Не хочу в школу: «Мам, я не хочу в школу». Как помочь детям вернуться к обычной школьной жизни

«Мам, я не хочу в школу». Как помочь детям вернуться к обычной школьной жизни

Январь уже подходит к концу, а многие дети (да и взрослые) до сих пор не могут вернуться в режим. Оно и понятно: за окном — холода и серость, впереди — самая длинная четверть в году, да и неопределённость с прошлого года никуда не делась. Вместе с преподавателем «Нормальной школы», тренером по по эмоциональному интеллекту Дарьей Соколовской, рассказываем, как мотивировать детей (и себя) на продуктивную учебу и работу.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Не хотеть учиться — нормально

Учёба — это стресс, даже если ребёнок хорошо учится и ему это нравится. Это постоянное напряжение и поддержание себя в тонусе. Нужно рано вставать, собираться, куда-то идти или ехать. Ребёнок привыкает к напряжённому графику, у него в голове выстраиваются и закрепляются определенные паттерны поведения.

Потом наступают длинные каникулы, эти паттерны не используются и забываются. Это совершенно естественно: организм человека эволюционно не настроен на напряжение, он настроен на энергосбережение и получение вознаграждения. Поэтому дети очень быстро привыкают к режиму, в котором есть одно сплошное вознаграждение: подольше поспать, потом пойти кататься на горке или общаться с друзьями.

А паттерны, связанные с напряжением, быстро забываются. Это обусловлено эволюционно: долгое время человеку приходилось буквально выживать в суровых условиях, удовольствий было очень мало. Ведь все наши психологические и социальные особенности формировались именно в тот далекий, но очень длительный в истории человечества период, когда мы были охотниками-собирателями. Среда изменилась, а мы — нет.

Человеческая нелюбовь к напряжению не означает, что нужно проводить жизнь в праздности: это ведёт к деградации

Но наш мозг всё равно настроен на получение вознаграждения: мы видим вкусную конфету и получаем сигнал, что её нужно съесть, ведь это же мгновенное поступление энергии, без усилий. Но это не значит, что конфета полезная. Так же и с отдыхом, удовольствиями, отсутствием учёбы и напряжения.

Что с этим делать? Взрослым проще: у нас достаточно развиты лобные доли мозга, которые отвечают за рациональное мышление и позволяют человеку заниматься планированием и ставить цели. Эти структуры окончательно созревают только к 25 годам, поэтому бессмысленно требовать от подростков очень жёсткой дисциплины.

На процесс мышления детей оказывают воздействие более древние структуры мозга: лимбическая система, подкорковые структуры, которые в большей степени отвечают за выживание и обеспечение основных инстинктов. Ребёнок может съесть мешок конфет, а взрослый — удержаться.

Как помочь подростку продолжать учиться, если ему всё надоело

1. Следите за состоянием ребёнка

Сейчас на улице холодно, световой день короткий: даже взрослый может чувствовать нехватку сил, сонливость и апатию. Это тоже обусловлено нашей физиологией: организм человека лучше всего чувствует себя летом и ранней осенью. В это время много солнца, яркой еды, витамина D, тепла. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы максимально поддержать организм:

  • Самое важное — это сон. Даже если поздно вечером выясняется, что нужно сделать уроки, лучше отправить ребёнка спать и восстанавливать силы. Если режим всё же сбился, восстанавливать его надо постепенно, обычно для этого хватает 4-5 дней. Стандартный, но очень важный совет: за два часа до сна — никаких стрессовых или слишком эмоциональных событий. Лучше вместе почитать или просто поболтать (только не о школе и предстоящих экзаменах!).
  • Не забывайте о питании, оно должно быть разнообразным. В кашу с утра можно добавить замороженные ягоды: это и полезно, и напоминает, что когда-нибудь наступит лето, а вместе с ним — и долгожданные каникулы. Эстетичный и питательный завтрак поможет настроиться на бодрый и оптимистичный день. Вместо углеводных батончиков положите в ланч-бокс фрукты или заварите вкусный чай с ягодами и любимыми травами. Это поддержит ребёнка в течение дня.
  • Поможет взбодриться физическая активность. Выбирайте любую: прогулки вокруг дома, если на улице −20, или катание на коньках, лыжах, ледянках, если погода позволяет. Забыть про учебники, компьютеры и телефоны и получить яркие эмоции — прекрасный способ пережить зиму и отвлечься от рутины.

2. Если ребёнок злится, поддержите его

Иногда (часто) дети проявляют негативные эмоции: отказываются ходить в школу, заявляют, что ненавидят учёбу, спорят, ругаются с родителями, приводят примеры хронических недоучек, которые сделали стартапы на миллион. Родителям в этом смысле сейчас тяжело. Много людей сейчас находит свой путь в мире без какого-то образования, поэтому у школьников большой соблазн от всего отказаться.

Не ругайте школьника за то, что он не хочет возвращаться к учёбе. Он действует в соответствии со своей физиологией! Если ему тяжело вставать утром, напомните, какой прекрасный день впереди: встречи с друзьями, любимые занятия, новые знания.

3. Не перегружайте ребёнка

Дополнительные занятия помогают переключиться с рутины на творческую волну и облегчают учебный процесс. Например, если ребёнку тяжело делать домашку по математике, он может отвлечься на рисование или поиграть на любимом инструменте. Активизируется система мозга, отвечающая за расслабление и поиск нестандартных решений, и задачки будут решаться намного легче!

Но нельзя забывать, что это тоже нагрузка: доехать на кружок, провести там несколько часов, вернуться домой и ещё сделать уроки — это энергоёмкий процесс. А ещё желательно оставить время на ничегонеделание, хотя бы пару часов в день. Все мы (и дети — не исключение) хотим иметь время для себя.

Потому с кружками правильнее руководствоваться правилом «Лучше меньше, но лучше»

Не списывайте со счетов и онлайн-занятия. Конечно, за месяцы дистанта многие от них устали. Но допы в онлайне хороши тем, что требуют меньше энергозатрат: не нужно никуда ехать, достаточно удобно устроиться с компьютером или ноутбуком. А при такой погоде и эпидемиологической обстановке — это очень хорошее решение. В то же время они дают полезный контент.

Курсы «Нормальной школы» позволяют ребёнку адаптироваться к жизни. Школьная программа не успевает за сложной разнообразной средой, а такие курсы дают возможность больше понять про жизнь и подготовиться к разным ситуациям, с которыми ребенок будет сталкиваться. Естественно, эти занятия тоже нужно подключать дозировано, но они идут не больше часа, этого достаточно. К тому же классный онлайн-курс с ровесниками — тоже нетворкинг и отличная возможность социализироваться.

Хотите, чтобы ребёнок не терял мотивацию к учёбе и справлялся с большими нагрузками? Подарите им обучение на курсе «Мозг: как нейробиология помогает в жизни». На курсе дети изучают нейробиологию: это помогает им анализировать собственные эмоции и состояние. Они понимают, откуда берутся лень или апатия и как с ними бороться. После окончания учёбы каждый ученик заберёт с собой чек-лист полезных техник для личной эффективности и научится быть продуктивным без ущерба для здоровья.

Фото: Shutterstock / 4 PM production

проблема или каприз? — tele.ru

Школьные годы — одни из лучших в жизни. Как жаль, что в детстве мы этого не осознаем. Вот уже и наши дети пошли в школу, и так же, как когда-то мы сами, не слишком радуются. Почему? Что делать? Разбираемся.

Ежедневный ритм (школа, спорт, репетиторы) подразумевает соблюдение режима и определенную цикличность. Естественно, что даже самое любимое занятие начинает надоедать. И взрослым не всегда хочется идти на работу. Что уж говорить о детях.

Где собака зарыта

Если ребенок время от времени просто ноет, что устал, это не проблема. А вот если походы в школу превратились в пытку, а утро начинается с истерик — проблема серьезная. Она требует родительского вмешательства. Так какие же причины могут помешать спокойному посещению школы?

Конфликты с одноклассниками.

Дети — жестокие максималисты. Для них все либо белое, либо черное. Так, одноклассники могут троллить вашего ребенка из-за каких-то внешних недостатков. Но наиболее частым поводом для неприятия являются черты характера или особенности поведения самого ребенка. Желание выделиться или защититься нападением будет воспринято как агрессия. И одноклассники начнут травить «агрессора».

Не интересно! В этом случае есть несколько подпричин:

  • отставание от школьной программы из-за болезни или по семейным обстоятельствам;

  • скука — ребенок вырастает из школьной программы, как из старой формы.

Семейные проблемы. Дети все слышат и все видят. Развод родителей, смерть одного из них — это удары по детской психике, последствия которых могут иметь различную степень тяжести. И нежелание идти в школу — не самый тяжелый вариант.

Отсутствие контроля со стороны родителей. Такая ситуация назревает долго, а заканчивается всегда плохо. И виноваты в ней только родители.

Первая любовь. Ее дети переживают по-разному. А если любовь неразделенная и весь класс в курсе, не появляться в школе кажется самым логичным решением.

Когда все серьезно

Если это просто нытье от усталости, устройте своему ребенку «санкционированный» прогул. Но если у нежелания посещать школу есть более веские причины, нужно подойти к решению проблемы основательно.

  • Не откладывайте в долгий ящик разговор с ребенком. Лучше это сделать в непринужденной обстановке и с позитивным настроем.

  • Отдавая ребенка в 1-й класс, выбирайте не школу, а учителя. Там, где симпатия и взаимопонимание, неразрешимых проблем не возникнет.

  • Конфликт с одноклассниками — проблема, требующая незамедлительного решения. Не спешите искать виновных. Выслушайте все стороны, свидетелей и только потом принимайте решение и начинайте действовать.

  • Проблемы на личном фронте у подростка — это очень важно! Расскажите ему о своей школьной любви, объясните, что в жизни все меняется, а школьная любовь редко заканчивается долгими отношениями. Здесь может помочь и психолог.

Комментарий специалиста

Инна Малаш, психолог:

— Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний и навыков, а те, у которых отсутствует желание и привычка думать, которые не умеют общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение. Нужно учитывать и состояние здоровья ребенка. Увлекшись развитием его умственных способностей, родители часто забывают о самом ребенке, о его переживаниях, внутренних мотивах.

Не хочу в школу. Советы родителям, дети которых не хотят идти в школу

Полезные советы для родителей

Принято считать, что школьные годы – самые лучшие в жизни, но при этом люди забывают, с какими проблемами пришлось столкнуться в период обучения. Часто дети говорят: “Не хочу в школу”, также далеко не все дети с радостью идут получать знания и радуют своих родителей. Случается так, что нежелание ребенка ходить в школу, ставит пап и мам в тупик – ведь не отправлять же чадо в садик или нанимать ему репетиторов. Некоторые родители думают, что причина в школе, и считают, что следует поменять ее. Однако торопиться с выводами не стоит – нужно разобраться с причинами поведения школьника, так как решение проблемы кроется, скорее всего, в нем самом.

Не хочу в школу! В чем причина?


С ребенком нужно поговорить и аккуратно выяснить, что ему нравится в школе, а что нет; есть ли у него любимая учительница и друзья; как он относится к домашним заданиям и работе у доски. Ответы на эти и другие вопросы помогут понять отношение к школе, окружающей обстановке и к учебе в целом и определить, что же стало причиной отсутствия желания ходить в школу.

Важно понять причину!

Будет полезно общение с родителями одноклассников. Полученная от них информация поможет выяснить то, что может утаить ребенок или обнаружить существование общей проблемы, которую нужно решать сообща.
Беседа с учительницей позволит получить объективную оценку ее подопечного. При этом не следует говорить педагогу, что ребенок не хочет ходить в школу.

Если после этого ситуация осталась неясной, то можно поприсутствовать на занятиях в школе. Это позволит рассмотреть проблему изнутри. Не лишним будет незаметно понаблюдать за поведением своего малыша на перемене.


Иногда домашние задания вызывают затруднения у ребенка, поэтому первое время ему нужно помогать. Поддержка не должна переходить в подмену его действий – достаточно ободрения и объяснения непонятных моментов.

Проблемы с общением со сверстниками

Отсутствие общения с другими детьми – распространенная причина нежелания идти в школу. В этом случае нужно действовать всесторонне. В первую очередь следует поговорить с учительницей и узнать ее мнение. Общими усилиями выработать шаги для сближения ребенка со сверстниками. Очень эффективный метод изменить статус малыша – организовать интересный досуг для всего класса.

В некоторых случаях пауза в посещении школы окажется действенным способом изменить к ней отношение. Наиболее удобным временем будет момент незадолго до или сразу после каникул. Дополнительный отдых поможет снять усталость, и ребенок снова с радостью будет ходить в школу.
Родители не должны забывать, что для адаптации в новых условиях требуется определенное время. Одним детям достаточно нескольких недель, а другим – мало трех месяцев, поэтому следует набраться терпения и оказывать ребенку помощь, чтобы быстрее преодолеть возникшие трудности.

«Не хочу в школу!» | Наш Красноярский край

– Представляешь, я ему уже и форму купила, и рюкзак с тачками, как любит, а он ни в какую. «Не хочу в школу – и все!» – жалуется подруга на семилетнего сына. – А ведь мы с каким удовольствием в первый класс пошли, помнишь? Я каждое первое сентября как главный праздник в году ждала…

Конечно, она лукавит: не все и в нашем детстве с радостью шли в школу. Не зря появились те многочисленные анекдоты о «каторге на 11 лет». В одном подруга права: сейчас таких детей становится все больше. Хоть мы, родители, готовим их к этому периоду все с большим рвением.

Не «перекормить» школой

– Конечно, с точки зрения возрастной нормы это ненормально, ребенок должен хотеть в школу в этом возрасте, – поясняет Екатерина Шиляева, психолог, старший преподаватель кафедры практической психологии КГПУ им. В. П. Астафьева. – Но, к сожалению, такая ситуация в последнее время становится все более распространенной. Это связано с тем, что детсадовское детство потеряло самоценность. Детский сад, особенно последние два-три года, рассматривается как ступень подготовки к школе. И отказ ребенка идти в 1-й класс может быть следствием того, что он просто перезанимался. Его перекормили школой вместо того, чтобы сформировать интерес к ней.

– Ребенка нельзя садить за парту, учить писать и считать, как у нас любят делать, – объясняет Екатерина Викторовна. – Его нужно учить правильно общаться, он должен уметь играть, дружить. В последний год перед началом обучения можно играть в школу: например, он – учитель, остальные – ученики, потом наоборот. Ребенку нужно рассказывать о правилах в школе, подчеркивать высокий статус ученика по сравнению с дошкольником.

Школа для всей семьи – большой стресс. Это даже, как любят говорить психологи, один из семейных кризисов, особенно если в первый раз в первый класс идет первое чадо. Но как же некомфортно самому ребенку, который из знакомой обстановки, где его все любят и опекают, внезапно попадает совсем в другую, в которой он «уже взрослый ответственный школьник».

Что именно беспокоит вашего будущего первоклашку, нужно узнать у него. Для этого спокойно поговорите с ребенком, выслушайте его опасения. Во всех случаях, когда ваш дошкольник расстроен, нужно дать ему понять: вы знаете о его переживании – «слышите» его. Необходимо развенчать опасения малыша. Если он боится, что «учителя злые», уверить: его классная – совсем не такая, вы с ней недавно познакомились. Если «математика сложная, там столько цифр – я не справлюсь», напомнить, что папа хорошо в этом разбирается и поможет делать домашнюю работу. Только ни в коем случае нельзя обесценивать переживания ребенка, то есть фраз типа «какая ерунда» или «даже не думай об этой глупости» быть не должно.

Установить правильный режим

Если особых страхов у ребенка нет, а желание учиться есть, это совсем не означает, что все можно пустить на самотек. Настоящие мучения для начинающего школьника – ранний подъем. И это совсем не то же самое, что было в садике, куда можно было волоком притащить почти спящего ребенка и оставить его в игровой. Первоклассник с самого утра должен быть бодр, готов к занятиям. Поэтому как минимум за месяц нужно установить новый режим дня. Для начала все действия – от подъема до гигиенических процедур – распечатать, украсить картинками и повесить на самое видное место. Идеальный режим – отбой в 10 вечера, а подъем в 7.

Лучше, если у ребенка будет свой красивый и простой будильник, так можно приучить его к мысли о том, что вставать вовремя – это его ответственность.

Нелишним будет потренировать усидчивость. Делать это сложно, но можно даже в домашних условиях. Было бы полезно заниматься чем-то одним в течение длительного времени: начинать лучше с 20 минут, увеличивая постепенно время на 5 минут. Это может быть любое занятие – рисование, аппликация, лепка. Главное – делать что-то одно и доводить дело до конца.

Нужно помнить и о навыке самообслуживания. В школе нет добрых нянечек, которые помогут застегнуть противные пуговицы и завязать шнурки. Важно уметь позаботиться о себе во время еды. Еще одна деликатная проблема – походы в туалет. Нужно объяснить ребенку, что ходить в туалет обязательно, можно отпрашиваться у учителя и ни в коем случае нельзя терпеть.

Не нужно думать, что дети глупее нас, каждый ребенок прекрасно считывает эмоциональное состояние родителя, даже если тот изо всех сил бодрится. Поэтому в первую очередь нужно забыть весь свой негативный школьный опыт и настроиться позитивно. Поговорить с ребенком: объяснить, что в школе иногда бывает непросто, но полученный опыт будет ему очень полезен – не для оценок, для жизни. Чтобы окончательно успокоить себя и первоклашку, проведите разведку боем: осмотрите школу, позанимайтесь на ее стадионе, познакомьтесь с учителем, поговорите со старшими учениками. При этом нужно создать правильную «эмоциональную привязку»: восхищайтесь широтой коридоров, клумбами, спортзалом, чем угодно. Главное, чтобы бывший детсадовец понял, как ему повезло учиться именно здесь.

Светлана ЕПИФАНЦЕВА

учитель начальных классов красноярской прогимназии № 131 с 25-летним стажем

– Многие посещают различные центры дополнительного образования, к тому же сейчас родителям доступно множество развивающих игр для домашнего использования. Все это, конечно, влияет на уровень развития ребенка. Некоторые дошкольники умеют читать, но не знают очень простых вещей: месяцев, не различают времен года, не могут «развести» утро и вечер. В 6–7 лет ребенок не обязан умножать двузначные числа, если он, конечно, не вундеркинд, но он должен прежде всего уметь составить предложение и связный рассказ, уметь собрать из пазлов картину.

Полезны для дошкольника занятия рисованием – это дает прекрасную возможность познать и почувствовать мир, научиться передавать свое настроение. Важны уроки хореографии, посещение спортивных секций, занятия творчеством, где развивается мелкая моторика. Именно такое развитие, которое напрямую не касается учебного процесса, – это та база, на которую будет опираться учитель в своей работе.

№ 65 / 655

Ссылки по теме:

Не хочу в школу, почему ребенок не хочет идти в школу

Мы уже рассматривали вопрос о слабой мотивации, когда ребенок не хочет учиться вообще, в принципе, но ситуация, когда дети не хотят идти в школу несколько шире. Да и причины тоже более разнообразны.

Не хочу в школу! Кто из родителей не содрогался, услышав этот полный отчаяния или тоски детский вопль. Одно дело, когда за этими словами слышится скука, нежелание тратить время на непонятно кому нужные занятия, но вот если в детском голоске слышатся слезы…

То тут необходимо разбираться и разбираться обстоятельно! Вы же, дорогие родители, не хотите, чтобы ваш отпрыск решил, что вы его не слышите и не хотите слушать, совсем отчаялся и попытался решить проблему своими, далеко не цивилизованными средствами?

Я думаю все наслышаны о проносе школьником в школу оружия и убийстве учителя. А о множестве подростковых самоубийств? А о бегствах из дому и бродяжничестве? О вступлении в религиозную секту или массовости среди старших школьников наркотиков? И это не просто страшилки. Школьный психолог вроде меня не понаслышке знает о подобных проблемах подростков и их родителей. Надеюсь, дорогие родители, вы не будете отрицать, что если ваш ребенок не хочет идти в школу ни за какие коврижки, это и ваша проблема тоже?

 

Причины нежелания детей идти в школу

 

  • То, что наша современная школа учит чему угодно, но только не жизни, я думаю не стоит и говорить. Дети — не дураки и способны быстро просечь, что многие знания, которые им вдалбливаются в школе, им в жизни никогда не пригодятся. Мы это тоже понимаем в глубине души, но отмазываемся перед детьми общими словами о нужности законченного образования, официальных бумажек, что курс среднего образования худо-бедно пройден. К несчастью, эта правда жизни имеет место быть в наших реалиях и без аттестата дальнейший жизненный путь, выбор профессии весьма затруднен.

 

  • Наши дети половину своего детства проводят в школе и от того, насколько у них сложились отношения с одноклассниками и учителями зависит многое. Благополучные дети часто ради получаемого в классе общения смиряются с неизбежными минусами школьного образования — образования из под палки. Но, если вашего ребенка травят, не принимают в коллектив, а учительница лишь подливает масла в огонь неуместными замечаниями, часто травмирующими ребенка до глубины души, то тогда дети готовы на что угодно, лишь бы не идти в школу завтра. И на следующей неделе, и в будущем году.

 

  • Свою внушительную лепту в дело формирования неприязни к школе вносят и родители, считающие за благо читать нескончаемые нравоучения, показывать свое разочарование неуспехами своего дитяти и заставлять, заставлять писать, читать, учить…

 

  • Привить отвращение к школьным занятиям может и повышенная нагрузка, дети 5-6 часов проводят в школе, потом столько же маются за домашними заданиями… А в результате? День прошел, уже нет сил и желания на что-то еще. И так день за днем, четверть за четвертью.

 

Написав все это, я не призываю всех тут же массово бросить школу и отправиться в поля или джунгли города получать реальные уроки жизни. Все это будет в жизни вашего ребенка… рано или поздно. Просто задача родителя при заявлении ребенка, что он не хочет идти в школу, не становиться в позу и тем более не занимать обличающую пороки современной молодежи позицию. Без вас найдутся обличители и нравоучители. Вспомните свое школьное детство, свои прежние чувства…

И попытайтесь поговорить с ребенком, как с другом, понимая и принимая его страстное нежелание идти в школу. Определитесь с причиной. Возможно, все настолько серьезно, что придется что-то коренным образом менять — класс, школу, ваше собственное отношение к учебе сына или дочери и к его отметкам. По другому обставлять его внеурочную жизнь, чтобы было куда стремиться после уроков. И тогда пословица «делу — время, потехе — час» хоть будет иметь смысл и воспитательное значение.

73

Не хочу в школу! Как мотивировать ребёнка на учёбу | Образование | ОБЩЕСТВО

Скоро вновь зазвенят школьные звонки. Но если для многих родителей, ностальгирующих по прошлому, это праздник, то далеко не все современные дети с ними согласятся.

Игра в школу

Психологи считают, что по мере развития человека как личности, он проходит несколько стадий. Из них выделяют три основных, привязанных к различной деятельности: игровую, учебную и трудовую. Поэтому, если ребёнок ещё только в младшей школе, но ему уже туда не хочется, скорее всего, причина одна. Он морально не готов к школьному обучению, у него преобладает игровая деятельность. Помочь ему повзрослеть можно разными способами.

«Детей настраивать на школьное обучение необходимо заранее. И это должны делать не только вы, но и другие родственники и даже знакомые. В данном случае очень полезны обсуждения воспоминаний о школе, естественно положительные воспоминания. Подарки, связанные со школой, покупка различных принадлежностей, формы и т. д. Подготавливайте для него место, где он будет учить уроки: его индивидуальный письменный стол, стул. Советуйтесь с ребенком, выбирайте вместе с ним. Организуйте это как игру, как подготовку к игре, к празднику», – рассказывает практикующий психолог Нина Кротова.

Ребёнка, только что выпустившегося из детского садика, мотивировать на школьное обучение гораздо проще, чем того, кто уже давно не первоклашка. В последнем случае придётся постараться, чтобы найти причину, по которой школа его не устраивает.

Выясняем причину

«У меня не получается!»

Все дети обладают разными умственными способностями и уровнем интеллекта. А ещё у них могут быть склонности к определённому виду занятий, искусству, например. И если такой ребёнок пойдёт в математический класс, то особого интереса к учёбе у него вряд ли возникнет. Поэту следует немного уступить ребёнку: записать его в художественную школу или соответствующий кружок. Это позволит переменить ситуацию.

«Где дневник? Быстро за уроки!»

Важно, что каждому ученику необходим отдых после школы в течение 1,5 – 2 часов. Причём без любого напоминания о школе. В то время как со стороны родителей, стоит только ребёнку вернуться домой, начинаются долгие выяснения: какие оценки получил? Что делали на уроке? Почему не садишься за домашнее задание? Такой чрезмерный контроль приведёт к тому, что ваш ученик просто устанет, у него будет рассеянное внимание — а тогда об отличной учёбе не может быть и речи.

«Со мной никто не хочет дружить!»

Межличностные отношения в классе имеют большое значение на протяжении всего обучения, а в 10–12 лет отношения со сверстниками выходят на первый план. Это одна из тех причин, узнать о которых родителям довольно трудно: чаще всего, дети не рассказывают об этом родителям, а школьные учителя не могут заметить всех деталей.

Чтобы у вашего ребенка появилось желание посещать школу, необходимо найти для него соответствующий стимул. Сделать это нужно, исходя из его интересов, желаний, мечтаний и целей, поскольку важно, чтобы удовлетворялась не только потребность родителей в «надо», но и его потребность в «хочу». Если найти разумный баланс между этими потребностями, то у вашего ребенка появится собственная мотивация ходить на уроки.

Межличностные отношения в классе имеют большое значение для ребёнка. Фото Александра Фирсова

Смотрите также:

психолог из Новосибирска рассказала, как настроить детей на учёбу

Несколько месяцев дистанционного обучения плюс 90 дней летних каникул сделали своё дело: режим дня у многих детей сбит, а вместо книги в руках — неизменный гаджет; после долгого перерыва настроить чадо на учёбу — задача не из простых, поэтому советы специалиста могут оказаться полезными.

По статистике, только около 20 % детей и подростков ждут начала учебного года из-за любви к знаниям. Для остальных школа — это возможность встретиться с одноклассниками и провести время вне дома. И за такую свободу они готовы платить необходимостью по несколько часов слушать учителя, а потом вечерами делать домашку.

Впрочем, не все школьники добровольно соглашаются на такую сделку — некоторым нужна помощь извне. По словам подросткового психотерапевта из Новосибирска Татьяны Ефановой, задача родителей — на личном примере показать, что ходить в школу — такая же важная жизненная функция, как ходить на работу.

«Ребёнок обязательно должен понимать, что он, наравне с мамой и папой, приносит пользу своей семье: старшие зарабатывают деньги, а его вклад заключается в получении образования», — объяснила специалист.

Когда ребёнок чувствует себя наравне со взрослыми, он перестаёт воспринимать походы в школу как наказание.

«Детям желательно создать такие условия, чтобы они чувствовали себя в команде: например, уходить с утра в одну дверь с папой или мамой — старшие в офис, он в школу. Тогда не будет дискомфорта по поводу того, что все, условно говоря, лежат на диване, а его отправили страдать», — добавила Ефанова.

Такой же принцип солидарности должен сохраняться в семье и по вечерам. Если ребёнку после 22 часов вечера запрещено пользоваться гаджетом — чтобы он лучше высыпался, — то и родители должны придерживаться этих правил игры.

«Чем сильнее вовлечённость ребёнка в дела семьи, тем лучше. Когда с ним советуются по поводу серьёзных расходов или предстоящего отпуска, он понимает, что его действия тоже очень важны. Как в команде — если один «сочканул», прогулял уроки или закатил с утра истерику, и мама в итоге опоздала на работу, — проиграют все. Допустим, маме не дадут премию или не отпустят в отпуск. Детям стоит знать такие вещи», — отметила психотерапевт.

Есть и другие способы переключения фокуса внимания школьников с того, что уроки — это плохо, на то, что уроки — это часть жизни.

«После длительного периода дистанционного обучения сделать это довольно легко. Ребёнку стоит чаще напоминать, что он не только идёт за знаниями, но и сможет увидеться с друзьями. Во время карантина это было роскошью, а теперь — можно», — предложила Ефанова.

Также психотерапевт советует включить в жизнь подростка занятия спортом или в каком-то кружке по интересам. Школа не должна быть центром Вселенной, доказано — чем больше у детей интересов, тем они более продуктивны.

И, конечно, каждую неделю нужно планировать вариант семейного отдыха: поехать в гости, пойти в зоопарк, позвать друзей — что угодно.

«Главное, чтобы ребёнку было чего ждать. Тогда неделя обучения для него будет протекать быстрее», — добавила она.

Ефанова отметила, что погружение в образовательный процесс не у всех детей проходит быстро: кто-то втягивается за неделю, кому-то и месяца мало. Поэтому важно набраться терпения и не позволять себе срывов.

«Главное — не ругать за двойки. Выяснять причины плохих оценок — можно и нужно, ругать — нет. Такой подход вряд ли сделает из ребёнка отличника, скорее, наоборот. А вот школьника, который уверен, что его любят только за пятёрки и что учиться надо, чтобы мама не ругалась, вы получите», — подытожила Ефанова.

Напомним, в 2020 году школы Новосибирской области начнут работу в очно-дистанционном формате. Часть уроков будет проходить в классах, часть занятий детям придётся выполнять из дома. Кроме того, во всех образовательных учреждениях предприняты меры санитарной безопасности: на входе детям измерят температуру и за каждым классом закрепят свой кабинет.

5 вещей, которые нужно сделать, если ваш ребенок не хочет ходить в школу

У каждого бывают дни, когда он чувствует, что даже не может. Вот как эксперты предлагают справиться с этим, когда ваш ребенок не хочет ходить в школу, начиная с жесткого подхода и заканчивая небольшой детективной работой.

  1. Относитесь к своему ребенку серьезно

    «У каждого ребенка время от времени бывает плохой день», — говорит Джейн Хили, автор книги Различные ученики: выявление, предотвращение и лечение проблем с обучением вашего ребенка .«Но если ваш ребенок повторяет это неоднократно, пожалуйста, обратите внимание». По словам Хили, нежелание ходить в школу может сигнализировать о проблеме, будь то социальная, эмоциональная или академическая. Хили предлагает объяснить, что школа — это работа ребенка, а посещаемость не подлежит обсуждению, но вы хотите понять и помочь.

    «Многое может происходить», — говорит Джейн Блюстейн, автор книги The Win-Win Classroom . «Если ребенок все время любил школу и внезапно ушел с этим — это было бы сигналом для меня.Я бы спросил: «Это академический? Является ли это социальным? »Если дети внезапно не хотят ходить в школу, потому что это скучно, это сильно отличается от ребенка, который не хочет ходить в школу, потому что его избивают каждый день, что сильно отличается от ребенка. который не хочет ходить в школу, потому что учитель ведет себя плохо ».

  2. Задавайте вопросы

    Говорите с ребенком о том, что происходит в течение дня, советует Хили. «Есть хулиганы в автобусе или в столовой? Ему неловко из-за своего почерка или из-за того, что он читает вслух? » «Ненависть к школе», отмечает Хили, иногда является первым признаком невыявленных трудностей в обучении, таких как дислексия.

    «Очевидно, другое дело, если у ребенка временное беспокойство, например:« Сегодня идет тест »или« У меня болит живот », в отличие от модели беспокойства по поводу того, какой будет школа с течением времени», — говорит Альфи Кон. , автор книги Школа, которую заслуживают наши дети, . «К этому беспокойству нужно отнестись серьезно. Очевидным ответом ребенку здесь будет: «Как же так, что происходит?»

    Возможно, Кон говорит, что со временем может потребоваться стать детективом, чтобы попытаться прийти к исчерпывающему ответу, а не следовать тому, что вы ребенок говорит вам в этот момент.Он добавляет, что простой ответ, вероятно, не является решением. «Вопрос здесь не только в том, что родитель говорит ребенку, но и в том, какова позиция родителей по поводу того, могут ли опасения ребенка быть законными. Поэтому я не хотел бы просто предлагать какой-то способ, чтобы ребенок чувствовал меньшее беспокойство в данный момент или оказывал давление, чтобы он ушел. Я бы хотел узнать, действительно ли в школе есть проблема с тем, как к нему или к ней относятся учителя или другие дети ».

    Хили предлагает записаться на прием, чтобы поговорить с учителем.«Скажите:« Мы обеспокоены тем, что Сара говорит утром, что не хочет идти в школу. Можете ли вы помочь нам разобраться в этом? »Некоторые школы позволяют родителям наблюдать за происходящим или участвовать в них добровольно, чтобы понять, что происходит».

  3. Выслушайте их

    Иногда причина нежелания ребенка ходить в школу незначительна, и ее можно решить, просто выслушав его проблемы, говорит Кристин Картер, автор книги Raising Happiness .

    «Я думаю, что лучше всего усадить их, когда у вас будет время поговорить с ними», — говорит она. Если разговор в данный момент невозможен, Картер предлагает сказать: «Это серьезная вещь, которую вы только что сказали мне, и я хотел бы подождать, пока мы останемся одни или пока мы не сядем в машину, и я действительно смогу посмотреть на вы и говорите об этом, потому что я очень серьезно отношусь к тому, что вы сказали ». По ее словам, реакция вашего ребенка может дать вам представление о том, что происходит.

    «В некотором смысле это определенно крик о помощи, но, возможно, это действительно мелочь.Вам просто нужно выслушать их и признать, что они на самом деле чувствуют ».

  4. Подумайте о том, чтобы дать вашему ребенку личный день

    «Многие родители позволяют своим детям оставаться дома, а затем отправляют записку о том, что ребенок болен», — говорит Сара Беннетт, автор книги «Дело против домашнего задания ». «В первый раз, когда я позволил своему третьекласснику остаться дома и сказал секретарю школы, что у нее личный день, секретарша засмеялась, сказала мне, что ценит мою честность и подумала, что это потрясающая идея.

    Беннет говорит, что иногда, когда дети жалуются на то, что они ходят в школу, им просто нужен перерыв. «Если это что-то простое, я очень верю в личный день — возможно, два или три раза в год. Многие взрослые получают несколько; почему бы не распространить то же право на детей? Поэтому, если однажды утром ребенок просыпается и говорит: «Я не хочу идти в школу сегодня», вы можете сказать (при условии, что в этот день вы можете принять другие меры для своего ребенка): «Хотите ли вы использовать один из ваших? личные дни? »Просто наличия такого выбора может быть достаточно, чтобы ребенок все-таки решил пойти в школу.Беннетт говорит, что, когда ее дочь училась в старшей школе и просыпалась уставшей и неохотно идущей на занятия, она вслух размышляла о том, что ей будет не хватать, если она возьмет выходной. Чаще всего она решала пойти в школу. Беннетт говорит, что это урок, который хорошо послужил ее дочери в школе и за ее пределами.

  5. Используйте подход жесткой любви

    Иногда детям просто не хочется ходить в школу, и вы можете посочувствовать этому чувству, но им все равно нужно идти.«Суть в том, что вы должны знать своего ребенка», — говорит America’s Supernanny Дебора Тиллман. «Есть дети, которые говорят:« Я не хочу ходить в школу », и они просто ведут себя лениво и говорят:« Я устал и не хочу ходить в школу ».

    » Я действительно не собираюсь этим заниматься, если у меня есть такой ребенок. Вы объясняете ребенку, что не ходить в школу — это не вариант. «Тебе нужно идти в школу. Точно так же, как мама должна идти на работу, чтобы оплачивать счета, а папа должен идти на работу, чтобы оплачивать счета, в конечном итоге вам нужно ходить в школу, чтобы получить образование.«Мои мать и отец научили нас этому в раннем возрасте. Суть в следующем: если в вас есть образование, если у вас есть знания, знания — это сила. Чем больше вы учитесь и растете, тем лучше для всего мира ».

Поделиться в Pinterest

Обновлено: 29 октября 2020 г.

«Я не хочу идти в школу»

Теперь, когда начался учебный год, скоро утром вы проснетесь и услышите заявление: «Я не хочу ходить в школу.»Это крик, а скорее просьба, с которой каждый родитель, вероятно, столкнется хотя бы один раз, если не 10 раз в учебном году. Это никогда не музыка для ваших ушей.

Нежелание ходить в школу для младшего ребенка или провозглашение «Я не пойду в школу» для старших, может бросить вызов даже самому сообразительному родителю. Насколько легкой была бы жизнь, если бы был универсальный ответ, который можно было бы вытащить из заднего кармана. реакция на это шоу-пробку будет разной для каждого ребенка.Это будет зависеть от вашего ребенка, от того, что происходит в его жизни, и от вас, и от того, что происходит в вашей.

«Я не хочу ходить в школу» редко означает именно это. Обычно это верхушка айсберга. Либо потребность, которая не удовлетворяется, либо крик о помощи. Ваша работа как родителей — играть в сыщика и понимать, что происходит на самом деле.

Вот несколько советов, как понять, что стоит за «Я не хочу ходить в школу».

Спросите себя, сколько времени прошло с начала обучения в школе .Ребенку любого возраста требуется шесть полных недель, чтобы освоиться и освоиться в школе. Дайте ему время, прежде чем предполагать худшее. Ребенок, возможно, не приспособился к новому расписанию, может не знать веревок и чувствовать себя подавленным, возможно, все еще находится в переходном периоде. Это займет время.

Это скорее не про школу . У детей дошкольного возраста проблема часто заключается в разлуке. Посещение школы без родителей сильно отличается от того, чтобы оставаться дома с сиделкой. Помните, что процесс привыкания к разлуке может занять от нескольких дней до нескольких месяцев.Требуется время, чтобы сформировать доверительные отношения с учителем и найти новых друзей. Ваш ребенок просто может предпочесть быть с вами дома.

Что происходит дома? Если бабушка в гостях, если у мамы больной, если у младшего брата вечеринка, если у него дома рабочие, тогда ребенок может захотеть быть дома, где происходит действие.

Ей плохо? Возможно, ваш ребенок чем-то заболел. Вы знаете, что когда вы чувствуете себя плохо, вам больше не нужно вставать и идти! Но остерегайтесь ребенка, который симулирует болезнь, чтобы бросить школу.

У детей младшего школьного возраста все вышеперечисленное может быть причиной, но любое из следующего также может быть причиной:

Считает ли ваш ребенок, что он не подходит? По мере взросления детей растет их социальная осведомленность и потребность в приспособлении. Чувствует ли она, что у нее нет друзей? Неинтересно ходить в школу, если вы чувствуете себя не в своей тарелке или чувствуете, что вам не с кем пообедать.

У друга проблемы? Иногда бывает трудно столкнуться с социальными проблемами.То, что вы можете игнорировать, может сильно повлиять на ребенка и сделать его более привлекательным вариантом.

Продолжаются ли издевательства или издевательства? Вам придется много ловить рыбу, так как детям может быть трудно попросить о помощи, если они дразнят или запугивают. Дети младшего школьного возраста часто думают, что они должны уметь терпеть или решать эти проблемы, но они не могут. Пребывание дома позволяет ребенку избегать их всех вместе.

Материал курса слишком сложен? Страха неудачи достаточно, чтобы ребенок захотел остаться дома.А осознание ее приятелями того, что у нее проблемы, только усугубляет ситуацию.

Вашему ребенку скучно … действительно скучно? Есть несколько учеников, которые настолько продвинуты. Без задачи или нового материала школа может быть довольно скучной.

Проблема учителя? Ребенок, который попал в беду, попал в беду, и стесняется, что его выгоняют, просто может не захотеть пойти в школу и столкнуться с музыкой.

К детям среднего и старшего школьного возраста может применяться все вышеперечисленное, но в дополнение:

Социальные проблемы являются основной причиной отказа ребенка ходить в школу. Издевательства и издевательства могут происходить в кампусе или в киберпространстве.

Подлинная усталость может изнурять. Подросткам нужно спать гораздо больше, чем позволяют их интересы и образ жизни. Ваш ребенок может быть истощен. Период.

Метод выявления того, что скрывается за отказом вашего ребенка в школе, в каждом случае будет различным. Однако то же самое — потребность каждого ребенка в том, чтобы его услышали, признали и поняли. Это первый шаг к решению проблемы.Когда ребенок знает, что его чувства и проблемы реальны, он будет гораздо более открыт для мозгового штурма, чтобы найти решение.

Что делать, если я не хочу поступать в колледж?

По мере приближения к окончанию средней школы может возникнуть сильное давление, заставляющее поступать в колледж. Иногда это кажется самым безопасным выбором. В конце концов, вы всю жизнь провели в школе. Ты знаешь, как учиться в школе. Но что, если у вас в затылке слышится ворчащий голос, говорящий: «Я не хочу поступать в институт.«Это вообще вариант?

College — это абсолютно правильный выбор для многих старшеклассников. Но, как оказалось, отказ от учебы в колледже также является правильным выбором для многих других старшеклассников по целому ряду причин. Может быть, вы хотите сделать карьеру, для которой не требуется высшее образование. Возможно, вы не знаете, чего хотите, и не хотите поступать в колледж, потому что боитесь, что зря потратите время. Возможно, вас беспокоит накопление долгов в виде ссуд на обучение.Сделайте первый шаг и выясните, почему фраза «Я не хочу идти в колледж» постоянно звучит в вашей голове, а затем изучите свои альтернативы, чтобы принять мудрое решение.

Узнайте, почему вы не хотите поступать в колледж

Задайте себе несколько сложных вопросов о том, чего вы действительно хотите от своей жизни, как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. Есть ли у вас карьерные цели, требующие колледжа (хотите вы туда или нет)? Например, если вы всегда мечтали стать медсестрой, необходимо поступить в колледж.Если у вас есть предпринимательские наклонности и вы хотите начать свой бизнес, возможно, вы сможете сделать это самостоятельно, но вы можете обнаружить, что в колледже приобретете необходимые навыки.

Многие люди беспокоятся об окончании колледжа, обремененного долгами по студенческим ссудам. Это серьезная проблема, и вы поступите мудро, если посчитаете цифры и посмотрите, что вы можете себе позволить, еще до того, как начнете поступать в колледж. Если финансовые проблемы являются вашей главной причиной отказа от учебы в колледже, обратите внимание на некоторые альтернативы.Низкозатратные государственные колледжи могут сделать эту четырехлетнюю степень доступной, а два года обучения в местном колледже еще больше снизят стоимость.

Если вы не решаетесь поступить в колледж, потому что не знаете, кем хотите стать, когда «вырастете», вы можете быть удивлены, узнав, что вы далеко не одиноки. До 80 процентов студентов не имеют в виду специальность, когда поступают в колледж, или меняют свое мнение по ходу дела. Если вы относитесь к этой категории, возможно, поступление в институт поможет вам открыть для себя те части себя, с которыми вы еще не встречались, и позволит вам определить направление для своего будущего.

причин пойти в колледж, даже если вы не знаете, чего хотите

В наши дни большинство людей думают о колледже как о ступеньке к высокооплачиваемой работе. Хотя колледж может быть таким, важно помнить, что предполагаемая цель поступления в колледж — продвижение вашего образования. Есть неотъемлемая выгода в том, чтобы узнать больше об окружающем мире, узнать свое место в этом мире и понять, как прошлое создало настоящее, в котором вы живете. С хорошо образованными людьми интереснее общаться, и вы заставляете себя более интересным (а также более трудоспособным), если вы добавите к своему образованию.Хотя вы, безусловно, можете работать над своим образованием самостоятельно, наличие нескольких лет, чтобы сосредоточиться на нем, является привилегией и источником личной выгоды для многих.

Колледж

— также отличное место, чтобы узнать, кто вы как личность, где вы вписываетесь в общую схему вещей и что вы хотите делать в своей жизни. Поскольку у вас есть возможность и свобода исследовать различные предметные области, вы можете открыть для себя варианты, которых в противном случае у вас не было бы. Вы также встречаетесь в колледже с людьми, которые станут друзьями и коллегами на всю жизнь, и одни только эти отношения могут стоить четырехлетнего опыта.

Альтернативы колледжу

Многие молодые люди заканчивают среднюю школу и обращают свое внимание на служение своей стране. Один из основных способов сделать это, конечно же, пойти в армию. Пять видов вооруженных сил предлагают широкий спектр специализаций и возможностей для развития новых навыков, которые могут иметь ценность на рынке после вашего увольнения. (И, конечно же, закон о G.I. Bill предоставляет возможность поступить в колледж для многих ветеранов после того, как они завершат свою службу.) Но служба в армии — не единственный вариант. Такие программы, как Americorps и Teach for America, открывают двери для многих молодых людей.

Многие возможности трудоустройства существуют в так называемых «рабочих местах синих воротничков». Если вы хотите сразу же окунуться в мир работы, но не хотите застревать, перебирая гамбургеры, подумайте о том, чтобы потратить немного времени в профессионально-техническое училище, чтобы научиться навыкам, которые варьируются от сантехники до физиотерапии. В этих профессиях существуют миллионы хорошо оплачиваемых рабочих мест, не требующих высшего образования, и миллионы людей строят счастливую жизнь, следуя им.Доступны и другие рабочие места, для которых не требуется высшее образование или профессиональное училище, особенно в мире розничной торговли.

Нужен совет? Узнайте, подходит ли профессиональное училище или общественный колледж для использования с этим простым инструментом:

Торговая школа против College Tool

Вам просто нужно немного времени, чтобы решить?

Многие старшеклассники не имеют ничего против идеи колледжа, но они просто не готовы брать на себя обязательства. Может быть, после 13 лет обучения в школе вы чувствуете, что вам нужна небольшая передышка.В этом случае подумайте о том, чтобы взять год перерыва. Ваши родители, вероятно, позволят вам продолжать жить дома (даже если они стремились поступить в колледж), если вы получите работу и будете оплачивать домашние расходы. Вы даже можете пройти весь процесс подачи заявления в колледж, пока вы еще учитесь в старшей школе (где у вас есть преимущество в виде консультантов и учителей колледжа, которые видят вас каждый день и могут написать хорошие рекомендации), а затем отложить прием — в большинстве колледжей очень рады предоставить дополнительный год для поступающих студентов, которые его запрашивают.

По мере того, как вы тратите некоторое время на оплату собственных расходов, ваше будущее может начать формироваться в вашей голове, так что вы сможете поступить в колледж с реалистичными ожиданиями и твердой целью. Учащиеся, у которых есть финансовые возможности, часто используют свой учебный год для путешествий или волонтерской работы, чтобы определить, кем они хотят стать и чем они хотят заниматься, став взрослыми.

Последнее упражнение, которое может помочь вам принять это важное решение: даже если вы не знаете, чего хотите, попробуйте составить список того, чего вы не хотите в жизни.Одно только это упражнение может помочь вам определить, подходит ли вам колледж.

Почему дети не хотят ходить в школу: я не хочу ходить в школу

Я не хочу ходить в школу

Школа

— неотъемлемая часть их жизни, и если они по каким-либо причинам не хотят ходить в школу, это может быть чрезвычайно сложно.

Есть множество причин, по которым ребенок не хочет ходить в школу — издевательства, скука, изменения в своей жизни, из-за которых он чувствует себя неуверенно, а иногда и отсутствие видимой причины.

Антония Читти, автор книги Что делать, если ваш ребенок ненавидит школу (White Ladder Press), говорит:

«Если ваш ребенок всегда с удовольствием ходил в школу, это может стать настоящей проблемой, когда он вдруг начнет сопротивляться. Дети младшего школьного возраста также не всегда могут объяснить, в чем проблема, поэтому вам нужно немного поработать детективом, чтобы выяснить это. Некоторые дети скажут вам, что им не нравится школа, в то время как другие замалчивают ее.

Есть признаки, которые показывают, находится ли ваш ребенок в тайном стрессе, и многие дети выражают свою неприязнь к школе очевидным «плохим поведением».Они могут активно нарушать порядок и не могут усидеть на месте или легко отвлекаются и видят сны вместо того, чтобы делать то, о чем их просят.

Этот диапазон поведения может указывать на одну из ряда проблем — поговорите с учителем вашего ребенка и школьным координатором по особым потребностям (SENCO), если они включают издевательства и события в их семейной жизни, такие как тяжелая утрата или развод ».

Citrix Chee, частный консультант Kang Ren Counseling, соглашается, «когда ребенок не хочет ходить в школу, это всегда плохой знак.”

Что вы можете с этим поделать?

Это может быть короткая фаза, поэтому сначала не реагируйте слишком сильно.

У многих детей бывает несколько дней, когда они не слишком увлекаются школой. Иногда без серьезной причины. Вы можете просто преодолеть это без излишней суеты и, не слишком остро реагируя, предотвратите превращение этого в более длительную проблему.

«У нас был период, когда они оба жаловались, что ходят в школу каждый день.Это было утомительно, и каждое утро мне приходилось много их трепать. Я не знаю, что происходит, но это прекратилось через несколько дней, когда я твердо стоял и настаивал, чтобы они ушли ». — Сангита (сыновья-близнецы, 7)

Если проблема острая или сохраняется, попытайтесь установить первопричину.

Работайте над тем, чтобы ваш ребенок раскрывался, когда это не самая горячая пора. Так что не тогда, когда ты опаздываешь в школу, а они в слезах. Если они не будут говорить с вами об этом, возможно, они будут говорить с кем-нибудь еще — бабушкой и дедушкой, тетей, дядей или любимой няней?

Распространенные причины, на которые следует обратить внимание, включают издевательства / проблемы с дружбой, скуку, трудности в обучении и плохие отношения с учителем.Ребенок, у которого проблемы со слухом или зрением, также может оказаться менее приятным в школе.

Поговорите с учителем.

Узнайте, что, по-видимому, происходит в школе, особенно если есть доказательства издевательств — основной причины ненависти к школе.

«Джей начала поднимать большой шум каждое утро и иногда плакала перед сном из-за того, что она не хочет идти на следующий день. Какое-то время я не мог отделаться от нее о том, что происходило, хотя знал, что это было о друзьях.Мне удалось собрать больше деталей, когда я поговорил с учителем. — Деб (дочь, 8)

Поддерживать диалог

Если в семейной жизни вашего ребенка произошло что-то серьезное, например развод или тяжелая утрата, продолжайте диалог с учителем. Таким образом, они могут дать вашему ребенку дополнительную уверенность или поддержку. Вам также нужно будет заверить их в том, что вы / другой человек, осуществляющий уход, будете рядом, когда они вернутся домой / и заберут их.

Остерегайтесь поддельных болезней

Это один из наиболее распространенных признаков нежелания ходить в школу среди детей этого возраста.К сожалению, бывает трудно понять, когда они плачут, волк, а когда действительно болеют. В девяти случаях из десяти угроза похода к врачам заставит лозунгов признаться в том, что они придумали, или им чудесным образом станет лучше в считанные секунды.

Отрывок из книги «Воспитание детей — Начальные годы» Лиат Хьюз Джоши (Пирсон)

10 фраз в стиле Монтессори для детей, которые не хотят ходить в школу

Независимо от того, насколько ваш ребенок был взволнован, выбирая в этом году новую коробку для завтрака и рюкзак, вероятно, будут дни, когда он просто не захочет ходить в школу.Говорят ли они: «Я не люблю школу», когда вы играете дома вместе, или у вас срыв по дороге в класс, есть вещи, которые вы можете сказать, чтобы помочь.

Более того, чем точные слова, которые вы используете, самое главное — это ваше отношение, которое ваш ребенок определенно знает. Важно подтверждать их чувства, сохраняя при этом спокойную уверенность в том, что школа — правильное место для них, и что они могут с этим справиться.

Вот несколько фраз, которые побудят вашего ребенка пойти в школу:

1.«Здесь ты в безопасности».

Если у вас есть маленький ребенок, он может искренне бояться бросить вас и пойти в школу. Скажите им, что школа — безопасное место, где полно людей, которые о них заботятся. Если вы скажете это со спокойной уверенностью, они вам поверят. Какие бы слова вы ни произнесли, если ваш ребенок почувствует вашу нерешительность, ваш собственный страх бросить их, он не будет чувствовать себя в безопасности. Как они могут быть в безопасности, если вы явно боитесь их бросить? Постарайтесь проработать свои собственные чувства по поводу того, чтобы бросить их до настоящего дня, чтобы вы могли спокойно присутствовать и поддерживать.

2. «Я люблю тебя и знаю, что ты справишься».

Лучше всего, чтобы ваше прощание было коротким, даже если ваш ребенок плачет или цепляется за вас, и верьте, что вы выбрали для него хорошее место. Большинство детей быстро восстанавливаются после тяжелых прощаний после ухода родителей.

Если вашему ребенку сложно прощаться, крепко обняв его, скажите ему, что вы его любите и знаете, что он может это сделать. Сказать что-то вроде «Это просто школа, все будет хорошо» принижает их чувства.Вместо этого признайте, что это сложно, но вы уверены, что они справятся с задачей. Это подтверждает чувство беспокойства, которое заканчивается на положительной ноте.

После быстрого заверения выйдите, сделайте глубокий вдох и верьте, что с ними все будет в порядке.

3. «Сначала у тебя будет круговое время, потом рабочее время, а потом ты будешь играть на детской площадке».

Обсудите с ребенком распорядок дня в школе, включив как можно больше деталей. Обсудите, что будет, когда вы их оставите, какую работу они будут выполнять, когда будут обедать и играть на улице, и кто придет за ними после обеда.

Это может помочь сделать это много раз, чтобы они привыкли к новому ритму дня.

4. «Я заеду за тобой после игрового времени».

Дайте вашему ребенку ориентир, когда вы вернетесь.

Если ваш ребенок умеет определять время, скажите ему, что вы увидите его в 15:30. Если они моложе, расскажите им, что произойдет, прямо перед тем, как забрать их. Возможно, вы придете за ними сразу после обеда, а может, после урока математики.

Указание этого ориентира может помочь убедить их в том, что вы действительно возвращаетесь, и что есть конкретный план на случай, когда они снова увидят вас.По прошествии дней они поймут, что вы приходите постоянно каждый день, когда вы обещали, и их беспокойство утихнет.

5. «Как вы думаете, какую книгу прочитает ваш учитель, когда вы придете в школу сегодня утром?»

Узнайте, что происходит в первую очередь в школьный день вашего ребенка, и помогите ему мысленно перейти к этой задаче. В школе Монтессори дети сами выбирают себе работу, поэтому вы можете спросить, какую работу ваш ребенок планирует делать в первую очередь.

Если они учатся в более традиционной школе, найдите аспект школьного утра, который им нравится, и поговорите об этом.

Думать обо всем школьном дне может показаться сложной задачей, но если помочь ребенку сосредоточиться на конкретном событии, которое произойдет, это может показаться более управляемым.

6. «Как вы думаете, Джонни будет сегодня там?»

Напомните своему ребенку о друзьях, которых он увидит, когда придет в школу.

Если вы не уверены, с кем ваш ребенок привязан, спросите учителя. По дороге в школу поговорите о детях, которых они могут ожидать увидеть, и попробуйте спросить, чем бы они могли заниматься вместе.

Если ваш ребенок новичок в школе, может быть полезно организовать игровую встречу с ребенком из их класса, чтобы помочь им наладить прочные отношения.

7. «Тяжелое чувство. Расскажи мне об этом».

Хотя уход из школы — не время погрязать в обидах, связанных с нежеланием ходить в школу, если ваш ребенок поднимает вопросы после школы или на выходных, найдите время, чтобы выслушать их.

Наши наводящие вопросы могут очень легко повлиять на детей, поэтому задавайте очень общие и нейтральные вопросы, чтобы ваш ребенок мог сказать вам, что он на самом деле чувствует.

Они могут сказать, что просто скучают по вам, пока их нет, или могут сказать вам, что определенный человек или работа доставляет им беспокойство.

Дайте им понять, что вы сопереживаете их чувствам, но постарайтесь не реагировать слишком резко. Если вы считаете, что существует проблема, вызывающая серьезную озабоченность, поговорите об этом с учителем, но ваша реакция, безусловно, может повлиять на и без того неуверенные чувства по поводу посещения школы.

8. «Что мы можем сделать, чтобы вам стало лучше?»

Помогите своему ребенку придумать несколько решений, которые сделают его более комфортным в школе.

Выберите время дома, когда они спокойны. Возьмите ручку и бумагу, чтобы показать, что вы серьезно относитесь к этому.

Если они скучают по тебе, поможет ли им каждое утро специальная записка в кармане? Если их беспокоит другой ребенок, что они могут сказать или к кому обратиться за помощью? Если утром они слишком устали, может ли более ранний отход ко сну улучшить их самочувствие?

Сделайте это совместным процессом, а не ситуацией, когда вы спасаете их, чтобы укрепить их доверие.

9. «Какая была лучшая часть вашего школьного дня?»

Выберите время, когда ваш ребенок не говорит о школе, и начните говорить о своем дне. Расскажите им о лучшей части вашего дня, а затем попробуйте спросить о лучшей части их дня. Практикуйте это каждый день.

Легко сосредоточиться на самых сложных частях опыта, потому что они, как правило, остаются в нашей памяти. Помогите своему ребенку осознать, что, даже если он не всегда хочет идти, вероятно, есть части школы, которые ему действительно нравятся.

10. «Не могу дождаться, чтобы вместе пойти в парк, когда мы вернемся домой».

Если вашему ребенку сложно прощаться, напомните ему, что вы будете делать вместе после того, как заберете его из школы.

Даже если вы просто идете домой и готовите ужин, ваш ребенок, скорее всего, жаждет провести время с вами, поэтому помогите ему вспомнить, что оно приближается.

Для детей совершенно нормально проходить те фазы, когда они не хотят ходить в школу. Если вы обеспокоены, поговорите с учителем вашего ребенка и спросите, выглядят ли они счастливыми и занятыми, когда находятся в классе.

Приходите к своему ребенку, чтобы выслушать его, помочь, когда сможете, и заверить его, что его чувства естественны и что он способен справляться с трудностями школьного дня, даже когда это кажется трудным.

Вам также может понравиться:

«Если подросток говорит, что не хочет ходить в школу — что вы делаете?»

Почти 60 000 детей в Ирландии сегодня не пойдут в школу. Может быть, они больны или неизбежно отсутствуют, но многие из них, несмотря на все усилия своих родителей, отказались бы поехать — по какой-либо причине.

«В последние годы мы наблюдаем рост числа отказов в учебе», — говорит Мария Тобин, национальный менеджер Tusla Educational Welfare Services. «Это очень индивидуальный вопрос для детей и молодежи, и стандартного решения не существует».

В настоящее время в республике более 920 000 учеников посещают начальные и средние школы, и каждый день более шести процентов из них пропускают школу, по словам Тусла.Агентство обеспокоено уровнем школьных прогулов и в течение ноября запустит информационную кампанию «Каждый школьный день имеет значение», подчеркнув важность того, чтобы дети ходили в школу каждый день.

«Родители часто чувствуют себя бессильными», — говорит Рита О’Рейли, менеджер службы поддержки родителей, в которую поступает значительное количество звонков об отказе в учебе. «Если подросток говорит, что не хочет ходить в школу — что вы делаете?»

Ранее в этом году Parentline ввела особую категорию «отказ от школы» при регистрации тем звонков на свою горячую линию после того, как волонтеры говорили об этом чаще.За последние месяцы было зарегистрировано более 100 обращений по этому поводу, и организация поддержки родителей сейчас проводит вечерний семинар по проблеме в отеле Wynn’s в Дублине во вторник, 8 октября, в 20:00.

Рита О’Рейли, менеджер родительского офиса в Дублине. Фотография файла: Эрик Люк / The Irish Times

Термин «отказ от школы» может вызывать в воображении образ мальчишки, который категорически отказывается идти в школу. Однако, как правило, плохое поведение не бывает, говорит О’Рейли, указывая на то, что большинство детей хотят поступать так же, как их сверстники.

«Есть что-то, что делает их несчастными — может быть, недиагностированное заболевание, издевательства или им просто действительно не нравится это место». Это вопрос попыток найти корень их несчастья, а затем обсудить, что можно сделать, чтобы облегчить его.

Она знает, что родители могут чувствовать, что они потерпели неудачу, добавляет она, в конце концов, «ваша работа — поставить еду на стол и отправить их в школу», но это не их вина.

Отказ от школы — это «вопрос сугубо индивидуальный» и требует индивидуального ответа, — говорит Джон Шарри, адъюнкт-профессор Школы психологии UCD, основатель благотворительной организации Parents Plus и обозреватель The Irish Times. Три компонента в сортировке проблемы — это ребенок, родители и школа.

«Это сотрудничество — они часто обвиняют друг друга, и тогда это не срабатывает», — говорит он.Очень важно, чтобы ребенок «решил, что он хочет преодолеть свои страхи и вернуться в школу».

Шарри будет основным докладчиком на вечере родительской линии вместе с Пайрик Клеркином из ирландской сети основных директоров.

По опыту Шарри, существует два основных типа отказа от школы. «Первый — это восстание против власти и сомнение в ценности школы и правил.Другой, вероятно, более распространенный вид — это беспокойство, исходящее из различных источников », таких как определенные занятия, дружба, перерывы или поездка в школьном автобусе.

Чем больше тревожатся дети, тем больше они паникуют и хотят уйти. По его словам, избегание заставляет их чувствовать себя лучше, поэтому они снова захотят этого избежать, а затем приобретут привычку, которую трудно преодолеть.

Беспокойство может вызвать боли в животе или головные боли, поэтому может пройти несколько дней, прежде чем родители начнут подозревать, что здесь есть что-то еще.

Переходные времена, как правило, создают проблемы для детей, поэтому отказ от школы может стать особой проблемой для тех, кто начинает школу, опять же на другом конце начальной школы, а затем в первые пару лет средней школы.

История Сары

«Второй год, вероятно, самый тяжелый для проблем», — считает Шарри.И это, безусловно, был опыт Энн, матери Ко Килдэр, со своей дочерью Сарой (имена изменены).

«Начиная со второго курса, это стало настоящим успехом», — говорит она. Сегодня будет сильная головная боль, другой — расстройство желудка, «то-то и то-то, и нежелание ходить в школу. Потом мы поняли, что должно быть что-то еще ».

Первой мыслью было, что над Сарой издеваются.«Но она была непреклонна, ничего подобного не было; со школой проблем не было ». Анна и ее муж сначала пытались разобраться с этим сами, а затем обратились за помощью.

«Несомненно, все, что вы хотите сделать, — это сделать его лучше», — говорит Энн. Но они знали, что это не то, что они могут просто «исправить» для Сары.

«Вы должны попытаться дать им инструменты или заставить их поговорить с кем-то, кто даст им инструменты.”

Они сначала поговорили со школой и с тех пор поддерживали связь с консультантом. «Мы можем только хвалить школу, они были очень и очень любезны во всем».

Один из медицинских работников сказал: «Ей нужно идти в школу, вы должны ее привезти, и если она не выйдет из машины, вам придется вытащить ее из машины и притащить».

Энн сидела и думала, как, учитывая, что Сара была такого же роста, как она, она сможет это сделать, даже если она будет готова попробовать. Они с мужем предпочли выработать собственный подход.

«Часто мы подходили к воротам школы, и она говорила:« Я не могу войти »и плакала». В таких случаях она какое-то время ждала через дорогу или смотрела, не хочет ли Сара сначала выпить кофе, прежде чем заходить немного позже.

Энн признает, что и ей, и ее мужу повезло, что у них была определенная гибкость в работе, которая позволила им это сделать. Или, если в школе позвонили и сказали, что Саре стало плохо и ей нужно было вернуться домой, ее обычно мог забрать ее муж.

Сара была направлена ​​в Службу охраны психического здоровья детей и подростков (CAMHS), и через пару месяцев ей сказали, что она недостаточно плохая для их услуг.«Она чувствовала, что ее уронили, и это было довольно травматично», — говорит Энн.

Ее дочь ненавидела пропускать школу, «не только потому, что ей нужно было наверстать упущенное после, но она хотела быть там, она хотела хорошо учиться, но она просто не могла физически пройти через ворота в некоторые дни».

Для ее родителей это была постоянная борьба: «что делать правильно, как далеко мы можем ее подтолкнуть?» Муж Анны иногда пытался быть «плохим копом» по отношению к ее «хорошему копу», чтобы посмотреть, работает ли это.

«Сара понимала, что иногда нам приходилось ее подталкивать», — говорит Энн. «Когда это происходило, это было нехорошо, но потом ей было жаль, что у нее были такие проблемы». Но они заверили ее, что все, что они хотели, — это чтобы она вошла и сделала все возможное.

Со временем посещаемость Сары улучшилась, и для экзаменов школа всегда организовывала отдельную комнату для нее и небольшого числа других учеников.После получения аттестата младшего возраста, во время которого она пропустила один экзамен из-за чрезмерного беспокойства, Сара наслаждалась переходным годом с его относительной свободой и различными видами деятельности.

На пятом и шестом курсе она поддерживала нескольких сверстников, которые испытывали аналогичные проблемы тревоги и депрессии, с которыми она училась справляться.

Сейчас, когда она учится на первом курсе университета, у Сара «все еще есть свои беспокойства, но она более способна с ними справляться, и она стала гораздо более зрелым человеком», — добавляет Энн.«Она умная молодая женщина, но иногда она не верит в себя».

Джон Шарри. Фотография: Фрэнк Миллер / The Irish Times.
Небольшие изменения

Понятно, что родители очень беспокоятся и паникуют из-за того, что ребенок отказывается ходить в школу, — говорит Шарри, — но «сильное давление иногда усугубляет ситуацию, и возникают большие препятствия: у детей случаются срывы в школе». втягивают школьные ворота.”

Это очень стресс, если все пытаются выйти из дома вовремя утром, а ребенок отказывается идти и заставляет людей опаздывать, — признает он. Ответы должны быть творческими, и одному из родителей, возможно, потребуется взять отпуск, чтобы облегчить давление на всех.

С детьми младшего возраста обычно легче разобраться. Например, одной девушке, с которой он работал, не нравился хаос во дворе в начале дня, поэтому было решено, что она может приехать немного позже, пройти в кабинет директора для короткой беседы, а затем ее приведут в ее класс.

«Это небольшое изменение имело все значение, — говорит он. Также может помочь поездка в школу с другом.

Если ребенок боится высказаться в классе, учителя могут договориться пока не призывать его к участию. В то время как тревожному ребенку можно дать заранее подготовленный сигнал покинуть класс, если его становится слишком много, не привлекая к себе внимания.

«Возможно, им никогда не придется этого делать, но, зная, что они могут, они могут иметь огромное значение».

В большинстве случаев тревога, добавляет он, — это преодоление «горба», связанного с входом в школу и вовлечением в учебный день. «Часто проблема заключается в ожидании».

Билеты на семинар для родителей об отказе в школе на семинаре 8 октября стоят 20 евро и продаются по телефону для родителей.т.е. . Контактная информация для родителей: 1890 927 277, [email protected]

Количество пропусков занятий в школе по номерам

— 60 000 учеников пропускают занятия каждый день
— Уровень пропусков занятий в начальных школах составляет 5,6 процента
— Непосещаемость занятий в средних школах составляет 7,9 процента
— Ребенок пропускает 20 дней или более в году должны быть сообщены школой в установленную законом Службу социального обеспечения образования Туслы
— 65 800 учеников начальной школы пропускают более 20 дней
— 51 700 учеников средней школы пропускают более 20 дней
Источник: данные Туслы и посещаемости школ из начальной и средней школы — начальные школы 2016/17

Итак, вы не хотите поступать в колледж: альтернативы для получения степени бакалавра

Давайте посмотрим правде в глаза: даже если они могут показаться нормой, диплом о высшем образовании не для всех.На самом деле, хотя в колледж поступает больше людей, чем когда-либо, процент людей с высшим образованием остается на удивление низким — 33 процента, согласно данным Бюро переписи населения США. Таким образом, если вы не заинтересованы в том, чтобы брать в долг или просто не хотите проводить еще четыре года в классе, вы далеко не одиноки, если планируете исследовать другие возможности послешкольного образования.

Вот более подробный обзор шести жизненных путей, для которых не требуется степень бакалавра.

1.Получите профессиональное образование.

Профессиональные училища предлагают профессиональное обучение, которое является более прямым путем к многим надежным и высокооплачиваемым рабочим местам. Рассмотрим недавний обзор журнала The Balance Career «Лучшие вакансии для выпускников профессиональных школ». Не только квалифицированные рабочие очень востребованы в самых разных областях, от гигиены зубов до сантехники, но и профессиональное обучение и ученичество сосредоточены на развитии практических навыков, которые можно сразу же применить.

И хотя профессиональное обучение когда-то было клеймом, оно меняется из-за конкурентного рынка труда и того факта, что, по словам профессора педагогического образования Дайан Равич, «[колледжи] не обучают наших студентов для работы, которая действительно существует.«Теперь это называется карьерным и техническим образованием (CTE), и он вызывает больший интерес со стороны студентов, в том числе тех, для кого высшее образование легко доступно.

Бывший ректор школы Кэролин Уорнер добавила: «Те, кто окончит среднюю школу с сертификатом технических знаний в такой области, как ремонт автомобилей или сварка, безусловно, с большей вероятностью найдут работу».

2. Запишитесь в учебный лагерь.

Нет, мы не говорим о вооруженных силах (но об этом позже).Мы говорим о курсах для начинающих по кодированию и программированию. Поскольку университеты не могут подготовить достаточно выпускников STEM для удовлетворения спроса на сотрудников с техническими навыками, учебные курсы по кодированию стали альтернативной моделью обучения, направленной на обеспечение критически важных технических талантов.

Хотите знать, действительно ли работодатели смотрят на выпускников учебных курсов так же, как они смотрят на обладателей степеней? Опрос, проведенный на сайте вакансий Indeed, показывает, что 72 процента работодателей считают, что выпускники учебных курсов «так же подготовлены и, вероятно, будут успешными», как и сотрудники с дипломами в области компьютерных наук.В самом деле, заключает: «При таком благоприятном отношении кажется неоспоримым, что буткемпы — это идея, время которой пришло. Так что для соискателей, обладающих навыками и интересом, учебный курс по программированию «того стоит».

3. Рассмотрим общественный колледж.

Хотя четырехлетние дипломы могут быть более привлекательными, чем их двухлетние коллеги из местных колледжей, они не могут быть более практичными. Общественные колледжи предлагают множество преимуществ — студентам и обществу в целом. Они не только открывают дверь большему количеству студентов, но, как и программы профессионального обучения, многие из их программ напрямую реагируют на текущий рынок труда.В результате выпускники могут начать работу всего за два года, обладая навыками, необходимыми для работы во всем, от веб-дизайна до ветеринарии.

Еще одно преимущество общественных колледжей? Они увеличивают разнообразие. The Chronicle of Higher Education утверждает: «Выпускники колледжей являются важным активом для нашего общества, чтобы конкурировать во все более технологичном мире и обеспечивать профессионалов, которые нам нужны в широком спектре областей».

4. Вступайте в армию.

Точно так же, как диплом о высшем образовании не для всех, и военный не для всех.Но если это подходит вам, это может просто изменить вашу жизнь к лучшему. Во-первых, поступление в армию предполагает базовую оплату, бесплатное проживание и питание, бесплатное медицинское и стоматологическое обслуживание, образовательные льготы, включая помощь в обучении, и даже финансирование на дому.

Кроме того, как солдат, вы можете получить профессиональную и техническую подготовку во многих областях, таких как авиация, инженерное дело, новости и средства массовой информации, а также кадровые ресурсы, некоторые из которых будут иметь право на получение кредита колледжа.

И еще кое-что, чему вы научитесь в армии, останется с вами на всю жизнь. Money Crashers предлагает , «Возможность научиться ответственности, сосредоточенности и дисциплине на военной службе может принести пользу призывникам на всю жизнь. Военнослужащих учат принимать решения в экстремальных условиях и действовать в периоды стресса — черты, которые имеют решающее значение в гражданской жизни ». Из-за этого многие становятся политическими лидерами, лидерами бизнеса или предпринимателями.

5. Найдите время для поездки.

Если вы сами не богаты, беззаботное кругосветное путешествие может оказаться не в вашем будущем.Однако есть много способов продуктивно путешествовать, например, работать волонтером в ЮНЕСКО, WWF, Красном Кресте, ЮНИСЕФ или другой некоммерческой организации. Поступая так, вы узнаете много вещей, которым нельзя научить в классе.

После того, как вы поступите в колледж или устроитесь на работу, у вас будет меньше времени, чтобы увидеть мир. Путешествие и волонтерство в первую очередь дают возможность удовлетворить вашу страсть к путешествиям, одновременно улучшая себя как личность.

6. Пройдите стажировку.

Хотя вы, возможно, не сможете получить работу своей мечты без обучения или ученой степени, вы можете получить стажировку в сфере своей мечты, которая поможет вам приобрести навыки и опыт, необходимые для продвижения по служебной лестнице.Некоторые стажировки оплачиваются, а другие не оплачиваются, поэтому, хотя вам, возможно, придется жить дома или устроиться на работу на неполный рабочий день, вознаграждение может сделать его чрезвычайно полезным в виде ступни в дверь.

Бывший старший вице-президент Google по работе с людьми Ласло Бок рассказал GlassDoor о своем решении не требовать ученых степеней: «Когда вы смотрите на людей, которые не ходят в школу и делают свой путь в мире, это исключительные люди. И мы должны сделать все возможное, чтобы найти этих людей ».

И Google — лишь одна из многих ведущих компаний, включая Ernst and Young, Hilton, Whole Foods, Apple, Starbucks, IBM и Bank of America, где вакансии доступны для потенциальных клиентов, имеющих только диплом о среднем образовании.

И последнее, о чем следует помнить: то, что колледж не подходит вам сейчас, не означает, что он не будет подходящим для вас позже. Картина «типичного» студента колледжа меняется: все больше нетрадиционных студентов возвращается в класс, выбрав другие пути. Если вы все же решите поступить в колледж в будущем, это останется вариантом — и вы, вероятно, сможете получить еще больше благодаря навыкам и перспективам, которые вы уже приобрели в своей карьере и жизни!

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *