономической, но и социальной, демографической и культурной политики.

Социальные противоречия в жизни семьи нередко коренятся и в существующих патриархальных традициях, старом укладе. Скажем, экономическая зависимость женщины в условиях несвободы самого брака, преобладания в нем экономических соображении над психологическим, нравственным, эстетическим и просто сексуальным выбором неизбежно влечет за собой снижение стандарта требований к этим сторонам семейной жизни и соответствующих ожиданий. До сих пор это является характерной чертой браков в Среднеазиатском регионе. Вместе с тем укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщин превращает брачный выбор в непосредственное дело лиц, готовящихся вступить в брак, и значительно повышает уровень требований к брачному союзу как «союзу сердец», а не имуществ. Соответственно, связанные с браком ожидания все больше конституируются как ожидания счастливого супружества. Все это увеличивает «удельный вес», с одной стороны, психологической гармонии, с другой — психологических конфликтов в брачно-семейных отношениях. И чем утонченнее будет становиться человек как личность, чем восприимчивее будут его чувства, тем большую опасность будут представлять эти психологические конфликты для прочности и целостности семьи. Исследования мотивов вступления в брак показали, что, для вступающих в него, любовь, как правило, является главным фактором выбора будущего супруга. Однако значительная часть браков, в которых главным мотивом является любовь, оценивается опрошенными как неудачные. Следовательно, приходится констатировать отсутствие жесткой взаимосвязи между мотивом брака и прочностью брачного союза. Одна из причин этого — сложность самого феномена любви, т.е. такие ее характеристики, как постоянство, глубина, прочность, непосредственно зависят, во-первых, от господствующих в обществе нравственных и эстетических ценностей, во-вторых, от интерпретации указанных ценностей на индивидуальном уровне.

Другая причина отсутствия однозначной зависимости между любовью и прочностью супружества состоит в том, что, повышая ожидания, связанные с браком, а вместе с ними и требования к партнеру, любовь, тем самым, увеличивает опасность разочарования и в том, и в другом, следовательно, нередко создает психологические конфликты, способные вызвать и негативное отношение к данному конкретному браку по любви и даже развод.

Наиболее уязвимой семья оказывается в первые годы своего существования из-за слабости системы подготовки молодежи к браку и психологической помощи (да и не только ее) молодой семье. Статистические факты свидетельствуют о большой важности и сложности начального этапа семейной жизни. Именно в первые годы брака формируется модель будущих семейных отношений: происходит формирование социальной организации семьи (распределение авторитета, власти, обязанностей), налаживаются духовные связи между супругами, родителями и детьми, происходит сложный процесс взаимно и адаптации супругов, их родителей и родственников, интеграции семьи как психологической группы, определяются характер основных конфликтов и способы их преодоления. В то же время молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу как способу разрешения любых конфликтов, в том числе и вполне преодолимых. Подобное «легкое» отношение к распаду семьи складывается в значительной степени благодаря тому, что развод уже стал обыденным явлением. Последнее, кроме того, стимулирует случайные, морально не мотивированные браки, когда, уже в момент заключения брачного союза, существует четкая установка на развод, в случае, если хотя бы одна из сторон будет не удовлетворена совместной жизнью. Ясно, что подобные установки резко снижают уровень удовлетворенности браком, стимулируя его распад.

Фиксируемая многими исследователями морально-психологическая неподготовленность молодежи к браку не только дезориентирует ее поведение на первом, самом ответственном этапе супружеской жизни, когда особенно остро проявляются противоречия между связанными с ней ожиданиями и реальностью, но и стимулирует нравственно не мотивированные внебрачные половые связи, поскольку последние во мнениях и установках многих молодых людей отождествляются почти исключительно с сексуальным удовольствием и, как правило, не обусловлены духовной близостью и моральной ответственностью. Эта «либерализация» норм сексуального поведения, темпы которой значительно опережают темпы роста эффективности нравственно-эстетического воспитания молодежи, порождает целый комплекс проблем: завышенные притязания в сексуальной сфере, рассогласованность стереотипов мужественности и женственности, ложные представления о возможностях и потребностях друг друга, ориентация на совмещение супружества с внебрачными сексуальными контактами.

Изучение этой проблемы выявило возрастание доли внебрачных рождения, особенно в самой молодой (15 — 20 лет) и самой старшей (40 — 45 лет) возрастных группах женщин. И если рождение ребенка одинокой сорокалетней женщиной — обычно осознанный шаг, обусловленный естественным желанием стать матерью, то женщины младших возрастов оказываются в подобной ситуации, как правило, в силу случайных обстоятельств, вопреки своим жизненным планам и намерениям. Добрачная сексуальность, несомненно, связана с такими позитивными тенденциями, как рост экономической самостоятельности женщин, возрастание ценности личностных мотивов, прежде всего любви, в отношениях между полами. Но столь же бесспорна и ее связь с факторами другого рода: бесконтрольностью и — как следст- вие — алкоголизацией межличностного общения подростков и молодежи; неразвитостью у значительной части молодого поколения потребностей в глубоких эмоциональных переживаниях, в любви как духовном, идеальном чувстве, а подчас и неспособностью к таким переживаниям; неинформированностью (или весьма слабой, приблизительной осведомленностью) молодежи о негативных, зачастую непоправимых последствиях морально не мотивированной половой жизни. И как следствие этого — рост такого явления социальной жизни, как проституция.

По мере роста числа разводов вероятность, что они могут быть компенсированы повторными браками, становится все меньшей. Особенно низок показатель повторных браков для женщин с детьми: лишь 10 — 15 % из них вновь выходят замуж. В результате ухудшается брачная структура населения, увеличивается количество неполных семей и не состоящих в браке лиц. Эти и подобные им данные свидетельствуют о серьезных трудностях, с которыми ныне сталкиваются многие люди при вступлении в брак и налаживании семейной жизни.

Социологические исследования показали, что эффективность семейного воспитания зависит главным образом от таких характеристик семьи, как ее состав (полная — неполная), нравственно-психологический климат, социальная ориентация, личный пример родителей, их общая и педагогическая культура, время и характер общения с детьми.

Главная в современном обществе воспроизводственная функция семьи — если под воспроизводством населения понимать его не только количественную, но и качественную сторону — связана с целым комплексом экономических и духовно-идеологических факторов. Эффективно стимулировать эту функцию семьи можно, лишь воздействуя на все факторы, среди которых в современных условиях наиболее существенное значение имеет всесторонняя помощь молодым семьям, материальное и моральное стимулирование рождаемости и более всего — рождение второго и третьего ребенка. По мере решения проблем, от которых непосредственно зависит воспитательный потенциал семьи, эффективность ее влияния на формирующуюся личность будет все в большей степени определяться развитием общественного бытового обслуживания и службы семьи, научной разработкой методов определения степени совместимости лиц, вступающих в брак, прогнозирования физического и психического здоровья будущих детей.

Укрепление семьи — одна из важнейших целей социальной политики страны. Прочность семьи — не всегда показатель ее прогрессивности и социальной дееспособности. Если в качестве показателя прочности семьи взять, например, одно только количественное соотношение браков и разводов за определенный период времени, как это подчас делается, то самый легкий путь к ее укреплению — затруднить или вообще запретить расторжение брака. В этом случае статистика сразу обретает «благополучный» вид, что же касается воспитания детей, других функций семьи, то они от этого вряд ли выиграют. Более того, законсервированные внутрисемейные конфликты, безысходность ситуации будут сказываться на жизнедеятельности супругов подчас даже более тяжело, чем открытый разрыв. Не всегда оправдываются в случае ужесточения условий развода и надежды на более серьезное отношение молодежи к браку.

Нарушение структуры семьи, как показали исследования, оказывает негативное влияние на подростков не само по себе, а в сочетании с другими показателями, в частности с низким уровнем образования и квалификации родителей, а также с алкоголизмом отца (матери).

Прочной и даже педагогически активной может быть и семья, сплоченная на базе антисоциальных по своей сути интересов (например, индивидуалистических, паразитических и т.д.), и семья, которая держится силой собственнических традиций. Как видно, чисто количественный подход к обеспечению прочности брачно-семейных отношений может извратить, деформировать сам процесс их развития, принести семье, воспитанию детей не пользу, а вред. Для того чтобы обеспечить оптимальность этого процесса, надо поставить «во главу угла» не сами по себе факты стабильности или нестабильности, сохранения или распада семьи, а те обстоятельства, которые ее сплачивают или разобщают.

Психологические конфликты в семье неизбежны уже потому, что семья — объединение людей, различных по психическому складу, возрасту, характеру и ряду других признаков. Однако одни семьи оказываются способными перманентно преодолевать эти конфликты, в других они накапливаются, обостряются, ведут к разрушению брака. Прочный брак — это всегда союз людей, глубоко заинтересованных в совместной жизни. Именно эта глубокая обоюдная заинтересованность противостоит повседневным житейским конфликтам, помогает измерять их истинный масштаб, гасить их.

Необходимо исходить из того, что семью создает не, само по себе, отношение «мужчина — женщина», а отношение «мать — ребенок», следовательно, отношение «отец — ребенок» и отношение «отец — мать». Иначе говоря, в основе семьи лежит социальная ответственность, любовь же — если это настоящее, глубокое чувство, а не его иллюзия или имитация — должна совпадать с этой ответственностью, как бы растворяться в ней, пронизывая и отношения взаимной ответственности.

При разработке социальной и демографической политики, связанной с развитием семьи и социальным воспроизводством населения, следует исходить из того, что в городах, где уже в настоящее время проживает большая часть населения страны, воспитание ребенка требует значительно больше времени и материальных затрат, нежели в сельской местности. Экономическая же помощь детей родителям сходит на нет. Поэтому традиционный экономический статус материнства приходит в противоречие с потребностями воспроизводства населения.

В целях профилактики внутрисемейных конфликтов, а значит, и разводов необходимо расширить систему подготовки молодежи к браку, а также социально-психологическую службу помощи семье и одиноким людям. Целесообразность этих мер обусловлена и тем, что в современных условиях возрастает роль семьи как фактора, обеспечивающего эмоциональный комфорт и психологическое здоровье людей. Если же семья не выполняет эту роль, то она скорее, чем какая-либо другая малая группа, в которую включен человек, будет служить источником невротизации и алкоголизма, раз личного рода отклоняющегося поведения.

Исследуя функционирование семьи в обществе, характер и содержание внутрисемейных отношений, социологи устанавливают корреляции между семейной структурой общества и брачным состоянием, которое фиксируется статучреждениями. В каждом обществе, кроме женатых и замужних, есть холостые и незамужние, вдовы и разведенные. Связь брачного состояния и его изменений с семейной структурой общества позволяет строить прогноз не только о динамике этой структуры, но и об изменениях социальных функций семьи и ее формах.9

Обширная литература по этой теме позволит студентам ознакомиться с эмпирическим данными, полученными социологами, изучающими проблемы семьи в т.ч. и в Беларуси, для которой характерны некоторые региональные особенности в развитии семейно-брачных отношений.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *