Руководство психология: Понятие руководства | Psylist.net

1. Понятие руководства. Психология труда: конспект лекций

1. Понятие руководства

Руководство – направленное воздействие на сотрудников, коллектив, в результате которого достигается повышение производительности труда. Руководство можно назвать процессом, при котором руководителю дается право власти над подчиненными.

Руководство включает множество аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение на предприятие новых методов и форм работы и другие. Существует несколько стилей руководства. Основными из них являются демократический, авторитарный и либеральный стили управления.

Демократический стиль управления характеризуется тем, что принятие решений основывается на обсуждении проблемы, при этом учитываются все мнения и инициатива сотрудников. Контроль за принятием решения ведется не только со стороны руководителя, но и со стороны самих работников, т. е. это указывает на максимально возможную демократию и свободу самореализации, проявление интереса и доброжелательности по отношению к личности, отсутствие дискриминации. Демократический стиль управления является самым рациональным и эффективным. Это объясняется тем, что вероятность принятого правильного решения при таком стиле руководства возрастает, так как оно является наиболее взвешенным и обдуманным коллективно. Данный стиль управления будет оправдан, если в организации руководитель обладает достаточно высоким уровнем интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей.

Авторитарный стиль управления, еще его часто называют диктаторским, для него характерно жесткое единоличное принятие решения руководителем, им же осуществляется жесткий постоянный контроль за выполнением отданных им распоряжений, и при отклонении от нормы следует наказание, забота о личности стоит на последнем месте или вообще отсутствует, нет никакого интереса к работникам. За счет того, что ведется постоянный контроль за подчиненными, результаты работы всегда на высшем уровне (прибыль, производительность, качество продукции и многое другое), но большой минус этого стиля управления заключается в высокой вероятности ошибочных решений, подавлении инициативы, замедлении нововведений, застое, пассивности работников и т. д. Он целесообразен и оправдан только в том случае, когда организация находится в критическом состоянии и ей требуется время для «реабилитации».

Либеральноанархический стиль управления характеризуется максимально возможной демократией и минимальным контролем за работниками в организации. Каждый работник может высказывать свою точку зрения и позицию, при этом не отстаивая их. Как правило, при таком стиле руководства производительность низкая, люди не удовлетворены своей работой, направления работы складываются из предпочтений лидера микрогруппы и т. д. На практике же мало кто из руководителей придерживается одного стиля управления, как правило, происходит смешение двух, а иногда и всех трех стилей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Руководство и лидерство в группе

Процессы лидерства и руководства относятся к проблеме интеграции группо­вой деятельности, а, следовательно, и ее эффективности. Кроме того, они описывают субъекта этой ин­теграции – руководителя (лидера) группы. Важно сде­лать, прежде всего, терминологические уточнения и развести поня­тия «лидерство» и «руководство» (рис. 6).

Рис. 6. Соотношение характеристик руководства и лидерства

Как видно из приведенных соображений, лидер и руководи­тель имеют, все-таки, дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помо­щи которых эти задачи могут быть решены. В то же время, лидерство есть чисто психологическая характерис­тика поведения, а руководство как регламентированный обществом правовой процесс в боль­шей степени есть социальная характеристика отношений в группе.

Лидерство – процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

Лидером является такой член малой группы, который выдвига­ется в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. стро­ят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он бу­дет вести, а они будут ведомыми.

Лидерство – это групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть сис­тема отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы.

Мера вли­яния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Кричевский, Рыжак, 1985). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: лидер должен ор­ганизовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет.

Существует три основных теоретических подхода в понимании происхож­дения лидерства.

«Теория черт» (иног­да называется «харизматической теорией») кон­центрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой чело­век, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.

«Ситуационная теория лидерства» утвержда­ет, что лидерство в основном — продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены груп­пы, которые превосходят других в каких-то качествах, которые особенно необходимы в данной ситуации.

Два столь крайних под­хода породили третий, более или менее компромиссный вариант решения проблемы. Этот вариант представлен в так называемойсистемной теории лидерства, согласно которой лидер­ство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим про­цессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функ­ция группы, и изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не долж­на сбрасываться со счетов.

Большинство отечественных исследований лидерства осущест­вляется в рамках, близких данной модели. Причем феномен лидерства в ма­лых группах рассматривается в контексте совместной групповой дея­тельности, т.е. во главу угла ставятся не просто «ситуации», а конкретные задачи групповой деятельности, в которых определен­ные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Интересной в данном случае является разработанная Р.Л. Кричевским концепция ценностного обмена

как механизма выдвиже­ния лидера. Идея ценностного обмена гласит: цен­ностные характеристики членов группы (значимые свойства лич­ности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде пред­ставлены такие качества, которые особенно значимы для группо­вой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигает­ся такой член группы, который как бы идентифицируется с наи­более полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.

Проблема изучения стиля лидерства в тра­диции социальной психологии тесно переплетается с проблемой стиля руководства. В связи с неоднозначностью употребления терминов «лидерство» и «руководство», тенденцией к совмещению позиций лидера и руководителя при их рассмотрении в реально действующих формальных группах в одном лице, очень часто проблему обозначают как стиль руководства. К сожа­лению, отсутствие строгости в дифференциации двух процессов порождает содержательное совпадение характеристик, относимых к каждому из данных процессов.

Попыток выделить различные стили руководства (лидерства) в социальной психологии было сделано достаточно много, и главным результатом их являются уточнение и конкретизация как минимум двух сто­рон: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. Так, существует достаточно известная типология, берущая свое начало в экспериментах Курта Левина, в соответствии с которой выделяются следующие стили:

1. Авторитарный стиль — характеризуется преимущественным использованием руководителем административно-распорядительных и дисциплинарных методов управления, единоличным принятием решения, жестким контролем за деятельностью подчиненных, практическим отсутствием делегирования полномочий исполнителям в отношении организации, планирования, выбора способов деятельности; социально-психологическая позиция руководителя — вне группы (коллектива).

2. Демократический стиль — управленческие решения принимаются совместно, после обсуждения проблемы и учета мнений других сотрудников, свое мнение руководитель высказывает в форме предложения, рационально делегирует необходимый объем полномочий другим работникам, оставляя за собой право контроля по ключевым вопросам; социально-психологическая позиция руководителя — внутри группы.

3. Попустительский стиль — характеризуется «псевдодемократической» позицией руководителя, когда всем работникам допускается высказывать свое мнение, но нет четкого разграничения полномочий, сфер ответственности, контроля за деятельностью подчиненных со стороны руководителя, его социально-психологическая позиция — незаметное пребывание в стороне.

Данная классификация не единственная. В зависимости от направленности руководителя на интересы дела или заботу о людях выделяют пять типов руководителей (рис. 7).

Рис. 7. Типы руководителей

В практике экспериментальных исследований названы и такие типы лидеров, как: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоцио­нального притяжения, лидер-умелец. Многие из этих характерис­тик могут быть с успехом отнесены и к руководителю. Суть проблемы заключается в том, что сам феномен лидерства еще не описан достаточно полно, прежде всего, не выяснены до конца различия в позиции лидера и руководителя. В экспериментальных исследованиях в равной мере выявляют­ся и стиль лидерства, и стиль руководства. Очень часто методики, предназначенные для определения стиля лидерства, считаются год­ными и для определения стиля руководства. В действительности не во всех случаях эти методики могут быть релевантными: учиты­вая разведение функций лидера и руководителя и характера их деятельности, необходимо видеть, в каких конкретно функциях руководитель повторяет психологический рисунок деятельности лидера, а в каких он детерминирован иными обстоятельствами.

10.3. Лидерство и руководство

Страница 1 из 3

Для того чтобы четко определить проблему лидерства в управлении, необходимо развести понятия «управление», «руководство» и «лидерство».

Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей. Руководство — это лишь часть управленческой деятельности, причем именно та ее часть,- в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.

Различение понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений — формальных и неформальных. Лидерство — это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется. Роль руководителя как бы предзадана формальной структурой, его функции, как правило, четко определены, право на применение санкций не оспаривается и т. д. Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений.

Лидер и руководитель проходят разные пути выдвижения. Лидер, даже если он изначально предложен кем-то со стороны, признает, принимает, наконец, избирает ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается «снизу», более или менее демократически. Руководитель же, напротив, назначается «сверху», так или иначе навязывается. Так как это назначение может носить политический или административный характер, ведомые могут по-разному выразить свое к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и тогда другой кандидат будет скорее всего назначен «сверху». Образно говоря, лидерство можно обозначить вектором, направленным снизу вверх; руководство же — вектором противоположного направления.

Основные отличия руководства и лидерства можно выразить следующим образом:

— лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель — официальных отношений группы как некоей социальной организации;

— лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа), руководство — элемент макросреды;

Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав. «Московский институт психоанализа»

1 Сурат Лев Игоревич Ректор, председатель Ученого совета Кандидат экономических наук Доцент
2 Сурат Игорь Львович Президент Кандидат экономических наук Доцент
3 Соловьева Екатерина Валерьевна Первый проректор Без ученой степени Без учёного звания
4 Демидов Александр Александрович Первый проректор Кандидат психологических наук Без учёного звания
5 Аверьянов Алексей Иванович Проректор по воспитательной и социальной работе, доцент кафедры психологии личности и дифференциальной психологии Кандидат педагогических наук Доцент
6 Ганич Яна Викторовна Проректор по учебно -методической работе, учёный секретарь Ученого совета Кандидат экономических наук Доцент
7 Квашнин Александр Юрьевич Проректор по цифровизации Кандидат физико-математических наук Без учёного звания
8 Приходько Екатерина Владимировна Проректор по практике Кандидат психологических наук Без учёного звания
9 Хамзаев Бийсултан Султанбиевич Проректор по взаимодействию с органами государственной власти Без ученой степени Без учёного звания
10 Базарова Гули Тахировна Директор Московской школы практической психологии Кандидат психологических наук Без учёного звания
11 Барабанщиков Владимир Александрович Декан факультета психологии Доктор психологических наук Профессор, Член-корреспондент РАО
12 Белопольская Наталия Львовна Декан факультета клинической психологии Доктор психологических наук Профессор
13 Григорович Любовь Алексеевна Декан факультета психолого-педагогического и специального образования, заведующий кафедрой психологии образования Доктор психологических наук Профессор
14 Донцова Маргарита Валерьевна Доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Кандидат психологических наук Без учёного звания
15 Иванов Михаил Владимирович Доцент кафедры детской и подростковой клинической психологии Кандидат психологических наук Без учёного звания
16 Иванов Феликс Евгеньевич Профессор кафедры общей психологии Кандидат психологических наук Доцент
17 Кулешова Элеонора Владимировна Заместитель декана факультета психолого-педагогического и специального образования, руководитель отдела инклюзивного образования Кандидат педагогических наук Без учёного звания
18 Курдюкова Наталья Анатольевна Заведующий кафедрой организационной психологии Кандидат психологических наук Доцент
19 Куфтяк Елена Владимировна Заведующий кафедрой возрастной и семейной психологии Доктор психологических наук Профессор
20 Лейбин Валерий Моисеевич Профессор кафедры основ клинического психоанализа Доктор философских наук Старший научный сотрудник
21 Лигорио Винченцо Руководитель международного отдела Доктор в области политологии в Средиземноморском регионе Без учёного звания
22 Немов Роберт Семенович Профессор кафедры социальной психологии Доктор психологических наук Профессор
23 Огарь Ирина Викторовна Руководитель Департамента дополнительного образования Кандидат философских наук Без учёного звания
24 Плужников Илья Валерьевич Доцент кафедры нейро- и патопсихологии взрослых Кандидат психологических наук Без учёного звания
25 Сварник Ольга Евгеньевна Доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Кандидат психологических наук Без учёного звания
26 Солдатова Галина Уртанбековна Заведующий кафедрой социальной психологии Доктор психологических наук Профессор, Член-корреспондент РАО
27 Спиваковская Алла Семеновна Заведующий кафедрой психотерапии и психологического консультирования Доктор психологических наук Профессор
28 Хватов Иван Александрович Руководитель научно-образовательного центра биопсихологических исследований, Доцент кафедры общей психологии Кандидат психологических наук Без учёного звания
29 Шляпников Владимир Николаевич Доцент кафедры психологии личности и дифференциальной психологии Кандидат психологических наук Без учёного звания
30 Штукарева Светлана Владимировна Руководитель Высшей Школы Логотерапии Без ученой степени Без учёного звания
31 Оболенский Артемий Олегович Председатель студенческого совета

Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав — Пензенский государственный университет

1 Бабаева Марина Владимировна Доцент (к/н)
В должности с 01.10.2019. Отпуск по берем и р
Кафедра «Общая психология», Факультет педагогики, психологии и социальных наук Подробнее Отпуск по берем и р Ученая степень: к.псх.н.
Образование: Высшее профессиональное. («Педагогика и психология») педагог-психолог
Повышение квалификации: (ПГУ) Реализация учебного процесса в рамках электронной информационно-образовательной среды ЭИОС вуза
Повышение квалификации: (ПГУ) Особенности обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья
Повышение квалификации: (ПГУ) «Современные образовательные технологии в высшей школе»
Повышение квалификации: (Казанский (Приволжский) федеральный университет) «Инновационные подходы к реализации программ дополнительного профессионального образования с использованием инструментов онлайн и офлайн образования»
Стаж: 8 г 11 м 2 д, педагогический стаж, в том числе работа по специальности: 8 г 11 м 2 д Контакты подразделения: [email protected] , +7 (8412) 20-39-70, +7(8412) 20-39-71 , 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37, учебный корпус №12, 3-й этаж, аудитории 343, 344. , dep_op.pnzgu.ru Список преподаваемых дисциплин:
  • Введение в профессию
  • Методологические основы психологии
  • Методологические проблемы психологии
  • Научно-исследовательская работа
  • Научные школы и теории в современной психологии
  • Общая и экспериментальная психология
  • Общая психология
  • Общепсихологический практикум
  • Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
  • Практикум по общей и экспериментальной психологии
  • Преддипломная практика
  • Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
  • Производственная практика (преддипломная практика)
  • Психологические технологии тренинговой работы
  • Психологические технологии управления персоналом
  • Психология влияния
  • Психология конфликта
  • Психология личности
  • Психология малых групп
  • Психология межличностных отношений
  • Психология эмоций
  • Социальная психология
  • Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков)
2 Гордеева Марина Александровна Доцент (к/н)
В должности с 06.10.2020
Кафедра «Общая психология», Факультет педагогики, психологии и социальных наук Подробнее Ученая степень: к.псх.н.
Образование: Высшее профессиональное. (Бухгалтерский учет, анализ и аудит) Экономист
Образование: Профессиональная переподготовка. «Пензенский институт развития образования»
Стаж: 8 г 4 м 21 д, педагогический стаж, в том числе работа по специальности: 0 г 9 м 28 д Контакты подразделения: [email protected] , +7 (8412) 20-39-70, +7(8412) 20-39-71 , 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37, учебный корпус №12, 3-й этаж, аудитории 343, 344. , dep_op.pnzgu.ru Список преподаваемых дисциплин:
  • Психология массового сознания
  • Социальная психология личности
3 Елисеева Жанна Михайловна Доцент (к/н)
В должности с 01.10.2020
Кафедра «Общая психология», Факультет педагогики, психологии и социальных наук Подробнее Ученая степень: к.псх.н.
Образование: Высшее профессиональное. («Педагогика и психология») педагог-психолог
Повышение квалификации: (ПГУ) Реализация учебного процесса в рамках электронной информационно-образовательной среды ЭИОС вуза
Повышение квалификации: (ПГУ) Особенности обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья
Повышение квалификации: (ПГУ) «Современные образовательные технологии в высшей школе»
Повышение квалификации: (Казанский(Приволжский) федеральный университет) «Методика построения индивидуального образовательного маршрута в процессе реализации программ непрерывного образования»
Стаж: 10 г 8 м 16 д, педагогический стаж, в том числе работа по специальности: 9 г 1 м 27 д Контакты подразделения: [email protected] , +7 (8412) 20-39-70, +7(8412) 20-39-71 , 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37, учебный корпус №12, 3-й этаж, аудитории 343, 344. , dep_op.pnzgu.ru Список преподаваемых дисциплин:
  • Государственная итоговая аттестация: защита выпускной квалификационной работы
  • Государственная итоговая аттестация: защита выпускной квалификационной работы
  • Государственный экзамен
  • Методологические основы в психологии
  • Методологические основы психологии
  • Методология и анализ эмпирических данных психологии
  • Методология и методы организации научного исследования
  • Научно-исследовательская работа
  • Научный доклад об основных результатах подготовленной НКР (диссертации)
  • Общая и экспериментальная психология
  • Общепсихологический практикум
  • Педагогическая практика
  • Практикум по общей и экспериментальной психологии
  • Преддипломная практика
  • Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
  • Производственная практика (преддипломная практика)
  • Психологические технологии волонтерской деятельности
  • Психология личности
  • Психология семьи
  • Психология семьи в контексте семейного консультирования
  • Психология социальной работы
  • Семейное консультирование
  • Социально-психологические основы профориентационной работы
  • Танцедвигательная терапия
  • Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков)
  • Экспериментальная психология
  • Юридическая психология
4 Константинов Всеволод Валентинович Заведующий кафедрой (д/н, профессор)
В должности с 15.02.2013
Кафедра «Общая психология», Факультет педагогики, психологии и социальных наук Подробнее Ученая степень: к.псх.н.
Ученая степень: д.псх.н.
Ученое звание: доцент
Ученое звание: профессор
Образование: Высшее профессиональное. (Социальная работа) Специалист по социальной работе
Образование: Профессиональная переподготовка. (ФГБОУ ВО » Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова») Психолог
Повышение квалификации: (ПГУ) Реализация учебного процесса в рамках электронной информационно-образовательной среды ЭИОС вуза
Повышение квалификации: (ПГУ) Особенности обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья
Повышение квалификации: (ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарёва») Разработка и внедрение методики противодействия и идеологии экстремизма в воспитательную работу со студентами вузов
Повышение квалификации: (ПГУ) Противодействие коррупции
Повышение квалификации: («Вятский государственный университет») «Технологии сопровождения лиц с инвалидностью»
Повышение квалификации: (ПГУ) Совершенствование организационно-преподавательской деятельности в условиях реализации принципов Болонского процесса
Стаж: 28 г 12 м 21 д, педагогический стаж, в том числе работа по специальности: 20 г 5 м 24 д Контакты подразделения: [email protected] , +7 (8412) 20-39-70, +7(8412) 20-39-71 , 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37, учебный корпус №12, 3-й этаж, аудитории 343, 344. , dep_op.pnzgu.ru Список преподаваемых дисциплин:
  • Актуальные проблемы психологии межличностных отношений
  • Биоэтика (англ)
  • Введение в профессию
  • Государственная итоговая аттестация: защита выпускной квалификационной работы
  • Государственная итоговая аттестация: защита выпускной квалификационной работы
  • Государственный экзамен
  • История психологии
  • История социальной психологии
  • Научно-исследовательская деятельность и подготовка НКР (диссертации)
  • Научно-исследовательская работа
  • Научные школы и теории в современной психологии
  • Научный доклад об основных результатах подготовленной НКР (диссертации)
  • Педагогическая практика
  • Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
  • Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
  • Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (научно-исследовательская практика)
  • Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая практика)
  • Преддипломная практика
  • Производственная практика (преддипломная практика)
  • Психологическая практика в онлайн-формате
  • Психологические технологии тренинговой работы
  • Психологические технологии управления персоналом
  • Психология личности
  • Психология экстремизма
  • Социальная психология
  • Социальная психология личности
5 Ледовских Ирина Александровна Доцент (к/н, доцент)
В должности с 01.10.2020
Кафедра «Общая психология», Факультет педагогики, психологии и социальных наук Подробнее Ученая степень: к.псх.н.
Ученое звание: доцент
Образование: Высшее профессиональное. («Педагогика и психология») педагог-психолог
Образование: Профессиональная переподготовка. (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа») Клиническая психология
Повышение квалификации: (ПГУ) Реализация учебного процесса в рамках электронной информационно-образовательной среды ЭИОС вуза
Повышение квалификации: (ПГУ) Особенности обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья
Повышение квалификации: (ПГУ) «Современные образовательные технологии в высшей школе»
Повышение квалификации: Психодиагнеостика по ОРD: общее представление и подробно оси I, II, III, IV
Повышение квалификации: (Казанский(Приволжский) федеральный университет) «Методика построения индивидуального образовательного маршрута в процессе реализации программ непрерывного образования»
Стаж: 15 г 11 м 2 д, педагогический стаж, в том числе работа по специальности: 15 г 11 м 2 д Контакты подразделения: [email protected] , +7 (8412) 20-39-70, +7(8412) 20-39-71 , 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37, учебный корпус №12, 3-й этаж, аудитории 343, 344. , dep_op.pnzgu.ru Список преподаваемых дисциплин:
  • Дефектология
  • Научно-исследовательская работа
  • Общая и экспериментальная психология
  • Общепсихологический практикум
  • Основы групповой психологической работы
  • Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
  • Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования
  • Производственная практика (научно-исследовательская (квалификационная) практика)
  • Производственная практика (научно-исследовательская (квалификационная)практика)
  • Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
  • Производственная практика (производственная практика в профильных организациях)
  • Психологические технологии группового консультирования
  • Психология cоциального познания
  • Психология влияния
  • Психология девиантного поведения
  • Психология девиантного поведения и аддиктология
  • Психология конфликта
  • Психология массового сознания
  • Психология межгрупповых отношений
  • Психология межличностных отношений
  • Психология развивающего обучения
  • Психология социального познания
  • Психология эмоций
  • Развитие и психокоррекция личности
  • Социальная психология
  • Социальная психология личности
  • Социальная психология образования
  • Учебная практика (научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы))
  • Учебная практика (научно-исследовательская работа (получение первичных профессиональных умений и навыков))
  • Учебная практика (научно-исследовательская)
  • Учебная практика (педагогическая)
  • Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков)
  • Учебная практика (учебно-ознакомительная)
  • Экспериментальная психология
6 Осин Роман Викторович Доцент (к/н, доцент)
В должности с 01.10.2020
Кафедра «Общая психология», Факультет педагогики, психологии и социальных наук Подробнее Ученая степень: аспирантура. к.псх.н.
Ученое звание: доцент
Образование: Высшее профессиональное. («Педагогика и психология») педагог-психолог
Повышение квалификации: (ФГБОУ ВО ПГУ) Реализация учебного процесса в рамках электронной информационно-образовательной среды ЭИОС вуза
Повышение квалификации: (ПГУ) Особенности обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья
Повышение квалификации: (ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П.Пастухова») Применение профессиональных стандартов при разработке фондов оценочных средств
Повышение квалификации: (ПГУ) Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы
Повышение квалификации: («Вятский государственный университет») «Технологии сопровождения лиц с инвалидностью»
Повышение квалификации: (ПГУ) Совершенствование организационно-преподавательской деятельности в условиях реализации принципов Болонского процесса
Повышение квалификации: (Казанский (Приволжский) федеральный университет) «Инновационные подходы к реализации программ дополнительного профессионального образования с использованием инструментов онлайн и офлайн образования»
Стаж: 9 г 7 м 25 д, педагогический стаж, в том числе работа по специальности: 4 г 11 м 2 д Контакты подразделения: [email protected] , +7 (8412) 20-39-70, +7(8412) 20-39-71 , 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37, учебный корпус №12, 3-й этаж, аудитории 343, 344. , dep_op.pnzgu.ru Список преподаваемых дисциплин:
  • Введение в профессию
  • История психологии
  • Кросс-культурная психология
  • Мультикультурное психологическое консультирование
  • Научно-исследовательская работа
  • Общая и экспериментальная психология
  • Общая психология
  • Общепсихологический практикум
  • Основы социально-психологического тренинга
  • Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
  • Практикум по общей и экспериментальной психологии
  • Психологическая теория учебной деятельности
  • Психологические технологии тренинговой работы
  • Психологические технологии управления персоналом
  • Психология
  • Психология безопасности
  • Психология влияния
  • Психология личности
  • Психология массового сознания
  • Психология межкультурной коммуникации
  • Психология экстремизма
  • Социальная психология
7 Панова Татьяна Вячеславовна Доцент (к/н, доцент)
В должности с 01.09.2015
Кафедра «Общая психология», Факультет педагогики, психологии и социальных наук Подробнее Ученая степень: к.псх.н.
Ученое звание: доцент
Образование: Высшее профессиональное. (Психология) педагог-психолог
Образование: Профессиональная переподготовка. (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа») Клиническая психология
Повышение квалификации: (ФГБОУ ВО «ПГУ») Реализация учебного процесса в рамках электронной информационно-образовательной среды ЭИОС вуза
Повышение квалификации: (ФГБОУ ВО «ПГУ») Особенности обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья
Повышение квалификации: (ПГУ) «Современные образовательные технологии в высшей школе»
Повышение квалификации: Психодиагнеостика по ОРD: общее представление и подробно оси I, II, III, IV
Повышение квалификации: («Казанский (Приволжский) федеральный университет») «Методика построения индивидуального образовательного маршрута в процессе реализации программ непрерывного образования»
Стаж: 16 г 2 м 2 д, педагогический стаж, в том числе работа по специальности: 16 г 0 м 2 д Контакты подразделения: [email protected] , +7 (8412) 20-39-70, +7(8412) 20-39-71 , 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37, учебный корпус №12, 3-й этаж, аудитории 343, 344. , dep_op.pnzgu.ru Список преподаваемых дисциплин:
  • Введение в психологическое консультирование
  • Консультативная деятельность педагога-психолога
  • Научно-исследовательская работа
  • Общепсихологический практикум
  • Основы консультативной психологии
  • Основы психологического консультирования
  • Основы психологической коррекции личности
  • Основы психологической помощи
  • Основы психологической профилактики
  • Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
  • Психология влияния в образовательной среде
  • Психология девиантного поведения
  • Психология личности
  • Психология массового сознания
  • Психология семьи в контексте семейного консультирования
  • Социальная психология личности
  • Социальная психология образования
  • Специальная психология
  • Технологии сбора эмпирических данных
8 Романова Марина Владимировна Доцент (к/н, доцент)
В должности с 01.09.2018
Кафедра «Общая психология», Факультет педагогики, психологии и социальных наук Подробнее Ученая степень: аспирантура. к.псх.н.
Ученое звание: доцент
Образование: Высшее профессиональное. (Психология) педагог-психолог
Образование: Высшее профессиональное. (Психолого-педагогическое образование) магистр
Повышение квалификации: (ПГУ) Реализация учебного процесса в рамках электронной информационно-образовательной среды ЭИОС вуза
Повышение квалификации: (ПГУ) Особенности обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья
Повышение квалификации: (ПГУ) «Современные образовательные технологии в высшей школе»
Стаж: 18 г 10 м 13 д, педагогический стаж, в том числе работа по специальности: 14 г 9 м 9 д Контакты подразделения: [email protected] , +7 (8412) 20-39-70, +7(8412) 20-39-71 , 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37, учебный корпус №12, 3-й этаж, аудитории 343, 344. , dep_op.pnzgu.ru Список преподаваемых дисциплин:
  • Дифференциальная психология
  • История социальной психологии
  • Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований
  • Математические методы в психологии
  • Научно-исследовательская работа
  • Общая и социальная психология
  • Общая и экспериментальная психология
  • Общая психология
  • Организационное консультирование и коучинг
  • Основы коучинга
  • Педагогическая практика
  • Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
  • Практикум по социальной психологии
  • Преддипломная практика
  • Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования
  • Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
  • Производственная практика (преддипломная практика)
  • Психология личности
  • Психология стресса
  • Психология стресса и совладающего поведения
  • Социальная психология
  • Специфика профессиональной деятельности психолога и коуча
  • Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков)
  • Цифровые технологии в психологической практике

Общая психология — Лидерство и руководство в группах

Лидерство и руководство в группах

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер – в системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство – это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

Выделяют два аспекта власти – формальный и психологический. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.

Различия между лидером и руководителем:

1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные. Лидер связан только с внут-ригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;

2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений;

3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство;

4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные и неформальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции; 5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений. Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем – опосредованно. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

В некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как идентичные. Так, Д. Майерс считает, что лидерство – это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.

Руководство

Научные интересы: юридическая психология, психология расследования, судебная психология, судебная экспертиза, психолингвистика, психогерменевтика, психология религии, этнография, междисциплинарные связи психологии. В КГУ им. К.Э. Циолковского работает с 17 ноября 1990 г. по настоящее время. В 1992 г. организовал Лабораторию судебно-психологических исследований, которую возглавляет по настоящее время. В 1993 г. организовал факультет психологии, который возглавлял пять лет в должности декана. В 2006 г. организовал Научно-исследовательский центр судебной экспертизы и криминалистики, который возглавляет по настоящее время. За эти годы было проведено свыше четырех тысяч однородных психологических и комплексных экспертиз, экспертных исследований и рецензирований заключений по запросам судов, следствия, адвокатов и правозащитных организаций более чем из 50 регионов России и из-за рубежа. В 1996 г. организовал кафедру общей и юридической психологии, которую возглавлял 20 лет. За эти годы кафедра неоднократно отмечалась комиссиями Рособрнадзора как одна лучших в стране в сфере юридической психологии. Награжден медалью Л.С. Выготского. Разработал и руководит программами профессиональной переподготовки «Судебный эксперт-психолог», «Судебный-эксперт-лингвист» и рядом других. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Аккредитованный эксперт Роскомнадзора. Член Координационного совета Российского Психологического Общества (РПО), председатель Калужского регионального отделения РПО, член регионального общественного совета Федеральной службы судебных приставов (ФССП), аффилированный член American Psychological Association (APA). Пять лет возглавлял Совет Калужского регионального отделения Российского Гуманитарного Научного Фонда (РГНФ). Неоднократно отмечался благодарственными письмами, грамотами и медалями различных организаций и ведомств. Член редколлегии научного журнала «Вестник Калужского университета». Автор и соавтор более 270 публикаций по юридической психологии, психологии расследования, судебной психологии, психолингвистике, в том числе пяти монографий, шести научно-методических пособий и двух научно-методических руководств по судебно-психологической экспертизе на четырех языках.

Об этом сайте | Simply Psychology


Начиная с 2007 года, Simply Psychology завоевала лояльность студентов, исследователей, преподавателей и широкой общественности во всем мире. Ежемесячно сайт Simply Psychology посещают около 4 миллионов посетителей по всему миру.

Этот сайт изначально был разработан для студентов-психологов из Великобритании, но теперь мы пишем статьи, которые доступны широкому кругу студентов-психологов, от базовых программ психологии до получения степени.

Цель сайта — писать увлекательные и информативные статьи в академическом стиле, но при этом достаточно ясные и простые, чтобы их могли понять студенты-психологи всех уровней образования.

На сайте представлены статьи по психологии о теориях и перспективах, которые сформировали дисциплину, в удобном для пользователя формате — все они доступны в свободном доступе без абонентской платы. Каждая тематическая статья также содержит ссылки на соответствующие журналы и академические исследования, связанные исследования и темы, чтобы предоставить массу дополнительной информации для помощи в обучении.

За последние 13 лет с Simply Psychology связались тысячи школ и университетов, профессиональных ассоциаций и исследовательских организаций, справочных источников и других информационных органов, газет, журналов и других новостных служб. Например:

Согласно Google Scholar, наши статьи в совокупности цитировались более 7000 раз в течение последних 5 лет в статьях научных журналов.

Сайт посещает более 4 000 000 посетителей в месяц (в течение срока).Спасибо всем, кто писал по электронной почте, оставлял комментарии на досках объявлений или ссылался на сайт.


Код редакции

За каждой статьей, которую вы видите, стоит несколько человек, которые работают над тем, чтобы она была точной, понятной, полезной и отражающей наши принципы и редакционные правила.

Наши редакторы самостоятельно рассматривают и утверждают все идеи статей. Каждая новая статья тщательно проверяется и редактируется нашей редакционной командой перед публикацией на нашем сайте.Все визуальные эффекты, инструменты и видео подлежат одинаковому процессу утверждения.

Эта организация обязуется делать все возможное для публикации точной информации во всем своем содержании. Мы предпринимаем много шагов для обеспечения точности:

  • Анализируем доказательства; прозрачно и быстро исправляйте ошибки; и учиться на ошибках, чтобы они не повторялись. Если вы обнаружите ошибку, напишите [электронная почта защищена].
  • Никогда не плагиат и никогда намеренно не искажайте факты или контекст, включая визуальную информацию.
  • Укажите источники психологической теории и исследований, независимо от того, поступает ли информация из журналов, книг или веб-сайтов.
  • Simply Psychology использует только высококачественные источники, в том числе рецензируемые исследования, для подтверждения фактов в наших статьях.
  • В соответствующих случаях мы также предлагаем ссылки на соответствующие сторонние веб-сайты, которые предоставляют дополнительную информацию, исходный материал или информированные комментарии.
  • Работайте в меру наших возможностей, чтобы беспристрастно оценивать эмпирические свидетельства и утверждения.
  • Просто Психология сама по себе беспристрастна и не предлагает мнений.

Сообщить об ошибке

Эта организация обязуется делать все возможное для публикации точной информации по всему своему содержанию. Однако, если наша аудитория обнаруживает ошибку, мы стремимся исправить ошибки прозрачно и быстро; и учиться на ошибках, чтобы они не повторялись.

Эта приверженность и прозрачность применимы как к маленьким (грамматическим) ошибкам, так и к большим (фактические ошибки).Если наша аудитория не может доверять тому, что мы делаем правильные мелочи, как они могут доверять нам в больших делах?

Чтобы сообщить об ошибке, отправьте электронное письмо [адрес электронной почты защищен] или отправьте нам сообщение ниже, включая как можно больше информации о том, где и когда произошла ошибка, включая ссылку на страницу.

Пожалуйста, укажите свой адрес электронной почты, чтобы мы могли связаться с вами для получения дополнительной информации, если потребуется.


Напишите нам

Мы всегда ищем опытных и квалифицированных писателей с опытом и знаниями в области здоровья и благополучия.

У нас очень высокие стандарты, чем очень гордятся все, кто пишет для нас. Если это похоже на вас, напишите нашей команде по адресу [адрес электронной почты защищен].

Обратите внимание, что мы не принимаем нежелательные статьи, блоги, инфографику или сообщения, написанные гостями.


Рекламируйте с нами

Simply Psychology предлагает рекламодателям высочайшую ценность благодаря сочетанию масштаба, надежности и намерений. Заинтересованы в размещении рекламы у нас? Напишите нам по адресу [адрес электронной почты защищен].


Что говорят наши читатели

Фантастический, простой, легкий в использовании макет, который только что помог мне выполнить мое второе задание на вводный курс в Открытом университете. Прошло более 20 лет с тех пор, как я учился в школе, поэтому я немного борюсь со всем этим. У меня есть книга, отмеченная как избранное, и я намерен просмотреть все главы / разделы позже, когда у меня будет свободное время.

Большое спасибо за то, что поделились этим, и я уверен, что вы помогли многим людям (включая меня) с их пониманием предмета.Несмотря на то, что в Интернете доступно множество информации, я считаю, что она не такая простая и простая для понимания, как ваша… она слишком сложна, и я теряюсь, а затем чувствую себя более неадекватным!

Итак, еще раз, большое спасибо, С уважением

Шэрон Оуэн

Я довольно регулярно посещаю ваш сайт (просто психология). Я хочу сказать вам, что содержание действительно полезно и понятно объяснено. У меня всего одна просьба. Не могли бы вы опубликовать страницу, на которой все статьи, представленные на вашем веб-сайте, можно найти в одном месте — я имею в виду только ссылки.Это будет своего рода индексная страница. Если такие вещи существуют, извините, что беспокою вас. Но, пожалуйста, направьте меня по этой ссылке, если это так.

В любом случае, продолжайте в том же духе. Я хочу видеть от тебя больше.

С уважением, Абхинав Шарма

Я просто хотел поблагодарить вас за всю информацию, которую вы предоставили на своем сайте! Я пишу эссе о Выготском и Piaget, ваш сайт дал мне основную информацию, которая мне нужна. хорошо написано и легко понятно!

Редко можно найти веб-сайт, который попадет в точку, как ваш!

С наилучшими пожеланиями

Оливер Джеймс Локк

Привет, я читал ваш веб-сайт, и некоторая информация на этом сайте очень помогла мне с частью работы Uni, которую я выполняю в настоящее время.Я смешивал подходы к психологии, и на последнем году учебы в университете я должен был создать отличную работу, и я чувствую, что этот веб-сайт действительно помог мне в этом! Спасибо!!

Грейс Энтони

Просто хотел сказать, какой фантастический веб-сайт … Я наткнулся на него сегодня через гугл! это отличный сайт, хорошо сделанная за всю работу, которую вы вложили в него.

Юлия

Психологическое руководство по карьере

Психология — чрезвычайно разнообразная область с сотнями карьерных путей.Некоторые специальности, например уход за людьми с психическими и эмоциональными расстройствами, знакомы большинству из нас. Другие, например, помощь в разработке продвинутых компьютерных систем или изучение того, как мы запоминаем вещи, менее известны.

Что объединяет всех психологов, так это общий интерес к разуму и поведению как людей, так и животных. В своей работе психологи используют постоянно расширяющиеся научные знания о том, как мы думаем, действуем и чувствуем, и применяют эту информацию в своих областях знаний.

Многие психологи работают более чем в одной среде. Например, профессора колледжей часто консультируют по отраслям или видят клиентов на неполной ставке. Хотя можно выделить множество различных рабочих условий, для целей этой брошюры мы рассмотрим некоторые из наиболее ярких примеров.

Где работают психологи



Примечание. На диаграмме представлены условия трудоустройства для тех, кто недавно защитил докторскую диссертацию по психологии.Итого 97 процентов за счет округления и исключения 17 «неуказанных» ответов. По материалам D. Michalski, J. Kohout, M. Wicherski & B. Hart (2011),
Исследование занятости для докторантов, 2009 г. год (Таблица 3)