Коммуникативная компетентность педагога – Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста, педагога

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста, педагога

Коммуникативная компетентность – это высокоэффективные навыки пользования средствами коммуникации. Коммуникативная компетентность означает свободное владение и руководство средствами общения (вербальными и невербальными), рассматривается, как система регулировки отношений личности, собственно, к себе, и также к миру (природному и общественному).

Коммуникативная компетентность личности – это все внутренние ресурсы, обеспечивающие эффективное взаимодействие: роли, установки, стереотипы, знания, умения.

Структура коммуникативной компетентности охватывает знания и умения, которыми обеспечивается эффективная коммуникация и создание отношений с окружающими.

Понятие коммуникативной компетентности определяет способность человека выслушивать собеседника, вести переговоры, адекватно защищать свое мнение.

Коммуникативная компетентность означает осознаваемый и развивающийся опыт общения людей, формирующийся при непосредственном взаимодействии между ними.

Развитие коммуникативной компетентности нераздельно связано со становлением самой личности. Усвоение коммуникационного опыта совершается во время непосредственного взаимодействия и также лично во время чтения, просмотров кинофильмов, наблюдая за людьми.

Коммуникативная компетентность личности формируется, получая данные об особенностях коммуникационных взаимодействий, межличностных проблем и тактик их решения. Когда индивид развивает коммуникационные способности, он перенимает из внешней социальной среды визуальные и словесные средства, с помощью которых анализирует коммуникационные ситуации взаимодействия. Во время  происходит процесс становления коммуникативной компетентности, она происходит несколькими путями: через идентификацию с взрослыми, через усвоение культурного наследия и посредством наблюдения за общением других людей.

Коммуникативная компетентность педагога

Понятие коммуникативной компетентности педагога определяется, как способность выслушать ученика, понять его точку зрения, грамотно и тактично отстоять свое мнение, не навредить ученику, и построить с помощью коммуникации теплые и доверительные отношения.

Структура коммуникативной компетентности педагога имеет несколько составляющих компонентов:

— мотивационно-ценностный –  это готовность учителя профессионально совершенствоваться, саморазвиваться, самореализовываться;

— когнитивный – это информация, познания педагога;

— операциональный – применение знаний практическим образом;

— позиционно-ценностный – отношения педагога к своей профессиональной деятельности. Эти компоненты тесно связаны между собой и отсутствия одного означало бы неполноту системы. При интенсивном развитии всех элементов повышается коммуникативная компетентность педагога.

Наибольшее значение в процессе обучения имеют взаимоотношения педагога с учеником, и то, каким будет качество этого взаимодействия, настолько эффективным будет процесс формирования и развития познавательных процессов учеников и уровень их мотивации.

Полноценное сотрудничество между учителем и учеником, наличие эффективной коммуникации оказывает влияние на стремление к творчеству, учебному процессу, постановке и достижении целей, постановке задач и работы над ними, желании экспериментировать, вести исследовательскую деятельность, участвовать в конференциях, олимпиадах.

Развитие коммуникативной компетентности учителя начинается еще во время обучения в вузе, где он приобретает все необходимые теоретические знания, проходит практику, и вместе с этим происходит нечто более важное – человек становится личностью. Еще недавно он был учеником, а теперь становится педагогом и будет иметь влияние на таких же учеников. Поэтому с первых же дней знакомства с учениками, он должен построить доверительные отношения с ними, а это достигается за счет умения грамотного, коммуникационного взаимодействия. Базовые позиции коммуникативного стиля будущего педагога формируется во время общения с одногруппниками, преподавателями, и во время производственной практики – с учениками. Таким образом, формируется педагогический стиль, позиция, она определяется через систему ценностей личности.

Существуют определенные условия, приоритеты, которые обусловливают развитие коммуникативной компетентности учителя. Через приоритет эмпатии формируется эмпатийное поведение, ценностное отношение к людям, эмпатийное слушание, навыки общения на равных и общая эмпатийная направленность личности.

Компонент развития коммуникабельности определяется погружением в общение, формированием коммуникационных техник, установки на открытое эмоциональное общение, ориентация на собеседника. Формирование специфических коммуникационных умений – построение высказываний, определение эмоционального фона разговора, корректировка грамматической стороны речи, наблюдение за интонацией и тоном голоса, умение их подстраивать и следить за мимикой, и другие особенности невербального общения.

С помощью приоритета в развитии эмоциональной стабильности и организаторского потенциала происходит формирование позитивного самовосприятия, уверенности в себе, самоуважения. Также происходит развитие организаторских умений во взаимодействии, в ситуации конфликта, для этого существуют тренинги развития навыков и стратегий поведения в конфликтной проблемной ситуации, умении увидеть причину конфликта, формирование опыта взаимодействия с собеседником.

Приоритет развития рефлексии помогает развить навыки рефлексивного поведения, с помощью самоанализа, установки на самосовершенствование, опыта квазипрофессионального воздействия, развитие потребности воспитать, сделать кого-то лучше, помочь ему усовершенствоваться. Актуализируется умение оценивать свое поведение, понимать свое влияние и соответственно к воспитательным целям осознанно выбрать интонацию, темп речи, тон.

Таким образом, формирование коммуникативной компетентности педагога обозначает обеспечение условий для расширения коммуникативной позиции, это вызывает потребность в общении, направленность на приобретение коммуникативных знаний и практических умений.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста

Понятие коммуникативной компетентности понимается, как совокупность элементов, необходимых для результативного общения: владение языком, мимикой, пантомимикой, ориентация на предмет общения, на собеседника, умение построить разговор, задействовав необходимые вербальные и невербальные приемы.

Коммуникативная компетентность дошкольников имеет свои особенности, но ее структура практически не отличается от стандартной.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста и ее структура имеет три составляющих: мотивационно-личностный, поведенческий и когнитивный элемент.

Мотивационно-личностный элемент выражается в направленности ребенка на общение и его характерологических особенностях, которые определяют характер его общения, умение владеть силой голоса, следить за темпом речи и контролировать свое эмоциональное состояние, умение сохранять спокойствие и уверенность, держать себя в руках в ситуации конфликта.

Поведенческий компонент определяется через коммуникативные умения, способ реагирования на ситуацию, первый опыт взаимодействия, его воздействие на развитие коммуникативной компетентности в будущем, способность к расположению окружающих к себе, самостоятельно принимать решения, стремится к достижению цели, следовать общепринятым нормам поведения, осознавать и управлять собственным поведением.

Когнитивный компонент – это система знаний об общении, как процессе взаимодействия: сведения о поведенческих особенностях, личностных качествах, чувствах и эмоциях, которые влияют на общение, познания о целях и ценности общения, умение ориентироваться в общении, реагировать на критику, помогать сверстникам, прислушиваться к их соображениям, способность к самовыражению.

Все вышеперечисленные компоненты и названные умения являются основой для полноценного становления личности и влияют на формирование коммуникативной компетентности. Собственно они позволяют дошкольнику предсказать общение, ориентироваться на собеседника, вживаться и управлять коммуникативной ситуацией.

Также структура коммуникативной компетентности имеет еще три дополнительных компонента: коммуникационные знания, умения и способности.

Коммуникационные знания – это полученные сведения о средствах и видах взаимодействия между людьми.

Коммуникационные умения – это умение понимать окружающих людей, разговаривать с взрослыми на понятном языке, выражать свои чувства и эмоции адекватно к ситуации, правильно задавать вопросы, пользоваться вербальными и невербальными способами общения.

Коммуникационные способности – это способность детской личности к пониманию состояния собеседника, способность к выражению собственного отношения. Вместе с умениями они проявляются в коммуникационном взаимодействии с другими детьми, родителями и воспитателями в садике. По отношению к дошкольному возрасту, коммуникационная деятельность является самостоятельным процессом общения межличностного взаимодействия субъектов.

Недостаточное развитие коммуникационных умений может быть преградой в свободном общении, замедляет личностное развитие малыша, препятствует улучшению его познавательной и речемыслительной деятельности, негативно влияет на поведение крохи.

Свободное общение, случается в процессе разговора субъектов и обмена между ними информации. К такому виду коммуникации детей дошкольного возраста располагает игровая деятельность, обычная беседа, с помощью которой приобретается новая информация. Также такое общение говорит о спонтанности малыша, свободном выражении волнующих чувств и естественном способе демонстрирования эмоций, о владении информации и желанием поделится ею с друзьями.

Коммуникативная компетентность дошкольников развивается одновременно со становлением разнообразной деятельности ребенка (познавательной, игровой, трудовой, продуктивной, творческой). Наибольшее значение в коммуникационной деятельности имеет именно игровая деятельность. Благодаря игровому процессу дети вступают в многочисленные контакты, и таким образом, они развивают свою речь и усваивают базовые нормы общения. Субъектная позиция ребенка и его высокая активность в свободном общении положительно влияют на формирование коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность обусловлена половыми, индивидуальными, особенностями, спецификой предметно-практической деятельностью, особенностями пространства общения, социально-экономическими условиями, организацией воспитательного процесса и демонстрирует степень овладения малышом высокой культуры вербального общения.

Чтобы развитие коммуникативной компетентности ребенка дошкольного возраста было эффективным, должны быть соблюдены определенные условия: стимулирование коммуникативной деятельности, с помощью использования и постановки проблемных задач и ситуаций, создание ситуаций, в которых ребенок сможет продемонстрировать свои коммуникативные способности и похвалить его за успехи, устранять коммуникативные барьеры. Повышать уровень успешности в коммуникации, заниматься коррекционной работой по усовершенствованию коммуникационных навыков, учитывая индивидуальные особенности и уровень развития каждого ребенка отдельно, следует заручиться помощью психолога, а если есть затруднения в речевом развитии тогда еще подключить логопеда. Необходимо, учить малыша выражать чувства, мысли, эмоции, потребности с помощью речи и мимики, развивать невербальную лексику, обеспечить одновременное исполнение образовательной и самостоятельной деятельности, создавать и проектировать игровые ситуации, которые бы мотивировали ребенка к коммуникации. В коммуникационной деятельности обеспечить необходимую поддержку и фасилитацию во взаимодействии педагога и ребенка, также детей между собой, понять социальную ситуацию и те обстоятельства, в которых проживает ребенок, признать его семью, как фактор, который является наиболее влиятельным в развитии личности ребенка и формировании его коммуникационной грамотности.

Чтобы развитие коммуникативной компетентности ребенка происходило нормально, необходимо, чтобы педагоги сами, в первую очередь, имели личную хорошо развитую коммуникационную грамотность. При коммуникации с детьми в процессе образовательно-воспитательной деятельности педагоги должны соблюдать некоторые правила.

В первую очередь, должен быть установлен личный контакт с каждым малышом, необходимо обращаться к нему по имени, во время разговора быть на уровне глаз у ребенка. Детей необходимо выслушивать до конца, даже тогда, когда времени немного, не перебивать их речи. При каждом взаимодействии нужно анализировать свое поведение, подумать над тем, что мешает слушать ребенка до конца, есть ли желание перервать его, имеется ли мысль о неважности детской речи, нужно проследить есть ли желание все время что-то возразить ребенку, присутствует ли внутренняя полемика.

Не забывать следить за собственной речью, понимать, что все высказывания педагога могут повлиять на дошкольника. Исключить из собственной речи резкие интонации, окрики, пренебрежительность в тоне. Нужно помнить, что те интонации, которыми пользуется педагог, влияют на психику ребенка, и он также может их перебрать на себя, и научиться выражаться в подобной манере. Также избавится от слов-паразитов, которые быстро могут ввести дети в свой словарный запас.

Следить за невербальным поведением, во время разговора выражать всем своим лицом любовь и теплоту, улыбаться, контактировать с помощью глаз, делать плавные жесты. Нужно следить за своим настроением и часто улыбаться, это способствует улучшению психологического микроклимата в группе.

Необходимо развить в себе способность к самонаблюдению, анализировать собственную деятельность, мысленно поставить себя на место малыша, чтобы отследить, как он реагирует на определенные манеры и жесты. Помнить, что дети дошкольного возраста очень впечатлительны и склонны к высокой подражательности.

При коммуникации требуется использовать некоторые приемы педагогического воздействия, такие, как убеждение и внушение. Чтобы убеждение было удачным, следует быть самому твердо уверенным в сказанном, очень доступно излагать детям доводы, вместе с этим быть терпеливым и спокойным. Если необходимо, что-то внушить дошкольнику, то делать это нужно, смотря ему в глаза, и максимально повелительным тоном.

Соблюдение всех этих правил и рекомендаций, поможет педагогу-воспитателю развить свой педагогический такт, лучше понимать дошкольника и стать более проницательным, а ребенок, в свою очередь, будет иметь необходимые гармоничные условия для вырабатывания коммуникационной грамотности, и хороший пример для подражания.

psihomed.com

Консультация на тему: Компоненты коммуникативной компетентности педагога

Компоненты коммуникативной компетентности педагога

Информация для педагогов, старших воспитателей

Материал для сообщения подготовлен

с использованием интернет-ресурсов.

Одной из важных профессиональных компетентностей педагога, является коммуникативная компетентность, позволяющая осуществлять эффективное взаимодействие с детьми, и создавать условия для их сотрудничества с окружающим социумом.

Высокий уровень коммуникативной компетентности позволяет оптимизировать обучение, моделировать безопасные ситуации общения, транслировать адекватные, гибкие и вариативные модели коммуникативного поведения.

От педагога требуется владение техниками вербального и невербального общения, умение создавать социально-педагогические ситуации, в которых обучающиеся практикуются в установлении контактов с окружающими, в обращении к ним за помощью, советом, выстраивая правильную коммуникацию. От успешности межличностного взаимодействия, способности увлечь в совместную деятельность зависит эффективность образовательного процесса.

Педагог, должен обладать достаточным уровнем коммуникативной компетентности, быть способным реализовать личностно ориентированные образовательные и коммуникативные технологии и готовым гибко управлять образовательным процессом

Рассмотрение различных аспектов коммуникативной компетентности отражено в работах Б.З. Вульфова, Ю.Н. Емельянова, И.А. Зимней, Ю.М. Жукова, С.А. Игнатьева, Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, Г.В. Селевко, В.Д. Ширшова, Т.Н. Щербаковой и др.

В современных исследованиях продолжается теоретический анализ понятия «коммуникативная компетентность» и осмысление данной категории, расширяется ее содержательное наполнение. В настоящее время категория «коммуникативная компетентность» рассматривается достаточно широко, и до сих пор нет однозначного взгляда на содержательное наполнение данного понятия, на то, чем является коммуникативная компетентность: способностью, свойством, совокупностью знаний, умений и навыков или качествами личности.

Понятие «коммуникативная компетентность» рассматривается разными исследователями как:

  • система внутренних ресурсов, которые необходимы для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия;
  • такой уровень сформированности межличностного опыта, то есть обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе;
  • владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности;
  • способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми;
  • способность к эффективному общению и сформированность коммуникативных умений;
  • владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность;
  • умение вступать в коммуникацию, непринужденно общаться;
  • интегральное, относительно стабильное, целостное психическое образование, стабильное, представляющее систему коммуникативных свойств, коммуникативного потенциала и коммуникативного ядра личности;
  • компетентность в общении: устное, письменное общение, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента. Опыт и готовность к общению в разных коммуникативных ситуациях: переживание удовлетворения от общения как ценности. Умение начинать, направлять, контролировать коммуникативный процесс.

Таким образом, «коммуникативная компетентность» представляет собой целостное, интегративное, многокомпонентное психическое образование, определяющее эффективность общения.

Коммуникативная компетентность педагога рассматривается как способность к успешному и эффективному педагогическому взаимодействию со всеми участниками образовательного пространства и с социальным окружением для решения широкого круга педагогических задач.

При выделении структурных компонентов коммуникативной компетентности также отсутствует единый подход к данной проблеме (Н.Б. Буртовая, Е.М. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская и др.).

Выделяют следующие компоненты коммуникативной компетентности педагога  /по модели И.А. Зимней/:

1)мотивационно-ценностный компонент представлен профессиональной мотивацией, входящей в состав мотивации учения, самой педагогической деятельности и ее ценностями, готовностью педагога к профессиональному совершенствованию; отражает интерес к инновационной деятельности, стремление к саморазвитию и самореализации, потребность в профессиональном росте;

2) когнитивный компонент предполагает наличие знаний о сущности и роли коммуникативной компетентности, способность решать проблемы, которые возникают в процессе общения;

3) операционно-деятельностный (поведенческий) компонент отвечает за коммуникативные умения, необходимые педагогу в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, способность педагога к личностно ориентированному взаимодействию во время образовательного процесса, умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом, владение ораторским искусством, грамотной устной и письменной речью, умение выработать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для того, чтобы достичь определенных социально значимых целей, умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.

Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Высокий уровень коммуникативной компетентности предполагает развитие всех ее компонентов.

nsportal.ru

Методическая разработка: Коммуникативная компетентность педагога

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Культура инновационного образования предполагает в первую очередь изменение позиции педагога. Педагог выступает не только как носитель предметных знаний, он является помощником, фасилитатором развития ученика. Позиция авторитарной власти, право старшего и сильного утрачивается, взамен утверждается позиция демократических взаимоотношений, сотрудничества, помощи, внимание к позиции и инициативе ученика, к росту его личности. Меняется и позиция ученика, ценностью для которого становится не оценка, а траектория персонального продвижения в образовательном пространстве, а также уровень взаимоотношений с учителем и другими учащимися. На первый план выдвигается социальная природа всякого учения и развития личности, поэтому основными учебными формами становятся групповые формы, совместная деятельность. Репродуктивная деятельность учащихся сменяется многообразием форм поисковой, конструктивной мыслительной деятельности, что способствует обогащению мотивов учения посредством со-бытия и со-творчества.

Таким образом, реализация современных целей образования возможна только в условиях практики взаимодействия с людьми, обмена опытом, выработки собственного отношения к различным жизненным и профессиональным ситуациям и способам действия в них. Современные компьютерные интерактивные технологии не способны заменить активное непосредственное общение. Насыщение техникой учебных аудиторий несомненно повышает КПД учебного процесса, но это взаимодействие в целом поддерживает знаниевый компонент обучения.

Традиционные методы обучения основаны на односторонней форме коммуникации, которая присутствует во всех формах учебных занятий, даже если источником информации является ученик, а не педагог. Такая форма коммуникации, существующая столь долгое время, неприемлема сегодня по многим причинам. Односторонняя коммуникация оправдана лишь в случае недостатка информации, невозможности ее получения другим способом, кроме как из рассказа педагога. К сожалению, педагог, как правило, использует материал, который не является оригинальным и даже актуальным, соответствующим современным научным представлениям. Оригинальны лишь способы его конструирования, логика и манера изложения. Однако чужая конструкция знания трудно присваивается.

Принципиально другой является форма многосторонней коммуникации в образовательном процессе. Специально организованный способ многосторонней коммуникации предполагает активность каждого субъекта образовательного процесса, а не только педагога, равенство, минимальный контроль. Возрастает количество интенсивных коммуникативных контактов между самими обучающимися. Следует отметить, что сущность данной модели коммуникации предполагает не просто допуск высказываний обучающихся, что само по себе является важным, а привнесение в образовательный процесс их знаний. Такая форма взаимодействия в полной мере соответствует системно-деятельностному подходу в образовании.

Когда обучающиеся пытаются внести собственное знание или опыт, педагоги часто оставляют это просто на уровне информации и не допускают изменения структуры обсуждения, нарушения привычной коммуникативной модели «мнение педагога — дополнения обучающегося». Жизненный (или касающийся предмета обучения) опыт обучающихся, предметное знание обучающегося, его субъективная эмоциональная оценка и выражение мнения подчиняются «коммуникативному фильтру» восприятия и понимания содержания предмета преподавателем.

Следует отметить, что многосторонняя форма коммуникации не только позволяет отказаться от монополии на истину, но и является необходимым (но не достаточным) условием для конструирования обучающимся своего знания. Действительно, каждый участник коммуникации потенциально имеет возможность, встречаясь, сталкиваясь с позицией других участников, продвигаться в процессе конструирования знания (совместном по форме и индивидуальном по сути). Для реализации актуальных требований сегодняшнего образования важно помочь ребенку сформулировать сомнения относительно некоторого знания и получить опыт освоения спорности аргументов.

Многолетний практический опыт работы в системе повышения квалификации педагогических работников позволяет утверждать, что зна- ниевая парадигма образования продолжает занимать самые активные позиции в профессиональной деятельности, а взаимодействие в образовательном процессе в большинстве случаев можно вместе с Е. В. Сидоренко (2004) назвать «драмой» общения. Бесконечно возникающие «драмы» понимания, выражения собственных мыслей, самопредъяв- ления, регуляции эмоционального состояния характерны не столько для учащихся и студентов, сколько для педагогов, использующих традиционные консервативные авторитарные педагогические технологии. Причин сложившейся практики несколько. Среди них, в первую очередь, длительная традиция использования объяснительно-иллюстративных методов, недоверие к инновационным, диалоговым методам, не совпадающим с представлениями о дисциплине в образовательном процессе, отсутствие персонального опыта интерактивного обучения, предполагающего определенную долю супервизии, недостаточная методическая грамотность, недостаточная психологическая компетентность педагогов, включающая в себя коммуникативную, интерактивную, перцептивную компетентности, что и «драматизирует» процессы обучения и воспитания.

Выделены следующие шесть типов отношений:

  • — объект-объектный тип описывает взаимодействие в системе «учащийся — учитель (образовательная среда)», которое имеет формальный, обезличенный пассивный характер;
  • — объект-субъектный тип представляет собой линейную, одностороннюю коммуникацию, педагогическое воздействие;
  • — субъект-объектный тип представляет собой отношения, в которых образовательная среда выступает в качестве объекта восприятия, анализа, проектирования, экспертизы (оценки) со стороны педагога или учащегося. Субъект-субъектный тип характеризует активную ролевую позицию компонентов системы «учащийся — учитель (образовательная среда)» по отношению друг к другу. Однако это взаимодействие тоже может иметь различные типы:
  • — субъект-обособленный тип взаимодействия характерен для ситуации, когда каждый из компонентов занимает активную позицию, но не учитывает при этом и не принимает во внимание субъектность другого компонента;
  • — совместно-субъектный тип взаимодействия ученика и педагога имеет характер совместного действия по достижению общей цели, но не требующего изменения собственной субъектности взаимодействующих субъектов;
  • — субъект-порождающий тип отношений имеет совместнораспре- деленный характер, требующий от ее субъектов взаимного обмена способами и операциями совместно выполняемого действия и изменения своей собственной субъектности.

В практике взаимодействия педагога и учащегося субъект-субъ- ектные отношения зачастую просто декларируются. Кооперативная и порождающая субъектность ее участников деятельность требует от педагога серьезного переосмысления сложившихся привычных способов реализации профессиональных задач в образовательном процессе и возвращает исследовательский интерес к концепции помогающих отношений К. Роджерса, к возможности изучения и формирования профессиональных поведенческих навыков, соответствующих личностно-развивающим, порождающим субъектность, отношениям. К. Роджерс (1994) под термином «помогающие отношения» понимает такие отношения, в которых «хотя бы одна из сторон намеривается способствовать другой в личностном росте, развитии, в умении ладить с другими». Эти отношения отличаются искренностью, конгруэнтностью, принятием уникальности другого, осознанностью, ответственность за вклад в эти отношения.

Концепция помогающих отношений раскрывает важные и необходимые характеристики личностно-развивающих отношений. Отношения являются помогающими, если в них личность принимается во всей своей уникальности, сложности, если отношения отличаются осознанностью. Увеличение степени осознанности достигается благодаря открытости личности собственному опыту, искреннему выражению этого опыта во взаимодействии.

Практический опыт позволяет утверждать, что отношения «учитель — ученик» до сих пор можно описать с помощью шкал «доминирование-подчинение», «контроль-зависимость», «уважение-неуважение». Перманентные инновации, происходящие в образовании, все более сосредотачивают педагога на содержании предмета, учебных программах и других формальных составляющих, и все менее — на качественных характеристиках взаимодействия. Поэтому в настоящий момент остается открытым вопрос о том, насколько сформирована позиция субъекта у самого педагога. Педагог целенаправленно реализует свою профессиональную активность в форме тех или иных профессиональных компетенций (действий), а единицей анализа и критерием становления профессиональной педагогической деятельности выступает становление субъектности педагога, т. е. становление его способности быть субъектом педагогических действий.

nsportal.ru

Статья: Коммуникативная компетентность педагогов. | Социальная сеть работников образования

Профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике.

Базовой компетентностью педагога является коммуникативная компетентность, то есть способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми. По мнению многих исследователей, это сердцевина профессионализма педагога, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. От коммуникативной компетентности педагога зависят благоприятный морально-психологический климат, эффективность общения, удовлетворенность педагога своим трудом и т.д.

Существуют правила, выполнение которых помогает  стать более компетентным в коммуникативной сфере:

  1. Нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
  2. Постоянная готовность к пониманию. Наличие большого количества личностных барьеров часто приводит к неполному или неточному пониманию сообщений.
  3. Конкретность. Следует избегать неопределенных, двусмысленных выражений и без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
  4. Контроль за невербальными сигналами, то есть за мимикой, жестами, интонацией, позой.
  5. «Собственная неправота». При коммуникации всегда нужно допускать, что личная точка зрения моет быть неправильной. Это предостерегает от ошибок.
  6. «Место и время». Эффективность любого сообщения резко возрастает  в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
  7. Открытость, то есть готовность к пересмотру своей очки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств.
  8. Обратная связь. Она обеспечивает достижение главной цели общения – взаимопонимания.

Практическая часть.

А сейчас  предлагаю вам несколько игр, направленных на развитие коммуникативной компетентности.

  1. Игра-разминка «Поменяйтесь местами». Предлагаю поменяться местами всем, кто любит яблоки, любит разгадывать кроссворды, читает на ночь, работает педагогом более 10 лет, мечтал быть педагогом с детства, хочет в отпуск.

Для эффективного общения педагога с коллегами, родителями необходимо сознательно использовать тактические приемы. Один из таких приемов – форма приветствия. Суть приема состоит  том, чтобы при знакомстве постараться повторить имя собеседника в самые первые минуты общения и лучше несколько раз.

  1. Упражнение «Шушаника Минична».

Упражнение выполняется по кругу. Каждый участник получает карточку, на которой написаны имя и отчество. Затем один из участников спрашивает соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?». Тот читает вслух имя на своей карточке. Например:  Шушаника Минична. (Имена и отчества должны быть сложно произносимыми). В ответ первый участник должен ответить двумя любыми фразами, при этом обязательно повторить услышанное имя.  Например: «Очень приятно, Шушаника Минична. Какое у вас красивое имя, Шушаника Минична». После этого «Шушаника Минична» задает вопрос своему соседу слева и так далее, пока не дойдет до первого участника.

  1. Упражнение «Я-высказвание» и «Ты-высказывание»

Умение говорить является очень важным. Каждый день мы сталкиваемся  с ситуациями, когда требуется заявить о своей точке зрения. При этом мы рискуем вызвать защитную реакцию со сторон другого человека, особенно если указываем ему, что он должен делать, а чего не должен. Чтобы избежать защитной реакции, в разговоре лучше использовать схему Я-высказывания.

Задание: Участники делятся на две группы. Предлагаются ситуации для составления разных видов высказываний. В каждой ситуации нужно составить «Я-высказывание» и «Ты-высказывание». Затем сравнить их и выказать свое мнение, какое более эффективно.

Ситуации:

  1. Вы зовете дочь обедать. Она отвечает: «Сейчас», и продолжает заниматься своими делами.
  2. У ребенка в дневнике очередное замечание о плохом поведении.
  3. Воспитатель объясняет, как делать поделку, ребенок в это время разговаривает.
  4. Вы приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье, беспорядок вокруг.

4.Упражнение «Испорченный телефон»

Цель: показать, насколько важно внимательно слушать собеседника; показать, насколько может меняться информация.

Задание: Пять добровольцев выходят за дверь. Затем, по приглашению психолога по оному входят. Каждому дается инструкция: «Представьте себе, о вы получили телефонограмму, содержание которой должны передать следующему члену группы. Главное – как можно точнее отразить содержание».

Телефонограмма

Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в управлении образования, так как договаривается о получении нового импортного оборудования ля детского сада, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17.00 – началу педсовета, но если он не успеет, о надо передать методисту, чтобы он изменил расписание репетиций к празднику в средних и старших группах на понедельник и вторник, выделив в нем дополнительно время для встречи с родителями, которые будут принимать участие вместе с детьми.

Схема   Я-высказывания

СОБЫТИЕ  — «Когда…» (описание нежелательной ситуации).

НАША РЕАКЦИЯ – «Я чувствую…» (описание своих чувств).

ПРЕПОЧИТАЕМЫЙ МЕТОД – « Мне хотелось бы, чтобы…».

nsportal.ru

Статья по теме: Коммуникативная компетентность как один из важных компонентов профессионализма будущего учителя

Никифорова Н.А.

преподаватель педагогики

ГАОУ СПО «Агинский педагогический колледж

Имени Базара Ринчино»

Коммуникативная компетентность как один из важных компонентов профессионализма будущего учителя

В обществе постоянно происходят изменения: меняются взгляды, мнения, ценности. Динамично развивающееся общество, меняющаяся система образования предъявляет на сегодняшний день к учителю совершенно иные требования, чем несколько лет назад. Каким же должен быть современный учитель? Современный учитель должен быть культурной, интеллигентной, духовной, конкурентоспособной, творческой, саморазвивающейся  личностью. Мы можем перечислить множество качеств, которыми должен обладать учитель. Но подробнее мне бы хотелось остановиться на таких наиболее значимых, на мой взгляд, способностях педагога как коммуникабельность и компетентность.

Как известно, педагогическое образование объявлено приоритетным направлением всей системы российского образования, которое должно обеспечивать формирование профессионально-компетентной личности педагога. Наряду с этим, в соответствии с Концепцией модернизации российского образования к уровню подготовки специалистов со средним педагогическим профессиональным образованием предъявляются новые требования – формирование профессиональных, социальных, базисных компетенций. Это предполагает умение находить продуктивное разрешение конфликта, переговорные умения, владение техникой аргументации, самопрезинтации средствами эффективной коммуникации.  

 Безусловно, что каждый учитель должен уметь общаться. Достаточно ли одного умения? Нет. Потому, что учитель должен знать, как необходимо целенаправленно использовать речевые средства для реализации педагогического общения. На этот счет ученые предлагают пользоваться термином «коммуникативная компетентность».

Многие ученые занимались и занимаются проблемой изучения, формирования и развития коммуникативной компетентности. Проблему коммуникативной компетентности в деятельности учителя выделяют Н.В. Бордовская, Л.М. Митина, А.К. Михальская, Н.Н. Обозов, А.А. Реан, Л.А. Шипилина, Е.А. Юнина, В.А. Якунин. Эти и другие авторы оперируют при характеристике профессиональной деятельности учителя такими понятиями, как коммуникативное взаимодействие (Л.А. Шипилина), коммуникативные умения (А.Н. Леонтьев, И.П. Раченко, В.А. Якунин), коммуникативность (Н.Н. Обозов, Р.А. Парошина), коммуникативные качества, свойства личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.А. Канн-калик, А.В. Мудрик, Л.А. Петровская), коммуникативные процессы (Г.М. Дридзе, А.А. Леонтьев, В.А. Якунин).

Что же следует понимать под коммуникативной компетентностью?

Коммуникативная компетентность – это, прежде всего знание учителя о способах целенаправленного использования речевых средств для решения задач педагогического общения. Педагогическая компетентность отражает уровень владения необходимыми знаниями и умениями.

Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

Если взять на примере Агинского педагогического колледжа, то это, безусловно, актуально. Так как в нашем учебном заведении обучаются, в основном студенты из периферии и у большинства наблюдается речевой барьер. Эту проблему необходимо решать, так как от умения общаться зависит успешность работы с учащимися.  Наша задача развивать и совершенствовать коммуникативную компетентность у студентов.

Была проведена экспериментальная работа по выявлению уровня коммуникативной компетентности у студентов АПК с помощью различных методик.

Во-первых, был применен  тест В.Ф. Ряховского с целью определения степени общительности студентов. Так как высокая степень развития общительности является доминирующим признаком педагогической коммуникабельности.

Проведенная работа показала следующие результаты: студенты педколледжа с удовольствием идут на контакты со сверстниками, проявляют терпение и такт в общении; у них имеется благоприятное условие для формирования коммуникативной компетентности – не высокий, но значительный уровень общительности.

Затем, студентам было предложено составить список умений, навыков и качеств личности, по которым можно судить об уровне развития компетентности в общении и которыми необходимо обладать будущему педагогу для эффективной профессиональной деятельности.

Проводилось это с целью изучения представлений студентов педагогических специальностей о коммуникативной компетентности педагога.

Для исследования преставлений студентов о коммуникативной компетентности использовался метод фокус-группы: студентам нужно было продолжить перечень, состоящий из 10 пунктов, используя опыт, полученный и используемый на занятиях, и жизненный опыт.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что представления студентов о коммуникативной компетентности достаточно разнообразны и отражают все стороны общения.

Также студентам был предложен опросник «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)» с целью выявления уровня проявления коммуникативных склонностей.

Можно сказать, что большинство студентов со средним уровнем проявления коммуникативных склонностей, которые нуждаются в планомерной работе по формированию и развитию коммуникативных склонностей, которые, несомненно, влияют на формирование коммуникативной компетентности.

В целом экспериментальная работа показала недостаточно высокий уровень коммуникативной компетентности у студентов Агинского педагогического колледжа. Это есть основание для дальнейшего формирования коммуникативной компетентности у студентов с целью повышения уровня их коммуникативных умений.

В связи с этим начали использовать и применять на практике технологию обучения  в сотрудничестве. Так как данная технология способствует развитию коммуникативных умений, умению общаться друг с другом, выражать свои мысли, высказывать мнения, доказывать, обобщать, анализировать. Все это способствует профессиональному росту, развитию и самосовершенствованию будущих учителей.  

Обнаружена связь низкой оценки своей компетентности с социальной тревожностью, неуверенности в себе, переживанием дискомфорта в присутствии других.

Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность.

Имеются и другие термины, характеризующие профессионально-личностное качество учителя, от которого зависит уровень общения с учащимися. Так, В.А. Кан-Калик называет его профессионально-педагогической общительностью (Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1986. – с.46) поскольку каждому человеку приходится вступать в контакты с окружающими. Кроме того, нередко неумение учителя наладить общение с учащимися оправдывают особенностями его характера, необщительностью, интерактивностью. Между тем,  учителю необходимы не общительность  и не экстравертность, которые проявляются в склонности к расширению контактов, а способность к продуктивному взаимодействию с обучающимися. Общительность можно рассматривать как благоприятное условие для формирования педагогической коммуникабельности.

Общительность, возникающая на основе потребности в общении, формируется прижизненно как результат взаимодействия личности с окружающими. Но ее проявление зависит от индивидуальных и психофизиологических особенностей, в частности, от типа нервной системы.

В общительности различают содержательную (объект, направленность) и формально-динамическую стороны. Последняя характеризуется широтой или узкостью, легкостью или напряженностью, активностью или пассивностью, самостоятельностью или зависимостью.

Также различают степени проявления общительности:

  1. сверхнизкая (замкнутость)
  2. низкая
  3. умеренная
  4. высокая
  5. сверхвысокая

Принято считать, что высокая степень развития общительности является доминирующим признаком педагогической коммуникабельности. Однако исследования психологов вносят существенные коррективы в это предложение. Доказано отсутствие прямой зависимости между общительностью и способностью к управленческой деятельности. Ни высокая, ни низкая общительность личности сами по себе не оказывают решающего влияния на установление продуктивных контактов. Более того, высокая общительность может отвлекать, блокировать ответную вербальную активность в связи с неумением выслушать других.

Из вышесказанного следует, что коммуникативная компетентность является важнейшим компонентам профессионализма учителя.

Проблема изучения коммуникативной компетентности будущего учителя является важной для дальнейшего формирования его профессионально-значимых качеств. Разработка данной проблемы имеет важное значение в повышении уровня успешности  педагогической деятельности.

nsportal.ru

Доклад ««Коммуникативная компетентность педагога как фактор развития личности обучающегося»

Воспитатель ГБУ «КРОЦ»

Корнильева С.Ю.

1 – й слайд

«Коммуникативная компетентность педагога как фактор развития личности обучающегося»

2 – й слайд

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им» — Георг Гегель .

Современная практика обучения и воспитания подрастающего поколения, стимулирует педагогов к поиску методов и способов организации внеурочной деятельности обучающихся, обеспечивающих полноценное развитие личности, реально подготавливающих их конструктивному взаимодействию в современном обществе, усиливающих значимость формирования коммуникативной культуры как основы общей культуры личности. В настоящее время чрезвычайно популярным становится понятие коммуникации. Результативность внеурочной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения. Успешность формирования конструктивных моделей поведения определяется способностью педагога находить и реализовывать действенный способ коммуникативного решения задач воспитания.

3 – й слайд

Коммуникативная компетенция включает в себя способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Коммуникативная компетентность — это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия.

4 – й слайд

Составляющими данной компетенции являются:

  • Письменная коммуникация

  • Публичное выступление

  • Диалог

  • Продуктив­ная групповая коммуникация

            «Чтобы стать успешным, быть счастливым, жить достойно – нужно говорить!» Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

5 – й слайд

Н.А.Морева описывает следующие критерии людей с высокой коммуникативной компетентностью:

  • быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнёре;

  • стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;

  • установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учёт его состояния и возможностей;

  • уверенность в себе, раскованность, включённость в ситуацию;

  • владение ситуацией, гибкость, готовность проявить гибкость в общении или передать её партнёру;

  • большая удовлетворённость общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;

  • умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;

  • высокий статус, популярность в том или ином коллективе;

  • умение организовать дружную, совместную работу, добиваться высокого результата деятельности, включая людей в решение общегрупповой задачи;

  • способность создавать благоприятный климат в коллективе, добиваться стабильности состава.

Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности педагогов обусловлена той ролью, которую занимает грамотное общение в профессиональной деятельности воспитателя. Эффективность модернизации системы образования напрямую зависит от уровня профессионализма педагогов, одной из базовых характеристик которой выступает коммуникативная компетентность. Актуальность деятельности по формированию коммуникативной компетентности обусловлена тем, что обучающиеся с ОВЗ, не всегда умеют чётко выразить мысль, их речь недостаточно выразительна, образна. Есть проблемы в ведении диалога (в умении строить высказывание, использовать аргументы, доказательства).

Коммуникативная компетентность трактуется как овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно – желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья». Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться — необходимо каждому.

6 — й слайд (коммуникативный стиль личности)

7 – й слайд (зачитать)

Чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть коммуникативным и компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к деятельности и характеризует его профессионализм, поэтому каждому педагогу нужно стремиться к данному стилю личности 8 – й слайд (сингерический стиль)

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог — это личность. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Необходимым условием также является важность самосовершенствования, саморазвития, ибо педагог живет до тех пор, пока он учится.             Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных обучающихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

9, 10, 11 – й слайды

Под коммуникативной компетентностью мы понимаем интегральное качество личности, характеризующее ее готовность решать проблемы, коммуникативные задачи, возникающие в процессе жизни и профессиональной деятельности, средствами привлечения адекватных для их решения компетенций, наличие мотивации, коммуникативных способностей, определенных свойств личности и психических состояний. Душевно неграмотен тот, кому ничего не говорит выражение чужого лица, кто не заметит радости или печали в чужом взгляде… Нужно уметь читать по лицу, нужно учиться этому, особенно воспитателям.

12, 13 – й слайд

Воспитатель должен иметь не только профессиональные знания, но и знания о закономерностях общения и взаимоотношений в коллективе, детской группе, работе с родителями. Поэтому небходимо проводить работу над совершенствованием у воспитателей следующих коммуникативных умений:

— публично выступать

-создавать атмосферу сотрудничества

-регулировать отношения между детьми

-управлять своим поведением

-четко и убедительно излагать свои мысли

-понимать внутреннюю позицию

-владеть демократическим стилем общения

-целенаправленно строить общение и управлять им

— разумно и своевременно перестроить свои мысли с учетом ответной реакции.

И завершить свое выступление хочу словами Э. Асадова

Пусть слова сверкают золотом.

И не год, не два, а целый век.

Человек не может жить иначе.

Человек – на то и человек!

14 – й слайд

15 – й слайд

Литература

1.     Анисимова Е.Е. Лингвинистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизированных текстов). М.2003

2.     Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов/ Н.В.Бордовская, А.А.Реан-М.: Питер, 2000 – 304 с.

3.     Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. М., 2002

4.        Лаундес Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций. М., 2002

infourok.ru

Развитие коммуникативной компетентности педагога — прочее, прочее

Развитие коммуникативной компетентности педагога

Эффективность профессиональной деятельности педагогов зависит от большого количества факторов. Среди них особое место занимает коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность составляет ядро профессионализма преподавателя. Это способность выслушивать и принимать во внимание мнения других людей, участвовать в дискуссии и защищать свою точку зрения, выступать на публике, устанавливать и поддерживать контакты, принимать решения, вести переговоры, работать в команде и сотрудничать.

Развитие коммуникативной компетентности педагога необходимо в устном и письменном общении, деловой переписке, делопроизводстве, иноязычном общении и решении коммуникативных задач. Преподаватель, обладающий коммуникативной компетентностью, умеет вступать в коммуникацию, непринужденно общаться, достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов. Такой педагог владеет коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения.

Педагог, не обладающий достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не способен реализовать личностно-ориентированные образовательные технологии, не готов гибко управлять процессом в ходе обучения и воспитания, содействовать взаимопониманию, применять коммуникативные технологии. Наблюдается зависимость от коммуникативной компетентности морально-психологического климата, демократизма и гуманизма общения, эффективности общения с точки зрения решения проблем, результативности установления контактов, удовлетворенности преподавателя и обучающихся своим трудом.

Развитие коммуникативной компетентности педагога – это один из способов самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования. Очевидно, что каждый преподаватель должен развивать свою коммуникативную компетентность.

Коммуникативная компетентность представляет собой профессионально значимое личностное качество педагога, которое формируется в процессе его саморазвития. Широкие возможности для формирования коммуникативной культуры преподавателей открывают тренинговые формы работы. Такой практический опыт дает педагогу возможность взглянуть на особенности взаимоотношений с детьми со стороны, повышает психологическую компетентность, учит применять полученные знания на практике

Коммуникативная культура и компетентность – ядро профессиональной культуры педагог.

Проблема коммуникативной культуры не переставала быть актуальной на протяжении многих лет. Успех в любой сфере деятельности во многом определяет коммуникативная культура.

Межличностное коммуникативное взаимодействие обусловлено владением средствами общения, механизмами психологического воздействия, многообразием воспитательных средств, приемов, методов, форм работы и осознанием индивидуальных экспрессивных возможностей.

Необходимость развития коммуникативной культуры педагога обуславливается тем, что объектом труда данной профессиональной группы является не какой-либо объект, а человеческая индивидуальность во всей ее неповторимости. Преподаватель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения со студентами, коллегами. В связи с этим, существует реальная потребность современного общества в специалистах, способных к постоянному развитию своих личностных качеств, духовного мира, профессионализма, умеющих с максимальным эффектом использовать свои природные возможности, развивать общую и коммуникативную культуру. Поэтому педагог как специалист системы «человек-человек» должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений, способностей, так как они развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности преподавателя.

От коммуникативной культуры человека во многом зависит успешность его деятельности в общественной и профессиональной сфере.

Умение общаться с людьми – наиболее ценное в сфере «человек – человек» качество.Коммуникативная культура выражается в умении установить гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с учащимися и коллегами, что предполагает наличие у специалиста:

— ориентации на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости другого;

— способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого;

— умения давать положительную обратную связь другому;

— умения мотивировать других на деятельность и достижения в ней;

— конкретных коммуникативных умений: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать и т.д.;

— уважения к самому себе, знания собственных сильных сторон, умения использовать их в собственной деятельности;

— способности осуществлять педагогическую поддержку организации совместной деятельности и межличностного общения учащихся;

— речевой культуры.

В основе коммуникативной культуры лежит общая культура личности, которая представляет собой высокий уровень ее развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в стиле деятельности и поведения. Поэтому, в максимальной степени коммуникативная культура включает сущностные личностные характеристики, а именно – способности, знания, умения, навыки, ценностные ориентации, установки, особенности характера, и является необходимым условием успешной реализации личности.

Коммуникативные умения развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности специалиста. К ним относятся педагогический такт, педагогическая эмпатия, педагогическая общительность, обладание педагогической этикой (знаниями гуманистических норм своей профессии и следование им).

Педагогический такт – есть чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности учащегося как главной ценности; это тонкая грань между отдельными воздействиями, это естественность, простота, обращения без фамильярности, искренность без фальши, доверие без попустительства, просьба без упрашивания, рекомендации и советы без навязчивости, воздействия в форме предупреждения, внушения и требования без подавления самостоятельности, серьезность без натянутости, юмор без насмешки, требовательность без придирки, настойчивость без упрямства, деловой тон без сухости. Педагогический такт есть одна из форм реализации педагогической этики.

В тесной связи с педагогическим тактом (или как его составную часть) рассматривают педагогическую эмпатию. Эмпатия включает понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности; эмоциональное сопереживание другому человеку, отклик на чувства другого человека и выражение своих чувств; стремление содействовать, помогать другому человеку.

Важнейший принцип коммуникативной культуры – толерантность (терпимость). Этот принцип связан с осознанной невозможностью преодолеть немедленно многие слабости и несовершенства человеческого рода. Это относится к случайным, порой неосознанным проявлениям высокомерия, к психологической несовместимости характеров, стрессам и т.п. Толерантность может быть отнесена и к форме поведения как на производстве, так и в быту. Везде она, как правило, рождает взаимное доверие, понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, помогает психологической «притирке» характеров .

Мы рассматриваем коммуникативную культуру как комплекс сформированных знаний, норм, ценностей, навыков, мотивов, образцов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно, непринужденно реализовывать их в общении, контролировать и регулировать свое речевое поведение, грамотно аргументировать свою позицию, продуктивно сотрудничать с помощью вербальных и невербальных средств общения в процессе решения педагогических задач; при этом коммуникативная культура обладает общими признаками культуры, отражая специфический характер коммуникаций.

Компетентность в общении представляется в знаниях, умениях, навыках, реализованных через социальные установки и опыт личности в ситуациях межличностного общения. Поэтому для развития коммуникативной культуры преподавателей, необходима практика психологического воздействия, названная коммуникативным тренингом.

Целями и задачами тренинговых занятий является: развитие навыка рефлексивного слушания; развитие уверенности в себе; стрессоустойчивости, психологической защиты; овладение вербализацией; развитие умения слушать партнёров; жанровое формулирование вопросов, ведение своей линии; контролирование эмоций, выслушивание критики своих предложений; отработка приёмов преодоления коммуникативных барьеров.

Тренинг – эффективное средство психологического воздействия, позволяющее решить широкий круг задач в области развития компетентности в общении.

Широкие возможности для формирования коммуникативной культуры открывают тренинговые формы работы. Такой практический опыт позволяет педагогу взглянуть на особенности взаимоотношений с обучающими как бы со стороны, повышает психологическую компетентность, учит применять полученные знания на практике. Тренинг позволяет за короткий промежуток времени решить многие задачи формирования и развития профессиональных качеств, а также скорректировать неадекватное профессиональное поведение.

Существуют различные формы тренингов, но все их можно объединить в две основные группы: 1) направленные на развитие определенных умений (вести беседу, разрешать конфликты) и 2) ориентированные на углубление опыта анализа различных ситуаций общения — способность адекватно воспринимать себя, партнеров по общению, ситуацию в целом.

Главная задача активного социально-психологического обучения — это не столько овладение техникой общения, сколько развитие определенных личностных качеств педагога, в частности, умения принимать и уважать чувства и интересы другого человека. Тренинговые занятия в самом общем виде должны включать в себя диагностические приемы (преимущественно самоанализа), теоретические основы педагогического общения и практическую часть, направленную на формирование профессиональных умений и навыков.

ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Для установления с ребенком контакта и достижения взаимопонимания необходимо уметь правильно оценивать по невербальным признакам (выражению лица, жестам), интонации и содержанию речи, а также по поведению ребенка его эмоциональное состояние. Умение слушать также является одним из важных составляющих в эффективном взаимодействии людей. Различают несколько видов слушания, суть которых можно свести к нескольким целям: желанию понять другого человека, поддержать с ним контакт, продемонстрировать внимание и, по возможности, разделить его чувства.

Активное слушание — это уточнение информации, которую хочет донести собеседник. Активно слушать ребенка значит «возвращать ему в беседе то, чем он поделился, при этом обозначая его чувства. Активное слушание включает в себя:

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ

Эффективное общение предполагает не только умение слушать и понимать своего собеседника, но и способность искренне и адекватно говорить о своих чувствах и желаниях, выражать свои просьбы. То есть строить свои высказывания таким образом, чтобы быть услышанным и понятым и, в то же время, не ущемить интересы и достоинство другого человека.

«ЯЗЫК ПРИНЯТИЯ» И «ЯЗЫК НЕПРИНЯТИЯ»

Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. И ребенок нуждается в таком отношении не менее, чем взрослый.

Безусловно принимать ребенка (применительно к любому человеку) — значит принимать без условий; любить его не за какие-то определенные заслуги или желательное поведение, а просто за то, что он есть.

Способность педагога к безусловному принятию детей — это, в первую очередь, учет индивидуальности ребенка, примерно в таком смысловом контексте: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть, а не подгоняю под какие-то рамки».

Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей (А.Маслоу). Ее удовлетворение — необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам небезразличен, нужен, важен, что он просто хороший. «Как хорошо, что ты у нас есть», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься» и пр. Кроме речевого сообщения, важную роль играет улыбка, интонация, взгляд, прикосновение.

Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать свое недовольство только отдельными, конкретными поступками ребенка, но не его личностью в целом. Не менее актуально говорить о поступках ребенка в настоящем времени, а не обобщать, переводя их в постоянную категорию. Сравните приведенные ниже реплики.

Оценка поступка («Я огорчена, потому что ты сегодня сломал новую машинку») — и оценка личности («Ты разрушитель! Почему ты всегда все ломаешь?»).

.Э.Фромм еще в 50-е годы прошлого столетия писал о важности как безусловной, так и условной любви. Ребенка необходимо поощрять, за то и еще за что-то, тем самым показывая ему важность каких-то его проявлений.

Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать свое недовольство только отдельными, конкретными поступками ребенка, но не его личностью в целом. Не менее актуально говорить о поступках ребенка в настоящем времени, а не обобщать, переводя их в постоянную категорию

Оценка поступка («Я огорчена, потому что ты сегодня сломал новую линейку») — и оценка личности («Ты разрушитель! Почему ты всегда все ломаешь?»).

Временной язык: «Сегодня у тебя не получилось вычислить» — и постоянный язык: «У тебя никогда ничего не получается!».

КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

В жизни каждого человека конфликты неизбежны, и их возникновение нельзя рассматривать однозначно негативно. Конфликты можно воспринимать как некую задачу, решение которой открывает новые возможности общения и саморазвития. Конфликт учит нас отстаивать свои интересы и считаться с интересами других, осознавать и контролировать свои чувства, находить альтернативные варианты выхода из напряженной ситуации.

Любой конфликт имеет свою структуру, сферу и динамику. Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Внутренняя позиция участников — это цели, интересы и мотивы, то, что не проявляется открыто в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция выражается в речевом поведении конфликтующих, отражается в их мнениях, взглядах, желаниях. Дифференцировать внешнюю и внутреннюю позицию участников конфликта необходимо для понимания их внутренних мотивов поведения.

Педагог и ребенок могут иметь разные объекты конфликтной ситуации.

Динамика конфликта состоит из трех этапов:

1. Нарастание. На этом этапе возможно блокировать развитие конфликтной ситуации.

2. Реализация.

3. Затухание. Конфликтная ситуация реализовалась, после «выброса» эмоций конфликтующие обессилены и испытывают определенные чувства уже по поводу случившегося (чувство вины, обиды, сожаления и др.). Именно на этой стадии воспитательное воздействие наиболее эффективно. Умение педагога успешно разрешать конфликты является профессионально значимым качеством, поскольку от него напрямую зависит эмоциональное состояние педагога и. как следствие, эмоциональное состояние детей, взаимоотношения в коллективе и результаты сотрудничества с родителями воспитанников. Деятельность педагога отличает определенное психоэмоциональное напряжение, связанное с интенсивным общением, ответственностью и высокими квалификационными требованиями. Если к тому же учесть соотношение количества воспитанников на одного воспитателя, наиболее характерное для наших детских садов, станет очевидной сложность реализации индивидуального подхода, в том числе и в разрешении конфликтов. А мы ведь помним, что не только напрямую обучаем детей сотрудничать (значит, сами умеем), но и, прежде всего, своим примером демонстрируем им возможные варианты поведения. В любой конфликтной ситуации важно осознавать и контролировать происходящее и четко представлять желаемые результаты. Для этого можно воспользоваться следующей поэтапной схемой:

На первом этапе действует правило «стоп». Это время для оценки ситуации и осознания своих эмоций («Что я сейчас чувствую? Что я сейчас хочу сделать?»). Далее не-обходимо проанализировать причины поведения ребенка, понять его чувства, состояние: «Что с ним происходит? Каковы причины его поведения?» На следующем этапе определяются цели и средства педагогического воздействия: «Какой результат я хочу получить? Каким образом я могу его достигнуть?» Педагогическое воздействие не должно быть направлено против личности ребенка.

Профессиональная гибкость педагога проявляется в умении предложить ребенку различные варианты на выбор, соотнести педагогические цели со средствами воздействия и интересами ребенка. Успех практического действия педагога будет зависеть от того, насколько точно он смог сформулировать педагогическую цель и выбрать оптимальные способы ее достижения.

Разрешить конфликт далеко не всегда означает пойти на уступки, иногда очень важно отстоять свою позицию, как для своего собственного блага, так и для пользы другого человека. Потакая всем желаниям и капризам ребенка, мы не приносим ему тем самым пользу, не учим его считаться с реальными возможностями и условиями жизни. Очень часто встречается ситуация, когда ребенок пытается добиться своего настойчивыми требованиями, докучливыми просьбами. И это вызывает раздражение и чувство беспомощности, как у родителей, так и у воспитателей. Конечно, и у такого способа поведения есть причины, однако — как реагировать на него адекватно в конкретной ситуации? Кроме техники «Я-высказывания» можно использовать технику «заезженной грампластинки», включающую принятие чувств (или комплимент) партнера(у) по общению, объяснение причин своего поведения (отказа). После фразы ставится «жирная» точка. Рассмотрим применение этой технике на примере.

У каждого человека есть свое личное пространство, посягательство на которое может приводить к конфликту. И наоборот, признание за человеком определенной свободы выбора и действия сглаживает возникающие противоречия.

Ниже приводится упражнение, которым мы рекомендуем воспользоваться. Оно способствует саморефлексии педагогов, развитию навыков сотрудничества, учит, как отстаивать свои права и уважать права других людей.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *