Оказание психологической помощи – —

Психологическая помощь — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Помощь.

Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе или организации.

Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

  • Психопрофилактика (предупреждение).
  • Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике — лекции, семинары).
  • Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).
  • Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).
  • Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.
  • Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).
  • Психокоррекция (восстановление нормы, как с точки зрения эмоционального состояния, так и с точки зрения личностных черт).

Также виды психологической помощи можно разделить на: психологическое консультирование; психологическая коррекция; кризисное вмешательство; психологическая реабилитация; психологический тренинг;психотерапия;

Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов)

Специфика объекта психологической помощи[править | править код]

Добровольное согласие, уникальность, изменчивость. Требования к психологу, оказывающему психологическую помощь — эмпатичность, конгруэнтность, коммуникативность.

Принципы психологической помощи (этические)[править | править код]

Как и во многих профессиях, в деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также — социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности — как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т. д.

[1]

Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи (по Ю. Алёшиной),[1] традиционно выделяют следующие:

  1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, подразумевает «целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно». Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.
  2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которая может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.
  3. Запрет давать советы. Психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог- обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того дать совет — значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.
  4. Анонимность, означающая что никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.
  5. Разграничение личных и профессиональных отношений
     — это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и контрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи.
    [2]
    [прояснить]
  1. 1 2 Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — 2-е изд. — М. : Независимая фирма «Класс», 2000. — 208 с.
  2. Dahlberg, Charles Clay. Sexual contact between patient and therapist // Symposium on love / ed. by Mary Ellen Curtin. — New York : Behavioral Publications, 1973. — 244 с. — ISBN 0-87705-116-X. — ISBN 978-0-87705-116-9.
  • Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — 2-е изд. — М. : Независимая фирма «Класс», 2000. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
  • Абрамова Г. С. Практическая психология : учебник для высшей школы. — Москва : Академический проект, 2005.
  • Фролова Ю. Г. Медицинская психология.

ru.wikipedia.org

что это такое и ее виды

В принципе, перелом ноги можно не лечить: подождать, пока само срастется, мучиться, а потом всю жизнь хромать. Абсурд? Абсурд. Но почему-то с «переломами» психики многие поступают именно так. В лучшем случае «лечат» себя сами или идут за советом к друзьям-знакомым. А зря – видов, форм и направлений психологической помощи существует так много, что можно найти для себя что угодно – по ситуации, по интересам, по кошельку. Как получить психологическую помощь и не разориться, рассказываем в статье.

Что такое психологическая помощь

Психологическая помощь — это поддержка и содействие человеку или социальной группе в психологически сложной жизненной ситуации. Цель психологической помощи – снять психоэмоциональное напряжение, улучшить качество жизни и социальную адаптацию, повысить личную эффективность, привнести гармонию в отношения с самим собой и с окружающим миром.

Психологическая помощь бывает бытовой и профессиональной. Когда мама утешает дочь после неудачной первой любви – это помощь житейская. Профессиональную поддержку оказывает специалист-психолог, который имеет медицинское или психологическое образование, прошел психологическую переподготовку, получил лицензию на право консультирования и сертификат врача-психотерапевта. Правда, это в теории. На практике законодательного фильтра, который помог бы отличить настоящего психолога от мошенника, пока нет.

Психологическая помощь бывает:

  • Детская, подростковая, возрастная – в зависимости от возраста клиента.
  • Индивидуальная, групповая – в зависимости от количества клиентов.
  • Личная, семейная – в зависимости от потребностей и отношений клиентов.
  • Разовая, длительная – в зависимости от количества сессий.
  • Плановая, экстренная – в зависимости от тяжести или срочности проблемы.

Мнение о том, что психологическая и психотерапевтическая помощь – это одно и то же, ошибочно. Психотерапия – один из видов помощи. Кроме него есть другие виды, которые отличаются целями, методами воздействия, длительностью, сферой применения, а также степенью профессионализма.

Виды психологической помощи

Оговоримся, что четкого разграничения форм и видов психологической помощи нет. Деление достаточно условное, но оно помогает сориентироваться в сложных хитросплетениях форм и видов взаимодействия психолога и клиента.

По способу оказания помощи

  • Консультирование. Ориентировано на помощь клиенту в конкретной жизненной ситуации – помогает принять решение о смене работы, выборе профессии, наладить отношения, преодолеть личный кризис.
  • Психокоррекция. Это направленное психологическое воздействие для исправления личных или поведенческих особенностей, которые приводят к психоэмоциональным проблемам.
  • Профилактика. Призвана предупреждать и предотвращать возможные нарушения личности и взаимоотношений.
  • Просвещение. Призвано повышать грамотность и осознанность людей, а также общую культуру общества в сфере психологии.
  • Кризисное вмешательство. Это помощь человеку, пребывающему в состоянии острого, длительного или осложненного кризиса после утраты близкого, катастрофы, участия в военных действиях.
  • Реабилитация. Направлена на восстановление психологического и физического здоровья: интеллектуальных функций, навыков саморегуляции или коммуникации, склонности к формированию здоровой самооценки.
  • Психодиагностика. Это все специфические средства для измерения и оценки индивидуальных особенностей человека (тесты, опросники).
  • Психотерапия. Это особый вид лечения души, который не ставит целью устранить серьезное психическое заболевание, но помогает в лечении психологических проблем.

Пройти тест на самооценку

По специализации

Один и тот же психолог может заниматься консультированием или психотерапией, и дополнительно просвещать желающих насчет новых направлений в психологии. Но большинство психологов выбирает узкую специализацию, чтобы накапливать знания и опыт в одной области.

Итак, какой формат или специализацию может практиковать психолог:

Личный – работает с клиентом индивидуально, помогает разобраться с внутренними конфликтами, непрожитыми ситуациями, самооценкой, самоконтролем.

Семейный – консультирует семьи, работает с партнерскими отношениями, занимается гендерной психологией, конфликтами поколений.

Детский – работает с детскими расстройствами психики и психосоматикой, помогает убрать страхи или найти талант, занимается профориентацией.

Подростковый – работает со сниженной оценкой и стеснительностью подростков, со сложностями в общении, со снижением успеваемости, предупреждает девиантное или аддиктивное поведение подростков.

Сексолог – помогает наладить сексуальную жизнь людям без опыта или клиентам с достаточным семейным стажем, определяет и помогает устранить причины расстройств, корректирует сексуальное поведение, занимается половым воспитанием.

Телесно-ориентированный – работает с осанкой, зажимами в теле, мышечным напряжением, регулярными физическими травмами, помогает клиенту разобраться с психосоматикой.

Спортивный – изучает закономерности психики спортсменов, психологию взаимодействия в команде, проводит психологическую подготовку спортсменов перед соревнованиями, помогает раскрыть свой потенциал.

Социальный – занимается мышлением, эмоциями, поведением человека в социальной группе.

Кризисный или экстренный – выезжает на места катастроф, оказывает поддержку родственникам погибших, участникам аварий, заложникам.

Психотерапевт – оказывает необходимые виды психотерапевтической помощи, которые соответствуют его специализации (гештальттерапия, когнитивно-бихевиоральная терапия, арт-терапия, психодрама, системно-векторная терапия).

Психотерапевт с медицинским образованием – работает с проявлениями и симптомами, особенностями и проблемами психики, психологическими травмами, при необходимости выписывает медицинское заключение и назначает лечение фармакологией.

Психолог-целитель – работает с биоэнергетикой, парапсихологией, эзотерикой, занимается целительской практикой.

Консультант по профориентации – работает с людьми разного возраста и помогает выбрать или сменить профессию, избежать выгорания на работе, помогает клиенту сориентироваться в новых профессиях или сменить работу.

Тренер личностного роста (коуч) – обучает конкретным навыкам, которые помогают повысить личную эффективность, достичь поставленных целей, усиливают мотивацию.

Клинический – специальность, которая позволяет работать в больницах, клиниках, лечебницах с клиентами с различными «пограничными» отклонениями – там, где еще нет патологии, но есть расстройства личности.

Психиатр – работает с пациентами: собирает историю заболевания, формирует клиническую картину заболевания, лечит психопатологию и психические расстройства медикаментозными методами.

Кому может понадобиться психологическая помощь

Помощь психолога нужна многим, но не всем. Хотя на каком-то этапе жизни поддержка психолога может понадобиться каждому человеку, независимо от возраста, образования или суммы в зарплатной ведомости.

Повод для визита к психологу:

  • Проблемы с повседневными делами. Когда с трудом удается сделать то, что другим кажется легковыполнимым.
  • Болезненный опыт. Если воспоминания о давнем или недавнем событии вызывают душевную боль, тремор, учащенный пульс или приступ паники.
  • Переживание горя. Когда отгоревать потерю близкого, катастрофу или аварию самостоятельно не удается.
  • Возрастной кризис. Иногда смириться со своим паспортным возрастом не хочется, но приходится – и для этого понадобится помощь психолога.
  • Зависимость. Если влияние кого-то или чего-то становится настолько сильным, что лишает свободы и достоинства.
  • Созависимость. Если расстаться «по-хорошему» не получается, а «рвать по живому» слишком мучительно.
  • Тревожность. Если сомнения или беспокойство постоянно мешают действовать или вовсе парализуют.
  • Низкая самооценка. Если неудача подкосила настолько, что перестаешь верить в свои силы или вовсе не уважаешь себя.
  • Непонятные проблемы со здоровьем. Когда болит где-то внутри, а врачи не могут поставить конкретный диагноз.
  • Плохое настроение. Если совсем ничего не радует, а раздражение только усиливается и отражается на близких.
  • Семейные неурядицы. Когда конфликты в семье становятся невыносимыми, менять нужно не человека, а всю семейную систему.
  • Любимые грабли. Когда похожие проблемы подстерегают на работе или дома, даже если эту работу или дом периодически заменяют новыми.

Пройти тест на неуверенность в себе

Как подготовиться к работе с психологом

Психологическую помощь оказывают государственные, частные, штатные психологи. Первые работают в государственных структурах – детсадах, школах, поликлиниках, больницах, социально-консультационных службах, службах экстренной помощи, центрах занятости. Штатные психологи могут работать в государственных или частных компаниях (в банках, на предприятиях) – везде, где беспокоятся о психоэмоциональном здоровье сотрудников. Государственные психологи получают государственную зарплату, штатным оклад назначает организация-наниматель.

Частный психолог — это бизнесмен, который самостоятельно строит и продвигает свой бизнес, берет плату за свои услуги (за консультацию). Поэтому кроме традиционного страха перед психологами многих отпугивает высокая стоимость психотерапии. Особенно, если встреч с психотерапевтом потребуется много.

Но можно сократить необходимое количество визитов, а заодно сделать работу с психологом более эффективной – заранее подготовиться к встрече:

  1. Подумать в каком составе нужно отправляться на прием. Например, если проблемы касаются ребенка – решить, брать его с собой или нет. Возможно, на первом сеансе психолог будет разговаривать только с родителем, а ребенок будет скучать или отвлекать.
  2. Постараться заранее сформулировать проблему. Если прийти на сеанс со словами «все плохо» или «меня никто не любит», запрос будет слишком расплывчатым, а психологу придется тратить время, чтобы обнаружить интересующий предмет обсуждения. Лучше заранее написать запрос на бумаге, откорректировать несколько раз. На сеанс идти с записями, чтобы ничего не забыть от волнения.
  3. Уточнить, какие дополнительные бумаги, справки или предметы принести с собой. Психологу может понадобиться медицинская карта (если речь идет о неврологических проблемах), фотографии непонятных поделок ребенка или его рисунки – если ребенок рисует страшные картинки.
  4. Не ждать от психотерапии чудес. Часто клиенты видят в психологе чародея, который не просто проведет сеанс терапии, но враз решит накопленные годами жизненные проблемы. Но работа с психологом – также зона ответственности клиента. Чтобы поменяться, клиент тоже должен работать, пробовать, экспериментировать.

Психологическая помощь отличается от привычной медицинской тем, клиенту здесь отводится такая же активная роль, как и врачу-психотерапевту. На приеме не придется пассивно сидеть и выслушивать наставления «так надо», а «так не надо» – нужно будет работать. Главное, найти такого психолога, который вызывает доверие и желание идти на контакт.

wikigrowth.ru

Методы оказания экстренной психологической помощи

Трагические события происходят в мире с каждым годом все чаще. Увеличивается число стихийных катаклизмов и техногенных аварий. Все это даже у простого зрителя новостей вызывает спектр сильных переживаний. Что уж говорить о тех людях, кто напрямую столкнулся с чрезвычайной ситуацией? Хорошо, что есть психологи – специалисты и просто люди, которые могут помочь пережить даже самые невыносимые моменты жизни. Те моменты, когда кажется, что жизнь больше не имеет смысла…

Известно, что пострадавшие, получившие психологическую помощь сразу после события значительно меньше страдают от депрессий и других психических осложнений. Так, недавняя автокатострофа или пожар, при работе с психологом ЧС, проживаются немного легче. Основной задачей специалиста является создание обстановки тепла и защищенности человеку. Пострадавший может открыто рассказать обо всех переживаниях и страхах, которые он испытал. Без упреков, без осуждения, наоборот, получив эмоциональную поддержку и сочувствие. В результате качественно-проведенной работы психолога пострадавшие почти сразу «отдаляются» от событий несчастного случая и начинают рассказывать о нем отстраненно, так, как будто все происходило с посторонним человеком [1].

В обратном случае, если человек своевременно не получает психологическую помощь и замыкается в себе, оставаясь один на один со своей травмой последствия могут быть очень серьезными. Хотя бывают случаи, когда человек сам не хочет не о чем говорить. Ему нужно побыть одному. Главное, чтобы пострадавший знал, что если он захочет – Вы рядом и можете ему помочь.

Напомню, что экстренная психологическая помощь – это система краткосрочных мероприятий, направленных на регуляцию актуального психологического и психофизиологического состояния человека (или группы людей) и его (их) негативных переживаний, пострадавшего в результате ЧС при помощи профессиональных методов, соответствующих требованиям ситуации.

Методы, которые используются специалистами при работе с пострадавшими в результате ЧС зависят от характера и масштабности ЧС, времени, прошедшего с момента события, от реакции человека на него, от характеристик самого психолога , а так же от организационных моментов.

Общий перечень методов довольно широк: это и экстренная психологическая помощь, и психологическое сопровождение, эмоциональная поддержка, и направление (ведение), и информирование, психологическое и кризисное вмешательство (интервенция), а также выявление негативных социально-психологических механизмов (психическое заражение, паника, слухи) и управление ими (нейтрализация). Что представляет каждый из методов работы? Рассмотрим более подробно:

Приемы экстренной психологической помощи (в том числе и самопомощи) при острых стрессовых реакциях, например при ступоре, плаче или истерике, описаны в методических рекомендациях Центра медицины катастроф. В моей практике при ДТП часто встречаются реакции плача, страха и нервной дрожи. И в зависимости от реакции действия направленные на ослабление острой стрессовой реакции – разные.

Психологическое сопровождение, эмоциональная поддержка. Один из основных методов психологической помощи в кризисных ситуациях. Суть его в том, чтобы человек, переживающий нестерпимую боль от травмирующих событий не чувствовал себя одиноким и изолированным от мира. Для этого сопровождающий временно находится рядом с пострадавшим, обеспечивая ему безопасность, необходимую и достаточную поддержку. Все это направлено на улучшение состояния человека, повышение его адаптивности к новым условиям и послужило недопущением суицидальных мыслей и действий.

В качестве примера могу привести случай во время паводков. Одинокая бабушка, вынужденная жить в некомфортных условиях на время затопления очень страдала от этого. Первые наши беседы проходили сквозь слезы и жалобы. Со временем пожилая женщина перестала плакать, стала более разговорчивой и веселой. И даже начала подумывать о ремонте дома.

В более широком смысле психологическое сопровождение может включать ведение и информирование. Так, в ситуации необходимости принятия значимого решения человеку тяжело это сделать из-за дефицита времени, недостатка или противоречивости информации. В такой ситуации должен быть человек, который может помочь пострадавшему оценить ситуацию, предвосхитить последствия принимаемых им решений, предпринять своевременные адекватные действия. Причем этот метод чаще всего используется психологами при работе на телефоне «Горячей линии». Так, например, те люди, чьи близкие находятся в дороге, при объявленном снежном заносе и не выходят на связь переживают, тревожатся и не знают, что им делать. Когда человек не имеет достоверной информации – он, конечно, сильно волнуется. Предоставив точные данные по трассам, и где именно их близкие и что с ними — эмоции ослабевают. И те реакции, с которыми человек изначально обратился, страх, гнев, тревога, уже теряют свою интенсивность. То есть, в связи получением необходимой информации, приходит ощущение совладания с ситуацией и нормализация эмоционального состояния.

Психологическое вмешательство или интервенция. Кризисные ситуации зачастую требуют от человека срочного решения возникших проблем. Однако сил и ресурсов, для совладания с трудной жизненной ситуацией может быть недостаточно. Психологическое вмешательство (в том числе и экстренное) можно осуществить, используя методы психологического воздействия, приемы и техники из психотерапевтических подходов. Отличительной особенностью этого метода является желание самого человека произвести положительные изменения, и готовность к взаимодействию со специалистом-психологом. Вариантом такой трансформации является, когда человек перестает горевать о сгоревшем доме, вздыхает и говорит: «Главное, что все живы и здоровы, остальное и построить можно».

Еще один метод оказания экстреной психологической помощи — кризисное вмешательство. Это экстренная и неотложная психологическая помощь, направленная на возвращение пострадавшего к адаптивному уровню функционирования, снижение негативного воздействия трагического события, предотвращение психопатологии. То есть кризисная интервенция направлена на то, чтобы сделать возможным работу над проблемой, нахождение клиентом желательного и адекватного для себя варианта исхода кризисной ситуации.

Кризисное вмешательство и психологическую интервенцию объединяет задача обретения клиентом контроля над ситуацией, обращение к своим ресурсам.

В случае чрезвычайной ситуации, внезапно возникшей трагедии, невозможна работа в рамках только одного психологического направления. В кризисной ситуации, специалист, практикующий только традиционную психотерапию, не отвечает требованиям, необходимым для работы в кризисном вмешательстве (одного подхода бывает недостаточно). Чем большим инструментарием разных направлений владеет специалист-экстренник, тем больше увеличиваются возможности в работе с пострадавшими. Особенностью работы психолога в ЧС является еще и совсем иные отношения в системе «психолог-клиент». Зачастую люди, нуждающиеся в экстренной психологической помощи, за ней не обращаются. Установление контакта, доверия возможно тем больше, чем больше теплоты, неформальности в отношениях, исходящих от психолога. Однако даже здесь позиция психолога может варьировать от недирективной до директивной, с учетом ситуации, состояния и установок клиента.

Негативные социально-психологические механизмы возникают в условиях нестабильности в общности, при нехватке или противоречивости информации. Нестабильность, особенно резко меняющиеся условия, порождает массовую тревогу, состояние общего дискомфорта, неуверенности в своем будущем или будущем своих детей и т.п. Общая стратегия профилактики заражения, паники и слухов состоит в том, чтобы противодействовать условиям, способствующим их возникновению и распространению.

Все вышеперечиленные методы используются психологами в случаях оказания экстренной психологической помощи пострадавшим. Важно, что для уменьшения психологической травмы, достаточно приступить к стиранию тяжелых воспоминаний до первой ночи. Если быстро принять необходимые меры, то симптомы острого стрессового расстройства обычно ослабевают или проходят в течение 30 дней. Если работа проведена своевременно и эффективна, то основным показателем результативности является адаптация человека к изменившимся условиям жизни, их принятие и наличие ресурсов для преодоления трудностей кризисной ситуации.

 

Психолог филиала
ГУ «Центра медицины катастроф»
КЧС МВД РК по ВКО Логачева Э.С.

emer.gov.kz

Закон РБ об оказании психологической помощи. Государственное учреждение образования «Доброгощанская базовая школа Жлобинского района»

ЗАКОН РЕСПУБЛИК БЕЛАРУСЬ

 

 

———————————————————————————————————

Принят Палатой представителей 4 июня 2010 года
Одобрен Советом Республики 15 июня 2010 года

Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ оказания психологической помощи в целях обеспечения прав и законных интересов граждан при ее получении.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

психологическая помощь – комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию;

психологическая проблема – состояние душевного дискомфорта гражданина, вызванное неудовлетворенностью собой, своей профессиональной деятельностью, межличностными отношениями, обстановкой в семье и (или) другими проблемами личной жизни;

кризисная ситуация – условия и (или) факторы, приводящие к жизненным изменениям и возникновению психологических проблем, с которыми гражданин не может справиться привычными для него способами;

кризисное вмешательство – безотлагательное оказание психологической помощи.

Статья 2. Законодательство в сфере оказания психологической помощи

Законодательство в сфере оказания психологической помощи основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Субъекты, осуществляющие деятельность по оказанию психологической помощи

Субъектами, осуществляющими деятельность по оказанию психологической помощи, являются организации и индивидуальные предприниматели.

Статья 4. Психолог. Требования, предъявляемые к психологу

Психолог – лицо, непосредственно оказывающее психологическую помощь и отвечающее требованиям, предъявляемым настоящей статьей. При осуществлении деятельности по оказанию психологической помощи, требующей получения соответствующего специального разрешения (лицензии), психолог должен соответствовать также иным требованиям, предусмотренным законодательством о лицензировании.

Психолог оказывает психологическую помощь в качестве индивидуального предпринимателя либо работника субъекта, осуществляющего деятельность по оказанию психологической помощи.

Психологом может быть лицо:

имеющее высшее психологическое образование;

имеющее высшее медицинское образование с квалификацией врач-психолог, медицинский психолог, клинический психолог;

имеющее высшее педагогическое образование с квалификацией психолог, педагог-психолог, практический психолог в системе образования;

имеющее ученую степень доктора или кандидата психологических наук;

прошедшее переподготовку на уровне высшего образования по специальности практическая психология, медицинская психология, психология.

Лицо, получившее соответствующее образование за рубежом, имеет право на оказание психологической помощи при наличии выданного Министерством образования Республики Беларусь свидетельства о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь.

Не допускаются к непосредственному оказанию психологической помощи лица, указанные в частях третьей и четвертой настоящей статьи, которые:

имеют судимость за совершение умышленного преступления против человека;

ранее выполняли воспитательные функции и были уволены за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением такой работы;

состоят на учете в психоневрологическом и (или) наркологическом диспансерах.

Статья 5. Виды психологической помощи

К видам психологической помощи относятся:

психологическое консультирование – комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданину (группе граждан) в разрешении психологических проблем, в том числе в принятии решений относительно профессиональной деятельности, межличностных отношений, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию, а также на преодоление последствий кризисных ситуаций;

психологическая коррекция – комплекс мероприятий, направленных на исправление (корректировку) особенностей личности гражданина и его поведения, которые приводят к психологическим проблемам;

психологическая профилактика – комплекс мероприятий, направленных на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности гражданина и межличностных отношений, содействие гражданину в сохранении и укреплении состояния его душевного равновесия;

психологическое просвещение – комплекс мероприятий, направленных на распространение психологических знаний, повышение степени информированности граждан о психологии и возможностях психологической помощи в целях повышения уровня их психологической культуры и качества личной жизни.

Составной частью любого вида психологической помощи может являться психологическая диагностика, выражающаяся в оценке индивидуально-психологических свойств личности гражданина и направленная на выявление психологических проблем гражданина, уточнение их особенностей.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Статья 6. Государственное регулирование в сфере оказания психологической помощи

Государственное регулирование в сфере оказания психологической помощи осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь и иными государственными органами, в том числе местными исполнительными и распорядительными органами, в пределах их полномочий.

Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере оказания психологической помощи

Президент Республики Беларусь определяет государственную политику и осуществляет иное государственное регулирование в сфере оказания психологической помощи в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере оказания психологической помощи

Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение государственной политики в сфере оказания психологической помощи, координирует деятельность государственных органов в данной сфере, определяет в части, не урегулированной настоящим Законом и иными законодательными актами, порядок и условия оказания психологической помощи.

Статья 9. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и иных государственных органов, в том числе местных исполнительных и распорядительных органов, в сфере оказания психологической помощи

Министерство здравоохранения Республики Беларусь в сфере оказания психологической помощи в пределах своей компетенции:

проводит государственную политику, за исключением государственной политики в сфере оказания психологической помощи в системе образования;

осуществляет выдачу специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности по оказанию психологической помощи;

вносит предложения о совершенствовании правового регулирования;

осуществляет совместно с Министерством образования Республики Беларусь методологическое руководство;

развивает международное сотрудничество;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Министерство образования Республики Беларусь в сфере оказания психологической помощи в пределах своей компетенции:

проводит государственную политику в системе образования;

вносит предложения о совершенствовании правового регулирования;

осуществляет совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь методологическое руководство;

осуществляет методологическое руководство в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов;

развивает международное сотрудничество;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Иные государственные органы, в том числе местные исполнительные и распорядительные органы, реализуют государственную политику в сфере оказания психологической помощи в пределах своих полномочий.

Статья 10. Межведомственный координационный совет по оказанию психологической помощи

В целях обеспечения координации деятельности государственных органов в сфере оказания психологической помощи Советом Министров Республики Беларусь создается Межведомственный координационный совет по оказанию психологической помощи.

Межведомственный координационный совет по оказанию психологической помощи является консультативным органом. Положение о Межведомственном координационном совете по оказанию психологической помощи и его персональный состав утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 11. Лицензирование деятельности по оказанию психологической помощи

Лицензирование деятельности по оказанию психологической помощи осуществляется в соответствии с законодательством о лицензировании.

ГЛАВА 3
ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Статья 12. Организация оказания психологической помощи

Оказание психологической помощи осуществляется на основании методов и методик, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.

Порядок и условия применения методов и методик оказания психологической помощи определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 13. Цели оказания психологической помощи

Целями оказания психологической помощи являются:

предупреждение психологических проблем;

разрешение психологических проблем;

преодоление последствий кризисных ситуаций;

информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения;

развитие личности, ее самосовершенствование и самореализация.

Статья 14. Принципы оказания психологической помощи

Психологическая помощь оказывается на основе принципов:

законности;

уважения и соблюдения прав, законных интересов и свобод граждан;

добровольности получения психологической помощи;

доступности получения психологической помощи;

конфиденциальности;

научной обоснованности;

профессионализма.

Статья 15. Обеспечение конфиденциальности при оказании психологической помощи

Информация, полученная при оказании психологической помощи, а также факт обращения за оказанием психологической помощи являются профессиональной тайной, охраняемой настоящим Законом. Документация психолога об оказании гражданину психологической помощи применяется только для служебного пользования. Выписка из документации психолога об оказании гражданину психологической помощи предоставляется по запросу этого гражданина или его законного представителя, за исключением случаев оказания психологической помощи анонимно. Выписка из документации психолога об оказании гражданину психологической помощи предоставляется в форме, доступной для понимания лицом, не обладающим специальными познаниями в области психологии.

Сведения, составляющие профессиональную тайну, могут быть сообщены психологом третьим лицам только с согласия гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи, или его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи.

Предоставление сведений, указанных в части первой настоящей статьи, без согласия гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи, или его законного представителя допускается по письменным запросам:

органов, ведущих уголовный процесс, в связи с проведением предварительного расследования или судебным разбирательством;

руководителей органов или учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, для обеспечения личной безопасности и ресоциализации граждан;

руководителей государственных организаций здравоохранения, оказывающих психотерапевтическую, психиатрическую, наркологическую, сексологическую помощь, для оказания такой помощи;

руководителей учреждений образования в целях улучшения условий организации обучения и воспитания обучающихся (воспитанников) этих учреждений;

научных работников в связи с проведением ими научных исследований или специалистов, занимающихся педагогической деятельностью в области психологии, психотерапии, психиатрии, сексологии, в связи с осуществлением ими педагогической деятельности – в форме, исключающей наличие сведений личного характера, позволяющих идентифицировать конкретного гражданина.

Психологи обязаны сообщать в правоохранительные органы информацию, составляющую профессиональную тайну, если она содержит сведения о совершенном особо тяжком преступлении либо о готовящемся тяжком, особо тяжком преступлении.

Психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными, о психологических проблемах несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными, при которых существует вероятность совершения ими суицидальных действий. Предоставление такой информации не является разглашением профессиональной тайны.

Обязанность сохранять профессиональную тайну наравне с психологами распространяется также на лиц, которым она стала известна в соответствии с настоящим Законом.

Статья 16. Формы и способы оказания психологической помощи

Оказание психологической помощи может осуществляться в очной и заочной формах.

Очная форма оказания психологической помощи – оказание психологической помощи без использования средств электросвязи.

Заочная форма оказания психологической помощи – оказание психологической помощи с использованием средств электросвязи.

Оказание психологической помощи гражданину осуществляется индивидуально или в составе группы.

Оказание психологической помощи гражданину (группе граждан) для преодоления последствий кризисных ситуаций может осуществляться путем кризисного вмешательства.

Статья 17. Порядок оказания психологической помощи

Психологическая помощь оказывается на безвозмездной или возмездной основе.

Оказание психологической помощи на безвозмездной основе обязаны обеспечивать:

государственные учреждения здравоохранения гражданам по месту их жительства (месту пребывания) либо пациентам – при оказании бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения;

учреждения образования участникам образовательного процесса;

государственные организации, осуществляющие предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданам, оказавшимся в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;

следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь несовершеннолетним, содержащимся под стражей;

лечебно-трудовые профилактории гражданам, находящимся в лечебно-трудовых профилакториях;

учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь осужденным, отбывающим наказание в таких учреждениях;

комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета, управления (отделы) образования областных, городских, районных исполнительных комитетов либо органы, организации, уполномоченные органом опеки и попечительства, несовершеннолетним, находящимся на воспитании в приемных, опекунских семьях, детских домах семейного типа, а также усыновленным несовершеннолетним по обращениям усыновителей;

государственные учреждения социального обслуживания малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам – на основании государственных минимальных социальных стандартов в области социального обслуживания;

местные исполнительные и распорядительные органы лицам, пострадавшим в результате акта терроризма, иного тяжкого или особо тяжкого преступления;

государственные органы, иные государственные организации при осуществлении ими деятельности по оказанию психологической помощи для выполнения целей и задач, возложенных на них законодательством.

Психологическая помощь исключительно на безвозмездной основе оказывается:

организациями своим работникам;

с использованием средств электросвязи;

несовершеннолетним в случаях, предусмотренных частью второй статьи 18 настоящего Закона.

Психологическая помощь на возмездной основе может оказываться организациями и индивидуальными предпринимателями, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи.

Оказание психологической помощи на возмездной основе осуществляется на основании письменных договоров об оказании психологической помощи, за исключением психологической помощи, оказываемой анонимно. К договору об оказании психологической помощи применяются правила, установленные законодательством для договора возмездного оказания услуг.

Психологическая помощь может оказываться анонимно на возмездной или безвозмездной основе. Анонимно психологическая помощь оказывается по желанию гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи. На гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи анонимно, оформляется специальная карта, в которой указываются названные гражданином фамилия, возраст и место жительства (место пребывания), без предъявления документа, удостоверяющего личность. Документами, подтверждающими факт оплаты услуг при оказании психологической помощи анонимно на возмездной основе, являются кассовый чек или иной документ, предусмотренный законодательством.

Статья 18. Условия оказания психологической помощи

Психологическая помощь гражданину оказывается с его согласия, а несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет – также с согласия одного из законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

При оказании психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет согласия законных представителей не требуется:

при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;

в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;

при оказании психологической помощи в виде психологического просвещения и психологической профилактики в учреждениях образования и организациях здравоохранения;

dobrogosha.schools.by

Тема 60. Техники оказания психологической помощи по телефону.

Психология телефонного диалога. Классификация запросов клиентов различного возраста. Техника активного слушания. Особенности заключения контракта при телефонном консультировании. Виды вопросов в телефонном консультировании. Требования к формулированию вопросов и их произношению. Завершение телефонного консультирования: методика подведения итога.

Особенности оказания помощи и техники работы с «зависающим» абонентом, агрессивно настроенным и манипулирующим клиентом.

Психология телефонного диалога. Классификация запросов клиен­тов различного возраста. Техника активного слушания. Особенности заключения контракта при телефонном консультировании. Виды во­просов в телефонном консультировании. Требования к формулирова­нию вопросов и их произношению. Завершение телефонного консуль­тирования; методика подведения итога.

Особенности оказания помощи и техники работы с «зависающим» абонентом, агрессивно настроенным и манипулирующим клиентом.

   Пространство телефонного диалога – это прежде всего вербальное пространство. Но язык может быть как инструментом созидания, так и инструментом разрушения. С его помощью происходит разрядка, завершение диалога, он же может привести к блоку и краху диалога. Поэтому использовать любые языковые структуры следует чрезвычайно осмотрительно и продуманно. Консультанту следует продумать псевдоним, под которым он будет представляться абонентам; а также начальную фразу, которая будет наиболее естественно звучать в его исполнении, например: «Телефон доверия, здравствуйте, я Вас слушаю», «Телефон доверия, добрый вечер» и т.д. В начале диалога необходимо обозначить службу, в которую позвонил абонент, с тем, чтобы у него не возникало сомнений, тревожности или агрессии. Поводом к началу разговора служит телефонный звонок. Консультант должен снять трубку не позднее третьего гудка и первым приветствует абонента. В отличие от очного консультирования консультант в начале беседы может не называть своего имени и для некоторых абонентов такая обезличенность имеет экзистенциальный смысл, так как помогает встрече с самим собой. Консультант при такой беседе является как бы зеркалом, помогающим абоненту увидеть свои ценностные ориентиры и смысловые позиции. В таких случаях вербализация жизненных ситуаций, отношений и эмоций является и возможным выходом позитивное осмысление обстоятельств.

Ободрить и поощрить абонента к беседе помогают такие вопросы, как «О какой проблеме (ситуации) Вы хотели бы поговорить», «С чего Вы хотели бы начать?» Такое начало диалога предоставляет право абоненту самому избрать тот круг вопросов и проблем, который он хотел бы обсудить.

В консультативных беседах о смысле жизни следует учитывать по меньшей мере три обстоятельства: а) позицию абонента, б) позицию консультанта, в) возрастные особенности собеседников. Как правило вопросы смысла жизни, одиночества и рассмотрение других экзистенциальных ценностей становятся актуальными не только в силу конкретных проблемных ситуаций, но и в определенные периоды возрастных кризисов (пубертатного, кризиса тридцатилетних, сорокалетних, пожилых людей). Подростковый кризис связан с осознанием своей идентичности и индивидуальности. Тактика консультирования заключается в том, чтобы «открыть» вместе с подростком « дверь во взрослую жизнь», укрепить самоуважение и толерантность к окружающим. При этом важно принять его максималистскую позицию, показать ее правомерность в контексте ответственности, мягко и ненавязчиво отметить, что и другие точки зрения имеют право на существование без ущерба для его независимости и самоуважения. Кризис сорокалетних имеет иные психологические особенности. Собеседник может находиться в сомнениях по поводу самореализации и достижений других желаемых результатов. В этом возрасте наиболее острым является ощущение конечности жизни. Понимание того, что она заключена в пространстве между рождением и смертью. Чувствуя это ограничения он мечется по времени своей жизни, и каждый из этих бросков вызывает страдание: при стремлении вперед его неминуемо охватывают мысли о смерти, при взгляде на пройденный путь – сокрушается неудачам. Тактика консультирования состоит в рассмотрении жизни как Дара, дающегося один раз. Поэтому стоит показать собеседнику, что многие его возможности еще можно реализовать, а новое осознание может помочь использовать прошедший опыт. В ходе беседы необходимо суммировать все, даже самые незаметные достижения собеседника и экстраполировать их в будущее, что позволит создать модель дальнейшей жизни.

Психологический кризис пожилых возникает на фоне утраты родных, близких, здоровья, профессии и т.д. При сохранной критичности наибольшую остроту приобретают переживания одиночества, психической или физической неполноценности и беспомощности. Задачей психологического консультирования является уменьшение психической боли от перенесенных утрат. При появлении позитивных перемен следует обсудить с собеседником благоприятные итоги жизни, то положительное, что имело смысл в прошлом и имеет значение в настоящем. Сложности могут возникнуть из-за разницы в возрасте и объеме жизненного опыта собеседников. Поэтому в беседах с пожилыми абонентами основное внимание следует сосредоточить на коррекции эмоциональных переживаний – различие в годах не властно над утешением.

 Техники активного (эмпатийного) слушания: 1) Поощрение. Цель – демонстрация поддержки и стремление к раскрытию. Способ – доброжелательный тон и обобщенные фразы (Мм, угу, это интересно, Что Вы, рассказывайте дальше) 2) Парафраз (повтор). Демонстрация заинтересованности и понимания, Повтор ключевых слов, подчеркивание важных фактов. (Если я правильно поняла, то… Так вы считаете..) 3) Рефлексия. Демонстрация слушания и понимания чувств. Отражение (вербализация чувства). Вы чувствуете, что.. Вы были сильно… 4) Обощение. Собрать воедино факты, мысли. Заложить основу доп. обсуждения. Полностью повторить фразу (отзеркалить).

   Специфика телефонного консультирования такова, что наиболее значимым, основным, а иногда и единственным этапом является первоначальный этап телефонной беседы. В силу своих уникальных черт- анонимности, бесплатности и конфиденциальности — обращения в службу поступают не всегда с целью разрешения какой-либо проблемной ситуации, и иногда бывает достаточным эмпатийное отношение, активное слушание, психологическая поддержка, положительное подкрепление. Чаще всего такие обращения носят исповедальный характер, и выговорившись, вербализировав накопленные в душе негативные эмоции и переживания абонент не требует дальнейшей работы. В этом случае телефонная беседа включает в себя только три этапа и заканчивается удовлетворением консультанта от гармоничного взаимодействия, и удовлетворением абонента от сознания того, что его выслушали и поняли. В случае необходимости включения в телефонную беседу этапа поиска решений и альтернатив, консультанту следует заключить контракт на дальнейшую работу. Переход к этому этапу производится с помощью открытых вопросов, побуждающих абонента сосредоточиться на том вопросе или ситуации, которая требует разрешения, или круга проблем, которые ему хотелось бы обсудить: «Не могли бы Вы чуть больше рассказать о…», «Что Вы чувствовали, когда…», «Что бы Вы хотели еще обсудить?», «Что вызвало у Вас эти чувства?» и т.д. Дальнейшее исследование проблем, значимых для абонента или рассмотрение вопросов, которые интересуют абонента могут способствовать выходу на истинную, или базовую проблему. Для консультанта в данный момент важно быть очень внимательным, так как зачастую именно на этом этапе абонент демонстрирует противоречия между чувствами и поведением, между тем, что волнует абонента, и как он об этом говорит. Прояснение, вербализация консультантом этих противоречий способствует возникновению инсайтов. Так же, в работе с базовой проблемой необходимо использовать такие техники, как «парафраз», «обобщение» «повтор (зеркализация)».

Виды во­просов в телефонном консультировании. Требования к формулирова­нию вопросов и их произношению.

Важен контекст задаваемых вопросов, они могут часто помимо воли нести в себе разнообразные ф-ции: обвинения, советов, возложения ответственности, утешения, создавать напряжение, командовать, защищать. Лучше в беседе использовать вопросы открытые, позволяющие абоненту раскрыть эмоции и разобраться в ситуации. (Какие чувства у вас эта ситуация вызывает?) Обозначить проблематику и помочь сформулировать проблему. (С чего бы вы хотели начать?) Вопросы Что? и Как? – ободряют клиента, позволяют расширять совместное обсуждение. Избегать вопросы Почему? Зачем? – обвинение.

Зачастую телефонный диалог завершается по обоюдному согласию сторон при его конструктивном течении после коррекции чувств абонента или разрешения проблемной ситуации. Вместе с тем, в ряде случаев, в заключительной стадии диалога, консультант должен брать на себя ответственность за его завершение. Эта инициатива, в то же время должна находится в согласии с одним из основных правил телефонной помощи – консультант не должен первым класть трубку.

Консультанту следует принять решение в пользу завершения беседу в случаях, когда: а) обсуждение ситуации повторяется вновь и вновь; б) абонент становится зависимым; в) разговор в силу своей длительности не может быть «здесь и теперь» полезным из-за усталости или фрустрации.

Наилучшим способом завершения является подытоживание чувств, проблем и ситуаций абонента: «Итак, мы пришли с Вами к выводу о том, что…», «По-видимому, следует подвести итог…», «Ваше изменившееся отношение к этой ситуации говорит о том, что нам пора подвести итог…». При подытоживании необходимо быть кратким, твердым и эмпатически настроенным. Следует напомнить абоненту, что он может обратиться в любой момент с возникающими у него проблемами, равно как и в случае, если потребуется дальнейшее обсуждение. На завершающем этапе может возникнуть необходимость отказа абоненту в тех или иных его желаниях и мотивах. Телефонные консультанты считают, что отказ может быть полезным, если абонент:

а) предпочитает вести беседу с консультантом определенного пола;

б) настойчиво интересуется личностью или деталями жизни консультанта;

в) требует наставлений и советов; г) настаивает на встрече с консультантом или просит перезвонить ему;

д) ведет беседу по принципу «да, но…» в качестве ответной реакции на множество предложенных альтернатив;

е) рассказывает различные истории или болтает о мелочах;

ж) просит «подождите, пока я…»; з) все время повторяется; и) требует гарантий или стремится переложить всю ответственность на консультанта;

к) консультант исчерпал все свои внутренние резервы и нуждается в завершении разговора.

Отказывать в продолжении консультативной беседы следует мягко, но в то же время решительно. Главная трудность в завершающей стадии – это опасность стать жертвой манипулятивного отношения со стороны абонента. В ситуации отказа абонент может выражать сомнение в компетентности консультанта, показывать недовольство или угрожать – любые манипуляции необходимо встречать с твердостью. Важно помнить, что подытоживая и заканчивая разговор, его нужно действительно завершать.

        По мере  расширения деятельности  службы неотложной помощи по телефону растет и число регулярных (зависающих) абонентов. Абонентов заставляет «зависать» ряд возможных причин: а) недостаточный профессионализм консультантов, нарушающих принципы работы под предлогом «помощи ближнему»; б) отсутствие инфраструктуры социальной помощи, вынуждающее консультанта выполнять  несвойственные ему функции (юридические, социальные, медицинские им т.п.) в) особые психологические черты «зависающих» абонентов.  Важно понять, что объединяет всех этих людей позиция  чрезмерной значимости проблемы и отсутствие стремления ее решать. В тот момент, когда в результате психотерапевтической беседы решение оказывается близко — они теряют интерес к диалогу и часто озлобляются. Они ничего не хотят менять в жизни и испытывают удовольствие от наличия проблемы, так как она позволяет манипулировать другими людьми, получать выгоду от них. «Зависающих» ничего не пугает  больше, чем необходимость принять на себя ответственность. Характерными чертами таких людей являются: конформность, консерватизм,  эгоцентризм, стремление к абсолютизации. Спорить с ними бесполезно, так как  «зависающие» абоненты характеризуются пассивно-агрессивной сущностью покорности. Конформный акцентуант без труда способен совершить агрессивный поступок в отношении человека, нарушившего его представления о том, как «надо».  У таких людей нарушено продуктивное развитие личности, существенно снижен уровень восприятия коллективных достижений человечества и нарушена технология формирования культуры. Об этом следует помнить, проводя консультирования таких абонентов в службе телефонной помощи.

         В телефонном консультировании  приходится сталкиваться с двумя видами агрессии (по Э.Фромму): доброкачественной и злокачественной. Доброкачественная агрессия возникает у человека  как защита при угрозе, актуальной, воображаемой, или возможной в будущем. По сути, любое кризисное состояние несет в себе опасность, поэтому этот вид встречается достаточно часто при различных видах обращений в качестве фона беседы или отдельных эпизодов («вспышек» незавершенного диалога). При злокачественной агрессии целью становится проявление деструктивности и жестокости к окружающим. В телефонном консультировании именно собеседников, испытывающих эти тенденции, следует считать агрессивными абонентами. Агрессивный абонент стремится досадить собеседнику, он гневается и, следовательно, нуждается в разрядке. Она может наступить только после совершения деструкции, и поэтому агрессор стремится не к конгруэнтному соприкосновению с пространством собеседника, а к внедрению или его насильственному уничтожению. Особенно привлекательным для агрессора является разрушение личностных границ собеседника, о которых может свидетельствовать изменения интонаций голоса и длительность растерянных пауз консультанта. Для агрессора молчание растерянного собеседника является лучшим подарком и чувствительным показателем эффективности произведенной деструкции. Деструкция абонента ограничена вербальной агрессией и является легкой, доступной для абонента и крайне чувствительной для консультанта. Поскольку агрессивный абонент склонен к незавершенному диалогу, то одна из основных задач консультанта состоит в том, чтобы превратить его в завершенный. Этот процесс называется блокадой. Блокировать незавершенный диалог – значит вернуть ему устойчивость, психологический центр и предотвратить нерегулируемую деятельность. Он осуществляется через введение консультантом ограничений и контроля. Преодолевая тревогу, растерянность, досаду, вину или ответную агрессию, консультант блокирует их выражение. От преодоления этих чувств необходимо продвигаться в направлении конструктивных отношений. Если консультант осознает, что  у него нет возможности противостоять агрессии и жизни собеседника не грозит опасность, то целесообразно завершить беседу, пригласив позвонить вновь в другое время.

         По мнению многих исследователей, манипуляторов следует отнести к личностям с садистическими тенденциями, которые используют других для поддержания и сохранения чувства контроля над собственной жизнью. Манипуляция может проводиться и с серьезными деструктивными целями, направленными на разрушение человека.  Манипулятивный абонент в начале телефонной беседы скрывает садистические или деструктивные цели за благовидным фасадом («Вы должны мне помочь, моя дочь такая…»,  «Я решил обратиться к профессионалу…», «Я в таком состоянии, только Вы мне можете помочь»). Манипулятор легко использует трюки, уловки и хитрости для того, чтобы завладеть консультантом. Поэтому следует обращать внимание на следующие черты манипулятора: а) неустойчивость и прихотливость эмоций; б) туннельное сознание – они видят только то, что хотят видеть и слышат только то, что хотят слышать; в) играют в проблемы, конфликты и жизненные ситуации («ну предположим, вот такая ситуация…», «если бы со мной случилось…»).Главная задача манипулятивного абонента, часто неосознаваемая, состоит в установлении власти над беседой, чувствами, мыслями другого, в данном случае – консультанта. И поэтому консультанту важно сохранять и удерживать собственный контроль над диалогом. В беседе с манипулятором становится ясно, что он предпочитает говорить только на те темы, которые считает приемлемыми, и легко озлобляется, если консультант проявляет другие намерения. Две основные возможности, определяющие конструктивное ведение диалога с манипулятивным абонентом- это поддержание контроля над беседой и ее завершение, если абонент переходит к вербальной агрессии. Эти принципы взаимосвязаны, поскольку установка консультанта на сохранение контроля над беседой приводит к оскорблениям со стороны манипулятора, ибо не дает ему возможности контролировать. Важно помнить и о том, что не следует поддаваться гневу.

studfile.net

Методы оказания экстренной психологической помощи.

Психологическое консультирование при работе на «Горячей линии» — это консультирование, осуществляющееся по классическим этапам и принципам, но в особых условиях.

При возникновении ЧС обращения на «Горячую линию», как правило, будут носить кризисный характер, связанный с переживанием травмирующего события, несущего угрозу жизни, здоровью человека и его близких, с потерей, фрустрацией и т.п.

При работе с клиентом, находящимся в кризисном состоянии, основной задачей консультанта является необходимость объяснить человеку, что то, что с ним происходит, нормально и целесообразно. Основной тактикой работы должна быть поддержка.

Методы, используемые при оказании экстренной психологической помощи по телефону – это методы, которые позволяют провести краткосрочное воздействие с использованием аудиального канала восприятия. К таким методам можно отнести: НЛП, краткосрочную позитивную терапию, эмоционально-образную терапию, суггестивные техники, релаксационные методы и методы, направленные на саморегуляцию, рациональную психотерапию и др.

Этапы консультирования.

  1. Установление контакта.

Для наилучшего установления контакта и наиболее эффективного присоединения к клиенту необходимо создать ситуацию, стимулирующую его к разговору, к рассказу о своей проблеме. С этой целью следует соблюдать основные технические принципы речевого поведения консультанта, которые заключаются в следующем:

  • Речь консультанта максимально приближена к речи клиента.

  • Консультант не употребляет специальных терминов.

  • Консультант избегает длинных фраз, стремится к точности и краткости своих высказываний.

  • Консультант задает только краткие и ясные для клиента вопросы в процессе выслушивания.

  • Консультант анализирует эмоциональное состояние клиента в процессе беседы.

  • Консультант не употребляет «сильных» слов и выражений, например, таких как «Кошмар!», «Как же Вы все это выдерживаете?», «Не может этого быть!» и т.д.

  • Консультант использует различные варианты «открывающих» реплик: «Как дальше развивались события?», «Как именно все это происходило?», «Почему Вы склоняетесь именно к таким выводам?», которые постепенно продвигают рассказ клиента и позволяют не слишком уклоняться от главной проблемы в процессе разговора.

  • Консультант своевременно поясняет смысл своих расспросов, чтобы у клиента не возникало ощущение удовлетворения чьего-то чужого праздного любопытства.

  • Важную роль играет краткое резюмирование сказанного клиентом, что помогает ему ориентироваться в собственной ситуации.

  1. Фаза диалога.

На первом этапе беседы консультант полностью принимает ту концепцию проблемы, которую ему преподносит клиент, разделяет его видение происходящего, помня о том, что наиболее важным является не то, как эта проблема представлена в реальности, а то, как она представлена во внутреннем мире клиента. Консультанту следует давать как можно более полное и искреннее отражение чувств клиента. Важно помнить, что некая путаница в словах и мыслях клиента, его абстрактные жалобы всегда прикрывают что-то конкретное. Для выхода на проблему и формулировки запроса консультант может выяснить следующее:

    • историю возникновения проблемы клиента;

    • отношения клиента с действующими в его рассказе лицами;

    • отношение близких, значимых для клиента людей к проблеме, которая его волнует;

    • чувства клиента и других действующих в его рассказе лиц в разных ситуациях;

    • происходят ли в этой проблемной ситуации улучшения или ухудшения и с чем они обычно связаны, т.е. есть ли какая-либо цикличность проблемы, периоды ее нарастания и убывания.

    1. Фаза решений и поиска выхода из сложившейся ситуации.

    Основная задача данного этапа — выработка плана действий, направленного на преодоление критической ситуации. Как и всякий процесс психотерапии, телефонный ее вариант рассчитан, в конечном счете, на активность самого консультируемого. Участие абонента в разработке плана действий налагает на него внутренние обязательства выполнить намеченное. Соглашение, которое порой заключается между психологом и клиентом на данном этапе, призвано эти обязательства закрепить. Консультант занимает позицию «пассивной» активности: «держит» паузу (намеренное молчание с целью переадресовки активности абоненту), если что-то предлагает, то не в форме готовых решений, а только их гипотез.

    Одним из наиболее эффективных в дистанционной работе является использование принципов краткосрочной позитивной психотерапии. В частности, здесь можно использовать следующие приемы краткосрочной психотерапии, разработанные в Московском суицидологическом центре под руководством профессора А.Г. Амбрумовой:

    1. Преодоление исключительности ситуации. Используется в случае, когда обратившийся считает, что критическая ситуация складывается у него в силу его личностных недостатков и ошибочных действий. Психолог должен тактично подчеркнуть, что аналогичные ситуации встречаются в жизни достаточно часто. Этим приемом следует пользоваться очень осторожно, так как он может нарушить общение, когда абонент ждет от консультанта поддержки, а вместо этого слышит: «Ваша ситуация банальна».

    2. Включение ситуации в контекст жизненного пути. Психотравмирующие события часто воспринимаются человеком как неожиданные, внезапные и поэтому непреодолимые. Раскрывая последовательность развития ситуации, консультант показывает ее связь с предшествующими событиями и, тем самым, открывает возможность ее изменения.

    3. Снятие остроты ситуации. Абоненты часто считают, что критические обстоятельства требуют от них немедленного, сиюминутного решения. В таких случаях психолог подчеркивает, что у обратившегося есть время на обдумывание и на принятие решения.

    4. Терапия успехами и достижениями. Часто применяется для людей, неуверенных в себе, застенчивых, с низкой самооценкой. Рассказывая о себе, клиент сообщает и о тех трудностях, которые ему приходилось преодолевать. Психолог подчеркивает эти успехи, формируя у собеседника представление о себе как личности, способной к преодолению трудностей, что повышает его самооценку. Этот прием, будучи методом косвенной суггестии, является очень эффективным при воздействии на кризисные переживания и должен неоднократно повторяться на протяжении всего процесса терапии.

    5. Формулировка ситуации. Нередко, сообщив всю значимую информацию, клиент испытывает трудности в ее осмыслении, интеллектуальном овладении. Тогда консультант должен высказать точную формулировку переживаемой абонентом ситуации. Этот прием эффективен в острых кризисных ситуациях. Он помогает рационализировать происходящее, интеллектуально им овладеть и реалистически принять. Кроме того, он создает у обратившегося представление, что, какой бы трудной ни была его проблема, она может быть понята другими людьми. Тем самым, у человека уменьшаются переживания одиночества и беспомощности.

    6. Поиск источника эмоций. Обратившемуся за помощью предлагается установить непосредственные причины своего эмоционального состояния («Что именно в этой ситуации так Вас ранит?»). Этот прием помогает абоненту осознать связь между поступками значимого другого и собственными эмоциями.

    7. Фокусирование на ситуации. Некоторые клиенты пытаются бесконечно обсуждать свое эмоциональное состояние и соматические симптомы, уходя от обсуждения сути ситуации. Консультанту необходимо вернуть абонента к обсуждению конкретных планов выхода из ситуации, решению проблемы.

    8. Интерпретация. Если абонент в процессе беседы не нашел пути разрешения ситуации, специалист может помочь ему, высказывая гипотезы о возможных способах ее решения.

    9. Планирование. Психолог побуждает клиента к вербальному оформлению планов предстоящей деятельности.

    10. Вербализация чувств консультанта. Этот прием дает абоненту возможность узнать, как он и его проблема воспринимаются другим человеком, а также почувствовать, что консультант открыт для общения с ним.

    11. Удержание паузы. Целенаправленное молчание предоставляет клиенту возможность проявить инициативу, стимулирует вербализацию разрабатываемых им планов поведения. Молчание снижает темп беседы, дает клиенту время для рассмотрения альтернатив, для принятия решения, уменьшает эмоциональное напряжение. Время удержания паузы зависит от многих причин, в частности, от скорости речи абонента и от его эмоционального состояния.

    1. Фаза подведения итогов.

    Задачи:

    • обобщение предыдущих этапов;

    • формулировка итогов;

    • обсуждение плана действий;

    • поддержка абонента: выражается вера в него самого, в его силы, уверенность в возможности осуществления намеченного (метод такой косвенной суггестии неоднократно используется на протяжении всего телефонного контакта).

    Консультация завершается по обоюдному согласию сторон, после разрешения проблемной ситуации и коррекции чувств абонента. Кроме того, важно расспросить клиента о том, насколько ему помогла данная беседа, как она изменила его эмоциональное состояние, его представления о себе и близких, о своей жизненной ситуации и т.д. Такое подведение итогов разговора призвано укрепить достигнутое в процессе беседы понимание клиентом его проблемы.

    studfile.net

    Принципы оказания психологической помощи

    К сожалению, чрезвычайные ситуации в нашем обществе — явление достаточно частое. Многие люди становятся жертвами аварий или природных катаклизмов, подвергается физическому насилию, становятся жертвами террористов или, обратившись в оккультные организации, утрачивают веру, доверие, базовое чувство опоры на себя. Поэтому оказание психологической помощи в экстренных ситуациях все чаще оказывается востребованным и актуальным направлением работы практикующего психолога.

    Тем более нашего психолога Ирины В. Влади, владеющей профильным образованием в области исцеления психологических травм (образование Института психотерапии и клинической психологии при Минздраве РФ), а также, … неожиданно, практическим опытом в области духовных практик.

    К негативным факторам, которые появляются у человека, пережившего экстренную ситуацию, относят страх, фрустрацию, агрессию и раздражительность, отчаяние, депрессию. Все эти состояния искажают восприятие человеком действительности, ведут к поведенческим нарушениям и мешают пониманию человеком путей выхода из кризиса. Таким образом, получается замкнутый круг, разорвать который без помощи грамотного психолога зачастую бывает невозможно.

    Принципы оказания психологической помощи

    • Безотлагательность. Чем раньше будет оказана помощь, тем проще будет справиться с проблемой! Своевременная помощь позволит избежать перехода посттравматических симптомов в незаметное состояние, которое можно описать так: «со мною все нормально, просто настроение подводит…»
    • Простота. Как правило, при получении неотложной психологической помощи сразу после пережитого стресса, человеку требуются простые вещи: еда, возможность отдохнуть и поговорить о своих переживаниях. Человеку, находящемуся в остром аффекте, важно почувствовать, что он больше не один на один с этой проблемой.
    • Здравомыслие. Если Вы пострадали в чрезвычайной ситуации, Вам просто нужно время и психологическая помощь, чтобы адаптироваться. При стрессе «клиент» отличается от «пациента» тем, что у клиента сразу после стресса любая «неадекватная реакция» является НОРМАЛЬНОЙ. Нет смысла клиенту пугаться интенсивности своих переживаний: своего гнева, страха, своих панических атак или тревоги. Контроль над переживаниями мы помогаем восстановить. Другое дело — помощь психолога при восстановлении человека после хронических или затяжных стрессов, но это — отдельная тема.
    • Комфорт, Наш клиент получает помощь в привычной, комфортной для себя обстановке, что позволит ему быстрее сбросить напряжение. Задача психолога и клиента совместно проверить, нейтрализован ли источник психологической травмы, и нейтрализовать его. А вот госпитализация человека, находящегося в остром аффекте, может привести к появлению глубоких нервно-психических расстройств, поэтому прибегать к этому мы Вам не советуем.
    • Единство воздействия психолога. У нас с Вами работает только один психолог. Мы соблюдаем правило, что помощь должна исходить от одного лица.

    Мы — не государственная организация. Каждый приём клиента — это гарантированное внимание, качество и совместный труд психолога и клиента на совесть, и за деньги. При этом функции службы экстренной психологической помощи мы выполняем на равноценном уровне, зная более 300 методик практической помощи.

    Служба экстренной психологической помощи выполняет функции:

    • Практическая. Она состоит в собственно психопрофилактической и коррекционной работе с лицами, волею случая оказавшимися в чрезвычайной ситуации, их семьями, спасателями, которые также могли получить психологические травмы.
    • Координационная. Служба экстренной помощи обеспечивает оперативную связь между подразделениями психологической поддержки различной специализации, что у нас обеспечено широким спектром знаний специалиста.

    Часто возникает потребность помощи целой группе пострадавших людей, объединенных по случайному стечению обстоятельств. Такие группы могут быть разнородными по составу – возрасту, социальному положению, полу, системе ценностей. Работа ведется именно со спонтанными группами, которые не подбираются специально для проведения терапии. В данном случае к нам обращаются члены семьи или друзья, потерявшие адаптацию или пережившие стресс.

    Необходимо работать с людьми, которые находятся в состоянии острого аффекта, а многие еще и — под сильным влиянием травмирующей ситуации.

    Очень часто имеет место быть низкий социальный статус и уровень образования людей, нуждающихся в экстренной психологической помощи. Для этого у нас разработаны авторские свечи влади, позволяющие вне зависимости от личных данных клиента найти общий язык через искусство, цвет, форму, тепло огня и возвратить утраченное состояние безопасности. Мы это делаем через методику психологической связи человека с внутренними архетипами: клиент выбирает, покупает, зажигает и наблюдает за распадом свечи влади в процессе горения, символически теряя форму прошлой проблемы и находя нового себя, освещенного теплом горящей свечи.

    У жертв и пострадавших в ЧС часто острое аффективное состояние возникает на фоне других проблем психологического характера – например, невротических расстройств, которые могут быть косвенно связаны с травмирующей ситуацией.

    Чувство потери (родного, близкого человека, работы, материальных ценностей, и т.д.). Оно возникает у подавляющего большинства переживших травматическую ситуацию.

    Цель и задачи экстренной психологической помощи

    Чтобы помочь человеку справиться с посттравматическим состоянием, важно выйти из симптомов последствий стресса. Психолог при оказании такой помощи не затрагивает глубокие слои сознания, не заставляет клиента думать, а напротив, помогает сменить психо-физическое состояние на новое!

    Можно выделить три важнейшие группы задач:

    1 задача: Профилактика возникновения панических реакций острого характера. Профилактика возможна только с теми клиентами, которые умеют и заботятся о себе: о своих 50% психологического самочувствия и о 50% физиологии. Здоровое тело и дух быстро восстанавливается благодаря имеющимся запасам сил. А вот панические реакции острого характера возможны только при отсутствии резервов психо-физиологического здоровья. Ощущаете, что Вы сам или родственник как «ходячий нерв», приходите хотя бы на одну консультацию или используйте наш авторский инструмент психологической помощи «свечи влади».

    2 задача: Профилактика отсроченных по времени нервно-психических расстройств. Тут хочется разбавить медицинской шуткой, что «Нет здоровых пациентов, есть недообследованные…», поэтому, если Вас лично ничего не беспокоит (и срыва компенсации нет), то ограничьте свою терапию свечами влади, — это прекрасный быстрый ресурс сил, очищения от усталости и создатель хорошего настроения. Второй вариант — это терапия у психолога 1 раз в 3-4 недели, с конкретными хорошими достижениями, на которые мы Вас гарантированно направляем.

    Совершенно другое направление связано с оказанием помощи лицам, уже получившим нервно-психические расстройства, связанные с травматической чрезвычайной ситуацией. Здесь уже возникает необходимость в проведении работы по психокоррекции и терапии.

    При работе с лицами, пострадавшими от катастроф, землетрясений, взрывов и долгое время вынужденными находиться в изоляции, может быть применен метод экстренной информационной терапии. Он состоит в трансляции звуковых рекомендаций через систему усилителей, что призвано помочь выжившим дождаться освобождения спасателями. Такая трансляция даст возможность сохранять присутствие духа и будет способствовать уменьшению страха без перехода в панические состояния. Причем трансляция осуществляется как в момент травмы, так и как одна из методик во время сеанса на консультации. Психолог говорит, а Вы повторяете особые волшебные слова и предложения.

    Перечень информации для трансляции может включать в себя:

    • Упоминания, что окружающие делают все возможное для их спасения.
    • Рекомендации сохранять спокойствие для экономии физических сил. Один из методов – самовнушение. Необходимо закрыть глаза и мысленно повторять фразу: «Я спокоен», чередуя это действие с размеренным счетом от 1 до 20. Это поможет снять острое напряжение и нормализует физиологические показатели.
    • Дышать нужно медленно, через нос, но неглубоко – благодаря этому можно будет сэкономить кислород.
    • Рекомендации о том, что при возможности необходимо оказывать себе самопомощь.
    • При наличии физических повреждений лучшее, что можно сделать – минимизировать физическую активность. Это поможет избежать сложного смещения костей.

    3 группа — это работа по запросу с родственниками и близкими людьми пострадавших. К ним может быть применен весь комплекс поведенческих приемов и способов, направленный на помощь клиенту в управлении своими реакциями переживания ситуации утраты, возбуждения, аффективных стрессовых реакций.

    В нашей работе с клиентом мы выполняем и придерживаемся свода правил первой помощи для психологов. Вот эти правила:

    Правила первой помощи для психологов

    • Мы рассказываем клиенту о том, что ожидается от терапии и как долго она продлится. Это помогает согласовать возможности психолога и надежды клиента на результат.
    • Прежде чем приступать к действиям по оказанию психологической помощи, мы комплексно оцениваем ситуацию, чтобы понять, какая и кому еще помощь требуется.
    • Работа начинается с рассказа о профессиональной компетентности — мы рассказываем об условиях работы, заключаем устный контракт, рассказываем о успехах наших клиентов, о своей квалификации и опыте.
    • Возвращая в ходе своей работы клиенту чувство нужности другим людям, мы возвращаем личную способность человека к самоконтролю.
    • По обстоятельствам, психолог может установить легкий телесный контакт – взять пострадавшего за руку или прикоснуться к плечу.
    • Мы можем рассказать о тех мерах, которые предпринимаются для спасения и облегчения состояния.
    • Мы применяем принципы активного слушания, при котором клиент выговаривается, психолог повторяет за клиентом только те фразы, которые имеют положительную эмоциональную окраску.
    • В случае, если Вас привели к нам Ваши родственники, мы можем привлечь их к помощи, предлагая выполнить небольшие конкретные задачи.

    www.shopiv.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *