Боязнь совершить ошибку: Что делать, когда страх ошибок мешает профессиональному развитию

Что делать, когда страх ошибок мешает профессиональному развитию

«Бояться глупо» — знаменитая фраза из фильма «Достучаться до небес» не имеет подтверждения статистикой. Например, в США 75% компаний закрываются в первые 10 лет, одна из причин, по словам экспертов, — боязнь неудачи владельцев бизнеса.

Недавний опрос работающих жителей России также показал, что страх ошибок вгоняет людей в стресс и вызывает стойкую неприязнь к работе. Эту тему мы решили подробнее разобрать с руководителем центра позитивной психологии «Фонарь» Вадимом Самылиным.

Страх — это врожденная эмоция

Страх — нормальная, типичная для человека эмоция. В повседневной жизни работает как функция самосохранения и, после тревоги, это единственное, что позволяет нам выживать, разрабатывать технологические решения и расширять круг знакомств. 

Источник этой эмоции — базовая потребность человека в безопасности. Следовательно, риск возникновения препятствий реализации этой потребности — есть угроза, ну а ошибка — главный «кирпичик». Чем кирпичиков больше, тем больше человек чувствует себя нереализованным, несостоявшимся, что приводит к социальной изоляции.

Вы наверняка встречали среди своих коллег или знакомых тех, кого снисходительно называют «тихоня». Человек не проявляет инициативы, не высказывает идей, не испытывает идентичности с компанией и командой, не участвует в корпоративных движах и, кажется, что все его устраивает. В большинстве случаев такие персонажи просто боятся показаться неуместными, неумными, непрофессиональными. Но бороться с этим можно и нужно.

Как самостоятельно побороть страх ошибок

Дайте себе право на ошибку

Совет психолога: любая ошибка — опыт, ступенька для роста. А для того чтобы прыгнуть, надо присесть. Нельзя знать все и сразу, поэтому не будьте строги к собственным промахам, учитесь! Один раз запнулись, в другой раз выше поднимите ногу.

Совет управленца: когда в «Инфомаксимум» появился отдел PR мы поставили цель нанять универсалов. Продвижение высокоинтеллектуальных IT-решений — задача непростая, а в период масштабирования нам нужно было параллельно перекрывать направление HR, работать над формированием внутренней политики компании. Поэтому два человека с опытом в смежных с PR отраслях начали работу с нуля. 

Боялись? Да. Первое время согласовывали каждый шаг, каждую запятую и созвон с редакциями. Ошибались? Да. Огромный поток информации о продуктах, который надо переварить, планерки, совещания, работа с командой и внешние коммуникации.

Ошибки были некритичные, но вводили сотрудников в ступор. Тут очень важна поддержка управленцев, которые в начале своей карьеры тоже оступались и нарабатывали профессиональную мудрость и хватку. 

Что помогло: деликатный разбор ошибок в формате обмена опытом. Помощь в построении модели продвижения, составлении плана. Кроме того, важно хвалить за успехи. Это мотивирует. Сейчас отдел работает в штатном режиме, инициирует благотворительные акции, внутрикорпоративный движ, работу со СМИ и сотрудничество с вузами.

Не делайте то, что не умеете

Совет психолога: знание своих границ компетенций — важная штука в формировании здравого отношения к ошибкам и их принятию. Иными словами, не берите на себя слишком много, если не хватает знаний. 

Умейте сказать, что не готовы, и вам требуется помощь. Или сначала прокачивайте скилл, а потом показывайте класс. Начинайте с решения новых, но легких задач, это важно для позитивного опыта. Составляйте план и двигайтесь к намеченной цели поэтапно.

Совет управленца: мы не рождаемся с базой знаний, поэтому не стоит бояться ошибиться. Мне кажется, я родился программистом. Первый рабочий код написал еще в школе, а вот быть управленцем, стратегом, бизнесменом пришлось учиться. Перед тем как получилось вывести на рынок коммерчески успешный продукт, было три менее удачных проекта, которые пришлось закрыть. Все из-за недостатка знаний и опыта. 

Здесь главное не опускать руки и быть готовыми пополнять базу своих знаний ежедневно, ежечасно. Запомните простую формулу: ошибка = опыт = ступенька вверх. 

Знайте врага в лицо

Совет психолога: поиграйте в писателя, ученого, исследователя. Возьмите лист бумаги, напишите все, что касается вашей ошибки. Как случилась, при каких обстоятельствах, что ей предшествовало? После этого проанализируйте написанное и попробуйте структурировать.

Это необходимо для того, чтобы научиться разбирать критические ситуации, мыслить практично и избегать повторения сценария. 

Совет управленца: признавать свои ошибки — сложно. Но важно. Каждый закрытый IT-проект — для меня урок. Помню, как создали и выпустили систему планирования проектов, казалось, что она выстрелит и всем нужна. Вроде бы и книжки про Customer Development уже были, но вера в себя в тот момент была сильнее здравого смысла. Проект пришлось закрыть. Мы недооценили конкурентов, поздно занялись продвижением и маркетингом. В последующем учли свои же «косяки» и к следующему релизу были во всеоружии, что позволило выйти из тени и завоевать свою аудиторию.

 

Работайте с самооценкой

Совет психолога: это про самоэффективность и доверие себе. Как только примете себя со всеми достоинствами и недостатками, будет в разы проще делать что-то новое. Вы же не можете повлиять на то, что у вас размер ноги 45, а хотелось бы 38. Поэтому, если вам что-то не по силам сейчас, меняйтесь и учитесь. Но в случае, если шаг к новому воспринимается как насилие над личностью, успокойтесь и делайте то, что умеете. Слышали же истории, что мама и папа заставили поступить на математический, а ребенок оказался гениальным артистом? Так это и работает, примите себя.

Совет управленца: у нас был момент, когда были открыты сразу несколько вакансий: тестировщик, PHP-разработчик и помощник проектного менеджера. Пришла совсем юная девушка на собеседование и, удивительно, подходит на все вакантные места по комплексу знаний и умений. А главное, сама не могла ответить на вопрос: каково ее призвание?

Для любого работодателя человек-оркестр — ценный кадр, который сможет перехватить направления в случае крайней необходимости, но для меня было важным создать комфортные условия. Чтобы человек мог развиваться в конкретном направлении и стать асом. Поэтому мы протестировали знания и рекомендовали пойти в помощники проектного менеджера. Девушка прислушалась, обучилась азам, сейчас успешно работает и, главное, ей нравится. Но если вас некому направить, подумайте сами, в какой области вы в большей степени сможете проявить себя?

Откажитесь от «синдрома Бога»

Совет психолога: понимание того, что окружающий мир — совсем не такой, каким мы его представляем, поможет ориентироваться в его неопределенности и более здраво понимать, что «карта не есть территория» (А. Коржибски).

Случиться может все что угодно, независимо от ваших ожиданий, действий или противодействий. Даже если был план, мало ли что его может нарушить. Этот факт надо просто принять.

Совет управленца: на практике это работает так — приезжаете на встречу подготовленный, теоретически отработали все возможные возражения, отрепетировали речь, даже галстук в цвет костюму подобрали. А встречу отменили, новую не назначили. Что делать? Принять факт, быть терпеливее, свыкнуться с мыслью, что в жизни бывают обстоятельства, которые нельзя спланировать. Как отмену рейса по погодным условиям или поломку машины по пути на ЖД-вокзал. 

Просите помощи

Совет психолога: у коллег, друзей, специалистов в области, где работаете. За спрос денег не берут, это во-первых. А за рвение выучить материал и прокачать скиллы еще и похвалят.

Совет управленца: преодолеть порог смущения и подойти с вопросом иногда действительно непросто. Поэтому в «Инфомаксимум» отработана система наставничества. Она подразумевает плавное вхождение в команду. Ментор есть у всех, кто только переступил порог офиса. Зачем? Для вопросов, не только по «внутренней кухне», но и о профессиональной деятельности. У нас есть база знаний в Confluence, где вся информация о продуктах, конкурентах, исследования рынка. И все члены команды открыты к общению, иначе нельзя.

Поэтому советую не стесняться, ведь специалистом становится тот, кто учится.

Кроме того, не стоит игнорировать онлайн-тренинги и общение с профессионалами в той сфере, где вы хотите развиваться или уже работаете. Общение мотивирует и снимает блоки. А если страх ошибок мешает не только развиваться в профессиональной сфере, но и снижает качество повседневной жизни, лучше обратиться к психологу. 

Как получить максимум

  1. Бояться ошибок — нормально, научитесь не ругать себя за ошибки и принимать их как ступеньку к успеху.
  2. Выбирайте дело по душе! История знает много примеров, когда люди бросали хорошую работу за большие деньги ради разведения коров, например. Поэтому выберите направление, в котором вам реально интересно развиваться. Тогда ошибки будут восприниматься как этап обучения.
  3. Объективно оценивайте свои возможности. Это как с историей про велосипед — не умеете? Учитесь. И нет гарантии, что в процессе удастся избежать обидных падений. Чтобы развиваться, надо понимать, каких еще навыков не хватает для достижения профессионального счастья.
  4. Фиксируйте ошибки и разбирайте. Заведите дневник, блог, пишите и ищите ответы на вопросы: что стало причиной неудачи? Если их было несколько, что объединяло? А потом исключайте каждый фактор и будьте терпеливыми.
  5. Примите себя, уважайте свои знания и умения. В IT, медицине, педагогике и других профессиях надо постоянно держать руку на пульсе и учиться. Нельзя знать все и всегда. Не принижайте свои, уже имеющиеся скиллы, они — база для роста.
  6. Не стесняйтесь просить помощи. Адекватных и готовых делиться знаниями людей больше, чем тех кто проигнорирует просьбу. Общайтесь с профессионалами в сети, ищите тематические паблики, будьте смелее.
  7. Помните, что бывают ситуации, которые от вас не зависят. Если вы сделали все со своей стороны, но вмешались обстоятельства непреодолимой силы, не паникуйте. Это ничего не изменит. На будущее имейте план «Б».

И никогда не сдавайтесь. Удача любит смелых.

Страх совершить ошибку — Психологос

Хочу поделиться своим опытом.

Когда сын пошел в первый класс, мы столкнулись с таким страхом, как «страх совершить ошибку». Когда впервые возникла эта тема – «я боюсь отвечать на уроках, ребята будут смеяться» – я решила двигаться в двух направлениях, во-первых, показать сыну, что причин бояться-то и нет, во-вторых, выработать у него положительное отношение к ответам на уроках и к ошибкам. И у нас состоялся такой разговор:

— Когда вы играете на перемене и в группе продленного дня, вы смеетесь?

— Да, конечно

— Расскажи, в каких ситуациях вы смеетесь, когда играете?

— Бывает кто-то чего-нибудь забавное, смешное скажет, или плюхнется, или сделает что-нибудь не так, как надо?

— А было так, что это был ты?

— Ну, да, конечно, сколько раз! — улыбается.

— И ты тоже смеялся в этой ситуации или ты переставал играть?

— Конечно, смеялся, играть интереснее, чем сидеть в стороне.

— И тебе не страшно, что над тобой в игре будут смеяться?

— Да, нет… (и тут он задумывается и с улыбкой смотрит на меня), — я понял, мам, на уроках так же, да?

— Значит, когда смеются не страшно, и ты уже на уроках будешь смелый-смелый мальчик.

— А вдруг я все же сделаю ошибку – это ведь нехорошо.

— Давай посмотри, что такое ошибка? Как ты думаешь? Можешь мне объяснить?

Сынишка задумался.

— Ошибка – это когда что-то не так сказал, неправильно.

— А почему может получиться ошибка? Подумай, не торопись.

— Потому, что я что-то забыл, ну или, торопился (улыбается) – он очень подвижный.

— Значит?… — делаю паузу, что бы он додумал свой вывод.

— Значит, нужно лучше учить и не торопиться! – радостно говорит сын.

— Молодец, а если, ты все же сделал ошибку, что нужно будет сделать? Вот вы пишите контрольную работу, учительница ее проверяет, исправляет ошибки. И на следующем уроке вы делаете работу…

— Работу над ошибками, — кивает он головой.

— А зачем?

— Что бы запомнить, как правильно решить пример в следующий раз.

— Молодец, значит, совершив ошибку, нужно понять, что ты сделал не так и исправить это. Правильно?

— Да. Это классно! Мне теперь совсем не страшно! Мам, ты волшебница!

После этого диалога, когда я видела, что у сына возникали какие-то трудности или он совершал ошибки, достаточно было напомнить ему и задать вопрос: «Что ты должен сделать сейчас, что бы в другой раз было по-другому?». А после обязательно хвалила его: «Ты молодец, ты справился» — и результат приходил с каждым разом быстрее. Сейчас ему 16 лет. И вопрос страха перед ошибками остался в прошлом. Сейчас он уже сам задает себе этот контрольный вопрос. И я уверенна, что это умение справляться со сложными ситуациями еще не раз пригодиться ему в жизни.

Многие социальные страхи возникают от непонимания, от незнания. От того, что однажды приобретенный отрицательный опыт не был объяснен и переведен в положительный.

Сегодня занимаясь на дистанции, я понимаю, что многие упражнения направлены как раз на формирование положительного опыта, а значит как профилактика для возникновения тех или иных страхов. Параллельно учу этим упражнениям и своих детей.

Вывод: Заниматься упражнениями дистанции полезно – это формирует позитивное восприятие, уверенность и умение быстро находить решение в различных ситуациях. А, следовательно, уменьшает риск возникновения всевозможных страхов.

Откуда берется страх совершить ошибку и почему не надо этого бояться?! | Психология

Вот только на удивление стойко с нами живут наши страхи. Страхов у нас много. И самый большой наш страх — Ошибка!
Вот это наш Стоп-кран. А что же тут удивительного? Начнем с детства. Как всегда, там чаще всего корни наших сегодняшних проблем.

Малыш — первая попытка взять (стянуть) что-нибудь со стола, пока мама отвлеклась. И вот бац — стакан (тарелка) на полу, и у ребенка испуганный взгляд. Он напугался пока еще только звука разбитой посуды.

Однако в этот момент мама — напугает его еще больше! Она может поругать его (бывает и такое), а может даже просто схватить на ручки, чтобы не шагнул, и не порезался на осколках. И сердечко у малыша забьется сильнее. Это состояние (волнение вдвойне) запоминают оба! И взрослея, мы проходим все этот же этап: поступок — ошибка — страх.

Школа — не выучил (или плохо выучил) урок. Ошибся, произнося фразу стихотворения. На вопрос, сколько будет семь, умноженное на восемь, — сказал «сорок восемь». В классе гул смеха, а ты, краснея, садишься (если уже можно) и еще ко всему прочему получаешь оценку «два» или в лучшем случае «три».

Потом мы начинаем любить. Первая любовь, первое чувство привязанности.
И вдруг снова совершаем ошибку (не так поступил, не так посмотрел, не то сделал). И наш объект отворачивается от нас. Снова Страх! Страх сделать что-то не так! Мы начинаем бояться… Шаг вперед. Это всегда Страх — сложность — и главное, боязнь ошибиться.

Ну хорошо, сегодня я буду бояться шагнуть, завтра, послезавтра. Тогда — я так и останусь стоять на месте!
Я этого не хочу. А ты?
Мы ежедневно перебарываем столько страхов, но один страх — «Активное Действие» — перебарывают не все, и поэтому многие остаются стоять на месте.

Так вот, Как же Все-таки Избавиться От Страха Ошибиться, перед Активным Действием? Для этого — нужно использовать планирование. Постановку целей. Мыслить на бумаге. И самое главное — посмотреть страху в глаза!

Ты, наверное, сейчас смеешься? И думаешь, совсем эта Виктория со стула упала. Где это видано — на бумагу мысли написать и лишиться страха совершить ошибку? Нет, я вот не упала, и даже удобно так сижу с прямой спинкой, а у тебя прямая? Нет? Выпрями сейчас же! Расправь плечи, вдохни глубже, и читай мои здравые мысли дальше.

А ты умеешь мыслить на Бумаге? Планировать ход своих действий? Если этого никогда не делал — сделай, наконец! Сейчас, сегодня. Не откладывай это на завтра. Завтра — никогда не случится!

Но, главное, что тебе просто обязательно нужно понять и усвоить: ошибка — это одна ступенька к успеху!
Если Аллея Роз усыпана Красивыми, Ароматными, Великолепными Розами, То Тропа ведущая к успеху — усыпана ошибками!

И запомни — нет ни одного предпринимателя, бизнесмена, политического деятеля — который бы не совершал ошибки. И поверь мне, если бы он боялся совершить ошибку, или еще хуже — совершив ошибку, перестал действовать — ОН не смог бы стать Успешным человеком. Он не научился бы на собственном (бесценном) опыте — как делать НЕ надо!

А я? Были ли ошибки у меня? Были! Есть. И будут! И никуда я не смогу от них убежать (спрятаться, скрыться). НО я «смотрю Ошибкам В Лицо»! Я не плачу, не рыдаю, и не рассказываю всем, как плохо поступает со мной жизнь, посылая мне ошибки! Я радуюсь! Глупая, скажешь ты, чему тут радоваться?

Отвечу — есть чему.
Когда человек что-либо делает впервые — он очень часто ошибается.
Умный второй раз ошибку не совершит!
Глупый повторит ее дважды, а то и трижды.

Но, я Свято Верю, что ты, мой уважаемый читатель, Умнейший Человек на свете. И всегда (каждый день) анализируешь свои ошибки. Иначе, грош цена этим (не рассмотренным) ошибкам.

Ведь когда ты понимаешь, как не надо было делать — второй раз ты так не сделаешь ни за что на свете. И будешь искать другой путь. А это уже прогресс! Новая дорога. Креатив.
Вот и не бойся ошибаться. Как бы ни было, ты будешь точно знать КАК ДЕЛАТЬ НЕ НАДО. А это уже очень много!
Давай сделаем выводы.

Ошибки — нужно анализировать.
Ошибок — бояться нельзя (страх парализует действия).
Ошибки — признак прогресса!
Ошибки — дорога, ведущая к процветанию!
В любом случае: Не бойся Ошибаться.

Не бойтесь совершать ошибки — SmartTalks

Что вы чувствуете, когда собираетесь приступить к чему-то грандиозному и новому для себя: создать, наконец, проект, который долго обдумывали, оставить давно опостылевшую работу и найти другую, начать свой бизнес? Какое самое сильное чувство овладевает вами? Энтузиазм? Решимость? Готовность к действиям? Почему же день ото дня вы все откладываете это важное для себя дело и не предпринимаете никаких конкретных шагов? Признайтесь честно, вы просто боитесь.

При этом вы можете искать себе «веские» оправдания: чтобы начать, вам необходимы какие-то ресурсы (время, деньги, единомышленники). Пора признаться себе, что это лишь отговорки. Самое главное, что вас тормозит – страх.

Вы боитесь, что задуманное невозможно осуществить или что результат не будет соответствовать вашим ожиданиям. Именно страх, что «все пойдет не так и ничего не получится» заставляет вас откладывать реализацию планов на неопределенно долгий срок – проще говоря, так и не начинать осуществлять задуманное.

Без права на ошибку

Страх перед любым новым начинанием – это нормально. Каждый испытывает его при столкновении с чем-то неизведанным на уровне инстинкта: «надо посмотреть, что там, за чертой, не опасно ли это и как с этим обращаться». Но если мы, вопреки страху, все же начинаем действовать – все в порядке.

Другое дело, когда страх превращается в мощный сдерживающий фактор, который мешает начать действовать. Если перестать контролировать его, пытаясь оставаться в зоне комфорта, эта зона со временем будет все более и более сужаться. Станет мучительно страшно предпринять любое новое действие, ведь это порождает стресс и потрясение, а человек уже привык избегать этих неприятностей любой ценой.

При этом человек может думать, что все нормально, и он вполне контролирует ситуацию, не замечая, что стал заложником боязни совершить ошибку. Понять, что страх уже тотально руководит вашими действиями и управляет вашей жизнью можно по нескольким признакам:

  • Боязнь попробовать что-то непривычное, новое.
  • Избегание сложных задач и проектов.
  • Прокрастинация и привычка оставлять начатое дело незавершенным. Зачастую эти признаки – не проявление лени, а следствие боязни «сделать что-то не так» и критики со стороны окружающих.
  • Перфекционизм или способность заниматься только тем, что вы гарантированно можете сделать безупречно.

Отчего возникает страх такого рода и как его преодолеть?

Детские страхи – взрослые проблемы

Страх совершить ошибку, как и многие другие страхи и комплексы, формируются в раннем возрасте. Если родители

  • часто критиковали вашу работу, будь то школьное задание, поделка или поручение, выполненное «не так»;
  • строго наказывали за проступки;
  • категорически не поощряли инициативу и требовали «спросить разрешения» перед тем, как вы начнете делать то, что задумали –

они сделали все для того, чтобы сформировать у вас страх перед любым новым начинанием. Вы повзрослели, но ваш «внутренний ребенок» до сих пор ждет одобрения и разрешения сделать то, что ему хочется. В запущенных случаях такое родительское поведение может привести к  ОКРЛ (обсесси́вно-компульси́вному расстро́йству ли́чности).

Немалую роль в формировании этого вида страха может сыграть и пережитое однажды публичное фиаско или другой травмирующий опыт, полученный в раннем возрасте.

Следующий этап, на котором боязнь ошибок закрепляется (или формируется у тех, кому с родителями повезло больше) – школа. Система школьных оценок построена таким образом, что за учеником не признается право на ошибку: он выполняет работу и получает материальное подтверждение правильности/неправильности своих действий в виде оценки, которая влияет на общий конечный балл. При этом «исправить» оценку, конечно, можно, но она все равно будет учитываться при подведении итогов. Такая система ставит ребенка в условия, более жесткие, чем во взрослой жизни: неправильно выполнив свою работу, специалист имеет возможность переделать ее, исправить недочеты и получить одобрение. У ребенка такого права нет.

Более того, к определенному моменту отношение к ученику со стороны педагога формируется на базе суммы оценок, которые он уже успел получить во время учебного процесса. Учителя – живые люди, и им легче «ранжировать» учеников, деля их на «слабеньких» и «сильных». Попав однажды в разряд «неуспевающих», ребенку крайне трудно, порой невозможно вырваться вперед с аутсайдерской позиции. Как правило, такое происходит, если меняется учитель или школа, и ребенка начинают оценивать непредвзято, «с нуля».

При этом как-то забывается, что отметка – это только условный маркер, которым принято отмечать степень усвоения того или иного конкретного блока учебной программы. С подачи учителей, а зачастую и родителей она превращается для ребенка в самоцель. Он начинает панически бояться получить очередную «пару», т.к. твердо знает – это непоправимый шаг на пути в аутсайдеры. И такая «тренировка страха» происходит на протяжении 11 школьных лет!

Кстати, замечено, что школьные «отличники» и «хорошисты» больше боятся провала, чем «троечники». Они более натренированы в деле избегания провальных ситуаций. Неудивительно, что зачастую именно ученики со средней и даже низкой успеваемостью становятся более успешными людьми. Они с детства усвоили, что провалы и ошибки – это нормально и перестали или так и не научились боятся их. Они просто занимались тем, что им действительно интересно, не участвуя во всеобщей гонке школьных перфекционистов.

Однако взрослый человек отличается от ребенка тем, что сам способен отвечать за свое эмоциональное состояние. А значит, с детскими страхами и комплексами можно и нужно справляться. Научиться контролировать свой страх ошибок тоже можно. Наиболее эффективные пути для этого

  • Умение правильно ставить цели;
  • Способность выходить из зоны комфорта.

Правильное целеполагание

Очень часто страх перед неудачей вызывает у человека и трудности с целеполаганием. Однако навык постановки целей сформировать проще, чем начать борьбу с боязнью ошибаться. Правильная постановка цели помогает человеку разобраться, чего именно он хочет, а также найти оптимальный путь для осуществления своего желания.

Считается, что эффективным способом мотивировать себя для начала движения на пути к цели – визуализация. Однако результаты исследований показывают, что если человек находится во власти страха перед провалом, такой методикой пользоваться не рекомендуется: начав визуализировать свой успех, он может еще больше укрепиться в своих страхах перед неудачей и оставит всякие попытки осуществить задуманное.

Что лучше предпринять?

Если страх неудачи слишком велик, начните с небольших целей, которые вам наверняка удастся достичь. Однако цель не должна быть слишком легкой – в этом случае у вас не возникнет радостное чувство преодоления, помогающее укрепить уверенность в своих силах.

К примеру, если вы задумали создать компьютерную игру, не пытайтесь сразу ставить себе целью достичь результата. Начните с разработки самого простого прототипа.

Вот как описывает автор «Fallout» Тим Кейн один из сюжетов на начальном этапе разработки:

Все начинается в современной действительности, затем герой отправляется в доисторические времена, убивает обезьяну, которая должна была в процессе эволюции превратиться в человека, а затем отправляется в космос. На планете, живущей по законам фэнтези, он магическим образом перемещается на альтернативную Землю, где разумные существа произошли от динозавров, и уже оттуда возвращается в реальный мир и спасает свою любимую.

Но этой концепции не суждено было воплотиться. Вместо этого глобального проекта разработчики сосредоточились на одной простой идее: нормальный герой действует в ненормальном мире, причем обитатели этого мира воспринимают себя как норму. Постепенно эта идея трансформировалась и приобрела визуальное воплощение в виде мира после ядерного апокалипсиса.

Уилл Смит называет такой подход к планированию принципом «по одному кирпичу» и иллюстрирует очень наглядно:

Когда вы приступаете к строительству стены, вы не думаете: «Сейчас я создам самую высокую, грандиозную и величайшую стену на свете». Вы просто начинаете укладывать кирпичи. Каждый из них вы кладете настолько хорошо, насколько можете это сделать. За ним – следующий, и еще, и еще… И так изо дня в день. В конце концов, оказывается, что ваша стена готова!

Принцип «по одному кирпичу» позволяет обрести уверенность в собственных силах и сконцентрироваться на задачах, которые человек в силах взять под свой контроль, не думая о пугающе-глобальных масштабах всего проекта в целом.

Конечно, даже маленькие задачи должны быть связаны с вашей основной целью. К примеру, это может быть овладение определенными навыками, получение знаний, которые будут полезны для реализации вашего большого замысла. Не забывайте фиксировать результаты, уделите внимание каждому «кирпичику», тогда у вас будет больше стартовых возможностей для анализа и постановки более общих задач на пути строительства вашей «стены».

Научитесь жонглировать

Когда основателю IDEO Дэвиду Келли попалась на глаза книга для начинающих жонглеров «Juggling for the Complete Klutz» Джона Кэссида, его поразила одна вещь:

Практически половина этого пособия, в отличие от прочих аналогичных книг, была посвящена не тому, чтобы научить подкидывать и ловить шары, не рассказывала, как соизмерять силу подбрасывания и вес предмета. Она была посвящена тому, как сформировать навык ронять шар. На первый взгляд, это ужасно глупо. На самом деле, привыкнув к тому, что шар непременно падает, мозг перестает воспринимать это как «ошибку» или «провал». Он привыкает к тому, что падение шара – это нормально и перестает посылать мышцам сигналы тревоги, заставляющие их излишне напрягаться.

Дэвид Келли решил, что такой подход наиболее эффективен вообще при любом обучении чему-либо. Действительно, приучите себя к мысли, что ошибки – это нормально и неизбежно.

Способ выйти из зоны комфорта

Для того чтобы выход из зоны комфорта не казался чем-то катастрофически-важным, начните с «пустяков». К примеру, почему бы не завести себе новое хобби? Выберите занятие, которое вас может заинтересовать, но, в то же время, абсолютно новое и непривычное, непохожее на то, чем вы когда-либо занимались раньше. Это может быть что угодно: рисование, игра на инструменте, вязание, вокал, резьба по дереву, плетение из лозы – словом, что-то такое, что нельзя освоить сразу, в течение одного-двух занятий.

Естественно, в процессе освоения нового умения вы столкнетесь с неудачами и ошибками. Но ведь это просто ваше увлечение, а значит, нет причин делать трагедию из каждого промаха. Стоит попробовать еще – вы ведь хотите, наконец, освоить это умение? Такое «несерьезное» отношение снизит степень тревоги по поводу возможных неудач и поможет научиться не придавать ошибкам слишком большого значения. Вы постепенно привыкните к мысли, что это нормально, как в примере с жонглированием.

Страх почувствовать себя новичком и дилетантом постепенно уступит место пониманию, что ошибки не мешают освоению нового. Достигнув определенного уровня умений, вы обретете уверенность в себе. Со временем это чувство распространится и на другие, более значимые области ваших интересов.

И не стоит считать, что неуверенность в себе и страх перед провалом – это врожденная особенность характера, которую невозможно преодолеть. Вы уже доказали, что вполне на это способны, когда приобретали навык ходьбы в возрасте от года до полутора. Поначалу вам тоже было страшно стоять на ножках и больно падать – но вы же научились ходить!

В конце концов, посвящать хотя бы несколько минут в день чему-то, что способно приблизить вас к вашей мечте – более эффективный путь, чем просто сидеть и бояться, что ничего не получится.

P. S.

Когда мы начинали работу над SmartProgress, мы тоже терзались сомнениями: стоит ли начинать? И да, нам тоже было страшно. Но страх – это нормально, его можно просто игнорировать и приступать к делу. В конце концов «интересно» и «нравится» становятся сильнее «страшно». И вот уже к проекту присоединяются новые пользователи, их становится все больше, процесс запущен, и хочется продолжать, не останавливаясь на полпути.

А подтверждением тому, что созданный нами ресурс – действительно нужное и полезное дело, служат письма наших пользователей, благодарные отзывы и, главное – реализованные цели участников проекта.

Мы далеки от мысли, что все сделанное идеально, но приобретенный опыт помогает нам развиваться, действовать более осознанно и четче формулировать задачи, которые еще предстоит решить.

Мы движемся к нашей цели, и искренне желаем вам достижения целей, которые вы ставите перед собой.

Не страшно начинать. Страшно оставаться на месте, даже не попытавшись ничего изменить.

Как перестать бояться сделать ошибку? Как побороть страх неудачи и свою неуверенность?