Картотека на тему: Беседы с детьми по патриотическому воспитанию
БЕСЕДА «ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ»
Цель: Воспитывать у детей желание помочь в нужную минуту, чуткое отношение к окружающим. Воспитывать доброжелательность, сочувствие, желание прийти на помощь тем, кто попал в беду. Умение давать оценку образам художественных произведений.
Методы и приемы:
1. Спросить, какие произведения читали о хороших людях, которые
помогают друг другу.
Произведения:
Воронкова Л. «Ссоры с бабушкой».
Михалков С. «Как друзья познаются».
Катаев В. «Цветик–семицветик».
Осеева В. «Просто старушка», «Сыновья».
Чуковский К. «Айболит».
2. Поручить вспомнить случаи из жизни, когда люди помогали друг
Другу.
3. Проявление чуткости к эмоциональному и физическому состоянию:
бабушке тяжело нести сумку – надо помочь; мама отдыхает – нельзя шуметь;
малыш упал – надо помочь встать; помочь больному – принести воды,
развлечь.
4. Ситуация типа «Наши добрые дела»: дети вовлекаются в различные
добрые поступки, связанные с проявлением заботы, внимания, сочувствия.
5. Антонимы: друг–враг; добрый–злой; хороший–плохой; отзывчивый–
равнодушный.
6. Фразеологизмы:
«Большое сердце» – задушевный, искренний человек, готовый помочь.
«Протянуть руку помощи» – помогать в трудную минуту, выручать.
«Сердце обросло мхом» – кто–либо стал бездушным, неотзывчивым.
7. Образование прилагательных:
доброта – добрый
зло – злой
друг – дружный, дружелюбный
БЕСЕДА НА ТЕМУ ПОСЛОВИЦ
«Честность и скромность украшают человека»
«Не одежда красит человека, а поведение»
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»
«Обещал, значит выполни»
Цель: на конкретных примерах (героев художественной литературы, поступках окружающих людей) формировать моральное представление о честности, скромности, душевной красоте. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: лживости, себялюбию. Уметь давать оценку поступкам окружающих людей, уметь использовать подходящие в данный момент пословицы и поговорки.
Произведения:
Толстой Л.Н. «Косточка»
Носов Н. «Леденец», «Огурцы»
Осеева В. «Что легче?» «Почему?»
Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев», «Рассказ о неизвестном герое»
1. «Рассказ о неизвестном герое» – «Честность и скромность украшают
человека»
2. «Что легче?», «Леденец», «Огурцы», «Косточка» – «Лучше горькая
правда, чем сладкая ложь».
3. «Двенадцать месяцев» – «Не одежда красит человека, а поведение»
Методы и приемы:
1. Спросить, какие пословицы и поговорки знают о скромности, в
каких произведениях рассказывается о скромных людях.
2. Спросить, какие пословицы и поговорки, знают о честности, о
честных людях, в каких произведениях рассказывается о таких людях.
3. Каких людей больше любят, какие люди приносят больше пользы –
скромные, честные, или лживые, себялюбивые.
4. Придумать слова с противоположным значением к словам: честный,
правда:
а) честный – бесчестный, лицемерный, лживый.
б) правда – ложь, обман
5. Фразеологизмы.
«Положа руку на сердце» – со всей откровенностью, правдиво. «Честное слово» – выражение уверения в истинности чего–либо
БЕСЕДА ПО ПОСЛОВИЦЕ
«ПРИ СОЛНШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ ДОБРО»
Цель: Учить детей понимать смысл и красоту образных выражений в пословицах и поговорках. Воспитание чуткости, сочувствия, заботливого отношения к матери. Формирование представлений о том, что жестокость людей справедливо наказывается.
Произведения:
Благинина Е. «Посидим в тишине», «Вот какие мамы»
Артюхова Н. «Трудный вечер»
Виеру Г. «Мамин день»
Осеева В. «Сыновья», «Почему»
Ненецкая сказка «Кукушка»
Методы и приемы:
1. Спросить, с чем и почему сравнивается мама в пословице «При
солнышке тепло, при матери добро».
2. Какие произведения знают дети, прочитав которые можно сказать
«При солнышке тепло, при матери добро»? .
3. В каком произведении и почему девочка отказывается от своего
желания побегать, поиграть?
4. Почему мама в сказке «Кукушка» превратилась в кукушку и
улетела; что было самым жестоким в поведении ее сыновей?
5. В чем выражается доброе отношение к маме у Алеши из рассказа
«Трудный вечер»?
Ситуации:
Маму обрадовало, что я…
Мама печалится, когда…
Мама любит, когда (если)…
Мама отдыхает –
Мама заболела –
и т.д.
Ласковые обороты речи:
Мама – мамочка – мамуля – мамулечка
Фразеологизмы:
«Душа болит» – сильно беспокоиться;
«Золотые руки» – все умеет делать;
«Брать под свое крылышко» – окружать вниманием, заботой.
Пословица:
«Родителям воздай почет — твой сын тебе его вернет».
БЕСЕДА О ВЕЖЛИВОСТИ
Цель:
Воспитывать чувство уважения к людям, доброжелательность, закрепить навыки вежливости. Формирование способности детей правильно оценивать и характеризовать поступки героев произведений.
Произведения:
Осеева В. «Просто старушка», «Волшебное слово», «Сыновья», «Хорошее».
Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев».
Методы и приемы:
1. Спросить, кого называют вежливыми.
2. Привести примеры вежливых поступков из прочитанных
произведений.
3. За какие качества называют человека «вежливым»?
4. Предложить для упражнений несколько ситуаций: «В комнату
вошел гость», «На улице встретился знакомый», «Наши добрые
дела» и т.д.
5. Использование в обращении к близким ласковых оборотов речи:
Мама – мамочка – мамуля
Папа – папочка – папуля
Бабушка – бабуля – бабулечка
Дедушка – дедуля – дедулечка
Сестра – сестренка — сестричка
Брат – братик – братишка
Друг – дружок – дружочек
Антонимы:
Вежливый – грубый
Фразеологизмы:
«Честное слово» – выражение уверения в истинности чего–либо;
«Ради бога» – пожалуйста, очень прошу.
Составление предложений со словом «вежливый» Значение пословицы:
«За одного вежливого двух невежливых дают, да и то не берут»
БЕСЕДА НА ТЕМУ «БУДЬ СМЕЛЫМ»
Цель:
Активизировать мышление, умение решать конкретную задачу, критически относиться к поступкам окружающих, умение отличать и правильно называть смелые поступки. Учить отличать смелые поступки от трусливых, сравнивать их. Учить детей делать обобщения.
Произведения:
Маршак С.Я. «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»
Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»
Толстой Л.Н. «Два товарища»
Чуковский К. «Муха–Цокотуха», «Тараканище», «Краденое солнце»
Михалков С. «Три товарища»
Методы и приемы:
1. Вспомнить и рассказать, какие произведения читали дома и в детском саду о смелых людях.
2. Назвать смелые поступки, сравнить их с трусливыми.
3. Какую пользу приносят смелые люди: плавают на подводных лодках, строят высотные дома, летают в космос, защищают Родину. Трусливых не любят, не уважают, сними дружить неприятно.
4. Поручить назвать смелых, кого знают дети.
5. Придумать слова с противоположным значением к слову «смелый»: несмелый, робкий, трус, трусливый.
6. Фразеологизмы:
«Стоять грудью» – стойко защищать кого–либо или что–либо.
«Рыцарь без страха и упрека» – смелый, великодушный человек.
БЕСЕДА НА ТЕМУ «Россия – моя Родина»
Цель: Формировать у детей представления о своей стране. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре. Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.
Содержание беседы:
Страна, где мы живем, называется Россией. Найдем ее на глобусе. Главный город нашей страны, ее столица – Москва. Это древний город. Многие люди нашей страны и других стран хотят побывать в Москве и лучше узнать ее.
Есть в России и другие города и села. Их очень много. Все должны знать название своего города и свой адрес. Нужно стараться узнать побольше о своем городе: почему так назван, чем знаменит, какие интересные люди здесь живут, каким город был раньше и каким будет в будущем. В России, как и в любой другой стране, своя культура, свои традиции и обычаи, свои промыслы, а у детей свои игры (поиграть с детьми в народные игры). В России кроме русского живет много других народов. У каждого из них своя культура, свой язык. Все кто живет в России, — россияне. Каждый человек любит свою Родину, гордится ею и хочет, чтобы она была лучше.
БЕСЕДА НА ТЕМУ «Наша древняя столица»
Цель: Формировать представления об истории зарождения и развития Москвы, главных ее достопримечательностях – Красной площади, Кремле. Вызывать положительное отношение к краеведческому материалу.
Содержание беседы:
Трудно представить себе, что когда-то Москвы не было, однако это так. На месте современного города с его улицами, площадями и высотными домами шумели вековые леса, протекали между холмами большие и маленькие реки, в реках водилась рыба, в лесах жили звери, птицы. Место было очень удобное, и люди обосновались здесь. Во время раскопок в центре Москвы нашли остатки мастерских гончаров, кузнецов, кожевников, ювелиров, т.е. уже в седой древности Москва была не земледельческим поселком, а городом. Москву основал князь Юрий Долгорукий. Даже тот, кто никогда не был в Москве, знает Московский Кремль, его величественные зубчатые стены, башни из красного кирпича. Но так было не всегда. Первый Кремль был деревянным. Когда к Москве подступили монголо-татары, деревянный Кремль сгорел. Вновь подняли кремлевские стены из дуба, но во время засухи начался пожар, и Москва горела. Позднее на кремлевском холме воздвигли стены и башни из белого камня, но шли годы, тесно стало Москве в белокаменных стенах, и тогда построили из красного кирпича новый Кремль, который мы знаем сейчас.
БЕСЕДА НА ТЕМУ «Знакомство с флагом России»
Цель: познакомить детей с одним из символов России – флагом. Рассказать о его значении для страны и обозначении всех цветов флага.
Содержание беседы:
Ребята, вы знаете, называется страна, в которой живете? Правильно – Россия! Мы с вами, жители этой страны называемся россиянами. Но вот представьте, что к нам приехали гости из другой страны, как они могут узнать, что приехали именно в Россию, а не в другую страну?
В этом им помогут несколько помощников: флаг, герб, гимн страны.
Сегодня мы с вами рассмотрим флаг России. В каждой стране есть свой флаг. В нашей стране – в России – тоже есть государственный флаг. Он состоит из двух частей (показ) – древко (длинная круглая палка), на которое навешивается полотнище (отрезок ткани)
Посмотрите внимательно на Российский флаг. Сколько цветов вы видите на нем? (три: белый, синий, красный).
- О чем нам может сказать белый цвет? Конечно о наших белоствольных березках, белоснежной зиме, о ромашках на лугу, о легких белых облаках летом.
- А о чем говорит синий цвет? Синий цвет напомнит о колокольчиках и васильках, а синем небе, о море, о наших реках и озерах.
- А красный цвет? Красный цвет это цвет огня, солнца на закате, красных маков и гвоздик. Именно красные гвоздики приносим мы к памятникам павших воинов, потому что цвет крови тоже красный. И мы не имеем права забывать тех, кто защищал нашу Родину и погиб за нее.
Вот как много может рассказать флаг страны. Российский флаг вывешивается в дни праздников на зданиях.
Вот этот маленький флажок (макет Российского флага) останется с нами в группе.
БЕСЕДА НА ТЕМУ «Орле преславный»
Цель: продолжать знакомить детей с символикой России. О том каким герб был, и каким стал. Как изменялся в течении всей истории России.
Содержание беседы:
В России герб является самым старшим (по возрасту) государственным символом. Впервые двуглавый орел появляется на нашем гербе при Иване 3 (во второй половине 15 века).
На лицевой стороне был изображен всадник, поражающий копьем дракона, а на оборотной – двуглавый орел. При правлении Михаила Федоровича Романова над орлом появляются три короны. При Алексее Михайловиче орел впервые изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу. При Петре 1 золотого орла на красном поле сменяет черный орел на золотом поле.
В дальнейшем изображения на гербе часто подвергались изменениям. К середине 19 века крылья орла украшены гербами земель, перечисляемых в титуле императора. Этот герб просуществовал до 1917 года.
После октябрьской революции в государственном гербе РСФСР утверждаются новые символы: двуглавый орел заменен красным щитом , на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце –как знак перемен. Эти символы вошли и в герб СССР, которые обрамляли колосья, перевязанные ленточками с названиями союзных республик.
В 1993 году указом Президента Российской Федерации был возвращен исторический герб России с изображением двуглавого орла.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…
Наш город берет свое начало со сторожевого поселения Тугайкуль, которое связано со строительством в 1736 году крепости Челяба. Событием, которое во многом определило дальнейшую судьбу этой части Урала, стало открытие в 1832 году И.И. Редикорцевым выходов угля в обрывистом склоне реки Миасс у поселка Ильинского. Так, 19 августа1832 года стало днем появления на геологических картах Челябинского угольного бассейна. А с открытием в 1907 году первой шахты, названной «Екатерининской», и началась история города Копейска. Челябинские угольные копи были заложены купцом И.Н. Ашаниным в 1907 году. До 1917 года близ поселка Тугайкуль давали уголь пять шахт. В годы первых пятилеток Челябинские копи начинают расти, обеспечивая углем промышленность Южного Урала. 27 августа 1928 года Копейск признан поселком городского типа, в 1933 Челябинские угольные копи были официально преобразованы в город Копейск, а в 1935 г. он стал городом областного подчинения.
После событий октября 1917 года в России большинство шахтеров Копейска поддержали новую Советскую власть. В годы гражданской войны шахтерские коллективы сражались против армии адмирала Колчака. Отмечая их героизм в этой борьбе, Челябинские угольные копи в 1925 году были награждены высшей в то время наградой – Орденом Красного знамени. В бывшем Советском Союзе лишь семь городов были ее удостоены. Среди них и Копейск. В списке награжденных такие города, как город-герой Ленинград (1919), Грозный (1924), Ташкент (1924), город-герой Волгоград (1924), город-герой Севастополь (1954).
ГЕРБ И ФЛАГ ГОРОДА КОПЕЙСКА
31 октября 1967 года был принят герб города Копейска: в червленом щите серебряный столб, поверх всего черная шестерня, обремененная черным отбойным молотком в столб. Данный герб символизировал шахтерскую славу города и его жителей.
В 2002 году постановлением Копейского городского Совета депутатов от 10.07.2002 г. № 289 утвержден новый герб и флаг города.
Геральдическое описание герба: «В червленом поле поверх серебряного столба черный обушок, продетый в золотой лавровый венок (с листвой, обращенной навстречу ходу солнца)». Герб по своему содержанию един и гармоничен: все фигуры герба символизируют город Копейск и его жителей как тружеников, огромный вклад которых в экономическое, культурное, духовное развитие своего родного города и Челябинской области имеет немаловажное значение. Основной фигурой герба является обушок – древнейший символ горнорудного и камнеломного дела. Обушок аллегорически показывает горнодобывающую и горно-разрабатывающую отрасли промышленности города. Черный цвет обушка аллегорически показывает основное богатство недр Копейской земли – уголь, с добычей которого связан почетный труд горняков. Венок в виде круга – символа вечности, аллегорически показывает непрерывное движение жизни. В то же время золотой лавровый венок – это символ славы, почета и вознаграждения за успех, он аллегорически объединяет историю города, неотделимую от событий в стране, и его жителей, их высокую сознательность, патриотизм и организованность, дисциплину и самоотверженность. Серебряная полоса между двух красных показывает угольную штольню. Цвета поля герба – красный, серебро, красный – это одновременно и цвета ленты Ордена Красного Знамени: этой высокой наградой постановлением Президиума ЦИК Союза ССР от 2 января 1925 года коллектив Челябинских угольных копей удостоен за боевые и трудовые подвиги.
Флаг Копейска создан на основе цветовой гаммы герба с изображением основных элементов герба на полотнище.
СЛАВА КОПЕЙЧАНАМ!
Права пословица: «Что ни город, то норов». Нрав нашего города особый, не похожий ни на какой другой. Характер города окреп, когда его основу составили люди, долгие годы добывавшие хлеб промышленности – уголь. Шахтерская слава Копейска – особая страница в его истории. Люди нрава крутого – шахтеры проявили его в годы гражданской войны, внеся особый вклад в битву за Челябинск и разгром Белой армии. И в трудовой битве Копейску не было равных. Первым среди уральских горняков звание Героя Социалистического Труда получил наш земляк Леонтий Федячкин, чье имя носит одна из улиц города. И дважды Героем Советского Союза стал копейчанин — танкист С. Хохряков. Когда в годы войны мужчины ушли на фронт, в забой спустились девушки. Этот призыв первой бросила на всю страну копейчанка Екатерина Подорванова. И это тоже наш характер – копейский.
За подвиги на фронтах Великой Отечественной войны восемь копейчан: Федор Андреевич Алабугин, Иван Николаевич Васильев, Иван Михайлович Глухих, Георгий Степанович Кузнецов, Павел Егорович Огнев, Василий Алексеевич Похвалин, Николай Трофимович Сириченко, Феодосий Андреевич Щур удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а Семен Васильевич Хохряков был удостоен этого звания дважды. За трудовые подвиги 11 копейчан были удостоены звания Героя Социалистического Труда: П.А. Томилов, И.Е. Митрушенко, А.Я. Пашнин, А.Ф. Пашнин, С.Н. Назаров, П.С. Струнин, Ф.Ф. Кузюков, П.А. Кавалеров, И.А. Брайнингер, Н.И. Доброносов, В.Е. Бородин.
Краснознаменный Копейск
Сл. Ковалевой муз. Бородина
С днем рождения, город любимый,
Поздравляет тебя детвора.
Мы растем и взрослеем с тобой,
Мы молодая смена твоя. Расти, цвети, будь вечно молодой
Родной Копейск, любимый город мой.
Наш город любимый трудом создавался,
Из недр земли свои корни берет
Из угольных копей он зарождался,
К прогрессу уверенно шел он вперед.
Урала красивее края не знаем,
И лучше любимого города нет.
Надежды свои на него возлагаем,
В труде копейчанам желаем побед.
Прекрасна история нашего города,
Станица Тугайкуль – основа его.
В гражданской прославились наши отряды.
И били врага во второй мировой.
Наш город Копейск – Краснознаменный,
Он славен людьми и славен трудом.
И мы копейчане – Копейском вскормленны,
И вместе с Копейском по жизни идем.
Построим свой город не хуже столицы
Проспекты и парки раскинем мы в нем.
Фасады домов засияют как лица,
И счастливо сами в нем заживем.
nsportal.ru
Картотека (старшая группа) на тему: Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию
Картотека бесед по нравственному воспитанию
Тема №1: Зачем говорят «здравствуй»?
Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.
Тема №2: «Мои добрые поступки»
Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.
Тема №3: «Правдивость»
Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.
Тема №4: «Спешите делать добро»
Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Тема №5: «Если добрый ты…»
Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.
Тема №6: «Вежливые слова»
Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.
Тема №7: «Нечаянно и нарочно»
Цель: развивать нравственные чувства — сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.
Тема №8: «Почему нужно уметь уступать»
Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.
Тема №9: « Почему бывают драки?»
Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.
Тема №10: «Фантазеры и лгунишки»
Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.
Тема №11: «Давай помиримся»
Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.
Тема №12: « Хороший друг познается в беде»
Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.
Тема №13: «Доброжелательность»
Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).
Тема №14: «Добрый – злой»
Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.
Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.
Тема №15: «Что такое доброта?»
Цель: Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.
Тема №16: «Каким должен быть друг»
Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.
Тема №17: «Будь опрятным и аккуратным»
Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.
Тема №18: «Правда – неправда»
Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.
Тема №19: «Как вести себя во время разговора»
Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.
( Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения)
Тема №20: «Вежливость»
Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.
Тема №21: «Бережливость»
Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.
Тема №22: «Взаимопомощь»
Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.
Тема №23: «Стремление помочь»
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.
Тема №24: «Щедрость и жадность»
Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.
Тема №25: «Учимся прощать своих друзей»
Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов » миролюбивый «, » обидчивый
Тема №26: «Ступеньки доброты»
Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.
Тема №27: «Лучше добрым быть»
Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.
nsportal.ru
Материал на тему: цикл бесед по патриотическому воспитанию
Цикл бесед по патриотическому воспитанию
- «Россия – моя Родина»
- «Наша древняя столица»
- «Знакомство с флагом России»
- «Орле преславный»
Беседа 1
«Россия – моя Родина»
Цель: Формировать у детей представления о своей стране. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре. Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.
Содержание беседы:
Страна, где мы живем, называется Россией. Найдем ее на глобусе. Главный город нашей страны, ее столица – Москва. Это древний город. Многие люди нашей страны и других стран хотят побывать в Москве и лучше узнать ее.
Есть в России и другие города и села. Их очень много. Все должны знать название своего города и свой адрес. Нужно стараться узнать побольше о своем городе: почему так назван, чем знаменит, какие интересные люди здесь живут, каким город был раньше и каким будет в будущем. В России, как и в любой другой стране, своя культура, свои традиции и обычаи, свои промыслы, а у детей свои игры (поиграть с детьми в народные игры). В России кроме русского живет много других народов. У каждого из них своя культура, свой язык. Все кто живет в России, — россияне. Каждый человек любит свою Родину, гордится ею и хочет, чтобы она была лучше.
Беседа 2
«Наша древняя столица»
Цель: Формировать представления об истории зарождения и развития Москвы, главных ее достопримечательностях – Красной площади, Кремле. Вызывать положительное отношение к краеведческому материалу.
Содержание беседы:
Трудно представить себе, что когда-то Москвы не было, однако это так. На месте современного города с его улицами, площадями и высотными домами шумели вековые леса, протекали между холмами большие и маленькие реки, в реках водилась рыба, в лесах жили звери, птицы. Место было очень удобное, и люди обосновались здесь. Во время раскопок в центре Москвы нашли остатки мастерских гончаров, кузнецов, кожевников, ювелиров, т.е. уже в седой древности Москва была не земледельческим поселком, а городом. Москву основал князь Юрий Долгорукий. Даже тот, кто никогда не был в Москве, знает Московский Кремль, его величественные зубчатые стены, башни из красного кирпича. Но так было не всегда. Первый Кремль был деревянным. Когда к Москве подступили монголо-татары, деревянный Кремль сгорел. Вновь подняли кремлевские стены из дуба, но во время засухи начался пожар, и Москва горела. Позднее на кремлевском холме воздвигли стены и башни из белого камня, но шли годы, тесно стало Москве в белокаменных стенах, и тогда построили из красного кирпича новый Кремль, который мы знаем сейчас.
Беседа 3
«Знакомство с флагом России»
Цель: познакомить детей с одним из символов России – флагом. Рассказать о его значении для страны и обозначении всех цветов флага.
Содержание беседы:
Ребята, вы знаете, называется страна, в которой живете? Правильно – Россия! Мы с вами, жители этой страны называемся россиянами. Но вот представьте, что к нам приехали гости из другой страны, как они могут узнать, что приехали именно в Россию, а не в другую страну?
В этом им помогут несколько помощников: флаг, герб, гимн страны.
Сегодня мы с вами рассмотрим флаг России. В каждой стране есть свой флаг. В нашей стране – в России – тоже есть государственный флаг. Он состоит из двух частей (показ) – древко (длинная круглая палка), на которое навешивается полотнище (отрезок ткани)
Посмотрите внимательно на Российский флаг. Сколько цветов вы видите на нем? (три: белый, синий, красный).
- О чем нам может сказать белый цвет? Конечно о наших белоствольных березках, белоснежной зиме, о ромашках на лугу, о легких белых облаках летом.
- А о чем говорит синий цвет? Синий цвет напомнит о колокольчиках и васильках, а синем небе, о море, о наших реках и озерах.
- А красный цвет? Красный цвет это цвет огня, солнца на закате, красных маков и гвоздик. Именно красные гвоздики приносим мы к памятникам павших воинов, потому что цвет крови тоже красный. И мы не имеем права забывать тех, кто защищал нашу Родину и погиб за нее.
Вот как много может рассказать флаг страны. Российский флаг вывешивается в дни праздников на зданиях.
Вот этот маленький флажок (макет Российского флага) останется с нами в группе.
Беседа 4
«Орле преславный»
Цель: продолжать знакомить детей с символикой России. О том каким герб был и каким стал. Как изменялся в течении всей истории России.
Содержание беседы:
В России герб является самым старшим (по возрасту) государственным символом. Впервые двуглавый орел появляется на нашем гербе при Иване 3 (во второй половине 15 века).
На лицевой стороне был изображен всадник, поражающий копьем дракона, а на оборотной – двуглавый орел. При правлении Михаила Федоровича Романова над орлом появляются три короны. При Алексее Михайловиче орел впервые изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу. При Петре 1 золотого орла на красном поле сменяет черный орел на золотом поле.
В дальнейшем изображения на гербе часто подвергались изменениям. К середине 19 века крылья орла украшены гербами земель, перечисляемых в титуле императора. Этот герб просуществовал до 1917 года.
После октябрьской революции в государственном гербе РСФСР утверждаются новые символы: двуглавый орел заменен красным щитом , на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце –как знак перемен. Эти символы вошли и в герб СССР, которые обрамляли колосья, перевязанные ленточками с названиями союзных республик.
В 1993 году указом Президента Российской Федерации был возвращен исторический герб России с изображением двуглавого орла.
nsportal.ru
Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст)
Цель: способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди). Способствовать обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. Формировать представление детей, что планета Земля сейчас в опасности. Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее. 2.«День матери» Цель: закреплять знание детей об общественном празднике «День матерей». Учить доброму, внимательному отношению к матери. Формировать теплые чувства к самому дорогому человеку к маме. Воспитывать чувство доброты, уважения, отзывчивости, любви. Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции. 3.«Новый год» Цель: расширять представления детей о новогоднем празднике и традициях празднования Нового года в нашей стране. Продолжать знакомить с историей происхождения сказочных персонажей Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать любовь к истории России, национальную гордость; воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Развивать умение поддерживать беседу. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) 4.«Москва – столица нашего Отечества» Цель: дать детям представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что это главный город нашей Родины, столица. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, традициям и обычаям своего народа. Воспитывать любовь к Москве и России в целом, расширять кругозор, передавать знания об истории, достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой народ, патриотические чувства. Воспитывать интерес к истории города и страны, любовь к своей Родине, вызывать в детях чувство восхищения красотой родной природы, талантом русского народа. 5.«День знаний» Цель: уточнить и систематизировать знания детей о празднике -День Знаний, 1 сентября. Объяснить детям, что этот праздник –начало учебного года ни только в школах, но и в детском саду. Расширять представление детей о профессии учителя, воспитателя, об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, ВУЗ). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Развивать эстетические чувства, вызвать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, на участке. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) 6.«Крещение» Цель: объяснить детям смысл Крещения, рассказать, как христианство пришло на Русь. Формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, формировать представление о значимости крещения, принятия православия, развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, умение выражать свои чувства. 7.«Масленица» Цель: продолжать знакомить детей с праздником – Масленицей. Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.
8.»Наша Армия». Цель: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с военной техникой. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию. Воспитывать желание быть похожими на сильных Российских воинов. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) 9.«8 марта» Цель: привлечь внимание детей к празднику «8 Марта» и развивать у них интерес к традиции его празднования. Воспитывать уважительное, нежное и благородное отношение к мамам, бабушкам. Бережное и чуткое отношение ко всему женскому полу, потребности радовать близких людей добрыми делами. Углубить знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни; способствовать созданию у детей положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника. Развивать умение поддерживать беседу. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. 10.«Первый космонавт» Цель: продолжать знакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина, его значением для человечества. Обогатить представления детей о космосе, космонавтах, космическом оборудовании, использовании космоса в интересах людей. Развивать познавательный интерес к космосу как объекту окружающего мира. Инициировать активность детей, желание узнавать новое о космосе. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) 11.«День Победы» Цель: продолжать знакомить детей с историей своей страны, с защитниками Отечества. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны. Развивать речь и мышление детей, способности аргументировать свои высказывания. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
12.«Пасха» Цель: познакомить детей с народным обрядовым праздником — Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением; с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника. Обогащать словарный запас детей; воспитывать уважение к традициям русского народа. Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) 13.«Кубань-Родина наша» Цель: продолжать знакомство детей с историей родного края в годы войны 1941-1945 гг. Воспитывать бережное отношение к народной памяти, чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны. Формировать осознание сути понятия Родина как места, где человек родился. Воспитание любви к Родине, интереса к её героической истории; формирование чувства гордости за воинов – защитников.
14.«Казаки – защитники Отечества» Цель: Формировать у детей интерес к героическому прошлому и настоящему своего Отечества. Формировать качества, необходимые будущим защитникам Отечества. Воспитывать любовь к своей малой Родине, желание больше узнать о жизни своих предков. Развивать интерес к художественному слову. Продолжать знакомить с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народного творчества. Воспитывать у детей желание носить с честью звание казака и быть защитником своей Родины. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) 15.«Народная культура и традиции» Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Дымково, Городец, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, богородская, бирюльки). Способствовать формированию у детей устойчивого интереса к народному творчеству и искусству. Формировать уважение к труду и таланту мастеров. Воспитывать чувства причастности детей к наследию прошлого. 16. «Наша Родина-Россия». Цель: воспитывать любовь и уважение к Родине, познакомить с Государственными символами России, продолжать знакомить детей с родным краем. Воспитывать у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине. 17.«Мой любимый детский сад» Цель: воспитывать любовь к своему детскому саду, доброжелательное отношение к сверстникам. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, умение называть их по имени и отчеству, привычку здороваться и прощаться с ними. Воспитывать скромность, уважение. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) Оглавление: 1.«Планета Земля в опасности» 2.«День матери» 3.«Новый год» 4.«Москва – столица нашего Отечества» 5.«День знаний» 6.«Крещение» 7.«Масленица» 8.»Наша Армия». 9.«8 марта» 10.«Первый космонавт» 11.«День Победы» 12.«Пасха» 13.«Кубань-Родина наша» 14.«Казаки – защитники Отечества» 15.«Народная культура и традиции» 16. «Наша Родина-Россия». 17.«Мой любимый детский сад» |
nsportal.ru
Картотека (старшая группа) на тему: Беседы по патриотическому воспитанию
Беседы по патриотическому воспитанию
(старший дошкольный возраст)
Беседы по патриотическому воспитанию
(старший дошкольный возраст)
Оглавление:
1. «День знаний»
2.«День матери»
3.«Новый год»
4.«Москва – столица нашего Отечества»
5. «Планета Земля в опасности»
6.«Крещение»
7.«Масленица»
8.»Наша Армия».
9.«8 марта»
10.«Первый космонавт»
11.«День Победы»
12.«Пасха»
13.«Смоленщина-Родина наша»
14.«Великие люди Смоленщины»
15.«Народная культура и традиции»
16. «Наша Родина-Россия».
17.«Мой любимый детский сад»
18. «Мой родной- город Сафоново»
19. «Моя семья, мои родные»
- «Планета Земля в опасности»
Цель: способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди). Способствовать обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. Формировать представление детей, что планета Земля сейчас в опасности. Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.
2.«День матери»
Цель: закреплять знание детей об общественном празднике «День матерей». Учить доброму, внимательному отношению к матери. Формировать теплые чувства к самому дорогому человеку к маме. Воспитывать чувство доброты, уважения, отзывчивости, любви. Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции.
3.«Новый год»
Цель: расширять представления детей о новогоднем празднике и традициях празднования Нового года в нашей стране. Продолжать знакомить с историей происхождения сказочных персонажей Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать любовь к истории России, национальную гордость; воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Развивать умение поддерживать беседу.
4.«Москва – столица нашего Отечества»
Цель: дать детям представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что это главный город нашей Родины, столица. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, традициям и обычаям своего народа. Воспитывать любовь к Москве и России в целом, расширять кругозор, передавать знания об истории, достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой народ, патриотические чувства. Воспитывать интерес к истории города и страны, любовь к своей Родине, вызывать в детях чувство восхищения красотой родной природы, талантом русского народа.
5.«День знаний»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о празднике -День Знаний, 1 сентября. Объяснить детям, что этот праздник –начало учебного года ни только в школах, но и в детском саду. Расширять представление детей о профессии учителя, воспитателя, об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, ВУЗ).Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Развивать эстетические чувства, вызвать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, на участке. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада.
6.«Крещение»
Цель: объяснить детям смысл Крещения, рассказать, как христианство пришло на Русь. Формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, формировать представление о значимости крещения, принятия православия, развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, умение выражать свои чувства.
7.«Масленица»
Цель: продолжать знакомить детей с праздником – Масленицей. Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.
8.»Наша Армия».
Цель: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с военной техникой. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию. Воспитывать желание быть похожими на сильных Российских воинов.
9.«8 марта»
Цель: привлечь внимание детей к празднику «8 Марта» и развивать у них интерес к традиции его празднования. Воспитывать уважительное, нежное и благородное отношение к мамам, бабушкам. Бережное и чуткое отношение ко всему женскому полу, потребности радовать близких людей добрыми делами. Углубить знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни; способствовать созданию у детей положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника. Развивать умение поддерживать беседу. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
10.«Первый космонавт»
Цель: продолжать знакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина, его значением для человечества. Обогатить представления детей о космосе, космонавтах, космическом оборудовании, использовании космоса в интересах людей. Развивать познавательный интерес к космосу как объекту окружающего мира. Инициировать активность детей, желание узнавать новое о космосе. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи.
11.«День Победы»
Цель: продолжать знакомить детей с историей своей страны, с защитниками Отечества. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны. Развивать речь и мышление детей, способности аргументировать свои высказывания. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
12.«Пасха»
Цель: познакомить детей с народным обрядовым праздником — Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением; с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника. Обогащать словарный запас детей; воспитывать уважение к традициям русского народа. Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества.
13.«Смоленщина -Родина наша»
Цель: продолжать знакомство детей с историей родного края в годы войны 1941-1945 гг. Воспитывать бережное отношение к народной памяти, чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны. Формировать осознание сути понятия Родина как места, где человек родился. Воспитание любви к Родине, интереса к её героической истории; формирование чувства гордости за воинов – защитников.
14.«Великие люди Смоленщины»
Цель: Формировать у детей интерес к героическому прошлому и настоящему своего Отечества. Формировать качества, необходимые будущим защитникам Отечества. Воспитывать любовь к своей малой Родине, желание больше узнать о жизни своих предков. Развивать интерес к художественному слову. Продолжать знакомить с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народного творчества. Воспитывать у детей желание носить с честью звание Смолянина и быть защитником своей Родины.
15.«Народная культура и традиции»
Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Дымково, Городец, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, богородская, бирюльки). Способствовать формированию у детей устойчивого интереса к народному творчеству и искусству. Формировать уважение к труду и таланту мастеров. Воспитывать чувства причастности детей к наследию прошлого.
16. «Наша Родина-Россия».
Цель: воспитывать любовь и уважение к Родине, познакомить с Государственными символами России, продолжать знакомить детей с родным краем. Воспитывать у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
17.«Мой любимый детский сад»
Цель: воспитывать любовь к своему детскому саду, доброжелательное отношение к сверстникам. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, умение называть их по имени и отчеству, привычку здороваться и прощаться с ними. Воспитывать скромность, уважение.
18. «Мой родной город — Сафоново»
Цель: продолжать знакомство с родным городом, его достопримечательности, важные и просто красивые места, знать расположение парков, скверов, называть промышленные, пищевые и другие объекты инфраструктуры. Прививать уважительное отношение к каждому уголку нашего города.
19. «Моя семья, мои родные»
Цель: прививать любовь к традициям каждой семьи, выказывать заботливое отношение к каждому члену семьи, в том числе не проживающим вместе с ребенком.
nsportal.ru
Классный час (5 класс): Беседа по патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя!» Единый классный час.
МБОУ ГШИ №2 НОГИНСК
Беседа по патриотическому воспитанию « Россия — Родина моя!»
Цель:
Воспитательная:
- Формировать представление о России и её символах;
- Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к государственным символам;
- Развивать чувство собственного достоинства, положительные качества личности;
- Учить рассуждать, анализировать, развивать кругозор учащихся и обогащать их словарный запас;
Коррекционно-развивающая:
- содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала.
Классный руководитель: Девайкина Н.В.
2019 год
Планируемый результат и формирование УУД.
Личностные:
- учить соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, выделять нравственные аспекты поведения, ориентироваться в нравственных нормах и правилах, способствовать воспитанию ценностного отношения к Родине, истории;
Регулятивные:
- учить определять тему и цели мероприятия, оценивать свою работу;
Познавательные:
- строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно – следственные связи;
Коммуникативные:
- учить слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.
Используемые технологии:
1.Технология сотрудничества;
2.Игровая технология;
3.Коррекционно-развивающая технология;
4.Личностно-ориентированная технология;
5.Технология группового и воспитательного дела;
6.Информационно-коммуникативные технологии.
«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя»
Сенека Луций Анней (Младший).
Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон века отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным нам языком и все для нас в ней родное; а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него РОДИНА.
Сегодня мы будем говорить с вами о вещах, которые для каждого человека нашей страны должны быть важны. А как вы думаете, что может быть исключительным по важности для каждого русского человека?
Страна, в которой мы с вами родились, очень важна для каждого из нас. Что же мы называем Родиной?
Ребята, мы с вами живём в богатой, большой стране.
Как она называется?
Ответы детей: Россия
Как называют людей, которые живут в России?
Россияне
Какие государственные символы России вы знаете?
Ответы детей: Флаг, гимн, герб
Как называется столица России?
Ответы детей: Москва
Кто является президентом России?
Владимир Владимирович Путин
Наш президент В.В.Путин – является главой государства.
Президента выбирают люди путём голосования.
Вступая в должность, президент приносит клятву.
Резиденцией президента Российской Федерации является Кремль (показать
изображение).
От того какие законы принимает президент и как он ведёт свою работу зависит жизнь всех россиян. На его плечах лежит огромная ответственность.
Я предлагаю вашему вниманию три высказывания, с которыми вы можете согласиться или не согласиться:
1.Родина –это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие люди.
2.Родина –это место, где человеку хорошо жить.
3.Родина –это место, где человек живёт
Ответы детей.
А сейчас давайте попробуем сложить пословицы:(ребятам выдаются конверты с разрезанными пословицами)
1.Если дружба велика, а)одна у него и Родина
2.Родина любимая — б)не сходи
3.Береги землю родимую в)Родине служить
4.Жить- г)Веру, Родину и Мать
5.Ни на что не променять д) мать родимая
6.Одна у человека родная мать е)как мать любимую
7.С родной земли –умри ж)будет родина крепка
Много народа живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, узбеки и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краёв, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и веры. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства, отношения к религии»
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано … в Конституции. А что такое Конституция?
Конституция — Основной Закон нашей страны.
Главные правила по которым мы живём, записаны в Конституции.
— Когда мы отмечаем День Конституции?
Конституция, по которой мы живём, была принята 12 декабря 1993 года.
В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность. Что Россия — дружная семья равноправных народов.
Ребята, а как вы думаете, кто такой гражданин?
Гражданин государства-человек, имеющий не только права, но и обязанности по отношению к стране, в которой мы живём.
Давайте посмотрим, какие же есть права граждан, и какие обязанности:
Права
Право на жизнь.
Право на достоинство.
Свобода мысли и слова.
Право на труд.
Право на личную неприкосновенность.
Обязанности
Сохранять природу и окружающую среду.
Защищать Родину.
Соблюдать законы.
А какое главное право и какая обязанность у нас с вами?
Это учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.
Какие вы знаете государственные символы?
Догадайтесь об одном из символов, отгадав загадку:
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня!
Я России часть и знак
Красно-сине-белый …………
Как располагаются полосы на флаге? (ребята выходят к доске, располагают полоски цветной бумаги в том порядке, как на российском флаге)
Что обозначает каждый цвет нашего флага?(белый –символ чистоты; синий –символ благородства; красный –символ мужества, храбрости и крови, пролитой защитниками нашего Отечества)
Когда поднимают флаг? ( в самых торжественных случаях; во время приёма иностранных гостей; на соревнованиях, когда побеждают спортсмены нашей страны)
Герб РФ представляет собой красный щит. На щите — изображение двуглавого орла. Орёл- символ власти, смотрит на две части света – Европу и Азию. Три короны (две малые и одна большая) над головами орла соединены единой лентой, что говорит о кровном братстве и единой истории 3 восточнославянских народов: русских, украинцев и белорусов.
Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар)- государственная власть и его защита. На груди орла красный щит. На щите изображён всадник- Святой Георгий Победоносец. Своим копьём он поражает дракона- готовность нашего народа защитить своё государство от недругов.
-Где можно увидеть герб нашей страны? (на флагах, монетах, печатях…)
Конкурс: выбери герб нашей страны (на доске расположены гербы нескольких государств)
Гимн — торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн России был принят 30 декабря 2000 года. Слова написал поэт Сергей Владимирович Михалков, а музыку — композитор Александр Васильевич Александров.
-Когда можно услышать гимн? (В Новогоднюю ночь, перед началом и окончанием передач, и когда спортсмены завоёвывают золото)
Релаксационные упражнения: Дыхательное упражнение.
И. п. — сидя. Глубо ¬к о вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф -пф- пф- пф-пф.
Вдох. На выдохе: р-р-р-р.
Вдох. На выдохе: з-з-з-з.
Вдох. На выдохе: ж-ж-ж-ж.
Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му.
Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Попробуйте ответить на мои вопросы:
- Как называется наша страна?
- Как называются люди, живущие в нашей стране?
- Что такое Конституция?
- Какой город является столицей России?
- Какие символы государства вы знаете?
Рефлексия:
Игра «Солнышко».
Дети, стоя в кругу, кладут ладони друг на дружку в центр круга. Затем каждый, убирая свои ладони, произносит пожелания.
На следующем классном часе мы продолжим разговор о Родине, только о нашей малой Родине – и поговорим о её государственных символах.
Список используемой литературы:
- Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалёв В.Е. Государственные символы России. Моя Родина-Россия.-М.: «Триада-фарм», 2002.-64с.
- Знакомство с Конституцией России: Иллюстративно-дидактический материал для детей младшего школьного возраста.-М.: АРКТИ, 2005.-28с.
- Классные часы: внеклассная работа: 5—6 классы/сост. Козлова М.А. –М.: Издательство «Экзамен», 2009.-317с.
- Страны мира. Энциклопедия.-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2008.-296с.
5..https://infourok.ru/besedi-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-2100308.ht
nsportal.ru
Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст)
Цель: способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди). Способствовать обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. Формировать представление детей, что планета Земля сейчас в опасности. Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее. 2.«День матери» Цель: закреплять знание детей об общественном празднике «День матерей». Учить доброму, внимательному отношению к матери. Формировать теплые чувства к самому дорогому человеку к маме. Воспитывать чувство доброты, уважения, отзывчивости, любви. Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции. 3.«Новый год» Цель: расширять представления детей о новогоднем празднике и традициях празднования Нового года в нашей стране. Продолжать знакомить с историей происхождения сказочных персонажей Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать любовь к истории России, национальную гордость; воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Развивать умение поддерживать беседу. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) 4.«Москва – столица нашего Отечества» Цель: дать детям представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что это главный город нашей Родины, столица. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, традициям и обычаям своего народа. Воспитывать любовь к Москве и России в целом, расширять кругозор, передавать знания об истории, достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой народ, патриотические чувства. Воспитывать интерес к истории города и страны, любовь к своей Родине, вызывать в детях чувство восхищения красотой родной природы, талантом русского народа. 5.«День знаний» Цель: уточнить и систематизировать знания детей о празднике -День Знаний, 1 сентября. Объяснить детям, что этот праздник –начало учебного года ни только в школах, но и в детском саду. Расширять представление детей о профессии учителя, воспитателя, об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, ВУЗ). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Развивать эстетические чувства, вызвать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, на участке. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) 6.«Крещение» Цель: объяснить детям смысл Крещения, рассказать, как христианство пришло на Русь. Формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, формировать представление о значимости крещения, принятия православия, развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, умение выражать свои чувства. 7.«Масленица» Цель: продолжать знакомить детей с праздником – Масленицей. Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.
8.»Наша Армия». Цель: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с военной техникой. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию. Воспитывать желание быть похожими на сильных Российских воинов. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) 9.«8 марта» Цель: привлечь внимание детей к празднику «8 Марта» и развивать у них интерес к традиции его празднования. Воспитывать уважительное, нежное и благородное отношение к мамам, бабушкам. Бережное и чуткое отношение ко всему женскому полу, потребности радовать близких людей добрыми делами. Углубить знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни; способствовать созданию у детей положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника. Развивать умение поддерживать беседу. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. 10.«Первый космонавт» Цель: продолжать знакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина, его значением для человечества. Обогатить представления детей о космосе, космонавтах, космическом оборудовании, использовании космоса в интересах людей. Развивать познавательный интерес к космосу как объекту окружающего мира. Инициировать активность детей, желание узнавать новое о космосе. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) 11.«День Победы» Цель: продолжать знакомить детей с историей своей страны, с защитниками Отечества. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны. Развивать речь и мышление детей, способности аргументировать свои высказывания. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
12.«Пасха» Цель: познакомить детей с народным обрядовым праздником — Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением; с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника. Обогащать словарный запас детей; воспитывать уважение к традициям русского народа. Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) 13.«Кубань-Родина наша» Цель: продолжать знакомство детей с историей родного края в годы войны 1941-1945 гг. Воспитывать бережное отношение к народной памяти, чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны. Формировать осознание сути понятия Родина как места, где человек родился. Воспитание любви к Родине, интереса к её героической истории; формирование чувства гордости за воинов – защитников.
14.«Казаки – защитники Отечества» Цель: Формировать у детей интерес к героическому прошлому и настоящему своего Отечества. Формировать качества, необходимые будущим защитникам Отечества. Воспитывать любовь к своей малой Родине, желание больше узнать о жизни своих предков. Развивать интерес к художественному слову. Продолжать знакомить с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народного творчества. Воспитывать у детей желание носить с честью звание казака и быть защитником своей Родины. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) 15.«Народная культура и традиции» Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Дымково, Городец, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, богородская, бирюльки). Способствовать формированию у детей устойчивого интереса к народному творчеству и искусству. Формировать уважение к труду и таланту мастеров. Воспитывать чувства причастности детей к наследию прошлого. 16. «Наша Родина-Россия». Цель: воспитывать любовь и уважение к Родине, познакомить с Государственными символами России, продолжать знакомить детей с родным краем. Воспитывать у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине. 17.«Мой любимый детский сад» Цель: воспитывать любовь к своему детскому саду, доброжелательное отношение к сверстникам. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, умение называть их по имени и отчеству, привычку здороваться и прощаться с ними. Воспитывать скромность, уважение. | Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) Оглавление: 1.«Планета Земля в опасности» 2.«День матери» 3.«Новый год» 4.«Москва – столица нашего Отечества» 5.«День знаний» 6.«Крещение» 7.«Масленица» 8.»Наша Армия». 9.«8 марта» 10.«Первый космонавт» 11.«День Победы» 12.«Пасха» 13.«Кубань-Родина наша» 14.«Казаки – защитники Отечества» 15.«Народная культура и традиции» 16. «Наша Родина-Россия». 17.«Мой любимый детский сад» |
nsportal.ru