Задачи психолога – . —

Задачи психолога. Что делает психолог

Написал Alex в рубрике Статьи по психологии

Очень многие люди у нас воспринимают психологов, как врачей и соответственно идут к психологу уже тогда, когда совсем невмоготу и некому выговориться. Я бы хотел, чтобы вы попробовали смотреть на психолога, как на учителя. Ведь по сути, что делает психолог и каковы его задачи? Он помогает человеку научиться мыслить по-другому, смотреть на ситуацию по-новому и по-другому действовать.

 

Ведь, так или иначе, все, что вы о себе думаете, вы научились думать (или вас научили), все чего вы боитесь – вы когда-то научились бояться. Если вы верите в то, что чего-то не можете (например, выучить иностранный язык) – это вы когда-то научились в это верить (или вас научили). Основной задачей психолога является помощь в обучении привычным вещам заново: там, где вы себя не любили и плохо к себе относились – научиться любить себя, там, где вы боялись чего-то – научиться спокойно, а иногда весело и легко, принимать ситуацию, там, где вы чего-то не могли сделать – научиться верить, что вам это по-плечу и действовать эффективно. И именно это поможет вам сделать вашу жизнь лучше.Поэтому, мне хотелось бы, чтобы вы не смотрели на психолога, как на механика, которому нужно починить что-то, что сломалось (а ведь обычно именно так у нас работает медицина и именно такое отношение к врачам). На порядок лучше и эффективнее заниматься профилактикой, потому что намного эффективнее сразу устранить причину, чем потом долго разгребать последствия. К примеру, многие люди не понимают, что когда жена уходит от мужа, то это уже результат. До этого не делают ничего, и только когда она официально заявляет об уходе, сидя на сложенных чемоданах, начинают дергаться, спасать отношения. А причины то были в прошлом и они накапливались какое-то время, пока не достигли критической массы. Но когда это случилось, исправлять уже что-то поздно. Более того, многие просто из раза в раз повторяют свои одни и те же ошибки, переносят их из отношений в отношения и в результате получают один и тот же результат, просто потому, что не умеют учиться на своих ошибках или просто не видят их. С другой стороны, если разобрать причины на первых порах, научиться взаимодействовать по-другому, отношения можно не просто спасти, но и укрепить. Такой подход является более эффективным, и именно поэтому я вижу главную

задачу психолога в том, чтобы быть скорее учителем, нежели врачом. Хороший психолог учит глубже понимать себя, лучше взаимодействовать с окружающими и строить с ними более гармоничные отношения.

pro-psychology.net

9.Задачи практической психологии

Практическая психология объединяет все области психологии, которые обслуживают практику. Ее самая общая цель — помощь людям, переживающим сложности.

В оказании практической психологической помощи нуждаются:

— личность в ситуации кризиса или конфликта;

— личность, выбирающая свой профессиональный путь;

— больной человек, испытывающий психологические проблемы;

— подростки с нарушениями поведения и его родители;

— супруги;

— руководители, которым необходимо управлять людьми и суметь организовать деятельность коллектива;

— сами коллективы, группы людей, связанных профессионально или родственными, межличностными отношениями.

Практическая психология решает три уровня задач:

1. Научно-исследовательские — изучение закономерностей развития и формирования личности с целью разработки технологий, способов и методов применения психологических знаний в условиях различных социальных систем.

2. Прикладные задачи — разработка специальных обучающих программ, методических материалов по практической психологии, создание проектов нормативных документов такой деятельности.

3. Практические задачи определяются непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога-практика [5, c-94].

Психолог-практик проводит психодиагностику; проводит психологическое консультирование — индивидуальное и семейное; осуществляет психологическую коррекцию отдельной личности, групп (в том числе и семьи), коллективов; оказывает психологическую помощь конкретным людям; проводит психопрофилактические мероприятия; осуществляет подбор и отбор персонала на основании психодиагностических данных; знает основы психологии управления персоналом и оказывает помощь руководству организации, учреждения, фирмы.

Существует пять направлений деятельности, по которым решаются задачи практического психолога:

— психопрофилактика, подразумевающая работу по предупреждению дезадаптации персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей.

— психодиагностика, важнейшей целью, которой является добывание психологической информации о человеке или группе, «конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории».

— психологическая коррекция, понимаемая как целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение её показателей в соответствие с возрастной или иной формой;

— психологическое консультирование, целью которого является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий – в результате общения с психологом – для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах;

— психотерапия в рамках психологической модели, направленная на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьёзных психологических проблем, не являющихся проявлениями психологических заболеваний [3, c-103].

Перечисленные направления практической психологии расположены по возрастанию степени ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Отличия между направлениями можно увидеть и в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они предполагают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.

В самом широком смысле задачи практической психологии сводятся к следующим:

— научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

— научиться управлять ими;

— использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека [2, c-191].

Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты практические психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

studfile.net

6.4. Задачи практических психологов в сфере образования

Одна из наиболее распространенных задач педагогических психо­логов еще с начала XX века — диагностика умственного развития детей, оценка их качеств и способностей. При этом широко применя­ется тестирование. Основной сферой приложения сил школьного психолога традиционно считается измерение психических функций с применением стандартизированных тестов и отбор детей для обу­чения по специальным программам. В течение длительного времени наиболее популярными среди психологов были тесты на определе­ние коэффициента умственной одаренности ребенка.

Измерение и тестирование, а также отбор детей для обучения по специальным программам — исторически более ранние функции школьных психологов в разных странах — и сейчас чрезвычайно широко применяются в практике психологической службы.

Однако английские психологи уже давно выражают неудовлет­воренность формальными тестами для измерения. На конкретных примерах они демонстрируют субъективный характер и научную несостоятельность применяемых тестов, их ограниченность и ис­кусственность. Растет число исследований, в которых вместо рас­пределения людей по группам на основе тестов внимание больше обращается на конкретные трудности обучения, их причины и пути преодоления. Актуальной проблемой практической педагогической психологии становится психологическая поддержка и помощь уча­щимся, испытывающим трудности в обучении и плохо адаптирую­щимся к социальным условиям.

В 1980-х годах многие американские специалисты уже перестали считать, что измерение — это единственное, что они могут сделать в решении проблем школьной психологии. Так, в «Руководстве Национальной ассоциации школьных психологов по обеспечению психологической службы в школах» отмечается, что основная цель школьной психологической службы — служить психическому здо­ровью и образовательным интересам детей и юношества. Это пред­полагает:

а) психологическое и психолого-педагогическое измерение и оцен­ку «школьного функционирования» детей и юношества;

б) активное вмешательство психолога, направленное на обеспече­ние полноценного влияния школы на когнитивное, аффектив­ное и социальное развитие;

в) помощь педагогическому персоналу и родителям, прежде всего в плане заботы о ребенке; для этого организуются специальные про­граммы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;

г) консультирование и совместную работу с персоналом школы и родителями по проблемам учащихся, связанным со школой,

и проблемам персонала школы как профессионалов (цит. по Прак­тическая психология образования, 1997, с. 8).

В 1985 г. рабочая группа, состоящая из представителей пяти раз­личных организаций Франции — членов Национальной ассоциации психологов (ANOP), — следующим образом определила функции педагогического психолога. Школьный психолог может способство­вать развитию всех сторон личности ребенка, подключая к этому процессу родителей и учителей. Отмечалось, что педагогический пси­холог может идти и против системы школьного и семейного воспи­тания, менять стандарты этого воспитания, если полагает, что они препятствуют прогрессивному развитию личности ребенка.

В последние годы перед психологической службой образования Франции ставятся следующие цели:

— предотвращать школьный неуспех,

— способствовать социальному научению и социальной адап­тации детей,

— помогать детям с умственной отсталостью интегрироваться в общий поток учащихся (что прямо противоположно цели, выд­вигаемой ранее — отделять таких детей),

— содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся,

— повышать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области образования.

Психологическая служба системы образования в странах Вос­точной Европы занимает существенное место в воспитании и обу­чении детей, подростков и юношей. Перед психологической службой школ ставится цель — не просто констатировать уровень развития учащихся для отбора, а получить психологическую информацию о каждом или коллективе класса, чтобы создать условия, стимулиру­ющие развитие (цит. по Практическая психология образования, 1997, с. 8). Основные задачи психологических служб образования в боль­шинстве стран Центральной и Восточной Европы:

— обеспечение развития здоровой личности,

— коррекция затруднений в ее развитии,

— решение проблем профессиональной ориентации.

В деятельности психолога-консультанта, например, в Чехии и Словакии доминирует психодиагностика. На основе проделанной работы составляется диагностическое заключение, из которого следуют ре­комендации. Психолог может рекомендовать организационные меры — зачисление ребенка в специальную или вспомогательную школу, в специальные классы в рамках начальной школы, в специальный детский сад и т.д. Он может предложить наиболее подходящий тип обучения, оптимальную область для выбора профессии. Психолог может рекомендовать применение подходящих методов воспитания и обучения в семье и школе, различные формы психотерапии, вра­чебное обследование (психоневрологическое, логопедическое и др.).

Большое место в консультациях занимает определение готов­ности детей к обучению в школе, выявление школьной зрелости. В зависимости от уровня развития ребенка психолог дает соответст­вующие рекомендации: начать посещение школы до достижения 6-летнего возраста, поступать в первый класс в обычные сроки, приступить к учению в выравнивающем первом классе, отложить поступление ребенка в школу на один год, направить в особую школу (например, для плохо говорящих). Родителям и воспитателям детских садов даются рекомендации по развитию тех детей, у кото­рых обнаружена недостаточная готовность к обучению в школе. Че­рез год, перед самым поступлением в школу, этих детей обследуют еще раз. Своевременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе — один из основных видов деятельности по пре­дупреждению трудностей в обучении.

В консультациях или центрах диагностируют различного типа труд­ности, связанные с учебой в школе. Среди учащихся, испытываю­щих трудности в обучении, оказываются дети с первичными отклонениями на основе легких форм задержки умственного разви­тия. Оптимальное развитие этих детей во многом зависит от пра­вильного психологического обследования, в результате которого даются соответствующие рекомендации условий и методов воспита­ния и обучения. Занимаются и с теми учащимися, у которых име­ются проблемы личностного характера, трудности в поведении, воспитании. Квалифицированное психологическое обследование труд­ных и педагогически запущенных детей выясняет причины этого и позволяет наметить определенные рекомендации в работе с ними.

Следует подчеркнуть, что психологические консультации и цент­ры в основном занимаются решением конкретных проблем, с кото­рыми к ним обращаются родители или учителя. Это особенно четко представлено в венгерской инструкции для консультаций по вопро­сам воспитания. В соответствии с ней психолог занимается проблемами отклонений в поведении ребенка от нормы, которые не могут быть исправлены обычными педагогическими средствами (например, агрессивное поведение, продолжительное беспокойство, невни­мательность, наблюдаемая долгое время). Психолог в таких психоло­гических центрах работает также с проявлениями чрезмерной чувствительности, робости, замкнутости ребенка. Он разбирается в причинах боязни школы, ответов на уроке. В его компетенцию входит изучение отклонений в поведении, проявляющихся в систематичес­ких кражах, лжи ребенка дома или в школе, побегах ребенка из дома или из школы, внезапных изменениях в эмоциональном состоянии ребенка. Причинами для обращения за помощью к психологу могут быть также ситуации, когда хороший ученик начинает плохо учиться: показывает низкие результаты в учебе, хотя мог бы добиться лучших при своих способностях; испытывает затруднения по усвое­нию одного из учебных предметов; не имеет интереса к учебе в школе. Психолог работает и с детьми, которые проявляют нарушения речи нервного характера (заикание, скороговорение), жалуются на система­тические головные боли, бессонницу, беспричинную утомляемость.

Опрос, проведенный Европейской федерацией ассоциаций про­фессиональных психологов (ЕФАПП) в 1996—97 годах, показал, что задачи, которые приходится решать школьным психологам в боль­шинстве европейских стран, в значительной степени совпадают. Педагогические психологи Европы чаще всего решают следующие задачи:

участвуют в оценивании и тестировании детей, которые имеют учебные или поведенческие проблемы;

участвуют в консультировании детей, родителей и семей;

участвуют в выработке рекомендаций для школы;

включены в решение текущих внутришкольных процессов;

работают вместе со школой над инновациями и преобразованиями школьной жизни;

помогают работникам школы в профессиональном росте и в вы­полнении исследовательских проектов.

Педагогические психологи по всей Европе выполняют много функ­ций, но главное содержание работы заключается в обследовании де­тей с учебными и поведенческими трудностями и выработке рекомендаций школе и семье. Достаточно очевидными оказываются возрастающие требования к школьным психологическим службам, и психологам приходится работать в условиях значительного напряжения. Педагогические психологи говорят о проблемах, связан­ных с ограничениями, которые руководители порой накладывают на их работу. Отмечается также ролевая неопределенность профес­сиональной деятельности. Некоторые педагогические психологи вы­ражают озабоченность в связи с тем, что пересечение между их работой и работой других специалистов может вызвать путаницу, недоразумения и обиду. Необходимо гарантировать соблюдение воз­можно более высоких этических стандартов, в особенности в отно­шении конфиденциальности и уважения прав разных групп клиентов.

Общее мнение заключается в том, что педагогический психолог должен восприниматься как профессионал, работающий с детьми и молодежью в образовательной среде. Основной объем этой работы приходится на школу, ясли, детские сады, больницы и детские дома. Необходима также работа с семьями, учителями, специалиста­ми других профессий, которые связаны с детьми. Педагогические психологи могут работать со школами и другими организациями, помогая им в разработке организационных мер, оценке и выработке стратегий помощи детям с проблемами.

Психологам Европы приходится сталкиваться и со многими дру­гими проблемами, которые возникают в обществе в последние годы. Например, педагогические психологи из Швейцарии, Бельгии и Финляндии обращают внимание на проблемы жестокости, употреб­ления наркотиков, которые нарастают в среде школьников. Все это непосредственно влияет на круг обязанностей, в выполнение кото­рых включены педагогические психологи. У педагогических психо­логов Нидерландов и Израиля расширяется объем работы с детьми со специальными нуждами, которые оказываются интегрированны­ми в основную школу.

Основная цель деятельности психологической службы образования в нашей стране — обеспечение психического и личностного развития учащихся (Дубровина, 1991, с. 102). Деятельность психологической службы образования должна включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каж­дого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья.

Рассмотрим задачи, которые может решать практический психо­лог, работая в школе:

1) выявлять психологическую готовность детей к школьному обуче­нию, совместно с учителем намечать программу адаптации их к школе;

2)разрабатывать и осуществлять совместно с учителями и роди­телями развивающие программы с учетом индивидуальных особен­ностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, увлечений, жизненных планов, — а также задач развития на каж­дом возрастном этапе;

3)держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников;

4)осуществлять диагностическую и коррекционную работу с неуспе­вающими и недисциплинированными школьниками;

5)диагностировать интеллектуальные, эмоциональные, волевые и лич­ностные особенности учащихся, создающие трудности в процессе обучения и воспитания, помогать в их коррекции;

6)способствовать созданию благоприятного психологического кли­мата, выявлять и устранять причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями и другими людьми;

7) консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, по воп­росам развития их внимания, памяти, мышления, характера, спо­собностей;

8) проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам, связанным с учебной деятельностью, самовоспитанием, самоопределением, по проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

9)активно участвовать в профориентационной работе (Рабочая кни­га школьного психолога, 1991, с. 18; Кала, Раудик, 1986, с. 12).

Очередность решения этих задач зависит от конкретной ситуа­ции в каждой школе, уровня профессиональной подготовки пси­холога. Специфика задач и форм работы школьного психолога определяются типом образовательного учреждения и актуальными проблемами, стоящими в данный момент перед учреждением (Прак­тическая психология образования, 1997; Битянова, 1997).

studfile.net

1. Цели и основные задачи психолога в образовательных организациях разного типа.

Основная цель деятельности социально – психологической службы образовательного учреждения (далее Службы) — обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья обучающихся, содействовать развитию личности детей и молодежи в процессе их воспитания, образования и социализации.

Осуществляя заданную цель, Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, становлению их индивидуальности, развитию творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению и познанию в целом. Кроме того, специалисты Службы должны определять социально – психологические причины нарушений личностного и социального функционирования и развития, а также осуществлять профилактику условий возникновения подобных нарушений.

Задачи социально – психологической службы:

1. Создание психолого–педагогических условий для полноценного психического, психофизического и личностного развития детей на всех этапах их школьного детства.

2. Содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития учащихся.

3. Содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.

4. Оказание учащимся помощи в определении своих возможностей, исходя из знания своих способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.

5. Содействие педагогам и родителям в воспитании учащихся в формировании у них деятельности и поведения на основе принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

6. Предупреждение возникновения проблем развития у ребенка и помощь ребенку в решении актуальных задач его самоактуализации, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и т.п.

7. Психологическое обеспечение эффективности усвоения учащимися образовательных программ и психолого–педагогическая поддержка вариативных форм школьного обучения и досуга.

Нужно учесть, что эти задачи несколько различаются по своим приоритетам на разных ступенях образования [1]:

Дошкольное образование:

— Содействие всестороннему развитию ребенка;

— Ранняя диагностика и коррекция нарушений и развитии;

— Обеспечение готовности к школе.

Начальная школа:

— Определение готовности к обучению в школе;

— Обеспечение адаптации к школе;

— Развитие познавательной и учебной мотивации;

— Развитие самостоятельности и самореализации;

— Поддержка в формировании желания и «умения учиться».

— Развитие творческих способностей.

Основная школа:

— Сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения.

— Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и самообразования.

— Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.

— Формирование жизненных навыков.

— Помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.

— Профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Старшая школа:

— Помощь в профильной ориентации.

— Развитие исполнительной компетенции.

— Развитие временной перспективы, способности к целеполаганию.

— Поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни).

— Профилактика девиантного поведения, табакокурения, наркозависимости.

studfile.net

Основная задача психологии как науки, миссии психологии

Психология – наука, которая помогает быть счастливым. Кроме задач и целей психологии, у нее есть высокая миссия. Каковы же основная задача и миссия психологии как науки?

Наука о психике

Психология – относительно молодая наука, ей всего полтора века. Хотя корни психологии уходят в глубокое прошлое, официально она была признана отдельной наукой лишь в конце XIX века, когда в 1879 году немецкий физиолог В. Вундт основал первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию. С тех пор психологические знания не просто носят умозрительный характер, они стали экспериментально-доказуемыми и подтверждаемыми исследованиями.

Само название науки «психология» переводится с древнегреческого как «наука о душе». Ψυχή — «душа», λόγος — «учение».

Более двух тысяч лет назад Аристотелем был написан трактат «О душе». Так душа стала предметом изучения психологии, тогда еще являвшейся частью философии. В XVII веке понятие «душа» трансформируется в «сознание». Вплоть до конца XIX века ученых в основном интересовало, как человек познает и осознает мир и себя. В начале ХХ века предмет изучения науки психологи вновь изменяется. Теперь ученых интересует не эфемерное понятие души, и не сознание, а поведение личности. Многочисленные эксперименты, проводившиеся в то время, имели целью выявить закономерности рефлексов, реакций, действий и поведения индивида.

Сегодня психология – это наука, изучающая законы и закономерности развития и функционирования психики.

Психика – функция мозга, заключающаяся в активном отражении объективного мира, позволяющая регулировать и организовывать жизнедеятельность.

Психика – субъективный образ объективного мира.  Субъективный, то есть принадлежащий субъекту, зависящий от него, его жизненного опыта, мировоззрения, целей. Поэтому внутренний мир каждого человека уникален, он – «зеркало», в котором отражается внешний мир и отражается у каждого по-разному в зависимости от того как человек настроит свое «зеркало».

Если единственный инструмент познания психика – психика (ведь даже самые точные показания приборов все равно интерпретирует живой человек), а единственный инструмент познания личности другого человека – собственная личность, не трудно догадаться, почему не только «чужая душа потемки», но и свой внутренний мир бывает трудно понять.

Не даром древние греки над входом в храм Аполлона в Дельфах разместили табличку с надписью «Познай самого себя!». Работа над собой – самая сложная, но самая нужная работа.

Миссия психологии

Психология – сложная наука, она имеет множество школ и направлений. Некоторые их них:

  • психоанализ
  • фрейдизм
  • бихевиоризм
  • гештальтпсихология
  • гуманистическая психология
  • трансактный анализ
  • нейролингвистическое программирование
  • трансперсональная психология
  • системно-векторная психология,
  • когнитивная и многие другие.

Все они по-разному подходят к изучению психической природы человека, по-разному определяют предмет и объект своего изучения, используют разные методы и приемы работы с клиентами. Но в совокупности эти учения образуют невероятную «мозаику» психологических знаний.

Помимо теоретической, фундаментальной психологии есть прикладная и практическая психология, занимающаяся применением теоретических знаний на практике.

Таким образом, в наше время психология не только занимается изучением и исследованием психики, но также реализует полученные знания на практике. Есть теория и практика психологии, тесно взаимодействующие друг с другом.

Миссию психологии как науки можно было бы обозначить как объединение всех сфер человекознания в единую концепцию.

Психология тесто связана с общественными, естественными, философскими и даже техническими науками.

Знание психологии человека нужно и учитывается везде, поэтому существует так много отраслей психологии:

  • общая
  • педагогическая
  • детская
  • дифференциальная
  • социальная
  • возрастная
  • клиническая
  • инженерная
  • космическая
  • юридическая
  • военная
  • специальная
  • психология труда
  • психология власти
  • организационная
  • психопатология
  • психофизиология и прочие.

У каждой из них свой объект и предмет изучения, цели и задачи, но все они служат во благо той или иной сферы человеческой деятельности.

Практические психологи занимаются психологическим консультированием, коррекцией, профилактикой, реабилитацией, просвещением, психотерапией, а также проводят психологические тренинги.

Миссия практического психолога – создание оптимальных условий для раскрытия личностного потенциала индивида. Призвание психолога – помогать людям.

Задачи психологии

Основной задачей психологии как науки является изучение общих законов и закономерностей формирования, развития и функционирования:

  • психических познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь),
  • состояний (эмоции, чувства, установки),
  • свойств (способности, темперамент, характер, мотивы, цели, воля).

Изучать особенности психики нужно для того, чтобы лучше понимать ее природу и учиться управлять психическими явлениями.

Также в качестве задач психологии определяется:

  • изучение физиологических механизмов, лежащих в основе функционирования психики;
  • изучение зависимости психики от объективных условий жизни;
  • изучение влияния особенностей психической деятельности на оптимальное формирование личности и эффективное взаимодействие людей;
  • внедрение полученных психологических знаний в жизнь с целью повышения эффективности различных областей практики;
  • улучшение психического здоровья людей и их общей удовлетворенности жизнью.

Задачи практического психолога, работающего с клиентами, определяется им самостоятельно, и различаются в каждом конкретном случае.

Прикладные задачи практической психологии определяются спецификой учреждения, в котором работает психолог, чаще всего ими становятся: психологическое обеспечение оптимального функционирования организации, труда работников, составление обучающих программ, пособий, программ подготовки и переподготовки кадров, разрешение конфликтов, улучшение психологического климата и прочее.

И теоретики и практики психологии помогают людям разрешать различные психологические проблемы, совершенствоваться личностно и улучшать качество жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ourmind.ru

Задача психолога | Демьянова наука

Задача психолога

Часто  люди выходят с консультации психолога достаточно озадаченные и у многих возникает вполне оправданный вопрос: ну и чем же мне помог психолог? Это я и так знаю …. А вот тут он совершенно не прав… И где волшебная таблетка? Сногсшибательный совет? и т.п.

Что это? Не профессионализм специалиста или наше непонимание? И то и другое!

Так в чем же основная задача психолога и что мы можем получить от психологической помощи?

Давайте попробуем понять вместе. Сначала задайте себе вопрос: Вы считаете себя достаточно умным? Логично, что большинство из нас ответит ДА!

И это здорово — это тот результат к чему отчасти стремятся психологи — улучшить вашу самооценку!

А теперь другой вопрос: Почему вы тогда сами не можете решить свои проблемы? Виноваты окружающие?! — так это в корни не верно! Мы строим мир собственными руками мыслями и отношением к миру.

Мы не можем решить свои проблемы не из за того что мы глупы, а просто мы как компьютер с собственной программой часто выходим из строя и не можем починить сами себя. Нам нужен взгляд со стороны. Нужна другая точка зрения… Нам необходимо выйти за рамки своего системного мышления, давно сложившихся стереотипов. Об этом мы писали ЗДЕСЬ…

Профессиональный психолог никогда не даст точного ответа и совета, без подготовленной почвы, которую он формирует в процессе консультации.

У каждого из нас своя индивидуальная, ни в чем неповторимая история жизни, в которой мы даже сами многое недопонимаем, и не достаточно знаем (например период «до рождения», «до года», а так же многие себя не помнят и до трех лет). Узнать себя, без желаемых идеалов и мнимых представлений, зачастую основанных на защитных механизмах — это уже 90% помощь в решении вопроса. Специалист со стороны может дать вам обратную связь и профессиональное сопровождение в решении этого вопроса. НО ТОЛЬКО! Если вы сами ОЧЕНЬ этого желаете. Иначе преодоление защитного порога вашей психики не возможно! О наших основных психологических защитный механизмах вы можете почитать ЗДЕСЬ…

Приходя на консультацию хороший специалист уже понимает во многом понимает чем ваш «корень зла». И что вам необходимо изменить. Но, если он сразу скажет вам да вы такой-то, такой-то…. и просто сделайте то-то, то-то… Результат будет нулевой. Может вы и поверите психологу, если совет ляжет в рамки ваших личностных ценностей и уже сформированных желаний идти в сторону данных изменений.

Но чаще бывает по другому: чем точнее специалист попадет в корень вашей проблемы, тем сильнее у вас он вызовет отторжение и негатив — так работает наше сознание, отгораживаясь от подсознательных мотивов поведения.

Поэтому задача грамотного психолога или психотерапевта, постепенно, шаг за шагом направлять вас в нужное русло понимания, принятия и созревания внутри вас правильного решения… Да, да правильный выход из вашей ситуации вы должны найти именно сами в сопровождении специалиста. Тогда это будет ВАШЕ и ВЫ примете ЭТО и будите ГОТОВЫ к ИЗМЕНЕНИЯМ вашей жизни, так как именно изменения в стереотипах поведения влекут за собой другой выход из ситуации, нахождение казалось бы банального решения.

Поэтому после встречи с психологом, если вы придете пусть даже к простому выводу, а может закрепитесь в своих догадках, а ещё возможно выйдите из привычной калеи жизни и у вас появится стимул что-либо изменить (это могут быть даже эмоции негодования и злости — почитайте о провокативной психотерапии) — значит вы попали к хорошему специалисту!

Задача психолога — это прежде всего дать созреть вашей жизненной задаче!

с Вашего собственного сайта.

leusdiv.ru

Задачи психологии теоретические и практические, связь с науками

Самые важные задачи психологии — планомерное изучение различных психологических свойств личности и специфики деятельности индивида, связанных с психическими процессами. Выведение, на основании этого, объективных закономерностей. К этим целям должна стремиться общая психология. Она исследует функциональные возможности психики и мозга, связанные с субъективным отражением и восприятием объективного мира. Современные исследования отличаются многообразием подходов к психическим явлениям и становлением прикладных областей с выраженным практическим направлением.

Но кроме основной задачи психологии — масштабного изучения законов, которым подчиняется психическая деятельность человека, перед наукой стоят и другие:

  1. Исследование психических процессов, особенно их качественных и структурных особенностей, в свете отражения объективной реальности.
  2. Оценка текущих психических явлений, их свойств и развития. А также взаимосвязь с поведением человека и его деятельностью, обусловленными реальными условиями жизни.
  3. Детальное изучение действующих механизмов, которые являются основой всех протекающих психических процессов. Овладение практическими средствами, позволяющими их формировать и развивать.

Общую психологию можно назвать базовой или основополагающей наукой. Она раскрывает закономерности человеческой психики и сознания, исходя из основных положений диалектического материализма — первичности материального мира и вторичности идеального (мыслимого или субъективного).

Практические задачи психологии как науки

На всем протяжении истории человеческой цивилизации, психологию и ее направления понимали по-разному. Особенно это касается познавательных процессов и определения их закономерностей, а также мыслительных способностей, системы ценностей, памяти, воображения.

Наука рассматривает не только подходы к теоретическим задачам психологии. Она рассматривает целый ряд практических задач, например таких как:

  • понимание сущности особенностей поведения человека, его психической жизни и других проявлений психики, взаимосвязанных и взаимообусловленных;
  • умение управлять психическими процессами и явлениями;
  • научиться использовать полученные во время наблюдения данные, для того, чтобы качественно повысить эффективность отдельных практических направлений психологии;
  • предоставлять теоретическую часть для различных видов психологических служб.

Конечная цель психологии — найти практическое применение всех знаний, полученных опытным путем, с помощью наблюдений или других исследовательских методов.

Связь психологии с другими науками

Лишь в середине XIX века психология смогла стать самостоятельной наукой и «размежевалась» с философией. Однако есть ряд современных научных проблем, которые по-прежнему рассматриваются ими совместно. Это такие вопросы, как определение цели жизни, основные моральные ценности, особенности мировоззрения. Одной из причин обращения психологов к философии является особенность предложенных ими гипотез. Которые не всегда могут быть проверены экспериментальным путем.

Много общего у задач психологии и социологии. Социальная психология предоставляет социологии эффективные методы изучения взаимоотношений между людьми и личностных качеств отдельных индивидов. В психологии также используют опросы и анкетирования, которые считаются традиционными социологическими способами исследований.

Связь многих отраслей медицины с психологией переоценить невозможно. Уже давно доказано, что психическое состояние оказывает заметное влияние на физическое. Но, в то же время, многие заболевания серьезно ухудшают состояние психики. Неврологию и психиатрию также нельзя рассматривать отдельно от психологии.

Исследование психиатрами и неврологами заболеваний нервной системы, позволило им:

  • выявить особенности функционирования психики и ее структуры;
  • связать их со структурой и функциями нервной системы.

Психология является достаточно «терпимой» наукой. В ней не существует особых границ между научными или псевдонаучными знаниями, как нет и четкого разделения с парапсихологией или житейской психологией.

Задачи психологии — видео-лекция

mind-control.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *