Графолог: особенности профессии Международная выставка каллиграфии

Графолог отвечает на вопросы студентов

Меня зовут Максим Васильченко. Я графолог. Ко мне обратилась студентка одного московского вуза за интервью о профессии графолога. Вопросы интересные, на некоторые я отвечал впервые. С разрешения интервьюера публикую ответы, которые могут быть полезны людям, которые впервые услышали о графологии.

На кого вы учились? Где можно получить образование графолога?

Я окончил психолого-социальный факультет РНИМУ им. Н. И. Пирогова, «Специалист по социальной работе». На графолога учился в Институте графоанализа Инессы Гольдберг. Это единственный русскоязычный институт, где обучают профессиональных графологов. Институт находится в Израиле, поэтому обучение проходил дистанционно в небольшой учебной группе.

Очное обучение в России можно пройти у представителей института – сертифицированных преподавателей, контакты которых можно найти на официальном сайте https://inessa-goldberg.ru/. Для знакомства с методикой графологического анализа, рекомендую серию из 8 книг Инессы Гольдберг.

Чтобы стать графологом важно обладать знаниями психологии, так как графология использует терминологию ряда психологических дисциплин – от психологии личности до психопатологии.

Важно понимать, что графологии невозможно научиться самостоятельно. Из-за непрофессиональных статей в интернете, у людей сложилось мнение, что графолог делает выводы по одному признаку. Создается ощущение, что нужно всего лишь знать, как сопоставить графическое явление и качество личности. На самом деле всё не так просто.

Нельзя сказать, например, что правый наклон указывает на общительность автора почерка. Чтобы сделать правильные выводы нужно учесть целую группу признаков – графологический синдром. Вам нужно знать эти синдромы и уметь их распознавать, а затем – что самое сложное – научиться синтезировать полученную из почерка информацию в целостный психологический портрет. Этому обучают на практических занятиях опытные наставники. Чтобы стать профессиональным графологом нужно пройти 3 курса, каждый из которых длится 5-6 месяцев.

Меняется ли почерк у человека за время жизни, взросления?

Да, почерк постоянно меняется. Его изменчивость — одно из очевидных доказательств взаимосвязи личности и почерка. Как раз во время взросления у молодого человека психика более подвижна, поэтому значительные изменения могут происходить каждый год, в некоторые периоды даже каждую неделю.

Почерк можно анализировать с наступлением графологической зрелости – примерно с 14 лет. В этом возрасте почерк обретает, во-первых, устойчивость, во-вторых, индивидуальность, свою изюминку, так как пубертатный период сопровождается отрицанием авторитетов. Установка на то, чтобы подстраиваться под ожидания окружающих меняется на активную установку, проявление своей воли и реализации своих желаний. Человек становится более зрелым и следом его почерк обретает индивидуальность.

С дальнейшим взрослением почерк также продолжает меняться, в зависимости от того, какие изменения происходят в психике. Бывает, что почерк долгое время остается прежним, что тоже симптоматично.

Графологу для анализа необходим образец по правилам подачи. Кроме него, всегда прошу у клиента несколько образцов записей, которые он делал не для анализа – старые тетради или страницы ежедневника. По ним возможно оценить, насколько поменялся почерк с течением времени. У меня есть образцы клиентов, где разница в написании более 10 лет. Изменения бывают как в лучшую сторону – увеличение свободы и спонтанности письма; так и в сторону ухудшения – большое количество признаков психологического неблагополучия.

Некоторые люди говорят, что их почерк меняется буквально каждый день. Дело в том, что почерк отражает личность на всех уровнях. Начиная с глубинных, которые дают знание о типе нервной системы, темпераменте, мотивации; заканчивая верхним уровнем — отражающем настроение, которое иногда меняется несколько раз на дню. То есть, человек, который подвержен резкой смене настроений, действительно видит постоянные колебания в почерке и меньшую однородность.

Отличается ли почерк левши от правши?

Отличия почерков левши и правши есть, но они совсем незначительные. Графологи всегда уточняют у клиента, какой рукой он пишет. Это нужно знать, чтобы сделать поправку в определении угла наклона – примерно +15 градусов у левшей. То есть, если буквы «стоят» прямо, то будем считать, что он правонаклонный. Левой рукой сложнее писать с правым наклоном, поэтому почерк выпрямляется. Но это не означает, что левши пишут только с прямым или левым наклоном.

Могут быть и другие особенности, на которые я обращу внимание, если буду знать, что человек левша. Если по какой-то причине неизвестно, какой рукой написан текст, на выводы графоанализа это влияет незначительно.

Сталкивались ли вы с людьми, ожидавшими другой результат от анализа их почерка?

Да, такое бывало. Вообще мне известно, что люди всегда подсознательно ожидают услышать что-то хорошее, получить похвалу и одобрение. Этой особенностью психологии человека пользуются составители результатов разных интернет-тестов, в которых пишут только положительные характеристики.

Почерк показывает целостную картину личности, настоящее психологическое состояние, которые бывает разным. На консультации, перед тем как перейти к результатам графоанализа, я всегда рассказываю людям некоторые вводные, чтобы подготовить человека к восприятию информации.

Люди всегда обращаются с каким-то конкретным запросом. Допустим, если это вопрос о профориентации, то помимо основной информации – склонности, мотивация личности, особенности мышления, деловые качества, социальных характеристиках – еще рассказываю клиенту о психологических затруднениях, которые могут помещать его самореализации. Именно в этом блоке человек может услышать то, чего не ожидал. Чаще всего неожиданной является не какая-то конкретная информации, а именно глубина погружения, подробность графологического заключения. Так мне чаще всего пишут в отзывах.

В моей практике однажды было такое, что клиент практически всю консультацию утверждал, что мои выводы ошибочны. Но это был особый случай. По неопытности, я предлагал сделать анализ почерка до оплаты. Таким образом, создал условия, которые привлеки недобросовестного клиента. По образцам я увидел, что этот человек неблагонадежный, однако его поведение на консультации всё равно застало меня врасплох. Как оказалось, через отрицание выводов графоанализа, он готовил меня к тому, что не будет платить за консультацию.

Это случай я потом обсуждал с более опытными коллегами в закрытом графологическом клубе института. Мне дали ценные рекомендации как нужно строить консультацию с такими клиентами. Еще через этот опыт я понял, что приступать к анализу почерка можно только после полной предоплаты.

Хочу обратить внимание, что графолог не судит и не оценивает человека. Это один из страхов, который сдерживают людей от обращения к графологу. Им кажется, что аналитик скажет что-то неприятное.

На самом деле выводы графоанализа не содержат оценочных суждений и подаются очень деликатно.

На каждой консультации есть блок посвященный психологическому благополучию и недостаткам. Но важно понимать, что недостатки не имеют абсолютного негативного значения. Все зависит от конкретной ситуации. Всегда идет речь о некоторых свойствах личности, которые в одних ситуациях помогают достижению цели, а в других мешают.

Если мы обсуждаем проявления, которые мешают успешной адаптации в жизни, то вместе с этой информацией, я даю инструменты для психологической коррекции. Если нужно, рекомендую специалистов, которые могут помочь.

Отличается ли почерк мужчины от почерка женщины?

Отличия есть. Вы наверняка слышали, что есть почерки по женскому и по мужскому типу. Но это чисто статистическое определение. Некоторые особенности чаще встречаются у женщин: крупный размер, гирляндность формы, округлость, разборчивость. Мужские почерки обычно мельче, аркадной формы, менее читабельные.   Однако, если кто-то попросит графолога угадать пол автора почерка по образцу, он откажется; либо ответит не конкретно, а укажет некоторую вероятность. Дело в том, что бывают мужчины с преобладанием качеств, которые традиционно считают женскими. Бывают женщины, которые обладают качествами, которые считаются мужскими. Все это отражается в почерке. Поэтому пол по почерку не определяют, так же как и сексуальную ориентацию. Графолог всегда заранее узнает половую принадлежность автора почерка.

Имели ли вы опыт помощи внутренним органам в определении преступника по почерку?

Сотрудники правоохранительных органов обращаются за графологической экспертизой к почерковедам, главная задача которых определение автора и распознавание подделок рукописных документов и подписей. Графолог и почерковед – две разные профессии.

Чтобы стать почерковедом нужно получить квалификацию «Судебный эксперт». В России пока нет широкой официальной практики применения психологического анализа почерка в работе органов внутренних дел. Но многие специалисты дополнительно обучаются графоанализу, так как это позволяет учитывать специфическую информацию об авторе документа. Среди людей в погонах тоже есть выпускники Института Графоанализа.

В вопросе профориентации, Вы посоветуете полагаться на почерк на все 100%

Смотря, что вы имеете в виду. Возможно, вам представляется, что на консультации по профориентации графолог по почерку «выдает» клиенту одну профессию с гарантией 100%, что именно это его призвание, и он гарантированно добьётся в ней успеха. На самом деле всё не так.

В одной из глав книги «Современная профориентация: как искать дело жизни», я говорил об изначальной склонности людей искать самые лёгкие пути и последствиях усилий маркетологов, эксплуатирующих эту особенность человеческого мышления для продажи рецептов успеха. Тоже самое происходит в сфере услуг профориентации.

Здесь тоже можно часто услышать обещания быстрого результата наподобие: «Пройдите тренинг — и найдёте своё предназначение», «После нашего курса вы гарантированно определитесь с профессией мечты», «Консультация поможет вам найти дело, в котором вы будете успешны».

Такие многообещающие заголовки настраивают на идеалистичные представления о жизни. Посмотрев на идеальные картинки, нарисованные маркетологами, человек начинает верить, что где-то живут люди, которые счастливы на работе каждое мгновение. Молодые люди, которым свойственен максимализм, задаются целью непременно найти такое дело, которое принесёт счастье и богатство. Они рассчитывают на то, что если кто-то укажет им «призвание», то в дальнейшем всё будет даваться просто, а главное — быстро.

Может ли прохождение графоанализа гарантировать что-то подобное? Ведь это глубокая психодиагностика, которая показывает все стороны личности и позволяет определить наиболее подходящие способы применения личных качеств, образования, опыта. Нет, даже после графоанализа нет гарантий успеха в жизни! Диагностика позволяет прогнозировать поведение в определённых ситуациях, но не предсказывает судьбу.

Анализ почерка, как и любые другие психодиагностические методики, курсы и тренинги, — это дополнительный инструмент поиска себя. Для кого-то он может быть промежуточным шагом, а для кого-то — окончательной точкой. Всё зависит от того, какой путь вы проделали до этого.

Дело в том, что каждый человек — это индивидуальность с уникальным сочетанием качеств, которые возможно применять самыми разными способами и в разных областях. Не бывает единственного предназначения, которое записано где-то на подкорке. Мотивация человека динамична, интересы меняются, поэтому у каждого может быть несколько профессий, где потенциально можно стать успешным. Потенциально, но не гарантированно!

Графолог может ответить практически на любые вопросы о клиенте, увидеть зоны риска, недостающие качества, а также маркеры невротичности, которые мешают самореализации. Графолог может помочь наметить ориентиры, порекомендовать подходящий ритм и сферу деятельности. Одно из отличий от других методов диагностики — возможность увидеть глубинные параметры личности, которые позволяют определить важные для выбора подходящего направления: интеллектуальные и эмоциональные потребности; характер мотивации как движущей силы; комфортный рабочий ритм; уровень стрессоустойчивости; коммуникативные качества; склонность к предпринимательству и лидерский потенциал; личностные проблемы, которые мешают самореализации.

На индивидуальных консультациях мы совместно определяем, что необходимо делать для успеха, подходящие сферы применения сил. Основа для поиска — объективные данные о личностных качествах, характере мотивации, а также о психологических ограничениях, которые мешают самореализации.

Как видите, о 100% гарантиях речи не идет.

На самом деле это большой вопрос, где есть много нюансов. Профориентация нового времени основана на современных способах самопознания человека. Нужно признать, что методики нужны для того, чтобы помочь людям без жизненного опыта, а также тем, кто по каким-то причинам заблудился. Человек, как магнит, тянется к тому, что ему по душе, без каких-либо вспомогательных средств. Если у него долгое время возникают трудности, значит, имеют место барьеры.

Это связано с узостью кругозора, когда человек просто еще не знает о существовании подходящего ему дела. Это связано со слабым пониманием себя как личности, когда он не осознает подлинные ценности, природу своей мотивации, свои задатки и склонности. Это связано с психологическими проблемами, которые помешают ему самореализоваться, даже если он точно определился. Психологические проблемы в свою очередь мешают ему попробовать себя в выбранном деле и получать необходимый опыт, двигаться в направлении целей. Также мешает информационный шум, которые порождает множество идеализаций и «воздушных замков» в вопросах карьеры и успеха.

Эффективная профориентация должна в один прием помогать человеку понять взаимосвязи и взаимное влияние всех причин. Мало указать человеку подходящие профессии, ведь он может по личностным причинам испытывать затруднения с тем, чтобы начать действовать.

Современность новой профориентации заключается в подходе к вопросу поиска человеком своего призвания с учетом глубинной сущности его личности: отношения к себе, способности к общению, бессознательных установок, степени внутренней свободы и готовности двигаться к целям. Профориентация должна помогать реализовывать собственные амбиции человека.

Универсальные принципы поиска своего дела я описал в книге. Но кроме этих знаний, человеку нужна помощь в том, чтобы лучше узнать себя. Для самопознания можно использовать разные методы, но человек не способен самостоятельно узнать все важное для выбора — поэтому нужно консультироваться со специалистом-диагностом. На сегодняшний момент самой информативной методикой является психодиагностика при помощи графологического анализа.

Максим Васильченко,
графолог

профессия избранных / «За кадром» / Радиостанция «Радио России»

Программу «За кадром» ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных – гости в нашей студии. Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели… Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром. Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл своё настоящее признание и находится на своём месте.

Гость в студии – Ирина Анатольевна Бухарева, эксперт-графолог, руководитель Центра изучения почерка «Современная графология».

Отношение к графологии в наши дни неоднозначное. По крайней мере, многие специалисты считают графологию псевдонаукой. Хотя и оппонентов у них предостаточно.

И.В. Гёте в своём письме И.К. Лафатеру писал: «Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и всё, с чем приходится соприкасаться».

На тему графологии было написано немало книг. Выходили специальные графологические журналы. Было даже основано Графологическое общество. Проблема почерка занимала таких видных психологов, как Вильгельм Прейер и Чезаре Ломброзо. В России наиболее известна работа Д.М. Зуева-Инсарова, которая называется «Почерк и личность». Книга была издана в 1929 году и неоднократно переиздавалась.

Как проходит процесс обучения графолога? Насколько это сложно или вовсе не сложно? Кто может стать графологом?

И. Бухарева: Не всем это дано, потому что надо уметь видеть необходимые мелочи и выстраивать общую картину почерка, чтобы получать результаты.

Обучение я провожу в онлайн-формате. У нас есть специальная комната, из которой я веду трансляции и показываю слайды почерков, потому что почерк словами не имеет смысла описывать. Если разным людям я начну описывать почерк, то каждый из них будет представлять себе свою картину. Всегда, когда я показываю тот или иной почерк, он отличается от того, что люди себе представляли по описанию. Почерки всегда нужно смотреть наглядно. Плюс у нас есть чат, есть обратная связь, есть видеозаписи занятий, есть специальные учебные таблицы со значениями, есть правила адаптации к этим таблицам и правила, как ими правильно пользоваться. Потому что есть как позитивные, так негативные выражения. И в одном почерке они могут быть несопоставимы. Поэтому надо их знать и уметь ими пользоваться.

Я читал, что предположение о связи почерка с индивидуальными особенностями человека высказывались ещё в античные времена. И потом уже позже, в средние века, учёными писались какие-то трактаты? Вот как всё это было в истории?

И. Бухарева: У меня есть сведения, что даже Аристотель прибегал к этой методике. То есть, начинается всё на самом деле с очень древних времён. Официально началом графологии считается XVIII-XIX века: Жан-Ипполит Мишон, Людвиг Клагес, Макс Пульвер и многие другие. На самом деле очень большое количество открытий было ими сделано в сфере графологии. Вначале Жан-Ипполит Мишон предполагал, что каждый признак почерка отвечает за отдельную черту характера, но потом это мнение не подтвердилось, потому что почерк – это совокупность значений.

Если вы видите руку человека, то что можно по ней сказать? Можно сказать, каким трудом человек занимается, но мы не сможем наверняка определить конкретный возраст человека, цвет волос, его внешность и т.п. То же самое с почерком. Если мы возьмём какой-то отдельный признак: букву, слово, подпись, которую так любят отдельно трактовать, подпись имеет своё значение, я позже об этом расскажу, то это будет всего лишь элементом. А нам важно, чтобы сложилась отдельная картинка нашего общего образа. Поэтому графология – это взаимно дополняемые признаки. Одного наклона, одного размера недостаточно для анализа. Это внешние и наиболее сознательно контролируемые признаки, которые пытаются подделать, если хотят обмануть графолога. Человек, который заинтересован в хорошем результате, будет писать так, как он пишет.

Для графолога показательно то, чем человек предпочитает писать? Ручкой шариковой или чернильной, перьевой? Графолог по этим параметрам может что-то сказать о человеке или нет?

И. Бухарева: Вообще, есть специальное правило подачи почерка на графологический анализ. Это лист бумаги А4. Вот вы сейчас держите лист в руках, поднесите его поближе к глазам, и вы увидите бело-голубые переливы. Я вижу у вас синяя шариковая ручка. Вот у каждого они свои, эти особенности штриха. Если вы возьмёте чей-то ещё почерк, то увидите, что переливы там будут совершенно отличаться. Штрих может быть разным, очень разным. Он может быть царапающим, может быть вибрирующим, может быть тёплым, а может быть размеренным. То есть, здесь очень много разных конфигураций. От этого ваше внутреннее состояние, естественно, тоже зависит.

Вы можете навскидку рассказать слушателям, в чём отличие разных почерков? Скажем, почерка элегантных, изысканных людей или почерка, скажем, жёстких и жестоких людей, или человека который очень открытый и откровенный. Вот эти три категории: жёсткий — жестокий, элегантный — изысканный и откровенный — открытый.

И. Бухарева: Жёсткий и жестокий, а человек мстительный?

Да, скажем так. А мстительный для вас это важно? По каким нюансам почерка можно определить, что данный человек жёсткий — жестокий? Какие особенности почерка характерны для таких людей?

И. Бухарева: Царапающий штрих. И будет вертикальный разброс. Для тех, кто не знает, это, когда верхние и нижние отростки будут намного больше, нежели буковки, которые находятся в середине. Может быть и искажённое движение. При этом, когда штрих вибрирующий, то, как расположен текст на листе, будет напоминать некое поле боя. Всех убил, один остался. Эти люди, как правило, единоличники и мстительные. Здесь, наверное, не имеет значения активность или неактивность этих людей. Искажения в буквах могут быть очень сильные, вплоть до сильной нечитабельности текста.

А вот наклон почерка влево, вправо или прямо имеет значение?

И. Бухарева: Это касается больше социальной принадлежности, но здесь тоже есть много своих нюансов. Нет чёткого деления: если левый наклон, то вы такой-то, а если правый наклон, то вы добрый и открытый. Правый наклон тоже может быть очень разным. Например, может быть правый падающий наклон. Это когда человек ведомый и позволяет другим людям руководить собой, даже манипулировать. Есть правый искусственный наклон, когда у человека совершенно формальное отношение к тому, что он пишет. Но если надо, будет формальная любезность с его стороны. Есть опять-таки правый неустойчивый наклон. Здесь тоже очень много сомнений, колебаний в человеке может быть. То есть, нужно смотреть опять-таки картину почерка. Поэтому нет такого чёткого разделения.

Именно поэтому очень сложно просчитать математически графологию. До сих пор нет достаточно точных компьютерных программ, потому что в графологии два плюс два не всегда равно четырём. Поэтому, наверное, людям с аналитическим складом ума сложно принять и графологию, и, в частности, психологию.

Наверняка вы изучали почерки сильных мира сего: известных писателей и поэтов, выдающихся исторических деятелей, изучали почерки людей, творивших сотни лет назад. Отличаются их почерки от людей современных? Может быть, вы как специалист обратили внимание на какие-то особенности?

И. Бухарева: Есть небольшие различия в прописях нашего и того времени, а так, в принципе, каких-то отличий значительных нет. Естественно, тогда всё писалось пером. Но для меня особых различий не существует. Графология даёт мне возможность заглянуть немного глубже уже в то время, когда меня ещё самой не было, поэтому здесь каких-то таких особых отличий нет. Но чтобы добиться многого, люди, которые находятся у власти, как правило, отличаются высоким уровнем развития личности. Есть ещё такое понятие, как почерк власти.

А что это такое?

И. Бухарева: Я – бывшая госслужащая, и, вспоминая почерки людей, которые через меня проходили, могу сказать, что я тоже видела в них много схожих признаков. Есть такой синдром как почерк власти. Это активный, доминирующий почерк, это треугольная искажённая форма. Люди во власти – люди-единоличники. По психологии они не доверяют окружающим. То есть, здесь представлена власть авторитарного плана: если я сказал, то так оно и должно быть. Очень много таких людей в нашей политике на данный момент времени. В прошлом тоже таких людей у нас было достаточно много. И в нашем правительстве, в том числе. Если мы посмотрим на американских политиков, там картина немного другого плана.

А какого плана?

И. Бухарева: Например, у Б. Обамы я нашла ярко выраженный нарциссизм. Было очень интересно за этим наблюдать. Ангела Меркель – действительно очень прагматичная женщина. Она каждый свой шаг просчитывает. Я, если честно, думала, что увижу типичный почерк обыкновенной женщины. Но нет, она намного выше уровнем. Дональд Трамп, которого все мы знаем, – это человек, который очень строго и чётко соблюдает свои рамки. У него есть своя чёткая позиция, от которой он не будет отступать. Было очень интересно увидеть, что у него почерк сосредоточен  в средней зоне, а подпись идёт углами.

И о чём это говорит?

И. Бухарева: Во-первых, он кажется более агрессивным, чем есть на самом деле. Это то, что он транслирует вовне. Потому что подпись – это то, кем мы хотим казаться, и то, что мы транслируем в окружающий мир. А почерк – это то, кто мы есть на самом деле. И очень часто, когда мне на работу индивидуально приходят и говорят: «Я не могу понять, почему мне так хочется, чтобы меня приняли таким, какой я есть». Ты смотришь, а подпись от почерка у такого человека отличается кардинально.

Что получается? Человек транслирует себя в мир одним, а, по сути, является другим. Но он хочет, чтобы окружающие принимали его внутреннюю сторону. Они же не умеют читать мысли, они не видят то, что там у него внутри. И вот здесь происходят нестыковки между внутренним и внешним «я». И этот сначала внутренний конфликт, потом может стать конфликтом, в котором много чего может быть психологического.

А у графолога есть такое понятие, как «интересный почерк»? И если да, то что может вызвать интерес у графолога?

И. Бухарева: Я не знаю, какие у остальных используются критерии, но у меня есть такой критерий. Для меня интересный почерк – это почерк человека высокого уровня развития, который заставит меня задуматься. Вот что для меня интересный почерк.

Интересно, а чем он отличается от других почерков?

И. Бухарева: Высокий уровень развития – это развитость формы. Вообще есть три очень важных пласта в графологии. Это форма, движение и организация. То есть, что-то из этих направлений всегда доминирует в человеческой личности. Форма – это внешние впечатления. Движение – это внутренние посылы, внутренние порывы. Организация – это, как человек планирует время, деньги, устраивает свой распорядок и т.п. То есть, что-то из этого всегда находится на первом плане.

В почерках личностей высокого уровня развития, как правило, все эти три области находятся на очень высоком уровне. То есть, там иногда очень сложно даже выделить, что больше всего там доминирует. Это упрощённая форма букв? Это быстрая скорость, которая не по секундомеру измеряется? Есть ряд признаков, по которым скорость рассчитывается, как это ни странно, математическим способом. Это, возможно, будет чуть сниженная способность читать за счёт скорости. Потому что, чтобы мыслить быстро, нужно сокращать траекторию. Если ходить подобными обходными путями, это долгий путь. А здесь идёт сокращение и упрощение букв. То есть, это не подробное выписывание каждого элемента буквы, а идёт сокращение движения. Вот такие почерки для меня интересны. И они могут быть не вполне, допустим, надёжными, но они мне интересны с точки зрения высокого уровня.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Татьяна Бондаренко.

Говорящий почерк. Графолог Анна Шадрова о профессии, стереотипах и секретах наших подписей

— Через почерк проверяют сотрудников?

— Да. Дело в том, что к встрече с психологом или стрессовому интервью можно заранее подготовиться, а к проверке почерка — не получится. Ты ведь даже не будешь знать, что в нём менять, чтобы выставить себя в лучшем свете. С точки зрения психологии можно повести себя на встрече более сдержанно, чтобы показаться спокойным, а как это в почерке отразить?

Графология — универсальный метод. К нему не подготовишься, он точен, и в его основе много эмпирических исследований. Её изучали специалисты с громкими именами: Фрейд и Юнг. К сожалению, в нашей стране на графологов не обучают.

— Где же тогда Вы учились?

— В Израиле. У меня европейский диплом, я окончила Институт Графоанализа Инессы Гольдберг. А сама я специалист по славянским и европейским языкам.

— Как получается, что в почерке человека отражаются его черты?

— Интересный вопрос. Мы ведь изначально пишем в школе по одинаковым прописям, но к годам 12–14 у каждого в классе свой почерк. Школа одна, учительница одна, даже пол может быть один.

— И ручки с тетрадками одинаковые.

— Да, а почерки разные, потому что воспитываемся в разной среде. У нас разные родители, разное мировоззрение, темпераменты отличаются: кто‑то холерик, а кто‑то сангвиник.

Почерк — это продолжение мозга. Пишет не рука, а мозг, который подаёт ей сигнал, как и всем остальным частям тела. Когда какие‑то изменения в теле происходят даже в течение дня, это отражается и в почерке. Если писать уставшим, он будет один, а когда состояние приподнятое — почерк совсем другой.

Интересно, что меняются макропризнаки: размер, наклон, нажим. А глубинные параметры не меняются. Поэтому почерк рассматривается не только на поверхности, и нельзя утверждать, что все люди, которые пишут правонаклонно — добрые, а левонаклонно — злые.

На микроуровне в почерке можно увидеть даже болезни. Рассмотрим букву как отражение тела. Буквы могут быть расположены в трех зонах.

Верхняя часть, которая над строчкой, отвечает за голову, средняя — корпус, а всё, что ниже — это ноги. Если рассматривать почерк при большом увеличении, можно увидеть, есть ли дрожание штриха, разрывы или кляксы в этих местах. Затем задаёмся вопросом: почему же у нас тело сбоит в этих местах?

В своё время я так обнаружила у себя сложности с щитовидной железой. Но я не медик, не могу определить болезнь и поставить диагноз. Могу только показать, в каком месте искать. Например, если болит голова, а почерк указывает на позвонки, то надо обследовать их, а не копаться в голове и делать бесконечные МРТ.

— Что ещё можно прочитать по почерку?

— Всё, что связано с личностными качествами человека: характер, темперамент и так далее. Невозможно узнать, например, на какой машине ты приехал, но по почерку можно предположить, каким автомобилям отдаёшь предпочтение. Например, если человек скромный и интроверт, то он вряд ли выберет красный «Феррари», скорее бежевый «Рено Логан».

Пол и реальный возраст глупо определять по почерку. Если человек пришёл на графологическую экспертизу, он хочет о себе узнать новое, и это явно не пол и возраст.

Хотя существует психологический возраст, отличающийся от реального. Уверена, каждый в жизни встречал людей, которые в 20 лет ведут себя, как брюзжащие старички. По почерку видно это различие. В написанном даже беременность можно увидеть.

Фото: Мария Васильева

О графологии | ГРАФОЛОГ.RU

КОРОТКО

Графология – наука, изучающая связь почерка с характером человека, его способностями и эмоциональным состоянием. Исследуя отдельные элементы почерка графологи могут составить подробный психологический портрет личности.

Несмотря на то, что история графологии в Европе насчитывает века, в России эта наука начала активно развиваться лишь в начале XXI века. Однако уже сейчас в нашей стране графология применяется в рекрутинге, профориентации, психологии, медицине и других смежных областях. Графологический анализ обладает рядом неоспоримых преимуществ (быстрота исполнения, непредвзятость, дистанционность) перед многими психологическими тестами и исследованиями, что открывает большие перспективы для развития и роста популярности графологии в России.

НЕ КОРОТКО

Понять человека бывает непросто, но порой это необходимо.

Что движет им в тех или иных делах, как установить контакт, как сделать взаимодействие максимально продуктивным? Раньше, когда люди жили более замкнуто подобные вопросы стояли не столь остро. Ускоренный ритм жизни, постоянные рабочие и личные встречи заставляют нас все чаще обращаться к психологии личности. А порой – сталкиваясь с жизненными трудностями или стоя перед важным выбором, — нам бывает необходимо разобраться и в самом себе. Многочисленные психологические практики, обилие популярных книг по психологии и тренинговых школ – характерный показатель запросов современного общества.

Одна из наук, которая помогает приоткрыть тайну человеческой натуры – графология.

Графология – наука, изучающая почерк, его связь с психологическими особенностями, характером, эмоциональным состоянием и способностями человека. Графология широко применяется как в самой психологии, так и в смежных с ней областях.

«Всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются и отражаются в движении», — отмечал Иван Михайлович Сеченов, известный русский мыслитель, физиолог, психолог.

Сейчас ни для кого не секрет, что существует связь между мозговой активностью человека, его нервной системой, психическими процессами и мелкой моторикой. По мнению многих психологов в любой двигательной активности человека проявляется его сущность, в том числе – в почерке. Характер движений зависит от непроизвольного напряжения тех или иных мышц, что в свою очередь напрямую связано с особенностями психического состояния человека. Тонус мышц отражается и на почерке, делая его более резким или округлым, крупным или мелким, ровным или отрывистым.

В 1895 году немецкий физиолог Тьерри Вильям Прейер провел ряд исследований почерков людей, получивших различные травмы рук, в результате которых им пришлось научиться писать ртом или ногами. Почерки до и после инвалидности совпадали. Исходя из этого ученый сделал вывод, что почерк человека в большей мере связан с его мозгом и сознанием, чем с чисто физиологическими особенностями.

Люди стали обращать внимание на почерк очень давно. Конфуций, например, наставлял: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром». Почерку человека уделяли внимание Аристотель, Теофраст, древнеримский историк Светоний. Император Нерон писал: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него — предательская натура».

Первая известная истории книга, посвященная исключительно анализу почерка была написана итальянским врачом, профессором Болонского университета Камилло Бальдо в 1622 году. Само слово «графология» появилось два века спустя благодаря французскому аббату Жану Ипполиту Мишону, который в 1871 году написал труд «Система графологии». В своей книге аббат попытался систематизировать особенности почерка и связать их с психологическими особенностями человека, метод Мишона выделял и сравнивал отдельные элементы почерка – штрихи, буквы, слова и строчки, — каждый графологический признак предполагал наличие определенной черты характера, его отсутствие – наличие противоположной черты. И хотя в настоящее время данное утверждение считается верным лишь отчасти именно Мишона принято считать отцом современной графологии.

Многие выдающиеся деятели культуры прошлых лет проявляли интерес к исследованию почерка. Так, немецкий поэт, мыслитель, естествоиспытатель и государственный деятель Иоган Вольфганг фон Гете писал: «нет ни тени сомнения, что почерк имеет отношение к характеру и уму человека и что он может, по меньшей мере, дать понятие об его чувствах и действиях». А Жорж Санд считала: «Возможно, что я во всем ошибаюсь, так как я не обладаю системой; но я получаю много писем, и инстинкт наблюдателя позволяет мне, на основании общего впечатления, судить по почерку о писавшем».

Высокую оценку графологии давали культурологи, физиологи, психологи. Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг с помощью графологии пытались проникнуть в бессознательное человека, известный австрийский психолог Альфред Адлер также признавал важность графологии и сам занимался анализом почерков своих пациентов.

В настоящее время графология является официально признанной наукой во многих странах Европы и США. Во Франции, Италии, Германии, Нидерландах и других странах графология изучается в вузах наравне с другими дисциплинами. Графологи являются востребованными специалистами в таких областях как рекрутинг, профориентация, психология, медицина. Анализ почерка активно применяется в космической медицине — специалистами анализируются записи, сделанные космонавтами на орбите, чтобы оценить состояние их нервной системы.

В России графология только начинает активно развиваться. Несмотря на то, что еще в начале 20 века нашими учеными были сделаны попытки представить науку широкой публике (был написан ряд работ по криминалистическому и графологическому направлениям в анализе почерка), в советское время последовал застой в данной области. Графология отвергалась советской властью как «буржуазная лженаука» и советские ученые не только не имели возможности заниматься ею официально, но также читать работы европейских коллег.

В 21 веке ситуация начала меняться – высокий интерес к психологии и смежным наукам, доступность иностранных источников информации, возможность более свободного выбора научного интереса играют важную роль в становлении российской графологии. Появилось достаточно большое количество книг и статей по данной теме на русском языке.

Существует два основных направления в анализе почерка: криминалистическое и собственно графологическое.

Криминалистическое направление – оно же почерковедение – занимается изучением почерка с целью решения задач судебно-почерковедческой экспертизы и помогает установить авторство текста, подлинность подписи и т.п.

Графологическое направление в изучении почерка – это и есть графология, т.е. наука о связи между почерком человека и его характером. Графология широко применяется в бизнесе, медицине, образовании и других сферах. С графологами консультируются специалисты HR при подборе сотрудников — по почерку графолог поможет определить, соответствует ли соискатель требуемой должности, рассказать о его сильных и слабых сторонах. На собеседовании бывает трудно понять, как будет вести себя работник в долгосрочной перспективе, графологический анализ – это наиболее быстрый и удобный способ узнать характер и склонности человека.

Графология может оказать значительную помощь при профориентации. Анализ почерка ребенка или сотрудника позволяет понять, в какой сфере деятельности он наилучшим образом проявит свои качества и сможет раскрыться в полной мере. Графологи занимаются и семейными консультациями, помогая выявить причину возникающих трудностей и разногласий внутри пар, найти подходящее решение и определить степень совместимости партнеров.

У графологии есть ряд бесспорных преимуществ перед психологическими тестами и консультациями.

Во-первых, графология позволяет оценивать незнакомых людей, ничего о них не зная, кроме их почерка. Психологу требуется довольно много времени, чтобы дать точное и обширное заключение, графологу достаточно посмотреть на образец почерка, полный результат исследования может быть выдан через пару дней.

Графологический анализ не требует личного присутствия диагностируемого при работе графолога. Благодаря этому исключается возможность воздействия ряда субъективных факторов на процесс диагностики: внешнего вида проверяемого, его сознательного или неосознанного влияния на результаты тестирования, здесь невозможно соврать или дать заранее подготовленные и социально ожидаемые ответы.

Кроме того, графолог может дать характеристику человеку независимо от языка, на котором человек говорит и пишет. Графологу неважно, на каком языке написан документ, потому что он обращает внимание на признаки письма, а не на его суть. (Это не касается иероглифического письма, которое является в большей степени рисунком, чем собственно письмом.)

Аристотель отмечал: «Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих», — и с этим нельзя поспорить. Однако возможной графология стала как раз благодаря наличию сходных элементов в письме разных людей. Этих элементов множество и их бесконечные комбинации как раз и создают ту непохожесть почерков, о которой говорил Аристотель.

В своей работе графологи пользуются вспомогательными таблицами, составленными на основе многочисленных научных трудов и исследований. Есть графологические таблицы признаков различных психотипов, есть такие, которые помогают сориентироваться в самих графологических признаках, какие-то посвящены интерпретации различных симптомов и эмоциональных состояний. Важным фактором является и профессиональное чутье графолога, которое вырабатывается обширной практикой еще во время обучения.

Несмотря на то, что графология в России только начинает свой путь, преимущества данного вида тестирования уже по достоинству оценены многими.

Графология и почерковедение | ГРАФОЛОГ.RU

На первый взгляд графология и почерковедение – одно и то же, то есть наука о почерке. В каком-то смысле это действительно так: в обоих случаях основным объектом исследования является почерк человека. Но, тем не менее, разница между этими двумя дисциплинами очень существенна.

Почерковедение изучает письменно-двигательные навыки человека с целью решения задач судебной экспертизы текстов и подписей. Почерковед должен определить одним или разными лицами выполнена запись или подпись, установить поддельность подписи или ее подлинность.

Кроме того, почерковед может понять, в каких условиях писался текст, например, лежа или стоя, в каком состоянии был его автор – в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, писался ли текст во время болезни или сильного стресса. Иногда можно установить и примерный возраст писавшего – почерковеды знают, по каким прописям учились в школах в разное время. Почерковед также может рассказать о физических и некоторых профессиональных особенностях автора.

Помимо основных характеристик почерка, – наклона, нажима, ширины полей и межстрочного расстояния, особенностей постановки знаков препинания, – специалист изучает и лексические составляющие текста (если текст достаточно большой): степень развития грамматических, лексических и стилистических навыков письма.

Графология является в большей степени психологической дисциплиной и стремится установить связь между почерком и характером человека. Изучив почерк, графолог может рассказать о способностях и склонностях писавшего, о его психо-эмоциональном состоянии. Глафологию можно назвать одним из методов психологического тестирования, который отличается от большинства других отсуствием необходимости личного присутствия проверяемого.

В графологии также как и в почерковедении имеют значения способ написания букв, межстрочный и межбуквенный интервалы, ширина полей и другие характеристики письма. Однако графологи рассматривают значение данных характеристик с других позиций.

Можно сказать, что изучение почерка в рамках почерковедения отвечает главным образом на вопрос кто написал. В то время как основной вопрос графологии – какой это человек.

Графолог

Услуги графолога

О графологическом анализе:

Графологический анализ (анализ почерка) — метод психодиагностики личности, основанный на физиологических, психологических, психопатологических знаниях, а также научных исследованиях в перечисленных областях и статистическом материале. Графология зарекомендовала себя как точный и результативный метод диагностики личности.

В странах Европы, в Израиле, Америке специальности «эксперт-графолог» обучают по утверждённой учебной программе, а о графологическом анализе известно даже обывателю, который сталкивается с анализом почерка и графическими тестами при приеме на работу (в сфере дизайна, финансов, услуг, безопасности и т. д.), а также порой при визите к психологу.

Графологический анализ — один из самых точных и удобных способов диагностики личности, который успешно применяется для индивидуальных консультаций разных направлений, для проверки благонадежности и отбора кадров.

Одно из ключевых преимуществ заключается в невозможности подготовки к графоанализу и случайного искажения результатов. Графологические заключения надежны, точны и объективны. По данным Института Графоанализа, максимальная точность в нормальных условиях и у хорошего специалиста составляет 90 — 95%.

Преимущества графологического анализа:

  • Удобство подачи. Не нужно тратить время на заполнение огромных тестов — достаточно написать текст от руки и передать образец на анализ

  • Объективность.  Исключает ошибки субъективности оценки как со стороны аналитика, так и со стороны тестируемого

  • Защищенность от искажений. Исключает возможность подготовиться к анализу, а также случайно исказить результат

  • Эффективность. Определяет характеристики личности на уровне бессознательного, определяющие поступки человека

Правила подачи почерка на анализ:

1. Письменные принадлежности, стол.

Для образца пригоден только чистый белый лист (без клеток и полос) формата А4, под который следует подложить несколько листов бумаги (слишком твердая или мягкая поверхность искажает почерк). Поверхность письменного стола — без трещин и не ровностей. Писать только шариковой ручкой (лучше синей), не протекающей и хорошо работающей.

2. Состояние, поза.

Поза — удобная, сидя за столом; настроение — относительно спокойное.

Текст: объем — произвольный; содержание — произвольное, оно не имеет значения. Подойдет любая свободная тема, которая придет в голову: можно написать о себе, об отпуске, о детях и т. д. Тема не имеет значения и никак не влияет на результат. Писать в привычном темпе, спонтанно, не списывая, не под диктовку, и не стихи в столбик. Затем — написать «Даю согласие на проведение графологического анализа». Поставить дату и подпись.

4. Образец почерка передается графологу заранее (до очной консультации).

Что скрывает почерк. Графолог с первых строк разгадает интеллект и характер | ОБЩЕСТВО: События | ОБЩЕСТВО

О бережливости Юлия Цезаря в Риме ходили легенды, это подтверждает и почерк императора: буквы он прописывал очень близко друг к другу и даже между строками умещал слова. Подпись бывшего президента США Дональда Трампа напоминает частокол и говорит о непримиримом характере владельца. А вот почерк Владимира Путина указывает на высокий интеллект и скрытность. О чём может рассказать ваш почерк, зачем нам эти знания и стоит ли отказываться от живого письма мы поговорили с графологом Ириной Романовой.

Протестные настроения отражает почерк

Светлана Ломакина, «АиФ-Ростов»: Ирина, мы вас знаем как руководителя культурно-выставочного центра ДГТУ «Донская казачья гвардия». И вдруг – вы специалист по графологии, расшифровываете старые письма. Как так вышло?

Ирина Романова: Раньше я работала директором по персоналу. И для расширения профессиональных знаний лет пять-шесть назад решила пройти мастер-класс графолога Ларисы Дрыгвать. Была под таким впечатлением, что поступила учиться в израильский институт графологического анализа Инессы Гольдберг. Училась три года онлайн, сдавала экзамены по скайпу. Меня это так увлекло, что были мысли сделать графологию новым видом деятельности, но тут возникла «Донская казачья гвардия», работа в которой занимает почти всё моё время. Основами графологии я сейчас делюсь с учениками одной из гимназий города. Считаю себя начинающим графологом, потому что графолог, как и врач, всё время должен прак­тиковаться.

– Что почерк может рассказать о человеке?

Ирина Романова, графолог Фото: АиФ/ Светлана Ломакина

 

– Очень многое! Но чтобы сделать выводы, надо проанализировать сотни графологических признаков и совместить их определённым образом. У нас с коллегами уже есть такая шутка: они прячут от меня свои рукописные бумаги, потому что по почерку я могу определить их внутреннее состояние, настроение, мотивацию, желание и возможность выполнять рабочие задачи. Всех удивляет, что таким образом можно определить и IQ.

Хорошо видно по почерку отношение к социуму. Если человеку важно общение, то один из признаков – хорошая читабельность, наклон вправо, определённое расстояние между словами и буквами. Если же человек настроен протестно, то у почерка часто появляется левый наклон. К примеру, так писала Ксения Собчак, когда активно занималась политической деятельностью. У подростков почерк нестабильный, но это естественно, личность формируется, человек ищет себя. Когда он обижен на родителей, хочет закрыться в своей комнате, побыть один, почерк наклоняется влево; когда ему нужно внимание мамы или одноклассников, почерк приобретает правый наклон. Интроверта часто можно узнать по маленьким буковкам и прямому наклону. Через почерк видна скорость мыслительных процессов – насколько быстро человек может принимать решения. Если он пишет медленно, выводит каждую буковку, так он и решения принимает. Ещё интересный момент: почерк показывает, каковы мы на самом деле, а подпись – то, какими хотим предстать в глазах других людей. Наша свое­образная визитка, презентация себя.

Ирина Романова родилась 22 апреля 1967 года. Окончила Ростовский государственный университет, получив квалификацию юриста. Длительное время работала директором по персоналу в крупных компаниях. С 2017 года активно развивает культурно- выставочный центр ДГТУ «Донская казачья гвардия», знакомя гостей со всего мира с историей родного края. Разносторонний человек, одно из увлечений которого – графология.

– Можно научиться писать как-то иначе?

– Самый главный постулат, который я стараюсь до всех донести, пишет не рука. Пишет наш головной мозг. Пример – Ник Вуйчич. У него нет ни рук, ни ног, он пишет ртом, зажав маркер в зубах. При этом у него очень живой и хорошо читабельный почерк. Есть масса примеров, когда человек попадает в аварию, теряет правую руку, начинает писать левой, и почерк в ряде своих основных характеристик остаётся таким же. Отвечаю на ваш вопрос – в течение жизни вы и будете писать немного иначе, потому что меняетесь сами, ваше отношение к людям, обстоятельствам.

Почерк – это маска

– Много лет назад к нам в редакцию писал из тюрьмы маньяк Муханкин. У него был очень аккуратный почерк, красивый, с завитушками. Стихи даже присылал.

– Это маска, он старался показать себя лучше, чем есть. Можно украсить буквы завитками, но толстые однообразные штрихи с тупыми окончаниями скажут о примитивности и «толстокожести», а жёсткие, царапающие – о том, что человек не чувствителен к своей боли и боли других людей. Есть и другие показатели – незрелый, медленный почерк с застреваниями, буквы без индивидуальных особенностей, раздутые в средней и нижней зоне и др. Подчёркиваю, все анализируется только в комплексе! Графологи никогда не скажут: этот будет воровать, обманывать, станет убийцей. Графолог сделает вывод, что при стечении определённых жизненных обстоятельств человек с таким почерком может пойти на такое-то преступление. Хотя, в XIX веке в царские суды приглашали экспертов по графологии и те давали заключение, которое учитывали при вынесении приговоров.

– Хорошо, вы всё это знаете и вдруг вам попадается письмо человека. И почерк говорит о нём совершенно не так, как человек себя позиционирует. Бывает такое?

– Конечно. И очень интересно это проследить в письменных отзывах гостей нашего центра. Как-то нас посетил один серьёзный, приятный во всех отношениях мужчина: вёл себя вежливо, не спорил, не перебивал. Но когда я увидела его почерк, поняла, что такое поведение для него – большая работа над собой. То есть, он соблюдал нормы социума, но сам по себе был другим. Почерк спрессованный, буквы разного размера, угловатые, с резкими выбросами штрихов, что говорит о сильном напряжении, неуступчивости, довольно высокой степени агрессии, непримиримости. Могу предположить, что среди близких этот человек именно такой. Оставляют отзывы и известные люди, например, Захар Прилепин, Павел Басинский. Глядя на их почерки, я могу сделать некоторые выводы и об их характерах. Но озвучивать публично можно только с согласия написавших. Это требование профессиональной этики графологов.

– Для графолога имеет значение, на каком языке написан текст?

– Нет. Но есть общие тенденции в почерках стран или почерках поколений. К примеру, в западных странах почерки свободнее, чем в России. Почерки наших родителей зачастую похожи, разборчивы, с большим количеством параллельных линий. И это понятно: люди жили в рамках определённой идеологии, старались придерживаться норм поведения и правил, которые были приняты в обществе. К тому же, на их долю выпало много горя – война, голод. Пережитое напряжение, тревога, страх отражается в почерке изломами, угловатостью, дрожанием линий.

Сейчас почерки другие – часто их сложно прочесть, с разными наклонами, размером букв, с несоблюдением полей на листе бумаги. Как будто из-под ног выбили какую-то основу, необходимую всем. А ведь именно это мы и наблюдаем в современной жизни. Старая идеология ушла, новая, объединяющая всех, не найдена. Мы не уверены в своём будущем, часто испытываем стресс, и это видно в почерках.

Пишите чаще

– Почерковед и графолог – это разные профессии?

– Разные. Почерковед также изучает почерк, но для него главное дать ответ на вопрос, текст написал один и тот же человек или разные? Графолог решает другую задачу: узнать личность человека.

– Где можно применить сегодня в Ростове профессию графолога?

– Графология тесно связана с психологией, она позволяет экологичными способами получить более точное представление о личности человека. Применима она и в профориентации. Ведь по почерку можно определить, в каких профессиях человек будет наиболее успешен. А для специалистов служб персонала это просто «золотое дно»! Деловые качества кандидата на работу определяются очень точно через его почерк.

– Сегодня мы мало пишем рукой: ведём электронные ежедневники и так далее. Писать надо?

– Надо, потому что это влияет на работу мозга и может уберечь нас от его деградации. Когда мы пишем, активизируются многие отделы головного мозга, формируются новые нейронные связи. Когда пишем, тренируется память. Помните шпаргалки? Многие писали их не для того, чтобы воспользоваться на экзамене, а чтобы лучше запомнить. Когда мы набираем текст на клавиатуре, наш мозг решает намного меньше задач.

– То есть, для того, чтобы спасти нашу нацию, нужно как можно больше писать рукой?

– Да. Диджитал-технологии сильно облегчают жизнь. Но если они будут не сопровождать, а заменять функции головного мозга, ни к чему хорошему это не приведёт. Людьми будет легче манипулировать, навязывать им свои идеи, формировать нужное поведение. Не кажется ли вам, что некоторые отголоски этого мы уже видим в реалиях? Снижение интеллектуального потенциала определённо скажется на развитии страны. Так что пишите рукой!

Определение графолога по Merriam-Webster

gra · phol · o · gist | \ gra-ˈfä-lə-jist \

Определение

графолог

Что такое графология? — Британский институт графологов

Нас всех учили писать определенным образом, когда мы были детьми в школе, но очевидно, что никто не продолжает писать именно так, как их учили, и почерк у всех выглядит по-разному.Фактически, как только кто-то может писать, он или она постепенно изменяет форму и размер букв в соответствии с индивидуальными предпочтениями и антипатиями.

Почему это?

Причина в том, что наша личность влияет на то, как развивается наш почерк после того, как нас научили писать. Это потому, что почерк — это образец нашей психологии, выраженный в символах на странице, и эти символы так же уникальны, как и наша собственная ДНК.

Когда вы достаточно хорошо узнаете почерк человека, вы узнаете, чей это почерк, как если бы это была хорошо известная картина или фотография.Графология основана на том принципе, что почерк каждого человека имеет свой собственный характер, и это полностью связано с уникальностью личности писателя.

Таким образом, именно отклонения писателя от заученной тетради позволяют опытным графологам с максимальной точностью оценить характер и способности писателя.

На самом деле графологам исключительно повезло в том, что они видят перед собой черным и белым образец в символической форме всего психологического профиля писателя.Напротив, психоаналитики и психотерапевты во всем мире должны формулировать свои собственные мнения исключительно на основе того, что сообщает им за определенный период времени от конкретного клиента.

Для чего нужна графология?

Его цель — дать реалистичный взгляд на проблемы, с которыми сталкиваются люди из всех слоев общества, каждый день их жизни.

Какие преимущества?

Почерк — универсальный навык, не допускающий дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи или вероисповедания.Графология дает объективный очерк уникальной личности и поведения человека, даже без их присутствия.

Как работает графология?

Графология — это смесь искусства и науки . Это science , потому что он измеряет структуру и движение письменных форм — наклона, углы и интервалы точно рассчитаны, а давление измеряется с увеличением и с точностью. И это art , потому что графолог должен постоянно помнить об общем контексте, в котором происходит письмо: «гештальт» письма в целом.

Письмо состоит из трех частей — движения , интервала и формы . Графолог изучает эти вариации по мере их появления в каждом из этих аспектов письма и придает им психологическую интерпретацию. Эксперты-графологи могут достичь очень высокой степени точности.

Использование графологии

Как ты думаешь, ты хорошо разбираешься в людях? Вы всегда были правы? Или вы иногда обнаруживали, что ваши первые впечатления были неправильными?

На самом деле внешность может быть обманчива, но почерк никогда не лжет.Почерк показывает, как писатель думает, чувствует и ведет себя, и делает это прямо и немедленно. Он показывает мотивацию, которая стоит за действиями, и обрисовывает в общих чертах склонность писателя вести себя непредсказуемым образом.

Графология изучает не только поведение, но и подсознание, или почему, , которые лежат в основе действий, предоставляя информацию, которую невозможно было бы получить каким-либо другим способом или в такое короткое время. Это делает графологию очень мощным инструментом. Таким образом, анализ почерка очень эффективен в самых разных практических ситуациях.

Его можно использовать для оценки личности в любой сфере человеческой деятельности, где люди взаимодействуют. Идеально, например, в следующих областях:

  • Набор персонала , где это неоценимая помощь, потому что опытный графолог может выбрать лучших кандидатов и посоветовать их пригодность.
  • Выбор руководства в торговле и промышленности, где он используется в сочетании с психометрическим тестированием.
  • Корпоративное обучение , где можно выделить сильные стороны персонала и выявить слабые стороны, потенциал и мотивацию.
  • Проверка безопасности и оценка честности и порядочности.
  • Профориентация для тех, кто ищет работу или меняет направление.
  • Совместимость оценок для деловых и личных отношений.
  • Профиль личности для людей, стремящихся к самосознанию для саморазвития.
  • Руководство для детей и семьи для решения деликатных вопросов.
  • Исторический профиль для специалистов по генеалогии и биографов, которые хотят больше узнать о людях, которые умерли.
  • Изучение документов и судебно-медицинский анализ для оценки подделок и проблем с отравленными ручками. (Примечание: репетиторы B.I.G. не преподают эту специальную область.)

Графология как профессиональное умение

Для желающих стать профессиональными графологами институт предлагает серию экзаменов, ведущих к получению диплома (M.BIG). Большой. не только способствует передовому опыту и высочайшим стандартам графологии, но также в рамках дипломного курса обучает экспертов применять точную графологическую интерпретацию и давать ясный и подробный отчет о своих выводах.

Диплом Британского института графологов признан во всем мире. Список квалифицированных участников, предлагающих обучение в различных форматах, например занятия, индивидуальные занятия, заочные курсы и т. д. предоставляются Институтом исключительно в информационных целях. Подробнее см. Education

.

История графологии

Графология сегодня

Компания B.I.G. Дипломный курс

Наш этический кодекс

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Отрывок был выбран консультантом , графологом , потому что он содержит много эмоциональных слов.Профессиональный графолог оценил каждого близнеца индивидуально по 5-балльной шкале по каждой из исследуемых характеристик.

Еще примеры Меньше примеров

Эти оценки сравнивались с оценками внутрипарных личностных различий на основе исследования образцов почерка консультантом графологом и группой из восьми любителей.В одной из моих местных газет мой почерк недавно проанализировал профессиональный графолог . Недавно мне было интересно узнать, что во многих случаях обученный графолог имеет навыки, чтобы отследить автора письма отравленным пером, и этот факт должен быть известен.В пользу подлинности свидетельствует самая скрупулезная экспертиза графологов. Из

Википедия