Акцентуация характера личности: Акцентуации характера и преступное поведение (по данным исследования личности виновных в умышленном и неосторожном лишении жизни) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Психопатии и акцентуации характера у подростков››

Психопатии — это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни… не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают… приспособляться к окружающей среде» . Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их: выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию

В подростковом возрасте эти же критерии служат основными ориентирами в диагностике психопатий. Тотальность патологических черт характера выступает у подростков особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и развлечениях, в условиях обыденных и привычных и в самых чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дому, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, способный отлично ужиться в хорошем интернате — все они не должны причисляться к психопатам, даже если подростковый период проходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Относительная стабильность черт характера в этом возрасте является менее доступным для оценки психопатий ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь Под «сколько-нибудь резкими изменениями» в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены его типа. Если очень общительный, живой, шумливый, неугомонный ребенок превращается в угрюмо го, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то как бы ни были выражены патологические черты характера, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии.

Говоря об относительной стабильности, следует учитывать, однако, три обстоятельства.

Первое — подростковый возраст представляет собой критический период для психопатий, черты большинства типов здесь заостряются.

Второе — каждый тип психопатий имеет свой возраст формирования. Шизоида можно увидеть с первых лет жизни — такие дети любят играть одни. Психастенические черты нередко расцветают в первых классах школы, когда беззаботное детство сменяется требованиями к чувству ответственности. Неустойчивый тип выдает себя либо уже при поступлении в школу с необходимостью сменить удовольствие игр на регулярный учебный труд, либо с пубертатного периода, когда спонтанно складывающиеся группы сверстников позволяют вырваться из-под родительской опеки. Гипертимный тип становится особенно ярко выраженным с подросткового возраста. Циклоидность, особенно у девочек, может проявиться с начала полового созревания, но чаще она формируется позже, уже в молодые годы Сенситивный тип складывается обычно лишь к 16—19 годам — в период вступления в самостоятельную жизнь с ее нагрузкой на межперсональные отношения. Паранойяльная психопатия крайне редко встречается у подростков, максимум ее развития, как известно, падает на 30—40 лет.

Третье — существуют некоторые закономерные трансформации типов характера в подростковом возрасте. С наступлением полового созревания наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты характера могут смениться очевидной циклоидностью, недифференцированные невротические черты — психастеническим или сенситивным типом эмоциональная лабильность заслониться выраженной истероидностью, к гипертимности присоединиться черты неустойчивости и т. п. Все эти трансформации могут произойти в силу как биологических, так и социальных (особенности воспитания прежде всего) причин.

Социальная дезадаптация в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период. В силу только особенностей своего характера, а не из-за недостатка способностей подросток не удерживается ни в школе, ни в ПТУ, быстро бросает ту работу, куда еще только что поступил. Столь же напряженными, полными конфликтов или патологических зависимостей оказываются семейные отношения. Нарушается также адаптация к среде своих сверстников — страдающий психопатией подросток либо вообще не способен устанавливать с ними контакты, либо отношения бывают полными конфликтов, либо способность адаптироваться ограничивается жестко очерченными пределами — небольшой группой подростков, ведущей аналогичный, большей частью асоциальный образ жизни.

Таковы три критерия — тотальность, относительная стабильность и социальная дезадаптация, позволяющие диагностировать психопатии. Но как оценить те отклонения характера, которые удовлетворяют лишь одному или двум из этих критериев?

С самого начала становления учения о психопатиях возникла практически важная проблема — как разграничить психопатии как патологические аномалии характера от крайних вариантов нормы. Еще в 1886 г. В. М. Бехтерев упоминал о «переходных степенях между психопатией и нормальным состоянием», о том, что «психопатическое состояние может быть выражено в столь слабой степени, что при обычных условиях оно не проявляется. В 1894 г. бельгийский психиатр Dalemagne (цит. по О. В. Кербикову, 1961) выделил, наряду с «desequilibres», т. е. «неуравновешенными» (термин во французской психиатрии того времени, аналогичный «психопатиям»), еще и «desequilibrants», т. е. «легко теряющих равновесие». Подобные случаи Е. Kahn (1928) назвал «дискордантно-нормальными», П. Б. Ганнушкин (1933) —«латентными психопатиями».

Было предложено много других наименований, но наиболее удачным нам представляется термин К. Leonhard (1968) — «акцентуированная личность». Это

наименование подчеркивает, что речь идет именно о крайних вариантах нормы, а не о зачатках патологии («предпсихопатии» по М. Tramer, 1949) и что эта крайность сказывается в усилении, акцентуации отдельных черт. Однако правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. Личность — понятие более широкое, оно включает интеллект, способности, мировоззрение и т. п. Характер считается базисом личности, он формируется в основном в подростковом возрасте, личность как целое — уже при повзрослении. Именно типы характера, а не личности в целом описаны К Leonhard, именно особенности характера отличают в его описаниях один тип от другого.

Для подросткового возраста, во всяком случае, термин «акцентуация характера» является наиболее точным. В детском возрасте, по справедливому замечанию В. В. Ковалева (1981), не сформирован еще и тип характера, и можно говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах.

При акцентуациях характера его особенности, в противовес психопатиям, могут проявляться не везде и не всегда. Они могут даже обнаруживаться только в определенных условиях. И главное—особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими. Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологических пертурбаций во время пубертатного периода («пубертатные кризы»), либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к locus resistentiae minoris, к «месту наименьшего сопротивления» в характере.

Каждому типу акцентуации характера присущи свои, отличные от других типов «слабые места», у каждого типа своя ахиллесова пята. Например, такого рода психическими травмами и трудными ситуациями могут послужить для характера гипертимного — изоляция от сверстников, вынужденное безделие при строго размеренном режиме, для характера шизоидного — необходимость быстро установить с окружением глубокие неформальные эмоциональные контакты. Если же психическая травма, даже тяжелая, не адресуется к месту наименьшего сопротивления, не задевает этой ахиллесовой пяты, если ситуация не предъявляет в этом отношении повышенных требований, то дело обычно ограничивается адекватной личностной реакцией, не нарушая надолго и существенно социальной адаптации. Наоборот, при акцентуациях характера в отношении некоторых неблагоприятных условий может выступить даже повышенная устойчивость. Шизоидный подросток легко переносит одиночество, гипертимный — обстановку, требующую повышенной активности, сиюминутной находчивости, даже изворотливости.

Описанный признак, по нашим представлениям, в дополнение к критериям П. Б. Ганнушкина — О. В. Кербикова, служит одним из важных отличий акцентуаций характера от психопатий. При психопатиях декомпенсации могут быть следствием любого рода психических травм и самых разнообразных жизненных ситуаций и даже возникать без видимых причин. При акцентуациях адаптация нарушается только при ударах по месту наименьшего сопротивления. Сходная мысль об «индивидуальной чувствительности» к психическим травмам была высказана В. Н. Мясищевым (1960) в отношении развития неврозов, Н. И. Фелинской (1965), Н. Д. Лакосиной (1970) и Г. К. Ушаковым (1978) — в отношении возникновения разного рода других пограничных состояний.

Таким образом, на основании сказанного можно дать следующее определение акцентуациям характера.

Акцентуации характера — это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных: воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Следует еще раз подчеркнуть, что акцентуации характера представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому «акцентуация характера» не может быть психиатрическим диагнозом Констатация акцентуации и ее типа — эго определение преморбидного фона, на котором могут возникать различные расстройства — острые аффективные реакции, неврозы и иные реактивные состояния, непсихотические нарушения поведения, даже реактивные психозы — только они могут служить диагнозом. Однако в подавляющем большинстве случаев акцентуаций характера дело до развития подобных расстройств не доходит. По мнению К. Leonhard (1976, 1981), в развитых странах более половины популяции относится к акцентуированным личностям.

Профильные акцентуации характера в личностно-профессиональной диагностике сотрудников правоохранительных органов | Носс

1. Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность. В кн.: Согомонов А.Ю. ред. Человек. Цивилизация, Общество. М.: Политиздат; 1992.

2. Морозова В. «Плюсов ноль, минусов — вагон». Что думают предприниматели о конкурсе «Лидеры России». https://ekb.dk.ru/news/plyusov-nol-minusov-vagon-chto-dumayutpredprinimateli-o-konkurse-lidery-rossii–237099380.

3. Актуальные проблемы совершенствования деятельности подразделений психологической работы органов внутренних дел Российской Федерации. Х.М. Алиев и др.: Кубышко В.Л. ред. Домодедово: ВИПК МВД России; 2015.

4. Крук В.М. Психодиагностическая оценка надежности сотрудника. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2017.

5. Глушко А.Н., Елбаев Ю.А., Тренин В.Г.. Современный профессиональный психологический отбор на военную службу по контракту. М.: ВАГШ ВС РФ; 2019.

6. Психологическое обеспечение профессионального отбора и личностной надежности персонала. Жириновский В.В. ред. М.: ИМЦ; 2016.

7. Россолимо Г.И. Психологические профили. Метод количественного исследования психологических процессов в нормальном и патологическом состояниях. Ч. 1. Методика. СПб: тип. М.А. Александрова; 1910.

8. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер; 2001.

9. Cronbach I.J., Gleser G.C. Psychological tests and personnel decisions. Urbana: Univer of Illinois Press; 1965.

10. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статистика, динамика, систематика. М.: Медицина; 1964: 116–252.

11. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д.: Феникс; 1997.

12. Олпорт Г. Становление личности. В кн.: Леонтьев Д. А. ред. Избранные труды. М.: Смысл; 2002.

13. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс; 2001.

14. Стешич Е.С. Акцентуации характера и преступное поведение (по данным исследования личности виновных в умышленном и неосторожном лишении жизни). Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018; 1(72): 29–35.

15. Робинсон А. Психология в отборе персонала. СПб: Питер; 2003.

16. Климов Е.А. Психология профессионала. Психологи Отечества. М.: Воронеж: НПО «МОДЭК»; 1996.

17. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во МГУ; 1986.

18. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социально-психологических и прикладных исследованиях. СПб: Социально-психологический центр; 1996.

19. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). 3-е изд. М.: «Консультант плюс — новые технологии»; 2011.

Вы точно их собеседовали: типы кандидатов, которые встречались каждому рекрутеру

Всех кандидатов, которые приходят на собеседования, можно условно разделять по типам. Рекрутеры с большим опытом работы имеют даже свои шуточные названия и «любимые» типажи. В психологии, различные типы личности называют термином «акцентуации». Давайте разберем, какие же типы личности существуют, как они себя проявляют и кого из них точно не следует брать на работу. 

6 типов личности, о которых стоит знать

В 1960-х годах немецкий психиатр Карл Леонгард описал такое понятие как «акцентуированная личность». Акцентуации — ярко выраженные черты личности, которые преобладают в человеке.

Конечно, не все люди обладают ярко выраженной акцентуацией характера. Но определенные черты могут проявляться чаще, чем другие, тем самым оказывая влияние на профессиональные качества человека. 

В психологии определено 12 типов акцентуаций по Леонгарду, но мы рассмотрим наиболее распространенные из них: истероидный, возбудимый, тревожный, педантичный, эмотивный и гипертимический.

Истероидный (демонстративный) тип

Этот тип личности вы заметите сразу же, когда увидите кандидата. Например, по тому, как легко кандидат входит в кабинет, много жестикулирует и нестандартно одевается. Демонстративные любят говорить «я» и умеют «продавать» себя. Они коммуникабельны и для них не проблема поговорить на любую тему, особенно, если это касается их личности. Они расскажут все и даже больше (немного приврав) о своих достижениях на предыдущих местах работы, и будут готовы приступать к новой должности в ближайшее время, особо не вникая в детали.

Как поступить рекрутеру? Для рекрутера в общении с таким кандидатом важно всегда оставаться рассудительным и ориентироваться на факты, просить привести конкретные примеры из прошлого опыта, которые можно проверить. Если вам нужен специалист на творческую профессию или на должность менеджера по продажам — демонстративный тип идеально вам подойдет. Но будьте готовы к тому, что его слова могут часто расходиться с действиями, а он сам увиливать от обязанностей и ответственности.

Возбудимый тип

Следующий тип отличается импульсивным поведением и повышенной раздражительностью в сочетании со скупой мимикой. Они могут дольше отвечать на вопросы, чем другие кандидаты. Их речь обычно излишне детализирована, а процесс обсуждения они выстраивают от простого к сложному. Вопросы рекрутера о трудностях на предыдущих местах работы или причинах ухода могут вызвать агрессию. Им часто трудно реально оценить последствия своих действий, они могут уволиться с работы не взвесив все «за» и «против», а после не понимают, почему очередной работодатель им не подошел. 

Как поступить рекрутеру? Люди с возбудимым типом личности добры и отзывчивы, если они находятся в хорошем расположении духа и, в принципе, неплохие работники. Но если что-то идет не так, они вступают в конфликты, принимают импульсивные решения и не делают необходимых выводов. Для таких кандидатов идеально работать на производстве, в строительной сфере или там, где необходим физический труд.

Тревожный тип

Среди тревожных личностей часто много женщин. Они неуверенно стучат в дверь, когда приходят на собеседование, стесняются и робко отвечают на вопросы рекрутера. «Тревожные» часто извиняются, когда им необходимо что-то уточнить, и практически никогда не вступают в конфликты. Такие люди нуждаются в доброжелательной рабочей атмосфере и стабильности. 

Как поступить рекрутеру? Принимая во внимание повышенную тревожность, важно не создавать ситуации, в которых они будут чувствовать себя нестабильно. Такие сотрудники надежны, постоянны и неконфликтны. Если вам нужен отличный исполнитель на административные должности, в бухгалтерию или архивное дело, то вы можете смело их нанимать.

Педантичный тип

Педанта можно узнать в первую очередь по безупречному внешнему виду. Нет, они не просто хорошо выглядят, а скорее идеально. У них не бывает грязной обуви или растрепанных волос. Они ответственны, самокритичны и дотошны. Такие люди приходят на собеседование точно вовремя и задают уточняющие вопросы. Их резюме — образец идеального кандидата, кажется, что и вся их жизнь — это пример как нужно. Но это далеко не так.

Как поступить рекрутеру? Если вам необходим человек на задачи, которые подразумевают точность и скрупулезность, то это подходящий тип. Но вместе с тем, вам стоит понимать, что ему трудно брать на себя ответственность за принятие важных решений. Они консерваторы, а не новаторы, и иногда уж слишком занудны, что затрудняет коммуникацию с людьми.

Эмотивный тип

Тактичность, доброжелательность и сентиментальность — такие выраженные черты у эмотивного типа личности. Им важно производить хорошее впечатление, именно поэтому в ходе разговора они могут менять свое мнение в пользу собеседника. Они принимают решения на эмоциях и способны сопереживать. О прошлом месте работы они говорят со слезами на глазах и вспоминают прежде всего не задачи, а командную работу.

Как поступить рекрутеру? Они отлично ладят с людьми и проявляют эмпатические способности. Таких личностей хорошо приглашать на профессии типа «человек-человек». Однако они абсолютно не готовы управлять людьми и занимать руководящие должности.

Гипертимический тип

У вас, вероятно, были такие интервью, когда непонятно кто кого собеседует — кандидат вас или вы кандидата. Скорее всего, это был представитель гипертимического типа. Они могут неожиданно взять на себя роль лидера и начать вести беседу. Когда они что-то рассказывают, то это всегда быстрая речь и интересные истории, могут часто переходить в разговоре с темы на тему. Ответы на вопросы рекрутера о прошлом опыте всегда подкрепляется фактами, в отличие от рассказов личностей истероидного типа. 

Как поступить рекрутеру? Они вполне могут занимать руководящие должности, но не любят это делать из-за большого количества ответственности. Любые жесткие рамки и условности люди гипертимического типа сложно переносят. Зато они — отличные организаторы и новаторы. Если в вашей компании нет строгой дисциплины и сотрудники более свободны в своих проявлениях, то люди этого типа личности станут для вас отличными сотрудниками. 

Акцентуации, которые помогут рекрутеру найти нужного сотрудника

Собеседования — важный этап в деятельности каждой компании. Ведь именно сотрудники — это движущая сила и главный ресурс бизнеса. Акцентуации могут стать еще одним из многих инструментов, которые вы используете, чтобы нанять лучших. Если перед вами стоят четкие задачи от руководства и вы понимаете, кто именно вам нужен на вакантную должность, то обратите внимание на типы личности по Леонгарду. Напомним, что обычно человек соединяет в себе многие черты, просто одна или несколько из них выражены больше всего. Чтобы более четко понять кто перед вами, вы можете также провести тестирование кандидата.

Акцентуированные черты характера | Статья в журнале «Молодой ученый»



В данной статье рассматривается понятие акцентуации, их виды и основные проявления. А также приводятся результаты исследования акцентуированных черт характера у студентов вуза.

Ключевые слова: акцентуация, черты характера, студенты.

Характер — это те черты человека, которые могут быть ярко выраженными и переходить в крайний вариант нормы и быть уязвимыми к психогенным воздействиям. Результатом этого становится дисгармония личности. Следовательно, речь уже идет об акцентуации характера. Это заостренные черты характера, которые несут определенные проблемы складу личности. Акцентуации занимают также отдельное место в психологии, за несколько лет была накоплена широкая база теоретических и практических знаний.

Акцентуации обладают свойством иметь скрытую форму и если в общении признаки не выявляются, то сама личность испытывает определенные трудности. В настоящее время известна масса терапевтических программ и методик по данной теме, которые направлены на выражение акцентуированных черт личности.

Акцентуация — выделение, подчеркивание некоего свойства или признака на фоне прочих, его особенное развитие. В психологии — несколько преувеличенное, но в рамках психологической нормы развитие неких психологических черт или особенностей субъекта [1]. Впервые термин «accentus», который переводится как ударение, и как усиление, был введен немецким психиатром К. Леонгардом, который в свою очередь определил его как «чрезмерное заострение отдельных черт личности» [4, с. 37].

Судить о наличии или отсутствии акцентуации у человека можно только по совершенным им поступкам, а не по намерениям и планам. По мнению Леонгарда, акцентуации личности, прежде всего, проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную К. Леонгардом, входят следующие типы: 1) гипертимный тип; 2) дистимный тип; 3) циклоидный тип; 4) возбудимый тип; 5) застревающий тип; 6) педантичный тип; 7) тревожный тип; 8) эмотивный тип; 9) демонстративный тип; 10) экзальтированный тип; 11) экстравертированный тип; 12) интровертированный тип.

Близкой к типологии К. Леонгарда является классификация А. Е. Личко, она имеет следующий вид: 1) гипертимный тип; 2) циклоидный тип; 3) лабильный тип; 4) астеноневротический тип; 5) сензитивный тип; 6) психастенический тип; 7) шизоидный тип; 8) эпилептоидный тип; 9) истероидный тип; 10) неустойчивый тип; 11) конформный тип.

Типологии А. Е. Личко и К. Леонгарда позволяют проследить за поведением акцентуированных личностей и увидеть их рамки. Основа акцентуации основывается на характере и темпераменте, а вся их «подноготная» на поведении.

После изучения литературы было выдвинуто предположение о том, что в студенческом возрасте акцентуации характера сглажены, а также принято решение о провдении исследования. Данное исследование проходило среди студентов Амурского государственного университета. В нем приняли участие студенты в возрасте от 18–19 лет в количестве 10 человек. Диагностика проводились в течение одного дня, что позволяло исключить влияние временных ситуационных факторов. Эти организационные мероприятия позволили повысить достоверность полученных результатов.

При помощи шкалы К. Леонгарда (модификация С. Шмишека) были выявлены типы акцентуаций личности (как совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям и окружающему миру). Продолжительность исследования составила 20 минут. Данный тест является информативным способом выявления личностно-характерологических акцентуаций. Распределение к тому или иному виду является показателем отношения к окружающему миру и социальной адаптации. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Испытуемым было присвоен свой номер от 1 до 10. Были получены следующие результаты:

Рис. 1. Средние значения акцентуаций характера студентов

Анализируя рисунок 1, отчетливо видно, что выражено проявление экзальтированного и циклотимного типов акцентуаций в ходе исследования у испытуемых в равной степени. Возбудимый тип акцентуации является самым низким показателем у студентов.

Таблица 1

Процентное распределение акцентуаций характера студентов

Уровень

Тип акцентуации

Гипертимный

Застревающий

Эмотивный

Педантичный

Тревожный

Циклотимный

Демонстративный

Возбудимый

Дистимный

экзальтированный

Нет акцентуации

50

30

30

60

40

30

60

60

70

40

Тенденция

40

40

60

40

60

30

40

40

30

40

Есть акцентуация

10

30

10

0

0

40

0

0

0

10

Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод, что у студентов выражены акцентуации гипертимного, застревающего, эмотивного, циклотимного и экзальтированного типов, наиболее выражен застревающий и циклотимный типы. Как показало исследование педантичный и тревожный типы не выражены и отражают минимальные показатели.

Далее представлен рисунок 2, на котором показано, какой тип акцентуации проявляется у большинства испытуемых в большей мере. В опроснике акцентуации по форме проявления подразделяются на 10 шкал.

Рис. 2. Процентное распределение испытуемых в зависимости от проявления акцентуаций

Анализируя диаграмму, можно заметить, что у большинства испытуемых проявляется циклотимный и экзальтированный типы акцентуаций (15,6 %), что говорит о том, что большее количество испытуемых склонны к частой и неожиданной смене состояний, чувств и настроений. Привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств, а также зависимость от внешних событий, радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. Также у испытуемых выявлен дистимный тип акцентуации (15 %), что соответствует тому, что данные испытуемые являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни, добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

Наименее низким показателем у респондентов является возбудимый тип акцентуации, у таких испытуемых отмечается отсутствие низкой контактности в общении, замедленности вербальных и невербальных реакций, тяжеловесности поступков, привлекательности в труде, работы лишь по мере необходимости, проявление нежелания учиться, равнодушия к будущему.

Также у данного контингента лиц отсутствует повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения, опасность для окружающих. Из этого вытекает то, что для студентов — это такие черты личности, которые являются нормой. Так как выявляются тенденции к планированию будущего, целеустремленность и уравновешенность, что позволяет адаптироваться в обществе.

Литература:

1 О. А. Критика обоснования акцентуаций и перспективы их исследования / О. А. Бокова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2013. — № 3. — С. 153–158.

2 Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2002. — 352 с.

3 Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология: учеб. пособие / Б. Д. Карвасарский — СПб.: Питер, 2011. — 864 с.

4 Леонгард, К. Акцентуированные черты характера: моногр. / К. Леонгард. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 517 с.

Основные термины (генерируются автоматически): акцентуация, тип, экзальтированный тип, большинство испытуемых, возбудимый тип акцентуации, окружающий мир, тип акцентуации, тип акцентуаций, тревожный тип, циклоидный тип.

К вопросу о границах психопатий | Литвинцев

1. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика.- М.: изд-во «Север». — 1933. — 144 с.

2. Ганнушкин П.Б. Избранные труды / Под ред. О.В. Кербикова. — Ростов н/Д: «Феникс». — 1998. — 416 с.

3. Гиляровский В.А. Старые и новые проблемы психиатрии — М. Медгиз. — 1946. — 199 с.

4. Гиляровский В.А. Психиатрия: Руководство для врачей. — М.: Медгиз. — 1954. — С. 446-451.

5. Кандинский В.Х. К вопросу о невменяемости. Предисловие и издание Е.К. Кандинской. — М.: 1890. — 239 с.

6. Каплинский М.З., Крайц С.В. Левинсон А.Я. К значению изучения психопатий для клиники больших психозов (по работе П.Б. Ганнушкина // Доклад на конф. психиатр. клиники I ММИ 23 февраля 1934 г., посвящённой памяти проф. П.Б. Ганнушкина / Тр. психиатр. клиники. — Вып. 5. — М: Биомедгиз. — 1934. — С. 11-19

7. Кербиков О.В. Избранные труды. М.: Медицина. -1971. — 312 с.

8. Кербиков О.В. Проблема психопатий в историческом освещении. Судебные процессы 80-х годов и учение о психопатиях в отечественной медицине // Журн. невропат. и психиатр. им. С.С. Корсакова. -1958. — № 8. — С. 995-1006.

9. Корсаков С.С. Классификация душевных болезней // Избранные произведения. — М.: Гос. издат. мед. литерат. — М. — 1954. — С. 156-174.

10. Корсаков С.С. Курс психиатрии. — М. — 1893. — 604 с.

11. Корсаков С.С. Курс психиатрии. — Т. II. — М. — 1901. -1113 с.

12. Коцюбинский А.П., Скорик А.И., Аксёнова И.О. и соавт. Шизофрения: уязвимость — диатез — стресс — заболевание. — СПб.: Гиппократ+. — 2004. — 336 с.

13. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем., Ростов н/Д.: изд-во «Феникс». — 1997. — 544 с.

14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Изд. 2-ое, доп. и перераб. — Л.: «МЕДИЦИНА». — 1983. — 256 с.

15. Наку А.Г., Ревенко М.Г., Опря Н.А. Клиника некоторых вариантов динамики психопатий. Изд. 2-е, дополн. / Под ред. Фелинской. Кишинёв: «Штиинца». — 1980. — 228 с.

16. Нечипоренко В.В., Лыткин В.М. Расстройства личности: прежние проблемы, новые подходы. — СПб.: Первая Академическая типография «Наука», 2014. — 280 с.

17. Озерецковский Д.С. Научная деятельность B.Х. Кандинского // Вопросы клиники и лечения психических заболеваний. Матер. к юб. науч. конф., посвящённой 100-летию больницы (22-23 декабря 1965 г.) / Ред. коллегия С.И. Коган, Б.Е. Миронов, Т.Я. Хвиливицкий. — Л. -1965. — С. 100-105.

18. Рохлин Л.Л. Клинические воззрения В.Х. Кандинского. — Журн. невропат. и психиатр. им. С.С. Корсакова. — 1974, Т. 74, вып. 4 — C. 608-616.

19. Снежневский А.В. Биографический очерк В.Х. Кандинского // Кандинский В.Х. О псевдогаллюцинациях. — М.: Медгиз. — 1952. — С. 147-167.

20. Смулевич А.Б. Расстройства личности. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство». — 2007. — 192 с.

21. Смулевич А.Б. Психопатология личности и коморбидных расстройств: учеб. пособие. М.: МЕДпресс-информ. — 2009. — 208 с.

22. Тукаев Р.Д. Триггерные механизмы биологического и психического стресса в соотнесении с диатез-стрессовыми моделями психиатрии. — Журн. «Социальная и клиническая психиатрия». — 2012. — Т. 22, № 2. — С. 69-77.

Типы акцентуаций характера по леонгарду

В 1964 году известный немецкий ученый Карл Леонгард, занимавшийся исследованием методов диагностики личности, опубликовал монографию «Нормальные и патологические личности», в которой была разработана классификация акцентуаций, или типология характеров и темпераментов, подробно проиллюстрированная на примерах известных литературных героев.

Что такое акцентуации характеров?

Под акцентуацией выдающийся психиатр понимал ярко выраженные черты личности. Специалисты разных стран активно изучают акцентуации в связи с тем, что различные черты характера и темперамента, выраженные сильно, сверх меры, создают условия для развития тех или иных психических или психосоматических расстройств. Методика Леонгарда используется в диагностических и психокоррекционных целях. Также типология личности, предложенная Леонгардом, вызывает интерес у многих людей, интересующихся психологией.

Зная методику диагностики характера и особенности характера человека того или иного типа, вы можете определить свой тип акцентуации, а также типы акцентуации окружающих. При этом стоит иметь в виду, что некоторые черты ярче всего проявляются, когда человек «выбит из колеи», когда его жизнь течет не так, как ему хотелось, не так, как планировалось. «Друг познается в беде» — в переиначенном виде эта поговорка применима и к анализу акцентуаций.

Типы акцентуаций характера

Леонгард определил 12 типов акцентуаций личности, но сейчас основной упор, как правило, делается на первые десять. Четыре типа составляют условную группу, в которую входят акцентуации характера:

Еще шесть типов относят к другой условной группе, которую составляют акцентуации темперамента:

Еще два типа — это акцентуации личности: эстравертированный и интровертированный типы. При этом понимание этих терминов по Леонгарду отличается от понимания других психологов.

К. Леонгард в своей книге отмечает, что в человеке, особенно молодого возраста, могут сочетаться те или иные черты, которые характерны для личностей разных типов. С другой стороны, одно и то же качество может означать признаки различных типов. К примеру, тратить силы ради достижения поставленной цели может и человек, относящийся к застревающему типу, и тот, кто является гипертимной личностью.


Акцентуация характера

Акцентуация (от лат. accentus — ударение), — понятие, введенное К. Леонгардом в 1968 году. Оно означает чрезмерное усиление отдельных черт. Хотя по некоторым своим свойствам акцентуации схожи с расстройствами личности, они все же являются крайним вариантом нормы. Следует также помнить, что четкой границы между акцентуированными и «обычными» людьми нет.

У акцентуации есть две возможные степени: явная и скрытая. Явная акцентуация характеризуется постоянством проявления акцентуированных черт, скрытая — проявлением этих черт под влиянием определенных ситуаций.

Психопатия и акцентуация характера

Несмотря на то, что акцентуация характера, согласно МКБ-10, классифицируется как проблема, она не является психопатией. Черты, определяющие психопатию:

  1. Тотальность, выражающаяся во влиянии на все сферы жизни
  2. Стабильность
  3. Высокая степень выраженности, мешающая социальной адаптации

В отличие от психопатии, все эти черты никогда не встречаются в акцентуации одновременно. По сути, люди с ярко выраженной акцентуацией характера являются как бы серединой, промежуточным звеном между психической нормой и отклонениями.

Типы акцентуаций характера

Кратко об акцентуациях характера

На данный момент существуют две классификации акцентуаций. Первая — самая ранняя классификация Карла Леонгарда, который использовал двенадцать типов акцентуаций, деля их на три вида:

  • акцентуации температмента:
    • гипертимный
    • дистимический
    • аффективно-лабильный
    • аффективно-экзальтированный
    • тревожный
    • эмотивный
  • акцентуации характера:
    • демонстративный
    • педантичный
    • застревающий
    • возбудимый
  • акцентуации личности:
    • экстравертированный
    • интровертированный

Позже профессор А. Е. Личко улучшил и расширил классификацию Леонгарда, создав на ее основе свою, которую используют и по сей день. Помимо прочего, в своих работах он подчеркивал, что термин «акцентуация личности» некорректен, так как личность представляет собой более широкое понятие, чем характер. Акцентуации же чаще всего касаются именно черт характера.

По классификации Личко, типы акцентуации характера бывают следующими:

  1. Гипертимный
  2. Циклоидный
  3. Лабильный
  4. Астено-невротический
  5. Сенситивный
  6. Психастенический
  7. Шизоидный
  8. Эпилептоидный
  9. Истероидный
  10. Неустойчивый
  11. Конформный

Диагностика акцентуации характера

Наиболее современным методом диагностики акцентуация является опросник Личко. Он называется МПДО (модифицированный патохарактерологический диагностический опросник) и состоит из 143 утверждений. Опросник представляет собой модификацию методики Личко по выявлению акцентуаций характера; изначально методика применялась в клинической практике, а процедура обследования представляла собой сложный времязатратный процесс (от получаса до полутора часов — на обследование одного испытуемого). Опросник же — это облегченная форма методики; при заполнении опросного листа испытуемому предлагается из 143 высказываний отметить наиболее подходящие ему. Каждое из утверждений соответствует тому или иному типу акцентуации. Впоследствии на основании ответов строится график, выявляющий, какой из типов акцентуации является основным и какие — дополнительными.

Используя опросник Личко, следует помнить, что его основная задача — выявление акцентуаций у подростков. Применение этой методики ко взрослым людям является заведомо некорректным и вряд ли может претендовать на достоверные результаты.

Акцентуация характера и ее особенности

Отдельного внимания заслуживает такое понятие, как «место наименьшего сопротивления». Оно представляет собой слабую точку, которая присутствует в каждом типе акцентуации характера. Скрытая акцентуация, не проявляющаяся непрерывно, очень ярко дает о себе знать, когда человек попадает в ситуации, актуализирующие «место наименьшего сопротивления» в характере.

Например, местом наименьшего сопротивления для неустойчивого типа будет необходимость выполнять рутинную кропотливую работу в течение продолжительного времени. Именно в такие моменты акцентуации проявляются ярко, и по картине проявлений могут даже быть похожими на патологию характера.

В целом можно сказать, что акцентуация — это палка о двух концах, у этого явления есть и свои положительные, и свои отрицательные стороны. По сути, человек с акцентуацией характера обладает ярко выраженными способностями в одних областях за счет уязвимости в других.

Для более подробного ознакомления с темой акцентуаций характера рекомендуем следующую литературу:

  1. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие.
  2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.

Взаимосвязь акцентуации личности и гуморального иммунитета

  • 1.

    В. В. Абранов, Интеграция иммунной и нервной систем , Б. Новосибирск (1991).

  • 2.

    A. D. Adc, Vern. Росс. Акад. Med. Наук. , № 7. С. 48–51 (1993).

    Google ученый

  • 3.

    Джегер Л. (Ред.), Клиническая иммунология и аллергология , Москва (1990), с.507–525.

  • 4.

    А.Я. Кульберг, в: Регуляция иммунного ответа , Москва (1986), стр. 163–179.

  • 5.

    А.Е. Личко, Н.Я. Иванов, Улучшенный метод патохарактерологического обследования подростков. Методические рекомендации , Ленинград (1983).

  • 6.

    Оценка иммунного статуса в лечебных учреждениях Советской Армии и ВМФ. Методическое пособие , Москва (1987), с.62.

  • 7.

    Иванов И.И. и др. (ред.), Руководство по универсальным биохимическим и общеклиническим методам обследования , Ленинград (1975).

  • 8.

    Э. Г. Камара и Т. К. Данао, Psychosomatics , 30 , № 2, 140–146 (1989).

    PubMed CAS Google ученый

  • 9.

    R. Dantzer, J. Int. Med. Res. , 245 , 33–36 (1992).

    Google ученый

  • 10.

    P. Deschaux, Arch. Int. Physiol. Биохим. , 96 , № 3, 78–89 (1988).

    Google ученый

  • 11.

    A. J. Husband, A. W. Kusnecov, M. G. King, Neurosci. Lett. Дополнение , № 27 (1987), с. 21–22.

    Google ученый

  • 12.

    П. Март, в: Перспективы этологии , Vol.8, Нью-Йорк-Лондон (1989), стр. 173–214.

  • 13.

    I. S. McDaniel, South. Med. J. , 85 , № 4, 388–402 (1992).

    PubMed CAS Google ученый

  • Тесты личности

    Множественные аспекты человеческой личности имеют глубокие корни и сложны. Личность — это продукт природы и воспитания: кто мы есть генетически, как мы выросли и какие переживания сформировали нашу жизнь.То, как мы функционируем в этом мире, так же уникально, как и наша собственная ДНК.

    Американская психологическая ассоциация определяет личность как «индивидуальные различия в характерных образцах мышления, чувств и поведения». Личность влияет на все, что мы делаем в нашей жизни, в том числе на то, как мы взаимодействуем с информацией и другими людьми. Оба эти фактора напрямую влияют на то, как мы учимся.

    MBTI®, FFM и VARK®

    Очарование человека личностью привело к множеству тестов и инвентаризаций, каждый из которых предназначен для измерения аспектов нашего существа и того, как мы действуем в различных ситуациях.Три часто упоминаемых показателя, связанных с обучением, включают:

    MBTI (индикатор типа Myers-Briggs Type Indicator®)

    Это, пожалуй, самая популярная из инвентаризаций, определяющая 16 различных типов личности на основе четырех дихотомий:

    Экстраверт — Интроверт
    Чувство — Интуитивность
    Мышление — Чувство
    Суждение — Восприятие

    MBTI помогает определить, как человек сосредотачивается на мире (внешнем или внутреннем), и доверяет ли он информации инстинкту или наоборот.Он также определяет, насколько высоко они ценят логику (мышление) или людей (чувства), и как им нравится подходить к проекту.

    FFM (Пятифакторная модель)

    FFM детализирует личностные черты по пяти всеобъемлющим факторам, которые охватывают все аспекты человеческого поведения. Эти факторы (ОКЕАН) имеют прямую корреляцию с поведением и стилем обучения учащихся:

    Открытость опыту (интеллектуальное любопытство)
    Добросовестность (стремление к достижению)
    Экстраверсия (общительность)
    Доброжелательность (сотрудничество)
    Невротизм (тревожность)

    Характеристики ОКЕАНА измеряются по шкале от низкого до высокого.Например, человек с высоким уровнем сознательности и низким уровнем экстраверсии будет охарактеризован как дисциплинированный и послушный по отношению к заданиям, но испытывающий дискомфорт в сценариях группового обучения.

    VARK (визуальный, звуковой, чтение / запись, кинестетик)

    VARK не измеряет личность, а скорее оценивает стили обучения на основе индивидуальных предпочтений для обработки и обмена информацией:

    Визуальный — изображения, диаграммы, графики
    Аудио — лекции, обсуждение, чтение вслух
    Чтение / запись — списки, заметки, письменные материалы
    Кинестетика — экскурсии, эксперименты, опыты

    Знание того, как ученики будут лучше всего реагировать на новые концепции и идеи, может значительно повысить шансы преподавателя на достижение успешных результатов.

    Личностно-ориентированная среда обучения

    Мы можем сделать некоторые предположения о типе личности и стиле обучения. Например, интроверту MBTI с низким фактором экстраверсии FFM и высоким фактором невротизма FFM вряд ли понравится групповой опыт кинестетики.

    Конечно, преподаватели должны уметь подходить ко всем личностям и стилям обучения. Здесь вступает в игру концепция «акцентированной учебной среды».

    Эта концепция позволяет учителям и ученикам ассимилироваться в классе в соответствии с их естественными склонностями и предпочтениями. Акцентированная среда будет предлагать как групповые, так и индивидуальные сидения в пространстве, предназначенном для различных методов обучения и различных уровней межличностного взаимодействия.

    Формальное личностное тестирование и прогнозирующий анализ поведения могут дать окончательный взгляд на потенциал каждого учащегося к обучению. Однако просто глядя на то, где студенты предпочитают сидеть, оценивая, как часто они взаимодействуют, и обращая внимание на то, какие инструменты обучения работают лучше всего, также может иметь большое значение для адаптации курсов и аудиторий для достижения оптимальных результатов.

    Как личностное тестирование влияет на лидеров образования

    Как лидер в сфере образования вы можете повлиять на успехи учителей и учеников. Учитывайте вашу личность и стиль обучения при выборе подходящей степени доктора образования в области высшего образования для вашего непрерывного образования и достижений.

    Чтобы узнать больше о стратегиях достижения максимального эффекта в современном высшем образовании, посетите онлайн-программу доктора педагогических наук в области лидерства в высшем образовании Мэривиллского университета.

    Источники

    Американская психологическая ассоциация — Личность

    Вебинары ACS — Влияние личности и стиля обучения на профессиональный успех

    без границ

    Среда обучения Accent

    компульсивное расстройство и акцентуация личностных черт — Университет Маккуори

    TY — JOUR

    T1 — Persönlichkeitsakzentuierung bei zwang

    T2 — risikofaktor für den behaviorlungserfolg?

    AU — Nitsche, Katharina

    AU — Moritz, Steffen

    AU — Jelinek, Lena

    PY — 2016

    Y1 — 2016

    N2 — Цели: Предикторы результатов лечения пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством безрезультатны.Отрицательный результат лечения при ОКР, по-видимому, связан с коморбидными расстройствами личности. Однако результаты противоречивы. Метод. Было набрано 82 пациента с ОКР. Тяжесть симптомов (Y-BOCS, OCI-R, HDRS) и личностные акцентуации (IKP) оценивались на исходном уровне, после лечения (через восемь недель), а также при последующем наблюдении (через 6 месяцев). Результаты. Почти у половины пациентов (48,8%) отмечена хотя бы одна акцентуация личностных черт (ПА). Избегающая ПА и (на уровне тенденции) наличие хотя бы одного ПА были связаны с более низким успехом лечения.Заключение: наличие ПА, по-видимому, является важным предиктором для оптимизации успеха лечения. Терапевты должны подбирать лечение с учетом акцентуаций личности, а также расстройств личности.

    AB — Цели: Предикторы результатов лечения пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) неубедительны. Отрицательный результат лечения при ОКР, по-видимому, связан с коморбидными расстройствами личности. Однако результаты противоречивы. Метод. Было набрано 82 пациента с ОКР.Тяжесть симптомов (Y-BOCS, OCI-R, HDRS) и личностные акцентуации (IKP) оценивались на исходном уровне, после лечения (через восемь недель), а также при последующем наблюдении (через 6 месяцев). Результаты. Почти у половины пациентов (48,8%) отмечена хотя бы одна акцентуация личностных черт (ПА). Избегающая ПА и (на уровне тенденции) наличие хотя бы одного ПА были связаны с более низким успехом лечения. Заключение: наличие ПА, по-видимому, является важным предиктором для оптимизации успеха лечения.Терапевты должны подбирать лечение с учетом акцентуаций личности, а также расстройств личности.

    KW — ОКР

    KW — депрессия

    KW — акцентуация личности

    KW — реакция на лечение

    KW — когнитивно-поведенческая терапия

    UR — http://www.scopus.com/inward/record.url?scp = 85012923998 & partnerID = 8YFLogxK

    UR — http://www.psychologie-aktuell.com/index.php?id=56&tx_ttnews[tt_news provided=4462&tx_ttnews[backPidestive=57&cHash8=ec308b —

    #marke_articles —

    0003 —

    37

    SP — 317

    EP — 333

    JO — Verhaltenstherapie und Verhaltensmedizin

    JF — Verhaltenstherapie und Verhaltensmedizin

    SN — 1013-1973

    IS — 3

    Расстройство личности | OpenMD.com

  • Когда нормальные черты личности становятся негибкими и неадаптивными, вызывая субъективный дистресс или нарушение социального функционирования, их можно рассматривать как расстройства.

    Тезаурус CRISP

    Национальные институты здравоохранения, 2006 г.

  • Нарушение психического функционирования, влияющее на личность и поведенческие тенденции человека и характеризующееся жестким и нездоровым образцом мышления и поведения.Определение личного расстройства подразумевает, что отклонение от нормы не является результатом повреждения или оскорбления мозга или другого психического расстройства.

    Онтология фенотипа человека (HPO)

    Проект онтологии человеческого фенотипа, 2017

  • Расстройства личности — это группа психических заболеваний.Они включают в себя долгосрочные паттерны мыслей и поведения, которые являются нездоровыми и негибкими. Такое поведение вызывает серьезные проблемы в отношениях и работе. Людям с расстройствами личности трудно справляться с повседневными стрессами и проблемами. У них часто возникают бурные отношения с другими людьми. Причина расстройства личности неизвестна. Однако гены и детский опыт могут сыграть свою роль. Симптомы каждого расстройства личности разные. Они могут быть легкими или тяжелыми. Людям с расстройствами личности может быть трудно понять, что у них есть проблема.Для них их мысли нормальны, и они часто винят других в своих проблемах. Они могут попытаться получить помощь из-за проблем с отношениями и работой. Лечение обычно включает беседу, а иногда и лекарства.

    MedlinePlus

    Национальная медицинская библиотека США (NLM), 2016

  • Серьезное отклонение от нормального поведения.

    Предметные рубрики NLM Medical

    Национальная медицинская библиотека США (NLM), 2018

  • Разнообразная категория психических расстройств, характеризующихся поведением, которое заметно отличается от ожиданий культуры человека; эта модель отклонений является повсеместной, негибкой и стабильной с течением времени.Поведенческий паттерн негативно влияет на отношения и работу.

    Тезаурус NCI

    Национальный институт рака США (NCI), 2017

  • Расстройства личности относятся к устойчивым образцам мышления и чувств по отношению к себе и другим, которые значительно и отрицательно влияют на то, как человек функционирует в различных аспектах жизни.В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, 5-е издание (DSM-5), расстройства личности подразделяются на 10 различных типов: …

    Athenahealth, Inc., 2019

  • Расстройства личности в целом представляют собой распространенные устойчивые паттерны восприятия, реакции и взаимоотношений, которые вызывают значительный дистресс или функциональные нарушения.Расстройства личности значительно различаются по своим проявлениям, но считается, что все они вызваны сочетанием генетических факторов и факторов окружающей среды. Многие постепенно становятся …

    Merck & Co., Inc., 2020

  • Расстройство личности, психическое расстройство, которое характеризуется глубоко укоренившимися и продолжительными моделями негибкого, неадаптивного или антиобщественного поведения.Расстройство личности — это усиление одной или нескольких черт личности до такой степени, что эта черта значительно ухудшает социальную …

    Британская энциклопедия, Inc., 2020

  • Расстройство личности, как это определено в Диагностическом и статистическом руководстве Американской психиатрической ассоциации, четвертое издание, пересмотр текста (DSM-IV-TR), представляет собой устойчивый образец внутреннего опыта и поведения, который заметно отличается от ожиданий культуры человека. , является повсеместным и негибким, имеет начало…

    WebMD, 2019

  • Расстройство личности — это тип психического расстройства, при котором у вас жесткий и нездоровый образ мышления, функционирования и поведения.Человеку с расстройством личности трудно воспринимать ситуации и людей и относиться к ним. Это вызывает серьезные проблемы и ограничения в отношениях, общественной деятельности, работе и учебе.

    Фонд Мейо медицинского образования и исследований

  • Этот контент , а не следует использовать вместо проверенных с медицинской точки зрения справочных материалов для поддержки принятия решений или профессиональных медицинских рекомендаций.Некоторые термины могут иметь альтернативные или обновленные определения, не отраженные в этом наборе. Определения на этой странице не следует считать полными или актуальными.

    7 удивительно распространенных расстройств личности, которые труднее всего обнаружить

    «Шизоидное расстройство личности (ШРЛ) — очень сложное расстройство, потому что его характеристики нечеткие, но не слишком выраженные», — Джошуа Клапоу, доктор философии, клинический психолог и хозяин Интернета. Радио-шоу, — рассказывает Bustle. «Некоторые из симптомов или характеристик включают: неприязнь к близким отношениям и предпочтение уединенной деятельности и одиночество.«

    Они также, как правило, мало интересуются сексом и очень мало занятий приносят им удовольствие, поэтому ШРЛ« часто ошибочно принимают за депрессию », — говорит Клапоу.« Но симптомы не соответствуют депрессии. Человек обычно отстраняется от деятельности в жизни, но не полностью. Таким образом, они могут казаться странными, разрозненными и незанятыми, но без многих явных симптомов. Из-за этого очень сложно поставить ярлык или поставить диагноз ».

    Когда симптомы расстройства личности имитируют симптомы других расстройств, таких как депрессия, человек с этим расстройством может не осознавать, что у него оно есть.И окружающие тоже могут не понять. Также бывает сложно выявить расстройство личности, поскольку все мы можем быть немного одинокими или зависимыми.

    Вот почему они считаются расстройством только тогда, когда они распространены. «Расстройство личности — это состояние, при котором базовые черты, характеристики и склонности человека нарушают его функционирование», — говорит Клапоу. «Чаще всего человек не обладает осознанием или пониманием, потому что это его основные характеристики — он склонен рассматривать проблемы как коренные в других, потому что они просто являются« самими собой ».«

    Но именно здесь может сыграть роль осознанность — а иногда и терапия и даже лекарства». «Осведомленность о конкретном поведении, которое нарушает и беспокоит других, имеет решающее значение», — говорит Клапоу. Отсюда любой человек с расстройством личности может работать в этом направлении. изменить свои действия и то, как они взаимодействуют с другими, чтобы они могли меньше страдать и чувствовать себя лучше.

    Психологи показывают, как акцент формирует наше восприятие человека — ScienceDaily

    Акцент, с которым кто-то говорит, играет решающую роль в общении. Как мы судим об этом человеке, выяснили недавно психологи Йенского университета имени Фридриха Шиллера (Германия).

    «Акцент гораздо важнее, чем то, как человек выглядит», — резюмирует доктор Тамара Ракич один из ключевых выводов исследования, которое только что было опубликовано в онлайн-выпуске журнала Journal of Personality and Social Psychology . Исследование основано на докторской диссертации доктора Ракича в Международном аспирантуре под названием «Конфликт и сотрудничество между социальными группами».

    «Разделение на социальные категории, такие как, например, этническая принадлежность, происходит спонтанно и помогает нам понять и упростить сложный мир и позволяет нам легче справляться со сложностью», — говорит Ракич. Однако, продолжает психолог, категоризация может превратиться в неотраженное суждение, основанное на стереотипах, и привести к дискриминации. Психологи из Йенского университета исследуют процесс восприятия человека в проекте под руководством профессора доктора Мелани Стеффенс в рамках исследовательского подразделения «Восприятие человека».

    В своих текущих исследованиях доктор Ракич и ее коллеги профессор доктор Мелани Стеффенс и профессор доктор Амели Мамменди впервые эмпирически протестировали влияние языка на этническую категоризацию.«С помощью нашего языка мы не только передаем информацию. Сам язык предоставляет много информации о говорящем», — говорит д-р Ракич. Согласно доктору Ракичу, можно сделать выводы о темпераменте, возрасте или душевном состоянии человека. «Те, у кого есть акцент, также выдают свое этническое происхождение».

    Ранее ученые предполагали, что визуальные подсказки имеют приоритет при классификации неизвестных людей. «Подавляющее большинство исследований было сосредоточено на внешности», — говорит психолог из Йены Ракич.Напротив, влиянием языка — или, точнее, акцента — до сих пор пренебрегали. Неправильно, как сейчас смогли продемонстрировать йенские ученые.

    Они показали участникам фотографии лиц немецкой и итальянской внешности вместе с письменным заявлением изображенных лиц. Затем участники должны были присвоить показания изображенным лицам. Согласно ранее полученным данным, путаница была особенно распространена в группах лиц немецкой и итальянской внешности.Однако заявления, сделанные лицами, выглядящими по-немецки, не были ошибочно отнесены к лицам итальянского происхождения (или наоборот). Но это стало еще интереснее, когда были добавлены акценты: теперь некоторые люди с немецкой внешностью говорили на стандартном немецком, а некоторые с итальянским акцентом (а также люди с итальянской внешностью).

    «Результаты показывают, что участники ориентировались почти исключительно на разговорный акцент при классификации людей», — резюмирует доктор Ракич. Внешний вид, который вошел в уравнение путем категоризации в первом эксперименте, в то время как никакой другой информации не было предоставлено, больше не имел значения.По словам Ракича, это доказывает огромную важность языка как источника информации при этнической категоризации: это соответствует предположению о том, что язык без акцента играет решающую роль в социальной интеграции.

    История Источник:

    Материалы предоставлены Йенским университетом Фридриха Шиллера . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.

    ПСИХОЛОГО-STATISTICALMATHEMATICAL АНАЛИЗ высшего психического поведения личности подростков с различной структурой ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПОМ КОНСТИТУЦИОННОГО НЕПРЕРЫВНОГО DIAPASON ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ NORM-акцентирование с тенденцией — Психологические науки

    ПСИХОЛОГО-STATISTICALMATHEMATICAL АНАЛИЗА высшего психического ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ СТРУКТУРОЙ ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП КОНСТИТУЦИОННОГО НЕПРЕРЫВНОГО ДИАПАЗОНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НОРМЫ-АКЦЕНТУАЦИИ С ТЕНДЕНЦИЕЙ К

    Погожева О.V.

    Для определения совокупности психологических маркеров, лежащих в основе разграничения основных психологических типов в рамках поведенческой изменчивости личности, был проведен сравнительно-психологический математический анализ результатов обследованных подростков диапазона психологической нормы-акцентуации с аддиктивный стереотип поведения.

    Сравнительный математический анализ результатов психологического обследования подростков с циклоидным и истероидным психологическим типом диапазона психологической нормы-акцентуации с аддиктивным стереотипом поведения позволил выделить указанные группы с достаточно высокой степенью достоверности, когда процент ошибок в обеих группах не превышает 15,79%.Полученные результаты отражают формирование истеронциклоидной структуры личности в подгруппах обеих групп. Подростков смешанных групп отличает слабость конституциональных механизмов защиты и влияние имеющихся у них социальных стрессоров, регистрируемое на экспериментально-психологическом уровне, негативный дрейф в сторону аномальной изменчивости личности практически у 16% подростков. Для представителей сравниваемых подгрупп характерна нестабильная личностная компенсация и поведенческая адаптация, что проявляется при субдепрессивных переживаниях, сопутствующей патологии тревожных переживаний.В сочетании со стойкими реакциями эмансипации это приводит к конфликтному поведению со сверстниками, учителями, окружающими родственниками и к преступным проявлениям поведения.

    Полученные результаты свидетельствуют о необходимости выделения подростковой группы рисков устойчивого формирования аддиктивного поведения, что требует немедленных мер специальной психологической помощи путем восстановления и закрепления конституционных механизмов защиты с точки зрения компенсации личности и поведенческой адаптации.

    Психолого-математический анализ подростков с циклоидно-эпилептоидным психологическим типом диапазона психологической нормы-акцентуации со склонностью к аддиктивному стереотипу поведения привел к следующим результатам. Определена совокупность психологических маркеров-ограничителей, выделены группы. Эта совокупность учитываемых в процессе анализа психологических параметров демонстрирует дифференциально-диагностические различия между циклоидными и эпилептоидными представителями диапазона психологической нормы-акцентуации с аддиктивным стереотипом поведения.При этом процент вероятностных ошибок при дифференциальной диагностике не превышает 10,5% в первой группе и 5,26% во второй группе, что подчеркивает тенденцию к снижению количества выявленных подростков со смешанной циклоидно-эпилептоидной структурой. психотип личности, что свидетельствует об отрицательном психотипологическом дрейфе в сторону диапазона аномальной изменчивости личности.

    Следует отметить, что в этой сравниваемой паре подростков с шизоидным и циклоидным психотипом мы наблюдаем «отгораживание» тенденции к употреблению алкоголя подростками с поведенческими делинквентными проявлениями, отражающими негативный психотипологический дрейф в сторону диапазона аномальной личности. изменчивость, что требует профилактических мер, направленных на искажение мотивов и ценностей употребления алкоголя.Низкий процент вероятных ошибок при дифференциальной диагностике (15,8% в первой группе и 10,53% во второй группе подтверждают достоверность полученных результатов), с одной стороны, указывают на выявленную тенденцию к снижению смешанных шизоидно-циклоидных психотипологических структур при формировании склонности к аддиктивному поведению, что свидетельствует о негативном психотипологическом дрейфе в собственно диапазоне акцентуации. Связь шизоидно-циклоидных психотипологических структур в подростковом возрасте также приводит у малых групп к ослаблению конституциональных механизмов защиты и усилий компенсации личности и поведенческой адаптации в условиях социально-информационного стресса жизненной среды.

    Психолого-математический анализ подростков с шизоидным и эпилептоидным психологическим типом диапазона психологической нормы-акцентуации с аддиктивным стереотипом поведения позволил получить достоверные результаты дифференциальной диагностики.

    Обращает на себя внимание свидетельство шкалы истерической реакции, которая сочетается с умеренно выраженными субдепрессивными невротическими переживаниями и тревогой, в том числе конституционально обусловленными (шкала тревожности Портной), что отражает формирование личностных переживаний и поведенческих стереотипов, дрейфующих в сторона границ аномальной изменчивости личности.Мы уже упоминали, что появление истерического стереотипа поведения необычно для шизоидного или эпилептоидного подросткового психотипа, ведь появление указанного стереотипа свидетельствует о склонности к аномальной личности и поведенческой реакции. Совокупность перечисленных психологических показателей лежит в основе аддиктивного поведения, вызывающего срабатывание конституционных механизмов компенсации личности и поведенческой адаптации, что под влиянием дополнительных социальных факторов может привести к нарушению конституциональных защитных механизмов и состоянию декомпенсации личности. и поведенческая дезадаптация.Подтверждением наших рассуждений является усиление проявлений психологической астенизации (шкала астении) и психопатизации (конфликтность, последовательность непонимания в отношениях), которые в свою очередь провоцируют негативный психотипологический дрейф, приводящий к его устойчивости.

    На этом фоне в первую очередь как защитный механизм формируется аддиктивное поведение — желание употребить алкоголь и забыть обо всех подростковых проблемах или выиграть крупную сумму денег и одновременно решить все проблемы во взаимоотношениях.Подобные рассуждения преобладают в обыденном сознании подростков с эпилептоидной или шизоидной структурой личности, склонных к аддиктивному поведению.

    Возникает вопрос, способствует или противодействует выявленный смешанный психотип негативному психотипологическому дрейфу в диапазоне психологической нормы-акцентуации? Скорее всего, состав шизоидно-эпилептоидных черт в период созревания подростков приводит к тому, что 10,5% подростков с шизоидно-эпилептоидным психотипом в группе с эпилептоидным психотипом и 15,7% в группе с шизоидным психотипом тип нестабильности механизмов конституциональной психологической защиты.В этих условиях дополнительные социально-информационные стрессоры повышают риск негативного психотипологического дрейфа в сторону аномальной изменчивости личности. Эмпирические, феноменологические и психологические наблюдения и описания подростков подтверждают наше предположение о том, что из двух сравниваемых групп наблюдаемых подростков только часть из них имеет негативный психотипологический дрейф из диапазона акцентуации в сторону диапазона аномальной изменчивости личности. Проведенные экспериментально-психологические исследования с обработкой результатов методом дискриминантного анализа дают возможность выделить вполне конкретных подростков из сравниваемых групп вполне конкретных подростков, которые на достоверном уровне обладают изменчивостью личности и поведения в пределах диапазона нормы-акцентуации и далее в рамки диапазона аномальной изменчивости личности.Таким образом, наше исследование открывает возможность индивидуальной психодиагностики, основанной на конституционной психологии.

    Психолого-математический анализ подростков шизоидных и истероидных психотипов, находящихся в диапазоне акцентуации психологической нормы с аддиктивным стереотипом поведения, позволил провести дифференциальную диагностику между сравниваемыми группами.

    Подростки с шизоидной структурой личности имеют истерический стереотип поведения, как мы уже отмечали, как психологический поведенческий маркер аномального аддиктивного поведения, когда употребление алкоголя позволяет вначале скрыть свои проблемные чувства, а затем постепенно не может не избавиться от них. формируют психологическую зависимость.На высокую вероятность смешанного шизоида указывают 26,3% ошибок при дифференциальной диагностике подростков-истероидов и низкий процент ошибок — 5,3% соответственно в группе шизоидных представителей диапазона психологической нормы-акцентуации с аддиктивным стереотипом поведения. -истероидные структуры личности. При этом нельзя не обратить внимание на то, что среди подростков-истероидов почти треть составляют подростки со смешанной шизоидно-истероидной структурой личности, что может обеспечить усиление конституциональных механизмов психотипологической защиты за счет шизоидной структуры. личности.Иными словами, 26,3% подростков с шизоидно-истероидной структурой личности от всей группы ограничат собственный негативный дрейф в сторону аномальной изменчивости личности воздействием социально-информационных стрессоров. В группе с шизоидной структурой личности 5,3% подростков имеют высокий риск нарушения конституциональных механизмов компенсации личности и поведенческой адаптации с формированием отрицательного дрейфа в сторону диапазона аномальной изменчивости личности.Можно утверждать, что сочетание истероидной структуры индивидуально-типологических черт подростков с концептуальным «шизоидным основным телом» подростков на психологическом уровне способствует расшатыванию психологических механизмов компенсации и адаптации, повышению риска при неблагоприятных социальных условиях жизненной среды. осуществить негативный психотипологический дрейф в сторону диапазона аномальной изменчивости личности.

    Анализ показывает, что при разграничении психотипов в диапазоне акцентуации психологической нормы с аддиктивным стереотипом поведения возникает дифференциально-диагностическая роль определяемых психологических параметров.Если в диапазоне психологической нормы акцентуации расстояние между центрами проекций психологических параметров циклоида и истероида в трехмерном пространстве мало, то в диапазоне психологической нормы-акцентуации с аддиктивным стереотипом поведения оно значительно увеличивается, демонстрируя удаленность групп от одной к другой в пространстве, как следствие, повышается достоверность диагностики психотипов диапазона психологической нормы-акцентуации с аддиктивным стереотипом поведения с учетом психотипологического негативного дрейфа в сторону пределов аномальная изменчивость личности.С помощью психологической методики, результаты которой обработаны методами математической непараметрической статистики, мы регистрируем не только особенности психологических, личностных, поведенческих различий между психотипами, но и фиксируем негативный психотипологический дрейф. Интересным можно считать тот факт, что в дифференциацию шизоидных и истероидных, шизоидных и эпелептоидных, шизоидных и циклоидных психотипов в диапазоне психологической нормы-акцентуации с аддиктивным стереотипом поведения наибольший вклад вносит показатель шкалы истерического поведения. реакции клинического опросника для определения и оценки невротического состояния.Анализ средних показателей этой шкалы показал, что именно подросткам-шизоидам с отрицательным психотипологическим дрейфом в пределы диапазона аномальной изменчивости личности в наибольшей степени свойственны черты истерической невротической реакции, которой, как известно, нет. Они соответствуют структуре личности шизоидов и в значительной мере ослабляют механизмы психологической защиты, скорее всего, за счет чувствительности, которая компенсируется, а в подгруппах с отрицательным дрейфом гиперкомпенсируется истерическим стереотипом поведения.

    Тем самым изменение конкретной психотипологической структуры с появлением нехарактерных компонентов, присущих другой психотипологической структуре, указывает на неконструктивную тенденцию дрейфа шизоидных черт психотипа диапазона психологической нормы акцентуации с аддиктивным стереотипом поведения в конституционном континууме. в сторону пределов аномальной изменчивости личности.

    Обобщая сказанное, отметим, что различия между базовыми психотипами становятся более значительными при их смещении в сторону диапазона акцентуации психологической нормы с аддиктивным стереотипом поведения, который осуществляется, прежде всего, на уровне за счет ослабления шизоидной структуры личности за счет появления истероидного стереотипа поведения или смешанных истероидно-шизоидных структур психотипов личности.Следует отметить, что формирование шизоидно-циклоидных структур психотипа также происходит за счет проявлений истерических стереотипов поведения и эмоциональной нестабильности, склонности к дистимии у подростков с циклоидными индивидуально-типологическими чертами личности.


    Работа поступила на международную научную конференцию «Фундаментальные исследования», (Израиль, Тель-Авив), 10-17 апреля 2010 г., поступила в редакцию 23.03.2010 г.

    Погожева О.V. ПСИХОЛОГО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЫСОКОГО ПСИХИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТРУКТУРОЙ ЛИЧНОСТИ.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *