Условные рефлексы человека – Безусловные и условные рефлексы — урок. Биология, Человек (8 класс).

Безусловные и условные рефлексы — урок. Биология, Человек (8 класс).

Высшая нервная деятельность (ВНД)

Высшей нервной деятельностью (ВНД) называют сложный и взаимосвязанный набор нервных процессов, лежащих в основе поведения человека. ВНД обеспечивает максимальную приспособленность человека к условиям окружающей среды.

В основе ВНД лежат сложные электрические и химические процессы, происходящие в клетках коры больших полушарий головного мозга. Получая информацию через органы чувств, мозг обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и поддерживает постоянство внутренней среды в организме.

В основе учения о высшей нервной деятельности лежат работы И. М. Сеченова — «Рефлексы головного мозга», И. П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов), П. К. Анохина (теория функциональных систем) и многочисленный ряд других работ.

Особенности высшей нервной деятельности человека:

  • развитая психическая деятельность;
  • речь;
  • способность к абстрактно-логическому мышлению.

Начало созданию учения о высшей нервной деятельности было положено трудами великих русских учёных

И. М. Сеченова и И. П. Павлова. 

Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» доказал, что рефлекс — это универсальная форма взаимодействия организма со средой, то есть рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные, сознательные движения. Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определённых нервных явлений, приводящих к запуску поведенческих реакций.

Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.

И. М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена:

  • первое, начальное звено — это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.
  • Второе, центральное звено — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.).
  • Третье, конечное звено — движения и действия человека, т. е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Сеченовым был сделан вывод, что мозг — это область непрерывной смены возбуждения и торможения. Два этих процесса постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит как к усилению, так и к ослаблению (задержке) рефлексов. Он также обратил внимание на существование врождённых рефлексов, которые достаются людям от предков, и приобретённых, которые возникают в течение жизни, являясь результатом обучения. Предположения и выводы И. М. Сеченова опережали своё время.

Продолжателем идей И. М. Сеченова стал И. П. Павлов. 

Все рефлексы, возникающие в организме, Иван Петрович Павлов подразделил на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение (постоянны). Они свойственны всем особям определённого вида, т. е. являются групповыми.

У безусловных рефлексов

постоянные рефлекторные дуги, которые проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг (для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий головного мозга).

Различают пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные безусловные рефлексы.

  • Пищевые: отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение рецепторов полости рта, глотание, сосательные движения у новорожденного.
  • Оборонительные: отдёргивание руки, прикоснувшейся к горячему предмету или при болевом раздражении, кашель, чихание, мигание и др.
  • Половые: с половыми рефлексами связан процесс размножения.
  • Ориентировочный (его И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?») обеспечивает восприятие незнакомого раздражителя. Ориентировочный рефлекс появляется в ответ на новый раздражитель: человек настораживается, прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза, задумывается.

Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство его внутренней среды и происходит размножение.

Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом.

Пример:

мать выкармливает и защищает своего ребёнка, птицы строят гнезда — это примеры инстинктов.

Условные рефлексы

Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы

индивидуальны, и для их формирования необходимы определённые условия, поэтому они были названы условными.

Условные рефлексы — рефлексы, которые приобретаются человеком в течение всей жизни.

У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга.

Каждый условный рефлекс — это результат определённого опыта, привычки.

Пример:

чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи — всё это примеры условных рефлексов.

Эти рефлексы могут исчезать.

Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов.

 

table49.png

Источники:

Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.

Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.

www.yaklass.ru

Условные рефлексы — Психология человека

Рефлексы бывают безусловными, то есть врожденными, и условными, то есть приобретенными в течении жизни человека, или животного. В этой статье мы с вами рассмотрим рефлексы условные, которые в нашей с вами жизни играют очень важную роль. Условные рефлексы изучал такой известный ученый и психолог как И.П. Павлов, уважаемый мною человек, его труды для меня бесценны. В принципе условные рефлексы перекликаются с темой так называемого якорения, термина используемого в НЛП, но я эти вещи вижу по-разному и по-разному к ним отношусь, условные рефлексы они ведь гораздо раньше были изучены и на их основе строилось изучение и управление человеческим поведением. Человеку или животному можно задать определенную реакцию на определенный внешний раздражитель, это будет так называемое индифферентное раздражение, которое в свою очередь вызовет возбуждение в соответствующих рецепторах, от них уже импульсы поступят в головной мозг в соответствующие анализаторы.

Сложного в понимании условных рефлексов нет ничего, достаточно понять что есть некая информация извне, которая ассоциируется у организма обладающего ЦНС, центральной нервной системой, человека или животного с конкретным видом действий со стороны как раздражителя, так собственно и его самого. С условными рефлексами мы сталкиваемся постоянно и повсюду, к примеру можно выработать у человека реакцию на определенный звук, на визуальный раздражитель, обонятельный и осязательный. Я не стану вдаваться в технические подробности теоретического характера, в конце концов в библиотеке и в интернете вы можете найти массу информации по условным инстинктам, я же дам вам лучше несколько практических рекомендаций по использованию этого рефлекса, или правильнее будет сказать по его выработке, что для нас с вами гораздо важнее. Из экспериментов Павлова известно, что в некоторых из них он использовал в качестве условного раздражителя звуковой сигнал, в качестве безусловного еду, а реакцией было слюноотделение у собак. После выработки у собак реакции в виде слюноотделения, перед собаками в короткое время перед начальным раздражителем перед собаками появлялся черный квадрат, то есть второй условный раздражитель.

И после десяти таких сочетаний, слюноотделение на один только квадрат начинала возникать с половинной интенсивностью. Это называется условный рефлекс второго порядка, условный рефлекс третьего порядка Павловым был обнаружен в случаях с оборонительным рефлексом, когда он использовал удары электрическим током. А теперь давайте попытаемся сопоставить всю эту цепочку действий и реакции на внешние раздражители, с нашей человеческой жизнью, в которой условные рефлексы мы называем своими привычками в том числе. Насколько современный человек может что-то делать в этой жизни, полностью продумывая каждый свой шаг? Это редкость друзья, я вас в этом уверяю, куда чаще люди действуют согласно тем стереотипам, которые у них накопились благодаря их жизненному опыту и их убеждениям, и следовательно, масса внешних раздражителей, влияющих на этих людей, задействуют их условные рефлексы, и мы в таком случае наблюдаем, относительно примитивное поведение а не хорошо продуманные поступки, которые можно назвать разумными, адекватными. Привычка друзья мои, вот ваш условный рефлекс, причем любую привычку можно выработать, если ее натренировать таким же образом, как Павлов добивался выделения слюны у собак одним лишь показом черного квадрата.

К примеру схожим образом поступают с новобранцами в армии, где крайне важно сделать из неуправляемого стада, организованных бойцов, действующих определенным образом при определенных условиях, вот почему и говорят что в армии умные солдаты не нужны. Дрессировка животных и дрессировка человека в принципе мало чем отличается, ведь центральная нервная система у нас одинаковая, а разница в интеллектуальном развитии практически незаметна, ведь как я уже сказал, большинство людей опираются на ранее полученный опыт и имеют готовый алгоритм действий на каждый случай. Стоит ли говорить о том, что при возникновении нестандартной ситуации, многие начинают паниковать, ведь у них срабатывает защитный рефлекс, когда надо просто спасаться, так как не знаешь что делать. Крайне важно найти закономерности всех своих действий, которые происходят исключительно после определенных внешних раздражителей, и те из них что не актуальны, разумеется должны быть пересмотрены. Еще как пример можно привести ситуацию, при которой людям очень сложно найти себе новую работу, потому что они просто привыкли к старой, она может быть ужасной и низкооплачиваемой, но они к ней привыкли, и ничего другого им не нужно.

Тоже и со страхами, смысла в которых нет вообще, и тем не менее люди реагируют именно рефлекторно на большинство опасных ситуаций, нередко только усугубляя ситуацию. Условные рефлексы применяют в отношении людей, начиная с детства, когда дети делают что-то не так, что-то что просто не нравится взрослым, то в отношении них применяют насилие, физическое или моральное. Ребенок может не понимать почему именно нельзя делать те или иные вещи, что может кстати негативно сказаться на его дальнейшем развитии, вопросы без ответов оставлять нежелательно, но он знает что это делать нельзя, потому что за это накажут. Подобно тому как Павлов применял удары электрическим током на своих подопытных животных, принуждая их действовать по нужному ему алгоритму, точно также поступают и в отношении человека, применяя в отношении него насилие. И это работает идеально, в принципе альтернативой выработке условных рефлексов посредством насилия могут быть только убеждения, но они применимы не к каждому. Взгляните на свою жизнь как бы со стороны, попробуйте поступить нестандартно в стандартной ситуации, и попытайтесь понять, почему вы всегда реагируете определенным образом на внешние раздражители, устраивает ли вас ваш алгоритм действий, или быть может они эти ваши действия устраивают больше кого-то другого?

Есть такое понятие как обучение и есть такое понятие как тренировка, в первом случае работа может проводиться с вашим сознанием, которое изучает и познает, если вы только учитесь не зубря и тупо запоминая. А вот в случаях с тренировками речь идет о выработке определенных реакций, смысл и актуальность которых вам может быть вовсе не понятна, но вы знаете что поступать необходимо так, а не иначе. Это вот и есть условные рефлексы, есть ситуация, есть вариант ваших действий на случай ее возникновения, и тут человек мало чем отличается от животных, и поэтому часто действует примитивно. Посмотрите теперь на наше образование, насколько оно похоже на обучение и насколько оно похоже на тренировку, по мне так именно тренировкой, или даже дрессировкой оно является более всего. Если человека заставляют запоминать, а не понимать, это дрессировка, это программирование если хотите, шаблонное мышление, шаблонный образ жизни, шаблонные реакции и поведение.

Конечно условиям общества такой человек хорошо отвечает, но часто этот человек является инструментом в руках тех, кто действительно понимает, кто не реагирует, не действует рефлекторно, а подходит творчески к каждой новой ситуации, к каждой новой проблеме. При этом такой подход может быть только в отношении своего собственного поведения и действий, в отношении же других людей можно и даже нужно действовать стандартно, для них стандартно, рисуют именно ту картину, которую они должны увидеть согласно вашим планам. Для кого-то черным квадратом будет слово, для кого-то деньги, или это может быть бутылка водки. У подавляющего большинства людей, можно выработать условный рефлекс социальной полезности, то есть такой рефлекс, который будет интересен вам, но не ему, не этому человеку. И сделать это можно, заинтересовав человека чем-то, что для него может быть интересным, учитывая особенности его характера, проще говоря каждому что-то нужно и на этом можно сыграть. Необходимо создать человеку такие условия, задействовав для этой цели нужные внешние раздражители, при которых он будет для вас полезен, а не вреден, при которых он будет вам другом а не врагом. И вы в принципе можете все это увидеть в каждом человеке, если просто повнимательнее присмотритесь к поведению людей вокруг вас. Каждого из нас можно чем-то, если можно так выразиться, завести, каждого можно определенным образом к чему-то побудить.

Как пример могу еще привести ситуацию с женщинами, которым достаточно будет сказать несколько ласковых слов в определенный момент, и любая из них будет вашей, может ненадолго но все же, и никакие золото и бриллианты ей будут не нужны, вам не надо будет ее покупать. Только вот чтобы управлять условными рефлексами других людей, чтобы их вырабатывать нужным вам образом, необходимо самому не быть жертвой бессознательного поведения, не идти на поводу своей центральной нервной системы, и действовать по шаблону, который находится в вашей базе данных в голове.

psichel.ru

2. Образование условных рефлексов. Торможение рефлексов

Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени двух раздражителей: условного и безусловного, вызывающего определённый безусловный рефлекс. Условный раздражитель (вспышка света, звук и т. п.) должен несколько опережать во времени безусловное подкрепление. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей.

Условные рефлексы формируются на основе безусловных рефлексов и вырабатываются при непосредственном участии коры головного мозга.

Изучение формирования условных рефлексов проводилось в лаборатории И. П. Павлова в опытах на животных (собаках).

Когда собаке давали пищу (безусловный раздражитель), у неё рефлекторно выделялась слюна — возникал безусловный слюноотделительный рефлекс.

 

i_006.png

 

Нервные импульсы, возникающие при раздражении рецепторов на языке и в слизистой оболочке рта веществами пищи поступают по чувствительным нейронам в центр слюноотделения продолговатого мозга. Отсюда возбуждение по эфферентным (двигательным) нейронам передаётся к слюнным железам, и они начинают выделять слюну. Это дуга безусловного слюноотделительного рефлекса.

 

 

Условный слюноотделительный рефлекс формировался у собак при сочетании кормления и зажигания лампочки или звука звонка.

Чтобы выработать условный рефлекс, за полминуты до кормления включали электрическую лампочку или другой, безразличный для слюноотделительного рефлекса раздражитель. После нескольких сочетаний включения лампочки с кормлением одна лишь вспышка света вызывала слюноотделение даже в том случае, если пищи в кормушке не было. 

В результате через несколько повторений слюна выделялась в ответ на действие безусловного раздражителя (вспышка света или звук звонка становились сигналом появления пищи — условным раздражителем). Это означало, что в коре головного мозга образовалась новая, временная связь между центрами слюноотделения и зрительным (слуховым), т. е. выработался условный слюноотделительный рефлекс.

 

www.yaklass.ru

Рефлексы человека и манипуляции людьми через рефлексы человека

В борьбе со здравым смыслом всегда  побеждает человек.

(С.М.)

Прямо сказать нее всем выгодно распространять знания о рефлексах человека. Рефлексы человека заставляют нас реагировать  на разные обстоятельства без  нашего участия и неосознанно.  А вы об этом не знали? Догадывались? Самое время закрыть пробелы сведений и стать информированным человеком.

Рефлексы человека и  самоопределение

В основе миропонимания человека лежат его рефлексы. Миропонимание не фиксировано. Оно изменчиво, и постоянно дополняется. Оно такое какие условные, приобретенные рефлексы сформировались в человеке. Рефлексов множество, они  включены в две группы условные это те которые  приобретаются людьми в процессе жизни и рефлексы безусловные. Мы не думаем  как должно биться наше сердце, в какое время  надо моргнуть или вдохнуть, когда отдёрнуть руку если стало горячо – всё это безусловные рефлексы данные нам  при рождение.

В соответствие с рефлексами людям свойственно реагировать на раздражение примерно одинаково. Если  кто-то хамит хочется ответить также. Если желают добра, то миропонимание подсказывает  добрую реакцию. Действовать только посредством проявления рефлексов значит идти  по жизни дорогой животного. Сознательно выбирать свой путь. Путь человеческий – означает одержать победу над животной своей сущностью и стать духовным существом. Настоящим сознательным человеком, который выбирает и вырабатывает в себе нужные и полезные рефлексы.

 

Для этого наблюдайте за своими реакциями и получайте именно те знания о которых здесь идёт речь.  Простой вопрос заданный себе о том, какие причинно-следственные связи будут включены после  данного действия  помогает принимать верные решения. Если совершая действие вы исходите из принципа добра и видите, что  от вашего действия будет получены добрые результаты или по крайней мере  не будет причинено зло, то это верный выбор.

Если в  течение определённого времени, человек соизмеряет таким образом свои действия, он приобретает нужный условный рефлекс и всегда делать правильный выбор становится частью его сознания. Миропонимание в этом случае уже работает лучше и в автономном режиме не  предлагает неверных действий.

Есть ещё  хороший и очень сильный способ действовать позитивно и правильно. Надо советоваться со своей душой и сердцем. Для этого переместите внимание на душу загляните в себя и всегда получите верный ответ.

Безусловные рефлексы человека

 

Безусловные рефлексы – передаются по наследству и являются врождёнными реакциями организма на разные раздражители. Одинаковые безусловные рефлексы присущи всем людям. Такие рефлексы образовались и закрепились в людях видимо генетически. Эти рефлексы 

защищают людей и приспосабливают его под окружающую среду. Мы знаем такие безусловные рефлексы как:  половые,  защитные, пищевые, ориентировочные. К примеру, когда рука резко отдергивается от горячего – это проявление защитного рефлекса, а когда  люди видят вкусный обед, начинается слюноотделение. Интересно, что почти все части тела и органы людей принимают участие в рефлекторных реакциях организма. Нейронные дуги безусловных рефлексов, проходят через спинной мозг, но могут задействовать подкорку головного мозга и кору головного мозга. В рефлексах бывают задействованы также: кора больших полушариев, мозжечок, ствол головного мозга. 

Каналы похождения нервных импульсов (дуги безусловных рефлексов) образуются к времени рождения и сохраняются на протяжение жизни. Дуги прохождения рефлексов могут и изменится, например при травме или болезни. Существуют такие безусловные рефлексы которые стираются. Так к 4 месяцам у детей стирается хватательный рефлекс.

Условные рефлексы человека

Условные рефлексы зарождаются в процессе личного развития. Формирование новых нейронных связей проходит под влиянием и зависимости внешней среды. Условные рефлексы вырабатываются при участии высших отделов мозга на основе безусловных  рефлексов.


И.М. Сеченов и И.П. Павлов  первые учёные о которых вспоминаешь затрагивая тему рефлексов.. Павлов стал первым русским нобелевским лауреатом. Он, продолжая работы Сеченова, создал науку о высшей нервной деятельности.

Павлов доказал — новый стимул к началу рефлекторной реакции связан с безусловным стимулом. К примеру, когда собака чует запах мяса, то у неё наблюдается отделение слюны и желудочного сока. Эти рефлексы являются безусловными. Теперь если начать звенеть звонком, то нервная система собаки связывает этот звук с рефлексами и в следующий раз слюноотделение и желудочный сок начнут выделятся как ответная реакция на звонок, даже если мяса  не давать. Условные рефлексы, в отличие от безусловных находятся в основании приобретенного поведения и являются своеобразными программами.

Механизм условных рефлексов существует от того, что наш мир изменчив и к нему надо приспосабливаться. Те, кто способен быстро и рационально отвечать на возникшие изменения имеют больше шансов на успех. Однако рефлекторная природа людей очень уязвима и поддаётся влиянию, манипуляциям из вне. С другой стороны по мере получения опыта в коре полушарий головного мозга формируется система рефлекторных связей. Эту систему называют динамическим стереотипом. Данный стереотип выстраивается на фундаменте навыков и привычек. Проявляется он к приму так; обучившись катанию на велосипеде навык держать равновесие возникает автоматически и люди не думают о том как им держать равновесие. Так же происходит с умение ездить на автомобиле. Требуется нажимать ногами на тормоз, сцепление двигателя, переключать рукой передачи и одновременно рулить. Раз, научившись люди уже не думают, как они это делают. Руки и ноги как бы работают независимо от концентрации мозга.

Манипуляция человеческим сознанием через рефлексы человека

Понятно, что нашими мозгами манипулируют  всякие мошенники, рекламщики и власть предержащие. Данное манипулирование идёт через СМИ. В Российской Федерации народ прозвал телевизор зомбиящиком. Во многом массовое манипулирование людьми похоже на тайную войну со своим народом. Манипуляторы хорошо применяют психологию, НЛП, методы невербального воздействия в том числе воздействуют и на рефлексы человека.

Других, более глубоких и опасных результатов манипуляцией сознанием достигают сектанты, религиозные и военные организации которые устанавливают непосредственный контакт с человеком и имеют возможность проводить, так называемое «обучение» в своих лагерях. С помощью формирования рефлексов и отложенного внушения, они могут сделать так, что люди забудут о прохождение «обучения», а когда услышат свой код у них включится рефлекс  и они выполнят команду.

К примеру, люди вспоминали место закладки пояса шахида, надевали его и взрывали себя. Казалось бы рефлекс сохранения жизни очень силён однако и он преодолевается и более того на его основе можно выстроить страшную команду на  убийство себя и окружающих.

Хуже всего, что выработать такие рефлексы не представляет большого труда. Все средства для этого доступны.

Большое количество действий, которые в процессе «обучения» выполняет новый объект и его мозг, по сигналу командира физиологически сложнее чем обычные рефлексы. Это двигательные системы, состоящие из комплекса рефлексов. Выработка комплекса нужных рефлексов именуют навыком. Цель манипуляторов выработать в объекте стойкие, условные рефлексы на выполнение действий по сигналу командира. По этой схеме люди приучаются к выполнению любого действия по команде, звуку, запаху, виду картинки (например, фотографии). Например, запах смазки оружия может заставить убивать.

Программирование людей

Следующая информация смоделирована для примера и пояснения, сам я не применял данные методики, инфа является моим теоретическим измышлением.

Существует два основных метода выработки условных рефлексов. Первый метод кнута, второй метод пряника. Или методы механического и поощрительного воздействия. Упрощенно,  метод кнута используется в следующем порядке. Командир применяет (механическое раздражение) насилие по отношению к объекту. Заставляет, например человека (объекта) убивать военнопленного своими голыми руками и даже откусывать от него куски. Своё принуждение командир сопровождает любой короткой командой, например «смерть фашисту!» или «за жизнь!». При этом командир один раз бьёт объект, кнутом чтобы тот от боли кинулся на человека и начал его как зверь рвать руками и грызть зубами. Могут обучить объект быстро сворачивать шею или применять другие примы. Через ряд повторений удар кнутом уже не требуется и объект накидывается на военнопленных  после короткой команды «за жизнь!» или «смерть фашисту!»

К механическому раздражению здесь будет относится удар хлыстом, для того чтобы выработать рывок сразу после команды. После выработки данного рефлекса человек вводится в медикаментозный транс в котором реакцию на команду проверяют, снимая энцефалограмму головного мозга и произнесения закреплённую команду оценивают работу коры полушарий мозга. По достижению определённой электрической активности мозга, когда человек находится как бы между сном и явью над адептом проводится спецпроцедура. В результате процедуры объект забывает о том, что проходил данное обучение. Остаётся лишь голый рефлекс.

Через пару лет во время встречи с высокопоставленным лицом, например  господином «З» кто-то крикнул «господин «З» за жизнь! Реакция не заставила себя ждать.

Второй метод – это метод пряника. В качестве раздражителя здесь используются положительные эмоции, например  любовь к Богу, детям, матери, отцу. Внушаются патриотические идеи. А в качестве подкрепления используется вкусная пища. Во время  трапезы идёт дополнительное напоминание основной задачи объекта. Произносятся короткие команды. Условно «За Сталина», «Али Вали»,  «Акуна Матата» при этом рукой отдаётся честь. Пища здесь является безусловным раздражителем. Рефлекс вырабатывается поднятием руки к голове при т.н. отдачи чести. Данное действие сочетается с командой  «За Сталина», «Али Вали»,  «Акуна Матата» поэтому на основание пищевого рефлекса образуется устойчивый условный рефлекс. В дальнейшем слова команды совместно с жестом руки будут запускать нужные действия или человек может быть запрограммирован выполнять любые команды после выполнения им данных действий.

При выработки новых  условных рефлексов обычно используют смешанный вид программирования людей. Он включает в себя смесь методов кнута и пряника и именуется «метод кнута и пряника». С помощью смешенного способа выработки рефлексов  они закрепляются сильнее.

Всё это достаточно грубые, шаблонные примеры. Однако именно они такие процессы лежат в основе формирования рефлексов человека. Каждая заинтересованная структура вырабатывает свои индивидуальные приёмы подавления личности и образования своих рефлексов.

Обычно приёмами называют систему воздействия на человека с целью выработки определённых умений: стрелять без мыслей о том, что убиваешь мирных людей, идти в атаку, управлять танком, поражать противника приёмами рукопашной схватки, маскироваться, находится долгое время в неподвижном состояние, и другое. 

Приемы делят на три глубины. Первая глубина – это условный рефлекс в ответ на раздражитель которой является: команда, слова, действия, жесты и т.д.  так в рефлексе отвечать, к примеру, «так точно» первоначальное действие заключается в отдачи чести, выпрямление позвоночника и принятие стойки «смирно». Командир  при отработки навыков требует безукоснительное выполнение своих команд. Таким образом, на данном этапе командир решает две задачи побуждает выполнить нужное действие и связывает  его с  условным рефлексом на команду.

Первая глубина имеет две особенности. В головном мозге людей вырабатывается обобщение условных раздражителей. Люди пока не умеют чётко реагировать «по уставу» и совершают ошибки, могут оказывать сопротивление связанные с прошлой жизнедеятельностью. Командир тормозит ошибки и прямые сопротивления поощрение только правильно выполненных действий и наказывая за непослушания и ошибки. Вторая особенность первой глубины это когда командир пока не может преодолеть внимание отвлекающих раздражителей, а четкие рефлексы на команду ещё не выработаны. Например, отвлекают: бытовые задачи, конфликты, планы  и т.д. Поэтому командир принимает решение проводить занятия сменив местоположение на такое, в котором находится меньше отвлекающих факторов. 

Вторая глубина – обусловлена усложнением выработанных условных рефлексов до уровня умения. Люди начинают выполнять команды «на автомате», в сложных условиях, например под пулями и данные действия уже не подкрепляются поощрениями. Однако все нежелательные действия и ошибки тормозятся и имеют наказания.

Третья глубина – это выполнение команд командира в ещё более сложных условиях, грязи, отрицательных температурах, условиях полного изнеможения. Как только человек четко выполняет команды в данных условиях их усложняют ещё больше. Такими насильственными методами подавляются другие рефлексы человека: самосохранения, ориентировочные и некоторые реакции.  Чтобы управлять рефлексами солдат во время боя командир постоянно вводит более сильные методы воздействия и увеличивает механические раздражители при этом его интонации в командах становятся угрожающие после которых идёт болевое воздействие. В случае отказа от выполнения команды командир всё равно добивается выполнения своей команды.

В отдельных случаях у человека могут развивать управляемую агрессию к нарушителям порядка, недоверие ко всем людям кроме командиров, командования, президента, выполнять команду огонь по всем целям включая женщин и детей. 

Для это изменяется риторика. Люди называются целями, противниками, врагами, отступниками. Процесс убийства называют работой по цели и т.д.

К большому сожалению, наше современное общество наполнено враждой. Очень многие готовы убивать. Поэтому, скорее всего, у нашей цивилизации нет будущего, как не было его у предыдущих четырёх цивилизаций земли. Однако люди исповедующие: жизнь, добро, единение с Богом, открывшие каналы со Вселенной и другие хорошие люди в составе светлых сил, должны идти до конца и делать всё возможное для противодействию злому. В этой работе со злом обязательно надо исключить методы насилия  и добиваясь доброго. некогда не делать зла.

С.Манцуров http://udacha-uspeh.ru


udacha-uspeh.ru

Условные рефлексы — это… Что такое Условные рефлексы?

Условный рефлекс — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи).[1] Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству). Возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии. Формируются на базе безусловных рефлексов при участии высших отделов мозга. Условно-рефлекторные реакции зависят от прошлого опыта, от конкретных условий, в которых формируется условный рефлекс.

Изучение условных рефлексов связано в первую очередь с именем И. П. Павлова и И. Ф. Толочинова. Они показали, что новый условный стимул может запустить рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с появлением мяса звенит звонок, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звонок, даже если мясо не предъявлено. Это явление было открыто независимо Эдвином Твитмайером приблизительно в то же время, что и в лаборатории И. П. Павлова. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения. Это наиболее простые программы. Окружающий мир постоянно меняется, поэтому в нём могут успешно жить лишь те, кто быстро и целесообразно отвечает на эти изменения. По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условнорефлекторных связей. Такую систему называют динамическим стереотипом. Он лежит в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, велосипеде, мы впоследствии уже не думаем о том, как нам двигаться, чтобы не упасть.

Формирование условного рефлекса

Для этого необходимо:

  • Наличие 2 раздражителей: безусловного раздражителя и индифферентного (нейтрального) раздражителя, который затем становится условным сигналом;
  • Определенная сила раздражителей. Безусловный раздражитель должен быть настолько сильным, чтобы вызывать доминантное возбуждение в центральной нервной системе. Индифферентный раздражитель должен быть привычным, чтобы не вызывать ярко выраженного ориентировочного рефлекса.
  • Неоднократное сочетание раздражителей во времени, причем первым должен воздействовать индифферентный раздражитель, затем безусловный раздражитель. В дальнейшем действие 2-х раздражителей продолжается и заканчивается одновременно. Условный рефлекс возникнет в том случае, если индифферентный раздражитель станет условным раздражителем, т.е он сигнализирует о действии безусловного раздражителя.
  • Постоянство окружающей среды — выработка условного рефлекса требует постоянства свойств условного сигнала.

Механизм формирования условных рефлексов

При действии индифферентного раздражителя возникает возбуждение в соответствующих рецепторах, и импульсы из них поступают в мозговой отдел анализатора. При воздействии безусловного раздражителя возникает специфическое возбуждение соответствующих рецепторов, и импульсы через подкорковые центры идут в кору головного мозга (корковое представительство центра безусловного рефлекса, которое является доминантным очагом). Таким образом, в коре головного мозга одновременно возникают два очага возбуждения: В коре головного мозга между двумя очагами возбуждения по принципу доминанты, образуется временная рефлекторная связь. При возникновении временной связи изолированное действие условного раздражителя вызывает безусловную реакцию. В соответствии с теорией Павлова, формирование временной рефлекторной связи происходит на уровне коры головного мозга, а в его основе лежит принцип доминанты.

Виды условных рефлексов

Существует множество классификаций условных рефлексов:

  • Если в основе классификации положить безусловные рефлексы, тогда различают пищевые, защитные, ориентировочные и т. д..
  • Если в основе классификации лежат рецепторы, на которые действуют стимулы, различают экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные условные рефлексы.
  • В зависимости от структуры применяемого условного стимула различают простые и сложные (комплексные) условные рефлексы.
    В реальных условиях функционирования организма в качестве условных сигналов выступают, как правило, не отдельные, одиночные раздражители, а их временные и пространственные комплексы. И тогда условным стимулом выступает комплекс сигналов окружающей среды.
  • Различают условные рефлексы первого, второго, третьего и т. д. порядка. Когда условный стимул подкрепляется безусловным, то образуется условный рефлекс первого порядка. Условный рефлекс второго порядка образуется в том случае, если условный стимул подкрепляется условным раздражителем, на который ранее был выработан условный рефлекс.
  • Натуральные рефлексы формируются на раздражители, являющиеся естественными, сопутствующими свойствами безусловного стимула, на базе которого они вырабатываются. Натуральные условные рефлексы по сравнению с искусственными отличаются большей легкостью образования и большей прочностью.

Примечания

dic.academic.ru

классификация и виды рефлексов человека, центры условных рефлексов, отличие от инстинктов, рефлексы передающиеся по наследству, рефлекторная дуга

Условные и безусловные рефлексы свойственны всему животному миру.

В биологии они рассматриваются как результат длительного эволюционного процесса и представляют собой ответ центральной нервной системы на внешние воздействия окружающей среды.

Они обеспечивают очень быстрый ответ на тот или иной стимул, чем значительно экономят ресурсы нервной системы.

Классификация рефлексов

В современной науке такие реакции описывают с помощью нескольких классификаций, по-разному описывающих их особенности.

Итак, они бывают следующих видов:

  1. Условные и безусловные – в зависимости от того, как они сформированы.
  2. Экстерорецептивные (от «экстра» – внешние) – реакции внешних рецепторов кожи, слуха, обоняния и зрения. Интерорецептивные (от «интеро» — внутри) – реакции внутренних органов и систем. Проприорецептивные (от «проприо» – особенный) – реакции, связанные с ощущением собственного тела в пространстве и образованные взаимодействием мышц, сухожилий и суставов. Это классификация по типу рецепторов.
  3. По типу эффекторов (зон рефлекторного ответа на информацию, собранную рецепторами) выделяют: двигательные и вегетативные.
  4. Классификация на основании определенной биологической роли. Выделяют виды, направленные на защиту, питание, ориентировку в среде и размножение.
  5. Моносинаптические и полисинаптические – в зависимости от сложности нейронной структуры.
  6. По типу влияния выделают возбудительные и рефлексы торможения.
  7. И по тому, где расположены рефлекторные дуги, выделяют мозговые (включены различные отделы головного мозга) и спинальные (включены нейроны спинного мозга).

Что такое условный рефлекс

Это термин, обозначающий рефлекс, образованный в результате того, что одновременно в течение длительного времени стимул, который не вызывает никакой реакции, предъявляется с тем стимулом, который вызывает какой-то определенный безусловный рефлекс. То есть рефлекторный ответ в результате распространяется на изначально безразличный стимул.

Где располагаются центры условных рефлексов

Так как это более сложный продукт нервной системы, центральная часть нейронной дуги условных рефлексов расположена в головном мозге, а конкретно в коре больших полушарий.

Примеры условных рефлексов

Самый яркий и классический пример – собака Павлова. Собакам предъявлялся кусок мяса (это вызывало выделение желудочного сока и слюноотделение) вместе с включением лампы. В результате спустя время процесс активизации пищеварения запускался, когда лампу включали.

Знакомый пример из жизни – чувство бодрости от запаха кофе. Кофеин еще не оказывает непосредственно воздействия на нервную систему. Он вне организма – в кружке. Но включается чувство бодрости только от запаха.

Многие механические действия и привычки также являются примерами. Переставили мебель в комнате, а рука тянется в ту сторону, где раньше стоял шкаф. Или кот, который бежит к миске, когда слышит шорох коробки с кормом.

Отличие безусловных рефлексов от условных

Отличаются они тем, что безусловные являются врожденными. Они одинаковые для всех животных того или иного вида, так как передаются по наследству. Они достаточно неизменчивы в течение всей жизни человека или животного. С рождения и всегда возникают в ответ на раздражение рецептора, а не вырабатываются.

Условные приобретаются в течение жизни, с опытом во взаимодействии со средой. Поэтому они довольно индивидуальны – в зависимости от того, в каких условиях проходило его формирование. Они непостоянны в течение жизни и могут угаснуть, если не получают подкрепления.

Условные и безусловные рефлексы — сравнительная таблица

Безусловные Условные
Врожденные Формируются в течение жизни
Постоянны, неизменчивы Меняются. Вплоть до полного угасания
Однообразны у всех животных вида Обладают высокой индивидуальной изменчивостью
Помогают адаптации в стабильных условиях среды Помогают адаптации в меняющихся условиях среды
Центральная часть рефлекторной дуги проходит через спинной и головной мозг Центральная часть рефлекторной дуги проходит через кору больших полушарий

 

Отличие инстинктов от безусловных рефлексов

Инстинкт, как и рефлекс, является биологически значимой формой поведения животного. Только второй – это простой короткий ответ на раздражитель, а инстинкт – более сложная деятельность, у которой есть определенная биологическая цель.

Безусловный рефлекс запускается всегда. А вот инстинкт – только в состоянии биологической готовности организма и запустить то или иное поведение. Например, брачное поведение у птиц запускается только в определенный период года, когда выживание птенцов может быть максимальным.

Что не характерно для безусловных рефлексов

Если кратко, то они не могут меняться в течение жизни. Не отличаются у разных животных одного вида. Они не могут исчезнуть или перестать возникать в ответ на раздражитель.

Когда угасают условные рефлексы

Угасание происходит в результате того, что раздражитель (стимул) перестает совпадать по времени предъявления с тем раздражителем, который вызывал реакцию. Нуждаются в подкреплении. Иначе, не подкрепляясь, теряют свое биологическое значение и угасают.

Безусловные рефлексы головного мозга

К ним относят следующие виды: мигательный, глотательный, рвотный, ориентировочный, поддержания равновесия, связанные с голодом и насыщением, торможения движения в инерции (например, при толчке).

Нарушение или исчезновение какого-то из видов данных рефлексов может быть сигналом серьезных нарушений в работе мозга.

Отдергивание руки от горячего предмета это пример какого рефлекса

Пример болевой реакции – отдергивание руки от горячего чайника. Это безусловный вид, ответная реакция организма на опасное воздействие среды.

Мигательный рефлекс — условный или безусловный

Мигательная реакция – это безусловный вид. Он возникает в результате сухости глаза и для защиты от механического повреждения. Есть у всех животных и человека.

Слюноотделение у человека при виде лимона – какой рефлекс

Это условный вид. Он образуется благодаря тому, что насыщенный вкус лимона провоцирует слюноотделение настолько часто и сильно, что в результате простого взгляда на него (и даже воспоминания о нем) запускается ответная реакция.

Как выработать условный рефлекс у человека

У человека, в отличие от животного, условный вид вырабатывается быстрее. Но для всех механизм един – совместное предъявление стимулов. Одного, вызывающего безусловный рефлекс, и другого – индифферентного.

Например, для подростка, упавшего с велосипеда под какую-то конкретную музыку, в дальнейшем возникающие неприятные чувства под эту же музыку могут стать приобретением условного рефлекса.

Какова роль условных рефлексов в жизни животного

Они дают возможность животному с регидными, неизменными безусловными реакциями и инстинктами адаптироваться к условиям, которые постоянно меняются.

На уровне всего вида – это возможность жить на максимально больших территориях с разными погодными условиями, с разным уровнем обеспечения пищей. В целом, они дают возможность гибко реагировать и подстраиваться под среду.

Заключение

Безусловные и условные реакции крайне важны для выживания животного. Но именно во взаимодействии они позволяют адаптироваться, размножаться и выращивать максимально здоровое потомство.

1001student.ru

6.2. Условные и безусловные рефлексы. И.П. Павлов. Возрастная анатомия и физиология

Рефлексы – это ответные реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Рефлексы бывают безусловные и условные.

Безусловные рефлексы – врожденные, постоянные, наследственно передаваемые реакции, свойственные представителям данного вида организмов. К безусловным относят зрачковый, коленный, ахиллов и другие рефлексы. Некоторые безусловные рефлексы осуществляются только в определенном возрасте, например в период размножения, и при нормальном развитии нервной системы. К таким рефлексам относят сосательные и двигательные, которые есть уже у 18-недельного плода.

Безусловные рефлексы являются основой выработки условных рефлексов у животных и человека. У детей по мере взросления они переходят в синтетические комплексы рефлексов, увеличивающих приспособляемость организма к условиям внешней среды.

Условные рефлексы – приспособительные реакции организма, являющиеся временными и строго индивидуальными. Они возникают у одного или нескольких представителей вида, которые были подвергнуты обучению (дрессировке) или воздействию среды. Выработка условных рефлексов происходит постепенно, при наличии определенных условий среды, например повторяемости условного раздражителя. Если условия выработки рефлексов постоянны из поколения в поколение, то условные рефлексы могут стать безусловными и наследоваться в ряду поколений. Примером такого рефлекса может служить раскрывание клюва слепыми и неоперившимися птенцами в ответ на сотрясение гнезда птицей, прилетающей их кормить.

Проведенные И.П. Павловым многочисленные опыты показали, что основу выработки условных рефлексов составляют импульсы, поступающие по афферентным волокнам из экстеро– или интерорецепторов. Для образования их необходимы следующие условия:

а) действие индифферентного (в будущем условного) раздражителя должно быть раньше действия безусловного раздражителя (для оборонительного двигательного рефлекса минимальная разница во времени равна 0,1 с). При другой последовательности рефлекс не вырабатывается или бывает очень слабым и быстро угасает;

б) действие условного раздражителя в течение какого-то времени должно сочетаться с действием безусловного раздражителя, т. е. условный раздражитель подкрепляется безусловным. Такое сочетание действия раздражителей следует повторять неоднократно.

Кроме того, обязательным условием выработки условного рефлекса является нормальная функция коры больших полушарий, отсутствие болезненных процессов в организме и посторонних раздражителей. Иначе, кроме вырабатываемого подкрепляемого рефлекса, будет возникать еще и ориентировочный рефлекс, или рефлекс внутренних органов (кишечника, мочевого пузыря и др.).

Механизм образования условного рефлекса. Действующий условный раздражитель всегда вызывает слабый очаг возбуждения в соответствующей зоне мозговой коры. Присоединившийся безусловный раздражитель создает в соответствующих подкорковых ядрах и участке коры больших полушарий второй, более сильный очаг возбуждения, который отвлекает на себя импульсы первого (условного), более слабого раздражителя. В итоге между очагами возбуждения коры больших полушарий возникает временная связь, при каждом повторении (т. е. подкреплении) эта связь становится более прочной. Условный раздражитель превращается в сигнал условного рефлекса.

Чтобы выработать условный рефлекс у человека, применяют секреторную, мигательную или двигательную методики с речевым подкреплением; у животных – секреторную и двигательную методики с пищевым подкреплением.

Широко известны исследования И.П. Павлова по выработке условного рефлекса у собак. Например, ставится задача выработки у собаки рефлекса по слюноотделительной методике, т. е. вызвать слюноотделение на световой раздражитель, подкрепляемый пищей – безусловным раздражителем. Сначала включают свет, на который собака реагирует ориентировочной реакцией (поворачивает голову, уши и т. д.). Эту реакцию Павлов назвал рефлексом «что такое?». Затем собаке дают пищу – безусловный раздражитель (подкрепление). Таким образом действуют несколько раз. В результате ориентировочная реакция появляется все реже, а затем и вовсе пропадает. В ответ на импульсы, которые поступают в кору из двух очагов возбуждения (в зрительной зоне и в пищевом центре), укрепляется временная связь между ними, в итоге слюна у собаки выделяется на световой раздражитель даже без подкрепления. Это происходит потому, что в мозговой коре остался след перемещения слабого импульса в сторону сильного. Вновь сформировавшийся рефлекс (его дуга) сохраняет способность воспроизводить проведение возбуждения, т. е. осуществлять условный рефлекс.

Сигналом для условного рефлекса может стать и тот след, который оставили импульсы наличного раздражителя. Например, если воздействовать условным раздражителем в течение 10 с, а затем через минуту после его прекращения давать пищу, то сам по себе свет не вызовет условно-рефлекторного отделения слюны, но через несколько секунд после его прекращения условный рефлекс появится. Такой условный рефлекс называют следовым. Следовые условные рефлексы развиваются с большой интенсивностью у детей со второго года жизни, способствуя развитию речи, мышления.

Чтобы выработать условный рефлекс, нужны условный раздражитель достаточной силы и высокая возбудимость клеток мозговой коры. Помимо этого, сила безусловного раздражителя должна быть достаточной, в противном случае безусловный рефлекс будет гаснуть под воздействием более сильного условного раздражителя. При этом клетки мозговой коры должны быть свободными от сторонних раздражителей. Соблюдение данных условий ускоряет выработку условного рефлекса.

Классификация условных рефлексов. В зависимости от методики выработки условные рефлексы подразделяют на: секреторные, двигательные, сосудистые, рефлексы-изменения во внутренних органах и др.

Рефлекс, который вырабатывается подкреплением условного раздражителя безусловным, называется условным рефлексом первого порядка. На его основе можно выработать новый рефлекс. Например, сочетанием светового сигнала с кормлением у собаки выработан прочный условный рефлекс слюноотделения. Если перед световым сигналом давать звонок (звуковой раздражитель), то через несколько повторений такого сочетания у собаки начинается слюноотделение на звуковой сигнал. Это и будет рефлекс второго порядка, или вторичный рефлекс, подкрепляемый не безусловным раздражителем, а условным рефлексом первого порядка.

На практике установлено, что на базе вторичного условного пищевого рефлекса выработать у собак условные рефлексы других порядков не удается. У детей же удавалось развить условный рефлекс шестого порядка.

Чтобы выработать условные рефлексы высших порядков, нужно новый индифферентный раздражитель «включать» за 10–15 с до начала действия условного раздражителя ранее выработанного рефлекса. Если интервалы будут меньше, то новый рефлекс не появится, а выработанный до этого угаснет, потому что в коре мозга разовьется торможение.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *