Модальность психология – Модальность (психология) — Википедия

Модальность (психология) — это… Что такое Модальность (психология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Модальность.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (13 мая 2011)

Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Проверить нейтральность.

На странице обсуждения должны быть подробности.

Мода́льность (от лат. modus — способ) — принадлежность отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе; качественность определенности ощущений. Модальность обусловлена строением органов чувств и особенностями среды, воздействующей на них.

Список модальностей:

  • Визуальная
  • Аудиальная
  • Кинестетическая
  • Болевая
  • другие

Модальность — одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика. Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик (пространственных, временных, интенсивностных), отражают свойства объективной реальности в специфически закодированной форме (длина световой волны отражается как цвет, частота звуковых волн — как тон и т. д.). Понятие модальности наряду с ощущениями относится и ко многим другим психическим процессам, описывая качественные характеристики когнитивных (познавательных) образов любого уровня и сложности. С другой стороны, является ли модальность свойством раздражителя или рецептора — большой вопрос. В философии он формулируется так: пахнет ли роза, если нет рядом человека?

dic.academic.ru

Модальность — психология

Образовательный портал

Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем мозгу сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторое представление или модель.

Эти индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации. В первую очередь мир воспринимается зрительно, на слух и в тактильных ощущениях. Остальные сенсорные каналы – обоняние и вкус представляют собой редко применяемые способы получения информации о мире.

Модальность, которая и используется чаще, чем другие, называется доминантной или ведущей модальностью.

По ведущему каналу восприятия людей можно разделить на 3 группы: визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал, кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через эмоционально-тактильный анализатор (осязание, обоняние, вкус, восприятие движений собственного тела с подключением эмоций). Доминирующая модальность восприятия может меняться в течение жизни.

Портреты типичных учеников.

Визуальный ученик смотрит вверх, когда говорит. Когда учитель читает, он всегда читает сам. Его тетрадь, как правило, аккуратная. Каждая часть материала пронумерована и отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ему.

При устном предъявлении информации пропускает некоторую её часть. Визуал послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет её записанной именно на доске.

Визуал чаще всего остаётся в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное — возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков.

Тогда он предпочтёт выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиальный ученик проговаривает, шепчет, когда читает текст. Гораздо чаще отвлекается, чем визуальные ученики. Он способен повторить все слово в слово, даже когда он, казалось бы, не слушал. У него затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме.

Он часто садится в классе за последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьёзная работа, так как он легко отвлекается даже на шёпот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он рассказывает лучше, чем пишет.

Если аудиал захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может «сесть на телефон» и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке».

Кинестетический ученик обычно активно реагирует на распоряжения, просьбы (например, вскакивает, чтобы раздать детям карточки, тетради или карандаши). Он редко поднимает руку, ждёт приближения учителя, старается прикоснуться к нему. Чтение сопровождает какими-либо действиями (например, водит пальцем по строчкам).

Этот ученик хорошо запоминает информацию, только если организовать игру, изображающую связь между словами, понятиями, событиями. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой, прикасается к другим детям. Если его сосед окажется также кинестетиком, то между ними возможны потасовки.

Кинестетик чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Характеристика людей по типу модальности.

Советы  педагогам. 

В реальной школьной практике учитель должен обладать гибким стилем преподавания, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы.

Только воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определённые эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.

Вне зависимости от ведущей модальности человек лучше всего запоминает тот материал, который задействует все анализаторные системы! Полисенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать её, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности.

Учителю необходимо помнить:

Работая с учеником-визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, диаграммы, наглядные пособия.

Такие учащиеся предпочитают сами читать текст учебника, чем слушать устное объяснение учителя. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчётливо, ярко, туманно и т.д.

Ученик-визуал помнит только то, что реально видел на занятии, а внимание своё он обращает либо на яркие наглядные пособия, либо на громкий голос. Поэтому важные моменты в учебном материале необходимо проговаривать несколько громче. Визуал слушает, пока смотрит, затем переводит глаза вверх.

В этот момент происходит трансляция и построение внутреннего образа. Обязательно нужно дать ему на это время. И продолжить объяснение, когда он снова посмотрит на педагога. Визуал понимает и помнит только то, по поводу чего у него есть чёткие представления, яркие картинки. Неприятный крик может сбить картинку, смазать её.

В результате — быстрое забывание, пробел в знаниях. Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность.

Работая с учеником-аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т.д.

Ученик-аудиал помнит то, что обсуждалось в классе, интересные, богатые интонациями рассказы. Чтобы материал закрепился, он должен проговаривать его, повторять вслух. Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов.

Аудиалам нужна тишина, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию. Они — самые отвлекаемые дети на занятиях, так как реагируют на любой звук.

Но в этом есть и свои плюсы — педагогу легко привлечь к себе внимание, постучав ручкой по столу, переставив с мягким стуком стул или начав говорить шёпотом.

Работая с учеником-кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики (используя обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие) обучаются в основном посредством мышечной памяти. Хорошо запоминают они то, что реально делали своими руками.

Кинестетики лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария, лабораторная работа и т.д.). Чтобы запомнить новую информацию им надо её в буквальном смысле пощупать, пережить эмоционально, как бы пропустив через себя.

Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал. Позволяйте им «играть» роль различных частей из вашей информации. Учителю можно отражать телом ритм метронома (головой). Внимание кинестетика педагог может привлечь прикосновением или движением по комнате.

Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д. С учеником-кинестетиком желательно говорить тише, мягче, глубоким низким голосом и прикасаясь, либо находясь очень близко. Кинестетикам необходим комфорт.

Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияют на протекание у них познавательных процессов.

Работа учителя  в трёх модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика.

Например, нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идёт более прочное запоминание материала. Визуалу необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д.

Аудиалу  нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения сложного задания издаёт звуки, шевелит губами. Без этого он может не справиться с заданием.

От визуала можно требовать быстрого решения задач; от аудиала — немедленного повторения услышанного им материала; от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого — он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

Замечания ученикам необходимо делать на их языке: визуалу  – покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику – положить руку на плечо, легко похлопать по нему; аудиалу  – сказать шёпотом «Ш-ш-ш».

Любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ученика. Для обучения важно не только преобладание в восприятии, памяти, мышлении той или иной модальности, но и уровень её организации. Это выдвигает задачу развития у детей ресурсных модальностей и полимодальности с учётом доминирующего типа восприятия, т.к.

для успешной учебной деятельности часто бывает, важен не только или не столько применяемый тип восприятия, но и уровень владения им, обусловленный, прежде всего, уровнем общего умственного развития ребёнка.

Таким образом, при обучении целесообразно использовать не один сенсорный анализатор, а все анализаторы в равной степени с опорой на анализатор, представляющий доминантную модальность того или иного ребёнка.

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/site/3634-2013-10-15-18-53-55.pdf

Модальность восприятия информации

Модальность (репрезентативная система) — форма восприятия и представления информации в мышлении и памяти.

Различают три основных модальности:

  • визуальную,
  • аудиальную,
  • кинестетическую (тактильные, мышечные ощущения, чувства).

Есть также аудиально-дигитальная (ориентирована на внутренний диалог), но она встречается редко.

Основная модальность — модальность, чаще других используемая человеком сознательно, в его речи. Для ее определения необходимо, слушая речь человека, выделить предикаты (глаголы, прилагательные, наречия) и определить предикатов какой модальности используется больше.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории: • Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения; • Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал;

• Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и другие) и с помощью движений.

Для визуального типа характерно: 1. В общении соблюдает дистанцию, часто смотрит на собеседника. 2. Любит порядок на рабочем месте, соблюдает порядок в комнате. 3. Красивый, аккуратный почерк. 4. Мало отвлекается на шум. 5.

Возможны трудности при восприятии аудиальной информации. 6. В речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, как видите). 7.

При общении взгляд направлен в основном вверх.

8. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.

Для аудиального типа характерно: 1. При чтении и письме шевелит губами, проговаривая слова. 2. Может хорошо имитировать речь других людей, звуки природы. Хорошо декламирует. 3. Сильно отвлекается на шум.

4. Характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный). 5. При общении взгляд направлен в основном по средней линии.

6. Аудиал помнит то, что обсуждал, запоминает слушая.

Для кинестетического типа характерно: 1. При общении стоит близко к другому человеку, может часто до него дотрагиваться. 2. Характерна живая мимика, выраженная жестикуляция. 3. На столе, парте, в комнате возможен беспорядок. 4. Возможен неряшливый почерк. 5. Часто вертит в руках какой-либо предмет.

6. Возможны проявления различных эмоциональных реакций.

7. Чувствителен к эмоциональным методам обучения. 8. Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх). 9. При общении взгляд направлен в основном вниз.

10. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

От визуала можно требовать быстрого решения задач, от аудиала – немедленного повторения услышанного им материала, от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого – он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения для усвоения информации.

Узнать больше о модальности восприятия, особенностях восприятия различных психотипов, а также о возможностях изучения типа модальностей для выявления истины и диагносцирования лжи, вы сможете из материалов раздела «Охотники за поведением».

Следите за нашими новостями и специальными предложениями в нашем Телеграм-канале.

Источник: http://anna-kulik.ru/2175

Модальности в НЛП

По мере развития сознания люди стали отражать в языке не только объекты, события, явления, и, наконец, самих себя, но также и своё отношение ко всему этому, всевозможные свои собственные состояния и особенности своего функционирования. Средствами для такого отражения являются модальности (от лат. modus — способ).

Субъективные модальности отражают субъективное отношение человека к чему-либо (весело — грустно, нравится — не нравится, хорошо — плохо).

Динамические модальности отражают динамические моменты ситуаций и взаимоотношений между людьми (я могу, я хочу, я думаю).

Наконец, целесообразно ввести перцептивные модальности отражающие особенности восприятия человеком окружающего мира (я нюхаю, я вижу, я слышу, я чувствую).

В нейролингвистическом программировании (НЛП) — новом направлении научной психологии, основателями которого являются Р. Бэндлер и Дж. Гриндер [7], ставится задача управлять поведением человека, с помощью предлагаемых в НЛП приёмов программирования и перепрограммирования психических процессов так, чтобы для человека открылся доступ к резервам его психики.

В НЛП принято выделять три перцептивные модальности: визуальную (зрительную – я вижу), аудиальную (слуховую – я слышу) и кинестетическую, основанную на телесных ощущениях (я чувствую). Человек может отражать мир в разных модальностях, но для каждого человека есть предпочтительная, основная модальность.

Основная модальность (полное название — модальность основной репрезентативной системы) каждого человека проявляется в особых словах, которыми человек пользуется, описывая воспринимаемый им мир. Они называются словами-предикатами (предикат вообще — логическое суждение, то, что в суждении утверждается о предмете).

Человек, у которого основной является зрительная модальность, будет применять слова, имеющие отношение к зрительному восприятию: видеть, перспектива, мрак, яркий, туманный, отчётливо, рассмотрение, сфокусировать и т.п.

Человек с основной аудиальной модальностью будет пользоваться словами, относящимися к слуховому восприятию: кричать, слышать, тишина, оглушить, согласовывать, рассказывать и т.п.

Человек с основной кинестетической модальностью будет предпочитать кинестетические предикаты: ощущать, притрагиваться, острый, твёрдый, тяжёлый и т.п.

Возможны также обонятельно-вкусовые предикаты: свежий, пряный, пахнуть, ароматный, вкусный и т.п. Соответствующая модальность в НЛП не вводится, так как, несмотря на важность для человека обоняния и вкуса, достаточно полная и адекватная картина мира на основе только этих ощущений не формируется.

Итак, для одного человека мир — это, прежде всего, то, что он видит, для другого мир наполнен словами и звуками, для третьего — мир состоит из ощущений.

Поэтому люди, предпочитающие разные модальности говорят как бы на разных языках, так что переход от одной модальности к другой естественно обозначить словом ”перевод”. Процесс перевода с одного языка на другой, как правило, довольно трудоёмкий. Ниже приводится таблица 2, облегчающая перевод с языка одной модальности на язык другой.

Чтобы общение для партнёра было лёгким и приятным, необходимо придерживаться основной модальности партнёра, подстраиваться к нему так, чтобы, избавить его от необходимости переводить.

Человек может сформировать достаточно полную и богатую картину мира на когнитивном, словесно-логическом уровне. Поэтому в НЛП рассматривается ещё одна модальность — дискретно-логическая, или, короче, просто дискретная. Соответствующие слова-предикаты: считать, верить, думать, рассуждать, логика, понятие, помнить, полагать и т.п..

Наконец, имеется бесчисленное количество неопределённых слов, которые не имеют модального оттенка: скучать, веселиться, требовать, русский, полезный, нищий, новый, и т.п.

Рассмотрим теперь пример перевода, когда одно и то же содержание высказано в разных модальностях.

(120) На занятиях по психологии воспитания изучается простенький тест: ”Типовое состояние семьи”. Инструкция к нему нацелена на то, чтобы испытуемый ощутил себя дома, в кругу семьи. Поэтому для разных людей она должна быть сформулирована по-разному.

Визуальная модальность: ”Представьте себе, что вы видите отчётливо входную дверь вашего дома. Вы вновь рассматриваете знакомую вам домашнюю обстановку. Члены вашей семьи заняты своими делами, — читают книги, смотрят телевизор. Увидев вас, они оторвались на минутку, смотрят на вас …”

Аудиальная модальность: ”Прислушайтесь, вот скрипнула входная дверь вашего дома. Вас окружают знакомые звуки, шорохи вашего дома, или же, наоборот, привычная тишина. Вы слышите голоса членов своей семьи, они что-то вам говорят…”

Кинестетическая модальность: ”Ощутите, что, наконец-то, вы пришли домой, открыли входную дверь, зашли внутрь. Вы сбросили с себя тяжёлую верхнюю одежду и чувствуете привычное тепло вашего дома. Вы также чувствуете, рядом с собой, членов вашей семьи…”

Дискретная модальность: ”Подумайте о том, что наконец-то вы дома.

Сколько человек в вашей семье? Все ли они сейчас дома? Что, если рассуждать логично, составляет самое главное в вашем понимании дома и семьи? Уверены ли вы, что поведение каждого человека в вашей семье направлено на достижение обоюдной выгоды и благополучия? Или же это мнение нельзя считать истинным?…”

В группе всегда есть студенты, предпочитающие разные модальности. Интересно наблюдать, что когда студенты слышат ”свою” инструкцию, их вид буквально преображается. И, наоборот, ”чужие” инструкции их совсем не затрагивают.

Желательно, чтобы о модальностях знали учителя и преподаватели. Иначе возможны затруднения в работе.

(121) Это произошло на государственном экзамене по методике преподавания иностранного языка и педагогике.

Весь вид отвечающей студентки: неподвижные, направленные как бы во внутрь глаза, заторможенность мимики и жестикуляции и то, что она как бы прислушивается к своему телу, показывает, что её основная система является кинестетической.

Преподавательница, ведущая экзамен, наоборот, — с большими подвижными, часто устремляющимися вверх глазами, с активной мимикой. У неё основная система — визуальная.

Из-за различия в модальностях экзамен складывается неблагоприятно для студентки. Преподавательница всё более и более раздражается, она не приемлет ответ студентки, и вообще, не желает её далее видеть и слушать.

Наконец, когда студентка сказала: ”Идёт диктант…”, преподавательница раздражённо её перебила: ”Ну, и как вы представляете себе эту картину! Разве диктант может ходить?” Преподавательнице показалось, что подобная лексика означает понижение стиля речи, и что на государственном экзамене такая речь неуместна.

При обсуждении и выставлении оценок психолог пытался защитить студентку, на основании того, что основные модальности студентки и преподавательницы не совпадают.

Но его соображения в пользу студентки были отвергнуты, по-видимому, потому, что члены комиссии по-настоящему даже не поняли о чём идёт речь.

Они были убеждены, что такие ”пустяки”, как рассогласование модальностей, не должны приниматься на экзаменах во внимание.

Источник: http://vestishki.ru/node/286

Методика на определение ведущей модальности

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/283-methods-to-determine-the-leading-modali

Понятие модальности психология

Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь

Tver state agricultural Academy, Tver

ПОНЯТИЕ МОДАЛЬНОСТИ В ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЕ

THE NOTION OF MODALITY IN THE HUMANITARIAN PARADIGM

Ключевые слова: модальность, категория языка и мышления, гуманитарная парадигма, функционально-семантическая категория.

Keywords: a modality, a language and thinking category, a humanitarian paradigm, functional-semantic category

Понятие модальности принадлежит к разряду универсальных категорий, исследуемых в различных областях науки. Категория модальности описана с точки зрения научных подходов философии, логики, психологии, языкознания.

The concept of modality belongs to the universal categories investigated in various fields areas of science. The category of modality is described from the point of view of scientific approaches in philosophy, logic, psychology, linguistics.

Модальность – одна из самых загадочных категорий языка и мышления. Термин «модальность» (от латинского «modus» – мера, способ) используется различными науками: философией, психологией, логикой, языкознанием, литературоведением.

В философии выделяются онтологическая модальность – способ существования какого-либо объекта или протекания какого-либо явления, и гносеологическая (логическая) модальность – способ понимания, суждения об объекте, явлении или событии.

Впервые понятие модальности встречается в «Метафизике» Аристотеля – он выделил три основных модальных понятия: необходимость, возможность и реальность. Отсюда оно перешло в классические философские системы. Различные суждения о модальности можно найти у средневековых схоластов.

В логике и философии Нового времени традиционным стало предложенное Кантом подразделение суждений на ассерторические (суждения о действительности), проблематические (суждения о возможности), аподиктические (суждения о необходимости), а также на суждения достоверные и вероятные.

В своей работе «Философия возможного» Михаил Эпштейн обобщает подходы к изучению модальностей в различных сферах гуманитарного мышления. Свою теорию возможного он основывает, опираясь на три основные, истинностные модальности бытия: действительное, возможное и необходимое. Понятие модальностей он относит к основополагающим.

Эпштейн выделяет модальность возможного как наиболее значимую, так как именно через неё определяются две другие модальности.

Модальность в психологии – одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (в зрении – это цвет, в слухе – тон и тембр, в обонянии – характер запаха и т. п.).

Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик (пространственных, временных), отражают свойства объективной реальности в специфически закодированной форме (цвет отражает длину световой волны, тон – частоту звуковых волн и т. д.).

Понятие модальности наряду с ощущениями относится и ко многим другим психическим процессам, описывая качественные характеристики когнитивных образов любого уровня и сложности.

Модальности – это те тона или даже полутона общения и самовыражения, на которые обычный человек почти не обращает внимания, но которые он все-таки способен воспринять. Это особые качества поведения, самовыражения и восприятия. Характерные признаки общения в конкретной ситуации с применением тех или иных приемов.

В лингвистике модальность определяется как функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого, то есть, передаёт отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности. Модальность может иметь значение утверждения, приказания, пожелания, допущения, достоверности, реальности, нереальности и др.

Термин «модальность» в современном языкознании трактуется необычайно широко, но в любой трактовке данного понятия обязательно есть элемент оценочности: «точка зрения».

Отношение в явном или скрытом виде включено в любое истолкование модальности.

В зависимости от того, что подвергается оценке – внеязыковая действительность или само высказывание, – выделяются, соответственно, два типа модальности: объективная и субъективная.

Категория модальности как одна из языковых универсалий, находит выражение на различных уровнях языка (морфологическом, синтаксическом, интонационном). Естественно, данная категория должна присутствовать и среди характеристик текста.

Ввиду того, что текст является главным объектом изучения литературоведов, категория модальности функционирует в литературоведении именно как категория, характеризующая текст в целом. Термин «модальность» в литературоведении представляет собой совокупность значений модальности как философско-этической категории и модальности как категории языкознания.

Модальность определяется как категория высказывания, отражающая отношение повествователя к изображаемой им действительности.

Таким образом, модальность принадлежит к разряду универсальных категорий, нашедших свое проявление в различных областях науки. Модальность лежит в основе целых научных подходов.

Понятием модальности оперируют философия, логика и психология, невозможно представить себе изучение языка без классификации высказываний по признаку модальности. Категория модальности нашла свое отражение и в литературоведении.

В этой области теория модальностей разработана ещё очень слабо, но уже наметились основные подходы к её трактовке.

Источник: http://getmedic.ru/psikhologiya/77414-ponyatie-modalnosti-psikhologiya-6

Модальность — форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной). Пища для нашей нервной системы бывает разной, и разными бывают наши предпочтения.

Кто-то предпочитает визуальную информацию, кто-то аудиальную (слуховую), кто-то — кинестетическую (прикосновения, внутренние ощущения и т.д.). Поэтому и сенсорный голод (недостаток впечатлений для зрения, слуха, осязания) следует утолять не чем попало, а информацией для ведущей модальности.

Ведущая модальность — это наше предпочтение в сенсорной пище, с помощью которой мы лучше всего понимаем происходящее. В решении любой задачи один человек нарисует на бумажке разные варианты, другой проговорит их вслух, третий разложит перед собой предметы.

Какая модальность для вас ведущая?
Инструкция: зачитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если вы согласны с  данным утверждением, и знак «-», если не согласны.

  1. Я люблю фотографировать, выбирать удачные ракурсы для снимков.
  2. Я долго помню то, что мне сказали.
  3. После тяжелого дня самое большое желание – принять удобное положение и расслабиться.
  4. Я узнаю по шагам, кто вошел в комнату.
  5. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
  6. Я не стану носить очень модную вещь, если она неудобна.
  7. Люблю петь, когда чем-нибудь занимаюсь.
  8. Мне очень приятно, когда в лицо дует легкий теплый ветерок.
  9. Для меня очень важны цвета, которые меня окружают.
  10. Я иногда разговариваю сам с собой.
  11. Стараюсь записать все важные дела, чтобы не забыть.
  12. Вечером я обязательно должен принять душ или ванну.
  13. Я люблю танцевать.
  14. Не могу уснуть, когда рядом тикает будильник.
  15. Не выношу беспорядка в комнате, где живу.
  16. Я часто слушаю плеер.
  17. Если мне приходится долго сидеть, я ужасно устаю.
  18. Люблю рассматривать репродукции картин.
  19. Мелодия прошлого лета переносит меня в него.
  20. Я люблю читать во время еды.
  21. Очень часто и помногу разговариваю по телефону.
  22. Я не худой человек.
  23. Люблю потягиваться, разминаться.
  24. Я умею слушать собеседника.
  25. Обожаю смотреть фильмы.
  26. У меня хорошая память на лица.
  27. Люблю слушать шум дождя.
  28. Не люблю спать на слишком мягкой постели.
  29. Меня развлекают пародии, умение подражать голосам.
  30. Много времени уделяю своему внешнему виду.
  31. Люблю массаж.
  32. В общественном транспорте я рассматриваю людей.
  33. Предпочитаю слушать чье-либо чтение вслух, чем читать самому.
  34. Я согласен с японской мудростью, что один цветок больше передает красоту, чем огромный     букет.
  35. Не могу долго ездить на машине.
  36. Много информации о собеседнике содержится в интонациях его голоса.
  37. Мне нравится, когда люди хорошо одеваются.
  38. В шуме не могу сосредоточиться.
  39. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.
  40. Не люблю синтетических тканей.
  41. Найти удобную обувь для меня очень сложно.
  42. От яркости освещения в комнате зависит мое настроение.

Обработка результатов методики на определение ведущей модальности :
Визуал: 1, 5, 9, 11, 15, 18, 20, 22, 25, 26, 30, 32, 37, 42
Аудиал: 2, 4, 7, 10, 14, 16, 21, 24, 27, 29, 33, 36, 38
Кинестетик: 3, 6, 8, 12, 13, 17, 19, 23, 28, 31, 35, 39, 40, 41.

Интерпретация результатов:

Отличительные признаки
Способ получения информацииПосредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия
Восприятие окружающего мираВосприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка
На что обращают внимание при общении с людьмиНа лицо человека, его одежду и внешность
РечьОписывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей.
Движения глазКогда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза
ПамятьХорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде.
Отличительные признаки
Способ получения информацииПосредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками
Восприятие окружающего мираИспытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но толь-ко не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей.
На что обращают внимание при общении с людьмиНа имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова.
РечьОписывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди.
Движения глазОбычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему.
ПамятьХорошо запоминают разговоры, музыку и звуки
Отличительные признаки
Способ получения информацииПосредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении.
Восприятие окружающего мираПривыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться.
На что обращают внимание при общении с людьмиНа то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается.
РечьШироко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику.
Движения глазИм удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону.
ПамятьХорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты.

obu4ayka.ru

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также

Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Ведущая модальность: определение и терминология

Разные люди по-разному описывают одни и те же ситуации. Это происходит, в том числе, и потому, что и окружающий мир выглядит для нас по-разному. Для каждого из нас характерно восприятие ситуации по разным так называемым «каналам». Эти «каналы» принято называть «ведущие модальности». Модальность – это преобладающая система восприятия человеком окружающего мира. Основные модальности бывают трёх видов: аудиальная, визуальная и кинестетическая.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: также существует дискретная модальность, которая включает в себя получение информации о мире путём логических выводов из уже имеющейся информации. Данный вид модальности встречается значительно реже остальных, поэтому его включение  в структуру занятия оставляется на выбор преподавателя или слушателей.

Ведущая модальность

Виды модальностей

Аудиальная модальность

Визуальная модальность

Кинестетическая модальность
восприятие мира через слуховые ощущения восприятие мира через зрение; ориентация на увиденное восприятие мира через собственные телесные ощущения

Для аудиальной модальности характерно восприятие мира через слуховые ощущения, то есть человек главным образом ориентируется на то, что он услышал.

Для визуальной главное – зрение,  то, что человек видит.

При кинестетической модальности человек воспринимает мир сквозь призму телесных ощущений.

В жизни очень редко можно встретить «чистого» визуала, кинестетика или аудиала. Чаще встречаются люди со смешанным типом модальностей, но  ведущая модальность есть всегда. Вполне может быть, что в какой-то ситуации другая модальность может на время заменить ведущую и стать главной. Но, в большинстве ситуаций, именно через призму ведущей модальности человек воспринимает мир.

Определить преобладающую у человека модальность  можно благодаря речи собеседника, по его словам, как и что он говорит. Одну и ту же информацию люди озвучивают по-разному.  Необходимо обратить внимание на употребляемые человеком слова. Это позволит в дальнейшем общении (уже определив ведущую модальность) говорить с человеком «на одном языке», что поможет вашему собеседнику быстрее «принять» от вас информацию. В результате – действия вашего собеседника будут более продуктивны (особенно важно при общении руководителя с подчиненным; при оказании поддержки и помощи кому-либо).

Взаимный перевод языка модальностей

Визуальная система Аудиальная система Кинестетическая система
Перспектива, точка зрения Комментарий, мнение Направленность, уклон, стойка
Осветить Обговорить Прочувствовать
Высматривать, выслеживать Выслушивать, подслушивать Добиваться, упорствовать, держаться
Показать Объяснить Раскидать, вытащить, рассортировать
Сиять, лучиться, искриться Звучать, резонировать Дрожать, вибрировать
Быть пустым, чистым Быть оглушенным, безмолвным Онеметь, замереть
Тусклый Однозвучный, приглушенный Вялый, дряблый, безвкусный
Яркий, показной, цветистый, бросающийся в глаза Громкий, оглушительный Прилипчивый, упорный, поразительный
Присматриваться, приглядываться Прислушиваться Беспокоиться, волноваться
Упускать из виду Не услышать Не почувствовать, пропустить
Выставить на вид, проявить
Провозгласить, оглашать
Выдвигать вперед, выставлять
Осматривать Вслушиваться Вчувствоваться
Сделать обзор, просмотреть, обозреть Обговорить, проговорить Пройтись по …, прогнать
Показать Рассказать Провести
Вообразить Припомнить  звучание Ухватить, охватить
Выглядеть знакомым Согласовываться с чем-либо, быть созвучным Состыковываться, соприкасаться
Указать Намекнуть Коснуться
Слепой Глухой Бесчувственный
Давайте рассмотрим Давайте обговорим Давайте прикинем

Определить, какая ведущая модальность у человека – это полезно не только для работы с пострадавшими в зоне ЧС, но и в повседневной жизни, общаясь со своими знакомыми и коллегами, а также для лучшего установления контакта с едва знакомыми людьми.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: далее проводится упражнение, направленное на отработку навыка определения ведущей модальности. (Раздаточный материал – Приложении 8).

Упражнение «Ведущая модальность»

Цель: отработка навыка определения ведущей модальности.

Инструкция

Для определения ведущей модальности в группе –  зачитываются три заранее приготовленных текста, по которым группа определяет преобладающую модальность: сначала преподаватель зачитывает текст, потом группа совместно приходит к выводу. Далее обсуждение, направленное на обоснование каждого вывода.

Тексты для определения ведущих модальностей

1текст

Представьте себе, что вы идете на прием к стоматологу. На улице дождь. Большие крупные капли дождя попадают вам на лицо, шею, руки. Кожа становится прохладной, ощущается дискомфорт. Ноги промокли, и вы чувствуете неприятную сырость. Перед входом в кабинет, у вас от страха подкашиваются и тяжелеют ноги, каждая мышца моментально начинает каменеть. Вы в кресле. Вам трудно дышать. Усилием воли вы открываете рот, который совсем неудобно держать открытым – устают челюсти, трудно сглатывать слюну. Дыхание учащается, беспокойство переполняет вас, и вы, всеми фибрами души, ожидаете скорейшего окончания процедуры.

2 текст

Вы идете к стоматологу. На улице дождь. Шум от машин, проезжающих по лужам, неприятен. Вы подходите к поликлинике. Дверь противно скрипит. Занимаете очередь. В коридоре постоянный шум громких голосов и  бормашины. Вы заходите в кабинет. От специфического запаха лекарств становится трудно дышать. У врача резкий, неприятный голос. Звук бормашины длится долго, практически бесконечно. Наконец все окончилось. Вы выходите на улицу, где продолжается дождь, сопровождаемый уже раскатами грома.

3 текст

Вы идете к стоматологу. На улице дождь. Разноцветные иномарки беспощадно едут по лужам, обливая прохожих. Подходите к поликлинике. Дверь недавно окрашена – светло-зеленая, с красиво сочетающимися  золотистыми буквами на вывеске. В коридоре занимаете очередь. До этого места ремонт еще не дошел – тусклый свет делает коридор еще уже, стены, когда-то выкрашенные в голубой, кажутся бурыми. Входите в кабинет. На докторе мятый, серого цвета халат, а мед. сестра давно не чистила свои туфли. Вы садитесь в кресло в ожидании предстоящей процедуры.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: в заключение этой части необходимо провести опрос. Приблизительные вопросы для обсуждения:

– Что группа узнала о модальностях?

–  Существует ли необходимость их определения?  Для чего?

–  Может ли это пригодиться в работе? Для чего?

После обсуждения ведущий подводит итоги вышесказанного.

Источники:

  • Василюк Ф. Е, Психология переживания (М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984г.).
  • Осухова Н.Г. Психологическая помощь и трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  • Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — СПб.: Речь, 2005.
  • Пособие «Экстренная психологическая помощь», ГУ «ЦЭПП МЧС России». Москва «Издательство НЦ ЭНАО». 2001.
  • Методические рекомендации по «Первоначальной подготовки спасателей МЧС России». ГУ «ЦЭПП МЧС России», 2009.

fireman.club

Модальности человека |

Добрый день.

Поговорим  о репрезентативных системах человека.  Тема эта очень большая. Мы с вами затронем её  в том объеме, который  действительно необходим неспециалисту. Но если же вы захотите узнать больше  о репрезентативных системах человека, вы легко сможете это сделать, поскольку литературу по этой теме найти очень легко и её очень много.

Разумеется, без знаний о репрезентативных  системах  человека можно прожить, как, впрочем, можно прожить и без многих других вещей.  Но если вы хотите знать ход мыслей человека, если вы хотите знать, как  он думает и  как воспринимает мир, если вам нужно гарантированно довести до него какую-то информацию, или установить тесный контакт и многое, многое другое, если, наконец,  вы хотите знать, когда вас обманывают  вам, нужна эта информация.

Всем, наверное, известно, что в зависимости от восприятия окружающего мира, от воспроизведения запомненной информации и от способов конструирования образов, все люди делятся на три группы:

                             — визуалов;

                            — аудиалов;

                            — кинестетиков;

Вообще, у человека есть пять органов чувств, при помощи  которых он познаёт окружающий мир:

— зрение, или визуальная система;

— слух, или аудиальная система;

— кинестетическая система, включающая в себя совокупность расположенных по всему телу различных рецепторов;

— осмическая система, рецепторы которой находятся на языке и отвечают за восприятие вкуса;

— обонятельная система, отвечающая за определение запаха;

В психологии принято осмическую и обонятельную системы объединять с кинестетической.

Таким образом, определим, что люди кодируют в головном мозге свой жизненный опыт и свои воспоминания визуально, аудиально или кинестетически. Т.е. они запоминают, а впоследствии вспоминают информацию в виде образов, звуков, или посредством ощущений.

Если человек предпочитает воспринимать мир посредством зрения и использовать для мыслительных процессов образы, то визуальная система для него – ведущая репрезентативная система. Такого человека называют визуалом.

Человека с аудиальной ведущей репрезентативной системой, воспринимающего мир посредством звуков, принято называть аудиалом.

Те люди, которые воспринимают мир посредством ощущений – кинестетики.

Сразу уточним, что визуалов, аудиалов и кинестетиков в чистом виде не существует. В определённой степени у каждого человека развиты все три репрезентативные системы, и он использует их в зависимости от потребностей. Однако наиболее часто человек применяет именно свою ведущую репрезентативную систему.

Поговорим о том, зачем нам нужно знание репрезентативной системы человека, что оно нам даёт, и как это знание использовать.

Как мы уже говорили, человек запоминает, вспоминает и воспроизводит информацию, используя свою ведущую репрезентативную систему. Общение двух визуалов будет более валидным, нежели визуала и кинестетика, к примеру. Причина – в использовании при коммуникации представителей различных репрезентативных групп присущих им предикатов

Предикат  —  логическое сказуемое; то, что в суждении высказывается о предмете суждения, о субъекте.

К примеру, если предполагается выполнить действие, которое приведёт к негативу, визуал скажет:

«Я вижу, — это тупик»;

Аудиал:

«Мой внутренний голос говорит мне, чтобы я держался подальше от этого»;

Кинестетик:

«Я чувствую, что ничего хорошего из этого не получится»;

Подмечено, что находясь в эмоциональном состоянии мы почти полностью переключаемся на использование своей ведущей репрезентативной системы. Кто из нас не слышал, как один человек говорит о другом:

«Он меня совсем не слышит!»;

Или:

«Он не способен видеть очевидных вещей!»;

Или:

«Он совершенно бесчувственный тип!»;

Все мы  воспринимаем  мир по-разному. К примеру, сложно убедить в чём-либо кинестетика, используя предикаты присущие визуалу. Если вы, визуал, скажите кинестетику: «Ты видишь, к чему это ведет?», —  он не ясно это воспримет,  потому что он не видит, он чувствует.  Ему нужно сказать: «Ты чувствуешь, что произойдет?».

Или вам, визуалу, нужно будет напрячься, чтобы понять следующую фразу: «Ты не хочешь спросить себя, куда мы придем, поступая таким образом?»  Все дело в том, что вы не слушаете, вы видите. Вы воспринимаете мир образами.

У меня были клиенты — семейная пара. У них  в семье, казалось, все было хорошо, — они устраивали друг друга почти по всем параметрам, у них был хороший секс, в семье был достаток.  Проблема состояла в том, что жена считала, что муж ее не понимает.  Она жаловалась на то, что живет в семье как бы в пустоте, одинокая и ненужная. Дело шло к разводу. Муж же совершенно искренне заявлял, что происходит.

Ларчик открывался просто – муж был визуал, жена – кинестетик. Вследствие этого, временами, они просто не понимали друг друга. И, кроме того,  кинестетики устроены так, что, они более эмотивны, им требуются слова о чувствах,  им нужны  прикосновения.

Все что я сделал, это рассказал этой супружеской паре про репрезентативные системы, про то, как это работает. Мужу я посоветовал чаще говорить жене о том, как он её любит, как он дорожит ею и обязательно чаще обнимать и целовать её. Жене я посоветовал помнить о том, что ее муж воспринимает мир образами, и что он видит чувства картинками. Они были умные люди и  все поняли. С тех пор, насколько мне известно, они живут дружно и счастливо.

Как видите, это “работает”, и работает мощно.

Вы поняли, о чём я говорю?

Чувствуете, как это всё действует на нас?

       Определение репрезентативной системы человека.

Я буду стараться опускать информацию, которая, на мой взгляд, не особо важна для понимания темы. Те, кто имеет желание получить более полную информацию, всегда могут обратиться к множеству источников.

Итак, репрезентативная система, которую человек наиболее часто применяет, принято называть ВЕДУЩЕЙ  репрезентативной системой. Человек запоминает, вспоминает и воспроизводит информацию, используя свою ведущую репрезентативную систему – визуальную, аудиальную или кинестетическую.

Ещё раз напомню, что визуалов, аудиалов и кинестетиков в чистом виде не существует.

Даже при небольшой практике можно научиться автоматически распознавать паттерны репрезентативных систем. Наиболее просто это сделать анализируя используемые человеком предикаты или используя ключи доступа — движения глаз.

При анализе используемых людьми предикатов паттерны систем репрезентации обычно оказываются весь­ма очевидными.                  Примеры:

визуальные предикаты: видеть, рисовать, яркий, ясный, смутный, мрачный, озарение, свет, тусклый, прозрачный, и т.д.;

аудиальные предикаты: слышать, звучать, громкий, шумный, мелодичный, оглушительный, звонкий и т.д.;

кинестетические предикаты: чувствовать, ощущать, трогать, держать, нащупать, теплый, мягкий, гладкий, колючий тяжелый и т.д.;

К примеру, если человек говорит: «Я чувствую, что с этим проектом ситуация – тухлая», — вы сделаете совершенно правильный вывод, что имеете дело с кинестетиком.

Визуал, в этом контексте, возможно, сказал бы: «Очевидно, что с этим проектом мы пролетели».

А аудиал: «Что-то подсказывает мне, что проект приказал долго жить».

                       Ключи доступа: движения глаз.

Доступом называется процесс получения внутренней информации — картин, звуков, слов, ощущений, составляющих воспоминания, фантазии и др.

КЛЮЧИ ДОСТУПА — это специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию. Ключи доступа — это и есть движения глаз.

Изучая поведение человека, установили, что глазодвига­тельные реакции связаны с внутренними процессами, необходимыми для актуализации в сознании информации о прошлых воспоминаниях или конструировании будущего опыта.

К примеру, на этой картинке мы видим, что президент ведет диалог с самим собой, —  всегда приятно поговорить с любимым и уважаемым человеком.

А здесь президент, по-видимому, вспоминает нечто звуковое, что уже происходило ранее. Например, не очень приятный разговор с кем-то. Но, возможно, он просто смотрит на кого-то, стоящего напротив.

Владимир Ильич что-то конструирует на «радость» русскому народу.

Наше невнимание к ключам доступа способно вызвать недоразу­мения.

К примеру, муж жалуется на жену: «Она совершенно не слушает меня. Мы сидим в одной комнате, я ей говорю важные вещи, а она просто не слышит меня».

В данном случае недовольный муж был занят собственными внутренними образами и стремлением получить аудиальный ответ. Того, что происходит «снаружи», он просто не замечал. Он не воспринимал тех моментов, когда жена сознательно воспринимала его речь, но визуально, на что указывали движения её глаз, и визуальную же реакцию она давала в первую очередь – вот такая она есть. Но ему нужно было не это, и он ничего не замечал, продолжая говорить.

Как же научиться разговаривать с человеком на его языке?                                                                                                                                   Говоря кратко, для этого нужно определить модальность человека и использовать предикаты и  выражения приемлемые для его модальности. Кроме всего прочего, это послужат формированию доверия между вами и человеком, с которым вы общаетесь. Выбор правильных предикатов, — одна из основ доверия.

И ещё, общаясь с человеком, следите за движением его глаз. Если при ответе на ваш вопрос человек смотрит сначала направо-вверх (мысленно конструируя, как должен выглядеть ответ), а затем налево — вниз (контролируя что он говорит), то, скорее всего, он лжет. В NLP это движение глаз называют «детекторлжи лжи».

Мы с вами только слегка прикоснулись теме о модальностях человека. Однако, используя даже этот малый объем информации, вы можете получить ощутимую практическую выгоду. Тем же, кто серьезно хочет изучить эту тему, я могу рекомендовать книги классиков НЛП.

Будьте  внимательны, следите за окружающим и вам станет ясен скрытый смысл явлений и предметов.

worldmanipulator.ru

Модальности восприятия

Модальность – это принадлежность того, что раздражает человека, к определенной сенсорной системе

Автор Тарас Овлах На чтение 7 мин. Просмотров 982 Опубликовано

«Все, что творится в мире,

мы видеть и слышать должны.

Для этого нам добрым Богом

глаза и уши даны»

Максим Горький

Это форма того, как мышление и память воспринимают и представляют информацию. Человек для восприятия мира использует органы чувств. Кроме слуха и зрения используются осязание, вкус и обоняние.

Слышим, видим, осязаем?

Зрелая личность руководствуется всеми пятью «инструментами» восприятия. Так она открывает для себя наиболее полную картину мира. Однако, хочет того человек или нет, чаще всего он предпочитает какой-либо один способ восприятия (иногда несколько) остальным. Получается, что он мир сначала «слышит» или ему нужно сперва дотронуться, прикоснуться, и только потом он будет готов выслушать. При условии, что ощущение пришлось ему по вкусу. Психология называет подобное явление модальностью восприятия. Но что это и зачем человеку знать, какие органы чувств превалируют в осознании происходящего?

Люди воспринимают мир пятью основными способами, при помощи органов чувств:

  • слуха;
  • зрения;
  • обоняния;
  • осязания;
  • вкуса.

Мозг трансформирует полученную таким образом информацию, называемую сенсорной, в некое представление, определенную модель, которая и служит картиной мира. Это явление отражено в древней притче о трех слепых мудрецах, пытавшихся представить себе слона. Один щупал его хобот, другой ногу, а третий – хвост. Ясно, что их определение одного и того же предмета разнились. Поскольку они были лишены зрения, то не могли составить полную картину и предвидеть, что слон опасен. Все трое руководствовались кинестетической модальностью – воспринимали мир на ощупь, мыслили образами.

Так, существует несколько моделей восприятия и обработки информации, поступающей извне, которые характерны для большинства людей. И даже зрячие люди порой больше полагаются на органы осязания, внутренние ощущения, называемые интуицией, нежели на свои глаза. Другие обращают больше внимания на то, что видят или слышат. Есть еще категории людей, которые предпочитают мир «нюхать» или «пробовать на вкус». Но такие встречаются реже тех, кто предпочитает смотреть или трогать.

Важно. Модель восприятия, доминирующая в отношении человека с окружающим миром, определяет то, как он получает, обрабатывает и ассимилируют информацию. Способ, на который полагаются больше и чаще остальных, называют доминантной модальностью или репрезентативной системой.

Основные виды модальностей

Когда человек использует для познания и осознания окружающей действительности тактильные ощущения, чувства, щупает, касается, трогает, он задействует кинестетическую модальность. Существует еще визуальная и аудиальная репрезентативные системы. Некоторые люди полагаются на внутренние ощущения, ориентированы на внутренний диалог. Такая модальность называется аудиально-дигитальной, но она встречается так же редко, как обонятельная или вкусовая.

Классификация репрезентативных систем (модальностей) основывается на органе чувств, который чаще других определяет отношение человека к происходящему.

Визуалы

Так называют людей, воспринимающих информацию по большей части зрительно. Для них характерно:

  • соблюдение дистанции в общении;
  • установка зрительного контакта.

Их отличает:

  • красивый, аккуратный почерк;
  • стремление к порядку везде и во всем.

Таких людей мало беспокоит посторонний шум. Однако им тяжело воспринимать информацию на слух. Их речь изобилует словами (будь то глаголы или прилагательные), которые связаны со зрением. Они «смотрят», «наблюдают картину», употребляют словосочетания:

  • «на первый взгляд»;
  • «казалось бы»;
  • «как видите»;
  • «Я вижу, что ваша позиция правильна;;
  • «Хоть убейте, не вижу толка в ваших рассуждениях».

На заметку. Зрительная память визуалов почти безупречна – они запоминают «картинами, образами», славятся умением быстро и точно решать задачи.

Аудиалы

Людей, которые воспринимают мир «на слух», выдает привычка проговаривать слова, когда они читают или пишут. Делают они это, как правило, беззвучно, но при этом весьма заметно шевелят губами, покачивают головой. Создается впечатление, что они говорят сами с собой.

Другие отличия людей, у которых развита аудиальная модальность восприятия:

  1. Хорошо подражают голосам других людей, звукам природы.
  2. Прекрасно умеют декламировать.
  3. Отвлекаются на шум.
  4. Широко употребляют слова, связанные со слухом. Например, обращаются к другим со словами «Послушайте».
  5. У них хорошо развита слуховая память.
  6. Взгляд во время общения направлен посередине.
  7. Общаясь, часто используют слова и выражения, связанные со слухом. «Я слышу ваше отчаяние», «Я слышу, что вы говорите правду».

Это интересно. Аудиалы с легкостью повторяют услышанную информацию.

Кинестетики

Этим людям необходимо осязать. Для них существенную роль играют эмоции и внутренние ощущения:

  1. При общении они часто касаются другого человека.
  2. Они сопровождают свою речь обильной жестикуляцией.
  3. У них живая мимика.
  4. Не обращают внимания на беспорядок.
  5. Могут писать неразборчиво, неряшливым почерком.
  6. Любят вертеть в руках различные предметы, иногда даже грызть их.
  7. У таких людей развита телесная память, они «запоминают» телом.
  8. Словарь изобилует выражениями, связанными с телесными ощущениями. «Я чувствую, что вы говорите правду», «В ваших рассуждениях ощущается уверенность».
  9. Они более чувствительны и эмоциональны, чем аудиалы и визуалы.

Важно. Ккинестетик не может похвалиться ни быстротой в решении задач, ни молниеносностью в повторении услышанного. Им требуется гораздо больше времени, чтобы освоиться и воспринять информацию.

Как определить, кто ведет

Чтобы установить доминирующую модальность, личность должна ответить на простые вопросы, к примеру:

  1. Станет ли человек носить одежду, потому что она красива, но не слишком удобна?
  2. Какую роль играет оформление зала, если сюда пришли затем, чтобы слушать музыку?
  3. Важно ли, как звучит голос того, к кому человек прикасается?
  4. Принадлежит ли личность к тем, кому надо один раз увидеть, чем три раза услышать?
  5. Человек доверяет посторонним на основании своих внутренних ощущений, руководствуется ли внешним видом или же ему важно, что другой говорит?

Из ответов становится понятно, чем руководствуется личность, какой канал предпочитает использовать для восприятия и обработки информации:

  • Неряшливый внешний вид, неоформленный зал «царапают» взгляд визуала.
  • Прекрасная музыка полностью компенсирует безвкусные декорации для аудиала.
  • А удобно устроившийся в кресле кинестетик вообще не заметит оформления, но не сможет насладиться музыкой, пока сидячее место не нагреется до приятной температуры.

Полезно знать. Чаще всего у человека доминирующим является не один, а сразу несколько каналов. Он может использовать их для разных целей, например, получать информацию, читая и проговаривая слова про себя (аудиальная плюс визуальная модальность), а передавать, эмоционально пересказывая, перемежая речь жестами (аудиальная плюс кинестетическая модальность).

Чем полезно знание своей ведущей системы восприятия

Людям желательно понимать, какая модальность у них является ведущей. Это знание помогает человеку не только стать интересным собеседником, но и позволяет овладеть техниками убеждения:

  1. Личность, которая хорошо разбирается в модальностях восприятия, лучше понимает других, значит, быстрее и эффективнее может успокоить и убедить оппонента в случае необходимости.
  2. Осознание собственной ведущей модальности помогает «раскусить» недоброжелателя, авантюриста или просто лжеца.
  3. Человек, который ориентируется в собственной системе восприятия, найдет общий язык со своими детьми.
  4. Если возникнет необходимость выступать на публике, знание ведущей модальности поможет установить контакт с аудиторией.
  5. Так же понимание себя ведет к принятию правильных, эффективных решений.

На заметку. Человеку полезно не только знать свою ведущую систему восприятия информации, но и развивать те модальности, которые выражены слабее.

В притче о слоне слепые мудрецы использовали только один канал восприятия – кинестетический – не смогли понять, чем является «предмет». А животное, в конце концов, раздавило ученых мужей просто потому, что они не отошли вовремя и не уступили ему дорогу. Если бы мудрые люди подключили аудиальный канал восприятия или воспользовались бы чужим визуальным каналом, они бы быстрее поняли, что собой представляет слон.

Сильные развитые модальности помогают воспринимать мир более красочно, наслаждаться всеми жизненными проявлениями, выносить пользу из ситуаций и событий, которые прежде казались вредными, бесполезными, скучными.

www.cluber.com.ua

НЛП для начинающих — 33. Присоединение к сенсорной модальности

33. Присоединение к сенсорной модальности

Люди могут воспринимать мир разными способами: видеть, слышать, чувствовать. Вот эти способы восприятия мира как раз и называются в психологии модальностями.

На самом деле более правильно «сенсорная модальность». Вообще, в лингвистике термин «модальность» обозначает отношение или оценку информации, и может касаться как канала получения информации: увидел, прочитал, вспомнил; так и отношения или эмоции: восхищён, нравится, важно; и определения границ: можно, нельзя, должен, законно. Сенсорная модальность относится к каналу получения информации.

Визуальная модальность (В): то, что мы видим. Образы, картинки, кино.

Аудиальная модальность (А или Ат): то, что мы слышим. Свист ветра, звук капающий воды, шорох. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.

Кинестетическая модальность (К): то, что мы чувствуем. К кинестетике в НЛП относят:

  • тактильные ощущения: ощущения кожи, осязание;
  • внутренние ощущения: мышечное напряжение, ощущения в желудке;
  • вкус;
  • запах;
  • мета-ощущения: – оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции.
Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.

Дигитальная модальность (Ад): внутренний диалог, фокус на содержание.

Дигитальная модальность больше связана с речью, с процессом проговаривания. Но при этом это всё касается слуха, так что аудиальная система делится на аудиально-тональную (отсюда как раз Ат), которая связана с аналоговыми характеристиками звука: высота, тон, тембр и т.д. И на аудиально-дигитальную (Ад), которая связана с содержанием речи.

В НЛП, когда речь идёт о поступлении информации «снаружи», говорят о каналах восприятия. А если описываются внутренние процессы — о репрезентативных системах.

«Презентация» — показ, приставка «ре» обозначает повтор, всё вместе — что-то вроде «воспроизведения».

На данном этапе это разделение нам не очень важно, поэтому просто будем говорить о сенсорных модальностях.

А полезно знать о модальностях вот почему:

когда человек преимущественно находится в какой-то модальности, у него будет соответствующая этой модальности невербалика: поза, жесты, высота и скорость речи.

И тогда можно к невербалике этой модальности присоединиться: то есть при подстройке использовать не конкретные жест, позу или тон голоса, а просто визуальные (кинестетические, аудиальные, дигитальные) жесты, позы или характеристики голоса. Что даёт, как вы понимаете, кучу преимуществ: если человек сидит в кресле откинувшись в кинестетической позе, то вам совершенно не обязательно сидеть в той же позе (и даже сидеть не обязательно), достаточно что ваша поза тоже будет кинестетической. А голос не должен быть именно такой же высоты и скорости, а достаточно того, что он тоже визуальный (если собеседник сейчас в визуальной модальности).
Итак, а какие же у нас невербальные признаки модальности.

 

 

То есть когда человек в данный момент больше сосредоточен на чувствах (то есть у него сейчас преобладает кинестетическая модальность), то его поза будет более расслабленная, либо с наклоном вперёд, либо откинувшись на спинку (это если сидя), если стоя — то ссутуленная или опершись на стену. Жесты в нижней части туловища, передающие состояние или демонстрирующие действие. Голос более хриплый и медленный. Дышать он будет, скорее всего, животом.

Если же ваш собеседник сосредоточен на образах (преобладает визуальная модальность), то поза будет прямой, расправленной. Жесты указующие, скорее всего в верхней части туловища. Голос более быстрый и высокий. А дыхание грудное.

При концентрации на звуках (преобладает аудиальная модальность). Поза нечто среднее между визуальной и кинестетической: достаточно прямая, но расслабленная. Жестов мало. Зато голос постоянно меняется, и по высоте, и по скорости. Дыхание полное.

А если человек больше внимания обращает на содержание речи или обсуждение какого-то вопроса с самим собой (внутренний диалог, дигитальная модальность), то поза будет отстранённой, зажатой, движений будет мало, дыхание верхнее, а голос монотонным.

 

Как тренироваться

Когда мы подстраиваемся присоединением, нам нужно не просто заимствовать элементы поведения — жест или позу, — а полностью перейти в соответствующее состояние. Ну, продемонстрировать по крайней мер.

Первый способ (изнутри — наружу): просто сосредоточьтесь на внутреннем образе (для визуальной модальности), мелодии (для аудиальной), ощущении (кинестетической) или разговоре с самим собой (дигитальная модальность). А после этого «отпустите» своё тело. Скорее всего вам захочется сесть в соответствующую позу, изменится дыхание, голос, движения.

Второй способ (снаружи — внутрь): выберите модальность, в которую хотите перейти; начинайте последовательно менять свою позу, жесты, дыхание, голос пока не обнаружите, что фокус вашего внимания сместился на чувства (К), образы (В), звуки (А) или внутренний диалог (Ад).

При этом многие изменения пойдут одно за другим: для того, чтобы начать дышать животом, вам нужно слегка ссутулиться, прямо сидя дышать животом довольно сложно; если же вы выпрямитесь, то автоматически перейдёте на грудное «визуальное» дыхание. Для того, чтобы дышать и грудью, и животом («аудиальное дыхание», вам придётся сидеть прямо, но слегка ссутулено — отсюда и аудиальная поза).

Как подстраиваться

После того, как вы научитесь переходить в нужную модальность, начинайте тренироваться на людях. Сначала калибровка — вам нужно определить, в какой сенсорной модальности сейчас находится человек. Потом просто сами переходите в соответствующую  модальность. Тренироваться можно в самых разных местах, где у вы по ситуации «зависаете»: в магазинах, автобусах, метро, аэропортах и т.д.

Фрэнк Пьюслик это называет «супермаркет терапией».

Понятно, что подстраиваться нужно для достижения раппорта. А признаком раппорта является ведение. Так что попробуйте повести — удобнее всего проверять через ведение по движению. Двиньте рукой, слегка наклонитесь или поверните голову — и посмотрите, отреагирует ли тот, под кого вы подстраиваетесь.

Часто люди придают смысл движениям, связанным с ведением. Например, если ведущий поднял руку к лицу, а у ведомого тоже пошла рука вверх, то скорее всего ведомый придумает этот самый смысл: обнаружит, что у него чешется нос, ему срочно надо поправить волосы или почесать затылок.

Где проходим

Тренинг:: Мастерство Коммуникации

По теме

Модель НЛП:: Метапрограмма: Предпочитаемая модальность

Презентация:: Каналы восприятия (модальности)

Схема:: Предпочитаемая модальность

Видео:: Визуальные и кинестетические жесты

Тест:: Каналы восприятия (модальности)

НЛП-практик:: Подстройка

nlp.trenings.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *