Эффективное общение это: Эффективное общение | Технология тренинга

Эффективное общение | Технология тренинга

Навыки эффективного общения – это одни из самых важных и нужных навыков, позволяющих справляться с любой жизненной ситуацией. Вероятность добиться успеха на работе и в обществе, завоевать уважение среди друзей и членов семьи, у детей, супруга, начальника или коллег – все это зависит от того, насколько эффективно вы умеете общаться.

Половина из всего того, что люди обычно пытаются сообщить другим, теряется в процессе перевода и интерпретации. То, что вы пытаетесь сказать, не всегда правильно воспринимается слушателем, и это может привести к недоразумениям.

Хотя многие люди признают свою неэффективность в плане общения, каждый из нас со временем может развить эффективные коммуникативные навыки, тренируясь на практике. Такое общение обычно отличает более спонтанный, а не инсценированный или предварительно отрепетированный характер, поскольку в этом случае речь выглядит более эмоциональной и убедительной.

 «Слова являются наиболее мощной силой, доступной человечеству. Мы можем использовать эту силу в конструктивных целях, используя слова ободрения, или деструктивно – используя слова отчаяния. Слова обладают энергией и силой, которые способны помогать, мешать, причинять боль, вредить, обижать и унижать ».

-Уинстон Черчилль

Что предполагает эффективное общение?

Эффективное общение – это передача информации нужному адресату и получение желаемой обратной связи путем воздействия и привлечения внимания. Общение – это не только получение самой информации, но и понимание намерений, стоящих за ней. Полный смысл сообщения следует передавать с использованием всех навыков эффективной коммуникации, включая устные, невербальные или письменные.

Коммуникация – это всегда двусторонний процесс. Обратная связь и взаимодействие представляют собой факторы, позволяющие узнать, насколько успешным он был. Еще одним важным аспектом эффективной коммуникации является умение слушать.

Люди должны уметь не только эффективно и уверенно говорить, но также слушать и понимать, что хочет сказать другой человек или группа людей. Эффективное общение необходимо для изменения поведения других людей, правильного настраивания их на восприятие чего-либо и получения информации от собеседника.

Психосоциальные проблемы вроде стресса и перепадов настроения – это дополнительные факторы, влияющие на эффективность общения. Чтобы правильно общаться, вы всегда должны понимать собственные чувства и эмоции.

Почему эффективное общение настолько важно?

Эффективное общение может укрепить доверие, помочь людям лучше понять вас, заручиться чьим-то уважением и развить отношения с окружающими. Оно необходимо для установления надежного контакта, а также для укрепления отношений по мере необходимости.

При помощи эффективного общения можно избежать ненужных проблем в отношениях. Оно может быть полезно с точки зрения принятия решений, формулировки выводов и решения проблем через взаимодействие в конфликтных ситуациях. Оно же может пригодиться, если вам нужно сообщить что-то неприятное. Хорошие отношения с людьми уменьшают чувство стресса и беспокойства. У вас также всегда будет надежная социальная поддержка.

Работа в команде или группе единомышленников также требует навыков эффективного общения. Достижение консенсуса возможно только при общении между людьми. Вы должны обладать уверенностью, чтобы влиять на людей и заставлять их верить вам.

Хорошее общение с семьей и друзьями может помочь вам поделиться с ними своими проблемами и чувствами. Эффективное общение необходимо для развития дружеских отношений и контактов. Вам не нужно зависеть от других людей, которые могут что-то сказать за вас, если вы можете сделать это сами.

Вот некоторые из наиболее эффективных навыков общения:

  • Умение слушать
  • Умение говорить кратко
  • Умение проявлять интерес
  • Умение не быть предосудительным
  • Умение аккуратно пользоваться невербальными средствами общения
  • Наблюдательность
  • Умение совладать со стрессом
  • Умение говорить ясно и четко

Роль барьеров в эффективном общении и как их преодолеть

Барьеры общения мешают нашим сообщениям достигать разума собеседника или искажают их так, что они теряют изначальный смысл и посыл. Существует множество барьеров, которые могут препятствовать эффективному общению, включая физические (расстояние, шум и т. д.), физиологические (нарушения слуха или речи), социокультурные (культурные различия), семантические (знаки и символы) или, собственно, языковые.

В качестве барьеров могут выступать и другие факторы: окружающая среда, стресс, контекст, чье-то вмешательство, эмоциональный дисбаланс, отсутствие интереса или сосредоточенности, непоследовательный язык тела и т. д.

Препятствия для эффективного общения можно преодолеть при помощи подходящих средств – используя более короткие предложения, лучше организуя сообщение перед его отправкой, тренируясь, проявляя эмпатию и внимательность, избегая предрассудков,  информационного «шума» и т. д.

Вербальное и невербальное общение

Эффективная коммуникация предполагает как вербальное, так и невербальное общение. Язык вашего тела демонстрирует ваши намерения не хуже слов. Невербальные знаки порой говорят более искренне, чем сами слова. Выражение лица, движения рук, зрительный контакт, осанка, интонация – на все эти вещи люди обращают внимание, когда вы говорите. Точно так же и вам следует уделять этому внимание, когда вы следите за речью собеседника.

Многим людям трудно начать разговор, а некоторые не знают, как поддержать его после начала. Социофобия – это вполне обычное явление. Уверенное общение дается нелегко, но вы должны научиться отстаивать свою позицию перед собеседниками. Если то, что вы говорите, не доходит до людей и не «цепляет» их, то это вряд ли приведет вас к успеху.

Полезный инструмент

Настольная игра «Рулетка влияния»

Эта деловая игра научит игроков убеждать и влиять на кого-либо в любой социальной ситуации Узнайте детали  

Психо-социальные и экологические факторы в эффективной коммуникации

Эффективное общение – это способность правильно обращаться к социальному и культурном «бэкграунду» другого человека. Если социальное и культурное окружение собеседников отличается, их сообщения не будут интерпретироваться должным образом, поскольку социальная реальность обоих будет находиться на разных уровнях.

Контекст или среда также влияют на эффективность общения, поскольку люди не должны смеяться, когда кто-то плачет. Позиция всегда должна дополнять ситуацию. Эффективное общение – это когда социальные, культурные или экологические факторы используются для того, чтобы влиять на людей и доносить до них четкую информацию.

Эффективная и неэффективная коммуникация

– Вы так думаете? – спросил мартовский заяц.

– Да, думаю, – ответила Алиса. – То есть мне кажется, отгадаю, если сумею. А ведь это одно и то же.

– Конечно, не одно и то же, – прокричал Шляпник . – Разве одно и то же сказать: «Я вижу все, что ем» или «я ем все, что вижу?»

«Алиса в стране чудес», Льюис Кэрролл

В данном диалоге вы можете увидеть пример эффективного и неэффективного общения. Если сообщение интерпретируется отлично от ожидаемого, то его можно считать неэффективным. Говорить то, что кто-то имеет в виду, и иметь в виду то, что кто-то говорит – совершенно разные вещи. Подобные сообщения создают путаницу и недопонимание.

Таким образом, обучение навыкам эффективной коммуникации – крайне важный шаг в жизни каждого человека.

Эффективное общение – презентация в PowerPoint

Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:

  1. Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
  2. Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции.

Премиальный контент

Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите платную подписку на сайте “Технология тренинга” и получите полный доступ к 13 готовым тренингам, 256 слайдам, 112 минилекциям, 619 упражнениям, 41

видео и т.д. Это совсем не дорого.

7 правил эффективного общения | Международная Академия Профессионального Коучинга IAPC

Жизнь современного человека построена на общении. Каждый день, мы общаемся с большим количеством людей, но, к сожалению, не всегда, можем сказать о том, что беседа прошла эффективно, а разговор был интересным.

Более того, очень часто, после важного разговора, вы получаете вместо позитивных — негативные эмоции. Ситуация, которую вы хотели обсудить, осталась без решения, а ответы на важные вопросы, которые вас волнуют, так и небыли найдены.

Порой, получив такой результат от общения с другим человеком, невольно задаешься такими вопросами:

  • А слышал ли меня этот человек?
  • Понял ли он суть разговора и его важность?
  • Почему в общении со мной ему было не интересно?

Чаще всего, такие нерезультативные беседы, которые приносят в вашу жизнь разочарования, происходят из-за отсутствия навыков общения и от неумения правильно вовлечь собеседника в разговор, заинтересовать его, быть с ним в одном ритме беседы и вывести разговор на необходимый результат.

Научившись общаться эффективно, вы в каждом разговоре всегда будете чувствовать себя свободно и уверенно, и не важно, будите вы говорить с начальником, коллегами по работе, друзьями или родственниками.

Эффективное общение, не только дает возможность не испытывать больше разочарований от общения с другими людьми, но и помогает реализовать себя как личность.

Благодаря навыкам эффективного общения можно добиться карьерного роста, создать гармоничные и доверительные отношения с родственниками, и стать, интересным собеседником в кругу друзей.

 Как научиться эффективному общению

Эффективное общение — это полезный навык, который можно и нужно встроить в свою жизнь.

Безусловно, мастерство эффективного общения, оттачивается годами, благодаря постоянной практике. Для того, чтобы всегда и со всеми общаться эффективно и получать от разговора положительные эмоции и ожидаемый результат, необходимо развивать это навык, используя основные правила эффективного общения:

  1. Контакт с собеседником

Для эффективного общения очень важно установить правильный контакт со своим собеседником. Помните о том, что, вступая в беседу, каждый человек, не только готов выслушать своего собеседника, но и сам хочет быть услышанным.

Поэтому, эффективное общение может быть только двухсторонним, построенным на принципах взаимоуважение, свободы мнения и равноправия.

  1. Комфортное общение

Во время беседы, собеседник должен чувствовать себя комфортно. В этом случае, шанс того, что все сказанное вами, будет услышано и правильно понятно, будет намного выше.

Для создания комфортной атмосферы общения, необходимо, прежде всего, учитывать приверженности своего собеседника, знать, что он любит и что ему нравиться.

Кто-то любит общаться, не спеша, прогуливаясь по аллеям парка, а для кого-то, будет комфортней общение за столиком в кафе.

Кто то, любит неспешный разговор за чашечкой чая, а для другого человека, чашка ароматного кофе, ассоциируется с приятной и доверительной беседой.

Факторов, влияющих на создание комфортной атмосферы общения, может быть много, и если вы хорошо знаете своего собеседника, то всегда сможет создать эту атмосферу, в которой ему будет комфортно и получить от разговора, позитивные эмоции и необходимый результат.

Если вы встречаетесь с человеком впервые и ничего не знаете о его привычках и вкусах, это не означает, что создать комфортную атмосферу общения невозможно.

Для того, чтобы собеседник мог максимально комфортно общаться с вами, ведите разговор в точно таком же темпе, в котором его ведет ваш собеседник. Старайтесь в начале беседы больше слушать, чем говорить, а наиболее важные аспекты разговора, перенесите на конец беседы.

  1. Невербальное общение

Огромное влияние на эффективность разговора, оказывает невербальное общение, а в частности, мимика и жесты, используя которые, можно показать собеседнику свою ответную реакцию на его слова и в тоже время увидеть, как он реагирует, на те, или иные важные аспекты разговора и сказанные вами фразы.

Анализируя то, как проходит ваше общение на невербальном уровне, можно оперативно, во время разговора, вносить корректировку в ведения беседы, убирая из нее раздражающие собеседника темы.

  1. Главная информация

В каждом разговоре есть главная и второстепенная информация. Безусловно, главная информация является самой важной и для того, чтобы она была правильно воспринята сообщить её нужно кратко. Она должна быть максимально конкретизирована и аргументирована.

Одной из главных ошибок, ведения разговора, как раз-таки и является то, что люди тратят много времени на поверхностные суждения и на объяснение различных несущественных деталей, вместо ясного и простого изложения сути вопроса.

Для того, чтобы ваш разговор оказался результативным, не нужно использовать длинные сложные фразы и употреблять большое количество общих слов. Чем больше в разговоре будет конкретики и аргументов, тем больше шансов для достижения взаимопонимания с собеседником.

  1. Безоценочность в разговоре

Принцип безоценочности суждений, важно соблюдать в любом разговоре. Пока вас не попросили дать оценку, определенным действиям, людям или же решениям, вы не должны никого оценивать.

Это же правило относиться и к критике, и к нравоучениям.

Если ваш собеседник не готов к критике, и она ему не важна, не стоит высказывать свое критическое мнение, даже, если оно правильное.

Рекомендации и нравоучения, вы можете высказать только тогда, когда вас об этом попросили. Помните о том, что никто и никогда не вправе учить другого человека, как жить и как поступать правильно, если сам человек об это не попросил.

6 Активное восприятие информации

В процессе общения, ни в коем случае, нельзя пассивно воспринимать получаемую от собеседника информацию. Такое незаинтересованное восприятие, обязательно приведет и к ответной реакции, и диалог потеряет свою конструктивную форму.

Для поддержки беседы в активном тонусе, необходимо показать собеседнику, свою заинтересованность в получаемой от него информации. Показать это можно, не только отдельными уточняющими фразами и положительными откликами, но в том числе с помощью жестов и мимики.

Такая активная заинтересованность, покажет собеседнику, то, что вы не только его внимательно слушаете, но и понимаете, о чем он говорит и разделяете его позицию.

7 Текст, контекст и подтекст

В общении, необходимо обращать внимание содержание сказанных слов, но и на то, в каком контексте и с каким подтекстом они сказаны.

Именно объединение этих трех составляющих информации, в одно единое восприятие и делает общение по-настоящему эффективным.

Для того, чтобы правильно передавать или воспринимать информацию с учетом этих трех факторов, важно прежде всего понимать, что помимо морфологического содержания предложения в него еще вкладывается, контекст, который выражает точку зрения, говорящего и подтекст, который выражает мотивации и эмоции.

Понимая и используя не только текст, но и контекст, и подтекст, вы сможет, правильно передавать смысл информации своему собеседнику и сделаете общении более эффективным и результативным.

Овладев навыками эффективного общения, вы сможете уверенно разговаривать с любым человеком, не чувствуя при этом робости или дискомфорта.

Освоив этот полезный навык, вы научитесь вести и полностью контролировать беседу, уверенно начинать разговор и прекращать его в нужный для вас момент. Сможете сделать каждую свою беседу эффективной, результативной и эмоционально положительной и приятной.

4. Понятие эффективного общения, его слагаемые

Эффективность общения в речевом воздействии рассматривается как достижение говорящим своих целей в условиях общения.

Какое же общение можно считать эффективным? Видимо, такое, которое ведет к достижению цели.

Но здесь необходим ряд оговорок. Во-первых, эффективность общения должна определяться применительно к каждому конкретному участнику общения или ко всем вместе взятым? Видимо, эффективность должна определяться для каждого коммуниканта отдельно. При этом в диалоге эффективным общение может быть только для одного из участников или для обоих. На многосторонних переговорах эффективным общение может оказаться для части участников. Применительно к выступлению оратора перед аудиторией эффективность выступления оратора и эффективность общения с ним слушателей будет разной .

Во-вторых, само понятие эффективности будет, по-видимому, связано с достижением тех целей, которые ставит участник общения в данной коммуникативной ситуации.

Эффективное речевое воздействие — это такое, которое позволяет достичь говорящему поставленной цели.

Однако цели в общении могут быть разными:

1. Информационная.

Цель — донести свою информацию до собеседника и получить подтверждение, что она получена.

2. Предметная.

Цель — что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника.

3. Коммуникативная.

Цель — сформировать определенные отношения с собеседником. Можно выделить такие разновидности коммуникативных целей: установить контакт, развить контакт, поддержать контакт, возобновить контакт, завершить контакт. Коммуникативные цели преследуют такие специальные речевые формулы какприветствие, поздравление, сочувствие, прощание, комплименти т.д.

Теперь дадим более полное определение эффективного речевого воздействия.

Эффективное речевое воздействие — это такое, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели и сохранить баланс отношений с собеседником (коммуникативное равновесие),то есть остаться с ним в нормальных отношениях, не поссориться.

Эффективное речевое воздействие

1. Достижение поставленный цели

2. Сохранение коммуникативного равновесия

Мы, однако, уже отметили выше, что цели у говорящего в общении могут быть разными — информационная, предметная, коммуникативная. Какие же их этих целей необходимо достичь говорящему, чтобы можно было считать его речевое воздействие эффективным?

Рассмотрим следующие коммуникативные ситуации. Знаками + и – обозначены достижение соответствующей цели и недостижение ее.

1.

-Передайте , пожалуйста, соль!

Информационная +

-Пожалуйста!

Предметная +

Коммуникативная +

2.

-Передайте , пожалуйста, соль!

Информационная +

-Простите, здесь соли нет.

Предметная —

Коммуникативная +

3.

— Дайте соль!

Информационная +

— А почему так грубо?

Предметная —

Коммуникативная —

4.

-Передайте , пожалуйста, соль!

Информационная —

-Что?

Предметная —

Коммуникативная —

5.

-Передайте , пожалуйста, соль!

Информационная +

-На!

Предметная +

Коммуникативная —

В каких случаях можно считать речевое воздействие эффективным, в каких — нет?

Разумеется, эффективно воздействие в том случае, если достигнуты все три цели ( пример 1). Но так бывает, как мы видим, не всегда. Возможны варианты.

Если не достигнута информационная цель (вас не поняли), то эффективность речевого воздействия всегда равна нулю. Отсюда вывод: надо говорить четко и понятно.

Если не достигнута коммуникативная цель (отношения не сохранены, нарушены, собеседник обиделся ), то такое воздействие также неэффективно, поскольку сохранение коммуникативного равновесия — одно из условий эффективности речевого воздействия (по определению, см. выше).

А вот если предметная цель не достигнута, то речевое воздействие может иногда быть эффективным: если цель не достигнута по объективным причинам (соли физически нет на столе), но при этом коммуникативное равновесие сохранено (пример 2).

А если мы достигли предметной и информационной цели, но не достигли коммуникативной (пример 5)? В таком случае результат есть — соль мы получили, но нормальных отношений с собеседником не установили. Такое речевое воздействие называют результативным (есть результат), но неэффективным (так как второе правило — коммуникативное равновесие — не соблюдено). Таким образом, эффективное и результативное речевое воздействие — разные вещи.

В остальных случаях недостижение предметной цели свидетельствует о неэффективности речевого воздействия — значит, мы что-то сделали неправильно: не так попросили, не те приемы использовали, не учли какие-то законы общения и т.д.

Люди, связанные с производством, считают эффективным достижение цели с минимумом затрат. Если цель достигнута, а затраты невелики — значит, деятельность была эффективной. Подобную точку зрения высказывают и некоторые специалисты в области делового общения: «Деловое взаимодействие можно назвать эффективным, если оно достигает своих целей с минимальными затратами времени и энергии и оставляет чувство удовлетворения» ( Н.В.Гришина. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. М., 1990, с. 8).

Таким образом, чем меньше затраты на достижение цели, тем эффективнее наша деятельность (если цель достигнута). Это подход со стороны себестоимости деятельности. Если в производстве такое понимание эффективности часто приемлемо и даже необходимо — повышение эффективности производства достигается за счет снижения затрат для получения конечного результата, то в общении подобный подход оказывается не только неприменимым, но и неверным. Эффективное общение — это не только такое, которое позволило достичь результата, но такое , при котором между участниками общения сохранилось равновесие отношений. А именно на достижение этого — сохранение равновесия отношений — и затрачивается нередко основная часть коммуникативных усилий коммуникатора ( ср. ниже коммуникативный закон зависимости результата общения от объема коммуникативных усилий, глава 3 ).

В коммуникации нельзя повышать эффективность, снижая затраты. Надо, наоборот, применять весь арсенал вербальных и невербальных средств, соблюдать законы и правила общения, применять приемы эффективного речевого воздействия, соблюдать нормативные правила общения и т.д. Только максимум усилий дает желаемый коммуникативный результат — достигается цель общения и сохраняется равновесие отношений между общающимися. Эффективность коммуникации прямо пропорциональна объему затраченных коммуникативных усилий.

Вспомним следующее: короткие просьбы и распоряжения всегда выполняются менее охотно — они обычно воспринимаются как более грубые, агрессивные. Вежливость предполагает соответствующую интонацию и более развернутые формулы просьбы, распоряжения и т.д. — такие формулы позволяют применить несколько приемов установления контакта, подать несколько сигналов вежливости, расположения к собеседнику. Именно поэтому надо учиться просить, отказывать и т.д. развернуто — это оказывается более эффективно.

Если же собеседники ставят перед собой чисто коммуникативные цели — поддержать отношения (светская беседа, чисто фатический диалог), и при этом соблюдают принятые в обществе каноны светского общения, то такое общение (при отсутствии нарушений) всегда оказывается эффективным, так как в этом случае предметная цель совпадает с коммуникативной (поддержать отношения).

Таким образом, общение эффективно тогда, когда мы достигли результата и сохранили или улучшили отношения с собеседником; по крайней мере — не ухудшили. Это означает, что мы сохранили коммуникативное равновесие.

Известный американский гангстер Эль Капоне говорил: “При помощи доброго слова и револьвера можно достичь гораздо большего, чем при помощи одного только доброго слова”. Он, конечно, прав — ведь он судит по своему опыту. Но наша цель — добиваться успеха добрым словом без револьвера. В этом и заключается искусство эффективного общения, искусство речевого воздействия на собеседника.

Коммуникативное равновесие бывает двух видов — горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное коммуникативное равновесие — это адекватное выполнение в соответствии с принятыми в обществе правилами роли равного— по степени знакомства, по возрасту, по служебному положению, по социальному положению и др. Это значит — оправдывать ролевые ожидания равных тебе, говорить с ними в рамках принятых в обществе правил вежливости и уважения.

Вертикальное коммуникативное равновесие связано с соблюдением норм общения, принятых для лиц, находящихся в неравных отношениях по вертикали: начальник -подчиненный, старший — младший, занимающий более высокое служебное положение — занимающий более низкое служебное положение, стоящий выше в социальной иерархии — стоящий ниже в социальной иерархии.

И при горизонтальном, и при вертикальном коммуникативном равновесии важно, чтобы соблюдались принятые в обществе ролевые нормы. Если равный не командует равным ему, начальник не унижает, сын послушен родителям, подчиненный уважителен и т.д., то коммуникативное равновесие соблюдено.

Для того, чтобы наше речевое воздействие было эффективным, необходимо соблюдение ряда условий. Если какие-то из этих условий не будут соблюдены, эффективность речевого воздействия оказывается под вопросом.

Существуют определенные условия, соблюдение которых необходимо для эффективности речевого воздействия в конкретном акте общения:

1. Знание коммуникантом общих законов общения и следование им.

2. Соблюдение коммуникантом правил бесконфликтного общения

3. Использование им правил и приемов речевого воздействия.

4. Реальная достижимость поставленной предметной цели.

И еще один очень важный момент, учитывать который необходимо при обсуждении проблем эффективности речевого воздействия.

В любом цивилизованном обществе действует важнейшая коммуникативная аксиома, которая гласит: со всеми людьми надо поддерживать коммуникативное равновесие.Если участники общения разделяют эту аксиому, придерживаются ее – исходят их того, что коммуникативное равновесие поддерживать надо – с такими людьми можно говорить о способах и приемах эффективного общения, о бесконфликтном общении и т.д. Если люди эту аксиому не разделяют и считают, что вовсе не обязательно поддерживать коммуникативное равновесие – такие люди находятся за рамками цивилизованного общества и их общение осуществляется по другим, не цивилизованным законам.

Нарушение основной коммуникативной аксиомы в общении ведет к конфликту, а общение становится неэффективными. Можно, конечно, грубостью или принуждением добиться от собеседника поставленной вами предметной или информационной цели, но такое общение уже лежит за рамками цивилизованного, и хотя его можно будет назвать результативным, но оно никак не будет эффективным – по определению.

Два основных требования к эффективному речевому воздействию можно назвать принципами эффективного общения. Таким образом, можно констатировать, что основными принципами эффективного общения являются принцип результативности и принцип коммуникативного равновесия.

Эффективное общение: как ему научиться — Психология эффективной жизни

Общение окружает нас, как воздух. Избавиться от него просто немыслимо — согласитесь, мы не можем жить в вакууме! Мы общаемся ежеминутно: с близкими, коллегами, клиентами, начальником, соседями, друзьями, вообще с незнакомыми людьми, с самим собой или с любимой собакой и кошкой, в конце концов.

А вы замечали, сколько энергии и сил отнимает (а иногда придает) один разговор? Можно ли вообще как-то измерить эффективность нашего общения?

Зачем общаться?

Чаще всего мы оцениваем эффективность общения так: если в результате собеседник сделал так, как я хочу, то общение было эффективно — ведь так всегда и должно быть. Если так, как я хочу, не получилось, есть два варианта: либо я плохо объяснил (попробую еще раз), либо это плохой человек, который не желает меня слушать.

Но все не так просто. Как говорит наука неориторика (или новая риторика — наука об убеждающей коммуникации), главный вопрос в диалоге не «кто с кем говорит?» и даже не «что говорят?», а «ЗАЧЕМ?». Разгадать цель собеседника и подобрать нужную стратегию ведения разговора — вот в чем и заключается эффективность общения.

Я рассказываю о том, как мне тяжело, а в ответ слышу: «Все пройдет! Не бери в голову! Это не главное! Бывает и хуже!» и т.п. И собеседник искренне не понимает, почему я в ответ начинаю злиться. А ведь эти «правильные» фразы на самом деле обесценивают мои чувства.

Задавать вопросы

Лучшая стратегия в 99,9% случаев — это просто задавать вопросы. В данном случае попробуйте определить и назвать то чувство, которое переполняет и мучает говорящего: «Тебе обидно? Одиноко? Больно? Чувствуешь себя обманутым? Ты его (ее) ненавидишь?»

Всё, контакт установлен. Теперь просто выслушайте. Иногда этого вполне достаточно.

А теперь вспомните, когда плачет ребенок, какие вопросы мы чаще всего задаем: «Что случилось? Почему ты плачешь?» А надо спросить: «Тебе больно? Обидно?» Прижать к себе, обнять. И спросить: «Что ты хочешь?»

Очень часто, конечно, из самых добрых побуждений мы стремимся дать собеседнику умный совет. А теперь искренне ответьте себе: нужны ли вам чужие советы? Они вам помогают? Вот-вот.

Основной принцип диалога (поверим неориторике): ты — окей, и я — окей. Никто никого не умнее, мы на равных. Чаще всего нам просто нужно услышать не совет, а то, что наше собственное мнение, позиция, мысли, чувства — правильные или по крайней мере имеют право на существование.

Лидировать в разговоре

А как вы думаете, кто лидер в разговоре: тот, кто говорит, или тот, кто слушает? Правильный ответ: тот, кто слушает и умело задает вопросы, направляя разговор в нужное русло.

Искусство общения —  это на самом деле и есть искусство задавать вопросы (вспомним знаменитые беседы Сократа). Они выручат нас в любой ситуации.

Вот простой пример. Вы хотите заговорить с незнакомым человеком. Казалось бы, беспроигрышная тема — погода: «Сегодня прекрасная погода». И слышите в ответ: «Терпеть не могу жару (снег, ветер, раннюю весну, цветы и т.п.)».

Спокойно! Помним, что ваш собеседник априори «окей», как и вы. Ход конем: «А какая погода вам нравится?» Даже если он скажет «никакая», ответьте: «Я с вами согласен», — и почувствуйте себя мастером общения, потому что эта фраза-ключик открывает сердце любого человека.

Опытные ораторы иногда начинают свое выступление с вопросов: «Что вы думаете? Знает ли кто-нибудь из вас о…? Вы еще не заскучали? Вам удобно сидеть?» и т.п. Эти вопросы и открытая поза позволяют быстро установить контакт со своими слушателями.

Вовремя заканчивать разговор

Иногда лучший выход с точки зрения эффективности общения — это сразу закончить разговор. Например, когда вы чувствуете, что цель собеседника — испортить вам настроение. Прервав общение и не вступая в долгие пререкания, вы сбережете свои нервы и время. О том, как быстро распознать, что вами пытаются манипулировать, я уже рассказывала (https://psy.systems/post/iskusstvo-obscheniya-uchimsya-ponimat-zachem-s-nami-obschautsya).

Приведу пример из жизни немецкого поэта Гёте. Однажды в Веймаре на узкой тропинке парка он столкнулся с литературным критиком. Критик сердито проворчал:

— Я не уступаю дорогу дуракам.

— А я уступаю, — ответил Гёте и сошел с тропинки.

Давайте поаплодируем поэту!  По-моему, ответ Гёте — прекрасный образец эффективности общения.

Разговор о других приемах и тонкостях успешной коммуникации мы обязательно продолжим. Всего вам доброго и приятного общения!

 

От редакции

Научиться находить ключик к другим людям может помочь соционика. Узнайте больше об этой типологии личности и ее основах из статьи типировщика Надежды Дубоносовой: https://psy.systems/post/socionika-kak-pravilno-vybrat-kollektiv-i-realizovatsya-v-zhizni.

Обиду можно назвать настоящим бичом эффективного общения. Чтобы избежать ее при коммуникациях с другими людьми, используйте инструкцию от практикующего психолога Ольги Пановой: https://psy.systems/post/kak-izbezhat-obidy-instrukciya-po-obscheniyu.

Если цель вашего общения — завести полезные связи, то эффективность будет измеряться количеством и качеством полученных контактов. Но для интровертов необходимость общения с большим количеством незнакомых людей может быть настоящим стрессом. Как вести себя в такой ситуации, объясняет книга Деворы Зак «Нетворкинг для интровертов»: https://psy.systems/post/devora-zak-netvorking-dlya-introvertov.

Основы эффективного общения. — Психология счастливой жизни

Прежде чем перейти к основным компонентам эффективного общения, подумаем для чего же нам нужно общение? С помощью общения люди обмениваются информацией,  эмоциями, составляют определенное мнение друг о друге, и регулируют поведение друг друга.

В психологии эти компоненты называются:

1. Информация;

2. Эмпатия;

3. Рефлексия;

4. Взаимодействие.

Умные термины психологии общения не сделают меня «монстром общения», скажете вы, и будете правы. Итак, основы эффективного общения, разберем эти четыре основные компоненты более подробно?

 1. Информация. Что необходимо сделать, чтобы информация дошла до вашего собеседника в полном объеме, и он понял бы ее так же,  как и было вами запланировано?

А в чем проблема, подумаете вы.  Мы говорим на одном языке, что тут не понятного.  Совершим небольшой экскурс в жизнь человека с момента его рождения и до текущей ситуации вашего общения. Каждый из нас обладает своим генетическим материалом и жизненным опытом,  даже близнецы имеют разный опыт и в чем-то не похожи друг на друга. А представьте, какая огромная разница  у людей  воспитанных в разных семьях, в разных условиях, с разными ценностями, разным темпераментом, и т.д.  Несмотря на то, что мы говорим на разном языке, одно и то же слово для каждого из нас несет разный смысл. Взять хотя бы такое простое и понятное слово “мама”. Чаще всего в него вкладывается самый положительный смысл, кажется уже добрее, светлее и прекраснее этого слова  нет ничего на свете.  А если человек вырос в детдоме, потому что его бросила мать? Это один из крайних случаев, конечно, но будет ли для него слово “мама” таким же прекрасным? Скорее всего, нет.   Так с любыми словами и понятиями.

Поэтому так важно при общении стараться использовать слова которые несут одинаковый смысл как для вас так, и для вашего собеседника.  Пусть вас не затрудняет задавать уточняющие вопросы, чтобы убедиться,  что ваш собеседник правильно вас понял или вы его. Так вам будет проще понять мотивы тех или иных его поступков, а также позволит лучше понять себя, расширит ваш кругозор.

2 Эмпатия. Под обменом эмоциями подразумевается, что вы и ваш собеседник сознательно или бессознательно влияете  на эмоциональное состояние друг друга.  Для этого, конечно же,  в первую очередь надо представлять какие чувства преобладают в вас сейчас. И во власти каких эмоций находится ваш собеседник. И то,  и  другое лучше всего получается у людей с высоким эмоциональным интеллектом, который в отличие от обычного интеллекта можно развивать и повышать, было бы желание.  Итак, вы честны с самим собой и понимаете, какие эмоции в вас сейчас преобладают, почему именно эти эмоции, насколько они желательны, хотели бы вы “поменять” их на другие и т.д.  А также в состоянии понять эмоции  другого человека, еще лучше, если вы понимаете, почему они возникли, и что нужно сказать или сделать, чтобы изменить эмоциональное состояние собеседника. Чаще всего следует сообщить, что вы осознаете состояние собеседника, если только такое замечание не будет ему в тягость. Это замечание помогает человеку раскрыться и дает почувствовать, что его понимают. Главное для успешного взаимодействия с другими людьми – это умение взглянуть на мир их глазами. Вы должны быть готовы оставить в стороне свои оценки и суждения, а так же собственную картину мира. Только тогда вы сможете увидеть другого человека. В психологии это называется сопереживанием. Сопереживание не означает сочувствие, в первом случае вы понимаете чувства другого, а во втором, вы  чувствуете то же самое, что и он. Также раскрытию эмоций другого человека способствует искреннее и открытое выражение вами  ваших чувств.  Но опять же, только в том случае, если это не заденет собеседника. Например, ваш друг предлагает вам  пойти вместе с ним на чемпионат по футболу, потому что его подруга заболела и не сможет пойти. Ясное дело, радостно заявлять: “До чего же хорошо, что она заболела!!”, думаю, не стоит. 

3. Рефлексия. Теперь мы плавно переходим к следующей составляющей эффективного общения: рефлексии. Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению представлять вас в своих мыслях. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются черты характера и поведения обоих. Рефлексии способствует  развитие безусловного самопринятия, основанного на осознании и понимании своих слабых и сильных сторон, принятия других, ценностного (уважительного)  отношения к партнеру по общению.

4. Взаимодействие. Любое общение всегда предполагает  некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей.  При соблюдении трех вышеописанных компонентов общения между собеседниками возникает межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияния людей, которые в свою очередь приводят к  их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность растянутых во времени реакций людей на действия друг друга. Например, ваш поступок, изменяющий поведение вашего собеседника, вызывает со стороны последнего ответную реакцию, которая, в свою очередь, будет воздействовать на ваше поведение. Поэтому так важно  прогнозировать процесс взаимодействия и его результат.  Если вы хорошо понимаете чувства вашего партнера по общению, представляете картину его мира, а также то, каким представляет он вас, вы можете заранее предположить, какие ваши действия повлияют на него тем или иным образом.  В этом случае ваше общение выльется в приятную для обоих, совместную деятельность. В противном  –  может возникнуть конкуренция или конфликт. Но это уже другая история.

Психология счастливой жизни

Оцените статью:

 

 

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Назад: Почему люди боятся одиночества?

Навыки эффективного общения. Краткое руководство

 

Семь принципов эффективной коммуникации, сформулированные профессором Колином Тернером


  1. Мы не можем сообщить другому человеку больше, чем мы есть. Чтобы понять другого человека, нужно понять себя. Будьте собой — в этом ключ к эффективной коммуникации. Не угождайте людям и не старайтесь играть роли — это препятствует действенному общению.
  2.  Мы должны понять, что общение — это не просто обмен словами. Эффективная коммуникация предполагает умение выражать и воспринимать чувства, мысли и отношения. С помощью молчания мы сообщаем не меньше (если не больше), чем с помощью слов.
  3.  Коммуникация должна быть безусловной. Чтобы по-настоящему воспринять чужое сообщение, мы должны отложить в сторону все предположения, мнения и предрассудки.
  4.  Доверие и открытость в общении — это основа успешных взаимоотношений. Доверие возникает только в том случае, если коммуникация строится в соответствии с принципом честности. Чем меньше доверия, тем ниже степень взаимодействия между людьми (к примеру, сокращается длительность зрительного контакта).
  5.  Мы должны выявить свои верования, чтобы понять, как они могут отразиться на нашем общении с другими людьми. Знание собственных убеждений помогает нам понять верования собеседника.
  6.  Эффективная коммуникация строится по следующему принципу: прежде чем говорить, нужно слушать. Рот — это просто механизм, а уши и глаза — это помощники сердца и ума. Путь к эффективной коммуникации лежит через гармоничное взаимодействие этих трех элементов. Сначала мы должны воспринимать глазами и сердцем, и только затем — ушами. Это означает восприятие на четырех уровнях: физическом, эмоциональном, интеллектуальном и духовном.
  7.  Старайтесь понять другого человека. Говорите так, чтобы вас поняли.

 

Колин Тернер — профессор предпринимательства в Международном институте управления «Тезеус» (Франция), колледж «София Антиполис».

 

 

Принципы коммуникации в соответствии с методом ненсаильственного общения Маршалла Розенберга 


Основные причины проблем в общении:
  • Наша склонность интерпретировать и судить то, что мы наблюдаем
  • Наша склонность упрекать и возлагать на других ответственность за свои переживания
  • Наше сопротивление пониманию другими наших нужд, чаяний и того, что для нас важно
Список главных навыков, которые помогают нам эффективно общаться друг с другом.
  •  Умение услышать и увидеть то, что важно для нашего собеседника. Каковы его нужды и стремления. Даже если наш собеседник не умеет общаться с нами таким-же образом. Оставаться «включённым в этот процесс», несмотря на то, что наш собеседник говорит резкости и ругается. Согласно метафоре Маршалла, это умение было названо «слушать ушами жирафа».
  • Умение лучше понимать, какие нужды, стремления и желания скрываются за нашими огорчениями, замешательством, противодействием и осуждением.
  •  Способность замечать тонкие и порой поразительные различия между психо-соматическими ощущениями вроде: «Мне грустно» и чувственно-интерпретированными вроде «Я чувствую, что меня предали».
  •  Способность понимать как люди обычно интерпретируют и анализируют что видят и как при этом ошибаются, глядя на самих себя.
  •  Способность видеть тонкую разницу между просьбой и требованием, и как требования разделяют нас, и как просьбы — соединяют.
  • Способность по-настоящему понимать тот факт, что если нечто важно для другого человека, из этого не следует, что мы обязаны это сделать. Что понимание людей, совсем не означает нашего с ними согласия. И что наше понимание их не означает того, что они правы, а мы — нет. Эти неверные убеждения являются ключевыми причинами непонимания в возникающих конфликтах.

Метафоры «ушей жирафа» и «ушей шакала» является важным моментом теории коммуникаций Маршалла. 

Если в общении мы воспринимаем направленные на нас слова «ушами Шакала», то в этих словах мы слышим жалобы, критику и агрессию. Это, в свою очередь влечёт нашу ответную реакцию в виде агрессии и/или принятия оборонительной позиции, да и просто ощущения несчастья и непонимания.
Но стоит нам «одеть уши жирафа», как у нас появляется волшебный переводчик. Критика, ругань и агрессия других транслируется теперь в описание их чувств, ощущений, несбывшихся желаний и стремлений. И мы воспринимаем боль человека, но не принимаем её на свой счёт.
Мы можем проявлять эмпатию и быть «на одной волне» с человеком, когда мы слышим описания его чувств и стремлений.
Как говорил Маршалл — критика, жалобы, осуждение и агрессия — это всё трагическое выражение трудных чувств и несбывшихся ожиданий.

 

Четыре шага к эффективной коммуникации

Эффективная коммуникация состоит из четырёх шагов, которые могут быть применены по- разному.

1.Озвучить то, что происходит (в конфликте это обычно то, что произошло, приведя нас в расстроенные чувства).

2.Озвучить свои чувства.

3.Озвучить скрытые желания, нужды, ценности и важные вещи. Обычно то, что мы желали, чтобы случилось или боялись, что не произойдет.

4.При необходимости попросить о помощи.


Эти четыре шага используются двумя способами в зависимости от:
A) Когда мы пытаемся искренне поведать другому о том, что с нами происходит
B) Когда мы пытаемся помочь другому сказать нам, что происходит с ним

Рассмотрим оба варианта поподробнее:

A) Искреннее выражение своих чувств:

Шаг 1: Когда я (увидел, услышал, итд) ……. (описание) ……..
Шаг 2: Я почувствовал …. (ваши ощущения переданные в доступной форме) ……
Шаг 3: Потому что я хотел …….. (ваши ожидания, надежды, итп) ……
Шаг 4: И сейчас мне бы хотелось …… (просьба, но ни в коем случае не требование) ….

B) Слушание собеседника с эмпатией

Шаг 1: Когда ты (сказал, услышал, итд) ……. (описание) ……..
Шаг 2: Ты почувствовал …….. (то, что вашему мнению мог почувствовать ваш собеседник) ……..
Шаг 3: Потому что ты хотел ……. (то, в чём повашему мнению нуждался ваш собеседник, что ожидал итд)
Шаг 4: И тебе бы сейчас хотелось …….. (то, что по вашему мнению хотелось бы вашему собеседнику)

 

Способность разделять наблюдения фактов и свои оценки этих фактов — высшая степень человеческого интеллекта.         Jiddhu Krishnamurti

 

Чтобы отойти от жалоб и обвинений , и в то же время избавиться от сильной фрустрации нужно использовать следующие приемы:

Чётко пронаблюдай без оценок — что произошло

Почувствуй и прими свои чувства

Обрати внимание на ценности, потребности, и стремления которые кажутся под угрозой или ущемлены в данной ситуации.


Как только этот процесс станет частью твоей жизни, следование этим шагам будет часто утихомиривать твоё стремление обвинять кого бы то ни было. Не будет необходимости даже говорить с другими людьми, вовлечёнными в ситуацию.
И даже если мы будем хотеть говорить с ними, мы будем в состоянии поделиться своими переживаниями, взяв на себя полную ответственность за то, что мы чувствуем без всякой необходимости обвинять кого-бы то не стало.

 

Признание желаний и потребностей других людей

Одна из самых главных задач, перед практикующими эффективную коммуникацию заключается в том, чтобы быть способным признать желания и потребности других людей без того, чтобы оценивать их.

Чаще всего, когда мы слышим то, чего хотят другие мы автоматически реагируем: «Ты не хочешь этого, ты не должен этого хотеть, ты слишком многого хочешь, это глупо, необязательно, неправильно и и т.д».
Мы чувствуем, что намного легче спорить с ними относительно того, к месту или не к месту их потребности, нежели разбираться со своим внутренним переживанием относительно этого.

Кажется, что раз ты признал их желания или потребности, то ты должен что-то сделать, чтобы им соответствовать, чего ты делать не планируешь.
Важно понимать, что принятие потребностей и желаний других людей не означает того, что мы должны что-то делать для их реализации.

Намного более важно для нас всех то, что наши чувства, желания и потребности услышаны и поняты. Как именно они в конце концов будут удовлетворены — это уже вторично.

 

Маршалл Розенберг – американский психолог и создатель метода Ненасильственного Общения – способа коммуникации, позволяющего людям донести друг до друга информацию, необходимую для мирного разрешения конфликтов и разногласий. Он также является основателем и директором образовательных программ Центра Ненасильственного Общения – международной некоммерческой организации

 

 

Маршалл Розенберг — о благодарности 

Отрывок из мастер-класса Маршалла Розенберга, основателя метода ненасильственного общения, о том, как влияет похвала и комплименты на отношения между людьми, а также как принимать благодарность и благодарить искренне.