Девиантное поведение примеры из жизни – примеры и признаки отклонений :: SYL.ru

примеры и признаки отклонений :: SYL.ru

Несмотря на то, что в обществе установлены определенные рамки и правила поведения, человеку свойственно их нарушать. Каждый имеет свое неповторимое мышление, которое накладывает отпечаток на общение с окружающими. Порой это становится причиной такого явления, как девиантное поведение. Примеры такого нестандартного мышления достаточно многочисленны, и, к счастью, не всегда негативны.

Определение понятия

Отклонение от общепринятых социальных норм определяется как девиантное поведение. Примеры этого явления достаточно многочисленные. При этом специалисты из различных сфер по-своему определяют девиантное поведение:

  • С точки зрения социологии можно сказать, что это явление, представляющее реальную угрозу для выживания человека в обществе. При этом речь идет как о самом девианте, так и о его окружении. Кроме того, происходит нарушение процессов усвоения информации, воспроизводства общепринятых ценностей, а также саморазвития и самореализации.
  • С точки зрения медицины нарушение межличностных взаимодействий и поведенческие отклонения вызваны наличием нервно-психических патологий разной степени выраженности.
  • С точки зрения психологии девиантное поведение представляет собой антиобщественный способ разрешения конфликтных ситуаций. При этом присутствует стремление нанести ущерб собственному и общественному благополучию.

Основные причины

К сожалению, психологи до сих пор не могут точно определить круг причин, которые провоцируют девиантное поведение. Примеры позволяют составить лишь приблизительный перечень. Он выглядит следующим образом:

  • несогласованность поставленных целей с доступными средствами, которые могут быть использованы для их достижения;
  • снижение уровня ожиданий социума от конкретного индивида, что постепенно приводит к маргинализации;
  • пристрастие к алкоголю и наркотикам, ухудшение генетического фонда и другие социальные патологии;
  • психические заболевания различного характера;
  • отсутствие четкой мотивации, которая позволяла бы точно определить адекватные действия для конкретной ситуации;
  • социальное неравенство и несправедливость, побуждающие агрессию;
  • вооруженные конфликты, техногенные катастрофы и природные катаклизмы, которые нарушают человеческую психику.

Характеристики девианта

Все чаще в обществе можно столкнуться с таким явлением, как девиантное поведение. Примеры позволяют выделить ряд общих черт, которые присущи всем людям с данной проблемой. Так, девиантов можно охарактеризовать следующим образом:

  • вызывают резкую негативную реакцию и осуждение со стороны общества;
  • могут наносить физический или материальный ущерб себе или окружающим;
  • ненормальное поведение постоянно повторяется или же имеет постоянный характер;
  • присутствует социальная дезадаптация;
  • поведенческие девиации полностью согласуются с индивидуальными особенностями личности;
  • присутствует стремление к выражению своих личных особенностей.

Примеры девиантного поведения в обществе

Несмотря на то, что теоретические определения четко описывают поведенческие признаки, они не всегда в полной мере отражают сущность явления. Тем не менее, оглянувшись вокруг, вы удивитесь, как часто в обществе встречается девиантное поведение. Примеры из жизни следующие:

  • Люди без определенного места жительства. В силу сложившихся обстоятельств их поведение существенно отличается от общепринятых норм.
  • Просящие милостыню могут вызвать жалость или негативную реакцию со стороны окружающих. В любом случае в обществе, где подавляющее большинство обеспечивает себя материальными средствами посредством трудовой деятельности, такое поведение воспринимается неадекватно.
  • Проститутки вызывают осуждение с точки зрения нравственных устоев.
  • Наркоманы и алкоголики признаны девиантами не только в силу их зависимости от употребления определенных веществ. В состоянии опьянения они могут представлять реальную физическую угрозу для окружающих.
  • Как ни странно, монахи, с точки зрения общества, также считаются девиантами. Большинство людей не понимает желания отказаться от всех общественных благ и возможностей.
  • К гениям также относятся настороженно, несмотря на то что научно-технический прогресс прочно вошел в современную жизнь. Тем не менее отношение к людям с высоким уровнем интеллекта нельзя назвать негативным.
  • Убийцы, маньяки и прочие преступники осуждаются не только обществом. Законодательство предусматривает строгое наказание для них.

Рассматривая девиантное поведение, примеры из жизни можно приводить очень долго. Так, например, кто-то может отнести сюда людей искусства, тунеядцев, неформалов и так далее. В любом случае при желании человек может избавить себя от такой характеристики (независимо от того, является она приобретенной или врожденной).

Примеры позитивного девиантного поведения

Позитивное девиантное поведение — это действия, направленные на смену устаревших ценностей и норм, которые препятствуют дальнейшему общественному развитию. Оно может проявляться в творчестве, политической деятельности или просто личном протесте. Несмотря на то, что на начальном этапе общество может негативно отнестись к подобным явлениям, примеры позитивного девиантного поведения доказывают эффективность данной модели:

  • Г. Перельман — это гениальный математик, который прославился доказательством теоремы Пуанкаре (другие ученые бились над этим более 100 лет). Как результат, он был номинирован на несколько престижных премий. Но от всех наград Перельман категорически отказался, что является дурным тоном в научных кругах. Тем не менее никакого вреда обществу такое поведение не принесло. К тому же Перельман посчитал ненужным принижать вклад других математиков и вообще переводить науку в коммерческую плоскость.
  • Следующий пример также довольно интересный, но подтверждений его правдивости нет. Так, авторский метод психиатра Д. Роджерса был признан издевательством над пациентами, за что его приговорили к смертной казни. Речь шла о том, чтобы довести больного до крайней формы истерии, после чего он выздоравливал и продолжал жить нормальной жизнью. Только через 50 лет после казни девиантное поведение врача было признано эффективным.
  • Некоторые примеры положительного девиантного поведения оказали существенное влияние на нашу сегодняшнюю жизнь. Так, в конце 60-х годов компьютеры были размером с жилую комнату или даже школьный спортивный зал. Настоящую революцию в этой сфере произвели Стив Джобс и Билл Гейтс. То, что многие считали безумием, они воплотили в жизнь. Сегодня практически у всех есть компактный и функциональный компьютер.

Негативное девиантное поведение

Вред самому индивиду и окружающим несет негативное девиантное поведение. Примеры — это преступления, проституция, алкоголизм, наркомания, а также многие другие противозаконные и аморальные действия. Нередко люди, которые совершают подобные действия, попадают в руки правоохранительных органов или на принудительное лечение к психотерапевтам. Кроме того, само общество создает фон презрения негативным девиантам.

Примеры ситуаций девиантного поведения

Даже не задумываясь об этом, ежедневно мы встречаем ситуации девиантного поведения. Пример может быть следующим:

  • Физически здоровый молодой человек заходит в общественный транспорт и занимает свободное место. В этом нет ничего предосудительного, но на следующей остановке входит пожилой мужчина. Не желая уступать место, молодой человек начинает притворяться, что спит и не замечает старика. В большинстве случаев эта девиация обусловлена не только личными качествами, но и неправильным воспитанием.
  • Школьник постоянно нарушает дисциплину в классе, мешая учителю и своим сверстникам. К сожалению, такое проявление девиантного поведения часто вызывает резкую реакцию со стороны педагогов, что порождает еще большее сопротивление. Как правило, недисциплинированность школьников — это прямое отражение психо-эмоционального состояния и проблем в семье.
  • Социальное неравенство, трудности финансового характера, по идее, должны стимулировать людей к активной деятельности для преодоления данной ситуации. Тем не менее не у всех хватает силы воли для этого. Некоторые люди начинают употреблять алкоголь или наркотические вещества, чтобы уйти от реальности, что непременно вызывает общественное осуждение.
  • Люди стремятся к жизненным благам, но способы их получения у всех разные. Так, например, многие, не чувствуя в себе желания или сил заработать средства самостоятельно, прибегает к воровству.

Литературные примеры

Если вас интересуют примеры девиантного поведения, из литературы можно почерпнуть много интересного. Вот наиболее яркие из них:

  • Раскольников из произведения «Преступление и наказание» Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство.
  • Поведение Чацкого в пьесе «Горе от ума» Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев.
  • В романе «Анна Каренина» Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками.
  • В «Педагогической поэме» Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.
  • Герой произведения «Гобсек» Бальзака представляет собой довольно интересный пример девиантного поведения. Жадный ростовщик имеет патологическую склонность к накоплению. Как результат, в его чулане находят огромное количество материальных ценностей, а также еды, которая просто испортилась.

Примеры из истории

Интересуясь таким вопросом, как примеры девиантного поведения, в истории можно найти довольно много интересных ситуаций:

  • Один из ярчайших примеров девиантного поведения — это поджог храма Артемиды местным жителем Эфеса Геростратом. Во время пыток мужчине пришлось сознаться, что он сделал это, чтобы прославить свое имя, чтобы о нем говорили потомки. Герострата не просто приговорили смертной казни, но также запретили упоминать о нем. Тем не менее историк Феопомп посчитал нужным рассказать о преступлении Герострата, а потому его цель была достигнута.
  • Поведение Адольфа Гитлера также считается девиантным. Особая опасность состояла в том, что он обладал выраженными лидерскими качествами и имел власть. Печальный результат известен всем.
  • Еще одним примером девиантного поведения может послужить революция 1917 года. Тогда В. И. Ленин со своими соратниками решились выступить против власти царя. Результатом стало образование принципиально нового государства.
  • Существует множество свидетельств о том, как девиантное поведение солдат во время Великой Отечественной войны способствовало победе в сражениях. Так, бойцы нередко жертвовали собой, бросаясь под гусеницы танков с гранатами. Таким образом они прокладывали путь своей армии. Это один из многих примеров девиантного поведения, которые в результате названы подвигом.

Детское девиантное поведение

К сожалению, не является редкостью девиантное поведение детей. Примеры, которые наиболее распространены, — это словесная агрессия (нецензурная брань, хамство и грубость), а также физическая атака (удары, укусы или толчки). У данного явления есть конкретные причины, основными из которых выступают следующие:

  • Генетическая предрасположенность к агрессии, которая передается от ближайших родственников. Стоит обратить особое внимание на заболевания, связанные с нарушениями слуха и зрения, задержкой умственного и физического развития, психическими расстройствами.
  • Влияние на психику ребенка внешних раздражителей. Это может быть связано с напряженной ситуацией в семье, конфликтами со сверстниками, предвзятым отношением со стороны педагогов.
  • Физиологические дефекты (речевые или телесные) нередко вызывают насмешки и негатив со стороны окружающих, а особенно — детей. Это вызывает в ребенке ощущение своей неполноценности, которое становится одной из основных причин агрессии.

Для профилактики и коррекции девиантного поведения у детей могут быть приняты следующие меры:

  • задача взрослых — вызвать у ребенка живой интерес к общению со сверстниками, а также педагогами, психологами и прочими взрослыми людьми, которые могут помочь в решении проблемы;
  • формирование знаний о культуре поведения в обществе и навыков живого общения с окружающими;
  • помощь в выработке адекватной оценки собственной личности, а также обучение приемам самоконтроля, которые позволят купировать приступы агрессии;
  • самостоятельное или совместное чтение художественной литературы, в которой содержатся положительные примеры правильного социального поведения;
  • организация ситуативных игр, в ходе которых дети будут самостоятельно моделировать способы выхода из конфликтов;
  • отказ от привычных порицаний и запретов в пользу конструктивного диалога, который направлен на то, чтобы объяснить ребенку, почему девиантное поведение недопустимо.

Девиантное поведение подростков

Животрепещущей проблемой является девиантное поведение подростков, примеры которого, к сожалению, многочисленны. Первые проявления можно заметить где-то в 12-13 лет. Это самый опасный возраст, когда у ребенка еще сохранилось детское восприятие мира, но при этом появилось непреодолимое желание показать себя взрослым. Даже если дети ведут себя нормально, крайне важно не упустить этот период. Тревожным сигналом может стать смена предпочтений в музыке и одежде, а также первые проявления грубости. Если вовремя не принять воспитательные меры, это может привести к таким последствиям:

  • побег из дома и бродяжничество;
  • курение, а также употребление алкоголя и наркотиков;
  • воровство;
  • объединение в «плохие» компании;
  • преступная деятельность;
  • увлечение экстремистскими идеями;
  • компьютерная зависимость;
  • ранняя половая жизнь;
  • опасные для жизни увлечения.

Известны примеры негативного и позитивного девиантного поведения подростков. Если с первыми все понятно, то вторые многие воспринимают, как нормальное проявление. Речь может идти о чрезмерном усилии в учебе или физическом развитии. Несмотря на то, что эти действия имеют положительную окраску, важно следить за тем, чтобы ребенок не уходил в себя, чтобы увлечения не замещали общение со сверстниками.

Заключение

Примером девиантного поведения является алкоголизм, бродяжничество, бандитизм и многие другие явления, с которыми активно борется общество. Как правило, причина кроется в проблемах детского возраста, социальной несправедливости, а также врожденных психических отклонениях. Но стоит понимать, что девиация — это не всегда плохо. Например, развитием научно-технического прогресса мы во многом обязаны людям с положительными девиациями.

www.syl.ru

причины, примеры и способы решения проблемы – 9psy.ru

Человек, который сталкивался с социальной психологией, социологией или социальной работой уже слышал термин «девиантное поведение». Но не все понимают значение этого понятия. Для начала необходимо разобрать другой термин. Социальные нормы – общепринятые правила, которые регулируют деятельность отдельных людей в группе, стране и государствах, объединенных в международные сообщества.

Если они нарушаются, идет речь о девиации. Разберем это понятие детально.

Девиантное поведение и девиантность – это непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых правовых или нравственных стандартов.

Девиантное поведение – это непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых правовых или нравственных норм.

Содержание статьи

Примеры такого поведения

Можно рассматривать два типа рассматриваемого явления.

  1. Положительная девиация стимулирует развитие общества или индивида. Обычно возможность отклоняться от социальных стандартов предоставляет группа лидерам. Например, героические поступки, самопожертвование и сверх преданность.
  2. Отрицательная девиация – оказывается негативное влияние. Например, трудные подростки, преступники.

Есть близкое понятие «делинквентное поведение». Разница между ними заключается в том, что в первом случае нарушается любая социальная нора, а в последнем речь идет только о юридических предписаниях. Делинквентное отклонение можно рассматривать, как разновидность девиантного.

Причины

Девиантное поведение возникает из-за нарушения процессов социализации – вхождения человека в общество. Социализация продолжается в течение всей жизни, поэтому нормальный человек внезапно может перестать соответствовать “стандартам”.

Например, упертый подросток, не желающий получать новые знания, попробовал пива, ему понравилось. Он думает, а почему бы мне не употреблять этот напиток чаще?

Вторая причина возникновения отклоняющихся моделей действий – педагогическая запущенность. Например, родители не занимаются ребёнком.

Признаки девиантного поведения

Четко определить, отклоняется поведение или нет нельзя – это относительное понятие. Нарушающий правила человек может считать это адекватным и правильным. Проще всего говорить о делинквентных моделях, потому что нормы законодательно прописаны.

Можно выделить важные индикаторы:

  1. Деструктивный или аутодеструктивный характер. Наносит вред окружающим или самому себе.
  2. Многократное повторение нарушения правил.
  3. Медицинская норма. Отклонение от медицинских и психологических стандартных показателей.
  4. Социальная дезадаптация. Это одновременно причина и индикатор – потеря способности усваивать социальные требования.

Виды и примеры отклоняющегося поведения

Классификаций существует огромное количество, и их все нельзя включить в эту статью. Одну из них мы уже рассмотрели. Кроме положительных и отрицательных девиаций можно еще выделить нейтральные. Например, это попрошайничество, которое не особо мешает людям, но при этом подобное поведение не одобряется обществом.

Примеры на основе матрицы социальных девиаций Н. В. Майсак (2010):

Девиации по характеру направленности и проявления:

  • конструктивное, творческое поведение
    • Научное: развитие эстетической хирургии, трансплантация органов
    • Художественное: татуировки, граффити, необычный и модный образ, создание эротической литературы и живописи, принадлежность к субкультурам, чёрный юмор
    • Техническое: изобретения и моделирование,
    • Организационная деятельность: организация своего дела, активное участие в политической жизни, объединение разных людей в группы по интересам, создание туристического бизнеса.
    • Компьютерное: дизайн, компьютерная инженерия, создание сайтов для общения
  • аутодеструктивное поведение:
    • аддиктивное (нехимическая и химическая зависимость) – алкоголизм, наркомания, трудоголизм, шопоголизм, зависимость от гаджетов, еды, любовных отношений, информационных технологий, интернета, онлайн-игр и виртуального пространства.
    • суицидальное (парасуицидальное поведение и суицид), эвтаназия, самоубийство, татуировки, пирсинг, бодимодификации, увлечение опасными видами спорта, самоповреждение.
  • внешнедеструктивное поведение:
    • противоправное поведение (административные правонарушения, делинквентное, криминальное поведение) – невыплата алиментов, несоблюдение родительских обязанностей, работы, мелкое хулиганство, прогулы, преступление с корыстными целями, сводничество, сутенерство, проституция, агрессивная самозащита и самооборона, выраженная оппозиционная деятельность, социальная зависимость от окружающих, попрошайничество, вандализм, воровство, разбой, убийства, участие в опасных группировках или сектах.
    • коммуникативные девиации – гиперобщительность или избегание социума, пренебрежение нормами морали, употребление нецензурных выражений, нигилизм, шокирующий или неопрятный имидж, сутяжничество, манипулирование людьми.

Девиации по степени социальной одобряемости:

  • социально одобряемое и просоциальное поведение (адаптированное к нормам определенной социальной группы) – альтруизм, самопожертвование, научный, технический или художественный творческий процесс, продвижение новых идей.
  • социально нейтральное (не представляющее общественной опасности или с неоднозначными критериями оценки) – принадлежность к субкультурным группам, альтернативные виды искусства, оппозиционность, неисполнение своих обязанностей гражданина.
  • социально неодобряемое:
    • асоциальное (отклоняющееся от морально-нравственных норм) – импульсивная тяга к перемене мест, бродячая жизнь, лудомания, алкоголизм, наркомания, злоупотребление психотропными веществами, виктимное, агрессивное или фанатичное поведение, нищенство, попрошайничество.
    • антисоциальное (отклоняющееся от правовых норм) – антисоциальная пропаганда, создание преступных сообществ, участие в преступных группировках, работорговля, хакерство, вандализм, воровство, изнасилование, сутенерство, убийства.

Можно выделить другие типы девиаций:

  1. Инновация. Цели общества соблюдаются, но предлагаются новые методы их достижения.
  2. Ритуализм. Цели общества рассматриваются, как желаемые, но утопичные.
  3. Ретреизм. Человек не соглашается как с целями общества, так и с методами их достижения.
  4. Мятеж. Девиация может рассматриваться, как позитивная, так и негативная. Попытка установки нового порядка в обществе.

Девиации у детей

У детей подобная проблема возникает чаще всего по причине педагогической запущенности. Родители не уделяют ребенку достаточно внимания, семья становится дисфункциональной, хоть и условно-благополучной может продолжать оставаться.

Еще одна причина возникновения девиаций у детей – неправильные методы воспитания.

Девиации у взрослых

В этом случае все достаточно запущено, поскольку устранить привычки, взгляды на жизнь, которые закреплялись годами, достаточно трудно. Тем не менее это можно пытаться делать. Не без участия самого клиента, конечно.

Как справиться с проблемой?

Самостоятельно вы не сможете решить эту задачу. Чтобы вытаскивать девиантов, существуют социальные работники. В случае с детьми этой проблемой еще занимаются социальные педагоги. Чтобы воспользоваться их услугами, нужно обратиться в государственную социальную службу вашего района. Это совершенно бесплатно.

9psy.ru

Стив Джобс, Билл Гейтс, А. Эйнштейн

Примеры девиантного поведения: Стив Джобс, Билл Гейтс, А. Эйнштейн

Примеры девиантного поведения: Стив Джобс, Билл Гейтс, А. Эйнштейн

Охайогозаимас, или просто доброе утро, дорогие друзья! Ну, для кого не утро, для кого просто конничива — то есть здравствуйте! На линии Андрей Пучков ибо пока других авторов нет.

Сегодня мы с вами немного углубимся в тему девиантного поведения. Данная тема само собой входит в кодификатор тем по обществознанию (тема 3.11). Там она фигурирует как отклоняющееся поведение. В конце этого поста Вас также будет ждать тест, который добавлю чуть позже.

Про само девиантное/отклоняющееся поведение мы очень подробно говорили в видеоуроке «Социализация и личность» в видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов». Поэтому в этом посте я просто приведу довольно интересные примеры девиантного поведения. Данные примеры девиантного поведения понадобятся Вам, например, для качественного выполнения тестовых заданий 32,33 и 34.

Как Вы знаете (ну или должны знать), девиация бывает позитивной и негативной. Про негативную девиацию понятно: когда девиантное поведение приносит вред социуму в целом и личностям в частности. А вот с позитивной девиацией стоит разобраться. Позитивная девиация это такое поведение, которое приносит обществу благо, но тем не менее всё равно отклоняется от общепринятых норм.

Первый пример позитивного девиантного поведения

Григорий Перельман — российский гениальный математик, первый доказавший теорему Пуанкаре, над доказательством которой ученые бились без малого сто лет! Перельмана номинировали на три крайне престижные премии: премия Европейского математического общества (1996 год), Филдовская премия, премия тысячелетия математического института Клэя. От всех этих премий Григорий Перельман отказался, что является несомненным примером позитивной  девиации. Почему это поведение является позитивным девиантным поведением?

Потому что в научном сообществе является нарушением научной этики, когда  ученый отказывается от всеобщего признания своей деятельности научным сообществом. Между тем нарушение такой этики не несет вред обществу, и даже несет благо. Почему? Потому что Перельман был не согласен с этими решениями. Ведь вклад других математиков, по его мнению, ничуть не меньше, чем его. Да и вообще, я думаю, ученый таким образом, выступил против коммерциализации науки.

Научные открытия бесценны, и здесь нет каких-то выдающихся заслуг. Но это, конечно, мой домысел.

Второй пример позитивного девиантного поведения (вероятно, является вымыслом)

Второй пример более жесткий. Потому что сначала человека признали преступником и приговорили к казни, а через 50 лет после практически насильственной смерти Массачусетский университет признал, что вклад этого психиатра просто колоссальный. И осудили его несправедливо.

Речь идет о психиатре Джеймсе Роджерсе, который при лечении пациентов с крайне развитой формой паранойи использовал авторский метод лечения, который и был осужден судом и признан издевательством над больными. Суть метода заключалась доведении пациента до крайней формы истерии, при которой сам невроз проходил.

Ну вот например, приходит пациент к Роджерсу и уверяет его, например, что считает себя жирафом. И Роджерс говорит: «В этом нет ничего странного — есть такие люди-жирафы». А если человек упорствовал и не верил, что его паранойя является нормой, Роджерс заказывал статью своему знакомому биологу, что, дескать, напиши псевдонаучную статью про людей-жирафов. Затем эта статья распечатывалась и давалась пациенту почитать.

Результат был ошеломительным: пациент успокаивался и обретал спокойную нормальную жизнь.

Вот за такой метод лечения Роджерс был приговорен судом к казни на электрическом стуле. Но ночью перед казнью покончил с собой. Справедливым ли был такой приговор? Можно много говорить. Но по-моему лучше всех сказал сам Джеймс Роджерс в своём письме:

“Вы слишком привыкли к мысли, что все воспринимают мир одинаково. Но это не так.Если вы соберетесь вместе и попытаете пересказать друг-другу самые простые и очевидные для вас понятия, то поймете, что все вы живете в совершенно разных мирах. И лишь ваш комфорт определяет ваше психическое спокойствие. В таком случае человек, считающий, чтоон жираф и живущий в мире с этим знанием так же нормален, как человек, считающий что трава зеленого цвета, а небо синего. Кто-то из вас верит в НЛО, кто-то в Бога, кто-тов утренний завтрак и чашку кофе.

Живя в гармонии со своей верой – вы совершенно здоровы, но стоит вам начать защищать свою точку зрения – как вера в Бога заставит вас убивать, вера в НЛО – бояться похищения, вера в чашку кофе по утру – станет центром вашего мироздания и разрушит вашу жизнь. Физик начнет приводить вам аргументы того, что небо не синего цвета, а биолог докажет, что трава не зеленая. В конце концов вы останетесь один на один с пустым, холодными совершенно не известным вам миром, которым наш мир скорее всего и является. Так чтоне важно какими призраками вы населяете ваш мир. Пока вы в них верите – они существуют, пока вы с ними не сражаетесь – они не опасны”.

Возможно, данная история является вымыслом. Однако прочитайте истории действительно гениальных людей средневековья, древности или нового времени: многие из тех кто предлагали альтернативный подход к мировоззрению, или науке осуждались, казнились и сжигались. Или влачили жалкое существование в бедности.

Третий пример позитивного девиантного поведения

Третий пример  — это все гениальные люди, которые двигали вперед общественный и технический прогресс. Так, в 1969 году компьютеры были с вашу комнату, в которой вы сейчас, возможно, находитесь. А сегодня компьютеры стали не просто персональными, но даже мобильными! Этому в частности способствовали два человека: Стив Джобс и Бил Гейтс. Эти два человека сломали существующие стереотипы и сделали компьютеры персональными. 

Альберт Эйнштейн — разрушил существующие представления о физической реальности и открыл Закон относительности. То есть все гении в науке — девианты. 

Думаю понятно, что негативная девиация — это такой пример отклоняющегося поведения, которая приносят обществу вред. Например, мошенники, грабители, бунтари и прочие люди, которых мы разбирали в выше означенном видеокурсе по обществу.

Кстати после моих обзоров эссе по истории и сочинений по обществознанию ко мне на почту пришло с десяток новых сочинений. Так что на носу новые видеообзоры: подпишитесь на обновления, чтобы их не пропустить! А на этом всё, до скорого!

С уважением, Андрей Пучков

ege59.ru

Девиантное поведение «Характер девиантного поведения»

Все мы разные и по-разному ведём себя в обществе. Среди различных типов поведения выделяют девиантное.

Девианты отличаются от других — нестандартным мышлением и неклассическими путями достижения своих целей.

Девиантное поведение – это что такое?

Асоциальное поведение, чаще всего имеет отрицательный окрас, хотя оно не является абсолютно негативным.

Понятие (определение) и виды

Девиантное поведение – это действия, которые отличаются от установленных стандартов и зачастую переходят границы закона, отклонения от общепринятых правил.

Понятие весьма абстрактное, оно отталкивается от стандартного поведения и рамок «нормальности», однако в каждом обществе таковые могут отличаться. Поэтому то, что считается девиантным поведением в одной группе людей, во второй называется нормой.

Причины такого поведения

Точные причины данного поведения еще досконально не изучены. Они рассматриваются с точки зрения социологии, психологии, педагогики, медицины и криминалистики, поэтому на сегодняшний день их обнаружена масса в любой из областей жизни. Весьма логично заявить, что для асоциального поведения существует целый комплекс причин.

Основные из них следующие:

  1. Несогласованность целей и средств, которые общество предлагает для их достижения.
  2. Маргинализация, обуславливающая снижение уровня ожиданий и потребностей социума.
  3. Социальные патологии, в частности психические заболевания, алкоголизм, наркомания, ухудшение генетического фонда населения.
  4. Психические причины, среди которых слабоумие, психопатия, дегенеративность, навязчивые страхи.
  5. Туманность мотивации, вроде наставления «делай как можно лучше» — других, не позволяющих адекватно вести себя в конкретной ситуации.
  6. Социальное неравенство.
  7. Войны, техногенные и природные катаклизмы, нарушающие психику людей.

Не менее важной причиной считается излюбленное обществом навязывание ярлыков.

Человек, который случайно попал в тюрьму, выйдя из неё априори будет девиантом, ведь нормально относиться к нему мало кто станет.

Факторы, определяющие его развитие

Факторами, определяющими развитие асоциального поведения, можно назвать аддикцию, то есть, стремление убежать от своего внутреннего дискомфорта, поменять своё измененное социально-психическое состояние, решить конфликт внутри себя любыми путями.

Именно этому чаще всего девиантами становятся люди, не обладающие возможностью сделать это легально. Общество давит их, не даёт самореализоваться, ставит ярлыки и всячески напоминает про низкий социальный уровень личности. В итоге последняя считает мир несправедливым, идёт на девиантные поступки, которые, по её мнению, мир заслуживает.

Некоторые девианты говорят, что для них это был единственный вариант, чтобы позволить себе жить, а не исключительно существовать.

Примеры девиантного поведения

Так как девиантным мы можем назвать любое поведение, выходящее за рамки нормальности, указанной в обществе, примеры могут быть любые.

Каннибализм – девиантное поведение почти во всём мире, но ученые до сих пор находят африканские племена людоедов, где каннибализм считается адекватным образом жизни.

В нашем обществе девиантами можно назвать всех, кто пытается сбежать от действительности, используя для этого любые средства, воздействующие на психику, будь то курение, алкоголизм, наркотики или странное поведение, граничащее с безумием.

Например — бунт, который утроили девушки несколько лет назад в Москве, ходя почти без одежды по городу – яркий пример подобного поведения.

Примеры такого поведения в обществе

Если говорить про общество и на более конкретных примерах, то девианты – это:

  • бомжи и попрошайки;
  • проститутки;
  • наркоманы;
  • алкоголики;
  • монахи;
  • гении;
  • убийцы и маньяки;
  • аскеты и другие.

Девиантом можно родиться, а можно стать, точно так же, как от данного поведения можно избавиться, при желании.

Конфликтность в семейных отношениях

Семья – первый образец поведения, с которым сталкивается человек. Поэтому конфликты в семье, побои, насилие и оскорбления априори приводят к девиантному поведению. Личность «ломается» или наоборот – бунтует, требуя справедливости и уважительного к себе отношения. В конфликтных семьях у детей два пути – стать агрессивной личностью или спокойным маньяком. Девочки из таких семей с детства отдают своё тело всем желающим, чтобы взамен получить хотя бы долю любви.

Конфликтность в семье – одна из основных причин, побуждающих как детей, так и взрослых становится девиантами.

Формы девиантного поведения в организации

Существует несколько форм ненормального поведения в организации, которые были составлены социальными работниками и психологами:

Инновация – подчинение заданным целям, но совсем не средствам для их достижения. Например, вор может желать разбогатеть, как любой нормальный человек, но достигает данной цели неадекватным путём грабежа.

Ритуализм – цель кажется человеку недостижимой, но он продолжает следовать традициям. В этой форме сейчас живёт большинство граждан СНГ, ежедневно ходя на работу, но не получая наслаждения, продвижения по карьерной лестнице и чувствуя свою нереализованность.

Ретретизм – уход из обществами в следствии несогласия, как с целями, так и со средствами их достижения. Так ведут себя монахи, путешественники, пилигримы.

Мятеж, бунт – попытка создать и ввести свой социальный порядок, изменив цели и средства. Яркий пример – Эрнесто Че Гевара.

Нормальной считается форма подчинения, когда индивидуум подчиняется и цели, и средствам её достижения, указанными обществом.

Чем характеризуется человек – девиант?

Девиант отличается от других людей, его можно охарактеризовать следующими утверждениями:

  • вызывает негативную оценку со стороны общественности;
  • приносит ущерб себе или другим;
  • поведение всегда повторяется, может быть многократным или длительным;
  • согласует свои действия с общей направленностью личности;
  • выражает индивидуальное и возрастное своеобразие.

 

Девиантное поведение находится в пределах медицинской нормы, однако сопровождается специфическими явлениями социальной дезадаптации.

Позитивные и негативные девиации в психологии

Отклонения от норм социума могут быть не только негативными, а и позитивными. Святые люди, гении, первооткрыватели, художники, поэты, писатели, скульпторы, философы – все они девианты, которые мыслят творчески, неординарно. Однако они приносят обществу пользу.

Негативные девиации делятся на две группы:

  • приносящие вред окружающим;
  • приносящие вред самому девианту.

В последнем случае говорится обо всём, что разрушает человеческую личность – от принятия алкоголя и наркотиков до суицида.

Причины девиантного поведения детей и подростков

Данный термин применим к детям от 5 лет. Только тогда рассуждают о сформировавшейся личности.

Среди детей и подростков данное поведение встречается наиболее часто, так как эта социальная группа более уязвима.

К причинам, которые заставляют детей и подростков так себя вести, психологи и социальные работники относят:

  • наследственность;
  • ошибки воспитания;
  • конфликты в семье;
  • деформация характера;
  • психические заболевания;
  • психические и физиологические отклонения;
  • негативное влияние СМИ;
  • несоответствие требуемых в обществе действий индивидуальным потребностям ребенка.

Дети не хотят подстраиваться под окружающий мир, желают делать так, как нравится им, порой вредя себе или другим. Они не всегда осознают ответственность, но могут становиться на правильный путь под влиянием авторитетного взрослого.

Проблемы социального характера

Проблемы социального характера заставляют вести себя неадекватно в первую очередь детей и подростков, которые только знакомятся с тем, как устроено общество.

Чтобы девиантность не приобрела острые формы, нужно расширить доступ к легальным способам достижения успеха во всех сферах жизни, соблюдать социальное равенство, совершенствовать законодательство, стремиться к адекватному правосудию.

Именно отсутствие этого всего является социальной проблемой, которую нужно исправлять на государственном уровне.

Профилактика и работа с девиантными детьми

Первоначальная профилактика нацеливается в первую очередь на детский и подростковый возраст. В её рамках выявляются и корректируются условия и факторы, вызывающее асоциальное поведение.

Социологи забирают детей у неблагополучных родителей и отдают хорошим семьям с правильным примером поведения. Педагоги и психологи в школах проводят работы по улучшению поведения и мировоззрения учащихся, объясняют, как устроен мир, и что ожидает, если действовать деструктивно.

Работа с девиантными детьми весьма сложна и требует профессиональной подготовки. Поэтому так важно выпустить из учебных заведений опытные и разумные кадры, которые могут помочь изменить судьбы детей и подростков.

В заключение

Девиантное поведение почти всегда поддаётся корректировке при помощи профессионалов и собственного желания девианта. Однако в некоторых случаях оно имеет позитивную роль в обществе. Девиация как разрушает, так и строит общественную мораль и духовность. Она является неотъемлемым атрибутом здорового мира.

Не пропустите . . .

Почему — Мужчина хочет стать женщиной?

Интересные — Факты о мужчинах!

Интересные — Факты о женщинах!

Интересные — Факты о мужчинах и женщинах!

ladyeve.ru

что это такое, примеры, понятие

Отклоняющееся, или девиантное поведение — это единичные или системные поступки личности, не соответствующие общественным нормам.

Под девиацией психологи понимают и комбинацию действий, отличающихся от поступков большинства людей и противоречащих социальным ожиданиям.

Понятие

Социальные и психологические науки под отклоняющимся поведением понимают асоциальные действия человека. Такие поступки не отвечают принятым в социуме нормам. Девиация проявляется в силу аномального формирования личности в процессе усвоения общественных норм и правил.

Основанием для понятия девиации является социальная норма, являющаяся мерой допустимых поступков человека, которые обеспечивают сохранение общественной системы. Существуют следующие варианты отклонений от норм социума:

  • позитивные — способствуют преодолению устаревших стандартов, что приводит к качественным изменениям в обществе;
  • негативные — дезорганизуют и разрушают социальную систему.

Классификация девиантного поведения основывается на различных мотивах и подходах к девиации. Негативные отклонения от общественных стандартов являются результатом неспособности личности адаптироваться к социуму. От мотивов, влияющих на формирование отклоняющихся поступков, зависит выбор стратегии коррекционной работы.

Причины

Основные формы девиантного поведения появляются из-за действия причин следующих групп:

  1. Физиологические — психические заболевания, наследственные патологии, нарушения перинатального развития, половая принадлежность, прохождение возрастных кризисов.
  2. Социальные — аномальное семейное воспитание, воздействие окружающих людей и средств массовой информации.
  3. Психологические — нарушение когнитивной и эмоциональной сферы, искажение самовосприятия.

Девиация разрушает личность: человек начинает деградировать, лишаясь социальных навыков, ценностей, положительных качеств собственного характера.

Неблагополучная среда

На личность влияние оказывает окружение. Типология девиантного поведения основывается на различных способах адаптации человека к условиям общества. Если личность подвергается постоянным упрекам и унижениям, то запускается процесс деградации. Девианты утрачивают способность верить людям, замыкаются в себе. Неблагополучное окружение активизирует защитные механизмы личности, являющиеся ответной реакцией на негативные чувства.

Несправедливое отношение и жестокость формируют девиацию, постепенно разрушающее личность. Человек, затаивший обиду и агрессивные проявления, становится неуправляемым. Одним из этапов коррекции поведенческих отклонений является смена окружающей среды.

Употребление алкоголя и наркотиков

Разновидности девиантного поведения не возникают без причин, одной из которых является действие деструктивных факторов. Негативное воздействие токсических веществ на сознание человека приводит к деградации. При употреблении наркотиков утрачивается контроль над собой, самоуважение, возникают приступы агрессии, направленные на окружающих. Люди стараются исключить контакты с подобным субъектом, чтобы избежать неприятных последствий.

Алкогольная зависимость также характеризуется вспышками бесконтрольного гнева и другими проявлениями агрессии. Такой человек теряет веру в себя, окружающих. Люди начинают употреблять вещества, вызывающие зависимость, по одной причине — невозможность собственной реализации в обществе.

Постоянная критика

Девиация формируется из-за разочарования в себе, к которому приводит постоянное недовольство родителей собственным ребенком. В результате такого отношения человек становится неуверенным в себе, чувствительным к критике, неустойчивым в психическом и эмоциональном плане.

Критика приводит к различным вариантам отклоняющегося поведения, которое мешает человеку добиться успеха в личной жизни, карьере, творческой деятельности.

Такой человек теряет веру в себя и собственные возможности, начинает искать подтверждение негативных поступков. Примерами девиантного поведения из жизни являются алкоголики, наркоманы, клептоманы, игроманы, педофилы, люди с суицидальными мыслями.

Классификация

Единой классификации девиантных нарушений не существует в связи с использованием этого термина в различных науках в разных значениях. Систематизация затруднена из-за многообразия поведенческих реакций и неопределенности нормы.

В зависимости от выражения в социуме выделяются следующие типы девиантного поведения:

  1. Асоциальное поведение разрушает межличностные отношения путем нарушения морально-нравственных норм. К этой категории относится агрессия, бродяжничество, сексуальные девиации, игромания.
  2. Делинквентное поведение характеризуется нарушением закона. Такие действия угрожают благополучия окружающих и общественному порядку.
  3. Аутодеструктивное поведение угрожает нормальному существованию личности в социуме. Этот тип девиации выражается в склонности к суициду, химическим зависимостям, действиям, опасным для жизни.

Основываясь на социальных проявлениях, специалисты отмечают следующие формы девиации:

  • позитивные — гениальность, социальное творчество, альтруизм;
  • нейтральные — попрошайничество, бродяжничество;
  • негативные — различные зависимости, криминальные поступки.

Содержание поведенческих проявлений позволяет систематизировать девиации следующим образом:

  1. Зависимость. Предметом зависимости может выступать алкоголь, психоактивные и химические средства, сексуальное удовлетворение, игры, интернет, покупки.
  2. Агрессия. Поступки направлены на причинение вреда, моральных страданий, физической боли.
  3. Виктивное поведение. Несостоятельность, пассивность, безответственность влекут поступки, свойственные жертвам.
  4. Суицид. Покушение на самоубийство либо демонстрация намерений.
  5. Бродяжничество. Характеризуется постоянными сменами места нахождения.
  6. Правонарушения. Человек совершает противоправные деяния — хулиганство, вымогательство, воровство, вандализм.
  7. Сексуальные нарушения. Патологические формы сексуальной активности — раннее начало половой жизни, случайные связи, извращения.

В большинстве случаев в жизни отдельные формы девиаций сочетаются, и каждый случай отклоняющихся поступков является индивидуальным.

Признаки

Характеристика девиантного поведения формируется психологами с помощью нескольких признаков. Диагностировать состояние человека можно с помощью простого наблюдения. Признаками поведенческих отклонений являются:

  1. Агрессия. Напористость, агрессивность, непримиримость позволяют человеку отстаивать позицию, не учитывая мнение окружающих. Другие люди избегают взаимодействия с девиантом, что позволяет быть незамеченным длительный период.
  2. Неуправляемость. Человек склонен к тотальному контролю, но от непрерывного напряжения не способен логически рассуждать и принимать решения. Девиант может путаться в рассуждениях, что приводит к появлению неуверенности в себе.
  3. Смена настроения. Девиантная личность характеризуется порывистыми скачками эмоционального фона, вызванными перенапряжением нервной системы, истощенностью ресурсов организма.
  4. Скрытность. Для достижения цели индивиду необходимо как можно дольше оставаться незамеченным окружающими. Скрытность рождает подозрительность и нежелание общаться, что приводит к эмоциональному вакууму и истощению.

Профилактика и терапия

Подбор методов устранения отклоняющегося поведения зависит от ведущих мотивов девиации. Специалисты для контроля и коррекции состояния используют психотерапевтические методы и медикаментозное воздействие. Лекарственная терапия целесообразна при физических и психических нарушениях. Психотерапевтические подход основывается на применении приемов гуманистической, когнитивно-поведенческой арт-терапии. Основной целью такого воздействия является изменение поведения, трансформация идей и ценностей.

Контроль собственных нежелательных реакций повышается путем применения профилактических мер в раннем возрасте. Свидетельствами активизации девиации в детстве являются следующие критерии:

  • частые и неуправляемые вспышки гнева;
  • негативные поступки выполняются намеренно;
  • нарушение требований и правил взрослых;
  • споры с взрослыми;
  • мстительность и злоба;
  • регулярное участие в драках;
  • намеренное причинение ущерба чужому имуществу и другим людям.

Для преодоления отклоняющегося поведения психологи, педагоги, социологи, медики рекомендуют такие профилактические меры:

  1. Создание благоприятной среды — формирование негативных образов различным проявлениям девиации.
  2. Информационное воздействие — просвещение людей об отклоняющемся поведении проводится для стимуляции когнитивных процессов.
  3. Формирование социальных навыков — улучшение адаптивности к обществу. У людей развивается сопротивляемость к негативному воздействию, навык самореализации, повышается уверенность в собственных силах.
  4. Перерождение девиации в такую деятельность как познание нового, спорт, творчество, общение.
  5. Активация внутриличностных ресурсов — привлечение людей к физической активности, стимулирование гармоничного развития, самовыражения.

Девиантные формы поведения уже в начальной форме нуждается в контроле и коррекционном воздействии со стороны психологов. Самостоятельно устранить поведенческие нарушения человек не в состоянии. Своевременное обращение за психологической помощью предотвратит ухудшение уровня жизни.

eustress.ru

Положительные девиации личности как фактор развития общества



В данной статье раскрывается проблема положительных девиаций как фактора развития общества. Обоснуется необходимость изучения влияния положительных девиаций на развитие личности и общества, рассматривается парадоксальный характер девиаций в жизни общества.

Ключевые слова: девиантное поведение, положительные девиации, личность, общество.

В современном высокоразвитом обществе большой интерес для исследователей представляет поведение индивида. В наше время, время социальной нестабильности общества, поведение людей все больше склонно к отклонению от общепринятых социальных норм и стандартов. Из — за того, что поведение части людей уже не отвечает социальным нормам это поведение для общества становится непредсказуемым. Вследствие этого, оно переходит в девиантное.

Любая форма проявления девиантного поведения — либо положительная, либо отрицательная — это протест индивидов против традиций, ценностей, норм и стандартов, уже образовавшиеся в обществе в целом. Но этот протест в зависимости от того, в каком направлении он будет развиваться, будет совершенно разным. Девиантное поведение как явление социальной действительности во всей совокупности проявлений все еще находится на недостаточно изученном уровне.

Вследствие распространения такого явления, как положительные девиации личности, которые выступают как фактор развития общества, появляется необходимость уделять ему более пристальное внимание, чтобы в будущем, провести экспериментальное исследование по данной проблематике.

Большое внимание изучению проблемы проявления девиантности уделяли такие ученые, как: Змановская Е. В., Менделевич В. Д., Хомич А. В., Беличева С. А., Ч. Ломброзо, У. Шелдон, Э. Кречмер, П. Джекобс, О. Кинберг, А. Штумпль, Е. Гейер, Ж. Пинатель, Е. А. Байер, З. Фрейд, Я. И. Гилинский, В. Н. Кудрявцева, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, К. А. Абульханова-Славская, О. Ланге, Н. В. Васина, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенин, Г. И. Колесникова, Р. В. Овчарова, Ю. А. Клейберг, В. В. Ковалев, Э.Дюркгейм, и многие другие.

Девиантное поведение по мнению В. Д. Менделевича, это — «система поступков или отдельные постулаты, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением» [4, С.14].

Е. В. Змановская же утверждает, что «девиантное (отклоняющееся) поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [2, C.15]. Данные трактовки более точно раскрывают сущность девиантного поведения.

Существуют ряд теорий, которые объясняют возникновения девиаций. Биологические теории исходят из того, что главной причиной формирования девиантного поведения является физиологические особенности человека. Психологические теории считают, что главный детерминант формирования девиантного поведения нужно искать в раннем детстве, что отклонения в поведении зависят от правильного прохождения этапов становления психики человека. Социологические теории твердят, что в возникновении девиантного поведения главенствующую роль занимает место индивида в социуме, его отношение с другими членами общества.

Отклонения от общепринятых социальных норм может быть представлено двумя формами проявления девиантного поведения:

– Негативные, т. е. нарушающие жизнедеятельность общества, дезорганизующие социальную систему, разрушающие ее и влекущие за собой в конечном итоге девиантное поведение;

– Позитивные, т. е. служащие инструментом развития и усовершенствования социальной системы общества, повышение ее подготовленности и выступающие как фактор развития общества.

Рассмотрением проблемы позитивных девиаций личности, например таких как, гениальность, творчество, креативность, талант занимались многочисленные зарубежные (О. Вейнингер, Ф. Ницше) и отечественные философы (Н.Хамитов, В. Флоренский, Н. Бердяев).

Позитивные девиации подразумевают под собой прогрессивное изменение системы общества. Новые идеи, инновации, креативность, новаторство, творчество — это девиации, которые несут позитивный характер и, которые обеспечивают и ведут к развитию современного общества, современного социума. Они занимаются мотивирующей и направляющей функцией по отношению к поведению человека, как представителя микросоциума. Есть определенные факторы, которые влияют на личность. Их воздействие рассматривается с двух сторон: с одной стороны, содействуют полному осуществлению позитивного творческого потенциала личности, с другой же — внешние обстоятельства жизнедеятельности способны нарушить, притормозить и иногда могут заглушить развития позитивного образования.

Позитивные девиации возникают всегда осмысленно и имеют целенаправленный характер. Эти девиации играют огромную роль в самореализации и саморазвитии личности. Поле для реализации позитивно — девиантной личности является безграничным. В свою очередь, позитивно — девиантная личность — это совокупность характеристик, которые несут под собой творческий потенциал в своей сфере деятельности, самовоспитание, умение владеть культурой потребления информации, креативность мышления, высокая выносливость в работе, осознание своего «Я» на более качественном новом уровне и многое другое. Проявление творческого и креативного подхода в решение сложных задач и умение мыслить неординарно является очень важным и актуальным в современном обществе.

На сегодняшней день позитивные девиации — один из факторов развития общества, в них заключены начала искусства, техники, культуры, жизни социума и его взаимоотношений. В действительности без положительных проявлений девиантного (отклоняющегося) поведения структура общества может прийти в упадок, так как гениальность некоторых личностей воспринимается как позитивная девиантность. Яркими примерами такой девиантности являются Сальвадор Дали, Сергей Есенин, Жан Поль, Альберт Эйнштейн. Стоит отметить, что гениальные люди как представители позитивной девиантности, не приспособлены к бытовому образу жизни. Они либо не имеют семьи, либо крайне капризны, либо позволяют себе нелепые выходки, либо не практичны в обыденных делах. Например, Альберт Эйнштейн — гениальный физик — теоретик, один из основателей современной физики, создатель частной и общей теории относительности и многое другое. В жизни же неприспособлен в быту и крайне отстранен от реальной действительности.

«Позитивные девиации также являются неотъемлемой частью человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступая тем самым в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества. Понимание значимости позитивных девиаций для общественного прогресса подчеркивает необходимость всестороннего изучения особенностей и специфики столь интересного явления» [5, С.5].

Многие ученые утверждают, что проявления девиантного поведения ведут к противоречию в развитии социальных структур общества, но и в тоже время подкрепляют прогрессивные течения общества. Бесспорно, такие характеристики личности, как искренность, огромное трудолюбие, правдивость в общении с людьми, принадлежат положительным девиациям, а поведение, которое выходит за границу разума и даже закона, являются проявлением отрицательных девиаций.

Социальные отклонения в обществе имеют парадоксальный характер. С одной стороны, вносят опасность в стабильность общества, с другой стороны — сохраняют эту стабильность. Каждый член общества должен знать, какое поведение он может ожидать от взаимодействия с окружающими его людьми, какое поведение окружающие люди ждут от него самого, какими социальными нормами должны руководствоваться его дети. Девиантное поведение разрушает эту систему. Когда в обществе наблюдаются постоянные социальные отклонения, то происходит дезорганизация культуры общества и нарушение социального порядка. Вследствие этого, нравственные нормы не контролируют поведения всех членов общества, важнейшие ценности не воспринимаются обществом, люди теряют чувство безопасности, появляется неуверенность в своих действиях и силах. Поэтому общество будет работать продуктивно только тогда, когда большая часть населения будет признавать сложившиеся нормы и поступать согласно ожиданиям других индивидов.

С другой стороны, девиантное поведение — одно из средств адаптации культуры к социальным изменениям общества. Никакое современное общество длительное время не будет статичным. Сообщества должны менять образец своего поведения из — за перемен в окружающей среде. Резкое повышение рождаемости, инновации, открытия в науки, изменения в физическом плане — все это приводит к необходимости признания новых социальных норм и привыкание к ним всех членов общества. Новые социальные нормы возникают и функционируют вследствие обыденного поведения людей и постоянного столкновения внешних обстоятельств. Отклонения от прежних, привычных норм поведения незначительного числа индивидов приводит к созданию новой, нормативной формы поведения. С течением времени отклоняющиеся поведение, которое содержит в себе уже новые, нормативные нормы, попадает в сознание индивидов. И тогда, когда членами общества усвоено поведение, которое включает в себя уже новые социальные нормы, оно перестает быть девиантным (отклоняющимся).

«Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников)» [1]. Очень важно не утратить с течением времени ту границу, которая отделяет действительно положительные девиации от девиаций как форму поведения индивида, стоящую за чертой нормального функционирования общества.

Следует подчеркнуть, что положительные девиации личности, требуют большого научного понимания, так как личность склонна поступать «как все», сопоставлять себя с общепринятыми стандартами, поскольку она заинтересована в социально — желательной оценки своего поведения.

Позитивные девиации личности стоит воспринимать как социально — духовное явление. Особое внимание представляет исследования проявления позитивных девиаций в сферах науки и искусства. Основные сферы общества нуждаются в тех людях, которые способны к творческому решению задач, а от отрицательного проявления девиаций нужно постепенно избавляться.

Таким образом, проблема девиантного поведения в настоящее время очень важна и актуальна. Особое внимание уделяется положительным проявлениям девиантности. Положительные девиации способны быть примером группового согласия, выступать ускорителем социальных изменений общества, т. е. любые нарушения социальных норм и правил поведения девиантами, являются сигналом обществу о том, что социальные структуры общества функционируют ненормально, т. е. неправильно. В результате складывается необходимость внесения поправок, т. е. изменений в социальные структуры общества. Отклоняющееся от общепринятых социальных норм и правил поведения незначительного числа населения способны внедриться в сознание всей общественной жизни, что говорит о начале создания новых социальных норм, установок и образцов поведения, тем самым преодолевая устаревшие традиции.

В будущем на основе того, что теоретическая часть такой проблемы — позитивные девиации личности как фактор развития общества, изучена довольно глубоко, нужно провести экспериментальное исследование. Это поможет доказать, что в нашем современном обществе действительно имеют место быть положительные девиации, поскольку именно они выступают как фактор развития общества, помогают совершенствовать социальные структуры общества в прогрессивную сторону. Позитивные девиации — это начало чего — то нового, уникального и необыкновенного. Это умение человека приносит в общество новые, необыкновенные идеи, выбирать нестандартные решения, отходить от традиционных образцов поведения.

Положительные девиации личности играют большую роль в развитии социальных структур общества. Они выступают как фактор развития общества, поскольку именно они приносят в социум новые, оригинальные идеи, которые необходимы для успешного функционирования социальных структур общества.

Литература:

  1. Гилинский Я. И. Социальное насилие. Монография. СПб: Алеф-Пресс, 2013. 184 с.
  2. Змановская Е. В. Девиантология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
  3. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001.- с.
  4. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.
  5. Сминщикова Э. В. Позитивные девиации как фактор прогрессивного развития личности в современном социуме: Дисс. канд. юрид. наук. Краснодар, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, развитие общества, социальная структура общества, девиация, член общества, норма, общество, поведение, современное общество, позитивная девиация личности.

moluch.ru

Позитивное девиантное поведение

Позитивная девиантность: что это?

В современной науке определение девиации чаще всего соотносят с негативными психическими проявлениями человека. Но есть и обратная его сторона: девиантность может быть позитивной, то есть такой, которая не несет в себе разрушительного характера. Наибольший интерес сегодня вызывает такое девиантное свойство личности, как ее гениальность, которая может быть необузданной и не восприниматься в качестве нормального поведения.

Самостоятельным творчеством, а также созданием художественных произведений занимаются миллионы людей по всему миру, но выводят это на качественно новый уровень и создают совершенно новые объекты лишь единицы. Таким людям свойственно иное мышление, которое помогает им смотреть на окружающий мир с других сторон и, соответственно, не поддаваться влиянию обыденности, и мыслить иначе. Вершины мастерства также достигают немногие: кому-то не хватает профессионализма, кому-то достаточно иметь одну идею, и они не хотят развиваться дальше. Но есть люди, которые оказываются на вершине успеха, и их называют одаренными природой, гениями, вундеркиндами.

Такие личности посвящают всю свою жизнь или искусству, или науке, либо изобретательству новых вещей, которые в дальнейшем проникают в повседневную человеческую жизнь, делая ее интереснее, насыщеннее, и в то же время гораздо легче. Тем не менее, их образ жизни не всегда верно оценивается окружающими, он может быть в принципе не совсем понятен массам. Такой человек обладает следующими чертами:

  • Он отказывается от создания семьи ради того, чтобы всю свою жизнь посвятить изобретениям;
  • Он отказывается от банального бытового комфорта, посвящая всего себя лишь своему делу, забывая об элементарных человеческих потребностях;
  • Он довольно непрактичен в повседневных делах, поскольку изначально настроен на разрешение сложных и противоречивых «высоких» задач. Он попросту не приспособлен к разрешению бытовых вопросов, а потому сталкивается с серьезными трудностями.

Замечание 1

Помимо того, люди-гении достаточно капризны, они перфекционисты, а потому не могут допустить, чтобы вещи выглядели не так или события шли не тем путем, каким они сами их распланировали. Они очень придирчивы к любым мелочам, и это может раздражать окружающих, поскольку их поведение порой доходит до абсурда, из-за чего их не понимают другие люди.

Нередко девиантность творческих и одаренных людей находит свое отражение в художественных произведениях. Они также могут иметь специфическую форму и содержание, и понять их может не каждый. Тем не менее, не следует забывать о том, что искусство можно интерпретировать по-своему, и в любом произведении человек может найти что-то свое, ему это начинает нравиться, и через эти процессы он осознает, что художник – это не странный человек: он, как и все, имеет свой уникальный взгляд на вещи, и это не несет какого-то негативного подтекста.

Позитивная девиация как источник прогресса

Позитивная девиация помогает людям углубиться в понимании самого себя, а также окружающего мира. Помимо этого, люди с творческими наклонностями могут особенно наслаждаться жизнью, и видят в самых элементарных вещах особенное. Это помогает раскрывать мир перед другими людьми, и это проявляется в их творчестве, произведениях искусства, музыке, книгах. Творчество в целом позволяет развиваться личности со всех сторон, и только одаренные люди могут продемонстрировать необычное в самых повседневных и обыденных вещах.

Научные открытия также способствуют прогрессивному развитию различных областей и сфер человеческого бытия. В качестве особо яркого примера одаренной девиантности можно привести Альберта Эйнштейна. Он был одним из гениальных физиков-теоретиков, и по праву считается основателем физики в ее современном виде. Тем не менее, несмотря на гениальность в научной сфере, он был совершенно неприспособлен к быту, отличался чрезвычайной рассеянностью и оторванностью от жизненной действительности, что делало его в одной сфере гением, а в другой –«несмышленым ребенком».

В искусстве примером девиантности можно назвать Сальвадора Дали. Вряд ли мы можем найти еще одного человека, который относился к художественному искусству с такой страстью и приверженностью, как Дали. Его работы отличаются магической притягательностью, но в то же время вселяют ужас и восторг, разочарование и надежду. В повседневной жизни художник был очень нервным, страдал некоторыми расстройствами, которые не позволяли ему вести полноценную жизнь среди других людей. Экспрессия его иногда отпугивала окружающих, страсть к искусству перекрывала любые другие интересы.

Таким образом, благодаря позитивной девиации мы можем наблюдать большое количество примеров, которые демонстрируют нам, как отклонения в поведении могут вывести общество на совершенно иной качественный, а также количественный уровень развития. Прогресс, который происходит в обществе благодаря позитивным девиантам -гениям, одаренным, вундеркиндам, — это процесс, который не оценим в обществе. Без таких людей мир был бы довольно однобоким и однообразным, поэтому мы можем смотреть на него с разных сторон.

Важную роль играет социальная среда, на которую реагируют социальные отклонения. Это может доходить вплоть до преступного поведения. Но есть и обратная сторона: люди, которые устали от повседневности, а также имеют некоторые особенности личности, стремятся к тому, чтобы разнообразить этот мир и продемонстрировать его с совершенно различных сторон. Это влияние может быть не понято всеми, а поведение может отпугивать. Но, тем не менее, мы сами пользуемся сегодня большим количеством изобретений, которые доступны нам именно благодаря людям, имевшим некоторые отклонения в поведении. Очень важно уметь контролировать себя, чтобы одаренность не превратилась в безумство, а гениальность не перетекла в ряд психических отклонений. Будучи непонятым и непринятым, человек может впадать в депрессию, что в целом может окончательно погубить его психику.

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *