Личностный потенциал это – Потенциал личности — Психологос

что это такое и 32 идеи как его реализовать

Вопрос о том, как раскрыть свой потенциал, волнует человека столетиями. И неудивительно. Всем нам хочется максимально использовать внутренние ресурсы в профессии, творчестве, личной жизни. Это возможно, ведь большинство людей даже не подозревают о своих скрытых резервах или используют их вполсилы. Как узнать, на что мы способны? Как мы можем самореализоваться по-настоящему? И почему творить могут не только художники и писатели? Ответы – в статье.

Что такое потенциал

Потенциал — это сочетание имеющихся ресурсов и заключенных в них возможностей для развития. Но это общее определение потенциала. Этот многозначный термин используется в физике, лингвистике, химии, философии, экономике, социальных науках из-за чего точное определение может различаться. Этимологически слово «потенциал» происходит от латинского «potentialis» – «могущий быть». В словаре иностранных слов потенциал – это способность к проявлению.

В психологии популярно понятие «личностный потенциал»

скрытые возможности человека, которые могут проявиться в творческой, интеллектуальной, духовной, социальной, карьерной или нравственной сфере жизни. Человеческий потенциал всегда находится в плоскости будущего. Если вы сегодня сделали что-то новое, вы раскрыли свой потенциал. И неважно, победили или потерпели неудачу.

Личный потенциал человека можно рассмотреть под разными углами:

  • Как силу, накопленную с опытом.
  • Как осознанную способность, готовую проявиться.
  • Как средство реализации собственных качеств.
  • Как резервный запас непроявленных способностей для самосовершенствования.
  • Как возможность, побуждающую развиваться.

При описании потенциала конкретного человека изучают его внутренние и внешние ресурсы. Их сочетание определяет личность с высоким или с низким человеческим потенциалом. Внутренние ресурсы – это генетика, интеллект общий и эмоциональный, душевное, эмоциональное и психическое здоровье. Внешние показатели – ответственность, самоуважение, мораль, внутренняя культура, любимое дело и желание развиваться.

Что такое индекс развития человеческого потенциала

Перспективы развития человеческого потенциала используют для характеристики отдельных групп и всего общества. Чтобы измерить прогресс разных стран американский экономист Джон Гэлбрейт в 60-е годы XX столетия ввел понятие «качество жизни». Со временем оно заинтересовало экспертов, претерпело некоторые изменения и стало целой концепцией развития человеческих ресурсов.

Индекс развития человеческого потенциала вывел пакистанский ученый-экономист Махбуб-уль-Хак в период с 1990 по 1993 год. Это многокомпонентная характеристика, отображающая развитие личности в разных регионах Земли. В индекс включили здоровье, образование, здоровое питание, экологию внутри дома (энергоэффективность), экологию в природе, безопасность, справедливость, гендерное равенство, вовлеченность граждан в общественную жизнь.

Индекс вычисляется Программой развития ООН, постоянно расширяется и дополняется. Согласно последним дополнениям становление личности имеет три направления для роста: достатка, права и свободы, социальная справедливость. Первые места в списке стран с самым высоким ИРЧП занимают Норвегия, Швейцария и Австралия.

Как раскрыть и реализовать собственный потенциал

По своей природе возможности человека безграничны. Если умение видеть сквозь стены актуально для немногих, то счастливыми хотят быть все. Максимально раскрыть свой внутренний ресурс – задача не из легких. Своим клиентам коучи предлагают план из 10 шагов, помогающих достичь цели:

  1. Поразмышляйте о себе, осознайте внутренние ценности. Чем качественней будет самоанализ, тем с большей вероятностью вы найдете свою дорогу для самореализации.
  2. Выберите интересную сферу жизни и начните ее изучать
    . Это может быть образ жизни, уровень дохода, самореализация, творчество, спорт, карьера.
  3. Сделайте первый шаг, даже если боитесь. Уверенность в том, что ваша цель важна, придаст сил и храбрости.
  4. Разрешите себе ошибаться. Перестаньте мучиться из-за ошибки, просто скажите себе «как интересно получилось»!
  5. Избегайте ловушек стандартного мышления. Боритесь с обобщениями, стереотипами, неверием в собственные силы, внушенными страхами и негативными прогнозами.
  6. Приготовьтесь к личностному росту. Настройте себя на то, что готовы трудиться для реализации своих планов, улучшения мастерства.
  7. Будьте реалистом. Реализовать внутренние ресурсы за неделю невозможно. Это не значит, что нельзя строить грандиозные планы. Это значит, что их нужно разбивать на достижимые задачи.
  8. Учитесь общаться с разными людьми, даже если считаете себя слишком застенчивым или замкнутым.
  9. Сохраняйте концентрацию. Продолжайте усердно работать, поддерживайте мотивацию, помните о стимулах, боритесь со страхами.
  10. Помните, что нет ничего невозможного.

Иногда трудности начинаются на самом первом шаге самоанализа. Без наставника или профессиональной подготовки изучить себя трудно. Предлагаем советы коучей, которые помогут узнать и раскрыть самого себя.

Три практики, чтобы понять себя

7 советов консультанта по самосовершенствованию Роджера Сайпа

Чтобы расти и развиваться не стоит искать ресурсы вне себя. Чаще ответ запрятан в нас самих, а именно – в глубинах нашего мозга. Реализовать потенциал в полной мере помогут советы коуча в области личной эффективности:

  1. Научитесь технике скорочтения, чтобы читать больше книг. Наш мозг способен «переварить» намного больше материала, чем мы ему обычно даем.
  2. Освойте игровые стратегии, чтобы избавиться от усталости и перенапряжения. Излишняя серьезность создает внутренний диссонанс, тормозит мысли.
  3. Используйте подсознание правильно, чтобы привлекать нужный результат. Мы привлекаем то, о чем думаем. Если мысленно проигрываем негативный сценарий, он обязательно случится.
  4. Визуализируйте, чтобы разговаривать со своей памятью на одном языке. Чем ярче образ, тем четче он запоминается.
  5. Убирайте из жизни неэффективные дела, чтобы сосредоточиться на главном. Перечень ненужных дел не менее важен, чем список целей.
  6. Отпускайте бесконечные мысли, чтобы начать действовать. Размышления порождают сомнения. Чем больше мы раздумываем, тем чаще откладываем активные действия.
  7. Снижайте градус напряжения, чтобы не тратить внутренние силы вхолостую. Стресс – главный убийца способностей, который чаще приводит к тупиковым мыслям.

Чтобы раскрыть свой потенциал, не стоит дожидаться идеального момента или знака свыше. Все зависит от вашего образа мышления и действий.

Тони Роббинс: силы, помогающие раскрыть личный потенциал

Оратор и бизнес-тренер Энтони Роббинс исследовал истории успешных и знаменитых политиков, режиссеров, актеров, чтобы узнать: что заставляло их день за днем вкладываться в реализацию своей цели. Среди множества объяснений он выделил 3 характеристики, которые помогли им раскрыть собственный потенциал.

Тони Роббинс назвал их курками спускового механизма:

ВЕРА. Именно она определяет те результаты, которых мы добиваемся. Неверие в собственные силы включает экономный режим использования потенциала. В результате действия будут вялыми, а результаты убогими. Начиная дело, в которое вы верите, Вы используете ресурсы на полную мощность.

СТРАСТЬ. Это горючее для подпитки внутренней силы и достижения успеха. Страсть управляла учеными, экономистами, режиссерами, заставляла их засиживаться на работе допоздна, а утром вставать пораньше.

СТРАТЕГИЯ. Это способ организации внутренних ресурсов, которые помогают работать на максимальном потенциале. Бизнесмены и крупные предприниматели знают: чтобы достичь достижения важно не только иметь нужные ресурсы, но правильно их применить.

Для тех, кто ставит перед собой амбициозные цели, хочет завести полезные связи и развиваться на максимальной скорости, Тони Роббинс проводит семинары в Америке, в Европе.

Пять техник ведения дневника с пользой

Дневник – наш верный слушатель, биограф, хранитель тайн и психоаналитик в одном лице. Для начала можно подобрать удобный формат самого дневника. Это может быть книга формата А5 или альбом для эскизов. Главное, чтобы его было приятно держать в руках, заполнять и перелистывать.

Ведение дневника – целое искусство. Чтобы записи были максимально эффективными, стоит научиться вести их грамотно. Далее приведены советы, которые помогут сделать дневник книгой самопознания:

  1. Выделите 15 минут перед сном. Напишите одну фразу, характеризующую прожитый день. Придумайте один эпитет для завтрашнего дня.
  2. Используйте метод фрирайтинга
    . Засеките на таймере 20 минут и беспрерывно пишите все, что приходит на ум. Когда попрактикуетесь, можно задать себе вопрос и отвечать на него все отведенное время.
  3. Составьте свои личные списки. Это могут быть «Двадцать вещей, которым я благодарен», «Сто дел, которые я выполнил в прошедшем году», «Пятьдесят качеств, которыми я горжусь».
  4. Напишите письма самому себе или людям, которые вас бесят. Техника помогает копнуть глубже, разобраться со старыми проблемами, освободиться от обид, внутренних блоков, злости.
  5. Рисуйте или составляйте коллажи. Если не любите писать, попробуйте другую форму – карандаши, фломастеры, кисти. Иногда рисунки или выбранные оттенки расскажут больше, чем слова. Абстрактные изображения передадут настроение, буквально оживят воспоминания или мечты.

Просто попробуйте и поймете: писать о себе увлекательно, просто, радостно. Дневниковое путешествие – лучший путь осознать свои внутренние ресурсы и реализовать их.

Почему важно развивать творческий потенциал

Кажется, что талант дается лишь избранным от рождения, что они могут без конца творить без усилий. Это заблуждение. Успех гарантирует не талант, а ежедневный труд.

Эти 7 советов помогут перейти на уровень «продвинутый художник» даже тем, кто только мечтает научиться рисовать:

  1. Еженедельная прогулка раскроет красоту мира, поможет подняться над суетой, обрести свежие идеи.
  2. Занятие любимым делом просто порадует без видимой причины.
  3. Смена привычной обстановки позволит побыть наедине с собой, принять важное решение.
  4. Фантазии и невероятные мечты с обязательной визуализацией развивают образное мышление, отвлекают от рутины.
  5. Переключение режима работы с обыденного на творческий включает глубинную интуицию, проявляет подлинные мысли.
  6. Уважение и любовь к собственной уникальности – способ полюбить себя, изучить внутренние ресурсы.
  7. Отключенный контроль превратит творчество в невероятное приключение.

За ресурс креативности отвечает участок префронтальной коры головного мозга. Когда мы испытываем позитивные эмоции: радость, благодарность, вдохновение, веселье, в нем образуются устойчивые нейронные связи. Чем больше мы творим, тем больше получаем дофамина – гормона внутреннего удовлетворения. Чтобы нейтрализовать последствия стресса, важно тренировать творческий потенциал: рисовать, сочинять стихи, слушать красивую музыку, наслаждаться любимыми блюдами.

Выводы

  • Личностный потенциал – это наш внутренний ресурс, который дает способности, возможности для саморазвития.
  • Все что вы имеете – уже реализованный ресурс.
  • Реализация внутренних сил – не конечная остановка, а бесконечный процесс.
  • Human Development Index оценивает человеческий потенциал целых стран, групп, сообществ.
  • Скорочтение, дневники, опыт известных людей – доступные способы обнаружить и раскрыть свои внутренние ресурсы.

wikigrowth.ru

Потенциал — VALUE — PSYCHOLOGY

О ПРОЕКТЕ 

Информационно-психологический ресурс VALUE-PSYCHOLOGY направлен на формирование и сохранение общечеловеческих ценностей.

 

Наша Миссия – раскрытие Потенциала, Активности и Мотивации личности, которые направленны на главные общечеловеческие ценности: добро, вера, искренность…

Кому мы можем быть полезны?

VALUE-PSYCHOLOGY будет полезен всем тем, кто интересуется психологией личности, раскрытием своего внутреннего потенциала, кто ценит свое время и ресурсы. Кто стремится направить свою энергию на возрождение нравственных ценностей.

Также наш ресурс окажется полезным для опытных и начинающих психологов, психотерапевтов, коучей.  Для всех тех, кто видит психологию в свете ценности и значимости личности.

VALUE-PSYCHOLOGY может стать для вас местом вдохновения, поисков творческих идей и личных инсайтов. 


 

Каждый человек должен ответить для себя на три вопроса:

1.  Каков мой личный потенциал? Кто Я?
2.  Куда я иду? Куда направлена моя Активность?
3. Что мною движет, какова моя Мотивация? Каковы мои мотивы?

Человек становится непреступным как гора, когда его способности направлены на справедливость, исполнение долга перед Творцом, искренность, веру и преданность.

Психологический потенциал личности  — это совокупность психологических свойств и  особенностей человека, между которыми устанавливаются структурные отношения и которые обеспечивают достижение того или иного уровня успеха в жизни.

Потенциал личности — это способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь — способность к развитию.

Потенциал личности — возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно расти и развиваться.

В личностный потенциал входит:
— здоровье психическое, душевное, личностное и психологическое;
— смысловое наполнение жизни, интересы и стимулы жить, смыслы жизни;
— любимое дело, творчество и самовыражение;
— общий и эмоциональный интеллект.

То или иное сочетание этих внутренних составляющие дают такие внешние показатели, как внутренняя культура, внутренняя свобода, добровольная ответственность, любовь к людям, миру и себе, энергетика, навыки и жизненные стратегии, видение перспектив.

Человек без личностного потенциала (с низким или нереализованным потенциалом) — пустышка.

Человек с высоким личностным потенциалом — перспективный человек, личностно богатый человек.

 

Авторы и идейные вдохновители проекта

 

      Марина Сухинина

[email protected]
+7978 802 95 31
skype: dearmarina2009
www.marina-sukhinina.com

       

       

      Лариса Сушенцова

[email protected]
+7 964 863 77 75
skype: dear_larissa

 

 

value-psychology.com

Взаимосвязь личностного потенциала и профессионального управления людьми

Шубенко Анастасия Дмитриевна
студентка КамГУ им.Витуса Беринга,
Россия, г. Петропавловск-Камчатский
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: Водинчар Екатерина Александровна
кандидат психологических наук,
доцент
КамГУ им.Витуса Беринга,
Россия, г. Петропавловск-Камчатский

В статье рассмотрены теоретические основы и различные подходы при определении личностного потенциала, рассмотрен личностный потенциал в контексте психологии управления и его взаимосвязь с профессиональным управлением людьми.

Ключевые слова: личность, личностный потенциал, управление, управленческая деятельность, управленческие способности, руководитель, личностно-профессиональный потенциал.

A.D. Shubenko

INTERCOMMUNICATION OF PERSONAL POTENTIAL AND

PROFESSIONAL MANAGEMENT OF PEOPLE

The article shows theoretical principals and different approaches to the definition of personal potential, personal potential in the context of management’s psychology and its intercommunication with professional management of people.

Key words: person, personal potential, management, management activity, management abilities, manager, personal and professional potential.

Современный уровень развития общества и производства, а также масштабные изменения в экономической и социальной сферах предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности, возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально — экономической обстановки потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую актуальность и значимость приобретают социально — психологические аспекты руководства трудовыми коллективами. Выбор руководителем оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга [16].

Переход к рыночной экономике сопровождается экономическими трудностями в сфере промышленного производства, которые вызывают рост социального напряжения в трудовых коллективах. В определенной мере его можно нейтрализовать применением оптимальных форм и методов управления [16].

Актуальность процесса психологической перестройки мышления руководителя становиться все более важной, особенно в контексте развития личностного потенциала руководителя как фактора, системно определяющего эффективность деятельности организации[7].
Формирование организационных структур, координация их действий, эффективная работа каждого структурного подразделения и умелое управление на предприятии процесс сложный и ответственный [7].

Система управления делится на две подсистемы управляемую — объект и управляющую — субъект. Наиболее интересным, на наш взгляд, для изучения в системе управления будет являться субъект управления, как основное звено в системе взаимосвязанных элементов и подсистем взаимодействующий между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду[7].
Ключевым субъектом управленческой деятельности является руководитель, который включен одновременно в различные сферы деятельности (профессиональную, организационную, управленческую, общественную) [5].

Человек в процессе любой деятельности, даже работая на конвейере, когда он является функциональной единицей и определенными способностями претендует на уникальность, на качественную специфичность и индивидуальный подход к процессу управления. Как же он приходит к этому, и что является собственно личностным потенциалом в его деятельности, рассмотрим, изучив научные взгляды зарубежных и отечественных психологов [13].

Современная психология личности представляет собой весьма эклектичную область, специфическое предметное содержание и границы которой весьма нечетко определены [6].

Ряд авторов в разное время и в достаточно разных контекстах пытались вычленить специфическое содержание личности. Можно сослаться на идею А.Н. Леонтьева (1983) о личности как особом измерении, несводимом к тому, в котором ведется изучение психических процессов, на идею В. Франкла (1990) о ноэтическом, духовном измерении, которое надстраивается над измерением собственно психологическим, идею Б. С. Братуся (1988) о разведении личности в узком смысле слова, характеризующейся особым содержанием, и личности в широком смысле слова. Во всех этих случаях под специфическим содержанием личности подразумевалось ее смысловое измерение (смысловая ткань, внутренний мир), что нашло отражение в перекликающихся между собой вариантах понимания структуры личности (Асмолов, 1990; Братусь, 1988; Леонтьев Д. А., 1993), которые достаточно близки: во всех трех моделях вычленяется смысловая сфера личности как специфическая ее ткань [6].

Однако это не позволяет еще говорить об имманентной динамике собственно личностного измерения: о личностном развитии — в отличие от развития личности, о личностном здоровье — в отличие от здоровья личности (понятия зрелости, развития и здоровья описывают с разных сторон фактически одно и то же). Личностное развитие не совпадает с развитием психическим, нравственным, интеллектуальным. Есть немало данных о том, что познавательная сфера, интеллект, нравственные ориентации, смысловая сфера и т. д. различаются у людей незрелых и зрелых, личностно здоровых и нездоровых, несформировавшихся как личность и сформировавшихся, но эти глубокие отличия не первичны. Их нельзя использовать в качестве объяснения того, почему этот человек такой, а не иной [6].

Для обозначения этого базового измерения — собственно личностного в личности — Д.А. Леонтьев предложил ввести понятие «личностный потенциал» (ЛП), который прямо не коррелирует с интеллектуальным развитием, с глубиной и содержательностью внутреннего мира и с творческим потенциалом. Также это понятие ввели для того, чтобы перейти от статичного к динамичному взгляду на личность [6]. .

На протяжении большей части XX в. главной проблемой психологии личности было объяснение ее устойчивости и самотождественности. Их хорошо объясняла доминировавшая парадигма индивидуальных различий, оперировавшая в первую очередь понятием личностной черты (диспозиции). Однако по мере проникновения в психологическую науку динамического понимания личности потребовались иные подходы. «Личность — это скорее переходный процесс, чем законченный продукт. В ней есть некоторые стабильные черты, но в то же время она постоянно изменяется» [10]. Сейчас в центре внимания находится проблема не устойчивости личности, а ее динамики, целесообразных изменений и трансформаций, при которых главное в личности сохраняло бы устойчивость.

Современная модель развития карьерообразующего пространства выдвигает новые требования к личности, ее внутренним резервам при реализации кадровой политики. В этой связи проблема личностного потенциала приобретает первостепенное значение [12]. .

Понятие «личностный потенциал» означает способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь — способность к развитию. Потенциал личности — возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно расти и развиваться [14].

По Д. А. Леонтьеву «личностный потенциал предстает как интегральная характеристика уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности — как внешних, так и внутренних условий, под которыми понимаются биологические, в частности телесные, предпосылки, а также потребности, характер и другие устойчивые психологические структуры. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете преодоление личностью самой себя» [6].

С позиции акмеологического подхода личностный потенциал включает в себя не только потенциальное в личности (способности, природнообусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы и пр.), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов — интеллектуальных, психологических, волевых и пр. (А. А. Деркач, В. Н. Марков) [12].

В контексте адаптационного ресурса (по А. Г. Маклакову) личностный потенциал характеризует адаптивные способности человека. Личностный адаптационный потенциал — это взаимосвязанные психологические особенности личности, определяющие эффективность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья. К нему отнесены уровень нервно-психической устойчивости, самооценка, уровень конфликтности, морально-нравственные качества, ориентация на существующие нормы поведения [8].

Личностный потенциал играет важную роль в адаптационном периоде, способствует формированию профессиональных навыков, оказывает влияние на успешность самореализации, карьеру, развитие способностей [12].

А. П. Егоршин рассматривает личностный потенциал с позиций управленческого подхода: «это — совокупность социальных элементов человека, влияющих на экономическую деятельность человека в рамках существующих морально — этических и правовых норм общества. К ним следует отнести качества личности, мораль, партнерство, соревнование, тип общения, конфликтность, искусство и техника переговоров» [4].

Разные профессии предъявляют разные требования к человеку, соответственно, и различные требования к его потенциальным возможностям и ресурсам [3, с. 22].

Оценка потенциала руководителя важна, так как она позволяет определить соответствие характеристик человека нормативной модели рабочего места, установить его профессиональную пригодность и будущую служебную карьеру [15].

Потенциал руководителя является комплексным понятием, отражающим его профессиональное состояние на какое — либо время. Потенциал специалиста является достаточно устойчивым показателем, но изменяющимся во времени. Рост потенциала в первую очередь зависит от самого специалиста (уровня его общего развития, потребностей, интересов), а во вторую очередь — от потенциала окружающих исполнителей [15].

Потенциал личности реализуется постепенно. Существует одна его особенность: чем выше потенциал, тем меньше времени тратит специалист на реализацию поставленной задачи. Если уровень специалиста ниже, чем требуемые знания и умения для решения задачи, то специалист должен повышать свой потенциал с определенной скоростью роста, или он будет вынужден покинуть среду, в которой находится [15].

Ведущую роль в развитии личности играет профессиональная деятельность. Профессионализация личностью своего потенциала выводит нас на понятие «профессиональный потенциал» (личностно-профессиональный потенциал). Личностно-профессиональный потенциал рассматривается как часть личностного потенциала, которая направлена на реализацию ресурсов личности в рамках избранной профессии [9].

В исследовании В.Н. Маркова развитие личности управленца и его профессиональные успехи во многом определяются наличием объективных и субъективных противоречий, таких как:

— противоречие между стремлением личности максимально реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности и необходимостью «запаса» внутренних ресурсов для преодоления непредвиденных жизненных

трудностей;

— на уровне управленческой деятельности важную роль играет противоречие между требованиями профессии к личности и ее возможностями;

— наряду с противоречиями, порождаемыми внешними объективными требованиями к личности, значительную роль играют внутриличностные противоречия между желаниями и возможностями управленца [9].

Управленческие способности личности представляют особый интерес при изучении участия личности в управленческой деятельности. Управленческие способности можно условно разделить на три группы: управленческие (менеджерские) способности, функционально-деятельностные, структурно-психологические [2].

Управленческие (менеджерские) способности — это те свойства индивида, которые проявляются через функции способностей, но не являются способностями в строгом смысле слова, но они важны для успеха в управленческой деятельности. Управленческие способности, в свою очередь, также делятся на три большие группы: биологические, общесоциальные и личностные качества [2] .

Рассмотрим личностные качества: доминантность (дословно — господство, преобладание, влияние) — черта личности, состоящая в способности и потребности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле; уверенность является стабилизатором личных усилий — индивидуальной деятельности руководителя; стремление к достижениям и предприимчивость; ответственность и надежность; независимость личности; эмоциональность; стабильность, стрессоустойчивость; способность создавать новые идеи; общительность, социабельность, коммуникабельность и т.д. [2].

Функционально-деятельностные способности включают только те свойства психики и качества личности, которые напрямую и наиболее значимо влияют на управленческую деятельность. Выделяют две подгруппы способностей: общеуправленческие способности и частные управленческие способности.

1) Общеуправленческие способности, их необходимость обусловлена содержанием управленческой деятельности как типа профессиональной деятельности. Они включают:

— психологическая избирательность: проявляется в нескольких личностных и поведенческих индикаторах, это повторяющиеся факты быстрого и точного отражения психологических особенностей других людей, способность мысленно поставить себя в ситуацию другого человека, склонность к социологическому и психологическому анализу, объяснению поведения других людей и своего собственного;

— практический психологический ум: это адекватное распределение обязанностей в коллективе с учетом индивидуальных особенностей людей, высокая обучаемость, учет взаимоотношений людей, способность стимулировать мотивы и т.д.;

— психологический такт проявляется в чувстве меры во взаимоотношениях с людьми, в речевой адаптации к разным людям, чуткости, внимательности, простоте, естественности в общении, чувстве справедливости, объективности подхода к подчиненным и.д.;

— общественная энергичность — эмоциональное воздействие проявляющееся в интонации, ударениях, паузах, логическая убедительность воздействия словом и делом, уверенность в своих силах, способность правильно и быстро выбрать момент решающего воздействия и т.д.;

— требовательность — смелость предъявления требований, категоричность, самостоятельность, гибкость требований;

— критичность — умение выявить недостатки, прямота и смелость критики, ее логичность и аргументированность, доброжелательность критики.

2) Частные управленческие способности обеспечивают эффективное выполнение отдельных управленческих функций и включают: склонность к организаторской деятельности, склонность к целеполаганию, склонность к прогнозированию, склонность к планированию, склонность к принятию управленческих решений, коммуникативные способности, мотивирующие способности, способности контроля, способность разбираться в людях, профессиональная компетентность руководителя [2].

Структурно-психологические характеристики также делят на две подгруппы: общие и специальные способности [2].

Общие способности необходимы для многих видов деятельности, однако для управленческой деятельности важна развитость основных психических процессов. К числу общих способностей относят: интеллект, креативность, обучаемость, рефлективность, активность, саморегуляция [2].

Специальные способности: память (долговременная и оперативная), мыслительные способности, воля, ощущение, представления, внимание, воображение [2].

Выяснению влияния определенных качеств на эффективность руководства были посвящены достаточно многочисленные эмпирические исследования. P.M. Стогдилл (США) обобщил результаты 163 работ, пытаясь установить наличие и характер зависимости между отдельными чертами и успехом руководителя [2].

Индивидуальные качества руководителя он объединил в шесть групп: физические характеристики; социальное происхождение; способности — интеллект, рассудительность, знания, умение выражать свои мысли; личные особенности — приспособляемость, доминирование, независимость, оригинальность, уверенность в себе; отношение к задачам — трудовая мотивация, ответственность, инициатива, упорство, ориентация на производственные задачи; социальные способности и навыки — готовность к кооперации с другими, популярность [2].

Общие ролевые требования к руководителю включают ряд функций, направленных на отбор, выполнение групповых производственных задач, а также на поддержание и активизацию деятельности сотрудников и отдельных групп [2].

Ролевая модель руководителя заключается в выполнении следующих задач: определение целей и задач деятельности организации, подчиненных; постановка задач перед подчиненными; стимулирование работы подчиненных; координация деятельности внутри организации; контроль за выполнением работы; оценка исполнения [2].

Психологические характеристики деятельности руководителя имеют: большое разнообразие содержания профессиональной активности; повышенную ответственность за состояние ресурсов и результаты деятельности; творческий характер работы при обычном дефиците информации, времени и средств; особую роль коммуникативных функций, поскольку управленческая деятельность протекает посредством общения; высокую общую нервно-психическую напряженность [2].

Поведенческая реализация управленческой роли складывается из двух процессов: управленческое общение и управление собой как процесс совершенствования своих личностных качеств [2].

Управленческое общение, в свою очередь, может реализовываться в двух формах: в форме ситуационных взаимодействий с подчиненными и в форме производственных совещаний, собраний, конференций, т.е. формализованных и организованных встреч руководителей с коллективом [2].

Управление собой предполагает, что руководитель должен осознавать себя как личность, которой будут подражать, он должен подвергать себя самооценке и создавать свой образ, соответствующий представлениям об эффективном управляющем, т.е. «Я-концепцию». Под управлением собой понимают развитие характерных черт руководителя, позволяющих ему эффективно трудиться. Эти черты можно сгруппировать следующим образом: поддержание физического здоровья, рациональное распределение сил, преодоление трудностей, рациональное распределение времени [2].

Еще одним результатом управления собой при выполнении роли руководителя является формирование управленческого менталитета — определенного мироощущения, мировосприятия руководителя. Управленческий менталитет — определенная система образов и представлений руководителя о себе, своих подчиненных, об эффективности своей работы. Все элементы данной системы образов тесно взаимосвязаны и выполняют функцию регулирования поведения руководителя [2].

В различные периоды существования и развития организации роль руководителя может выполняться по-разному: предприниматель — новатор, коммерсант, администратор, лидер — мотиватор, практический психолог — воспитатель, создатель организационной культуры, координатор, коммуникатор, социальный контролёр, дипломат [2].

Особенности личностных качеств руководителя, понимание, усвоение и выполнение им своей роли определяют и его управленческий стиль [2].

Индивидуальный стиль выполнения роли складывается из: потребностей, интересов, мотивов личности; ответственности личности; уровня притязаний человека; самооценки личности [2].

Формирование организационных структур, координация их действий и умелое управление является основной задачей руководителя на предприятии. Управление людьми процесс сложный и ответственный, именно от умений и навыков руководителя, его личностного потенциала зависит эффективная работа в системе управления. Качества, присущие эффективному руководителю, даны не только от рождения, но многие из них приобретаются в процессе профессиональной деятельности, поэтому необходима серьёзная морально-психологическая перестройка руководителя и настройка его на использование новых интенсивных методов управления. При этом вполне правомерна постановка задачи развития личностно-профессионального потенциала руководителя как фактора, определяющего эффективность работы в системе управления, способность влиять на ход событий.

Библиографический список

  1. Вавилова Н. В. Журнал Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Выпуск № 5-3 / том 12 / 2010.
  2. Демчук Н.В. Социология управления: Учеб.пособие /НФИ КемГУ. — Новокузнецк, 2005. с.
  3. Дружилов С. А. Психология профессионализма. Инженерно — психологический подход. — Х.: «Гуманитарный Центр», 2011. — с. 22.
  4. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. — Н.Новгород: НИМБ, 2007. — с. 675.
  5. Интернет портал Дальневосточного государственного университета путей сообщений [Электронный ресурс]. -URL: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/PSIHOLOG/OB PSIX/MET_REC/U_M_P/frame/1_3 .htm
  6. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева: Смысл; Москва; 2011. — 680 с.
  7. А.В. Назаренко, В.В. Лаврик. Личностно-профессиональный потенциал руководителя. Журнал Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. Выпуск № 1/2014.
  8. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих // Автореф. дис. …д-ра психол.наук. СПб.: СПбГУ, 1996. —37 с.
  9. Марков В. Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация: Дис…. д-ра психол. наук: 19.00.13: Москва, 2004. —453 c.
  10. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002. С. 175
  11. Старикова О. В. Личностный потенциал // Преступление и наказание от «А» до «Я» (словарь по пенитенциарной психологии) / под общей редакцией Д. В. Сочивко. —М.: МПСИ, 2009. —с. 145.
  12. Тавтилова Н. Н. Личностный потенциал как фактор успешной реализации кадровой стратегии // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 98-103.
  13. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.
  14. [Электронный ресурс] http://www.psychologos.ru/articles/view/ potencial_lichnosti
  15. [Электронный ресурс] htmlhttp://studopedia.ru/3_65621_otsenka-potentsiala-rukovoditelya.html
  16. [Электронный ресурс] http://works.doklad.ru/view/DRTWUgzTGcs/all.html

journalpro.ru

6 признаков личности с высоким потенциалом

Британские ученые выяснили, что успешные руководители обладают рядом одних и тех же качеств. Впрочем, некоторые из них легко превращаются из плюсов в минусы.

Человеческий потенциал

Вы любопытны, добросовестны и конкурентоспособны? У вас также есть такие качества, как «высокая адаптируемость», «готовность к неопределенности» и «склонность к риску»? Если да, то поздравляем! Согласно новым психологическим исследованиям, эти шесть черт характеризуют личность с высоким потенциалом, у которой большие перспективы.

В действительности же, конечно, есть некоторые нюансы. Оказывается, те же самые черты, если они в избытке, могут мешать работе, и реальный секрет успеха может заключаться в том, чтобы точно знать, к какой точке спектра вы относитесь и как максимально использовать свои сильные стороны и учитывать недостатки. Но этот новый подход обещает стать важным шагом вперед в попытке понять сложные способы, которыми наша личность влияет на нашу трудовую жизнь.

Попытки выделить разные типы личности на работе предпринимались не раз. Один из самых популярных тестов, используемых сегодня, – индикатор Майерса-Бриггса, который сортирует людей в соответствии с различными стилями мышления, такими как «интроверсия/экстраверсия» и «мышление/чувство».

Девять из десяти американских компаний теперь используют тест Майерса-Бриггса для проверки сотрудников. К сожалению, многие психологи считают, что теория, лежащая в основе разных категорий, устарела и не коррелирует с фактическими показателями эффективности. В одном из исследований было высказано предположение, что тест Майерса-Бриггса не очень хорошо предсказывает успехи в управлении. Некоторые критики даже утверждают, что это лженаука.

«Это хороший инструмент для начала беседы, но если вы используете его в широких масштабах, чтобы прогнозировать производительность или найти высокопроизводительных кандидатов, он не сработает», — говорит Иан Макрей, психолог и соавтор книги «Высокий потенциал».

Полагая, что последние достижения в области психологических исследований должны работать лучше, Макрей и Эдриан Фунхэм из Университетского колледжа Лондона определили шесть черт, которые последовательно связаны с успехом на рабочем месте. Они объединили их в Перечень черт высокого потенциала (High Potential Trait Inventory, HPTI).

Макрей говорит, что каждая черта, если она принимает крайние значения, может иметь недостатки, то есть существует оптимальное значение для каждой из них. Он также подчеркивает, что относительная важность каждого признака будет определяться работой, которую вы выполняете, поэтому конкретные пороги зависят от того, хотите ли вы добиться успеха, скажем, на технической или управленческой позиции. Но версия теста, которую я видел, была сосредоточена на лидерских ролях.

Признаки высокого потенциала личности

1. Добросовестность

Добросовестные люди берут на себя обязательства по планам и выполняют их в точности. Они умеют преодолевать свои импульсы и оценивать мудрость своих решений в долгосрочной перспективе. Добросовестность считается одним из важнейших факторов, прогнозирующих жизненные результаты, например, успехи в образовании. На работе высокая добросовестность необходима для хорошего стратегического планирования, но если она в избытке, это может означать, что человек слишком жесткий и негибкий.

2. Адаптируемость

Все сталкиваются с проблемами, но люди с высокой степенью адаптируемости справляются с ними легче под давлением, не позволяя ему негативно влиять на их поведение и принятие решений. Люди с низкими баллами на этой шкале, похоже, демонстрируют низкую производительность на работе, но эти эффекты можно смягчить с помощью правильного мышления. Различные исследования показывают, что переосмысление стрессовой ситуации в качестве потенциального источника роста — а не угрозы для благополучия — может помочь людям быстрее и продуктивнее оправляться от негативных ситуаций.

3. Готовность к неопределенности

Вы бы предпочли, чтобы задачи были четко определены и предсказуемы? Или наслаждаетесь неизвестным? Люди с высокой толерантностью к неопределенности могут изучить гораздо больше точек зрения, прежде чем придут к решению, а это значит, что они менее догматичны и более гибки в своих мнениях.

«Низкую толерантность к неопределенности можно рассматривать как своего рода характеристику диктаторов, — говорит Макрей. — Они попытаются перевести сложные послания в одну, легко продающуюся точку зрения, а это может быть типичной чертой деструктивного лидерства».

Тот, кто способен принять неопределенность, будет легче реагировать на изменения, такие как колебания экономического климата или появление новой технологии, и справляться со сложными, многогранными проблемами. «Мы пытаемся определить способность лидеров прислушиваться ко множеству разных мнений, принимать сложные аргументы и проактивно их осмысливать, а не упрощать, — добавляет Макрей. — И мы обнаружили, что чем выше ваша руководящая должность, тем это важнее для принятия решений».

Невысокая готовность к неопределенности не всегда будет недостатком. В некоторых областях, таких как регулирование, лучше использовать более упорядоченный подход, который сглаживает все неровности в процессе. Знание, где именно вы находитесь на этом спектре, не даст вам уйти слишком далеко от вашей зоны комфорта.

4. Любопытство

Любопытство прежде несколько игнорировалось психологами. Однако недавние исследования показывают, что неотъемлемый интерес к новым идеям дает много преимуществ в работе: это может означать, что вы более креативны и гибки в плане использования разных техник, помогает вам легче учиться, повышает общую удовлетворенность работой и защищает от выгорания.

В избытке, однако, любопытство может привести к легкомысленности, когда человек порхает от проекта к проекту, не вникая в них.

5. Склонность к риску

Вы предпочитаете уклоняться от потенциальной неприятной конфронтации? Или пойдете дальше, зная, что кратковременный дискомфорт позволит разрешить ситуацию и принесет долгосрочные выгоды? Неудивительно, что способность справляться с трудными ситуациями имеет решающее значение для управленческих позиций, где необходимо принимать меры для достижения лучшего исхода, даже столкнувшись с сопротивлением.

6. Соревновательность

Между стремлением к личному успеху и нездоровой завистью к успеху окружающих тонкая грань. Соревновательность в лучшем ее проявлении может стать мощной мотивацией, которая заставит не останавливаться на достигнутом. Но в худшем варианте она может привести к разрушению команды.

Вместе эти шесть черт символизируют большую часть того, как мы на сегодняшний день понимаем влияние различных качеств на работу, особенно для тех, кто претендует на лидерские позиции.

Впрочем, не менее интересны и индивидуальные черты, которые не были включены в список Макрея и Фурнхэма. Например, шкала экстраверсии-интроверсии может определять, как мы ведем себя в определенных социальных ситуациях, но она, по-видимому, мало влияет на общую рабочую производительность. Покладистость — наша способность ладить с другими людьми, — кажется, не служит показателем профессионального успеха.

Чтобы измерить каждую черту в HPTI, участники должны оценить, насколько сильно они согласны или не согласны с рядом утверждений, таких как: «Я расстраиваюсь, когда не знаю точно, что ожидается от меня на работе» (обнаружение принятия неопределенности) или «мои личные цели выше целей организации» (оценка добросовестности).

Макрей проверил HPTI в различных секторах, отслеживая эффективность бизнес-лидеров многонациональных организаций в течение нескольких лет. Исследования продолжаются, но опубликованный в прошлом году документ показал, что эти черты могут предсказать субъективные и объективные показатели успеха. В одном из анализов ответы участников объясняли примерно 25 % вариации дохода — это достаточно сильная корреляция (и сопоставимая с влиянием интеллекта, скажем), даже если при этом все еще много различий остаются необъяснимыми. В этом исследовании конкурентоспособность и признание двусмысленности оказались самыми сильными факторами, предсказывающими конечный заработок, в то время как добросовестность лучше всего предсказывала субъективные оценки удовлетворения.

Исследователи также изучили связь этих признаков с IQ — еще одним важным фактором, предсказыващим успех на рабочем месте, — и обнаружили небольшие пересечения между ними.

В рамках более широкого процесса найма HPTI может быть использован для выявления кандидатов с высоким потенциалом, но Макрей говорит, что он также может помочь личному развитию. Вы можете определить свои сильные и слабые стороны, и выяснить, чем они объясняются. Он также может быть полезен для построения сбалансированной команды, которая отражает весь спектр черт «высокого потенциала». Есть множество исследований, показывающих, что разнообразие стилей мышления полезно для работы команды. 

Но отвечал ли кто-нибудь когда-нибудь всем критериям? Макрей сказал мне, что может припомнить несколько человек, включая генерального директора банка в Канаде. «Он был почти оптимален во всех чертах, — говорит Макрей. — И я должен сказать, это было очень пугающе». Несмотря на этот благоговейный страх, преимущества такого уникального личностного профиля были очевидны на протяжении всей встречи. «Даже если работать с таким человеком может быть немного страшно, вы точно знаете, чего ожидать — это тот, кому вы можете доверять, на кого вы можете положиться и кого можете уважать».

© Идеономика

bbf.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *