Социальное взаимодействие — Психологос
Социальное взаимодействие — взаимное влияние людей друг на друга и совместное действование.
Игроки команды наконец наладили между собой взаимодействие и начали играть как следует.
По науке: «способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п
Виды социального взаимодействия
Социальное взаимодействие — это взаимодействие в первую очередь информационное, ролевое и психологическое. Реже — предметное.
Ребенок играет игрушкой, игрушка организует его игру — у ребенка предметное взаимодействие. Если для ребенка игрушка только предмет, это одно, а если он играет в солдатики и организует бой — у него социальное предметное взаимодействие. Он уже — командир войска солдатиков.
Когда человека физически тащит толпа, это вариант скорее физического (телесного) взаимодействия, если он увлечен ее настроением и начинает шуметь вместе с другими — это скорее взаимодествие социальное.
Взаимодействие может быть безличное (ребенок с игрушкой, толпа с толпой) или личное.
Личное взаимодействие — всегда социальное. Личное взаимодействие между людьми может происходить на разных уровнях. Легкий, поверхностный уровень — общение. Более глубокий уровень взаимодействия — отношения.
Взаимодействие может быть безличное (ребенок с игрушкой, толпа с толпой) или личное.
Личное взаимодействие — всегда социальное. Личное взаимодействие между людьми может происходить на разных уровнях. Легкий, поверхностный уровень — общение. Более глубокий уровень взаимодействия — отношения.
НОУ ИНТУИТ | Лекция | Общение и социальное познание
10.1. Понятие об общении
Известно, что труднее всего определять те понятия, которые широко употребляются. Именно так происходит с понятием «общение».
До сих пор на страницах отечественной психологической литературы ведется полемика по поводу определения этого понятия. Если же говорить о проблеме общения в целом, то следует, прежде всего подчеркнуть ее специфичность в отечественной социальной психологии. Сей термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной (западной) социальной психологии и, как отмечает Г.М. Андреева, «содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности» (Андреева, 1976. С. 76).
Поэтому в отечественной литературе встречаются такие терминологические обороты, как «деятельность общения» или «коммуникативная деятельность». Впрочем, и здесь возможна полемика, поскольку иногда общение определяют не только как деятельность, а как условие деятельности или ее сторону.
Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия. Подобный подход к пониманию общения и его структуры был впервые сформулирован Б.Д. Парыгиным в начале 1970-х гг. Им были выделены «несколько основных параметров» процесса общения: а) психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга; б) обмен информацией посредством вербального или невербального общения; в) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга (Парыгин, 1971. С. 221).
В соответствии с таким подходом в отечественной социальной психологии стало общепринятым выделение в структуре общения трех сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Правда, сегодня, отмечает Парыгин, этот подход «нуждается в дополнении новыми компонентами при характеристике структуры общения» (Парыгин, 1999. С. 342).
Исследования общения имеют давние традиции в отечественной психологии. О важности этой проблематики для изучения моральных чувств говорил еще И.М. Сеченов. Первым у нас стал проводить эксперименты с целью изучения некоторых сторон общения В.М. Бехтерев. Внесли свой вклад в разработку проблем общения А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев. Рассматривая вопрос о психологической структуре человека как субъекта деятельности (т.е. производящего материальные и духовные ценности), Б.Г. Ананьев подчеркивал роль общения. Он отмечал, что общение является важнейшей деятельностью, возникшей на базе труда и в процессе социально-исторического развития ставшей самостоятельным видом деятельности.
В настоящее время проблемы общения находятся в центре внимания многих отечественных психологов. Рассматривается общение в онтогенезе как один из факторов психического развития личности, связь потребности в общении с другими человеческими потребностями, значение общения для регуляции поведения личности, взаимосвязь общения и эмоциональной сферы личности, особенности психических процессов в условиях общения и т.д.
Поскольку субъектом общения выступает человек, очень важным является определение его функций в процессе общения.
В.Н. Панферов, занимающийся разработкой данной проблематики как на теоретическом, так и эмпирическом уровне, выделяет следующие шесть функций человека как субъекта общения (Панферов, 1987):
- Коммуникативные функции. В процессе общения посредством этих функций осуществляется взаимосвязь людей на уровнях индивидуального, группового и общественного взаимодействия. Эта взаимосвязь достигается благодаря речи и другим естественным выразительным средствам человека (мимике, пантомиме, жестам, голосу, предметным действиям человека), а также техническим средствам (письму, печати, телеграфу, радио, телевидению и др.). Коммуникативные функции служат также целям социальной интеграции людей в различные формы общностей.
- Информационные функции. В процессе общения накапливается содержание практического опыта людей и происходит передача информации от одного человека другому. Информационная функция здесь осуществляется в единстве с коммуникативной. По целям сообщения информация может подразделяться в самом общем виде на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Если передаются только сведения об объекте, то информация имеет осведомительное назначение. Если сообщение рассчитано на побуждение какого-либо человека к конкретному действию, то эта информация приобретает регуляторную нагрузку. Если же информация направлена на пробуждение каких-либо чувств, то она приобретает эмоциональный характер.
- Когнитивные функции. В процессе общения происходит осмысление воспринятых значений посредством представления, воображения и мышления. Когнитивные функции проявляются в процессах познания человека человеком. Эти функции реализуются более полно при взаимопонимании участников общения. В целом, от содержания взаимной интерпретации людей зависят возникающие между ними отношения. Так когнитивные функции общения связываются с эмотивными.
- Эмотивные функции. Проявляются в переживании человеком своих отношений с другими людьми. Эти переживания находят вторичное выражение в различных видах взаимоотношений (симпатии — антипатии, любви — ненависти, дружбе — вражде и др.). Эмоционально насыщенные взаимоотношения определяют психологический фон взаимодействия, приносят радость или огорчение, являются для многих высшей ценностью, целью и смыслом жизни.
- Конативные функции. Обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связаны со стремлением человека к тем или иным ценностям, выражают его побудительные силы, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через процесс общения. Посредством обмена мыслями и чувствами происходит координация взаимодействия партнеров по общению.
- Креативные функции. Направлены на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности. Этому служат специальные механизмы психической деятельности, способствующие взаимовлиянию партнеров. К ним относятся: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение. Благодаря данным механизмам происходят изменения во взглядах, поведении и качествах личности.
Предложенная В.Н. Панферовым классификация функций человека как субъекта общения позволяет осуществлять обобщение различных явлений психики человека, исходя из логики их функционирования в процессе общения.
Социальное взаимодействие
Человек не существует вне социума
Социальное взаимодействие — неотъемлемый и постоянный фактор всей нашей жизни. С момента рождения ребенок становится участником самого главного взаимодействия в своей жизни — взаимодействия с мамой — именно в этом тесном контакте с самым близким человеком закладывается базовое доверие ребенка к окружающему миру, формируются привязанность и первые навыки общения.
В первые недели жизни общение с мамой заключает в себе все социальное взаимодействие ребенка. Мама удовлетворяет все его потребности, выступает главным источником удовольствий и информации об окружающем мире, именно на ее появление ребенок начинает реагировать особым образом — двигаться, улыбаться, гулить. Потом к этому маленькому кругу взаимодействия подключается папа, и они с мамой составляют первый, самый близкий социальный круг ребенка. Впоследствии на этот круг будут наслаиваться другие, более широкие круги, но то, что закладывается в первом круге, составит основу, опираясь на которую ребенок будет выстраивать свои отношения с другими людьми.
В следующем круге ребенок начинает активно взаимодействовать с бабушками и дедушками, сиблингами, няней, близкими родственниками и друзьями семьи.
Затем круг расширяется еще больше, и в него начинают входить незнакомые люди, которых ребенок встречает на детской площадке, в магазине, поликлинике. Этот круг уже не является таким постоянным и предсказуемым, как первые два, люди в нем часто меняются, появляются и исчезают.
После ребенок сталкивается с новым этапом, на котором ему предстоит выстраивать отношения с коллективом сверстников — сначала в детском саду, затем в школе, различных кружках и секциях. Кроме того, в этом круге присутствуют и новые взрослые — воспитатели, учителя, тренеры, — с каждым из которых ребенку предстоит наладить взаимодействие.
Следующий, самый широкий круг включает в себя все институты, с которыми может взаимодействовать взрослый человек. В этом круге объединяются все предыдущие круги и опыт, полученный в них.
Человек образует свой собственный близкий круг, когда создает семью, расширяет этот круг, принимая в него друзей, сам является частью коллектива на работе, вступает во взаимодействие с незнакомыми людьми.
Во всех описанных социальных кругах человек выступает участником различных коммуникативных (социальных) ситуаций. К коммуникативным ситуациям относятся такие ситуации, как:
- прием пищи в кругу семьи и друзей;
- обсуждение совместного досуга и планов;
- совместные прогулки, парные и групповые игры;
- общение с продавцами, врачами, представителями различных служб и сервисов;
- прохождение собеседований, участие в коллективных обсуждениях и так далее.
В ходе любой коммуникативной ситуации между ее участниками происходит взаимодействие, при этом участники могут выполнять разные социальные роли: ребенок, сестра, внучка, подруга, воспитанница, ученица, коллега, жена, знакомая или случайная прохожая. Коммуникативные ситуации и социальные роли, которые мы в них выполняем, усложняются и множатся — так же, как социальные круги. Такое усложнение требует от человека определенных навыков и умений — коммуникативных компетенций. Основой для овладения коммуникативными компетенциями выступает предшествующий опыт человека.
Будет ли ваш ребенок общаться успешно?
Следует учитывать, что формирование коммуникативных компетенций начинается в самом раннем возрасте, еще в доречевом периоде, когда ребенок только начинает проявлять коммуникативное поведение. Успешность усвоения ребенком коммуникативных навыков во многом будет зависеть от того, какие ответы на свою коммуникативную инициативу он получает от близких взрослых. Будут ли их реакции адекватны запросу ребенка, будет ли он чувствовать себя безопасно в моменты самовыражения, будет ли он уверен в том, что может положиться на другого человека.
Чтобы быть успешным в социальном взаимодействии, человеку необходимо:
- понимать контекст ситуации,
- уметь использовать и актуализировать свой прошлый опыт,
- замечать и анализировать поведение тех, с кем он взаимодействует,
- регулировать собственное поведение…
… — изо всех этих компонентов и складываются коммуникативные компетенции. Под развитыми коммуникативными компетенциями мы понимаем некий набор адаптивных ответов, которые используются человеком в зависимости от ситуации, и возможность придумать новый адаптивный ответ, если человек сталкивается с незнакомой для себя коммуникативной ситуацией.
С расширением социальных кругов человеку требуется умение быстро переключаться между социальными ролями, способность выступать инициатором общения, отстаивать свои границы и завязывать новые знакомства. Ему необходимо научиться выстраивать и поддерживать глубокие доверительные отношения, разрывать и прекращать отношения, которые становятся для него небезопасными.
Литература- Бриш К. Теория привязанности и воспитание счастливых детей. М.: «Теревинф», 2019.
- Бронфенбреннер У. Теория экологических систем // Шесть теорий развития ребенка: пересмотренные формулировки и актуальные проблемы. Бристоль: Джессика Кингсли, 1992. С. 187‒249.
Photo by Nathan Dumlao on Unsplash
Поздравление ректора НГАСУ (Сибстрин) Ю.Л. Сколубовича с Днем знаний и началом нового учебного года Уважаемые коллеги, сотрудники, студенты и аспиранты Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин)! Дорогие первокурсники! От всей души поздравляю вас с Днем знаний и началом нового учебного года! Наступил новый учебный год – очередной этап нашей с вами жизни. Кто-то только поступил в университет, кто-то перешел на следующий курс, в магистратуру или аспирантуру, а для кого-то это последний год учебы в стенах альма-матер. Всех нас ждет плодотворная и интересная работа по выполнению поставленных сегодня задач, чтобы первокурсники стали полноправными студентами, студенты успешно сдали сессию, аспиранты реализовали себя в науке, а преподаватели – в профессии. По традиции, обращаюсь к главным героям этого дня – первокурсникам. Поступив в Сибстрин, современный вуз с богатейшей историей, вы сделали верный шаг в новую жизнь. Строительство будет востребовано во все времена, а это значит, что у наших выпускников всегда будет… |
Расписание торжественных собраний, посвященных Дню знаний, и начало занятий в университете Поздравляем студентов, профессорско-преподавательский состав и сотрудников с предстоящим Днем знаний и началом учебного года! Занятия студентов очной формы обучения всех направлений подготовки и специальности 2-6 курсов начинаются 1 сентября по расписанию 1-ой недели. 1-го сентября состоятся торжественные собрания для студентов 1-го курса (занятий по расписанию в этот день для 1 курса не будет). Начало занятий студентов 1-го курса со 2 сентября. Списки групп будут размещены на сайте университета 27.08.2021 в первой половине дня.Расписание занятий можно найти на сайте университета в разделе «Студентам», а также в учебных корпусах университета на стендах расписаний. В связи с возможной заменой преподавателей в потоках и группах просим преподавателей и студентов после 1 сентября 2021 года проводить регулярную сверку расписания занятий. Информация об организационных собраниях студентов и расписании очно-заочной и заочной форм обучения … |
Второй федеральный Просветительский марафон «Новое Знание» пройдет с 1 по 3 сентября Второй федеральный просветительский марафон «Новое Знание» стартует по всей стране во Всероссийский День знаний – 1 сентября. На мероприятии выступят звезды науки, культуры, спорта, бизнеса и выдающиеся государственные деятели. В роли лекторов и наставников – свыше 150 выдающихся российских и зарубежных ученых, государственных и общественных деятелей, а также звезды мировой культуры и спорта, историки, изобретатели, публицисты и успешные предприниматели. Они проведут открытие уроки в формате телемоста или записанного ролика ежедневно с 1 по 3 сентября по шести тематическим эфирам: знание, наука и технологии, история и культура, цифровой мир и медиа, спорт, бизнес. |
Центр по внеучебной и воспитательной работе НГАСУ (Сибстрин) поздравляет первокурсников и приглашает присоединиться к творческим коллективам университета! Дорогой первокурсник! Сибстрин – это не только учеба и гарантированное трудоустройство, это место, где ты по-новому откроешь себя и свои возможности! Здесь каждый студент сможет найти занятие по душе, реализовать свой творческий и личностный потенциал и, конечно, найти друзей и единомышленников. Студенческие коллективы вуза принимают участие во множестве университетских мероприятий, а также проектах, конкурсах и фестивалях от городского до международного уровня, где регулярно занимают первые и призовые места. Структура, которая отвечает за данное направление, называется Центр по внеучебной и воспитательной работе НГАСУ (Сибстрин). ЦВВР курирует деятельность творческих коллективов… |
Социальное взаимодействие специалиста по социальной работе и клиента
Проблема профессионализма в социальной работе включает в себя и проблему взаимодействия социального работника и клиента — пожалуй, одну из ключевых проблем. Исследования, проведенные в I2 областях Российской Федерации, убедительно доказали, что нет и не может быть социального общения субъектов и объектов социального обслуживания вне исторических процессов, вне конкретной социально-экономической действительности. Рост социальных аномалий, увеличение перечня трудных жизненных ситуаций, возрастание дезадаптированности различных категорий населения не могут не вызывать изменения характера общения социальных работников и различных категорий клиентов. Суть общения и взаимодействия социального работника и клиента можно определить в процессе информационно-инструментального, прежде всего речевого, общения. Типология общения социального работника и клиента может включать в себя такие компоненты, как общение в условиях социальной службы, общение по месту жительства, в квартире, где проживает клиент, в сельской или городской общине, на производстве, в трудовом коллективе, личностный тип общения (прежде всего в семье).
Разумеется, основанием данной типологии являются психологические контакты людей. Социальное взаимодействие социального работника и клиента формируется с учетом характера психологических контактов клиента. Однако это не единственное требование, которое учитывается в социальной работе. Если социальная работа — это профессиональное действие, то мы вправе полагать, что социальное взаимодействие может строиться на основе учета функционально-рулевого типа общения, предусматривающего объединение усилий ряда клиентов и социальных работников, клиентов и членов его семьи, объединение усилии самого клиента и социальной службы или органа социальной защиты, органов коммунального хозяйства и др.
Следовательно, в общении и взаимодействии социального работника и клиента учитываются как личностный, эмоциональный, психологический, так и функционально-рулевой тип общения.
Уяснение этой типологии, или квалификации типов общения, и понимание их роли в процессе оказания социальных услуг и помощи клиенту (клиентам) очень важно в социальной работе, но не является главным. Важно, используя структурно-классификационные аспекты человеческого общения, задействовать в социальной работе как индивидуальное общение, так и общение с группами людей, формальное и неформальное взаимодействие. Социальный работник, определив категорию клиента и его проблемы, вырабатывает стратегию и тактику общения с ним.
Социологический анализ социального взаимодействия работника и клиента позволяет понять, что в этом процессе, с одной стороны, происходит обмен материальными и духовными ценностями, а с другой стороны, реализуются внутренние силы клиента. Профессиональный социальный работник может персонифицировать, объединить эти два компонента и таким образом помочь клиенту решить главную для него задачу (гармонизировать его отношения, например с членами семьи или общества в целом). Тип общения, как правило, является отражением социальной рефлексии на социальные эксклюзии и конкретные ситуации, в которых находится не абстрактный, а реальный клиент социальной службы со своими проблемами.
Характер взаимодействия социального работника и клиента во многом определяется тем, насколько глубоко и прочно специалист овладел методами и технологиями социальной работы. Профессиональный социальный работник в отличие от непрофессионала всегда взаимодействует с клиентом в соответствии с рекомендациями специалистов в области социальной диагностики, социальной профилактики или социальной реабилитации, социального патронажа или социальной терапии. Профессионал при любых обстоятельствах творчески применяет методы социальной работы, учитывая специфику своего клиента.
Социальное взаимодействие — это процесс воздействия социальных работников, клиентов, других граждан или семей различных типов, общин, социальных групп друг на друга в процессе реализации их социальных интересов и потребностей. Технология социального взаимодействия социального работника и клиента призвана своевременно разрешать трудности клиента, преодолевать возникающие социальные противоречия с целью гармонизации общественных отношений, снижения социальной напряженности, коррекции личных или социальных проблем.
Характер взаимодействия, как правило, зависит от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей системы социальной защиты населения, социально-экономических возможностей государства и местного самоуправления.
Социальный работник должен обладать не только современными знаниями из разных областей социальной науки, но и прочными навыками социальной работы. Он обязан уметь выслушать клиента, осознав суть его проблем, создать и поддерживать взаимодействие с клиентом до полного их разрешения, вовлекать его в активный процесс социальных действий, направленных на преодоление сложных жизненных ситуаций, находить правовые, информационные и иные решения, предоставлять социальные услуги, предусмотренные законодательством Российской Федерации и отдельных субъектов страны.
Социальное взаимодействие строится на основе действующего законодательства; во многом его характер определяется этическими принципами и нормами профессиональной деятельности.
В этой связи трудно переоценить роль в становлении профессиональной социальной работы двух международных документов, принятых Международной федерацией социальных работников в октябре 1994 г., — это «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников». В Российской Федерации принят Национальный кодекс социальных работников, который применяется с 1995 г.
Взаимодействие социального работника и клиента формируется с учетом следующих основных принципов:
- каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать;
- каждый человек имеет право на самореализацию;
- социальные работники привержены принципам социальной справедливости;
- социальные работники все свои знания и навыки используют для оказания помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, для разрешения конфликтов между личностью и социальным окружением;
- социальные работники помогают каждому, кто обращается к ним за помощью и советом, независимо от пола, возраста, наличия физической и умственной неполноценности, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации;
- социальные работники уважают основные права индивидов и групп в соответствии с Декларацией прав человека ООН и другими международными конвенциями, созданными на основе этой Декларации;
- социальные работники соблюдают принципы личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей работе. Социальные работники соблюдают оправданную конфиденциальность даже в том случае, когда законодательство стран входит в противоречие с этими требованиями;
- социальные работники работают в тесном сотрудничестве со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным;
- социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих терроризм, пытки или другие действия, направленные на угнетение людей.
Общение как социально-психологическое явление.
Закономерности возникновения, формирования, функционирования, изменения и развития социально-психологических явлений. Соотношение и взаимодействие социально-психологических феноменов.
Социальная природа общения. Общение, как проявление всей системы отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных отношений). Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характер общественных отношений. Понятие социальной роли. Межличностные отношения как «реализация» безличных отношений в деятельности конкретных личностей. Персонофицированность и эмотивность межличностных отношений на основе: конъюнктивных, дизъюнктивных, амбивалентных, или индифферентных чувств. Деятельностная природа межличностных отношений. Сущность концепции деятельностного опосредования межличностных отношений (Рубинштейн, Леонтьев, Петровский). Социальное действие и социальное взаимодействие. Структура ситуации социального взаимодействия. Общение и совместная деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений человека. Общение как особая форма взаимодействия и межличностных отношений людей. Влияние общения на жизнь и деятельность людей.
Основные подходы к определению сущности общения: интеракционистский – общение как социальное взаимодействие, коммуникация посредством символов; когнитивистский – общение как коммуникация, проявление познавательных процессов, восприятий и аттитюдов; неофрейдистский – общение как реализация бессознательной мотивации посредством идентификации и психологической защиты; трансактный – общение как обмен трансакциями, эго состояниями; необихевиористский – общение как обмен подкреплениями, как диадическое взаимодействие, как реализация мотивации; персоналистический – общение как личностная самоактуализация экзистенциональной сущности личности, как поиск взаимопонимания личностного смысла; отечественный – общение как процесс взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средство реализации в совместной деятельности, в межличностных отношениях общественных и групповых отношений.
Динамика общения: потребность в общении, уяснение цели; вхождение в коммуникацию; ориентация в общении, в личности коммуниканта; определение содержания и средств общения; выбор позиции в общении; коммуникация и взаимодействие; восприятие, контроль эффективности; корректировка стиля и методов общения, взаимоотключение и выход из контакта (их взаимосвязь). Аффиляция (стремление к сотрудничеству, дружбе, общению) как потребность общения.
Типология общения. Формы общения: а) по средствам: непосредственное, опосредованное; б) по содержанию: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное. Типы общения: межличностное (императивное, манипулятивное, диалогическое; личностно-групповое; межгрупповое; массовое; внутри личностное. Виды общения: деловое, интимно-личностное, формально-ролевое, инструментальное, диагностическое, воспитательное, светское.
Классификация функций общения в социальной психологии: социальная, инструментальная, информационная, перцептивная, психологическая, синдикативная, самовыражения, побудительная, эмотивная социального контроля, социализации. Основные стороны процесса общения: интерактивная, коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь и обусловленность совместной деятельностью.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьHarvard Business Review Россия
От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.
Смартфон, лежащий на столе, завибрировал, и Эшли вздохнула. После трех недель тушения рабочих пожаров в состоянии безысходности и стресса, первое, о чем она подумала: «Ну что на этот раз?»
Но сообщение было не от обеспокоенного клиента или студента. Ей написала знакомая: «Эшли, как дела? Я думала о вас, как вы с мужем справляетесь в ситуации с коронавирусом. Надеюсь, все хорошо». У Эшли навернулись слезы. Ей нужны были эти слова больше, чем она думала. И получить поддержку от коллеги, с которой она не общалась некоторое время, было очень приятно.
Пожалуй, стоит сделать выводы об этом неожиданном сообщении от знакомой. Может ли в эти эмоционально сложные времена быстрый, ни к чему не обязывающий обмен информацией удовлетворить потребность в социальных контактах, не превращая общение в рутинную обязанность?
Удивительная сила слабых связей
Растущее число исследований доказывает удивительные преимущества общения с неблизкими знакомыми — отношений, которые социологи называют «слабыми связями». Один из авторов этой статьи, Джиллиан, начала изучать слабые связи, осознав, как приятно, когда ее узнает продавец хот-догов, мимо которого она ежедневно проходит по дороге на работу, или когда владелец местного зоомагазина спрашивает, как дела у ее кота. Ее исследование показывает, что люди чувствуют себя лучше в те дни, когда здороваются, случайно встречаясь с коллегой в коридоре, или вступают в недолгий разговор с соседом в магазине. В другом исследовании Джиллиан люди, которых просили «персонализировать» взаимодействие с бариста в кафе с помощью улыбки, зрительного контакта или разговора, чувствовали себя приблизительно на 17% более довольными и социально вовлеченными, чем те, кого просили быть «расторопными».
Разумеется, наши друзья и родственники — наши сильные связи — утешают нас, когда мы расстроены, и дают почувствовать, что нас ценят. Но слабые связи действуют так же: не только в кино люди получают социальную поддержку от парикмахера. Мы испытываем удовольствие, когда официант улыбается нам и знает наши предпочтения. Такого рода соприкосновение проходит особенно гладко с малознакомыми людьми, поскольку мы часто демонстрируем им свое лучшее поведение. Слабые связи обеспечивают нам краткое, низкозатратное, неформальное социальное взаимодействие, в результате которого мы получаем новую информацию и более разнообразное общение. Поэтому они нас приятно удивляют.
Слабые связи во время Covid-19
В нормальный день люди взаимодействуют с 11-16 знакомыми по дороге на работу, занимаясь текущими делами или в перерывах между встречами в офисе.
Из-за физического дистанцирования мы лишились этих слабых связей и физического напоминания о том, что мы являемся частью широкой социальной системы. 45 штатов США выпустили те или иные предписания оставаться дома. Когда мы все-таки выходим в магазин за самым необходимым или на прогулку, то видим прохожих, чьи лица скрыты масками, и нам не разрешено общаться с ними. В странах вроде Италии вы и вовсе можете угодить в тюрьму за разговоры, прежде считавшиеся безобидными.
Поскольку слабые связи не происходят спонтанно, их нужно инициировать. Однако мы не привыкли к этому и можем чувствовать себя немного неловко. Даже до пандемии Covid-19 нам казалось неестественным общаться со случайными знакомыми. Это связано с тем, что мы не знаем точно, интересует ли общение другого человека, и волнуемся, что будем чувствовать себя неловко. К счастью, эти страхи необоснованны. Когда людям дают задание пообщаться с малознакомыми или совсем незнакомыми людьми, эти разговоры проходят более приятно и гладко, чем они ожидали.
Как преодолеть свои преувеличенные страхи и культивировать слабые связи? Вот пять научно обоснованных стратегий.
1. Используйте неформальные режимы коммуникаций
Телефонные звонки могут казаться бесцеремонными, а электронные письма — обезличенными. Лучше попробовать связаться с неблизкими знакомыми через мессенджер или социальные сети. Человек сможет ответить, когда ему будет удобно, и вам не нужно будет волноваться, что вы выбрали неподходящий момент.
2. Не ждите ответа
Вероятность того, что с вами откажутся общаться, крайне невысока: в одном из исследований Джиллиан менее 12% людей, заговоривших с незнакомцами, столкнулись с нежеланием контактировать. Однако во время пандемии многие чувствуют себя перегруженными, и некоторые могут не ответить.
Если вы не получите реакции на сообщение, не принимайте это близко к сердцу. Помните, идея в том, чтобы уделить человеку внимание. Измените свои ожидания: думайте об этом взаимодействии как об улыбке коллеге во время случайной встречи в коридоре. Вы просто демонстрируете, что заметили его, и здороваетесь. Возможно, вы могли бы поболтать, но и без этого все нормально. Наслаждайтесь тем, что ваше сообщение порадует человека и, вероятно, как в случае Эшли, изменит чей-то день к лучшему.
3. Дайте понять, что рассчитываете на короткий и простой разговор
Ваша цель — сигнализировать человеку, что вы думаете о нем и готовы поговорить. Ничего страшного, если общение окажется коротким: по последним собранным нами данным, «удачная» беседа с незнакомым человеком длится около десяти минут. Если вы даете понять собеседнику, что у вас всего несколько минут, это освобождает вас обоих от ответственности и помогает избежать чувства, что ваш разговор — очередной пункт в бесконечном списке дел.
4. Свяжитесь с людьми, повлиявшими на вас в прошлом
Выражение благодарности — прекрасный способ улучшить настроение. Если у вас есть коллега, вдохновивший вас на что-то, или наставник, давший отличный совет по поводу карьеры, дайте им знать, что думаете о них. Или свяжитесь со старым знакомым, с которым потеряли связь. Вы оба получите удовольствие, предаваясь общим воспоминаниям.
5. Поделитесь чем-нибудь личным
Если вы не знаете точно, о чем писать, поделитесь чем-нибудь личным, например, забавной фотографией вашего питомца или ребенка. Делясь информацией о себе, вы помогаете строить позитивные отношения и поощряете другого человека на ответную реакцию.
Применяйте те же стратегии и на сильных связях
Теперь, когда наше социальное взаимодействие ограничено сильными связями и мы заранее планируем долгие беседы по телефону и настольные игры, чтобы провести время вместе, мы рискуем выгореть. Данные, собранные во время карантина, показывают, что чем больше люди общались с коллегами и друзьями в онлайне, тем больше стресса испытывали.
Запланированное социальное взаимодействие выматывает. Кроме того, оно подходит не для всех. У людей, находящихся в разных часовых поясах, со слабым интернетом, которым нужно одновременно выполнять домашние и рабочие обязанности, может не быть времени на формальное общение, например, с семьей или коллегами.
Мы можем воспользоваться неофицальностью и спонтанностью слабых связей, чтобы с одной стороны не снижать социализацию, а с другой — снижать риск выгорания. Сегодня лучшим межличностным взаимодействием становится внимание к людям, которое не требует времени и усилий.
Главное, чему мы научились, изучая слабые связи, — сейчас всем необходимо сострадание к себе. У нас может не быть сил на ежедневные полуторачасовые разговоры, и это совершенно нормально. Исследования показывают, что даже нескольких минут переписки в мессенджере достаточно, чтобы улучшить настроение и распространить радость среди своих знакомых.
Возможно, сейчас нам не хватает социальных связей, но в наших силах компенсировать это. Чтобы поздороваться с коллегой — или близким родственником — нужно просто написать ему короткое сообщение.
Об авторах
Джиллиан Сэндстром (Gillian Sandstrom) — старший преподаватель психологии Эссекского университета.
Эшли Вилланс (Ashley Whillans) — доцент кафедры переговоров, организаций и рынков Гарвардской школы бизнеса.
От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.
Вопросы социальной коммуникации и социального взаимодействия
Социальные / эмоциональные связи. У детей с расстройством аутистического спектра обычно возникают проблемы с возвратно-поступательным общением во время разговора. Например, они могут не ждать своей очереди и вместо этого прерывать разговор. Они могут решить, что разговор окончен, и уйти, пока собеседник все еще говорит. Многие дети с расстройством аутистического спектра имеют очень ограниченное понимание или совсем не понимают чувства и идеи других людей.Они могут плохо понимать, что их слова и действия влияют на других людей. Некоторые дети с расстройством аутистического спектра не могут принять точку зрения другого человека без целенаправленного обучения тому, почему это важно и как это делать.
Невербальное общение. Люди с расстройством аутистического спектра также обычно имеют проблемы с невербальными коммуникативными навыками, которые используются при общении с другими людьми. Например, они могут не понимать, зачем махать рукой, чтобы поздороваться или попрощаться с кем-то.Обычно им трудно смотреть в глаза другим людям во время разговора. Они не могут показывать выражения лица или другие невербальные способы общения во время разговора с кем-либо.
Развитие / поддержание отношений. Последняя область общения и социального взаимодействия, которая может быть сложной для людей с расстройством аутистического спектра, — это способность заводить или поддерживать друзей. В раннем возрасте у них могут быть проблемы с творческими играми с другими людьми или с поиском друзей.У детей старшего возраста / подростков они могут заявить, что они не нуждаются в друзьях и не хотят их, и социально изолировать себя от других.
Учитывая эти социальные и коммуникативные проблемы, дети с расстройством аутистического спектра воспринимают социальный мир как непредсказуемый и пугающий. Они считают социальное взаимодействие неестественным и очень стрессовым. Вместо того, чтобы поддерживать отношения, большинство старается их избегать. Вместо этого они предпочитают оставаться в комфорте своих собственных изолированных миров. Они не играют с другими и не участвуют в обычных играх без подсказки со стороны окружающих их взрослых.Они также избегают зрительного контакта и вместо этого склонны отводить взгляд от людей и сосредотачиваться на объектах или частях находящихся поблизости.
Когда люди с легким расстройством аутистического спектра (иногда называемым «высокофункциональным расстройством аутистического спектра») предпочитают быть социальными, их проблемы в социальном понимании и сочувствии мешают им беспрепятственно взаимодействовать с другими. Например, ребенок может знать, что он должен использовать слова, чтобы начать разговор с другими детьми. Однако он может не совсем знать, как ими пользоваться.Из-за этого он может подойти к группе детей и попытаться начать разговор, повторив фразу вне контекста, которую он слышал ранее, вместо того, чтобы смотреть в глаза и поздороваться. Такое поведение, конечно, довольно сбивает с толку детей, которые еще не понимают расстройство аутистического спектра.
Люди с менее тяжелыми случаями расстройства аутистического спектра в конечном итоге на протяжении всей жизни испытывают трудности с ориентированием в социальных ситуациях. Однако они, вероятно, разовьют язык и смогут в некоторой степени действовать независимо.Они могут использовать язык для общения с другими людьми. Но их основные коммуникативные проблемы часто не позволяют им изучать язык обычным способом, который во многом зависит от социального контекста и невербального общения. Вместо этого они должны изучать язык интеллектуально. Из-за этого они очень буквальны в том, как они используют и понимают язык, в отличие от образного способа, которым большинство других людей используют язык. Сарказм, ирония и другие формы общения, когда говорится одно, а имеется в виду другое, очень трудны.У них проблемы с языком тела и невербальным общением. Из-за этого они часто не могут уловить намеки и подсказки, которые люди бросают, чтобы указать на интерес или отсутствие интереса к тому, что обсуждается, или к тому, что происходит. В дополнение к трудностям с образным языком, разговоры, как правило, проходят с небольшим оживлением или интонацией в их речи.
Людям с наиболее тяжелыми случаями расстройства аутистического спектра обычно требуется очень существенная поддержка со стороны других.Они могут быть полностью изолированы. Они могут вообще не использовать язык или они могут быть очень ограничены в своих способностях к общению.
Расстройство социальной коммуникации
Соответствующие научные данные, мнение экспертов и точку зрения клиента / опекуна см. В разделе «Лечение» Карты доказательств расстройства социальной коммуникации.
В соответствии со структурой ВОЗ (2001) вмешательство рассчитано на
человек.- использовать сильные стороны и устранять недостатки, связанные с основными функциями, влияющими на социальную коммуникацию;
- облегчает индивидуальную деятельность и участие в социальных взаимодействиях, помогая человеку приобретать новые навыки и стратегии; и
- изменяет контекстные факторы, которые служат препятствиями и способствуют успешному общению и участию.
См. Ресурсы ASHA по Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья (ICF) , где приведены примеры раздаточных материалов с указанием целей, соответствующих ICF .
Планирование лечения
- признает важность вовлечения человека и семьи;
- учитывает различия в нормах и ценностях;
- фокусируется на функциональных результатах; и
- адаптирует цели для удовлетворения конкретных потребностей человека в различных природных средах.
Лечение обычно предполагает сотрудничество с различными специалистами (например, классными руководителями, специальными педагогами, психологами и консультантами по профессиональным вопросам). См. Ресурсы ASHA по вопросам сотрудничества и совместной работы, а также IPP / IPE.
Стратегии лечения
Стратегии лечения расстройства социального общения сосредоточены на повышении активности и независимости в естественной среде общения.
Индивидуальные вмешательства под руководством врача полезны для обучения новым навыкам.Групповые вмешательства используются в сочетании с индивидуальными услугами для отработки навыков функционального общения и содействия обобщению.
В школьных условиях вмешательство часто включает в себя мероприятия по окружающей среде, вмешательства при посредничестве учителя и вмешательства при посредничестве сверстников (Timler, 2008).
Методы лечения
Методы лечения, описанные ниже, могут использоваться для реализации различных вариантов лечения.
Дополнительное и альтернативное общение (AAC) — дополнение или замена естественной речи вспомогательными символами (например,g., графические коммуникационные символы, линейные рисунки и материальные объекты) и / или символы без посторонней помощи (например, ручные знаки, жесты и написание пальцем). См. Страницу Практического портала ASHA, посвященную дополнительным и альтернативным коммуникациям.
Компьютерное обучение — использование компьютерных технологий (например, iPad) и / или компьютерных программ для обучения языковым навыкам, включая словарный запас, социальные навыки, социальное понимание и решение социальных проблем.
Видеоинструкция (также называемая «видеомоделирование») — режим обучения с наблюдением, в котором используются видеозаписи для предоставления модели целевого поведения или навыка.Человек наблюдает за видеозаписями желаемого поведения, а затем имитирует их. Самомоделирование учащегося можно записать на видео для последующего просмотра.
Варианты лечения
Ниже приведены краткие описания как общих, так и специальных методов лечения расстройства социальной коммуникации. Этот список не является исчерпывающим, и включение какого-либо конкретного подхода к лечению не означает одобрения со стороны ASHA.
Дополнительные варианты лечения, направленные на развитие навыков социальной коммуникации у детей школьного возраста, см. На страницах практического портала ASHA по расстройствам аутистического спектра, расстройствам разговорной речи и детской травматической травме головного мозга.Варианты лечения для взрослого населения см. На страницах практического портала ASHA о травмах головного мозга у взрослых, афазии и деменции.
Поведенческие вмешательства / методы
Поведенческие вмешательства и методы могут использоваться для изменения существующего поведения или обучения новому поведению. Эти подходы основаны на принципах обучения, которые включают определение желаемого поведения (например, социальных навыков), постепенное формирование этого поведения посредством выборочного подкрепления и ослабление подкрепления по мере изучения поведения.
Поведенческие подходы могут использоваться для изменения или обучения поведению при социальном общении в индивидуальном, дискретном пробном обучении или в естественных условиях со сверстниками или другими партнерами по общению. Поддержка позитивного поведения (PBS) — это один из примеров подхода к поведенческому вмешательству, который может использоваться для развития надлежащей и эффективной социальной коммуникации (Carr et al., 2002).
Опосредовано / реализовано на одноранговом узле
Мероприятия, осуществляемые при посредничестве сверстников или осуществляемые сверстниками, — это вмешательства, в рамках которых обычно развивающихся сверстников обучают стратегиям, облегчающим игру и социальное взаимодействие с детьми, страдающими расстройством социального общения.
Услуги социальной коммуникации
Приведенные ниже вмешательства разработаны специально для повышения навыков социальной коммуникации.
Беседы в комиксах — разговоров между двумя или более людьми, иллюстрированные простыми рисунками в формате комиксов. Рисунки иллюстрируют, что люди говорят и делают и о чем они могут думать. Процесс создания комикса замедляет разговор, давая человеку больше времени для понимания информации, которой он обменивается.Беседы в стиле комиксов можно использовать для разрешения конфликтов, решения проблем, выражения чувств и точек зрения, а также для размышлений о том, что произошло (Gray, 1994).
Оценка стратегии навыков — программа социальных навыков, которая проводится в небольшой совместной группе и фокусируется на пяти социальных навыках: (S) делиться идеями, (C) делать комплименты другим, (O) предлагать помощь или поддержку, (R) рекомендовать хорошо меняется, и (E) проявляйте самоконтроль (Vernon, Schumaker, & Deshler, 1996).
Проект вмешательства в социальную коммуникацию (SCIP) — речевая и языковая терапия для детей школьного возраста с прагматическими и социальными коммуникативными потребностями. Вмешательство SCIP направлено на социальное понимание и социальную интерпретацию (например, понимание сигналов социального контекста и эмоциональных сигналов), прагматику (например, управление беседой, улучшение очередности) и языковую обработку (например, улучшение построения повествования и понимания нелитерального языка; Адамс и др., 2012).
Социальные сценарии— подсказывающая стратегия, чтобы научить детей использовать разные языки во время социальных взаимодействий. Сценарии подсказок (визуальных и / или вербальных) постепенно исчезают, поскольку дети используют их более спонтанно (Nelson, 1978).
Группы социальных навыков — вмешательство, которое использует инструкции, ролевые игры и обратную связь для обучения способам надлежащего взаимодействия со сверстниками. Группы обычно состоят из двух-восьми человек с расстройством социального общения и учителя или взрослого фасилитатора.Группы социальных навыков могут использоваться в широком диапазоне возрастов, включая детей школьного возраста и взрослых.
Social Stories ™ — — это высоко структурированное мероприятие, в котором рассказы используются для объяснения социальных ситуаций детям и помогают им научиться социально приемлемому поведению и реакциям. Первоначально разработанный для детей с аутизмом, теперь он используется для детей с другими расстройствами (Gray, White, & McAndrew, 2002).
Культурные и лингвистические аспекты
Социальные нормы являются неотъемлемой частью культуры и общения.Эти нормы могут различаться в разных культурах и внутри них. Важно, чтобы клиницисты получали знания об индивидуальных культурных нормах своего клиента, чтобы определить, что типично для этого клиента. Как только клиницист сможет определить правила общения для этого клиента, он может определить, отражают ли вариации в шаблонах различия в коммуникации или расстройство. См. Страницу портала практики ASHA о компетенции в области культуры.
Лечение проводится на языке (ах), используемом пациентом.Для проведения лечения может потребоваться двуязычный поставщик услуг или помощь квалифицированного переводчика. См. Страницы портала ASHA о предоставлении двуязычных услуг и сотрудничестве с переводчиками, транслитераторами и переводчиками. См. Также ресурсы ASHA по уходу, ориентированному на человека и семью.
Молодежь и взрослые в переходный период
Навыки социального общения имеют решающее значение для подростков, поскольку они исследуют отношения со сверстниками и узнают о дружбе, лояльности и индивидуальных различиях (Зельцер, 2009).Навыки социального общения одинаково важны и после окончания средней школы — в средней школе, на работе и в социальной среде.
Проблемы социальной коммуникации, как правило, сохраняются по мере перехода подростков к этим новым ролям (Whitehouse, Watt, Line, & Bishop, 2009b). Людям, у которых в детстве было диагностировано социальное (прагматическое) нарушение речи, могут возникнуть трудности с установлением близких дружеских и романтических отношений во взрослом возрасте (Whitehouse, Watt, Line, & Bishop, 2009a).
SLP на базе школы часто участвуют в планировании переходного периода, чтобы помочь смягчить влияние социальных коммуникационных трудностей и облегчить переход к взрослой жизни. См. Ресурс ASHA о переходной молодежи. Вмешательство и поддержка для взрослых с потребностями в социальном общении могут быть доступны в различных формах (например, группы социальных навыков, разговорные группы, группы жизненных навыков и семинары) и от различных поставщиков (например, SLP, психологи, консультанты колледжей и профессионально-технические специалисты). советники).
В зрелом возрасте расстройство социальной коммуникации может возникать вторично по отношению к черепно-мозговой травме, повреждению правого полушария, афазии и нейродегенеративным расстройствам, таким как болезнь Альцгеймера (Cummings, 2007). Вмешательство для этих групп населения часто направлено на улучшение разговорных навыков, ориентирование в социальных ситуациях и поощрение участия в повседневной деятельности в максимально возможной степени. См. Страницы практического портала ASHA о травмах головного мозга у взрослых, афазии и деменции.
Глухие или слабослышащие
Многие социальные языковые навыки приобретаются в результате воздействия на очевидцы или подслушанные события (например, случайное обучение). Некоторые из этих способов обучения недоступны для глухих или слабослышащих людей, и это может отрицательно сказаться на развитии социальных компетенций (Calderon & Greenberg, 2003).
Программы, помогающие детям преодолеть эти трудности, начинаются на раннем этапе с поощрения общения между родителями и детьми.Родители могут помочь «заполнить пробелы», помогая детям понять и интерпретировать то, что они не слышали напрямую (Calderon & Greenberg, 2003). Родители также могут помочь, моделируя здоровые способы взаимодействия и обучая приемлемому социальному поведению (Schlesinger & Meadow-Orlans, 1972).
Для глухих или слабослышащих подростков важно чувствовать себя частью своей социальной сети и иметь возможность эффективно взаимодействовать в этой сети (Calderon & Greenberg, 2003).
Вмешательства в подростковом возрасте включают
- Обучение социальным навыкам , направленное на улучшение навыков межличностного общения (e.г., Леманек, Уильямсон, Грешем и Дженсен, 1986; Schloss & Smith, 1990) и
- вмешательства на основе учебной программы , которые способствуют развитию социальных навыков посредством моделирования учителей и совместного обучения, а также путем включения уроков социальных навыков в другие уроки и занятия в классе (Luetke-Stahlman, 1995).
Доставка услуг
См. Раздел «Предоставление услуг» Карты доказательств расстройства социальной коммуникации для получения соответствующих научных доказательств, мнения экспертов и точки зрения клиента / опекуна.
Помимо определения типа речевого и языкового лечения, оптимального для людей с расстройством социального общения, SLP учитывают другие переменные предоставления услуг, включая формат, поставщика, дозировку и условия, которые могут повлиять на результаты лечения.
Формат
Формат относится к структуре сеанса лечения (например, групповой и / или индивидуальный). Приемлемость формата лечения часто зависит от соответствующих условий общения и цели терапии.Например, сеансы лечения один на один часто используются для обучения определенным навыкам социального общения. Групповые занятия (например, групповая беседа, мероприятия в классе и интегрированные группы социального взаимодействия) предоставляют возможность практиковать эти навыки с различными партнерами по общению в естественных условиях общения.
Провайдер
Поставщик — это лицо, предоставляющее лечение. Лечение людей с расстройством социального общения часто включает совместные усилия с участием семей и других партнеров по общению, классных учителей, специальных педагогов, психологов, профессиональных консультантов и SLP.Это также может включать в себя обучение в рамках семейной медитации или обучения сверстников.
Лечение проводится на языке (ах), используемом пациентом. При отсутствии языкового соответствия клиент-клиницист может потребоваться двуязычный поставщик услуг или помощь квалифицированного переводчика. См. Страницы портала ASHA о предоставлении двуязычных услуг и сотрудничестве с переводчиками, транслитераторами и переводчиками.
Дозировка
Дозировка относится к частоте, интенсивности и продолжительности обслуживания.Дозировка зависит от таких факторов, как возраст человека, его или ее потребности в общении, а также наличие сопутствующих расстройств или состояний. Независимо от конкретных параметров дозировки, вмешательство в социальные навыки направлено на функциональные коммуникационные потребности человека и обеспечивает непрерывность услуг в разных условиях.
Настройка
Настройка относится к месту лечения (например, офис SLP, класс, община, стационарное реабилитационное учреждение).Насколько это возможно, лечение проводится в естественной среде и включает в себя действия, которые обычно связаны с этой средой (например, групповые проекты в классной обстановке).
Социальная коммуникация | Детская Миннесота
Что такое социальная коммуникация?
Социальная коммуникация означает появление вербальных и невербальных навыков, социального взаимодействия и социального познания. Это часто рассматривается как «неписаная» форма общения, которую люди, кажется, «просто знают».’Коммуникация в этой области включает взаимодействие со сверстниками, членами семьи, поставщиками услуг и преподавателями. Поведение при социальном общении включает понимание и использование соответствующих выражений лица, зрительного контакта и языка тела.
Дети, у которых проявляются трудности с социальными коммуникативными навыками, могут:
- Имеют трудности в обмене вниманием и ориентации на других
- Плохая очередность в игре и разговоре
- Ответить ненадлежащим образом на вопросы
- Не могу поддерживать тему разговора
- Имеют трудности с пониманием невербальных сигналов, включая выражения лица и / или язык тела
- Испытывают трудности с обращением к говорящему при соответствующем зрительном контакте
- Использует «ложные запуски» или прерывает других
- Пересматривает речь или повторяет те же мысли
- Затруднение в реакции на близость (ребенок может подойти к кому-то слишком близко)
- Сложность связи эмоциональных состояний себя с другими
Когда рекомендуется оценка социальной коммуникации?
Лица, у которых есть подозрение на расстройство социального общения через поставщика или семью, должны быть направлены к логопеду.Важно знать, что расстройство социального общения может быть отдельным диагнозом, но оно также может возникать как компонент других состояний, включая расстройство экспрессивной / рецептивной речи, расстройство аутистического спектра (РАС), умственные нарушения, нарушения обучаемости, гиперактивность с дефицитом внимания. расстройство (СДВГ), черепно-мозговая травма (ЧМТ) и различные психологические и эмоциональные расстройства.
Чего вы ожидаете во время оценки социальной коммуникации:
Этот тип оценки часто проводится в сочетании с оценкой экспрессивных и восприимчивых языковых навыков.Речевой патолог может оценить:
- Инициирование связи и очередность
- Попадание в глаза
- Готовность поддерживать разговор
- Способность манипулировать разговорной темой
- Понимание невербальных и вербальных сигналов в различных ситуациях
- Способность к вербальному и невербальному общению, включая речь, знаки, жесты, изображения, письменные слова
Чего ожидать от терапии, направленной на социальную коммуникацию
На основании результатов оценки в план ухода за вашим ребенком могут быть добавлены конкретные цели, касающиеся аспектов социальной коммуникации.Терапевтические мероприятия могут включать улучшение способности ребенка определять подходящие темы для данного слушателя и разговора, улучшение зрительного контакта и языка тела, а также улучшение очередности с помощью игр и сценариев в зависимости от возраста ребенка.
Найдите дополнительную информацию о развитии социальных коммуникаций и других связанных диагнозах:
Американская ассоциация слушателей речи и языка (ASHA)
Американское общество аутизма
Социальное общение — аутизм, Тасмания
Люди в спектре аутизма так же склонны, как и их обычно развивающиеся сверстники, получать удовольствие от участия с другими в деятельности, которая их интересует.Однако трудности с социальным общением являются диагностическим критерием аутизма, и они проявляются по-разному. Некоторые люди в спектре аутизма могут искать социальные возможности и могут сами инициировать социальные взаимодействия, другие могут получать удовольствие от социальных ситуаций и взаимодействий, когда они эффективно инициируются другими. Многие искренне стремятся к дружбе, но могут столкнуться с трудностями при установлении и поддержании дружеских отношений.
«… каждый по своей сути хочет общаться с другими, просто через другой фильтр.”- Крис Варни — основатель и главный исполнительный директор сети I CAN
Человек с аутичным спектром может иметь ряд различий в социальном общении. Важно помнить, что не каждый пункт в следующем списке применим ко всем. Они могут:
- Не отвечает или может занять больше времени, чтобы ответить на устное общение других людей
- Некомфортно находить зрительный контакт
- Редко используют невербальные жесты для общения (например, кивают головой или жестикулируют руками)
- Не воспринимать социальные сигналы от действий других людей (например, выстраиваться в очередь, прекращать говорить, когда учитель входит в комнату).Людям с аутичным спектром может потребоваться явное обучение этим «скрытым» социальным правилам
- Эхо слов, которые они слышат — они могут повторять образцы слов, не придавая им никакого видимого значения. Они могут быть исключительны в мимикрии и эффективно использовать это, чтобы вписаться в социальную жизнь.
- Испытывают трудности в эффективном выражении собственных желаний и потребностей. Это часто приводит к разочарованию.
- Проявите сниженную склонность делиться своими интересами с другими, или разделение неравное (например, человек может чрезмерно говорить о своих интересах, не обращаясь к нему, чтобы увидеть, заинтересован ли другой человек).
«Начало разговора с незнакомыми людьми — это что-то вроде экстремального спорта для аутичных людей» Камран Назир
Есть два особых различия в социальном общении, с которыми сталкиваются многие люди в спектре аутизма, которые дают представление о том, почему социальные взаимодействия часто являются сложными: прогнозирование и интерпретация поведения других и различия в восприимчивости и экспрессии в общении.
Предсказание и интерпретация поведения других
Теория разума относится к пониманию того, что у других людей другие мысли, желания и потребности по сравнению с вами.Это включает в себя возможность «поставить себя на чужое место». Задержка в развитии теории разума может повлиять на социальное взаимодействие человека. У него могут быть трудности с предсказанием и интерпретацией поведения других, а также с пониманием влияния своего поведения на окружающих.
«Это интеллектуальный процесс, а не интуитивный, поэтому общение истощает». Алекс Сина
Люди в спектре аутизма часто испытывают трудности с распознаванием и пониманием социальных сигналов и поэтому инстинктивно не учатся корректировать свое поведение в соответствии с различными социальными контекстами.
Однако у людей с аутизмом есть потенциал для освоения этих навыков. См. Дополнительную информацию в подразделе «Поддержка социального развития».
Рецептивно-выразительное общение
Коммуникационные различия при аутизме можно разделить на две разные области: рецептивное общение и экспрессивное общение
Приемная связь
Рецептивное общение означает способность понимать коммуникативные попытки других.Это включает в себя способность понимать разговорный язык, язык тела, мимику и тон голоса. Люди с аутичным спектром могут испытывать трудности в этой области общения.
Люди с аутизмом часто понимают язык буквально и испытывают трудности с пониманием и использованием естественного ритма в разговоре. Это может привести к частым недоразумениям.
При общении с человеком в спектре аутизма полезно осознавать его вероятную склонность к конкретному мышлению.Они могут интерпретировать язык очень буквально и поэтому испытывают трудности с пониманием фигур речи и метафор. Например, обсуждая изменения, присущие половому созреванию, The Raising Children’s Network отмечает: «Если вы описываете голос вашего сына как« ломкий », вашего ребенка это может беспокоить. Вместо этого вы можете сказать что-то вроде: «Ваш голос меняется и станет глубже».
«Люди говорят, что всегда нужно говорить правду. Но они не имеют в виду это, потому что вам не разрешается говорить пожилым людям, что они старые, и вам не разрешается говорить людям, странно ли они пахнут или взрослый издает пердеть.И вам не разрешается говорить: «Ты мне не нравишься», если только этот человек не поступил с тобой ужасно ». — Кристофер, вымышленный главный герой с аутизмом в романе «Любопытный случай с собакой в ночное время».
Выразительное общение
Люди с аутичным спектром также могут отличаться в выразительном общении — или в использовании языка и невербального поведения для передачи сообщения или обеспечения понимания. Они могут демонстрировать самые разные выразительные коммуникативные различия.Некоторые могут постоянно сталкиваться со значительными задержками в получении языка; другие могут иметь хорошо развитый словарный запас, но могут использовать язык идиосинкразией.
Зрительный контакт — еще один компонент выразительного общения. Некоторым людям с аутизмом поддерживать зрительный контакт может быть неудобно, даже болезненно, и поэтому они могут непреднамеренно казаться равнодушными или грубыми.
«И теперь я знаю, что для меня совершенно естественно не смотреть на кого-то, когда я говорю… На самом деле, я не совсем понимаю, почему считается нормальным смотреть в глаза кому-то.»- Джон Элдер Робинсон
Развитие разговорной речи
Некоторые люди с аутичным спектром не развивают способность говорить. Однако они могут использовать другие формы целенаправленного общения, такие как вокализация (в том числе плач и звуки для привлечения внимания другого человека), с использованием жестов (например, жестов, взглядов или указаний) или дополнительных и альтернативных систем общения (таких как системы на основе изображений или коммуникационные технологии).
Устройства генерации речи (SGD) являются примером дополнительной и альтернативной системы связи.Также были разработаны специальные приложения для общения, которые можно использовать на iPad или планшете Android.
Ассоциация аутизма Западной Австралии разработала онлайн-ресурс Autism Apps, который предлагает информацию о:
- как эффективно использовать iPad
- как поддержать людей с аутизмом с помощью технологий
- советы по выбору полезного приложения
- Информация о национальной учебной программе и доказательной практике для поддержки людей с аутизмом
«Я не могу говорить вслух, однако я нашел другой способ общения с помощью правописания на моем компьютере.»- Карли Флейшманн
Поддержка социального развития
Когда люди с аутизмом испытывают трудности в социальном общении, это влияет на их способность и уверенность в социальном взаимодействии. В этом разделе обсуждаются способы поддержки социального развития людей с аутизмом.
Многие люди с аутизмом могут успешно улучшить свои навыки социального взаимодействия. Обучение социальным навыкам обычно включает три этапа:
- Социальные навыки и ожидания разбиты на управляемые шаги;
- Эти шаги объясняются конкретно и наглядно; и
- Предоставляются возможности для отработки новых навыков.
Обучение социальным навыкам и ожиданиям может положительно повлиять на уверенность в себе и психическое благополучие человека. Некоторые области, в которых людям с аутизмом может потребоваться индивидуальная поддержка, включают:
- Начало и поддержание разговоров
- Обращение за помощью
- Совместное использование
- Чтение невербальных сигналов
- Распознавание эмоциональных реакций
- Осведомленность о подходящей близости и личном пространстве
- Учимся находить компромисс и разрешать конфликты
- Как справиться с потерей
- Защитное поведение и поведение, снижающее риск
- Как справляться с давлением сверстников
- Учимся бороться с издевательствами
- Развитие навыков позитивной дружбы
Есть несколько полезных ресурсов, чтобы узнать больше о поддержке социального развития:
Специальные групповые программы, направленные на то, чтобы помочь людям с аутизмом развить социальные навыки, такие как «Общество секретных агентов», также могут быть полезны.
К сожалению, некоторые люди в спектре аутизма испытывают тревогу по поводу социального взаимодействия в результате их постоянных социальных усилий, самооценки социальных неудач и сенсорной гиперчувствительности. Это может заставить человека отстраниться и избежать общения.
Если вас беспокоит психическое благополучие ребенка с аутизмом, разумно обратиться за помощью к специалисту. Консультанты Autism Tasmania по аутизму могут помочь вам найти подходящего медицинского работника или смежного специалиста в области здравоохранения, который поможет вам и вашему ребенку справиться с этим трудным периодом.
Понимание поведенческих и сенсорных проблем, с которыми сталкиваются люди с аутизмом, переплетается с пониманием проблем, связанных с различиями в социальном общении.
Коммуникация и аутизм — Социальная коммуникация и аутизм объяснены
Послушайте эту историю:
Проблемы с общением всегда считались основной чертой аутизма. Тем не менее, существуют существенные и широкие различия в том, как люди с аутизмом общаются.Это отражает не только внутреннюю изменчивость состояния, но и сложность самого общения, включая слова, которые мы используем, порядок, в котором мы их используем, зрительный контакт, мимику, жесты и другие невербальные сигналы.
Проблемы в любой из этих областей могут способствовать возникновению социальных трудностей, с которыми сталкиваются люди в спектре спектра.
Что такое социальная коммуникация?
Социальное общение может показаться излишним термином. Общение по своей природе социальное: оно требует способности делиться — в надлежащей манере — тем, что вы чувствуете или хотите сказать, а также понимать и реагировать на то, что другие чувствуют или говорят.У нейротипичных людей коммуникативные расстройства могут включать проблемы с речью, но не с социальным взаимодействием. Однако людям с аутизмом особенно сложно общаться в социальных контекстах. Эксперты используют фразу «социальная коммуникация», чтобы подчеркнуть этот факт.
Когда проблемы социального общения впервые были признаны частью аутизма?
Когда Лео Каннер написал свою первую статью об аутизме в 1943 году, в его описаниях детей, которых он наблюдал, было много проблем с социальным общением.Он отметил, например, неспособность смотреть в глаза или отвечать на вопросы, а также склонность к навязчивой беседе. С тех пор языковые и коммуникативные нарушения всегда были частью концепции аутизма, но не всегда были отдельным критерием для постановки диагноза.
По мере того как исследователи узнавали больше о том, как язык развивается у людей с аутизмом, взгляды на то, как и следует ли рассматривать язык и социальное взаимодействие как отдельные или совместные проблемы, несколько раз менялись.В течение многих десятилетий в центре внимания находились люди с тяжелым аутизмом, которые могут немного говорить, редко инициировать взаимодействие и почти не реагировать. Соответственно, диагноз аутизма вызвал заметное нарушение разговорных способностей. Но врачи начали понимать, что люди с аутизмом могут обладать сильными словесными навыками. Первоначально у этих людей не было никаких проблем с социальным общением, но последнее десятилетие показало, что их часто считают «неуклюжими» в общении и они делают больше языковых ошибок, чем их типичные сверстники.Согласно последним исследованиям, язык является неотъемлемой частью социального общения и что социальное общение в целом является постоянной проблемой для многих людей с аутизмом.
Какие виды проблемы с социальным общением наиболее часто встречаются у людей с аутизмом ?
Было показано, что люди в спектре аутизма сталкиваются с проблемами, связанными с различными вербальными и невербальными навыками, включая грамматику, правильное использование местоимений и реакцию при разговоре.Различия в некоторых невербальных аспектах общения, таких как мимика и темп речи, могут объяснять то, что другие воспринимают как «неловкость» у людей с аутизмом.
Как и в случае со многими другими чертами аутизма, существует огромная вариативность от одного человека к другому. Тем не менее, выделяются проблемы с двумя аспектами общения: прагматикой и просодией.
Что такое прагматика и просодия?
Прагматика — это правильное использование языка в социальных ситуациях.Примеры включают способность оставаться в теме и по очереди разговаривать, задавать соответствующие вопросы и использовать тон голоса, подходящий для обстановки (например, более тихий голос в классе, а не на игровой площадке). Многие методы лечения аутизма включают явное обучение этим навыкам.
Просодия — это ритм речи, охватывающий аспекты как вербального, так и невербального общения. Просодия, выполняемая в произносимых словах и паузах между ними, выполняет несколько функций. Во-первых, он передает прагматичную информацию.Например, повышающийся тон указывает на вопрос. Просодия также передает эмоции. Вопрос «Что вы имеете в виду?» Может быть положительным, отрицательным или нейтральным в зависимости от того, как его произносят; Просодия — это то, что предупреждает слушателя о различиях.
Проблемы с просодией могут быть разными. Некоторые люди говорят монотонно, тогда как другие настолько резко преувеличивают высокие и низкие частоты, что слушатели находят их речь неестественной.
Могут ли проблемы с социальным общением существовать за пределами аутизма?
В 2013 г. в «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (DSM-5) был добавлен новый диагноз: расстройство социальной коммуникации (SCD).Это состояние имеет много общих черт, характерных для людей с аутизмом, таких как трудности с ответом другим, использование жестов, сохранение темы, а также поиск и поддержание друзей. Но люди с диагнозом ВСС не демонстрируют повторяющегося поведения или ограниченных интересов. Однако не все исследователи согласны с тем, что ВСС должна быть отдельным диагнозом: они утверждают, что недостаточно доказательств того, что ВСС является действительным и надежно отличным состоянием, отдельным от аутизма.
Куда направляются исследования социальной коммуникации?
Клиницисты работают над улучшением терапии для прагматиков, потому что она широко актуальна для большинства людей с аутизмом.Некоторые исследователи сосредоточены на выявлении более тонких проблем с социальным общением, которые затрудняют взаимодействие даже для людей с сильным языком и когнитивными навыками. Новые технологии акустического анализа и захвата движения позволяют детально измерять высоту голоса, среди других переменных, а также мельчайшие движения, составляющие выражение лица.
Общение между людьми с аутизмом и без него — двусторонняя проблема. У людей с аутизмом могут быть проблемы в общении, но их типичные сверстники и собеседники могут сделать больше, чтобы пойти навстречу, приняв различия в способах самовыражения.
Аутизм и развитие социальных навыков
Набор инструментов для школьного сообщества
2 сентября 2018 г.Поддержка социального взаимодействия — важная часть образовательного плана учащегося. Учащиеся с аутизмом часто имеют желание взаимодействовать с другими, но не обладают навыками для того, чтобы вовлекаться должным образом, или могут быть ошеломлены процессом. Некоторые студенты болезненно осознают свой социальный дефицит и избегают общения, даже если они отчаянно хотят общаться с другими.Другие будут заниматься поиском внимания, чтобы установить связь с другими, пока они не выработают навыки, необходимые для взаимодействия. Социальное развитие представляет собой набор навыков, включая выбор времени и внимания, сенсорную интеграцию и общение, которые можно развивать и наращивать для повышения социальной компетентности. Повышение компетентности приведет к дальнейшему интересу и взаимодействию.
Вот несколько стратегий для поддержки развития социальных навыков у ваших учеников с аутизмом:
- Подкрепляйте то, что учащийся хорошо делает в социальном плане — используйте похвалу за конкретное поведение (и, при необходимости, конкретное подкрепление), чтобы сформировать просоциальное поведение.
- Моделируйте социальное взаимодействие, очередность и взаимность.
- Обучайте подражанию, моторному, а также словесному.
- Обучайте контекстным подсказкам и ссылкам на окружающих (например, «если все стоят, вы должны быть тоже!»).
- Разбейте социальные навыки на небольшие составные части и обучите этим навыкам с помощью поддерживаемых взаимодействий. При необходимости используйте визуальные эффекты.
- Отметьте сильные стороны и используйте их в своих интересах. Многие учащиеся с аутизмом обладают хорошим чувством юмора, любовью к музыке или близостью к ней, сильными навыками механического запоминания или обостренным чувством цвета или визуальной точки зрения.Используйте их, чтобы мотивировать интерес к социальному взаимодействию или дать студенту возможность проявить себя и стать компетентным и интересным.
- Определите сверстников, которые демонстрируют сильные социальные навыки, и соедините ученика с ними. Предложите сверстникам стратегии для налаживания общения или других целевых задач, но будьте осторожны, чтобы не превратить сверстника в учителя, стремитесь сохранить взаимодействие между сверстниками как можно более естественным.
- Создайте небольшие обеденные группы, возможно, со структурированными занятиями или тематическими блоками.(Группа выбирает тему из коробки и обсуждает вещи, связанные с этой темой, например: «Последний фильм, который я смотрел, был…» Это может быть полезно для студентов, которые склонны постоянно говорить об одном и том же. обеспечивает поддержку и мотивацию, а также дает возможность визуального напоминания о теме.)
- Сосредоточьтесь на социальном обучении во время занятий, которые в остальном не являются сложными для ребенка (например, разговорная очередь может не произойти, если ребенка с плохой мелкой моторикой просят поговорить во время стрижки.)
- Поддерживайте сверстников и учеников в структурированных социальных ситуациях. Заранее определите ожидания от поведения. (Например, сначала научите необходимому навыку, например, как играть в Уно, изолированно, а затем представьте его в социальной среде со сверстниками.)
- Учите сочувствию и взаимности. Чтобы участвовать в социальном взаимодействии, человек должен уметь воспринимать точку зрения другого и соответствующим образом корректировать взаимодействие. Хотя их проблемы могут искажать выражение их сочувствия, люди с аутизмом часто обладают способностью к сочувствию.Этому можно научить, заставляя учащегося осознавать — и обеспечивая соответствующий словарный запас — посредством комментариев и осознания чувств, эмоциональных состояний, распознавания выражений лиц других людей и невербальных сигналов.
- Используйте социальные повествования и социальные карикатуры как инструменты для описания и определения социальных правил и ожиданий.
Прочтите полный список и узнайте больше об обучении учащихся с аутизмом с помощью набора инструментов сообщества Autism Speaks School.
Перейти к основному содержанию Поиск
Поиск
- Где угодно
Поиск Поиск
Расширенный поиск- Войти | регистр
- Подписка / продление
- Учреждения
- Индивидуальные подписки
- Индивидуальные продления
- Библиотекари
- Тарифы, заказы, полные платежи
- Чикагский пакет
- Полный цикл и охват содержимого
- Файлы KBART и RSS-каналы
- Разрешения и перепечатка
- Инициатива развивающихся стран Чикаго
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы библиотекарей
- Агенты
- Тарифы, заказы, и платежи
- Полный пакет Chicago
- Полный охват и содержание
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы агента
- Партнеры по издательству
- О нас
- Публикуйте у нас
- Недавно приобретенные журналы
- Издательская часть tners
- Новости прессы
- Подпишитесь на уведомления eTOC
- Пресс-релизы
- Медиа
- Книги издательства Чикагского университета
- Распределительный центр в Чикаго
- Чикагский университет
- Положения и условия
- Заявление о публикационной этике
- Уведомление о конфиденциальности
- Доступность Chicago Journals
- Доступность университета
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
- Свяжитесь с нами
- Медиа и рекламные запросы
- Открытый доступ в Чикаго
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter