Выготский лев семенович годы жизни род занятий: Выготский, Лев Семёнович — Википедия

биография, основные труды :: SYL.ru

Фрейда знают все, Юрга – большинство, Карнеги и Маслоу – многие. Выготский Лев Семенович – имя скорее для профессионалов. Остальные разве что слышали фамилию и в лучшем случае могут связать ее с дефектологией. И все. А ведь это была одна из ярчайших звезд отечественной психологии. Именно Выготский создал уникальное направление, не имеющие ничего общего с трактовкой становления человеческой личности любого из гуру науки. В 30-х годах в мире психологии и психиатрии каждый знал это имя – Выготский Лев Семенович. Труды этого человека произвели фурор.

Ученый, психолог, учитель, философ

Время не стоит на месте. Делаются новые открытия, наука движется вперед, в чем-то восстанавливая, в чем-то заново открывая утраченное. И если устроить уличный опрос, вряд ли много респондентов смогут ответить, кто же такой Выготский Лев Семенович. Фото – старые, черно-белые, размытые — покажут нам молодого красивого мужчину с породистым удлиненным лицом. Впрочем, старым Выготский так и не стал. Возможно, что к счастью. Его жизнь вспыхнула яркой кометой на своде отечественной науки, мелькнула и погасла. Имя предали забвению, теорию объявили ошибочной и вредной. А между тем, даже если отбросить оригинальность и тонкость общей теории Выготского, тот факт, что его вклад в дефектологию, особенно детскую, неоценим, не подлежит сомнению. Он создал теорию работы с детьми, страдающими поражениями органов восприятия и психическими отклонениями.

Детство

5 ноября 1986 год. Именно в этот день в Орше Могилевской губернии родился Выготский Лев Семенович. Биография этого человека не содержала ярких и удивительных событий. Состоятельные евреи: отец – купец и банкир, мать – учительница. Семья переехала в Гомель, и там обучением детей занимался частный педагог – Соломон Маркович Ашпиз, фигура в тех краях довольно примечательная. Он практиковал не традиционные методы преподавания, а почти не использовавшиеся в учебных заведениях сократические диалоги. Возможно, именно этот опыт определил необычный подход самого Выготского к преподавательской практике. Двоюродный брат, Давид Исаакович Выгодский, переводчик и известный литературный критик тоже оказал влияние на формирование мировоззрения будущего ученого.

Студенческие годы

Выготский знал несколько языков: древнееврейский, древнегреческий, латынь, английский и эсперанто. Учился в Московском университете, сначала на медицинском факультете, затем перевелся на юридический. Какое-то время он постигал науку параллельно на двух факультетах – юридическом и историко-философском, в университете им. Шанявского. Позже Выготский Лев Семенович решил, что юриспруденция его не интересует, и целиком сосредоточился на своем увлечении историей и философией. В 1916 году он написал двухсотстраничный труд, посвященный анализу драмы Шекспира – «Гамлет». Позже он использовал эту работу как дипломную. Этот труд был высоко оценен специалистами, так как Выготский применил новый, неожиданный метод анализа, позволяющий взглянуть на литературное произведение под другим углом. Льву Семеновичу на тот момент было всего 19 лет.

выготский лев семеновичВ бытность свою студентом Выготский очень много занимался именно литературным анализом, публиковал работы по произведениям Лермонтова и Белого.

Первые шаги в науку

После революции, окончив вуз, Выготский сначала уезжает в Самару, затем с семьей ищет работу в Киеве и, в конце концов, опять возвращается в родной Гомель, где и живет до 1924 года. Не психотерапевт, не психолог, а учитель – именно такова профессия, которую выбрал Выготский Лев Семенович. Краткая биография тех лет может уместиться в несколько строк. Он работал учителем в школах, техникумах, на курсах. Заведовал сначала театральным отделом образования, а затем – художественным, писал и публиковался (критические статьи, рецензии). Какое-то время Выготский даже проработал редактором местного издания.

В 1923 году он был руководителем группы студентов Московского педологического института. Экспериментальная работа этой группы дала материал для изучения и анализа, который мог использовать в своих трудах Лев Семенович Выготский. Деятельность его как серьезного ученого началась именно в те годы. На Всероссийском съезде психоневрологов в Петрограде Выготский сделал доклад, опираясь на данные, полученные в результате этих экспериментальных исследований. Работа молодого ученого произвела фурор, впервые прозвучали слова о зарождении нового направления в психологии.

Начало карьеры

Именно с этого выступления и началась карьера молодого ученого. Выготского пригласили в Московский институт экспериментальной психологии. Там уже трудились выдающиеся ученые-психологи того времени – Леонтьев и Лурия. Выготский не только органично вписался в этот научный коллектив, но и стал идейным лидером, а также инициатором исследований.

выготский лев семенович биографияСкоро практический каждый практикующий психотерапевт и дефектолог знал, кто такой Выготский Лев Семенович. Основные труды этого выдающегося ученого будут написаны позже, тогда же он был для всех гениальным практиком, лично занимавшимся педагогической и терапевтической деятельностью. Родители больных детей прилагали невероятные усилия, чтобы попасть на прием к Выготскому. А уж если удавалось стать «подопытным образцом» в лаборатории аномального детства – это считалась невероятной удачей.

Как педагог стал психологом?

Что же такого необычного есть в теории, которую предложил миру Лев Семенович Выготский? Психология ведь не была его профильным предметом, он, скорее, лингвист, литературовед, культуролог, практикующий педагог. Почему же именно психология? Откуда?

выготский лев семенович фотоОтвет – в самой теории. Выготский – первый, кто попытался отойти от рефлексологии, его интересовало осознанное формирование личности. Образно говоря, если личность – это дом, то до Выготского психологи и психиатры интересовались исключительно фундаментом. Конечно, это необходимо. Без этого не будет дома. Фундамент во многом определяет здание – форму, высоту, некоторые особенности конструкции. Его можно улучшать, совершенствовать, укреплять и изолировать. Но факта это не меняет. Фундамент – это всего лишь основа. А вот что будет на ней построено – результат взаимодействия многих факторов.

Культура определяет психику

Если продолжать аналогию, именно этими факторами, определяющими итоговый вид дома, и интересовался Выготский Лев Семенович. Основные труды исследователя: «Психология искусства», «Мышление и речь», «Психология развития ребенка», «Педагогическая психология». Круг интересов ученого со всей очевидностью сформировал его подход к психологическим исследованиям. Человек, увлеченный искусством и языкознанием, одаренный педагог, любящий и понимающий детей – это Выготский Лев Николаевич. Он отчетливо видел, что нельзя разделять психику и продукты, ею производимые. Искусство и язык – продукты деятельности человеческого сознания. Но они же и определяют формирующееся сознание. Дети растут не в вакууме, а в контексте определенной культуры, в языковой среде, которая оказывает большое влияние на психику.

Педагог и психолог

Выготский хорошо понимал детей. Он был замечательным педагогом и чутким любящим отцом. Его дочери рассказывали, что теплые доверительные отношения у них были не столько с матерью, женщиной строгой и сдержанной, сколько с отцом. И отмечали, что главной особенностью отношения Выготского к детям было чувство глубокого искреннего уважения. Семья жила в маленькой квартирке, и у Льва Семеновича не было отдельного места для работы. Но он никогда не одергивал детей, не запрещал им играть или приглашать в гости друзей. Ведь это было нарушением принятого в семье равенства. Если гости приходят к родителям, такое же право пригласить товарищей есть и у детей. Попросить не шуметь какое-то время, как равный равного – это максимум, который позволял себе Выготский Лев Семенович. Цитаты из воспоминаний дочери ученого, Гиты Львовны, позволят заглянуть «за кулисы» жизни выдающегося российского психолога.

Дочь Выготского об отце

Дочь ученого рассказывает, что отдельного, именно ей посвященного времени было не так много. Зато отец брал ее с собой на работу, в институт, и там девочка могла свободно разглядывать любые экспонаты и препараты, а папины коллеги всегда поясняли ей, что, для чего и зачем нужно. Так, к примеру, она видела уникальный экспонат – мозг Ленина, хранившийся в банке.

выготский лев семенович цитатыОтец не читал ей детских стихов – он просто не любил их, считал это безвкусным примитивом. Зато у Выготского была отличная память, и он мог рассказать наизусть множество классических произведений. В результате девочка отлично развивалась в искусстве и литературе, вовсе не чувствуя своего возрастного несоответствия.

Окружающие о Выготском

Также дочь отмечает, что Выготский Лев Семенович был исключительно внимателен к людям. Когда он слушал собеседника, то сосредотачивался на разговоре полностью. Во время диалога со студентом нельзя было сразу разобрать, кто тут ученик, а кто учитель. Этот же момент отмечают и другие люди, знавшие ученого: дворники, обслуга, уборщицы. Все они говорили, что Выготский бил исключительно искренним и доброжелательным человеком. Причем качество это не было демонстративным, выработанным. Нет, это была просто черта характера. Выготского было очень легко смутить, он был крайне критичен к себе, при этом к людям относился с терпимостью и пониманием.

Работа с детьми

Возможно, именно искренняя доброта, способность глубоко чувствовать других людей и относиться со снисходительностью к их недостаткам привела Выготского в дефектологию. Он всегда утверждал, что ограниченные в чем-то одном способности – это не приговор для ребенка. Гибкая детская психика активно ищет возможности для успешной социализации. Немота, глухота, слепота – это всего лишь физические ограничения. И детское сознание инстинктивно пытается их преодолеть. Главная обязанность врачей и педагогов – помочь ребенку, подтолкнуть его и поддержать, а также предоставить альтернативные возможности для общения и получения информации.

лев семенович выготский психологияОсобое внимание Выготский уделял проблемам умственно отсталых и слепоглухонемых детей как наиболее проблемно социализируемых, и добился большого успеха в организации их обучения.

Психология и культура

Выготский живо интересовался психологией искусства. Он считал, что именно эта отрасль способна оказывать на личность критическое влияние, освобождая аффективные эмоции, которые в обычной жизни не могут быть реализованы. Ученый считал искусство важнейшим инструментом социализации. Личные переживания формируют личный опыт, но эмоции, обусловленные воздействием произведения искусства, формируют опыт внешний, общественный, социальный.

выготский лев семенович трудыТакже Выготский был убежден, что мышление и речь взаимосвязаны. Если развитое мышление позволяет говорить богатым, сложным языком, то есть и обратная взаимосвязь. Развитие речи приведет к качественному скачку интеллекта.

В привычную для психологов связку сознание-поведение он ввел третий элемент – культуру.

Смерть ученого

Увы, Лев Семенович был человеком не слишком здоровым. Еще в 19 лет он заразился туберкулезом. Долгие годы болезнь дремала. Выготский, хотя и не был здоров, но все же справлялся с недугом. Но болезнь медленно прогрессировала. Возможно, ситуацию усугубила и развернувшаяся в 30-х годах травля ученого. Позже его семья грустно шутила, что Лев Семенович вовремя умер. Это спасло его от ареста, допросов и заключения, а родственников – от репрессий.

выготский лев семенович 1896 1934В мае 1934 года состояние ученого стало настолько тяжелым, что ему был предписан постельный режим, а уже через месяц ресурсы организма были полностью исчерпаны. 11 июня 1934 года скончался выдающийся ученый и талантливый педагог Выготский Лев Семенович. 1896-1934 – всего 38 лет жизни. За эти годы он успел невероятно много. Его труды были оценены по достоинству не сразу. Но сейчас многие практики работы с аномальными детьми основываются именно на методиках, разработанных Выготским.
Выготский лев семенович годы жизни род занятий. Выготский лев семенович

Выготский Лев Семенович (1896-1934 Орша, Российская империя) — известный в мировой психологии сов. психолог.

Наибольшую известность принесла В. созданная им культурно-историческая концепция развития высших психических функций, теоретический и эмпирический потенциал которой еще не исчерпан (что можно сказать практически о всех др. аспектах творчества В.).

В ранний период творчества (до 1925) Выготский разрабатывал проблемы психологии искусства, считая, что объективная структура произведения искусства вызывает в субъекте как минимум 2 против. аффекта, противоречие между которыми разрешается в катарсисе, лежащем в основе эстетических реакций. Чуть позже В. разрабатывает проблемы методологии и теории психологии («Исторический смысл психологического кризиса»), намечает программу построения конкретно-научной методологии психологии на основе философии марксизма (см. Каузально-динамический анализ).

В течение 10 лет Выготский Л.С. занимался дефектологией, создав в М. лабораторию психологии аномального детства (1925-1926), ставшую впоследствии составной частью Экспериментально-дефектологического ин-та (ЭДИ), и разработав качественно новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества занялся проблемами соотношения мышления и речи, развития значений в онтогенезе, проблемами эгоцентрической речи и др. («

Мышление и речь », 1934). Кроме этого, разрабатывал проблемы системного и смыслового строения сознания и самосознания, единства аффекта и интеллекта, различные проблемы детской психологии (см . Зона ближайшего развития , Обучение и развитие ), проблемы развития психики в фило- и социогенезах, проблему мозговой локализации высших психических функций и многие др.

Оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию и др. смежные с психологией науки (педологию, педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию, семиотику, нейронауку, когнитивную науку, культурную антропологию, системный подход и др.). Первыми и ближайшими учениками В. были А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев («тройка»), впоследствии к ним присоединились Л.И. Божович , А.В. Запорожец , Р.Е. Левина , Н.Г. Морозова , Л.С. Славина («пятерка»), создавшие свои оригинальные психологические концепции. Идеи В. разрабатываются его последователями во многих странах мира. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Выготский Лев Семенович (1896–1934) — российский психолог. Разработал, ориентируясь на методологию марксизма, учение о развитии психических функций в процессе опосредствованного общением освоения индивидом ценностей культуры.

Культурные знаки (прежде всего знаки языка) служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект, воздействуя на другого, формирует собственный внутренний мир, основными единицами к-рого являются значения (обобщения, когнитивные компоненты сознания) и смыслы (аффективно-мотивационные компоненты).

Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»). Так, механическая память становится логической, ассоциативное (см .

Ассоциация ) течение представлений — целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие — произвольным и т.п. Все эти внутренние процессы — продукт интериоризации. «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, — сперва социальном, потом — психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем «вращиваются» в его Сознание . «История развития высших психических функций», 1931).

На основе этой идеи В. было создано новое направление в детской психологии, включающее положение о «зоне ближайшего развития», оказавшее большое влияние на современные отечественные и зарубежные экспериментальные исследования развития поведения ребенка. Принцип развития сочетался в концепции В. с принципом системности. Он разработал понятие о «психологических системах», под к-рыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении этих систем главная роль была придана первоначально знаку, а затем — значению как «клеточке», из к-рой разрастается ткань человеческой психики в отличие ее от психики животных.

жизнь советского психолога, научная деятельность, идеи автора в современном мире.

Лев Семёнович Выготский (1896 – 1934) – всемирно известный советский психолог и педагог, среди работ которого исследования психологии и когнитивного развития ребёнка.

Некоторое время в СССР и во всём мире складывался настоящий культ Выготского, следствием чего стало проводящееся в последние годы его «развенчание», часто основанное на искажениях и фальсификациях его настоящих работ и идей.

Выготский

Жизненный путь Льва Семёновича Выготского

Настоящим его именем было Лев Симхович Выгодский. Одну букву в своей фамилии он впоследствии поменял, чтобы его не путали с двоюродным братом – известным советским литератором Давидом Исааковичем Выгодским.

Родители Л. С. Выготского были довольно обеспеченными евреями, жившими в городе Орша (Могилёвская губерния). Всего у них было восемь детей; кроме того, в качестве девятого был принят упомянутый выше Давид Исаакович, у которого рано умер отец.

Начальное образование Выготский получал дома, у частного педагога. После этого он поступил сразу в шестой класс государственной гимназии, а старшие классы заканчивал уже в частной еврейской школе. С частными учителями изучил несколько языков, в том числе и английский. Самостоятельно он изучил даже эсперанто – «модный» в те годы искусственный язык.

После школы Выготский поступил в Московский университет. Вначале учился на медицинском факультете, но затем перевёлся на юридический. Вскоре, будучи студентом, он начинает публиковать свои первые научные работы, а также писать статьи для журналов. Это были, в частности, еврейский журнал «Новый путь», созданный М. Горьким журнал «Летопись», а также «Новый мир». В своих статьях Выготский рассуждал, в частности, об антисемитизме в Российской империи. Примечательно, что в своих статьях он выражал резкое неприятие идей социализма и коммунизма.

В 1917 году Выготский оставил Московский университет и перебрался в располагавшийся в Москве муниципальный Университет имени Шанявского, где и окончил своё обучение. После революции работал на различных должностях в разных городах, в том числе в Киеве, Гомеле, Самаре. Он был учителем, заведующим в культурных учреждениях, издавал литературный журнал «Вереск» и сборник стихов Ильи Эренбурга.

С 1922 года работал преподавателем в Гомельском педагогическом техникуме, а также занимался организацией психологических лабораторий в Гомеле и Москве. В 1923 – 1924 годах Выготский представил результаты своих работ на Всероссийском психологическом съезде. Там же он встретил Александра Лурию – известного психолога, с которым начал тесное сотрудничество. Впоследствии вокруг двух этих психологов собрался своеобразный интеллектуальный кружок – «Круг Выготского – Лурии».

Всё последнее десятилетие своей жизни Выготский прожил в Москве. Тогда же он предпринял свой единственный выезд за границу: посетил Лондон, где проходила Международная конференция по просвещению глухонемых детей.

Направления исследований советского психолога

Лев Выготский формировался как учёный в эпоху, когда в стране начало утверждаться марксистское учение. Резкое неприятие коммунистических идей у Выготского сменилось их поддержкой. Поэтому уже в ранних работах советского психолога присутствует критика ряда признанных психологических направлений и идей, которая была тогда, так сказать, в духе времени. Выготский, к примеру, указывал, что человеческая психика является высшим образованием, поэтому недопустимо сводить её строение к совокупности «низших» элементов.

Учение

Понятно, что этой критике подвергались и такие психологические направления, как психоанализ и бихевиоризм. Последний, например, фактически приравнивал человека к «низшим» существам – животным, и объявлял, что человека можно дрессировать так же, как и обычную собаку. Выготскому такое понимание человеческой психики не нравилось.

Выготский разрабатывал учение о «высших психологических процессах». Он настоятельно призывал разделять психические и психологические процессы по аналогии с тем, как разделяются физические и физиологические явления. В отличие от психических, психологические процессы, по его мнению, развиваются в тесной связи с самой жизнью. Они определяются жизненными ситуациями и в то же время сами определяют их. Таким образом, Выготский говорил о единстве психических и «жизненных» процессов, из чего должна складываться психология. По мнению Выготского, ошибкой других психологов было то, что они отделяли психические процессы от «жизни», поэтому не могли понять многие закономерности человеческого сознания.

Ещё одно направление исследований Выготского – это так называемая «культурно-историческая» теория психологического развития человека. Это название условно и дано поздними интерпретаторами и издателями работ Выготского уже после его смерти. Суть этой теории в том, что необходимо различать низшие и высшие психические функции. Первые являются результатом биологической эволюции и роднят человека с животными, а вторые сформировались в результате общественно-исторического развития человека.

При этом низшие функции не могут контролироваться человеческим сознанием, а высшие могут. Это происходит из-за того, что высшие психические функции имеют опосредованный характер: между внешним стимулом и реакцией на него находится некий промежуточный стимул-средство, или «знак». Знаки отличаются от орудий, поскольку орудия направлены как бы вовне, на преобразование окружающей действительности, а знаки – «вовнутрь», на преобразование других людей и управление их поведением.

Выготский приводит в качестве модели такого опосредованного поведения концепцию «буриданова осла». Французский философ Буридан когда-то говорил, что осёл, находящийся на одинаковом расстоянии от двух одинаковых мисок с кормом, будет стоять на одном месте, пока не умрёт от голода. В отличие от животного, человек может бросить жребий, который играет роль нового, дополнительного промежуточного стимула. И этот стимул позволяет разрешить возникшую ситуацию, снимая неопределённость.

Бросание жребия само по себе является своеобразным явлением, свойственным только человеку: это пример того, как человек не просто реагирует на внешние стимулы, а сам создаёт для себя новые стимулы, отсутствующие в природе.

Выготский подробно исследовал создание человеком дополнительных стимулов и привёл множество примеров такого поведения: это и завязывание узелка на память, и счёт на пальцах, и другие формы поведения.

Выготский также показал, что мышление и речь развиваются как бы из разных источников. В процессе исторического развития мышление зарождалось как некое внеречевое явление, а речь имела внеинтеллектуальный характер; однако в какой-то момент времени два этих явления пересеклись и слились друг с другом: интеллект стал речевым, а речь – интеллектуальной.

Выготский задумывался и над функционированием произведений искусства. Он предлагал разделять в художественном произведении форму и содержание; под содержанием понимается фабула, а под формой — сюжет. По его мнению, они соотносятся друг с другом так же, как в живом организме соотносятся анатомия и физиология. То есть фабула – это просто набор неких элементов, а сюжет – это то, как они друг с другом взаимодействуют.

Классическая теория считала, что форма и содержание в художественном произведении гармонично взаимодействуют друг с другом; то есть форма помогает содержанию выразить себя, а содержание выражается в наиболее удобной для себя форме. Выготский показал, что это не так: между формой и содержанием постоянно идёт борьба. И удачным произведением является то, в котором форма одерживает победу; ведь только в этом случае произведение может эстетически воздействовать на публику, а это является главной целью создания произведения.

Особенно много внимания Выготский уделял педагогике и развитию высших психологических функций с детского возраста. Ранее считалось, что высшие психические (или психологические) функции нормально развиваются в том случае, если правильно и своевременно развиваются структурные компоненты мозга. Выготский указал, что развитие мозга необходимо, но этого недостаточно. Другим необходимым компонентом является изменяющаяся социальная среда, в которой ребёнку необходимо проявлять себя. Культура создаёт те или иные формы поведения и видоизменяет работу психологической функции.

Выготский ввёл в педагогику и психологию такое важное понятие, как зона ближайшего развития. Это понятие характеризует процессы, которые ещё только созревают в психологии ребёнка. То есть это такие задачи, которые ребёнок на определённом этапе своего развития уже может решить, но только с помощью взрослого. Изучение зоны ближайшего развития ребёнка позволяет узнать, насколько правильно и адекватно проходит его психологическое развитие, в правильном ли направлении он движется.

Идеи Выготского в современном мире

Судьба наследия Выготского была весьма своеобразной. В СССР психолог был возведён в ярко выраженный культ; подчёркивалось, что Выготский был тем человеком, кто впервые подошёл к психологии с подлинно марксистских позиций. Однако настоящее содержание работ Выготского зачастую не учитывалось или искажалось. Советский культ Выготского в психологии заменял научную деятельность как таковую.

И в этом плане неожиданным кажется то, что с 1970-х годов большой интерес к Выготскому начали проявлять американские психологи. Вскоре Выготский в западном мире стал считаться одним из корифеев современной психологии. На трудах Выготского основано современное психологическое образование в США; кроме того, учение Выготского легло в основу зародившегося в США социального конструктивизма.

Однако Выготский удостоился своеобразного культа и там. Появилось множество психологов, которые именовали себя его последователями, при этом на самом деле оказывалось, что они случайно или намеренно искажали его идеи, фальсифицировали его сочинения.

В связи с этим всеобщим культом советского психолога в мировой науке зародилось некое противоположное движение, ставящее задачу «развенчания» его учения. Вначале такие работы появились в постсоветской России, а позже они стали появляться и за рубежом.

Среди таких работ существуют и некие компромиссные точки зрения. Их авторы утверждают, что Выготский не был «гением марксизма в психологии», как его описывала советская идеология; а был он высокообразованным человеком, интеллектуалом и человеком своего времени, который усваивал современные для его эпохи идеи, которые были даже «модными». Эти идеи Выготский развивал и применял в новых, неожиданных областях, однако ничего принципиально нового он не предложил.

Возвеличивание Выготского в советской идеологии при этом было далеко не уникальным. Той же участи подверглись многие советские учёные, писатели и мыслители. Среди них был и И. П. Павлов, под «знаменем» которого советские чиновники «развенчивали» «буржуазные» научные концепции. Собственно говоря, такой же канонизации в СССР подвергся и сам Владимир Ленин. Начиная с воцарения Сталина, советское правительство круто свернуло с «ленинского» пути и в большинстве случаев этому пути противоречило; однако культ «вождя мирового пролетариата» сохранялся и усугублялся: его изображали на тысячах плакатов, ему ставили сотни памятников по всей стране и за её пределами, его имя упоминалось в советском гимне, в конституции и т. д.

Учитывая сложившуюся ситуацию с культом Выготского, в последние годы был запущен масштабный некоммерческий научно-издательский проект «PsyAnima Полное собрание сочинений Выготского». Благодаря этому проекту множество сочинений выдающегося психолога стало доступно широкой публике, при этом в своём изначальном виде – без цензурных правок, искажений, фальсификаций. Активизировалась и исследовательская работа: ставшее доступным подлинное наследие Выготского начало изучаться современными специалистами.

Смотреть видео

Лев Выготский — фото, биография, психолог, книги, личная жизнь, причина смерти

Биография

Советский психолог Лев Семенович Выготский был родоначальником культурно-исторической теории, организовавшим общество исследователей новых педагогических направлений, связанных с когнитивным развитием детей. Развивая созданные теории, ученый и практик написал книгу «Психология искусства» и еще ряд прогрессивных работ и статей.

Детство и юность

Лев Семенович Выготский (ранее Выгодский) появился на свет 17 ноября 1896 года в белорусском городке Орша и был вторым из детей зажиточного еврейского финансиста Симхи Лейбовича и его жены — преподавательницы Цецилии Моисеевны. Детство будущий психолог провел в Гомеле, где отец работал помощником управляющего филиала крупного банковского учреждения и параллельно с этим занимался торговлей лесом.

Лев Выготский в молодости

Там Лева вместе с семерыми братьями и сестрами прошел курс домашнего обучения у педагога Соломона Апшиза, который практиковал методы древнегреческого философа Сократа и прославился как революционер и социал-демократ. Общение с этим преподавателем, а также многочисленными родственниками повлияло на будущую биографию мальчика.

В 1913 году, пройдя ступень среднего образования, Лев со знанием эсперанто и древнегреческого, латинского и английского языков успешно сдал вступительные экзамены в Императорском московском университете и никак не мог определиться с будущим, мечтая стать юристом, культурологом или врачом.

Читайте также7 звезд, которые могли бы стать врачами

В итоге после многочисленных переводов молодой еврей получил диплом историко-философского отделения высшего учебного заведения им. А. Л. Шинявского и некоторое время писал для журналов и работал преподавателем. А в начале 1920-х годов на базе местного педагогического техникума он занялся экспериментами в области психологии, для Всероссийской тематической конференции собрал полученные результаты и опубликовал первый научный доклад.

Психология

В 1924 году Лев Семенович познакомился с молодым ученым Александром Лурией и вместе с ним основал исследовательский кружок. Во главе этой организации Выготский предпринял заграничную поездку в Германию и Великобританию. Защитив диссертацию, ставшую книгой «Психология искусства» и дополненную разделом «Легкое дыхание» и другими, получил статус старшего научного сотрудника, равнозначный современной степени кандидата медицинских наук.

Психолог Лев Выготский

В 1925 году, переболев тяжелой формой туберкулеза, делал заметки, позже изданные как «Исторический смысл психологического кризиса». В этой работе автор раскритиковал попытки анализа человеческого поведения с помощью элементарных понятий и на основе детской психиатрии и дефектологии дал определение сознанию, которое, с его точки зрения, имело отношение к понятию аффективных и интеллектуальных действий, имевших системный динамический смысл.

В процессе написания следующей работы, опубликованной в 1934 году под названием «Мышление и речь», психолог продвинулся по карьерной лестнице и занял на пост начальника московской медико-педагогической станции, преобразованной в ведущий российский исследовательский центр.

Читайте также8 звезд, ушедших из жизни молодыми

А затем деятельность «круга Выготского-Лурии» была перенесена в лабораторию другого московского учреждения, где ученый представил человеческое сознание как совокупность функций, сформулировав понятие единый высший психологический процесс.

В 1930-х годах Лев Семенович развивал различные направления педагогической психологии и закладывал основы культурно-исторической теории. Получив диплом психоневрологической академии, возглавил отдел в московском учреждении ВИЭМ.

Личная жизнь

Неоценимый вклад в советскую науку затмил собой интерес к личной жизни Льва Семеновича, но, несмотря на это, в его биографии осталось место для информации о жене Розе Ноевне Смеховой, родившей за 10 лет брака Гиту и Асю — двух дочерей.

Лев Выготский с дочерью

Повзрослев, девочки пошли по стопам родителя и сделали карьеру в области психологии, дефектологии и биологии, а в 1996 году стали соавторами книги «Л. С. Выготский. Штрихи к портрету» и поделились фотографиями и неопубликованными набросками, хранившимися в семейном архиве.

Смерть

В течение 15 лет Льва Семеновича преследовали проблемы с легкими, 11 июня 1934 года причиной внезапной и скоропостижной смерти стал острый приступ болезни туберкулез.

Читайте также6 знаменитых людей, умерших от туберкулеза

По желанию родственников через 12 месяцев после кремации урну с прахом психолога захоронили на Новодевичьем кладбище, а его научная библиография пополнилась рядом неопубликованных при жизни работ.

Цитаты

  • «Небывальщина нужна ребенку лишь тогда, когда он хорошо утвердится в бывальщине».
  • «Трагедия есть буйство максимальной человеческой силы, поэтому она мажорна».
  • «Человек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей».
  • «Имея конец пути, можно легче всего понять и весь путь в целом, и смысл отдельных этапов».
  • «Исполнение автоматического акта не задает нашему уму никакой задачи. Нет затруднения, значит, нет потребности, а следовательно, нет и сознания».

Библиография

  • 1924 – «Сознание как проблема психологии поведения»
  • 1927 –« Исторический смысл психологического кризиса»
  • 1928 – «Проблема культурного развития ребёнка»
  • 1929 – 1931 — «Педология подростка»
  • 1929 – «Конкретная психология человека»
  • 1931 – «История развития высших психических функций»
  • 1931 – «Мышление и речь»
  • 1932 – «Лекции по психологии»
  • 1934 – «Проблема развития и распада высших психических функций»

Выготский, Лев Семенович — Психологос

«Быть в физиологии материалистом нетрудно — попробуйте-ка в психологии быть им».
Л.С. Выготский

Лев Семенович Выготский

Лев Семенович Выготский

Лев Семёнович Выго́тский (17 ноября (5 ноября по ст. стилю) 1896 — 11 июня 1934, Москва) — советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии.

Биография

Выготский родился 17 ноября (5 ноября по ст. стилю) 1896 года в белорусском городе Орша в семье служащего. Его образованием занимался частный учитель Соломон Ашпиц, известный использованием так называемого метода сократического диалога. В 1917 году окончил юридический факультет Московского университета и одновременно историко-философский факультет Университета им. Шанявского. Преподавал в г. Гомеле. С 1924 года работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им Экспериментальном дефектологическом институте; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова.

Профессор института психологии в Москве. Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам. В книге «История развития высших психических функций» (1931, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать два плана поведения — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения — в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением.

В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания (его работа «Мышление и речь», 1934 является основополагающей для отечественной психолингвистики). Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.

Выготский умер 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза. Последовавшая в СССР в середине 1930-х гг. переоценка взглядов на науку и культуру выразилась в забвении трудов Выготского вплоть до второй половины 1950-х, когда вновь стали публиковаться его работы.

Дочь Л.С. Выготского — Гита Львовна Выго́тская — известный советский психолог и дефектолог.

Влияние Выготского

Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, П. И. Зинченко, Л. В. Занков и др.

В 1970-е гг. теории Выготского стали вызывать интерес в американской психологии. В последующее десятилетие все основные труды Выготского были переведены и легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологии США.

Клуб distant-nik Сентябрь 2020

Лев Выготский: биография, фото и творчество

Выдающийся ученый Выготский Лев Семенович, основные труды которого входят в золотой фонд мировой психологии, многое успел за свою короткую жизнь. Он заложил базу многих последующих направлений в педагогике и психологии, некоторые из его идей еще ждут своего развития. Психолог Лев Выготский принадлежал к плеяде выдающихся русских ученых, которые сочетали в себе эрудированность, блестящие риторические способности и глубокие научные знания.

лев выготский

Семья и детство

Лев Выготский, биография которого началась в благополучной еврейской семье в городе Орше, появился на свет 17 ноября 1896 года. Его фамилия при рождении была Выгодский, он поменял букву в 1923 году. Отца звали Симх, но на русский манер именовали Семеном. Родители Льва были образованными и обеспеченными людьми. Мама работала учительницей, отец был купцом. В семье Лев был вторым из восьми детей.

В 1897 году Выгодские перебираются в Гомель, где отец становится заместителем управляющего банком. Детство Льва было вполне благополучным, мама все свое время посвящала детям. В доме также росли дети брата Выгодского-старшего, в частности брат Давид, который оказал сильное влияние на Льва. Дом Выгодских был своеобразным культурным центром, где собиралась местная интеллигенция, обсуждались новости культуры и события в мире. Отец был основателем первой в городе публичной библиотеки, дети с детства привыкали к чтению хороших книг. Впоследствии из семьи вышло несколько выдающихся филологов, и чтобы отличаться от своего двоюродного брата, представителя русского формализма, Лев и поменяет букву в фамилии.

выготский лев семенович книги

Учеба

Для детей в семью Выгодских был приглашен частный учитель Соломон Маркович Ашпиз, известный своим необычным педагогическим методом, основанном на «Диалогах» Сократа. Кроме того, он придерживался прогрессивных политических взглядов и состоял в социал-демократической партии.

Лев формировался под влиянием учителя, а также брата Давида. Он с детства увлекался литературой и философией. Его любимым философом стал Бенедикт Спиноза, и это увлечение ученый пронес через всю жизнь. Лев Выготский учился дома, но позже с успехом сдал экстерном экзамен за пятый класс гимназии и пошел в 6-й класс еврейской мужской гимназии, где и получил среднее образование. Учился Лев хорошо, но продолжал получать частные уроки по латыни, греческому, древнееврейскому и английскому языкам на дому.

В 1913 году он с успехом выдерживает вступительные экзамены в Московский университет на медицинский факультет. Но довольно скоро он переводится на юридический. В 1916 году он много пишет рецензий на книги современных писателей, статей о культуре и истории, размышлений о «еврейском» вопросе. В 1917 году он решает оставить юриспруденцию и переводится на историко-филологический факультет университета им. Шанявского, который и оканчивает через год.

выготский лев семенович основные труды

Педагогика

Окончив университет, Лев Выготский столкнулся с проблемой трудоустройства. Он с матерью и младшим братом сначала отправляется в Самару в поисках места, затем едет в Киев, но в 1918 году возвращается в Гомель. Здесь он подключается к строительству новой школы, в которой начинает преподавать вместе со старшим братом Давидом. С 1919 по 1923 годы он работает в нескольких учебных заведениях Гомеля, также возглавляет отдел народного образования. Этот педагогический опыт стал основанием для его первых научных исследований в области методов воздействия на подрастающее поколение.

Он органично входит в прогрессивное для того времени педологическое направление, которое объединяло психологию и педагогику. Выготский создает экспериментальную лабораторию в Гомельском техникуме, в которой формируется его педагогическая психология. Выготский Лев Семенович активно выступает на конференциях и становится заметным ученым в новой сфере. Уже после смерти ученого труды, посвященные проблемам формирования навыков и обучения детей, будут объединены в книге под названием «Педагогическая психология». В ней будут собраны статьи о внимании, эстетическом воспитании, формах изучения личности ребенка и психологии учителя.

Первые шаги в науке

Еще обучаясь в университете, Лев Выготский увлекается литературной критикой, публикует несколько работ по поэтике. Его работа по анализу «Гамлета» У. Шекспира была новым словом в литературном анализе. Однако систематической научной деятельностью Выготский начинает заниматься в иной сфере – на стыке педагогики и психологии. Его экспериментальная лаборатория вела работы, которые стали новым словом в педологии. Уже тогда Льва Семеновича занимали психические процессы и вопросы влияния психологии на деятельность учителя. Его труды, представленные на нескольких научных конференциях, были яркими и своеобразными, что и позволило Выготскому стать психологом.

выготский лев психология искусства

Путь в психологии

Первые работы Выготского связаны с проблемами обучения аномальных детей, эти исследования не только положили начало становлению дефектологии, но и стали серьезным вкладом в исследование высших психических функций и психических закономерностей. В 1923 году на съезде по психоневрологии происходит судьбоносная встреча с выдающимся психологом А. Р. Лурией. Он был буквально покорен докладом Выготского и стал инициатором переезда Льва Семеновича в Москву. В 1924 году Выготский получает приглашение поработать в Московском институте психологии. Так начался самый яркий, но короткий период его жизни.

Интересы ученого были очень разнообразными. Он занимался проблемами актуальной в то время рефлексологии, внес значительный вклад в исследование высших психических функций, а также не забывал о своей первой привязанности – о педагогике. Уже после смерти ученого появится книга, объединяющая его многолетние исследования, – «Психология развития человека». Выготский Лев Семенович был методологом психологии, и в этой книге собраны его фундаментальные размышления о методах психологии и диагностики. Особенно важной является часть, посвященная психологическому кризису, чрезвычайный интерес представляют 6 лекций ученого, в которых он останавливается на главных вопросах общей психологии. Выготский не успел глубоко раскрыть своих идей, но стал основоположником целого ряда направлений в науке.

выготский лев семенович труды

Культурно-историческая теория

Особое место в психологической концепции Выготского занимает культурно-историческая теория развития психики. Он в 1928 году делает смелое по тем временам заявление, что социальная среда является главным источником развития личности. Выготский Лев Семенович, труды по педологии которого отличались особым подходом, справедливо считал, что ребенок проходит стадии становления психики не только в результате реализации биологических программ, но и в процессе освоения «психологических орудий»: культуры, языка, системы счета. Сознание развивается в сотрудничестве и общении, поэтому роль культуры в формировании личности невозможно переоценить. Человек, по мнению психолога, существо абсолютно социальное, и вне общества многие психические функции не могут формироваться.

педагогическая психология выготский лев семенович

«Психология искусства»

Еще одна важная, этапная книга, которой прославился Выготский Лев, – «Психология искусства». В свет она вышла через много лет после смерти автора, но даже тогда произвела огромное впечатление на ученый мир. Ее влияние испытали на себе исследователи из разных областей: психологии, лингвистики, этнологии, искусствознания, социологии. Главная мысль Выготского состояла в том, что искусство является важной сферой развития многих психических функций, и его возникновение обусловлено естественным ходом эволюции человека. Искусство является важнейшим фактором выживания человеческой популяции, оно выполняет немало важных функций в социуме и жизни отдельных индивидуумов.

«Мышление и речь»

Выготский Лев Семенович, книги которого до сих пор чрезвычайно популярны во всем мире, не успел опубликовать свой главный труд. Книга «Мышление и речь» была настоящей революцией в психологии своего времени. В ней ученый смог высказать многие идеи, которые много позже были сформулированы и развиты в когнитивистике, психолингвистике, социальной психологии. Выготский экспериментально доказывал, что мышление человека формируется и развивается исключительно в речевой деятельности. При этом язык и речь также являются средствами стимуляции мыслительной активности. Он обнаружил стадиальный характер становления мышления и ввел понятие «кризис», которое сегодня применяется повсеместно.

психолог лев выготский

Вклад ученого в науку

Выготский Лев Семенович, книги которого сегодня являются обязательными к прочтению каждому психологу, за свою очень короткую научную жизнь смог внести немалый вклад в развитие нескольких наук. Его работы стали, в числе прочих исследований, толчком к формированию психоневрологии, психолингвистики, когнитивной психологии. Его культурно-историческая концепция развития психики лежит в основании целой научной школы в психологии, которая наиболее активно начинает развиваться в 21-м веке.

Невозможно преуменьшить вклад Выготского в развитие отечественной дефектологии, возрастной и педагогической психологии. Многие его работы только сегодня получают свою истинную оценку и развитие, в истории отечественной психологии теперь почетное место занимает такое имя, как Лев Выготский. Книги ученого сегодня постоянно переиздаются, публикуются его черновики и наброски, анализ которых показывает, насколько мощными и оригинальными были его идеи и замыслы.

Ученики Выготского являются гордостью отечественной психологии, плодотворно развивая его и собственные идеи. В 2002 году вышла в свет книга ученого «Психология», в которой были объединены его фундаментальные исследования в базовых разделах науки, таких как общая, социальная, клиническая, возрастная психология, а также психология развития. Сегодня этот учебник является базовым для всех вузов страны.

лев выготский книги

Личная жизнь

Как любой ученый, Выготский Лев Семенович, психология для которого стала делом жизни, большую часть своего времени отдавал работе. Но в Гомеле у него появилась единомышленница, невеста, а впоследствии жена – Роза Ноевна Смехова. Пара прожила недолгую совместную жизнь — всего 10 лет, но это был счастливый брак. У пары родилось двое дочерей: Гита и Ася. Обе стали учеными, Гита Львовна – психолог и дефектолог, Ася Львовна – биолог. Продолжила психологическую династию и внучка ученого – Елена Евгеньевна Кравцова, которая нынче возглавляет Институт психологии имени своего деда.

Конец пути

Еще в начале 1920-х годов Лев Выготский заболел туберкулезом. Он и стал причиной его смерти в 1934 году. Ученый до конца дней продолжал работать и в последний день своей жизни сказал: «Я готов». Последние годы жизни психолога были осложнены сгущающимися тучами вокруг его работы. Надвигались репрессии и гонения, поэтому смерть позволила ему избежать ареста, а его родственников уберегла от расправы.

ВЫГОТСКИЙ, ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ | Энциклопедия Кругосвет

ВЫГОТСКИЙ, ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ (1896–1934) – советский психолог, создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций.

Родился 17 ноября 1896 в Гомеле. Учился в Московском университете (филологический факультет) и на юридическом факультете Института Шанявского, профессионально занимался литературоведением и психологией искусства.

В 1924 работал младшим научным сотрудником в Психологическом институте в Москве, где вскоре стал центральной фигурой в группе молодых ученых, среди которых были А.Н.Леонтьев и А.Р.Лурия.

Ключевым методологическими понятиями в научно-психологическом творчестве Л.С.Выготского являются культурно-историческая теория, концепции интериоризации и высших психических функций.

Согласно его культурно-исторической теории, главное отличие человека от животного состоит в обусловленности его поведения и развития социально-культурными факторами. Выделяются два типа психических функций человека: «натуральные» – органические и «высшие» – социально-культурные. Первые преимущественно детерминированы генетическими факторами, а вторые формируются на основе первых под влиянием социальных воздействий.

Основная закономерность онтогенеза психики (т.е. становления ее основных структур в детстве), по Выготскому состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической деятельности (т.е. совместной с окружающими людьми, в первую очередь между ребенком и взрослым, и опосредствованной речевыми знаками). В итоге структура его «натуральных» психических функций изменяется и опосредствуется интериоризованными знаками. Психические функции приобретают характер высших, или «культурных» и становятся осознанными и произвольными.

Интериоризация (от лат. interior – внутренний) – переход структур внешней социальной и предметной деятельности во внутренние структуры психики. Является источником формирования высших психических функций: первоначально они осуществляются как интерпсихический процесс (т.е. деятельность, опосредствованная использованием знаков, форма взаимодействия между людьми), и лишь затем реализуются как внутренний, интрапсихический процесс. Структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в процессе экстериоризации (от лат. exterior – внешний), перейти от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами. В результате на основе данной высшей психической функции строится конкретная «внешняя» социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает слово, речь. В работе Выготского Мышление и речь (1934) раскрывается роль речи в трансформации мышления ребенка, в образовании понятий и в решении задач. Он обнаружил, что по ходу развития ребенка значения слов существенно изменяются – от чисто-эмоциональных к конкретным значениям и, наконец, к абстрактным понятиям. В этой же работе Выготский касается проблемы эгоцентрической речи и экспериментально подтверждает свою трактовку этого явления как важного этапа в становлении внутренней речи. Л.С.Выготским обосновывается основной закон развития высших психических функций человека: «Мы можем сформулировать общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва – между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли».

Таким образом, в ходе психического развития ребенка внешние средства управления поведением, первоначально проявляющиеся в общении со взрослым, проходя через процесс интериоризации, постепенно становятся внутренними.

Высшие психические функции характеризуют качественное своеобразие человеческой психики и представляют собой сложные, формирующиеся в онтогенезе, психические процессы. В ходе своего формирования как в историческом контексте, так и в онтогенезе, высшие психические функции первоначально существуют в форме знаково-опосредствованного взаимодействия между людьми в рамках их совместной деятельности. Впоследствии в результате процесса интериоризации происходит превращение внешних средств осуществления функций во внутренние. Кроме перехода извне внутрь (от интерпсихологического процесса к интрапсихологическому) развитие высших психических функций характеризуется постепенным «свертыванием» – переходом от развернутой деятельности к автоматизированным умственным действиям. Наиболее универсальным способом формирования и функционирования высших психических функций является речевое опосредствование, поскольку речь является ведущей знаковой системой, возникшей в процессе длительного общественно-исторического развития человечества.

Обучение и психические функции ребенка. Существенное значение в творческом наследии Л.С.Выготского занимает представления о соотношении обучения и психического развития ребенка. В отличие от других ведущих психологов своего времени (напр., Ж.Пиаже), Выготский отстаивал точку зрения о том, что обучение ведет за собой развитие, опережает его, а не наоборот. При этом, чтобы обучение было действительно «развивающим», оно должно проводиться в т.н. «зоне ближайшего развития ребенка», представляющей собой область культурного опыта, которая еще не может быть освоена ребенком самостоятельно, но уже доступна для него при условии помощи со стороны взрослого. В рамках «зоны ближайшего развития ребенка» происходит переструктурирование психических функций ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково-опосредствованной деятельности. Зона ближайшего развития – расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого. Таким образом, реальные отношения психического развития к возможностям обучения заключаются не только в определении уровня актуального развития ребенка, но и его «зоной ближайшего развития». Для того, чтобы выявить зону ближайшего развития, ребенку дают следующую по уровню сложности задачу. При этом взрослые либо показывают как решать задачу, либо сами начинают решать ее, наблюдая, может ли ребенок решить задачу самостоятельно.

Л.С.Выготский, как никто другой из его современников, остро ощущал кризис психологии, состоящий, с его точки зрения, в ее разделении на объяснительную (физиологическую – В.Вундт, Г.Эббингауз и др.) и описательную (напр., В.Дильтей). В теоретико-методологической работе Исторический смысл психологического кризиса (1927) он определяет путь преодоления кризиса психологии – анализ психической реальности должен, согласно Выготскому, вестись не «по элементам», а «по единицам», в которых содержатся основные свойства целого. Например, в качестве таковых может выступить использование орудий и знаков (например, завязывание «узелков на память» как средство запоминания).

Л.С.Выготский создал большой исследовательско-методический психологический инструментарий. В частности, он разработал экспериментально-генетический метод исследования в психологии и множество конкретных методик. Некоторые из них, такие как методика исследования искусственных понятий Выготского – Сахарова (модификация методики немецкого психолога Н.Аха (1871–1946) для исследования способности к абстрактному мышлению с помощью образования искусственных понятий), получили широкую известность в науке и практике. Для проверки ряда положений культурно-исторической теории Выготским с сотрудниками была разработана «методика двойной стимуляции», с помощью которой моделировался процесс знакового опосредствования и прослеживался механизм «вращивания» знаков в структуру собственно-человеческих высших психических функций – внимания, памяти, мышления и т.д. В 1931–1932 совместно с А.Р.Лурия организовал научную экспедицию по Средней Азии, в которой было проведено одно из первых кросс-культурных исследований познавательных процессов.

Выготский внес большой вклад в развитие истории психологии, патопсихологии, нейропсихологии дефектологии (в частности, разработал качественно новую теорию развития аномального ребенка), психологии эмоции и др. Его учениками были такие крупные отечественные психологи как А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Н.Г.Морозова, Л.С.Славина, Р.Е.Левина, Д.Б.Эльконин, и др., их ученики; ряд зарубежных исследователей и практиков также считают Л.С.Выготского своим учителем.

Многие идеи, высказанные Л.С.Выготским, остаются актуальными, и до сих пор растет популярность его научных исследований как в отечественной, так и в мировой психологии.

Умер 11 июня 1934 в Москве.

Сочинения: Собр. соч. М., 1983

См. также ДИСКУРС; ЗНАК.

Александр Шапиро

Лев Выготский — Википедия, la eniclopedia libre

Википедия todavía no tiene una página llamada «Лев Выготски».


Busca Лев Выготски en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario Wikcionario (diccionario)
Wikilibros Wikilibros (учебные пособия / учебные пособия)
Wikiquote Wikiquote (citas)
Wikiviajes Wikisource (библиотека)
Wikinoticias Wikinoticias (noticias)
Wikiversidad Wikiversidad (contenido académico)
Commons Commons (imágenes y multimedia)
Wikiviajes Wikiviajes (viajes)
Wikidata Wikidata (дата)
Wikiespecies Википедии (виды)
  • Comprueba У Comprueba si есть условное обозначение правильной формы, правильной и правильной, как в Википедии, так и в переводе на русский язык.Си-э-э-э-э-э-э-э-э, правильно и правильно, Викимедиа donde quizás podrías encontrarla.
  • Busca Busca «Лев Выготски» и текст статьи из Википедии.
  • Nuvola apps fonts.png Консультация по художественному оформлению «Лев Выготский».
  • Enlaces Buska las páginas de Wikipedia que tienen включает в себя «Лев Выготский».
  • ¿Borrada? Сюй хабиас креадо ла паджина кон эсте номбре, лимпия каше де ту навегадор.
  • Symbol delete vote.svg También puede que la página que buscas haya sido borrada.

Si el artículo incluso así no existe:

  • Crear la página Crea el artículo utilisando nuestro asistente o solicita su creación.
  • Traducir Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
  • Aviso Ru Wikipedia únicamente pueden incirse textos enciclopédicos y que tengan derechos de autor совместимые с лицензией Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Нет информации о правах ребенка.
  • Ten en cuenta Ten en cuenta también que:
    • Статьи об информации и информации serán borrados — версия «Википедия: Эсбозо» -.
    • Искусство публикации и автопромышленность serán borrados — версия «Wikipedia: Lo que Wikipedia no es» -.
,

Лев С. Выготский (Автор Mind in Society)

Mind in Society: The Develo... Ум в обществе: развитие высших психологических процессов
по Лев С. Выготский, Вера Джон-Штайнер (редактор), Майкл Коул (редактор)
4.20 средняя оценка — 888 оценок — опубликованный 1978 — 18 изданий

Хочу почитать сохранение …

  • Хочу почитать saving…
  • В настоящее время читаю saving…
  • Читать saving…

Ошибка рейтинговой книги.Обновите и попробуйте снова.

Оцените эту книгу

Очистить рейтинг

1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд
Thought and Language Мысль и язык
4.23 средняя оценка — 698 оценок — опубликованный 1934 — 38 изданий

Хочу почитать сохранение …

Ошибка рейтинговой книги.Обновите и попробуйте снова.

Оцените эту книгу

Очистить рейтинг

1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд
Play And its Role in The Me... Игра и ее роль в умственном развитии ребенка
по Лев С. Выготский, Дэвид Уэбб (редактор), Кэтрин Малхолланд (переводчик)
4.05 средняя оценка — 122 оценки — опубликованный 1930 — 13 изданий

Хочу почитать сохранение …

Ошибка рейтинговой книги.Обновите и попробуйте снова.

Оцените эту книгу

Очистить рейтинг

1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд
Psychology of Art Психология искусства
4.20 средняя оценка — 65 оценок — опубликованный 1925 — 11 изданий

Хочу почитать сохранение …

Ошибка рейтинговой книги.Обновите и попробуйте снова.

Оцените эту книгу

Очистить рейтинг

1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд
Collected Works of L.S. Vyg... Собрание сочинений Л.С. Выготский, Том 1: Проблемы общей психологии, включая мышление и речь (Познание и язык: серия в психолингвистике)
по Лев С. Выготский, Роберт В.Рибер (редактор), Аарон С. Картон (редактор)
4.28 средняя оценка — 29 оценок — опубликованный 1988 — 2 издания

Хочу почитать сохранение …

Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.

Оцените эту книгу

Очистить рейтинг

1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд
The Vygotsky Reader Выготский Читатель
по Лев С.Выготский, Рене Ван дер Веер (редактор), Жан Валсинер

4,54 средняя оценка — 13 оценок — опубликованный 1994

Хочу почитать сохранение …

Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.

Оцените эту книгу

Очистить рейтинг

1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд
Ape, Primitive Man, and Chi... Обезьяна, первобытный человек и детские очерки в истории поведения
по Лев С.Выготский, Александр Р. Лурия, Эвелин Росситер (переводчик)
4.31 средняя оценка — 16 оценок — опубликованный 1930 — 10 изданий

Хочу почитать сохранение …

Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.

Оцените эту книгу

Очистить рейтинг

1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд
The Collected Works of L.S.... Собрание сочинений Л.С. Выготский, том 4: История развития высших психических функций (познание и язык: серия в психолингвистике)
по Лев С. Выготский, Роберт В. Рибер (редактор)

4.27 средняя оценка — 11 оценок — опубликованный 1997

Хочу почитать сохранение …

Ошибка рейтинговой книги.Обновите и попробуйте снова.

Оцените эту книгу

Очистить рейтинг

1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд
The Collected Works of L.S.... Собрание сочинений Л.С. Выготский, Том 2: Основы дефектологии (патологическая психология и трудности в обучении) (Познание и язык: серия по психолингвистике)
по Лев С. Выготский, Роберт В.Рибер (редактор), Аарон С. Картон (редактор)
4,50 средняя оценка — 10 оценок — опубликованный 1988 — 3 издания

Хочу почитать сохранение …

Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.

Оцените эту книгу

Очистить рейтинг

1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд
Obras Escogidas II - Vygotski Обрас Эскогидас II — Выготский
4.86 средняя оценка — 7 оценок — опубликованный 2002 — 2 издания

Хочу почитать сохранение …

Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.

Оцените эту книгу

Очистить рейтинг

1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд

Лев Семенович Выготский — ppt скачать

Презентация на тему: «Лев Семенович Выготский» — Стенограмма презентации:

1 Лев Семенович Выготский
Юлия Вестрич и Уайетт Зарда Lev Semenovich Vygotsky

2 Лев Семенович Выготский
Лев родился в 1896 году в Беларуси.Вырос Гомель, Россия. Он умер в 1934 году. Lev Semenovich Vygotsky

3 Его теория Его теория заключалась в том, что дети учатся и развиваются больше из окружающей среды и взаимодействуют с окружающими их людьми. Они включают культурные влияния, в основном язык, а также цифры, знаки и символы, сформированные человеком. His Theory

4 Этапы своей теории Выготский ориентировался прежде всего на использование языка.Для него язык является как наиболее важным ментальным, так и средством, облегчающим приобретение других ментальных инструментов. Он также считал, что личная речь (общение с собой) является большой частью психического развития. Он сказал, что дети часто используют частную речь, когда сталкиваются с трудными задачами, которые помогают принимать решения и решать проблемы. Stages of his theory Vygotsky focused primarily on the use of language.

5 Известный для …? Он в основном изучал социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей до молодых людей.Он также написал книги о своем исследовании умственного развития и почему он чувствует, что это важно.

6 Согласны ли мы? Мы согласны, потому что мы оба видели эту теорию в нашей собственной жизни. Вы видите эту теорию в том, как люди действуют из разных областей. Вы также видите это в том, как родители детей повлияли на них, а также на ваших сверстников в школе, когда они говорят: «Вы — тот, с кем держитесь».Do we agree

.
Лев Выготский | Статья о Льве Выготском в «Свободном словаре»

Родился 5 (17) ноября 1896 г. в Орше; умер 11 июня 1934 года в Москве. Советский психолог. Разработал культурно-историческую теорию в психологии.

Выготский родился в семье служащего. Окончил юридический факультет Московского университета в 1917 году и одновременно факультет истории и философии Шанявского университета. В 1924 году Выготский начал свою работу в Московском государственном институте экспериментальной психологии, а затем в Институте изучения физических и умственных недостатков, который он сам основал.Впоследствии он преподавал курсы в ряде высших учебных заведений Москвы, Ленинграда и Харькова. Он также был профессором в Институте психологии в Москве. Развитие Выготского как ученого совпало с периодом, когда советская психология перестраивалась на основе марксистской методологии, процесса, в котором он принимал активное участие. В поисках способов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских концепций и большинство психологических концепций своего времени.Свои идеи он изложил в «Значение психологического кризиса » (рукопись 1926 г.), демонстрируя, что попытки объяснить поведение человека путем сокращения высших форм поведения до низших элементов были бесплодными. В своей книге «« История развития высших психических функций »», написанной в 1930–31, опубликованной в 1960 году, Выготский представил развитую культурно-историческую теорию развития психики. По словам Выготского, необходимо различать два уровня поведения: естественный, обусловленный биологической эволюцией животного мира, и культурный, обусловленный историческим развитием общества.Оба уровня слиты в развитии психики. Суть культурного поведения заключается в его использовании такими посредниками, как инструменты и символы. Инструменты, кроме того, направлены «наружу» на преобразование реальности, тогда как символы направлены «внутрь», сначала на преобразование других людей, а затем на регулирование собственного поведения. В последние годы своей жизни Выготский посвятил себя прежде всего изучению структуры сознания, о которой он говорил в «Мысль и речь» (1934).В своем исследовании речевого мышления Выготский дал новое решение проблемы локализации высших психических функций как структурных единиц мозговой деятельности. Изучая рост и угасание высших психических функций, используя детскую психологию, психиатрию и изучение физических и умственных недостатков, Выготский пришел к выводу, что структура сознания представляет собой динамическую систему значений комбинированной аффективной, добровольной и интеллектуальные процессы.

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского породила важнейшую школу советской психологии, в которой работали А. М. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Ла. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и другие.

РАБОТЫ

ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ПОВЕДЕНИЯ . Москва-Ленинград, 1930. (С А. Р. Лурия.)
Избр. Психологические исследования . Москва, 1956.
Развитие высших психических функций . Москва, 1960.
Психология искусства . Москва, 1965. Второе издание. М., 1968.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Леонтьев, А. Н. и А. Р. Лурия. «Психологические воззрения Л. С. Выготского». В Л. С. Выготский, Избр. Психологические исследования . М., 1956.
Лурия А. Р. «Теория развития высших психических функций в советской психологии». Вопросы философии , 1966, №. 7.
Леонтьев А.А. Психолингвистика . Ленинград, 1967.
Брушлинский А. В. Культурно-историческая теория мышления . Москва, 1968.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *