Обратная связь на уроке и оценивание учащихся – Использование эффективных приемов обратной связи, взаимоконтроля и взаимооценки учащихся на уроках физики

22 простых способа давать обратную связь на уроке

Цель нашей работы с учениками — понимание ими учебного материала. Но иногда легче рассказывать, чем учить, особенно если нужно освоить много материала за короткий промежуток времени. Зачастую мы надеемся, что ученики всё поймут — если не сейчас, то перед контрольной работой, и «держим кулачки», чтобы их результаты показали, что мы выполнили свою работу качественно. Проблема в том, что у нас не всегда есть время для устранения пробелов и недоразумений. 

Эти стратегии обратной связи помогут вам сделать уроки максимально полезными и достичь максимального понимания учениками учебного материала:

  1. Задавайте открытые вопросы, которые побуждают говорить и писать.

Избегайте вопросов, предполагающих ответ «да/нет» (закрытых вопросов) и выражений типа «Имеет ли это смысл?», «Верно это или нет?». В ответ на  них ученики обычно отвечают «да», а потом многие признаются, что ответили так, просто растерявшись.

Открытые вопросы побуждают думать, анализировать. Спрашивайте «Как ты собираешься это сделать?», «Почему ты выбрал такой способ решения?» и т.д.

От редактора:
Как задавать открытые вопросы?

  1. Проводите рефлексию

Уделите последние пять минут урока рефлексии — попросите учащихся задуматься над уроком и записать то, что они узнали. Затем попросите их подумать, как они будут применять эту концепцию или навык на практике.

  1. Используйте викторины

Проведите короткую викторину в конце урока, чтобы проверить понимание.

  1. Просите учащихся подвести итоги

Пусть ученики обобщают, систематизируют,  перефразируют полученную информацию. Это можно сделать и письменно, и устно.

  1. Используйте ручные сигналы

Эта стратегия требует небольшой предварительной подготовки (в начале учебного года) —  вы объясняете, что определенным количеством пальцев руки (от одного — ничего не понятно, до пяти — всё ясно)  ученики могут показать уровень своего понимания.

Применение сигналов позволяет учителю проверять понимание содержания урока в большой группе.

  1. Используйте карточки

Индексные карты, карточки, знаки, флажки, доски, магнитные доски или другие предметы — любые из них одновременно поднимаются и удерживаются всеми учениками класса, чтобы показать их ответ на вопрос или проблему, озвученную вами.

От редактора: можно использовать Kahoot или Lectureraice

  1. Поиграйте в «Четыре угла»

Это быстрый, простой и веселый способ для учащихся выразить свою полную уверенность в правильности, согласие, сомнение или  несогласие, а для учителя — возможность контролировать и оценивать понимание.

Задайте вопрос или сделайте заявление. Попросите учеников перейти в один из уголков класса, соответствующий их ответу: «я уверен, что да», «я согласен», «я не уверен, сомневаюсь», «я не согласен».

  1. Попросите поделиться с друзьями

Дайте учащимся несколько минут на обдумывание темы и вопросов по ней, затем предложите сравнить свои мысли с соседом по парте.

  1. Читайте хором вслух

Пусть ученики сначала отметят главные мысли или ответы на вопросы в  тексте учебника, затем читают хором вместе с вами. Эта стратегия позволяет развить беглость чтения; различать вопросительные и повествовательные предложения; практиковать чтение диалогов, чтение с выражение и др.

  1. Проведите опрос с одним вопросом

Задайте один целенаправленный вопрос с конкретной формулировкой, на который можно ответить в течение 1-2 минут. Затем быстро отсканируйте ответы (используя мобильные приложения со считыванием QR-кодов, например) и оцените понимание учащихся.

От редактора: тоже можно использовать Kahoot и другие сервисы для быстрого оценивания ответов. Но проще посмотреть на поднятые руки

  1. Используйте сократические семинары

Это такая практика организации семинара, в которой дети учатся формулировать вопросы, задавать их друг другу, дополнять высказывания и инициировать беседу, чтобы облегчить понимание темы или прийти к новому её осмыслению.

От редактора:
Что такое сократические семинары
Как проводить сократические семинары (от школы Летово)

  1. Используйте три стандартных вопроса (прием 3-2-1)

Учащиеся обдумывают  то, что они узнали на уроке, отвечая на следующие вопросы: 3) что они извлекли из вашего урока; 2) о чем они хотят узнать больше; и 1) какие вопросы они хотят вам задать. Эта стратегия рефлексии стимулирует  мыслительную деятельность и помогает обрабатывать информацию.

  1. Выдайте «билет за дверь»

Пусть в самом конце урока учащиеся за короткое время выскажут письменно свое понимание темы или проблемы, поднятой на занятии. Каждый ответ — это «билет за дверь», т.е. возможность покинуть класс. Такое упражнение не только быстро генерирует множество идей, которые впоследствии  могут быть объединены в целые проекты, но и вносит развлекательный момент в конце урока, добавляет нотку соревновательности в борьбе за желание уйти с занятия первым.

  1. Предложите вести «дневник рефлексии»

Эта тактика также подходит для окончания урока — в  «дневниках рефлексии» учащиеся пишут свои мысли, возникшие на уроке, например, что они узнали, что вызвало у них трудности, описывают стратегии, которые они посчитали  полезными, или другие темы, связанные с уроками. Читая ученические работы, вы можете определять общие и индивидуальные заблуждения и успехи.

  1. Проведите короткое формирующее оценивание на бумаге

В индивидуальном порядке дети коротко отвечают на вопросы распечатанного теста, который оценивает их  знания и навыки. Этот тест предполагает как самопроверку, так и проверку учителем, и отслеживает прогресс отдельных учеников, пробелы в достижениях других, помогает вам планировать дальнейшую работу с учетом полученных результатов.

От редактора: можно провести опрос онлайн

  1. Проверьте ошибки понимания

Дайте учащимся заведомо неверное представление по теме урока и спросите, согласны они или нет, попросите объяснить, почему.

  1. Пригласите поиграть в аналогии

Обучение с помощью аналогий может быть очень эффективным. Предлагайте учащимся подумать, на что похоже то, что изучается на уроке, и объяснить это через собственные аналогии.

От редактора: сравните с приемами развивающего обучения.

  1. Проверяйте часто

Проверяйте понимание учебного материала, минимум три раза за урок!

  1. Используйте разные методы оценивания

Вы должны использовать все время разные индивидуальные и групповые методы и стратегии оценивания. Это означает, что в течение одного урока один и тот же метод не должен повторяться.

  1. Сделайте оценивание полезным

Каждая проверка учащихся должна приносить вам ответы на вопросы: стоит ли изменить курс или продолжить, как планировалось? надо ли остановиться и начать заново? сделать ли передышку и объяснить отставшим по-другому?

  1. Организовывайте взаимообучение и взаимопроверку

Возможно, самым точным способом проверить понимание является та стратегия, в которой один ученик пытается научить другого тому, чему уже сам научился.

  1. Предложите указать «что вы знаете и не знаете»

Независимо от того, делаете ли вы t-диаграмму, рисуете ментальную карту или используете какие-либо другие средства, учащиеся не просто перечисляют то, что по их мнению они знают, но и то, что они не знают. Это будет не так просто, как кажется — мы обычно не знаем, чего мы не знаем.

Они также часто не могут адекватно оценить свои знания, что делает этот прием не слишком точным. Но это нормально — цель не в том, чтобы они были точными и полными в своей самооценке, цель состоит в том, чтобы вы могли понять, что они думают о том, что знают и не знают.

И это прекрасное начало для того, чтобы начинать разговор о чем-то новом с учениками.

novator.team

«Обратная связь как вид формативного оценивания»

Слайд№ 1 Тема: « Обратная связь как вид формативного оценивания».

Слайд№ 2 Профессор Высшей школы Великобритании, Майкл Барбер, утверждает: «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников».

Слайд№ 3 Формативное оценивание — это бесконечный поток обратной связи учителя с учащимися и внесение корректив в деятельность учителя и учащихся с целью улучшения процесса обучения. Обратная связь дает представление учителю о том, как идет процесс обучения, информирует его о достижениях и проблемах учащихся.

Слайд№ 4 Обратную связь можно использовать на различных этапах урока и осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Вне зависимости от вида обратной связи учителю следует: отметить то, что выполнено учениками хорошо; при наличии ошибок предоставить им конкретные рекомендации по улучшению своих работ.

Слайд№ 5 Обратная связь: для ученика это получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и конкретные рекомендации для продвижения вперед.

Слайд№ 6 Обратная связь: для учителя это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.)

Слайд№ 7 Инструменты обратной связи:

  • письменные комментарии

  • наблюдения

  • фронтальный опрос

  • вопросы

  • дневники обратной связи

  • тетради самоконтроля и др.

Слайд№ 8 Письменная обратная связь — это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ в письменной форме. Она используется при проверке письменных работ учеников таких, как домашние работы, самостоятельные, контрольные работы.

Слайд№ 9 При предоставлении обратной связи (устной и письменной) можно использовать такой вид работы, как «Напоминание». Когда во время проверки работы учитель может написать в письменной работе ученика.

А) «Для того, чтобы правильно вычислить значение выражения без скобок, тебе необходимо просмотреть правило на странице 8».

Слайд№ 10

Б) «Чтобы правильно составить гербарий, тебе необходимо еще раз посмотреть последовательность выполнения практической работы.»

Слайд№ 11

В) «Чтобы твой рассказ имел логическую последовательность, обрати внимание на второй критерий оценивания, где описана последовательность написания рассказа».

Не стоит делать много комментариев к одной работе. Они должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы. Комментарии должны быть сделаны в соответствии с критериями оценивания.

Слайд№ 12 Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы.

Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развернутой) или краткой (неразвернутой). Использование кратких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «молодец», «хорошо», «неправильно», и не предоставляет ученику совета, рекомендации, направления выполнения работы. Для достижения цели формативного оценивания – предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий.

На уроках в первом классе, используем разные виды формативного оценивания «Светофор», «Смайлики», «Жесты». Цель такого вида оценивания: научить учащихся различным видам самооценивания и взаимооценивания.

Самооценивание – один из видов оценочной деятельности, связанный не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Оно более всего связано с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего — с баллами.

Слайд№ 13 Например, можно рекомендовать ученикам следующий алгоритм самооценивания (вопросы, на которые отвечают ученики):

  1. Что нужно было сделать в задании? Какова была цель?

Что нужно было получить в результате?

  1. Удалось ли получить результат? Найдено ли решение, ответ?

  2. Справился с заданием полностью правильно или с ошибкой? Если не справился, то какие ошибки допущены, в чем имеются затруднения?

Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить образец правильного ответа задания и сравнить с ним свой ответ;

либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственный ответ исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.

Слайд№ 14 4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-либо помощью (кто помог, в чем)?

5. Какие умения развивались при выполнении задания?

Взаимооценивание учащихся —  это совместная работа, коллективное творчество, умение работать в команде,  возможность  сообща решать проблемы и приходить к общему решению. 

Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг друга. Учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.

Слайд№ 15 Так, например, на уроке обучения грамоты, предложила ребятам прочитать рассказ:

Ушло лето. Прошла осень. Наступила зима. Ударили морозы. Застыли реки. Задул ветер. Сладко заснули медведи и мышка.

И дала задание продолжить рассказ по картинке. После чего каждый ученик проверил работу своего товарища. При этом учащийся комментируя другую работу не оценивал ее, а лишь определял два положительных момента и отмечал звездочкой («две звезды»), и один момент, который, по его мнению, заслуживал доработки («желание»). В результате каждый ученик получил свою работу с комментариями. Таким образом произошло взаимооценивание и предоставление обратной связи.

Слайд№ 16 Еще один прием обратной связи, называется «Карусель». Урок художественного труда. Тема: Аппликация «Моя школа». Предложила учащимся выполнить аппликацию и оценить ее, использовав данный прием, т. е. оценить работу другой группы. Но для объективного оценивания необходимо ребятам знать критерии, поэтому перед выполнением работы мы вместе сформулировали критерии качества:

1.Аккуратность.

2.Законченность.

3.Соблюдение технологии изготовления.

Слайд№ 17 Такие виды оценивания, как самооценивание и взаимооценивание помогают учащимся добиться следующих результатов: * учащиеся учатся оценивать свою работу на уроках по предложенным критериям

* умеют адекватно реагировать на оценку, поставленную им товарищами

* учатся оценивать работу группы и своих одноклассников

Данные приемы дают учащимся эмоциональную разрядку, которая способствует дальнейшей продуктивной работе учащихся. Ребята с удовольствием оценивают друг друга и самих себя, внимательно выслушивают рекомендации друг друга. А учитель, используя различные формы оценивания, видит каждого ученика в процессе и понимает всю важность и значение оценивания в учебном процессе.

Слайд№ 18 Спасибо, за внимание!

infourok.ru

«Приёмы формативного оценивания и обратной связи»

Просмотр содержимого документа
««Приёмы формативного оценивания и обратной связи»»

«Кто умеет –делает, кто не умеет-учит»

Тема : «Приёмы формативного оценивания и обратной связи»

Цели:

После завершения данного занятия преподаватели должны:

сильные и слабые стороны и улучшить свое обучение;

  • быть в состоянии предоставить формативную обратную связь на работу учеников, которая улучшит их обучение;

  • быть в состоянии запланировать использование эффективных способов предоставления обратной связи.

Ожидаемый результат:

— учителя применят в своей практике приёмы и техники формативного оценивания

— обеспечат обратную связь на каждом этапе урока

— с помощью обратной связи смогут определять точку роста

Организационный момент: Что Вы ожидаете от нашего занятия?

Ход занятия

В ходе своей педагогической деятельности мы все поняли, что причина в низкой успеваемости кроется в необъективном оценивании знании учащихся, в отсутствии стимула, мотиваций в обучении. Часто задумывались над тем, как улучшить, какие методы, эффективные приемы применить на своих уроках.

В обновлённой программе появился новый вид оценивания-это формативное оценивание или оценивание для обучения. Мне бы хотелось, чтобы мы все вместе вспомнили, что это за вид оценивания и для чего он нужен и какова его цель?

Формативное оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением обучающегося поурочно, ежедневно.

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

Для того, чтобы повысить внутреннюю мотивацию учащихся, очень важно организовать активные формы работы для формативного оценивания. Необходимо, чтобы учащиеся на каждом уроке могли испытывать удовлетворение от того, чему они научились.

Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Какие активные формы работы мы уже применяем? Например :

Слайд 6 Слайд 7

Слайд 8 Слайд 9

Все эти формы нам уже известны, и мы их применяем на всех этапах урока.

Но есть большое количество активных форм работы, которые может быть не знакомы учителям. Рассмотрим некоторые из них.

Слайд 9 Слайд 10

Слайд 11 Слайд 12

Работа в группах

multiurok.ru

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ — Начальная школа — В помощь учителю — Учительские университеты

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Формативное оценивание – вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учителем и обучающимися, и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и отметок.
Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели. Создание эффективной обратной связи является основой обучения школьников в начальных классах. Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идёт процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач.
Вне зависимости от вида обратной связи учителю следует:
 отметить, что выполнено учениками хорошо;
 при наличии ошибок предоставить ученикам конкретные рекомендации по улучшению своих работ/результатов.
Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель – информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.). Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и значимая обратная связь. Таким образом, эффективная обратная связь должна:
* обуславливать взаимодействие учителя-ученика;
* позволять оценивать ход учебной деятельности с тем, чтобы дать возможность учителю корректировать свои действия, определяя недостатки и рациональность тех или иных приемов и работ;
* не только позволять учащимся оценивать свою работу, но и вызвать чувство удовлетворенности своими достижениями, мотивируя дальнейшее взаимодействие и интерес к учебе.
* способствовать успеху и оптимизации процесса обучения;
* осуществляться непрерывно и своевременно посредством различных методов и приемов оценивания, взаимоценивания и др.
Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях: учитель – ученики, ученик – ученики, учитель – ученик, ученик – ученик. Она может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
Инструменты обратной связи:
• Письменные комментарии
• Наблюдения
• Фронтальный опрос
• Дневники обратной связи

1. Письменная обратная связь
Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ в письменной форме. Она используется при проверке письменных работ учеников таких, как домашние работы, самостоятельные, контрольные работы, портфолио.
2. Устная обратная связь.
Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы.
Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развёрнутой) или краткой (неразвёрнутой). Использование неразвёрнутых или кратких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «молодец», «хорошо», «неправильно», и не предоставляет ученику совета, рекомендации, направления выполнения работы. Для достижения цели формативного оценивания – предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий. Развёрнутый комментарий учителя включает в себя не только оценку работы «хорошо», «молодец»,
«неправильно», «плохо», но и:
а) указание того, что именно правильно и советы по достижению правильного ответа
б) в случае, когда что-либо «неправильно», указание того, каким образом можно исправить недочёты и улучшить ответ
При предоставлении обратной связи (устной и письменной) можно использовать три типа:
I. Напоминание.
Например, во время проверки работы учитель может написать в письменной работе ученика:
«Для того чтобы правильно вычислить площадь прямоугольника, тебе необходимо просмотреть правило на странице 70»,
II. Поэтапная помощь. Осуществляется несколькими средствами:
a. посредством вопросов, например:
* Какую формулу необходимо применить, чтобы узнать расстояние?
* Чтобы правильно нарисовать маршрут от дома до школы, какие части света ты должен знать?
b. описание;
* «Опишите порядок действия при решении уравнений»
* «Опишите последовательность выполнения практической работы во время эксперимента с водой».
с. незаконченные предложения.
* «Если в 1 часе 60 минут, то в 5 часах …..»
III. Представление образца. Например, ученики не справились с заданием «Решение уравнений». Учитель вывешивает плакат с алгоритмом решения уравнения:
Письменная рекомендация должна предоставлять ученику информацию о точном месте ошибки, о ее типе, с указанием страницы соответствующего параграфа, правила, страницы и т.д. из учебника.
Обратная связь помогает учителю и учащимся увидеть собственные пробелы и исправить их на ранних этапах процессе обучения. Таким образом, обеспечивается продвижение вперед. Вместо исправлений ошибок лучше использовать письменные рекомендации. Рекомендация указывает ученику на наличие ошибки, но не исправляет ее. Мы можем дать следующую информацию об ошибке:
— её расположение;
— тип ошибки;
— что необходимо сделать для исправления ошибки.
В своей работе использую следующие техники формативного оценивания

1. На этапе изучения нового материала
«Большой палец»
Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:
— Я понимаю и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
— Я все еще не понимаю (большой палец руки направлен в сторону)
— Я не совсем уверен в (помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться. Учитель тоже задает уточняющие вопросы.
«Светофор»
У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора (зеленый, желтый, красный). Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их знание/понимание или незнание/непонимание материала.
Зеленый цвет: «Я могу. У меня все получилось»
Желтый цвет: «Я не совсем уверен. Мне требуется консультация».
Красный цвет: «Я не могу. Требуется помощь».

2. На этапе закрепления, тренировки, отработки умений
Чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала. Применяю такие приемы:
работа по таблице-фиксации «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал)
«Пирамида знаний»
Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам на уроке выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока. Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные
задания, положительные эмоции и т.д.
3. Творческие работы учащихся, сочинения, эссе и т.д.
«Две звезды и желание»
Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».

4. Контроль знаний
«Мини-тест»
Мини-тесты (небольшое количество заданий) призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знание конкретной
информации, определенного материала. На выполнение мини- теста отводится не более 5 минут времени урока. Ученики сдают учителю
листок, на котором написаны ответы на предложенные задания.
«Закончи предложение»
В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:
Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:
— Я узнал…
— Я теперь знаю…
— Мне было интересно…
— Я хочу еще узнать…
Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.
«Плюс, минус, интересно»
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» — «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

«Лестница успеха»
В конце урока предлагается определить уровень своих знаний, сравнить. А затем задается вопрос: «А что необходимо сделать, чтобы знать данную тему?» Ученики, как правило, легко отвечают на этот вопрос.
Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, представлять время для того, чтобы учащиеся исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности.

collegy.ucoz.ru

Применение листов обратной связи как элемента формирующего оценивания на уроках математики

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №69

(МАОУ г. Иркутска СОШ №69)

664053, г. Иркутск, улица Летописца Нита Романова, 23

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Применение листов обратной связи как элемента формирующего оценивания на уроках математики »

урок/внеурочное занятие урок

предмет математика

класс 8

Петелина Оксана Владимировна, учитель математики и информатики,

высшая квалификационная категория

г. Иркутск, 2018г.

Аннотация

Методические рекомендации предназначены для учителей общеобразовательных организаций и могут быть использованы для применения технологии оценивания, стимулирующих оценочную самостоятельность учащихся, обеспечивающих их деятельность по планированию и достижению образовательных результатов определенного уровня. Пособие также содержит примеры листов обратной связи и образцы ментальных карт для формирующего оценивания.

Пояснительная записка

Мы живём в быстро меняющемся мире, требующем от учителей серьёзных, важных и необходимых перемен в образовании для того, чтобы уже сегодня наши ученики были готовы к тому, что их ждёт завтра.

Одной из проблем, возникающих с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта основной школы (ФГОС ООО), является проблема оценивания образовательных результатов учащихся.

В систему оценивания надо заложить механизм, поощряющий и развивающий мотивацию обучения и самооценивания учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. Такие возможности для ученика и учителя предоставляет формирующее оценивание.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена:

  • внедрением ФГОС в образовательный процесс в основной школе;

  • потребностью учителя введения новых подходов к оцениванию образовательных результатов;

  • недостаточным количеством практических пособий для учителей при внедрении формирующего оценивания на уроках.

Цель работы: описание опыта внедрения техник формирующего оценивания на уроках математики и информатики.

Данные методические рекомендации помогут учителям предметникам при подготовке учащихся к самостоятельным, контрольным, диагностическим и итоговым работам, зачетам и итоговой аттестации. Использование техник формирующего оценивания даст возможность учителю выявить пробелы в усвоении учебного материала и повысить мотивацию учащихся.

Инновационность методической разработки заключается в повышении результативности уровня обученности и качества знаний учащихся с применением на уроках и внеурочной деятельности листов обратной связи и ментальных карт.

Содержание

Под формирующим оцениванием понимается процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом. Принято наряду с итоговым как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания выделять формирующее оценивание. Если итоговое оценивания происходит по завершении того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для обучения».

Формирующее оценивание – это оценивание в процессе обучения, при котором анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, поведение учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося; когда учащегося направляют и мотивируют на дальнейшую учёбу, а также планирование целей и путей её продолжения. Сравнение успехов учащегося с его прежними достижениями, предложения о дальнейшей деятельности, поддерживающей развитие учащегося — это то на чём сосредоточено формирующее оценивание, а эффективные способы работы, позволяющие учителям сформировать навыки, необходимые для качественного и гибкого оценивания достижения учащихся являются инструментами формирующего оценивания.

Формирующее оценивание:

  • Центрировано на ученике. Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания. Учитель и ученик получают информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.

  • Направляется учителем. Применение формирующего оценивания предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию.

  • Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Это приводит к тому, что растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.

  • Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.

  • Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации.

  • Непрерывно. Оценивание – это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии.

  • Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно.

Формирующее оценивание используется для того, чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели. Одной из техник формирующего оценивания является методика составления листов обратной связи, которую мы применяем на своих уроках.

Опыт использования элементов формирующего оценивания

на уроках математики

Наиболее эффективными на уроках математики являются листы обратной связи и ментальные карты. Рассмотрим использование листов обратной связи.

Листы обратной связи целесообразно использовать в двух случаях. В первом случае тема, которая подлежит контролю по формирующему оцениванию, важна для реализации задач данного года обучения, содержит материал, который необходим учащемуся для дальнейшего успешного освоения данного предмета. Также применение листов обратной связи предполагает двух или трехкратное их оценивание, что способствует лучшему усвоению материала учащимся.

Во втором случае тема может содержать в качестве планируемых результатов не только запоминание и воспроизведение знаний и умений, но их применение в иной ситуации, а также их анализ, синтез и оценку. В этом случае учащийся получает комментарий учителя и в режиме самостоятельной работы с данными комментариями планирует и конструирует свою деятельность по достижению более высокого образовательного результата. Так же лист обратной связи содержит критерии оценивания. Где ученик может себя оценить и узнать на каком уровне находятся его знания.

Лист обратной связи — это документ, который использует учитель для формирования качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных результатов образования. Лист обратной связи позволяет учащемуся:

  • ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению;

  • получать информацию о результатах своей деятельности без окончательной отметки (до двух раз и более) а, значит, сохранять мотивацию на дальнейшую деятельность по освоению учебного материала;

  • получать комментарии учителя, позволяющие так спланировать деятельность, чтобы получить результат более высокого уровня; овладеть алгоритмом оценки собственного продвижения.

Использование таких листов упрощают обратную связь в процессе обучения и обеспечивают преемственность в оценке сходных образовательных результатов в рамках изучения различных тем как внутри предмета, так и на материале разных предметов. Листы обратной связи как инструмент формирующей оценки помогают учащемуся задуматься о том, как можно улучшить качество своей работы и принять осознанное решение о продолжении или прекращении работы по освоению того или иного образовательного результата. В листах обратной связи мы выделили: уровни учебных целей по Блуму, предметные результаты, задания и упражнения, самооценка, оценка и комментарий учителя.

При составлении заданий для листов обратной связи мы опирались на таксономию Б. Блума, которая является эффективным инструментом для анализа влияния обучения на развитие у учащихся способностей к запоминанию, осмыслению и решению задач.

Б. Блум выделяет шесть категорий целей обучения: знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Знание первая категория целей обучения, так как запоминание является только частью более сложных процессов соотнесения, оценки, реорганизации, на которых строятся более высокие категории учебных целей. Понимание как категория таксономии учебных целей отражается, по мнению Б. Блума, в трех типах поведения: трансляции (переход от конкретного к абстрактному, использование других терминов, символов, перевод на другой язык, пересказ своими словами), интерпретации (реорганизация идей в сознании человека, выделение значимых идей, их внутренних связей, обобщение, объяснение, краткое изложение), переносе знаний (оценка и предсказание, основанное на понимании направлений, тенденций, правил). Если овладение знаниями на уровне понимания обеспечивает использование обучаемым абстрактных понятий, правил, принципов по данной теме, то усвоение учебного материала на уровне применения предполагает, что он будет правильно применять это знание в ситуации, отличной от той, в которой учащийся его получил. Если понимание, по мнению Б. Блума, ориентирует на «схватывание» учебного материала и погружение в него, применение на установление связей данного материала с соответствующими обобщениями и принципами, то анализ направлен на выделение отдельных частей материала, определение их взаимосвязей и принципов организации, определение предположений, выводов, концепций, которых автор текста придерживается, хотя не высказывает явно.

Категория синтеза обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной, собирая материал из разных источников вместе так, чтобы полученная модель или структура была более понятной, чем исходный материал. Понимание, применение знаний и анализ материала являются необходимым условием решения задачи синтеза, но они не требуют оригинальности, уникальности решения. Оценка как категория таксономии обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных), основывается на четких критериях, на адекватном понимании и анализе явлений, что принципиально отличает ее от субъективных мнений.1

При применении листов обратной связи все прогнозируемые результаты, планируемые учителем, дают положительную динамику и стабильные результаты.

При составлении заданий в лист обратной связи можно воспользоваться таблицей из приложения 1.

Литература

  1. Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 96 с.

  2. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007 г.

  3. https://abdullinru.ru/pk/mentalnye-karty.html

Приложение 1

назовите;

–        повторите;

–        напишите формулу…;

–        перечислите…;

–        в каком году…;

–        воспроизведите…  

  • Ответить на любой вопрос альтернативного или множественного выбора.

  • Назвать фамилии ученых.

Припоминание, узнавание

–        инсценируйте;

–        где происходило…

–        вспомните,

–        выберите, 

–        констатируйте, 

–        представьте, 

–        извлеките,

–        измерьте,

–        подчеркните….

  • Вспомнить формулу.

  • Найди предмет, напоминающий прямоугольник.

Понимание (понимать – выявлять сущность)

Интерпретация

–        закончите фразу;

–        что узнали;

–        объясните;

–        выполните по аналогии;

–        преобразуйте;

–        объясните взаимосвязь.

Приведение примеров

–       уточните,

–       сопоставьте,

–       преобразуйте,

–       проведите различия,

–       проиллюстрируйте,

–      переведите на другой язык…

  • Изобразите параллелограмм.

  • Назовите млекопитающего, который живет в нашей области.

Классификация

Сравнение

–       классифицируйте, 

–       выявите различия,

–       распознайте,

–       обсудите,

–        укажите…

Объяснение

Умозаключение

–       интерпретируйте,

–       систематизируйте,

–       изложите своими словами,

–       спрогнозируйте

–       распознайте,

–       опишите,

–       переформулируйте,

–      сделайте (критический) обзор…

  • Докажите значимость правила выполнения порядка действий.

  • Прочитайте отрывок и сделайте вывод.

Применение (Применять – использовать на практике в других ситуациях)

Исполнение

–       проверьте предположение;

–       докажите, что…;

–       выскажите мнение о …;

–       выскажите гипотезу;

–       объясните цель применения;

Применение

–       продемонстрируйте,

–       измените,

–       подготовьте, 

–       составьте,

–       подтвердите….

Анализ (анализировать – вычленять из понятия части и описывать как части соотносятся с целым)

Дифференциация

–        что является следствием;

–        сравните;

–        проанализируйте причины;

–         выведите формулу…

Организация

–       изобразите схематически, 

–      рассмотрите, соотнесите и выделите,

–       проведите эксперимент,

–       проверьте гипотезу,

–       задайте   вопрос ….

  • Постройте модель части речи.

  • Рассмотрите взаимосвязь между животными и постройте цепи.

  • Найди ошибку.

Синтез (Создать новое – объединить элементы в целое)

Генерация

–        составьте из элементов;

–        систематизируйте;

–       напишите творческое сочинение;

–       предложите план эксперимента;

–        найдите альтернативу;

–        предложите алгоритм;

–       каковы возможные объяснения…

Планирование

–       аргументируйте,

–       систематизируйте,

–       реконструируйте,

–       предложите,

–       изобретите….

  • Разработайте план исследования.

  • Создайте план для разработки мультимедийной презентации

  • Создайте кластер.

Оценка (Создать суждения, основанные на критериях и эталонах)

Проверка

–       аргументируйте

–       примите решение,

–       составьте мнение,

–       рекомендуйте,

–       разрешите проблему

  • Проанализируйте план эксперимента и дайте оценку.

  • Оцените по критериям аргументированность выступления группы.

Критичность

–       произведите оценку,

–       спрогнозируйте,

–       дайте оценку,

–      разработайте и выберите критерии,

–       защитите точку зрения….

  • Соответствует ли ваш способ решения задачи эталону.

  • Разработайте критерии оценки и оцените проект.2

Приложение 2

Лист обратной связи

Ф. И. ученика(цы)________________________8___класса

Оценка учителя

(+, — )

Комментарии

Знание

Определение понятия средняя линия треугольника;

свойства средней линии

1. Выбрать вариант ответа:

Средняя линия треугольника — это

а) отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны;

б) отрезок, соединяющий противоположные стороны;

в) отрезок, соединяющий середины двух его сторон.

2. Заполнить пропуски:

а) Средняя линия треугольника _________________________ стороне и равна ________________.

За каждый правильный ответ по 1 баллу

Понимание

Записать свойство средней линии на математическом языке;

Уметь распознавать на чертеже среднюю линию и определять, является ли отрезок средней линией.

1.Записать свойство средней линии для данного чертежа:

2.На каком рисунке изображена средняя линия?

3.Отрезок MN является средней линией треугольника:

За каждый правильный ответ по 1 баллу

Применение

Умение находить среднюю линию треугольника, зная сторону треугольника; умение находить сторону треугольника, зная среднюю линию треугольника;

Умение находить периметр и стороны равнобедренного треугольника, зная его периметр.

1.Стороны треугольника равны 6 см, 8 см и 12 см. Найти средние линии этого треугольника.

2. Стороны треугольника равны 5 см, 8 см и 7 см. Найти периметр треугольника, вершинами которого являются середины сторон данного треугольника.

3.Средняя линия равнобедренного треугольника, параллельная основанию, равна 6 см. Найти стороны данного треугольника, если его периметр равен 46 см.

4.Точки М и К – середины сторон АВ и АС треугольника АВС соответственно. Найти периметр треугольника АВС, если периметр треугольника МАК равен 17 см.

За каждый правильный ответ по 1 баллу

Анализ

Применение свойства средней линии;

Свойство параллельности прямых;

Признаки параллелограмма.

Ученик может разбить задачу по плану на подзадачи и затем сделать вывод.

Решить задачу: Докажите, что середины сторон произвольного четырёхугольника являются вершинами параллелограмма.

План решения:

1.Провести диагональ четырёхугольника.

2. Рассмотреть один из треугольников и применить свойство средней линии к данному треугольнику.

3. Аналогично рассмотреть второй треугольник и также применить свойство средней линии для данного треугольника.

4.Сделать вывод о параллельности и равенстве средних линий.

5.Доказать, что четырёхугольник является параллелограммом (по признаку параллелограмма)

За 2 шаг 1 балл

За 3 шаг 1 балл

За 4 шаг 1 балл

За 5 шаг 1 балл

Синтез

Свойства средней линии (о равенстве треугольников)

Понятие площади и свойствах площади.

1.Сколько средних линий можно провести в треугольнике?

2. На какие фигуры средние линии разбивают данный треугольник?

3.Сколько треугольников мы получим?

4.Проанализировать данные треугольники и, используя определение и свойство средней линии, сделать вывод об этих треугольниках (средние линии разбивают треугольник на четыре равных треугольника).

5.Решить задачу:

Правильные ответы на 1-3 вопросы 1балл

Правильный ответ на 4 вопрос 2 балла

Правильный ответ на 5 вопрос – 1 балл

Оценка

Умение анализировать, применять аналогию, классификацию и выводы

1.Опишите типы задач на применение средней линии треугольника (задачи на вычисление средней линии или стороны треугольника, задачи на доказательство с использованием свойств средней линии, задачи на использование выводов о периметре и площади треугольников).

2.Составьте алгоритмы решения этих задач.

3.Составьте аналогичные задачи (ментальную карту)

За каждый правильный ответ:

За 1 задание по 1 балл

За 2 задание 3 балла

За 3 задание 2 балла

Итого:

Отметка:

Критерии оценивания уровней достижений

Тезаурус

Оценивание (аssessment) – обычно относится к кому-либо персонально. Включает такие формы, как аттестация, экзамен, сертификация и т.д. В большинстве образовательных систем достижения учащихся фиксируются с помощью баллов, буквенного кода или словесных комментариев типа «хорошо», «удовлетворительно», «требует улучшения».

Оценка (evaluation) – включает определение значения, ценности либо веса каких-либо показателей в сравнении с искомыми или полученными в ситуации иных учебных программ, курсов, организационных схем.

Результаты (оutcomes) – могут быть как реальным «продуктом», так и собственно учебными результатами. Например, учебным продуктом, созданным учеником, стало рекламное объявление. При этом сформированное у него умение писать убедительно

является учебным результатом.

Итоговое оценивание (summative assessment) – проводится после завершения учебной программы. Обычно его осуществляет независимый эксперт, не имеющий отношения к данной учебной программе. Проводится для подведения итогов и принятия соответствующих решений.

Формирующее оценивание (formative assessment) – проводится в ходе совершенствования или коррекции определенной учебной программы (курса, цикла). Как правило, осуществляется тем, кто реализует данную программу. Но может проводиться внешним экспертом.

Техники оценивания (assessment technique) – помимо тестов существует широкое разнообразие оценочных техник, например, ориентированных на оценку по продукту, критериальную оценку, оценку специальных компетенций и т.д.

Учебные цели (learning objectives), или желаемые результаты обучения – то, чему ученик должен обучиться. Обычно определяются на трех уровнях. На первом – наиболее общим образом, например, «гражданская грамотность» или «экологическое сознание» и т.п. Такие широкие цели часто задаются при долговременном планировании. На втором уровне их необходимо трансформировать в более узкие цели или задачи конкретных учебных программ, рассчитанных на один год обучения. На третьем уровне они должны быть специфицированы и детализированы в цели отдельного предметного курса (модуля).

Лист обратной связи — это документ, который использует учитель для формирования качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных результатов образования.

1 Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007 г.

2 http://so.orleupvl.kz/index.php/ru/ru/component/jcomments/feed/com_content/194

infourok.ru

что она дает учителю и ученику? »

Мастер-класс «Эффективная обратная связь:

что она дает учителю и ученику? »

Пархаева Е.А.


Тема: Эффективная обратная связь: что она дает учителю и ученику? 
Цель: к концу занятия учителя будут иметь представление об обратной связи; знать некоторые приемы обратной связи на уроке и смогут применить их на уроках. 
Задачи: 1.Актуализировать знания учителей об обратной связи. 
2.Сформировать понятия об обратной связи, о ее видах и методах 
использования ее на уроках. 
3.Выявить степень понимания полученных данных знаний для дальнейшего применения на практике. 
Ресурсы: 
Презентация «Обратная связь». 

Видеофильм «Bagdat and Irina»
Карточки, приложение 1. 
Маркеры, стикеры, постеры. 
Ожидаемый результат
Участники мастер-класса сформировали понятие об обратной связи, о ее видах и методах применения ее на уроках. 


Ход мастер- класса:


Приветствие участников.
Задание №1. Просмотр презентации «Что такое обратная связь? Какие виды обратной связи вы знаете?»

Работа по теме мастер-класса. «Какая должна быть обратная связь, чтобы она дала ожидаемый результат?»

Я знакомлю участников о видах обратной связи и методах применения ее на уроках. 
Задание №2. Работа в группах. 
Проверить работу и написать обратную связь. Группы проверяют работу и пишут обратную связь. 

Задание №3. Просмотр видеофильма «Bagdat and Irina». Работа в группах. Участники мастер-класса отвечают на вопросы групп (озвучивают). 
Обратная связь. 
Рефлексия.

Закончить предложение

-на семинаре я открыл (а) для себя…

-сегодня меня удивило…

-возникли неожиданные мысли о…

-сегодня на семинаре я узнал (а)…

-сегодня я понял (а), что…….пригодится мне в дальнейшем в работе.

Приложение 1.


Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели. 
• Создание эффективной обратной связи является основой обучения школьников .Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач. Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставлять время для того, чтобы учащиеся исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности. 
• Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель – информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.). Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и значимая обратная связь. 
• Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях: учитель – ученики, ученик – ученики, учитель – ученик, ученик – ученик. Она может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. 
Инструменты обратной связи
• письменные комментарии 
• наблюдения  
• опросы – молнии  
• фронтальный опрос  
• вопросы  
• дневники обратной связи  
• тетради самоконтроля и др. 
• Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ в письменной форме. Она используется при проверке письменных работ учеников таких, как домашние работы, самостоятельные, контрольные работы. 
При предоставлении обратной связи (устной и письменной) можно использовать три типа: 
I. Напоминание. 

например, во время проверки работы учитель может написать в письменной работе ученика: 
«Для того чтобы правильно вычислить площадь прямоугольника, тебе необходимо просмотреть правило на странице 65», 
2. «Чтобы твой рассказ имел логическую последовательность, обрати внимание на второй критерий оценивания, где описана последовательность написания рассказа». 
3. «Чтобы правильно составить гербарий, тебе необходимо еще раз посмотреть последовательность выполнения практической работы». 
Осуществляется несколькими средствами
II .Поэтапная помощь
a. Посредством вопросов. 
b. Описание. 
с. Незаконченные предложения. 
III. Представление образца. 
•Не делайте много комментариев к одной работе. 
Комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы. 
• Комментарии должны быть сделаны в соответствии с критериями оценивания. 
• Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы. 
• Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развернутой) или краткой (неразвернутой). Использование неразвернутых или кратких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «молодец», «хорошо», «неправильно», и не предоставляет ученику совета, рекомендации, направления выполнения работы. Для достижения цели формативного оценивания – предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий. 
• Обратная связь помогает учителю и учащимся увидеть собственные пробелы и исправить их на ранних этапах в процессе обучения. Таким образом, обеспечивается продвижение вперед.

Приложение 2

ШЕРИНГ

Иногда обратная связь отождествляется к шерингу.

Шеринг — это понятие из словаря тренинга, слово происходит от англ. «to share» (делиться). Шеринг – метод организации обратной связи в сфере чувств. На тренинге шеринг обычно происходит после упражнения или в начале/конце тренингового дня.

Цель шеринга — осознание своих чувств и внутренних процессов, что происходят, анализ и закрепление опыта, постановка цели на будущее. Особенности влияния шеринга на участников:

Шеринг позволяет создать особую атмосферу искренности и принятия, атмосферу доверия и позволения каждому человеку быть самим собой без давления на окружающих. Шеринг выравнивает энергию группы

Формат его такой: предоставляется слово каждому участнику (примерно по 5 минут). Предлагается 3 вопроса:

1. Что я сейчас чувствую?

2. Чему я сегодня научился?

3. Каким я хочу быть завтра?

Вопросы первого шеринга:

— Представьтесь и расскажите что-то о себе, что вы считаете нужным.

— Скажите, зачем вы пришли на тренинг? Или, что вы хотите получить от тренинга? (те, кто отвечают на первый вариант — нацелены на процесс, на второй — для них важно получить ощутимый результат). И.В. Шевцова делит шеринг «обратную связь» (не раскрученный) и шеринг «работа в зоне ближайшего развития» (раскрученный), содержательную сторону которых представим в сокращенном варианте. Она пишет: «В контексте тренинга, зона ближайшего развития (ЗБР) означает потенциальные возможности участника, в пределах которых он может воспринять помощь ведущего».

Жизненные представления участников не имеют ни осознанности, ни произвольности.

Только когда участники с помощью ведущего поднимают их до уровня научных представлений и понятий, они становятся осознанными, а значит, контролируемыми.

infourok.ru

Семинар «Обратная связь как вид формативного оценивания»

Семинар

«Обратная связь как вид формативного оценивания»

Целевая аудитория: учителя.

Цель:

— изучение учителями ключевой роли обратной связи как эффективного метода успешности урока;

— создание механизмов «Обратной связи» между школой, учителями и родителями.

Ожидаемый результат:

— учителя достигнут понимания роли обратной связи и обретут навыки эффективно использовать обратную связь на разных этапах урока;

— с помощью обратной связи смогут определять точку роста.

Ключевые идеи, значимые для семинара:

Организация «обратной связи» – это является  наиболее трудной и уязвимой частью работы в школе. Ведь проверка и оценка результатов обучения — сложная методическая проблема. Поэтому не раз приходится  возвращаться  к ней. С какими же трудностями приходиться сталкиваться? Основных — две: как добиться, чтобы вовремя опроса продуктивно работал весь класс? как добиться, чтобы ученик давал полный ответ на поставленный вопрос? Обратная связь способствует активизации учебного процесса. Обратная связь способствует активизации учебного процесса

Ход семинара

1.Организационный момент:

Психологический настрой. Давайте расслабимся и представим, что наша аудитория наполняется фиолетовым цветом, нам прохладно и неуютно, но чтобы стать ближе давайте пожмём друг другу руки. Теперь почувствуйте прохладу моря, аудитория наполняется голубым цветом, давайте прикоснёмся друг к другу плечом, нам станет теплее. А теперь мы на зелёной лужайке, улыбнитесь друг другу. Сколько красивых жёлтых цветов вокруг, солнышко согревает нас, пожелаем удачи друг другу и процветания! И стало совсем тепло от наших улыбок и сотрудничества, красный цвет радости, давайте похлопаем друг другу!

Установлены доброжелательная атмосфера и взаимопонимание

Вызов.

Показ видеоролика «Прикольные записи в школьных тетрадях». После просмотра подвести участников к формулировке темы. Сообщение целей.

Организация деления на группы «Разноцветные ленточки».

— сформированы группы

— создана атмосфера сотрудничества

Знакомство с теорией (групповая работа).

Задание 1 (для групп). Ознакомится с текстом и представить информацию на постере.

Раздаточный материал.

Обратная связь – это отклик, отзыв, ответная реакция на какое-либо действие или событие. Главной функцией обратной связи является функция воздействия на образовательный процесс с целью повышения его эффективности. Обратная связь является процессом двусторонним, предполагающий получение и изучение мнений обучаемого и обучающего.

Обратная связь используется на различных этапах урока и позволяет учителю осуществлять непрерывное взаимодействие с обучающимися, в результате которого происходит корректирование и дальнейшее планирование процесса обучения. По результатам выполненного задания учитель предоставляет обратную связь по следующим пунктам (при наличии ошибок): расположение ошибки – тип ошибки – необходимые действия для исправления ошибки. Эффективно организованная обратная связь дает учителю информацию о том, как идет процесс оценивания, где обучающиеся достигли прогресса, и как в дальнейшем планировать работу для улучшения процесса обучения, а обучающемуся позволяет получить ответ на 3 вопроса:

— на каком этапе обучения я нахожусь?

— каким образом я достигну результата?

— над чем необходимо работать, чтобы восполнить пробелы?

Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях: учитель – ученики, ученик – ученики, учитель – ученик, ученик – ученик. Она может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
• Инструменты обратной связи:
• письменные комментарии
• наблюдения
• опросы – молнии
• фронтальный опрос
• вопросы
• дневники обратной связи
• тетради самоконтроля и др.
• Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ в письменной форме. Она используется при проверке письменных работ учеников таких, как домашние работы, самостоятельные, контрольные работы.
• При предоставлении обратной связи (устной и письменной) можно использовать три типа:
• I. Напоминание.
• например, во время проверки работы учитель может написать в письменной работе ученика:
• «Для того чтобы правильно вычислить площадь прямоугольника, тебе необходимо просмотреть правило на странице 65»,
• 2. «Чтобы твой рассказ имел логическую последовательность, обрати внимание на второй критерий оценивания, где описана последовательность написания рассказа».
• 3. «Чтобы правильно составить гербарий, тебе необходимо еще раз посмотреть последовательность выполнения практической работы».
• Осуществляется несколькими средствами:
• II. Поэтапная помощь.
• a. Посредством вопросов.
• b. Описание.
• с. Незаконченные предложения.
• III. Представление образца.
• Не делайте много комментариев к одной работе.
• Комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он

по работал по отношению к обучающей цели и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы.
• Комментарии должны быть сделаны в соответствии с критериями оценивания.
• Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы.
• Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развернутой) или краткой (неразвернутой). Использование неразвернутых или кратких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «молодец», «хорошо», «неправильно», и не предоставляет ученику совета, рекомендации, направления выполнения работы. Для достижения цели формативного оценивания – предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий.
• Обратная связь помогает учителю и учащимся увидеть собственные пробелы и исправить их на ранних этапах в процессе обучения. Таким образом, обеспечивается продвижение вперед.

Знакомство с постерами спикер остается с постером, группа переходит, обсуждение по возникшим вопросам.

Задание 2 «Приемы обратной связи на уроке»

1 гр. Приемы ОС на этапе вызова

2 гр. Приемы ОС на этапе осмысления

3 гр. Приемы ОС на этапе рефлексии

Вопросы группам:

Помогла ли вам работа в группах, решить какие-либо вопросы, которые вызывали затруднение?

Комментарии. Предложения.

Индивидуальная работа и последующей взаимопроверке по образцу.

Дополни предложения.

1._____________________________ – это отклик, отзыв, ответная реакция на какое-либо действие или событие.

2. Обратная связь является процессом двусторонним, предполагающий получение и изучение мнений _______________ и ___________________.

3. Обратная связь используется на ____________________________и позволяет учителю осуществлять _______________________ взаимодействие с обучающимися, в результате которого происходит корректирование и дальнейшее планирование процесса обучения.

Дескриптор:

Обратная связь

Понимает что такое обратная связь

— знает определение обратной связи;

— знает объекты взаимодействия при обратной связи;

— определяет этапы предоставления и периодичность обратной связи

— на каком этапе обучения я нахожусь?__________________

— каким образом я достигну результата?________________

— над чем необходимо работать, чтобы восполнить пробелы?____________________

Рефлексия. Стратегия «3-2-1».

3 идеи, которые Вы можете использовать

2 идеи, о которых Вы хотите узнать больше

1 вопрос, который вы хотите задать

Оценивание и подведение итогов.

Ресурсы и оснащение.

Проектор, бумага формат А3, стикеры, маркеры, цветные ленточки, видеоролик.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *