Этапы процедуры исследования методом наблюдения – —

Этапы исследования методом наблюдения

12. Психологический эксперимент и его виды 

Экспериментом называется метод психологического исследо­вания, характеризующийся более активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, чем это может быть осуществлено в наблюдении. Приведем самые общие характеристики эксперимента как отличного от наблюдения метода получения научных психологических знаний, которые выделил известный отечественный психолог С.Л.Рубинштейн: 1) в эксперименте сам исследователь вызывает изучаемое явление, а не ждет, пока явление спонтанно обнаружит себя, 2) экспериментатор может варь­ировать, т.е. изменять условия, при которых данное явление на­блюдается, 3) изолируя отдельные условия (независимые перемен­ные), экспериментатор может выявить роль отдельных условий или их сочетаний для возникновения того или иного явления и установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс, 4) в эксперименте можно варьировать количественные соотноше­ния отдельных условий и тем самым получить количественные данные, допускающие математическую обработку . Виды экспериментов, как и формы наблюдения, можно рас­классифицировать по ряду оснований

1. Не приводя всех возмож­ных классификаций, воспользуемся одной из них, предложенной известным отечественным психологом А. Р.Лурия |78]. Он разделил все методы экспериментального исследования на три группы.

  1. Группа методов структурного анализа, с помощью которых выделяется и анализируется структура изучаемого психического процесса или явления.

  2. Совокупность экспериментально-генетических методов, с по­мощью которых прослеживаются различные стадии развития изу­чаемого процесса (метод срезов) или организуется формирование той или иной психической деятельности (формирующий эксперимент).

  3. Экспериментально-патологические методы (называемые А. Р.Лурия также методами синдромного анализа), которые вы­являют комплекс изменений при каких-либо болезненных нару­шениях психической деятельности (например, при повреждениях головного мозга или психических заболеваниях) и вскрывают фак­торы, «отвечающие» за возникновение того или иного комплекса изменений (синдрома).

Метод структурного анализа, по А. Р.Лурия, заключается в сле­дующем. Психолог, изучающий тот или иной психический про­цесс, ставит перед испытуемым какую-либо конкретную задачу и прослеживает строение соответствующих действий испытуемого, характер используемых при этом средств в процессе решения по­ставленной задачи и пр. Обращаясь к экспериментам второй группы, покажем отличие метода срезов от формирующего эксперимента на конкретном примере экспериментального исследования, проведенного А.Н.Леонтьевым под руководством Л. С. Выготского в конце 20-х гг. XX в. Его предметом было развитие памяти как высшей психической функции

2. В эксперименте приняли участие испытуемые трех воз­растных групп: дошкольники, школьники и взрослые, у которых в одной из экспериментальных серий изучалась способность ис­пользовать для запоминания слов особые средства — «узелки на память», т.е. нужно было запоминать слова («рука», «книга», «хлеб», «дом» и т.п.) с помощью карточек, на которых были на­рисованы другие предметы. Карточки выбирались испытуемыми по принципу какого-либо отмеченного ими самими сходства с предметом, обозначенным запоминаемым словом (например, для слова «хлеб» могла быть выбрана карточка, на которой была нари­сована масленка с маслом, так как масло можно намазать на хлеб). Было установлено существенное различие между испытуемы­ми разных возрастных групп в использовании карточек как сред­ства запоминания слов: дошкольники еще не использовали кар­точку для запоминания слова, потому что не понимали смысла этой операции, школьники очень хорошо запоминали с карточ­ками (и плохо без карточек). Взрослые же запоминали слова с карточками лучше, чем школьники, и намного лучше по сравнению со школьниками без карточек (согласно гипотезе Л.С.Вы­готского, подтвердившейся в данном экспериментальном иссле­довании, у взрослых имеются уже внутренние «карточки», т.е. определенные внутренние средства запоминания). Таким образом, в этих экспериментах были получены данные, раскрывающие особенности запоминания у испытуемых каждой возрастной группы. Экспериментатор производил как бы срез про­цесса развития памяти в онтогенезе. Возникал, однако, вопрос: а что происходит на линии «между» этими точками? Ответить на этот вопрос позволил формирующий эксперимент. В частности, с по­мощью остроумного методического приема у испытуемого формировалось умение использовать внутренние средства для запо­минания, если до этого он применял только внешние средства. В одном из экспериментов школьникам предлагалось для запо­минания не 30 карточек, как обычно, а всего одна. Тогда процесс запоминания превращался в рассказ, каждое слово которого оп­ределенным образом было связано с карточкой, т.е. средством запоминания теперь выступали слова. В результате у испытуемых появлялась сформированная в эксперименте высшая форма внут­ренне-опосредствованного запоминания. Формирующий эксперимент широко используется также в возрастной и педагогической психологии, в частности в исследованиях и практических разра­ботках, проводимых на основе теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина. В группе экспериментально-генетических методов часто выделя­ют так называемый лонгитюдный метод, т.е. систематическое изу­чение одних и тех же испытуемых в течение весьма долгого време­ни (например, в течение нескольких лет или даже десятилетий). В нейропсихологии и патопсихологии широко используются экспериментально-патологические методы, об особенностях ко­торых можно узнать из соответствующих учебных курсов. Виды экспериментального исследования можно классифици­ровать и по ряду других оснований. Так, выделяют, например, эксперименты естественные и лабораторные, отличающиеся раз­ными условиями их проведения (а именно в естественных или лабораторных — и поэтому иногда весьма искусственных — усло­виях).

13. Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованномвосприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в овседневной жизни) и лабораторным.

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

  3. Создание плана наблюдения.

  4. Выбор метода обработки результатов.

  5. Собственно наблюдение.

  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

овседневной жизни) и лабораторным.

Преимущества метода наблюдения

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения

  • Оперативность получения информации

  • Относительная дешевизна метода

Недостатки метода наблюдения

  • Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,

  • Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.

  • Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

14. Метод опроса

Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюирумемы посредством получения от субъекта ответов на зараенее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Общие сведения

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

studfile.net

Этапы исследования методом наблюдения

1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

3. Создание плана наблюдения.

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Собственно наблюдение.

6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

1. Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.

2. Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

 

Билет № 20

Способ описания наблюдаемых событий имеет первостепенное значение для оценки полученных в исследовании данных. Решение проблем, которые рассматривались ранее, во многом зависит от выбора «системы наблюдения», или системы описания (кодирования) данных.

Протокол наблюдения. В схему наблюдения входит определение моментов отчета наблюдателя в ходе наблюдения или сразу после определенных этапов наблюдения. Данные наблюдения фиксируются в форме протокола, дневника или отдельных записей (заметок).

Протокол – наиболее часто применяемая форма записи при периодических наблюдениях и чаше всего ведется непосредственно в ходе наблюдения. Он может быть в разной степени формализован.

Дневник – форма записи, используемая при лонгитюдном наблюдении. Записи делают обычно один раз в день или в несколько дней, причем наблюдатель записывает по памяти в свободной форме все, что привлекло его внимание. Наконец, отдельные записи ведутся при регистрации единичного наблюдения или использовании наблюдения как вспомогательного приема.

Протокол, в котором наблюдатель фиксирует данные, может быть сплошным или выборочным. В сплошном протоколе наблюдатель полностью отражает все наблюдаемые события (разумеется, на том уровне обобщения, который им принят) в том порядке, в котором они происходили. Обычно указывают время, которое занимало то или иное событие. Сплошной протокол в большей или меньшей степени формализован, так как без формализации «поспевать за событиями», фиксируя время, довольно трудно. Сплошное протоколирование, как правило, применяется на предварительных этапах исследования и дает общее представление о наблюдаемой реальности. Затем исследователь переходит к менее трудоемким способам фиксации.

Выборочный протокол также фиксирует события в хронологическом порядке, но не все, а лишь интересующие исследователя. Такой протокол обычно используется на более поздних этапах исследования, когда исследователь достаточно знаком с «объектом».

При хронометрировании или подсчетах частот проявления того или иного события протокольное описание включает последовательности цифр. При формализованных описаниях данных наблюдения, когда категории и «единицы» четко определены, можно фиксировать их в различного рода таблицах. Таблица фиксации данных наблюдения упрощает как процесс их записи, так и возможности последующих реконструкций наблюдавшихся событий, поскольку данные в таблице сразу представлены в структурированной форме.

Фиксация (запись) наблюдаемого называется «протокол наблюдения». Используются следующие виды протоколирования наблюдаемых данных:

 


  • сплошное протоколирование – предполагает максимально подробную фиксацию всех поведенческих проявлений животного. Может быть использовано во всех видах наблюдения, но чаще всего применяется в процессе сплошного наблюдения;

  • выборочное протоколирование – предполагает фиксацию только тех данных, которые отвечают цели наблюдения. Данный способ фиксации применяется в соответствующем виде наблюдения;

  • повременной протокол − используется в том случае, если необходимо выявить динамику поведенческих проявлений. Протокол наблюдения разделяется на временные промежутки (например, на несколько минут или часов). В каждом таком временном интервале тщательно фиксируются все поведенческие проявления животного. Повременной протокол позволяет быстро и точно выявить временные особенности поведения животного. Обязательным техническим средством, которое используется при данной форме фиксации данных, является секундомер;

  • поведенческий протокол – предполагает частичную обработку полученных данных уже в процессе проведения наблюдения. По мнению Г.Г.Филипповой, данная форма протоколирования является наиболее сложной. Предварительно проводится серия сплошных и выборочных наблюдений, что позволяет выявить интересующие исследователя формы поведения животных (например, манипулиции, акты коммуникации и пр.). Протокол, помимо временных интервалов, подразделяется на вертикальные графы, в каждой из которых описывается конкретная форма поведения животного. Ведение такого протокола требует высокой квалификации исследователя;

  • использование графических схем. При ведении такого протокола параллельно записываются и зарисовываются на схеме все передвижения и поведенческие проявления животного. Это еще более сложная и трудоемкая форма протоколирования. Помимо повременной и поведенческой форм, в нем используются графические схемы, иллюстрирующие передвижения животного в пространстве. Такие графические схемы заготавливаются заранее, и на них отмечаются все необходимые для ведения протокола объекты. Количество графических схем, как правило, соответствует количеству временных интервалов. Используя графические схемы, можно не только точно описать динамику поведения, но и скорость передвижения, частоту и интенсивность взаимодействия животного с окружающими объектами и пр.;

  • кодирование информации. Данная форма протоколирования в основном применяется при наблюдении за сложными и динамичными формами поведения (например, манипуляции предметами, общение с сородичами и пр.). Предварительно осуществляется серия наблюдений. Все формы наблюдаемого поведения детально описываются и расчленяются на отдельные составляющие (акты). При этом каждый акт обозначается условным значком. В результате фиксация наблюдаемого осуществляется посредством этих условных значков (а не словами).

 

 

Билет № 21

Тесты являются специализированными методами психодиагно-стического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобран-ных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологиче-ских качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

 

Билет № 22

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование)[1]. Однако традиционно в экспериментальной психологии экспериментсчитается самостоятельным методом.

Психологический эксперимент (в рамках психологического консультирования) — специально созданная ситуация, предназначенная для более целостного (в различных модальностях) переживания клиентом собственного опыта.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Этапы и процедуры метода наблюдения

Психология Этапы и процедуры метода наблюдения

Количество просмотров публикации Этапы и процедуры метода наблюдения — 394

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Этапы и процедуры метода наблюдения
Рубрика (тематическая категория) Психология

Можно выделить следующие этапы и процедуры метода наблюдения˸

1. Подготовительный этап.

1.1. Разработка программы наблюдения. Постановка цели, задач. Обоснование необходимости применения наблюдения. Определение предмета наблюдения, построение ᴇᴦο понятийно-концептуальной схемы. Упорядочение гипотез исследования. Определение объекта наблюдения, ᴇᴦο предварительная характеристика. Выделение наблюдаемых ситуаций. Классификация признаков наблюдаемой ситуации. Выделение единиц и категорий наблюдения.

1.2. Составление плана и сетевого графика выполнения работ по применению метода.

1.3. Проектирование инструментария (карточек, протоколов, дневников). Проектирование классификатора контент-анализа дневниковых и протокольных записей. Пилотаж инструментария, ᴇᴦο размножение.

1.4. Подготовка программ обработки, анализа данных.

1.5. Подготовка аудиовизуальных технических средств, средств обработки информации.

1.6. Составление инструкций по работе наблюдателей.

1.7. Их подготовка, комплектование групп наблюдателей, их инструктаж, обучение, репетиция.

2. Оперативный этап сбора данных.

2.1. Общее знакомство с объектом и организация условий наблюдения в соответствии с программой.

2.2. Регистрация данных в дневниках, протоколах, карточках по программе наблюдения. Фиксация сопутствующих факторов, характеристик, условий.

2.3. Обработка аудиовизуальных технических записей.

2.4. Контроль за ходом выполнения требований программы, проверка заполнения карточек, протоколов, дневников, инструкций, сетевого графика. Контроль за работой наблюдателей. Выборочные контрольные наблюдения. Самоконтроль наблюдателей (тестовый).

3. Результирующий этап обработки и анализа данных.

3.1. Сбор учетных документов, их проверка.

3.2. Ручная обработка данных.

3.3. Контент-анализ протокольных и дневниковых записей.

3.4. Перевод данных на машинные носители и их обработка.

3.5. Статистическая обработка данных. Исчисление показателей. Оценка качества наблюдения, вычисление коэффициентов согласия, устойчивости, надежности.

3.6. Анализ и построение выводов в соответствии с полученными показателями.

3.7. Сопоставление показателей и выводов, полученных на базе применения метода наблюдения, с выводами и показателями, полученными с помощью других методов сбора информации.

3.8. Анализ и оценка эффективности применения метода наблюдения. Выявление ошибок, новаций, их объяснение, рекомендации по совершенствованию применения этого метода.

3.9. Выработка рекомендаций по теме наблюдения, решению поставленных исследовательских задач. Подготовка отчета.


referatwork.ru

Этапы исследования методом наблюдения

Наблюдение и его специфика

Наблюдение — это метод сбора первичной социологической информации, основанный на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения их фиксации и регистрации. Наблюдение как метод сбора социологической информации используется достаточно широко. Важной особенностью социологического наблюдения выступает то, что оно является способом непосредственного визуального восприятия изучаемого объекта. Это дает следующие преимущества:

· Наблюдение позволяет фиксировать особенности поведения людей не в их воспоминаниях и интерпретации, а непосредственно в момент его проявления;

· Наблюдение дает возможность получать данные независимо как от умения респондента описать словами свое поведение, так и от того, желает ли он вообще что-либо говорить о своем поведении.

· Достоинствами социологического наблюдения как метода сбора информации является отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и испытуемыми, т.е. безусловное наличие прямого контакта. Это дает возможность получения не только объективной, но и оперативной информации. Наблюдение помогает точнее и шире понять смысл действий, поведения наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакций на происходящие события

· Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

· Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

· Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения

· Оперативность получения информации

· Относительная дешевизна метода

Специфика метода наблюдения . Одной из главных проблем метода наблюдения является взаимоотношение наблюдателя и наблюдаемого. Есть опасность изменения поведения объекта, в связи с присутствием наблюдателя. От других методы исследования наблюдения выделяется тремя яркими особенностями: возникновение связи между объектом наблюдения и наблюдателем, пристрастной (обусловленной эмоциями наблюдателя) оценкой явления, трудность или отсутствие возможности для повторного наблюдения.

Этапы исследования методом наблюдения

· Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

· Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

· Создание плана наблюдения.

· Выбор метода обработки результатов.

· Собственно наблюдение.

· Обработка и интерпретация полученной информации.

Классификация видов наблюдения:

· По регулярности проведения

Систематическое. Характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного времени; позволяет выявить динамику процессов, и значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Область применения систематического наблюдения достаточно широка — от поискового до экспериментального исследования психолого-педагогического процесса или объекта.

Случайное. Наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, психолого-педагогической ситуации. От случайного наблюдения следует отличать случайное выявление и фиксирование фактов в ситуации наблюдения, и планированного именно за данной деятельностью.

· По месту наблюдения

Полевое. Проводится в естественной обстановке, реальной жизненной ситуации, непосредственном контакте с изучаемым объектом. Может выполнять роль как основного метода сбора первичной информации, так и дополнительного (предварительное знакомство с объектом, контроль результатов, углубление представлений об объекте, сбор дополни тельной информации).

Лабораторное. Вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются педагогом. Основное его достоинство — максимальная, по сравнению с другими видами, возможность выявить все факторы ситуации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток — искусственность ситуации, которая может вызвать резкое изменение поведения участников. Подобное наблюдение чаще всего применяется на этапе проверки психолого-педагогических гипотез и, как правило, сводится фиксации изменений, которые происходят в результате воз действия экспериментальных факторов. При лабораторном наблюдении особенно широко применяются всевозможные технические вспомогательные средства (кино-, фото-, видеоаппаратура, ПЭВМ и т.д.).

· По степени формализации

Контролируемое (структурированное). Вид наблюдения, при котором заранее определяется, какие из элементов (на ни сосредоточивается внимание) изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для педагога-психолога, также формируется специальный план записи наблюдений для начала сбора информации. Чаще всего задача контролируемого наблюдения — проверка результатов, полученных другими методами, уточнение их. Оно может использоваться и как основной метод сбора информации для точного описания и проверки гипотез при решении психолого-педагогических задач небольшого масштаба. Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования, так как в процессе разработки процедуры наблюдения необходимо построить систему классификации явлений, составляющих наблюдаемую ситуацию, и стандартизировать категории наблюдения.

Неконтролируемое (неструктурированное). В этом случае наблюдатель не определяет заранее, какие элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. У него нет строгого плана, заранее определен лишь непосредственный объект наблюдения. Наблюдатель выясняет психолого-педагогическую атмосферу, в которой происходит явление или событие, границы объекта и его основные элементы, определяет, какие из этих элементов наиболее значимы для изучения, получает первоначальную информацию о взаимодействии этих элементов. Недостаток неконтролируемого наблюдения — опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата. Именно здесь проблема «наблюдение — вывод» может проявиться наиболее ярко.

· По степени участия наблюдателя в исследовании ситуации

Включенное. Вид наблюдения, при котором наблюдатель и юн или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуацию может колебаться в довольно широком диапазоне: от «пассивного» наблюдения, которое стоит близко к невключенному и сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя, до наблюдения «активного», когда наблюдатель до такой степени «сливается» с исследуемым объектом, что наблюдаемые начинают считать его членом своего коллектива и соответственно к нему относиться.

Включенное наблюдение в любых его видах позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Исследователю здесь открываются более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном наблюдении члены исследуемого коллектива успевают привыкнуть к наблюдателю, они возвращаются к привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях.

Невключенное. При невключенном (внешнем) наблюдении исследователь или его помощник находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов, — они просто регистрируют ход происходящих событий.

Невключенное наблюдение используется для наблюдения за массовыми процессами, когда наблюдатель, для того чтобы видеть весь ход процесса, должен находиться на достаточном удалении от объекта наблюдения. Оно применяется для описания психолого-педагогической среды, в которой происходит интересующее педагога событие.

Внешнее наблюдение может проводиться не только самим педагогом, но и специально подготовленными наблюдателями. Однако это возможно только в том случае, когда процедура достаточно хорошо отработана и проверена надежность категорий.

Так как при использовании различных форм наблюдения возникают всевозможные этические вопросы Американской психологической ассоциацией(АРА), был создан специальный этический кодекс для исследователя. Вот основные пункты:

1- В случае проведения исследования в общественном месте, не требуется согласие участников. Во всех остальных случаях необходимо заручиться данным согласием.

2- Исследователь должен не допустить причинение вреда наблюдаемым. Если этого не избежать, психологи должны минимизировать ущерб.

3- Также к минимуму должно свестись вторжение в личную жизнь индивидуумов.

4- Сохранение конфиденциальных данных участников наблюдения.

 

 

mykonspekts.ru

Наблюдение как метод исследования

Понятие наблюдения как метода исследования

Одним из самых распространенных и часто встречаемых методов исследования является наблюдение. Данный метод познания легок в применении, не требует дополнительных затрат и т.д. Для получения максимально точной информации метод наблюдения используется в сочетании с другими методами, такими как беседа, эксперимент и т.д.

Определение 1

Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).

Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта.

Таким образом, наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представление об объекте исследования.

Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением. Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков. Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой.

Замечание 1

Итак, методом наблюдения может пользоваться исследователь, у которого развита наблюдательность, мышление, умение точно и полно выражать явления и события.

Несмотря на то, что метод наблюдения кажется простым, его проведение требует не только определенных знаний и умений от исследователя, но также длительной и серьезной подготовки.

Целью проведения наблюдения является изучение характерных особенностей и изменений определенного явления, предмета или действия, которые находятся в конкретных условиях. Результаты явления во многом зависят от уровня подготовленности и опыта исследователя.

Одной из особенностей наблюдения является то, что результаты зависят от субъективного отношения исследователя к объекту наблюдения. Именно поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими методами исследования. Комплексное сочетание методов гарантирует получение максимально объективного результата.

Виды наблюдения

Классификация наблюдения как метода исследования.

По включенности исследователя в процесс наблюдения:

  1. Прямое наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, то есть действует вместе с испытуемыми. Степень вовлечения исследователя в процесс может быть разным:

    • исследователь находится в стороне, не входит в коллектив участников;
    • исследователь принимает активное участие в исследуемом процессе совместно с участниками.
  2. Опосредованное наблюдение (косвенное) – вид наблюдения, при котором исследователь не принимает непосредственного участия в процессе. Например, исследователь наблюдает за тем, как испытуемые выполняют самостоятельное задание (решают задачу, собирают пазл и т.д.).

  3. Самонаблюдение – процесс, заключающийся в созерцании собственных внутренних процессов и их внешнее проявление. Например, в качестве самонаблюдения может выступать задание педагога составить самофотографию собственной рабочей недели, то есть записать все дела, которыми испытуемый занимался в течение недели.

    Замечание 2

    Сложность, и в то же время, уникальность метода самонаблюдения заключается в том, что исследователь должен «проникнуть» внутрь собственных психических процессов и явлений. Сложность его заключается в том, что иногда исследователю трудно выразить свои чувства и переживания.

По длительности наблюдения:

  1. Систематические наблюдения – осуществляются регулярно в течение конкретного временного отрезка (периода).

    Систематические наблюдения могут быть:

    • длительными,
    • непрерывными,
    • циклическими.
  2. Несистематические наблюдения – проводятся при необходимости. Чаще всего не организуются заранее, наблюдение осуществляется за неожиданной ситуацией или явлением.

По форме наблюдения:

  1. Осознанное наблюдение. При данной форме наблюдение испытуемый знает о том, что за ним ведется наблюдения, ему известна цель и задачи наблюдения. Однако иногда может быть такая ситуация, при которой испытуемому сообщают другую цель и задачи наблюдения. Такая необходимость может быть обусловлена этическими нормами, либо некоторыми проблемами исследования.
  2. Неосознанное наблюдение. При данной форме наблюдения испытуемый не знает о проводимом исследовании. Наблюдатель находится внутри исследуемой системы, то есть он внедряется в нее с целью получения достоверной информации. Важным является то, что испытуемые не должны ни в коем случае знать о роли наблюдателя. Чаще всего неосознанное наблюдение используется в социальной педагогике для исследования социального поведения малых групп.

Замечание 3

Таким образом, наблюдение как метод исследования имеет несколько видов. Выбор вида наблюдения зависит от поставленной цели исследования и особенностей испытуемых объектов и явлений.

Требования к организации наблюдения

Целесообразно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

  1. Определение цели наблюдения. Чем уже и точнее цель, тем легче регистрировать результаты наблюдений и делать надежные выводы. Бесполезно проводить наблюдение «на всякий случай», а затем решать, где и как использовать данные.
  2. Обрисовка объектов наблюдения. Это могут быть отдельные студенты, классы или группы.
  3. Разработка схема (плана) наблюдения. Подготовить документы, в том числе — формы протоколов наблюдения, инструкции для наблюдателя. План детализирует все вопросы, на которые исследователю нужно получить конкретные ответы. Если, например, наблюдатель изучает деятельность студента на уроке, он готовит подробную анкету о том, что его интересует в этой деятельности на каждом этапе урока. На бланке протокола или в дневнике указывают дату наблюдения, учебное заведение, учебную группу, ученика, преподавателя, тему занятия и задачи, цель наблюдения, содержание и характер наблюдаемых действий.
  4. Выбор способов фиксации результатов — это может быть запись в журнал, запись на ленту, фотографирование или видео.
  5. Выбор методов анализа полученных результатов. Исследователь должен помнить, что недостаточно просто наблюдать и фиксировать конкретное явление или процесс, необходимо дать правильную интерпретацию наблюдаемых явлений и фактов, выявить их причинно-следственную связь.

spravochnick.ru

2.4.5. Этапы проведения наблюдения

Для того чтобы получить необходимую для целей исследования информацию, т.е. получить сведения о важных характеристиках изучаемого объекта и при этом не пропустить никаких важных фактов, связанных с его деятельностью, необходимо заранее тщательно разработать план и программу наблюдения. В программу наблюдения входят все основные структурные элементы программы социологического исследования. Общие требования к программе социологического исследования, изложенные выше, распространяются и на программу наблюдения. Если наблюдение используется как один из методов сбора информации, а не как самостоятельный метод, то его описание закладывается в общую программу. Процесс социологического наблюдения, как и любого социологического исследования, условно можно разделить на четыре этапа.

2.4.5.1. Подготовка исследования

На этом этапе составляется программа социологического исследования, организуется процесс исследования. В программе описывается проблемная ситуация, устанавливаются цели и задачи наблюдения, определяются его предмет и объект, дается их предварительная характеристика. Основные понятия предстоящего исследования интерпретируются, операционализируются и формулируются как единицы наблюдения. Четко устанавливаются сроки проведения наблюдения. Если в этом есть необходимость, формируется рабочая группа и распределяются обязанности между членами группы. Составляется сетевой график исследования. Решается вопрос относительно использования финансовых и материально–технических средств.

Получаются соответствующие разрешения, устанавливаются контакты с руководителями учреждений, где будет проходить исследование, и налаживаются взаимоотношения с людьми на объекте (если наблюдение не тайное). Среди исследуемых проводится разъяснительная работа, которую следует поручать наиболее коммуникабельным, с педагогическими способностями исследователям. Наблюдаемым объясняют цель и задачи предстоящего наблюдения, предполагаемый результат и возможный характер его использования.

На основе предварительно собранных материалов выбирается способ (вид) наблюдения. Определяются средства сбора информации. Подготавливаются технические средства и документы (тиражируются карточки, протоколы, инструкции), письменные принадлежности и т.п. Важное место на этом этапе занимает инструктирование и подготовка наблюдателей.

Желательно, если есть необходимость, провести пилотажное исследование для того, чтобы апробировать методику и технику проведения социологического наблюдения.

2.4.5.2. Сбор первичной социологической информации

Это этап непосредственного наблюдения, на нем происходит сбор информации о проблемной ситуации и ее фиксация в документах наблюдения. Запись результатов наблюдения может быть выполнена в виде: 1) краткой записи, проведенной «по горячему следу», насколько позволили место и время; 2) карточек, служащих для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов; 3) протокола наблюдения; 4) дневника наблюдений; 5) технической записи (видео-, фото-, кино-, звукозапись).

При фиксировании результатов наблюдения следует соблюдать обязательное требование — запись вести одновременно с самим наблюдением. Записанные результаты позволяют не только фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации (объекте наблюдения), сравнивать результаты наблюдения с данными, которые могут быть получены с помощью других методов сбора эмпирических данных, но и осуществлять контроль за работой наблюдателя.

При неконтролируемом и неструктурализованном наблюдении, как правило, результаты имеют вид развернутого описания событий, явлений, ситуаций, которые служат объектом наблюдения. Чтобы избежать смешения данных наблюдения с выводами исследователя, всегда необходимо указывать, что является только результатом наблюдения, а что — интерпретацией событий наблюдателем. Строгая форма записи не задается.

Если планируется проведение контролируемого и структурализованного наблюдения, то исследователь должен заранее сконструировать документ наблюдения (карточку, таблицу, план), в котором будут фиксироваться наиболее значимые с точки зрения задач исследования элементы ситуации. Запись результатов наблюдения может вестись заранее обусловленными знаками, когда цели исследования требуют только фиксации наличия тех или иных элементов ситуаций, той или иной формы поведения (например, не говорит — 0, говорит — 1). При исследовании проблем лидерства в малых группах может применяться и такой способ, при котором наблюдатель фиксирует образцы поведения через «социальную роль» индивида (например, индивид действует так, как если бы он был учителем — 1; врачом — 2; родственником — 3; соседом — 4 и т.д.).

При контролируемом и структурализованном наблюдении исследователю необходимо предварительно формализовать объект наблюдения (37, с.187).

Контроль проведенного наблюдения можно осуществлять разными способами: 1) провести беседу с наблюдаемыми; 2) обратиться к документам, связанным с наблюдаемым событием; 3) проверить результаты собственного наблюдения наблюдением, проведенным другим квалифицированным наблюдателем; 4) послать необходимые документы проведенного исследования другому социологу с целью повторения наблюдения.

В ходе полевых работ действия наблюдателя могут корректироваться руководителем группы. Круг единиц наблюдения может расширяться или сужаться, а также может изменяться частота и продолжительность наблюдения.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *