Арт терапия для детей с аутизмом – Арт-терапия при аутизме. Как эффективно проводить арт-терапию.

Арт-терапия при аутизме. Как эффективно проводить арт-терапию.

При заболевании аутистического характера страдает эмоциональное, социальное и когнитивное развитие человека. Проявляется РАС до трех лет, и уже тогда принимается решение о лечении. Однако исключительно медикаментозными методами тут не обойтись, что подтверждается назначением коррекционной работы и психологической помощи.

Лечение должно быть направлено на преодоление симптомов не только комплексно, но и по отдельности.

Положительный эффект оказывает арт-терапия. Она объединяет психокоррекционные действия, социальную адаптацию и развитие навыков ребенка.

Статья в тему: Холдинг терапия для коррекции РАС

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия для детей с аутизмом – это вид психологической помощи, основанный на погружении в искусство или творчество.

Необходимо разграничить простые занятия рисованием и арт-терапию. Первое относится к категории уроков. Цель таких занятий – приобретение навыков и получение конкретного результата.

Арт-терапия сосредотачивается на процессе, который построен таким образом, чтобы снизить эмоциональную нагрузку больного. Путем творческой работы специалист создает атмосферу доверия, что помогает наладить контакты с задействованными в процесс людьми. Арт-терапия позволяет выразить с помощью образов то, что ребенок не может сказать словами, тем самым снижая тревожность.

Поэтому так важно не зацикливаться на уровне эстетичности и качестве законченной работы. Это способ самовыражения, который должен прийтись по душе только автору.

Все эти методики развивают у детей-аутистов воображение, помогают концентрировать внимание. Идет активное развитие мелкой моторики рук. Проходят даже самые начальные стадия творчества – малыша учат держать карандаш, правильно пользоваться ножницами, красками и другими материалами.

Как выбрать вид арт-терапии?

Арт-терапия при аутизме не обязательно состоит исключительно из рисования. Это может быть лепка, фотография, создание мягких игрушек. Следующие категории также входят в состав арт-терапии:

  • сказко-терапия;
  • драмо-терапия;
  • библио-терапия;
  • музыко-терапия;
  • танцевально-двигательная терапия;
  • кино-терапия;
  • кукло-терапия;
  •  песочная терапия.

Подбирается методика в зависимости от особенностей конкретного человека. Каждая из них не должна превращаться во что-то рутинное, так как ребенку легче включится в процесс, если предлагается что-то новое. Важность этого условия диктуется тем, что арт-терапия приносит новый опыт.

Погружение в необычную среду убирает контроль сознания над ребёнком, снижает уровень его защиты. Именно достижение этого результата и является одной из целей психологической помощи ребенку.

Однако разнообразие методик должно соотноситься с возможностями – надо отталкиваться от простоты процесса.

Техника должна завлекать, развлекать и быть приятной. Если же она вызывает негативные эмоции, такие как раздражение, недовольство, злость, то модель была подобрана некорректно.

Естественно, при подборе методики важно позаботится о том, чтобы условия, в которых работает ребенок, были безопасными и способствовали активности и самовыражению. Таким образом, повышается познавательная активность. Это способствует одновременному применению комплексной реабилитации больного.

Специалисты рекомендуют прибегать к педагогической коррекции с помощью арт-терапии. Тут важно учитывать степень зрелости всех психических и физических показателей. Путем применения творческих методик, например рисования гуашью, детей обучают цветам. Карандаши помогут в изучении цифр и простейшей арифметике.

Плюсы и минусы методики

Положительные

Отрицательные

Подойдет любому пациенту. Разнообразие видов искусства сопровождается фантазией и креативностью специалиста. Так можно найти подход к каждому, и бороться с индивидуальными проблемами.

Ребенок может не проявлять интерес к предложенным методикам. Новое может пугать.

Дети с аутизмом плохо соотносят чувства со словами и редко говорят о своих эмоциях. Творчество – это возможность выразить состояние без слов.

Иногда приходится начинать с банальных вещей (как держать карандаш), а скука может отпугнуть ребенка или не привлечь его внимания.

Обходятся блокирующие и защитные стороны сознания аутиста. Арт-терапия стимулирует быть открытым.

Эффективность в регулярности. Необходимо помнить о повторении для закрепления навыка – на это иногда уходят месяцы.

Ребенок-аутист социализируется, учится доверять.

Как проводить арт-терапию?

Необходимо решить, будут проходить занятия в группе или индивидуально. Для обоих видов есть квалифицированные инструкции:

  1. Николь Мартин – американский терапевт, специализация которого – работа с детьми-аутистами. Он разработал методику по групповой арт-терапии, наиболее распространённой в развивающих центрах.
  2. Индивидуальная программа помощи через арт-терапию были разработана специалистами из Университета Маккуэри. Нацелена она на раннюю педагогическую помощь детям.

Оба варианта должны включать уже упомянутые условия: простота, безопасность, креативность, необычность.

В среднем, каждое занятие должно длиться от 10 до 30 минут. Этот промежуток оптимален для качества занятия, чтобы не заставить малыша чувствовать себя уставшим, а концентрация внимания не была принудительной. Важно не вынуждать пациента работать в конкретной технике – он сам проявит интерес, и на это стоит ориентироваться в первую очередь. Можно дать ребенку возможность выбрать методику и материалы.

Как научить работать с новыми материалами?

Во-первых, давать инструкции. Важно, чтобы был налажен контакт с ребенком, тогда он будет проще воспринимать указания. Для того, чтобы установить доверие, как к специалисту, так и к материалу, можно показывать пример, сначала пробуя все самостоятельно.

Во-вторых, начать можно с заданий, не требующих следования каким-то нормам. Свободные техники, вроде акварель по мокрой бумаге, помогут ребенку выразить себя, и не будут его ограничивать.

Во-вторых, метод арт-терапии основан на повторении. Каждое новое занятие начинается с повторения тех упражнений, которые связаны у ребенка с положительным опытом и эмоциями.

Регулярность – правило, которого хорошо придерживаться во всех сферах жизни людей, страдающих аутизмом – это способствует эмоциональному спокойствию и уверенности. Повторение в обучении стимулирует к закреплению навыка.

Вывод

Работа с ребенком должна быть построена на наглядности и лаконичности. Аутистические заболевания приводят к тому, что пациент использует только один тип мышления по восприятию окружающего мира. У детей отсутствует широкое абстрактное восприятие, а значит понять ненаглядные формы и сюжеты им сложно.

Специалист, проводящий арт-терапию, обязан принимать пациента таким, какой он есть и не требовать от него большего, чем он может дать. Более того, есть выбор, который ребенок делает и с этим надо считаться. Арт-терапия стимулирует к тому, чтобы делать самостоятельный выбор, а значит, учит независимости.

Статья в тему: Иппотерапия для детей с аутизмом

autizmy-net.ru

Применение арт-терапии Эбру в психологии и для детей с аутизмом

Арт-терапия эбру — это одновременно и творчество, и лечение. Каждый день наша психика взаимодействует с окружающей средой, и решение ежедневных проблем все дальше уводит нас от творческого восприятия мира. Наши внутренние ощущения, целостное восприятие мира, эмоции и память утрачивают яркие краски и перестают обогащаться, жизнь ставит нам задачи все более жесткие и предсказуемые. Рисунок в технике эбру имеет контакт со стихией воды, а это всегда непредсказуемая реальность. В жизни каждый из нас — творец, и реальность часто не совпадает с ожиданием. Эбру-терапия поможет создать на воде хрупкое произведение, подобное меняющемуся миру. Рисунок постоянно находится в движении, и малейшее движение кистью может навсегда поменять результат. 

«Целью этого мира является человек, а целью человека — это мгновение» — сказал поэт-суфий Руми.

Эбру-терапия поможет поймать мгновение, услышать себя, выразить свой внутренний мир во внешней проекции водной стихии. 

Во всякой терапии самое важное — услышать пациента. Эбру-терапия позволяет увидеть внутренний мир рисующего в виде метафоры. Узор, созданный на воде, переносится на бумагу, керамику или стекло. Техника эбру, или как ее еще называют, турецкое мраморирование, может использоваться в диалоге между практикующим психологом и пациентом. В комфортной обстановке, создавая узоры на воде, пациент может обрести спокойный внутренний ритм и выразить себя. 

Вот лишь некоторые, лежащие на поверхности, терапевтические аспекты рисования в технике эбру:

  1. творческий процесс рисования как освобождение от внутренних эмоций;
  2. успокаивающее для психики взаимодействие с водой;
  3. обретение внутреннего ритма и спокойствия в творческом процессе;
  4. полученный рисунок-узор как руководство для практикующего психолога;
  5. уникальность узора в технике эбру как дополнительный стимулирующий и терапевтический эффект.

«Бог говорит на языке тишины, все остальное — плохой перевод» — автор этой цитаты Джелалладин Руми произошел из Персии, страны, которая считается родиной древнего искусства эбру.

В переводе с персидского «об» (вода) и «ру» (на). В Турции, где сегодня техника эбру переживает расцвет, это искусство считается еще и духовной практикой. Поэтому арт-терапия эбру может стать надежным инструментом в руках у практикующих психологов.

Какие же преимущества может иметь психолог, используя арт-терапию эбру?

Во-первых, несложный инструментарий. Лоток, кисти, шило и краски — это практически все необходимое. Различные техники эбру для терапии может выбрать специалист. «Сказкотерапия» широко применяется в практике психотерапевтов. Мифологические сюжеты, которые получаются на рисунке в технике эбру, можно трактовать практикующему психологу. Таким образом, психотерапевтический метод сказкотерапии смыкается с техникой рисунка эбру.

Какие же сюжеты можно рисовать в подобной арт-терапии?

Многие техники являются классическими, многие разработаны авторами недавно и запатентованы.
Самыми популярными сюжетами рисунка являются цветок и птица. Все, что имеет сердцевину, глазок, преобразуется в эбру как техника наложения краски в воду, из которой тончайшей кистью автора выписываются неповторимые узоры. 

Как же можно расшифровать внутренний мир человека с помощью узоров в технике эбру?

В психологии образы цветка или птицы используется для исследования эмоций человека. Специалист дает задание пациенту представить себя в образе цветка или птицы. Затем пациент делает рисунок в технике эбру на воде, переносит его на бумагу, а психолог расшифровывает полученную картину и составляет метафорическую карту. Таким образом можно выяснить, какие сильные эмоции мешают пациенту, являются барьером для нормального функционирования его психики. Обида, печаль, чувства вины и одиночества, разочарование в жизни — вот что может расшифровать специалист, который комбинирует в своей практике сказкотерапию и арт-терапию эбру. Символический образный ряд простого цветка или птицы, нарисованной в технике эбру, может дать ключ к расшифровке состояния пациента с помощью символа и метафоры. 

Применение арт-терапии эбру может широко использоваться не только в клинической психологии, но и в психиатрии. Например, у детей с расстройствами аутического спектра, или с синдромом Каннера.
Для детей с аутизмом характерен острый дефицит социального взаимодействия, выраженное отсутствие потребности в общении, ограниченные интересы и стремление к повторяющимся действиям. 

В последнее время вопросам реабилитации детей с аутизмом уделяется много внимания. Уже доказано, что тактильный контакт и развитие мелкой моторики является эффективным методом в лечении таких пациентов. Были проведены исследования как в нашей стране, так и за рубежом. Арт-терапия эбру признана действенным способом работы с аутистами как в домашних условиях, так и в центрах реабилитации.

В работе с аутичными детьми есть свои особенности. Основное правило арт-терапии — взаимоотношения психолога (психиатра) и пациента. В изобразительной деятельности важно понять смысл выполненного рисунка и поделиться эмоциями от работы с окружающими. Дети с аутизмом часто теряют интерес к своему рисунку сразу после выполнения. Арт-терапия в технике эбру является развивающим занятием с задействованием правого полушария мозга. Поскольку аутический спектр расстройств предполагает комплексное нарушение в работе обоих полушарий, это не является панацеей в лечении, а лишь одним из альтернативных методов.

Британская исследовательница Кэти Эванс (Kathy Evans) из Великобритании провела исследование на основе занятий арт-терапией эбру с детьми, страдающими аутизмом. Дети выполнили ряд рисунков на воде, но тут же забывали о предыдущем, переходя к созданию нового. Если им показывали все рисунки, выполненные ими, они не проявляли интереса к их обсуждению. То есть творческой смысловой связи не было выявлено, осознание себя автором и желания разделить радость от творческого акта не было. Это означает, что в арт-терапии эбру с аутичными детьми надо постоянно стимулировать пациентов и направлять их в нужное русло. 

Арт-терапия в технике эбру стала популярной для лечения детей с расстройством аутического спектра. Иное дело, что справиться с этой задачей под силу опытным специалистам. 

«Выйди из орбиты времени и войди в орбиту любви». Персидский мудрец Руми словно сказал эти слова об арт-терапии эбру.

Трудно переоценить старания психологов и специалистов в психиатрии, применяющих арт-терапию в этой технике рисования для детей, страдающих аутизмом. Для достижения успехов надо применить много терпения, старания, и, конечно же, любви к маленьким пациентам.

wearts.ru

Статья на тему «МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ АУТИСТАМИ»

МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ АУТИСТАМИ

Семиченко Полина Николаевна

АННОТАЦИЯ

Методы арт – терапии широко используются как средства реабилитации и адаптации. Применение методов арт-терапии в работе с детьми аутистами находится на ранней стадии своего развития и имеет видимые результаты.

Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента (Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б. Д. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002.)

Существуют такие основные виды арт-терапии

  1. Рисуночная терапия, которая основанная на изборазительном исскустве.

  2. Библиотерапия –воздействие на ребёнка с помощью чтения, литературы в целях нормализации или оптимизации его психических, а через них физиологических и биологических процессов организма [5].

  3. Музыкотерапия (психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства) [6].

  4. Танцевальная терапия — это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим детям пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты.

  5. Куклотерапия — заключается в коррекции поведения посредством кукольного театра[1]

Следует отметить что, аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями больного. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет[4].

Посмитная Виктория отмечает что, арт-терапия — один из наиболее эффективных методов терапии аутичных детей. Она позволяет проникнуть во внутренний мир такого ребенка. Арт-терапия развивает коммуникативные навыки и способствует формированию терапевтических отношений

Возненко Анна выделяет то что, арт-терапия используется в качестве средства творческого самовыражения и способствует выражению скрытых и порой не осознаваемых переживаний и освобождение от них. В рамках психологического направления изменяется состояние личности (снижается тревожность, изменяется самоотношение, развивается творческое воображение). Арт является одним из самых мягких и безопасных видов психотерапии [2].

Арт-терапевт Кети Эванс в своём исследовании выяснила следуещее что развитие изобразительных навыков у аутичных детей происходит иначе, чем у детей с нормальным развитием. Если признать, что изобразительная деятельность аутичных детей не связана с задачами общения и не несет того разделяемого значения, которое характерно для рисунков здоровых детей, тогда в чем будет заключаться ценность арт-терапии при работе с ними[3].

В течении трёх лет Кети Эванс работала с ребёнком-аутистом при этом используя методы арт-терапии и получила такие результаты. В ходе исследования к концу второго года, когда ребёнок стал более терпим к взаимодействия, стал понимать, в какой ситуации он находится и отчасти делиться со мной своими чувствами. Лишь к концу двухлетнего периода работы он стал создавать такую продукцию, которая говорила об определенном эмоциональном состоянии и которую можно было интерпретировать.

Возненко Анна отмечает же В результате применения методов арт-терапии у детей наблюдаются следующие изменения: снижается уровень тревожности, агрессии, у многих проходят некоторые страхи, улучшается мелкая и общая моторика, уменьшается стереотипия в рисовании, улучшаются художественные способности. Многие после такой терапии легче учатся узнавать и выражать свои эмоции и чувства, некоторые уже могут осознанно отвечать на вопросы (имеется в виду анализ сказок), улучшается телесная координация, уменьшаются навязчивые движения[2].

Список литературы:

  1. Арт-терапия [электронный ресурс]//. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Арт-терапия

  2. Арт-терапия в работе с аутистами [электронный ресурс]//. — Режим доступа: http://cwf.com.ua/ru/news/news-feed/167-art-terapiya-v-rabote-s-autistami

  3. Арт-терапия для детей с аутизмом [электронный ресурс]//. – Режим доступа: http://inart.tmweb.ru/publication/content/57.htm

  4. Аутизм [электронный ресурс]//. – Режим доступа: http://medviki.com/Аутизм

  5. Библиотерапия [электронный ресурс]//. – Режим доступа: http://www.existradi.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=126:ctvbyfhf&catid=42:-6&Itemid=59

  6. Музыкотерапия [электронный ресурс]//. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыкотерапия

  7. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б. Д. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002. — 1024 с.

infourok.ru

Материал: АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС.

Арт-терапия для детей с РАС

Светлана Скворцова 
Арт-терапия для детей с РАС

По данным современных исследований количество детей с РАС неуклонно увеличивается. В связи с этим остро стоит вопрос социализации таких детей. На данный момент недостаточно осознаны проблемы воспитания детей — аутистов, причины возникновения данного заболевания, недостаточно количество методик коррекционного воздействия, особенно направленного на развитие коммуникативной сферы.  

Я считаю, что арт-терапия — один из наиболее эффективных методов терапии аутичных детей. Она позволяет проникнуть во внутренний мир такого ребенка. Арт-терапия – это лечение творчеством, с помощью таких художественных приемов как рисование, лепка, музыка, разыгрывание сказок и т. д.  Арт-терапия включает такие направления: сказко-терапия, драмо-терапия, библио-терапия, музыко-терапия, танцевально-двигательная терапия, кино-терапия, кукло-терапия, песочная терапия и т. д. мы же в своей работе используем такие методы как рисование красками, как акварельными так и гуашивыми, аппликация, тестопластика, лепка из пластилина и разыгрывание сюжетов сказок из готовых подделок. Как правило, большинство деток с аутизмом не умеют держать карандаш в руках, неспособны пользоваться ножницами, не знают, что делать с красками, а я ставлю перед собой задачу научить этому детей.

Арт-терапия развивает коммуникативные навыки и способствует формированию терапевтических отношений. Изобразительная деятельность помогает снизить эмоциональное напряжение и создать у ребенка ощущение большего комфорта. Данный подход позволяет снижать тревожность и делает ребенка более открытым для контакта как со специалистом так и с детьми. Арт-терапия оказывает помощь на фундаментальном уровне, развивая как коммуникацию, так и воображение. Всему этому обучают на занятиях арт-терапии при аутизме.

Арт-терапия один из наиболее  эффективных методов терапии аутичных детей. С помощью многих изобразительных методов  детям дается  социально  приемлемый  выход агрессивности и других негативных чувств.    Работа   над   рисунками,  картинами, скульптурами является безопасным способом  выпустить «пар» и разрядить напряжение. Она развивает чувство внутреннего  контроля,  работа детей  над  рисунками, картинами или лепкой предусматривает изучение и закрепление цвета и форм. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений детей, а так же общения ребенка с РАС с окружающим миром. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей.

Арт-терапевтические занятия могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой формах.

В случае индивидуального подхода применяются авторские методики, которые, как правило, для детей разрабатывают индивидуально для каждого конкретного ребенка, в соответствии с его личными особенностями.

Любое занятие изобразительной деятельностью протекает в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослым. При несформированности у детей с интеллектуальной недостаточностью предпосылок изобразительной деятельности (крайне низкий уровень сенсорно-перцептивной сферы и аналитико-синтетической деятельности, представлений о себе и окружающем мире, отсутствие интереса к деятельности и потребности в ней, несформированность предметной деятельности и самых элементарных изобразительных операционально-технических умений и др.) невозможным является решение собственно изобразительных задач (слепить, нарисовать и т. п., поэтому более корректным будет говорить о проведении изобразительных игр — игр, построенных на использовании техники рисования, лепки, аппликации.

К примеру, Денис не говорит и не пытается быть понятым. В контакт со сверстниками не вступает, созерцая со стороны. При попытке увлечь каким — нибудь занятием, у ребенка возникает тревога и напряжение.

Для него была составлена программа индивидуального обучения. За время обучения у мальчика не наблюдается никаких положительных сдвигов в учебной деятельности. Он не умеет обводить и раскрашивать. Приходится в буквальном смысле «работать » его руками, рисовать вместе с ним, держа» рука в руке». Положительная динамика наблюдается только в социальной адаптации в коллективе: ребенок перестал бояться находиться в обществе детей и взрослых, овладел навыками самообслуживания. Хотя, непосредственно в игровой деятельности Денис участия не принимает.

Алиса очень любит рисовать, лепить из пластилина. Заниматься этим может очень много временами не замечая ничего вокруг, в конце занятия проводится игра-драмматизация из изготовленных ею изделий.

При работе с ней нужно проявлять гибкость, не надо заставлять делать ее запланированное, лучше следовать ее интересам и стремлениям, не форсировать события, быть последовательной.

При поступлении с Максимом наладить контакт просто не представлялось возможным. Ребенок избегал любой попытки взаимодействия, проявляя негативное поведение. Постоянно кричал, плакал, проявлял беспокойство. Навыки самообслуживания не сформированы. Требовалось помощь при одевании.

За время реабилитации Максим постепенно, начал контактировать с педагогом, хотя контакт носит пока еще формальный характер. Постепенно начинает вовлекаться в учебную деятельность. К заданиям относится избирательно, выполняя только то, что ему хочется. За время реабилитации стал более усидчив, с желанием идет на занятия и выполняет посильные для него задания, полюбил рисовать красками.

Только после привыкания ребенка с РАС к общению с педагогом я создаю небольшие группы и подгруппы для совместной арт-терапии.

Групповые формы обучения (при условии, что степень аутистического расстройства позволяет ребенку в них участвовать, особенно ценны коммуникативными, вербальными и социальными контактами, в непринужденной атмосфере творчества и художественного самовыражения.

Групповая арт-терапия в первую очередь, направлена на развитие воображения, вербальных и социальных навыков, внимания, мелкой моторики, навыков рисования, позволяет видеть и прислушиваться ребенку к другим детям и взаимодействовать с ними.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми: вначале дети работают рядом не замечая друг друга, постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом.

Как показала практика легче организовать детей для выполнения коллективной работы в лепке, аппликации, сложнее в рисовании.

Так как в ходе коллективных занятий детям с РАС приходится общаться как со взрослыми так и сверстниками, а после занятия они играют с собственными изделиями, именно это помогает развивать коммуникативные навыки. При этом такое общение происходит в свободной, ненавязчивой, интересной детям обстановке.

В заключении хочу сказать, что именно арт-терапия позволяет лучше понять ребенка и его внутренний мир.

nsportal.ru

Арт-терапия в работе с аутистами

В настоящее время нет ни одного развивающего центра, где в перечне развивающих занятий не было бы арт-терапии. При этом информации об особенностях данного направления все равно не достаточно, из-за чего многие путают арт-терапию с уроками рисования или труда. Одним из главных отличий арт-терапии от уроков рисования являются цели. В рисовании главное результат, в арт-терапии — сам процесс. При этом эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Конечно, очень важно, что бы работа нравилась самому автору, но оценка окружающих не важна!!

Арт-терапия – это лечение творчеством, с помощью таких художественных примов как рисование, лепка, музыка, фотографирование,  написание сказок и т.д. Арт-терапия включает такие направления: сказко-терапия, драмо-терапия, библио-терапия, музыко-терапия, танцевально-двигательная терапия, кино-терапия, кукло-терапия, песочная терапия и т.д.

В рамках медицинского направления, арт-терапия используется в качестве средства творческого самовыражения и способствует выражению скрытых и порой не осознаваемых переживаний и освобождение от них. В рамках психологического направления изменяется состояние личности (снижается тревожность, изменяется самоотношение, развивается творческое воображение). Арт является одним из самых мягких  и безопасных видов психотерапии.

Как арт-терапия работает с особенными детишками? Это один из наиболее  эффективных методов терапии аутичных детей. С помощью многих изобразительных методов  детям дается  социально  приемлемый  выход агрессивности и других негативных чувств.   Работа   над   рисунками,  картинами, скульптурами является безопасным способом  выпустить «пар» и разрядить напряжение. Она развивает чувство внутреннего  контроля,  работа детей  над  рисунками, картинами или лепкой предусматривает упорядочивание цвета и форм.

Многие особенные дети имеют сложности с воображением, вниманием, ощущениями, умением  выражать свои чувства, эмоции. Занятия изобразительным  искусством создают хорошие возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными  ощущениями, развивают способности  к их восприятию.

Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений детей. Арт-терапия является одним из эффективных методов работы со страхами у детей.  Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в символической форме перестроить конфликтную и травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию.

В своей работе с детьми я часто использую рисование (целенаправленное, свободное, структурированное). В некоторых случаях я заранее задаю тему и выбираю материал. В некоторых — даю абсолютный выбор  материала, темы рисования. Всё зависит от индивидуальных особенностей, и состояния с которым он пришёл на занятия,  и конечно же исходя из общих целей центра и индивидуальных арт-терапевтических задач для каждого ребёнка…

Детские рисунки — это не только отличный материал для работы детского психолога, творчества детей, но ещё и способ для ребёнка проявить себя. Развитие творчества, воображения, креативности детей – одна из наших обязанностей и целей в арт-терапии. Именно с развитым воображением ребёнку легче решить ту или иную задачу, ответить на вопрос.

Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок словно переделывает мир под себя и помогает сам себе понять его лучше. Он учится постигать красоту этого мира и обучается видеть «белые пятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и красивее.

Занятия проходят как в индивидуальной, так и в групповой форме. Групповые занятия способствуют  развитию уверенности в себе, сплоченности детского коллектива, снятию напряжения, развитию произвольного поведения, развитию коммуникативных навыков, обучает способности адекватно телесного выражения различных эмоциональных состояний и т.д.

Вместе с тем, хочу сделать акцент на том, что каждая индивидуальная программа сделана специально под каждого ребёнка, исходя из его медицинского заключения, анамнеза, возраста и личностных особенностей… С одним мы можем рисовать, делать коллажи, лепить, шить, а с другим читать сказки, проигрывать некоторые моменты, делать попытки анализа сказок, создавать куклы, а с третьим только учиться держать карандаш, ножницы, пытаться рисовать вертикальные, прямые линии и т.д.

В любом случае в работе с особенными детьми  всегда стараюсь исходить из главных принципов арт-терапии — это принятия ребёнка таким, каким он есть. Непременно уважение к нему, к его выбору. Именно в арт-терапии ребенок имеет возможность сделать самостоятельный выбор. В некоторых моментах я стараюсь идти за ребёнком, за его выбором, потребностью, если конечно, это не вредит его физическому, психологическому здоровью и целям, которые стоят.

В результате применения методов арт-терапии у детей наблюдаются следующие изменения: снижается уровень тревожности, агрессии, у многих проходят некоторые страхи, улучшается  мелкая и общая моторика, уменьшается стереотипия в рисовании,    улучшаются художественные способности. Многие после такой терапии легче учатся узнавать и выражать свои эмоции и чувства, некоторые уже могут осознанно отвечать на вопросы (имеется в виду анализ сказок), улучшается телесная координация, уменьшаются навязчивые движения.

Возненко Анна, арт-терапевт школы-сада «Дитина з майбутнім»

Школа-сад «Дитина з майбутнім»

cwf.com.ua

Игровая терапия, арт-терапия – Наш Солнечный Мир Санкт-Петербург

Основные этапы реализации метода «Развитие произвольной деятельности» (РПД)
  1. Этап сенсорного насыщения и сенсомоторного взаимодействия

На данном изобразительная или образная составляющая отсутствует – ребенок с РАС проходит очень важный этап развития: формирует представление о себе, своем теле, его границах, способе взаимодействия со средой и другими людьми. Это необходимый базис для формирования субъекта деятельности и взаимодействия.

Ребенок взаимодействует с так называемыми вязкими материалами,  совместно с педагогом (иногда с другими детьми) в игровой форме. В качестве материала могут выступать вода, песок, бумага, клей, пластилин и т.д. — в зависимости от задач, которые решаются на данном занятии с конкретным ребёнком. «Вязкость» привлекает внимание ребенка к деятельности автоматически — материал как бы «удерживает» его во взаимодействии за счет своих сенсорных свойств, и ребенок вовлекается в контакт с педагогом. Он получает сильные тактильные ощущения, которые способствуют развитию представлений о границах собственного тела, — это дает осознание обособленности от среды и других людей, прежде всего мамы. Кроме того, процесс способствует развитию зрительно-моторной координации.

Сенсомоторные игры, основанные на тактильном взаимодействии, такие как раскачивания, перекатывания, пальчиковые игры, «ладушки» и так далее, формируют базис для аффективно-насыщенного взаимодействия. А также способствуют развитию представлений как о собственном теле, его ощущениях и возможностях, так и о способах взаимодействия с другими людьми.

  1. . Этап ритмичного изображения и манипулятивной игры

На этом этапе при достаточной степени сформированности произвольного внимания и представлений о себе ребенок переносит внимание с собственного тела и ощущений на окружающие предметы и материалы. Вначале этот интерес носит ознакомительный, исследовательский характер. Задача реабилитации — поддержать интерес ребенка к окружающему миру, его исследовательскую активность. На изобразительном этапе это, как правило, выражается в повторяющихся рисунках, экспериментах с краской и другими изобразительными материалами. В игровой деятельности это ощупывание, перекладывание, подбрасывание и другие манипуляции с предметами, различными по своим физическим характеристикам. Это взаимодействие происходит в игровой эмоционально-позитивной форме при максимально недирективном взаимодействии с педагогом, поскольку задача метода – развить собственную целенаправленную деятельность ребенка с аутизмом, основанную на его интересах и аффективно значимых занятиях, дать ему опыт успешности и позитивных впечатлений от взаимодействия с окружающим миром.

  1. Развитие произвольной деятельности. Этап образных представлений и мышления

Получив представления о свойствах материалов и предметов, аутичный ребенок начинает распознавать образы и символы. В игровой форме он использует предметы по назначению, распознает простые объекты и относит их к определенным группам. На изобразительном уровне появляются первые образные изображения. Это очень важный этап, который способствует развитию у ребенка с РАС функции обобщения. Используя символы объектов в изобразительной и игровой деятельности, ребенок формирует образное мышление. Оперируя этими сформировавшимися понятиями, он получает представление о мире, процессах и закономерностях, происходящих вокруг него. Эта понятийная база выступает средством для интериоризации ребенком с РАС приобретенного опыта и впечатлений.

  1. Развитие произвольной деятельности. Этап сюжетного изображения и сюжетно-ролевой игры

На данном этапе формируются представления уже не о самих объектах и явлениях, а об их взаимосвязи. И внимание переносится с качеств предметов и явлений на их функции, значение. Проигрывая и прорисовывая различные сюжеты, ребенок с аутизмом пробует себя в разных ролях, формируя представления о способах поведения и взаимодействия, причинно-следственных связях, представления о желаниях и стремлениях – как собственных, так и других людей, получает навыки социального взаимодействия. Также сюжетное рисование и игровая терапия могут выполнять узконаправленные задачи — такие как выработка необходимых навыков, борьба со страхами и навязчивостями и нежелательным поведением, выступать в качестве механизма самореализации и самоактуализации ребенка, давать успешный опыт самостоятельной целенаправленной деятельности и взаимодействия, которые могут быть перенесены в повседневную жизнь ребенка с РАС.

autism-spb.ru

Читать книгу Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт Сборника статей : онлайн чтение

Литература

Антонова Н. В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131–143.

Копытин А.И. Колонка редактора // Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. 2010. Т. 13. № 1. С. 4–7.

Копытин А. И. Техники фототерапии. СПб.: Речь, 2010.

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психолого-педагогические проблемы воспитания младших школьников в закрытом детском учреждении // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова, А. Г. Рузской). М.: Академия педагогических наук СССР, 1985.

Толстых Н. Н., Прихожан А. М. Психологический портрет ребенка из детского дома // Вы решили усыновить ребенка. М.: Дрофа, 2001.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. С. 11.

Арт-терапия для детей с аутизмом
К. Эванс
Введение

Изобразительная деятельность связана с разными чувствами, которые способны переживать все люди без исключения. Создавая свою работу, художник надеется, что ее в конце концов увидят другие люди, что она будет продана или будет так или иначе востребована. Содержание работы – отраженные в ней чувства, идеи, темы – останутся достоянием автора или того человека, к которому работа попадет. Можно говорить о неком разделяемом автором и зрителями содержании работы, которое может как сохраняться, так и изменяться. Хотя каждый зритель может вкладывать в изобразительную работу свое содержание, он в какой-то степени может разделять его с автором, угадывая в работе то, что автор чувствовал или хотел сказать. Изобразительное творчество так или иначе связано с общением. Изобразительная деятельность как коммуникативный акт обязательно предполагает наличие потребности в передаче определенного содержания или чего-то важного для автора.

В арт-терапии психотерапевт и клиент находятся в определенных отношениях друг с другом, стремясь понять смысл изобразительной деятельности и ее результатов как отражающий те чувства и проблемы, которые послужили причиной обращения к психотерапевту (Case & Dalley, 1992). Такое понимание сущности арт-терапии в последние годы стало все в большей мере обосновываться психодинамической концепцией объектных отношений. Для того чтобы арт-терапия была эффективной, в ходе арт-терапевтических сессий должен происходить вербальный и невербальный диалог, посредством которого клиент и психотерапевт приходят к единому пониманию психологического содержания изобразительной работы. Психотерапевтические отношения являются важнейшей частью психотерапии: именно благодаря им внутренняя жизнь клиента может быть раскрыта в психотерапии. В то же время, работая с некоторыми категориями клиентов, арт-терапевты могут сталкиваться с особыми трудностями в установлении психотерапевтических отношений.

Аутизм рассматривается в качестве одного из наиболее серьезных нарушений развития. В последние годы проблемам, связанным с этим расстройством, уделяется все большее внимание. Дети с аутизмом имеют разнообразные проблемы. Одной из них являются трудности в общении, поэтому мы рассмотрим их далее более подробно. Это позволит лучше понять, почему с детьми с аутизмом так сложно установить психотерапевтические отношения. Учет этого обстоятельства определил тот подход к арт-терапевтической работе с аутичными детьми, который развивает автор статьи (Evans, 1994, 1997).

Одной из задач нашего исследования было наблюдение за аутичными детьми для того, чтобы определить индивидуальные особенности их коммуникации. Большинство из них испытывают серьезные языковые проблемы и проблемы, связанные с социальным взаимодействием. Ниже приводится описание одного из моментов взаимодействия с аутичным ребенком на начальном этапе исследования, которое подтверждает данные сложности.

Когда я впервые встретилась с Ричардом (12 лет), я была поражена его дружеским расположением и развитыми речевыми навыками. Вскоре, однако, я заметила, что наш разговор приобретает стереотипный характер. Ричард все время задавал мне вопросы, и когда я отвечала, он задавал все новые и новые вопросы.

Ричард: Какого цвета машина, на которой ты сегодня приехала – синяя или зеленая?.

Кети: Зеленая, Ричард

Ричард: А какой марки была эта зеленая машина?

Кети: Я плохо разбираюсь в марках машин, Ричард… Наверное, ты знаешь их лучше меня… Может быть, ты заметил, какой марки была эта машина?

Мои попытки развить беседу, спрашивая мнение Ричарда, приводили лишь к тому, что Ричард опускал глаза и молчал. Он часто даже начинал в ответ что-то бормотать себе под нос или резко поворачивался и уходил. Беседы имели односторонний характер и фрустрировали как его, так и меня.

Это общение (наряду с множеством контактов с другими аутичными детьми) позволило мне быстро понять, что мне будет очень сложно в ходе общения с ними прийти к какому-то общему для нас смыслу. Дальнейшее общение с аутичными детьми в ходе проводимого мной исследования это подтвердило. Я заметила, что они не проявляли никакого интереса к обсуждению рисунков, как только заканчивали их создание. Они даже не хотели снова видеть свои рисунки, когда я предлагала им их рассмотреть вместе. Своих рисунков дети не вспоминали даже впоследствии. Во время сессий дети переходили от создания одного рисунка к другому, не устанавливая между ними никаких смысловых связей. Некоторые дети не отдавали себе отчета даже в том, какие изобразительные материалы или предметы находились в кабинете. Ребенок мог, например, перешагивать через подушки или игрушки, не обращая на них никакого внимания. У меня создавалось впечатление, что они не придают никакого значения тому, кто находится рядом с ними.

Детей приходилось постоянно стимулировать и направлять, чтобы вовлечь в изобразительную деятельность. Они, казалось, совершенно не способны были работать спонтанно. С учетом сказанного в начале статьи, мы можем задать вопрос, способны ли аутичные дети вообще создавать какую-либо изобразительную продукцию, отражающую потребности в общении.

В последние годы ряд исследователей показали, что аутичные дети испытывают сложности в осмысленной коммуникации с окружающими. С. Барон-Коэн и соавторы указывают, что нарушения коммуникации у аутичных детей имеют комплексный характер (Baron-Cohen et al., 1985). Для них, в частности, характерно нарушение символизации и отсутствие какого-либо образа мыслительной деятельности. Последнее проявляется в том, что аутичный ребенок не рассматривает окружающих как мыслящих существ, характеризующихся определенными особенностями восприятия, эмоциональной жизни и мышления (Mitchell, 1997). Развитие способности воспринимать их таковыми является чрезвычайно важным для социализации. Символизация чувств и их ментальное оформление дает возможность субъекту выражать их в общении с другими. В процессе развития нормальный ребенок до двух лет начинает использовать речь как средство передачи чувств.

Проводя исследования, я не только работала с аутичными детьми, но и знакомилась с литературой, в которой говорится о том, что, в отличие от здоровых детей, дети с аутизмом не формируют психотерапевтические отношения. В силу этого специалист не может собрать материал, который позволил бы ему строить суждения относительно эмоциональной жизни ребенка и не может донести до ребенка свое понимание его внутреннего мира.

К концу исследования (Evans, 1997) нам удалось показать эффективность использования с аутичными детьми такого подхода, который основан на теориях ранней поддержки (Brazelton, 1974, Stern, 1985). Используя этот подход, оказалось возможным устанавливать с такими детьми контакт и в дальнейшем формировать устойчивые психотерапевтические отношения. Мы также обнаружили, что, по мере развития психотерапевтических отношений, ребенка можно вовлекать в изобразительную деятельность, и это компенсирует его недостаточные коммуникативные навыки. Изобразительная деятельность аутичных детей при этом напоминает такие формы обращения с изобразительными средствами, которые характерны для маленьких детей, когда они впервые с ними сталкиваются, играя с изобразительными материалами и манипулируя ими. Основное внимание при этом обращается на процесс работы, а не на его результаты, то есть, изобразительную продукцию.

В то же время, опыт изобразительной деятельности и изобразительная продукция аутичных детей имеют свои особенности, и их необходимо рассмотреть, прежде чем перейти к описанию того, как изобразительная деятельность помогает таким детям развивать коммуникативные навыки.

Описанию изобразительной деятельности пациентов с аутизмом посвящены многочисленные работы. Среди них выделяются публикации Л. Селфе (Selfe, 1977) и С. Вилтшир (Wiltshire, 1987) В последние годы написано еще несколько работ, посвященных рисункам аутичных детей. В них поднимаются такие вопросы, как: являются ли исключительные изобразительные способности характерными для аутизма, проходят ли дети с аутизмом те же стадии в развитии изобразительных навыков, что и дети с нормальным развитием (см. Charman and Baron-Cohen, 1993; Hermelin and O’Connor, 1987, 1996).

Из этих публикаций и бытовых наблюдений следует, что рисунки аутичных детей отличаются изощренностью. Однако пристальное наблюдение за процессом их создания позволяет увидеть, что рисунки создаются на основе шаблона. В процессе развития изобразительных навыков, занимаясь изобразительной игрой, здоровый ребенок проходит стадию схематизации. Можно предположить, что аутичные дети просто фиксируются на этой стадии.

Так, например, Селфе считает, что дети с аутизмом перескакивают через доизобразительную стадию, или стадию каракулей и сразу проходят стадию схематизации, характеризующуюся относительно более сложными изображениями (Selfe, 1983). Следует, однако, разобраться, что представляют собой схематичные изображения аутичных детей.

Освоение изобразительных средств

Проведенные нами в начале исследования наблюдения за полуторагодовалыми детьми с нормальным развитием (Evans, 1994–1997) показали, что эти дети спонтанно, без специального приглашения со стороны взрослого начинают пользоваться изобразительными средствами. Дети этого возраста сами начинают создавать каракули. Если ребенку предоставить бумагу и цветные мелки, он обязательно что-нибудь нарисует. Если даже у него не окажется этих материалов, он начнет рисовать пальцем по запотевшему стеклу, по запылившейся поверхности или на земле. Эта способность и потребность детей в рисовании является врожденной и естественной (Dubowski, 1987). Нет необходимости обучать детей рисованию – у них в любом случае будет происходить развитие изобразительных навыков.

На основе своей коллекции из 800 рисунков детей с нормальным развитием Р. Келлогг выделила 20 базовых типов каракулей и 17 способов расположения каракулей на бумаге (Kellogg, 1970). На основе каракулей дети затем совершенствуют свои изобразительные навыки и формируют определенный набор изобразительных форм. Такие формы, как, например, круг, они используют для создания разных изображений.

Самая ранняя стадия развития изобразительных навыков – стадия каракулей или доизобразительная стадия

Приводимые ниже рисунки детей с нормальным развитием в возрасте от одного до четырех лет иллюстрируют особенности данной стадии.

Первый рисунок

Получая в свое распоряжение изобразительные материалы, ребенок обращается с ними так же, как и с другими вещами – игрушками, предметами окружающей среды. Его обращение с изобразительными материалами имеет в целом игровой и исследовательский характер. Он может пробовать материал на вкус, пытаться его разломать, разобрать на части, он экспериментирует. Он также создает с помощью изобразительных материалов каракули, не обращая внимания на границы листа бумаги (рисунок 1), делает разные отпечатки и линии (рисунок 2), постепенно начинает располагать их в пространстве листа (рисунок 3).

Рис. 1. Ребенок не обращает внимания на границы листа

Рис. 2. Отпечатки и линии

Рис. 3. Ребенок обращает внимание на границы листа

Переход к изобразительности

Через несколько недель или месяцев после первого контакта с изобразительными материалами дети начинают понимать, что рисование является особым занятием. Один полуторагодовалый ребенок, например, ходил по комнате, говоря другим детям: «Давайте рисовать!». Затем он создал каракули и назвал их «бабочка», «мама» (рисунок 4) и «домик». Старшие похвалили его рисунки. Ассоциации между каракулями и тем, что они могут обозначать, поначалу имеют случайный характер (Liquet в Harris, 1963), но они указывают, что ребенок имеет осознанное намерение нарисовать что-то определенное. Поэтому рисунок уже можно назвать изобразительным или репрезентативным.


Рис. 4. «Мама»

Исследование и эксперимент

Ребенок быстро совершенствует деятельность, связанную с созданием изображений. Он исследует разные материалы и способы работы с ними. На это следует обратить особое внимание. Играя с рисунком, дети проявляют изобретательность. Такие игры помогают им интегрировать опыт. Они пользуются разными материалами и предметами, переходя от одного способа изобразительной деятельности к другому. Примером может служить рисунок, на создание которого ребенок потратил 45 минут (рисунок 5). Во время рисования ребенок ассоциировал каракули с разными предметами и людьми, наполняя его все новым и новым значением. Дж. Мэтьюз называет такую деятельность «изобразительным поступком» (Mathews, 1984).

Головоноги

Такая деятельность продолжается до того момента, когда каракули начинают отдаленно напоминать какой-либо объект. Чаще всего дети при этом изображают людей («головоногов») (рисунок 6).

Рис. 5. При создании рисунка ребенок использовал разные техники

Рис. 6. Головоног

Завершая стадию каракулей, дети уже владеют разными изобразительными приемами, которые они варьируют для решения изобразительных задач. Дети проявляют значительную гибкость, и если тот или иной прием не позволяет решить какую-либо изобразительную задачу, дети от него отказываются и осваивают новые приемы.

Исследование процесса развития изобразительных навыков детей свидетельствует, что иногда трудно понять, что ребенок нарисовал. Их рисунки могут представлять собой копию сцены или предмета, и хотя «…эти копии очень отличаются от реальных сцен и предметов, копии все-таки оказываются схожими с предметом его перцептивной интерпретацией…» (Lange-Kuttner, 1995). Э. Гомбрич считает, что художники учатся изобразительным приемам либо методом проб и ошибок, либо копируя чужие работы. Он использует понятие «схемы» для обозначения этих приемов и указывает, что изобразительные схемы в виде визуальных паттернов вызывают соответствующие реакции и ассоциации у зрителей (Gombrich, 1960).

Вызывая реакции и интерпретации у зрителя, рисунки художников в качестве изобразительных «схем» чем-то напоминают рисунки маленьких детей. Рисункам последних недостает визуального реализма, и для того чтобы их понять, необходимо живое воображение (Willat, 1987; Thomas and Silk, 1990). Зритель должен связать рисунок и его схемы с определенными объектами. Таким образом, рисунок будет не столько копией объекта, сколько его графическим конструктом, и для того чтобы восстановить облик объекта, необходима активность воображения.

Занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок должен развить способность к созданию таких «схем», которые в сочетании с активностью воображения могут выступать репрезентациями воспринимаемых объектов, сцен или других образов. Это требует от ребенка гибкости в применении разных способов изобразительности.

Гибкость или ригидность?

Когда у ребенка оказывается достаточно широкий репертуар способов изобразительности, он может применить их для решения разных изобразительных задач (Freeman, 1980). Если ребенок во время рисования использует один и тот же прием или схему, его рисунок становится ригидным, или фиксированным. Если посмотреть на рисунки 11-летних детей с нормальным развитием, можно увидеть множество схематичных изображений и повторяющихся образов, например, изображения любимых героев мультфильмов. Если изобразительные приемы и схемы достаточно адекватны и обеспечивают удовлетворение потребности ребенка в передаче представлений, возникает вопрос: «Зачем ему нужно совершенствовать изобразительные навыки?» (там же).

Мы не считаем, что схематичные, повторяющиеся изображения являются проявлением ригидности. Они могут быть следствием уроков рисования, связанных с отработкой каких-либо изобразительных навыков, проявлением ограниченности изобразительного опыта, негативного отношения к рисованию, либо тенденции к использованию принятых в группе сверстников популярных изобразительных штампов. В какой-то мере эти объяснения могут относиться к рисункам аутичных детей.

Рисунки 7 и 8 являются образцами изобразительной продукции 11-летнего мальчика с аутизмом. Мы будем условно называть его Дэвидом. Рисунки можно назвать «схематичными». Мальчик хорошо овладел определенной изобразительной схемой и применяет ее для изображения животных. Можно ли назвать его рисунки ригидными, или фиксированными? В случае с Дэвидом рисунки действительно отличаются излишней схематичностью. Они созданы с использованием тех изобразительных приемов, которые он хорошо освоил уже в раннем детстве и навязчиво применяет до настоящего времени для изображения животных. Из его истории болезни следует, что схематичные образы в его рисунках дают ему ощущение безопасности. Он создает их, когда не может справиться с какой-либо ситуацией, например, не знает как отвечать на вопросы теста. Вместо того чтобы отвечать на них, он начинает рисовать животных. Следование изобразительным схемам говорит о том, что рисунки Дэвида не предполагают научения. Набор используемых им материалов и приемов изобразительной деятельности очень ограничен, и Дэвид не пытается их расширить.



Рис. 7–8. Образцы стереотипных рисунков

Он сопротивлялся нашим попыткам стимулировать его к расширению набора изобразительных материалов и навыков. О свободном выражении чувств и представлений в его случае говорить не приходится.

Изобразительная деятельность в работе с аутичными детьми

Выше были описаны те стадии, которые характерны для развития изобразительных навыков маленьких детей. Было также показано, что развитие изобразительных навыков у аутичных детей происходит иначе, чем у детей с нормальным развитием. Если признать, что изобразительная деятельность аутичных детей не связана с задачами общения и не несет того общепринятого значения, которое характерно для рисунков здоровых детей, тогда в чем будет заключаться ценность арт-терапии при работе с ними? Какой психотерапевтический потенциал может заключаться в изобразительной деятельности аутичных детей, и какие цели могут ставиться в ходе проведения с ними арт-терапии?

Значение доизобразительной стадии

Значение наиболее ранних стадий развития изобразительных навыков недооценивалось вплоть до 1980-х годов. Дальнейшие исследования показали, что изобразительная деятельность маленьких детей имеет сложный характер и позволяет решать разнообразные проблемы, а потому может рассматриваться как очень значимая (Matthews, 1984; Freeman, 1980; Willat, 1987; Thomas and Silk, 1990; Lange-Kuner and Thomas, 1995).

Доизобразительная стадия в настоящее время рассматривается как период активных экспериментов и исследования ребенком разных форм опыта и материалов. Это не какая-либо «промежуточная» стадия, подготавливающая ребенка к рисованию, но важный период в его жизни. Она связана с началом развития тех психологических механизмов, которые обеспечивают дальнейшее понимание ребенком изобразительных форм, а также формирование той символической системы, которая позволяет выражать представления, связанные с чувственным опытом (Piaget and Inhelder, 1969, Matthews 1984).

На доизобразительном этапе развития изобразительных навыков у ребенка формируется способность облекать свой опыт в изобразительные формы, благодаря чему рисунок позволяет ему выражать себя и общаться через визуальные образы. Было также высказано предположение (DeLoache and Marzolf, 1992), что простейшая символическая экспрессия готовит ребенка к восприятию более сложных символических систем и что он постепенно накапливает опыт символической экспрессии. Откликаясь на символические обозначения, а не только на объекты реального мира, принимая, например, каракули за некий образ, ребенок подготавливается к тому, чтобы интерпретировать иные символические образы и видеть имеющиеся между ними смысловые связи.

Используя в ходе работы с аутичными детьми техники, которые относятся к доизобразительной стадии, можно развить в них способность к формированию систем разделенных значений и подготовить их к постепенному переходу к изобразительным формам и символическим образам.

iknigi.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *