Методы умственного воспитания дошкольников – —

Цель, содержание, организационные формы и методы умственного воспитания

Ум — функция мозга в отражении закономерностей явлений окружающей жизни, совокупность познавательных процессов. Умственные способности у человека характеризуются такими качествами ума: сообразительность (скорость умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты и явления), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи), вдумчивость, глубина ума и т. д.

Умственное воспитание — процесс овладения общественно-историческим опытом, накопленным человечеством. Это специально организуемый педагогический процесс, направленный на формирование у детей системы знаний, умений, навыков, способов умственной деятельности, развитие способностей.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение с взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту. Таким образом, умственное воспитание основывается на:

– развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов;

– формирование культуры учебного и трудового процессов;

– развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству;

– стимулирование интереса к работе с книгой.

Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Основной функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Цель умственного воспитания заключается в формировании осознанного мышления, познания и развитого интеллекта личности. Реализация этой цели приводит к развитию следующих качеств:

· Логики;

· Памяти;

· Внимания;

· Творчества;

· Самосознания.

Воспитание в данном направлении происходит на основе знаний наук, а они содействуют формированию творчески мыслящей личности, которая испытывает потребность в постоянном пополнении своих знаний и желании совершенствовать их уровень.

Данный процесс непрерывен, проходит в процессе обучения, трудовой и игровой деятельности. Знания черпаются из книг, интернет — ресурсов, средств массовой информации.

Методы умственного воспитания детей

Ведущие педагоги сегодня пришли к мнению, что умственное воспитание детей дошкольного возраста позволяет значительно облегчить обучение в школе. Этому способствует возможность использования совершенно иных методов по сравнению со школьным обучением, в которых немаловажное значение отводится наглядным методикам и игровым приемам. Для развития умственных способностей и усвоения нового материала воспитатель в детском саду или центре раннего развития должен предлагать выполнение различных заданий – рисования, лепки, конструирования.

Кроме того, методы умственного воспитания детей должны быть направлены на выполнение поставленных перед воспитателем целей, включающих:

Развитие мыслительной деятельности;

Сенсорное воспитание;

Становление речи.

В зависимости от поставленной цели выбирается и соответствующая методика. Развитие и становление речи направлено на воспитание звуковой культуры речи, обогащение словаря и формирование грамматического строя. В зависимости от возраста для этого могут использоваться различные дидактические материалы, пальчиковые и подвижные игры. Формирование культуры речи необходимо для выработки навыков выражать свою мысль, умения выслушать собеседника и удерживать предмет разговора. Методы умственного воспитания детей для развития мыслительной деятельности также разнообразны и определяются как возрастом, так и психологическими особенностями ребенка. Для этого чаще всего используется игровая среда, в которой малыш наиболее легко может усвоить необходимые знания и получить навыки. В развивающем обучении синтезируются элементы игрового, познавательного, учебного и поискового взаимодействия. Также необходимо стимулировать разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и поощрять его интерес к получению знаний об окружающем мире.

Методами называют способы достижения целей умственного воспитания. Их делят на игровые, наглядные и словесные. Формы — это инструменты методов.

Наглядные методы соответствуют особенностям детского мышления. Девочки и мальчики всегда легче воспринимают информацию в форме картинки. То есть наглядность в умственном воспитании — это не обязательно раздаточный материал, кубики, пазлы.

Демонстративные приемы наглядных методов — это рассматривание картинок, предметов, орудий труда, иллюстраций, кинофильмов, видеоматериалов. Оно помогает детям изучить то, что в повседневной жизни они не видят.

Словесные методы всегда используются вместе с наглядными. Рассматривая того же слона, воспитатель или мама объясняют ребенку словами, для чего служит зверю хобот, информируют о месте его проживания, питания.

Практические методы используются для формирования умений ребенка, углубления его знаний. Они применяются педагогами в тесной связи со словесными и наглядными методами. Чаще используются в старшем дошкольном и школьном возрасте.

Задача детского дошкольного учреждения — подготовить ребенка к школе. Часть этой задачи состоит в вооружении малыша знаниями и умениями.

Изучением темы десятки лет занимался руководитель лаборатории умственного воспитания НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук Николай Поддьяков. Суть работы заключалась в исследования внутреннего противоречия как рычага саморазвития ребенка.

Ученый сформулировал принцип оптимального соотношения умственного воспитания и саморазвития. Согласно исследованиям Николая Поддьякова, детское экспериментирование положительно влияет на развитие конструирования, игр, труда в природе, изобразительной деятельности. Оно способствует также и общему психическому развитию детей. Главные задачи умственного воспитания дошкольников — это:

1. Сенсорное развитие (органов чувств и восприятия) .

2. Мыслительная деятельность (овладение мыслительными операциями, развитие познавательных способностей) .

3. Становление речи.

4. Воспитание любознательности.

5. Формирование системы знаний об окружающей среде.

Все вышеуказанные задачи взаимосвязаны. Их специфика определяется возрастными возможностями детей, и в детском дошкольном учреждении четко сформулированы в Программе дошкольного воспитания, которой и руководствуются воспитатели.

Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень умений, знаний, навыков, овладеть которыми ребенок должен к концу года. Задачи умственного воспитания достигаются в процессе ежедневных занятий. Это математика, рисование, физкультура, трудовая деятельность, лепка, конструирование.

Развитие игр, общения, формирование отношения детей к окружающему связано со знаниями о жизни общества и деятельности взрослых, о явлениях природы.

Содержание умственного воспитания в детском саду — это и усвоение правил и норм поведения, например, отношений детей и взрослых, использования вещей, правил поведения на дороге, в лесу, парке, общественных местах.

 

27. Система эстетического воспитания характеристика ее структурных компонентов.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

    В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

   Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так самым утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих.

Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.

 

studopedia.net

Умственное воспитание детей дошкольного возраста

Так называется целенаправленное воздействие взрослых на ребёнка с целью вооружения знаниями, нужными для развития, социальной адаптации. Умственное воспитание должно начинаться с самого рождения, максимум информации дитя усваивает в дошкольном возрасте. Ведь к трем годам детский мозг достигает 80% веса взрослого. Поэтому и нужно насыщать его знаниями, информацией, умениями. Узнаем о том, как это делать. 

Методы и формы умственного воспитания дошкольников

Методами называют способы достижения целей умственного воспитания. Их делят на игровые, наглядные и словесные. Формы — это инструменты методов.

Наглядные методы соответствуют особенностям детского мышления. Девочки и мальчики всегда легче воспринимают информацию в форме картинки. То есть наглядность в умственном воспитании — это не обязательно раздаточный материал, кубики, пазлы. Это, например, наблюдение как форма словесного метода. Оно дает возможность координировать восприятие, мышление, речь ребенка. Наблюдением взрослый учит ребенка выделять в предметах их существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстративные приемы наглядных методов — это рассматривание картинок, предметов, орудий труда, иллюстраций, кинофильмов, видеоматериалов. Оно помогает детям изучить то, что в повседневной жизни они не видят. Например, изображение слона на картинке дает возможность малышу понять, что это крупный зверь, рассмотреть его хобот, уши. Затем, когда ребенок увидит зверя в зоопарке, сработает прием узнавания, то есть воссоздания знакомой информации. 

Словесные методы всегда используются вместе с наглядными. Рассматривая того же слона, воспитатель или мама объясняют ребенку словами, для чего служит зверю хобот, информируют о месте его проживания, питания. Объяснение взрослого дает возможность уточнять наглядное восприятие. Рассказ как форма словесного метода представляет собой эмоциональное и образное изложение событий, которое базируется на фактическом материале. Например, в дошкольном возрасте рассказ о войне должен быть доступным, без трагических подробностей. Часто рассказ воспитателя прерывается вопросами детей. И тогда эта форма подачи информации переходит в объяснение.

Практические методы используются для формирования умений ребенка, углубления его знаний. Они применяются педагогами в тесной связи со словесными и наглядными методами. Чаще используются в старшем дошкольном и школьном возрасте. Их формами бывают упражнения, игры, эксперименты. Например, последний используют для понимания ребенком необходимых условий для роста и развития растений. Эксперимент заключается в том, что двум одинаковым растениям создают разные условия. Одно стоит на окне и ежедневно поливается, другое помещают в шкаф и на некоторое время оставляют без воды. В результате дети наглядно видят, что второе растение погибает. Они объясняют это словесно. 

Обучение в детском саду

Задача детского дошкольного учреждения — подготовить ребенка к школе. Часть этой задачи состоит в вооружении малыша знаниями и умениями. Изучением темы десятки лет занимался руководитель лаборатории умственного воспитания НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук Николай Поддьяков. Суть работы заключалась в исследования внутреннего противоречия как рычага саморазвития ребенка. Ученый сформулировал принцип оптимального соотношения умственного воспитания и саморазвития. Согласно исследованиям Николая Поддьякова, детское экспериментирование положительно влияет на развитие конструирования, игр, труда в природе, изобразительной деятельности. Оно способствует также и общему психическому развитию детей. Главные задачи умственного воспитания дошкольников — это:

  1. Сенсорное развитие (органов чувств и восприятия).
  2. Мыслительная деятельность (овладение мыслительными операциями, развитие познавательных способностей).
  3. Становление речи.
  4. Воспитание любознательности. 
  5. Формирование системы знаний об окружающей среде. 

Все вышеуказанные задачи взаимосвязаны. Их специфика определяется возрастными возможностями детей, и в детском дошкольном учреждении четко сформулированы в Программе дошкольного воспитания, которой и руководствуются воспитатели. Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень умений, знаний, навыков, овладеть которыми ребенок должен к концу года. Задачи умственного воспитания достигаются в процессе ежедневных занятий. Это математика, рисование, физкультура, трудовая деятельность, лепка, конструирование.

Развитие игр, общения, формирование отношения детей к окружающему связано со знаниями о жизни общества и деятельности взрослых, о явлениях природы. 

Содержание умственного воспитания в детском саду — это и усвоение правил и норм поведения, например, отношений детей и взрослых, использования вещей, правил поведения на дороге, в лесу, парке, общественных местах.

Умственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой

Наблюдая за живой природой, ребенок приобретает много новых знаний. Развитие растений, повадки птиц, поведение животных в зоопарке дает возможность усваивать знания о сезонных явлениях в природе, биоритмах, временах года. Детские познания в процессе наблюдений уточняет воспитатель. Он, например, конкретизирует, что жуки, как и птицы, умеют летать. Но последние поедают первых, и это свидетельство взаимосвязи всего живого в природе.

Детям интересно наблюдать за птицами, прилетающими на сооруженную ими кормушку. Так они изучают строение их тела, знакомятся с клювом — специфическим органом добывания и усвоения пищи. Они различают щебет воробья и синицы, учатся бережно и заботливо относиться к братьям нашим меньшим. В процессе регулярных наблюдений за природой у девочек и мальчиков развивается такое качество как наблюдательность — способность замечать изменения в окружающей среде. В процессе ознакомления с причинными связями развивается мышление ребенка.

Сенсорное развитие детей педагоги осуществляют при наблюдениях за многообразием красок неживой природы, восприятия звуков животных. Приучение к наблюдениям за живыми объектами — это и развитие внимания детей, которое является основой мыслительных процессов.

Детям очень дорого то, что выращено своими руками. Поэтому их приобщение к труду в природе (на грядке, огороде) — это не только вооружение ребенка трудовыми навыками, получение радости от своей востребованности, а и нравственное воспитание.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Для таких детей умственное воспитание осуществляется в более ограниченном объеме знаний. Для развития зрительного внимания малышей с нарушением интеллекта имеют значение игры с перемещением в пространстве различных предметов. Что изменилось? Чего не хватает? Такие вопросы задает детям воспитатель в процессе изменения их места положения.

Зрительное внимание у таких детей активизируется в играх, где они запоминают местонахождение игрушек. Сначала это делают в ограниченном пространстве, позже — в пределах комнаты.

Необходимо регулярно менять предметы, с которыми дети действуют. Это помогает переходить от тактильных восприятий предмета к усвоению его свойств.

Детей с нарушениями интеллекта учат складывать разрезные картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Сначала такая картинка состоит из двух частей, затем их количество нужно увеличивать. Но делать это после того, как предыдущая задача усвоена полностью.

Важную роль в формировании целостности образов играет изобразительная деятельность дошкольника. Это лепка, аппликация, рисование.

В дошкольном возрасте мальчиков и девочек с нарушениями интеллекта надо знакомить с изменчивостью как важным законом действительности. И лучше всего это делать в живой природе посредством наблюдений. Конечно же, специфика обучения в этом случае заключается в многочисленных повторениях. Например, если здоровые, нормально развивающиеся дети дифференцируют пение двух птиц с первого-второго повторения, то этой категории воспитанников понадобится для этого гораздо больше занятий.

Знания о социальных явлениях и умение вести себя в обществе начинается с формирования у таких детей представлений о себе. Педагоги и родители должны учить их называть свое имя и части тела, узнавать себя на фотографии. Далее круг познаний расширяется на семью ребенка. Мальчик или девочка должны уметь коротко рассказать о папе и маме, знать об их профессии, вкусах. Сформированные знания о социальных явлениях — это основа психологической готовности такого ребенка к обучению в школе.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

nashidetki.net

Умственное воспитание детей дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста стремительно формирует свою речь, накапливает определенный опыт и получает необходимые знания. Все это целенаправленное воздействие взрослого человека на малыша с целью вооружения его знаниями для развития и полной социальной адаптации в обществе. Умственное воспитание начинается практически с самого рождения, к трем годам мозг ребенка это 80% веса взрослого мозга. Именно это говорит о том, что дошкольный возраст самое время для воспитания умственных способностей малыша.

Но, воспитание ума заключается не только в получение ребенком максимального количества нужной информации о мире. Не менее важно выработать познавательную деятельность, включающую в себя умение обобщать, анализировать, оценивать и сравнивать.

Особенности умственного воспитания детей

Прогрессивный педагог считает оптимальным периодом воспитания умственных способностей возраст от 1 года и до 5 лет. Это говорят и многочисленные исследования. Особенность этого возраста в том, что в это время сознание ребенка работает определяющим образом. Восприятие, воображение, образное мышление, любознательность, стремление к познанию выполняет функцию умственного воспитания.

Задачи умственного развития и воспитания

Основная задача умственного воспитания и общего развития, это создание условий перехода к абстрактно-логическим формам мышления малыша с наглядных. Самым действенным способом считается предметно-практическая деятельность. Эта форма умственного воспитания основывается на осознание каждого отдельного предмета как вида. Например, дуб это не просто дерево, дуб это все то, что изготавливается из него. Ребенок должен построить ту линию, на которой будет переселяться все то, что может быть применимо к дубу. Как понятно в этом играют не последнюю роль родители, ведь от объяснения взрослых зависит, сможет ли малыш построить логическую цепочку.

Методы и формы умственного воспитания дошкольников

Методами умственного развития и воспитания называют способы достижения поставленной цели. Существует три способа — метода игровая, словесная и наглядная.

Наглядный метод. Это форма воспитания с помощью различных картинок, предметов и всего того что видит ребенок. Не случайно некоторые игровые наборы в виде кубиков имеют на себе наглядную информацию иногда совсем не подходящую для развития ребенка по возрасту, например кубики с английскими буквами для детей от 2 лет. Но такие кубики составят хорошую службу в задачи умственного развития и воспитания.

Как правило, для такой формы рекомендуется использовать материалы, которые ребенку не знакомы, например картинки с бегемотом, малыш получит нужную информацию, и когда он увидит бегемота живым в зоопарке, его мозг сработает, восстанавливая уже известную информацию о животном.

Словесные методы. Эта форма развития умственных способностей ребенка всегда применяется только с наглядной формой. Задача родителей объяснять каждую картинку, каждый предмет ребенку, причем объяснение должно быть полным включающим в себя мелкие подробности. Например, показывая машинку на картинке, нужно объяснить из чего состоит автомобиль. Конечно, необходимости в сложных словах нет, но о том, что машина имеет двери, капот, двигатель рассказать стоит. Так малыш получает максимальную информацию, и уже потом безошибочно сможет сказать, что двигатель автомобиля находится под капотом и показать где именно.

Педагоги настаивают на том, что на данный момент это самый действенный способ умственного воспитания дошкольника. Как вариант во время использования данного метода можно использовать различные настольные игры, которые не только помогут развить умственные способности, но и научат ребенка думать, умственный труд относится к самой важной по своей сути форме развития ума.

Практический метод. Данная форма воспитания ума, это формирование его знаний. Обычно практический метод используется перед поступлением ребенка в школу либо на первом году обучения. Эта форма воспитания основывается на понятиях малышом основных моментов всего того что его окружает. Так, например растения, он должен узнать, что с ними происходит зимой, весной — летом и осенью. Все это объясняется словесно без наглядных пособий.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста нельзя оценивать и рассматривать от психического развития малыша и его состояния в целом. От того, что интересно малышу, чем он увлечен от того что ребенку близко и следует отталкиваться подходя к этому вопросу. Цель воспитания и развития умственных способностей не только основы того что малыш видит, главное, чтобы ребенок научился анализировать свои действия, сравнивать необходимое, оценивать, обобщать.

Стоит также учитывать факт того, что упущенное время родителей в умственном развитие и воспитании может быть впоследствии невосполнимо. Знания, полученные ребенком в дошкольном возрасте, помогут ему впоследствии с легкостью проходить этапы обучения в школе.

shop-kid.ru

Умственное воспитание детей

Дети дошкольного возраста достаточно быстро формируют свою речь, накапливают необходимые знания и опыт, овладевают способами умственной деятельности. Однако умственное воспитание детей заключается не только в предоставлении ребенку максимального количества информации об окружающем его мире, а также огромную роль играют выработка и закрепление способов познавательной деятельности, среди которых умение оценивать, сравнивать, обобщать и анализировать.

Особенности умственного воспитания детей

Все прогрессивные педагоги считают оптимальным периодом для умственного воспитания и развития дошкольный период. Это подтверждается множеством проведенных исследований, согласно которым, данное время необходимо максимально использовать для разностороннего развития и адаптации к окружающей жизни.

Основной особенностью этого периода является преобладание в сознании ребенка образных форм, а именно:

  • Восприятия;
  • Образного мышления;
  • Воображения.

Дети дошкольного возраста характеризуются пытливостью, любознательностью, стремлением к познанию неизвестного и пополнению имеющихся знаний. Поэтому очень важно, основываясь на знаниях современной психологии, подготовить ребенка к обучению в школе.

Задачи умственного воспитания и развития детей

К основным задачам умственного воспитания и развития детей относится создание необходимых условий для перехода с наглядных к абстрактно-логическим формам мышления. Для этого сначала необходимо активизировать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, чему способствует предметно-практическая деятельность. Умение решать умственные задачи с помощью экспериментирования в процессе предметно-практической деятельности является основной характеристикой наглядно-действенного мышления.

В задачи умственного воспитания детей входит не только овладение способностями к мыслительной деятельности и системой знаний, но и формирование личностных качеств. Это происходит в результате игровой предметной деятельности, направленной на ознакомление с окружающей действительностью, формирование речевой деятельности и математических понятий.

Кроме того, в задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста входит не только научить ребенка понимать поставленное перед ним задание, но и выбирать методы и средства для его решения с последующей проверкой результата.

Методы умственного воспитания детей

Ведущие педагоги сегодня пришли к мнению, что умственное воспитание детей дошкольного возраста позволяет значительно облегчить обучение в школе. Этому способствует возможность использования совершенно иных методов по сравнению со школьным обучением, в которых немаловажное значение отводится наглядным методикам и игровым приемам. Для развития умственных способностей и усвоения нового материала воспитатель в детском саду или центре раннего развития должен предлагать выполнение различных заданий – рисования, лепки, конструирования.

Кроме того, методы умственного воспитания детей должны быть направлены на выполнение поставленных перед воспитателем целей, включающих:

  • Развитие мыслительной деятельности;
  • Сенсорное воспитание;
  • Становление речи.

В зависимости от поставленной цели выбирается и соответствующая методика. Развитие и становление речи направлено на воспитание звуковой культуры речи, обогащение словаря и формирование грамматического строя. В зависимости от возраста для этого могут использоваться различные дидактические материалы, пальчиковые и подвижные игры. Формирование культуры речи необходимо для выработки навыков выражать свою мысль, умения выслушать собеседника и удерживать предмет разговора.

Методы умственного воспитания детей для развития мыслительной деятельности также разнообразны и определяются как возрастом, так и психологическими особенностями ребенка. Для этого чаще всего используется игровая среда, в которой малыш наиболее легко может усвоить необходимые знания и получить навыки. В развивающем обучении синтезируются элементы игрового, познавательного, учебного и поискового взаимодействия. Также необходимо стимулировать разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и поощрять его интерес к получению знаний об окружающем мире.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Знаете ли вы, что:

Желудок человека неплохо справляется с посторонними предметами и без врачебного вмешательства. Известно, что желудочный сок способен растворять даже монеты.

Вес человеческого мозга составляет около 2% от всей массы тела, однако потребляет он около 20% кислорода, поступающего в кровь. Этот факт делает человеческий мозг чрезвычайно восприимчивым к повреждениям, вызванным нехваткой кислорода.

Препарат от кашля «Терпинкод» является одним из лидеров продаж, совсем не из-за своих лечебных свойств.

Стоматологи появились относительно недавно. Еще в 19 веке вырывать больные зубы входило в обязанности обычного парикмахера.

Печень – это самый тяжелый орган в нашем теле. Ее средний вес составляет 1,5 кг.

В Великобритании есть закон, согласно которому хирург может отказаться делать пациенту операцию, если он курит или имеет избыточный вес. Человек должен отказаться от вредных привычек, и тогда, возможно, ему не потребуется оперативное вмешательство.

74-летний житель Австралии Джеймс Харрисон становился донором крови около 1000 раз. У него редкая группа крови, антитела которой помогают выжить новорожденным с тяжелой формой анемии. Таким образом, австралиец спас около двух миллионов детей.

Упав с осла, вы с большей вероятностью свернете себе шею, чем упав с лошади. Только не пытайтесь опровергнуть это утверждение.

Люди, которые привыкли регулярно завтракать, гораздо реже страдают ожирением.

Если бы ваша печень перестала работать, смерть наступила бы в течение суток.

Большинство женщин способно получать больше удовольствия от созерцания своего красивого тела в зеркале, чем от секса. Так что, женщины, стремитесь к стройности.

Человек, принимающий антидепрессанты, в большинстве случаев снова будет страдать депрессией. Если же человек справился с подавленностью своими силами, он имеет все шансы навсегда забыть про это состояние.

Каждый человек имеет не только уникальные отпечатки пальцев, но и языка.

Во время работы наш мозг затрачивает количество энергии, равное лампочке мощностью в 10 Ватт. Так что образ лампочки над головой в момент возникновения интересной мысли не так уж далек от истины.

По статистике, по понедельникам риск получения травм спины увеличивается на 25%, а риск сердечного приступа – на 33%. Будьте осторожны.

www.neboleem.net

«Умственное воспитание детей дошкольного возраста»

Контрольная работа

Тема: «Умственное воспитание детей дошкольного возраста»

Выполнила: студентка 2 курса

Айсина Галия Нурахмятовна

2015

Актуальность исследования обусловлена важностью процесса умственного развития на современном этапе. Ныне в век информационных технологий часто говорят об искусственном интеллекте, поэтому искажены представления об истинном понимании умственного развития.

Проблема умственного развития всегда волновала педагогов. Были проведены целенаправленные исследования в области умственного развития дошкольников. В разные периоды их возглавляли видные ученые, специалисты в области дошкольной педагогики: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци и другие.

К сожалению, в современной педагогике вопросам умственного развития уделяется явно недостаточное внимание. И дело не в том, что педагоги и воспитатели не замечают или недооценивают важности умственного развития, а в том, что эта деликатная сфера требует особо тонкого психолого-педагогического подхода. Традиционные методы педагогики – объяснение, передача информации оказываются здесь малоэффективными.

В настоящее время в большинстве программ дошкольного воспитания главным методом умственного развития является занятия. [11, c. 32]

Объект исследования – особенности умственного развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – развитие умственного воспитания детей дошкольного возраста в статьях журнала «Дошкольное воспитание».

Цель исследования – изучение проблемы исследования в умственном развитии дошкольников.

Задачи:

1. Рассмотреть понятия об умственном развитии и умственном воспитании.

2. Провести исследования проблем умственного воспитания в трудах.

3. Проанализировать традиционные и нетрадиционные средства умственного воспитания.

4. Проанализировать тематику, раскрывающих проблему умственного развития детей дошкольного возраста.

Гипотеза — использование моделей в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ и обучение детей старшего дошкольного возраста моделированию будет способствовать более эффективному развитию умственных способностей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость заключается в анализе педагогической и специальной психологической литературы по проблеме исследования.

Практическая значимость состоит в возможности исследования вопросов дошкольного развития в различных статьях и использование методик в работе педагогов ДОУ. Материал представляет практический интерес для родителей дошкольников.

    1. Понятие об умственном развитии и умственном воспитании

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Об умственном развитии ребенка судят по объему и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность. [8, c. 114]

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретение привычки к здоровому образу жизни.

Задачи умственного воспитания.

Формирование сенсорной культуры, развитие мышления и речи, внимания, памяти, воображения; усвоение элементарных знаний об окружающем; воспитание познавательных интересов, наблюдательности, любознательности, активности, самостоятельности мышления, формирование навыков учебно-познавательной деятельности.

Основной функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, между предметами и явлениями. Между восприятием и мышлением существует тесная связь. Восприятие формируется впервые месяцы жизни ребенка, а начало развития мышления относится к возрасту около 2 лет. [6, c. 28]

Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

— сенсорное воспитание,

— развитие мыслительной деятельности,

— становление речи.

    1. Исследование проблем умственного воспитания в трудах

Первый в истории педагогики фундаментальный труд по дошкольному воспитанию под названием «Материнская школа» (1657 г.) был издан великим педагогом Яном Амосом Коменским.

Я. А. Коменский предложил систему знаний — элементарных представлений об окружающем мире, с помощью которой ребенка постепенно вводят в мир природы, человеческих взаимоотношений. Необходимым условием умственного развития, на его взгляд, является развитие чувственных основ мышления, то есть познание начинается с ощущения, ощущения передает памяти образы действительности, хранит их на протяжении всей жизни [2; с.181].

Коменский выделял три задачи воспитания:

  1. познание себя и окружающего мира (умственное воспитание),

  2. управление собой (нравственное воспитание),

  3. стремление к Богу (религиозное воспитание).

Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомит его с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории эволюции, в природе, а следовательно и в воспитании не может быть скачков. «Все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей». [1, с.27]

Решение проблемы умственного воспитания в трудах И.Г. Песталоцци.

Важнейшая цель умственного воспитания дошкольников, по мнению Песталоцци, развитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование. Песталоцци проповедовал гармоническое развитие сил и способностей человека. Он особо подчеркивал, что все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. При этом педагог выдвинул и отстаивал идею саморазвития природных сил. Он писал: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать, но также и сердце хочет верить и любить, ум хочет мыслить». [5, с.25]

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци в том, что он заложил научные основы методики начального обучения. Его теория элементарного образования и созданные им учебники первоначального обучения на долгие годы стали образцом и исходным пунктом для творчества педагогов других поколений. На первое место Песталоцци ставил изучение родного языка, затем — развитие устной речи и на этой основе обучение чтению. Разработанные им приемы и упражнения для развития речи прочно вошли в практику начальной школы и соответствующие методики.

М. Монтессори об умственном воспитании.

Теория Марии Монтессори построена на идее детского впитывающего сознания. С самого рождения ребенок, как губка, вбирает в себя все, что видит вокруг. Ребенок строит себя сам, а задача взрослых – снабжать его «стройматериалами». В методике Монтессори такими материалами служат уникальные обучающие пособия.

Основой для развития мышления Монтессори считала способность ощущать и воспринимать внешний мир, а также различать предметы в

Таким образом, Монтессори создала такую педагогическую систему, которая в наибольшей степени приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается самостоятельно. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится сам. В этой среде ребенок совершенствует свое физическое состояние, формирует двигательные и умственные способности, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте.

К.Д.Ушинский.

Все воспитание в учебных заведениях 30-40-х гг. 19 века выражается, по словам Ушинского, «только в ограничениях, стеснениях, запрещениях и внешней дисциплине. Но вместе с тем вся детская жизнь в таком заведении принимает какой-то форменный, осторожный характер, конечно, не имеющий ничего общего с делом нравственного воспитания. Жизнь ребенка становится постоянным церемониалом, который весь расписан заранее».

К.Д. Ушинский предъявлял высокие требования к личности «детской садовницы», справедливо считая, что она должна любить детей, быть преданной своему делу и всесторонне образованной. [5; с. 272]

Таким образом, Ушинский внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли, глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе и дошкольного. Обосновал идею народного воспитания. Его учения о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе оказали огромное влияние на многие последующие поколения педагогов.

Водовозова Елизавета Николаевна.

Е.Н Водовозова рассматривала ранний возраст ребенка как период начального проявления его сознания, отмечая, что именно он является основой всей жизни человека.

Ее идеи опирались на принципы целостности развития, опоры на психофизиологические особенности и потенциальные возможности ребенка; и ликвидацию возможных воздействий, травмирующих его психику и препятствующих развитию важных сторон его личности.

В своей педагогической системе Е.Н. Водовозова последовательно проводила принцип народности, сформулированный К.Д. Ушинским. Подбор игр и планирование занятий она осуществляла так, чтобы жизнь детей была интересной и содержательной, строилась в духе русских традиций, пробуждала и удовлетворяла интерес к окружающему. Все занятия были расположены в постепенно усложняющейся системе.

Таким образом, процесс умственного воспитания должен, по мнению Е.Н. Водовозовой, строиться на началах творчества, самостоятельности ребенка и соответствовать уровню его психофизиологического развития [6].

    1. Традиционные и нетрадиционные средства умственного воспитания

К началу дошкольного возраста значительно расширяются средства умственного воспитания детей. Педагог организует разнообразные игры детей, проводит наблюдения, обучает на занятиях счету, рисованию, лепке, речи. В процессе бытовой деятельности взрослые приучают детей пользоваться разнообразными предметами, трудиться. Родители, воспитатели постоянно ставят перед ребенком практические, игровые и познавательные задачи, решение которых приводит к формированию знаний и умений, познавательных процессов и способностей, к развитию различных видов деятельности, мотивов познавательной деятельности, к дальнейшему усовершенствованию речи и т. д.

Основой умственного развития ребенка является его активная деятельность. Но сама эта деятельность формируется, складывается под влиянием обучения и воспитания. Таким образом, перед взрослыми, воспитателями стоят две задачи: осуществляя умственное воспитание, направлять свои усилия на формирование разнообразных видов деятельности, доступных детям данного возраста, и на использование их в целях умственного воспитания ребенка.

Уже в раннем возрасте на основе предметной деятельности формируется общение, игра, появляются задатки труда. В дошкольном детстве происходит их дальнейшее развитие [21].

Таким образом, в дошкольном возрасте начинается становление и развитие основных видов деятельности человека: общения, игровой, учебной, трудовой, художественной, спортивной.

Наряду с творческими играми большая роль в умственном воспитании детей принадлежит дидактическим играм. Эти игры имеют готовое содержание и четкие правила. В народной педагогике создано и передается из поколения в поколение большое количество таких игр. Соединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, наличие готового содержания и правил дает возможность воспитателю более планомерно использовать дидактические игры для умственного воспитания детей.

Основные педагогические условия умственного воспитания ребенка в изобразительной деятельности — ее организация на основе все совершенствующегося наблюдения детьми предметов и явлений окружающей жизни, формирование в ходе этих наблюдений обобщенных способов обследования предметов, обучения детей элементарной изобразительной технике [5, c. 112].

В трудовой деятельности содержатся большие возможности для умственного воспитания детей.

Успешность умственного развития в процессе обучения определяется и тем, что оно организуется систематически по плану воспитателя и на основе дидактических принципов, регулирующих процесс обучения.
Ведущее положение обучения среди других средств умственного воспитания определяется его программностью, наличием фиксированных форм обучения, которые позволяют охватить всех детей, системой методов, соответствующих возрасту детей и ведущей ролью воспитателя.
Таким образом, задачи умственного воспитания реализуются в детском саду системой средств, чем и достигается комплексный подход к умственному воспитанию и развитию детей [12, c. 149].

2.1. Анализ тематик, раскрывающих проблему умственного развития детей дошкольного возраста

Рассмотрим статистику рассмотрения вопросов умственного воспитания дошкольников.

Проанализируем тематику статьей за исследуемый период (таблица 1).

Таблица 1 – Анализ статей в журнале «Дошкольное воспитание» № 12 за период 2009-2014 года

Годы

Тематика

Автор

Наименование

статьи

Проблемы и вопросы, рассмотренные в статье

2009

Наука-практике

1/3

Касаткина Е. 

Игровые технологии в образовании и воспитании…

Существуют ли они? Что такое игровые технологии? Есть ли они в практике работы дошкольных учреждений?

2010

Э. Баранова 

Изучаем детские вопросы

А. Шатова 

Экономическое образование. Богатство и бедность глазами старших дошкольников

Н. Васильева, А. Кравченко 

Особенности социальной адаптации детей дошкольного возраста из неполных семей

2009

Познавательно-речевое развитие

1/1/4

Ельцова О., Крицкая Л., Шадрова Н. 

Детское речевое творчество как условие полноценного общения

Оказывается, дети, если грамотно и тактично руководить ими, способны на многое, в том числе и на речевое фантазирование на чистом листе бумаги. Не так ли начинают свою жизнь писатели?

2010

Е. Вренёва 

Мультимедийные технологии

Мультимедийные технологии пока не нашли широкого применения в дошкольном образовании, хотя они имеют преимущества перед традиционным проведением занятия.

Я. Синельникова 

Огнедышащие факелы Камчатки. Беседа с детьми старшего дошкольного возраста

2014

Л. Заикина

На помощь Снежной королеве. Прогулка с детьми 4–5 лет

Учимся любить книгу. Д. Ситдикова. Д. Ситдикова • Катя и Лучик. Сказка, придуманная и нарисованная детьми подготовительных к школе групп

Ю. Прохорова

Пятачок. Театрализованный досуг

Л. Грехова

Зимняя прогулка. Занятие в средней группе

2009

Художественно-эстетическое развитие

Зурабова К.

С Новым годом!

Погодина С

Художественные техники. Карандаш

Продолжаем знакомить читателей с интересным опытом педагога-творца С. Погодиной. На этот раз речь пойдет о таком привычном и вместе с тем загадочном карандаше.

Глушкова Г. 

Елка наряжается, праздник приближается

С. Мусиенко 

Что за чудо эти книжки!

2010

Художественно-эстетическое развитие

4/2/2

Т. Федосова 

Реальные фантазии изящной иронии (волшебные сказки Гофмана)

А. Шашкина 

Даниил Хармс: блеск, ярость, игра

2014

А. Черданцева

Влияние авторской сказки в рамках театра кукол на развитие воображения дошкольников

Н. Бутенко 

Сказка в русской живописи. О работе с детьми старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве музея изобразительных искусств

2009

Специалисту детского сада

1/2

Семушина Ю. 

Нас сказка учит говорить

Все знают: современные дети плохо говорят. Что делать? Вопрос, на который нет однозначного ответа. Может быть, опыт педагога из города Мирный (Архангельская область) заинтересует вас?

2011

Майстрова Л. 

Образы природы в детской хореографии

Тойбар М. 

Сказка не обманет! Театрализованное представление на английском и русском языках по сказке Ш. Перро «Золушка»

2009

Особые дети

1/3

Закрепина А. 

Роль социальных факторов в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

2010

С. Лихачева 

Линейка-трафаретка. Развитие ориентировки в двухмерном пространстве у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией

Е. Лебедева 

Рисуем без кисточки. Из опыта работы с детьми, имеющими нарушения слуха и задержку психического развития

О. Ельцова, Л. Гостева, О. Леонова 

Наш дом ребенка

Авторы предлагают вниманию читателей два материала: «Сказочный мир сенсорной комнаты» и «Путешествие в сказочную страну ребят снегурят». Что их объединяет? Оба рассказывают об особенностях взаимодействия с детьми-сиротами

2009

Научный поиск

4/2/2/3

Шильцова Ю.

К вопросу о формировании ассертивного поведения старшего дошкольника как средства его социальной адаптации: опыт зарубежных исследователей

Яппарова Г.

Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде

Бурлакова Т.

Развитие социальной компетентности дошкольников в педагогическом взаимодействии

Чжан Лисин 

Особенности организации дошкольного образования в КНР

2010

Л. Дружинина 

Индивидуальная работа, направленная на развитие социально-бытовой ориентировки дошкольников, страдающих нарушениями зрения

О. Маховская 

Проблемы психологического обоснования и экспертизы содержания телепрограмм для дошкольников

2012

О. Захарова 

Коррекция алалии. Упреждающее воздействие на нарушенную речевую и психоречевую предпосылку

Л. Александрова 

Характерно-типологические особенности речевого развития детей раннего возраста группы социального риска

2014

В. Лобанова, А. Тимошенко

Педагогическая модель обучения детей старшего дошкольного возраста элементам проектной деятельности

Т. Семенова

Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников

М. Погодаева, Т. Ушева

Рефлексивный подход в обучении дошкольников безопасности

2009

Профессия — педагог

Туранина Н.

Формирование языковой компетентности студента

Не раз поднимался вопрос о том, как научить ребенка говорить и разговаривать. Наверное, начинать надо со студентов, которые в ближайшем будущем придут в детский сад?

Профессия — педагог

3/3/2/1/5

Курашова В. 

Методика экологического воспитания средствами фольклора

Миленко В.

Найди информацию по ключевому слову

2010

В. Новичков 

Наша благодарная память

Н. Туранина 

Профессиональная этика магистра педагогики

Я. Кузнецова 

Правовое обеспечение профессиональной деятельности студентов

2011

Захараш Т. 

Современное обновление содержания подготовки воспитателя

Романова И.

Диалог взрослых в детском саду

2012

Л. Ткач

Уроки народной красоты. Технология освоения художественного текста в поликультурном педагогическом образовании

2013

О. Ушакова, Е. Струнина

Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве. Посвящается 85‐летию Ф.А. Сохина

В. Миленко, Л. Волошина

История нашей профессии

Всероссийская конференция, посвященная внедрению ФГОС ДО

И. Румянцева

Готовность педагогов к организации интегрированной образовательной деятельности детей

Н. Белянкова

Исследовательская деятельность студентов как средство подготовки к работе в условиях полиэтнической группы ДОО

2009

Творческая мозаика

4/4/1

Камаева Н. 

Кто в лесу главный?

Клочихина Е.

Прогулка «Мой северный край»

Соколова Г. 

Зимние забавы

Л. Шиян, А. Чегодаева 

За что мы любим зиму?

2010

Л. Кладова 

Новогодняя сказка

Ю. Нефёдова 

Радость творчества. Театрально-игровая деятельность

А. Миргазизова 

Развитие творческих способностей детей

А. Гнатко 

Квиллинг – красота из бумагиВсе знают, что такое оригами. А квиллинг? Это бумагокручение или бумажная филигрань. Несложно, но сказочно красиво.

Все знают, что такое оригами. А квиллинг? Это бумагокручение или бумажная филигрань. Несложно, но сказочно красиво.

Творческая мозаика

М. Калинина 

«Сказки-шумелки», или «фенечки» для театральных этюдов

2010

В Мин. Образ. И науки РФ

1

О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования

2010

Предметно-развивающая среда

2/2/3/2/2

Е. Черемных, О. Слободяник

Ранний возраст и развивающая среда

О. Захарова, Е. Данилина 

Волшебная сенсорная комната

В этой комнате происходят настоящие чудеса. В ней все обволакивает, переливается, успокаивает…

2011

Белявцева Л.

«Умный зонтик»

Дидактическое пособие

Панасюк В. 

«Зимняя сказка»

Оформление помещений для детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка

2012

Л. Леонтьева, Н. Давыдова 

Новогодние праздники – волшебная сказка, которую творим мы сами

М. Ваулина, О. Леухина 

Валенки, валенки…

Е. Боровцова 

«Необыкновенная муфта»

2013

Н. Вахнина, Н. Мисенко

Предметно-развивающая среда

История о сказочном дереве

2014

О. Иванова 

Интерактивное дидактическое пособие как одно из средств формирования у дошкольников конструктивных умений

Г. Глушкова

Использование конструкторов LEGO как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы. Методическое сопровождение реализации ФГОС ДО. 

2010

Вместе с родителями

1

И. Селезнева 

Семейный клуб

Педагоги этого дошкольного учреждения используют различные методы и формы просвещения и партнерского сотрудничества с родителями. Среди нетрадиционных хочется назвать родительские гостиные, тренинги, вернисажи, конференции, диспуты, семейные досуги, деловые игры…

2010

Вместе с семьей

1

Н. Павлова 

Русская песня – душа народа. Праздник для детей старшей группы и их мам и пап

2010

Опыт прошлого сегодня 1/1

Л. Захарова 

Роль педагогических журналов в межнациональном общении

2013

Т. Чугунова

Связь прошлого и настоящего

2011

Безопасность

1/2/2

Сухарева Т. 

Чтобы не случилось беды Пожары часто начинаются по вине детей, но также часто дети становятся их жертвами. Долг взрослых – уберечь их от опасности. Как?

2012

О. Никифорова 

«Дорожные знаки»

Н. Кравченко 

«И утиная семья будет рада нам всегда!»

2013

Г. Глушкова, Т. Зенина

Поход в кинотеатр

Досуг в семейном клубе

2011

Социализация

2/1

Бурлакова И., Клопотова Е., Коптева Т.

«Тише едешь – дальше будешь». Дворовые игры как элемент детской субкультуры

Макарова Т. 

Роль социального окружения ДОУ в патриотическом воспитании старших дошкольников

2013

Е. Абдулаева

Организация игры с игрушками‐ персонажами

2011

Познание

Синельникова Я.

«Путешествие маленькой икринки». Конспект познавательного мероприятия в подготовительной к школе группе

2012

Г. Кузнецова 

Веселые математические истории для дошкольников

Л. Нефедова 

«Волшебная вода». Подготовительная к школе группа

Познание

1/3

Т. Кузнецова 

Тайны северной природы. Театрализованное развлечение для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

2011

Чтение художественной литературы

2/2/5

Федосова Т.

Прекрасное – для всех людей

«Маленькая женщина, которая вызвала большую войну» (Авраам Линкольн). Кто же это? Бичер Стоу, автор знаменитого и до сих пор не утратившего своего значения романа «Хижина дяди Тома».

Петрова С.

«Мастерская добрых сказок»

Известно, книга – лучший способ познакомить ребенка с миром и воспитать его Человеком. А если книгу сделать самому или вместе с самыми близкими и любимыми взрослыми?

2012

Т. Федосова 

«Импровизатор своих восторгов». 110 лет со дня рождения Т.А. Мавриной

Л. Зиман 

Сказочное и игровое начала. К 75-летию Леонида Мезинова

2013

Книги с ощущением Родины. К 65‐летию писателя и поэта Николая Красильникова

О. Клейменова

Рисунки Г.К. Спирина к сказке

Э.‐Т.‐А. Гофмана

«Щелкунчик и мышиный король»

З. Гриценко

Поэзия реальной жизни в сказочных иллюстрациях Ю. Васнецова

Е. Смирнова, О. Полилова

Нужны ли детям звучащие книжки?

2011

Взаимодействие с семьей

infourok.ru

Детское экспериментирование как метод умственного воспитания дошкольников

Волкова Светлана Владимировна
Запасник Елена Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 27 «Берёзка

 

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте. Главной проблемой работы педагогов дошкольного образования является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению. Проблема развития дошкольника, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательной активности у дошкольников. Анализ литературы по данной проблеме показал, что категория «активность» интересовала еще древних философов Аристотеля, Сократа, Спинозу, Эпикура и др.

Сократ считал, что абсолютное знание невозможно вложить в душу ребенка в готовом виде. Невозможна не только передача готового знания, но и передача отношения к нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели. Эти чувства можно развивать из тех зародышей, что имеются в душе ребенка. Причем развивать их должен сам ребенок, а взрослый лишь помогает ему в этом процессе.

Аристотель доказывал, что надо учить ребенка рассматривать и исследовать окружающий мир, связывать между собой на основе ассоциаций сходное в окружающих предметах и, обобщая собственный опыт, формулировать понятия [1,54].

Спиноза дает свое определение свободы как познанной необходимости, открывая новую страницу в психологических исследованиях пределов регуляции и формирования волевой активности человека [3,16].

Рекламное сообщение

В.С. Ильин считает, что в основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент. По мнению Т.И. Шамовой, познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности.

Познавательная активность выступает как предпосылка и результат психофизического развития ребенка. Развитие психики при этом рассматривается как реализация внутренних и внешних структур, определяющих характеристики познавательной активности ребенка. Источником познавательной активности является познавательная по

mirdoshkolyat.ru

СРЕДСТВА УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ. — Ответы к ГОСам по педагогике

Условно средства умственного воспитания распределяются на две группы:

— деятельность детей;

— произведения духовной и материальной культуры.

Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а следовательно, и по возможностям оказывать влияние на умственное развитие.

Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игре, учении, труде, бытовой деятельности. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития познавательных способностей. Во всех видах деятельности он общается с окружающими людьми, приобретает от них знания и умения, усваивает определенные отношения, овладевает языком. Целенаправленное руководство усиливает эффективность педагогических воздействий, направленных на решение задач умственного воспитания.

Важным средством умственного воспитания детей является окружающая действительность: люди, предметы, природа, общественные явления. Благодаря взаимодействию с окружающим миром расширяется кругозор ребенка, развиваются его познавательные процессы. Общение со взрослыми, радио- и телевизионные передачи увеличивают объем информации, которую получает ребенок из окружающей жизни.

Пользуясь различными предметами, дети узнают их назначение, свойства и качества: краски, кисточка, бумага нужны для рисования; для работы на огороде нужны лопата и грабли; все вещи сделаны из различных материалов, обладающих определенными свойствами (чашка фарфоровая, она бьется, ложка и вилка металлические), и т. д.

Воспитатель в процессе бытовой деятельности постоянно направляет внимание детей на то, что их окружает, подчеркивает отдельные свойства предметов, обозначает словом те действия, которые выполняет, пользуется понятиями, обозначающими пространственные и временные отношения. Например, во время одевания он обращает внимание малышей на цвет одежды, на материал, из которого она сделана: «У Алеши шапочка теплая, пуховая. Она пушистая. А у Оли шапка меховая». Укладывая детей спать, воспитатель говорит: «Сейчас вечер. Скоро ночь настанет. Дети уснут, а утром проснутся и будут снова играть».

Много новых знаний ребенок получает в процессе наблюдений в природе. Наблюдения за растениями, насекомыми, птицами приносят детям немало открытий: «цветок распустился», «появились листочки», «снежинки похожи на звездочки», «котята вчера ничего не видели, а сегодня у них глазки открылись». Знания детей в процессе наблюдений уточняются: «Я думал, помидоры на дереве растут, как яблоки», «А жуки, оказывается, тоже летать умеют». Воспитатель направляет детские наблюдения, помогает увидеть и установить то, что не сразу заметит сам ребенок. Помогая детям открывать окружающий мир, он не только делает их жизнь богаче и интереснее, но и формирует основы материалистических представлений.

В процессе систематических наблюдений у детей развивается важное свойство личности — наблюдательность, т. е. способность быстро и легко замечать изменения, происходящие в окружающем. Развитие этого свойства необходимо для многих профессий. Как любое другое качество, наблюдательность развивается в процессе деятельности и может формироваться направленно под руководством воспитателя.

Развитие наблюдательности способствует формированию у детей устойчивых познавательных интересов. Уже в дошкольном возрасте у отдельных детей отмечается устойчивый интерес к природе (наблюдения за насекомыми, животными, выращивание растений, уход за ними), к технике (стремление узнать устройство заводных игрушек, различных предметов с механизмами, интерес к механическому конструктору), к решению всевозможных задач, головоломок и т. п.

Одним из средств умственного воспитания является игра — специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.

Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей:

— сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;

— игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь;

— строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.

Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т. п.).

Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому, что нужно для работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам.

Таким образом, дидактические игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей.

Продуктивные виды деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная) обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребенок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы ее организации и т.д.

Умственное воспитание в трудовой деятельности направлено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменениями под влиянием преобразующей деятельности. В процессе труда происходит практическое обследование предметов: ребенок знакомится не только с их внешними свойствами и качествами, но и с теми изменениями, которые они претерпевают в процессе деятельности: мыло пенится; перекопанная земля становится мягкой, рыхлой; из увлажненного песка хорошо строить и т. п.  У детей формируется система знаний о материалах, об орудиях труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций и др.

Ручной труд обладает неограниченными возможностями для развития воображения (в том числе и пространственного), смекалки, творчества.

Труд в природе имеет особую познавательную основу, так как знакомит ребенка с особенностями развития растительного и животного мира, что, в свою очередь, помогает установлению причинно-следственных связей, помогает понять взаимосвязи и взаимозависимости явлений. На основе собственных наблюдений он делает умозаключения, выводы: если растение не поливают, оно гибнет; на грядке, которая хорошо освещена солнцем, растения развиваются быстрее, в тени — медленнее; на растениях осенью созревают плоды и семена, весной из них можно вырастить новые растения. Таким образом, труд в природе способствует становлению словесно-логического мышления.

Хотя труд, игра и бытовая деятельность оказывают большое влияние на умственное развитие детей, ведущая роль в умственном воспитании принадлежит обучению. Преимущество обучения заключается в том, что оно целенаправленно. Обучение осуществляется систематически, планомерно, — этим обеспечивается определенная последовательность в накоплении знаний и умений, а также их прочность.

В жизнь ребенка рано входят как важнейшие средства умственного развития предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и т.п. В последние годы все активнее в качестве средств умственного воспитания стали использоваться произведения национальной культуры: народные песни, танцы, фольклор, утварь, костюмы и одежда, украшения; народные традиции, обычаи, праздники. Познавательное содержание национальной культуры очень велико. На конкретном материале у детей формируются первоначальные исторические представления о жизни и быте народа, о его национальных чертах, о ремеслах и т.п.

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *