Культура речевого общения это: Культура речевого общения (Культура речи) ❤️| Сочинения на свободную тему

Культура речевого общения (Культура речи) ❤️| Сочинения на свободную тему

Культура речевого общения – это систематизация языковых средств, способствующих наибольшему эффекту в достижении поставленных целей в сфере коммуникаций при соблюдении литературных норм. Нормы, же в свою очередь, определяются, как правила произношения, правописания и употребления грамматических форм и слов принятые для речевого общения в конкретном обществе, которое признает их в качестве основы литературного языка.

Языковые номы делятся по двум основаниям:

1) Поуровневый принцип: фонетические, грамматические, лексические, фразеологические

и нормы правописания.

Фонетические нормы – это нормы произношения звуков и постановки ударения. Соблюдение этих правил помогает быстрому взаимопониманию при общении.

Грамматические нормы представлены морфологией (правила употребления частей речи) и синтаксисом (совокупность словосочетаний и предложений и их изучение).

Лексические нормы – это использование слов в соответствии с их значением. Многие слова в настоящее время изменили значение (было меню, как список блюд на бумаге, стало, как список режимов и команд на мониторе компьютера).

Фразеологические нормы – это устойчивые

обороты языка, употребляемые в качестве готовых речевых единиц.( черный ящик, не солоно хлебавши).

Нормы правописания – орфография (правописание гласных, согласных, ъ и ь, постановка дефиса) и пунктуация (правила знаков препинания). В отличия от произношения, эти правила неизменны.

2) Функциональный принцип: общелитературные (выделение литературного языка на фоне диалектов и жаргонов) и стилистические нормы ( определенная сфера общения и добавочные значения для придания определенной окраски слову).

Для соблюдения культуры речевого общения необходимо избегать речевых ошибок. Прежде всего, надо правильно подбирать лексический эквивалент, ведь многие люди выбирают слово каких-либо тематических групп, точно не зная его значения.

Излагаемый текст должен быть логичен, то есть правильно соотнесен смысл текста с развитием мыслительного процесса. Другими словами не должно быть противоречивости, смещения смысловых пластов, противоречивости частей одного целого, а должны быть правильно установлены причинно-следственные связи.

Неумение ясно и кратко формулировать, говорит о небрежности автора. Важно найти баланс между речевой избыточностью, когда есть много повторений однокоренных слов или излишние уточнения, и недостаточностью, когда пропускаются одно или несколько слов в выражении.

Важно внимательно относиться к слову во избежание ошибок в речи.

Новости Ханты-Мансийска / Официальный портал Администрации города Ханты-Мансийска

. Сегодня губернатор Югры Наталья Комарова провела очередной прямой эфир на тему «Дошкольники».В ходе эфира один из жителей задал вопрос о состоянии недостроенного детского сада в районе СУ-967.


. Глава окружного центра Максим Ряшин накануне встретился с депутатами, которые работали в Думе города VI созыва.


. В рамках акции «Безопасность детства» в Ханты-Мансийске представители Администрации города и ОНФ в Югре провели мониторинг молодежных спортивных площадок.


. 7-8 октября в Ханты-Мансийске состоится X Югорский промышленно-инвестиционный форум (ЮПИФ), сообщает пресс-центр правительства округа.


. Говорит Бэлла Товсултанова, единственная в городе женщина-водитель пассажирского автобуса.


. Накануне в Ханты-Мансийске подвели итоги одного из самых значимых окружных проектов — «Молодежной лиги управленцев Югры».


. Накануне в окружной столице закупщики муниципалитета обсуждали, что поменялось в закупках за последнее время, а также грядущие масштабные изменения закупочной деятельности с 1 января 2022 года.


. В окружном центре прошла первая в России стажировочная сессия для руководителей предприятий водоснабжения и водоотведения. Директора водоканалов из нескольких регионов страны, приехали чтобы перенять положительный опыт и напрямую увидеть автоматизацию процессов на местном предприятии.


. «Первый» концерт станет ярким началом творческого сезона для артистов КДЦ «Октябрь», которые активно готовятся к выходу на сцену, И, конечно, для многих зрителей, ждущих открытия большой сцены после летнего перерыва.


. С 1 сентября 2021 года в России действует культурно-просветительская программа «Пушкинская карта». Благодаря программе, рассчитанной на молодых людей от 14 до 22 лет, ее участники могут посещать музеи, театры, концертные залы, филармонии и консерватории за счет федерального бюджета.


. О секретах своей непростой профессии рассказывает Ольга Викторовна Кузьмина, заведующая клинико-диагностической лабораторией Окружной клинической больницы.


. Постановлением Территориальной избирательной комиссии от 22 сентября 2021 года выборы депутатов Думы города Ханты-Мансийска седьмого созыва признаны состоявшимися и действительными. В городскую Думу избрано 25 депутатов.


. Уважаемые земляки! Завершились важнейшие выборы, которые определят стратегию развития России, Югры, Ханты-Мансийска на ближайшие пять лет.


. Всё больше организаций Ханты-Мансийска могут похвастаться полной иммунизацией сотрудников.


. Зачем прививаться от коронавируса, если уже есть антитела? Почему после прививки люди заболевают? Когда нужно ревакцинироваться? На эти и другие вопросы ответила главный врач Окружной клинической больницы Ханты-Мансийска Елена Кутефа в прямом эфире в официальном аккаунте администрации города в Instagram.


. До Нового года еще три месяца, но уже сейчас гости и жители окружного центра могут получить заряд праздничного настроения от новых арт-объектов.


. В окружной столице стартовал прием заявок на городской конкурс «Волонтер года — 2021». Он выявляет передовых волонтеров и лучшие добровольческие проекты.


. На радость четырехлапым и их хозяевам в окружной столице появилась новая площадка для дрессировки собак «Мухтар». Ее благоустроили на пустыре, за Ледовым дворцом.


. Гости окружной столицы оценили благоустройство и гостеприимство Ханты-Мансийска на Всероссийском форуме-выставке «Изюминки комфорта».


. В рамках поддержки Всероссийского субботника «Зеленая Россия» и эколого-патриотического проекта «Лес Победы» пройдет мероприятие по высадке деревьев.


. Городская выставка-ярмарка «Дары осени» откроет свои двери 24-26 сентября.


. Эфир можно будет посмотреть в официальном сообществе ЮГРА 24 сентября в 12:00


. На минувшей неделе в столице Югры прошло сразу несколько крупных спортивных мероприятий, на которых местные спортсмены выступили с отличием.


. Волна ценных подарков викторины «Энергия развития Югры» добралась до окружной столицы.


. Сегодня Глава Ханты-Мансийска Максим Ряшин посетил свой избирательный участок №306 в детском саду «Незнайка» и принял участие в голосовании приняла участие в голосовании по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации восьмого созыва, депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа седьмого созыва, депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва и депутатов Думы города Ханты-Мансийска.


. Придя на выборы, жители окружного центра могли бесплатно сделать прививку от гриппа и коронавируса.


. Сегодня последний день, когда можно отдать голос за своих кандидатов в Государственную Думу, Тюменскую областную Думу, Думу ХМАО и в Думу города. В Ханты-Мансийске отмечается высокая явка. По словам сотрудников УИК поток людей на многих избирательных участках не снижается. Сегодня они работают до 8 вечера.


. Контролёры находятся вблизи участковых избирательных комиссий, их можно узнать по синим накидкам и специальным бейджам.


. В Ханты-Мансийске, как и во всей Югре, за процедурой выборов следят наблюдатели от партий, кандидатов, а также независимые общественные наблюдатели, прошедшие профессиональную подготовку.


. В торжественной церемонии открытия форума приняли участие и поприветствовали всех гостей Глава окружной столицы Максим Ряшин, директор Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Югры Илья Ким, директор Департамента строительства Югры Кирилл Мыскин и главный архитектор Ханты-Мансийска Ольга Фролова.


Культура речевого общения. Культура речи🎈

Культуру речи можно считать самым главным показателем культуры вообще. Поэтому совершенству речи и манер нет пределов. Мало научиться избегать речевых ошибок, надо постоянно расширять словарный запас, уметь слышать оппонента, понимать его, уважать его мнение, освоить навык правильно подбирать слова к каждой ситуации.

Культура общения

По тому, какая у человека речь. можно судить о характере личности. Общая манера общения создает определенное впечатление о нас. Хорошо, если она притягательна. Но речью можно и оттолкнуть собеседника.

Поэтому понятие культуры общения более многогранно, чем просто красивая речь. Сюда входит еще умение слушать и соблюдение правил этикета.

Умение слушать

Часто, будучи увлеченными беседой, мы забываем о хороших манерах. Спешим навязать свое понимание вопроса, не вникаем в доводы нашего визави, не слышим, не следим за своими словами.

Правилами этикета категорически запрещено давить на собеседника. А навязывать свое мнение не только некрасиво, но и не имеет эффекта. Скорее всего, ваш партнер начнет защищаться, и разговора не получится.

А если собеседника не слушать и все время перебивать, — это говорит

о неуважении к его личности, отсутствии элементарной культуры. Хороший собеседник проявляет искреннее внимание к говорящему, уважает чужое мнение, слушает внимательно. Такое умение можно наработать и стать веьма приятной высококультурной личностью, которую хорошо принимают в любом обществе.

Может случиться и наоборот — когда вас не слушают и перебивают, навязывают свое мнение. Тогда начните разговор с распространенного клише «Вам не кажется, что… «.

Если завязался спор и вы оказались не правы, то как культурный человек, признайте свою ошибку, не доводя спор до конфликта.

Речевая культура

Многие думают, что речь — это просто мысли, высказанные словами. На самом деле речь и связанный с ней этикет — сложный инструмент, помогающий наладить общение, установить контакт (особенно в деловых кругах), повысить продуктивность беседы, привлечь на свою сторону массовую аудиторию во вемя публичного выступления.

Культура речи непосредственно связана с поведением говорящего. Выбор слов и манеры говорить настраивают собеседника на необходимый лад и строят наше поведение. Бывает, что нужно следить за каждым сказанным словом и взвешивать их перед тем, как произнести.

В деловых кругах по речи собеседника будут судить не только о нем самом, но и о компании, которую он представляет. Поэтому речевой этикет в таких ситуациях либо поможет сделать карьеру, либо разрушит ее.

Публичное выступление — правила:

Подготовьте заранее план своего выступления и набросайте тезисы.

Избегайте поучительного тона.

Говорите эмоционально, но не чересчур. Речь должна быть простой, грамотной, с правильной интонацией.

Пользуйтесь данными сравнительной статистики — вы будете более убедительными.

Не пользуйтесь избитыми штампами — это усыпляет аудиторию.

Завершайте выступление повторным акцентированием внимания на проблеме, которую вы озвучивали вначале — это сделает ваше выступление очень эффектным.

Советы по культуре речи:

Будьте краткими по возможности, чтобы не запутать собеседника лишними словами. Говорите точно, понятно и кратко.

Еще до начала разговора определитесь — с какой целью вы вступаете в беседу.

Будьте разнообразны в своей речи, рассказывая одну и ту же историю разным людям с учетом подхода к ним. Вот где нужен расширенный словарный запас! Это способствует пониманию и налаживанию контактов, нахождению общего языка в разными людьми.

Грубость лучше проигнорировать, чем отвечать на нее. Человек культурный не унизится до того, чтобы ответить в такой же грубой манере, не опустится до уровня собеседника. Когда намеренно не отвечают на вопрос — тоже считается нарушением речевого этикета.

Самообладание и самоконтроль очень нужны в разговоре и при публичном выступлении, чтобы эмоции не вышли из-под контроля, не доминировали над разумом.

Культура речи не имеет ничего общего с нецензурными выражениями.

Если вам трудно найти общий язык с собеседником, старайтесь не перенимать его манеру, сохраняйте свои положительные речевые привычки. Люди, которые подражают речи оппонента, теряют свою индивидуальность.

Азбука культуры речевого общения. ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка г.Новополоцка»

       Азбука культуры речевого общения

    Неповторима прелесть первых детских слов! Долго ещё вспоминаются в семье первые, произнесённые ребёнком слова, такие дорогие родительскому сердцу. Проходят годы, ребёнок подрастает, овладевает активной речью, осваивает грамматический строй речи. Разнообразные впечатления, всё, что поражает его новизной, яркостью красок, мелодией звуков, побуждает малыша к высказываниям.

              К сожалению, в последнее время мы всё больше сталкиваемся с замедленным развитием речи, снижается уровень речевого развития детей, дошкольники не так часто используют речь по своей инициативе. В повседневной жизни речевое общение детей между собой и со взрослыми крайне скудное. Если на занятиях ребёнок, подчиняясь воспитателю, произносит и запоминает слова и фразы, описывает предмет, рассказывает об увиденном, то вне занятий выбор игр и увлечений, связанных с речью вызывает у дошкольников затруднения. Быстрота речевых реакций в диалоге и других ситуациях, использование синтаксических конструкций, речевые высказывания на поступок показывают недостаточный уровень речевого развития. Причинами нежелания высказываться являются также речевые дефекты. Дети молчат, боясь насмешек, что подавляет ребёнка психологически. Неустойчивость внимания, плохая память также мешают речевому развитию.

Владение родным языком, развитие языковых способностей формирует личность ребёнка, помогает решать многие задачи его воспитания и развития, подготовить к обучению в школе. Малыш всему учится в общении со взрослыми. Ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, готовит ребёнка к вычленению смысла слов.

              Речевое общение предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать партнера и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.

             Бесспорно, что культура общения ребенка отражает культуру его семьи, различный характер отношений ее членов к обществу, людям. Пользуясь языком, ребенок усваивает нормы социального взаимодействия. В семейном воспитании детей наблюдается явное преобладание вербальных методов, а в ряде случаев словесное воздействие, в котором отсутствует достаточно убедительное и аргументированное обоснование нравственной нормы, остается, в сущности, единственным воспитательным средством. Эффективность реализации коммуникативной функции речи зависит от культуры личности родителя, которая в свою очередь влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом. С самого рождения человек вступает в отношения с окружающими людьми. Без общения не может сформироваться его психика. В процессе общения ребенок познает окружающий мир, самого себя, усваивает язык, нормы взаимоотношений взрослых, своих сверстников. Все, что ребенок научился воспринимать и осознавать, возникло в общении со взрослыми и с детьми. Современные дети не умеют общаться, им трудно договориться друг с другом. Трудности, которые испытывает ребенок в общении, особенно при организации совместной деятельности, сказываются на его нравственном и интеллектуальном развитии. Опыт общения и совместная деятельность — это тот фундамент, на котором надстраивается все здание дальнейшего психического развития.

Особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Надстраивается все здание дальнейшего психического развития.

Большое значение в воспитании основ культуры общения имеет дошкольный возраст, т.к. именно в этом периоде жизни закладываются основы моральных качеств. Эта проблема особенно актуальна на современном этапе в связи с тем, что в условиях постоянного увеличения числа контактов детей (в семье, детском саду, транспорте, во дворе и т.д.) значительно увеличивается психическая нагрузка на ребенка даже при доброжелательном к нему общении. На протяжении дня ему приходится контактировать с детьми и взрослыми, имеющими разный характер, настроение, интересы. Защитным механизмов нервной системы ребенка от перегрузки является формирование у него культуры общения с окружающими людьми.  Современный ребенок испытывает сильную психическую нагрузку, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается. И ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значит — владеть основами культуры речи, что во многом облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и уменьшает возможность возникновения конфликтов.

Возможность возникновения конфликтов.

На 7-ом году жизни у ребенка имеются необходимые психологические предпосылки для воспитания культуры общения в процессе педагогически организованного взаимодействия с педагогом и сверстниками. Существенной предпосылкой для этого является возникновение в старшем дошкольном возрасте гуманного отношения к сверстникам при условии организации эмоционально-положительного общения с ним. Это дает основание предполагать возможность воспитания культуры общения, основанной на доброжелательном, чутком отношении к окружающим. Возрастающая потребность дошкольников старшего дошкольного возраста в общении, в основе которого лежит сопереживание (основа тактичности), взаимопонимание (основа вежливости), свидетельствует о   формировании культуры общения. Если у человека с детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим, то оно внешне в большей или меньшей мере находит выражение в общении и под его влиянием формируются привычки культурного общения с окружающими людьми, которые отражают его нравственное отношение к людям.

В процессе воспитания культуры речевого общения у дошкольников необходимо соблюдать следующие условия:

—  развитие всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической, в том числе ее связности и образности), определяющих формирование культуры речи дошкольников как части их общей культуры;

—  воспитание культуры речевого общения дошкольников в условиях дошкольно-образовательного учреждения и семьи на основе формирования представлений о правилах и формах речевого этикета в зависимости от ситуации;

—  привлечение родителей к активному взаимодействию и совместной деятельности с ребенком (сочинение рассказов, иллюстрирование их, беседы после чтения литературных произведений, раскрывающих правила речевого поведения).

Культура общения — это прижизненное личностное образование, которое, безусловно, оказывает влияние на качество деятельности общения и формируется благодаря систематическому участию личности в ней.         

Речевой этикет. Правила культуры речи:

  • Избегайте многословия в любой ситуации общения. Если Вы хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.
  • Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель предстоящего общения.
  • Старайтесь всегда говорить кратко, понятно и точно.
  • Стремитесь к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения Вы должны находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций у Вас будет, тем выше станет Ваша речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.
  • Научитесь находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдайте принципы культуры речи, будьте вежливы и дружелюбны.
  • Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускайтесь до уровня своего плохо воспитанного собеседника. Следуя принципу «око за око» в подобной ситуации, Вы продемонстрируете только отсутствие собственной культуры речи.
  • Научитесь быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Старайтесь всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечайте собеседнику, если видите, что он нуждается в Вашем совете или внимании. Помните, когда Вы не отвечаете на слова собеседника, Вы грубейшим образом нарушаете речевой этикет.
  • Следите за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали Ваш разум. Сохраняйте самоконтроль и самообладание.
  • Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.
  • Общаясь с собеседником, не перенимайте его стиль общения: придерживайтесь своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, Вы теряете свою индивидуальность.

Памятка родителям по формированию культуры общения

1. Помогите ребёнку научиться выражать свои просьбы, желания, чувства, ощущения – для ребёнка очень важно, когда взрослый его не просто слышит, но и может обсудить с ним волнующую тему или порадоваться, посмеяться вместе с ним.

2. Научите ребёнка рассказывать о себе своим сверстникам – объясните, что рассказ о себе, о своих увлечениях может быть хорошим поводом для интересной беседы, что не нужно стесняться говорить об этом. Родители должны в свою очередь находиться в доверительных отношениях со своим ребёнком, должны с ним разговаривать, как со своим другом, если будет такое общение у ребёнка со взрослыми, то со временем он перестанет неловко чувствовать себя в общении со сверстниками.

3. Научите ребёнка спрашивать – очень важно приучить к культурному обращению к другому человеку и закрепить умение формирования вопроса, это пригодиться ребёнку в различных ситуациях его жизни (спросить дорогу, время у прохожего, поинтересоваться делами у друга, узнать о интересной книге у библиотекаря и т. д.)

4. Не пресекайте общение ребёнка посредством телефона или интернета – ребёнок, который стесняется контактного общения, может вести себя более уверенней при общении по телефону или посредством электронной переписке, поэтому взрослому необходимо объяснить ребёнку о существовании культуры общения и в таких видах коммуникации, о их нормах и правилах, и помочь ребёнку не погружаться в виртуальное общение полностью, а рассказать о большей важности «живого» разговора.

5. Хвалите и поощряйте ребёнка за достойное поведение и научите его выражать свою похвалу и одобрение другим – не стесняйтесь сказать ребёнку доброе слово за совершенный хороший поступок, за произнесённое правильное слово, похвала будет только побуждать к совершению добрых дел и произношению «правильных» выражений, и научит его выражать своё одобрение в общении со своими товарищами.

6. Научите ребёнка вести продолжительные беседы находясь на равном с ним уровне – пытайтесь поддерживать и развивать интересную тему, чтобы беседа получалась ёмкой и познавательной, не только монологической, но и диалогической, выслушивайте ребёнка до конца не перебивая, а только потом высказывайте свою точку зрения, так же объясните важность не перебивать и вас или того с кем общаешься.


 

Культура речевого общения детей дошкольного возраста | Материал по развитию речи:

Культура речевого общения детей дошкольного возраста.

1-й слайд.

Общение – актуальная проблема, исследованием которой занимались А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов и другие. «Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности»,- В. В. Давыдов.

Одним из компонентов общения выступает культура речи. Исследования учённых установили, что воспитание культуры речевого общения предупреждает негуманное проявление эмоций, а также определяет:

-формирование знаний норм и правил;

-умение взаимодействовать с окружающим;

-желание вступать в контакт.

2-й слайд.

Проблеме формирования у дошкольников основных навыков и умений употребления формул речевого этикета стали уделять внимание сравнительно недавно. Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми решение следующих задач:

-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

-развитие всех компонентов устной речи детей; практическое овладение воспитанниками нормами речи».

Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет (французское слово – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Культура речи – сложное понятие. Под культурой речи понимают владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают правильную и неправильную речь.

Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли вкуса и интереса к языку.

3-й слайд.

Сегодняшний старший дошкольник умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. Поэтому перед педагогами ставится цель и решаются задачи.

Основная цель- формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

Ввести в активный словарь этические стереотипы;

Формировать умение выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения;

Способность эффективно осуществлять деятельность, т. е. умение говорить и слушать других;

Проводить работу по освоению собственно речевых норм (слайд №3).

4-й слайд.

Формирование культуры речевого общения – важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами. Освоение ребёнком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения.

В основе обучения положены следующие принципы:

— учёт возрастных особенностей дошкольников;

— комплексный подход ;

— использование различных форм, методов и приёмов работы;

— игровой;

— безоценочного позитивного принятия ребёнка;

— сочетание различных форм организации деятельности.

5-й слайд.

Формирование навыков культуры общения имеет закономерности, связанные с возрастными особенностями. Выделяются основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы (беседы, разъяснение); а также наиболее характерные приёмы обучения. Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между ними.

6-7-й слайд.

Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляем их через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни. В совместной деятельности проводим игры-импровизации, игры-упражнения и прочее. Данная работа в совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, позволяет каждому ребёнку дощкольного возраста без перегрузки, с учётом возрастных, индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила культуры речевого общения.

8-й слайд.

Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Основанное на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения.

9-й слайд.

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей немаловажна. Формируется словарь – идет обогащение словаря новыми словами. Затем вводят слова в речь детей, т. е. идет активизация словаря. Дети учатся использовать в своей речи существительные, затем слова действия, прилагательные, ласковые слова (с утешительным ласковым суффиксом) и т. д.

Развивается связная и монологическая речь. После прочтения сказки детям предлагается: закончить какое-то предложение, повторить некоторые предложения, затем пересказать. Также идет развитие и диалогической речи. Дети учатся передавать с помощью речи характер героев. Если герой чем-то недоволен – говорит сердито. Если боится – говорит со страхом.

Развивается сила голоса и дикция.

Дети учатся произносить слова так, чтобы окружающим все было хорошо слышно и все понятно.

В ДОУ проведён семинар практикум с педагогами на тему «Культура речевого общения через театрализованную деятельность», с целью – формирование культуры речевого общения у детей дошкольного возраста.

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребёнка, мы используем кукольный, настольный театр, театр на фланелеграфе. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

10-11 слайд.

Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры воспитатель может показать, как необходимо себя вести в той или иной ситуации.

С целью закрепления навыков и умений дети играют в дидактические игры в доступной и образной форме напоминают детям о правилах этикета. Наиболее целесообразным временем для игр являются часы после дневного сна.

13-й слайд.

Во время прогулок, совместной, самостоятельной деятельности дети охотно общаются и закрепляют полученные навыки общения.

Педагоги внимательно следят за тем, как каждый из их подопечных воспринимает воспитательное воздействия и влияние. Определяют уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребёнка присущие ему особенности поступков, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры общения и этикета.

14-йслайд.

Современные родители испытывают определенные трудности в общении с детьми, а отсюда и серьезные недостатки в формировании речевого этикета.

Чтобы лучше узнать ребёнка, необходимы знания о его семье. В начале года проводим анкетирование родителей, с помощью которого выясняем знания родителей об этикете, а в дальнейшем, проанализировав анкеты, даем необходимые консультации, делаем папки-передвижки, рассказываем о том, какими навыками этикета могут овладеть их дети.

Беседуя с родителями, воспитатель дает образец культуры ведения диалога. Уважительное, доброжелательное отношение к обслуживающему персоналу, в процессе которого ребёнок может слышать образцы речевого этикета, тоже является необходимой составляющей воспитания дошкольника.

Можно отметить, что работа, проводимая в ДОУ, наиболее результативна, если находит продолжение в семье.

Практическая часть

Добрые слова. Мы можем делиться своей добротой не только с помощью улыбок и ручек, но и словами. Мы же люди, а люди умеют разговаривать! Покажите свои язычки. Давайте ими поработаем (языковая гимнастика). А теперь наши язычки будут делать доброе и нужное дело: мы начнём говорить друг другу хорошие, приятные слова.

Игра «Антонимы». Идёт подготовка к тренингу: обогащение словарного запаса детей добрыми словами.

Злой- добрый, плаксивый- весёлый, жадный- щедрый, грубый -нежный, ненавижу-люблю, глупый -умный, страшный -красивый, грязный- чистый, вонять-пахнуть, реветь- смеяться, толстый- стройный, враг-друг, жёсткий- мягкий…

Тренинг со свечой. Передача свечи (обязательно с безопасным подсвечником) по кругу из рук в руки и проговаривание добрых слов рядом стоящему человеку. Например: Сашенька, ты очень весёлый; Танечка, ты хорошая подруга…

Вывод: не жалейте для людей добрых слов и улыбок, говорите им, какие они хорошие, и тогда все и вправду подобреют.

Культура речи — это… Что такое Культура речи?

– область духовной культуры, связанная с применением языка; качества речи, обеспечивающие эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок.

Термин К. р. указывает на степень развития, достигнутую обществом в области речевого пользования. В К. р. соединяется язык и общественный опыт применения языка. Традиция речевого пользования (особенно опыт наиболее авторитетных в этой области людей – златоустов, мастеров красноречия) переводится в область ценностных характеристик: одни средства языка и речевые приёмы выделяются и рекомендуются в виде образцов для подражания (становятся литературной нормой), другие не рекомендуются в качестве социально осуждаемых или непрестижных. Т. о., в основе понятия К. р. лежит понятие нормативности.

При освоении культуры родной речи человек имеет четыре крупных ориентира: совокупность норм лит. языка, совокупность этических установлений своего народа, совокупность целей и обстоятельств общения и, наконец, национальное представление о красоте речи (соответственно выделяются языковой, этический, коммуникативный и эстетический факторы и соответственно компоненты К. р.). В каждом конкретном случае говорящему приходится учитывать не один, а все четыре ориентира, так что выбрать одни единицы и отказаться от других, правильно соединить их не так просто и в родном языке. Это тем более так, поскольку каждый из компонентов К. р., соответствующий названным ориентирам, представляет собой обширный свод речевых обычаев и правил, которые приняты в обществе и которых придерживается большинство, они могут изучаться по отдельности. Правило, правильность, норма – это центральные понятия К. р., действующие во всех ее сферах.

Языковой компонент К. р., в первую очередь, охватывает правила предпочтения литературной языковой единицы, а не ее нелитературного языкового конкурента, т.е. круг обязательных норм лит. языка (правильно класть, а не ложить; инженеры, а не инженера, мн.; который час?, а не сколько время?). Для того чтобы осуществить этот выбор и добиться правильности речи, необходимо иметь представление о делении национального языка на лит. и нелит. разновидности (диалекты, просторечие, жаргоны), об особенностях лит. языка и его составе, а также знать круг фактов, связанных отношениями конкуренции, как в приведённых выше примерах. Вторая часть языкового компонента связана с правилами выбора одного из вариантов в пределах лит. языка – того варианта, который больше соответствует определённой сфере употребления, т.е. круг вариативных норм лит. языка (в разговорной лучше сказать картошка: почистить картошку, сварить картошку, в деловой – картофель: закупка картофеля, цены на картофель). Для того чтобы правильно осуществлять такой выбор, нужно иметь представление о функц. стилях речи и эмоционально-экспрессивном расслоении языковых единиц. К этому же компоненту относится полнота понимания языковой единицы, от которой зависит точность речи, и владение законами логики при создании и восприятии текстов, выражающееся в логичности речи.

Этический компонент К. р. связан с речевым выражением нравственного кодекса народа и учётом этого фактора. При этом выбор в пользу более эффективной единицы общения осуществляется не только между литературной (правильной) и нелитературной (неправильной), но и между правильными единицами. Напр., и приветствие Здравствуйте, Константин Александрович! (1), и приветствия Здравствуй, Костя! (2), Привет, Костик! (3) правильны, но в общении взрослых в официальной обстановке или обращении младшего к старшему лучше будет (1), а в неофициальном общении ровесников или приятельском обращении старшего к младшему – (2) или (3). Правильный выбор здесь требует знания культурных традиций и запретов, понимания, что такое уместность и чистота речи.

Коммуникативный компонент связан с тем влиянием, которое оказывает на речь обстановка общения, внешние обстоятельства, т.е. ситуация. К. р. предполагает, что, владея языковыми нормами и зная культурно-этическую синонимию, нужно ещё и гибко вести себя применительно к ситуации. При одних и тех же отношениях (предположим, со старшим по возрасту официальным лицом) в ситуации «встреча на ходу» приветствие может быть сокращено до одного слова здравствуйте, а присутствие третьих лиц заставит приятелей-ровесников выбрать не обычное для них «Привет, Костяй! – Привет, Андрюха!», а более нейтральный вариант. Ещё сильнее будет влиять на выбор эффективных средств экстремальная ситуация: под ее влиянием многие правила перестают иметь значение. Ситуация определяет и количество речи, необходимое и достаточное в определённом случае. Гибкости требует также приспособление речи к возможностям адресата: изложение информации должно соответствовать речевой эрудиции собеседника. В теории качеств речи данные свойства названы уместностью, лаконизмом, ясностью речи.

Эстетический компонент связан с укоренившимися в отечественной культуре представлениями о том, что красиво и что некрасиво в речи. Эти представления имеют отношение к конкретным внешним качествам речи: высказывание Но и у Анны его не было некрасиво и неудобно за счёт несвойственного рус. языку стечения гласных; в выражении Я знал, что шторм нам не грозит неэстетичен звуковой повтор (што што). Обобщённо они связаны с понятием о богатстве и выразительности речи.

Таким образом, сфера К. р. – это сфера взаимодействия языка и культуры, языка и неязыковой действительности, применение языка с учётом требований отечественной культуры и обстоятельств общения. Различные коммуникативные качества, естественно, жёстко не разделены, они частично пересекаются и дополняют друг друга.

Науку о К. р. называют так же, как и сам изучаемый ею объект: культура речи, а если нужно подчеркнуть их различие, то теория культуры речи. К. р., обобщённо, изучает характер пользования языком и занимается регламентацией речевой деятельности с нормативных позиций. Данное направление языкознания относится к области лингвистической аксиологии: все языковые и речевые данные, а также разработки всех наук, на которые опирается К. р. (в их числе лингвопрагматика, психолингвистика, социолингвистика, этика, эстетика, лингвострановедение), переводятся в оценочную плоскость на основе понятия нормы, трактуемой в качестве культурной ценности. Кроме того, в задачи данной науки входит прогнозирование изменений нормы на основании суммы внешних и внутриязыковых факторов. Параллельно рассматривается и феномен «антикультуры», как в целом, так и в частностях (коммуникативная агрессия и коммуникативные неудачи), а также коммуникативные помехи.

К. р. как область языкознания складывалась долгое время и в различных вариантах. Она ведёт своё начало от работ М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, Я.К. Грота. Одной из первых специальных работ, повлиявших на дальнейшее развитие К.р., является труд В.И. Чернышева «Правильность и чистота русской речи. Опыт русской стилистической грамматики» (1911). В качестве самостоятельной научной дисциплины К.р. складывается к 20-м годам ХХ в., выделившись на пересечении лингвистики, риторики и стилистики в качестве интегративного прикладного направления науки. В создании теории К. р. и практической нормализаторской деятельности (прежде всего, создании культурно-речевого оснащения толковых словарей) принимают участие крупнейшие учёные: Г.О. Винокур, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков, позднее Р.И. Аванесов, С.И. Ожегов, Ф.П. Филин и др. Их трудами сформирована теория нормы и нормативности, выработана систематика языковых норм, заложены основы нормализации. Нормативная отрасль К. р., имеющая столь мощную опору, активно развивалась и в дальнейшем (такими учеными, как К.С. Горбачевич, Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.И. Скворцов и др.).

Коммуникативному аспекту К. р. первоначально уделялось меньшее внимание. Однако параллельно на эмпирической основе сложилась такая культурно-речевая по своей сути дисциплина коммуникативной направленности, как практическая стилистика (М.К. Милых, Д.Э. Розенталь). Её основное содержание – обоснованная критика речи на основе теории коммуникативных речевых качеств, систематика которых выполнена ещё в античной риторике, и предложения по совершенствованию речи и текста в соответствии с конкретикой определённой сферы речевого взаимодействия, задачами общения, целеустановкой автора и особенностями адресата. Данное ответвление и сейчас продуктивно используется при подготовке журналистов, учителей-словесников, редакторов (Л.М. Майданова).

Первая целостная концепция в области теории К. р. также возникает на основе практических потребностей при подготовке специалистов-гуманитариев. Её автор Б.Н. Головин последовательно рассматривает все взаимосвязи речи с неречевыми, внешними по отношению к речи структурами (концепция разрабатывалась в 60–70-е годы ХХ в., в 1976 г. увидел свет первый вузовский учебник по данной проблематике: «Основы культуры речи»). Системные связи между речью и языком, речью и мышлением, речью и действительностью, речью и человеком, речью и условиями общения, по Головину, создают общую координатную сетку речевого общения, что позволяет рассматривать различные качества речи (логичность, точность, ясность, уместность и др.) на едином – коммуникативном – основании и с учётом их взаимной обусловленности в коммуникативном акте. Так же чётко взаимосвязь общих критериев культуры речи с принципами речевого функционирования прослежена в работах А.Н. Васильевой (1990 и др.).

Развитие теории К. р. связано, особенно в последнее десятилетие, с усилением внимания к коммуникативному компоненту, укреплению антропоцентризма и более яркой выявленностью культурологических подходов к материалу. Понятия нормы и нормативности также претерпели некоторые изменения: нормативность как фундамент речевой культуры в настоящее время понимается не только как свойство единиц языковой системы, но и как параметр дискурса и текста. Теоретическую опору данных представлений составляет, прежде всего, типология норм, в соответствии с которой наряду с языковыми (системными) выделяются коммуникативные и стилистические нормы (Едличка и др.). Коммуникативно-прагматический аспект культуры речи разрабатывается сейчас наиболее активно, поскольку именно с ним более всего связана успешность и эффективность коммуникации. Современные исследования коммуникативных норм предполагают ориентацию на ценности, выработанные в русском общении (в том числе этические и эстетические) и регулятивы (в том числе связанные с нравственной сферой), т.е. характеризуются этическим и культурологическим наполнением, направленностью на осмысление и распространение толерантного речевого общения в противовес явлениям «антикультуры». Таким образом, в новейших трудах (Е.Н. Ширяева, Л.К. Граудиной, С.И. Виноградова, Н.Н. Кохтева, Н.И. Формановской и др.) К. р. предстаёт интегративной наукой об эффективности речевого общения, на новом витке развития научного знания сближающейся с риторикой.

Лит.: Винокур Г.О. Культура языка. – 2-е изд. – М., 1929; Розенталь Д.Э. Культура речи. – 3-е изд. – М., 1964; Ицкович В.А. Языковая норма. – М., 1968; Актуальные проблемы культуры речи / Под редакцией В.Г. Костомарова и Л.И. Скворцова. – М., 1970; Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. – Л., 1971; Его же: Нормы современного русского литературного языка. –2-е изд. – М., 1981; Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. – М., 1974; Практическая стилистика русского языка. – Ростов н/Д., 1974; Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980; Основы культура речи: хрестоматия / Сост. Л.И.Скворцов. – М., 1984; Майданова Л.М. Очерки по практической стилистике. – Свердловск, 1986; Розенталь Д.Э., Теленкова М. Практическая стилистика русского языка. – 5-е изд. – М., 1987; Головин Б.Н. Основы культуры речи. – 2-е изд. – М., 1988; Едличка А. Типы норм языковой коммуникации // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XX. – М., 1988; Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990; Ширяев Е.Н. Культура русской речи: теория, методика, практика. – Изв. РАН. Сер. Л. и Я. Т. 51. – 1992. – №2; Культура парламентской речи / Под редакцией Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 1994; Культура русской речи и эффективность общения. – М., 1996; Культура русской речи / Под редакцией Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 1998; Майданова Л.М. Критика речи и литературное редактирование. – Екатеринбург, 2001.

Т.В. Матвеева

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. «Флинта», «Наука». Под редакцией М.Н. Кожиной. 2003.

Культура речи — воспитание грамотного восприятия и произношения

Красивая речь привлекает внимание и помогает донести мысль говорящего доступными словами. В коммуникативном процессе важное место отводится языковым нормам и этике общения. Человек, на деле знакомый с понятием культура речи, имеет изобильный словарный запас, его речь отличается чистотой, выразительностью, ясностью и правильностью.

О культуре речи нельзя говорить изолированно от культуры языка, хотя между ними и существует терминологическое разграничение. Чем богаче и многограннее будет культура языка, тем лучше будет речевое воздействие. Появится больше вариантов для построения речевых структур. Внесём немного ясности в эти два понятия. Рассмотрим, что является языком и речью, чтобы лучше разбираться в их взаимосвязи.

Культура речи и язык

Понятие культура речи довольно многостороннее и непосредственно связано с языком. Мы передаём свои мысли и чувства собеседнику с помощью знакомых обоим слов. В этом случае язык является знаковым механизмом для выражения сути передаваемой информации.

В другом смысле язык также выступает способом мышления. Если вы задумаетесь, то поймёте, что не бывает у человека других мыслей, кроме как сформированных с помощью знакомых ему слов одного или нескольких языков.

Реализация мыслительной деятельности осуществляется посредством речи, которая представляет собой язык в действии. Это может быть устное общение, запись на бумаге или другом носителе.

Два определения культуры речи

  1. Набор языковых средств и качеств, позволяющие эффективно воздействовать на адресата с целью решения коммуникативных задач.
  2. Умение наилучшим образом воздействовать на собеседника или группу людей в определённой ситуации, демонстрируя хорошее владение литературным языком.

Звуковая культура речи и её развитие

Звуковая составляющая речи во все времена была актуальной, её практическая значимость неоспорима и сегодня.

Изучение аспектов звуковой культуры речи на физическом, физиологическом и лингвистическом уровнях способствует раскрытию закономерных принципов её формирования и развития. Каждый язык отличается своим набором звуков и имеет ряд особенностей. К примеру, русский язык обладает следующими отличительными качествами:

  • певучесть гласных звуков;
  • согласные звуки имеют своеобразное произношение и зачастую произносятся мягко;
  • разнообразие интонации.

Звуковая культура речи предусматривает верный подбор и произношение звуков, тренировку чёткой дикции и выразительности. Она подчиняется всем фонетическим и орфоэпическим правилам. В её структуре выделяются такие основные разделы:

  1. Культура речевого произношения — грамотное воспроизведение звуков и чёткая артикуляция, которая формируется на основе поставленного речевого дыхания и тренировки голосового аппарата;
  2. Речевой слух — это комплекс из фонематического, ритмического и звуковысотного слухов.

Исходя из этого, в звуковой культуре речи эффективная работа должна проводиться по 2-м направлениям: развитие восприятия речи и речевого двигательного аппарата. В воспитательном процессе особое внимание должно быть уделено постановке орфоэпически правильной речи, её отчетливости и выразительности. В целом культура речевого общения должна рассматриваться частью этикета.

Культура общения

Для нормального существования человеку необходимо общение. Оно пронизывает духовный мир, обеспечивает материальную деятельность и социальную адаптацию. Проведение длительного времени в уединении или заточении — настоящее испытание. Общение — главная потребность человечества. Оно даёт истоки для воспроизводства, организации и выражения личности. Коммуникативный голод смертельно вреден для младенцев.

Культура общения строится, исходя из следующих принципов:

  1. Инструментальный принцип — владение навыками, формами и приёмами общения для выражения мыслей и налаживания коммуникативного процесса;
  2. Принцип целесообразности — умение строить общение таким образом, чтобы достичь максимального эффекта в соответствии с личными и общественными целями;
  3. Этический принцип — умение разделять взгляды, уважать интересы собеседника, а не придерживаться лишь своего мнения и отстаивать исключительно свою позицию;
  4. Эстетический принцип — способность сосредоточения на общении, как на важном процессе, который нуждается в постоянном усовершенствовании и освоении новых форм.

Культура общения — это важный элемент общей культуры человека, которую нужно прививать с ранних лет, правильно воспитывать и всё время совершенствовать. У каждого человека в подсознании должен сформироваться идеальный образ, в соответствии с которым появится желание красиво изъясняться, правильно строить речь, культурно общаться.

Ключевые аспекты культуры речи

Культура речи имеет свои аспекты, которые помогают раскрыть её сущность. Основополагающими из них являются:

  1. Нормативный аспект;
  2. Этический аспект;
  3. Коммуникативный аспект.

Центральное место занимает нормативный аспект. Под нормой принято понимать совокупность правильных средств языка, которые выступают в качестве идеальных образцов. Она носит обязательный характер и затрагивает язык всесторонне. Ею предписываются правила, закреплённые системой языка в целом.

Этическая составляющая даёт обоснование слову в морально-нравственном разрезе. Речевой этикой устанавливаются правила общения в соответствии с моральными нормами и культурными традициями. К выражению мыслей предписываются такие требования, как ясность, чёткость и понятность.

Паритетность, являясь важнейшим этическим принципом, присутствует на разных стадиях разговора. При этом важное значение отводится взгляду, мимике, жестам и улыбке. Сигналы внимания могут проявляться и через регулятивные реплики. Хороший собеседник может не только поддержать беседу, он способен предложить интересную тему и задать нужную тональность разговора. Он умеет расположить к себе с первых минут общения.

Коммуникативный аспект, находясь в тесной связи с функцией языка, накладывает свои требования к качеству речевого взаимодействия. Высокая культура речи — это совокупность коммуникативных качеств, находящих отражение в сфере общения. Следование языковым нормам является важным моментом, но не достаточным. Нужно уметь находить точные средства для выражения мыслей. При этом они должны быть выразительными, логичными и уместными для эффективного выполнения поставленных задач общения. Коммуникативная целесообразность — важная теоретическая категория культуры речи.

Нормы культуры речи

Культура речи обязывает каждого индивида придерживаться определённых норм. Они нужны для того, чтобы сохранить целостность литературного языка и его понятность для всех носителей.

Главными нормами культуры речи являются:

  • Лексические нормы — правильное словоупотребление, не выходя за рамки литературного языка. Разницу между близкими по значению словами можно уяснить, обращаясь к словарям и справочникам. Соблюдение таких норм исключит лексические ошибки;
  • Грамматические нормы — словообразование, морфология и синтаксис. Они описаны в учебниках и грамматических справочниках;
  • Стилистические нормы — предписываются жанровыми законами и вытекают из особенностей функционального стиля. Эти нормы можно найти в толковом словаре, учебных пособиях по стилистике и речевой культуре. Примеры стилистических ошибок: лексическая недостаточность и избыточность, стилистическая неуместность, двусмысленность.

На письменную речь распространяются орфографические и пунктуационные нормы. Отдельно для устной речи устанавливаются нормы произношения, интонации и ударения. Соблюдение ключевых или второстепенных норм имеет большое влияние на качество культуры речи в целом. Малейшее их нарушение может сформировать неприятное впечатление у адресата. Слушатель легко отвлекается и речь «пролетает мимо ушей».

Культура письменной речи

Письмо можно рассматривать как самостоятельную систему коммуникативного процесса. Письменная речь охватывает статистическое пространство, а не временное. Это позволяет пишущему продумать свою речь, вернуться к написанному, исправить и перестроить текст, внести необходимые уточнения. На поиск формы подачи и эффективное выражение мысли может быть затрачено длительное время.

Культура письменной речи отражает мысли человека с помощью графических знаков. Изложение текста осуществляется посредством использования литературного языка. При необходимости могут быть задействованы технические термины, деловая лексика или разговорные обороты.

Как правило, такой культурой речи предусматривается высокий уровень образованности человека. Он должен умело использовать слова для:

  • построения сложных конструкций;
  • донесения тончайшего настроения;
  • воспроизведения интонации речи;
  • выражения эмоциональных оттенков передаваемой информации.

Обладая данными качествами и способностями, можно донести суть, передать нужное настроение и чувства любому слушателю. Мастерам этого дела под силу описать звучание музыки, отобразить оттенки красок, обрисовать природные явления и окунуть читателя в мир фантазии.

Культура речи современных детей

Культурный облик современного ребёнка далёк от идеала. Причиной нарушения речевой культуры детей является несоблюдение литературных норм и влияние со стороны искажённых языковых форм. Русский язык в информационном веке испытывает серьёзное давление, изменяясь до полной неузнаваемости.

В общении школьников или студентов преобладают жаргонизмы и слова-паразиты, повсеместно используются иностранные слова, даже если существует их конкретный аналог в русском языке. Речевой портрет ребёнка омрачён тёмными оттенками. Небрежность, усечённость и оскудение речи оказывают серьёзное влияние на деградацию целого поколения.

Культура речи современных детей представляет довольно пластичную среду, моментально реагирующую на все изменения, в том числе и неблагоприятные. Именно поэтому, состояние речевой культуры сегодня находится под пристальным вниманием. Предпринимаются меры против засорения речи, исходящей из уст детей. К сожалению, сейчас говорить на нормальном языке «не модно» среди молодёжи.

Формирование и воспитание культуры речи

Важнейшим интеллектуальным показателем человека и его культуры является речь. В целом для общества ценно, чтобы каждая личность стремилась к её усовершенствованию. Чем богаче и образнее речь, тем значительнее выглядит и ощущает себя человек.

Увы, далеко не во всех семьях уделяют достаточное внимание культурному общению. Каждому ребёнку необходимо донести, что речевая культура — это отражение духовной культуры человека. Красота и величие родного слова облагораживают чувства и приводят в порядок мысли.

Работа воспитателей и логопедов в детском саду и школе сосредоточена на исправлении произношения звуков и правильного словесного ударения. Этого недостаточно для формирования красивой и правильной речи. Звуковая культура является лишь частью общей культуры речи. Занятия по звукопроизношению важны, но это лишь малая часть обширной науки. Школьная программа является продолжением формирования культуры речи у детей. Здесь большое количество часов отводится как устной речи, так и письменной.

Воспитательный процесс всегда наиболее плодотворный, когда с детьми занимаются не только в школе, но и дома. Родители на собственном примере должны показывать, что культура речевого общения украшает межличностные отношения и облегчает взаимопонимание. Драгоценности богатейшей сокровищницы русского языка можно обрести с помощью живого слова, которое дети должны слышать от взрослых повседневно.

Культура: публичные выступления / речевая коммуникация

    Щиток приборов

    SPCH PPTs Text LearAct

    Культура

    Перейти к содержанию Щиток приборов
    • Авторизоваться

    • Панель приборов

    • Календарь

    • Входящие

    • История

    • Помощь

    Закрывать