Кратко: Существует, не иллюзия, трудно представить.
Подробнее:
- Существует ли свобода выбора или это иллюзия, выработанная нашим сознанием, а выбор предопределён?
Свобода выбора предполагает возможность предпочесть одно действие (или решение) другому. Мы часто знаем о двух и более возможных вариантах действия и размышляем, какое выбрать. Сам факт наличия этих размышлений, саму реальность нашего «выбирания» оспаривать трудно. Она нам дана как факт сознания.
Что тогда является иллюзией? Вы не сомневаетесь, когда выбираете? Вы не взвешиваете альтернативы? У Вас не вызывает ощущение трудности выбор между ними? Если все это имеет место, в чем собственно состоит «иллюзия». Допустим, Ваши размышления становятся достаточной причиной выбранного действия. Быть достаточной причиной и значит предопределять, детерминировать действия. Но едва ли это неожиданно! Зачем было бы вообще размышлять и выбирать, если в итоге решение было бы не связано необходимой причинной связью с процессом «выбирания»? Кроме того, если бы Ваши размышления о том, что выбрать, протекали бы иначе, выбор тоже был бы иным, в силу наличия иной причины (иного процесса принятия решения). Все это очень похоже на свободу выбора.
Иначе говоря, идея о предопределенности выбора Вашими размышлениями, выбираниями, является чем-то весьма тривиальным, повседневным. Скорее люди удивляются, когда делают что-то неожиданное для самих себя, вроде бы не следующее из образа их мыслей. Более того, представьте, что за мгновение до вашего действия все размышления, предшествующие этому действию, не являются предопределяющей причиной, что Вы можете взять и выкинуть что-то этакое, что собственно не хотели делать до этого. Едва ли это похоже на свободный выбор. Хотя так тоже бывает.
Могли ли мы размышлять иначе в процессе принятия решений? Этот вопрос представляет существенную сложность в виду проблематичности самого возможного понятия «контроля» человека над своими мыслями. Попробуйте сами подумать «иначе» или произвести «не ту» мысль, которая «предопределена». Мне очень трудно что-то такое представить себе. И в этом смысле у нас нет никакой иллюзии того, что наши мысли могли бы быть иными, или выбираются нами. Мысли просто мыслятся, а не производятся свободной волей. Свобода, которая предполагала бы возможность производить некоторые мысли, выбирая из многообразного горизонта возможных мыслей, мне представляется плохо мыслимой. Мы выбираем из тех альтернатив, которые нам даны.
Представьте, что Вы выбираете между альтернативами 1 и 2, и никто не принуждает Вас к какому-либо выбору. Можете ли Вы выбрать 1, если захотите выбрать 1? А можете ли 2? Очевидно — да.
Какой же еще свободы выбора можно желать?
Ограничением свободы выбора может быть внешнее принуждение или просто неспособность рассуждать, выбирать, принимать решение. Однако здесь дело будет не в предопределенности, а в насилии или недееспособности.
Если же Вас интересует вопрос может ли человек как некоторый физический объект (или, в частности, его мозг) в определенный момент времени t1 находиться в состоянии, которое не определяет с необходимостью его состояние в некий ближайший момент времени t2, я думаю, это вопрос скорее физикам, которые занимаются проблемами детерминизма и индетерминизма в физических теориях. Если верить наиболее распространенной интерпретации квантовой механики, по крайней мере некоторые элементы, из которых человек как физический объект состоит, бывают в таком состоянии. Я не думаю, что это существенно в вопросе о нашей свободе и, тем более, ответственности.
- Если же выбора нет, то как быть с ответственностью?
Представить, что выбора нет, учитывая, что мы каждый день и много раз выбираем, очень трудно. Сейчас я пишу Вам ответ и все время выбираю. Если я попробую представить, что выбора нет и оно само как-то предопределится, ответа точно не выйдет, и ждать бесполезно. Можно предположить, что в возможном мире, где некие существа имеют сознание, но никогда не сталкиваются с ситуацией выбора, у этих самых существ не будет понятия аналогичного нашему понятию об ответственности. Но это будет очень слабая спекуляция, т.к. мы просто не можем ясно помыслить сознание (не набор наблюдаемых событий, а именно сознание), не имеющее никакой перспективы выбора.
Автор Сергей Эсбукетов На чтение 5 мин. Опубликовано
3 слова могут изменить вашу жизнь. Вы готовы услышать их? Вот они… ДЕЛАЙТЕ ЛУЧШИЙ ВЫБОР! Это то, что определяет направление вашей жизни, это принцип свободы выбора.
Виктор Эмиль Франкл (ссылка на википедию), знаменитый психолог, однажды написал: “Последняя из человеческих свобод — это выбор своего отношения к ситуации”.
Краткая история Виктора Франкла
Доктор Франкл был свободен в самых непригодным для этого условиях — в качестве заключенного немецких концлагерей во время Второй мировой войны. Его свобода была гораздо более могущественнее, чем просто возможность находиться вне заключения.
Доктор Франкл был доставлен в нацистский концлагерь в 1942 году. Там он начал наблюдать, как другие заключенные реагировали на тяжелые обстоятельства жизни. Но самое большое откровение к нему пришло только, когда его отправили в Освенцим…
«В конце концов человек изобрел газовые камеры Освенцима; однако человек был также и тем, кто, не теряя достоинства, шел в газовые камеры с молитвой на устах».
Виктор Франкл
За время своего плена Франкл пришел к выводу, что личность человека формируется не внешними обстоятельствами (даже когда вокруг одни страдания), а выбором действий при столкновении с ними.
По его словам: “Все можно отнять у человека, кроме одной, последней из человеческих свобод — выбирать свое отношение к ситуации, выбирать свой собственный путь”.
Даже в отвратительной обстановке люди могут выбирать свое отношение к ней. Ситуации могут быть безнадежными или обнадеживающими, люди могут быть настроены пессимистично или оптимистично, суть от этого не зависит.
Даже заключенные Освенцима могли пользоваться “последней из человеческих свобод” — возможно, самой большой из них — свободой выбора. По словам доктора Франкла, те заключенные, которые предпочитали вести себя позитивно, жили дольше, а те, кто сдавался — умирали.
Выводы доктора Франкла
К счастью, большинству из нас никогда не приходилось выбирать между надеждой и безысходностью, находясь за решеткой концлагеря. И, надеюсь, никогда не придется. Но разве эта история не иллюстрирует великую силу выбора? И разве это не заставляет задуматься, как наш каждодневный выбор влияет на нашу жизнь?
Если жертвы ужасного геноцида в нечеловеческих условиях были свободны духом, то почему мы постоянно сдаемся под напором серости и обыденности?
Возможности свободы выбора нашего поведения должны пробудить в нас любопытство и дать нам надежду!
Доктор Франкл был освобожден из Освенцима в 1945 году. Он посвятил остаток жизни изучению явлений, которые наблюдал в концентрационных лагерях. Эти исследования привели его к написанию величайшей работы под названием “Человек в поисках смысла”. В ней он открыл миру глубокую истину о том, что наша свобода выбора — независимо от условий — является мощнейшей силой.
Свобода морального выбора — это ключ к успеху, удовлетворению, радости и счастью.
Принцип свободы выбора человека описан в книгах доктора Франкла. Вот эти книги и ссылки на их скачивание:
- «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере».
- «Воля к смыслу».
- «Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ«
- «Страдания от бессмысленности жизни».
- «Воспоминания».
Правда о выборе
Выбор — это процесс оценки каждого возможного варианта и принятие решения, какой из них лучше всего подходит для данной ситуации.
Мы делаем выбор постоянно. Ученые говорят, что среднестатистический человек принимает более 30 000 решений каждый день.
Правда № 1: у вас всегда есть выбор и вы делаете его постоянно
Пока вы мыслите, вы выбираете. Даже будучи маленьким ребенком, вы делали выбор между различными объектами и субъектами. И вы будете продолжать это делать до последнего вздоха.
Правда № 2: ваш выбор ориентирован на внутренние процессы, а не на внешние
“Человек в поисках смысла” доктора Франкла — прекрасный пример этой истины. Внешние обстоятельства для заключенных концлагерей были ужасными, если не сказать больше. Тем не менее, они не определяли видение жизни для многих людей.
Скажем по-другому: вы не можете контролировать погоду, но вы контролируете, как вы реагируете на нее.
Правда № 3: ваш выбор — ваше лицо
Ваш выбор раскрывает вашу истинную сущность как для посторонних, так и для вас самих. То, что вы делаете передает ваши нравы, ценности и принципы. В этом смысл свободы выбора.
Вы можете не знать об этом, но ваше подсознание “прислушивается” к вашим решениям и в соответствии с ними влияет на ваше сознательное мышление.
Правда № 4: выбор не бывает нейтральным
У каждого принятого решения есть последствия. Каждый выбор, сделанный вами в течение дня, влияет на вашу жизнь. При этом вы не можете контролировать последствия принятых решений, но важно понимать, что они есть.
Правда № 5: не делать выбора — это тоже выбор
Ничего не предпринимая, вы позволяете людям или обстоятельствам контролировать течение той или иной ситуации.
Выбор не принимать никакого решения обычно продиктован страхом, растерянностью, подавленностью или неосведомленностью. Вы никак не влияете на ситуацию и делаете себя уязвимыми для непредсказуемых последствий.
Заключение
Эти пять истин влияют на каждого из нас.
Лучшая мудрость о свободе воли, которую вы только можете услышать — делайте лучший выбор, принимайте лучшие решения на которые вы способны в данный конкретный момент.
Удивительное видео про Виктора Франкла и про принцип свободы выбора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
что это такое и в чем она заключается?
Каждый из нас, рождаясь в демократичном обществе, с первых минут своей жизни наделен определенными правами. Во время взросления их количество увеличивается. Свобода выбора – одна из высших ценностей. Но, ее обретают, чаще всего, уже в осознанном возрасте, когда мы начинаем сами отвечать за себя. Существуют разные свободы человека, о которых также пойдет речь в этой публикации. Ведь, чтобы претендовать на что-либо, необходимо об этом сначала узнать.
Что такое свобода выбора?
Свобода выбора — это возможность самостоятельного решения в пользу одной из альтернатив. То есть, если перед кем-то появляется несколько возможностей для совершения определенного поступка, то исключительно он сам вправе осуществить выбор. Как ни парадоксально звучит, но далеко не все рады этому. Ведь за любым выбором стоят определенные последствия, которые ложатся на плечи того, кто принял решение. Вот и выходит так, что большинство людей не спешит брать ответственность на себя. Им проще делегировать это другому, даже рискуя быть ущемленным в своей свободе. Это тоже выбор и право каждого.
Другое дело, когда этого права лишают против воли. Тогда следует задействовать весь арсенал допустимых возможностей для решения этой проблемы.
Пройти тест на тип личности
Что такое внутренняя свобода?
Внутренняя свобода — это способность быть независимым в своем собственном внутреннем мире. Ведь большая часть барьеров начинается с психологии, со страхов, комплексов и стереотипов. Освобождение от них – первый и самый важный этап на пути к обретению самостоятельности и независимости от других.
Не стоит путать это понятие с отрешенностью от мира. Абсолютно нет, ведь контактируя с окружающей реальностью, можно реализовать свою свободу в полной мере. Как говорить о независимости, если нет, от кого зависеть? Это уже одиночество. Если оно выбрано сознательно, что ж, это одно дело. А, если, кто-то просто бежит от других, повинуясь своим фобиям и комплексам – это уже проблема, с которой следует бороться.
Что такое свобода мысли?
Свобода мысли — это природное право самостоятельно формировать свои убеждения. Ее суть очень похожа на предыдущее понятие. Наши мысли формируют наш внутренний мир. Фантазии, мечты и стремления – укромное убежище, в котором можно скрыться, даже в моменты физического порабощения. И пока кто-то способен свободно мыслить, его нельзя считать окончательно подчиненным.
Поэтому, все тоталитарные строи мира начинали свое правление именно с навязывания своей идеологии. Даже сейчас ведутся незримые войны на разум людей, как потребителей, избирателей, фанатов и т.д. Вот почему, так важно подходить к своей жизни осознанно, не останавливаться в саморазвитии и получении новых знаний. Ведь, чем умнее и опытнее индивидуум, тем сложнее он поддается на скрытые манипуляции, тем свободнее он в своей голове.
Какие еще бывают свободы?
Помимо перечисленных ранее разновидностей, можно говорить и о целом ряде других свобод:
- Вероисповедания;
- Выражения своих мыслей;
- Передвижения;
- Доступа к информации;
- Творчества;
- Владения своим телом;
- Самоопределения;
- Воли.
Важность этих прав в демократичном обществе подтверждена наличием целого ряда законов, помогающих гражданину реализовать себя.
1. Выбор вероисповедания.
Дает возможность каждому из нас самостоятельно определять в кого верить, либо не верить вообще. Хоть церковь и неразрывно связана с государством, в развитых странах мира каждый гражданин сам вправе выбирать систему своих религиозных ценностей.
Пройти тест на характер человека
2. Свободное выражение своих мыслей.
Независимо от того, в устном или письменном виде кто-нибудь хочет изложить свои суждения, он имеет право это сделать. Цензура – отсылка к тоталитарным режимам. С другой стороны, существует и морально-этическая сторона этого вопроса. Ведь, порой, можно сказать или написать что-нибудь оскорбительное по отношению к другому. Так что, важно понимать, где права одного пересекаются с интересами другого.
3. Беспрепятственное передвижение.
Воплощение решения – это его реализация через действие. Например, зайти куда-то, поехать в определенное место и т.д. Законодательство это контролирует, что, по сути, ущемляет некоторые желания. Но, если речь идет о миллионах людей, на самом деле очень сложно установить баланс, когда личное пространство одного не заходит на территорию другого. Ведь, очень важно не только бороться за возможности, но и уважать свободу окружающих людей.
4. Право доступа к информации.
Информационный голод истощает личность не менее, чем реальная нехватка продуктов питания. Мозг создан для получения новой информации, независимо от ее видов и форм. Новости политики, спортивные события, очередная серия телесериала и т.п. Главное – бесконечный поток данных. Раз в нашей природе заложена такая потребность, значит, должно быть право на ее удовлетворение.
5. Возможности для творчества.
Нет более демократичного способа отобразить свой внутренний мир, чем заняться творчеством. Литература, изобразительное искусство, скульптура и т.п. Все это помогает полнее контактировать с окружающим миром, реализовать внутренний потенциал. И, если даже, кому-то это может не понравиться, никто не имеет оснований посягать на данный вид самовыражения.
6. Право на владение своим телом.
Щепетильная тема. С одной стороны, тело является нашей собственностью. С другой – необдуманные решения по его преображению могут наложить и определенный социальный оттенок. Например, некоторые виды татуировок, которые считаются недопустимыми в обществе. Каждый может сделать какую-нибудь из них, но вследствие этого ограничатся возможности для делового общения либо похода на городской пляж. Поскольку другие люди попросту не захотят разговаривать или даже находиться на одной территории.
7. Свобода самоопределения.
Право самостоятельно контролировать свое сознание и психические процессы. Речь идет о полной автономии человека в его осознанном саморазвитии. Каждый имеет право двигаться в интересном ему направлении.
8. Свобода воли.
Выражается в праве принимать решение, независимо от внешних обстоятельств. Философы пытаются разобраться в природе этого понятия. В большей мере, оно связано с духовной сферой нашей жизни. Возможность быть свободным от влияния высших сил. Точки зрения диаметрально противоположны. Одни уверены, что человек сам вершит свою судьбу. Другие утверждают, что все предрешено.
Свобода выбора формируется на основании многих факторов. Одними из главных являются разум, мировоззрение и умение отвечать за свои поступки. Ведь любые возможности порождают и обязанности. Первоначально выбор следует сделать в одном – готов ли человек взять ответственность за свою жизнь на самого себя. Если да, то следует понять свои права и начать их реализацию.
Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель
Свобода выбора человека и теория предопределения
Как свобода выбора человека соотносится с теорией предопределения? Я заметил, что на Вашем сайте есть немного информации о предопределении и верховенстве Бога. Тем не менее я все еще не понимаю идею, какую роль играет в этом свободный выбор.
Я прочитал отрывки из Библии, которые, по-моему, передают мысль об избрании:
«Кто будет обвинять избранных Божиих?» (Послание Римлянам 8:33).
И дальше в послании Римлянам:
«Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». (Послание Римлянам 9:11-13).
Хотя Иаков был тем, кто обманом похитил благословение своего брата, что было лживым и греховным. «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Послание Римлянам 9:16). Так поэтому мы не понимаем?»Итак, кого хочет [Бог], милует; а кого хочет, ожесточает» (Послание Римлянам 9:18). «и Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел» (Деяния 16:14). «Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа» (Исход 4:21).
В то же время, в Библии столь же много отрывков, которые говорят, что наша судьба – это полностью наш выбор, например:
«Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иезекииль 18:30-32).
Таким образом я прихожу к выводу, что мы находимся в иллюзии об имеющейся у человека свободе выбора, потому что мы живем во временных рамках, но в действительности каждое принятое нами решение было предопределено и Бог укрепляет нас / открывает наше сердце (в результате раскаяния) к принятию информации, как Ему это угодно. «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Послание Римлянам 9:20-21).
Я понимаю что Бог – это Господь и Он имеет право делать то, что Ему заблагорассудится, но если Он не получает удовольствия от смерти любого человека, почему Он формирует людей, которым суждено ожесточиться и попасть в ад? Я чувствую себя игрушкой. Прочитав написанное на Вашем веб-сайте, я знаю, что вы не кальвинист и, возможно, не приходите к тому же выводу, что я сделал по данному вопросу. Не смотря на то, как сильно я стараюсь, я не вижу, что философия кальвинистов согласуется с посланием Римлянам (особенно Римлянам) и, как результат, я не могу спать по ночам. Что я пропускаю: как сочетаются Свобода выбора и верховенство Бога?
Ответ:
Ух ты! Мне действительно жаль, что Вы не были участником нашего христианского курса богословия, который только что закончился здесь, в Сан Диего. На самом деле Вы можете получить копию этого курса – особенно тема 6 – где я обсуждаю с точки зрения богословия о предопределении и свободе выбора человека.
Позвольте мне изложить кратко. Да, Бог дал человеку свободу выбора и да, Бог верховенствует. Господь достаточно велик, чтобы быть верховным правителем и при этом давать нам свободу выбора. Это был суверенный выбор Бога дать человеку свободу, чтобы любить или не любить Его. В контексте Римлянам 9 Павел имеет дело с евреями, которые обвинили Бога в том, что Он предлагает спасение язычникам. Он говорит этим эгоистичным евреям: «Если Бог хочет предложить такое же спасение и язычникам, то кто вы такие, чтобы сказать Ему нет?». Бог верховен, и Он может делать то, что Ему нравится, но Он еще любит и любит давать выбор. Господь мог ожесточить сердце фараона, но это было для очень конкретной цели: чтобы создать предзнаменование спасения, которое мы имеем во Христе. Как Моисей, будучи прообразом Мессии, освободил Израиль, так Иисус освободил нас. Фактически, Бог не стеснялся подвести Иуду к выбору того, что он сделал, потому как во всем, что касается Иисуса, умирающего на кресте, Бог был более, чем готов вмешаться в историю, чтобы принести то, что по Его воле.
Господь может делать все, что Ему угодно и у нас нет права задавать Ему вопрос об этом. Именно это мы и видим в Библии. Бог предопределил ВСЕ для спасения, но по Своей суверенной воле, Он дал всем нам возможность выбирать, дав нам свободу выбора. Бог знает заранее все, что мы сделаем, но Он не определяет наши действия. Решаем мы. Это может казаться не «логичным» с точки зрения человеческого мышления, но Бог гораздо больше нашей логики.
Да, ограниченный вид предопределения можно найти в Библии. Бог предопределил обстоятельства, которые привели Иисуса в мир, чтобы спасти нас от наших грехов. Как правило, Бог дает своим творениям работать самим, а вмешивается только по определенной причине. Человеческий разум борется с верховенством Бога и свободой воли, но совершенно ясно, что Библия учит обоим этим понятиям. И не потому, что Библия противоречит сама себе, но потому, что нам ограниченным человеческим разумом сложно понять, как соединение двух этих понятий может быть реализовано в действительности.
Кальвин, Августин, Цвингли и друзья – не правы. На нас нет вины из-за греха Адама и мы не предопределены для ада. Это ужасное учение. Оно делает медвежью услугу Богу, Который по определению есть любовь. Бог предопределил все для спасения, но Бог не предопределил все для принятия этого спасения, не смотря на то, что предложение остается в силе до тех пор, пока мы живы. Предопределение является библейской идеей, а кальвинизм – нет.
Джон Окс
Перевод: Елена Докучаева
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».Больше статей по теме
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Пройти тест
Библейский курс для начинающих
Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.
Курсы для начинающих
Есть ли свобода выбора?
На первый взгляд вопрос может показаться странным. Каждый чувствует, даже знает, что у него есть свободная воля и возможность выбирать самому. Будь то выбор профессии, спутника жизни или что-то менее значимое, например продолжить или нет читать эту статью.
Казалось бы, на этом можно закончить рассмотрение данного вопроса. Раз вы чувствуете, что сами принимаете решение, значит так оно и есть, какие могут быть сомнения? А что, если чувства вас обманывают, и свобода выбора – лишь иллюзия в мире тотальной предопределённости?
Причины и следствия
Немного углубимся в проблематику и посмотрим на процесс принятия решений с точки зрения причинно-следственных связей. Явления в мире обуславливаются какими-то причинами. Например, попадёт или нет бильярдный шар в лузу обусловлено приданным ему направлением и скоростью движения. Это движение шар мог получить непосредственно от удара кия либо через несколько других шаров, но всегда имеется причинно-следственная цепочка. Первый шар ударил второй, именно поэтому второй в свою очередь ударил третий так, что тот угодил в лузу.
Теперь давайте рассмотрим кошку. Кошка проявляет свободу воли? Сознательно ли она решает забраться к вам на колени или это лишь следствие инстинктов, обуславливающих физиологическую потребность в ласке и тепле? Чем принципиально в плане свободы отличается кошка, залезающая на ноги к хозяину, от камня, котящегося под горку под действием силы гравитации?
И применимо ли такое рассуждение к человеку? Выбор человека – это как с бильярдными шарами, следствие совокупности внешних факторов, может не всегда очевидных, может сложных и запутанных, но всё же следствие?
Возможно, вы скажете, что свобода воли имеется только у наделённых разумом людей. Некоторые так думают потому, что уверены: лишь у нас есть способность мечтать и фантазировать, в своём воображении представлять возможные последствия своих решений, взвешивать альтернативы и, следовательно, становиться ответственными за свои поступки.
Эксперимент на свободу выбора
Вытяните руку перед собой. Пальцы растопырены. Выберите момент и сожмите ладонь в кулак.
Если вы не проводили эксперимент, ничего не сделав, вы выбрали бездействие. Вот вам и свобода воли. Если вытягивали руку и сжимали кулак – это тоже было ваше собственное решение. И момент, когда именно сжать ладонь, вы также выбрали сами. Не правда ли? Или… нет?!
Чтобы разобраться, рассмотрим две конкурирующие точки зрения – детерминизм и либертарианство.
Детерминизм
Детерминизм – это учение о причинной обусловленности всех процессов. Т.е. всё, что происходит, имеет причины и строго ими обусловлено. А значит, имеется только одно будущее, строго определённое предыдущими событиями. Исходя из этого учения, никакой свободы ни у кого нет – всё предопределено, любые мысли, сомнения, поступки и последствия.
Другими словами, начальные условия Большого взрыва (или что было в самом начале) уже определили (детерминировали) всё будущее Вселенной, вплоть до движения каждого атома. Любой выбор в вашей жизни неизбежен. Там нет места для вашего эго или свободной воли, изменить ситуацию невозможно. Даже ваши сомнения при принятии решений предопределены, как и то, что именно вы в конечном итоге выберете.
Согласно этой точке зрения теоретически, если знать все исходные данные и располагать достаточными вычислительными мощностями, математика может быть использована для предсказания всего в будущем и наглядно доказать предопределённость чего угодно на свете.
А что скажет квантовая физика и принцип неопределённости?
Квантовая физика не отменяет принцип детерминизма (определённости), а «принцип неопределённости» в квантовой механике означает лишь то, что невозможно предельно точно измерить две связанные величины, а не то, что они на самом деле какие-то непонятным образом неопределённые.
Квантовая физика оперирует вероятностями, чтобы предсказать поведение частиц, а не занимается предсказаниями будущего. То, что наблюдение вносит погрешности в измерение малых величин, не означает, что данные частицы на самом деле могут вести себя как угодно и быть где угодно.
Есть ли учения или теории в пользу свободной воли?
Безусловно, существуют. Концепция, противоположная детерминизму и говорящая о том, что будущее не определено прошлым, называется индетерминизм (от латинского in – не, отрицание). Одно из популярных философий, придерживающихся принципов индетерминизма (неопределённости) – либертарианство.
Согласно либертарианству, все вещи разделяются на вещи мыслящие и вещи протяжённые. Вещи протяжённые находятся в пространстве (имеют некую протяжённость) и определены прошлым и законами природы. А вещи мыслящие – мысли, воля, сознание – не находятся в пространстве и не детерминированы (т.е. не определены) законами материального мира.
Я мыслю, следовательно, я существую. Рене Декарт.
Поскольку воля является вещью мыслящей, не находящейся в пространстве и не детерминированной им, то согласно воззрениям либертарианства, люди, наделённые свободной волей, обладают и свободой действий.
Свобода существует или это иллюзия разума?
Так что можно понять из всех этих теорий и воззрений? Если свобода выбора или нет?
Идея о том, что от нас ничего не зависит, создаёт неразбериху с морально-этической точки зрения. Тогда получается, люди не ответственны за свои действия? Убийцы и насильники невиновны, коли так сложились «внешние факторы»? А великие и популярные люди ничем не лучше других, просто они оказались в соответствующих условиях, и любой, оказавшийся в аналогичном положении, достиг бы таких же вершин? К тому же, если сложить руки и ничего не делать, уповая на утверждение, что всё изначально детерминировано и не зависит от нас – из этого ничего хорошего не выйдет.
Что же нам остаётся? Поверить в идеи либертарианства про «мыслящие вещи», не определённые прошлым и окружающими условиями?
Во-первых, верить на слово или просто потому, что во что-то хочется верить – плохая идея. Философы не один век ломают копья в спорах о том, если ли свобода воли или нет. Здесь каждый должен осознанно сделать личный выбор и решить, как ему для себя ответить на этот вопрос (что как бы уже подразумевает свободу). Во-вторых, кто сказал, что нужно выбирать готовую точку зрения, а нельзя сделать какие-то свои выводы?
Давайте порассуждаем и попытаемся прийти к каким-то выводам. Есть ли нечто, что позволяет человеку самому формировать себя и своё окружение, а не просто быть некой равнодействующий тех обстоятельств, в которых он находится? И насколько все наши поступки предопределены окружением и прошлым?
Прежде чем ответить на эти вопросы, следует прояснить, а что собственно представляет собой сам объект (он же субъект) наших рассуждений? Только лишь материю или нечто больше? И действительно ли существуют нематериальные вещи, как о том говорит классическое либертарианство?
Возьмите чистый лист бумаги и обычный грифельный карандаш. Напишите цифру 5 на бумаге. Посмотрите на то, что получилось. Что перед вами? Цифра пять? Или слой графита на поверхности бумаги, изображающий цифру 5? Тут есть маленький, но весьма существенный нюанс. В физическом мире есть и бумажный лист, и карандаш, и слой графита на бумаге. Но и цифра пять существует – вы же её видите, от этого тоже никуда не деться. Но существует она несколько иначе, не так как материальные вещи. И если вы станете утверждать, что цифры существуют только в вашей голове, покажите кому-нибудь этот листок. Коли у вас разборчивый почерк, любой грамотный человек без труда узнает цифру 5.
Это довольно простой, но наглядный пример, описывающий существование нематериальных объектов. Также как эта цифра 5 существует и наше сознание. Т.е. оно нематериально. Вы есть. И вы – это не только ваше тело, но ещё и ваши мысли, чувства, разум, воля.
Вы можете влиять на материальный мир, как, впрочем, материальный мир влияет на вас и любого другого человека. Но в отличие от неживых объектов, не наделённых сознанием, вы не являетесь полностью детерминированными окружающими условиями, поскольку можете принимать решения. Ваша свобода ограничена вашими возможностями, но она есть. Это просто понять.
Камень не в состоянии решить за себя, будет он падать или нет. Если что-то обрушит его с горного склона – он покатится вниз под действием гравитации. Вы же может принимать решения. Поднять или опустить руку, сделать шаг или остаться на месте.
Человек состоит не только из материи. В первую очередь он представляет собой разум, мысли и волю, дающие ему возможность быть причиной, а не следствием окружающих условий.
Свобода выбора как иллюзия — Психология PRO
Свобода выбора – иллюзия, потому что любой выбор происходит спонтанно и одновременно в силу причин, которые выбор обусловливают. Большинство людей, сталкиваясь с концепцией спонтанности, воспринимают ее суть, как некую игровую форму деятельности. На деле же, спонтанность ума проявляется тотально. То есть, все, что человек ощущает – происходит абсолютно спонтанно, или же в иной грани восприятия этого процесса – механически. Механичность – это восприятие спонтанности через призму ее причины. И эта причина делает спонтанность чем-то фатальным, неизбежным. Поэтому многим теория об иллюзорности свободы выбора может откровенно не понравиться. В таком ключе можно акцентировать внимание именно на спонтанности вне причин и следствий. Просветление, о котором говорят духовные учения – это осознание тотальной спонтанности (механичности) всех процессов сознания, и освобождение от бремени иллюзии выбора.
При осознании факта тотальной спонтанности ума, человек вынужден столкнуться с таким парадоксом, как иллюзорность любого выбора. Выбор – это сущность человеческой жизни, потому что вся наша жизнь – это поток непрерывных выборов. Каждый момент – это сомнение и новый выбор, на который направляется внимание. Сама суть выбора как бы говорит о том, что у нас есть одновременно разные варианты развития событий, и они всегда присутствуют как бы параллельно. И выбор, в таком ключе представляет собой «свободу» в развитии сюжетной линии жизни. Однако реально жизнь так и остается линейной и свобода эта иллюзорна. Мы лишь наблюдаем эту жизнь, как кинофильм. Участие в жизни, воля и выбор – это так же, лишь часть того, что мы наблюдаем. Иллюзорная воля – лишь один из процессов кинофильма. Воля случается спонтанно, как и все-все в этой жизни.
Ощущение выбора порождает, чувство, что мы что-то делаем – ощущение участия в каком-то процессе. Однако, по-сути, переживание себя, как деятеля – это своеобразная река, состоящая из сотен подсознательных «микро выборов», которые не осознаются обывателем, поэтому деятельность ума ощущается как нечто само собою разумеющееся: «иначе и не может быть».
Выбор, как возможность принятия одного, или другого решения – иллюзия, потому что в сущности он является спонтанным, хаотичным следствием течения микро «выборов», которые просто случаются. То, что мы называем деятельностью ума, и жизнью человека – происходит абсолютно механически в силу спонтанного движения тонкой материи и энергии.
Ощущение выбора (как и чувство «я») кажется очень реальным, потому что в нем присутствует «энергия сознания». Ощущение выбора происходит, когда не «устраивает» то, что есть в момент «сейчас». Выбор – это «отталкивание» настоящего момента, его избегание. Любой выбор – это всего лишь волна неприятия. Затем идет спад волны – между двумя выборами, фокус сознания снова возвращается на реальность, снова проявляется неспособность ее принять, и опять – новый миг отталкивания в новом выборе. Все это происходит спонтанно.
Отталкивание реальности – это неспособность сознания осознать само себя, осознать то, что есть в настоящем. Способность осознавать то, что есть, зависит от уровня ясности. В этом ракурсе выбор как отталкивание реальности, является простым отсутствием ясности. Тому, как ясность проявляется в нашей жизни посвящена чуть ли не половина статей progressman.ru.
Реальность в человеческом теле осознает саму себя активно, волнообразно, но как бы частично. Более глубокое непрерывное ясное осознание устраняет это ощущение «отталкивания жизни», и прекращает иллюзию выбора, потому что отображает его составляющие: механические микро «выборы» и волну неприятия, которые состоят из спонтанных частиц.
Неспособность осознать себя проявляется потому, что сознание «смешано» с материей. Самопознание (созерцание собственного психического нутра) как основной фактор развития ясности, устраняют иллюзию выбора со всеми сомнениями, и позволяют по-настоящему принять настоящий момент.
© Игорь Саторин
Статья “Свобода выбора как иллюзия” написана специально для progressman.ru
При использовании материалов обязательна активная ссылка на источник
Другие статьи по этой теме:
К психотехникам К книгам Свобода личности или личностная свобода, что же это такое? Свобода личности, когда человек может проявлять свободно свою волю, когда человек может действовать в соответствии со своими взглядами, желаниями, интересами. Но стоит учитывать, что свобода не имеет однозначного и общепринятого толкования. Но чтобы понять, можно пойти от противного, свобода -это противоположность рабству, здесь имеется в виду, когда мы делаем что-либо в угоду другим и в ущерб себе, это и есть рабство. Нет свободы выбора, как выражать свои желания, так и воплощать их. Но также существует теория, довольно распространенная, описанная Фроммом в книге «Бегство от свободы» , где он рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие Также Вам могут быть интересны книги по направлению Вади А. — Стань свободным человеком — Свобода это то, чего хотят все. Свобода это условие счастья. К счастью, свобода человека – его неотъемлемое право.
Но действительно ли это свободный человек? Что такое реальная свобода личности и как ее обрести? Грачева Л.Д. — Тренинг внутренней свободы — Упражнения, представленные в этой книге, направлены на актуализацию творческого потенциала: развитие восприятия, реактивности, внимания, воображения, обретение мышечной свободы, освобождение от «брони характера» и т.д. Они используются в программе обучения актеров в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, но с равным успехом могут применяться в обучении любой творческой специальности, так как тренируют не профессиональные навыки, необходимые для того или иного вида творческой деятельности, а обучают организм человека новым для него психофизическим состояниям, новому восприятию, новым реакциям, непривычному эмоциональному включению. Леонтьев Д.А. — Стратегия свободы — Проблема свободы — одна из основных в философии. Поиск путей освобождения от любых форм принуждения, цензуры и ограничений, которые выходят за рамки естественной необходимости самосохранения общества, является значительным завоеванием философии разума.
Кроме того, есть достаточно серьезные основания считать рациональное познание не только средством освобождения от грубых форм принуждения, но и инструментом реализации других, может быть, более либеральных, но вместе с тем более глубоких и действенных механизмов власти. Поэтому необходимо по-новому рассмотреть, казалось бы, органичное единство разума и свободы, дополнить критическую рефлексию открытием тех способов, которые используются во взаимной игре власти и познания, а также обратить внимание на появление новых форм репрессивности и манипуляции, связанных с управлением разнообразными нормами жизнедеятельности людей. Фромм Э. — Бегство от свободы — Одна из основополагающих работ Эриха Фромма — «Бегство от свободы» — посвящена психологическим аспектам власти, зависимости и обретения личностей независимости. «Может ли свобода стать бременем, непосильным для человека, чем-то таким, от чего он старается избавиться? Почему для одних свобода — заветная цель, а для других — угроза?». «Не существует ли — кроме врожденного стремления к свободе — и инстинктивной тяги к подчинению?.. Не является ли подчинение источником некоего скрытого удовлетворения; а если так, то в чем состоит его сущность? Психотехники по направлению
|
Теория выбора
Теория выбора Выбор
Теория Уильяма Глассера, M.D. | Нажмите на название книги, чтобы купить прямо с Amazon.com! |
Теория выбора Психология — это новое объяснение человеческого поведения, разработанное доктором Уильямом Глассером, доктор медицинских наук
Десять аксиом теории выбора
|
По словам Боба Сулло, Инструктор Института Уильяма Глассера,
«Обсуждение теории выбора — всегда интересная задача для меня. Теория выбора одновременно легка для понимания, удивительно сложна и многогранна. Теорию выбора обучения сравнивают с обучением плаванию:« Даже если вы никогда раньше не плавали, я мог бы взять Вы выйдете сегодня днем и научите вас плавать всего за несколько часов.Тогда вы проведете остаток своей жизни, научившись плавать! |
|
«Я надеюсь, что вы заинтересованы в том, чтобы« научиться плавать », независимо от того, сколько знаний и опыта в теории выбора вы привнесли в путешествие. Путешествие становится захватывающим. По мере того, как вы становитесь более опытными и опытными в применении концепции, представленные в теории выбора, я полагаю, что вы ощутите мощную человеческую сущность, вы обнаружите, что вы внутренне мотивированы, ответственны и способны вырасти в того, кем хотели бы стать.» |
, разработанная Уильямом Глассером, доктор медицинских наук, дает объяснение мотивации, которая заметно отличается от того, чему нас учили многие. Центральным аспектом теории выбора является вера в то, что мы внутренне, а не внешне мотивированы. В то время как другие теории предполагают, что внешние события «заставляют» нас вести себя определенным предсказуемым образом, теория выбора учит, что внешние события никогда не «заставляют» нас что-либо делать.То, что движет нашим поведением, — это внутренне разработанные представления о том, что является наиболее важным и удовлетворяющим для нас. Наши «Качественные картины мира», эти внутренне созданные представления о том, как бы мы хотели, чтобы вещи были, связаны с определенными базовыми потребностями, встроенными в генетическую структуру каждого человека. Основными потребностями, которые обеспечивают основу для всей мотивации, являются: быть любящими и связанными с другими; достичь чувства компетентности и личной власти; действовать со степенью свободы и автономии; испытывать радость и веселье; и выжить.
Еще одной важной концепцией в теории выбора является представление о том, что у нас всегда есть выбор в отношении того, как себя вести. Это не означает, что у нас есть неограниченный выбор или что внешняя информация не имеет значения, когда мы выбираем, как себя вести. Это означает, что у нас больше контроля, чем могут поверить некоторые люди, и что мы несем ответственность за решения, которые мы делаем.
Сознательно или нет, но люди постоянно сравнивают свое восприятие мира с тем, как им хотелось бы, с их нынешней картиной Качества Мира.Сознательно или нет, они определяют, является ли их текущее поведение наилучшим доступным выбором, чтобы направить их в нужном направлении. Когда люди учатся применять принципы теории выбора, их учат тому, как более осознанно оценивать себя, чтобы у выбранных им моделей была наилучшая возможность помочь им достичь того, чего они хотят, ответственными способами.
Источник:
Следующее взято из Школа качественного обучения: Управление школой и классной комнатой по пути Деминга Донна К.Кроуфорд, Ричард Бодин и Роберт Хоглунд, стр. 45 — 50:
Теория выбора основана на предположении, что все поведение представляет собой постоянную попытку индивидуума удовлетворить одну или несколько из пяти основных врожденных потребностей. Другими словами, никакое поведение не вызвано какой-либо ситуацией или человеком вне индивидуума. Принятие этой идеи требует смены парадигмы со стороны тех, кто рассматривает жизнь в соответствии с теорией стимула-ответа. Согласно парадигме «стимул-реакция», мы отвечаем на телефон, потому что он звонит, и останавливаем машину, потому что светофор красный.С точки зрения стимула-ответа поведение вызывается кем-то или чем-то (стимулом) вне индивидуума; следующее действие является ответом на этот стимул. Согласно парадигме теории выбора, люди или события вне нас никогда не побуждают нас что-либо делать. Наоборот, наше поведение всегда представляет собой выбор делать то, что, по нашему мнению, больше всего удовлетворяет наши потребности в то время. С этой точки зрения мы следуем правилам игры, чтобы достичь значимого результата.Мы отвечаем на телефонные звонки, потому что решили сделать это, чтобы общаться, а не потому, что мы реагируем на звонок. Мы остановились на красном свете, потому что решили не рисковать проездным билетом или несчастным случаем, а не потому, что свет стал красным. Когда мы повторяем выбор, который последовательно удовлетворяет, мы все меньше и меньше размышляем, делая этот выбор. Даже быстрое действие выбрано, а не автоматически.
Основные потребности
Все люди движимы генетически переданными потребностями, которые служат руководством для попыток жить своей жизнью.Потребности одинаково важны, и все должны быть разумно удовлетворены, если люди хотят выполнить свое биологическое предназначение.Эти основные потребности:
(а) необходимость выжить,
(б) необходимость принадлежать,
(в) необходимость набирать силу,
(г) необходимость быть свободной, и
(д) необходимость веселиться.
У человека нет иного выбора, кроме как чувствовать боль, когда потребность разочарована, и удовольствие, когда она удовлетворяется.Когда какая-либо потребность остается неудовлетворенной, возникает постоянное побуждение к поведению. Это побуждение является такой же частью генетических инструкций человека, как цвет глаз. Инструкции, связанные с выживанием, такие как голод, жажда и сексуальное желание, относительно различны. Люди быстро узнают, что с этой потребностью связан определенный дискомфорт, и ясно, что они должны сделать, чтобы выполнить инструкции по выживанию. Неспасенные, или психологические, потребности являются сложными, потому что зачастую не совсем ясно, что должен делать человек, чтобы их удовлетворить.Психологические потребности, как и биологические потребности, берут свое начало в генах, даже если они гораздо менее ощутимы и поведение, которое их удовлетворяет, является более сложным, чем физическое поведение, используемое для удовлетворения потребностей выживания. Глассер (1984) считает, что мы в сущности биологические существа, и тот факт, что мы следуем некоторым из наших генетических инструкций, а не физически, не делает ни инструкции менее срочными, ни источник менее биологическим.
Способы удовлетворения психологических потребностей можно обобщить следующим образом:
1.Мы выполняем потребность принадлежать, любя, делясь и сотрудничая с другими.
2. Мы удовлетворяем потребность в власти, достигая, выполняя и будучи признанными и уважаемыми.
3. Мы удовлетворяем потребность в свободе, делая выбор в нашей жизни.
4. Мы удовлетворяем потребность в веселье, смеясь и играя.
Несмотря на то, что люди могут не в полной мере осознавать свои основные потребности, они узнают, что существуют некоторые общие обстоятельства, которые тесно связаны с их чувствами.Например, люди ведут себя любовно со своими родителями, потому что это хорошо; они понимают, что когда люди обращают внимание на свои слова или действия, они чувствуют себя сильными; делая выбор, они чувствуют важность свободы; и через смех они узнают о веселье.
Несмотря на то, что человеческие потребности по сути одинаковы для всех, поведение, посредством которого люди выбирают удовлетворение этих потребностей, может быть совершенно другим. Начиная с рождения, у людей есть уникальный опыт, который чувствует себя или приятным или болезненным.Благодаря этому опыту люди учатся удовлетворять свои потребности. Поскольку у людей разный опыт, то вещи, которые они учатся делать для удовлетворения своих потребностей, также будут разными. У каждого человека есть воспоминания о поведении, удовлетворяющем потребности, специфическом для его или ее уникального жизненного опыта. Эти приятные воспоминания составляют качественный мир человека и становятся самой важной частью его жизни. Для большинства людей этот качественный мир состоит из картин (или, точнее, восприятия), представляющих то, что им больше всего понравилось в жизни.Эти представления становятся стандартом для поведенческих выборов. В отличие от основных потребностей выживания, которые одинаковы для всех, восприятие в мире качества каждого человека очень специфично и совершенно индивидуально. Люди предпочитают вести себя по-разному, чтобы удовлетворить свои потребности, потому что их качественные миры отличаются. Быть под эффективным контролем своей жизни означает интегрировать эти знания в то, как человек общается с другими.
Общее поведение
Чтобы удовлетворить основные потребности, человек должен вести себя хорошо.Это означает действовать, думать, чувствовать и вовлекать тело, которые являются компонентами общего поведения, генерируемого в стремлении получить то, что нужно. Всякий раз, когда есть расхождение между тем, что человек хочет, и тем, что у него есть, активируется внутренняя поведенческая система. Мотивация — всегда вести себя не только для удовлетворения нынешних потребностей, но после того, как они удовлетворены, для будущих потребностей. Люди изначально отвергают то, что их контролируют другие, потому что они способны удовлетворить только свои собственные потребности.Потеря контроля над другим дисфункциональна и противоречит выполнению потребностей.Чтобы удовлетворить потребности, люди должны уметь чувствовать, что происходит вокруг них и внутри них, а затем уметь действовать на основании этой информации. Когда мы чувствуем несоответствие между тем, что у нас есть, и тем, что мы хотим, мы ведем себя, воздействуя на мир и на себя как на часть мира. Если мы исследуем это поведение, то может показаться, что оно состоит из четырех различных поведений, но на самом деле это четыре компонента того, что всегда является полным поведением.Эти четыре компонента, которые всегда происходят синхронно, таковы:
1. Делать (например, ходить, говорить)
2. Мышление (например, рассуждение, фантазия)
3. Чувство (например, гнев, депрессия)
4. Физиология (например, потоотделение, головная боль)
Чувствительная составляющая поведения, как правило, наиболее очевидна. Однако, чем больше человек может признать, что чувства являются лишь одним из компонентов общего поведения, тем больше человек будет контролировать свою жизнь.Глэссер (1984) объясняет, что, когда люди изучают Теорию Выбора, они перестают использовать существительные (такие как депрессия), которые описывают только чувственный компонент общего поведения, и начинают использовать глаголы, которые более точно описывают общее поведение. Таким образом, глаголы, такие как депрессия, беспокойство и головная боль, заменяют такие существительные, как депрессия, беспокойство и головная боль.
Ценность в изучении общего поведения заключается в том, что оно позволяет людям выбирать модели поведения для более эффективного удовлетворения своих потребностей.Глассер (1984) иллюстрирует общее поведение, рассказывая, как он может справиться с разочаровывающей ситуацией — неспособностью сдать важный экзамен:
Когда я проходил тест, доминирующая картина в моей голове проходила мимо, но теперь все мои чувства заняты, информируя меня о плохих новостях, которые я провалил. Поскольку я все еще хочу пройти, я начну генерировать некоторые наиболее разумные (по крайней мере для меня) виды поведения, которые, как я считаю, помогут мне восстановить контроль над этой неудовлетворительной ситуацией.В этом случае для меня имеет смысл немедленно пойти домой, сесть на стул, выпить несколько бутылок пива и избежать моих одноклассников, большинство из которых, я полагаю, сдали экзамен. Что мне может показаться разумным, так это осудить себя за то, что я недостаточно усердно учился, хотел бы, чтобы я прошел, задумался над тем, что делать сейчас, и надеюсь, что все это было ошибкой — целый ряд мыслей, которые являются моими самыми лучшими попытками решить с и рационализировать то, что произошло. Я также буду генерировать различные чувства, которые также имеют смысл для меня прямо сейчас.Вероятно, я буду подавлен, раздражен, несколько обижен, подавлен, взволнован, напряжен и напуган — целый ряд эмоций, которые кажутся мне соответствующими этой неудаче. Я также могу «страдать» от головной боли или диареи, которая дополняет то, что я делаю, думаю и чувствую, и включает мое общее поведение в этой ситуации. (стр. 47-48, Теория управления , Уильям Глассер, MD) |
В большинстве ситуаций люди более настроены на свои чувства, чем на свои действия, мысли или физиологию.Маловероятно, чтобы человек упомянул все компоненты, описанные в этом отрывке, если бы его спросили, как он или она себя чувствует после провала экзамена; скорее всего, человек будет говорить о чувственном компоненте — расстроен или подавлен ситуацией. Когда людей просят рассказать о сложной ситуации, они склонны описывать наиболее очевидный или узнаваемый фактор. Глэссер (1984) говорит, что большинство людей гораздо более осведомлены об одном компоненте поведения, чем о других, и, следовательно, склонны рассматривать его как дискретное поведение, а не как часть общего поведения.Признавая, что чувственный компонент является лишь одним из четырех, составляющих общее поведение, люди могут лучше контролировать свою жизнь.
Когда люди начинают мыслить с точки зрения общего поведения, они могут видеть, что они выбирают это поведение и имеют возможность изменить его. Самый прямой способ изменить общее поведение — это изменить компоненты поведения и мышления. У нас почти полный контроль над компонентом поведения и некоторый контроль над компонентом мышления; у нас меньше контроля над чувственной составляющей и очень мало контроля над физиологическими явлениями.Поведение в своей совокупности в конечном итоге дает нам контроль над всеми компонентами. Когда мы изменим то, что делаем, мы заметим, что наши мысли, чувства и физиологические реакции также меняются. Возвращаясь к повествованию Глэссера (1984), мы видим, что он имеет дело с разочарованием неудачного экзамена, изменяя компоненты поведения и мышления и, таким образом, общее поведение:
Я не должен сидеть сгрудившись в своем кресле, удручающе; Я могу, независимо от того, как я себя чувствую, позвонить другу и устроить игру в теннис.Когда мы начинаем играть, я все еще могу жаловаться на то, как плохо я себя чувствую, извините, что вытащил его в такой «плохой» день, и между играми повторять ему снова и снова, как плохо я себя чувствую и тому подобное, образовательно я обречен. Я не могу играть в моих силах, но я все еще могу играть. Однако, играя во время игры, я всегда буду замечать, что я начинаю думать по-другому, чувствую разные чувства и испытываю другую физиологию. Моя головная боль или боль в животе проясняются, мое угнетение, кажется, проходит, и я начинаю больше думать о победе в матче, чем о том, чтобы не пройти тест. У всех нас был подобный опыт, и из них можно извлечь очень важный урок: поскольку мы всегда контролируем выполняющий компонент нашего поведения, если мы заметно изменим этот компонент, мы не сможем избежать изменения мышления, чувство, а также физиологические компоненты. Чем больше мы участвуем в активном поведении, которое заметно отличается от того, что мы делали, когда выбирали страдание, такое как депрессия или головная боль, тем больше мы будем также изменять то, что мы думаем, чувствуем и переживаем из нашего тела.И если то, что мы делаем, дает нам больший контроль, это будет сопровождаться лучшими чувствами, более приятными мыслями и большим физическим комфортом. (стр. 51, Теория управления , Уильям Глассер, доктор медицины) |
Когда я проходил тест, доминирующая картина в моей голове проходила мимо, но теперь все мои чувства заняты, информируя меня о плохих новостях, которые я провалил. Поскольку я все еще хочу пройти, я начну генерировать некоторые наиболее разумные (по крайней мере для меня) виды поведения, которые, как я считаю, помогут мне восстановить контроль над этой неудовлетворительной ситуацией.В этом случае для меня имеет смысл немедленно пойти домой, сесть на стул, выпить несколько бутылок пива и избежать моих одноклассников, большинство из которых, я полагаю, сдали экзамен. Что мне может показаться разумным, так это осудить себя за то, что я недостаточно усердно учился, хотел бы, чтобы я прошел, задумался над тем, что делать сейчас, и надеюсь, что все это было ошибкой — целый ряд мыслей, которые являются моими самыми лучшими попытками решить с и рационализировать то, что произошло. Я также буду генерировать различные чувства, которые также имеют смысл для меня прямо сейчас.Вероятно, я буду подавлен, раздражен, несколько обижен, подавлен, взволнован, напряжен и напуган — целый ряд эмоций, которые кажутся мне соответствующими этой неудаче. Я также могу «страдать» от головной боли или диареи, которая дополняет то, что я делаю, думаю и чувствую, и включает мое общее поведение в этой ситуации. (стр. 47-48, Теория управления , Уильям Глассер, MD) |
В большинстве ситуаций люди более настроены на свои чувства, чем на свои действия, мысли или физиологию.Маловероятно, чтобы человек упомянул все компоненты, описанные в этом отрывке, если бы его спросили, как он или она себя чувствует после провала экзамена; скорее всего, человек будет говорить о чувственном компоненте — расстроен или подавлен ситуацией. Когда людей просят рассказать о сложной ситуации, они склонны описывать наиболее очевидный или узнаваемый фактор. Глэссер (1984) говорит, что большинство людей гораздо более осведомлены об одном компоненте поведения, чем о других, и, следовательно, склонны рассматривать его как дискретное поведение, а не как часть общего поведения.Признавая, что чувственный компонент является лишь одним из четырех, составляющих общее поведение, люди могут лучше контролировать свою жизнь.
Когда люди начинают мыслить с точки зрения общего поведения, они могут видеть, что они выбирают это поведение и имеют возможность изменить его. Самый прямой способ изменить общее поведение — это изменить компоненты поведения и мышления. У нас почти полный контроль над компонентом поведения и некоторый контроль над компонентом мышления; у нас меньше контроля над чувственной составляющей и очень мало контроля над физиологическими явлениями.Поведение в своей совокупности в конечном итоге дает нам контроль над всеми компонентами. Когда мы изменим то, что делаем, мы заметим, что наши мысли, чувства и физиологические реакции также меняются. Возвращаясь к повествованию Глэссера (1984), мы видим, что он имеет дело с разочарованием неудачного экзамена, изменяя компоненты поведения и мышления и, таким образом, общее поведение:
Я не должен сидеть сгрудившись в своем кресле, удручающе; Я могу, независимо от того, как я себя чувствую, позвонить другу и устроить игру в теннис.Когда мы начинаем играть, я все еще могу жаловаться на то, как плохо я себя чувствую, извините, что вытащил его в такой «плохой» день, и между играми повторять ему снова и снова, как плохо я себя чувствую и тому подобное, образовательно я обречен. Я не могу играть в моих силах, но я все еще могу играть. Однако, играя во время игры, я всегда буду замечать, что я начинаю думать по-другому, чувствую разные чувства и испытываю другую физиологию. Моя головная боль или боль в животе проясняются, мое угнетение, кажется, проходит, и я начинаю больше думать о победе в матче, чем о том, чтобы не пройти тест. У всех нас был подобный опыт, и из них можно извлечь очень важный урок: поскольку мы всегда контролируем выполняющий компонент нашего поведения, если мы заметно изменим этот компонент, мы не сможем избежать изменения мышления, чувство, а также физиологические компоненты. Чем больше мы участвуем в активном поведении, которое заметно отличается от того, что мы делали, когда выбирали страдание, такое как депрессия или головная боль, тем больше мы будем также изменять то, что мы думаем, чувствуем и переживаем из нашего тела.И если то, что мы делаем, дает нам больший контроль, это будет сопровождаться лучшими чувствами, более приятными мыслями и большим физическим комфортом. (стр. 51, Теория управления , Уильям Глассер, доктор медицины) |
Суть в том, что, поскольку люди всегда имеют контроль над компонентом поведения в действии, если они изменяют этот компонент, они также не могут избежать изменения мышления, чувств и физиологических компонентов. Выбор действий, который приводит к большему контролю, будет сопровождаться лучшими чувствами, более приятными мыслями и большим физическим комфортом.Чтобы эффективно удовлетворить свои потребности, люди должны понимать, что они всегда контролируют выполняющий компонент и могут сделать что-то более эффективное, чем быть несчастным.
Источник:
Ничто на этой странице не является оригинальным! Я позаимствовал материалы, разработанные другими в сообществе теории выбора. Мое намерение состоит в том, чтобы отдать должное в должное время, поэтому, если вы признаете что-либо из этого как чужую работу, которая еще не приписана, пожалуйста, сообщите мне об этом по электронной почте (веб-мастер в choicetheory.ком) так что я могу дать правильную атрибуцию.
Вернуться на главную страницу choicetheory.com
Теория выбора Карта сайта
Эта страница поддерживается «веб-мастером на choicetheory.com». © 2005, 2006
Развитие личных ресурсов
,
Пять потребностей Глассера
Пояснения> Потребности > Пять потребностей Глассера
Выживание | Любовь и принадлежность | Сила или признание | Свобода | Веселье / обучение | Смотри также
Уильям Глассер в своей «Теории выбора» (переименован из «Теории управления») подробные пять потребностей, которые довольно близки к Маслоу Иерархия, но с некоторыми интересными поворотами.
Выживание
Это похоже на физиологическое и уровень безопасности. Они основные нужды, которые мало интересны, если им не угрожают.
Любовь / принадлежность / связь
Это похоже на принадлежность Маслоу и признает, насколько это важно для нас как племенной вид, который будет принят нашими сверстниками.
Власть / значимость / компетентность
Это в какой-то степени соответствует потребностям Маслоу, хотя силовой элемент фокусируется на нашей способности достичь наших целей (что, возможно, является более низким уровнем контролировать надо).
Свобода / автономия
Свобода — это способность делать то, что мы хотим, иметь свободный выбор. Это связано с процессуальным правосудием, где мы стремимся к честной игре.
Веселье / обучение
«Веселье» — интересная конечная цель. Когда все остальное удовлетворено, мы просто (как пела Синди Лаупер) «хотим повеселиться».
или …
В своей более ранней «Теории реальности» Глассер определил контроль, власть, достижения и близость как ключевые потребности.
См. Также
Glasser, W (1965). Теория реальности. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Glasser, W. (1985). Теория управления: новое объяснение того, как мы контролируем жизни. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Glasser, W. (1998). Теория выбора: новая психология свободы личности, новая Йорк: Харпер Коллинз.
,Этот сайт посвящен Миссия Института Уильяма Глассера — научить мир теории выбора психологии.
Выбор
Теория Уильяма Глассера, М.D. | Нажмите на название книги, чтобы купить прямо с Amazon.com! |
Теория выбора Психология — это новое объяснение человеческого поведения, разработанное доктором Уильямом Глассером, доктор медицинских наук
Десять аксиом теории выбора | |||
| |||
|
Ли В. Ферр, магистр естественных наук, сертифицированный терапевтический терапевт, факультет
, Институт Уильяма Глассера
Вт Хью Ферр, PhD, LPC, LMFT, сертифицированная терапия
Эта страница поддерживается «веб-мастером на choicetheory.ком».
Карта сайта
© 2005 2006Развитие личных ресурсов
,
Новая психология личной свободы Уильям Глассер
Издания теории выбора: новая психология личной свободы Уильяма ГлассераОпубликовано 6 января 1999 г. Харпер Многолетник
Мягкая обложка, 368 страниц
ISBN:
0060930144 (ISBN13: 9780060930141)
Средний рейтинг:
4.02 (1616 оценок)
Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.
Оцените эту книгу
Очистить рейтинг
592 страницы
Средний рейтинг:
4.16 (262 оценок)
Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.
Оцените эту книгу
Очистить рейтинг
Опубликовано 16 ноября 2010 по электронным книгам HarperCollins
Kindle Edition, 364 страницы
Язык издания:
английский
Средний рейтинг:
4.18 (117 оценок)
Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.
Оцените эту книгу
Очистить рейтинг
Опубликовано 1 июня 2014 г. от سایه سخن
5, Мягкая обложка, 608 страниц
Язык издания:
персидский
Средний рейтинг:
4.25 (57 оценок)
Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.
Оцените эту книгу
Очистить рейтинг
Опубликовано 1382 موسسه خدمات فرهنگی رسا
Мягкая обложка, 430 страниц
Средний рейтинг:
4.08 (36 оценок)
Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.
Оцените эту книгу
Очистить рейтинг
Опубликовано 20 января 1998 г. Харпер
Твердый переплет, 352 страницы
ISBN:
0060191090 (ISBN13: 9780060191092)
Язык издания:
английский
Средний рейтинг:
4.06 (34 оценок)
Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.
Оцените эту книгу
Очистить рейтинг
опубликованный موسسه خدمات فرهنگی رسا
426 страниц
Язык издания:
персидский
Средний рейтинг:
3.67 (15 оценок)
Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.
Оцените эту книгу
Очистить рейтинг
Опубликовано 2005 موسسه خدمات فرهنگي رسا
электронная книга, 430 страниц
Средний рейтинг:
4.00 (7 оценок)
Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.
Оцените эту книгу
Очистить рейтинг
Опубликовано 1396 آشیان
هشتم, Мягкая обложка, 432 страницы
Язык издания:
персидский
Средний рейтинг:
3.60 (5 оценок)
Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.
Оцените эту книгу
Очистить рейтинг
Средний рейтинг:
4,50 (4 оценки)
Ошибка рейтинговой книги.Обновите и попробуйте снова.
Оцените эту книгу
Очистить рейтинг
Опубликовано 16 ноября 2010 по электронным книгам HarperCollins
электронная книга, 368 страниц
ISBN:
0062031023 (ISBN13: 9780062031020)
Язык издания:
английский
Средний рейтинг:
3.00 (2 оценки)
Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.
Оцените эту книгу
Очистить рейтинг
Опубликовано 30 мая 1999 г. Хаят Яйынлары
Мягкая обложка, 366 страниц
Язык издания:
турецкий
Средний рейтинг:
5.00 (1 рейтинг)
Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.
Оцените эту книгу
Очистить рейтинг
Опубликовано 28 мая 1999 г. Эдиконес Пайдос Иберика
Мягкая обложка, 412 страниц
ISBN:
8449307236 (ISBN13: 9788449307232)
Средний рейтинг:
5.00 (1 рейтинг)
Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.
Оцените эту книгу
Очистить рейтинг
Опубликовано октябрь 2016 Ediciones Paidós Ibérica S.A.
Segunda reimpresón, Мягкая обложка, 412 страниц
Язык издания:
испанский
Средний рейтинг:
2.50 (2 оценки)
Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.
Оцените эту книгу
Очистить рейтинг
Опубликовано 18 февраля 2014 г. от HarperAudio
Аудиокнига
ISBN:
0062080997 (ISBN13: 9780062080998)
Средний рейтинг:
3.50 (2 оценки)
Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.
Оцените эту книгу
Очистить рейтинг
Опубликовано 1 июня 2000 г. Издательская компания ДИАНА
Твердый переплет, 340 страниц
ISBN:
0788193163 (ISBN13: 9780788193163)
Язык издания:
английский
Средний рейтинг:
3.00 (2 оценки)
Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.
Оцените эту книгу
Очистить рейтинг
Опубликовано 18 февраля 2014 г. от HarperCollins
Аудио CD
ISBN:
1482991616 (ISBN13: 9781482991611)
Средний рейтинг:
5.00 (1 рейтинг)
Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.
Оцените эту книгу
Очистить рейтинг
Опубликовано 16 ноября 2010 по электронным книгам HarperCollins
Kindle Edition, 370 страниц
Язык издания:
английский
Средний рейтинг:
5.00 (1 рейтинг)
Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.
Оцените эту книгу
Очистить рейтинг
Опубликовано 18 февраля 2014 г. от HarperCollins
Аудио CD
ISBN:
1482991608 (ISBN13: 9781482991604)
Средний рейтинг:
0.0 (0 оценок)
Ошибка рейтинговой книги. Обновите и попробуйте снова.
Оцените эту книгу
Очистить рейтинг
С возвращением. Подождите, пока мы войдем в вашу учетную запись Goodreads.
,