Определение теории: ТЕОРИЯ — Новая философская энциклопедия

теория — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

те-о́-ри·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -теориj-; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [tʲɪˈorʲɪɪ̯ə]  мн. ч. [tʲɪˈorʲɪɪ]

Семантические свойства

Значение
  1. систематизация знания; схема, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления ◆ Теория должна опираться на практику.
  2. совокупность обобщённых положений, являющаяся основанием какой-либо науки или её раздела ◆ Теория относительности.
  3. перен. взгляд, мнение, предположение о причинах или возможных последствиях чего-либо, выработанные на основе наблюдений ◆ Относительно его странного поведения на корпоративе есть у меня одна теория.
Синонимы
  1. предположения, спекуляции, суждение
Антонимы
  1. аксиома, доказательство, практика
Гиперонимы
Гипонимы
  1. метатеория

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

От др.-греч. θεωρία «смотрение, наблюдение; исследование; наука», далее из θεωρέω «смотрю на что-л., вижу, принимаю во внимание, всматриваюсь» из ?? + ?? др.-греч. θέα «вид, зрелище» + др.-греч. ὁράω «смотрю, вижу». Русск. теория — в Уст. морск. 1720 г.; заимств. через польск. teorja или непосредственно из лат. (стар. фео́рия — прямо из греч. ) Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Морфологические и синтаксические свойства

теория

Существительное.

Корень: .

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. теория ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

От ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Библиография

Морфологические и синтаксические свойства

теория

Существительное.

Корень: .

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. теория ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

От ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Библиография

Морфологические и синтаксические свойства

теория

Существительное.

Корень: .

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. теория ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

От ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Библиография

Морфологические и синтаксические свойства

теория

Существительное.

Корень: .

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. теория ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

От ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Библиография

Морфологические и синтаксические свойства

теория

Существительное.

Корень: .

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. теория ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

От ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Библиография

Морфологические и синтаксические свойства

теория

Существительное.

Корень: .

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. теория ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

От ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Библиография

Морфологические и синтаксические свойства

теория

Существительное.

Корень: .

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. теория ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

От ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Библиография

Теория — Гуманитарный портал

Понятие теории

Теория — это внутренне непротиворечивая система представлений, идей или принципов, в обобщённой форме раскрывающая существенные свойства и закономерные связи определённой области действительности (предметного поля объяснений и интерпретаций), на основе которых достигается её объяснение. В научно-ориентированных дискурсах теория рассматривается как высшая форма организации

научного знания, дающая целостное представление об определённой области действительности — объекта данной теории, а также объяснение и предсказание явлений этой области.

В науке (см. Наука) теория представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость её содержания из некоторой совокупности утверждений и понятий — исходного базиса теории. Научная теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой другие его формы — законы науки, классификации, типологии, понятия, первичные объяснительные схемы и другие — генетически могут предшествовать собственно теории, составляя базу её формирования; в то же время они нередко сосуществуют с теориями, взаимодействуя с ней в системе науки, или же входят в теорию в качестве её элементов. Научные теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с 

научным методом (см. Методы научного познания). В целом, современная наука представляет собой систему различных теорий.

В философии (см. Философия) и методологии науки (см. Методология науки) современный смысл термина «теория» как формы организации научного знания сложился достаточно поздно. Первоначальное значение греческого слова «теория» (θεωρία) подразумевало экстатическое, мистическое созерцание, что достаточно прозрачно свидетельствует о генетических связях формировавшегося в античной культуре концептуально-теоретического знания с дотеоретическими архаическими формами сознания. Уже пифагорейцы выдвинули идею об очищении души через чистое познание посредством созерцания. Это чистое созерцательное познание, ставшее идеалом для античной философии, вначале было весьма далеко от рационалистического стиля интеллектуальной традиции Нового времени. Такая страстная, эмоционально напряжённая работа души, проникнутая религиозно-экстатическим пафосом, была для мыслителей типа Пифагора не знанием ради знания, а, прежде всего, способом духовного совершенствования. Возрастание в процессе эволюции античной философии собственно познавательных мотивов, развитие культуры понятийного анализа и дискурса не приводило в античной культуре к логизации и рационализации теоретического сознания в стиле, характерном для Нового времени и последующего развития научного мышления. Античная «теория» всё время сохраняет свой исходный смысл мысленно-интуитивного «всматривания» в космос, восприятия идеальных сущностей «духовными очами». По мнению А. Ф. Лосева, у Платона «… термин «теория» представляет собой такое состояние сознания, которое имеет своим предметом организованную, оформленную действительность и которое аналитически-синтетически конструирует эту действительность на основе непосредственного видения или созерцания. Другими словами, в этом термине выражено типичное для Платона и для всей Античности взаимное слияние непосредственно данной и сознательно-сконструированной предметности»… (Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. — М., 1969. С. 462). Вместе с тем, в реальной практике формирующейся в Античности теоретической науки, в частности в «Началах» Евклида, была разработана та форма организации и систематизации научного знания, которая стала на много веков образцом дедуктивно-аксиоматического построения теории.

Теория в науке

Научное знание в принципе отличалось теоретичностью с самого начала своего возникновения, так как оно связано с размышлением о содержании используемых в науке понятий и о той исследовательской деятельности, которая приводит к формированию этих понятий. При этом, однако, формы и глубина теоретического мышления могут значительно варьировать, что находит своё историческое выражение в развитии структуры теоретического знания, в формировании различных способов его внутренней организации. Если теоретическое мышление вообще, размышление над смыслом используемых понятий необходимо сопутствует всякой науке, то теория в собственном, более строгом смысле, соответствующем её пониманию в современной методологии науки, появляется на достаточно высоких этапах развития науки.

В классической науке теория в идеале должна представлять собой непротиворечивую систему её законов и презентировать основной категориально-понятийный аппарат её описания (понимания, истолкования, интерпретации, объяснения и прогнозирования, при акцентуализации последних двух процедур). В научном контексте она подразумевает дедуктивно (в большинстве случаев) выстроенную систему организации знания, вводящую правила логического вывода более конкретного знания (следствий) из наиболее общих (в пределе — аксиоматических) для данной теории оснований-посылок. В идеале правильно построенная теория является открытой как в сторону исследования известных фактов, так и в сторону метатеоретических исследований, в которых она согласовывается с другими теориями, имеющими отношение к данной предметно-проблемной области (или к её фрагменту). В целом, теория должна максимально полно объяснять известные факты, подводя их под систему связей-законов, конституируемых как лежащие в их основе. В то же время эвристическая сила теории определяется её способностью предсказывать ещё неизвестные факты, расширяя сферу познанного. Таким образом, будучи построенной, теория одновременно выступает и в 

функции объяснения, и в функции предсказания, которые тесно связаны друг с другом.

Системная природа научно-теоретического знания проявляется в тех функциях, которые реализует теория в процессе научного познания. Среди основных функций теории выделяют следующие:

  1. Систематизирующая функция теории. Одна из наиболее важных тенденций научного познания — это стремление к достижению такого единства знания, при котором максимальное число фактов можно описать, исходя из минимального числа основных понятий и принципов данной теории. Возможность систематизации знания зависит от уровня развития соответствующей научной дисциплины, который обусловливается степенью её теоретической зрелости. Последняя определяется тем, насколько глубоко теория раскрывает сущность исследуемых явлений, внутренний механизм, который управляет лежащими в их основе процессами. Теоретическая систематизация, устанавливая связи между гипотезами и эмпирическими законами в рамках теории, способствует выявлению и уточнению границ их применимости. Благодаря этому ранее установленные законы обобщаются и модифицируются.
  2. Объяснительная функция теории. Объяснение — это включение знаний об объекте, подлежащем объяснению, в более широкий контекст знания. С точки зрения логики, объяснение — это умозаключение, то есть дедуктивный или недедуктивный метод суждения (фактуального, гипотетического, номологического) из принятых посылок. Эти посылки обозначают термином «эксплананс» (от латинского слова: explanans — объясняющий), а сам вывод — термином «экспланандум» (от латинского слова: explanandum — то, что подлежит объяснению). Всякое объяснение опирается на логический вывод, но не всякий вывод является объяснением. В зависимости от содержания и формы знания, заключающегося в экспланансе и экспланандуме, выделяют гипотетические, номологические и теоретические объяснения. В последнем в качестве эксплананса выступает теория или её концептуальное ядро — большая посылка, вспомогательные гипотезы и данные — меньшая посылка, а в качестве экспланандума — указанные суждения. Теоретические объяснения делят на феноменологические и нефеноменоло

ТЕОРИЯ — это… Что такое ТЕОРИЯ?

  • ТЕОРИЯ — (от греч. theoria рассмотрение, исследование) совокупность высказываний, замкнутых относительно логического следования. Такое предельно общее и наиболее абстрактное определение Т. дает логика. С логической т.зр. теорией можно назвать любое… …   Философская энциклопедия

  • Теория — (греч. θεωρία  рассмотрение, исследование) учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные… …   Википедия

  • ТЕОРИЯ — теории, ж. [греч. theoria исследование]. 1. Учение, являющееся отражением действительности, обобщением практики, человеческого опыта. …«Теория, если она является действительной теорией, дает практикам силу ориентировки, ясность перспективы,… …   Толковый словарь Ушакова

  • теория — и, ж. théorie f., нем. Theorie <н. лат. theoria <гр. 1. Обобщение фактов, опыта, знаний, произведенное по общему принципу, основывающееся на глубоком проникновении в сущность изучаемого явления, вскрывающее его закономерности. БАС 1. Я… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ТЕОРИЯ — (греч., от theorein смотреть, рассматривать). 1) умозрительная часть какой нибудь науки, противоположная практике. 2) совокупность знаний, дающих полное объяснение известного порядка вещей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Теория —  Теория  ♦ Théorie    Современное значение слова «теория» далеко ушло от своего греческого «прародителя» (Theoria). Для нас теория – не столько созерцание, сколько труд, не столько радость познания, сколько мыслительное усилие. Так что же такое… …   Философский словарь Спонвиля

  • ТЕОРИЯ — (1) система научных идей и принципов, обобщающих практический опыт, отражающих объективные природные закономерности и положения, которые образуют (см.) или раздел какой либо науки, а также совокупность правил в области какого либо знания млн.… …   Большая политехническая энциклопедия

  • теория — См …   Словарь синонимов

  • Теория — (гр. theoria бақылау, пайымдау, зерттеу) –белгілі бір құбылыс немесе шындықтың саласының елеулі заңдылықтары, қасиеттері және байланыстары туралы тұтас түсінік беретін ғылыми білімді ұйымдастырудың жоғары формасы.Классикалық ғылымда идеал бойынша …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • теория — научная это систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений; попытка целостного представления закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности, возникающая на базе широко подтверждаемых гипотез.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Теория «Z» — Теория Z Уильяма Оучи теория управления, основанная на «вовлеченности»; самая заметная, по своему воздействия на науку менеджмента, попытка объяснения японского экономического чуда. Когда к началу девяностых годов двадцатого века Япония обогнала… …   Википедия

  • Теория — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Тео́рия (греч. θεωρία «рассмотрение, исследование») — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел[уточнить]. Теория выступает как информационная модель синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы[1]. В теории одни суждения выводятся из других суждений на основе практических подтверждений и/или правил логического вывода. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом. Теории предшествует гипотеза, получившая воспроизводимое подтверждение. Теория или сочетающиеся между собой теории становятся учением (см. также доктрина).

    Способность прогнозировать — важное свойство теории, на основе которого выполняется её верификация.

    Функции теории

    Любые теории обладают целым рядом функций. Обозначим наиболее значимые функции теории:

    • теория обеспечивает использующего её концептуальными структурами;
    • в теории происходит разработка терминологии;
    • теория позволяет понимать, объяснять или прогнозировать различные проявления объекта теории.
    • теория предсказывает появление определенных факторов.

    Проверка теории

    Как правило, большинство исследователей считает, что стандартным методом проверки теорий является прямая экспериментальная проверка («эксперимент — критерий истины»). Однако часто теорию нельзя проверить прямым экспериментом (например, теорию о возникновении жизни на Земле), либо такая проверка слишком сложна или затратна (макроэкономические и социальные теории), и поэтому теории часто проверяются не прямым экспериментом, а по наличию предсказательной силы — то есть если из неё следуют неизвестные/незамеченные ранее события, и при пристальном наблюдении эти события обнаруживаются, то предсказательная сила присутствует.

    На самом деле взаимоотношение «теория — эксперимент» более сложное. Поскольку теория уже отражает объективные явления, ранее проверенные экспериментом, то нельзя делать подобные выводы. В то же время, поскольку теория строится на основе законов логики, то возможны заключения о явлениях, не установленные ранними экспериментами, которые и проверяются практикой. Однако, эти выводы необходимо уже называть гипотезой, объективность которой, то есть перевод этой гипотезы в ранг теории, и подтверждается экспериментом. В этом случае эксперимент не проверяет теорию, а уточняет или расширяет положения этой теории.

    Обобщая, прикладная цель науки — предсказывать будущее как в наблюдательном (аналитическом) смысле — описывать ход событий, на который мы не можем повлиять, так и в синтетическом — создание посредством технологии желаемого будущего. Образно говоря, существо теории в том, чтобы связывать воедино «косвенные улики», вынести вердикт прошлым событиям и указать, что будет происходить в будущем при соблюдении определённых условий.

    Развитие теории

    При появлении более общей, более точной теории старая теория становится частью или элементом этой общей теории. Например, классическая механика Ньютона является предельным приближением более общих теорий: квантовой и релятивистской механики, а геометрия Евклида вместе с гиперболической геометрией Лобачевского и эллиптической геометрией Римана являются частными случаями более общей Римановой геометрии.

    В математической логике есть чёткое определение теории (см. Дедуктивная теория, Теория Молнията).

    Теории могут носить как общефилософский, так и частный, применимый для определённой отрасли знания, характер. Примерами последних могут служить:

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Штофф В. А. Моделирование и философия. — М.Л.: Наука, 1966. — 311 с.
    • Мостепаненко В. М. Философия и методы научного познания. — Л.: Лениздат, 1972. — 263 с.

    Ссылки


    Теория что это? Значение слова Теория

    Значение слова Теория по Ефремовой:

    Теория — 1. Обобщение фактов, опыта, знаний, основывающееся на глубоком проникновении в сущность изучаемого явления, вскрывающее его закономерности.
    2. Учение о какой-л. области знаний, созданное на основе такого обобщения. // Научное предположение, гипотеза.
    3. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел науки.
    4. Общие, разрабатываемые в отвлеченном, логическом плане основы какой-л. науки. // Отвлеченные, не опирающиеся на реальную действительность рассуждения.
    5. Мнение, суждение, совокупность чьих-л. взглядов.

    Значение слова Теория по Ожегову:

    Теория — Учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления


    Теория Сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-нибудь


    Теория Совокупность обобщения положений, образующих науку или раздел какой-нибудь науки


    Теория Совокупность правил в области какого-нибудь мастерства

    Теория в Энциклопедическом словаре:

    Теория — (от греч. theoria — рассмотрение — исследование), система основныхидей в той или иной отрасли знания. форма научного знания, дающаяцелостное представление о закономерностях и существенных связяхдействительности.

    Значение слова Теория по Логическому словарю:

    Теория — (от греч. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследо­вание)  — наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существен­ных связях определенной области действительности. Примерами Т. являются классическая механика Ньютона, корпускулярная Т. све­та, волновая Т. света, Т. эволюции Ч.Дарвина, электромагнитная Т. Дж.К. Масквелла, специальная Т. относительности, хромосомная Т. наследственности и т. п. В современной методологии научного познания принято выде­лять следующие компоненты Т.: -фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения.  — абстрактная модель существен­ных свойств и связей объектов изучаемой области. Напр., идеализи­рованным объектом классической механики является система мате­риальных точек. молекулярно-кинетической теории — множество замкнутых в определенном объеме и хаотически соударяющихся аб­солютно упругих материальных точек и т. п. Основоположения Т. описывают важнейшие свойства и связи ее идеализированного объек­та, который служит теоретической интерпретацией всех утвержде­ний теории.  — множество допустимых в данной Т. правил вывода и способов доказательства. Как правило, в научных Т. используется обычная традиционная логика или классическая ма­тематическая логика, однако в отдельных случаях могут приме­няться особые логические системы. Считается, напр., что в кванто­вой механике используется трехзначная логика.  логически выведенных из осново­положений Т. Т. о., Т. представляет собой дедуктивную систему ло­гически взаимосвязанных утверждений, интерпретацией которых служит идеализированный объект. Вопрос о том, включаются ли в Т. эмпирические данные, ре­зультаты наблюдений и экспериментов, факты, пока остается открытым. По мнению одних исследователей, факты, открытые благодаря Т. как объясняемые ею, должны включаться в Т. По мнению других, факты и экспериментальные данные лежат вне Т. и связь между Т и фактами осуществляется посредством осо­бых правил эмпирической интерпретации. С помощью таких пра­вил осуществляется перевод утверждений Т. на эмпирический язык, что позволяет проверить их с помощью эмпирических ме­тодов познания. К основным функциям Т. относят описание, объяснение и пред­сказание. Т. дает описание некоторой области явлений, некоторых объектов, к.-л. аспекты действительности. В силу этого научная Т. может быть истинной или ложной, т. е. описывать реальность адек­ватно или искаженно. Т. должна объяснять известные факты, указы­вая на те существенные связи, которые лежат в основе фактов. Нако­нец, Т. предсказывает новые, еще не известные факты — явления, эффекты, свойства предметов и т. п. Обнаружение предсказанных Т. фактов служит подтверждением ее плодотворности и истинности. Расхождение между Т и фактами или обнаружение внутренних про­тиворечий в Т. дает импульс к развитию Т. — к уточнению ее идеа­лизированного объекта, к пересмотру, уточнению, изменению ее от­дельных положений и т. д. В некоторых случаях эти расхождения приводят ученых к отказу от Т. и к замене ее новой Т.

    Значение слова Теория по словарю Ушакова:

    ТЕОРИЯ
    теории, ж. (греч. theoria — исследование). 1. учение, являющееся ражением действительности, обобщением практики, человеческого опыта. …Теория, если она является действительной теорией, дает практикам силу ориентировки, ясность перспективы, уверенность в работе, веру в победу нашего дела. Сталин. …Маркс говорит: Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами. История ВКП(б). Без революционной теории не может быть и революционного движения. Ленин. Теория есть опыт рабочего движения всех стран, взятый в его общем виде. Сталин. Чествуя Герцена, пролетариат учится на его примере великому значению революционной теории… Ленин. открывать и объяснять новые факты. Атомная теория. Теория луны Эйлера. Теория Шахматова о происхождении русского языка. Теория относительности (учение Эйнштейна о пространстве и времени). Эта теория плохо согласуется с фактами. Новая теория. Устарелая теория. Пересмотр старой теории.? Предположение, Мнение, основанное на общих соображениях. Всё, что вы говорите, верно только в теории, а практика говорит иное. 3. Совокупность обобщенных положений, образующих какую-н. науку или отдел науки. Теория познания (отдел идеалистических философских систем, изучающий законы познания). Теория вероятностей (отдел математики, изучающий закономерности в массовых явлениях, из к-рых каждое в отдельности является случайным). ? Совокупность правил, положений, вводящих в изучение какого-н. мастерства. Теория композиции. Теория шахматной игры. Новая теория изучения иностранных языков. 4. Мнение, суждение, из к-рого вытекают определенные правила поведения. Он составил себе теорию, будто с детьми нельзя говорить о серьезных предметах. У него на все практические дела были свои теории: были правила, сколько надо часов работать, сколько отдыхать, как питаться, как одеваться, как топить печи,

    Значение слова Теория по словарю Даля:

    Теория
    ж. греч. умозренье, умозаключенье. заключенье, вывод из чего-либо, не по явленью на деле, а по выводам своим. противоположное дело, на деле, опыт, практика. Теория не всегда верна. она ждет подтвержденья опыта. Теоретический, умозрительный, умозаключительный. Теорик, теоретик, кто держится одних умозрений, верит им, стоить на них. Теорема ж. предложенье, которое должно быть доказано, которое требует доказательств.

    Определение слова «Теория» по БСЭ:

    Теория (греч. theorнa, от theorйo — рассматриваю, исследую)
    в широком смысле — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления. в более узком и специальном смысле — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности — объекта данной Т. По словам В. И. Ленина, знание в форме Т.,
    «теоретическое познание должно дать объект в его необходимости, в его всесторонних отношениях…» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 193). По своему строению Т. представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризуют логическую зависимость одних элементов от других, выводимость содержания Т. из некоторой совокупности утверждений и понятий — исходного базиса Т. — по определённым логико-методологическим принципам и правилам.
    Основываясь на общественной практике и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях действительности, Т. выступает как наиболее совершенная форма научного обоснования и программирования практической деятельности. При этом роль Т. не ограничивается обобщением опыта практической деятельности и перенесением его на новые ситуации, а связана с творческой переработкой этого опыта, благодаря чему Т. открывает новые перспективы перед практикой, расширяет её горизонты. Марксизм-ленинизм отвергает как принижение Т., её отождествление с практикой, так и схоластическое теоретизирование, отрыв Т. от действительности.
    Опираясь на знание, воплощённое в Т., человек способен создавать то, что не существует в налично данной природной или социальной действительности, но возможно с точки зрения открытых Т. объективных законов. Эта программирующая роль Т. по отношению к практике проявляется как в сфере материального производства, где она заключается в реализации научных открытий, достигаемых на основе научной Т., особенно в эпоху современной научно-технической революции и превращения науки в непосредственную производительную силу, так и в области общественной жизни, где передовая Т. общественного развития, отражающая его объективные закономерности и воплощающая в то же время идеологию прогрессивных социальных сил, выступает в качестве научной основы программы революционного преобразования общества. Особенно возрастает роль Т. в эпоху созидания социалистического и коммунистического общества на основе сознательной деятельности народных масс. Как подчёркивал Ленин,
    «без революционной теории не может быть и революционного движения» (там же, т. 6, с. 24), а «… роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией» (там же, с. 25). Ориентирующая, направляющая роль передовой марксистско-ленинской Т. общества, раскрывающей объективные законы общественного развития, ярко проявляется в современных условиях в руководстве КПСС развитым социалистическим обществом в его движении к коммунизму.
    Осуществление целенаправленного практического преобразования действительности на основе знаний, воплощённых в Т., есть критерий истинности Т. (см. Истина). При этом в ходе практического применения Т. сама совершенствуется и развивается. Практика образует не только критерий истинности, но и основу развития Т.:
    «Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности» (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 195). В процессе применения Т. сформулированное в ней знание опосредуется различными промежуточными звеньями, конкретизирующими факторами, что предполагает живое, творческое Мышление, руководствующееся Т. как программой, но мобилизующее также все возможные способы ориентации в конкретной ситуации. Иными словами, действенное применение Т. требует опоры на
    «живое созерцание» объекта, использования практического опыта, включения эмоциональных и эстетических моментов сознания, активизации способностей творческого воображения. Сама Т. как форма особого освоения мира функционирует в системе культуры в тесном взаимодействии с другими, не теоретическими формами сознания, поэтому её формирование, развитие и применение всегда связаны с определёнными идейно-мировоззренческими. нравственными и эстетическими факторами. Серьёзная научная Т. всегда так или иначе связана с определёнными философско-мировоззренческими установками, способствует укреплению того или иного мировоззрения (например, в борьбе с религиозным мировоззрением важнейшую роль сыграли Т., созданные Н. Коперником и И. Ньютоном. утверждению идей диалектико-материалистического мировоззрения способствовала дарвиновская Т. эволюции).
    С другой стороны, в истории познания существовали и продолжают существовать псевдонаучные концепции, также претендующие на роль подлинных Т., но в действительности выражающие антинаучную, реакционную идеологию (например, социал-дарвинизм, расизм, геополитика). Особенно сильна связь содержания Т. с идейно-мировоззренческими установками и социально-классовыми интересами в области обществ. наук, где противоборство передовой научной Т. марксизма-ленинизма c реакционными взглядами отражает борьбу противоположных идеологий (см. Партийность).
    Взятая в качестве определённой формы научного знания и в сравнении с другими его формами (гипотезой (См. Индукция), Законом и т. д.) Т. выступает как наиболее сложная и развитая форма. Как таковую Т. следует отличать от др. форм научного знания — законов науки, классификаций, типологий, первичных объяснительных схем и т. д. Эти формы генетически могут предшествовать собственно Т.. составляя базу её формирования. с др. стороны, они нередко сосуществуют с Т., взаимодействуя с нею в системе науки, и даже входят в Т. в качестве её элементов (теоретические законы, типологии, основанные на Т.).
    В разделении труда между различными способами духовного производства специфическая функция научно-теоретического сознания вообще заключается в том, что оно представляет собой специализированную деятельность по разработке возможно более широкого спектра познавательных норм отношения человека к миру, который воплощается в содержании науки. Теоретическое мышление как деятельность
    «исследования природы самих понятий», которую Энгельс характеризовал как необходимую предпосылку диалектического мышления (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 537-38), является поэтому ведущим элементом научного познания на любой его стадии. Это означает, что научное знание теоретично с самого начала, то есть всегда связано с размышлением о содержании понятий и о той исследовательской деятельности, которая к нему приводит. При этом, однако, формы и глубина теоретического мышления могут сильно варьировать, что находит историческое выражение в развитии структуры теоретического знания, в формировании различных способов его внутренней организации. Если теоретическое мышление вообще (Т. в широком смысле слова) необходимо сопутствует всякой науке, то Т. в собственном, более строгом смысле появляется на достаточно высоких этапах развития науки — как результат систематического развёртывания способности теоретического мышления.
    Первые Т. в собственном смысле появляются уже в античной науке (Евклид), тогда же возникают и размышления о строении теоретического знания (Аристотель, стоики). Следующий крупный шаг в развитии теоретического знания связан с возникновением опытного естествознания и развитием его в 16-18 вв. Основное содержание познания в ту эпоху, а в известной мере и позднее, в 1-й половине 19 в. составляли накопление и обработка эмпирических данных, получение эмпирических обобщений и закономерностей. Вместе с тем эта эмпирическая работа была связана с развитием самой способности теоретического мышления. В этот период, в частности, осуществлялось определённое развитие концептуально-теоретических представлений о газе, теплоте, электричестве, магнетизме, оптических явлениях и т. д.. причём именно эти представления в значительной мере ориентировали и направляли само эмпирическое исследование (что четко прослеживается, например, в истории открытия законов Кулона, Ома и др.).
    Общая тенденция развития науки связана с интенсивным развитием собственно теоретического исследования, с совершенствованием и обогащением концептуального аппарата науки, постепенным выделением и обособлением относительно самостоятельного слоя её теоретического содержания. Показателями этого процесса теоретизации науки выступают: уровень осмысления научным мышлением своего понятийного аппарата (который на ранних стадиях сохраняет тесную связь с донаучными представлениями), степень критического осознания и контроля над ним и, главное, степень развития конструктивной способности к разработке собственно научных абстракций. Переход от эмпирической стадии науки, которая ограничивается классификациями и обобщениями опытных данных, к теоретической стадии, когда появляются и развиваются Т. в собственном смысле, осуществляется через ряд промежуточных форм теоретизации, в рамках которых формируются первичные теоретические конструкции — такие, как Идеализация (типа математической точки), гипотетической сущности, служащие основой объяснения наблюдаемых в опыте явлений (например, исходные представления о токе как о жидкости) и т. д.
    Подобные теоретические образования представляют собой результат конструктивной деятельности теоретической мысли. Будучи источником возникновения Т., сами эти конструкции, однако, ещё не образуют Т.: её возникновение связано с возможностью построения многоуровневых конструкций, которые развиваются, конкретизируются и внутренне дифференцируются в процессе деятельности теоретического мышления, отправляющегося от некоторой совокупности теоретических принципов. В этом смысле зрелая Т. представляет собой не просто сумму связанных между собой знаний, но и содержит определённый механизм построения знания, внутреннего развёртывания теоретического содержания, воплощает некоторую программу исследования. всё это и создаёт целостность Т. как единой системы знания. Подобная возможность развития аппарата научных абстракций в рамках и на основе Т. делает последнюю мощнейшим средством решения фундаментальных задач научно-теоретического мышления — познания сущности явлений действительности.
    В структуре Т. принято выделять следующие основные компоненты: 1) исходную эмпирическую основу, которая включает множество зафиксированных в данной области знания Фактов, достигнутых в ходе Экспериментов и требующих теоретического объяснения. 2) исходную теоретическую основу — множество первичных допущений, Постулатов, аксиом, общих законов Т., в совокупности описывающих идеализированный объект Т.. 3) логику Т. — множество допустимых в рамках Т. правил логического Вывода и Доказательства. 4) совокупность выведенных в Т. утверждений с их доказательствами, составляющую основной массив теоретического знания. Методологически центральную роль в формировании Т. играет лежащий в её основе идеализированный объект — теоретическая Модель (см. также Моделирование) существующих связей реальности, представленных с помощью определённых гипотетических допущений и идеализаций. Построение идеализированного объекта — необходимый этап создания любой Т., осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. К. Маркс в
    «Капитале», развив трудовую теорию стоимости и проанализировав структуру капиталистического производства, разработал идеализированный объект, который выступил как теоретическая модель капиталистического способа производства. Идеализированным объектом в классической механике является система материальных точек, в молекулярно-кинетической теории — множество замкнутых в определённом объёме хаотически соударяющихся молекул, представляемых в виде абсолютно упругих материальных точек, и т. д.
    Идеализированный объект может выступать в разных формах, предполагать или не предполагать математического описания, содержать или не содержать того или иного момента наглядности, но при всех условиях он должен выступать как конструктивное средство развёртывания всей системы Т. Этот объект, таким образом, выступает не только как теоретическая модель реальности, он вместе с тем неявно содержит в себе определённую программу исследования, которая реализуется в построении Т. Соотношения элементов идеализированного объекта — как исходные, так и выводные — и представляют собой теоретические законы, которые, в отличие от эмпирических законов, формулируются не непосредственно на основе изучения опытных данных, а путём определённых мыслительных действий с идеализированным объектом. Из этого вытекает, в частности, что законы, формулируемые в рамках Т. и относящиеся по существу не к эмпирически данной реальности, а к реальности, как она представлена идеализированным объектом, должны быть соответствующим образом конкретизированы при их применении к изучению реальной действительности.
    Многообразию форм идеализации и, соответственно, типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов Т. В теории описательного типа, решающей главным образом задачи описания и упорядочения обычно весьма обширного эмпирического материала, построение идеализированного объекта фактически сводится к вычленению исходной схемы понятий. В современных математизированных Т. идеализированный объект выступает обычно в виде математической модели или их совокупности. В дедуктивных теоретических системах построение идеализированного объекта по существу совпадает с построением исходного теоретического базиса.
    Процесс развёртывания содержания Т. предполагает максимальное выявление возможностей, заложенных в исходных посылках Т., в структуре её идеализированного объекта. В частности, в Т., использующих математический формализм, развёртывание содержания предполагает формальные операции со знаками математизированного языка, выражающего те или иные параметры объекта. В Т., в которых математический формализм не применяется или недостаточно развит, на первый план выдвигаются рассуждения, опирающиеся на анализ содержания исходных посылок Т., на мысленный эксперимент с идеализированными объектами. Наряду с этим развёртывание Т. предполагает построение новых уровней и слоев содержания Т. на основе конкретизации теоретического знания о реальном предмете. Это связано с включением в состав Т. новых допущений, с построением более содержательных идеализированных объектов. Например, Маркс в
    «Капитале» от рассмотрения товарного производства в абстрактном виде переходит к анализу собственно капиталистического производства, от рассмотрения производства, абстрагированного от обращения, — к анализу единства производства и обращения. В итоге конкретизация Т. приводит к её развитию в систему взаимосвязанных Т., объединяемых лежащим в их основании идеализированным объектом. Это одно из характерных выражений метода восхождения от абстрактного к (См. Восхождение от абстрактного к конкретному) конкретному, о котором как о важнейшей черте научно-теоретического мышления писал Маркс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 37-38).
    Этот процесс постоянно стимулируется необходимостью охвата в рамках и на основе исходных положений Т. многообразия эмпирического материала, относящегося к предмету Т. Развитие Т. не есть поэтому имманентное логическое движение теоретической мысли — это активная переработка эмпирической информации в собственно содержание Т., конкретизация и обогащение её понятийного аппарата. Именно это развитие содержания Т. ставит определённые пределы возможной логической формализации процессов её построения. При всей плодотворности формализации и аксиоматизации (см. Аксиоматический метод) теоретические знания нельзя не учитывать, что реальный процесс конструктивного развития Т. в процессе восхождения теоретического мышления от абстрактного к конкретному, ориентируемый задачами охвата нового эмпирического материала, не укладывается в рамки формально-дедуктивного представления о развёртывании Т.
    Т. может развиваться и действительно часто развивается в относительной независимости от эмпирического исследования — посредством знаково-символических операций по правилам математических или логических формализмов, посредством введения различных гипотетических допущений или теоретических моделей (особенно математических гипотез и математических моделей), а также путём мысленного эксперимента с идеализированными объектами. Подобная относительная самостоятельность теоретического исследования образует важное преимущество мышления на уровне Т., ибо даёт ему богатые эвристические возможности. Но реальное функционирование и развитие Т. в науке осуществляется в органическом единстве с эмпирическим исследованием. Т. выступает как реальное знание о мире только тогда, когда она получает эмпирическую интерпретацию. Такая интерпретация в современной науке зачастую далеко не тривиальна. Например, в современной физике построение Т. нередко начинается с разработки математических формализмов, эмпирическая интерпретация которых поначалу неизвестна, по крайней мере в некоторых частях.
    Эмпирическая интерпретация способствует осуществлению опытной проверки Т., выявлению её объяснительно-предсказательных возможностей по отношению к реальной действительности. Сам процесс эмпирической проверки Т. и её оценки по объяснительно-предсказательным возможностям является, однако, сложным и многоступенчатым. Как подтверждение Т. отдельными эмпирическими примерами не может ещё служить безоговорочным свидетельством в её пользу, так и противоречие Т. отдельным фактам не есть основание для отказа от неё. Но при этом подобное противоречие служит мощным стимулом совершенствования Т. вплоть до пересмотра и уточнения её исходных принципов. Решение же об окончательном отказе от Т. обычно связано с общей дискредитацией фактически лежащей в её основе программы исследования и появлением новой программы, выявляющей более широкие объяснительно-предсказательные возможности по отношению к сфере реальности, изучаемой данными Т. (см. Сохранения законы). Важным вопросом методологического анализа выбора Т. является также сравнительная оценка конкурирующих Т. В конечном счёте подобная оценка также связана с выявлением преимуществ объяснительно-предсказательных возможностей сравниваемых Т.
    Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20. Ленин В. И., Что делать?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6. его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18. его же, Философские тетради, там же, т. 29. Кузнецов И. В., Структура физической теории,
    «Вопросы философии», 1967, № 11. Карнап Р., Философские основания физики, пер. с англ., М., 1971. Степин В. С., К проблеме структуры и генезиса научной теории, в сборнике: Философия. Методология. Наука, М., 1972. Баженов Л. Б., Строение и функции естественно-научной теории, в сборнике: Синтез современного научного знания, М., 1973. Мамчур Е. А., Проблемы выбора теории, М., 1975. Швырев В. С., К анализу категорий теоретического и эмпирического в научном познании,
    «Вопросы философии», 1975, № 2.
    В. С. Швырёв.



    понятие теория

    23.05.2016 На сайте понятие теория раскрывается также в словарной статье Теория Википедия.

    Термин теория является основополагающим в науке, но настолько широко использующийся и в бытовой речи, что точное определение понятия теория интересует многих. Вы можете перейти к оригиналу статьи на сайте Словари и энциклопедии на Академике

    ТЕОРИЯ это

    совокупность высказываний, замкнутых относительно логического следования (слово теория происходит от греч. theoria — рассмотрение, исследование). Такое предельно общее и наиболее абстрактное определение теории дает логика. С логической точки зрения теория — это любое высказывание, рассматриваемое вместе с его логическими следствиями.

    ИСТОЧНИК Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

    Например, из высказывания «Сегодня вторник» следуют такие: «Завтра будет среда», «Вчера был понедельник», «Сегодня — третий день недели» и тому подобные, поэтому данное высказывание вместе с перечисленными следствиями можно назвать Теорией. Столь широкое определение термина Теория может показаться несколько необычным, однако оно вполне соответствует обыденному употреблению этого слова. Например, в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд говорит отрезанной голове Берлиоза: «…ваша теория и солидна, и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна за другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере». Неясное и расплывчатое употребление слова «Теория» в повседневном языке и выражает логическое определение данного термина. Чтобы сделать его более точным, нужно указать по меньшей мере, какой именно логической системой мы пользуемся при выводе следствий.

    ИСТОЧНИК: В. С. Швырев. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

    ***

    ЧТО ТАКОЕ ТЕОРИЯ

    ТЕОРИЯ — в широком смысле — это комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности — объекта данной теории.

    По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную (предусматривающий разделение, различение), но целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий — называемого — исходный базис теории. В процессе применения теории — сформированное в ней знание опосредуется различными промежуточными звеньями, конкретизирующими факторами, что предполагает живое, творческое мышление, руководствующееся теорией как программой, но мобилизирующее также все возможные способы ориентации в конкретной ситуации. Действенное применение теории требует опоры на непосредственное восприятие исследуемого объекта, использования практического опыта, включения эмоциональных и эстетических моментов сознания, активизации способностей творческого воображения. Сама теория как форма особого освоения мира функционирует в тесном взаимодействии с другими, нетеоретическими формами сознания. Крупные научные теории всегда так или иначе связаны с определенными философско-мировоззренческими установками, их разработка стимулируется этими установками и в свою очередь способствует упрочению их авторитета и влияния в системе культуры. Важным опосредствующим звеном между философско-мировоззренческими установками и собственно научными теориями являются научные картины мира.

    Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания; другие его формы — законы науки, классификации, типологии, первичные объяснительные схемы и т. д. — генетически могут предшествовать собственно теории, составляя базу ее формирования; в то же время они нередко сосуществуют с теорией, взаимодействуя с ней в системе науки, и даже входят в теорию в качестве ее элементов (теоретические законы, типологии, основанные на теории).

    Указанный смысл термина «теория» как формы организации научного знания — сложился достаточно поздно в философии и методологии науки. Первоначальное же значение слова теория — это экстатическое (высшая форма воодушевления), мистическое созерцание (вера в сверхъестественное), что достаточно прозрачно свидетельствует о генетических связях формировавшегося в античной культуре концептуально-теоретического знания с дотеоретическими архаическими формами сознания (настолько древними, что почти забыты).

    Уже пифагорейцы выдвинули идею об очищении души через чистое познание посредством созерцания. Это чистое созерцательное познание, ставшее идеалом для античной философии, вначале было весьма далеко от рационалистического стиля интеллектуальной “интуиции” Нового времени. Это страстная, эмоционально напряженная работа души, проникнутая религиозно-экстатическим пафосом, являлась для мыслителей типа Пифагора не знанием ради знания, а прежде всего способом духовного совершенствования. Возрастание в процессе эволюции античной философии собственно познавательных мотивов, развитие культуры понятийного анализа и дискурса не приводило в античной культуре к логизации и рационализации теоретического сознания в стиле, характерном для Нового времени и последующего развития научного мышления. Античная “теория” все время сохраняет свой исходный смысл мысленноинтуитивного “всматривания” в космос, восприятия идеальных сущностей “духовными очами”. По мнению А. Ф. Лосева, у Платона “… термин теория представляет собой такое состояние сознания, которое имеет своим предметом организованную, оформленную действительность и которое аналитически-синтетически конструирует эту действительность на основе непосредственного видения или созерцания. Другими словами, в этом термине мы находим типичное для Платона и для всей Античности взаимное слияние непосредственно данной и сознательно-сконструированной предметности…” (Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969, с. 462). Вместе с тем в реальной практике формирующейся в Античности теоретической науки, в частности “Началах” Евклида, была разработана та форма организации и систематизации научного знания, которая стала на много веков образцом, “парадигмой” (дедуктивно-аксиоматического построения теории в современном значении этого термина).

    ***

    ПОНЯТИЕ ТЕОРИЯ

    Научное знание в принципе теоретично с самого начала, т. к. всегда связано с размышлением о содержании используемых в науке понятий и о той исследовательской деятельности, которая приводит к формированию этих понятий. При этом, однако, формы и глубина теоретического мышления могут сильно варьировать, что находит свое историческое выражение в развитии структуры теоретического знания, в формировании различных способов его внутренней организации. Если теоретическое мышление вообще, размышление над смыслом используемых понятий необходимо сопутствует всякой науке, то теория в собственном, более строгом смысле, соответствующем ее пониманию в современной методологии науки, появляется на достаточно высоких этапах развития науки.

    Переход от эмпирической стадии науки, которая ограничивается классификацией и обобщением опытных данных, к ее теоретической стадии, когда появляются и развиваются теории в собственном смысле, осуществляется через ряд промежуточных форм теоретизации, в рамках которых формируются первичные теоретически различные конструкции (напр., типологии, объяснительные схемы). Будучи источником возникновения теории, сами эти конструкции, однако, еще не образуют теорию: ее возникновение связано с возможностью построения многоуровневых конструкций, которые развиваются, конкретизируются, внутренне дифференцируются в процессе деятельности теоретического мышления, отправляющегося от некоторой совокупности исходных принципов. В этом смысле зрелая теория представляет не просто сумму связанных между собой знаний, но и содержит определенный механизм построения знания, внутреннего развертывания теоретического содержания, воплощает некоторую программу исследования; все это и создает целостность теории как единой системы знания. Именно подобная возможность развития аппарата научных абстракций в рамках и на основе теории делает последнюю мощным средством решения фундаментальных задач познания действительности.

    В современной методологии науки принято выделять следующие основные компоненты теории: 1) исходный эмпирический базис, который включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, достигнутых в ходе наблюдений и экспериментов и требующих теоретического объяснения; 2) исходную теоретическую основу — множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов теории, в совокупности описывающих идеализированный объект теории; 3) логику теории — множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства; 4) совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющую основной массив теоретического знания. Четкая фиксация правил логического вывода и доказательства осуществляется при этом далеко не во всех теориях, а только в теориях, соответствующих идеалу их дедуктивного построения. Это идеал реализуется в лучшем случае только в некоторых разделах математики и в математической логике. Абсолютизация этого идеала, свойственная т. н. стандартной концепции науки, отстаивавшейся сторонниками логического позитивизма, не соответствует реальной практике науки. Зато с методологической точки зрения центральную роль в формировании теории играет лежащий в ее основе идеализированный объект — теоретическая модель существенных связей реальности, представленных с помощью определенных гипотетических допущений и идеализации. Построение идеализированного объекта теории — необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Напр., идеализированным объектом теории в классической механике является система материальных точек, в молекулярно-кинетической теории — множество замкнутых в определенном объеме хаотически соударяющихся молекул, представляемых в виде абсолютно упругих материальных точек, и т. д.

    Идеализированный объект теории может выступать в разных формах, предполагать или не предполагать математического описания, содержать или не содержать того или иного момента наглядности, но при всех условиях он должен выступать как конструктивное средство развертывания всей системы теории. Т о., идеализированный объект выступает не только как теоретическая схематизированная модель реальности, он вместе с тем неявно содержит в себе определенную программу исследования, которая и реализуется в построении теории. Соотношения элементов идеализированного объекта — как исходные, так и выводные — представляют собой теоретические законы, которые в отличие от эмпирических законов формулируются не непосредственно на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированным объектом. Из этого вытекает, в частности, что законы, формулируемые в рамках теории и относящиеся по существу не к эмпирически данной реальности, а к реальности, как она представлена идеализированным объектом, должны быть соответствующим образом конкретизированы при их применении к изучению реальной действительности.

    Многообразию форм идеализации (и соответственно типов идеализированных объектов) соответствует и многообразие видов теории. В теории описательного типа, решающей гл. о. задачи описания и упорядочения обычно весьма обширного эмпирического материала, построение идеализированного объекта фактически сводится к вычленению исходной схемы понятий. В современных математизированных теориях идеализированный объект выступает обычно в виде математической модели или совокупности таких моделей. В дедуктивных теоретических системах построение идеализированного объекта по существу совпадает с построением исходного теоретического базиса.

    Процесс развертывания содержания теории предполагает максимальное выявление возможностей, заложенных в исходных посылках теории, в структуре ее идеализированного объекта. В частности, в теориях, использующих математический формализм, развертывание содержания предполагает формальные операции со знаками математизированного языка, выражающего те или иные параметры объекта. В теориях, в которых математический формализм не применяется или недостаточно развит, на первый план выдвигаются рассуждения, опирающиеся на анализ содержания исходных посылок теории, на мысленный эксперимент с идеализированными объектами. Наряду с этим развертывание теории предполагает построение новых уровней и слоев содержания теории на основе конкретизации теоретического знания о реальном предмете. Это связано с включением в состав теории новых допущений, с построением более содержательных идеализированных объектов. В итоге конкретизация исходной теории приводит ее к развитию в систему взаимосвязанных теорий, объединяемых лежащим в их основании идеализированным объектом.

    Этот процесс постоянно стимулируется необходимостью охвата в рамках и на основе исходных положений теории многообразия эмпирического материала, относящегося к предмету теории, развитие теории не есть поэтому только имманентное логическое движение теоретической мысли — это вместе с тем и активная переработка эмпирической информации в собственное содержание теорий, конкретизация и обогащение ее понятийного аппарата (см. Восхождение от абстрактного к конкретному). Именно это развитие содержания теории ставит определенные пределы возможной логической формализации процессов ее построения. При всей плодотворности формализации и аксиоматизации теоретического знания нельзя не учитывать, что реальный процесс конструктивного развития теории, ориентируемый задачами охвата нового эмпирического материала, не укладывается в рамки формально-дедуктивного представления о развертывании теорий. Современные представления, в частности о гипотетико-дедуктивной теории (см. также Гипотетико-дедуктивная модель), поэтому не только выходят за рамки дедукции теорем из исходных гипотетических утверждений теории, подтверждаемых или опровергаемых в результате последующей эмпирической проверки, но и предполагают обращение к процессам изменения и развития исходных теоретических гипотетически принимаемых утверждений, что стимулировало разработку методологической проблематики критериев приемлемости подобных изменений (напр., критерии прогрессивного и регрессивного сдвига проблем в методологии исследовательских программ И. Лакатоса). Соответственно при таком подходе теория уже не рассматривается как “закрытая” неподвижная система. “Единицей” методологического анализа становится последовательность (“серия”) теорий по мере их изменения, единство которых определяется лежащим в их основе “твердым ядром” исследовательской программы, принятие которого в общем соответствует понятию исходного идеализированного объекта в классическом “статуарном” подходе к теории.

    Теория может развиваться в относительной независимости от эмпирического исследования — посредством знаково-символических операций по правилам математических или логических формализмов, посредством введения различных гипотетических допущений или теоретических моделей (особенно математических гипотез и математических моделей), а также путем мысленного эксперимента с идеализированными объектами. Подобная относительная самостоятельность теоретического исследования образует важное преимущество мышления на уровне теории, ибо дает ему богатые эвритические возможности. Но реальное функционирование и развитие теории в науке осуществляется в органическом единстве с эмпирическим исследованием. Теория выступает как реальное знание о мире только тогда, когда она получает эмпирическую интерпретацию. Современная методология науки отвергает примитивные представления об оправдании теории в духе верификационизма или, напротив, однозначного ее опровержения в духе фадьсификационизма (см. Фальсификация). Однако она не отбрасывает идею оценки теории по ее объяснительно-предсказательным возможностям по отношению к эмпирии. Как подтверждение теории отдельными эмпирическими примерами не может служить безоговорочным свидетельством в ее пользу, так и противоречие теории отдельным фактам не есть достаточное основание для отказа от нее. Но подобное противоречие служит мощным стимулом совершенствования теории вплоть до пересмотра и уточнения ее исходных принципов. Решение же об окончательном отказе от теории обычно связано с общей дискредитацией фактически лежащей в ее основе программы исследования и появлением новой программы, выявляющей более широкие объяснительно-предсказательные возможности по отношению к сфере реальности, изучаемой данной теорией.

    Лит.: Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ М., 1995; МамчурЕ. А. Проблема выбора теории. М., 1975; Нугаев Р. М, Реконструкция процесса смены фундаментальных научных теорий. Казань, 1989; Швырев В. С. Теоретическое и логическое в научном познании. М., 1978; Степин В. С. Теоретическое знание. М.,2000.

    В. С. Швырев Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

    Статья ПОНЯТИЕ ТЕОРИЯ размещена в словарях — Основные интернет термины и понятия и Толковый словарь экономических терминов — для пояснений положений рубрик — Неоантропология и НЕОКОНОМИКА. Страница ТЕОРИЯ получила постоянную ссылку: http://design-for.net/page/ponjatie-teorija

    Теория — Википедия. Что такое Теория

    Тео́рия (греч. θεωρία «рассмотрение, исследование») — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел[уточнить]. Теория выступает как информационная модель синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы[1]. В теории одни суждения выводятся из других суждений на основе практических подтверждений и/или правил логического вывода. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом. Теории предшествует гипотеза, получившая воспроизводимое подтверждение. Теория или сочетающиеся между собой теории становятся учением (см. также доктрина).

    Способность прогнозировать — важное свойство теории, на основе которого выполняется её верификация.

    Функции теории

    Любые теории обладают целым рядом функций. Обозначим наиболее значимые функции теории:

    • теория обеспечивает использующего её концептуальными структурами;
    • в теории происходит разработка терминологии;
    • теория позволяет понимать, объяснять или прогнозировать различные проявления объекта теории.
    • теория предсказывает появление определенных факторов.

    Проверка теории

    Как правило, большинство исследователей считает, что стандартным методом проверки теорий является прямая экспериментальная проверка («эксперимент — критерий истины»). Однако часто теорию нельзя проверить прямым экспериментом (например, теорию о возникновении жизни на Земле), либо такая проверка слишком сложна или затратна (макроэкономические и социальные теории), и поэтому теории часто проверяются не прямым экспериментом, а по наличию предсказательной силы — то есть если из неё следуют неизвестные/незамеченные ранее события, и при пристальном наблюдении эти события обнаруживаются, то предсказательная сила присутствует.

    На самом деле взаимоотношение «теория — эксперимент» более сложное. Поскольку теория уже отражает объективные явления, ранее проверенные экспериментом, то нельзя делать подобные выводы. В то же время, поскольку теория строится на основе законов логики, то возможны заключения о явлениях, не установленные ранними экспериментами, которые и проверяются практикой. Однако, эти выводы необходимо уже называть гипотезой, объективность которой, то есть перевод этой гипотезы в ранг теории, и подтверждается экспериментом. В этом случае эксперимент не проверяет теорию, а уточняет или расширяет положения этой теории.

    Обобщая, прикладная цель науки — предсказывать будущее как в наблюдательном (аналитическом) смысле — описывать ход событий, на который мы не можем повлиять, так и в синтетическом — создание посредством технологии желаемого будущего. Образно говоря, существо теории в том, чтобы связывать воедино «косвенные улики», вынести вердикт прошлым событиям и указать, что будет происходить в будущем при соблюдении определённых условий.

    Развитие теории

    При появлении более общей, более точной теории старая теория становится частью или элементом этой общей теории. Например, классическая механика Ньютона является предельным приближением более общих теорий: квантовой и релятивистской механики, а геометрия Евклида вместе с гиперболической геометрией Лобачевского и эллиптической геометрией Римана являются частными случаями более общей Римановой геометрии.

    В математической логике есть чёткое определение теории (см. Дедуктивная теория, Теория Молнията).

    Теории могут носить как общефилософский, так и частный, применимый для определённой отрасли знания, характер. Примерами последних могут служить:

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Штофф В. А. Моделирование и философия. — М.Л.: Наука, 1966. — 311 с.
    • Мостепаненко В. М. Философия и методы научного познания. — Л.: Лениздат, 1972. — 263 с.

    Ссылки

    Определение теории Merriam-Webster

    Чтобы сохранить это слово, вам необходимо войти в систему.

    the · o · ry | \ ˈThē-ə-rē, ˈthir-ē \ 1 : правдоподобный или научно приемлемый общий принцип или совокупность принципов, предлагаемых для объяснения явлений волновая теория света

    2a : убеждение, политика или процедура, предлагаемые или соблюдаемые в качестве основы действия ее метод основан на теории, что все дети хотят усвоить

    b : идеальный или гипотетический набор фактов, принципов или обстоятельств. — часто используется во фразе в теории в теории, мы всегда выступали за свободу для всех

    3a : гипотез, принимаемых ради аргументации или исследования

    c : совокупность теорем, представляющих краткий систематический взгляд предмета теория уравнений 4 : общие или абстрактные принципы совокупности фактов, науки или искусства теория музыки

    6 : анализ набора фактов в их отношении друг к другу

    Разница между гипотезой и теорией

    Гипотеза — это предположение, идея, которая предлагается ради аргумента, чтобы она могла быть протестированным, чтобы увидеть, может ли это быть правдой.

    В научном методе гипотеза строится до того, как будет проведено какое-либо применимое исследование, за исключением базового обзора фона. Вы задаете вопрос, читаете то, что было изучено ранее, а затем формулируете гипотезу.

    Гипотеза обычно предварительная; это предположение или предположение, сделанное строго для целей тестирования.

    Теория, напротив, — это принцип, который был сформирован как попытка объяснить вещи, уже подтвержденные данными.Он используется в названиях ряда принципов, принятых в научном сообществе, таких как Теория большого взрыва . Из-за строгости экспериментов и контроля это считается более вероятным, чем гипотеза.

    В ненаучном использовании, однако, гипотеза и теория часто используются взаимозаменяемо, чтобы обозначить просто идею, предположение или догадку, при этом теория является более распространенным выбором.

    Поскольку такое случайное использование устраняет различия, поддерживаемые научным сообществом, гипотеза и теория склонны ошибочно интерпретироваться, даже когда они встречаются в научном контексте — или, по крайней мере, в контекстах, которые ссылаются на научные исследования без проведение критического различия, которое ученые используют при взвешивании гипотез и теорий.

    Чаще всего это происходит, когда теория интерпретируется — а иногда даже радостно схватывается — как нечто, имеющее меньшую ценность истинности, чем другие научные принципы. (Слово закон применяется к принципам, настолько твердо установленным, что они почти никогда не подвергаются сомнению, таким как закон всемирного тяготения.)

    Эта ошибка является одной из проекций: поскольку мы используем теорию в целом для обозначения чего-то легкомысленного, тогда подразумевается, что ученые должны говорить об одном и том же уровне неопределенности, когда они используют теорию для ссылки на свои хорошо проверенные и аргументированные принципы.

    Это различие выдвигалось на первый план, особенно в тех случаях, когда содержание научных программ в школах подвергалось сомнению — в частности, когда школьный совет в Джорджии наклеил на учебники наклейки, заявив, что эволюция была «теорией, а не фактом, в отношении происхождение живых существ «. Как сказал Кеннет Р. Миллер, клеточный биолог из Университета Брауна, теория «не означает догадку или предположение. Теория — это система объяснений, которая связывает воедино целый ряд фактов. Она не только объясняет их. факты, но предсказывает то, что вы должны найти из других наблюдений и экспериментов.

    Хотя теории никогда не бывают полностью безошибочными, они составляют основу научных рассуждений, потому что, как сказал Миллер, «в меру своих возможностей мы их проверили, и они подтвердились».

    .

    определение теории от Free Dictionary

    Он поспешно кивнул в ответ Чернышеву и иронично улыбнулся, узнав, что государь осматривает укрепления, которые он, Пфуэль, запланировал в соответствии со своей теорией. Он что-то пробормотал про себя отрывисто и басом, как это делают самоуверенные немцы — возможно, это был «тупой парень» … Теория примерно такая: Пространство пронизано светоносным эфиром, который является материальной вещью … — такое же вещество, как воздух или вода, хотя почти бесконечно более разбавленное.Он положил в этом свою честь, не зная, что Метров, который уже обсуждал его теорию снова и снова со всеми своими близкими друзьями, говорил об этом с особым рвением каждому новому человеку, и в целом стремился поговорить с кем-нибудь из них. Любой предмет, который его интересовал, даже если он все еще неясен для него. Могу разрешить заявить, что мои собственные наблюдения произвели впечатление на убежденность в правильности теории мистера SHEA, который только что обыграл меня в шахматах, как обычно, а также Как обычно, я почерпнул, какое сомнительное удовлетворение я мог бы получить, подшучивая над ним с этим признаком неудачливого мышления, обратив его внимание в энный раз на теорию, выдвинутую некоторыми учеными, которая основана на утверждении, что феноменальные шахматисты встречаются всегда. быть из числа детей младше двенадцати, взрослых старше семидесяти двух или умственно неполноценных — теория, которую легко игнорируют в тех редких случаях, когда я выигрываю.Эта доктрина, если она верна, была бы абсолютно роковой для моей теории. Тем не менее, я полностью признаю, что многие структуры не имеют прямого отношения к их владельцам. У меня есть теория, что всегда женщины делают предложение нам, а не мы делаем предложение женщинам. В этой первой лекции я постараюсь опровергнуть это широко распространенная теория, которой я раньше придерживался: теория, согласно которой сущность всего ментального — это некое весьма своеобразное нечто, называемое «сознанием», воспринимаемое либо как отношение к объектам, либо как всепроникающее качество психических феноменов.У меня была теория, согласно которой гравитация преломления, являющаяся вспомогательной по отношению к компенсации атмосферы, преломляемость земной поверхности подчеркивала бы этот эффект в регионах, где встречаются огромные горные хребты, и, возможно, так беспристрастно воздействует на одические и идиллические силы вместе. с другой, чтобы предотвратить подъем Луны выше 12 200 футов над уровнем моря. И тогда в одном из них сел космополит, и я был рад, поскольку придерживался теории, что со времен Адама ни один истинный гражданин мира не существовала.«Сначала соберите массу фактов, а затем создайте теорию». Я считаю, что это истинный научный метод. «Теория, мадам, — ответил инспектор, — не более того. ,

    Что такое научная теория? | Определение теории

    «То, как ученые используют слово« теория », немного отличается от того, как оно обычно используется в обычной публике, — сказал Хайме Таннер, профессор биологии в колледже Мальборо. «Большинство людей используют слово« теория »для обозначения идеи или догадки, которая есть у кого-то, но в науке слово« теория »относится к тому, как мы интерпретируем факты».

    Процесс превращения в научную теорию

    Каждая научная теория начинается с гипотезы.Научная гипотеза — это предлагаемое решение для необъяснимого явления, которое не укладывается в принятую в настоящее время научную теорию. Другими словами, согласно словарю Merriam-Webster Dictionary, гипотеза — это идея, которая еще не доказана. Если накапливается достаточно доказательств, чтобы поддержать гипотезу, она переходит к следующему этапу — известному как теория — в научном методе и принимается в качестве действительного объяснения явления.

    Таннер далее объяснил, что научная теория — это основа для наблюдений и фактов.Теории могут измениться или способ их интерпретации может измениться, но сами факты не изменятся. Таннер сравнивает теории с корзиной, в которой ученые хранят найденные факты и наблюдения. Форма этой корзины может измениться по мере того, как ученые узнают больше и включают больше фактов. «Например, у нас есть достаточно свидетельств того, что черты популяций становятся более или менее распространенными с течением времени (эволюция), поэтому эволюция — это факт, но всеобъемлющие теории эволюции, то, как мы думаем, что все факты связаны вместе, могут измениться как новые сделаны наблюдения за эволюцией «, — сказал Таннер Live Science.

    Основы теории

    Калифорнийский университет в Беркли определяет теорию как «широкое, естественное объяснение широкого спектра явлений. Теории краткие, последовательные, систематические, предсказательные и широко применимые, часто интегрируя и обобщая многие гипотезы. «.

    Любая научная теория должна основываться на тщательном и рациональном исследовании фактов. Факты и теории — разные вещи. В научном методе существует четкое различие между фактами, которые можно наблюдать и / или измерять, и теориями, которые представляют собой объяснения и интерпретации фактов учеными.

    Важная часть научной теории включает утверждения, которые имеют наблюдательные последствия. Хорошая теория, такая как теория гравитации Ньютона, имеет единство, что означает, что она состоит из ограниченного числа стратегий решения проблем, которые могут применяться к широкому кругу научных обстоятельств. Еще одна особенность хорошей теории заключается в том, что она сформирована на основе ряда гипотез, которые можно проверить независимо.

    Развитие научной теории

    Научная теория не является конечным результатом научного метода; теории могут быть доказаны или отвергнуты, как и гипотезы.По мере сбора дополнительной информации теории можно улучшать или модифицировать, так что точность прогнозов со временем становится выше.

    Теории — это основа для развития научных знаний и практического использования собранной информации. Ученые используют теории, чтобы разработать изобретения или найти лекарство от болезни.

    Некоторые думают, что теории становятся законами, но теории и законы играют отдельные и разные роли в научном методе. Закон — это описание наблюдаемого явления в мире природы, которое выполняется каждый раз, когда его проверяют.Это не объясняет, почему что-то правда; он просто утверждает, что это правда. Теория же, с другой стороны, объясняет наблюдения, собранные в ходе научного процесса. Итак, хотя закон и теория являются частью научного процесса, по данным Национальной ассоциации учителей естественных наук, это два очень разных аспекта.

    Хороший пример различия между теорией и законом — случай Грегора Менделя. В своем исследовании Мендель обнаружил, что две отдельные генетические черты могут проявляться независимо друг от друга у разных потомков.«И все же Мендель ничего не знал о ДНК или хромосомах. Только столетие спустя ученые открыли ДНК и хромосомы — биохимическое объяснение законов Менделя», — сказал Питер Коппингер, доцент кафедры биологии и биомедицинской инженерии в Rose-Hulman. Технологический Институт. «Только тогда ученые, такие как Т.Х. Морган, работавшие с плодовыми мушками, объяснили Закон независимого ассортимента, используя теорию хромосомного наследования. И сегодня это общепринятое объяснение (теория) закона Менделя.»

    Дополнительные ресурсы

    ,

    теория существительное — определение, изображения, произношение и примечания по использованию

    1. [исчисляемый, неисчислимый] формальный набор идей, предназначенный для объяснения того, почему что-то происходит или существует
      • теория чего-либо теория эволюции / относительности
      • научная / экономическая теория
      • Теории были проверены на выборке населения.
      • теория о чем-то Он разработал новую теорию о причине язвы желудка.
      • теория чего-то теории человеческого поведения
      • теория чего-то Она написала книгу, объясняющую теорию, лежащую в основе ее искусства.
      • согласно теории Согласно теории относительности, ничто не может двигаться быстрее света.
      Словосочетания Научные исследования Научные исследования Теория
      • сформулировать / продвинуть теорию / гипотезу
      • построить / построить / создать / разработать простую / теоретическую / математическую модель
      • разработать / установить / предоставить / использовать теоретическая / концептуальная основа
      • продвигать / аргументировать / развивать тезис о том, что…
      • исследовать идею / концепцию / гипотезу
      • делать прогноз / вывод
      • основывать прогноз / ваши расчеты на чем-то
      • исследовать / оценивать / принимать / оспаривать / отвергать теорию / гипотезы / модель
      Эксперимент
      • разработать эксперимент / анкету / исследование / тест
      • провести исследование / Эксперимент / анализ
      • провести наблюдения / измерения / расчеты
      • провести / провести / провести эксперимент / испытание / продольное исследование / наблюдения / клинические испытания
      • провести эксперимент / Моделирование / клинические испытания
      • повтор на эксперименте / тесте / анализе
      • воспроизвести исследование / результаты / выводы
      • наблюдать / изучать / исследовать / исследовать / оценивать образец / процесс / поведение
      • финансировать / поддерживать исследование / проект / исследование
      • искать / предоставлять / получать / обеспечивать финансирование исследований
      Результаты
      • собирать / собирать / извлекать данные / информацию
      • данные по урожайности / доказательства / аналогичные результаты / те же результаты
      • проанализировать / изучить данные / образцы почвы / образец
      • рассмотреть / сравнить / интерпретировать результаты / результаты
      • соответствуют данным / модели
      • подтвердить / подтвердить / подтвердить прогноз / гипотезу / результаты / выводы
      • доказать гипотезу / гипотезу / теорему
      • сделать / сделать / прийти к тем же выводам
      • прочитать / просмотреть записи / литература
      • описать / сообщить об эксперименте / исследовании
      • представить / опубликовать / обобщить результаты / выводы
      • представить / p ublish / читать / просматривать / цитировать статью в научном журнале
      см. также атомную теорию, теорию связывания, теорию катастроф, теорию хаоса, критическую теорию, теорию принятия решений, теорию игр, теорию правительства и связывания, теорию великого объединения, теория информации, квантовая теорияДополнительные примеры
      • Дебаты вращаются вокруг двух противоречащих друг другу теорий.
      • Современная феминистская теория состоит из нескольких различных направлений.
      • Его комментарии представляют собой абстрактную теорию и демонстрируют слабое понимание реальности ситуации.
      • доминирующее направление постмодернистской теории
      • существование великой объединенной теории, которая определяет все во Вселенной
      • Дальнейшие эксперименты, казалось, подтвердили эту теорию.
      • Написал ряд книг по политической теории.
      • Это теория, которую нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
      • Исторические теории Маркса поднимают один или два важных вопроса.
      • Теория была впервые выдвинута еще в 16 веке.
      • Пока это все теория … вам нужно подкрепить это фактами.
      Темы Научные исследованияb1Оксфордский словарь словосочетаний прилагательное
      • полное
      • унифицированное
      • общее
      … теории глагол + теориятеория + глагол
      • держать что-то
      • предложить что-то
      • объяснить что-то
        • предлог
        • теория на практике
        • теория и практика
        См. полную запись
      • [бесчисленное множество] принципы, на которых основан конкретный предмет
        • теория и практика преподавания языков
        • Это ваш шанс применить теорию на практике.
        • теория литературы
        Oxford Collocations Dictionary прилагательное
        • полное
        • унифицированное
        • общее
        … теории глагол + теория теория + глагол
        • держать что-то
        • предложить что-то
        • объяснить что-то
        • 1920 предлог
        • 1920 применить теорию на практике
        • теория и практика
        См. полную запись
      • [исчисляемое] мнение или идея, в которые кто-то верит, правда, но не доказано
        • теория о чем-то идеи) о том, что произошло.
        • теория о чем-то Вот моя теория о том, чем история закончится.
        • теория о том, что … Я не поддерживаю теорию о том, что вся голливудская публика хочет счастливого конца.
        • Полиция работает над версией того, что убийца был известен семье.
        см. Также теорию заговора Дополнительные примеры
        • У меня есть теория, согласно которой большинство людей предпочитают находиться на работе, а не дома.
        • У него есть теория о том, почему собаки ходят кругами перед сном.
        • Если теория верна, любого ребенка можно научить музыкальному гению.
        • теория заговора о смерти принцессы
        • Одна из ее любимых теорий состоит в том, что люди, которые ограничивают потребление калорий, живут дольше.
        • Она не согласна с теорией о том, что богатые люди работают больше, чем бедные.
        Темы Мнение и аргументыb1Оксфордский словарь словосочетаний прилагательное
        • полное
        • унифицированное
        • общее
        … теорийглагол + теориятеория + глагол
        • держать что-то
        • предложить что-то
        • объяснить что-то
        • фраз (Теория) на практике
        • теория и практика
        См. полную запись
      • Word Originlate 16th Cent.(обозначающий мысленную схему чего-то, что должно быть сделано): через поздний латинский от греческого the conria «созерцание, размышление», от theōros «зритель».

    Идиомы
    1. раньше говорили, что определенное утверждение должно быть верным, но на самом деле может быть неверным
      • Теоретически эти машины должны прослужить десять или более лет.
      • Теоретически это звучит неплохо, но вы действительно все продумали?
      • «Разве ты не должен быть на пенсии?» «Да, теоретически».
      • Теоретически все дети имеют равные шансы в школе.
    См. Теорию в Oxford Advanced American Dictionary См. Теорию в Oxford Learner’s Dictionary of Academic English.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *