Что значит воспитывать – Что значит воспитывать — Значения слов

Что значит воспитывать — Значения слов

Примеры употребления слова воспитывать в литературе.

Как только отца отняли от груди, Август отослал его в дом деда, где его воспитывали вместе с дядей Тиберием, который был старше отца на четыре года.

Это я понимал и раньше, читал о жесткости в учебниках, много раз слышал о том же от Августа Ивановича Шелеста, который систематически отстаивал и развивал в своих трудах принцип жесткости в конструировании авиамоторов и воспитывал нас, своих учеников, в духе этого же принципа.

Все эти свидетели далекого и вечно памятного детства, когда их, сироток, бабенька Арина Петровна воспитывала на кислом молоке и попорченной солонине.

Они повседневно разъясняли справедливые, освободительные цели войны советского народа, воспитывали любовь к Родине, укрепляли боевой дух, прививали бесстрашие и дисциплину.

Оттого-то, по святому Киприану, Божий Дух нисходит на нас в обличий голубином, оттого наипаче, что у оного созданья не только не наличествует желчь, но оно и не когтит, не кусает, благолепно, любит человеческие дома, гнезд не строит более одного, воспитывает отродье и проводит целую жизнь во взаимной беседе, развлекаючись с товарищем в единодушии — в данном случае несомнительном — поцелуев.

Она воспитывала маленькую древнюю британку, как викторианскую леди эпохи после Возрождения.

В 90-м, кстати, Бурбулис предлагал создать клуб политиков-юниоров —

воспитывать их потихоньку, лелеять, с каждым проводить работу и потом выбрать одного, самого подходящего.

Детей в Ведический период воспитывали не так, как это происходит в современных школах, а через участие в веселых праздниках и обрядах.

Красная Армия всегда была богата умелыми командирами, воспитывавшими в воинах стойкость, героизм, самоотверженность, взаимовыручку в бою.

Но я вполне могу быть сформованным наподобие кувшина, я смотрю на себя как на некое коричневое, странное образование, нордическое подобие амфоры — и не только в том смысле, что подражаю кувшину или просто пытаюсь вчувствоваться в него, а так, что я в результате какой-то своей частью обогащаюсь, становлюсь более настоящим,

воспитываю себя с помощью этого причастного ко мне образа.

Подивились султан и его придворные такому чуду, и султан приказал доставить волчьего выкормыша во дворец и воспитывать вместе с его родными детьми.

Сформулированные Лениным положения о партийности литературы стали руководящими в борьбе коммунистической партии за высокоидейную и высокохудожественную литературу, воспитывающую

трудящихся в духе великих идеалов коммунизма.

Воспитанный аристократически, Галахов очень рано попал в Измайловский полк и так же рано оставил его, и тогда уже принялся себя воспитывать в самом деле.

Отношения между человеком и животным миром, господствование его в последнем включает в себя и норму их взаимной любви, причем человек, соответственно своему господственному положению в природе, умеет воспитывать животных и, приводя их к себе, очеловечивая, возводить их в мере, для них доступной, и к высшей любви к Богу чрез человека.

Чина журавлитского венчания тут не знал никто, разве что матушка Матрона да батя Стерх его помнили, н

xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

Что значит — воспитывать ребенка?

5 Декабрь 2013       admin      Главная страница » Педагогика » Воспитание      Просмотров:   1286

Воспитывать сложно, да и понять, что значит воспитывать, непросто. По книжкам поскребла, по интернету помела и вот, наконец, получилась мозаика из различных мнений. Всмотритесь в нее, возможно, вы выложите свой особый узор.

Толкование в словарях

Согласно толковым словарям (Т.Ф.Ефремовой, В. Даля),

«воспитывать» — значит:

  • растить детей, воздействуя на их умственное и физическое развитие, формируя их моральный облик, прививая им необходимые правила поведения;
  • путем систематического воздействия на кого-либо формировать характер, мировоззрение;
  • сформировать наклонности, навыки, то есть, воспитать специалиста, ученика;
  • развивать, внушать какие-либо чувства;
  • заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего;
  • в низшем значении: вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать, в высшем значении: научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно;
  • воспитать — вспитать — вспоить и вскормить;
  • вырастить ребенка, воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения;
  • привить, внушить что-нибудь кому-нибудь, например, любовь к Родине.

Историческое значение

Примечательно, что толковый словарь В. Даля указывает на происхождение слова «воспитать»  от «вспитать», «вспоить» и «вскормить» (единый  корень и основа с глаголом «питать»).

Древнее значение слова «вспитать» в наше время сохранилось в существительном «воспитатель». Действительно, ведь в детских садах воспитатели заботятся о питании детей, досуге, сне, то есть буквально являются кормильцами.

В старину русские люди тесно связывали понятия «воспитывать, воспитатель, воспитание» и «наказать, наказывать». Не подумайте ничего плохого, наши предки не были детомучителями. Как раз-таки наоборот: под словом «наказание» подразумевалось – «учение, наставление, вразумление», а «наказывать» значило «сказывать» (говорить), «учить», «показывать» (подавать пример). В древнерусском языке учителя называли «наказатель».

Остается только брать пример мудрости и терпения у наших прабабушек и пра-пра-пра-дедушек, ведь добиться от ребенка понимания словом, примером, а не мерами воздействия – высший пилотаж!

Народная мудрость

В древности наказание подразумевало не только обучение наукам, а еще и правилам поведения: как нужно ходить, одеваться, говорить, сидеть. Кроме того, на Руси было “наказание книжное”.  Так, в старинном сборнике поучений и кратких изречений «Пчела» (XIV век) даются советы, как нужно наказывать, то есть учить и

воспитывать детей:

  • Наказывая, то есть, наставляя ученика, не надо гневаться, впадать в ярость: как же можно вразумить другого, если сам себя ведёшь неразумно?
  • Стремись оставить детей обученными, нежели богатыми.
  • Первое, чему учат детей, – говорить правду.
  • Как печать отпечатывается в мягком воске, так и учение мудрых в малых детях оставляет след.
  • Когда же детей не учат целомудрию и обязательным вещам, то это не отцы, а детоубийцы. И даже хуже, потому что убийца убивает тело, а эти – убивают душу».
  • Лучше научить, чем ругать. Первое – кротко и любо, второе – жестоко; первое – исправляет ошибающихся, а второе – оскорбляет.

Вы, наверное, согласитесь, что эти советы актуальны и в наше время. Неисчерпаемую народную мудрость несут в себе и русские пословицы о воспитании детей, например: «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» (то есть, пока ребёнок ещё мал).

Все русские пословицы и поговорки о воспитании читайте на страничке «Пословицы о воспитании».

Духовная точка зрения

Мудрое воспитание должно быть направлено на воспитание человека с прочными нравственными устоями. Задача родителей, школы, религии — научить пониманию добра и зла, умению жить и поступать по совести.

В нашей стране слово воспитание традиционно ассоциируется с запретами. На самом деле нужно не запрещать, а объяснить, как правильно. Воспитывать человека — значит определять будущее страны. Именно поэтому  приоритет в системе образования сегодня отдается воспитанию.

Воспитание должно искоренять пороки и усовершенствовать, облагораживать душу человека. «Прежде всего, научить вере, потом другим наукам». Это слова из книги схиархимандрита Иоанна Маслова. В согласии воспитания и веры заключено будущее нашей страны.

Родители могут помочь своим детям определить, чего Господь ждет от них, и обучать их в этом направлении. Каким бы ни было их призвание, главное, чтобы они прикладывали в деле все свои усилия, во Славу Божию.

Научный подход

Авторитетное мнение известных педагогов, писателей, психологов позвольте выразить в цитатах:

«Воспитывать — значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам». (Андре Моруа)

«Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но и дать направление сердцу и уму». (Виссарион Григорьевич Белинский)

 «Воспитывать — значит приготовлять к жизни».  (Д. И. Писарев)

«Воспитывать — значит культивировать в детях уважение, отзывчивость и сочувствие». (Масару Ибука)

«Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески». (А. Н. Острогорский)

«Воспитывать, это значит — будить от сна, растирая снегом то, что замерзло, охлаждать то, что горит». (Теодор Готлиб Гиппель)

«Воспитывая своего ребенка, ты воспитаешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство». (Василий Александрович Сухомлинский)

«Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем». (Лев Николаевич Толстой)

«Воспитывать — говорить так, чтобы дети слушали, и слушать так, чтобы дети говорили». (Адель Фабер, Элейн Мазлиш)
«Формирование привязанности ребенка ко взрослым — самое верное воспитание». (Гордон Ньюфелд)

Больше цитат читайте на страничке «Афоризмы о воспитании».

Мнения в Сети

Что думают о значении слова «воспитывать» наши современники, мы узнаем на форумах, в социальных сетях, на сайтах. Вот какие мнения бытуют на просторах Интернета:

—   Какое воспитание? Маленький еще, не поймет.

—   Удивляет позиция многих мам, которые объясняют невинные поступки своих чад словами: «этожеребенок».

—   Жить так, чтобы и ребенку, и всем было хорошо.

—   Ничего не нужно делать в целях воспитания. Дети это обычные люди, просто они еще мало знают и поэтому сильно зависят от взрослых в бытовом плане.

—    С детьми нужно общаться на равных, не в смысле опускаться до их уровня, а обращать их внимание на важные моменты. Все должно быть по ситуации: иногда необходимо направлять, иногда объяснять, что не так или почему «нельзя» и т.д. А основное воспитание — это пример и атмосфера в семье.

—     Управлять ребенком, доминировать. Так задумано природой

—   Объяснять ребенку, почему нельзя хватать дядь за штаны, поливать похожих из лужи, кидаться в них камнями — это и есть воспитание.

—   Мы не воспитываем, просто живем, как мне кажется, по возможности пытаясь сделать жизнь наиболее удобной.

—     Что бы мы не делали с ребенком, он все равно ориентируется на поведение или реакцию родителей. Если маму заботит, как сделать, чтобы ее ребенок не мешал окружающим, то и ребенок рано или поздно этому научится. Если мама обвиняет во всем окружающих, то она может хоть 150 раз проводить нравоучительные беседы с ребенком. Мой отец утверждает, что воспитанный человек, это тот кто может пройти через толпу людей не мешая им. В любом случае мама должна начинать с себя, со своего поведения, и требовать с себя а не с окружающих. И никакие умные книжки и теории тут не помогут.

—   В детском возрасте, я думаю, воспитание — это любовь мамы и папы, уважение к бабушкам, семейные традиции ну что-то в этом роде.

—   Воспитывать — значит планомерно и целенаправленно воздействовать на умственные и физические стороны личности детей с целью сформировать их моральный и физический облик, привить им необходимые правила поведения с целью приспособить их к выживанию и нормальной жизни в нашем переменчивом и непредсказуемом мире.

—   Я считаю, что воспитывать — это помогать расти, но не как сорная трава на лугу, а объяснять правила поведения в обществе и жизненные ценности.

—   Просто должен быть пример в семье — ребенок не дурак и все впитывает. А то у нас часто бывает так: мы говорим, что бабушка хорошая, ее нужно уважать, нельзя расстраивать и пр., а потом ругаемся со свекровью или перемываем ей косточки с подругой. Если в садике основная тема для разговоров – кто, куда, в какие Египты, отели и на каких машинах ездит — вот оно воспитание ценностей…

—    Воспитывать – значит направлять ребенка, объяснять, как следует поступать.

—    Воспитывать обязаны родители своих детей. Это долг любого человека, родившего ребенка. Еще воспитание — обязанность педагогов, учителей, воспитателей и других людей, занятых в образовании и содержании детей, как имеющих, так и не имеющих родителей. Еще воспитывают своих граждан СМИ и не всегда позитивно.

Очень противоречивые мнения. Под воспитанием все понимают разное. А как вы думаете, вообще нужно ли воспитывать детей или просто достаточно «помогать расти»? Вероятно, нужна золотая середина?

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

    

uchitel76.ru

ВОСПИТЫВАТЬ — это… Что такое ВОСПИТЫВАТЬ?

  • воспитывать — Взращать, возращать, взлелеять, вскормить, вспоить, выносить, нянчить, вынянчить, выходить, выхолить, вырастить, пестовать, развивать, совершенствовать. Давать воспитание, выводить в люди, образовывать, просвещать, наставлять… .. Словарь… …   Словарь синонимов

  • ВОСПИТЫВАТЬ — ВОСПИТЫВАТЬ, воспитываю, воспитываешь. несовер. к воспитать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • воспитывать — ВОСПИТАТЬ, аю, аешь; итанный; сов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • воспитывать — (прививать какие л. чувства, развивать навыки) что л. в ком и у кого. Воспитывать в детях (у детей) чувство ответственности за свои поступки …   Словарь управления

  • Воспитывать — I несов. перех. 1. Растить детей, воздействуя на их умственное и физическое развитие, формируя их моральный облик, прививая им необходимые правила поведения. 2. Путем систематического воздействия на кого либо формировать характер, мировоззрение,… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • воспитывать — восп итывать, аю, ает …   Русский орфографический словарь

  • воспитывать — (I)‚ воспи/тываю‚ ваешь‚ вают …   Орфографический словарь русского языка

  • воспитывать — ‘затрачивая усилия, способствовать росту, развитию человека’ Syn: растить, выращивать, поднимать (приподн.), взращивать (высок.), вскармливать (высок.), давать образование, вырабатывать, выковывать (обр.), развивать, формировать (кн.) …   Тезаурус русской деловой лексики

  • воспитывать — см. воспитать; аю, аешь; нсв …   Словарь многих выражений

  • воспитывать — 3.4.3.1., ЛВМ 2 3.4.3.1., ЛВМ 4 3.4.3.1., ЛВМ 6 …   Экспериментальный синтаксический словарь

  • dic.academic.ru

    воспитывать — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    вос-пи́-ты-вать

    Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — воспита́ть.

    Корень: -воспит-; суффикс: -ыва; глагольное окончание: -ть [Тихонов, 1996].

    Произношение[править]

    • МФА: [vɐˈspʲitɨvətʲ] 

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. растить кого-либо, давая образование, прививая какие-либо навыки, правила поведения и т. п. ◆ Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. А. Островский, «Гроза», 1860 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    2. путём систематического воздействия формировать характер, мировоззрение, наклонности, прививать необходимые правила поведения ◆ И не надо меня воспитывать! ◆ Бесков не просто учил нас футболу, тренировал, воспитывал. И. Э. Кио, «Иллюзии без иллюзий», 1999 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    3. прививать, внушать кому-либо какие-либо чувства, развивать определённые навыки, свойства ◆ Формировала наши души и воспитывала чувство красоты и прекрасная южнорусская природа — степи с небольшими рощами, живописные балки. И. Архипова, «Музыка жизни», 1996 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    Синонимы[править]
    1. растить
    2. частичн.: формировать
    3. прививать, внушать, развивать
    Антонимы[править]
    1. подавлять
    Гиперонимы[править]
    Гипонимы[править]

    Родственные слова[править]

    Этимология[править]

    Происходит от вос- + питать, далее от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. питѣти (др.-греч. τρέφειν, ἐκτρέφειν), прич. наст. страд. питомъ, более вторичное — питати, русск. питать, сербохорв. пи̏тати, пи̏та̑м «питать», словенск. pítati, рȋtаm «кормить», чешск. pitat «кормить, питать». Связано чередованием гласных с пестун. Родственно лит. piẽtūs м., мн. «обед», др.-инд. pitúṣ м. «питание», авест. pitu- «пища», рiθwа- ср. р., piθwā ж. «пища, еда», ирл. ithim «ем», беот. πιτεύω «орошаю, пою (скот)».Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    Библиография[править]

    Для улучшения этой статьи желательно:
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    ru.wiktionary.org

    Воспитание, воспитывать — это… Что такое Воспитание, воспитывать?

    ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
    Евр. слово ясар, имеющее значение «воспитывать», можно перевести и как «наказывать» и «учить» (однако в тех местах Синод. пер., где употреблены эти рус. глаголы, в тексте оригинала могут быть другие евр. слова). Слово ясар обозначает воздействие одной личности на другую — Бога на человека или человека на своего ближнего. Греч. слово пайдеуэйн означает «воспитывать (ребенка)», «руководить, «наставлять», «наказывать».

    I. БОЖЬЕ ВОСПИТАНИЕ
    Первейшее назначение Библии — В. человека, при этом под В. подразумевается не просвещение и образование, а помощь в деле спасения и искупления. Бог, как Создатель и Господь, воспитывает человека, направляя его т.о., чтобы он склонился перед Его волей, почитал Его и слу-жил Ему. Это относится как к отдельному че-ловеку, так и к народу Божьему в целом:

    1) МИЛОСЕРДИЕ БОЖЬЕ. Даже проявляя Свой гнев, наказывая, Бог руководствуется любовью и милосердием (Ис 54:5 и след.; Иер 31:3; Плач 3:31 и след.; Ос 11:1 и след.). Милосердие воплощено в образе Бога Отца (Ис 63:16; Еф 3:14 и след.) и подтверждено через Иисуса Христа (Ин 20:17; Гал 4:6). Бог поступает с нами, как с сыновьями. Кого Господь любит, того и наказывает (Евр 12:6 и след.). Но «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс 102:13; ср. Ис 49:15; 66:13);
    2) ЦЕЛЬ Божьего В. (наказания) состоит в следующем:

    а) обращение грешников: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся». (Откр 3:19; ср. Пс 31:4 и след.; Плач 3:40 и след.; 1Кор 11:32);
    б) испытание (1Пет 4:12) и укрепление веры (см. истории Авраама и Иова). Всякое Божье наказание приносит испытуемым «мирный плод праведности» (Евр 12:11; ср. Рим 5:3 и след.);
    в) осознание того факта, что во всех жизненных обстоят-вах спасение всецело зависит от Бога (2Кор 1:8-10). Нам предстоит стать «подобными образу» Иисуса (Рим 8:29; 2Кор 3:18), с тем чтобы Его жизнь открылась в нас (2Кор 4:11). см. Человек является образом Божьим, и через воздействие Св. Духа в нем «изображается» Христос (Гал 2:20; 4:19);

    3) средства и пути достижения этой цели столь же многообразны, как многообразны человеч. жизнь и Божий промысел (2Кор 6:9; 11:23 и след.). Поскольку Бог воспитывает нас «во Христе», то пути Его носят знак креста (2Кор 4:10). Сам Христос учился послушанию через страдания (Евр 5:8). Божье попечительство охватывает всю нашу жизнь — каждый день и каждый поступок (Пс 138:16; Еф 2:10). Бог не дает нам таких испытаний, к-рые мы не в силах были бы вынести (1Кор 10:13). Он знает, в чем мы имеем нужду (Мф 6:32), и содействует нам «ко благу»; ничто не отлучит нас от любви Божьей (Рим 8:28,35 и след.). Божья любовь дает нам уверенность в том, что «начавший» в нас «доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» (Флп 1:6).

    II. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

    1) ВОСПИТАТЕЛЬ — СОРАБОТНИК БОГА.
    Ключевым моментом в библ. учении о родительском В. принято считать следующее наставление ап. Павла: «…И вы, отцы… детей ва-ших… воспитывайте… в учении и наставлении Господнем» (Еф 6:4; ср. Втор 6:6 и след.). Воспитателем выступает Сам Господь. М.Лютер говорит, что «учение и наставление» должно совершаться «по примеру Бога, чтобы дети знали, что через родителей их воспитывает и наказывает Сам Бог». Божий гнев и Его милосердие выражаются в любви, к-рая, будучи направленной на благо Божьего чада, должна и наказывать (Притч 13:24; 29:15). При этом, как указано в Еф 6:4, отцы не должны «раздражать детей» своим гневом. Произвол необходимо исключить. Так воспитатель становится Божьим соработником, а процесс В. через Духа Божьего распространяется и на него самого (Тит 2:12; Евр 12:7). Родители и воспитатели, отступающие от Бога и не руководствующиеся Его любовью, подвергают опасности детей, вверенных их заботам (Притч 19:18 и след.; Кол 3:21);
    2) ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ
    состоит в том, чтобы подготовить молодого человека к выполнению предназнач. ему Богом, в соответствии с его дарованиями, жизненной задачи: жить не для себя, а служить Богу, угождая своим ближним (Ин 13:15; 2Кор 5:15). Родители несут ответственность перед Богом за В. детей (Пс 126:3; Притч 1:8; 17:6). Бог Сам печется о них (Мф 18:6,10) и призывает родителей к ответу (1Цар 3:12-14). Школа (синагога) и религ. община дополняют и расширяют родит. В. При этом в заботе о детях, в их обучении и В. следует исходить из физических и духовных задатков, из индивидуальных особенностей каждого ребенка (Притч 22:6);
    3) ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ.
    Писание тесно связывает между собой первую и пятую заповеди (см. Десять заповедей). Почитание родителей неотделимо от почитания Бога (Мал 1:6). Истинная богобоязненность детей выражается в том, что они почитают родителей и проявляют послушание им (Лев 19:2 и след.). «Дети, будьте послушны ро-дителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол 3:20; ср. Еф 6:1 и след.). Но поскольку «дети забывают родителей так же, как все мы забываем Бога» (М.Лютер), то во-спитатель должен требовать послушания только в том случае, если он сам готов прощать детей и проявлять терпение к ним, подобно тому как Христос прощает нас и проявляет к нам терпение. см. Дети, сыновья, младенцы, чада.

    Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.

    dic.academic.ru

    Воспитание — это… Что такое Воспитание?

    Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

    • Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.

    Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий

    Общие механизмы научения и воспитания

    Воспитание в общем у животных — процесс реализации сигнальной наследственности — передачи навыков потомству через условный рефлекс подражания с целью формирования стереотипов поведения, а также его результат (наличие или отсутствие воспитания). Собственно зачатки воспитания демонстрируют уже низшие хордовые (например миноги), моллюски и членистоногие. Воспитание как социальное явление – один из факторов жизни и развития общества.

    Воспитание в широком социальном смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Под опытом понимаются знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические, правовые нормы, духовное наследие человечества.
    

    Воспитание как педагогическое явление в широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества, эстетических взглядов и т. д.).

    Млекопитающие

    Телёнка тоже наставляют на истинный путь

    У высших животных этот процесс многократно усложняется, включая в себя помимо передачи определённых навыков адаптации в окружающей среде также и навыки коллективного поведения (в стаде или стае).

    Важнейшим элементом воспитания является совместная игра детей и родителей. У многих хищников игры более сложные, они включают элементы тренировок с разделением ролей, необходимым для успешной совместной охоты.

    Отсутствие надлежащего воспитания, невоспитанность зачастую приводит в дикой природе к негативным последствиям, вплоть до исчезновения вида.

    Человек

    Воспитание обычно строится «на трёх китах»:

    Ни одно животное не затрачивает так много времени и сил на воспитание своего детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка, как личности. Исключительное значение воспитание приобретает в человеческом обществе. С его помощью формируются:

    Ребёнок познаёт мир[1]
    • вторая сигнальная система (речь)
    • поведенческая активность, направленная на изменение внешней среды
    • деятельность, опосредованная через измененные элементы внешней среды (орудия производства).

    Благодаря этим модификационным возможностям, человеческая популяция создала специфические наследственные структуры негенетического характера — культуру и этническую традицию. Феномен человеческой популяции заложен в качественно новых способах, по сравнению с популяциями остальных высших животных, коллективной переработки информации и высокой скорости обработки информации индивидом, живущим в социуме. В принципе человеческий организм структурно ничем не отличается от всех остальных высших животных, однако сочетание двух вышеуказанных факторов создало значительное преимущество в выживании за счёт направленного изменения среды обитания под доступные пределы адаптации человеческого организма.

    Дети джунглей

    Каспер Хаузер и его анонимный убийца

    Отсутствие должного воспитания приводит к задержке умственного развития, искажению формирования социально-необходимых для жизни в человеческом обществе ролей.

    Известны случаи, когда дети воспитывались животными, и даже выживали в сложных условиях дикой природы при поддержке диких зверей. Такие дети, даже будучи перенесенными в человеческое общество, практически не поддаются полноценной адаптации.

    Известен также случай Каспара Хаузера, который воспитывался в тюремных условиях, был лишён полноценного воспитания и потому совершенно не понимал окружающего мира.

    Определения

    Воспитатель и воспитуемые

    На протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание» [2], поскольку само слово однокоренное со словом питание. В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…» [3]. По определению ЭСБЭ (в редакции 1892 года) воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребёнка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле» [4]. Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности». Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни» [5]. В то же время в современной педагогике даётся и более четкое определение: воспитание – развитие направленности личности как «верхнего этажа» её иерархической структуры (формы направленности: мировоззрение, убеждения, идеалы, стремления, интересы и т.д.) [6]. В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду» [7] .

    Виды воспитания человека

    Религиозное воспитание Авторитарное воспитание в немецкой школе (политическая карикатура)

    Выделяются следующие виды воспитания человека:

    • По содержанию воспитания:
      • умственное
      • трудовое
      • физическое
      • нравственное
      • эстетическое
      • правовое
      • половое и полоролевое
      • экономическое
      • экологическое (автор концепции — Е.К. Янакиева)
      • и т. д.
    • По институциональному признаку:
      • семейное
      • религиозное
      • социальное (в узком смысле)
      • дизсоциальное (асоциальное)
      • коррекционное
    • По доминирующим принципам и стилю отношений (это разделение не является ни общепринятым, ни чётким):
      • авторитарное
      • свободное
      • демократическое
    • В силу значительной широты охвата понятия в целом, в российской педагогике выделяется такое понятие, как
      • социальное воспитание — целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений[8].

    Дефекты воспитания

    Дефекты воспитания являются своеобразным «браком» процесса воспитания, когда в силу тех или иных причин у особи не вырабатываются некоторые из этологических стереотипов или же, соответственно, не усваиваются определённые адаптивные нормы. Дефекты воспитания могут быть относительно безвредными, но могут и представлять существенную опасность как для самой особи, так и для её окружения и среды обитания. Причинами возникновения дефектов воспитания могут быть по отдельности или в совокупности следующие факторы:

    • расстройства здоровья индивида (особи)
    • особенности среды, в том числе социальной
    • наследование дефектов воспитания
    • дефицит ресурсов
    • издержки технологии и методологии воспитания

    и т. д.. Наличие дефектов воспитания может быть причиной проявления в дальнейшем у индивида различных форм девиантного поведения. Одновременно с этим механизм формирования дефектов воспитания в природе является своеобразным фильтром, действующим в рамках естественного отбора и предотвращающим устойчивое воспроизведение определённых патологий (не обязательно поведенческих) в потомстве.

    Примечания

    См. также

    Литература

    • Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. ISBN 5-306-00157-2
    • Павлов И. П. Мозг и психика: Избранные психологические труды. М., изд. МПСИ, 2004. ISBN 5-89502-621-4
    • Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1-2, М., 1868-69.
    • Януш Корчак. Ребёнок в семье [1], Интернат [2] (два раздела из книги «Как любить ребёнка»).
    • Ромашина Е.Ю. Педагогика. Тула, 2003.
    • Сигнальная наследственность// Исследования по генетике. Сб.1. Под ред. М. Е. Лобашева. Л., изд. Ленингр. ун-та, 1961.
    • Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
    • Ерёмин В.А. Воспитание в испытаниях. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г. 176 c. с илл. ISBN 978-5-91657-212-4
    • Степанов А.М.ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ГОМЕОСТАТИКИ. М., 1993.
    • Маликова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
    • Педагогический словарь. Под редакцией Кождаспировой Г. М., М., «Академия» — 2005. ISBN 5-7695-0445-5
    • Шевченко Л. Л. Этические альтернативы. М., «Алетейя», 2002.
    • Лоренц К. Агрессия. М., изд. группа «Прогресс», 1999.
    • Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., изд-во «Республика», 1998 г.
    • Новиков А.М. Основания педагогики. – М.: Эгвес, 2010.
    • Краевский В. В. Педагогика между философией и психологией. // Журнал «Педагогика» — 1994.- № 6.
    • Мишель Борба Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребёнка и как с ними бороться = No More Misbehavin’: 38 Difficult Behaviors and How to Stop Them. — М.: «Диалектика», 2006. — С. 320. — ISBN 0-7879-6617-7
    • Сандра Хардин Гукин, Дэн Гукин Воспитание детей для «чайников» = PARENTING FOR DUMMIES. — М.: «Диалектика», 2004. — С. 384. — ISBN 0-7645-5418-2
    • Юркевич Памфил Данилович Сокральная педагогика сердца. — Луганск: ЛГПУ, 2000. — С. 70.
    • Юркевич Памфил Данилович О христианстве и воспитании. — Луганск: ЛГПУ, 2005. — С. 100.

    Ссылки

    dic.academic.ru

    ВОСПИТАТЬ — это… Что такое ВОСПИТАТЬ?

  • ВОСПИТАТЬ — ВОСПИТАТЬ, воспитаю, воспитаешь, совер. (к воспитывать). 1. кого что. Воздействовать на развитие кого чего нибудь. Воспитать в детях привычку к труду. Воспитать детей в любви и уважении к труду. 2. кого из кого. Воспитанием сделать, образовать.… …   Толковый словарь Ушакова

  • воспитать — выкормить, выхолить, поднять на ноги, вырастить, выпестовать, вынянчить, вспоить, взрастить, вскормить, выходить, поднять, возрастить, развить, поставить на ноги, взлелеять, привить, дать образование, выработать, выковать, сформировать Словарь… …   Словарь синонимов

  • воспитать — ввиду наличия о заимств. из цслав. См. питать …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Воспитать — сов. перех. см. воспитывать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • воспитать — воспитать, воспитаю, воспитаем, воспитаешь, воспитаете, воспитает, воспитают, воспитая, воспитал, воспитала, воспитало, воспитали, воспитай, воспитайте, воспитавший, воспитавшая, воспитавшее, воспитавшие, воспитавшего, воспитавшей, воспитавшего,… …   Формы слов

  • воспитать — Заимствовано из старославянского языка, где оно образовано от питати – воспитывать, кормить …   Этимологический словарь русского языка Крылова

  • воспитать — воспит ать, аю, ает …   Русский орфографический словарь

  • воспитать — (I)‚ воспита/ю‚ та/ешь‚ та/ют …   Орфографический словарь русского языка

  • воспитать — Syn: дать образование, вырастить, поднять (приподн.), взрастить (высок.), вскормить (высок.), выработать, выковать (обр., усил.), развить, сформировать (кн.) …   Тезаурус русской деловой лексики

  • воспитать — аю, аешь; воспитанный; тан, а, о; св. 1. кого (кем, каким). Вырастить (ребёнка), воздействуя на его духовное и физическое развитие; дать образование, привить навыки поведения в обществе, сформировать характер или его отдельные черты. В.… …   Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *