Не хочу идти в школу – Woman.ru | Страница не найдена

10 причин, почему ребенок не хочет в школу

Каждое утро одно и то же. «Не хочу-у-у в шко-о-о-олу!» — ноет ребенок. Каждый вечер тоска в глазах и мечта, скорее бы наступила суббота. Поспать, не делать уроки, валяться, играть и смотреть мультики. Единицы с удовольствием просыпаются и бегут на уроки, немногие сами радостно делают уроки.

Мы тоже не хотели в школу, мы тоже нагревали градусник, чтобы температура подарила выходной. Почему? Почему дети не хотят идти в школу? А ведь некоторые не просто ноют, а рыдают и упираются по дороге к храму науки. Каковы причины такого нежелания садиться за парту? Как мы выяснили с психологом, экспертом фонда «В ответе за будущее» Анатолием Добиным, причин много, иногда дело в учителе, иногда в отношениях со сверстниками, но чаще всего дело в родителях. Да-да, из-за нас детки не хотят в школу. Давайте по порядку.

Причина 1

Страшно расставаться с родителями

В школе ребенок один, сам по себе. Никто за руку не держит. Теперь он большой, а это страшно. А тут еще и все прошлые, малышовые страхи оживают и вспоминаются — как мама уходила на работу, когда ребенок был совсем маленький, иногда даже раннее отлучение от груди «всплывает». Для ребенка самое страшное — потерять родителей. Именно такую тревогу часто вызывает поход в школу. Отсюда и первое «не хочу».

Что делать:

Понимать страх ребенка. Поддерживать его, выслушивать и объяснять, что такие чувства — нормальны! Не позорить и не «бросать на глубину», а убеждать в том, что вы его не бросите, вы будете рядом, поможете. «Не переживай, разберемся!»

Причина 2

Родителям страшно

Страшно, что с ребенком в школе что-то случится, что его там обидят, отругают, что у него что-то не получится, что он кому-то не понравится, что он окажется не таким, как все. Все наши тревоги, как вирус гриппа передаются ребенку, он тоже начинает бояться, даже если раньше был спокоен.

Что делать:

Спокойствие, только спокойствие! Учитесь расслабляться и отбрасывать негативные мысли. Помните, что все ваши страхи передаются ребенку, и работайте с собой. Ваш ребенок все сможет! Просто начните ему доверять.

Причина 3

Маме плохо без ребенка

Не удивляйтесь, бывает и такое. Не все мечтают сплавить чадо в школу поскорее. Есть родители, для которых ребенок — единственный свет в окошке. У мамы нет работы, нет увлечений, чадо занимало всю ее жизнь, и вот подросло и собирается отделиться! Мама пугается, что ее жизнь станет пустой, и подсознательно мечтает, чтобы ребенок был с ней всегда. И снова работает закон «трансляции». Ребенок, как по взмаху волшебной палочки исполняет мамины желания — он начинает болеть, не рвется в школу, просится побыть с мамой, ведь именно этого и ждет от него самый главный человек.

Что делать:

Отпустить ребенка. Найти себе СВОЕ занятие, завести собаку, записаться на курсы, в спортзал и т.д. В конце концов, можно стать председателем родительского комитета, и вести насыщенную школьную жизнь, но все же отдельную от чада.

Причина 4

Мама с папой не хотят в школу

Дети не знали, что там, в школе, они рисовали ее в своих фантазиях, когда мама с папой с мрачной усмешкой сообщили: «Ну все, детка, закончилась твоя свобода». Мы, сами того не замечая, частенько вспоминаем свою «ужасную» школу, своих чудовищных учителей, драки, контрольные и двойки. Мы просыпаемся по будильнику со стоном «чертова шко-о-ола, вот бы еще поспать!». Мы раскрываем дневник и тяжело вздыхаем: «Опять эти проклятые уроки». При этом мы честно по-родительски говорим чаду: «Нужно идти в школу, ты обязан делать уроки». Какой вывод делает ребенок? Он обречен на мучения. Школа — это ужасно.

Что делать:

Искать интересное. И нечего головой качать! В школе полно всего интересного! Вы только послушайте ребенка, когда он вам рассказывает, что проходили на уроке. Удивитесь, скажите, «Ух ты! А я и не знал, здорово, что ты мне рассказал». Ищите применение школьным знаниям — можно понять текст песни на английском языке, можно сосчитать сдачу в магазине, можно прочитать рецепт печенья, можно нарисовать бабушке узор, как учили на ИЗО. А для детей постарше отличная мотивация — мастер-классы, где можно попробовать все на свете и понять, кем хочешь стать и какие знания в школе тебе особенно пригодятся. Важно не только не закатывать глаза, ненавидя школу, но и про работу свою гадостей не говорить (понимаю тебя, сынок, ты не любишь школу, а я терпеть не могу свою работу). Иначе вся взрослая жизнь представляется, как скука, страдания и мучения. Как можно этого хотеть?

Причина 5

Боимся «двоек»

Мы! Родители боятся двоек, ругают за плохие отметки, потому что боятся показаться плохими родителями. Как же так? Наш ребенок плохо учится? Значит, о нас будут говорить, что мы не научили? А может быть, родителей самих в детстве ругали за плохие отметки, и теперь этот страх передается чаду?

Что делать:

Забыть про отметки! Двойка не оценивает человека. Двоечник не значит «плохой». Двойка говорит о том, что ваш ребенок не понимает какую-то тему. И ваша задача эту тему растолковать. Если нужно, попросить учителя позаниматься дополнительно, но не ругать ребенка и уж точно не думать о том, что вы выступаете в неприглядном свете.

Причина 6

Родители торгуются

Сходишь в школу — куплю шоколадное яйцо. Будешь всю неделю делать уроки без криков — пойдем в игрушечный магазин. Закончишь без троек — с меня подарок.

Ребенок перестает учиться, чтобы узнать что-то новое. У него нет интереса к учебе. Он просто «отсиживает» в школе, чтобы заработать подарок. С такой мотивацией нельзя полюбить школу! Ребенок, привыкший к торгу, будет «поднимать цену», а в будущем его вряд ли заинтересует работа или любое дело, где нужно приложить усилие.

Что делать:

Не платить за учебу. Школа — это обязательство для всех детей. Учиться нужно, чтобы узнать много нового, чтобы стать умным и интересным человеком, чтобы найти друзей, чтобы общаться, чтобы что-то УМЕТЬ. Школа не ЖЕРТВА, которую нужно принести, чтобы стало хорошо.

Причина 7

Ребенок выполняет родительский план

Мама всегда мечтала танцевать, а папа хотел играть на кларнете. Оба уверены в том, что их наследник должен быть отличником и любимцем публики. Чадо, кроме школы, загружено по самые уши модными кружками, престижными секциями, репетиторами, лишь бы везде быть лучшим, лишь бы родители могли им гордиться. Хотя, возможно, сам ребенок мечтает играть на гуслях и иностранные языки ему совсем не даются. Вот вам и очередное «не хочу в школу».

Что делать:

Понять, что ваш ребенок — это не вы, это другой человек, со своими интересами и своими возможностями. Перестаньте давить и выстругивать из него идеал. От этого у ребенка начинается депрессия, ведь он чувствует, что должен оправдать ваши ожидания, но не может. Его главной задачей становится — получить одобрение родителей, а не с интересом заниматься чем-то. Все, что вы подарите своему «идеальному» наследнику — это неуверенность в себе. Лучше запишите на гусли, не требуйте одних пятерок и обратите внимание на то, что действительно получается у вашего чада, что нравится ЕМУ, а не вам. И помогите развивать именно это. А еще оставьте время на игры и обыкновенное гулянье во дворе.

Причина 8

Ребенку в школе трудно

Да, программа сейчас непростая. Учителей, которые стараются достучаться до каждого из 30 сидящих напротив него детей, немного. Кто-то схватывает налету, кто-то запоминает только с третьего раза. Возможно, ребенок проболел какие-то правила и темы, и теперь сидит с испуганными глазами и не понимает заданий, которые решает класс. Контрольная, устный счет — все это пугает, если непонятно и не получается. Желание только одно — избежать того, что так нервирует.

Что делать:

Помогать. Это задача именно родителей. Отследить, что не понимает, объяснить, «догнать» класс, если пропустили, позаниматься самим или попросить учителя, нанять репетитора. Когда ребенок все понимает, ему не страшно идти в школу.

Причина 9

Учитель не любит

Первоклашки часто обижаются, что учительница их «не любит», просто потому что она не уделяют каждому ученику много внимания. А ведь учительница и не должна любить-обожать. Ее дело — учить! Но дети, и не только малыши, впечатлительные. Учитель прикрикнул, отругал, сделал замечание — и это уже трагедия. К сожалению, бывает и такое, что учитель действительно невзлюбил, и может несправедливо отругать, придраться. Желания идти в школу все это не добавляет.

Что делать:

Объяснить, что учитель — это не мама, не папа и не бабушка. Это не друг и не товарищ. Учитель учит. И от него нужно получать знания! Слушать на уроке, задавать вопросы, если не понимаешь. Научите детей учиться.

Родителям нужно обязательно быть на связи с учителем. Приходить не с претензиями, а за советом. Если учитель увидит в вас союзника, вы всегда сможете договориться.

Если учитель — сложный и действительно несправедливо придирается, опять же родительская задача узнать, насколько серьезен конфликт. Иногда достаточно объяснить ребенку, чтобы относился к учительнице проще, да, она странная. Иногда нужно заступиться и сказать, что учитель — тоже человек, с эмоциями и нервами. А иногда, если конфликт серьезный, имеет смысл перевести чадо в другой класс.

Причина 10

Подростковый возраст

У подростка дел по горло — расти, меняться, справляться со своим новым телом, мозгом, новыми эмоциями и чувствами. В такой момент часто бывает не до учебы. А еще в это время «не хочу в школу» — это ответ на давление родителей. Сопротивление, протест. Мы ведь привыкли контролировать своего малыша. И продолжаем говорить, что делать, даже если малыш выше нас на голову.

Что делать:

Менять тактику. Перед нами взрослый человек. Чем жестче контроль, тем сильнее будет рваться на свободу подросток. От мамы с папой в это время требуется: доверять, отпускать и слушать.

Есть еще миллион причин, все не перечислить. А есть и простая лень, и тогда родительское «надо» должно быть твердым. Но главное в борьбе с этим непростым «не хочу в школу» — это спокойствие родителей. Спокойствие и уверенность.

www.kp.ru

«Не хочу идти в школу». Почему подросток не хочет учиться?

Подростки не хотят учиться, да и вообще ходить в школу. С этой проблемой многие родители обращаются на Детский телефон доверия 8-800-2000-122. Бывает так, что ребенок с удовольствием занимался уроками, любил школу, одноклассников и учителей, а потом вдруг все изменилось. И вот он уже не подходит к тетрадкам, на уговоры родителей взяться за ум поддается неохотно, то и дело норовит залезть в телефон, чтобы его никто не трогал.

Конечно, напряжение растет из-за того, что подростковый возраст – это ответственное время, когда нужно приложить все силы и поступить в хороший вуз или найти работу. Родители ломают голову, как отвечать на заявление «это мне в жизни не пригодится» и вообще не знают, как вдохнуть в своих детей мотивацию учиться, ставить цели и жить при этом с удовольствием.

Что стоит за этой ситуацией? Взрослый пытается вернуть ребенку ответственность, заставить или убедить учиться, а подросток сопротивляется родительским уговорам и пытается уйти из ситуации. Получается замкнутый круг, в котором никто не получает то, что хочет.

Причина снижения учебной мотивации – часто совсем не лень. Здесь играют роль особенности возраста и присущие ему психофизиологические особенности.

children-403582_640

Разделим причины нежелания учиться на три группы:

  1. Социально-психологические причины: у подростка проблемы с окружающими людьми или особенности возраста влияют на его учебную мотивацию.
  2. Неумение учиться: у ребенка нет навыков для успешного обучения, он не знает, как это делать.
  3. Ошибки воспитательного характера: родители или учителя делают что-то не так.

Какие решения и действия родителей могут спровоцировать кризис учебной мотивации?

  1. Рано отдали ребенка в школу

Если ребенок уже умеет читать и писать – это не значит, что он готов к школе. Существует еще и психофизиологическое развитие. В 6 лет у дошкольников, особенно мальчиков, рука не готова к письму, нервная система не созрела до той степени, чтобы удерживать концентрацию внимания в течение 45 минут, поэтому ребенку трудно, он устает, и это заставляет его думать, что учеба – это непосильный и неприятный процесс. Это закрепляется в сознании ребенка и отбивает желание учиться в будущем.

  1. Построение слишком далеких перспектив

«Не будешь учиться, станешь дворником», — часто пугают родители. Но говорить это ребенку 13-14 лет неэффективно. Подростки воспринимают такие слова родителей, как преувеличение. Подростка чаще всего мотивируют ближайшие перспективы и наглядные примеры успеха.

  1. Отсутствие четкой организации жизни ребенка

Режим, четкая организация дня, понятный круг домашних обязанностей, например, что через день надо выносить мусор, два раза в неделю покупать продукты, раз в убирать квартиру, помогает почувствовать подростку контроль над своей жизнью. Если в его повседневной жизни царит хаос и постоянная спонтанность, то вряд ли можно ожидать от него организованности в учебе.

home-office-569153_640

  1. Отсутствие единства требований со стороны родителей

Нередко мама и папа, бабушки и дедушки не могут договориться о том, по каким правилам должен жить подросток. И он достаточно быстро понимает, что всегда можно найти лазейку в требованиях, если они у родителей разные. Всем взрослым в семье надо договориться и придерживаться единой линии, чтобы ребенок знал правила.

  1. Некорректные методы воспитания

К плачевным последствиям приводит подавление личности. Оно часто озвучивается фразами: «Ты пока еще никто», «Тебя не спрашивали», — а также сопровождается угрозами, физическими наказаниями или, наоборот, излишними заискиваниями: «Ну, сделай, пожалуйста, я тебе разрешу еще два часа в телефон играть». Родители слишком жестко или слишком мягко себя ведут. Это давление или манипуляции, которые наносят подростку психологический вред, подавляя или развращая его.

  1. Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка

Возможно, подросток отказывается учиться не потому, что ленится. Это может быть особенностью умственного развития, усталостью или физическим недомоганием. Некоторые родители считают, что чем строже и требовательнее они относятся к ребенку в учебе, тем более ответственным и прилежным он будет. Увы, это не так. При этом они совсем не хвалят ребенка. Зато отказ ребенка воспринимаются негативно. Это приводит к тому, что ответственность ребенок начинает воспринимать, как тяжкий груз, от которого он устает и пытается избавиться. Он не уверен в себе, считает, что все равно не сможет заслужить высокой оценки со стороны родителей, поэтому даже и не старается.

  1. Привычка всегда быть на стороне учителя

Родители стремимся поддержать авторитет учителя в глазах их ребенка, но иногда встают на сторону педагога бездумно. Подросток должен чувствовать, что родители – это те люди, которые его поддержат и защитят в случае несправедливости. Тогда он будет увереннее чувствовать себя в школе, не будет бояться лишний раз ответить на обвинения. Это сделает подростка более спокойным.

  1. Высмеивание ребенка, частые негативные оценки

«Ты не способен даже на такую элементарную вещь? У тебя это не получится, даже не пробуй!». К сожалению, родители говорят это своим детям. Эти некорректные приемы воспитания касаются родительской эмоциональной реакции и означают дискомфорт и ощущение беспомощности, которые чувствует сам родитель. Когда у родителей исчерпывается воспитательный запас, они злятся, обижаются, боятся, но он не хотят это признавать и вымещать эти негативные эмоции на ребенка. Подросток под такой атакой закрывается, перестает доверять родителям или начинает активно обороняться, нападать в ответ и отказываться выполнять требования, предъявленные в такой форме.

  1. Требование безусловных успехов в учебе, наказание за плохие оценки

Плохо, когда родителей не интересуют обстоятельства, а только оценки. А ведь оценка отражает результат процесса обучения. Подросток мог стараться, но просто что-то не понять, упустить. Учителя не случайно просят детей делать работу над ошибками, чтобы ребенок разобрался, что и почему он сделал не так, за что он получил ту или иную оценку. Родители могут помочь ребенку проанализировать, что и почему не получилось: «А как ты это делал? А с чего ты начал? А почему здесь ты сделал именно вот так?»

feet-932346_640

Какие еще могут быть причины?

  1. Неблагополучие, напряженная обстановка в семье

Если в семье есть разлад между родителями или другими членами семьи, и подросток становится свидетелем частых конфликтов, негатива, то ребенку трудно прилагать усилия к учебе. Он переживает, устает эмоционально и физически, и ему не хватает сил на школу.

  1. Неблагополучие в классе

Родителям важно разобраться, нет ли у их ребенка проблем в школе. Возможно, у него не сложился контакт с учителем или способы коммуникации учителей не самые приятные. Или у ребенка могут быть проблемы со сверстниками: обижают, травят, не принимают. Может, просто период такой — поссорился с друзьями, в начале учебного года узнал, что лучший друг ушел в другую школу, а нового пока не нашел, влюбился в девочку.

  1. Отсутствие цели

Действительно, порой подростку трудно понять, зачем в жизни ему пригодятся те или иные знания или умения. Важно помочь ребенку это увидеть на наглядных примерах. А главное — дать ему понять, что учеба помогает человеку развиваться. Навыки быстрого обучения помогают во взрослой жизни — человек быстрее осваивает новые отрасли работы, быстрее адаптируется к новой ситуации.

Какие навыки нужны ребенку, чтобы УМЕТЬ учиться:

  1. Умение прилагать усилия

У него должен быть практический опыт проживания ситуации, когда нужно постараться, приложить усилия, чтобы что-то получить. Например, с самого раннего детства ребенок должен стремиться к чему-то сам: дотянуться до игрушки, позже – самому вырезать что-то из бумаги, в младшем школьном возрасте – доделать начатое дело до конца, получить желаемую вещь только в результате своего труда. То есть надо сформировать навык регуляции своего поведения.

  1. Умение действовать по инструкции взрослого

Опять же с раннего детства ребенок повторяет все за родителями и так учится. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок должен научиться не только повторять за взрослым, но и воспроизводить действия по инструкции самостоятельно.

  1. Умение организовывать себя

Для этого у ребенка с самого детства должны быть свои полки в шкафу, свои тумбочки, ящики, коробки. Он должен знать, где что лежит в доме и почему. Он должен понимать режим дня и осознавать, что за чем идет. Он должен жить по режиму и видеть, что взрослые тоже следуют распорядку. В школьном возрасте, как можно раньше, он должен знать, сколько времени уходит на выполнение того или иного задания, чтобы впоследствии уметь рассчитывать свое время.

  1. Умение разбивать массив учебных задач на мелкие шаги

Когда ребенок видит «махину» того, что нужно сделать, он говорит: «Нет, это невозможно!» и отказывается от выполнения. Большая и трудная работа не кажется такой страшной, если разделить ее на части и делать последовательно. Если не делать большие дела, то они сами не исчезнут, а накопятся и станут еще больше: из маленького снежка они превратятся в большой снежный ком.

Первопричина важнее борьбы с последствиями. Первый шаг к повышению учебной мотивации ребенка – это устранение истинных причин его кризиса. Важно уменьшить негативное влияние событий и обстоятельств, которые привели к снижению интереса к учебе. Помните, что хочет учиться только тот ребенок, которого поддерживают, хвалят за успехи, принимают как личность и доверяют. Объясните ребенку, что школа – это всего лишь этап, и помогите его пройти с удовольствием, вместе и несмотря на любые трудности.

Разобраться во всем трудно и вам, и самому подростку, поэтому если в какой-то момент станет тяжело и захочется обсудить это с профессиональными психологами, даже просто выговориться, то смело звоните 8 800 2000 122!

Звонок бесплатный и анонимный!

Ваш надежный семейный помощник — ваш Детский телефон доверия

 

telefon-doveria.ru

Не хочу в школу! Как помочь ребенку адаптироваться после каникул

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Мало кто из детей рвется в школу после каникул. Но сесть за парту все же придется, а значит родителям стоит подготовить ребенка и настроить его на новый учебный год.

Вот несколько советов, которые точно пригодятся.

1. Восстановите режим дня

Во время каникул у детей нарушается режим сна, а значит им будет сложно каждое утро просыпаться в школу.

Что можно сделать?

— Начните прямо сейчас сдвигать время ночного сна на более раннее: каждый день по 10-20 минут, а утром будите ребенка пораньше, постепенно приближая время подъема к школьному.

— Если у вас дошкольник или младший школьник, то нужно ограничить подвижные игры и игры за компьютером за 2 часа до сна. Посвятите эти два часа чтению, настольным играм или семейному чаепитию.

Вот несколько игр для семейного досуга:

Шорохи в ночи. Игра для всех, кто любит детективы, загадки и игры на логику.

Мириады. Поможет вам совершить путешествие в мир эмоций и чувств, обменяться впечатлениями и ассоциациями — и узнать друг друга поближе.

Тысяча и одна история. Красивая семейная настольная игра по сторителлингу. Развивает языковые и нарративные навыки, воображение и креативность.

И помните: любой свет может стать причиной замедления выработки мелатонина, но особенно на это влияет свет, излучаемый экранами телевизоров, планшетов, смартфонов, компьютеров и даже электронных будильников. Постарайтесь, чтобы в вашей спальне не было приборов с экранами. (Из книги «Одна привычка в неделю для всей семьи»)

Екатерина Ушахина

— Придумайте ритуал отхода ко сну (если у вас его еще нет) и каждый день соблюдайте его. Психологи рекомендуют ежедневно соблюдать одинаковый порядок действий перед сном, тогда организм ребенка будет заранее настраиваться на отдых.

Эксперты настаивают, что отход ко сну у взрослых и подростков должен происходить в промежуток с восьми вечера до полуночи, а сам сон длиться от семи до девяти часов.

2. Вспомните прошлый год

Если ребенок совсем не хочет идти в школу, поностальгируйте вместе с ним: вспомните прошлый учебный год. Что в нем было хорошего, чем он запомнился? Поговорите о школьных приятелях, которых ребенок не видел целое лето.

Все это поможет мысленно окунуться в школьную атмосферу и встретить новый учебный год в хорошем настроении.

3. Купите ребенку подарок к 1 сентября

Еще один важный момент: настрой. Попробуйте сделать так, чтобы 1 сентября стало для вашего ребенка настоящим праздником. Купите шарики и торт, позовите близких, заранее приготовьте для ребенка интересный и необычный подарок.

Это поможет встретить новый год в приподнятом настроении.

Здесь мы рекомендуем книги, игры и комиксы, которые можно подарить на 1 сентября.

Екатерина Ушахина

4. Вместе выберите наряд на 1 сентября

Чтобы настроить ребенка на учебную волну, совершайте покупки к школе вместе. Выбирайте одежду и канцтовары, сумку или рюкзак.

Когда ребенку позволяют самому делать выбор, он чувствует себя более вовлеченным и заинтересованным.

5. Почитайте книги про школу, посмотрите фильмы

Очень хорошо подготовиться к школе помогут книги или фильмы, в которых речь идет о школе.

Посмотрите вместе с детьми те фильмы, которые вы сами обожали в детстве. Почитайте истории, которые вам запомнились из детства, поделитесь впечатлениями и расскажите детям о ваших школьных годах.

Вот пара книг о школе:

Школа Зоков и Бады. В этой книге любимые зоки повзрослели и пошли в школу! Но даже подросшие и самостоятельные, они все равно все делают «по-зоковски», озадачивая учителя-Баду и вызывая у нас улыбки. Они читают, пишут и считают мёд, рассказывают истории на истории и играют в шашки ватрушками. Их ждут самые смешные и увлекательные уроки грамматики, арифметики, географии, биологии, рисования, химии, а нас — новые проказы, шутки и каламбуры!

Екатерина Ушахина

СуперУхо. Школа и новые друзья — это всегда непросто. Сиси мечтает быть такой же, как все, найти друзей, хорошо учиться, играть с соседскими детьми. Справляться со сложностями ей помогает вера во внутреннего супергероя — СуперУхо. С помощью понятного детям языка комикса, без нотаций и нравоучений, автор показывает, как важно верить в себя — и тогда все получится.

Екатерина Ушахина

6. Хвалите ребенка

После каникул ребенку может быть очень сложно выполнять все дела, связанные со школьным распорядком. Старайтесь больше хвалить и поощрять его.

Но похвала должна быть оправданна: хвалите за конкретные поступки. Сам проснулся, собрал учебники, сделал уроки.

Вот что говорит автор книги «Гибкое сознание» на это счет: «Стоит избегать похвал, дающих оценку уму или таланту. От похвал, в которых подразумевается, что мы гордимся прежде всего интеллектом или талантом ребенка, а не тем трудом, который он вложил.

Мы можем хвалить детей сколько угодно за процесс, ориентированный на рост, — за то, чего они добились упражнениями, учебой, настойчивостью и выбором правильной стратегии».

Разговаривайте о школе в положительном ключе, обсуждайте все проблемы и сложности спокойно и вместе ищите решения.

Екатерина Ушахина

7. Отличники — хорошие, двоечники — плохие

Часто дети боятся идти в школу, потому что чувствуют, как это может повлиять на отношение к ним, ведь школьников оценивают. Отличники — хорошие, двоечники — плохие. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность.

Чтобы этого не произошло, родители должны обеспечить ребенку ощущение успеха.

Никогда не сравнивайте малыша с другими детьми или требованиями школьной программы. Хвалить ребенка можно только за одно: за улучшение его собственных результатов.

Будьте внимательны к своему ребенку, решайте его проблемы вовремя и тогда малыш обязательно полюбит школу.

По материалам книг «Гибкое сознание», «СуперУхо», «Школа Зоков и Бады», «Шорохи в ночи», «Мириады», «Тысяча и одна история», «Одна привычка в неделю для всей семьи».

Обложка поста отсюда.

deti.mann-ivanov-ferber.ru

Когда ребенок не хочет идти в школу

Школьная тревожность, школьная фобия, отказ от посещения школы, школьный невроз… Названия разные, но проблема одна: ребенок отказывается ходить на занятия. Он воспринимает школу не как место, где он общается с ровесниками и получает знания. Для него она – постоянный источник страхов и стресса. Как быть в этой ситуации?

Сначала родители должны научиться отличать тревогу от тревожности. Эпизодические проявления беспокойства перед, например, важной контрольной или выступлением на празднике – нормальная реакция. Тревожность же – это постоянное беспокойство, перерастающее в нежелание идти на уроки. Ребенок каждое утро чувствует себя подавленным, его не радует предстоящий день, он ищет повод не идти в школу. При этом в выходные или на каникулах ведет себя совершенно нормально.

Большинство детей не могут или не хотят объяснить, в чем дело. Но каждое утро у них «болит живот» или «поднимается температура». И зачастую это не симуляция – при сильной тревожности все симптомы появляются на самом деле. Родителям придется самим определить причину такого состояния.

Почему ребенок отказывается идти в школу

У первоклассников проблема обычно в трудностях с социальной адаптацией. Ребенку просто некомфортно в незнакомой обстановке и хочется домой, где все понятно и знакомо. Особенно часто так бывает в семьях, где родители долгое время ограждали малыша от трудностей и реалий жизни. В итоге ребенок чувствует себя чужим в школе: не может найти общий язык со сверстниками и не знает, как общаться с учителями.

В этом случае нужно активно заниматься социализацией ребенка, просить его выполнять простые поручения: сходить в ближайший магазин, съездить с кем-то из взрослых – но не с мамой и папой – куда-нибудь на общественном транспорте. Родители должны моделировать ситуации, в которых ребенок может проявить самостоятельность.

Еще ученики младших классов часто боятся не оправдать ожидания родителей и переживают, если у них что-то не получается. Ребенок может расстраиваться даже из-за мелких неудач – забыл тетрадку, не получаются ровные крючки в прописях, родители забрали с уроков позже других.

Период адаптации длится от месяца до полугода, после него уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму

Важно не предъявлять ему завышенных требований, не ругать за мелкие оплошности и объяснять, что не у всех все получается с первого раза. Рассказывайте о своих трудностях в учебе и о том, как вы с ними справились. Период адаптации длится от месяца до полугода, после него уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму.

Второй переломный момент случается при переходе в старшие классы. Но тревожность подростка по отношению к школьной жизни может быть и проявлением особенностей характера. Какие ситуации чаще всего становятся поводом для переживаний?

— Ребенок боится, что дома его накажут за низкие оценки или плохое поведение.

— Он стесняется отвечать у доски, боится публично допустить ошибку, опасается, что все над ним будут смеяться.

— Не может найти общий язык с кем-то из учителей, сталкивается с насмешками, упреками, придирками, заниженными оценками и невнимательным отношением.

— Чувствует себя слабым и незащищенным, например, боится, что старшеклассники могут отобрать деньги или будут дразнить из-за немодной одежды.

— Ощущает себя не таким, как все, не может влиться ни в одну компанию и становится изгоем.

— Ребенок заражается тревожностью от близких. Например, мать очень переживает по поводу отметок, постоянно напоминает, что «важно хорошо учиться, иначе не поступишь в университет и станешь дворником».

— У него синдром отличника, он старается быть лучшим, постоянно конкурирует с другими учениками и в итоге перегружен заданиями.

Главная ошибка родителей в любой из этих ситуаций – не уделять проблеме внимания или считать, что «само пройдет». Некоторые школьники в состоянии самостоятельно справиться с проблемой, адаптироваться к ситуации, найти себя и свое место в школьной жизни. Они адекватно реагируют на неудачи, не переживают по поводу отметок или замечаний. Но большинству нужна помощь.

Как родитель может помочь?

Для начала очень важно понять и принять тревогу ребенка. Помните: он имеет на нее полное право.

1. Искренне, не ради галочки интересуйтесь жизнью, мыслями, чувствами, страхами ребенка. Научите его рассказывать о них. Узнайте, какие уроки и почему он любит. В этом заслуга учителя или ребенка интересует сам предмет?

Расспрашивайте не только об оценках, но и о том, как и за что их поставили. Какие эмоции вызвала оценка – гордость, разочарование, злость, стыд? Уметь распознавать и описывать свои эмоции – очень важный навык, который пригодится не только в школьной жизни.

2. Объясните сыну или дочери, что нормально не знать чего-то или не успевать. Тут нечего стыдиться. Пусть ребенок не стесняется говорить, если устал или физически не успевает выполнить задание. К сожалению, современные школьники зачастую перегружены.

3. Даже если детские проблемы не кажутся серьезными, важно признать право ребенка на них. Не обесценивайте проблему: «Подумаешь, забыл выучить стихотворение». Но и не раздувайте из мухи слона: «Как ты мог не выучить стих? Почему ты все время все забываешь? В кого ты такой безответственный?»

Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию

4. Не спешите звонить директору школы или родителям одноклассника, который дразнит вашего ребенка. Не вмешивайтесь в ситуацию без явной необходимости. В крайнем случае сделайте так, чтобы сын или дочь об этом не узнали.

Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию. К тому же так вы не научите ребенка самостоятельности.

5. Учите ребенка делать выводы из неприятных ситуаций – плохой оценки, ссоры с одноклассником, перебранки с учителем. Приобретенный опыт поможет избежать еще больших неприятностей.

6. Будьте для ребенка примером. Делитесь с ним своими тревогами, переживаниями, трудностями на работе и рассказывайте, как вы их преодолеваете. Учите ребенка – и учитесь сами! – расслабляться и адекватно выражать негативные эмоции. Запомните: у спокойных счастливых родителей – уравновешенные дети.

7. В отдельных случаях, если родители не могут помочь или грамотно разобраться в ситуации, лучше не затягивать и обратиться к психологу.

Об эксперте

Беатрис Коппер-Руае (Béatrice Copper-Royer) – клинический психолог, специалист по детскому и подростковому поведению, автор книги «Боюсь волка, боюсь всего».

Читайте также

www.psychologies.ru

Если ребёнок не хочет идти в школу

главное фото

Каждое утро – пытка. Ребёнок всё делает, чтобы не идти в школу. Ему может быть и 7 лет, и 11, и 16… А что родители? Даже не выслушав и не приводя аргументы, гонят на уроки. Что же случилось? Почему ребёнок не хочет идти в школу?

Давайте разбираться, что надо знать и что учесть. Ведь, не зная ответа на эти вопросы, вы ничего не добьётесь.

Мой опыт

У меня трое детей. Они уже давно закончили школу. Состоялись уже и в семье, и в профессии. Но у каждого было разное отношение к школе.

Старшая.

Самая терпеливая оказалась. Школьные годы вспоминает с ностальгией. Только кто-то из одноклассников на горизонте, она счастлива – как будто родных встретила. Почему такое отношение? Есть несколько подозрений.

  1. Во-первых, школа раньше была другая. Детьми прилежно и со всей ответственностью занимались учителя, для многих из которых педагогика была призванием, и бесплатные кружки-секции разные, где детвора училась многим премудростям, дружбе, патриотизму.
  2. Во-вторых, приоритеты у общества были другие. Дети того поколения росли на хороших примерах. Они видели жизнь, где созидали, а не разрушали.
  3. В-третьих, у меня старшая — очень компанейский человек. Хоть и были нестроения в классе, она умела обойти их.

Думаю, что и наше с мужем отношение к школе, преподавателю и к урокам сыграло свою роль. Да, спрашивали строго с неё. Но уже с четвёртого класса ребёнок учился на пятерки, и сам готовил уроки.

Но! Если дочь с утра просилась полежать, причём не врала – то голова болит, то урок не выучила или просто хочет поваляться, я позволяла.

Средний.

Сын шёл с опаской в школу, нехотя. Любимчик. Плюс ко всему, бука-тихоня. Отрывался тяжело. Я не требовала с него, как с дочери. Поэтому закончил школу не в отличниках. А вот школу вспоминает тепло, и прямо расплывается в улыбке, встречая своих однокашников.

  1. Думаю, что одной из причин такого отношения была школа, где учителя всё ещё дорожили репутацией. Даже если не все на своём месте были.
  2. Примеры для подражания были те же, т.е. позитивные. Детвора этого возраста тоже занималась в кружках, читала добрую литературу и т.д.
  3. Хотя сын не был компанейским, как старшая сестра, умудрился не возненавидеть школьные пенаты.

Думаю, что причины такого тёплого отношения те же. Как и желание не ходить в школу иногда, и моё нормальное отношение к его просьбам, если он не шёл на первый урок. Бывает, знаю и по себе, и по старшему ребёнку.

Младшая.

Небо и земля. Ребёнок не хотел идти в школу с первого дня. В саду она была мало. К коллективу не привыкла. Домашний ребёнок, одним словом. И тут отдельная история.

Младшую дочь мы сдали в лучшую школу. Всё было терпимо.  Малышка без удовольствия, но шла в школу.

И вдруг… Слёзы. Истерики. Вплоть до повышения температуры на ровном месте… Что случилось?

Учитель пения вызвала к доске малышку, чтобы она спела заданную на дом песню. Остановив ребёнка на второй фразе, она заявила презрительно, мол, лучше бы ты не пела. Ребёнок не просто перестал петь. Она стала ненавидеть музыку. Искала каждое утро повод, чтобы не пойти в школу.

злой учитель

Мы с мужем решили переехать в другой район. Всё бы ничего, но и в новой школе нашлась «педагог», которая напрочь отбила охоту учиться.

До выпуска мы чуть ли не часы считали. Школу младшая закончила почти отлично. Но только благодаря своей светлой голове и нашим с мужем стараниям. Даже сейчас, спустя почти 10 лет, она с содроганием вспоминает школу…

Без комментариев…

Какие советы можно дать на разные возраста.

Возраст ребёнка

6-7 лет

Семилетки – народ проблематичный. Мало того, что малышня переживает очередной кризис, они при этом поступают в первый класс. Адаптация болезненна даже у самых общительных. Не у каждого семилетки психика готова к школе. Чего уж говорить, если его раньше туда отдали.

девочка с мамой

Что делать?

  • Занимайтесь с малышом подготовкой к школе — ненавязчиво, терпеливо и старательно.
  • Не пугайте школой.
  • Убедитесь в том, что его психика готова выдержать переход к новой деятельности. Понятно, что надо развивать всесторонне ребёнка.
  • Хорошо бы подружиться семьями с будущими одноклассниками и организовывать совместные праздники.
  • Сводите малыша в школу, куда он, возможно, будет ходить. Пусть у него сложится положительное отношение.

Возможно, тогда на вопрос «хочешь ли ты пойти в школу» вы получите в ответ радостное — «да!».

А если это – уже первоклассник? И наотрез отказывается идти на уроки.

  1. Надо спокойно обговорить ситуацию, может, не одну. Если есть доверие к вам, ребёнок обязательно расскажет, почему с ним это происходит. Может, он чем-то напуган, не умеет общаться с детьми, ему не даются науки.
  2. Можно сходить в школу, поговорить с классным руководителем.
  3. И тут не получается? Идите к директору, наконец, к психологу.
  4. Возможно, надо сократить нагрузки, вплоть до того, что освободить от каких-то уроков или прекратить посещение кружков или секций, а побольше с ним играть.

Только не напугайте малыша таким вниманием к нему.

7-10 лет

Не менее опасный период. Уроки сейчас — самое важное, ведь дети развиваются, самореализовываются и с помощью школьного обучения. Что-то может им мешать.

Например, конфликт или школьная травля. Как правило, второй стороной, обижающей, унижающей, давящей, могут стать и учителя, и ученики (более сильные или старше возрастом).

двойка

Причиной может стать и перегруз с уроками и кружками, страх ошибиться у доски или наказания за низкие баллы и плохое поведение, неумение найти общий язык, насмешки, упрёки, придирки, заниженные оценки, слабость и незащищённость, ощущение себя изгоем и пр. Гаджеты, наконец!

Что делать?

  • Оговорите с ребёнком все моменты, выясните, что и как.
  • Пересмотрите распорядок дня, выделив больше времени на отдых и сон. Ведь часто ребёнок, долго делая задание, утром не хочет прощаться с тёплым одеяльцем.
  • Расставьте правильно приоритеты, оставляя в жизни ребёнка место для игр, походов на природу и пр.

11-16 лет

Да уж, возраст очень опасный. Подростки только и норовят пропустить уроки. Если родители не дают поспать утром, тинейджеры прогуливают. Какие там синусы! На первом плане – общение. Общаясь, ссорясь и мирясь, влюбляясь и переживая первые драмы, примеряя постоянно на себя разные роли и экспериментируя с отношениями, подростки развиваются.

подросток

Что делать?

  1. Включить дипломатию. Нахрапом не получится ровным счётом ничего.
  2. Не стремиться откровенно замотивировать ходить в школу. Ребёнок сам поймёт, что именно тут есть всё для коммуникации с ровесниками. А там, глядишь, охотнее будет посещать уроки.
  3. Не возбуждать в ребёнке неприязнь к школе, постоянно упрекая, что он без неё ничего не достигнет.
  4. Не давить. Не переживайте, если мотивом посещения школы станет не получение знаний, а общение, самовыражение. Но не напрягайте, а то уйдёт далеко. Не вернёте.
  5. Оставаться другом. Помогайте подростку адаптироваться и к ситуации, уделяя ему внимание, и к его новому статусу, тинейджера.
  6. Разрешить проспать урок, если ребёнок заболел, грустен и пр. Ну, что, бывает — он не выучил урок, поссорился с кем-то, мало ли. Если он поймёт, что вы его понимаете, ему не придётся вызывать воспаление хитрости, чтобы оправдать пропуск урока.

Учтите! На нежелание ходить в школу может повлиять и болезнь, которую, ребёнку сложно рассмотреть, и ситуация в семье, и желание выглядеть по-взрослому, а не стоять у доски с опущенной головой.

Советы родителям

важно

В каком бы возрасте ваш ребёнок ни начал проявлять нежелание идти в школу, постарайтесь первым узнать о причинах, принять меры, продумать систему мотивации и поощрений, научиться понимать разницу между наказанием ребёнка и последствиями. Итак…

  • Не оставляйте ребёнка с проблемой наедине. Интересуйтесь, чем он живёт, о чём думает, что чувствует, чего боится. Пусть учится об этом рассказывать.
  • Интересуйтесь не только отметками. Узнайте, за что они поставлены, как ребёнок относится к ним – радуется, злится или стыдится (в этот момент он будет учиться понимать, что это за эмоции). Вы должны знать, что из уроков он любит и за что.
  • Донесите до него мысль, что, если он чего-то не успевает или не знает, это не смертельно. Научите делиться своими ощущениями. Только при этом надо адекватно и деликатно реагировать на откровения. Ваше вмешательство может или принести пользу, или ещё больше усугубить ситуацию.
  • Если есть конфликт в школе, выслушайте сначала ребёнка. Если нет необходимости, можете даже не звонить в школу. Или, если вмешаетесь, сделайте это незаметно для ребёнка. Он привыкнет к самостоятельности. Но покажите, что защитите его интересы в школе в любой ситуации.
  • Научите анализировать плохую оценку, конфликты. Так он избежит ещё больших проблем.
  • Вы должны стать для сына или дочери примером. Учите откровенничать, делясь с ними своими проблемами, тем, как вы их решаете, а также расслабляться и выражать негатив.
  • Объясняйте простым языком, какие обязанности есть у взрослых и какие — у детей.
  • Не учит уроки, а играет в компьютерные игры? Можно аккуратно ограничить доступ к ним, а потом использовать как поощрение за то, что он идёт в школу. Для детей постарше нужно выбирать индивидуально.
  • Не начинайте выяснять утром, зачем вставать вовремя. Он не воспримет это, а будет или спорить, или злиться, или закроется в себе. Выберите другое время. Расскажите, что, если вы будете просыпать, вас с работы попросят и тогда в доме не будет такого достатка.
  • Давать ли поспать ребёнку утром? Это ваше решение. С одной стороны, можно, но это не должно стать системой.
  • Наконец, мотивация. Это очень индивидуально. Изучите проблему. Сделайте несколько подходов. Терпеливо и не давя. Ведь это ваше чадо. И от того, как он будет учиться, зависеть будет не только содержимое аттестата, а и будущее.

В крайнем случае, меняйте школу (можно на домашнее обучение перевести), учителя, программу, секции и т.д. И постарайтесь сделать это вовремя! Знайте! Если вы бессильны и не можете разобраться в ситуации, не затягивайте и обратитесь к хорошему психологу.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/esli-rebyonok-ne-hochet-idti-v-shkolu.html

razvitie-vospitanie.ru

не хочу в школу. что делать?

Я тоже раньше не хотел, и не ходил. В результате учусь в вечерней школе, где в отличии от обычной не 11 а 12 классов))

прогуляй (: или заболей (:

заведи маму как у меня или живи у меня))))) \ Говори что панос. Сработает 100 процентов!!

Мужественно идти!

возьми варежки и натри ими градусник )

Поешь грифеля для карандаша, поднимится температура и ты реально заболеешь!!!! Самый эфективный способ!!!!

Иди работать, помогай родителям

Выпей кофе и попрыгай на одной ноге. Поднимится давления. И ты останешься дома =))))

Чтобы захотелось в школу-заведи подружку. Влюбись в одноклассницу.

Начни принимать наркотики — очень быстро необходимость ходить в школу отпадет сама собой.

Кроссвордики, соседи по парте (поговорите о веселом) , аська, журналы, приколы над учителями, рисование, стихи сочинять, поиздеваться над каким — нибудь ботаником, кушать орешки конфетки, слушать плеер.

В школу, конечно, учиться ходят.. . Ну если вообще никак.. . Посмотри в своем самом нелюбимом предмете учебник и найди слова, которые ты не понимаешь.. . Посмотри их значение в словаре.. . (Как правило, русские слова бывают многозначными: так ты должен найти то значение, которое тебе подходит, составить несколько предложений — пока не поймешь слово, а потом разобраться таким же образом с остальными значениями этого слова. ) Занятие трудное, но зато — занятное! Ты когда открывал Толковые словари в последний раз? ! А по поводу наркотиков… (кто-то тебе порекомендовал сейчас… ) сначала посмотри это видео: И другое видео на эту же тему.. . посмотри информацию на сайте.. . Еще одно отличное занятие на уроках!

Плюнь и все равно пойди. Постарайся держаться там боль-менее спокойно. Через урок-два настроение нормализуется. У каждого в жизни бывают черные полосы. Но вслед за ними наступает свет.

налей кофе 2 чашки одну выпей а другую в трусы вылей и быстро в школу полетишь

Не знаю . Мне кажется лучше ходить и иначе в бущем не будет профессии и ты будешь, прости господи, БОМЖОМ. .

позанимайся на уроках чем нибудь нарисуй карикатуру на училку

touch.otvet.mail.ru

«Не хочу учиться!». Что делать, если ребенок отказывается идти в школу? | образование | ОБЩЕСТВО

«Не хочу идти в школу!» – как часто родители слышат эту фразу от своих детей! Особенно эта проблема актуальна в преддверии нового учебного года. Причин, по которым ребенок отказывается посещать на занятия, может быть несколько. Психологи предупреждают: ругань не решит вопрос и только усугубит ситуацию — ваше чадо начнет тайно от вас прогуливать школу. Эксперт рассказывает, что делать, чтобы ребенок начал ходить в школу с удовольствием.

Лень – не причина

Почему ребенок не хочет идти в школу? По словам психолога Людмилы Артемьевой, банальная лень – это лишь одна из целого ряда возможных причин. «Очень часто поводом для того, чтобы у ребенка сформировалась стойкая неприязнь к школе, бывают личные конфликты, — объясняет эксперт. – Это могут быть плохие отношения с одноклассниками или даже с кем-то из педагогов. Хуже – если школьник становится объектом травли, и его одноклассники издеваются над ним. Неудивительно, что школа в таком случае становится для ребенка ненавистным местом».

Если сын или дочь не могут найти общий язык со своими сверстниками, психолог советует не бежать сразу же к директору или классному руководителю, а подсказать ребенку способ решения конфликта. «Ваш ребенок нуждается в друзьях, — говорит Артемьева. – Устройте праздник для детей, пригласите одноклассников своего чада – только, разумеется, не те тех, кто участвует в травле. Посоветуйте ребенку найти среди одноклассников товарищей по интересам. Другие дети увидят, что ваш ребенок не один, что он в коллективе, и прекратят свои насмешки».

Конфликт же с учителем у ребенка обычно происходит по вине родителей. Обычно педагог бывает недоволен, если ученик не может сконцентрироваться на теме урока и начинает шуметь, отвлекаться и даже вступать в словесную перепалку с учителем. Слишком тихий и скромный ребенок, наоборот, может быть напуган строгостью педагога. В обоих случаях конфликт неизбежен. «Если у вас гиперактивные дети, вы должны уделить им больше внимания и объяснить, как правильно вести себя в школе, — говорит Артемьева. – Определенные правила в обществе существуют для всех, и их нужно соблюдать. Если ребенок боится учителя, поговорите с ним и убедите, что его страхи беспочвенны».

Не ссорьтесь на глазах у детей

Как ни странно, одна из самых распространенных причин нежелания учиться – проблемы не в школе, а в семье. «Многие родители думают: ну какая у ребенка может быть депрессия? – отмечает психолог. – На самом же деле дети все прекрасно понимают и глубоко переживают из-за семейных конфликтов». Артемьева предостерегает: все ссоры между родителями не должны происходить на глазах у детей. Вы – защита, опора и поддержка для своего ребенка. Если он станет свидетелем семейных разногласий, то его мир начнет рушиться, руки опустятся. Когда в семье все хорошо, у детей тоже появляется ощущение внутренней гармонии, и он открыт для новых знаний, впечатлений и эмоций.

Другим поводом не ходить в школу может стать излишняя загруженность ребенка. Некоторые современные родители считают, что у их чада не должно быть свободного времени и отдают ребенка на всевозможные кружки и секции. Пересмотрите график школьника: а вы бы смогли жить в таком режиме? Если ребенок уходит из дома рано утром и возвращается только для того, чтобы поспать, вычеркните из его списка занятий лишний и оставьте то, что действительно интересно сыну или дочери. Пусть у ребенка останутся силы для уроков!

Расспросите ребенка про школу

Ребенок будет отказываться посещать уроки, если он не может похвастаться своей успеваемостью. Кому приятно получать «двойки»? Выясните, по каким предметам нужно подтянуть ребенка: пусть с ним позанимается репетитор.

Если «тяжелых» предметов несколько – возможно, для усвоения нового материала ребенку не хватает его интеллектуальных способностей. В таких случаях лучше проконсультироваться с учителями или директором. Не исключено, что вам придется перевести чадо на домашнее обучение.

«В любом случае, чтобы привить ребенку интерес к школе, не нужно кричать, ругать школьника, — советует психолог. – Иногда решить проблему помогает простой разговор. Вечером за чашкой чая спросите у сына или дочери, что интересного было сегодня в школе, какие случаи происходили на переменах. Проявите внимание, выслушайте своего ребенка, расскажите ему что-нибудь из своей школьной жизни и превратите такие беседы в традицию. Тогда процесс обучения станет гораздо интересней!».

spb.aif.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *