Периферическая теория джеймса ланге – Теория эмоций Джеймса — Ланге — Википедия

Теория эмоций Джеймса — Ланге — Википедия

Теория эмоций Джеймса — Ланге — гипотеза о происхождении и природе эмоций. Теория основывается на том, что эмоции являются следствием осознания человеком рефлекторных физиологических изменений в организме.[1] Вместо того, чтобы чувствовать эмоции и последующее физиологические (телесные) реакции, теория предполагает, что физиологические изменения являются первичными, а эмоции проявляются тогда, когда мозг реагирует на информацию, полученную через нервную систему организма. То есть, согласно этой теории, эмоциональное переживание — это совокупность ощущений, которые произошли вследствие физиологических изменений. Является одной из самых ранних теорий эмоций, которые рассматривает современная психология. Её разработали независимо друг от друга двое учёных в 1880—1890 годах, Уильям Джеймс и Карл Ланге.

Теория была подвергнута критике и модифицирована в течение времени. Современные теоретики построили на ней свои идеи, предположив, что опыт эмоций модулируется в качестве физиологической обратной связи и другой информации, а не состоит исключительно из телесных изменений, как это было предположено Джеймсом.

В 1884 году журнал Mind опубликовал статью Уильяма Джеймса «Что такое эмоция». В статье он говорит: «Обыкновенно принято думать, что в грубых формах психическое впечатление, воспринятое от данного объекта, вызывает в нас душевное состояние, называемое эмоцией, а последняя влечёт за собой известное телесное проявление. Согласно моей теории, наоборот, телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознание нами этого возбуждения в то время как оно совершается и есть эмоция».[2] Сравнивая эмоции и инстинкты, он пришёл к выводу, что эмоции — это стремление организма чувствовать, а инстинкты — это побуждение к действию при наличии раздражающего фактора.

Врач Карл Ланге разработал аналогичную идею независимо от Уильяма Джеймса в 1885 году.[3] Обе теории определяют, что эмоции являются следствием физиологических изменений, вызванных раздражителем, но сосредоточены на различных аспектах эмоций. Хотя Джеймс действительно говорил о физиологии, связанной с эмоциями, он был больше сосредоточен на осознании эмоций и их переживаниях. Например, человек грустит, потому что плачет, испытывает гнев, потому что дрожит, а не наоборот. Карл Ланге переосмыслил теорию Джеймса. Он связывает эмоции с сосудисто-двигательной системой: состоянием иннервации и просветом сосудов и трактует их как субъективные образования, возникающие в результате нервного возбуждения. Тем не менее, оба согласились, что если исключить физиологические ощущения, то не будет никакого эмоционального опыта.

Согласно этой теории, у человека есть возможность управлять своими внутренними чувствами и эмоциями. Совершая физические действия, характерные той или иной эмоции, человек начнёт это ощущать и чувствовать.

Ранняя критика[править | править код]

С момента создания теории ученые нашли доказательства того, что не все аспекты этой теории релевантны и истинны[4]. Эта теория была оспорена в 1920-х годах психологами по имени Уолтер Кеннон и Филипп Бард, которые разработали альтернативную теорию эмоций, известную как теория Кеннона — Барда, в которой физиологические изменения следуют в результате чувств и эмоций. Уолтер Кеннон отметил, что эмоциональные изменения в организме человека происходят не после физических реакций, а до них.

[5] Кеннон также подчеркивал, что висцеральные реакции возникают как при ощущении множества различных эмоций, так и в отсутствие их. Например, одни и те же висцеральные реакции, такие как увеличение частоты сердечных сокращений, потливость, расширение зрачков, а также выброса адреналина могут быть связаны с чувством страха или гнева. Тем не менее, они также связаны с такими состояниями, как лихорадка, чувство холода и затруднение дыхания. Кеннон утверждал, что висцеральные реакции являются медленными и недостаточно чувствительными, чтобы вызвать эмоциональную реакцию, то есть происходит большая задержка между стимуляцией внутренностей и физиологической реакцией.

Современная критика[править | править код]

Лиза Фельдман Барретт указывает на то, что при тестировании этой теории электрической стимуляцией, нет ответа и взаимнооднозначного соответствия между поведением и категорией эмоций. «Стимулирование одного и того же участка в результате даёт различные психические реакции в зависимости от предшествующего состояния человека, а также непосредственного контекста».[6] Она приходит к выводу, что происходит большая реакция, когда человек чувствует эмоции, чем просто физиологически имитирует их: должна произойти некоторая обработка между физиологической реакцией и восприятием эмоций.

Барретт также говорит, что испытание эмоций носит субъективный характер. Нет никакого способа для того, чтобы распознать, чувствует человек грусть, гнев или нечто иное, не полагаясь на восприятие эмоций. Кроме того, люди не всегда проявляют эмоции, используя одни и те же модели поведения. Она говорит, что эмоции являются более сложным явлением, чем просто физические ощущения.

  1. ↑ Cannon, Walter (December 1927). «The James-Lange Theory of Emotions: A Critical Examination and an Alternative Theory». The American Journal of Psychology. 39: 106—124.
  2. ↑ У.Джеймс «Что такое эмоция»
  3. ↑ Dalgleish, T. (2004). «The emotional brain» (PDF). Nature Reviews Neuroscience. 5 (7): 583—589.
  4. ↑ Cannon, Walter (December 1927). «The James-Lange Theory of Emotions: A Critical Examination and an Alternative Theory». The American Journal of Psychology. 39: 106—124
  5. ↑ Dalgleish, T. (2004). «The emotional brain» (PDF). Nature Reviews Neuroscience. 5 (7): 583—589.
  6. ↑ Feldman Barrett, Lisa (2012). «Emotions are Real». American Psychological Association.
  • Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов
  • Клейнман Пол. Психология. Люди, концепции, эксперименты.
  • Dalgleish, T. (2004). «The emotional brain» (PDF). Nature Reviews Neuroscience. 5 (7): 583—589.
  • У.Джеймс «Что такое эмоция»
  • В. В. Мироненко, под редакцией профессора А. В. Петровского. Хрестоматия по психологии. Москва «Просвещение» 1987

ru.wikipedia.org

Теория эмоций Джеймса-Ланге — Психологос

Теория Джеймса-Ланге сформулирована в конце 19 века. Ее авторы — американский философ и психолог Вильям Джеймс и датский медик и анатом Карл Ланге не были знакомы друг с другом и пришли к одинаковым взглядам независимо друг от друга.

В 1884 г. в журнале Mind была опубликована статья Вильяма Джеймса «Что такое эмоция». В ней автор выдвинул неожиданную и парадоксальную гипотезу: если отсечь от эмоции ее внешнее проявление, то от нее вообще ничего не останется. Более того — наблюдаемые признаки есть не столько следствие эмоции, сколько ее причина. В ответ на изменение окружающих условий в организме безотчетно возникает рефлекторная физиологическая реакция — повышается секреция желез, сокращаются определенные группы мышц и т. п. Сигнал об этих изменениях в организме поступает в центральную нервную систему, тем самым порождая эмоциональное переживание. То есть мы плачем не потому, что опечалены, но впадаем в грусть, стоит лишь нам заплакать или даже нахмуриться.

Как использовать эту теорию

Чтобы вызвать приятное переживание, надо вести себя так, словно оно уже наступило. Если у вас плохое настроение — улыбайтесь! Приучайте себя улыбаться, и вы чаще на самом деле будете чувствовать себя жизнерадостным.

Своей улыбкой или хмуростью вы формируете окружение вокруг себя, а это окружение уже влияет и на вас. Люди безотчетно сторонятся хмурых лиц. У каждого хватает своих проблем, и не хочется сталкиваться еще и с чужими. А вот человек с оптимистичной улыбкой на лице всегда встречает отклик и взаимное расположение.

Сильные стороны этой теории

Многие эксперименты ее подтверждают. Например, испытуемых просили оценить предъявлявшиеся им анекдоты и карикатуры. При этом требовалось держать во рту карандаш. Но одни испытуемые должны были удерживать его зубами, невольно изображая подобие улыбки, а другие — губами, отчего лицо принимало хмуро-напряженное выражение. Первая группа сочла предъявлявшиеся им истории и картинки гораздо более смешными.

Немецким психологом Вера Биркенбил предлагала испытуемым в минуту озабоченности или огорчения ненадолго уединиться и попытаться придать лицу радостное выражение: сделайть над собой усилие, заставить уголки губ приподняться и удержать в этом положении 10-20 секунд. Биркенбил утверждает: не было случая, чтобы изначально натужная гримаса не переросла в настоящую улыбку.

Можно уверенно утверждать, что кинестетические ключи запуска эмоций являются действенными. См.→

Слабые стороны этой теории

Набор эмоциональных переживаний человека гораздо богаче и шире, чем спектр телесных реакций.

Одна и та же органическая реакция может сочетаться с самыми разными чувствами. Так, достоверно установлено, что выброс в кровь гормона адреналина вызывает возбуждение. Но это возбуждение может получить различную эмоциональную окраску в зависимости от внешних обстоятельств. В одном эксперименте испытуемым помимо их ведома искусственно повышали содержание адреналина в крови. При этом одна группа испытуемых находилась в обстановке непринужденного веселья, другая — в угнетающей и тревожной атмосфере. Соответственно и эмоциональные проявления оказались различны: в первом случае это была радость, во втором — гнев.

Человек может дрожать от страха (по Джемсу, «мы боимся, потому что дрожим»). Но известно и то, что дрожь может быть вызвана гневом или даже сексуальным возбуждением. Аналогично, слезы — символ горя и печали. Но бывают слезы от злости и даже слезы радости.

Эмоциональные проявления во многом определяются культурными нормами.

Например, в Японии проявление печали и боли в присутствии лиц более высокого положения рассматривается как демонстрация непочтительности. Поэтому японец, которому делается выговор, должен выслушать его с улыбкой (у нас это, наоборот, сочли бы дерзостью). В Китае издавна принято сообщать старшим и вышестоящим лицам о своем горе с улыбкой, дабы преуменьшить значение несчастья и не беспокоить им почтенное лицо. У жителей Андаманских островов принято плакать при встрече после долгой разлуки, а также при примирении враждующих сторон.


Теория эмоций Джеймса-Ланге (англ. James—Lange theory of emotion) — психологическая теория эмоций, выдвинутая одновременно и независимо друг от друга В. Джеймсом (1884) и датским анатомом Г. Ланге (1885).

Восприятие возбуждающего факта (печальное известие, опасность и т.п.) непосредственно, рефлекторным путем вызывает телесные изменения (кровообращения, дыхания, мимики), а наше чувствование (ощущение) этих изменений есть эмоция. Вместо выдвигавшейся обычно последовательности: причина (стимул) — чувствование — внешнее выражение, эта теория указывает иную последовательность: причина (стимул) — телесное изменение — чувствование; то, что принимается за причину (чувствование), оказывается само следствием (результат телесных изменений). «Мы огорчены, потому что плачем; разгневаны, потому что наносим удары; испуганы, потому что дрожим» (Джеймс). Ланге особенно выдвигал роль сосудодвигательной системы в возникновении эмоций и приписывал ей первостепенное значение, без нее мы не знали бы «ни радости, ни гнева, ни забот, ни страха».

Сформулированная как закон Джеймса-Ланге, эта теория говорит о возможности управления внутренними чувствами и эмоциями: совершая действия, характерные для того или иного внутреннего чувства, мы обычно начинаем вызывать и само чувство.

Критика Д.—Л. т. э. физиологами (Ч.С. Шеррингтон, У. Кеннон и др.) основана на данных, полученных в экспериментах с животными. Главные из них свидетельствуют о том, что одни и те же периферические изменения происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных. Л.С. Выготский подверг эту теорию критике за противопоставление «низших», элементарных эмоций, как обусловленных сдвигами в организме, «высшим», истинно человеческим переживаниям (эстетическим, интеллектуальным, нравственным и др.), будто бы не имеющим никаких материальных оснований.

Подробнее

Джеймс был наделен необычайным даром самонаблюдения и удивительно точного описания его данных. Наблюдая за эмоциональными переживаниями, он обратил внимание на одно важное обстоятельство, основываясь на котором он сделал выводы, характерные для психологической мысли того времени, но совершенно непонятные и удивительные с точки зрения обычных, устоявшихся веками психологических представлений.

Джеймс обратил внимание на то, что, пытаясь описать какую-либо эмоцию, например эмоцию страха, не принимая во внимание и изымая из описания телесные процессы — сердцебиение, бледность, специфические изменения мышечной системы и пр., обычно сопутствующие переживанию страха, оказывается, что, собственно говоря, описывать нечего. Страх представлен в сознании в виде процессов, происходящих в организме испуганного человека: в сознании не подтверждается наличие чего-либо такого, что позволило бы отличить страх, как специфическое эмоциональное переживание, от этих процессов. То, что мы называет страхом, возникает примерно следующим образом: субъект воспринимает нечто опасное, скажем, встречается лицом к лицу со страшным зверем. Это восприятие тотчас же, рефлекторным путем, вызывает в организме изменения, которые принято считать проявлением страха — мышечное напряжение, сердцебиение, стоящие дыбом волосы… Эти телесные изменения, превращаясь во внутреннее раздражение, вызывают внутренние ощущения. Но они переживаются не в виде отдельных ощущений, а вместе, в комплексе; именно это переживание и называется страхом. Стало быть, страх — это комплекс внутренних ощущений, возникающих на почве исходящего из телесных изменений раздражения. Не будь этого раздражения, не появились бы соответствующие внутренние ощущения и, следовательно, не возник их комплекс, то есть страх. Таким образом, страх появился потому, что у субъекта участилось сердцебиение, волосы встали дыбом, он приготовился убежать.

Согласно Джеймсу, сказанное о страхе можно распространить на все остальные эмоции; исходя из этого, понятно, что имел в виду Джеймс, столь парадоксально формулируя свою теорию: Мы огорчены потому, что плачем, разгневаны потому, что наносим удар, испуганы потому, что дрожим, а не наоборот — мы плачем, наносим удар и дрожим потому, что огорчены, разгневаны или испуганы.

Следовательно, по мнению Джеймса, эмоция представляет собой отражение телесных процессов в сознании; эмоция — всего лишь комплекс внутренних ощущений и не более.

Принципиально так же рассуждает и Ланге. Он тоже убежден в том, что основу эмоций составляют чисто периферические соматические процессы, что эмоции, в сущности, следует считать психическим отражением этих процессов. Однако, по его мнению, в этом случае решающую роль выполняет расстройство иннервации кровеносных сосудов. Из-за аномального расширения или сужения кровеносных сосудов объем кровотока в тех или иных органах нашего тела ненормально увеличивается или уменьшается, и это следует считать первичной причиной так называемых эмоциональных переживаний. Возьмем, например, грусть: Устраните усталость и вялость мускулов, пусть кровь прильет к коже и мозгу, и вы увидите, что появится легкость в членах, а от грусти ничего не останется, — говорил Ланге.

Таким образом, согласно взглядам как Джеймса, так и Ланге, эмоция строится на основе чисто периферических телесных процессов, она по сути представляет собой определенный комплекс ощущений, поэтому нет никакой необходимости наряду с познавательными психическими процессами допускать существование принципиально отличных от них эмоциональных процессов.

В пользу теории Джеймса приводятся следующие соображения:

1. При отсутствии чувствительности внутренних органов — так называемой висцеральной анестезии человек становится эмоционально совершенно индифферентным. Помимо этого, обычный опыт также свидетельствует о влиянии задержки телесных проявлений эмоциональных переживаний на саму эмоцию — обычно в сторону ее ослабления.

2. Воздействие алкоголя или опиума улучшает настроение, а брома — ухудшает. Следовательно, в данном случае эмоциональное переживание возникает исключительно на основе телесных процессов.

3. Болезням вазомоторной системы обычно сопутствуют эмоциональные переживания без какой-либо иной причины: неврастеник переживает совершенно обычный страх, не имея на то абсолютно никаких оснований.

Но все эти аргументы опровергают данные, полученные в ходе экспериментальных исследований последних лет — прежде всего известными физиологами Шеррингтоном и Кенноном.

Шеррингтон перерезал собаке спинной мозг в шейной области и нерв вагус, почти полностью исключив возможность возникновения каких-либо внутренних ощущений. Следовательно, коль скоро теория правомерна, у такого животного не должны возникать какие-либо эмоциональные состояния. Но, как оказалось, животное на соответствующие условия отвечало привычными эмоциональными реакциями: на угрожающую ситуацию — страхом, а на приятную — удовольствием.

На основании этого Шеррингтон пришел к выводу, что эмоциональное переживание возникает без органических ощущений, постольку сущность эмоций никоим образом не может быть сведена к висцеральным процессам.

Аналогичный вывод был сделан и Кенноном. Оперативным путем он полностью вырезал у кошки часть нервной системы, ответственной за висцеральные реакции, сопутствующие эмоции страха или гнева, исключив тем самым возможность возникновения органических ощущений. Затем он поместил подопытное животное в ситуацию страха (показал собаку). Выяснилось, что в этих условиях кошка реагирует точно так же, как до операции — выявляет выраженную реакцию страха, то есть теория Джеймса—Ланге еще раз была опровергнута.

www.psychologos.ru

Теория эмоций Джеймса Ланге: история, критика и примеры

В конце XIX века была сформулирована теория, авторы которой не были знакомы друг с другом, но одновременно пришли к одному заключению. Это были Вильям Джеймс и Карл Ланге. Их теория описывала эмоции и соответствующие проявления в человеке. О чем говорят ученые? Как можно применить знания, описанные в этой теории?

Происхождение

Вильям Джеймс – американец. Он занимался философией и психологией.

Карл Ланге – датский анатом и медик. Два ученых независимо друг от друга, в одно и то же время, пришли к одинаковым выводам в сфере эмоций человека.

В итоге была сформирована теория эмоций Джеймса Ланге, завоевавшая умы многих последователей. В 1884 году журнал Mind опубликовал статью Джеймса с названием «Что такое эмоция?», где автор показывает, что, отсекая от эмоции ее внешние проявления, от нее ничего не остается. Стоит отметить, что эта гипотеза была достаточно неожиданной и парадоксальной для этой сферы научных знаний. Вильям Джеймс предположил, что те признаки, которые мы наблюдаем и относим к следствиям от эмоции, являются ее причиной.

Наш организм реагирует на изменение окружающей среды, ее условий и, как следствие, в нем безотчетно возникают рефлекторные физиологические реакции.

К ним относится повышение секреции желез, сокращение определенных групп мышц и подобные проявления. Об этих всех изменениях в организм поступает сигнал. Он направлен непосредственно в ЦНС (центральную нервную систему). Как следствие, рождаются эмоциональные переживания. А значит, как говорит нам теория эмоций Джеймса Ланге, человек плачет не от печали, а наоборот, он впадает в грусть, как только заплачет или всего нахмурится.

Применение знаний

Если человек желает, чтобы у него были приятные переживания, ему необходимо вести себя так, будто это уже состоялось. Если случается плохое настроение – значит нужно начать улыбаться! Необходимо приучить себя улыбаться. Только таким образом человек начнет себя чувствовать жизнерадостной личностью.

Смысл, который вкладывает теория эмоций Джеймса Ланге в такие действия, заключается в том, что своими внешними выражениями (улыбкой, хмуростью) человек формирует свое окружение. Только уже после этого само окружение оказывает определенное влияние на человека.

Нетрудно заметить, что люди бессознательно сторонятся нахмуренных лиц. И это понятно. У каждого человека достаточно своих проблем. Ему не очень хочется сталкиваться с чужими. Если же у кого-то мы видим улыбку на лице, которое выражает оптимизм, то он нас располагает и вызывает отклик в душе.

Какие сильные стороны показала теория эмоций Джеймса Ланге из экспериментов?

Люди, которые участвовали в испытательном процессе, должны были оценить предложенные карикатуры и анекдоты. Во рту они держали карандаш. Смысл был в том, что одни держали его зубами, а другие губами. Те, у кого карандаш был в зубах, невольно изображали улыбку, а другие наоборот – хмурость и напряженность. Так вот, те, у кого была улыбка, сочли предложенные карикатуры и анекдоты более смешными, чем вторая группа.

Выходит, что периферическая теория эмоций Джеймса Ланге имеет под собой почву. Она говорит нам о том, что эмоциональные состояния – это вторичное явление. Оно проявляется, как осознание приходящих в мозг сигналов, которые производит изменение во внутренних органах, мышцах и сосудах. В свою очередь эти изменения возникают в момент реализации поведенческого акта, как последствия эмоциогенного раздражителя.

Подтверждение

Вера Биркенбил, немецкий психолог, предлагала людям, принимавшим участие в экспериментах, при наступлении огорчения или озабоченности, на некоторое время уединяться и попытаться придать радостное выражение своему лицу. Для этого можно было приложить усилие и заставить уголки губ приподняться, а затем удержать их в этом положении от 10 до 20 секунд. Психолог утверждает, что не было случая, чтобы эта натянутая улыбка не переросла в настоящую.

Таким образом, практическое применение периферической теории эмоций Джеймса Ланге показывает, что кинестетические ключи, запускающие эмоции, действуют.

Какие слабые стороны у теории?

Спектр реакций тела у человека более скудный, чем набор эмоциональных переживаний. Одна органическая реакция способна сочетаться с очень различными чувствами. Известно, что при выбросе гормона адреналина в кровь, человек возбуждается. Однако это возбуждение способно получить разную эмоциональную окраску. Оно зависит от внешних обстоятельств.

Но, в соответствии с теорией эмоций Джеймса Ланге, это не совсем правильно, когда эмоциональное состояние зависит от внешних обстоятельств. Значит теория имеет все-таки и слабые стороны.

Участникам одного эксперимента, помимо их ведома, повышали искусственным путем, адреналин в крови. В этом испытании людей разделили на две группы: первая находилась в непринужденной веселой обстановке, а вторая – в тревожной и угнетающей атмосфере. В итоге, их эмоциональное состояние проявлялось по-разному: радость и гнев соответственно.

Получается, что теория эмоций Джеймса Ланге, кратко говоря, показывает, что человек начинает бояться, потому что дрожит. Однако известно, что дрожь в теле возникает и от гнева, сексуального возбуждения и некоторых других факторов. Или возьмем, к примеру, слезы – это символ печали, злости, горя и, одновременно, радости.

Традиции стран

Часто эмоциональные проявления определяются нормами культуры. Если взять к рассмотрению такую страну, как Япония, то можно увидеть, что проявление боли, печали в присутствии лиц более высокого положения – это проявление непочтительности. В связи с этим, японец при вынесении ему выговора вышестоящим лицом, должен слушать его с улыбкой. В славянских странах, такое поведение подчиненного сочтется за дерзость.

В Китае тоже не принято беспокоить своим горем вышестоящих, почетных лиц. Там издавна принято сообщать старшему по возрасту и положению человеку о своей беде с улыбкой, чтобы преуменьшить значение горя. А вот жители Андаманских островов, согласно своим традициям, плачут после долгой разлуки, когда состоится встреча. Так же они реагируют и на примирение после ссор.

Критика

Получается, что периферическая теория эмоций Джеймса Ланге, кратко говоря, не совсем работает. Хотя, безусловно, психологи применяют ее в своей практике. Результат, как правило, чаще всего положительный. Однако им всегда приходится учитывать происхождение человека, культурное наследие и его место обитания.

Эта теория показывает возможность управления эмоциями и внутренними чувствами. Человек действительно способен при определенном настрое совершать действия, характерные для того или иного внутреннего чувства. Таким способом он вызывает и сами чувства.

Эту теорию критиковали физиологи: Шеррингтон Ч. С., Кеннон У. и другие. Они основывались на данные, полученные в экспериментах с животными, которые свидетельствовали, что одни и те же периферические изменения, происходят при разных эмоциях и состояниях, не связанных с эмоциями. Выготский Л. С. тоже подверг эту теорию критике из-за противопоставления элементарных (низших) эмоций истинным переживаниям человека (высшим, эстетическим, интеллектуальным, нравственным).

fb.ru

Периферическая теория эмоций Джеймса- Ланге — КиберПедия

Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В.Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: » Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций , стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций , обозначив связь между тремя событиями : внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений ,возникающих в результате периферических реакций.

Согласно Джеймсу, сказанное о страхе можно распространить на все остальные эмоции; исходя из этого, понятно, что имел в виду Джеймс, столь парадоксально формулируя свою теорию: «Мы огорчены потому, что плачем, разгневаны потому, что наносим удар, испуганы потому, что дрожим, а не наоборот — мы плачем, наносим удар и дрожим потому, что огорчены, разгневаны или испуганы».

Следовательно, по мнению Джеймса, эмоция представляет собой отражение телесных процессов в сознании; эмоция — всего лишь комплекс внутренних ощущений и не более.

Принципиально так же рассуждает и Ланге. Он тоже убежден в том, что основу эмоций составляют чисто периферические соматические процессы, что эмоции, в сущности, следует считать психическим отражением этих процессов. Однако, по его мнению, в этом случае решающую роль выполняет расстройство иннервации кровеносных сосудов. Из-за аномального расширения или сужения кровеносных сосудов объем кровотока в тех или иных органах нашего тела ненормально увеличивается или уменьшается, и это следует считать первичной причиной так называемых эмоциональных переживаний. Возьмем, например, грусть: «Устраните усталость и вялость мускулов, пусть кровь прильет к коже и мозгу, и вы увидите, что появится легкость в членах, а от грусти ничего не останется», — говорил Ланге.



Таким образом, согласно взглядам как Джеймса, так и Ланге, эмоция строится на основе чисто периферических телесных процессов, она по сути представляет собой определенный комплекс ощущений, поэтому нет никакой необходимости наряду с познавательными психическими процессами допускать существование принципиально отличных от них эмоциональных процессов.

В пользу теории Джеймса приводятся следующие соображения:

1. При отсутствии чувствительности внутренних органов — так называемой висцеральной анестезии человек становится эмоционально совершенно индифферентным. Помимо этого, обычный опыт также свидетельствует о влиянии задержки телесных проявлений эмоциональных переживаний на саму эмоцию — обычно в сторону ее ослабления.

2. Воздействие алкоголя или опиума улучшает настроение, а брома — ухудшает. Следовательно, в данном случае эмоциональное переживание возникает исключительно на основе телесных процессов.

3. Болезням вазомоторной системы обычно сопутствуют эмоциональные переживания без какой-либо иной причины: неврастеник переживает совершенно обычный страх, не имея на то абсолютно никаких оснований. [14]

 

Джеймс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джеймса Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем как их следствие возникает сама эмоция.



Эта законченная с теоретической стороны и достаточно разработанная теория подкупала двумя моментами: с одной стороны, она действительно давала видимое естественнонаучное, биологическое обоснование эмоциональным реакциям, а с другой она не имела недостатков тех теорий, которые никак не могли объяснить, почему никому не нужные эмоции, остатки животного существования, продолжают еще жить и оказываются с точки зрения ретроспектального опыта такими важными, такими значительными переживаниями, наиболее близко стоящими к ядру личности.

Вначале теория Джеймса Ланге встретила упреки в «материалистичности», в том, что Джеймс и Ланге хотят свести чувства человека к отражению в его сознании органических процессов, происходящих в его теле. В ответ на эти упреки Джеймс объявил, что органическое происхождение имеют только низшие эмоции, унаследованные человеком от животных предков. Это может относится к таким группам эмоций, как страх, гнев, отчаяние, ярость, но, конечно, неприложимо к таким «субтильным», по его выражению, эмоциям, как религиозное чувство, чувство любви мужчины к женщине, эстетическое переживание и т.д. Таким образом, Джеймс резко различал области низших и высших эмоций.

Эти теории заложили камень для построения целого ряда метафизических теорий в учении об эмоциях. В этом отношении теория Джеймса и Ланге была шагом назад по сравнению с работами Дарвина и тем направлением, которое непосредственно от него развилось. [3]

2.4 Альтернатива к теории Джеймса и Ланге

Экспериментальные атаки на теорию Джеймса Ланге велись в двух направлениях: со стороны физиологических лабораторий и со стороны психологических лабораторий. Физиологические лаборатории сыграли по отношению к теории Джеймса и Ланге предательскую роль, а точнее ее сыграла книга У. Кеннона.

Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джеймс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.

Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джеймса Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. На рис. 2 основные положения обсуждаемых теорий придставленны для сравнения.

Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх. [9]

cyberpedia.su

Глава IV. Эмоции.

Цель занятия: Определение и общая характеристика эмоций. Изучение основных свойств и функции эмоций.

Студент должен знать:

1Определение понятия «эмоция»

2 Классификации эмоций

3 Функции эмоций

4 Проявления эмоциональных свойств

Студент должен уметь:

1. Классифицировать эмоциональные состояния.

2. Владеть способами снижения эмоциональной напряженности.

3. Классифицировать индивидуально-психологические особенности

проявлений эмоций и чувств.

Темы проектов, рефератов:

1.Эмоции и их роль в жизни человека.

2. Изучение эмоциональных отношений больных к своему заболеванию.

3. Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.

4. Патология эмоциональной сферы.

5. Развитие эмоций в онтогенезе.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

  1. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. М.: ГЭОТАР – Медия, 2010

  2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. Учебн. для вузов. М.-2008г.

  3. Психология. (Лекции для студентов медицинских вузов), Творогова Н. Д.- Москва ГОУ ВУНМЦ РФ, 2002 г.

Дополнительная литература:

  1. Анохин П.К. Эмоции// Психология эмоций: хрестоматия по психологии /В.К. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2004

  2. Основы общей психологии. Рубинштейн С. Л.- СПб., 1998 г.

  3. Основы психологии. Практикум, Столяренко Л. Д.- Ростов –на-Дону, 2006 г.

  4. Джеймс У. Научные основы психологии.. – Мн.: Харвест, 2003.

  5. Андерсон Дж. Когнитивная психология. – СПБ.: Питер, 2002.

  6. Психология в медицине, Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А.- М.: Кафедра –М, 1998 г.

  7. Вилюнас В.К. Психология эмоций.- СПб.: Питер, 2004 г.

  8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001.

Исходный уровень контроля знаний:

1. Что изучает наука психология?

2.Что является предметом и объектом психологии?

3.Основные формы психических явлений.

4 .Какие вы знаете психические процессы и состояния личности?

5 .Назовите, какие вы знаете органы чувств?

Основные вопросы темы:

1 Характеристика эмоций

2 Основные теории эмоций.

3 Функции эмоций.

4 Основные компоненты эмоций

5 Классификация эмоций

6 Эмоциональные феномены

7 Снятие эмоционального напряжения

Итоговый контроль уровня знаний:

  1. Дайте основную характеристику эмоций.

  2. Какие вы знаете основные теории эмоций.

  3. Чем обусловлено возникновение эмоций в периферической теории Джеймса-Ланге?

  4. В чем заключается различия в теориях эмоций Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда?

  5. Какие вы знаете функции эмоций?

  6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?

  7. Перечислите основные компоненты эмоций.

  8. Что относится к внутренним проявлениям эмоций.

  9. Авторы классификаций эмоций.

  10. О каких трех основных переменных идет речь в классификации, разработанной Симоновым?

  11. В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции?

  12. Виды чувств?

  13. Какие проявления эмоциональных свойств вам знакомы?

  14. Дайте определение понятию «эмпатия»? Какова ее роль в деятельности медицинского работника?

  15. Какие способы снятия эмоционального напряжения вам знакомы?

Содержательная часть.

Эмоции

Эмоции и чувства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки.

Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье — грусть, радость — печаль; счастье — горе и т. д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции: стенические — характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев), астенические — сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций — неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное — неприятное), в мышлении — как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.

Основные теории эмоций

Периферическая теория эмоций Джеймса- Ланге

Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В.Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: » Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций , стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций , обозначив связь между тремя событиями : внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений ,возникающих в результате периферических реакций.

Таламическая теория эмоций Кенона- Барда

Одна из первых центральных эмоций — таламическая теория эмоций была создана в 1929 году . Физиолог У.Кенон пришел к выводу, что в теории Джеймса — Ланге ошибочно само исходное положение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Его исследования показали, что одни и те же физиологические реакции могут сопровождать разные по модальности эмоции. У Кенон пришел в выводу о том, что телесные изменения при эмоциях биологически целесообразны и являются средством до достижения цели — они готовят организм к борьбе или бегству. Согласно таламической теории (сигналы активизации вегетативных функций возникают в одном и то же центре мозга — таламусе) психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно. Согласно этой теории центральной структурой эмоционального процесса является таламус, а сам процесс относится к разделу безусловных рефлексов. Таким образом таламус рассматривается как резервуар эмоционального напряжения который при известных условиях разряжается мощными импульсами направляющимися преимущественно к коре и вызывающими эмоции злобы ,страха и т.д.

Лимбическая теория эмоций.

Наиболее существенный теоретический вклад в создание лимбической теории принадлежит Пейпецу (1937г). В соответствии с его взглядами структурно ифункционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, поясная извилина, и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют эмоциональные процессы.

Биологическая теория эмоции П.К.Анохина.

Рассматривая проблему эмоций с биологической точки зрения, П.К.Анохин подчеркивает, что эмоции охватывают весь организм и придают состоянию человека определенное биологическое качество. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто предшествуя определению локализации воздействия и конкретному механизму ответной реакции организма. Именно благодаря эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия, и руководствуясь самым древним и универсальным критерием всего живого — стремлением выжить; это и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма.

Функции эмоций.

Чтобы понять роль эмоций психической организации человека нужно рассмотреть ее главные функции и связь с другими психическими процессами. Вопрос о функциях является ключевым и пронизывающим всю психологию эмоций.

1. Экспрессивная — мы лучше понимаем друг друга, можем не пользуясь речью судить о состояниях друг друга.

2. Отражательно-оценочная. Эмоция есть деятельность, оценивающая поступающую в мозг информацию о внешнем и внутреннем мире, которую ощущение и восприятие кодируют в форме его субъективных образов. Эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой — либо актуальной потребности (его качества и величины) и вероятности (возможности) его удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического ранее приобретенного опыта.

3. Побуждающая — полное отстранение эмоций от функций побуждения в значительной мере обессмысливает и производимую ими функцию оценки .

4. Следообразование — она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся — неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция проявляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний. Но сам по себе след не имел бы смысла, если не было бы возможности использовать его в будущем, происходит фиксация следа в памяти.

5. Предвосхищающая эвристическая — подчеркивает значительную роль в актуализации закрепленного опыта, поскольку актуализация следов опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном их исходе.

6. Синтезирующая — мы воспринимаем не набор пятен или звуков а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело, потому что эмоциональный тон ощущений ,воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом , сливается по определенным законам. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения разнообразных действующих раздражений.

7. Организующая (дезорганизационная). Эмоции, прежде всего, организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что естественно может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций.

8. Компенсаторная (замещающая). Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов, дальнейшее извлечение этих сигналов из памяти. Примером компенсаторной функции может служить подражательное поведение столь характерное для эмоционально возбужденной популяции.

9. Переключающая. Эта функция обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности. Оценка вероятности удовлетворения потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на не осознаваемом уровне. Ярким примером неосознаваемого прогнозирования служит интуиция.

10. Функция (аварийного) разрешения ситуаций — возникает в экстренной, критической ситуации, когда уровень адреналина в крови, повышается. Например, чувство страха.

11. Функция активации и мобилизации организма. Эмоции, которые обеспечивают успешное какой-нибудь задачи, приводят организм в возбужденное состояние. Иногда слабая тревога играет роль мобилизирующего фактора, проявляясь беспокойством за исход дела, она усиливает чувства ответственности.

Взаимодействие всех функций необходимо , так как отсутствие какой-либо влияет на развитие личности. В комплексе они взаимосвязаны и отражают эмоции.

Эмоции выполняют функции такой обработки первичной информации о мире , в результате которой мы оказываемся способными формировать свое мнение о нем : эмоциям принадлежит роль в определении ценности предметов и явлений.

studfile.net

Теория эмоций Джеймса — Ланге — Википедия

Теория эмоций Джеймса — Ланге — гипотеза о происхождении и природе эмоций. Теория основывается на том, что эмоции являются следствием осознания человеком рефлекторных физиологических изменений в организме.[1] Вместо того, чтобы чувствовать эмоции и последующее физиологические (телесные) реакции, теория предполагает, что физиологические изменения являются первичными, а эмоции проявляются тогда, когда мозг реагирует на информацию, полученную через нервную систему организма. То есть, согласно этой теории, эмоциональное переживание — это совокупность ощущений, которые произошли вследствие физиологических изменений. Является одной из самых ранних теорий эмоций, которые рассматривает современная психология. Её разработали независимо друг от друга двое учёных в 1880—1890 годах, Уильям Джеймс и Карл Ланге.

Теория была подвергнута критике и модифицирована в течение времени. Современные теоретики построили на ней свои идеи, предположив, что опыт эмоций модулируется в качестве физиологической обратной связи и другой информации, а не состоит исключительно из телесных изменений, как это было предположено Джеймсом.

История

В 1884 году журнал Mind опубликовал статью Уильяма Джеймса «Что такое эмоция». В статье он говорит: «Обыкновенно принято думать, что в грубых формах психическое впечатление, воспринятое от данного объекта, вызывает в нас душевное состояние, называемое эмоцией, а последняя влечёт за собой известное телесное проявление. Согласно моей теории, наоборот, телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознание нами этого возбуждения в то время как оно совершается и есть эмоция».[2] Сравнивая эмоции и инстинкты, он пришёл к выводу, что эмоции — это стремление организма чувствовать, а инстинкты — это побуждение к действию при наличии раздражающего фактора.

Врач Карл Ланге разработал аналогичную идею независимо от Уильяма Джеймса в 1885 году.[3] Обе теории определяют, что эмоции являются следствием физиологических изменений, вызванных раздражителем, но сосредоточены на различных аспектах эмоций. Хотя Джеймс действительно говорил о физиологии, связанной с эмоциями, он был больше сосредоточен на осознании эмоций и их переживаниях. Например, человек грустит, потому что плачет, испытывает гнев, потому что дрожит, а не наоборот. Карл Ланге переосмыслил теорию Джеймса. Он связывает эмоции с сосудисто-двигательной системой: состоянием иннервации и просветом сосудов и трактует их как субъективные образования, возникающие в результате нервного возбуждения. Тем не менее, оба согласились, что если исключить физиологические ощущения, то не будет никакого эмоционального опыта.

Согласно этой теории, у человека есть возможность управлять своими внутренними чувствами и эмоциями. Совершая физические действия, характерные той или иной эмоции, человек начнёт это ощущать и чувствовать.

Видео по теме

Критика

Ранняя критика

С момента создания теории ученые нашли доказательства того, что не все аспекты этой теории релевантны и истинны[4]. Эта теория была оспорена в 1920-х годах психологами по имени Уолтер Кеннон и Филипп Бард, которые разработали альтернативную теорию эмоций, известную как теория Кеннона — Барда, в которой физиологические изменения следуют в результате чувств и эмоций. Уолтер Кэннон отметил, что эмоциональные изменения в организме человека происходят не после физических реакций, а до них.[5] Кеннон также подчеркивал, что висцеральные реакции возникают как при ощущении множества различных эмоций, так и в отсутствие их. Например, одни и те же висцеральные реакции, такие как увеличение частоты сердечных сокращений, потливость, расширение зрачков, а также выброса адреналина могут быть связаны с чувством страха или гнева. Тем не менее, они также связаны с такими состояниями, как лихорадка, чувство холода, и затруднение дыхания. Кеннон утверждал, что висцеральные реакции являются медленными и недостаточно чувствительными, чтобы вызвать эмоциональную реакцию, то есть происходит большая задержка между стимуляцией внутренностей и физиологической реакцией.

Современная критика

Лиза Фельдман Барретт указывает на то, что при тестировании этой теории электрической стимуляцией, нет ответа и взаимнооднозначного соответствия между поведением и категорией эмоций. «Стимулирование одного и того же участка в результате даёт различные психические реакции в зависимости от предшествующего состояния человека, а также непосредственного контекста».[6] Она приходит к выводу, что происходит большая реакция, когда человек чувствует эмоции, чем просто физиологически имитирует их: должна произойти некоторая обработка между физиологической реакцией и восприятием эмоций.

Барретт также говорит, что испытание эмоций носит субъективный характер. Нет никакого способа для того, чтобы распознать, чувствует человек грусть, гнев или нечто иное, не полагаясь на восприятие эмоций. Кроме того, люди не всегда проявляют эмоции, используя одни и те же модели поведения. Она говорит, что эмоции являются более сложным явлением, чем просто физические ощущения.

Примечания

  1. ↑ Cannon, Walter (December 1927). «The James-Lange Theory of Emotions: A Critical Examination and an Alternative Theory». The American Journal of Psychology. 39: 106—124.
  2. ↑ У.Джеймс «Что такое эмоция»
  3. ↑ Dalgleish, T. (2004). «The emotional brain» (PDF). Nature Reviews Neuroscience. 5 (7): 583—589.
  4. ↑ Cannon, Walter (December 1927). «The James-Lange Theory of Emotions: A Critical Examination and an Alternative Theory». The American Journal of Psychology. 39: 106—124
  5. ↑ Dalgleish, T. (2004). «The emotional brain» (PDF). Nature Reviews Neuroscience. 5 (7): 583—589.
  6. ↑ Feldman Barrett, Lisa (2012). «Emotions are Real». American Psychological Association.

Литература

  • Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов
  • Клейнман Пол. Психология. Люди, концепции, эксперименты.
  • Dalgleish, T. (2004). «The emotional brain» (PDF). Nature Reviews Neuroscience. 5 (7): 583—589.
  • У.Джеймс «Что такое эмоция»
  • В. В. Мироненко, под редакцией профессора А. В. Петровского. Хрестоматия по психологии. Москва «Просвещение» 1987

wiki2.red

Периферическая теория Джеймса – Ланге.

Джеймс и Ланге выдвинули независимо друг от друга свою теорию. Джеймс утверждал: «телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта. Наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, и является эмоцией». Т.е. возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями, изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сердечной деятельности, секреторной и сосудистой. Объект воздействует на орган чувств и воспринимается соответствующим корковым центром, в результате возникает идея этого объекта. Нервные импульсы, мгновенно распространяясь по соответствующим каналам, меняют состояние мышц, кожи, сосудов. Эти изменения превращают объект из воспринимаемого в эмоционально переживаемый. «Мы печальны, потому что плачем, боимся, потому что дрожим» (Джеймс). Джеймс связывал эмоции с широким кругом периферических изменений.  Ланге же – только с сосудодвигательной системой (состоянием инервации и просветом сосудов). Таким образом, периферия изменения, которая раньше рассматривалась как следствие эмоций, объявлялась их причиной. Здесь  проблема произвольной регуляции эмоций трактовалась упрощенно: нежелательные эмоции можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для положительных эмоций.

Близкой к теории Джеймса-Ланге является теория эмоций Р. Плутчика. Плутчик (Plutchic, 1962) рассмотривал эмоции как приспособительные средства, которые играли важную  роль в выживании индивидов на всех эволюционных уровнях. Основные прототипы адаптивного поведения и эмоции, отнесенные к ним, представлены в табл. 1.

Эмоция по Р. Плутчику  — это комплексный ответ, соответствующий одному из адаптивных биологических процессов, общих для всех живых организмов. Он рассматривает первичную эмоцию как преходящую и обычно запускаемую внешним стимулом. Существуют физиологические и поведенческие выразительные комплексы деятельности, связанные с каждой эмоцией и с каждой комбинацией эмоций (или вторичной эмоцией). Комплексы для каждой из первичных эмоций на физиологическом и поведенческом уровне определяются как конструкты, истинная природа которых может быть выведена лишь приблизительно. Интересно отметить, что теоретические взгляды Плутчика близки к взглядам Венгера (1950), который, подобно Ланге, придавал большее значение состоянию организма, чем восприятию изменений в организме и последовательности чувств в сознаниии, как это делал Джеймс.

Плутчик утверждает, что его теория эмоций может быть использована при изучении личности в психотерапии. Он предположил, что личностные черты могут рассматриваться как вторичные эмоции, представляющие две или несколько первичных. Плутчик указывал, что восемь первичных эмоций дают 28 парных комбинаций и 56 тройных комбинаций, т. е. всего 84 различные эмоции одного уровня интенсивности. Предположив существование хотя бы четырех различимых уровней интенсивности, мы увеличим это число эмоций до 336. Плутчик думает, что понимание способа смешения эмоций помогает анализу многих важных эмоциональных феноменов. Например, он предлагает следующие формулы: гордость = гнев + радость; любовь = радость + принятие;   любопытство = удивление + принятие;   скромность = страх + принятие; ненависть=гнев+удивление; вина= страх + радость или удовольствие; сентиментальность = принятие + горе. Социальные регуляторы (феномены суперэго) могут быть поняты в системе Плутчика как сочетание страха и других эмоций, а тревожность — как сочетание страха и ожидания.

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *