Диссоциироваться – НЛП для начинающих — 43. Ассоциация и диссоциация

Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний (защитный механизм) | Общая психология

Диссоциация — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Такая «диссоциированная» позиция защищает от избыточных, непереносимых эмоций.

Диссоциация — довольно распространённая, хотя и не применяемая большинством людей в обычных условиях защита. Люди, испытавшие на себе работу этого механизма, обычно описывают диссоциированное состояние фразами вроде: «как будто это происходило не со мной». В некоторых случаях человек может настолько диссоциироваться от себя, что начинает как бы видеть себя со стороны, вплоть до ощущения выхода из тела.

Этот механизм может применяться некоторыми людьми для защиты не только от действительно сложных и опасных ситуаций, требующих немедленной трезвой оценки, но и от просто эмоционально невыносимых событий. Люди с повышенной чувствительностью к негативным эмоциям могут диссоциировать в самых обычных для других людей ситуациях, требующих от них эмоционального вовлечения. Такие люди с трудом налаживают эмоциональный контакт, кажутся исключительно холодными и хладнокровными. Обеспечивая способность «трезво» оценить любую ситуацию, диссоциация зачастую блокирует возможность адекватно оценить эмоциональную её составляющую. Особенно склонны диссоциировать люди, неоднократно перенёсшие (особенно в детстве) тяжёлую психологическую травму: подвергавшиеся насилию, пережившие катастрофу и т. п.

Как адаптивный процесс

Диссоциация — rак адаптивный процес.
Диссоциация в норме — реакция на психологическую травму, на сильное негативное переживание в условиях, требующих эмоциональной собранности и контроля над собственными действиями. Переходя к восприятию событий своей жизни как бы со стороны, человек получает возможность трезво оценивать их и реагировать с холодным расчётом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Ctrl+Enter.

Свитов Сергей – Ученик Воронежского Института Практической Психологии и Психологии Бизнеса. Рассматриваю психологию как реальный инструмент изменений и приобретения навыков. Если рассматривать психологию как «супчик для души», жевания соплей, и сантименты, то результаты будут носить случайный характер. Ищите меня в ВКонтакте! Рубрика Общая психология

poligraf36.ru

Диссоциация (психология) — WiKi

У этого термина существуют и другие значения, см. Диссоциация.

Диссоциа́ция — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Такая «диссоциированная» позиция защищает от избыточных, непереносимых эмоций.

Термин «диссоциация» был предложен в конце XIX века французским психологом и врачом П. Жане, который заметил, что комплекс идей может отщепляться от основной личности и существовать независимо и вне сознания (но может быть возвращён в сознание с помощью гипноза).

Диссоциация — довольно распространённая, хотя и не применяемая большинством людей в обычных условиях защита. Люди, испытавшие на себе работу этого механизма, обычно описывают диссоциированное состояние фразами вроде: «как будто это происходило не со мной». В некоторых случаях человек может настолько диссоциироваться от себя, что начинает как бы видеть себя со стороны, вплоть до ощущения выхода из тела.

Как адаптивный процесс

Диссоциация в норме — реакция на психологическую травму, на сильное негативное переживание в условиях, требующих эмоциональной собранности и контроля над собственными действиями. Переходя к восприятию событий своей жизни как бы со стороны, человек получает возможность трезво оценивать их и реагировать с холодным расчётом[1].

Как защитный механизм

Хотя адаптивная функция диссоциации сама по себе является защитной, этот механизм может применяться некоторыми людьми для защиты не только от действительно сложных и опасных ситуаций, требующих немедленной трезвой оценки, но и от просто эмоционально невыносимых событий. Люди с повышенной чувствительностью к негативным эмоциям могут диссоциировать в самых обычных для других людей ситуациях, требующих от них эмоционального вовлечения. Такие люди с трудом налаживают эмоциональный контакт, кажутся исключительно холодными и хладнокровными. Обеспечивая способность «трезво» оценить любую ситуацию, диссоциация зачастую блокирует возможность адекватно оценить эмоциональную её составляющую. Особенно склонны диссоциировать люди, неоднократно перенёсшие (особенно в детстве) тяжёлую психологическую травму: подвергавшиеся насилию, пережившие катастрофу и т. п.

[1]

ru-wiki.org

Ассоциация — диссоциация. Как улучшить свою жизнь?

Бывало ли у вас такое? Просматриваете после отпуска видео   с «собой – любимым» в кадре и погружаетесь в приятные и радостные мгновения отдыха? А может быть,  в этот момент вы разглядываете себя и думаете о том, как вы выглядите?

 

 

Попробуйте провести небольшой эксперимент.

Вспомните несколько значимых ситуаций из вашей жизни.

Обратите внимание, что при этом происходит: видите ли вы себя  все время  как — бы со стороны?

Или же  испытываете очень яркие эмоции, перемещаясь в те моменты ?

Так уж устроены функции нашего мозга, что мы переходим то в диссоциированное ( позиция наблюдателя), то в ассоциированное (ощущение из тела) состояние восприятия реальности. И происходит это  на бессознательном уровне.

Можно научиться отслеживать эти состояния и менять их. Такую способность используют многие техники  НЛП.

Ведь  как обычно бывает в жизни: у нас есть собственные предпочтения, в которых мы «зависаем», используя один и тот же способ восприятия. И даже не задумываемся, что можно действовать иначе.

Еще до того, как я стала заниматься НЛП, я совершенно случайно заметила в себе одну особенность.

Когда я попадала в очень непростые, «травмирующие» ситуации, то всегда видела себя как-будто со стороны. Совершенно неосознанно я старалась не ассоциироваться с этими моментами.

И поэтому мои переживания были не таким интенсивными. Даже в последующих воспоминаниях  у меня было ощущение, что я смотрю фильм с собой. Уже позже я поняла, что непроизвольно использовала позицию «Диссоциация».

В состоянии «Ассоциация» люди настолько соединяются  со своим горем, страхом, испугом или другой негативной эмоцией, что  погружаются  в нахлынувшие чувства  при малейшем воспоминании об этом.

Если делать это раз от разу, то легко превратить свою жизнь в кошмар.

Это вовсе не говорит  о том, что надо всегда быть диссоциированным.

Лучше, когда вы умеете  быстро переключаться. Для этого надо отслеживать, в каком состоянии вы находитесь,  и ресурсное ли оно для вас?

Если вам надо представить желаемый образ будущего, прочувствовать его каждой клеточкой своего тела, Ассоциация  вам в помощь! Кстати, обычно кинестетикам  это легко удается!

Но  зато им  бывает сложнее, если они становятся участниками  конфликтной ситуации, которая их эмоционально затрагивает.

В этом случае может быть полезен выход в диссоциированную, отстраненную, позицию наблюдателя, чтобы взвешенно и объективно оценить ситуацию. Получить доступ к другому состоянию и  дополнительным ресурсам, которые так необходимы в сложных моментах.

 

В НЛП есть правило, которое говорит  о том, что описать систему можно только в случае выхода за ее пределы.

Поэтому, если вам надо  диссоциироваться,

  выходите  за рамку собственного восприятия и смотрите   на себя (находящегося в этой рамке)  как – бы со стороны. Если ситуация очень травмирующая, можно использовать прием двойной (и даже тройной диссоциации):  как вы смотрите и видите себя, наблюдающего за собой.

Если вам нужно ассоциироваться, то наоборот, заходите в эту рамку! 

Как-то я прочитала, что в  Гватемале существует  обычай очень весело праздновать День поминовения. В этот день все приходят на кладбище, радуются, пускают воздушных змеев и  тепло вспоминают ушедших. В этой традиции есть глубокий смысл, помогающий людям.

Вместо того, чтобы погружаться в травмирующие воспоминания, родные  « просматривают» фильм, в котором есть они и человек, который их покинул. И в этот фильме много замечательных моментов. Может не случайно, второе название этого дня – «День празднования жизни».

Стремитесь к «золотой середине»! Берите плюсы того и другого восприятия  реальности, и используйте свои новые ресурсы!

Если вы всегда диссоциированы,  ваша жизнь будет  скучна, и эмоционально бедна.

Возможно, стоит поучиться больше ассоциироваться в  позитивные события, которые с вами происходят. Внести больше красок и разнообразия в свою жизнь!

Если же  вы принимаете все близко к сердцу, очень чувствительны к своим переживаниям,- учитесь диссоциироваться.

А том, как это делать, мы поговорим в следующей статье «Восприятие жизни».

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО.

С БЛАГОДАРНОСТЬЮ. АРИНА

Статьи по теме:

Аудиалы. Визуалы. Кинестетики

Аудиал визуал кинестетик тест

Как избавиться от негативных эмоций?

 

 

 

 

на Ваш сайт.

ways4you.ru

Ассоциированные и диссоциированные состояния — Тренинги личностного роста

Ассоциация и диссоциация — две очень важные субмодальности. Вы ассоциированы, когда находитесь внутри опыта, видите его собственными глазами. И диссоциированы, когда находитесь вне его, видите себя словно со стороны.

Вспомните что-нибудь приятное — такое, что вам хотелось бы оживить вновь. Являетесь ли вы ассоциированным, диссоциированным или эти два состояния чередуются в вашем представлении?

А теперь измените состояние. Подвигайтесь, вспомните что-то умеренно неприятное. Постарайтесь оживить опыт. Вы ассоциированы? Или диссоциированы? Или ваши состояния чередуются? Снова смените их.

Ассоциированный опыт разительно отличается от диссоциированного. Когда человек ассоциирован, находится внутри опыта, он испытывает все физические ощущения, приятные и неприятные, неразрывно связан с опытом. Сохраняйте приятные воспоминания в виде ассоциированных образов, чтобы наслаждаться ими снова и снова. Если человек диссоциирован, он находится вне опыта и не испытывает сопровождающих опыт чувств. Вас наверняка удивляло, как некоторые люди могут вспоминать важные, значительные события и говорить, что ничего не испытывают. Они просто диссоциированы.

Диссоциация может быть очень полезна: она помогает избавиться от болезненных чувств, связанных с определенными воспоминаниями, учиться на уроках прошлого. Подумайте о чем-то неприятном, произошедшем тогда. Оцените, являетесь ли вы ассоциированным или диссоциированным. Если вы ассоциированы, постарайтесь диссоциироваться. Отступите, «оставьте свое тело» на образе и постарайтесь увидеть себя словно на сцене. Если вы уже диссоциированы, то смените перспективу. Попробуйте увидеть себя под другим углом зрения — сверху, снизу или отступите еше дальше. А теперь, когда вы видите себя подобным образом, скажите, чему вы можете научиться?

Для изменения опыта и попытки научиться чему-либо вы использовали субмодальности, которые в ином случае просто упустили бы.

Ассоциированная и диссоциированная перспективы — это не просто состояния разума. Они регистрируются телом. Когда вы ассоциированы, вы живете в настоящем, осознаете свое тело и свои чувства. Ассоциированное — это состояние «во времени». В таком состоянии человек часто наклоняется вперед. Вы наверняка видели, как люди в разгаре спора наклоняются вперед. Они ассоциированы, а вы отлично понимаете, что означает такое состояние.

Если человек диссоциирован, он чувствует себя отстраненным, сторонним наблюдателем. Он объективен, спокойно думает о настоящем, планирует будущее или созерцает прошлое. Диссоциированное — это состояние «через время». Ваше тело в такой ситуации слегка отклоняется назад.

Ни ассоциацию, ни диссоциацию нельзя считать предпочтительным состоянием. Оба эти состояния одинаково полезны для человека: все зависит от того, что вам необходимо. Некоторые действия требуют полной ассоциации, другие связаны с полной диссоциацией. Чтобы свободно перемешаться между этими состояниями, необходимы душевная свобода и умение учиться. Иногда люди зацикливаются на одном состоянии — чаше всего на диссоциации, — если их прошлое связано с какими-то болезненными событиями.

Осознание тела также имеет субмодальную структуру. То же можно сказать о самооценке и физическом здоровье. То, что мы думаем о себе, воздействует на наше тело, поскольку разум и тело связаны неразрывно. Подобные образы и чувства часто являются бессознательными. Специалисты в области медицины отлично знают об огромной роли визуализации в исцелении организма. Визуализация оказывается еще более действенной, если научить пациента формировать образы в субмодальностях здоровья. Внутренний диалог с собой также воздействует на самочувствие. Если вы постоянно твердите себе, как вам плохо, то и самочувствие ваше будет плохим. НЛП стимулирует иммунную систему с помощью позитивного внутреннего диалога.

psycolor.ru

Ассоциация — диссоциация — FAQ по реальности

Одно из довольно интересных субмодальных различий – это ассоциированное или диссоциированное восприятие ситуации. Если воспринимать ситуацию являясь участником, «своими глазами», то говорят об ассоциации, если же воспринимать себя «со стороны», то говорят о «диссоциации».

Ассоциация: вижу ситуацию своими глазами.

Диссоциация: вижу себя в этой ситуации со стороны.

Диссоциированно видеть себя можно разными способами: из-за уха, сверху, сзади, справа, слева…

ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

При ассоциированном восприятии мы участвуем в ситуации, переживаем её изнутри. При диссоциированном восприятии – оцениваем происходящее в ситуации как посторонний наблюдатель.

Играть в футбол, чувствовать волнение, напряжение в мышцах, ветер на лице
или
смотреть кино про то, как играл в футбол, оценивать игру как зритель.

В первом случае (ассоциация) мы в том числе получаем доступ к внутренним (напряжение мышц, напряжение в груди), тактильным (ветер на лице) и метаощущениям (восторг, злость, раздражение, счастье). Во втором случае (диссоциация) – только к метаощущениям, при чём эти ощущения сообщают об оценке «моего поведения в ситуации»: нравится – не нравится, хорошо – плохо, раздражает, восторгает и т.д.

Диссоциация позволяет «отключиться» от ситуации, оценить её относительно спокойно. Ассоциация же позволяет «быть в ситуации».

Например, в большинстве случаев, диссоциация от неприятных ситуаций позволяет резко снизить интенсивность переживаний. Но диссоциация от приятных ситуаций – это эффективный способ сделать свою жизнь «серой».

У меня была одна клиентка, которая постоянно диссоциировалась во время секса. Описывала она это приблизительно так: «Я вижу двух людей занимающихся сексом. Ну а я тут при чём?»

Диссоциация даёт возможность более отстранённого восприятия ситуации, что может быть полезным при восприятии неприятных ситуаций или если вам нужно более взвешенно воспринимать ситуацию с большой эмоциональной вовлечённостью: воспоминания о сложном разговоре с начальником, падение с велосипеда. К тому же диссоциация может быть полезна, когда нужно оценить своё поведение или внешность. Например, при выборе одежды. Или в бальных танцах.

Ассоциация же позволяет получить доступ к эмоциям внутри ситуации. Это может быть полезным при воспоминании о приятных ситуациях или для большей эмоциональной вовлечённости в текущую ситуацию: вкусный обед, приятный разговор с друзьями, секс…

В большинстве случаев диссоциация связана с визуализацией, потому что это всегда конструирование. Визуально это сделать намного проще. Вы себе придумываете, как выглядите «со стороны».

Именно поэтому Кинестетики более склонны к ассоциациированному восприятию событий, а Визуалы – к диссоциированному.

При этом обычно под диссоциацией понимают «вид себя со стороны». Если вас в картинке ситуации нет – то речь о диссоциации не идёт.

Но можно диссоциироваться аудиально: представьте, что слышите свой голос «со стороны». Например, записанный на диктофон. Но это несколько сложнее, по крайней мере для людей нашей культуры.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Ассоциация

Диссоциация

Воспринимаю ситуацию как участник.

Воспринимаю ситуацию как наблюдатель.

Вижу своими глазами
Сам говорю

Вижу себя со стороны
Слышу себя со стороны

Единственно возможный вариант

Может быть несколько способов восприятия

Внутренние, тактильные и метаощущения.

Только метаощущения.

Речь о себе от первого лица:
— Я думаю, что…

Речь о себе от третьего лица:
— Он думает, что…
— Иван Петрович думает, что…

Визуальное и/или аудиальное вспоминание

Визуальное и/или аудиальное конструирование

Если же воспринимать диссоциацию именно как «эмоциональное отсоединение от ситуации», то уход в дигитальный канал – это тоже вид диссоциации: «Я думаю, что в этой ситуации мои поступки не обладали взвешенностью и осторожностью».

Ещё один из достаточно простых способов диссоциироваться от ситуации – описать процесс при помощи номинализаций. Сравните:
— Я сегодня разговаривал с Аней.
— У меня сегодня был разговор с Аней.

МНОГОМЕРНАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

Диссоциация может быть многомерной – мы ведь можем представить себя, наблюдающего за собой (двухмерная диссоциация). А можно наблюдать за собой, наблюдающим за собой (трёхмерная диссоциация). И так далее. Каждый дополнительный уровень диссоциации позволяет уменьшить вовлечённость в ситуацию и переживания, с этим связанные. Многомерная диссоциация используется в случае с сильными травмирующими переживаниями, фобиями – так, многомерная диссоциация является одним из важных компонентов техники «Быстрое лечение фобий».

АССОЦИАЦИЯ В ДРУГОГО

Ещё один способ использования ассоциированного состояния – ассоциация в другого человека, то есть вы «вживаетесь» в чужой образ.

Это основа актёрского мастерства – становиться кем-то другим. Есть много историй, как готовясь к роли, актёры долго вживались в ситуацию. Когда Ричарду Гиру предстояло сыграть адвоката, он несколько месяцев перед этим проработал в юридической конторе.

Ассоциировавшись в другого человека, можно «изнутри» понять его цели, намерения, мысли, смоделировать его дальнейшее поведение или реакцию в определённой ситуации. Вы можете «встать на место» вашего кота, свекрови, партнёра по переговорам, продавщицы в магазине, президента и т.д.

Я-Сам (подчинённый): — Я попросил дать мне отпуск прямо сейчас. А он отказал. Ну не всё ли ему равно, когда я пойду в отпуск? Просто жлобство какое-то!
Я-Начальник: — Иванов просит отпуск. А нам нужно сдавать заказ через две недели. При этом, если я ему дам отпуск сейчас, я не смогу отказать Петровой и Сидорову – они тоже захотят. Тогда вообще всё кувырком пойдёт. А он ведь меня жлобом сейчас считает!

Конечно, это не настоящие мысли и переживания другого человека, а их моделирование вашим бессознательным.
Есть много фраз, описывающих ассоциацию в другого: «посмотри на это его глазами», «встань на его точку зрения», «посмотри с моей стороны», «походить в чужих башмаках», «вжиться в его образ».

Ещё одно применение ассоциации в другого, это подстройка – если вы ассоциируетесь в образ человека, находящегося с вами в одной комнате, то скорее всего вы под него довольно хорошо подстроитесь. Правда, при этом вам нужно себя «отпустить», чтобы бессознательное нашло наиболее удачное невербальное проявление состояния – позу, голос, движения.

Источник: trenings.ru

realfaq.ru

Ассоциация и диссоциация | Ресурсы НЛП

Александр Любимов

Наша голова – это совершенно восхитительные инструмент. Если ей научиться пользоваться правильно можно делать очень интересные вещи. Подумайте на сколько это забавно – видеть себя со стороны. Мы все умеем делать это. Одни это делают чаще, другие реже. Вы можете прямо сейчас взглянуть на себя с потолка. А как вы выглядите, если смотреть с большого пальца вашей правой ноги? Темно? Ну, представьте что вы сидите на ботинке. Не правда ли забавно. А если посмотреть с расстояния метров в сто. Из-за окна. Шторы мешают – мысленно можно убрать. А стены сделать прозрачными. Вот такой маленький человечек читает малюсенькую книжицу. А если взглянуть на себя с кончика собственного носа. Такие разные бугры, здоровенные волосищи (это кто их волосками называет?).

Теперь вы можете вернуться и посмотреть на всё это собственными глазами. Что изменилось?

— Когда я летал и смотрел на себя со стороны – там чувств практически не было. Но когда я вернулся – сразу стало больше ощущений.

— Смотришь на себя и как бы отдаляешься. Вот сидит человек.

Есть несколько способов воспринимать ситуацию. Можно быть внутри и видеть всё собственными глазами(ассоциация), а можно смотреть на себя в этой ситуации со стороны (диссоциация).

Естественно, для того чтобы диссоциироваться не нужно выходить в астральное тело или ещё чего-нибудь в таком же духе. Просто мозг может сконструировать такую точку зрения: вне ситуации. Как это использовать – об этом дальше.

Когда мы ассоциированы, мы эмоционально включены в ситуацию, мы в ней. Мы переживаем, двигаемся, радуемся или огорчаемся, чувствуем боль или восторг. Когда мы диссоциированы мы наблюдаем со стороны, можем взвешенно оценить то, что происходит. При этом чувства остаются внутри ситуации. Так же когда мы диссоциированны мы можем оценить, как мы выглядим со стороны. Есть даже такой прибор, которые мы постоянно используем для этого – называется зеркало.

Можно участвовать в драке и наблюдать за ней со стороны. Пусть эта драка называется боксом. И если человек на ринге, то он чувствует азарт, переживает эмоции, двигается, испытывает боль и напряжение. Зритель же просто наблюдает за этим со стороны – оценивает красоту движений, определяет куда надо двинуться и как ударить.

— Какой удар. Надо было сильнее врезать. И снизу.

Понятно, что есть некоторое различие – получить удар по голове или посмотреть на это со стороны.

— То есть в диссоциированном состоянии человек не испытывает чувств?

Почему, испытывает. Только это чувства «по поводу». Оценочные переживания: хорошо, интересно, красиво. Они обычно действительно намного слабее, чем в ассоциированном состоянии.

У меня была одна клиентка. Она вообще из диссоциации не вылезала. Она на всё смотрела «со стороны». Это вызывало у неё определённые трудности.

— Например, мы с мужем занимаемся сексом, — говорила она. – Я вижу двух людей, которые занимаются любовью. А я то тут при чём?

Ассоциация и диссоциация – это два разных опыта, два разных способа воспринимать одни и те же события. Диссоциация позволяет более взвешенно и спокойно относиться к происходящему, уйти от сильных неприятных переживаний и боли. Но одновременно с этим вы можете уйти и от приятных и восхитительных чувств.

Например, любовь (как и секс) лучше все-таки переживать изнутри. А не заниматься подглядыванием. Хотя некоторые это любят. Им настолько интересно подглядывать за другими, что они не могут расстаться с этой привычкой даже по отношению к себе. Это довольно интересный подход – вместо секса посмотреть плохонький порнофильм.

Вообще, хорошо бы научиться приятные моменты переживать изнутри, а неприятные – снаружи.

Не всегда, но чаще всего.

Как смотрится со стороны.

Диссоциация позволяет посмотреть на себя со стороны. Это важный навык, потому что есть довольно много вещей, где хотелось бы знать, как это всё со стороны то смотрится.

Был один молодой человек. Он очень любил танцевать. Он любил это настолько, что даже занимался бальными танцами. Когда он танцевал, он погружался в это полностью. Он плыл в этом ощущении, он пропускал эту музыку через себя и выражал в движении. Он прекрасно чувствовал партнёршу…

Но его никогда не брали на соревнования. Этот парень был настолько внутри танца, что то, как это выглядит снаружи его не интересовало. А зря. Для зрителей важно, как это смотрится со стороны. Смотрелся со стороны он достаточно неприглядно.

Вот его и научили смотреть на то, как он танцует со стороны и делать так, чтобы ему не только было внутри хорошо, но и красиво со стороны. И его быстренько начали посылать на все эти соревнования. И он там начал даже занимать какие-то места.

Прибор для взгляда со стороны – это зеркало. Но зеркало не всегда можно использовать, да и не со всех ракурсов оно вам показывает. А голова всегда с собой. И ею можно пользоваться в любое время. Подумайте над этим.

Взвешенная оценка ситуации.

Ещё одна вещь, которую даёт диссоциация – более спокойная и взвешенная оценка ситуации. При чём как текущей, так и прошлой. Сделайте прямо сейчас следующее – вспомните ситуацию, в которой вы спорили и считали, что вы совершенно правы. Сделали?

Хорошо. А теперь выйдите из этой ситуации и посмотрите о ней кино – вот люди спорят. Один из них даже носит ваше имя… Диссоциируйтесь то есть. Что изменилось?

— Я стал относиться к той ситуации с большим юмором.

— Я сейчас посмотрел – и чего собственно спорят!

— А мне стало смешно. Это тогда казалось для меня таким важным – а сейчас смотрю – женщина раскраснелась, кричит, руками размахивает! Итальянская комедия какая-то.

— Для меня было так – чем дальше, тем более спокойно относишься. Если смотреть совсем издали, ситуация становится совершенно нейтральной. А если, например, из-за плеча – она вызывает кое-какие переживания, но слабые.

Итак, для большинства произошли определённые изменения в оценке.

— А у меня ничего не изменилось. Как было, так и есть.

Опиши, как ты это воспринимал раньше.

— Ну, я вспоминаю наш этот спор – я объяснял заказчику определённые вещи. Мы…

Сделай пожалуйста следующее – попробуй войти в ситуацию, прожить её изнутри. Вернись обратно туда…

— Сейчас попробую. О-о-о, чёрт! Как он меня тогда достал!

Хорошо. А теперь взгляни на неё так, как ты мне описывал перед этим.

— А, да! Получается я её с самого начала воспринимал диссоциированно. Интересно.

— А как вы узнали, что он диссоциированно её вспоминает? Он же этого не говорил.

Но показал. Всем своим видом. Человек выглядит совершенно по-разному в ассоциированном и диссоциированном состоянии. Вот сейчас вы и потренируетесь эти различия калибровать.

Калибровка.

Объединитесь в группы по 4-5 человек. Вы все по очереди будете Рассказчиками, а остальные в это время будут Наблюдателями.

Рассказчик выбирает какую-то эмоционально включённую ситуацию и рассказывает о нём. Проживая всё заново. Потом он рассказывает об этом же событии, но уже диссоциированно.

Задача Наблюдателей калибровать сенсорно очевидные различия между этими двумя состояниями, а так же следить, чтобы Рассказчик находился в нужном состоянии. То есть, если он рассказывает ситуацию изнутри, он делает это всё-время ассоциированно. А когда рассказывает диссоциированно – то он всё время это делает диссоциированно. Напоминайте ему об этом.

 

Как это было?

— У нас в группе некоторые рассказчики всё время пытались из диссоциации уйти в ассоциацию.

— При диссоциированном рассказе человек выглядит более спокойным, как бы застывшим.

— Когда диссоциируешься переживания как бы отдаляются, становятся нейтральными.

Замечательно. Теперь давайте суммируем результаты ваших калибровок.

 

Ассоциация Диссоциация
более глубокое дыхание; глаза двигаются во все стороны; больше движений; тонус мышц выше; более высокая подвижность; наклон туловища вперед; о себе говорит «Я». наклон туловища назад; застывшая поза; положение глаз — направо-вверх; визуальные (указующие) жесты; дыхание более спокойное и поверхностное; о себе часто говорит «Он», «Они».

 

Использование.

Когда вы пользуетесь разными способами восприятия, помните о том, что нет чётких правил того, где когда что будет наиболее подходящим. На мой взгляд наиболее эффективный подход – это когда вы умеете контролировать свой способ восприятия. Захотел – вошел в ситуацию, захотел – вышел. Вопрос именно в умении, способности выбирать нужную точку зрения. Вы можете, например, прыгать туда сюда для того, чтобы иметь практически одновременно и «включённость» и «трезвый расчёт». Можете «максимально погрузиться в переживания» или полностью «выйти из ситуации». Это зависит от того что происходит и от ваших целей. Естественно, для того чтобы вы это могли нужно натренировать умение как диссоциироваться, так и ассоциироваться (у одних лучше получается первое, у других – второе). А так же удерживать нужное состояние и по мере надобности переходить из одного в другое.

 

Упражнения.


Тренировка диссоциации.

Посмотреть на себя:

с потолка;

с кончика ваших ботинок;

из-за окна;

из космоса;

с кончика носа;

из-за плеча.

Какие различия в восприятии?

Калибровка собственного состояния.

Как вы можете определить, в ассоциированном или диссоциированном состоянии вы находитесь? Найдите не менее трёх признаков для каждого состояния.

Например. Ассоциация: более интенсивные переживания, наклон туловища вперёд, глубокое дыхание. Диссоциация: поза прямая, поверхностное мелкое дыхание, ощущение напряжения в коже лба.

Когда – где.

Определите для себя в какие события вам предпочтительно воспринимать ассоциированно, а какие – диссоциированно.

Удержание состояния.

Возьмите отрезок времени: 5-10-20 минут. И во время всего этого периода удерживайте либо ассоциированное, либо диссоциированное состояние.

Тренировка Диссоциации.

Так же в тройках: Клиент, Оператор и Наблюдатель.

Клиент старается вытащить Оператора на эмоциональный диалог. Он может плакаться, наезжать, просить, обвинять – на его вкус. Задача Оператора во время всего разговора быть в диссоциированном состоянии. Наблюдатель следит за временем и даёт обратную связь – на сколько хорошо работал Клиент и удалось ли Оператору удержать желаемое состояние.

15 мин.

Подстройка.

В тройках: Клиент, Оператор и Режиссёр.

Клиент с Оператором беседуют на любую интересную им тему. Но при этом Клиент находится то в ассоциированном, то в диссоциированном состоянии. А когда в каком – решает Режиссёр. Он же и подаёт сигналы в какое состояние перейти. Например: рука ладонью вверх – диссоциация, ладонью вниз – ассоциация. Оператор же калибрует состояние Клиента и подстраивается – Клиент в ассоциацию и Оператор за ним, Клиент диссоциировался – и Оператор тоже.

Задача Клиента – вызывать и удерживать нужное состояние.

Задача Оператора – калибровать и подстраиваться.

Задача Режиссёра – калибровать состояние обоих, следить, чтобы Клиент удерживал нужное состояние. А после упражнения дать качественную обратную связь – как это было, насколько хорошо Оператор калибровал и удерживал состояние и т.д. Так же Режиссёр следит за временем.

20 мин.

Изменение прошлого.

Ещё один способ использования ассоциации – диссоциации, это изменение способа восприятия прошлого. Есть хороший способ испортить себе жизнь – все ситуации, связанные с неприятными переживаниями вспоминать ассоциированно, а с приятными – наоборот. Я вам даю гарантию – жизнь станет вполне несносной.

Хотя может при этом она будет и достаточно насыщенной эмоционально. С адреналинчиком, так сказать.

К стати, есть люди которые именно так и поступают. Они берут кусок прошлого, живенько диссоциируются от всех приятных переживаний, но зато в страдания погружаются с полной самоотдачей. После этого процесса любые текущие неприятности покажутся сущей ерундой – когда сзади подпирает такая куча всякой мерзости. В этом есть определённый смысл. Ну, особенно если задача максимально испортить себе жизнь и помочь в этом другим.

— А не будет ли так, что если диссоциироваться от неприятных переживаний, то опыт теряется. И человек снова и снова наступает на одни и те же грабли?

Опыт то не теряется – вот он. Наблюдай сколько хочешь. Диссоциация как раз и позволяет организовать наш опыт так, чтобы им можно было пользоваться. При взгляде со стороны мы можем более взвешенно оценить собственное и чужое поведение, сделать выводы и так далее. А неприятных переживаний обычно хватает прямо на месте – не вижу смысла влезать в них каждый раз, как нужно что-то вспомнить. Это как если бы для того, чтобы взять нужный справочник сначала нужно было бы пройтись по горящим углям. Это конечно поможет проявиться характеру и подтвердит важность информации… Если кто решится. Скорее всего просто отобьётся всякое желание вообще туда лазить.

Но мне что-то не хочется иметь дома такую библиотеку.

Вопрос в обучении. Выводы сделал, научился – работа окончена. Естественно, если человек туп настолько, что не учится, то жизнь ему будет подкидывать задачки. Пока не научится: сюда нельзя. Но из плохих переживаний, находясь внутри, научиться обычно крайне сложно. Внутри плохо, а когда вышел – думать об этом уже не хочется. Пока опять не вляпаешься в ту же мерзость. От неприятных переживаний хочется уйти. А как обдумать событие, если оно связано с дискомфортным переживанием? Каждый раз проходить через это не очень хочется. Поэтому стараются просто не думать. Но проблема при этом никуда не денется – если ничего не поменять, в такой же ситуации будет то же самое.

К одесситу подходит приезжий с чемоданом:

— Скажите, если я пойду по этой улице, там будет железнодорожный

вокзал?

— Знаете, он там будет, даже если вы туда не пойдете!

Обычно, когда говорят об опыте, то подразумевается, что на событиях человек чему-то научился. Что-то изменил в себе, в своём поведении.

Опыт – это то, что мы получаем, когда не получаем того, что хотим.

Диссоциация как раз и помогает создавать опыт, воспринимать проблемные ситуации более взвешенно и менее эмоционально.

Переоценка прошлого.

Маленькое упражнение. У кого было трудное детство? Ира.

У тебя было плохое детство, а может жизнь у тебя подпорчена в другой период?

— Это скорее подростковый возраст.

Хорошо. Сделай сейчас следующее – вернись мысленно по времени назад, когда ты ещё не была подростком.

— Да.

Замечательно. Подумай, приятные ситуации ты бы поместила скорее слева или справа?

— Приятные справа.

Тогда неприятные у нас будут слева, так?

— Да, конечно.

Хорошо. Представь что все события твоей жизни лежать на линии – лини времени. На ней есть и участок с твоим подростковым возрастом. Прямо сейчас мысленно пройдись по этому участку и рассортируй ситуации – приятные направо, неприятные налево.

— Что, абсолютно все ситуации?

Ты рассортируй те, которые тебе будут попадаться. Естественно, тебе не нужно это делать абсолютно со всеми – только со значимыми. Часть ты можешь сделать сознательно, а часть может отсортироваться вполне бессознательно. Просто мысленно пройдись и разреши этому произойти.

— Да, я сделала это.

Теперь сделай следующее – мысленно сойди с линии времени вправо и пройди через все эти приятные ситуации. Это может быть достаточно быстро, просто проживи все эти приятные события, испытывая опять те же эмоции и чувства. Возьми столько времени, сколько тебе нужно.

— Да!

Замечательно. А теперь ты можешь мысленно пройтись еще раз по линии времени, но ты будешь находиться на ней, а те ситуации, которые ты поместила налево будут для тебя в виде фильмов об Ире в этих ситуациях. Ты можешь приближать или удалять экраны, на которых тебе показывают это кино, но помни, что ты находишься на линии времени, а события тебе только показывают. Точно так же, можешь взять столько времени, сколько тебе для этого нужно.

Да, я и это сделала.

Теперь сделай следующее – положи приятные события обратно на линию времени, а неприятные события оставь слева. И, после того, как ты это сделаешь, ты можешь опять мысленно пройтись по линии времени, проживая приятные события и рассматривая, что делала Ира в неприятных событиях. Помни о том, что у тебя есть возможность при необходимости войти на экран и прожить ситуацию изнутри. Но пусть неприятные события хранятся у тебя в виде диссоциированных кинофильмов.

— О-о-о!

Что получилось?

— Сначала мне казалось, что у меня в этом возрасте просто не было ничего хорошего. А сейчас мне кажется, что приятных событий было даже больше. А многие ситуации, которые мне казались раньше неприятными – я на них посмотрела – они вроде даже как приятными стали. Я их направо поместила. И многое просто вспоминается. Оказывается хорошее было время.

Ира, подумай. А не может ли вот такое новое восприятие этой части твоего прошлого как то повредить тебе?

— Я думаю нет.

И последнее. Ира, посмотри в своё будущее. Что там измениться в связи с этой работой?

— Мне кажется я буду более жизнерадостной. И более уверенной в себе.

Замечательно. Тебе понравилось то, что получилось?

— Да, спасибо!

Что мы сейчас сделали? Мы просто сменили точку зрения на опыт. Ира проассоциировалась с приятными переживаниями и диссоциировалась от неприятных. Не бывает так, чтобы было совершенно всё плохо. Или всё хорошо. Вопрос только в том, как мы это воспринимаем. Здесь мы обучили Иру воспринимать приятные события ассоциированно, а неприятные – диссоциированно. Правда только на одном кусочке её жизни. Но то же самое можно сделать и для других кусков, а можно и для всей жизни… Просто времени это займёт несколько больше.

Может ли это как-то повредить?

В событии может быть много разных переживаний. Если человеку кажется, что неприятных больше он оценивает ситуацию как неприятную. И наоборот. А в там может содержаться и полезный опыт. Диссоциированно до него не добраться – он внутри. Если просто от всего отстраниться – этот опыт станет недоступен. Поэтому здесь важно умение человека если надо войти в ситуацию, которую он на данный момент воспринимает диссоциированно, и получить доступ к этим переживаниям. В этом случае скорее всего проблем быть не должно.
 

Источник: trenings.ru

nlpr.ru

Ассоциация и диссоциация — Психология Дома Солнца

Бывает, мы с головой погружаемся в него, а порой – отстраняемся, словно это происходит не с нами. Мы можем буквально ассоциироваться со своими чувствами, а можем – диссоциироваться, отсоединиться от них. Иногда события буквально захватывают нас и мы несемся в бурном потоке жизни. В других случаях, мы остаемся безучастными наблюдателями на ее берегу.

Представьте, что вы видите себя со стороны стоящим под душем. Вы отсюда видите, как он там находится под прозрачными струями воды. Вы можете даже слышать звуки, которые доносятся из душа. Тот человек стоит и моется. Неожиданно на него полился поток холодной воды, т.к. горячую воду отключили…

Теперь немного по-другому. Вы стоите под горячим душем. Упругие струи воды приятно массажируют ваше тело и мягко стекают по нему вниз. Вы слышите шум бегущей воды и, может быть, собственное довольное мурлыканье… Неожиданно на вас полился поток холодной воды, т.к. горячую воду отключили.

Ощущения разные?

Возможно, вы уже и сами догадались, за счет чего появляется такая мощная разница. В первом случае вы были диссоциированы от своего тела. Вы буквально смотрели на него со стороны. Поэтому вы оказались оторваны от его переживаний и легко пережили даже очень резкое изменение ситуации. Максимум, что вы могли испытать – это ощущения по поводу происшедшего.

Сумасшедший пишет письмо себе.

– И что же ты там себе пишешь?

– Откуда я знаю! Я же его еще не получил!

Во втором случае вы ассоциировались с самим собой. Вы были в собственном теле, смотрели своими глазами, слушали своими ушами, чувствовали то, что происходит вокруг. И оказались связанными с собственными переживаниями. Не исключено, что вы пережили при этом легкий бодрящий стресс, не прерывая чтения.

Со*ответственно, вы получили представление об ассоциированных и диссоциированных состояниях. Набравшись некоторого опыта, можно достаточно легко обнаружить, ассоциирован или нет человек в свои переживания.

Так, для ассоциации характерны более интенсивное дыхание, покраснение кожи и легкий наклон корпуса вперед. Особенно показательно наличие микромоторики – мельчайших (и очень даже явных) движений телом, как в переживаемой ситуации. Это могут быть подрагивания пальцев, движения губ, смещения корпуса в ту или иную сторону. Иногда рассказчик может буквально «рисовать» обстановку вокруг себя.

Диссоциированный человек, как правило, легко читается по отклоненному назад корпусу. Он буквально отстраняется от ситуации в позицию наблюдателя. Его дыхание более поверхностное, кожа – намного бледнее. Он тоже может «рисовать» вам что-то, но он это делает, как на экране.

Пьяный мужчина ночью приводит друга к себе домой. Все спят. Он показывает квартиру:

– Это моя гостиная, это – спальня, это – наша кровать. Вот спит моя жена, а это рядом с ней – я…

Особенно бросается в глаза момент перехода между этими состояниями. Вот он сидел, включенный в переживания, а в следующий момент – подается назад и буквально за минуту меняет цвет лица до более бледного. Лицо становится гораздо менее подвижным, словно кто-то переключил невидимый тумблер.

Перемены действительно разительны, поскольку переход между ассоциацией и диссоциацией дискретный – разрывный по своей природе. Можно или смотреть на мир своими глазами, или видеть себя со стороны. Промежуточного состояния конструктор мира не предусмотрел.

Зато можно регулировать степень диссоциации от переживаний. Главный способ – это изменение расстояния до собственного тела. Помните привычное: «Мне это совсем не близко», «Это далеко не так важно!», «Я бы хотел отодвинуться от своих проблем». Все эти фразы выражают буквальные процессы, происходящие в наших переживаниях. Мы действительно отодвигаем картинку с воспоминаниями на большее расстояние. И мы буквально можем войти в них, ассоциировавшись с собственным телом.

www.sunhome.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *