Механическое запоминание – МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ — это… Что такое МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ?

МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ — это… Что такое МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ?


МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ
(англ. mechanistic memorizing) — процесс запоминания, основанный на установлении внешних ассоциаций, связывающих стимулы только по смежности, т. е. тем, что один следует за др. М. з. характеризуется субъективной трудностью, т. к. оно не опирается на понимание материала. Низкая продуктивность М. з. была установлена еще в опытах Г. Эббингауза (1885), который показал, что для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для заучивания стихотворного текста из 36-40 слов — 6-7 повторений. Преимущества осмысленного запоминания перед механическим уменьшаются с возрастом. Это объясняется тем, что взрослые обнаруживают большую тенденцию и умение осмысливать бессмысленный материал, чем дети. Кроме того, заучивание бессмысленного материала требует больших волевых усилий, чем осмысленного. Известны факты легкости М. з., которые объясняются тем, что бессмысленный материал выделяется необычностью, вызывает к себе особое эмоциональное отношение, привлекает своей звуковой стороной. При М. з. понимание отсутствует, поэтому оно характеризуется буквальностью воспроизведения. Индивидуальные различия в использовании М. з. в обучении весьма велики. М. з. чаще выбирают уч-ся, интеллектуально менее активные, подменяющие понимание заучиванием. М. з. без понимания смысла приносит вред развитию памяти (см.
Память смысловая
). (Т. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • МЕТОДЫ ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
  • МИКРОГЕНЕЗ ВОСПРИЯТИЯ

Смотреть что такое «МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ» в других словарях:

  • Механическая память или механическое запоминание — способность запоминать без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала …   Психология человека: словарь терминов

  • МЕХАНИЧЕСКОЕ — ЗАПОМИНАНИЕ запоминание, опирающееся на пространственную и временную близость объектов запоминания; слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались без каких либо преобразований. Механическое… …   Профессиональное образование. Словарь

  • запоминание — обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. З. важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность З. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему …   Большая психологическая энциклопедия

  • Запоминание — фиксация впечатлений в памяти. Характер запоминания зависит от вида памяти, в которой происходит этот процесс. Оно может быть эксплицитным (произвольным, намеренным) и имплицитным (непроизвольным). Методы изучения запоминания соответствуют тому,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • запоминание — см. запомнить; я; ср. Механическое запомина/ние. Запомина/ние новых стихов. Запомина/ние чего л. с трудом …   Словарь многих выражений

  • запоминание механическое — связано с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Смысловое содержание воспринимаемого материала в процессе запоминания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Это заучивание текста… …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • ОСМЫСЛЕННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ — процесс запоминания, основанный на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее существенные стороны и отношения предметов. Одним из первых отечественных психологов роль понимания в запоминании исследовал Н. А. Рыбников… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Научение механическое — – запоминание, которое происходит исключительно благодаря повторению, лишённому осознания смысла материала …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • НАУЧЕНИЕ, МЕХАНИЧЕСКОЕ — Научение (в действительности запоминание), которое происходит исключительно благодаря повторению, лишенному осознания смысла материала или других операций, подобно организации, логическому выводу или использованию мнемоники и т.д …   Толковый словарь по психологии

  • МЕХАНИЧЕСКИЙ

    — МЕХАНИЧЕСКИЙ, механическая, механическое (книжн.). 1. прил. к механика в 1 знач. Механические законы. || Основанный на принципах, законах механики. Механическое воздействие на природу. 2. прил. к механизм1 в 1 знач.; действующий при посредстве… …   Толковый словарь Ушакова


psychology.academic.ru

Что механическая и смысловая память

Механическая память – это запоминание необходимого материала методом частого повторения без использования всякого смысла. Проще говоря это зубрёжка малопонятного материала, в котором не получается разобраться.

Запоминать с помощью такого метода очень тяжело и неэффективно, потому что требует большое количество времени для заучивания и такой материал не остаётся надолго в памяти.

Человеку в жизни часто приходится пользоваться этим методом усвоения нужной информации. К такой информации относят:

  • номер телефона;
  • адрес;
  • слова иностранных языков;
  • сложные термины и т.д.

Но в основном такой тип используется для приобретения знаний, например, в школе, университете и т.д. Этот процесс является неотъемлемой частью учёбы.

Механическая память — это в психологии запоминание трудной информации, которую человек по каким-то причинам не может усвоить и отложить в голове.

Обычно, из того, что человек запоминает, усваивается мало информации. Лишь малейшая часть остаётся в разуме на протяжении всей жизни. Поэтому, чтобы важные материалы оставались в голове, периодически их нужно повторять.

В процессе изучения проявляется такая особенность, заученный текст лучше вспомнить спустя какой-то промежуток времени (ночь или сутки и более). Заученные элементы закрепляются в коре мозга, достать их оттуда спустя время гораздо проще. Такое явление объясняется работой клеток мозга. И поэтому спустя время такой материал может с лёгкостью исчезнуть из памяти.

Смысловая память

Смысловая память работает за счёт мышления. Чтобы запомнить какую-либо информацию человек осмысливает материал, понимает его и откладывает в памяти. Здесь не нужно зазубривать сложные термины или правила. В основном человек устанавливает связь нового материала со старым, уже приобретённым ранее, логически раскладывает все изучаемое. Самое главное – это понять о чём идёт речь, осмыслить прочитанное, и лишь потом повторно прочитать для закрепления.

Информация, которая была хорошо проработана и понята читателем, остаётся в разуме гораздо дольше, чем текст, который был бессмысленно заучен.

К текстам, которые поддаются хорошему разбору, относятся:

  • литературные тексты;
  • интересующий читателя текст.

Отличным объяснением плохой усвояемости материала школьниками является то, что за короткий срок продолжительности времени им предлагают запомнить абсолютно разный материал.

Если первый урок был усвоен хорошо, то последующие запоминания уже будут происходить с затруднениями, потому что активировалась следующая деятельность.

Также причиной забывчивости может стать активная деятельность после усвоения информации. Например, утренние обучение будет менее эффективным. Потому что впереди будет насыщенный день с большим количеством данных для работы мозга. А если изучать что-то после обеда или перед сном, то эффекта будет больше, потому что мозг уже более расслаблен.

 Самое лучшее запоминание данных происходит. Когда информация была изучена в обед, а затем её повторили перед сном или рано утром. Это происходит за счёт того. Что сны не вызывают сильной эмоциональной нагрузки.

Также влияет заинтересованность в изучаемых данных. Чем более текст вызывает интереса, тем лучше он усвоится и запомнится.

В чём заключается различие механической и смысловой памяти

Смысловая память имеет большее значение в жизни человека. Это происходит, потому что человек производит действия осознанно, не сильно затрудняя работу мозга.

Детям очень важна такая память, потому что она помогает развивать мышление.

Самый лучший процесс изучения у детей – это игровой процесс. Примером является сбор конструктора или кубиков. Ребёнку нет необходимости постоянно заглядывать в инструкцию затем, чтобы разобраться, как складываются детали.

Он делает это уже на механическом уровне, вкладывая в игру свою фантазию. Главное, что должно отложиться в понимании ребёнка, это то, что конструктор собирают не просто так. А чтобы получить конечный результат в виде предмета.

Особенностью механической памяти является автоматическое выполнение определённых действий, не вкладывая разум в работу. Грубо говоря, люди в этот момент превращаются в роботов.

Такой автоматизм нужен в редких ситуациях, когда требуется чёткое выполнение предъявленных инструкций. Зачастую это приводит к травмам на производстве.

Заученный материал быстро забывается за ненадобностью. А если человек проявил интерес к изучению, затем прочитал дополнительную литературу, то и информация такого плана отложится в голове на продолжительно время.

Когда человек выстраивает взаимосвязь между событиями, продумывает последовательность определённых операций, тогда данные запоминаются гораздо легче и на продолжительный срок. В данном случае человек начинает видеть причину и осмысленно предвидеть разные действия, которые можно предпринять.

Преимущества и недостатки

К плюсам механической памяти можно отнести следующее:

  1. При правильной методике заучивания, материал быстро отложится в голове.
  2. После повторения заученного на ночь или рано утром материал лучше усвоится.
  3. Не нужно выдумывать объяснение определённым элементам, потому что все необходимые термины были зазубрены.

К минусам механической памяти относится:

  1. Маленький срок хранения важной информации.
  2. Материал забывается практически полностью.

Плюсы смысловой памяти:

  1. Долгосрочное запоминание.
  2. Лёгкое усвоение, за счёт понимания данных.
  3. Интерес к изучению дополнительных материалов.

К минусам смысловой памяти можно отнести:

  1. Затрата времени на изучение данных.

Смысловое изучение основывается на понимании, процессах деятельности мышления. Для детей со слаборазвитой памятью этот метод является очень полезным, потому что пути развития лежат в развитии навыков умения обобщать материал, выделять в нём главные особенности.

Механическое запоминание получило своё название за счёт учащённого повторения трудно усвояемого материала. Этот процесс напоминает работу какого-либо механического устройства.

Именно поэтому наименование памяти стало – механическая. Психологи предполагают, что этот вид изучения произошёл из-за школьных программ обучения.

Упражнения для развития

Существует ряд упражнений, которые способны развивать конкретные участки мозга, для запоминания необходимых данных:

  1. Каскад слов. Целью упражнения является развить объём для хранения материала. Упражнение заключается в том, что взрослый читает слова, каждый раз увеличивая список на одно слово, а ребёнок повторяет их вслух.
  2. Фотоаппарат детектива. Суть упражнения в том, что ребёнок якобы фотографирует определённую картину вокруг себя в течение отведённого времени, затем отворачивается и перечисляет предметы, которые он смог запомнить.
  3. Магазин. На полочках расставляются различные предметы. Ребёнку даётся определённое время, чтобы запомнить их расположение. Затем он подходит к «кассиру» и отвечает на вопросы где, что и в какой последовательности лежало. В этой игре важно менять роли детей.
  4. Повтори за мной. Взрослый рисует какой-либо узор или фигуру, затем ребёнок в течение минуты должен у себя в блокноте повторить данный рисунок. Можно рисунок заменить фигурой из кубиков.
  5. Разведчик. В данной игре принимают участие несколько детей. Выбирают одного разведчика, а другие передвигаются по комнате, и по команде замирают в придуманной позе. Разведчик должен запомнить расположение и позы, заем выйти из комнаты. Ребята немного изменят своё положение. Разведчик должен зайти и найти все изменения.
  6. Рисунок пальцами. В то время пока взрослый проговаривает 10 слов, ребёнок запоминает их и записывает их пальцем на столе. Затем проговаривает те слова, которые удалось запомнить.
  7. Двигайся и запоминай. Детям предлагается запомнить определённый список слов с помощью жестов, звуков, движений, поз. В течение 5 минут ребёнок называет слова, которые запомнил. Загадывать можно абсолютно разные по смыслу и содержанию слова. Такое упражнение следует начинать с 6-8 слов.

Вывод

Выполняя периодически эти лёгкие упражнения и игры, ребёнок наполнится позитивными эмоциями, и разовьёт свою память.

 

 

trenermozga.ru

Особенности механической (логической) памяти: ее примеры и тренировка

Память – одна из самых значимых способностей человека, ведь без неё невозможно полноценное существование. Что такое механическая память, как её развивать, и какую роль она играет в жизни людей?

Память

Память

Механическая память в психологии

Способность запомнить и рассказать информацию, смысла которой человек не понимает, называется механической памятью. Студенты прозвали такой метод «зубрёжкой», поскольку впечатывание материала в голову происходит путём многократного повторения, тогда как смысл заученного уходит на второй план. Этот вид памяти основан на ассоциации по смежности, то есть запоминается последовательность информации, порядок элементов относительно друг друга. Если вдруг один из них выпадет, то будет очень сложно довести цепочку до конца.

Обладатель развитой механической памяти может иметь средний интеллектуальный уровень. Слова запоминаются точно в такой форме, в какой человек их видит или слышит. Если в заучиваемый текст закралась ошибка, то и при воспроизведении она останется.

Особенности механической памяти

У дошкольников и детей в младшей школе механическая память может преобладать, но при переходе в старшие классы ребенок обязательно должен освоить осмысленное запоминание.

Механическая память:

  • Имеет ограниченный объём. Старшекласснику нужно усвоить огромное количество информации по разным предметам. Заучивание механически приведёт к тому, что придётся тратить много времени на уроки, к хронической усталости;
  • Непластична. Каким образом сведения заучены, так и воспроизводятся, исправлять ошибки достаточно тяжело;
  • Кратковременная. После того, как материал рассказан, он быстро забывается. Тогда как словесно логическая память часто сохраняет это выученное на всю жизнь;
  • С её помощью запоминаются не только слова, но и движения, звуки, запахи. Такая память есть и у животных;
  • Может быть врождённой (дети с хорошей механической памятью способны в 2 года рассказывать наизусть длинные стихотворения) или приобретённой;
  • Требует волевых усилий, закрепляется с помощью многократных повторений.
Зубрёжка

Зубрёжка

Логическая память

Нельзя говорить о механической памяти и не упомянуть о другом виде и её противоположности – логической памяти. В этом случае информация анализируется, раскладывается на важную и второстепенную, выявляется смысл, который легко заучивается после предварительной работы. Такой метод запоминания и воспроизведения информации требует меньшее количество повторений. В процессе определения логических связей появляются чертежи, списки и схемы, которых не было в первоначальном варианте.

Важно! Информация, заученная логически, может быть сформулирована каждый раз по-новому. Неизменным остаётся только смысл.

Сравнение механической и логической памяти

Механическая – опирается на 1 сигнальную систему, в основе лежит повторение, запоминается только внешняя форма, формулировка не может изменяться. Если материал не повторять, то быстро забывается.

Логическая память характеризуется работой в рамках 2 сигнальной системы, с опорой на первую. Запоминание происходит с помощью выстраивания логических связей, цель его – сохранить и воспроизвести смысл. Для этого используются анализ информации, поиск главного и второстепенного. Сохраняется она в памяти надолго, бывает, что на всю жизнь.

Тренировка и развитие

С двух до пяти лет у ребёнка благодатный период для совершенствования механической памяти. В этот промежуток времени необходимо читать ему хорошие детские стихотворения, учить их вместе.

Важно! Улучшить механическую память можно, осваивая иностранные языки, заучивая наизусть стихотворные тексты. Нужно запоминать формулы и научные термины, исторические даты и статистические данные, списки продуктов, телефоны и адреса, географические названия, числа, имена и отчества.

Учёные доказали, что человек забывает больше всего информации в первые 2 часа после зубрёжки. Если учить перед сном, гораздо меньше материала будет стираться из памяти, так как во время ночного отдыха он переходит из кратковременной в долговременную память и потом легче воспроизводится.

Механическая память, по мнению специалистов, – это основа успешной учёбы.

Интерес к учёбе

Интерес к учёбе

Упражнения для детей

  1. Каскад. Взрослый читает список слов. Если ребёнок легко повторяет, перечень увеличивается ещё на одно.
  2. Родитель медленно озвучивает 10 слов. Дети рисуют их пальцем на столе, потом вспоминают.
  3. Ребёнок внимательно рассматривает окружающую обстановку, затем отворачивается и перечисляет предметы.
  4. Взрослый на листе бумаги рисует несложную композицию из фигур или узор. Дети одну минуту смотрят, потом по памяти воспроизводят в тетрадях.
  5. На поверхность стола выставляется несколько разных предметов или картинок. Ребёнок внимательно смотрит, затем отворачивается. Взрослый меняет что-то в положении или совсем перепутывает. Задача детей – расставить всё по местам.
  6. Воспитатель читает слова, предлагая детям иллюстрировать их с помощью поз, звуков или жестов, далее ребята пытаются вспомнить список.

Повторить текст

Взрослому человеку увеличить объём механической памяти поможет работа с запоминанием текста. Для начала можно выбрать небольшой отрывок и попытаться пересказать его. Со временем необходимо повторить отрывок целиком, потом взять 2 текста, увеличивая количество знаков.

Запоминание имён

Объём кратковременной памяти человека сильно связан с возможностями механической. Имя только что представленного человека забывается, поскольку в процессе общения старая информация в кратковременной памяти замещается новой. Чтобы запомнить имя знакомого, нужно громко и отчётливо его произнести, подумать, чем оно похоже на своего обладателя.

Развивать механическую память можно более эффективно, если следовать нехитрым правилам:

  • Не брать слишком большой объём информации сразу, учить по частям;
  • Повторять материал через одинаковые промежутки времени;
  • Использовать мнемотехнику;
  • После часа работы отдыхать 15 минут;
  • Разнообразить материал.

Примеры использования механической памяти

Учёные говорят об огромном значении словесно логической памяти – это способность точно воспроизвести смысл прочитанного своими словами. Она настолько значима, поскольку, выбирая главное, не загружает мозг незначительными деталями, позволяет обучаться быстрее и обеспечивает долгосрочное хранение. Однако без механической памяти невозможно обойтись в ряде случаев.

Механическая память помогает изучать языки

Механическая память помогает изучать языки

  1. При изучении иностранных языков необходимо знать, как пишется новое слово, и как оно звучит. Успешно справляться с этим помогает механическая память, пока не возникнет взаимосвязь между слуховым и зрительным восприятием.
  2. С её помощью можно запоминать несложные физические упражнения.
  3. Она позволяет осваивать научные термины, географические названия.
  4. Участвует в запоминании стихотворений. Если в стихах оставить только смысл, они потеряют рифму и форму. Запомнить порядок слов позволяет именно механическая память.
  5. Помогает запоминать цифры (выучить таблицу умножения школьнику) или материал, который индивид не хочет или не может при всём желании понять, например, правило по русскому языку, словарные слова или сложную формулу.

Значение механической памяти для человека

Способствует освоению языка

Когда ребёнок рождается, научиться понимать речь родителей ему помогает механическая память. С двух месяцев можно обучать малыша, показывая ему предметы и чётко обозначая название. Уже через несколько недель некоторые дети способны отыскивать названное глазами. Благодаря механической памяти человек пользуется родным языком и осваивает новые, учится общаться. Огромную роль она играет в процессе обучения и преподавания.

Важно! Когда механическая заменяет словесно логическую память, она препятствует совершенствованию интеллекта, но, если они развиваются параллельно, это только улучшит эффективность обучения.

Нарушения приводят к снижению качества жизни

Это примитивная форма памяти, поскольку опирается на 1 сигнальную систему, и база, без которой сложно осваивать определённый тип информации. Существует такое явление, как гипомнезия – нарушение механической памяти, когда человек не может запомнить элементарных вещей. Жизнь индивида становится сложной, хотя логическая память при этом у него хорошо работает.

Участвует в формировании навыков

Любая деятельность человека требует освоения новых умений и навыков, в формировании которых важную роль играет механическая память. Тот, кто вяжет на спицах, делает это автоматически, поскольку этот навык огромное количество раз повторялся; разволновавшегося музыканта-инструменталиста на сцене нередко спасают пальцы, которые за время репетиций выучили последовательность нажатия клавиш. Были случаи, когда человек, полностью потерявший память, увидев компьютер, мог на нём выполнять свою работу.

Нарушения памяти

Нарушения памяти

Профилактика болезни Альцгеймера

Это заболевание называют чумой XXI века. Человек постепенно теряет память, в итоге перестаёт узнавать близких и забывает, как ухаживать за собой. Лечение от него неэффективно, но в качестве профилактики врачи советуют развивать вербальную и механическую память. Вербальная память при этом в психологии понимается как способность запомнить информацию, полученную в словесной форме (текст или речь).

Механическая память – основа для развития мышления и интеллекта, фундамент для формирования навыков. Без неё немыслимы обучение и полноценная жизнь личности.

Видео

srazu.pro

Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний.

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.

Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запоминания является заучивание статистических данных, исторических дат и т. д. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени. Для того чтобы установилась такая связь, необходимо многократное повторение материала.

В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Два положения, из которых одно является выводом из другого, запоминаются не потому, что следуют во времени друг за другом, а потому, что связаны логически. Поэтому осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления и опирается главным образом на обобщенные связи между частями материала на уровне второй сигнальной системы.

Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное же запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени, но является более действенным. Однако практически оба вида запоминания — механическое и осмысленное — тесно переплетаются друг с другом. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов — всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

 

Воспроизведение, его виды и роль в процессах усвоения и сохранение

знаний.

Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него и вне его. Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). В первом случае воспроизведение происходит неожиданно для нас самих. При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, мы вспоминаем, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта. Бывают случаи, когда воспроизведение протекает в форме более или менее длительного припоминания. В этих случаях достижение поставленной цели —вспомнить что-либо — осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу.

Условия эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения

Информации.

Современные приёмы и методы запоминания:

1. Осознание. Следует сознательно вовлекать как можно больше чувств в процесс запоминания информации. При задержании мысленного взора на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках следует лучшее запоминание. Золотое правило обработки информации: выбирать, концентрироваться и анализировать.

2. Ассоциация образов. Прибегая к образной ассоциации во многих разных контекстах, можно значительно увеличить количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Можно выбирать самые разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями.

3. Использование в повседневной жизни принципа паузы даст время оценить обстановку и подумать. Пауза снижает вероятность поспешных действий или высказываний, заставляя сосредотачивать внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам.

4. Личные комментарии способствует эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти.

5. Организация материала в категории. И во время записи, и во время извлечения информации следует использовать категории, которые облегчают поиск специфических воспоминаний.

6. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти

7. Просмотр и частое использование материала обеспечивают быстрое вспоминание.

8. Применение слов, способствующих запоминанию.

9. Нахождение связи между цифрами и буквами. Существует также целая система специальных приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).




infopedia.su

Механическая память это способ запоминания и когда он эффективен

Здравствуйте, дорогие друзья! Давайте сегодня поговорим о той способности, которую мы часто недооцениваем, но без каковой сложно представить нормальное существование человека. Речь пойдет о памяти. Признайтесь, что вы редко задумываетесь, как это важно – запоминать информацию. А еще реже кто-то рассуждает о том, что есть разные виды памяти. Между прочим, знакомство с ними может быть очень полезным. Например, есть возможность научиться использовать человеческую способность запоминать информацию максимально эффективно. Знаете ли вы, что такое механическая память, в чем ее особенности и недостатки? Я хочу вам об этом рассказать.

Термин

В психологии, механическая память — это способность запоминать информацию в том же виде, в котором она преподносится. И речь не только о словах. Что это значит? Можно и упражнения заучивать механическим образом, то есть, просто повторять раз за разом, ровно в том же виде, как они были восприняты. Казалось бы, что в этом плохого? 

Однако особенности термина легче понять, если посмотреть на это с точки зрения вербальной информации. По сути, речь идет о зазубривании, к которому мы нередко прибегали в школе. Смысл тогда уходит на второй план, а человек концентрируется чисто на воспроизведении слов в той же последовательности, как он их прочитал или услышал. Есть немало техник и упражнений, которые помогают заучивать материал. Познакомиться с ними можно в книге «Как тренировать память. Не думайте о памяти – лучше используйте ее на все сто!» 

Память, основанная на механическом повторении, не может считаться осмысленной. И в этом ее недостаток. Человек может вызубрить наизусть книгу, но так и не понимать, о чем в ней говорится. А в результате польза от такого запоминания очень сомнительная. 

Хотя не стоит преуменьшать его значимость. А осознать его приходится невольно, когда наблюдаются нарушения механической памяти. Например, есть такое явление, как гипомнезия. Если говорить простыми словами, человек не может запомнить элементарные вещи, но при этом логическое запоминание работает. Часто это происходит на фоне хронической усталости, и тогда явление носит краткосрочный характер. Но иногда гипомнезия свидетельствует о необратимых процессах в головном мозге. И в таком случае состояние будет только ухудшаться.

Применение

Когда же мы пользуемся таким способом запоминания информации? Конечно, вернемся в детство и в юность – школа, институт. Именно в годы обучения приходится многое зубрить наизусть. 

 

Исходя из определения, процесс запоминания в том и заключается, чтобы просто механически раз за разом повторять одно и то же. Яркий тому пример – как школьник учит стихотворение. Именно в годы обучения и наблюдается преобладание механической памяти. А вот во взрослом возрасте все бывает совсем по-другому. Так, если человек решил совершенствоваться в профессии, получает новые знания, он не будет зазубривать их. Ему важно все понимать, чтобы применять с пользой для дела. 

Памятуя о том, что такое запоминание происходит без осознания смысловой нагрузки, можно задаться вопросом, а когда от него бывает положительный эффект? И можно привести примеры, когда именно механическая память незаменима. Она спасает при изучении иностранного языка. Пока в мозгу не отпечатается связь между слуховым и зрительным восприятием чужеземных слов и их смыслом, ничего не остается, кроме как уповать на механическое зазубривание. 

То же самое можно сказать и об изучении сложных терминов. Сначала их приходится выучивать наизусть, не увязывая в логическую цепочку и не осознавая смысловую нагрузку. И только со временем возникает понимание. 

Когда мы сознательно чему-то обучаемся, речь идет о произвольной памяти. Ведь есть вещи, которые отпечатываются в сознании совершенно неосознанно. А если говорить о произвольном заучивании, то можно и нужно привлекать самые разные методы, чтобы информация сохранилась надолго, и ею можно было эффективно пользоваться. 

Как выучить на годы

Что делать, если нужно действительно эффективно запомнить сведения, а не пересказать половину учебника на экзамене, чтобы буквально на следующий день все забыть? 

Для этого необходимо вспомнить, что существует множество видов памяти. Так, по длительности запоминания можно разделить их на две широкие группы – кратковременная и долгосрочная. Вполне логично, если нам нужно, чтобы информация отложилась на годы, необходимо воспользоваться методиками, которые помогут запомнить сведения надолго. 

Исследования показывают, что механическая зубрежка способна выручить, если нужно сегодня сдать стих. А завтра он уже может вылететь из головы. Это и есть так называемая кратковременная или же непосредственная память. Однако ее объем ограничен. Отличается она слабой обработкой сведений. 

Если же нужно, чтобы информация перешла в условный долгосрочный отдел, тогда придется повторять и повторять ее изо дня в день. Или же воспользоваться образной либо логической памятью. Со второй все ясно – нужно перерабатывать информацию, осмысливая ее, выделяя основные компоненты, систематизируя. Потом человек способен выдать данные другими словами, потому что он в полной степени понимает, о чем говорит, а не повторяет механически слово за словом. 

А вот образный метод запоминания куда интереснее. По сути, человек ищет для себя ассоциацию, образ – например, картинку, схему или график. Но могут задействоваться самые разные пути – зрительный, слуховой, двигательный, обонятельный, осязательный и даже эмоциональный. 

Хотя бы немного понимая, как работает память, вам будет легче заниматься ее развитием. А делать это никогда не поздно! В любом возрасте можно и нужно тренировать свои способности к запоминанию. Надеюсь, что моя статья будет в этом подспорьем. 

Делитесь материалами сайта с друзьями, задавайте вопросы! Я всегда рада помочь!

Интересные статьи по теме:

ezy-life.ru

запоминание механическое — это… Что такое запоминание механическое?


запоминание механическое

связано с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Смысловое содержание воспринимаемого материала в процессе запоминания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Это заучивание текста стихотворения, движений, номеров телефонов.

Универсальный дополнительный практический толковый словарь. И. Мостицкий. 2005–2012.

  • запоминание логическое
  • заправить

Смотреть что такое «запоминание механическое» в других словарях:

  • запоминание — обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. З. важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность З. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему …   Большая психологическая энциклопедия

  • МЕХАНИЧЕСКОЕ — ЗАПОМИНАНИЕ запоминание, опирающееся на пространственную и временную близость объектов запоминания; слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались без каких либо преобразований. Механическое… …   Профессиональное образование. Словарь

  • МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ — (англ. mechanistic memorizing) процесс запоминания, основанный на установлении внешних ассоциаций, связывающих стимулы только по смежности, т. е. тем, что один следует за др. М. з. характеризуется субъективной трудностью, т. к. оно не опирается… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Запоминание — фиксация впечатлений в памяти. Характер запоминания зависит от вида памяти, в которой происходит этот процесс. Оно может быть эксплицитным (произвольным, намеренным) и имплицитным (непроизвольным). Методы изучения запоминания соответствуют тому,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • запоминание — см. запомнить; я; ср. Механическое запомина/ние. Запомина/ние новых стихов. Запомина/ние чего л. с трудом …   Словарь многих выражений

  • Научение механическое — – запоминание, которое происходит исключительно благодаря повторению, лишённому осознания смысла материала …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ОСМЫСЛЕННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ — процесс запоминания, основанный на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее существенные стороны и отношения предметов. Одним из первых отечественных психологов роль понимания в запоминании исследовал Н. А. Рыбников… …   Большая психологическая энциклопедия

  • НАУЧЕНИЕ, МЕХАНИЧЕСКОЕ — Научение (в действительности запоминание), которое происходит исключительно благодаря повторению, лишенному осознания смысла материала или других операций, подобно организации, логическому выводу или использованию мнемоники и т.д …   Толковый словарь по психологии

  • Механическая память или механическое запоминание — способность запоминать без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала …   Психология человека: словарь терминов

  • память — у всех различна. Это связано с индивидуально психологическими и возрастными особенностями людей. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти. Так, возраст 18 25 лет отличается высоким… …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого


mostitsky_universal.academic.ru

Предложения со словосочетанием МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

Неточные совпадения

Какие можно выделить виды памяти по критерию времени? Почему осмысленное запоминание эффективнее механического? Она становится совершенно понятной с точки зрения высказанной нами концепции развития запоминания: при том в значительной степени механическом способе запоминания, который мы встречаем у испытуемых с общими низкими коэффициентами, различие в содержании запоминаемого материала принципиально для них столь же безразлично, как безразлично для эйдетика содержание воспроизводимых им образов. Существенный недостаток такого рода учебников связан также с тем, что они не столько ориентируют студентов на системное, тематическое изучение философских проблем, сколько побуждают к запоминанию хотя бы основных положений, высказанных тем или иным мыслителем — то есть обучающийся вольно или невольно нацеливается на механическое усвоение терминов, имён, ведущее зачастую к элементарной зубрёжке. Наш педагогический процесс должен быть построен, конечно, совершенно иначе, в зависимости от того, можем ли мы рассчитывать на запоминание у наших учащихся только на основе воспитания у них чисто механических ассоциаций, или мы должны пытаться организовывать их память посредством установления определённых смысловых связей между предлагаемым материалом и известными внешними опорными элементами, или, наконец, мы должны стремиться к вызыванию у них процесса внутреннего логического связывания. Допуская, что запоминание слов в нашей первой серии является простейшим актом механического образования следов и их воспроизведения, а с другой стороны, рассматривая процесс удержания во второй и третьей сериях опытов как совершенно особую операцию, которая представляет собой только «симуляцию» запоминания, мы должны будем признать их вполне самостоятельное развитие — развитие способности удержания, «ретенции», и развитие операции воспроизведения слов по картинкам, одинаково обнаруживающие себя в наших экспериментах. При анализе количественных данных нашего исследования мы говорили на этом основании, что у испытуемых дошкольного возраста запоминание и в сериях с картинками продолжает, по-видимому, оставаться механическим. Например, что информация о рецепте приготовления яичницы заложена в долговременной памяти, является результатом произвольного запоминания, поступила как зрительная, обонятельная, механическая и вкусовая. Если информация совершенно не подвергается мысленному анализу, то процесс запоминания будет механическим. Этот тест поможет изучить вашу логическую и механическую память путём запоминания слов, распределённых на два ряда. Однако механическое повторение, зазубривание не является слишком эффективным и далеко не всегда приводит к устойчивому запоминанию. Механическая память — это способность человека к обучению и приобретению жизненного опыта и запоминание просто так, без осмысления, без ассоциаций. Процентов тридцать слов я забуду через день-два, но когда я снова вернусь к ним, то запомню их накрепко, потому что для их запоминания были использованы механическая память при их написании и проговаривании, слуховая и визуальная память. Мы говорим принципиально безразлично, ибо мы едва ли можем здесь говорить о чисто механическом способе запоминания; чтобы быть более точным, нужно было бы сказать несколько иначе: безразлично постольку, поскольку запоминание данного испытуемого является механическим. Я пытаюсь в своих ответах донести эту простую мысль: масонство в наше время является чуть ли не последним наследником средневековой и «нововременной» системы гуманитарного фундаментального образования и обучения основам этики на глубинном, архетипическом уровне, потому что оно до сих пор использует метод мистериального переживания символа, повсюду уже заменённого на механическое пережёвывание тонн информации без запоминания и практического применения. Старая школа, строившаяся преимущественно на принципе механического «заучивания» и тем самым искусственно удерживавшая учащихся на наиболее примитивных способах запоминания, конечно, не могла способствовать развитию их памяти; одной из стоящих перед современной школой задач, в частности, является также задача возможно более быстрого продвижения учащихся в смысле формирования их высших психологических функций; при этом мы не должны преуменьшать всего значения этой задачи, какие бы ещё другие педагогические требования мы не ставили перед собой. Этот второй тип запоминания, который обычно обозначался (Огден, Эфрусси) как тип интеллектуальный, или искусственный, в противоположность первому — сенсорному, или механическому, является при отсутствии специальных искусственных ограничений в сущности единственным типом развитого человеческого запоминания. Как это видно из таблицы 11, «фактор края», выступающий весьма отчётливо в кривой второй серии, в третьей серии совершенно исчезает, что, впрочем, находится в полном соответствии с тем общим правилом, что чем менее механическим является запоминание, тем меньше обнаруживает себя этот фактор. Запоминание может быть механическим или смысловым. Ещё в самом начале нашего исследования некоторые теоретические соображения, повторять которые здесь было бы бесполезно, привели нас к той мысли, что простое механическое напоминание и запоминание опосредствованное должны отличаться друг от друга также и в отношении прочности удержания, причём чем бо?льшую трудность для связывания представляет собой запоминаемый материал, чем большей активности он требует от испытуемого, тем соответственно прочнее будет и запечатление. По источнику информации, подлежащей запоминанию, память делится на двигательную, зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую, образную, логическую и механическую. Однако на более высокой ступени развития обращение к карточке как к внешнему вспомогательному средству уже значительно расширяет естественные границы механической памяти; вместе с тем употребление внешнего средства, превращающее непосредственные акты запоминания в акты опосредствованные, инструментальные, тем самым создаёт предпосылки и к употреблению внутренних средств памяти, и эффективность запоминания в первой серии опытов начинает также возрастать, вследствие постепенного перехода его также в запоминание опосредствованное. Для запоминания нужна не сонная, механическая зубрёжка или вырабатывание каких-то навыков, а новизна впечатлений. Для запоминания нужны не сонная, механическая зубрёжка или вырабатывание каких-то навыков, а новизна впечатлений. Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов. Также запоминание может быть логическим, когда человек осмысливает то, что запоминает, и соотносит с тем, что он уже знает, и механическим — в этом случае акцент делается не на смысле, а на форме, на образе запоминаемой информации. Давно доказано, что осмысленное запоминание имеет целый ряд преимуществ по сравнению с запоминанием механическим. В ряде случаев нам механическая память нужна — для изучения иностранных языков, для запоминания различных терминов. От этого снижается скорость чтения, но выше степень запоминания информации, так как действует и механическая память, участвующая в проговаривании слов.

kartaslov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *