Психологическая характеристика потребностей мотивов и целей – —

24. Психологическая характеристика мотивов

Мотивыэто те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотивы это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности. Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные).

Биологические мотивы – это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологи­ческие потребности.

Социальные мотивы – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль ее жизни.

Физиологические основы мотивации. Потребности, перерастая в мотивацию, активизируют центральную нервную систему и другие по­тенциалы организма.

Мотивация, в свою очередь, активизирует работу соответствующих функциональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор результатов действия.

Мотивация создаст особое состояние функциональной системы – предпусковую интеграцию, которая обеспечивает готовность организма к выполнению соответствующей деятельности.

Под его влиянием происходит возбужденнее (повышение) тонуса симпатической нервной системы, в результате чего усиливаются вегетативные реакции, и возрастает собственно поисковая активность организма человека.

Кроме того, возникают субъективные эмоциональные переживания, которые имеют преимущественно негативный оттенок до тех пор, пока не будет удовлетворена соответствующая потребность.

Все перечисленное создаст условия для оптимального достижения желаемого.

В силу своего многообразия разные потребности нередко сосущес­твуют одновременно, побуждая человека к разным действиям. Поэтому в осуществлении нужного действия играют роль доминирующее мотивационное возбуждение. Согласно принципу доминанты, сформулиро­ванному А.А.Ухтомским, в каждый данный момент времени превали­рует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потреб­ность.

Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.

Кроме того, возбуждение мотивационных подкорковых центров, возникнув, как бы накапливается до критического уровня, после кото­рого клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют такую активность до удовлетворения потребности.

В этом и проявляются нейронные механизмы мотивации.

25. Психологическая характеристика интересов

Потребности испытываются человеком двояко: с одной стороны, как своеобразные переживания действительных нужд, неотложно требую­щих своего удовлетворения, с другой стороны, как осознание потреб­ностей в форме тех или других представлений. Такое осознание потреб­ностей явилось условием формирования интересов как качественно осо­бых мотивов личности.

Интересыэто мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.

Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Прежде всего они отличаются но своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, кон­структорские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.

Кроме того, интересы делятся на виды в зависимости от качествен­ных психологических характеристик, отображенных на схеме, которые не нуждаются в развернутом, объяснении.

Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов, указы­вающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности. Однако из множества интересов должен быть выделен цен­тральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие инте­ресы в отдельных видах её деятельности: трудовой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).

Особенностями интересов являются:

1) активизация не только познавательных процессов, но и творчес­ких побудительных усилий человека в различных областях деятельнос­ти;

2) большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятель­ности;

3) расширение и углубление знаний человека в данной специальной области, и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;

4) своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.

studfile.net

Глава 6 Мотивация. Общая психология

Глава 6 Мотивация

6.1. Мотивы и потребности

Мотивация – побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека.

В состав мотивации входят потребности, мотивы и цели.

Потребность – состояние нужды в определенных условиях или объектах, которых недостает человеку для нормального существования. Чем выше эволюционное развитие организма, тем больше у него потребностей. У человека помимо физических существует целый ряд материальных, духовных и социальных потребностей. Часто потребности делят на два основных вида – биологические (витальные) и информационные: биологические обеспечивают жизнедеятельность организма, информационными потребностями являются познавательные и социальные потребности.

Мотив — побудительная причина для начала деятельности с целью удовлетворения какой-либо потребности. Мотивы обладают широтой и гибкостью. Широта проявляется в разнообразии мотиваций человека: ежедневно у человека возникает множество мотивов деятельности – от элементарного желания погасить чувство голода до намерения выполнить сложную умственную работу. Гибкость раскрывается как возможность удовлетворить потребность различными способами: голод может пропасть, если мы съедим определенную еду из целого ряда продуктов; сложное задание мы можем решить различными способами.

Цель — тот результат, который хочет получить человек по итогам своей деятельности и на достижение которого направлена его активность.

Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию.

Внутренняя мотивация (интринсивная) связана с получением удовлетворения от уже имеющегося объекта, выполняемой деятельности.

Внутренняя мотивация проявляется в виде интереса. Будучи заинтересованным в чем-либо, человек легко мотивируется, не испытывает сложностей при работе с объектом интереса и не требует вознаграждения.

Внешняя мотивация (экстринсивная) обусловлена различными внешними обстоятельствами. Внешняя мотивация может быть положительной (стремление к успеху) и отрицательной (избегание неудачи).

6.2. Мотивационный процесс

Мотивация как процесс состоит из шести основных стадий.

1. Возникновение потребностей . Потребность появляется как ощущение нехватки чего-либо, чувства неудовлетворенности. Многие потребности не требуют безотлагательного разрешения, но некоторые должны быть удовлетворены как можно быстрее.

2. Поиск путей устранения потребности . Постоянное чувство неудовлетворенности, нужды в чем-либо негативно отражается на человеке. Возникшая потребность должна быть устранена одним из доступных человеку способов – полным удовлетворением, подавлением, заменой, переключением на другие потребности и т.д.

3. Определение целей действия . Для устранения потребности человек должен знать, какие средства он должен для этого использовать и какой результат его ждет в итоге.

4. Осуществление действия . Некоторые потребности требуют от человека приложения значительных материальных или моральных затрат на их удовлетворение. Потребности могут меняться с течением времени, однако они редко удовлетворяются сами по себе, без волевого усилия человека.

5. Получение вознаграждения за осуществление действия . На данном этапе человек соотносит полученный результат со своими представлениями о нем. Вознаграждением могут быть как простое устранение негативного эффекта влияния потребности (например, исчезновение голода), так и возникновение позитивных эмоций (например, при покупке предмета, о котором человек давно мечтал).

6. Устранение потребности . В случае положительного разрешения влияния потребности и получения необходимого результата потребность исчезает – навсегда или на некоторое время.

Негативно на мотивационный процесс могут влиять следующие факторы.

– Смешанность мотивов. Зачастую на человека воздействует целый ряд мотивов, определить среди которых ведущий оказывается достаточно сложно. Например, мы часто ловим себя на мысли, что нам «хочется что-то съесть», но не всегда можем определить, чего именно нам хочется; при всем богатстве выбора фильмов зачастую крайне сложно определить, какой именно хочется посмотреть.

– Различие мотивационных структур у разных людей. Одни люди легко подавляют свои потребности; другие не в состоянии ни разрешить свои проблемы, ни подавить потребность в их решении. Можно говорить и о рабочей мотивации – у одних людей жажда выполнения работы развита лучше, чем у остальных. На мотивационную структуру влияет и общее количество мотивов. При небольшом количестве или слабости мотивов человеку легче выделить один из них и заняться его удовлетворением; при большом количестве равнозначных мотивов или потребностей человеку гораздо сложнее сделать свой выбор и разрешить проблему.

6.3. Теории мотивации

В основе большинства теорий мотивации находится понятие потребностей человека (ощущения нехватки чего-то, без чего человек ощущает состояние дискомфорта, внутреннего и внешнего неравновесия, которое он желает преодолеть).

Потребности могут быть врожденными, первичными (естественного происхождения) – например, потребность в пище, воде, тепле; и приобретенными (социальными) – потребность в общении, получении знаний, самореализации.

Одним из первых бихевиористов, работы которого описывали сложность человеческих потребностей и их влияние на мотивацию, был Абрахам Маслоу.

Теория А. Маслоу

Абрахам Гарольд Маслоу (1908–1970) – знаменитый американский психолог. Маслоу родился в Бруклине, в еврейской семье эмигрантов из России. Окончив школу, стал студентом Университета Висконсина по направлению «психология», в котором проводил исследования доминантного поведения, со временем продолжив их уже в Колумбийском университете под началом Альфреда Адлера. Маслоу считается основателем и лидером гуманистической школы психологии, начавшей развиваться в 50–60-е годы прошлого века.

Иерархия потребностей была предложена Абрахамом Маслоу в 1943 г. в публикации «Теория человеческой мотивации» (A Theory of Human Motivation) в популярном научном журнале «Психологическое обозрение» (Psychological Review). В своей работе «Мотивация и личность» (Motivation and Personality, первое издание 1954, второе 1970) Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и организуются в иерархическую систему, образуя знаменитую «Пирамиду потребностей Маслоу».

Наиболее часто потребности по Маслоу представляются в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические потребности. Зачастую первые два уровня пирамиды называются первичными потребностями, остальные три – вторичными. Первичные потребности жизненно необходимо реализовывать, их неудовлетворение приводит к серьезным нарушениям жизнедеятельности человеческого организма. Вторичные потребности реализуются человеком в случае полной реализации первичных потребностей.

Рассмотрим потребности по Маслоу подробнее.

– Физиологические потребности.

Это основные, первичные потребности человека, иногда даже неосознанные, удовлетворение которых обеспечивает человеку элементарное выживание: потребности в пище, жилье, отдыхе и пр. Если человек голоден или испытывает жажду, остальные его потребности отступают на второй план до тех пор, пока не будут удовлетворены.

Физиологические потребности оказывают большое влияние на мысли и поступки человека, а промедление с их удовлетворением приводит к ощущению дискомфорта, болям, заболеваниям.

– Потребность в безопасности.

Это потребности в стабильности, в защите, в свободе от страха и тревоги, в порядке и законе.

Принято считать, что удовлетворение физиологических потребностей и потребности в безопасности не является проблемой в развитых странах. Тем не менее удовлетворение данных потребностей зависит от среднего уровня материального достатка, уровня культуры, состояния здравоохранения в том или ином государстве.

Без удовлетворения потребностей первого и второго уровня невозможна нормальная жизнедеятельность практически ни одного человека.

Потребность в принадлежности и любви.

К разряду социальных потребностей человека можно отнести потребность в наличии друзей, семьи, принадлежности к той или иной социальной группе, привязанности к другим людям и получении одобрения с их стороны.

Потребность в признании.

Потребность в признании заключается в том, что человек жаждет уважения, позитивной оценки самого себя и своей деятельности со стороны окружающих его людей. Каждый человек испытывает потребность в получении какого-либо социального статуса, ранга, определенной репутации, в привлечении к себе внимания, завоевании славы. Признание со стороны окружающих порождает у человека чувство удовлетворения, самоуважения.

Потребность в самоактуализации.

Самоактуализация заключается в реализации человеком собственных способностей. Понятно, что для того чтобы полностью реализовать себя в жизни, человек должен заниматься своим любимым делом. Однако потребность в самоактуализации реализуется людьми реже всего.

Наиболее банальной причиной становится отсутствие возможности получить образование. Если человек желает стать врачом или артистом, ему зачастую необходимо уехать из родного города. А это приводит к неудовлетворению более низких потребностей без реализации собственно самоактуализации. Еще одной причиной является невозможность найти себя, применения своих талантов. «Утечка мозгов» как раз и связана с тем, что человек ищет возможности для реализации своего «Я», которых у него не было ранее.

Теория Д. МакКлелланда

Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребностях высших уровней, является теория Дэвида МакКлелланда.

Дэвид МакКлелланд (1917–1998) – американский психолог. По его мнению, людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

Потребность во власти заключается в желании воздействовать на других людей, контролировать их и оказывать влияние на их действия.

Люди с выраженной потребностью во власти являются энергичными, активными людьми, отстаивающими свою точку зрения, не боящимися конфликтных ситуаций, стремящимися привлечь к себе внимание.

Потребность во власти может рассматриваться как стремление к личной власти, доминированию над другими людьми либо как проявление властности в групповой деятельности. Во втором случае власть используется для достижения группового успеха, мотивации подчиненных или коллег.

Потребность в успехе предполагает стремление к достижению трудных целей, выполнению работы. В отличие от потребности во власти жажда успеха не предполагает получения одобрения или признания со стороны других людей. Люди с выраженной потребностью в успехе реже принимают рисковые решения, однако не боятся взять на себя ответственность. При работе с такими людьми начальство должно давать им инициативу в решении рабочих задач, однако предполагать возможную неудачу и сокращать степень риска.

Потребность в причастности в целом схожа с аналогичной потребностью у Маслоу. Она выражается в стремлении к установлению дружеских отношений с другими людьми. Люди с выраженной потребностью в причастности любят работать в коллективе, в близком контакте с коллегами или клиентами.

Теория К. Алдерфера

В 1969 г. американский психолог Клейтон Пол Алдерфер (р. 1940) разработал на базе иерархии потребностей Маслоу собственную теорию «Существования, связей и роста» (теория ERG – Existence, Relatedness and Growth).

Алдерфер отнес физиологические потребности и потребности в безопасности в группу потребностей существования; потребности в любви и привязанности – в группу связей; потребность в самоактуализации – в группу потребностей роста.

В дополнение к теории потребностей Алдерфер разработал «принцип регрессии», заключающийся в том, что при неудовлетворении потребностей более высокого уровня человек может опускаться до потребностей низкого уровня, которые он в состоянии удовлетворить. Например, если человек не может удовлетворить потребности в карьерном росте, у него могут вновь проявляться потребности в связях – например, в установлении новых контактов с коллегами.

По мнению Алдерфера, преобладание той или иной потребности может значительно различаться у разных людей. Основав свою теорию на изучении мотивации работников, Алдерфер сделал вывод, что руководители должны осознавать наличие целого ряда потребностей у своих подчиненных. Удовлетворение лишь одной группы потребностей согласно ученому не станет эффективным мотивирующим фактором.

Теория Ф. Герцберга

Теорию Герцберга называют «Двухфакторной мотивационно-гигиенической концепцией». Данную теорию сформулировал в 50-х годах прошлого века американский психолог Фредерик Герцберг (1923–2000).

Теория Герцберга основана на проведенных им интервью с 203 инженерами и бухгалтерами одной крупной фирмы в Питсбурге, когда они описывали те ситуации, в которых работа приносила им особое удовлетворение, и те, в которых она им особенно не нравилась. По итогам исследования Герцберг разделил полученные ответы на два типа мотивирующих факторов: гигиенические факторы и мотиваторы.

Гигиенические факторы связаны со средой, в которой выполняется работа. При отсутствии или недостатке гигиенических факторов у человека может возникать чувство неудовлетворенности.

При этом даже в случае нормального уровня их присутствия в работе они не выступают в качестве значительной мотивации, играя нейтральную роль. Другими словами, удовлетворенность гигиеническими факторами на рабочем месте не мотивирует человека к выполнению работы.

К числу гигиенических факторов относят: административную политику компании; зарплаты и премии, условия труда; межличностные отношения с начальством, коллегами и подчиненными; социальные статусы; безопасность труда.

Мотиваторы вызывают удовлетворенность работой, связываются с содержанием работы и потребностями личности в самовыражении. Отсутствие мотиваторов не ведет к неудовлетворению работой. При этом их присутствие в какой-либо степени способно мотивировать работников должным образом, вызывать чувство удовлетворения от работы и повышать ее эффективность.

К числу мотиваторов относят: достижения; повышение по службе, карьерный рост; признание заслуг; ответственность; возможности для личностного роста.

В соответствии с теорией Герцберга сначала должны удовлетворяться гигиенические потребности. Путем удовлетворения гигиенических потребностей работников компания должна устранить чувство неудовлетворенности, что способствует достижению высокой производительности труда, заинтересованности в работе. Для того чтобы приблизиться к оптимальной производительности, должны быть удовлетворены и мотиваторы. При положительном решении этой задачи работники полностью реализуют свои потребности и достигают оптимального уровня мотивации и, как следствие, производительности.

Теория В. Врума

Теория Врума носит название «Теория ожиданий». Автором данной теории является канадский ученый Виктор Врум (р. 1932). Теория ожиданий утверждает, что индивиды имеют тенденцию действовать тем или иным образом на основе ожидания того, что за этими действиями последует вознаграждение и что это вознаграждение будет привлекательно для индивида. Теория основывается на использовании трех переменных (отношений).

1. Взаимосвязи между затратами на труд и получаемыми результатами. Каждый человек ожидает, что затраты определенного количества прилагаемых для достижения результата усилий приведут к его получению.

2. Взаимосвязи между результатом и вознаграждением. Человек должен быть уверен в том, что достигнутый им результат приведет к получению желаемого вознаграждения.

3. Привлекательности (валентности) вознаграждения. В качестве цели своего труда человек может рассматривать различные виды вознаграждений – от денег до повышения по службе или же простого чувства удовлетворения от выполненной работы.

Ожидание в рамках теории Врума рассматривается как оценка человеком вероятности определенного события. Оно измеряется индивидом с помощью значений от нуля (в случае абсолютной уверенности в том, что человек задание не выполнит) до единицы (если человек абсолютно уверен в том, что то или иное событие наступит).

На восприятие собственных ожиданий человека влияют:

– уверенность в своих силах;

– количество оказываемой поддержки от коллег, подчиненных или начальства;

– качество оборудования для выполнения работы;

– доступность необходимой информации.

Теория Д. МакГрегора

Теория Д. МакГрегора известна так же как «Теория X и теория Y». В 60-е годы прошлого века американский психолог Дуглас МакГрегор (1906–1964) предложил теорию, согласно которой существуют два вида работников с разной мотивацией.

В соответствии с теорией X первый тип работников – ленивые, избегающие работы люди. Для таких работников должны существовать специальные системы контроля, а также формы принуждения – от легких (убеждение) до жестких (наказания). Работники не проявляют активности, не имеют амбиций, избегают ответственности. Что касается руководства в теории Х, то руководители считают единственным фактором мотивации работника деньги. Они считают, что сотрудники не хотят работать, избегают обязанностей, что неизбежно приводит к развитию авторитарного стиля управления.

Руководители в рамках теории X постоянно демонстрируют, что им не на кого положиться, что они не могут доверять ни одному сотруднику. Пессимистическая оценка потенциала собственных работников встречается среди руководства достаточно часто, что зачастую приводит к недовольству подчиненных.

В соответствии с теорией Y работники могут быть амбициозными – стремиться брать на себя ответственность. Работники в состоянии получать удовольствие от своей работы – как умственного, так и физического характера. С точки зрения данного подхода человека можно стимулировать не материально или наказаниями, а дав ему возможность раскрыться, реализовать свой потенциал, наделив полномочиями и ответственностью, показав его значимость для организации.

Руководитель в теории Y считает, что при благоприятных условиях работники стремятся работать хорошо и имеют резервы творческих способностей. Для раскрытия этих резервов руководители стремятся устранить препятствия, мешающие реализации работниками своего «Я».

По мнению МакГрегора, интеллектуальный потенциал человека используется обычно не в полной мере. МакГрегор утверждал, что в одних случаях (например, при массовом производстве) возможна реализация только теории X, а в других – только теории Y.

Литература

1.  Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976.

2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

4. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

5. Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь, 1990.

6. Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. – М.: Прогресс, 1964.

7. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.

8. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Потребности и мотивы личности

 

В структуре личности важную роль играют потребности и мотивы. Потребности частично даются от природы, а частично формируются в ходе жизнедеятельности человека – приобретенные потребности. Мотивы же полностью являются приобретенными.

При изучении потребностей и мотивов будут рассмотрены вопросы:

1. Понятие и сущность потребностей;

2. Теории потребностей;

3. Понятие и сущность мотивов;

4. Процесс мотивации;

5. Теории мотивации;

6. Практика мотивации.

Потребность – это внутреннее ощущение человеком недостатка в чем-либо.

Потребностью является то, от чего человек стремится освободиться или приобрести. Пока потребность существует, она постоянно о себе напоминает, и требует удовлетворения. Люди по-разному реагируют на потребности: удовлетворяют, подавляют, игнорируют.

Потребности можно условно разделить на две большие группы: первичные и вторичные.

Первичные – это физиологические потребности. Они являются врожденными, т.е. заложены генетически. Это потребности в дыхании, пище, воде, отдыхе, одежде (тепле), безопасности и др.

Вторичные – это психологические потребности. Они появляются и осознаются с опытом жизнедеятельности человека. Это потребности в привязанности, уважении, успехе, власти и т.д. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, их вторичные потребности сильно различаются.

Для понимания сущности потребностей, механизмов их возникновения и реализации, психология оперирует рядом теорий потребностей. Основные из них – теория иерархии потребностей Маслоу, двухфакторная теория потребностей Герцберга, теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Эти теории рассмотрены выше, в разделе 2.4.

Потребности человека формируют его мотивы.

Мотивы – это внутреннее стремление личности к определенной цели, выраженное в деятельности.

Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из стержневых в психологии управления. Как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? В ответах на эти вопросы заключено понимание личности, и возможность успешного на нее влияния.

Известный американский психолог Дейл Карнеги проводил через свои книги одну главную мысль: «Единственная возможность заставить человека что-либо делать, это сделать так, чтобы он сам этого захотел».

Потребности и мотивы человека тесно связаны. Потребности, опосредуясь во внутреннем мире индивида, формируют мотивы. Мотивы, в свою очередь, определяют поведение человека.

Связь потребностей, мотивов и действий представлена в модели мотивации поведения на рисунке 3.5.

 

Рисунок 3.5 – Модель мотивации поведения

 

В качестве психологического явления, мотивацию можно рассма-тривать как побуждение, вызывающие направленную активность личности.

Важной особенностью мотивации является ее положительно-отрицательная направленность.

Положительная мотивация вызывает побуждение к непосредственной реализации потребности.

Отрицательная мотивация, напротив, выступает как самозапрет, тормозящий побуждение к реализации потребности.

Например, нахождение рядом с субъектом своего влечения, вызывает у человека положительную мотивацию. Однако, в случае неразделенной любви, мотивация может быть отрицательной.

Мотивацию можно рассматривать как процесс, который состоит из пяти стадий. Между ними нет четкого разграничения, они взаимосвязаны, и переходят друг в друга. Однако для понимания содержания и логики мотивации, выделение этих стадий вполне оправдано.

1. Возникновение потребности. Потребность проявляется тогда, когда человек начинает ощущать, что ему чего-то в жизни не хватает. Это явление происходит в конкретное время, и оно начинает «требовать» от человека определенных действий. Потребность побуждает индивида к тому, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения (удовлетворения).

2. Поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, он вынужден реагировать. Он ищет возможность устранить потребность: удовлетворить, подавить, не замечать. Он принимает решение, что и как должен делать, чтобы устранить потребность.

3. Осуществление действия. На этой стадии человек выполняет действия, которые, по его мнению, устранят потребность. Так как процесс работы оказывает понимающее действие на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

4. Получение вознаграждения. Осуществив действие, человек либо непосредственно получает желаемое (реализует потребность), либо то, что он может обменять на необходимый объект. На данной стадии выясняется, насколько осуществленное действие дало жела-емый результат. Происходит регулирование мотивации к действию.

5. Устранение потребности. Все зависит от степени устранения потребности и снятия напряжения. Человек либо продолжает действия по реализации желания, либо осознает новую потребность.

Формирование во внутреннем мире человека стремления к чему-либо называется мотивацией. Она может осуществляться как внешними воздействиями, так и внутренними побуждениями человека.

Внешние воздействия субъекта на объект мотивации – это влияние одного человека на мотиваторы другого. Мотив всегда субъективен. Извне же можно создать лишь мотиваторы, которые внутренне опосредуются в мотив.

Внешние мотиваторы делятся на: императивные (повелительные), консультативные (советующие), внушения и манипуляции.

Императивные мотиваторы – это приказы, требования, принуждения. Эти воздействия воспринимаются личностью как поставленную перед нею цель без права выбора. Такое воздействие обычно является проявлением власти в профессиональной деятельности.

Консультативные мотиваторы – это просьбы, предложения, советы, убеждения. За личностью остается право выбора. В профессиональной деятельности консультационные воздействия со стороны руководителя предпочтительны. Они поднимают самоуважение подчиненного, создают благоприятную атмосферу служебных отношений.

Внушения – это средства психологического воздействия на процесс формирования мотива. Воздействие осуществляется с помощью речи и неречевых средств общения. Оно отличается настойчивостью приводимых аргументов и некритическом отношением к ним со стороны адресата. Принятое внушение становится внутренней установкой личности.

Существует три формы внушения: сильное уговаривание, давление и эмоционально-волевое воздействие. По способу воздействия внушение может быть прямое (открытое) и косвенное (завуалированное).

Манипуляции – это скрытые от адресата побуждения его к определенному отношению или действию. При этом достигается, что адресат считает возникшие мысли своими собственными, а не «наведенными» извне. Такие мысли выступают в роли мотиваторов, и приводят к формированию мотивов личности.

Психология управления особое значение придает внешним мотиваторам, в роли которых выступают привлекательные объекты. Окружающие человека предметы и люди способны побуждать его к определенным мыслям и действиям.

Так, красивый ландшафт влечет к прогулкам, аппетитное пирожное «хочет быть съеденным», интересный человек побуждает к общению.

Различают позитивные и негативные воздействия привлекательных объектов. Одни побуждают стремиться к ним, а другие – отталкивают.

В «Крейцеровой сонате» Л.Н. Толстой ярко описал действие привлекательного объекта: «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а просто красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как хороша и нравственна!»

Привлекательный объект, как прием воздействия на потребителя, активно используется в маркетинге и рекламе. Красивая упаковка может существенно повысить объемы реализации товара.

К мотивации, вызванной привлекательностью объекта, относят такие психологические воздействия, как заражение и подражание.

Заражение – это передача эмоционального состояния одного человека другому. Особенно ярко это проявляется в трудовом энтузиазме, в эмоциональных всплесках зрителей на концертах или стадионах.

Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу. Это принятие и воспроизведение внешних и внутренних особенностей других людей, привлекательных для данной личности. Существуют разные виды подражания: целенаправленное и непроизвольное, логическое и эмоциональное, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, и т.д.

Внутренними воздействиями, вызывающими мотивацию, являются цели, идеалы, устремления, направленность личности. Они базируются на мировоззрении человека, его личностном понимании смысла жизни.

Внутренние воздействия часто формируются из внешних влияний. Если личность опосредует внешние мотиваторы, они превращаются во внутренние мотивы.

Оценить уровень личных потребностей в достижении успеха можно с помощью теста приложения 2.

Для понимания и объяснения мотивов психология располагает рядом теорий мотивации.

Основные из них – теория ожиданий Врума, теория справедливости Адамса, теория подкрепления, модель соответствия Портера–Лоулера. Первые три теории подробно раскрыты в разделе 2.4. Рассмотрим четвертую.

Модель соответствия Портера-Лоулера является синтезом теории ожидания и теории справедливости. В данной совместной модели авторы используют пять переменных:

– затраченные на выполнение работы усилия;

– восприятие значимости выполненной работы;

– полученные результаты от выполненной работы;

вознаграждение за выполненную работу;

– степень удовлетворения от выполненной работы.

Модель соответствия адекватна модели мотивации поведения, которая представлена выше, на рисунке 3.5.

Согласно данной модели, достигнутые результаты зависят от приложенных человеком усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознании им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью соответствия усилий и вознаграждения. Человек удовлетворяет свои потребности путем вознаграждения за достигнутые результаты.

Если сотрудник считает, что его усилия и вознаграждение за них не соответствуют друг другу, это будет им восприниматься как несправедливость. Сотрудник либо станет хуже работать, либо будет добиваться справедливого вознаграждения.

Одно из наиболее важных положений модели состоит в том, что результативный труд ведет к личному удовлетворению. Это прямо противоположно тому, что на сей счет думает большинство руководителей. Они полагают, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов в труде или, говоря иначе, более довольные рабочие трудятся лучше. Портер и Лоулер, напротив, полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению, и способствует повышению производительности труда.

При осуществлении практического подхода к мотивации личности возникает ряд проблем. Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Необходимо не только понимание, но и умение практически преодолеть проблемы и сложности внутреннего процесса формирования мотивов у сотрудника.

Можно отметить три фактора, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации: скрытость, изменчивость и уникальность.

Скрытость – это не очевидность мотивов личности. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы влияют на действия человека. Однако в явном виде их «вычислить» практически невозможно.

Психология управления подчеркивает, что понимание мотивов дает ключ к знанию личности. Если руководитель осознает, что движет его подчиненным, он сможет эффективно на него воздействовать.

Изменчивость – это динамичность мотивов личности. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном нестабильном взаимодействии. Зачастую они противоречат друг другу, либо, наоборот, усиливают действия друг друга. При этом общий вектор мотивации может меняться во времени, изменяя направленность и характер действия.

Уникальность – это индивидуальность, оригинальность, непохожесть мотивов каждого человека. Внутренний мир личности неповторим. Поэтому возникновение внутренних мотивов и опосредование внешних мотиваторов всегда индивидуально.

Особое значение психология управления придает практической мотивации труда человека. Почему люди работают? Почему одни делают легкую работу и остаются недовольны? Почему другие получают удовлетворение от сложного и напряженного труда? Что вызывает желание работать? Эти и многие другие вопросы возникают в процессе практического управления персоналом.

В отечественной экономике на протяжении десятилетий данной проблеме уделялось очень мало внимания. На производстве господствовал технократический подход и административный стиль. Роль работников отодвигалась на второй план. Это привело к сужению трудовой мотивации, отчужденности работников от производства, падению производительности труда.

Данные сравнительного исследования по уровню мотивации труда в разных странах показывают следующее. Работу считают главным делом жизни: в США – 50% населения, в Швеции – 45%, в ФРГ – 30%. В странах СНГ эта цифра не превышает 10 %.

Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к определенной деятельности, какие мотивы лежат в основе его поступков и действий, можно создать эффективную систему стимулирования труда, которая перейдет во внутреннюю мотивацию сотрудников. Руководители должны знать своих подчиненных, их потребности. запросы и цели, которые и определяют мотивы. Это позволит обеспечить успешность управления как отдельным подчиненным, так и целыми коллективами.

В мировой практике управления за последние десятилетия сложился ряд современных приемов мотивации труда. Они подробно рассмотрены в разделе 2.4.

Мотивация является ключом к поведению человека. Можно выделить пять психологических правил, которые помогут в практическом управлении мотивацией личности.

1. Положительное подкрепление. Это поощрительная реакция руководителя на успешные действия подчиненного. Положительное подкрепление эффективнее и конструктивнее отрицательного, оно благотворно влияет на психологический климат в коллективе. Положительное подкрепление особенно действенно в длительной перспективе.

2. Безотлагательность подкрепления. Поощрение (подкрепление) должно быть немедленным и конкретным (привязанным к действию). Чем меньше временной интервал между действием и публичной положительной реакцией на него со стороны руководства, тем выше эффект.

3. Непредсказуемость поощрения. Если поощрения регулярны и предсказуемы, сотрудники привыкают к ним. Их начинают воспринимать не как поощрение, а как норму. В то же время, нерегулярные и неожиданные поощрения стимулируют лучше.

4. Промежуточные цели. Путь к цели может быть долгим и утомительным. Поэтому с психологической точки зрения целесообразно установить этапы (промежутки) движения к цели, и поощрять реализацию каждого из них.

5. Чувство свободы. Сотрудник должен ощущать свободу в своих профессиональных действиях. Ему следует ставить производственную задачу, а выбор путей ее решения оставлять за ним. Излишний контроль, мелочная опека сковывают инициативу сотрудников.

Итак, действия человека определяются потребностями, которые формируют внутренние мотивы его поведения. Знание потребностей и мотивов индивида является ключом к успешному на него воздействию (управлению им).

Теория и практика управления располагает современными приемами стимулирования-мотивации и правилами эффективного управления мотивацией личности.

Волевая сфера личности

Воля является важным составным элементом в структуре личности. Она относится к тем составляющим структуры, которые не даются от природы, а полностью формируются в процессе жизнедеятельности человека. Воля рассматривается как способности человека действовать для достижения сознательно поставленной цели.

В рамках изучения волевой сферы личности рассматриваются четыре вопроса:

1. Положения о развитии личности;

2. Этапы волевого развития;

3. Теории волевого поведения;

4. Механизм волевого действия.

Психологи (Л. Выготский и др.) выстраивают процесс развития личности на трех основных положениях:

об активности индивида;

об индивидуальном опосредовании социальных отношений;

о становлении себя через других.

Активность индивида есть процесс мыслительного и жизнедеятельного участия личности во внутренних процессах и внешних событиях. Активность рассматривается в различных видах деятельности. Особое внимание уделяется внутренним психическим процессам личности. И главный из этих процессов – развитие воли.

Активность может рассматриваться как возможная (свободная) и предписанная (принудительная). В свободной активности ее носителем является сам индивид. При этом у него происходит развитие внутреннего мира через алгоритмизацию собственного поведения, поэтапное формирование личностных качеств, развитие самосознания.

Активность направляется личностью на определенные точки. В инициативе личности, ее направленности реализуется индивидуальная, не «нормированная» социумом активность. Эта активность является весьма существенной для становления личности.

Опосредование социальных отношений – это персональное восприятие и присвоение личностью опыта взаимодействий в социуме. В ходе своей жизнедеятельности индивид вступает в контакты с другими людьми, формируя свой стиль общения и взаимодействия.

Человек в ходе жизни в обществе выступает в разных социальных ролях: сына-дочери, школьника, студента, отца-матери, пешехода, водителя, сотрудника и т.д. Однако в каждой своей роли он оригинален и неповторим.

Создавая свой персональный опыт общественных отношений и исполнения социальных ролей, индивид опирается на многие качества личности. Однако в числе важнейших в этом ряду стоит воля. Через нее выстраивается индивидуальное в опосредовании социального опыта.

Становление себя через других заключается в явлении «зеркального представительства». Оно означает, что формирование лич­ности происходит через симметричное отражение личности человека во внутреннем мире других людей.

Лев Выготский роль зеркального отражения внутреннего мира представляет так: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других».

Охарактеризовать личность можно двумя путями:

– через представленность в ее внутреннем мире других людей;

– как субъекта активности в жизнедеятельности других людей.

Представленность во внутреннем мире человека других людей зависит от его восприятии окружающих. В сознании и памяти каждого человека хранится множество образов знакомых ему людей. Хотя все эти люди разные, однако восприятие их данным индивидом субъективно. Человек добрый и отзывчивый в окружающих людях больше подмечает хорошего. И наоборот, плохому человеку больше видятся отрицательные черты в других людях.

Как субъект активности, каждый человек вызывает определенные отклики в мыслях и деятельности других людей. Иными словами, поведение и сознание одних существенно влияет на формирование других. Возникает эффект опосредования и присвоения личностью чужого опыта. Однако чужой опыт воспринимается индивидом избирательно. Важно лишь то, что воспринимается человеком как личностно значимое для него. Остальное фактически не замечается.

О развитости личности можно говорить в связи с уровнем волевой среды личности. Иными словами, целесообразно выделить в самостоятельный процесс волевое развитие личности.

Психологи выделяют три последовательных этапа волевого развития:

произвольное поведение;

интеллектуальная деятельность;

постпроизвольное поведение (рисунок 3.6).

Рисунок 3.6 – Этапы волевого развития

 

Произвольное поведение связано с реализацией натуральных (физиологических) потребностей – еда, сон, безопасность, одежда, жилище. Индивид преодолевает те препятствия, которые возникают на пути удовлетворения естественных потребностей. В ходе преодо-ления препятствий проявляется и развивается воля.

Интеллектуальная деятельность связана с мыслительной активностью человека. В процессе мыслительной деятельности во внутреннем мире индивида происходит борьба равносильных, но противоположно направленных аффективных тенденций.

Аффективные тенденции в мыследеятельности личности – это необычные, искусственно вызванные мысли. Вызов осуществляется специальным усилием воли.

Индивид обдумывает варианты действий: взвешивает, оценивает, представляет последствия. Наконец, он вырабатывает решение – принимает план действий: создает намерение, ставит цели, определяет конкретные пути их достижения.

Интеллектуальную деятельность, как второй этап волевого развития, можно образно назвать «периодом мнемотехнического волевого акта». Волевое поведение осуществляется через сознательную регуляцию индивидом своей мотивационной сферы. В результате более слабый, но более значимый для человека мотив получает
дополнительную силу волевым воздействием.

Постпроизвольное поведение связано с опосредованием личностью способов организации действий и волевых усилий. Это третий, заключительный этап волевого развития.

Волевые действия на третьем этапе имеют достаточную побудительную силу для совершения поступка. Причем волевой поступок должен быть совершен без участия сознательной саморегуляции, на подсознании, то есть непроизвольно или постпроизвольно.

Так, ответственный студент утром отправляется на занятия, даже если не доспал. При этом ему не требуется никаких специальных волевых усилий. У него уже выработана установка, что занятия являются элементом обязательным, и не допускающим сомнений. Нерадивому же студенту каждый раз подъем дается со сложностями. Кстати, впоследствии он будет таким же безответственным работником.

Таким образом, в развитии воли имеются этапы, которые реализуются с нарастающей интенсивностью. Во внутреннем мире человека создается психологическая реальность, которая составляет его неотъемлемую сущность. Она является содержанием жизни, регулятором поведения личности.

Психологическая реальность – мотивация – выступает внутренней сущностью человека, через которую преломляются все внешние воздействия. В результате развивающаяся мотивированная сфера индивида начинает выступать в качестве фактора дальнейшего общего (психологического) развития личности.

Аффективно-потребностная сфера личности развивается от простого к сложному. Первоначальные непосредственные (физиологические) потребности, опосредуясь социально приобретенным опытом, вступают в определенные связи во внутреннем мире индивида. В результате возникают новые свойства личности. Они базируются как на когнитивных (основанных на знаниях), так и на аффективных (искусственно вызванных) компонентах. Это способствует развитию столь сложного свойства личности – волевой сферы.

Более простые внутренние качества требуют для своего развития побудительной силы извне. В отличие от них, воле присуща собственная движущая сила. Воля сама влияет на сознательную постановку личностных целей, формирование убеждений и нравственных чувств индивида, создание осознанных потребностей личности. Все указанные явления в совокупности и характеризуют личность.

В психологии рассматривается две теории волевого поведения личности: теория рефлексов и теория навыков и реакций.

Теория рефлексов делит поведение человека на две стадии:

инстинктивную – безусловные рефлексы;

приобретенную – условные рефлексы.

Первая стадия может осуществляться при малоразвитой воле. Вторая же стадия требует значительного волевого развития.

Теория навыков и реакций посвящена дальнейшему развитию второй стадии, т.е. приобретенного поведения. В нем данная теория различает два этапа: усвоения устойчивых навыков и возникновения интеллектуальных реакций. Навыки возникают как закрепление в поведении условных рефлексов.

Реакции могут быть эмоциональными и интеллектуальными. Первые связаны с резким повышением эмоций в ответ на внешнее воздействие, либо собственные мысли. Интенсивность реакций зависит от эмоциональной устойчивости личности, а также значимости для нее причины волнения.

Интеллектуальные реакции возникают как ответ на воздействие в виде образа или символа. Это своеобразное «короткое замыкание» в психике индивида. Это реакция взрывного типа, быстрая и сложная. Однако ее направленность предсказуема, она зависит от ценностей и мотивов индивида. А интенсивность реакции, ее действенность связаны с волевой сферой личности.

Механизм волевого действия связан с преодолением противоречия между желанием личности и осознанным ею долгом. Желание обычно связано с естественными потребностями индивида. Человек непроизвольно стремится к приятному и полезному, и уклоняется от неприятного и трудного.

Чувство долга проявляется у человека на четырех уровнях:

– долг перед обществом и страной;

– долг перед коллегами по работе, производственным коллективом;

– долг перед близким окружением, родственниками и друзьями;

– долг человека перед самим собой.

Долг тесно связан с ответственностью. Чувство долга осознается и опосредуется во внутреннем мире личности. После этого оно переходит в осознанную необходимость. Впоследствии чувство долга выступает пусковым механизмом волевого действия.

В столкновении во внутреннем мире человека желания и долга естественное (физиологическое) преимущество оказывается на стороне первого. Человек хочет получить приятное, и уклониться от неприятного. Однако на стороне долга выступает воля. Она подкрепляет мотиваторы долга так, что они побеждают. В результате волевой человек действует не по своим первичным желаниям, а по осознанной необходимости.

Волевое регулирование своего поведения человек осуществляет на основе сознательного выбора. Индивид в своих мыслях и поступках постоянно сталкивается с выбором. И характер этого выбора определяется волей. Но свободен ли человек в своей воле?

Силу воли и внимание можно измерить тестом приложения 3.

Свобода воли есть осознание ситуации и необходимости выбора, определенного мотивом. Свобода не может быть независимой от мотивов. В качестве мотивов для сознательного гражданина и волевого человека выступают долг и ответственность.

Иными словами, можно сказать, что свобода есть осознанная необходимость, которая у волевой личности является очень сильной.

Так, древнегреческий философ Фалес Милетский (VI век до н.э.) в своих знаменитых афоризмах утверждал: «Что сильнее всего на свете? – Необходимость».

Итак, процесс развития личности психология выстраивает на трех основных положениях: об активности индивида; об индивидуальном опосредовании социальных отношений; о становлении себя через других.

Становление личности невозможно без развитой воли. В волевом развитии личности выделяют три последовательных этапа: произвольное поведение; интеллектуальная деятельность; постпроизвольное поведение.

Волевое поведение личности объясняется двумя теориями: рефлексов, навыков и реакций.

Механизм волевого поведения действует в направлении преодоления противоречий между естественными желаниями индивида и осознанным им долгом. Человек непроизвольно стремится к приятному и полезному, и уклоняется от неприятного, трудного, болезненного. Чувство долга проявляется у человека на четырех уровнях: перед обществом; перед коллегами; перед близкими; перед самим собой.

Способности личности

Тема способностей очень актуальна для психологии управления. Если человеку поручается работа в соответствии с его способностями, получается двойная выгода. Во-первых, дело будет выполняться старательно и профессионально. Во-вторых, человек будет получать удовлетворение от своей деятельности.

В рамках изучения проблемы способностей будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Понятие и сущность способностей;

2. Теории способностей;

3. Виды способностей;

4. Уровни способностей;

5. Способности и мастерство;

6. Диагностика способностей.

Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли. Оно долго было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX века возникают эмпирические, а затем и теоретические (психологические) исследования способностей человека.

Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях и переживаниях. Можно лишь опосредованно заключать о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком, по сравнению с другими людьми. При этом существенное влияние оказывают условия жизни и образование человека.

Способности– это свойства человека, от которых зависит успешность овладения определенными видами деятельности.

Способный человек при прочих равных условиях (подготовленность, время, усилия) получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатами соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложена и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим свойствам и физическим возможностям человека. Если имеющийся комплекс свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Поэтому способность нельзя свести к одному какому-либо свойству – хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т.п. Способность всегда есть синтез нескольких врожденных свойств личности.

Имеется много подходов к пониманию природы и сущности способностей. Сложилось четыре основных теории способностей.

1. Теория наследственности. Согласно ей, наличие способностей всецело зависит от унаследованного генетического фонда.

Так, Гальтон в XIX веке пытался обосновать наследственность таланта, анализируя биографические данные выдающихся деятелей. Продолжая его исследования, Котс определял степень одаренности по объему места, отведенного в энциклопедических словарях известным людям. По идее Гальтона-Котса, талант наследуется, поэтому выдающимися способностями обладают представители знаменитых семей.

Жизнь опровергает утверждения о наследственной предопределенности способностей. Поэтому следующая теория способностей стоит на других позициях.

2. Теория случайностей. Она рассматривает появление способностей у конкурентного человека как элемент непредсказуемости.

Объективный анализ биографий выдающихся людей позволил сделать три вывода. Первый – в подавляющем большинстве выдающиеся люди вышли из семей, не проявивших особых дарований. Второй вывод – дети, внуки и правнуки подавляющего большинства знаменитых людей выдающихся дарований не проявили. Третий вывод – династические высокие способности составляют исключение.

Таким образом, врожденные способности конкретного человека случайны и непредсказуемы.

3. Теория среды и воспитания. Согласно этой теории, способности даются не от природы, а формируются жизненным опытом. Для этого необходимы специальная среда и целенаправленное воспитание и обучение.

Так, Гельвеций в XVIII веке провозгласил, что посредством специального воспитания можно сформировать даже гениальность. В новейшее время американский ученый У. Эшби утверждает, что способности, и даже гениальность, определяются приобретенными качествами. В частности тем, какая программа интеллектуальной деятельности сопровождала жизнь человека в детстве и молодости, а также его работоспособностью.

На первый взгляд кажется, что данная теория выражает веру в человеческие возможности. Она не устанавливает границы развития человеческой личности. Однако эта теория встречает серьезные научные возражения.

Жизненные наблюдения и специальные научные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать. В ряде видов деятельности они имеют особо важное значение. Поэтому в неблагоприятной среде один человек может проявить большие способности, чем другой, находящийся в благоприятной.

Так, обычным делом является следующая ситуация. Братья и сестры, выросшие в одной семье и находившиеся в равных социальных условиях, обнаруживают резкие различия в способностях. Более того, у них проявляются разные темпы развития, складываются совершенно непохожие характеры.

Психологи и физиологи отмечают индивидуальные особенности в анатомической организации мозга. Это сотражается и на его функциях. Кроме того, обнаружены врожденные типологические особенности нервной деятельности. Это сказывается на проявлении и становлении способностей.

4. Теория равенства. Ее сторонники уверяют, что все люди изначально равны по своим способностям. Расхождения начинаются после рождения, в ходе жизненного опыта.

Однако ряд психологов и социологов отмечают не только ошибочность этой теории. Она несправедлива и противоестественна. Если люди рождаются разными, то их искусственное «выравнивание» античеловечно. Социальное подавление имеющихся у человека способностей (чтобы он был «как все») ломает его психику.

Восприятие всех людей равными по способностям, приносит большой ущерб обществу. Ведь особые способности могут служить не только их обладателю, но и другим людям. Талантливые и гениальные люди – это богатство и гордость любой нации.

В современном мире остро стоит проблема «утечки умов». Экономически развитые (богатые) страны переманивают к себе талантливых людей из бедных и развивающихся стран. Этим людям предоставляются хорошие условия для работы, высокий уровень жизни. И они навсегда покидают свою родину. А ведь они могли бы многое сделать для развития своей страны, а не обогащать и без того богатых.

Подводя итог четырем рассмотренным теориям способностей, следует отметить, что полностью верна только вторая из них. Можно частично признать правоту третьей. Любые способности можно развить, но не сформировать их изначально. В человеке со здоровой психикой заложены, хотя бы в малой степени, самые разнообразные способности. Это позволяет что-то вырастить даже из слабого ростка.

Например, можно научить играть на музыкальном инструменте даже человека без способностей. Конечно, это потребует больших усилий. К тому же уровень музыкального мастерства будет невысоким. Но человек все-таки будет играть.

Способности как свойства личности могут проявляться в разных направлениях его деятельности. Это позволяет говорить о различных видах способностей.




infopedia.su

Характеристика мотива, потребности, цели как элементов мотивационной сферы личности.

Мотивы— это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности, это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности. Мотивы многообразны, но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные). Биологические мотивы — это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности. Социальные мотивы — это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.

Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы-стимулы).

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, — отношения иерархии мотивов.

В осуществлении нужного действия играет роль доминирующее мотивационное возбуждение. Согласно принципу доминанты, сформулированному А. А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность. Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.

Интерес — это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, а интерес — личную неприязнь к какой-то деятельности.

Интересы характеризуются по их содержанию, широте, глубине, устойчивости и действенности. По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены (интерес к технике, спорту и т. п.). По широте различают широкие и узкие интересы. Причем широта и разносторонность интересов сочетаются с наличием основного, центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека 1—2 изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному. Глубина интереса означает потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях. Он противопоставляется поверхностному интересу, когда человек скользит по поверхности явления и не интересуется объектом по-настоящему. По устойчивости выделяют устойчивые интересы и неустойчивые интересы. Человек с неустойчивыми интересами легко увлекается и быстро охладевает. Действенные интересы, побуждают к действиям по удовлетворению интереса, в отличии от пассивных интересов (пример: интерес к спорту действенный, когда человек сам занимается спортом, пассивный, когда он часами сидит у телевизора, наблюдая за матчами, читает спортивные журналы, газеты, книги, знает биографии игроков, но сам спортом не занимается).

Особенностями интересов являются: активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности; большая конкретизация целей и операций деятельности; расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений; своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

 

students-library.com

Направленность личности. Потребности, мотивы и цели. Мировоззрение. Самооценка. Уровень притязаний

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвили).

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности. Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке их иерархии.

Прежде всего, следует остановиться на влечении. Принято считать, что влечение— это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

Желание— это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.



Следующая форма направленности — стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности.

Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это

происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

Следующая форма проявления направленности личности — это идеал. Идеал —это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Поскольку мы подошли к проблеме мотивации, следует отметить, что в поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Рассмотренные нами ранее психические процессы и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией.

Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо

объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно. Сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Таким образом, мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют

друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение.С этой точки зрения мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

В свою очередь, мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей,

т. е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознанного поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль человеческой жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель является основным объектом внимания, который занимает определенный объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.

Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкостьмотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Следует отметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Следующая характеристика мотивационной сферы — это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести мотивацию достижения, или мотивацию избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивные мотивы поведения и др. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на особенностях других личностных черт. Например, установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на избегание неудач, — нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. От чего зависит самооценка? Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи.

Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно формируют самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению.

С самооценкой личности тесно связан уровень притязаний. Под уровнем притязаний подразумевается результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе своей деятельности. Следует отметить, что существенные изменения в самооценке происходят в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

 

 

megaobuchalka.ru

Психологические особенности покупателей (потребности, мотивы, интересы, цели и т.д.).

Личность и потребительский выбор

Что касается влияния на выбор личностных особенностей, то к ним относятся прежде всего мотивационно-волевые, коммуникативные и соотношение рационального и эмоционального в профиле личности. В наших исследованиях было показано, что более целеустремленные оказались более осторожными в экономическом поведении, меньше внимания ими уделяется второстепенным признакам товара например, упаковке, и больше содержательным (качество, функциональность)

У более настойчивых выражена поисковая активность в поведении потребителя, последовательность и избегание влияния ситуативных авторитетов. Самостоятельность также высокозначимо связана с активностью в поиске информации о товаре и оценке его свойств.

Что касается таких качеств, как решительность и самообладание, то они оказались связаны с риском, стремлением к новизне, с отсутствием боязни покупать новые неапробированные товары.

Самообладание высокозначимо связано с приоритетностью полезности товара (может быть, человеку с высоким самообладанием легче отследить эту полезность). Кроме того, чем выше самообладание, тем больше риска в покупках.

Влияние социальных (коммуникативных) мотивов также сказывается на потребительском поведении. Так, люди с более высоким уровнем эм-патии (сопереживания, соучастия, мотива и умения поставить себя на место другого) больше тревожатся по поводу правильности выбора товара. Это связано с тем, что в ситуации покупки эмпатичные в большей степени подвержены влиянию эмоционального контекста общения. Рациональная же оценка товара часто происходит уже после совершения ими покупки.

Люди с ярко выраженной аффилиативной потребностью (стремлением к установлению эмоциональных контактов), т.е. те, кто постоянно нуждаются в присоединении, одобрении, поддержке, в большей степени при выборе товара опираются на информацию, полученную из рекламы. Чем больше выражена потребность в присоединении, тем чаще при покупке человек прислушивается к мнениям других людей, меньше уделяет внимания объективным качествам товара, поскольку в ситуации покупки для него важны добрые отношения с партнером по общению— продавцом.

Чувствительность к отвержению другими так же, как и эмпатия, отрицательно связана с тщательностью изучения характеристик товара. Человек, который в большей степени переживает осуждение другими, будет скорее испытывать чувство вины, проявляя дотошность, тщательность упорство и недоверие. Чем дольше и внимательнее такой человек в магазине изучает характеристики товара, тем сильнее у него отрицательные эмоции, связанные с боязнью, что о нем плохо подумают. Факт преувеличения социального контекста покупки более чувствительными к отвержению людьми проявляется и в свойственном им беспокойстве о правильности выбора товара. Таким образом, вовлеченные в общение по поводу покупки чаще делают нерациональный выбор.

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *