Чужой среди своих: откуда берутся изгои?
Здравствуйте, у меня такая проблема. Постоянно в жизни я оказываюсь в изгоях. Хочу наконец понять, почему это происходит, что я делаю не так? Хочется быть нормальным членом коллектива. Часто в жизни были ситуации, когда все буквально ополчались против меня (хотя я ничего плохого никому не сделала). Всем хочется видеть виновного во мне. А я хочу просто быть со всеми на равных. В лучшем случае, я просто тень и меня терпят… Как это изменить?
Бывают такие ситуации, когда кажется, что весь мир ополчился против тебя. Неудачи в личной жизни, проблемы на работе, друзья куда-то испарились или их не было вообще… Как не начать думать, что это вселенский заговор, глобальная несправедливость, злой умысел или наказание?
Почему некоторые люди становятся изгоями или жертвами? Разобраться в этом нелёгком вопросе нам поможет Татьяна Потемкина, семейный психолог, консультант Центра Системной Семейной Терапии:
Хотим мы этого или нет, но значительная часть нашей жизни проходит в том или ином коллективе: семья, группа сверстников в детском саду, затем школа, институт, работа… И стать таким вот изгоем человек в принципе может в любом месте и в любое время… Конечно же, этому есть предпосылки, поэтому зачастую с такой проблемой ребенок сталкивается уже в школе (а иногда и ещё раньше, в детском саду).
Кто же такие изгои?
За какие же такие «заслуги» ребенка могут «записать» в ряды изгоев? Зачастую из-за каких-то физических несовершенств (косоглазие, заикание, лишний вес, хромота…) Увы, дети порой бывают жестоки…
Но здесь сразу следует оговориться, что это происходит лишь в том случае, если ребенок сам чувствует себя ущербным, если сильно переживает по тому или иному поводу. Помочь компенсировать физический недостаток можно путем выявления каких-то достоинств. Их у ребенка просто не может не быть. Именно на них всегда следует делать акцент родителям. Проще говоря, первоклассник с весом в 60 килограммов вряд ли станет объектом насмешек, если он дружелюбен (поделится ручкой, угостит конфетой, даст списать, скачать игру на мобильник), остроумен (метко и молниеносно реагирует на фразу или некую ситуацию), умеет за себя постоять. А вот если с самого первого дня толстячок забьется на последнюю парту и будет отвечать учителю невпопад, а на переменах в углу в одиночестве есть бутерброды и молча пыхтеть в ответ на какую-нибудь едкую реплику, то шанс стать изгоем у него значительно повышается.
Конечно, внешность играет далеко не последнюю роль в рейтинге популярности, но не главную. Дети, пользующиеся расположением сверстников, обычно имеют больше друзей, более энергичны, общительны, открыты и добры, чем отвергаемые. На популярность также влияют успехи в учебе, спортивные достижения, опрятный внешний вид.
Участь изгоев может настичь не только замкнутых или слабоуспевающих. Не любят «выскочек» — тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать, наябедничать или тех, кто идет против класса, например, отказывается сбежать с урока. Существует даже некая портретная галерея «изгоев» — типов отвергаемых детей, попадающих под регулярные насмешки и нападки сверстников.
Непопулярные
Тихони, не умеющие инициировать общение, серые мышки, не знающие, как привлечь внимание одноклассников, — к такому ребенку никто не бросается радостно после каникул, не замечает его отсутствия в классе. С ним могут даже и не здороваться. Это не травля, но ранит не меньше.
Озлобленные
Те, кто, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.
«Шут» или «козел отпущения»
Категория детей, старающихся привлечь внимание любой ценой. Могут выкрикивать разные шутки на уроке, нарочно что-то ронять, падать, что-то надеть задом-наперед… Зачастую таких детей впоследствии обвиняют во всех неудачах класса, сваливают на них чужие проделки.
«Прилипала»
Тот, кто постоянно навязывает себя другим, вклинивается в разговор, лезет обниматься…
«Любимчик»
Обычно дети не любят сверстников, которых выделяет учитель или воспитатель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их.
В старших классах иногда появляются изгои социальные (нередко приходят из другой школы) – дети, не похожие на остальных, не вписывающиеся в общепринятые каноны, люди типа «сами по себе». Им на всех плевать, у них есть свой круг общения, свои интересы. Их мнение, действия, ход мыслей ни от кого не зависят. Изгоями они могут себя ощущать или не ощущать в силу того, что данное общество им в принципе мало интересно, они находится там в силу обстоятельств и по большому счету им все равно, что он них думают. В последнем случае говорить о какой-то психологической травме, нанесенной сверстниками, нельзя.
Другое дело, если человек страдает от одиночества, хочет дружить… Почему же вокруг так мало желающих протянуть ему руку? Главная проблема изгоев — в отсутствии легкости, неумении прощать, застревании на мелочах. Даже если такой человек в какой-то момент от избытка чувств будет готов отдать вам последнюю рубаху, то, скорее всего, вскоре он разозлится на собственную откровенность и снова закроется.
Откуда же такое патологическое стремление все время прятаться внутрь себя? Другими словами, откуда у проблемы ноги растут?
Как правило, чувство отверженности берет начало в семье. В некоторых семьях есть неписаная традиция назначать ребенка «козлом отпущения». У папы на работе проблемы – раздражение вымещается на сыне. У мамы с папой не складываются отношения – снова виноват он же (формальный повод для трепки всегда найдется).
Еще бывает, что родители возлагают на ребенка какие-то особые ожидания – например, им хочется, чтобы родился обязательно мальчик, или чтобы он стал непременно врачом или выдающимся спортсменом. А рождается девочка, да еще и абсолютно равнодушная к родительским предпочтениям… Мама (папа) не могут смириться с разочарованием и всячески демонстрируют его ребенку. И вот в таком случае в его душе поселяется страх, что такой, какой он есть, он никому не нужен, самоуважение и самооценка падают до предельно низкой отметки.
Ребенок застревает в обиде, в негативных ожиданиях, в настороженности, закрытости или агрессии. Такие дети (а впоследствии и взрослые) очень ранимы и слишком зависят от любви и признания окружающих. Их ранний опыт говорит о том, что общаться с другими людьми – это очень больно. Боль — это то, чего каждый изгой боится больше всего на свете. Вы скажете, что боли боятся все. Да, боятся. Но при этом и дружат, и любят, и разочаровываются, и учатся переживать предательство. У изгоев же гипертрофированный страх перед болью, и часто они чувствуют ее в тех ситуациях, на которые другой не обратил бы внимания. В результате изгои могут замкнуться в одиночестве, избегая любого общения.
Какова природа отвержения?
Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики (заводилы), преследователи и сами жертвы (иногда еще присоединяются сторонние наблюдатели). Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли. Им по каким-либо причинам не понравился кто-то, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонстративно избегать, не принимать. Большинство детей видят в них сильную личность, но на самом деле в большинстве случаев заводилы утверждаются за счет других, будучи очень неуверенными в себе.
Согласно Альфреду Адлеру, «часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства, который служит в качестве компенсации». Однако, бывает, что зачинщиками становятся и вполне благополучные дети. Они бывают настолько уверены в своей непревзойдённой уникальности, что считают себя вправе насмехаться над другими и преследовать чем-то не угодивших им сверстников. Такая позиция во многом объясняется позицией их родителей, которые полагают, что неугодного человека можно и нужно убрать из коллектива. Очень показательна в этом плане повесть Железнякова «Всего-то несколько дней» и снятый по ней фильм «Чучело».
Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.
Иногда защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, когда, подчиняясь воле учителя, ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно принимать участие в травле соседа по парте.
Как понять, что ребёнок стал объектом травли?
В отличие от взрослых, дети очень открыто выражают свое отношение к тем, кто им не нравится. Не нравятся люди по одной простой причине — они другие.
Если ваш сын или дочь неохотно идут в сад или в школу, не рассказывают о своем времяпрепровождении там, если они возвращаются подавленными, если у них мало друзей в классе (или нет вообще) — это все следует немедленно принять во внимание и поторопиться на помощь. Неудавшиеся отношения с коллективом (или конкретным его членом) могут спровоцировать психосоматическое заболевание. Чтобы не сталкиваться с психоэмоциональной проблемой, организм предпочитает вовремя «заболеть и остаться дома». Это, кстати, тоже сигнал для родителей. Если ни с того ни с сего у ребенка появляются симптомы простуды, или начинает болеть голова, живот, и это происходит систематично, следует поговорить с ним об отношениях в классе.
Чем грозит травля?
Человек — существо социальное, и оттого как он научится создавать связи, в огромной степени будет зависеть его дальнейшая жизнь, и зачастую такой немаловажный фактор, как успешность. В изгоях живет страх общения, и он чувствуется. И все же надо выбираться, искать нормальных людей и уметь прощать тех, кто унижал и причинял боль.
Но печальные последствия травли могут проявиться и намного быстрее. И вылиться в отчаянные поступки ребенка-жертвы. Например, в воровство. Отвергаемый может украсть дома (или где-то еще) деньги, накупить на них конфет и раздать их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение.
Ребенок может начать лгать. Не находя в реальном мире того, что может повысить его ценность, непопулярный ребенок или дети с какими-то особенностями в развитии придумывают нечто, способное произвести на окружающих выгодное впечатление. Они хвастаются несуществующими родственниками, обладающими чем-то, что считается престижным в данной компании. Это может быть, например, дядя-банкир, уникальный ретро-автомобиль, стоящий в папином гараже, платье Мадонны, купленное мамой на аукционе в Америке, которое она не разрешает никому показывать. Фантазия – фантазией, но, как правило, дети вранье все-таки разоблачают, и популярности лгунишке это не добавляет.
Ну, и самое страшное последствие травли: регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.
Как помочь?
Можно ли переломить ситуацию? Можно. Большинство людей обладает достаточной жизнестойкостью. Любой из нас время от времени сталкивается с чьей-то неприязнью, каждому приходится отстаивать себя в конфликтах. Так мы узнаем себя и других, учимся дружить, защищать свои интересы. Тем, кого мы причисляем к изгоям, сложнее: их способности к приспособлению снижены из-за постоянного стресса. Детям-изгоям, особенно в младшем возрасте, непременно нужна помощь взрослого, который сможет увидеть в маленьком человеке его лучшие черты, скрытые таланты, способности, поверит в него. Это может быть родитель, родственник, психолог, педагог, тренер. Но он должен найтись обязательно, потому что самому выбраться из такой ситуации очень и очень сложно.
Не стоит недооценивать значение детской популярности. Зачастую это один из определяющих факторов того, насколько ребенок хорошо успевает в школе и насколько он там счастлив. Социальное развитие — колыбель развития интеллектуального. Дети, у которых нет в школе друзей, вряд ли будут ходить туда с удовольствием.
Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, можно дать ему несколько полезных советов:
Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания). Это сделать довольно сложно, но способ действенный. Например: «Сова, Сова!» — зовет одноклассник. Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: «Я привык, что меня Сашей зовут. Не понял, что ты ко мне обращаешься».
Отреагировать нестандартно. Тот, кто обзывает, ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.). Поэтому необычное поведение жертвы способно поставить его в тупик. В ответ на то же «Сова! Сова!» можно ответить примерно так: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». А можно не раздражаться (как обычно), а дружелюбно ответить: «Да, я Сова в 10 поколении! Так дразнили и моего прадедушку, и его прапрадедушку».
Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, как часто в коллективе дети обзывают друг друга, искажая фамилии, вспомнить, как в свое время обзывали их, попробовать вместе составить из своей (или чужой) фамилии кличку, определить, кто придумает более оригинальную. Тогда ребенок будет не столь болезненно реагировать на прозвища сверстников.
Объясниться. Т.е. спокойно сказать обзывающему сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?»
Не позволять собой манипулировать. Часто с помощью обзывательств дети пытаются заставить сверстника что-то сделать. Всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает чего-то, потому что трус, размазня и т.д. Выбор у ребенка остается прямо-таки незавидный: либо сделать, что требуют (часто нарушить какие-то правила или подвергнуть себя опасности), либо остаться в глазах окружающих трусом.
Самый оптимальный вариант — не торопиться. Взвесить все «за» и «против» в каждой конкретной ситуации и понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.
Отговориться. Иногда очень действенным оказывается такой, казалось бы, примитивный прием, как отговорка. Понятно, что рассчитан он на детей младшего возраста. Фишка в том, что последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.
Вот примеры нескольких отговорок:
«Кто обзывается — сам так называется!»
— Жиртрест!
— Приятно познакомиться, а меня Петя зовут.
«Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил!»
Тон при этом следует оставлять спокойным, доброжелательным, стремясь свести разговор к шутке.
Если ситуация с отвержением возникла до подросткового возраста, то родителям можно поговорить со взрослым (учителем, воспитателем), который пользуется авторитетом в детском коллективе. Попросите его уделять вашему ребенку больше внимания на глазах у остальных, давать поручения, не забывать хвалить (за дело!). Если такая проблема возникла с подростком, то родителям следует всегда оставаться на его стороне, чаще напоминать о его достоинствах, повышать самооценку путем поручения каких-то задач.
Бежать и тотчас же мстить обидчикам ребенка не стоит. Важно, чтобы сын (дочь) понимали, что семья — их дом, крепость, там всегда есть свет и тепло, но учиться стоять за себя они должны все-таки сами.
При разговоре об изгоях и травлях всегда возникает вопрос: почему одни дети общительные, смелые, а другие — стеснительные, робкие, нерешительные? Потому что природа создала каждого человека уникальным, и каждый ребенок от рождения имеет свои особенности, свои сильные и слабые стороны, которые могут друг друга компенсировать. Помимо природного темперамента, на формирование повышенной тревожности и застенчивости ребенка влияет ряд факторов — главным образом, события и взаимоотношения в семье.
Чтобы решить проблему детской «забитости», следует придерживаться нескольких правил:
1. Главное — любите и поддерживайте ребенка таким, какой он есть. Старайтесь понять его чувства, причины его поступков. Разделяйте личность ребенка и его поступки. Каждый из нас иногда может оказаться не на высоте, от этого мы не становимся «слабаками», «неумехами», «тупицами». Подобные ярлыки снижают самооценку любого человека, подрывают его веру в собственные силы. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его успехов.
2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, подчеркивайте его достоинства и успехи.
3. Не торопите ребенка. Застенчивому, робкому малышу требуется определенное время, чтобы познакомиться, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет легче адаптироваться к новым условиям.
4. Не игнорируйте страхи ребенка. Говорить «здесь нет ничего страшного» бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?
5. Неразумно кричать ни на детей, ни в присутствии детей. Крик – признак беспомощности.
6. Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен установить контакт глазами: это вселяет доверие в душу ребенка.
7. Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников. Например, можно устраивать дома праздники и приглашать на них одноклассников. В комфортной для себя обстановке застенчивый ребенок будет чувствовать себя более уверенно, и это даст ему возможность изменить мнение приятелей о нем.
8. Стремитесь к развитию своего ребенка. Чем больше он будет знать и уметь, тем увереннее он будет себя чувствовать.
Взрослые изгои
Если мы говорим о взрослых, столкнувшихся с проблемой неприятия коллектива, то первое, что следует сделать — осознать, почему социум тебя не принимает. Если получится — попробовать самостоятельно изменить те самые границы, в которые изгой не вписывается, заявить о своем праве на индивидуальность.
Другой вариант — понять окружающих: их ценности, мотивы, стимулы, морально-этические принципы. И попытаться изменить свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило общепринятым в коллективе нормам.
В случае, если страх быть высмеянным или отвергнутым стал серьезным препятствием для выхода из одиночества, можно проанализировать, чего же вы боитесь, и представить самый катастрофический сценарий развития отношений, а затем оценить его реалистичность. Ну а еще можно поменять работу, продолжив поиски той среды, которая на самом деле окажется очень комфортной, и тогда проблема решится сама собой.
Есть несколько практических советов, которые, скорее всего, помогут избежать печальной участи отверженного социумом. Итак:
- Учитесь понимать себя и окружающих – чувства, побуждения, мотивы;
- Научитесь адекватно выражать свои мысли, желания, чувства. Помните, что для отношений одинаково губительны как постоянные уступки и безответность, так и агрессия;
- Работайте над уверенностью в себе. Это обязательно окупится;
- Научитесь «технике симпатии»: следите за своим внешним видом, жестами, тембром голоса – чаще всего окружающие получают информацию о нас именно из этих источников. Называйте собеседника по имени, будьте доброжелательны;
- Освойте искусство увлекательного разговора и комплимента.
А главное – не теряйте надежды!
Беседовала Ольга Щербакова
Почему человек становится изгоем?
Человека, отвергаемого обществом, называют изгоем. В этом случае его попытки наладить отношения с окружающими людьми, только усугубляют положение. Данная проблема, как никогда актуальна в нашей современной жизни. Отверженным может оказаться любой – взрослый и ребёнок. Чтобы не стать жертвой конфликта с обществом, прежде всего, необходимо знать, что представляет собой это явление и чем оно вызвано.
Человек отверженный обществом
В коллективах, чтобы сделать человека изгоем, применяются разные способы. В школах, для этого используют насмешки, оскорбительные высказывания и физические издевательства. В обществе взрослых людей, практикуются более культурные формы воздействия, например в виде игнорирования. В таких случаях, открытого пренебрежения нет, но у одного из членов коллектива возникает неприятное чувство, что все отвернулись и не замечают его.
Обычно в изгоя превращается человек, в котором окружающие видят неприемлемые лично для себя черты характера: неуверенность, замкнутость или вульгарность в общении. Причиной отвержения, могут оказаться формы поведения или личные качества, которые по разным причинам не приветствуются в данном обществе. Например, лидер в коллективе может не любить такие черты характера в людях, как суетливость, излишнюю медлительность или инициативность.
Если коллектив подражает своему лидеру и поддерживает его предпочтения, то работник, обладающий подобными качествами, станет изгоем и получит множество неприятных моментов во взаимоотношениях с коллегами по работе. Члены общества, где царит амбициозная атмосфера, определяют для себя и других высокие цели в достижении успеха в карьере, и реализация этих целей является для них предметом гордости.
У человека, не обладающего таким качеством, при попадании в подобное общество есть большая вероятность стать изгоем, так как коллеги не будут относиться к нему с должным уважением, видя в нём качества, которые не желали бы иметь у себя: отсутствие стремления добиться успеха в жизни.
Отсюда видно, изгоями становятся именно в отношении к определенному обществу или коллективу. При попадании того же человека, в другой коллектив, где качества присущие ему не отвергаются, он будет чувствовать себя комфортно. А в детском обществе изгоем может стать ребёнок, родители которого излишне опекают и контролируют его.
Причина, по которой отвергают члена общества, может скрываться в особенностях его характера и принадлежности к определённым слоям населения, например: с низким уровнем достатка или, напротив – с высоким. В таких случаях, следует определить: какие качества человека ценятся в коллективе, а какие отвергаются. Если качества отвергаемого человека, не соответствуют ценностям коллектива, нужно принять ценности и правила общества и следовать им. В противном случае придется покинуть данный коллектив.
Человек, отвергающий окружающих
Некоторые люди, могут стать изгоями в любом обществе. Здесь надо разобраться, какие качества присущие человеку, делают его изгоем.
1. Изгой может не желать принимать ценности исповедуемые коллективом, проявлять неуважение к ним в виде высказываний и вызывающих поступков, что может послужить причиной его отчуждения от общества.
2. Каждый человек в структуре общества, отвечает за выполнение определённых функций для блага всего коллектива. Изгой, отказываясь от их выполнения, сосредоточившись только на собственной выгоде, противопоставляет себя обществу и провоцирует весь коллектив на конфликт. Если человек сам отвергает общество, то, как можно его принять?
3. Иногда, человек не умеет выстраивать отношения с коллективом, в силу особенностей своего характера и психологических качеств. Это видно по отсутствию реакции на сигналы посылаемые коллективом, не умении выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми и замыкании в себе. При таких обстоятельствах велика вероятность, что человек станет изгоем, но в этом случае, отчуждение будет выражаться в более мягкой форме, в отличие от первых двух пунктов.
Чтобы оказаться изгоем при обычных обстоятельствах, не обязательно присутствие всего набора факторов, приводящих к бойкоту коллектива в отношении человека – достаточно одного или двух. Чтобы не стать жертвой конфликта с коллективом, нужно знать и понимать проблемы, которые приводят к неприятностям подобного рода. И если между человеком и обществом образовалось опасное напряжение, необходимо выявить его причины и найти способ выхода из сложившейся ситуации в самом начале её развития.
Светлана, www.vitamarg.com
Зачем коллективу изгой и кто становится «козлом отпущения»
Таких работников хотят задеть, унизить, покритиковать. На них любят «срывать зло», причем часто бессознательно.
Если в коллективе накопилось напряжение, неудовлетворенность, проще «слить» все это на «белую ворону». Ведь делать замечания друг другу не принято, а плохо высказываться о начальстве — опасно.
Против изгоя ополчаются все, даже симпатизировавшие ему коллеги. «Стадный инстинкт» заставляет всех ненавидеть одного. Почти каждый стрессует на работе, конфликтует с супругом или супругой дома, недоволен в каких-то моментах детьми, родственниками, директором. Банально не хватает денег и времени, чтобы расслабиться, отдохнуть. Накапливается огромное нервное напряжение, которое требует выхода.
Из чувства самосохранения человек не позволяет себе «выплескивать» негатив на более сильных или равных. Он до последнего прячет «ком недовольства», как правило, несет его обратно в семью — и срывается на близких. Поэтому «идеально», когда в рабочем коллективе есть человек, не похожий на большинство. Тот, кто отмалчивается, странно одевается, слишком усердно работает, отличается образом жизни, привычками.
Фото: unsplash.com
Изгоями рождаются?
«Белыми воронами» часто становятся еще в детстве. Причем по самым разным причинам. Например, «странным» посчитают одноклассника, которого воспитывает родитель-алкоголик. Такие дети из ада в семье «бегут» в свой собственный «мир», поэтому со стороны выглядят отстраненными, задумчивыми, неконтактными.
Жертву «считывают» даже учителя. Если Марья Ивановна измотана работой, семейными проблемами, отношениями с руководством, она тоже будет искать «мальчика для битья». И бессознательно выберет слабого и изолированного коллективом — изгоя.
«Козлами отпущения» могут стать не только неопрятные ребятишки из благополучных семей, но и аккуратные заучки. Особенно если они слишком погружены в учебу, не любят коллективные игры, не дают списывать, не интересуются сплетнями. Правда, такими тоже становятся неслучайно. Часто рвение к отличным оценкам связано со стремлением «заслужить» любовь мамы, которая тоже может жить «в своем мире» и проявлять холодность к ребенку.
В то же время изгоями в классе не станут «толстячки», если они будут компанейскими и веселыми, «неряхи», если вместе со всеми начнут ненавидеть «белую ворону». Даже двоечники нередко неформальные лидеры в классе, с которыми все хотят дружить, обмениваться игрушками. Дело лишь в том, как ощущает себя сам ребенок, есть ли на нем «отпечаток» жертвы.
Фото: unsplash.com
Как выжить изгою?
Первым делом нужно понять, почему таковым стал. В какой момент проявил слабость, пропустил мимо ушей необоснованные упреки, разрешил себя унизить. Где не высказал свою позицию, смолчал, согласился, когда внутренне был возмущен. «Толпа» быстро входит во вкус — и прессует жертву до конца. «Белую ворону» обсуждают за спиной, высмеивают в лицо, обесценивают ее трудовые достижения.
Осознать ужас своего положения поможет психолог. Ведь проблема почти всегда «растет» из детства. И растет много лет, поэтому одного сеанса психотерапии не хватит. Менять работу тоже не вариант: скорее всего, и в новом коллективе виктимная личность станет «козлом отпущения».
Есть общие рекомендации, которые облегчат жизнь «белой вороне».
- Не пытайтесь быть «как все», изобразить из себя личность, которой не являетесь. Это не поможет стать менее жертвенным в глазах коллег, а только усугубит ситуацию. Люди почувствуют фальшь и начнут прессовать еще сильнее.
- Если не можете достойно ответить, обозначить границы и отстоять свою значимость, просто игнорируйте агрессию коллег. Добросовестно исполняйте свои обязанности и не пытайтесь оправдаться.
- Не впадайте в другую крайность — везде и всегда высказывать свое «авторитетное мнение». Людей это раздражает не меньше, чем молчаливость и отказ сплетничать. Говорите только по делу: когда нужно решить рабочий вопрос, обсудить корпоративный праздник, внести предложения.
- Учитесь выстраивать конструктивную коммуникацию, общаться без конфликтов. Если коллеги по-доброму просят помощи, совета, не отказывайте. Наверняка, найдутся общие интересы, которые можно обсудить с другими работниками. Не игнорируйте корпоративы, участвуйте в поздравлении именинников. Возможно, коллектив воспримет «как своего» и даже полюбит.
Ранее Yellmed рассказывал, чем опасен трудоголизм и кто становится трудоголиком.
Какие причины могут привести к тому, что человек становится изгоем? | Психология
Когда коллектив отвергает человека
В каждом коллективе отвержение кого-то происходит в различной форме. В школе это могут быть насмешки, оскорбления и даже физическое притеснение, во взрослых коллективах отвержение может проходить в форме изощренного игнорирования, когда вроде бы и нет откровенного пренебрежения, но кому-то одному становится очень плохо, а все остальные, будто заранее договорившись, играют свою роль.
Изгоем становится тот, в ком большая часть окружающих людей начинает видеть то, что они отвергают в себе, это обыкновенная психология толпы. Это могут быть такие качества, как неуверенность, отсутствие успеха в профессии. Впрочем, это могут быть любые качества, которые именно в данном коллективе в силу каких-то причин оказывались под запретом. Например, не любит начальник суетливых сотрудников или тех, кто любит проявлять инициативу. Если он сможет распространить свое настроение на остальной коллектив, то сотрудник, имеющий такие качества, может стать изгоем и терпеть много негативных моментов в отношении себя.
Или другой пример. Бывают коллективы, в которых царит атмосфера амбициозности. Члены таких коллективов ставят перед собой и друг другом сложные задачи и очень гордятся, когда удается их реализовать. Если в такой коллектив попадает человек, лишенный этого качества, он может стать изгоем в силу того, что остальные не смогут уважать его и будут видеть в нем то, что не хотели бы видеть в себе — отсутствие желания добиваться чего-либо в жизни.
Таким образом, в большинстве случаев получается, что изгоем становятся по отношению к определенному коллективу. Если тот же человек попадает в другое сообщество, где не отвергаются качества, которые ему присущи, он может вполне неплохо там себя чувствовать.
Иногда в детских коллективах изгоями становятся те дети, родители которых слишком опекают их и постоянно контролируют их жизнь. Также причиной отвержения может быть какая-то особенность, которую не принимает коллектив — болезнь, черта характера, принадлежность к какой-либо социальной прослойке, бедность или, наоборот, материальная обеспеченность.
В этом случае нужно проанализировать, какие ценности присущи данному коллективу, какие качества отвергаются. После этого нужно понять, какие качества проявляет человек, ставший изгоем. Если это противоречие неразрешимо, то необходимо искать новый коллектив или же строить отношения с учетом этой информации.
Когда человек отвергает окружающих
Однако еще бывает так, что человек становится изгоем практически в любом коллективе. Это уже совсем другая ситуация. Здесь нужно понять, какие качества в человеке делают его изгоем.
Во-первых, такой изгой изначально может отрицать многие ценности, которые исповедует коллектив и проявлять свое неуважение в некоторых высказываниях и поступках. Это, в свою очередь, является достаточной причиной для отвержения.
Во-вторых, каждый член сообщества выполняет какую-то функцию, делает что-то полезное для него. Изгой же отказывается от того, чтобы вкладывать что-то в коллектив. Он сосредоточен на себе и на своем противопоставлении. Этим он сам провоцирует других на отвержение. Как можно принимать человека, который отвергает сам?
В-третьих, изгой может просто не уметь выстраивать взаимоотношения с социумом в силу своих особенностей. Если такой человек не отвечает на импульсы от окружающих и замыкается в себе, не имея способности построить диалог, то он также может стать изгоем.
В жизни, чтобы стать изгоем, человеку не требуется проявления всех факторов одновременно. Достаточно одного или двух для получения отвержения. В первом случае, когда человек отрицает ценности коллектива, реакция окружающих может стать наиболее резкой. Тогда как в последнем случае, если имеет место просто неумение строить диалог, отвержение, возможно, будет носить более мягкую форму.
Таким образом, чтобы изменить ситуацию, необходимо понимать причины, которые привели в каждом конкретном случае к этой проблеме, чтобы впоследствии их можно было корректировать.
Чужой среди своих: откуда берутся изгои? — Психология — Для души — Статьи
Бывают такие ситуации, когда кажется, что весь мир ополчился против тебя. Неудачи в личной жизни, проблемы на работе, друзья куда-то испарились или их не было вообще… Как не начать думать, что это вселенский заговор, глобальная несправедливость, злой умысел или наказание?
КТО ЖЕ ТАКИЕ ИЗГОИ?
В любом коллективе всегда есть группа лидеров, к которым все тянутся, общение с которыми считается честью, привилегией. Изгои – их полная противоположность. Таких не любят, с ними не хотят общаться, стараются унизить, задеть. Причем многие это делают не столько из-за личной неприязни, сколько повинуясь стадному чувству. Главная проблема изгоев всех времен и народов в том, что чем дольше на человеке висит этот ярлык, тем сложнее ему от него избавиться. Поэтому, осознав однажды (или несколько раз), что коллектив тебя сторонится, лучше сразу предпринять меры к тому, чтобы избавиться от этого весьма обременительного клейма. Как именно, мы выясним в ходе беседы.
За какие же такие «заслуги» ребенка могут «записать» в ряды изгоев? Зачастую из-за каких-то физических несовершенств (косоглазие, заикание, лишний вес, хромота…) Увы, дети порой бывают жестоки…
Но здесь сразу следует оговориться, что это происходит лишь в том случае, если ребенок сам чувствует себя ущербным, если сильно переживает по тому или иному поводу. Помочь компенсировать физический недостаток можно путем выявления каких-то достоинств. Их у ребенка просто не может не быть. Именно на них всегда следует делать акцент родителям. Проще говоря, первоклассник с весом в 60 килограммов вряд ли станет объектом насмешек, если он дружелюбен (поделится ручкой, угостит конфетой, даст списать, скачать игру на мобильник), остроумен (метко и молниеносно реагирует на фразу или некую ситуацию), умеет за себя постоять. А вот если с самого первого дня толстячок забьется на последнюю парту и будет отвечать учителю невпопад, а на переменах в углу в одиночестве есть бутерброды и молча пыхтеть в ответ на какую-нибудь едкую реплику, то шанс стать изгоем у него значительно повышается.
Конечно, внешность играет далеко не последнюю роль в рейтинге популярности, но не главную. Дети, пользующиеся расположением сверстников, обычно имеют больше друзей, более энергичны, общительны, открыты и добры, чем отвергаемые. На популярность также влияют успехи в учебе, спортивные достижения, опрятный внешний вид.
Участь изгоев может настичь не только замкнутых или слабоуспевающих. Не любят «выскочек» – тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать, наябедничать или тех, кто идет против класса, например, отказывается сбежать с урока. Существует даже некая портретная галерея «изгоев» – типов отвергаемых детей, попадающих под регулярные насмешки и нападки сверстников.
Непопулярные
Тихони, не умеющие инициировать общение, серые мышки, не знающие, как привлечь внимание одноклассников, – к такому ребенку никто не бросается радостно после каникул, не замечает его отсутствия в классе. С ним могут даже и не здороваться. Это не травля, но ранит не меньше.
Озлобленные
Те, кто, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.
«Шут» или «козел отпущения»
Категория детей, старающихся привлечь внимание любой ценой. Могут выкрикивать разные шутки на уроке, нарочно что-то ронять, падать, что-то надеть задом-наперед… Зачастую таких детей впоследствии обвиняют во всех неудачах класса, сваливают на них чужие проделки.
«Прилипала»
Тот, кто постоянно навязывает себя другим, вклинивается в разговор, лезет обниматься…
«Любимчик»
Обычно дети не любят сверстников, которых выделяет учитель или воспитатель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их.
В старших классах иногда появляются изгои социальные (нередко приходят из другой школы) – дети, не похожие на остальных, не вписывающиеся в общепринятые каноны, люди типа «сами по себе». Им на всех плевать, у них есть свой круг общения, свои интересы. Их мнение, действия, ход мыслей ни от кого не зависят. Изгоями они могут себя ощущать или не ощущать в силу того, что данное общество им в принципе мало интересно, они находится там в силу обстоятельств и по большому счету им все равно, что он них думают. В последнем случае говорить о какой-то психологической травме, нанесенной сверстниками, нельзя.
Другое дело, если человек страдает от одиночества, хочет дружить… Почему же вокруг так мало желающих протянуть ему руку? Главная проблема изгоев — в отсутствии легкости, неумении прощать, застревании на мелочах. Даже если такой человек в какой-то момент от избытка чувств будет готов отдать вам последнюю рубаху, то, скорее всего, вскоре он разозлится на собственную откровенность и снова закроется.
Откуда же такое патологическое стремление все время прятаться внутрь себя? Другими словами, откуда у проблемы ноги растут?
Как правило, чувство отверженности берет начало в семье. В некоторых семьях есть неписаная традиция назначать ребенка «козлом отпущения». У папы на работе проблемы – раздражение вымещается на сыне. У мамы с папой не складываются отношения – снова виноват он же (формальный повод для трепки всегда найдется).
Еще бывает, что родители возлагают на ребенка какие-то особые ожидания – например, им хочется, чтобы родился обязательно мальчик, или чтобы он стал непременно врачом или выдающимся спортсменом. А рождается девочка, да еще и абсолютно равнодушная к родительским предпочтениям… Мама (папа) не могут смириться с разочарованием и всячески демонстрируют его ребенку. И вот в таком случае в его душе поселяется страх, что такой, какой он есть, он никому не нужен, самоуважение и самооценка падают до предельно низкой отметки.
Ребенок застревает в обиде, в негативных ожиданиях, в настороженности, закрытости или агрессии. Такие дети (а впоследствии и взрослые) очень ранимы и слишком зависят от любви и признания окружающих. Их ранний опыт говорит о том, что общаться с другими людьми – это очень больно. Боль — это то, чего каждый изгой боится больше всего на свете. Вы скажете, что боли боятся все. Да, боятся. Но при этом и дружат, и любят, и разочаровываются, и учатся переживать предательство. У изгоев же гипертрофированный страх перед болью, и часто они чувствуют ее в тех ситуациях, на которые другой не обратил бы внимания. В результате изгои могут замкнуться в одиночестве, избегая любого общения.
КАКОВА ПРИРОДА ОТВЕРЖЕНИЯ?
Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики (заводилы), преследователи, и сами жертвы (иногда еще присоединяются сторонние наблюдатели). Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли. Им по каким-либо причинам не понравился кто-то, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонстративно избегать, не принимать. Большинство детей видят в них сильную личность, но на самом деле в большинстве случаев заводилы утверждаются за счет других, будучи очень неуверенными в себе.
Согласно Альфреду Адлеру, «часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства, который служит в качестве компенсации». Однако, бывает, что зачинщиками становятся и вполне благополучные дети. Они бывают настолько уверены в своей непревзойдённой уникальности, что считают себя вправе насмехаться над другими и преследовать чем-то не угодивших им сверстников. Такая позиция во многом объясняется позицией их родителей, которые полагают, что неугодного человека можно и нужно убрать из коллектива. Очень показательна в этом плане повесть Железнякова «Всего-то несколько дней» и снятый по ней фильм «Чучело».
Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) – большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.
Иногда защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, когда, подчиняясь воле учителя, ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно принимать участие в травле соседа по парте.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО РЕБЕНОК СТАЛ ОБЪКТОМ ТРАВЛИ?
В отличие от взрослых, дети очень открыто выражают свое отношение к тем, кто им не нравится. Не нравятся люди по одной простой причине — они другие.
Если ваш сын или дочь неохотно идут в сад или в школу, не рассказывают о своем времяпрепровождении там, если они возвращаются подавленным, если у них мало друзей в классе (или нет вообще) — это все следует немедленно принять во внимание и поторопиться на помощь. Неудавшиеся отношения с коллективом (или конкретным его членом) могут спровоцировать психосоматическое заболевание. Чтобы не сталкиваться с психоэмоциональной проблемой, организм предпочитает вовремя «заболеть и остаться дома». Это, кстати, тоже сигнал для родителей. Если ни с того ни с сего у ребенка появляются симптомы простуды, или начинает болеть голова, живот, и это происходит систематично, следует поговорить с ним об отношениях в классе.
ЧЕМ ГРОЗИТ ТРАВЛЯ?
Человек — существо социальное, и оттого как он научится создавать связи, в огромной степени будет зависеть его дальнейшая жизнь, и зачастую такой немаловажный фактор, как успешность. В изгоях живет страх общения, и он чувствуется. И все же надо выбираться, искать нормальных людей и уметь прощать тех, кто унижал и причинял боль.
Но печальные последствия травли могут проявиться и намного быстрее. И вылиться в отчаянные поступки ребенка-жертвы. Например, в воровство. Отвергаемый может украсть дома (или где-то еще) деньги, накупить на них конфет и раздать их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение.
Ребенок может начать лгать. Не находя в реальном мире того, что может повысить его ценность, непопулярный ребенок или дети с какими-то особенностями в развитии придумывают нечто, способное произвести на окружающих выгодное впечатление. Они хвастаются несуществующими родственниками, обладающими чем-то, что считается престижным в данной компании. Это может быть, например, дядя-банкир, уникальный ретро-автомобиль, стоящий в папином гараже, платье Мадонны, купленное мамой на аукционе в Америке, которое она не разрешает никому показывать. Фантазия – фантазией, но, как правило, дети вранье все-таки разоблачают, и популярности лгунишке это не добавляет.
Ну, и самое страшное последствие травли: регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.
КАК ПОМОЧЬ?
Можно ли переломить ситуацию? Можно. Большинство людей обладает достаточной жизнестойкостью. Любой из нас время от времени сталкивается с чьей-то неприязнью, каждому приходится отстаивать себя в конфликтах. Так мы узнаем себя и других, учимся дружить, защищать свои интересы. Тем, кого мы причисляем к изгоями, сложнее: их способности к приспособлению снижены из-за постоянного стресса. Детям-изгоям, особенно в младшем возрасте, непременно нужна помощь взрослого, который сможет увидеть в маленьком человеке его лучшие черты, скрытые таланты, способности, поверит в него. Это может быть родитель, родственник, психолог, педагог, тренер. Но он должен найтись обязательно, потому что самому выбраться из такой ситуации очень и очень сложно.
Не стоит недооценивать значение детской популярности. Зачастую это один из определяющих факторов того, насколько ребенок хорошо успевает в школе и насколько он там счастлив. Социальное развитие – колыбель развития интеллектуального. Дети, у которых нет в школе друзей, вряд ли будут ходить туда с удовольствием.
Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, можно дать ему несколько полезных советов:
Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания).
Это сделать довольно сложно, но способ действенный. Например: «Сова, Сова!» – зовет одноклассник. Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: «Я привык, что меня Сашей зовут. Не понял, что ты ко мне обращаешься».
Отреагировать нестандартно.
Тот, кто обзывает ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.). Поэтому необычное поведение жертвы способно поставить его в тупик. В ответ на то же «Сова! Сова!» можно ответить примерно так: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». А можно не раздражаться (как обычно), а дружелюбно ответить: «Да, я Сова в 10 поколении! Так дразнили и моего прадедушку и его прапрадедушку».
Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, как часто в коллективе дети обзывают друг друга, искажая фамилии, вспомнить, как в свое время обзывали их, попробовать вместе составить из своей (или чужой) фамилии кличку, определить, кто придумает более оригинальную. Тогда ребенок будет не столь болезненно реагировать на прозвища сверстников.
Объясниться.
Т.е. спокойно сказать обзывающему сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?»
Не, позволять собой манипулировать.
Часто с помощью обзывательств дети пытаются заставить сверстника что-то сделать. Всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает чего-то, потому что трус, размазня и т.д. Выбор у ребенка остается, прямо-таки незавидный: либо сделать, что требуют (часто нарушить какие-то правила или подвергнуть себя опасности), либо остаться в глазах окружающих трусом.
Самый оптимальный вариант не торопиться. Взвесить все «за» и «против» в каждой конкретной ситуации и понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.
Отговориться.
Иногда очень действенным оказывается такой, казалось бы, примитивный прием, как отговорка. Понятно, что рассчитан он на детей младшего возраста. Фишка в том, что последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.
Вот примеры нескольких отговорок:
«Кто обзывается – сам так называется!»
— Жиртрест!
— Приятно познакомиться, а меня Петя зовут.
«Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил!»
Тон при этом следует оставлять спокойным, доброжелательным, стремясь свести разговор к шутке.
Если ситуация с отвержением возникла до подросткового возраста, то родителям можно поговорить со взрослым (учителем, воспитателем), который пользуется авторитетом в детском коллективе. Попросите его уделять вашему ребенку больше внимания на глазах у остальных, давать поручения, не забывать хвалить (за дело!). Если такая проблема возникла с подростком, то родителям следует всегда оставаться на его стороне, чаще напоминать о его достоинствах, повышать самооценку путем поручения каких-то задач.
Бежать и тот час же мстить обидчикам ребенка не стоит. Важно, чтобы сын (дочь) понимали, что семья — их дом, крепость, там всегда есть свет и тепло, но учиться стоять за себя они должны все-таки сами.
При разговоре об изгоях и травлях всегда возникает вопрос: почему одни дети общительные, смелые, а другие – стеснительные, робкие, нерешительные? Потому что природа создала каждого человека уникальным и каждый ребенок от рождения имеет свои особенности, свои сильные и слабые стороны, которые могут друг друга компенсировать. Помимо природного темперамента на формирование повышенной тревожности и застенчивости ребенка влияет ряд факторов, главным образом, события и взаимоотношения в семье.
Чтобы решить проблему детской «забитости» следует придерживаться нескольких правил:
1. Главное – любите и поддерживайте ребенка таким, какой он есть. Старайтесь понять его чувства, причины его поступков. Разделяйте личность ребенка и его поступки. Каждый из нас иногда может оказаться не на высоте, от этого мы не становимся «слабаками», «неумехами», «тупицами». Подобные ярлыки снижают самооценку любого человека, подрывают его веру в собственные силы. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его успехов.
2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, подчеркивайте его достоинства и успехи.
3. Не торопите ребенка. Застенчивому, робкому малышу требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет легче адаптироваться к новым условиям.
4. Не игнорируйте страхи ребенка. Говорить «здесь нет ничего страшного» бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?
5. Не разумно кричать ни на детей, ни в присутствии детей. Крик – признак беспомощности.
6. Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен установить контакт глазами: это вселяет доверие в душу ребенка.
7. Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников. Например, можно устраивать дома праздники и приглашать на них одноклассников. В комфортной для себя обстановке застенчивый ребенок будет чувствовать себя более уверенно, и это даст ему возможность изменить мнение приятелей о нем.
8. Стремитесь к развитию своего ребенка. Чем больше он будет знать и уметь, тем увереннее он будет себя чувствовать.
ВЗРОСЛЫЕ ИЗГОИ
Если мы говорим о взрослых, столкнувшихся с проблемой неприятия коллектива, то первое, что следует сделать — осознать, почему социум тебя не принимает. Если получится — попробовать самостоятельно изменить те самые границы, в которые изгой не вписывается, заявить о своем праве на индивидуальность.
Другой вариант — понять окружающих: их ценности, мотивы, стимулы, морально-этические принципы. И попытаться изменить свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило общепринятым в коллективе нормам.
В случае, если страх быть высмеянным или отвергнутым стал серьезным препятствием для выхода из одиночества, можно проанализировать, чего же вы боитесь, и представить самый катастрофический сценарий развития отношений, а затем оценить его реалистичность. Ну а еще можно поменять работу, продолжив поиски той среды, которая на самом деле окажется очень комфортной, и тогда проблема решится сама собой.
Есть несколько практических советов, которые, скорее всего, помогут избежать печальной участи отверженного социумом.
Итак:
Учитесь понимать себя и окружающих – чувства, побуждения, мотивы;
Научитесь адекватно выражать свои мысли, желания, чувства. Помните, что для отношений одинаково губительны как постоянные уступки и безответность, так и агрессия;
Работайте над уверенностью в себе. Это обязательно окупится;
Научитесь «технике симпатии»: Следите за своим внешним видом, жестами, тембром голоса – чаще всего окружающие получают информацию о нас именно из этих источников. Называйте собеседника по имени, будьте доброжелательны;
Освойте искусство увлекательного разговора и комплимента.
А главное – не теряйте надежды.
С семейным психологом Татьяной Потемкиной беседовала Ольга Щербакова
Изгой — Психология Дома Солнца
Я студентка. Мне 19 лет. Всё началось с того, когда я поменяла школу из-за переезда. В 5 класс я пошла уже в новой школе. И с первого дня меня в классе не приняли. Мальчики дразнили, девочки распускали сплетни. В 9 классе я начала меняться. Покрасила волосы в черный, стала носить мрачную одежду, слушать тяжелую музыку.. Это не потому, что мода такая или ещё что, это потому, что мне нравится.Некоторые потянулись ко мне, но большая часть продолжала ненавидеть непонятно за что. В итоге до 10 класса я дружила с 4-мя девочками, которых тоже нигде не принимали. Я ушла из школы после 10 класса. Я поступила в колледж, надеялась, что там будут учиться люди, которые не судят других по одежде. И снова, как в 5 классе.. Парням по 16 лет (мне на тот момент было 17), а они издеваются. Девушки шепчутся, косо поглядывая.
Я старалась не обращать внимания, пока дело не дошло до откровенных оскорблений. Буквально мне в галаза, говорили, что я страшная (мягко выражаясь). Но в колледже есть ещё один такой же как я, но его приняли. На летних каникулах мы начали с ним хорошо общаться, у нас появились общие друзья, общие интересы, мы знали друг о друге всё. Но когда началась учеба, он отдалился от меня. И сейчас мы не общаемся вовсе.
Он дружит с теми, которые поливают меня грязью. Один раз на его глазах меня толкнули, я не выдержала и заплакала прямо в аудитории, все почему-то начали смеяться. Из-за каждой такой выходки я впадаю в депрессию. Мне не хочется ничего делать. Я просто включаю свою музыку и плачу. Поом успокаиваюсь и стараюсь держаться на следующий день.
Даже в компаниях, где все такие же как я, меня не принимают. Я никем не притворяюсь. Я веду себя везде одинаково.
Конечно же у меня есть друзья, они говорят не обращать на всё это внимания.. Я зарегистрировалась на сайте, где можно задавать анонимные вопросы, пишут только то, что со мной весело, что «после общения со мной аж жить хочется», что я добрая и т. п..
Я рада, что у меня есть друзья, но, когда в колледже начинают издеваться, мне снова становится плохо.. Что же мне делать? Почему все так ко мне относятся? Что я им такого сделала? Чем заслужила такое отношение?
Как перестать быть изгоем и завести друзей? | Психология
Предлагаю не погружаться в дебри особенностей, разновидностей и причин, а поговорить о главном. Допустим, ты изгой и тебя такая постановка вещей не устраивает. Что делать? В этом вопросе мы подразумеваем не поиск возможности выговориться и вылить свою обиду, а потребность избавиться от проблемы.
Все разновидности особей, отверженных обществом, обладают некими качествами:
Боятся отвержения (и получают его в полном объеме).
Глубоко внутри до смерти боятся одиночества. Причем это настолько глубоко, что неосознанно.
Не умеют постоять за себя — что, собственно, следует из двух предыдущих пунктов. Белая ворона, оставшись вне праздника под названием «Жизнь», мечется в попытках восстановить доброе отношение того, кто на это не способен. В результате — невозможность выйти из разрушающих отношений.
Именно с этими аспектами проблемы мы разберемся в настоящей статье.
Кроме вышеназванных отличий, часто присутствует неуверенность в себе, низкая самооценка, потребность в любви и т. д.
Итак, рассмотрим пути избавления от изгойского поведения. Применять желательно все и пошагово.
Страх отвержения.
Отвержение — ситуация, в которой к ребенку проявляется эмоциональная холодность. Родители могут не знать других способов воздействия и, зачастую, подсознательно испытывают растерянность, отчаянье, тревогу. Эти чувства обязательно передаются детям.
Если взрослый адекватный человек способен спокойно находиться в эмоциональной холодности окружающих — для него это ничего не значит, то для ребенка эмоциональная холодность — это крах всего мира. Его мир — его родители. Если родители отстраняются от маленького человечка, то человечек теряется, он не знает, как жить, он боится, мечется в поиске себя. Ты не осознаешь себя в единственном мире — в глазах твоих родителей. В искаженном восприятии это может означать: меня нет.
Метод избавления. Важно глубоко прочувствовать и осознать (или представить!): когда ты был маленьким и теперь взрослый, во всех случаях, всегда ты есть для своих родителей. Они тебя видят, принимают, любят, наполняют твою жизнь смыслом. Что бы ни происходило в этой жизни, как бы ни было плохо или неправильно — ты есть, тебя видят, тебя любят и принимают. В твоей жизни есть надежный оплот — ощущение себя, своей нужности, значимости, своего веса. Впусти эти удивительные ощущения в себя. Твоя надежная опора — это ты. С новыми, твоими чувствами.
Для убедительности можно проводить такое упражнение: представляешь себя в кругу семьи. Чувствуешь в душе тепло — оно идет от окружающих: семья тебя принимает.
Преодоление глубокого одиночества.
Об этом страхе можно говорить, когда тебя посещают переживания на вроде:
— я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку;
— мне не хватает общения;
— я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут мне;
— те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи;
— я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает;
— я несчастен, будучи таким отверженным;
— мне трудно заводить друзей.
И так далее…
Метод избавления. Представь, что рядом с тобой есть кто-то очень важный. Не обязательно, чтобы этот кто-то оказался конкретным человеком. Достаточно воспроизвести ощущение присутствия. Каждый раз, когда разрываешься от чувства одиночества, вспоминай о волшебном присутствии. Некто Он всегда поддержит, сделает сильнее, увереннее.
Ваше взаимодействие — двухстороннее. Ты чувствуешь присутствие близкого человека, он чувствует тебя. Это обмен энергиями: ты — ему, он — тебе. Ты даешь ощущение радости, удовольствия, наслаждения от общения с тобой. Ощути этот поток радости — отдай его любимым людям. Он (и окружающие, ты в этом можешь убедиться) возвращает защищенность, тепло, любовь. Почувствуй энергию спокойного, защищенного тепла и посели ее в себе навсегда. Ощути этот непрерывный поток человеческого общения.
Важный человек находится одновременно снаружи и внутри. Его тепло и поддержку чувствуешь в самом сердце, видишь свое отражение в его глазах. Вокруг защищенность, внутри спокойствие, гармония, комфорт. Теперь это привычные чувства. Они у тебя есть всегда, ведь самый важный человек на свете живет в твоем сердце…
Неумение постоять за себя.
Теперь, когда в душе есть искомое человеческое тепло (ты наполнился им из предыдущих упражнений), нужно понять, кому ты готов это тепло отдать, с кем хочешь поделиться. И не размениваться на людей, которые не способны увидеть и воспринять светлые, самые лучшие стороны твоей души.
Этому, конечно, придется учиться. Но если первый шаг сделан, то с остальной дороги уже не свернешь.
Окружающие, не увидевшие в тебе интересного человека, никогда ничего не оценят (им нечего ценить, они не видят). Герой оказался не в том обществе. Подобные отношения — разрушающие. Они не нужны. Ограничь контакты с теми, которые тебя обижают. Закройся от них и не подпускай близко. Их нет для тебя, тебя нет для них.
Лучше оставаться в одиночестве, чем разрушать внутреннюю целостность с товарищами, которые не готовы тебя принять. Побереги себя. Сохрани тепло для других. И поверь, единомышленники всегда есть! Не вся публика одинаковая. До сих пор на твоем пути встречались не твои персонажи. Это происходило для того, чтобы ты изменился.
Теперь, когда пришло осознание и умение за себя постоять, способность сохранить целостность своей души, ты можешь идти дальше. И спокойно выбирать, с кем хочешь общаться (а твои люди к тебе сами потянутся), а с кем на одном поле по нужде не присядешь.
Разбойник :: d20srd.org
Разбойник :: d20srd.orgРазбойник
Выравнивание
Любой.
Hit Die
d6.
Навыки класса
Навыки класса разбойника (и ключевая способность для каждого навыка): Оценка (Инт), Баланс (Ловкость), Блеф (Ча), Подъем (Сила), Ремесло (Инт), Сценарий расшифровки (Инт), Дипломатия (Ча), Отключить устройство (Int), Маскировка (Cha), Мастер побега (Dex), Подделка (Int), Сбор информации (Cha), Скрытие (Dex), Запугивание (Cha), Прыжок (Str), Знание (местное) (Int) , Слушание (Мудрость), Бесшумное движение (Ловкость), Открытие замка (Ловкость), Выполнение (Ча), Профессия (Мудрость), Поиск (Интеллект), Чувство мотива (Мудрость), Ловкость рук (Ловкость), Обнаружение (Мудрость) , Плавать (Str), кувыркаться (Dex), использовать волшебное устройство (Cha) и использовать веревку (Dex).
очка навыков на 1-м уровне
(8 + модификатор Интеллекта) × 4.
очка навыков на каждом дополнительном уровне
8 + модификатор Интеллекта.
Характеристики класса
Все нижеперечисленное — классовые особенности мошенника.
Владение оружием и доспехами
Разбойники владеют всем простым оружием, а также ручным арбалетом, рапирой, соком, коротким луком и коротким мечом. Разбойники владеют легкой броней, но не щитами.
Скрытая атака
Если разбойник может поймать противника, когда он не может эффективно защитить себя от ее атаки, он может ударить по жизненно важной точке, нанеся дополнительный урон.
Атака разбойника наносит дополнительный урон каждый раз, когда ее цель лишается бонуса Ловкости к AC (независимо от того, есть ли у цели бонус Ловкости или нет), или когда разбойник обходит ее цель с фланга. Этот дополнительный урон составляет 1d6 на 1-м уровне, и после этого он увеличивается на 1d6 каждые два уровня разбойника. Если разбойник получает критическое попадание с помощью скрытой атаки, этот дополнительный урон не умножается.
Атаки дальнего боя могут считаться атаками незаметно, только если цель находится в пределах 30 футов.
Используя сок (блэкджек) или невооруженный удар, разбойник может совершить скрытую атаку, которая наносит несмертельный урон вместо смертельного. Она не может использовать оружие, которое наносит смертельный урон, для нанесения несмертельного урона при скрытой атаке, даже с обычным штрафом -4.
Разбойник может незаметно атаковать только живых существ с заметной анатомией — нежить, конструкции, илы, растения и бестелесные существа не имеют жизненно важных областей для атаки.Любое существо, которое невосприимчиво к критическим ударам, не уязвимо для атак незаметно. Разбойник должен иметь возможность видеть цель достаточно хорошо, чтобы выбрать жизненно важное место, и должен быть в состоянии достичь такого места. Разбойник не может скрытно атаковать, поражая существо с маскировкой или нанося удары по конечностям существа, чьи жизненные силы недоступны.
Поиск ловушек
Разбойники (и только разбойники) могут использовать навык поиска, чтобы находить ловушки, если у задачи класс сложности выше 20.
У нахождения немагической ловушки есть DC не менее 20 или выше, если она хорошо спрятана.Сл нахождения магической ловушки составляет 25 + уровень заклинания, использованного для ее создания.
Разбойники (и только разбойники) могут использовать умение Отключить устройство, чтобы обезвредить магические ловушки. Магическая ловушка обычно имеет DC 25 + уровень заклинания, использованного для ее создания.
Мошенник, который преодолевает DC ловушки на 10 или более с помощью проверки отключения устройства, может изучить ловушку, выяснить, как она работает, и обойти ее (со своей группой), не обезвреживая ее.
Уклонение (Ex)
На 2-м уровне и выше разбойник может с большой ловкостью избегать даже магических и необычных атак.Если она делает успешный спасбросок Рефлексов против атаки, которая обычно наносит половину урона при успешном спасброске, вместо этого она не получает повреждений. Уклонение можно использовать, только если разбойник одет в легкую броню или без брони. Беспомощный разбойник не получает преимущества уклонения.
Чувство ловушки (Ex)
На 3-м уровне разбойник получает интуитивное чутье, которое предупреждает ее об опасности из ловушек, давая ей бонус +1 к спасброскам по Рефлексам, сделанным, чтобы избежать ловушек, и бонус +1 уклонения к AC против атак, сделанных ловушками.Эти бонусы повышаются до +2, когда разбойница достигает 6-го уровня, до +3, когда она достигает 9-го уровня, до +4, когда она достигает 12-го уровня, до +5 на 15-м уровне и до +6 на 18-м уровне.
Бонусы к ловушке, полученные от нескольких классов, складываются.
Uncanny Dodge (Ех)
Начиная с 4-го уровня, мошенник может реагировать на опасность раньше, чем ее чувства позволят ей это сделать. Она сохраняет свой бонус Ловкости к AC (если есть), даже если она застигнута врасплох или поражена невидимым нападающим.Тем не менее, она все равно теряет свой бонус Ловкости к AC, если обездвижена.
Если разбойник уже обладает сверхъестественным уклонением от другого класса, вместо этого он автоматически получает улучшенное сверхъестественное уклонение.
Улучшенное сверхъестественное уклонение (Ех)
Разбойника 8-го уровня или выше больше нельзя флангировать.
Эта защита лишает другого мошенника возможность атаковать персонажа незаметно, обходя его с фланга, если у атакующего не на четыре уровня больше, чем у цели.
Если у персонажа уже есть сверхъестественное уклонение от второго класса, вместо этого персонаж автоматически получает улучшенное сверхъестественное уклонение, а уровни классов, которые предоставляют сверхъестественное уклонение, определяют минимальный уровень разбойника, необходимый для флангирования персонажа.
Особые способности
При достижении 10-го уровня и на каждых трех последующих уровнях (13-м, 16-м и 19-м) разбойник получает особую способность по своему выбору из следующих вариантов.
Калечащий удар (Ex)
Разбойник с этой способностью может скрытно атаковать противников с такой точностью, что ее удары ослабляют и мешают им.Противник, получивший урон от одной из ее скрытых атак, также получает 2 единицы урона Силы. Способность пои
.Разбойник — OSRS Wiki
Из старой школы RuneScape Wiki
Перейти к: навигация, поиск В RuneScape Wiki также есть статья о: rsw: RogueРазбойник | |||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Выпущено | 10 мая 2002 г. (Обновление) | ||||||||||||||||||||||||||||
Участники | Да | Боевой уровень | 15 | ||||||||||||||||||||||||||
Размер | 1×1 | ||||||||||||||||||||||||||||
Изучите | Rogueish. | ||||||||||||||||||||||||||||
Боевая информация | |||||||||||||||||||||||||||||
Максимальный удар | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||
Агрессивный | Нет | ||||||||||||||||||||||||||||
Яд | Нет | ||||||||||||||||||||||||||||
Стиль атаки | Stab | ||||||||||||||||||||||||||||
Скорость атаки | |||||||||||||||||||||||||||||
Информация о Slayer | |||||||||||||||||||||||||||||
Уровень Slayer | Нет | ||||||||||||||||||||||||||||
Slayer XP | 17 XP | ||||||||||||||||||||||||||||
Категория | Rogue | ||||||||||||||||||||||||||||
Назначено | |||||||||||||||||||||||||||||
Боевая статистика | |||||||||||||||||||||||||||||
Как загипнотизировать любого — Признания мошенника-гипнотизера
3,74 средняя оценка — 447 оценок — опубликованный 2013 — 2 издания |
Хочу почитать сохранение …
Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
|
Запрещенные гипнотические секреты! — Невероятные признания мошенника-гипнотизера!
4,04 средняя оценка — 75 оценок — опубликованный 2014 — 2 издания |
Хочу почитать сохранение … Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
|
Освоение гипнотического языка — дальнейшие признания мошенника-гипнотизера
3,96 средняя оценка — 140 оценок — опубликованный 2013 — 2 издания |
Хочу почитать сохранение … Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
|
Мощный гипноз — признание признаний мошенника-гипнотизера
4,09 средняя оценка — 77 оценок — опубликованный 2013 — 2 издания |
Хочу почитать сохранение … Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
|
Волшебники транса — влиятельные признания мошенника-гипнотизера
4,02 средняя оценка — 54 оценки — опубликованный 2014 — 2 издания |
Хочу почитать сохранение … Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
|
Создание гипнотических заклинаний! — Признания из сборника дел мошенника-гипнотизера
4,03 средняя оценка — 38 оценок — опубликованный 2014 — 2 издания |
Хочу почитать сохранение … Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
|
Гипнотически депрограммируя зависимость — Стратегические признания мошенника-гипнотизера!
4,24 средняя оценка — 34 оценок — опубликованный 2015 — 2 издания |
Хочу почитать сохранение … Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
|
Гипнотически уничтожающее беспокойство — проницательные признания мошенника-гипнотизера
очень понравилось 4.00 средняя оценка — 31 оценка — 2 издания |
Хочу почитать сохранение … Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
|
Спасение от культурного гипноза — поразительные признания мошенника-гипнотизера!
3,93 средняя оценка — 29 оценок — опубликованный 2015 — 2 издания |
Хочу почитать сохранение … Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
|
Weirdnosis — Поразительные признания мошенника-гипнотизера.
4,15 средняя оценка — 20 оценок |
Хочу почитать сохранение … Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
Как загипнотизировать кого угодно — Признания мошенника-гипнотизера. Автор: Rogue Hypnotist.
Это первая книга из популярной серии электронных книг о гипнозе. Сериал написан анонимным гипнотизером и практикующим нейролингвистическим программированием (НЛП) из Лондона. Как первая книга, в ней рассматриваются основы гипнотического наведения, включая предысторию о том, что такое гипнотический транс и как его достичь, а также основы выбора голоса и слов, которые могут повлиять на эффективность гипнотизера.Книга также знакомит с «убеждающими» и «углубляющими» практиками, которые помогают привести субъекта в правильное состояние ума для гипноза и, соответственно, глубже погружают его в транс. [Хотя автор утверждает, что первые на самом деле не нужны.]Эта небольшая книга состоит из 29 глав и 5 приложений. «Главы» короткие, как один абзац, и излагают концепции, а приложения — это сценарии для гипнотического наведения или углубления транса. Это небольшая книга, и некоторые жаловались, что она больше похожа на подробный план, чем на книгу.Хотя это правда, что это формат «только факты», многие сочтут его предпочтительным, в зависимости от того, как человек любит воспринимать информацию. Если вы не ожидаете множества повествовательных примеров, вы можете обнаружить, что это именно то, что вы ищете. Он написан в разговорном стиле, как если бы автор рассказывал информацию лично.
Учитывая неоднозначное название, уместно задать вопрос: практична ли книга или много пустяков от кого-то, кто не понимает, о чем идет речь.Что за споры? Хотя есть много гипнотизеров и потенциальных гипнотизеров, утверждающих, что они могут вызвать гипнотический транс у кого угодно, независимо от человека или ситуации, наука предполагает, что существует континуум степеней гипнотизируемости. Распределение вдоль этого континуума следует колоколообразной кривой. Что это значит? Почти каждый может быть загипнотизирован в той или иной степени, но с одной стороны — люди, которые очень легко поддаются внушению, но с другой стороны — люди, которых невозможно подбодрить.Поскольку существует так много заблуждений в Голливуде (см .: «Теперь ты меня видишь»), а также фантастических и художественных произведений, связанных с гипнозом, неудивительно, что существует множество неправильных представлений. [Я должен отметить, что каждый, вероятно, достигает состояния транса в какой-то момент естественным путем, но некоторые люди, кажется, не могут быть введены в это состояние из-за беспокойства, сопротивления или иным образом.] Сказав все это, казалось, что автор знал об этом. то, что он написал, и довольно открыто говорил о мифах, заблуждениях и ограничениях.
Более поздние названия в этой серии затрагивают такие темы, как детали языка для гипноза, уход от культурного гипноза, приложения для уменьшения тревожности, способы борьбы с зависимостью, а также более причудливые и загадочные стороны этого предмета.
Я бы порекомендовал эту книгу всем, кто ищет учебник по гипнозу. Редкость подхода меня не смущала. Он быстрый и читаемый, и, похоже, предлагает хорошо аргументированный подход к гипнозу.