Сандра бэм: Исследование маскулинности-фемининности личности | Psylist.net

Исследование маскулинности-фемининности личности | Psylist.net

Психологический пол

Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как типично мужские черты), как оказалось, коррелирует с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов – андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Не случайно же существуют социальные стереотипы маскулинности и фемининности. Хотя дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов – биологического и социального порядка. В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом «психологический пол» – маскулинность, фемининность, андрогинность.

Маскулинность. К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальных исследованиях было установлено (Christiansen К., Knussmann R., 1987), что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человек было показано (Lau Sing, 1989), что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности – физическое Я.

Фсмининность. К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемннинности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

Андрогинность. В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. В уже упоминавшемся выше исследовании (Lau Sing, 1989) было показано, что адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).

Методика С. БЕМ

Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями – людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).

Текст опросника

  1. Верящий в себя
  2. Умеющий уступать
  3. Способный помочь
  4. Склонный защищать свои взгляды
  5. Жизнерадостный
  6. Угрюмый
  7. Независимый
  8. Застенчивый
  9. Совестливый
  10. Атлетический
  11. Нежный
  12. Театральный
  13. Напористый
  14. Падкий на лесть
  15. Удачливый
  16. Сильная личность
  17. Преданный
  18. Непредсказуемый
  19. Сильный
  20. Женственный
  21. Надежный
  22. Аналитичный
  23. Умеющий сочувствовать
  24. Ревнивый
  25. Способный к лидерству
  26. Заботящийся о людях
  27. Прямой, правдивый
  28. Склонный к риску
  29. Понимающий других
  30. Скрытный
  31. Быстрый в принятии решений
  32. Сострадающий
  33. Искренний
  34. Полагающийся только на себя (самодостаточный)
  35. Способный утешить
  36. Тщеславный
  37. Властный
  38. Имеющий тихий голос
  39. Привлекательный
  40. Мужественный
  41. Теплый, сердечный
  42. Торжественный, важный
  43. Имеющий собственную позицию
  44. Мягкий
  45. Умеющий дружить
  46. Агрессивный
  47. Доверчивый
  48. Малорезультативный
  49. Склонный вести за собой
  50. Инфантильный
  51. Адаптивный, приспособляющийся
  52. Индивидуалист
  53. Не любящий ругательств
  54. Не систематичный
  55. Имеющий дух соревнования
  56. Любящий детей
  57. Тактичный
  58. Амбициозный, честолюбивый
  59. Спокойный
  60. Традиционный, подверженный условностям
Ключ к тесту

мускулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58
фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29.32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 ,59

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами.

F = (сумма баллов по фемининности): 20
М = (сумма баллов по маскулинности): 20

Основной индекс IS определяется как:
IS = (F – M) : 2,322

Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности. Если индекс меньше -1 (IS < -1 ), то делается заключение о маскулинности, а если индекс больше +1 (IS > I ) – о фемининности. При этом, в случае когда IS <  -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности, а если IS > +2,025 – говорят о ярко выраженной фемининности.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

Сандра Рут Липсиц Бем – биография, книги, отзывы, цитаты

Сандра Рут Липсиц Бем (англ. Sandra Ruth Lipsitz Bem; 22 июня 1944 — 20 мая 2014) — американский психолог, известная своими работами по изучению гендерных проблем и психологической андрогинии. Создательница так называемой теории пола и полоролевого опросника Бем. Оказала значительное влияние на понимание гендерных ролей, гендера и сексуальности.
Сандра Рут Липсиц родилась в Питтсбурге, штат Пенсильвания, 22 июня 1944 года. Её отец — Питер Липсиц — был почтовым служащим, а мать — Лиллиан Липсиц — работала секретарём. В начальной школе Сандра настаивала на том, чтобы носить штаны (а посещала она ортодоксальную еврейскую школу), и отказ носить юбку чуть не привел к её исключению. Этот ранний…

Сандра Рут Липсиц Бем (англ. Sandra Ruth Lipsitz Bem; 22 июня 1944 — 20 мая 2014) — американский психолог, известная своими работами по изучению гендерных проблем и психологической андрогинии. Создательница так называемой теории пола и полоролевого опросника Бем. Оказала значительное влияние на понимание гендерных ролей, гендера и сексуальности.

Сандра Рут Липсиц родилась в Питтсбурге, штат Пенсильвания, 22 июня 1944 года. Её отец — Питер Липсиц — был почтовым служащим, а мать — Лиллиан Липсиц — работала секретарём. В начальной школе Сандра настаивала на том, чтобы носить штаны (а посещала она ортодоксальную еврейскую школу), и отказ носить юбку чуть не привел к её исключению. Этот ранний опыт, по мнению её биографов, предопределил научные интересы Сандры Бем к вопросам гендерных ролей, сексуальности и андрогинности.
Сандра поступила в Технологический институт Карнеги, где 1965 году познакомилась с молодым профессором по имени Дэрил Бем. Она попросила Бема контролировать её независимые исследования, и между ними завязались романтические отношения. Они поженились 6 июня 1965 года, когда Сандре было всего 20 лет, у них родились двое детей — Эмили и Джереми. Впоследствии пара разошлась, но оба они по-прежнему участвовали в жизни детей и остались друзьями и коллегами.
Через четыре года после того, как у неё была диагностирована болезнь Альцгеймера, Сандра Бем решила покончить жизнь самоубийством, пока болезнь не стала слишком изнурительной. В её последние дни рядом с ней находился 75-летний Дэрил Бем. Она умерла во сне 20 мая 2014 года, в возрасте 69 лет в своем доме в Итаке, штат Нью-Йорк.

Сандра Бем. Мифы и правда о женщинах

Сандра Бем

Деятельность феминисток второй волны вызвала много нареканий. Большинство критиков утверждали, что женщины, идя «по мужскому пути», искажают свою женскую сущность, что у мужчин и женщин разная психология, разное мышление; то, что дается мужчинам легко (умственная работа, конкуренция, амбициозность), для женщин является непосильным грузом, и, пытаясь подражать мужчинам и добиваясь равных с ним успехов, женщина только подорвет свое здоровье.

«Феминистки пытаются спорить с природой», – говорили критики.

Традиционно в психологии было принято считать, что к типично мужским чертам относятся независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе; что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности. Женщины же по своей природе уступчивы, мягки, чувствительны, застенчивы, нежны, сердечны, способны к сочувствию, сопереживанию. И казалось, в этих характеристиках нельзя усомниться. Окружающие психологов женщины были в большинстве своем несомненно женственны, мужчины – мужественны.

Ясность в этот вопрос внесла Сандра Бем – профессор психологии Корнельского университета. В 1974 г. она предложила испытуемым – мужчинам и женщинам – заполнить опросник, содержащий 60 различных характеристик. Среди них были такие, как «Верящий в себя», «Умеющий уступать», «Способный помочь», «Склонный защищать свои взгляды», «Жизнерадостный», «Угрюмый», «Независимый», «Застенчивый». Некоторые из них являлись «традиционно женскими», другие «традиционно мужскими», а некоторые – нейтральными. Испытуемые должны были ответить, насколько, по их мнению, выражены у них те или иные качества. Очень простой опыт привел к очень простым и тем не менее революционным результатам. Оказалось, что большинство прошедших тест является «психологическими андрогинами», т. е. в их психике мирно сосуществуют как «мужские», так и «женские» качества. Более того, дальнейшие исследования показали интересную картину. Понятия «мужественности» и «женственности» разнились от общества к обществу, от культуры к культуре. Например, афроамериканские женщины набирали больший балл по андрогинии, чем евроамериканки. Это можно объяснить исторически сложившимся высоким уровнем безработицы среди чернокожих мужчин и низкой оплатой их труда, в результате чего чернокожие женщины постепенно начали занимать на рынке рабочей силы более уверенные позиции в отличие от белых женщин. Исторический опыт афроамериканок привел к тому, что их представление о женственности стало включать уверенность в себе, физическую силу, находчивость и самостоятельность. Также пуэрториканские мужчины неожиданно оказались более женственными, чем мужчины из афроамериканской и евроамериканской подгрупп. Дело в том, что пуэрториканская культура поощряет проявления привязанности к семье, заботы о других, заботы о детях – черты, которые европейцы приписывают преимущественно женщинам.

Полученные результаты способствовали тому, что психологи обратили внимание на понятие «гендера» или «сконструированного пола» – особенностей психологии, которые вырабатываются у индивидуума под влиянием общества. Дети рождаются андрогинами, а затем ожидания родителей начинают «лепить» из них мальчиков и девочек.

Исследования показали, что матери еще в первые недели жизни чаще берут на руки младенцев-мальчиков, побуждают их смотреть, слушать, проявлять активность. В «ползунковом» возрасте мальчиков, наоборот, быстрее спускают на пол, побуждают к самостоятельному ползанию, исследованию пространства. Младенцев-девочек в первые недели чаще оставляют «спокойно полежать» в кроватке, а в возрасте 5–6 месяцев реже, чем мальчиков, отпускают в «свободное плавание», а напротив, чаще сажают на колени, разговаривают, побуждают пристально наблюдать за мимикой лица. В результате уже полуторагодовалые девочки из набора картинок чаще всего выбирают изображения людей и их лиц, мальчики – изображения «интересных» предметов. Кроме того, от девочек достоверно раньше начинают требовать чистоты и опрятности, а также элементарного самоконтроля (умения ходить на горшок, не отвлекаться во время еды, самостоятельно одеваться и тому подобное). В результате уже двух-трехлетние девочки часто производят впечатление более дисциплинированных и «социализированных», чем их сверстники-мальчики. При этом в мальчиках стремятся воспитать активность, спонтанность, изобретательность, менее жестко реагируя на их возрастное упрямство. В связи с этим девочки зачастую оказываются более успешными на тех занятиях, которые требуют терпения, усидчивости, следования установленным образцам (например, чтение и чистописание), мальчики – в тех ситуациях, когда требуется неожиданная идея, нестандартное решение, мозговой штурм (математика, шахматы или конструирование).

Разница в воспитании закрепляется в детском саду. По данным психологов, воспитатели чаще предлагают девочкам игры, в которых нужно действовать согласованно и сообща, а мальчикам – игры, в которых надо конкурировать. При этом мальчиков поощряют к тому, чтобы они добивались победы любой ценой, преодолевая себя. Девочек хвалят, когда они говорят тихо, и наказывают за повышение голоса. Если же мальчики ведут себя спокойно, на них часто просто не обращают внимания. Девочкам обычно прямо указывают, каким делом они должны заняться и дают подробные инструкции. Мальчиков же отправляют самостоятельно выбирать себе занятия, указывая лишь на то, чего они не должны делать. Ощутимую поддержку мальчики получают намного реже. Им остается лишь проявлять в своем поведении самостоятельность.

В начальной школе эта разница становится очевидной настолько, что заставляет делать поспешные выводы о том, что семилетние девочки якобы интеллектуально и даже духовно (?) более развиты, чем их сверстники. На самом деле особенности воспитания девочек лучше подготавливают их к обучению в младших классах, где требуются прежде всего аккуратность, внимательность и дисциплина.

Адриан Фурнхэм из Университетского колледжа Лондона исследовал уровень IQ у трех тысяч детей из двадцати двух стран. Если в начальной школе у девочек этот показатель был выше, чем у мальчиков, то в последних классах и после ее окончания ситуация менялась в противоположную сторону.

«В глазах общества интеллект – не главное для женщины, – так объясняет Фурнхэм полученные результаты, – поэтому в семьях, как правило, не всегда поощряют его развитие у девочек».{ Никита Максимов, Наталия Щедрина «Кто на свете всех умнее» // Русский Newsweek. URL: http://www.faito.ru/archnews/1204305303,1212311407/.} Простой пример из жизни: в большинстве семей, как показывает исследование Фурнхэма, родители чаще стимулируют развитие интеллекта у сыновей. Но если у отца две дочери, одну из них могут воспитывать «по-мужски», нацеливая на то, чтобы она стала умной и успешной. И та развивается в интеллектуальном плане ничуть не хуже, чем мальчик.

В своей классической книге «Линзы гендера» Сандра Бем описывает, как представления о мужчинах и женщинах, укоренившиеся в культуре и социальных институтах, трансформируются в представления и психологию индивида. Эти представления и являются «линзами гендера». Бем считает, что общество должно заботить не различия между мужчинами и женщинами, а то, как эти различия преобразуются патриархатными социальными институтами в недостатки женщин и приводят к их дискриминации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Методика С. Бем

Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bern, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями — людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).

ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Верящий в себя
2. Умеющий уступать
3. Способный помочь
4. Склонный защищать свои взгляды
5. Жизнерадостный
6. Угрюмый
7. Независимый
8. Застенчивый
9. Совестливый
10. Атлетический
11 . Нежный
12. Театральный
13. Напористый
14. Падкий на лесть
15. Удачливый
16. Сильная личность
17. Преданный
18. Непредсказуемый
19. Сильный
20. Женственный
21. Надежный
22. Аналитичный
23. Умеющий сочувствовать
24. Ревнивый
25. Способный к лидерству
26. Заботящийся о людях
27. Прямой, правдивый
28. Склонный к риску
29. Понимающий других
30. Скрытный
31. Быстрый в принятии решений
32. Сострадающий
33. Искренний
34. Полагающийся только на себя (самодостаточный)
35. Способный утешить
36. Тщеславный
37. Властный
38. Имеющий тихий голос
39. Привлекательный
40. Мужественный
41. Теплый, сердечный
42. Торжественный, важный
43. Имеющий собственную позицию
44. Мягкий
45. Умеющий дружить
46. Агрессивный
47. Доверчивый
48. Малорезультативный
49. Склонный вести за собой
50. Инфантильный
51. Адаптивный, приспособляющийся
52. Индивидуалист
53. Не любящий ругательств
54. Не систематичный
55. Имеющий дух соревнования
56. Любящий детей
57. Тактичный
58. Амбициозный, честолюбивый
59. Спокойный
60. Традиционный, подверженный условностям

КЛЮЧ К ТЕСТУ
маскулинность («да»): 1,4, 7, 10,13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37,40,43,46,49,52,55,58
фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29,32, 35, 38,41,44,47,50,53,56,59

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами.

F= (сумма баллов по фемининности): 20 М= (сумма баллов по маскулинности): 20 Основной индекс IS определяется как:
IS = (F —M) х 2,322

Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до + 1, то делают заключение об андрогинности. Если индекс меньше-1 (IS <-l), то делается заключение о маскулинности, а если индекс больше +1 (IS > 1) — о фемининности. При этом, в случае когда IS < — 2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности, а если IS > +2,025 — говорят о ярко выраженной фемининности.

Теория гендерных схем С.Бем — материалы для дипломной, курсовой и магистерской работы.

По мнению автора теории гендерной схемы половых различий американского психолога Сандры Бем, усвоение и принятие установок, связанных с выполнением определенного типа полового поведения и определенной гендерной роли, осуществляется в процессе первичной социализации личности. Данная теория содержит черты двух теорий усвоения половой роли: социального научения и когнитивного развития. Представители теории социального научения считают, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители (положительное — за поведение, соответствующее полу, и отрицательное — за поведение противоположное). Согласно теории когнитивного развития в процессе усвоения половой роли главной является активность самого ребенка. Эта активность проявляется в следующем: ребенок узнает, что существует два пола, ребенок включает себя в одну из категорий, на основе самоопределения ребенок руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные формы. Благодаря способности детей группировать и перерабатывать информацию, и осуществляется половая типизация.

В рамках теории гендерной схемы половой сегрегации предполагается, что половая дифференциация и типизация являются результатом гендерно-схематизированной переработки информации, связанной с понятиями «мужское» и «женское», то есть готовности усваивать информацию о себе в контексте понятий «маскулинности-фемининности». Источником гендерно-схематизированных представлений служат существующие в обществе полодифференцирующие практики. Полотипизация как процесс приобретения соответствующих полу предпочтений, навыков, установок, поведения происходит в результате процесса гендерной схематизации. Последняя, представляется в виде обобщенной и натренированной когнитивной готовности детей кодировать и организовывать информацию о себе и других соответственно культурным определениям маскулинности-фемининности.

Гендерная схема — это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая функционирует как антиципирующая (предвосхищающая) структура. Иными словами, она заранее настроена на то, чтобы искать и группировать информацию. Поведение, характеристики, культурные символы спонтанно сортируются на категории «мужское» — «женское». Процессы схематизации информации высоко избирательны и способны навязывать индивиду структуру и значение огромного множества входящих стимулов. Теория гендерной схемы рассматривает восприятие как конструктивный процесс, то есть созидательный, творческий, а не просто копирующий. При этом процессе происходит взаимодействие между входящей информацией и существующей у индивида схемой. В конце концов это взаимодействие и определяет то, что воспринимает индивид.

Следующий этап усвоения половой роли связан с внедрением гендерной схемы в структуру Я-концепции ребенка. Дети учатся применять схему не только для селекции поступающей извне информации, но и в отношении к самому себе. Ориентируясь на взрослых, дети научаются выбирать из всего множества возможных определений «Я» и человеческих характеристик только те, которые определены в данной культуре, как приемлемые для его или ее собственного пола, и поэтому подходящие для организации разнообразного содержания Я-концепции.

Таким образом, разнообразные содержания концепции Я начинают организовываться строго определенным образом, и Я-концепция ребенка становится типизированной по полу (полотипизированной), и два пола воспринимаются различными не столько по степени выраженности свойств, сколько по личностным качествам. Одновременно с этим, дети обучаются оценивать свою личность на соответствие гендерной схеме (так их дисциплинируют родители и посторонние люди), противопоставляя другому полу собственные предпочтения, отношения, поведение, свойства. Воспринимая новую информацию (включая и новое знание о себе), ребенок кодирует и организует эту информацию в соответствии с доминирующими культурными представлениями о женственности и мужественности и традиционными представлениями о мужских и женских ролях в обществе, т.е. в рамках заданной извне гендерной схемы полового поведения. Следовательно, и самооценка ребенка, и выбираемые им варианты поведения в существенной мере определяются содержательным компонентом гендерной схемы, которая становится предписывающей, диктующей стандарт поведения. При этом, как подчеркивает С. Бем, теория гендерной схемы является теорией процесса, а не содержания. Полотипизированные индивиды отличаются от других индивидов не степенью фемининности или маскулинности, а по тому, в какой степени их Я-концепция и поведение организованы на основе гендерной схемы.

Какие условия способствуют утверждению в сознании Я-концепции гендерной схемы? Первое, — это те условия, при которых категория «пол» становится приоритетной над другими социальными категориями в процессе познания окружающей действительности. Социальный контекст делает категорию «пол» значимой частью большой ассоциативной схемы, то есть идеология и практика культуры создают ассоциации между этой категорией и широким спектром, других категорий, поведения, характеристик. Второе. Условия, при которых социальный контекст определяет данную категорию, как имеющую широкое функциональное значение. Иными словами, создает множество институтов, норм, табу, разделяющих людей, и организует поведение и отношения на этой основе.

Родителям, которые хотят воспрепятствовать формированию гендерно-схематизированных представлений у детей, С. Бем предлагает следующие стратегии. Первая состоит в том, чтобы объяснить детям различия между полами не на основе внешних признаков (одежда, стиль поведения), а на основе биологических факторов. Объясняя детям, что мужчины и женщины имеют анатомические и репродуктивные различия, родители ограничивают функциональную значимость пола и тем самым тормозят процессы гендерной схематизации. Иными словами, они могут всячески отводить внимание ребенка от культурных коррелят пола, акцентируя биологические корреляты. Вторая стратегия состоит в том, что родители могут предложить детям альтернативную схему, с помощью которой ребенок будет перерабатывать социальную информацию и интерпретировать культурные ассоциации, когда культура им их предложит. Альтернативная схема помогает человеку выстроить сопротивление против уроков доминантной культуры и позволяет оставаться асхематинным, даже живя в гендерно-схематизированном мире. В качестве вариантов альтернативных схем могут быть использованы следующие:

1)      акцентирование индивидуальных, а не половых различий;

2)      сравнение во временном аспекте ситуаций, отражающих наличие дискриминации по признаку пола; акцент на уменьшении явлений сексизма в западных странах в последние годы;

3)      анализ проявления культурного релятивизма — информирование о полоролевых предпочтениях, существующих в разных культурах и отличающихся от традиционных западных стандартов.

 

Грошев И.В. Психология половых различий: Дис. … д-ра психол. наук: Москва, 2002. — 523 c.

Тест на определение Вашей гендерной идентичности

Опираясь на исследования доктора Сандры Липсиц Бем, этот тест определит Вашу гендерную идентичность как мужскую или женскую. Хотя гендерные стереотипы достаточно противоречивые, важно отметить, что исследования Бем, протестированные в нескольких странах, неоднократно показали высокую степень надежности и достоверности результатов. Тест включает исключительно общие представления о гендерных ролях (то есть он не выдвигает теории о биологической, культурной или общей природе гендерных ролей). Поэтому его используют как феминисты в целях культурной критики, так и традиционалисты, стремящиеся доказать, что гендерные роли — это природные и наследственные явления.

Укажите, насколько каждая следующая черта свойственная для Вас.

Тест CT-GRI © не равнозначный, и не должен восприниматься как таковой, с тестом BSRI (полоролевой опросник Бем).

Тест CT-GRI © является собственностью IDR Labs International. Тест BSRI является собственностью С.Л. Бем.

Тесты CT-GRI / BSRI широко используются для определения гендерных ролей и их восприятия в обществе. В последнее время, в результате изменения гендерных ролей мужчин и женщин, возникло беспокойство об актуальности и действительности этих тестов. Первичный тест уже устарел; однако, более современные версии опросника Бем, прошедшие экспертную оценку, снова доказали надежность использования мужского и женского начала как эмпирической основы тестов. По большей части первичные критерии Бем все еще актуальны. Современные исследования показывают, что тесты BSRI / CT-GRI можно смело использовать, чтобы оценить восприятие гендерных ролей в социуме.

Хотя оба теста предназначены для определения гендерной идентичности, тест CT-GRI © не следует путать с тестом BSRI, автором которого является доктор Сандра Липсиц Бем. Однако, CT-GRI и BSRI — это профессионально созданные личностные тесты (или опросники) на определение черт, присущих мужчинам и женщинам в культурном пространстве западного мира. Тест CT-GRI © является собственностью IDR Labs International. Тест BSRI является собственностью С.Л. Бем. Разработчики этого онлайн-теста являются дипломированными специалистами, которые имели опыт работы с многочисленными испытаниями личности, а также работали на профессиональном уровне с испытаниями типологии личности. Обратите внимание, что результаты нашего теста на определение гендерной идентичности предоставляются «как есть» и не должны толковаться как предоставление профессиональной или сертифицированной консультации любого рода. Чтобы получить дополнительные сведения о нашем тесте ознакомьтесь, пожалуйста, с нашими Условиями предоставления услуг .

Бем, Сандра Липсиц — Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов = The lenses of gender. Transforming the debate on sexual inequality : [монография]


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

«исследование и разработка«

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#» перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2.4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.
Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Сандра Бем: теория гендерной схемы и тест на андрогинность — видео и стенограмма урока

Доктор Сандра Бем (1944-2014) разработала теорию гендерной схемы для объяснения гендерного развития и реестр половых ролей Бема для измерения черт мужественности, женственности и андрогинность. Узнайте больше о ней и ее работе в этом уроке.

Sandra Bem

Вы когда-нибудь задумывались, что делает вас мужчиной или женщиной, помимо вашей анатомии? Социальные ожидания играют большую роль в том, как вы выражаете свою идентичность как мужчину или женщину.Однако в последние десятилетия ученые бросили вызов традиционному бинарному понятию «мужское начало» и «женственность» и гендерным ролям, которые помогают его конструировать.

В этом уроке мы рассмотрим работу одного из таких ученых, доктора Сандры Бем , которая родилась в 1944 году и дожила до 2014 года. Доктор Бем был психологом, известным своей теорией гендерных схем и сексом Бем. Реестр ролей (BSRI). В этом уроке мы подробно обсудим каждый из этих вкладов.

Теория гендерной схемы

Что приходит на ум, когда вы слышите слово «пол»? Вы, вероятно, вызываете в воображении образы новорожденных, закутанных в голубые или розовые одеяла, игрушечные солдатики vs.куклы и, возможно, анатомические отличия. Однако гендерная проблематика сложнее, чем мы думаем. Чтобы прояснить эту сложность, было бы полезно отделить ее от «пола», еще одного термина, который мы связываем с мужским и женским характером.

  • Пол — это биологическая категория мужчин, женщин или интерсексуалов (комбинация обоих полов), которая присваивается нам при рождении на основе наших хромосом и репродуктивных органов
  • Пол относится к социально созданным ролям, чувствам и поведению, которые общество считает подходящими для мужчин и женщин

Доктор.Бем утверждал, что гендерные роли основаны на культурных стереотипах. Она приняла эти мужские и женские стереотипы как часть общества и не выступала за то, чтобы бросить вызов или изменить их. Скорее, она предположила, что здоровые люди должны демонстрировать сочетание мужских и женских стереотипов, что известно как андрогинность . Это обеспечивает большую гибкость в мышлении и поведении и делает людей более адаптивными к различным жизненным обстоятельствам.

Доктор Бем формально разработала свою теорию гендерных схем в 1981 году, чтобы объяснить, как гендер развивается через социализацию в данной культуре.Гендерная информация передается из поколения в поколение в виде гендерных схем . Эти схемы представляют собой ментальные шаблоны, которые позволяют детям категоризировать и систематизировать поведение, связанное с полом. Д-р Бем основывала свои идеи на теории социального обучения , согласно которой дети приобретают гендерные роли через наблюдение, вознаграждение и наказание.

Например, мальчиков часто вознаграждают за то, что они преследуют интересы, которые общество и культура сочли подходящими для них.Их можно хвалить за то, что они подражают своим отцам, играют с игрушечными грузовиками и занимаются спортом. С другой стороны, они могут быть наказаны или пристыжены за игру с макияжем или куклами. По словам доктора Бема, дети получают эту информацию и используют ее для систематизации и понимания себя и других в сравнении.

В начале своего развития дети рассматривают такие характеристики, как сила, в разной степени у обоих полов. Однако по мере взросления эти характеристики меняются в ту или иную сторону.Дети начинают приписывать мальчикам силу, а девочкам слабость, еще больше подчеркивая различия между ними. Однако д-р Бем утверждал, что гендерные схемы не обязательно фиксированы — мы действительно можем их изменить. Чтобы подтвердить эту теорию, она создала психологический тест, чтобы определить, используют ли люди гендерные схемы.

Опись половых ролей Бема

Доктор Бем предположил, что для здорового функционирования необходимы как мужские, так и женские психологические характеристики.Она обнаружила, что существующие тесты представляли мужественность и женственность как противоположности, что делало невозможным получение результатов одновременного выявления обеих черт. Эти тесты также выставляют женские черты в негативном свете, поэтому доктор Бем создал опросник половых ролей Bem (BSRI) , чтобы проверить приверженность человека гендерным схемам и возможность психологической андрогинности.

BSRI состоит из вопросов, оценивающих шестьдесят черт характера. Двадцать из них являются стереотипно мужскими, например агрессия, доминирование и уверенность в себе.Двадцать из них стереотипно женственны, такие как теплота, сострадание и сочувствие. Также есть двадцать нейтральных черт.

Людей, проходящих тест, просят оценить, насколько, по их мнению, каждая черта соответствует их личным качествам. Когда тест выставлен на оценку, они могут быть классифицированы как типичные по полу, с обратным полом, андрогинные или недифференцированные.

  • Лицо по типу пола — это лицо, чья гендерная идентичность соответствует его или ее полу
  • человек с противоположным полом — это человек, гендерная идентичность которого противоречит его или ее полу
  • андрогинный человек будет обладать как мужскими, так и женскими чертами
  • недифференцированный человек получит низкие баллы по обоим типам черт

Доктор.Бем утверждал, что люди, получившие оценку как андрогинные, с большей вероятностью будут адаптивными, здоровыми и компетентными. Например, быть напористым в одних ситуациях и уступчивым в других — это адаптивно.

В то время как исходный BSRI содержал шестьдесят вопросов, теперь есть более короткие версии, которые показали еще большую надежность в гендерных исследованиях. BSRI-12, который содержит всего двенадцать вопросов, приобрел популярность в последние годы.

Краткое содержание урока

Доктор Сандра Бем (1944-2014) была психологом, известным своей теорией гендерных схем , которая объясняет, как гендер развивается через социализацию, вознаграждение и наказание.Она также разработала опросник половых ролей Bem для измерения принадлежности с чертами мужественности, женственности и андрогинности (комбинация обоих). Доктор Бем утверждал, что андрогинность обеспечивает большую адаптивность и гибкость.

Доктор Бем оставила впечатляющее наследие с тех пор, как начала учиться несколько десятилетий назад. Ее BSRI по-прежнему является наиболее часто используемым тестом гендерных ролей, идентичности и характеристик, а ее теория гендерных схем все еще широко изучается.

Сандра Бем: революционный и генеративный феминистский психолог

Голден и МакХью (2017) не только подчеркивают революционный характер работы Бем, но и предоставляют контекст ее жизни и социально-исторического контекста ее работы. В частности, они описывают, как стипендия Бема «подтолкнула нас к переосмыслению отношений между полом и гендером и исследованию того, как бессознательная гендерная идеология влияет на нашу жизнь» (Golden and McHugh 2017, p 529). Аналогичным образом, в статье Либена и Биглера (2017) подчеркивается, каким образом академическая стипендия Бема способствовала продвижению гендерно-эгалитарной политики.Либен и Биглер также описывают вклад Бема в психологию развития. В них излагаются идеи Бема о развитии гендера как социальной категории, о том, как дети являются активными агентами своего собственного гендерного развития, а также мысли Бема о том, как вырастить детей, свободных от культурных гендерных ограничений. В статьях Голдена и МакХью, Либен и Биглера подчеркивается, насколько успешной была Бем в интеграции личного и политического. Например, в обоих документах упоминается роль Бем в качестве свидетеля-эксперта в деле о дискриминации по признаку пола, возбужденном Национальной организацией женщин (NOW) против Pittsburgh Press за разделение секретных должностей по признаку пола.Интересно, что в качестве примера личного политического характера Биглер (Liben and Bigler, 2017) отмечает, что работа Бема о гендерном нейтралитете вдохновила zir на просьбу использовать для обозначения гендерно-нейтральные местоимения. Обе эти обзорные статьи посвящены работе Сандры Бем с акцентом на ее вдохновляющее наследие.

Подчеркивая популярность и неизменную полезность BSRI, Donnelly and Twenge (2017), основанный на более ранней работе Twenge (1997), провел кросс-темпоральный метаанализ, изучающий изменения в рейтингах по шкалам маскулинности и женственности с момента создания BSRI в 1974 г.Расширенный анализ данных с 1974 по 2012 год, в котором участвовали более 24 000 участников, показал, что показатели мужественности женщин значительно выросли. Анализ, сосредоточенный на период с 1993 по 2012 год, показал, что показатели женственности у женщин значительно снизились. Эти результаты обсуждаются с точки зрения изменения гендерных ролей с момента создания BSRI в 1974 году. Использование BSRI Бема для изучения того, меняются ли изменения в показателях мужественности и женственности с течением времени, явно является частью наследия Бема.

Старр и Зурбригген (2017) исследуют наследие теории гендерных схем Бем и напоминают нам, что, хотя Бем чаще всего признается за ее работу над реестром гендерных ролей и андрогинностью, ее теория гендерных схем оказала огромное влияние. Эти авторы отмечают, как Бем продвинул эту теорию вперед, и они предполагают, что мы должны ожидать продолжения воздействия этой работы в ближайшие годы. Важность и неизменная актуальность теории гендерных схем для современных исследователей дополнительно проиллюстрирована в статье Менона (2017), в которой теория гендерных схем использовалась в качестве теоретической модели.Она нашла поддержку гипотезы Бема о том, что сильная связь с гендером со временем связана с типизацией пола среди подростков. В частности, Менон исследовал гендерную типичность, давление и связанность как аспекты гендерной типизации и обнаружил, что в соответствии с теорией гендерной схемы Бема, гендерно-атипичные стили отношений отрицательно связаны с гендерной типичностью и гендерной удовлетворенностью, тогда как гендерно-типичные стили отношений были положительно. связано с ощущаемым давлением.Авторы также обнаружили, что гендерно-атипичные стили проспективно предсказывали более низкую типичность и удовлетворенность по ощущениям с течением времени. Действительно, теория гендерных схем продолжает вдохновлять новое поколение исследователей.

В связи с продолжающимся воздействием работы Бема, Martin et al. (2017) дают захватывающий взгляд на будущее применение работ Бема по психологической андрогинии. Как отметил Бем (1993), а Мартин и др. демонстрируют в своем обзоре, что, несмотря на многочисленные критические замечания в адрес андрогинности, ее не следует исключать из феминистского лексикона.Martin et al. Обсудить данные, свидетельствующие о том, что оценка гибкости или адаптируемости гендерной идентичности и поведения, которые Бем ассоциировал с андрогинностью, с точки зрения динамических систем, может привести к новым исследованиям гендерного развития в целом и андрогинности в частности.

Аналогично Martin et al. (2017) подход к оценке способов, которыми люди могут адаптироваться к ситуативным требованиям непосредственного контекста, гибко перемещаясь между мужественностью и женственностью, Мехта и Дементьева (2017) и Кинер и Строу (2017) изучают роль контекста в гендерном аспекте. набранные характеристики.В частности, Мехта и Дементьева использовали экологическую мгновенную оценку, чтобы исследовать различия в одобрении участниками женственности и мужественности в зависимости от того, были ли сверстники, с которыми они взаимодействовали в реальных социальных ситуациях, мужчинами или женщинами. Они обнаружили, что мужчины сообщали о большей женственности, когда они были с женщинами, по сравнению с тем, когда они были с мужчинами, и что как женщины, так и мужчины сообщали о большей мужественности, когда они были с мужчинами, по сравнению с тем, когда они были с женщинами.

Точно так же Кинер и Строу (2017) применили идеи Бема о ситуационных влияниях на гендерные качества. В частности, они исследовали гендерные черты наряду с рассмотрением поведенческих проявлений пола. Результаты показали, что поддержка гендерно-типичных поведенческих выражений пола варьировалась в зависимости от аспектов социального контекста или от того, были ли в гипотетических конфликтах вовлечены друг того же или другого пола или романтический партнер другого пола. Результаты, представленные в этих трех статьях (Keener and Strough, 2017; Martin et al.2017; Мехта и Дементьева, 2017) подтверждают предположение Бема (1974) о том, что «люди могут быть как мужскими, так и женскими, напористыми и уступчивыми, как инструментальными, так и выразительными — в зависимости от ситуативной уместности этих различных форм поведения» (Бем, 1974, с. 155). ). Более чем 40 лет спустя исследователи расширили эту идею за пределы андрогинности (которая была контекстом, в котором ее обсуждал Бем), чтобы исследовать ситуативные влияния на гендерно-типичное поведение в более широком смысле.

Теория гендерных схем и роль в культуре

Теория гендерной схемы была представлена ​​психологом Сандрой Бем в 1981 году и утверждала, что дети узнают о мужских и женских ролях из культуры, в которой они живут.Согласно теории, дети приспосабливают свое поведение к гендерным нормам своей культуры с самых ранних этапов социального развития.

На теорию Бем повлияла когнитивная революция 1960-х и 1970-х годов, а также ее желание исправить то, что она считала недостатками психоаналитических теорий и теорий социального обучения того времени.

По ее мнению, фрейдистские теории слишком сфокусированы на влиянии анатомии на гендерное развитие.Вместо этого Бем предположил, что когнитивное развитие ребенка в сочетании с влиянием общества в значительной степени влияет на модели мышления (схемы), которые определяют «мужские» и «женские» черты.

Культурные влияния на гендерную схему

Гендерные схемы влияют не только на то, как люди обрабатывают информацию, но и на отношения и убеждения, которые определяют «гендерно-приемлемое» поведение.

Например, ребенок, который живет в очень традиционной культуре, может полагать, что роль женщины заключается в уходе за детьми и их воспитании, а роль мужчины — в работе и производстве.Благодаря этим наблюдениям дети формируют схему, связанную с тем, что мужчины и женщины могут и не могут делать.

Это также определяет ценность и потенциал человека в этой культуре. Например, девушка, выросшая в традиционной культуре, может полагать, что единственный путь, доступный ей как женщине, — это выйти замуж и растить детей. Напротив, девушка, выросшая в более прогрессивной культуре, может сделать карьеру, не иметь детей или решить не выходить замуж.

Многие из этих влияний являются явными, другие — более тонкими.Например, даже размещение гендерных названий в словарном запасе («как мужчины и женщины должны вести себя») по своей сути ставит женщин на второстепенное положение по правилу. Все эти влияния складываются в формирование гендерной схемы.

Последствия несоответствия

В рамках этой конструкции мужчины и женщины неявно осознают последствия несоблюдения культурных норм. Например, женщина, решившая сделать карьеру, может считаться «высокомерной» в традиционной культуре или считаться «несправедливой» или «неуважительной» по отношению к своему мужу, если она не возьмет его фамилию.

С другой стороны, даже в более прогрессивных обществах мужчины могут подвергаться неодобрению за то, что они домоседы, в то время как женщину можно описать как «старомодную» или «отсталую», если она придерживается более традиционных взглядов. роль «домохозяйки».

Когда люди подвергаются неодобрению со стороны общества, они часто чувствуют давление с целью изменить свое поведение или сталкиваются с неприятием со стороны тех, кто их не одобряет.

Гендерные категории

Согласно теории Берна, люди попадают в одну из четырех гендерных категорий:

  • Лица с типом пола — это люди, которые идентифицируют себя со своим полом и обрабатывают информацию через призму этой гендерной схемы.
  • Кросс-типизированные люди обрабатывают информацию через призму противоположного пола.
  • Андрогинные люди проявляют как мужское, так и женское мышление.
  • Недифференцированные лица не демонстрируют последовательного использования обработки с указанием пола.

Обоснование и критика

В своих трудах Бем считала, что гендерные схемы ограничивают мужчин, женщин и общество в целом. По ее мнению, воспитание детей, свободных от этих стереотипов и ограничений, приведет к большей свободе и меньшему количеству ограничений свободы воли.Взаимодействие с другими людьми

Критики теории Бем говорят, что она изображала людей просто пассивными наблюдателями в развитии гендерных схем и игнорировала сложные силы, которые способствуют конструированию пола.

Опись половых ролей Бема

В дополнение к теории гендерных схем, Бем создал анкету, известную как «Опросник половых ролей Бема» (BRSI). Инвентарь состоит из 60 различных слов мужского, женского или гендерно-нейтрального рода.

При прохождении теста респондентов просят оценить, насколько сильно они идентифицируют себя с каждой характеристикой.Вместо того, чтобы просто классифицировать людей как мужчин или женщин, инвентарь представляет обе черты как часть континуума. Люди могут занимать высокое положение по одному полу или низкое по другому (по половому типу) или, поочередно, занимать высокие места как по мужским, так и по женским чертам (андрогинность).

BSRI был впервые разработан в 1974 году и с тех пор стал одним из наиболее широко используемых инструментов психологической оценки в мире.

Инвентарь для сексуальных ролей

Bem | Определение, оценка и использование

Bem Sex-Role Inventory (BSRI) , тест, используемый для измерения женственности и мужественности человека.Опросник половых ролей Бема (BSRI) — один из наиболее широко используемых инструментов в исследованиях гендерных ролей.

Строительство БНИИ

В 1974 году американский психолог Сандра Л. Бем, сторонница теории андрогинности, признала, что индивид может выражать как женские, так и мужские характеристики, и составила перечень половых ролей. Бем задумал свой инвентарь, чтобы представить две полностью независимые шкалы культурно определенной мужественности и культурной женственности.

Для проведения инвентаризации Бем составил список из 200 личностных характеристик, которые казались положительно оцененными и стереотипно мужскими или женскими, а также 200 гендерно-нейтральных характеристик (на первый взгляд ни мужских, ни женских).Из последних характеристик половина оценивалась положительно, а половина — отрицательно. Бем распространил список из 400 пунктов среди двух студентов бакалавриата Стэнфордского университета. В каждой выборке половина испытуемых каждого пола оценила каждую характеристику с точки зрения ее социальной желательности для мужчины, а другая половина испытуемых оценила каждую характеристику с точки зрения ее желательности для женщины. Шкала оценок варьировалась от «Совсем не желательно» до «Чрезвычайно желательно.«Характеристики личности, которые были сочтены более желательными для мужчины, чем для женщины, или более желательными для женщины, чем для мужчины, подходящего для включения в шкалы мужественности и женственности, соответственно. Из этих подходящих предметов по каждой шкале было отобрано 20. Например, «агрессивный» и «аналитический» ассоциировались с мужественностью, а «угрюмый» и «счастливый» — с женственностью. Характеристики личности, которые были сочтены не более желательными для одного пола, чем для другого, подходили для включения в шкалу социальной желательности.Из них было выбрано 10 положительных и 10 отрицательных характеристик (например, «доверчивый» и «веселый»).

Выполнение BSRI занимает около 15 минут. Респонденты указывают, насколько хорошо каждый пункт описывает себя, от 1 («Никогда или почти никогда не верно») до 7 («Всегда или почти всегда верно»). Оценка мужественности — это среднее значение оценок по 20 мужским элементам, а оценка женственности — это среднее значение оценок по 20 женским элементам. Оценка BSRI по дизайну не рассматривает мужские и женские элементы как кластеры на противоположных концах линейного континуума; скорее, они рассматриваются как меры двух независимых шкал.Последующий анализ Бема и других подтвердил утверждение, что мужественность и женственность логически и эмпирически независимы.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишись сейчас

Помимо того, что некоторые люди были исключительно женского или мужского пола, Бем также обнаружил, что у некоторых индивидуумов сбалансированы уровни черт обеих шкал. Она описала этих людей как андрогинных. Несмотря на последующее использование, первоначальное определение андрогинности Бема заключалось в том, что андрогинные люди обладают относительно равными уровнями мужественности и женственности, измеренными BSRI, а не то, что они имеют высокие баллы по обеим шкалам.

Техническая критика

Хотя BSRI обычно считается стандартом, по которому оцениваются другие инструменты определения личности по полу, тест подвергался критике по техническим и теоретическим причинам. В частности, американский психолог Джанет Спенс утверждала, что термины маскулинность и женственность не подходят для обозначения шкал, поскольку они оценивают только инструментальность и выразительность. Мужественность и женственность как концепции намного сложнее и включают многие компоненты, не измеряемые BSRI, включая отношение к женщинам и мужчинам и фактическое поведение.

Далее, в то время как Бем намеревался измерить два различных фактора, Спенс утверждал, что в действительности меры Бема дают один континуум. В этом континууме те, кто строго придерживается пола в своих представлениях о себе и ролевой идентификации (мужские мужчины и женские женщины), сгруппированы на одном полюсе. На другом конце континуума находятся люди, не принадлежащие к половому типу, не идентифицирующие себя ни с мужскими, ни с женскими характеристиками, измеряемыми BSRI. Кроме того, Спенс утверждал, что использование характеристик, «типичных» для женщин и мужчин, для построения инвентаризаций для измерения женственности и мужественности усилило воспринимаемые различия между женщинами и мужчинами, поскольку использование шкал скрывает тот факт, что немногие женщины или мужчины на самом деле демонстрируют все или большинство характеристик в каждой из соответствующих шкал.

Использование в гендерных исследованиях

Ученые использовали BSRI в качестве предиктора психического здоровья взрослых, поведения родителей, близости в браке, удовлетворенности браком и разделения поведения в семье. Шкалы BSRI также были включены в исследования, моделирующие степень, в которой люди проявляют стереотипное женское и мужское поведение. Кроме того, Бем использовала BSRI при построении своей теории гендерной схемы, которая предполагает, что типизация по полу является частично результатом адаптации индивидуальной самооценки к гендерной схеме.Гендерная схема — это структура спонтанного разделения людей, характеристик и поведения на женские и мужские категории. BSRI измеряет степень, в которой люди спонтанно организуют информацию, особенно о себе, на основе пола и, таким образом, является ключевым компонентом теории гендерных схем.

BSRI оставался действенным инструментом в социально-психологических исследованиях в начале 21 века, несмотря на опасения по поводу изменения представлений о мужских и женских гендерных ролях.Осведомленность о потенциальном ослаблении BSRI привлекла внимание к необходимости последующей валидации в будущем.

Шеннон Н. Дэвис

Узнайте больше в этих связанных статьях Britannica:

  • Стэнфордский университет

    Стэнфордский университет, частное высшее учебное заведение с совместным обучением в Стэнфорде, Калифорния, США.С. (рядом с Пало-Альто), один из самых престижных в стране. Университет был основан в 1885 году железнодорожным магнатом Леландом Стэнфордом и его женой Джейн (урожденная Латроп) и посвящен…

  • личность

    Личность, характерный образ мышления, чувств и поведения.Личность охватывает настроения, отношения и мнения и наиболее ярко выражается во взаимодействии с другими людьми. Он включает в себя поведенческие характеристики, как врожденные, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого и которые можно наблюдать в отношении людей к окружающей среде…

Разъяснение теории гендерной схемы

Теория гендерных схем — это когнитивная теория гендерного развития, которая утверждает, что гендер является продуктом норм культуры человека.Теория была изобретена психологом Сандрой Бем в 1981 году. Она предполагает, что люди обрабатывают информацию частично на основе гендерно-типизированных знаний.

Ключевые выводы: теория гендерной схемы

  • Теория гендерных схем предполагает, что дети создают когнитивную схему пола, которую они выводят из норм своей культуры.
  • Теория учитывает четыре гендерные категории, которые можно измерить с помощью инвентарного списка ролей пола Бема: типизированный по полу, тип кросс-пола, андрогинный и недифференцированный.

Истоки

В своей статье, посвященной теории гендерных схем, Сандра Бем заметила, что гендерная бинарность между мужчиной и женщиной стала одной из основных организационных структур в человеческом обществе. В результате ожидается, что дети узнают о представлениях своей культуры о гендере и включат эти концепции в свою самооценку. Бем отметил, что многие психологические теории говорят об этом процессе, включая психоаналитическую теорию и теорию социального обучения.Однако эти теории не учитывают то, что узнали о гендере и как они используются при обнаружении новой информации. Именно этот недостаток Бем стремился устранить с помощью своей теории. На подход Бема к гендерным вопросам также повлияла когнитивная революция, произошедшая в психологии в 1960-х и 1970-х годах.

Гендерные схемы

Когда дети узнают о гендерных атрибутах, они формируют гендерные схемы. Дети изучают любые гендерные схемы, доступные в их культуре, включая любые различия между двумя полами.Эти когнитивные структуры позволяют людям применять к себе подмножество схем, соответствующих их собственному полу, что влияет на их самооценку. Кроме того, их чувство адекватности может быть основано на их способности соответствовать соответствующим гендерным схемам.

Бем предупреждал, что теория гендерных схем — это теория процесса. Теория не учитывает конкретное содержание гендерных схем, поскольку они могут различаться в разных культурах. Вместо этого он фокусируется на том, как люди обрабатывают и используют информацию, которую их культура предоставляет о мужественности и женственности.

Например, традиционная культура может поддерживать строгое разделение между мужчинами и женщинами, так что ожидается, что женщины будут заниматься домашним хозяйством и растить детей, в то время как мужчины работают вне дома и поддерживают семью. Дети, выросшие в такой культуре, разовьют гендерную схему в соответствии с тем, что они наблюдают, и через эту схему разовьют понимание того, что они могут делать как мальчик или девочка.

Между тем, в более прогрессивной культуре различия между мужчинами и женщинами могут быть менее очевидными, так что дети видят, как мужчины и женщины занимаются карьерой и распределяют обязанности по дому.Тем не менее, дети будут искать подсказки о различиях между мужчинами и женщинами в этих культурах. Возможно, они заметят, что люди уважают влиятельных мужчин, но пренебрегают женщинами, которые стремятся к власти. Это повлияет на гендерную схему детей и их понимание того, как их культура рассматривает соответствующие роли мужчин и женщин.

Гендерные категории

Теория Бема предполагает, что люди попадают в одну из четырех гендерных категорий:

  • Лица, принадлежащие к половому типу, идентифицируют себя с полом, соответствующим их физическому полу.Эти люди обрабатывают и интегрируют информацию в соответствии со своей схемой для своего пола.
  • Люди с кросс-типом обрабатывают и интегрируют информацию в соответствии со своей схемой для противоположного пола.
  • Андрогинные люди обрабатывают и интегрируют информацию на основе своей схемы для обоих полов.
  • Недифференцированные люди испытывают трудности с обработкой информации, основанной на какой-либо гендерной схеме.

Опись сексуальных ролей Bem

В 1974 году Бем создал инструмент для распределения людей по четырем гендерным категориям, который получил название «Реестр половых ролей».На шкале представлено 60 атрибутов, таких как настойчивый или нежный, которые респонденты оценивают на основе того, насколько хорошо каждый атрибут их описывает. Двадцать атрибутов соответствуют культурной идее мужественности, двадцать соответствуют культурной идее женственности, а последние двадцать нейтральны.

Люди оцениваются по степени мужественности и женственности по континууму. Если они набирают больше среднего балла по шкале, соответствующей их полу, и ниже среднего балла по шкале, не соответствующей их полу, они попадают в гендерную категорию по типу пола.Противоположное верно для лиц с разным полом. Между тем, андрогинные люди набирают больше среднего балла по обеим шкалам, а недифференцированные люди получают баллы ниже среднего по обеим шкалам.

Гендерные стереотипы

Бем в своей теории не обращалась напрямую к гендерным стереотипам или дискриминации на основе несоответствия гендерной схеме. Однако она сомневалась в том, что общество чрезмерно полагается на гендерные различия. Таким образом, исследования других ученых по теории гендерных схем изучали способы передачи гендерных стереотипов в обществе.Например, в исследованиях изучается, как детские раскраски передают гендерные стереотипы и как эти стереотипы могут влиять на гендерную схему детей и заставлять их соответствовать гендерным стереотипам.

Гендерные схемы и заложенные в них гендерные стереотипы позволяют людям понять социальные трудности, с которыми они могут столкнуться, если не будут соответствовать гендерным нормам своей культуры. Например, мужчину, который плачет на свадьбе, могут высмеять за то, что он менее мужественный, в то время как женщина, которая делает то же самое, считается демонстрирующей поведение, соответствующее гендерному признаку.Между тем, женщина, которая решительно говорит во время собрания компании, может быть воспринята ее сотрудниками как властная или слишком эмоциональная, но мужчина, который делает то же самое, считается авторитетным и контролирующим.

Критики

Теория гендерных схем обеспечивает полезную основу для понимания того, как формируются структуры знания о гендере, однако она не избежала всей критики. Одна из слабых сторон теории состоит в том, что она не учитывает то, как биология или социальные взаимодействия влияют на гендерное развитие.Кроме того, остается неясным содержание гендерной схемы. Хотя теория предназначена для объяснения процесса, а не содержания этих схем, трудно измерить схему, не понимая их содержания. Наконец, когнитивные схемы, касающиеся пола, показали, что они предсказывают мышление, внимание и память, но они в меньшей степени предсказывают поведение. Следовательно, гендерная схема человека может не соответствовать тому поведению, которое он демонстрирует.

Источники

  • Бем, Сандра Липсиц.«Теория гендерной схемы: когнитивный анализ определения пола». Психологическое обозрение, т. 88, нет. 4, 1981, стр. 354-364. http://dx.doi.org/10.1037/0033-295X.88.4.354
  • Черри, Кендра. «Теория гендерных схем и роли в культуре». Verywell Mind , 14 марта 2019 г. https://www.verywellmind.com/what-is-gender-schema-theory-2795205
  • Мартин, Кэрол Линн, Диана Н. Рубл и Джоэл Шкрабайо. «Когнитивные теории раннего гендерного развития». Психологический бюллетень , т.128, нет. 6, 2002, стр. 903-933. http://dx.doi.org/10.1037/0033-2909.128.6.903
  • «Объяснение теории гендерной схемы Сандры Бем». Финансирование медицинских исследований . https://healthresearchfunding.org/sandra-bems-gender-schema-theory-explained/
  • Старр, Кристин Р. и Эйлин Л. Зурбигген. «Теория гендерной схемы Сандры Бем через 34 года: обзор ее охвата и воздействия». Секс-роль: исследовательский журнал , т. 76, нет. 9-10, 2017, стр.566-578. http://dx.doi.org/10.1007/s11199-016-0591-4

Обзор охвата и воздействия

Fredrickson, B. L., & Roberts, T.-A. (1997). Теория объективации:

На пути к пониманию жизненного опыта женщин и психического здоровья

рисков. Psychology of Women Quarterly, 21,173–206. DOI: 10.1111 / j.

1471-6402.1997.tb00108.x.

* Фернхэм А. и Дуиньян С. (1989). Выборочное вспоминание отношения

последовательная информация: исследование, посвященное половым различиям.

Психология: Международный журнал психологии на Востоке

, 32,112–119.

* Грабилл, К. М., Ласане, Т. П., Повицкий, В. Т., Сакс, П., Манро, Г. Д.,

Фелпс, Л. М.,… Штрауб, Дж. (2005). Гендер и учебное поведение: как

социальное восприятие, соблюдение социальных норм и структурированное академическое поведение

прогнозируются в зависимости от пола. Североамериканский журнал

Психология, 7,7–24.

* Хаага Д. А. (1990). Гендерные схематические парапраксы в артикулированных мыслях бывших курильщиков.Социальное поведение и личность, 18,

261–266. DOI: 10.2224 / SBP.1990.18.2.261.

Генрих Дж., Гейне С. Дж. И Норензаян А. (2010). Самые странные люди

в мире? Поведенческие науки и науки о мозге, 33,61–83. DOI: 10.

1017 / S0140525X0999152X.

Хоффман, Р. М., & Бордерс, Л. Д. (2001). Спустя двадцать пять лет после инвентаризации половых ролей

Bem: переоценка и новые вопросы, касающиеся изменчивости классификации

. Измерение и оценка в

Консультации и развитие, 34,39–55.

* Холлингер, К. Л. (1985).

восприятий способностей девочек-подростков. Журнал для воспитания одаренных, 9,

59–80.

* Хорт Б. Э., Лейнбах М. Д. и Фагот Б. И. (1991). Есть ли согласованность

среди когнитивных компонентов приобретения пола? Sex Roles,

24,195–207.

* Худак М.А. (1993). Пересмотр теории гендерных схем: стереотипы мужчин

типа американских женщин. Половые роли, 28 279–293.DOI: 10.1007 /

BF00289886.

* Джексон, Л. А. (1983). Восприятие андрогинности и физической привлекательности

: два лучше, чем один. Личность и социальная психология

Бюллетень

, 9,405–413. DOI: 10.1177 / 0146167283093011.

* Джонс, А., и Грир, Дж. (2011). Вы не похожи на спортсменку: влияние

женской внешности на восприятие аудиторией спортсменок

и женского спорта.Journal of Sport Behavior, 34,358–377.

* Кацурада, Э., и Сугихара, Ю. (2002). Гендерно-ролевая идентичность, отношение

к браку и гендерная сегрегация в школе. Секс

Роли, 47 249–258. DOI: 10,1023 / А: 1021334710431.

* Kite, M. E., & Deaux, K. (1986). Гендерная и категориальная кластеризация в

свободного отзыва: тест теории гендерных схем. Репрезентативное исследование

в социальной психологии, 16,38–43.

* Knobloch-Westerwick, S., & Hoplamazian, G.J. (2012). Гендеринг личности

: выборочное чтение журналов и усиление гендерного соответствия

. Коммуникационные исследования, 39,358–384. DOI: 10.1177 /

0093650211425040.

Kohlberg, L. А. (1966). Когнитивно-развивающий анализ

представлений и установок детей о половых ролях. В Э. Э. Маккоби (ред.), Развитие половых различий (стр. 82–173). Стэнфорд: Stanford

University Press.

Койвула Н. (1995).Рейтинги гендерной уместности участников спорта

: эффекты обработки схем с учетом пола. Sex Roles, 33,

543–557. DOI: 10.1007 / BF01544679.

* Krahé, B. (1989). Полоролевая ориентация и память на гендерные

терминов: еще одна неопределенная связь. Британский журнал социальной психологии,

28 (4), 327–340.

* Kuczyńska, A. (1992). Płećpsychologiczna. podstawy teoretyczne,

dane empiryczne oraz narzędzie pomiaru.[Гендерная психология:

Теоретические основы, эмпирические данные и инструмент измерения].

Przegląd Psychologiczny, 35,237–247.

* Кулик Л. (2006). Гендер, гендерная идентичность, этническая принадлежность и стереотипы о

детских домашних делах: пример Израиля. Journal of Cross-Cultural

Psychology, 37,408–420. DOI: 10.1177 / 0022022106288477.

* Лангер, С. Л. (2010). Гендерные различия в экспериментальном раскрытии информации:

Доказательства, теоретические объяснения и возможности для будущих исследований.

Половые роли, 63,178–183. DOI: 10.1007 / s11199-010-9795-1.

* Ларсен, Р. Дж., & Сейдман, Э. (1986). Теория гендерных схем и половая роль

инвентаризации: некоторые концептуальные и психометрические соображения.

Журнал личности и социальной психологии, 50,205–211. DOI:

10.1037 / 0022-3514.50.1.205.

* Lavallée, M., & Pelletier, R. (1992). Экологическая ценность теории схемы Bem’sgender

, исследуемой в традиционных и нетрадиционных профессиональных контекстах женщин.Психологические отчеты, 70,79–82.

Прыгун, К. (2011). Больше сходства, чем различий в современных

теориях общественного развития? Призыв к преодолению теории. В J.

Б. Бенсон (ред.), Успехи в развитии и поведении ребенка

(стр. 337–378). Сан-Диего: Эльзевьер. DOI: 10.1016 / B978-0-12-

386491-8.00009-8.

* Лимоны, М. А., и Парцингер, М. (2007). Гендерные схемы: когнитивное объяснение

дискриминации женщин в сфере технологий.Журнал

Бизнес и психология, 22,91–98. DOI: 10.1007 / s10869-007-

9050-0.

* Леви Г. Д. (1999). Гендерная и негендерная категория

Осведомленность детей ясельного возраста. Половые роли, 41,851–873.

* Леви, Г. Д., Барт, Дж. М., и Циммерман, Б. Дж. (1998). Связи

когнитивных и поведенческих аспектов гендерной роли дошкольников

развития. Журнал генетической психологии: исследования и теория

человеческого развития, 159,121–126.

Либен, Л. С., и Синьорелла, М. Л. (1980). Гендерные схемы и конструктивная память

у детей. Развитие ребенка, 51,11–18.

DOI: 10.2307 / 1129584.

* Ливингстон С. М. (1987). Неявное представление символов в

Даллас: подход многомерного масштабирования. Человек

Коммуникационные исследования, 13,399–420. DOI: 10.1111 / j.1468-2958.

1987.tb00112.x.

* Лобель Т. Э. (1994). Определение пола и социальное восприятие пола

стереотипное и нестереотипное поведение: уникальность женщин

девяти мужчин.Журнал личности и социальной психологии, 66,379–

385. DOI: 10.1037 / 0022-3514.66.2.379.

* Lobel, T. E., Gur, S., & Yerushalmi, H. (1989). Обманское поведение

половых и андрогинных детей в стереотипных и несексуальных задачах —

стереотипных заданиях. Журнал исследований личности, 23,302–312.

Маркус, Х. (1977). Самостоятельная схема и обработка информации о

self. Журнал личности и социальной психологии, 35,63–78.DOI:

10.1037 / 0022-3514.35.2.63.

Маркус, Х., & Нуриус, П. (1986). Возможные «я». Американский психолог,

41,954–969. DOI: 10.1037 / 0003-066X.41.9.954.

Маркус, Х., Крейн, М., Бернштейн, С., и Силади, М. (1982). Самостоятельные схемы

и

пол. Журнал личности и социальной психологии, 42,38–

50. DOI: 10.1037 / 0022-3514.42.1.38.

Мартин, К. Л., и Халверсон, К. Ф. (1981). Схема обработки модели

определения пола и стереотипов у детей.Развитие ребенка, 52,

1119–1134. DOI: 10.2307 / 1129498.

* Мартин, К. Л., Рубль, Д. Н., & Шкрибало, Дж. (2002). Когнитивные теории

раннего гендерного развития. Психологический бюллетень, 128,903–933.

DOI: 10.1037 / 0033-2909.128.6.903.

* Мартин К. Л., Фабес Р. А., Ханиш Л., Леонард С. и Динелла Л. М.

(2011). Опытное и ожидаемое сходство со сверстниками того же пола:

Переход к всеобъемлющей модели гендерной сегрегации.Пол

Роли, 65 421–434. DOI: 10.1007 / s11199-011-0029-у.

Миллер Г. А. (2003). Когнитивная революция: историческая перспектива.

Тенденции в когнитивных науках, 7,141–144. DOI: 10.1016 / S1364-

6613 (03) 00029-9.

* Миллс, К. Дж., И Тиррелл, Д. Дж. (1983). Половое стереотипное кодирование и освобождение

от упреждающего вмешательства. Журнал личности и социальных

Психология, 45,772–781. DOI: 10.1037 / 0022-3514.45.4.772.

Минский, М.(1975). Рамка для представления знаний. В стр.

Уинстон (ред.), Психология компьютерного зрения (стр. 211–277).

Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Сексуальные роли

Последний день ее жизни

Рональд Дворкин, влиятельный ученый-юрист и автор книги «Доминион жизни: аргумент об аборте, эвтаназии и индивидуальной свободе», писал о некой иерархии потребностей людей. в ситуации Сэнди, которые хотят, чтобы их автономия уважалась даже тогда, когда болезнь меняет суть того, кем они являются и что означает автономия.Он проводил различие между «критическими интересами» (личными целями и желаниями, которые делают жизнь достойной жизни) и «эмпирическими интересами» (например, получение удовольствия от прослушивания музыки или поедания шоколадного мороженого). Сэнди ценила свои эмпирические интересы — играть с Феликсом и работать в ее саду, — но ее критические интересы были гораздо более сложными и выходили за пределы ее досягаемости. Критические интересы должны иметь приоритет при выборе в конце жизни от имени кого-то, чье изменившееся состояние делает ее менее способной принимать самостоятельные решения, пишет Дворкин, потому что критические интересы отражают вашу истинную личность.Новой Сэнди, казалось, нравилось быть бабушкой, но было важно принять во внимание то, чего хотела старая Сэнди.

Отдавать приоритет важнейшим интересам трудно даже в обществе, которое пытается это сделать. В Нидерландах Закон о прекращении жизни по просьбе и помощи при самоубийстве дает врачу возможность покончить с жизнью человека, когда он когнитивно не в состоянии сделать это самостоятельно, при условии, что он изложил свое намерение, пока был еще компетентен. Согласно закону 2002 года, если у кого-то с болезнью Альцгеймера есть предварительное указание о ее желании умереть, когда ее слабоумие достигает точки, которую она считает невыносимой — когда ее, например, кормят с ложечки или кладут подгузники, — этот документ является достаточно, чтобы позволить врачу провести эвтаназию.Тем не менее, врач в Нидерландах редко усыпляет пациента с деменцией. Фактически, одно недавнее исследование 110 голландских врачей, лечащих пациентов с деменцией с предварительным указанием об эвтаназии, не выявило ни одного человека, который выполнил бы это требование. Из 4829 человек, умерших в 2013 году в результате голландского закона об эвтаназии, только 97 из них, или 2 процента, страдали деменцией.

«Вы знаете, что я планирую , чтобы убить себя», — говорила Сэнди весь 2013 год, когда ей приходила в голову эта мысль.Казалось, она говорила это отчасти ради других, чтобы они могли привыкнуть к этой идее и укрепить себя против боли и горя, когда придет время. Но казалось, что это было также ради нее самой, чтобы держать свой план во главе угла ее распадающегося разума. Эмили и Феликс в то время жили с Сэнди, так что Сэнди могла помогать по уходу за ребенком, пока Джулиус учился в школе медсестер в Колорадо. (Джереми недавно переехал. У него были тяжелые времена, и он не общался с семьей, хотя поддерживал планы матери.Эмили сводила с ума слышать, как ее мать постоянно вспоминает о самоубийстве. «Прекрати говорить это!» она скажет ей.

Однажды ночью в августе 2013 года, когда Сэнди была дома одна, она вытащила желтый блокнот и села за выложенный плиткой стол в своей большой, отделанной дубом кухне, где она съела тысячи обедов. Она только что услышала о двух экспериментальных методах лечения болезни Альцгеймера, которые, как она надеялась, могут, в дополнение к Наменда и Арисепт, поддерживать ее функционирование, чтобы она могла помогать ухаживать за Феликсом до августа 2014 года, когда Джулиус должен был завершить свою программу медсестер и вернуться обратно. дома.Но лекарства были непомерно дорогими, и ей пришлось бы оплачивать их из собственного кармана, потому что ее страховка не покрывала их стоимость. На блокноте она начала производить расчеты. Лечение — комбинация ВВИГ (внутривенный иммуноглобулин), препарата, одобренного для лечения других нейродегенеративных заболеваний, и повторяющейся ТМС (транскраниальной магнитной стимуляции), которая обычно назначается при депрессии, — стоила 6000 долларов каждые две недели в Службе памяти и здорового старения Нью-Йорка. . Что, если бы она могла убедить центр взимать меньшую плату, потому что при ее росте ей нужно было бы меньше лекарств? А что, если она будет лечиться реже, может быть, каждые три недели? Это были все еще большие деньги, но она никогда не трогала ее.R.A., а ей уже 69 и долго жить явно не собиралась. Она подсчитала, что ее сбережения могут покрывать около 4000 долларов каждые три недели, пока Юлиус не закончит учебу через год. Внизу страницы, заполненной числами, она написала, чтобы напомнить себе, что не стоит слишком беспокоиться о ошеломляющей сумме в долларах. «Дорого: но сейчас деньги , а не проблема (из-за имилы)». Ранее дотошный ученый неправильно написал имя своей дочери.

В течение следующих месяцев Сэнди и Дэрил рано утром садились в автобус каждые несколько недель и ехали на Манхэттен на лечение.«Я все еще чувствую себя собой», — сказала она ему во время одной поездки. «Ты согласен?» Он вроде как. Фактически, он был удивлен тем, насколько Сэнди все еще могла быть самой собой, даже несмотря на то, что она все меньше и меньше становилась грозным мыслителем, которого он всегда знал. Он тоже был удивлен, обнаружив, что для него это не имеет значения. «Я осознал, насколько мало то, что она была интеллектуалом, повлияло на мои чувства к ней», — сказал он. «Это были чувства к ее , а не ее интеллект. И они все еще были там.

Дэрил проявил стойкость, и по мере того, как ее более случайные друзья отпадали, либо потому, что Сэнди закрывала их, либо потому, что они не хотели быть свидетелями ее упадка, он стал более важным в ее жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *