Методика музыкального образования: Страница не найдена — МГПУ

Методика музыкального образования

Калинина Л.Ю.

(справочник для студентов)

Содержание

1. Сущность методики в контексте методологии педагогики и теории музыкального образования 1

2. Ребенок как субъект методики музыкального образования 10

3. Содержание и методы музыкального обучения и воспитания 20

4. Формы и средства музыкального образования 72

5. Дифференцированные подходы в музыкальном образовании 98

6. Планирование музыкально-воспитательной работы со школьниками 110

7. Технология проведения урока музыки 112

8. Организация внеклассных и внешкольных музыкальных занятий 149

9. Средства и методы организации музыкального самообразования школьников 155

10. Организация педагогического контроля за музыкальным развитием учащихся 162

11. Характеристика программ по музыке для школ общеобразовательного типа, действующих на федеральном уровне, учебников и учебных пособий 164

12. Методика музыкального образования на старшей ступени обучения: базовый и профильный уровни 171

1. Сущность методики в контексте методологии педагогики и теории музыкального образования

  1. Методика музыкального образования как система научных знаний. В последние десятилетия происходят кардинальные изменения в понимании содержания понятия «Методика» применительно к общему музыкально­му образованию. Они выражаются в признании методики музыкального обра­зования как особой

    самостоятельной области научного знания, рассматривают проблемы методики музыкального образования наряду с такими областями, как: методология педагогики музыкального образования, теория музыкального образования, история музыкального образования. Эти изменения нашли свое отражение в Государственных стандартах высшего педагогического образования по специальности 050601 — Музыкальное образование.

Методика музыкального образования – это процесс и результаты интерпретации основополагающих теоретических положений к конкретным педагогическим условиям.

Методика реализует обучающую, воспитательную и развивающую функции музыкального образования и занимает промежуточное положение между наукой и искусством.

Методика находит свое выражение в конкретизации цели, задач, содержания, методов, средств музыкального образования и воплощается в учебных программах, методических рекомендациях, наглядных образцах живого и творческого процесса взаимодействия учителя, учащихся с музыкальным искусством и музыкальной культурой в целом.

Основополагающее значение для методики имеет теория музыкального образования. Теоретические положения являются одновременно базой и ориентиром, на основе которых разрабатывается конкретная методика музыкального образования. Она направлена, с одной стороны, на реализацию нормативных документов, регламентирующих содержание общего музыкального образования, с другой стороны – на учет специфики конкретного образовательного учебного заведения, возрастных особенностей учащихся, круга их музыкальных интересов, опыта музыкальной деятельности, особенностей работы учителя музыки.

Будучи предметом освоения, музыка как искусство обусловливает специфику методики музыкального образования. Ее своеобразие проявляется в необходимости создания особой эмоционально-эстетической атмосферы урока, в направленности на развитие и становление духовного потенциала личности учащегося, в организации урока, сочетающего различные виды коллективной исполнительской музыкальной деятельности с индивидуаль­но-творческим восприятием музыки в процессе ее слушания, исполнения, сочинения.

Пути достижения любой методической задачи могут быть многообразны и не допускают шаблонных решений. При этом учащийся, уровень его общего и музыкального развития являются исходной точкой для определения применительно к нему оптимального содержания и методов образования.

Особенность методики музыкального образования заключаются в том, что наряду с приемами и средствами развития индивидуальности личности в про­цессе музыкального образования огромное значение имеют пути формирования различных видов коллективного, прежде всего исполнительского, твор­чества учащихся.

Цель и задачи школьного музыкального образования. В современной педагогике целью общего музыкального образования принято считать формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.

Понятие музыкальная культура учащихся чрезвычайно объемно и может иметь разную трактовку. Вот что в содержании этого понятия ставит на первое место Д.Б. Кабалевский: «…способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное, — это «особое чувство» музыки, заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы…»

1. Тем самым он подчеркивает значение музыкальной грамотности в широком смысле этого слова как основы, без которой музыкальная культура не может сформироваться. Важным в его представлении является также развитие у детей исполнительского, творческого начала.

Музыкальная культура ребенка проявляется в его музыкальной воспитанности и обученности.

Музыкальная воспитанность предполагает в первую очередь эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественные произведения народного, классического и

современного искусства, потребность в общении с ним, сформированность круга музыкальных интересов и вкусов.

Обученность в музыкальном образовании проявляется главным образом в знаниях музыки и о музыке, в музыкальных умениях и навыках, в широте и глубине приобретенного учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, а также опыта музыкально-творческой деятельности.

Музыкальная воспитанность и обученность в практике музыкального образования существуют неразрывно, и основой их единства является специфика музыкального искусства, его интонационно-образная природа. Генетически заложенная в ребенке музыкальность и ее развитие в процессе целенаправленного воспитания и обучения являются основой успешного становления его музыкальной культуры.

Л.В. Школяр, характеризуя музыкальную культуру школьника, особо подчеркивает, что «становление ребенка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей – искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать…»2. При этом автор выделяет три компонента музыкальной культуры: музыкальный опыт школьников, их музыкальную грамотность и музыкально-творческое развитие.

Литовский педагог-музыкант А.А. Пиличяускас, исследуя проблему музыкальной культуры школьников, предлагает рассматривать ее как потребность в музыкальной деятельности, возникающую на основе соответствующих знаний, умений, навыков. При этом ученый подчеркивает, что учащийся, усваивая ту или иную учебную программу, часто отворачивается от предлагаемых в ней ценностей и находит свои, о которых на занятиях практически не упоминается. Происходит противопоставление академической музыки, на которую ориентирует учитель, и «альтернативной музыки» (термин А.А. Пиличяускаса, означающий несовпадение музыкальных предпочтений учителя и учащихся), которая, как правило, на уроке не звучит

3.

Существующая в нашей стране система музыкального образования обеспечивает следующие необходимые условия для развития музыкальной культуры учащихся:

— обязательность уроков музыки в учреждениях общеобразовательного типа;

— создание развернутой системы дополнительного музыкального образования, реализуемого во внеклассной и внешкольной музыкальной работе, в которой могут принять участие все желающие;

— подготовка профессиональных учителей музыки в системе высшего и среднего специального образования;

— предоставление возможности учителям музыки повышать свой профессиональный уровень в системе поствузовского образования;

— создание учебно-методической базы.

Цель музыкального образования, заложенная в той или иной концепции, определяет направленность всех компонентов музыкального образования: задач, принципов, содержания, методов и форм. Основные средства ее достижения – постоянные и систематические встречи воспитанников с музыкой, развитие на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества.

Ту или иную концепцию музыкального образования образуют в совокупности его цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы. У каждой концепции (от лат. conceptio – восприятие; то есть системы взглядов на те или иные явления, способа рассмотрения каких-либо явлений, понимания чего-либо) есть автор или авторы. Концепция является результатом научно-исследовательской работы в названной области; разрабатывая ее, педагоги­-музыканты базируются на методологии.­

В концепции Д.Б. Кабалевского музыка как искусство органично связана с музыкой — учебным предметом.

Целью музыкального образования Дмитрий Борисович Кабалевский провозгласил воспитание музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.

Задачи:

— увлечь детей музыкой, вызвать у них любовь к музыке, научить их ценить красоту музыки;

— развитие личности учащегося, обогащение его духовного мира; развитие способности видеть, слышать, чувствовать, думать;

— формирование навыков и специфических знаний о музыке в процессе работы над музыкальными образами, их духовным содержанием;

— выработка самостоятельного творческого мышления;

— формирование способности учащихся схватывать связи и отношения отдельных явлений музыкального искусства;

— установление критериев требований к учащимся в области эстетического воспитания.

Эдуард Борисович Абдуллин и Елена Владимировна Николаева, принимая цель становления, развития музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры, среди задач музыкального образования выделяют следующие:

— развитие в детях культуры чувств, художественной эмпатии, чувства музыки, любви к ней; творческого эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства;

— знакомство учащихся с народной, классической, современной музыкой, прежде всего с шедеврами музыкального искусства во всем богатстве его форм и жанров;

— педагогическое руководство процессом усвоения учащимися знаний о музыке в их духовной связи с жизнью;

— развитие музыкально-творческих способностей, умений и навыков у учащихся в слушательской, исполнительской и «композиторской» деятельности;

— воспитание у учащихся музыкально-эстетического чувства, восприятия, сознания, вкуса;

— развитие потребности в общении с высокохудожественной музыкой;

— арттерапевтическое воздействие на учащихся средствами музыки;

— целенаправленная подготовка учащихся к осуществлению музыкального самообразования;

— помощь ребенку в осознании себя как личности в процессе общения с музыкой.

В зависимости от того, какие из задач оказываются приоритетными в той или иной концепции музыкального образования, конкретной учебной программе, цель музыкального образования приобретает определенную направленность. Этим в первую очередь характеризуется состояние современного отечественного музыкального образования, для которого характерны различные пути достижения его исходной цели.

В концепции Людмилы Александровны Безбородовой и Юлия Багировича Алиева высшая цель школьного музыкального образования трактуется как передача ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.

Задачи музыкального воспитания и образования на уроках музыки в современной школе:

— формирование музыкальной культуры учащихся;

— приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности;

— развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной грамоты;

— обретение духовной автономии, развитие духа от безликого «мы» до формирования духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;

— совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса;

— становление «национальной широты» музыкального вкуса;

— приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни;

— развитие умения общаться с образцами современной музыки;

— активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий;

— приобретение детьми знаний и умений использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств.

Нина Александровна Бергер именует свою концепцию «Музыка для всех» и подчеркивает ее направленность на то, чтобы дать возможность каждому человеку почувствовать на себе благотворное воздействие музыки, найти для себя смысл занятий музыкой, прежде всего, в приобретении личной гармонии.

Цель работы Н.А. Бергер — «развеять миф о тех трудностях, которые поджидают человека на пути к музицированию и музыкальному образованию».

Задачи (в рамках общего музыкального образования):

1. Свободная ориентация в нотном тексте (читать ноты, как читают книгу), его быстрое выучивание и длительное хранение в памяти;

2. Умение записать несложный музыкальный материал нотами;

3. Владение всеми тональностями — звуковыми красками – как равноправными;

4. Возможность раскрытия собственного «Я» через непосредственное высказывание в процессе творческого музицирования.

5. Специальное музыкальное образование предполагает еще профессиональное (виртуозное) владение инструментом или голосом. При этом необходимо сохранить здоровье ребенка и его право на детство.

Научно-исследовательская деятельность педагога-музыканта. Профессор Московского педагогического государственного университета Г.М.Цыпин утверждает и обосновывает следующие положения:

1. Вне зависимости от того, какой профессиональной деятельностью занимается человек, он должен вникать в ее суть и смысл, постигать ее природу и характерные особенности.

2. Чтобы хорошо делать свое дело, человек сегодня должен много знать, и, что еще важнее, быть открытым для восприятия и усвоения новых знаний — причем, не только в рамках своей профессии, но и в смежных областях.

3. Нельзя заниматься творческой работой, не размышляя обо всем том, что с ней связано, о многочисленных проблемах, возникающих по ходу дела, не пытаясь найти рациональные пути решения этих проблем, не стремясь усовершенствовать сам процесс творчества.

4. Научно-исследовательская работа активизирует профессиональный интеллект; расширяет кругозор; обогащает творческий потенциал; развивает способность человека логично и последовательно мыслить, выделять основное и главное; формирует понятий­но-категориальный «аппарат», пополняет словарный запас.

5. Существуют определенные закономерности, подчиняющие себе научно­-исследовательскую деятельность. Будучи объективными по своей природе, они действуют независимо от каких-либо внешних факторов и обстоятельств.

6. Чтобы научиться хорошо излагать свои мысли, важно постоянно изучать и анализировать материалы, сделанные другими авторами.

7. Опытному, квалифицированному, думающему специалисту практически всегда есть с чем обратиться к своим коллегам, что сделать предметом обсуждения.

Получение новых знаний о закономерностях музыкального образования, разработка и обоснование исходных положений, категорий происходит в процессе психолого-педагогического исследования. Оно объясняет и предсказывает факты и явления.

Методы исследования музыкально-педагогической действительности. Всесторонне изучить исследуемую проблему позволяет применение целого ряда методов.

Методом называют способ познания явлений природы или окружающей действительности, в том числе и музыкально-педагогической действительности.

Методы делят на теоретические и эмпирические (от греческого «эмпирия» — опыт). К первым относят работу с научной литературой, с трудами по философии, педагогике, психологии, искусствознанию, культурологии, социологии и т.д.; метод обобщения передового педагогического опыта.

К эмпирическим методам исследования относят обычно педагогические наблюдения, опросы (письменные и устные), интервьюирование и анкетирование, тестирование, обучающие эксперименты и проч. Эти методы, несмотря на их кажущуюся простоту, требуют специальных знаний и умений; у них есть своя специфика.

Кафедра музыкального образования — Институт государственного управления, права и социально-гуманитарных наук

Кафедра музыкального образования является выпускающей и обеспечивает обучение высококвалифицированных специалистов в области методики музыкального воспитания и образования, педагогики музыкального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное образование» (бакалавриат). С 2018 г. на кафедре функционирует магистратура по программе «Музыкальное образование».

Основной своей задачей коллектив кафедры считает выпуск специалистов высшего звена, владеющих большим объемом разносторонних профессиональных знаний. Таким специалистом сегодня является учитель музыки широкого профиля, подготовленный: к организации процесса музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе, к проведению внеклассных и внешкольных музыкальных мероприятий, владеющий современными технологиями просветительской работы; к исполнительской деятельности в системе дополнительного образования, а также к преподаванию музыкальных учебных дисциплин в средних и высших музыкально-педагогических учебных заведениях.

Кафедра музыкального образования включает квалифицированных преподавателей,  силами которых созданы различные творческие коллективы: камерный хор, оркестр русских народных инструментов, эстрадный вокальный ансамбль. Отличительная особенность обучения на кафедре — педагогическая направленность всего образования в целом. Именно поэтому большое внимание кафедра уделяет теории и методике музыкального образования, инструментально-исполнительским и дирижерско-хоровым дисциплинам, сольному пению. Все эти дисциплины призваны привить будущему учителю музыки профессиональные навыки и умения, позволяющие на высоком уровне вести самостоятельную практическую художественно-педагогическую деятельность.

Научные интересы преподавателей кафедры лежат в сфере изучения музыкально-педагогической науки, сопряженной с теорией и технологией музыкального образования и воспитания, а также с оперным искусством и фольклорной музыкой. Профессорско-преподавательский состав кафедры работает над научными исследованиями в области методологии музыкознания, музыкальной культурологии, педагогики музыкального образования, информационно-образовательных технологий, методики музыкального воспитания и образования, исследования национального мелоса. Преподаватели кафедры ведут активную профориентационную работу, осуществляют творческую просветительскую деятельность, участвуя в разного рода концертных мероприятиях института, университета, региона.

Выпускники кафедры музыкального образования занимают руководящие должности в системе дополнительного образования республики, работают учителями музыки в общеобразовательных школах, преподавателями и концертмейстерами музыкальных школ, детских школ искусств, детских музыкальных студий региона. Являются методистами УНО, специалистами Министерства просвещения, артистами творческих коллективов ПМР (хористы коллектива приднестровского государственного хора, солисты государственного симфонического оркестра ПМР). Регулярно занимают призовые места в конкурсах «Караван», «Открытие», «Признание».

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Контактный телефон: + (373) 533 -79-726

Кафедра теории и методики музыкального образования

Заведующий кафедрой: Арановская Ирина Владленовна, доктор педагогических наук, профессор


Телефон(ы): +7 8442 97 64 60    +7 8442 94 92 03      
График работы: Пн-Чт, 8:30-17:15. Пт, 8:30-16:00. Перерыв с 12:30 до 13:00.

Преподаватели

Положения о структурных подразделениях ВГСПУ

Общая информация

В составе кафедры теории и методики музыкального образования 1 доктор педагогических наук, профессор, 4 кандидата педагогических наук, 5 доцентов.
Кафедра осуществляет подготовку по инструментально-исполнительским, историко-теоретическим и методическим дисциплинам Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования, а так же руководство дипломными работами бакалавров и магистерскими диссертациями.
Плодотворна и разнообразна научная деятельность кафедры. Под руководством Арановской И.В. работает созданная в 2006 году при кафедре научно-исследовательская лаборатория «Музыкальное образование и развитие личности». Ирина Владленовна руководит аспирантами,соискателями, магистрантами, осуществляет руководство дипломными работами,выступает
в качестве оппонента и рецензента на защитах кандидатских и докторских диссертаций.
Многочисленные научные и методические публикации сотрудников кафедры охватывают весь спектр проблем подготовки будущих педагогов-музыкантов.
Педагоги кафедры ведут активную концертную и музыкально-просветительскую деятельность: трио «НасТроение» в составе доцента Сибиряковой Г.Г., старшего преподавателя Дробжевой Н.В. и бакалавров и магистрантов программы «Музыкальное образование»является лауреатом I степени Международного конкурса исполнителей «Музыкальная Волна»,лауреатом II степени Международного конкурса «Зимнее сияние».
Студенты под руководством преподавателей кафедры принимают активное участие в конкурсах и фестивалях различного уровня и являются лауреатами и дипломантами Всероссийских и Международных исполнительских конкурсов и фестивалей («Серебряный камертон», «Кубок Европы», «Музыкальная волна», «Арт-Европа», «Планета Юность»,«Кораблик надежды», «На творческом Олимпе», «Профессия – учитель музыки»).
Преподаватели кафедры принимают активное участие в различных формах международного сотрудничества. Студенты из КНР, обучающиеся инструментальному исполнительству у преподавателей Казахватовой Л.А., Сибиряковой Г.Г., Двойниной Г.Б., Игольниковой И.В. стали лауреатами Международных и Всероссийских конкурсов исполнителей-инструменталистов.

Университет