Справедливость всегда приправлена щепоткой мести эссе – Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»?

Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»?

(375 слов) Высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести» может легко стать темой долгих споров: как может такое низкое чувство или действие, как месть, соотноситься с «высокой», богоугодной справедливостью? Ведь эти понятия почти что противоположны по отношению друг к другу. Но я с этим высказыванием полностью согласна. Ведь справедливость – это когда каждый человек получает по заслугам. А что же должен получить злодей? Получается, что справедливо будет отнестись к нему жестоко, как и он к своим жертвам. А это уже месть, месть общества тому, кто нарушил его правила. Чтобы убедиться во взаимосвязи этих понятий, рассмотрим примеры.

Взять, к примеру, хотя бы историю жизни Эдмона Дантеса из романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Невиновный, разлучённый со своей возлюбленной, он был осуждён алчными завистниками и трусами, и, прожив в заточении около девяти лет, от безысходности решился на самоубийство. Находясь на грани смерти, он встретил аббата Фариа, который делал подкоп к камере нашего героя. Аббат помогает Эдмону разобраться в том, что же случилось с его судьбой, и кто виновен в произошедшем. Это придаёт герою сил и желания жить дальше, как минимум, ради мести тем, кто позволил себе, руководствуясь своими желаниями и завистью, распоряжаться чужой жизнью. Месть заставляет жить нашего героя, она становится его спасением. И, конечно, благодаря холодной мести, он, как орудие Провидения, наконец-то помогает правосудию свершиться. Справедливость торжествует: истинно виновные наказаны.

Примером «справедливой мести» является история Гамлета из трагедии Уильяма Шекспира «Трагическая история о Гамлете, принце датском». Герой не может жить, зная, что по Земле ходит убийца его отца. Имея философский склад ума, Гамлет понимает, что зло в мире торжествует, так что «местью больше, местью меньше», а количество зла от этого не поменяется. Как бы оправдывая этим своё желание убить злодея, он решается на преступление. В нём Гамлет находит справедливость, и читатель, погружённый в мысли главного героя, также оправдывает его. Рукой принца датского правосудие покарало убийцу, но справедливость наказания была приправлена большой горстью мести сына за смерть отца.

Месть действительно является высшей формой справедливости, ведь даже арест преступника – это месть общества за нарушение закона. Именно поэтому мы можем соотнести и выявить прочную связь между понятиями «справедливость» и «месть». Ведь действительно, чтобы добиться правосудия, приходится обращаться к совсем не хорошим методам его достижения. Но я считаю, что часто цель всё-таки оправдывает средства, и «справедливость всегда приправлена щепоткой мести».

Автор: Анастасия Васильева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Справедливость всегда приправлена щепоткой мести

(502 слова) Как известно, существует ряд определённых качеств, обусловленных природными инстинктами. Одно из таких качеств — стремление к справедливости. Его люди всегда оценивают положительно, но зачастую подобное рвение объясняется личными мотивами личности: завистью, алчностью или тонким расчетом. Поэтому высказывание Ж. Вольфрома «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести» очень актуально, ведь оно отражает истинные намерения многих «борцов за правду». Пытаясь навести порядок, мы изощряемся в поиске подходящего наказания для нарушителя, и порой это наказание для нас важнее самого преступления. В этом и заключается смысл высказывания. Чтобы раскрыть его наиболее полно, приведу примеры.

Тема справедливости и мести широко раскрыта в произведениях русской классической литературы. Одним из ярчайших примеров можно найти в произведении Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Главная героиня Катерина Львовна начинает свой  опасный путь убийцы с измены мужу с приказчиком Сергеем. Когда об этом узнает ее свекор, он грозится все рассказать Зиновию Борисовичу. Исходя из личных побуждений, а именно, страха перед мужем и нежелания прекращать интрижку с приказчиком, Катерина Львовна решает проблему просто – она отравляет собственного свекра. В ее понимании, она поступает справедливо, ведь старик издевался над ней, оскорблял и обвинял в бесплодии. Отчасти ее даже можно понять, ведь оба мужчины старательно доводили ее до срыва. По тем же соображением она продолжает цепочку убийств, избавляясь от своего старого мужа, а затем и от его малолетнего племянника. Супруга она винит в том, что он жизни ей не давал (и это правда), а племянник провинился в том, что претендовал на наследство, которое она добыла с таким трудом. Уже будучи на каторге, героиня и там отстаивает справедливость: топит любовницу Сергея и наказывает его за предательство. И он, несомненно, заслуживает наказания. Но читатель понимает, что эти поступки – месть оскорбленной и обманутой женщины, прикрывшаяся справедливым гневом. Таким образом, Катерина Львовна приправила свою борьбу за справедливость не щепоткой, а целой горстью мести, которая поглотила все остальное в жизни героини.

Другой пример описан в произведении Н. Гоголя «Тарас Бульба». Отец убивает свою собственную плоть, продолжателя рода, своего сына, и это кажется совершенно бесчеловечным и несправедливым поступком. Однако действиями Тараса Бульбы руководит чувство любви к своей Родине и долга перед ней. Андрий совершает предательство, и его отец совершает правосудие над изменником. По законам военного времени, это вполне допустимый шаг. Тарас наказал сына справедливо, и молодой человек даже не противился, приняв приговор. Но и этот подвиг во имя родины приправлен местью. Так, герой отомстил отпрыску за обманутые ожидания и за саму измену, которая опозорила весь род. Сам Бульба-старший делал все возможное, чтобы прославить семью, а сын поступил бесчестно, подставил под удар и отца, и брата. Значит, и правосудие Тараса подпитано личными мотивами, а именно – местью.

Высказывание Ж. Вольфрома указывает на то, что люди нередко прячут за патетическими речами о справедливости жажду мести. Раскрывая преступление, они думают лишь о наказании, старательно взвешивая те тяготы и лишения, которые заслужил преступник. Поэтому нередко мы наблюдаем несоразмерность деяния и того, чем человек поплатился за него. Месть затмевает разум, и Фемида жестоко карает своих жертв, забыв о гуманности. Поэтому каждый раз, когда мы думаем, что имеем право ограничить чужие права, нам нужно выжечь в душе даже самые маленькие ростки возмездия.

Автор: Мишель Джейсон

litrekon.ru

Готовимся к итоговому сочинению. Направление «Месть и великодушие»

Направление «Месть и великодушие»

МЕСТЬ, мести, мн. нет. жен. Намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Жажда мести. Кровная месть..|| Желание отомстить. «И пишет боярин всю ночь напролет, перо его местию дышит.» А.К.Толстой. Оклеветать из мести.

Синонимы:мщение, ответка, отдача, отместка, отмщение, отплата, расплата

ВЕЛИКОДУШИЕ мн. нет, ср. Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами.

Великодушие — -я; ср. Наличие высоких душевных качеств; щедрость души, благородство, снисходительность. Проявить в. В порыве великодушия.

Синонимы:бескорыстность, благородность, благородство,  великосердие, величие души, возвышенность,  нравственное величие,  щедрость

Тезисы по направлению «Месть и великодушие»

Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.

Месть и прощение как тяжелый нравственный  выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.

Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.

Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.

Месть как чувство и действие.

Кровная месть как социально-историческое явление

Месть – это сила, которая руководит действиями человека обиженного, претерпевшего жестокость и несправедливость в свой адрес. В большинстве случаев поводом для мести служат трагические события в жизни. Проявления несправедливости могут быть самыми разными и ограничиваются лишь уровнем человеческого сознания. Желание отомстить во что бы то ни стало подчас закрадывается в сердце человека, не знакомого ранее с душевной злобой. Жизнь сама по себе сложна, и каждый борется за нее изо всех сил, нанося в этой борьбе ближнему порой самые жестокие обиды. И немногие находят в себе силы великодушно простить, желание ответить злом на зло оказывается сильнее. И возникает вопрос: почему человек, посвящает свою жизнь тому, чтобы «наказать» другого. Наверное, большинство просто находит в своей мести успокоение, которое иногда так тяжело обрести. Возмездие доставляет наслаждение именно за счет утоления своего гнева, душевной боли. Переступить через свою боль, прервать цепь зла и не наносить обид в ответ может только поистине великодушный человек. Что такое великодушие? Если прочитать определение этого слова в любом словаре, мы увидим, что это качество трактуется как положительное, присущее сильным и мудрым людям.

Великодушие — это способность думать не только о себе и ставить чужие интересы выше своих. Это качество характера, которое выражается в уступчивости, снисходительности и внимательном отношении к людям. Издавна все ценили и уважали великодушных людей как тех, у кого есть большое любящее сердце. Даже само это слово сложное, оно состоит из двух частей: «великая душа». Какого человека можно назвать великодушным? Великая душа у того, кого трогают проблемы других людей, кто сочувствует горю ближнего, кто способен быть благородным по отношению к своему обидчику. Великодушный человек не злопамятен, он умеет прощать и принимать несовершенство людей, умеет жертвовать своими интересами. Ребенок, который чувствует любовь родителей, видит их великодушные поступки, может стать таким в будущем. Быть великодушным очень сложно, и человек, который научится думать не только о себе, но и о других, получит любовь и уважение всех вокруг. Понятия «мести» и «великодушия» диаметрально противоположны, но зачастую в литературных произведениях они проявляются в поступках одного и того же героя.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» Пушкин поднимает проблему мести и великодушия на примере поступков главного героя. Евгений Онегин решил отомстить своему приятелю Ленскому, уговорившему его приехать на бал в честь рождения Татьяны. Онегин не любил сборищ своих деревенских соседей и уступил уговорам приятеля только потому, что Ленский уверял: будут только свои. Отомстить товарищу Онегин решил через легкомысленную Ольгу. Влюблённый Ленский был взбешён, когда увидел свою невесту, танцующую с Онегиным. Он вызвал недавнего друга на дуэль. Тут Онегин мог бы проявить великодушие: поговорить с Ленским, объяснить причину своего поведения, но страх оказаться предметом насмешек не позволил ему этого сделать. Онегин принял вызов и убил друга.

А.С.Пушкин «Дубровский» В произведении «Дубровский» А.С.Пушкин задумывается над проблемой мести и великодушия на примере двух семейств: Троекуровых и Дубровских. Конфликт между отцами начался из-за глупой шутки одного из псарей Троекурова и закончился тем, что в отместку за гордость у Дубровского было отнято имение. Сын Дубровского решил мстить богатому соседу после смерти отца. Лишившись родного дома, Владимир вместе со своими людьми становится разбойником и грабителем. Только любовь к Маше Троекуровой заставило его отказаться от мести. Он великодушно исчезает из родных мест, оставив всё как есть.

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова» В «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов рассказал о жестоких нравах времён Ивана Грозного, когда власть опричников царя была безграничной, поэтому бесчинство слуг царя было обычным явлением. Купец Калашников в произведении Лермонтова решился отомстить Кирибеевичу за нанесённое его жене оскорбление. Эта месть оправдана, так как тесно связана с проявлением великодушия, в основе которого лежит стремление защитить свою семью от позора и поругания. Только царь такого же великодушия не проявляет, и казнь Калашникова становится местью за победу купца в честном бою с опричником Кирибеевичем. Народ же считает Калашникова своим героем.

Н.В.Гоголь «Страшная месть» В рассказе Гоголя речь идёт о природе человеческой мести – сюжет всего произведения связан с этим явлением. Колдун – последний потомок Петра, убившего брата и племянника, родился ужасно некрасивым, ему всегда казалось, что над ним смеются, в отместку он убивал людей, и на его совести множество злодеяний. Пётр, убил двух людей, а его потомок — бессчетное количество. Зло растёт и множится. Сам Петр страдает под землёй, растёт вместе со злом, которое творит его потомок, и испытывает жуткие страдания. Иван, так страшно отомстивший брату, тоже мучается, так как вынужден наблюдать последствия своей кары. А ведь всё началось с зависти брата к брату: если бы Петро не убил Ивана, ничего бы не произошло. Все бы жили и наслаждались бы жизнью, колдун родился бы нормальным человеком и не вызывал бы мертвецов из их могил, причиняя им жуткие страдания. Но не было в душах братьев великодушия, которое только одно и способно прощать ближним и радоваться их счастью и успеху.

В.А.Закруткин «Матерь человеческая» Гимном великодушию русской женщины можно назвать повесть В.А.Закруткина «Матерь человеческая». В этом произведении повествуется о женщине, у которой война отняла самое дорогое – любимых людей: мужа и сына. Зверства фашистов настолько бесчеловечны, что Мария, увидев немца, схватила вилы и готова была убить врага, чтобы отмстить за всё зло, которое ей причинили фашисты. Но слово «Мама» остановило её. Великодушие этой женщины настолько безгранично, что она находит в себе силы и к этому вояке отнестись по-матерински.

А. И. Куприн. «Поединок». Главному герою повести А. И. Куприна «Поединок» мечтательному и благородному Ромашову трудно ужиться в обществе пустых и равнодушных людей. Его тяготит служба в полку, он устал от отношений с авантюристкой Раисой. При очередной встрече Георгий ей сообщает, что хочет расстаться, но получает в ответ угрозы. Раиса решает скомпрометировать подпоручика перед лицом поручика Николаева, обвинив его в связи с Александрой Петровной, женой Владимира Ефимыча. Клевета приводит к дуэли соперников, в которой Ромашов погибает. Месть повлекла за собой трагическую развязку: убит невиновный человек, и вернуть его невозможно.

Л. Н. Толстой «Война и мир» В романе-эпопее Толстого главному герою, Андрею Болконскому, только пройдя сложный духовный путь, суждено было избавиться от эгоизма, который уничтожал великодушие в его сердце и порождал злость. Чувствуя себя униженным и оскорблённым после проступка Наташи Ростовой, Андрей отправляется на войну: единственное его желание – найти Анатоля Курагина и убить его. В борьбе чувств победу одерживает патриотизм: князь Андрей отказывается от службы в штабе Кутузова и становится командиром полка. Он сумел стать справедливым наставником и даже другом для своих подчинённых, а во время сражения никогда не прятался за их спинами. Кульминацией переживаний Андрея Болконского является Бородинское сражение, во время которого он, несмотря на опасность, находится на линии огня, чтобы поддержать своих солдат, и в результате этого получает тяжелое ранение. Уже во время операции он вспоминает Наташу и осознаёт, что любит её сильнее прежнего, и не только её, а весь мир. Заметив на соседнем столе Курагина, Андрей не находит в своём сердце былой ненависти и жажды мести. Он испытал «восторженную жалость и любовь» к своему поверженному врагу. Размышляя о Курагине, князь Андрей пришел к выводу, что самое главное в жизни — то, чему раньше учила его княжна Марья и чего он не понимал: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — … та любовь, которую проповедовал Бог на земле…». В этот момент происходит его окончательное нравственное прозрение.

Цитаты и афоризмы про великодушие и месть:

Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке. Джордж Бернард Шоу

Этот человек гнетёт меня своим великодушием. А.П. Чехов

Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. Махатма Ганди

Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. А. Дюма

Человек, терзаемый своими демонами, совершенно бессознательно мстит ближнему. Франц Кафка

Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение. Александр Иванович Герцен

Прощение — это дорога с двусторонним движением. Прощая кого-нибудь, мы прощаем в этот миг и самих себя. Пауло Коэльо

Месть — это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества — присущи только людям с великой душой, помните это! Луи Жаколио

Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья. Ницше Фридрих

Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить. Ф. Достоевский

Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести. Сенека

Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. Аристотель

«Месть — это блюдо, которое нужно есть холодным» Английская пословица.

«Месть — это слабых душ наследство. В груди достойного ему не место» (Карл Кёрнер). «Сладчайшая месть — это прощение» (Исраэл Фридман).

«Справедливость всегда приправлена щепоткой мести» (Жорж Вольфром).

«Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести» (Сенека). «Месть сладка, но не слишком питательна» (Мейсон Кули).

«Благородно мстить лишь равному себе и в равном положении» (Фукидид).

Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-mest-i-velikodushie/tsitatyi-i-aforizmyi-po-napravleniyu-mest-i-velikodushie.html

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Как вы понимаете высказывание ж. вольфрома: «справедливость всегда приправлена щепоткой мести»?

Справедливость всегда приправлена щепоткой мести | Литрекон

(502 слова) Как известно, существует ряд определённых качеств, обусловленных природными инстинктами. Одно из таких качеств — стремление к справедливости. Его люди всегда оценивают положительно, но зачастую подобное рвение объясняется личными мотивами личности: завистью, алчностью или тонким расчетом. Поэтому высказывание Ж.

Вольфрома «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести» очень актуально, ведь оно отражает истинные намерения многих «борцов за правду». Пытаясь навести порядок, мы изощряемся в поиске подходящего наказания для нарушителя, и порой это наказание для нас важнее самого преступления. В этом и заключается смысл высказывания.

Чтобы раскрыть его наиболее полно, приведу примеры.

Тема справедливости и мести широко раскрыта в произведениях русской классической литературы. Одним из ярчайших примеров можно найти в произведении Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Главная героиня Катерина Львовна начинает свой  опасный путь убийцы с измены мужу с приказчиком Сергеем.

Когда об этом узнает ее свекор, он грозится все рассказать Зиновию Борисовичу. Исходя из личных побуждений, а именно, страха перед мужем и нежелания прекращать интрижку с приказчиком, Катерина Львовна решает проблему просто – она отравляет собственного свекра. В ее понимании, она поступает справедливо, ведь старик издевался над ней, оскорблял и обвинял в бесплодии.

Обратите внимание

Отчасти ее даже можно понять, ведь оба мужчины старательно доводили ее до срыва. По тем же соображением она продолжает цепочку убийств, избавляясь от своего старого мужа, а затем и от его малолетнего племянника.

Супруга она винит в том, что он жизни ей не давал (и это правда), а племянник провинился в том, что претендовал на наследство, которое она добыла с таким трудом. Уже будучи на каторге, героиня и там отстаивает справедливость: топит любовницу Сергея и наказывает его за предательство. И он, несомненно, заслуживает наказания.

Но читатель понимает, что эти поступки – месть оскорбленной и обманутой женщины, прикрывшаяся справедливым гневом. Таким образом, Катерина Львовна приправила свою борьбу за справедливость не щепоткой, а целой горстью мести, которая поглотила все остальное в жизни героини.

Другой пример описан в произведении Н. Гоголя «Тарас Бульба». Отец убивает свою собственную плоть, продолжателя рода, своего сына, и это кажется совершенно бесчеловечным и несправедливым поступком.

Однако действиями Тараса Бульбы руководит чувство любви к своей Родине и долга перед ней. Андрий совершает предательство, и его отец совершает правосудие над изменником. По законам военного времени, это вполне допустимый шаг.

Тарас наказал сына справедливо, и молодой человек даже не противился, приняв приговор. Но и этот подвиг во имя родины приправлен местью. Так, герой отомстил отпрыску за обманутые ожидания и за саму измену, которая опозорила весь род.

Сам Бульба-старший делал все возможное, чтобы прославить семью, а сын поступил бесчестно, подставил под удар и отца, и брата. Значит, и правосудие Тараса подпитано личными мотивами, а именно – местью.

Высказывание Ж. Вольфрома указывает на то, что люди нередко прячут за патетическими речами о справедливости жажду мести. Раскрывая преступление, они думают лишь о наказании, старательно взвешивая те тяготы и лишения, которые заслужил преступник.

Важно

Поэтому нередко мы наблюдаем несоразмерность деяния и того, чем человек поплатился за него. Месть затмевает разум, и Фемида жестоко карает своих жертв, забыв о гуманности.

Поэтому каждый раз, когда мы думаем, что имеем право ограничить чужие права, нам нужно выжечь в душе даже самые маленькие ростки возмездия.

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/itogovye/kak-vy-ponimaete-vyskazyvanie-zh-volfroma-spravedlivost-vsegda-pripravlena-shhepotkoj-mesti/

Справедливость – психология

Как вы считаете, уважаемые читатели, нужна ли нам с вами социальная справедливость? Знаете, а ведь не каждый человек может дать утвердительный ответ на этот вопрос.

При этом надо заметить, что о справедливости, в том или ином контексте, время от времени говорят многие люди, особенно в тех случаях, когда ее отсутствие негативно сказывается именно на их жизни. Очень жаль, что о социальной справедливости люди вспоминают в основном тогда, когда именно с ними поступают несправедливо.

И то, это по их собственному мнению, с ними в тех или иных ситуациях поступают несправедливо, хотя в действительности это может быть не так. А вот когда с кем-то другим поступают несправедливо, многие из нас предпочитают не вспоминать о справедливости вообще, заботясь исключительно о своих собственных интересах. Это плохо, плохо для нас всех.

Ведь справедливость – это именно то, за что мы все и всегда должны бороться всеми доступными нам методами, ибо только в справедливом обществе возможна такая жизнь, при которой большинству людей будет житься очень хорошо.

За примерами далеко ходить не надо, достаточно посмотреть на то, как живут люди в демократических государствах и в государствах, где никакой социальной справедливости нет, где господствует право сильного. Разница в уровне жизни и в ее качестве, будет огромной.

Все нормальные люди хотят жить в более справедливом обществе, потому что жизнь в таком обществе безопаснее, сытнее, спокойнее, интереснее, проще. Социальная справедливость – это без всякого преувеличения, основа стабильности и процветания государства, а также очень прочная основа власти. К этому выводу приходили практически все известные философы.

И сами мы, будучи здравомыслящими людьми, прекрасно это понимаем. Однако до абсолютной справедливости нам еще далеко. Мы пока еще слишком дикие, чтобы не пользоваться своими различными преимуществами и своей силой, когда мы можем это сделать, ради исключительно своих собственных интересов. Наше отношение друг к другу, пока еще оставляет желать лучшего.

Совет

Однако прогресс есть, общество меняется, не везде и не так быстро, как хотелось бы, но меняется, и главное, что меняется оно в лучшую сторону, в сторону большей справедливости и человечности.

Общественные отношения принято делить на экономические, социальные, политические и духовные. Экономические отношения – это такие отношения, которые выстраиваются между людьми и группами людей по вопросу производства, способов распределения и потребления материальных благ.

Мы ведь все нуждаемся в материальных благах, следовательно, они так должны распределяться между всеми нами, чтобы каждый из нас мог получить то, в чем он нуждается. Политические отношения решают вопросы власти, к которой в идеале должен иметь возможность прийти любой человек, если его личные способности позволят ему это сделать.

Духовные отношения должны помогать людям, удовлетворять свои духовные потребности, которые имеются у любого психически здорового человека. На базе этих отношений – экономических, политических и духовных, формируются социальные отношения. И в этих отношениях должна присутствовать мера социальной справедливости, отвечающая интересам подавляющего большинства людей.

Все должны быть равными перед законом, у всех должны быть равные возможности для реализации своего потенциала. Каждый человек должен иметь доступ к необходимым ему для жизни ресурсам, то есть, каждый человек должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь, а уж воспользуется он ей или нет – это его дело.

Все люди должны иметь возможность получать хорошее, я не говорю очень качественное, но как минимум хорошее образование, которое готовит человека к жизни, а не к рабскому труду, а также позволяет ему удовлетворить свои духовные потребности – это потребность в познании окружающего мира, потребность в самосовершенствовании и самореализации, потребность в познании смысла своей жизни. К тому же хорошее образование дает возможность человеку прийти к власти, которая нуждается в мудрых людях. Медицинские услуги также должны быть доступны всем, чтобы все были здоровы и могли жить. В общем, вы сами прекрасно знаете, что такое социальная справедливость и в чем она выражается – вам не нужно иметь определение этому понятию, вы должны уметь чувствовать справедливость. Психологи обнаружили, что человек появляется на свет с врожденным чувством справедливости, поэтому справедливость надо чувствовать, а не понимать.

Понимать надо другое – понимать надо то, как мы можем сделать наше общество более справедливым, как можем внедрить в его сознание новые концепции справедливости. Другими словами, врожденная потребность в справедливости у нас есть, необходимо только найти возможность ее удовлетворить.

Мы должны убедить себя и других в том, что социальная справедливость – это одна из базовых ценностей нашего общества. Каждому должно воздаваться по его заслугам – в этом смысл социальной справедливости.

Обратите внимание

Некоторые люди, с которыми я общался на эту тему, почему-то всегда вспоминают социализм, когда речь заходит о социальной справедливости, о том, что все люди должны быть равными или, если говорить точнее, то одинаково бесправными. Друзья, коммунисты ни о какой социальной справедливости не помышляли, она им вообще не была нужна.

И сам по себе социализм, ни к какой социальной справедливости не приводит, поскольку ограничивает людей в их возможностях. Капитализм и демократия гораздо справедливее, чем социализм, от того и люди в капиталистическом обществе живут намного лучше и счастливее, хотя капитализм и демократия далеко не самые справедливые системы.

Но, как в таких случаях говорят – ничего лучшего пока не придумано. Пока не придумано. Так что не надо путать всеобщую уравниловку с равными возможностями, позволяющими людям реализовать свой потенциал, так как это абсолютно разные вещи.

Справедливое общество стимулирует людей к развитию и созиданию, а не призывает их сделать всех одинаково серыми и безликими. Мы с вами должны это понимать, чтобы те немногие, кому хорошо живется в несправедливом мире, не убедили нас в том, что никакая социальная справедливость нам не нужна.

Не смотря на нашу потребность в социальной справедливости, пока я вынужден констатировать тот факт, что миром правит сила, а не основанная на здравом смысле справедливость. У всех у нас есть права и обязанности, но у кого-то этих прав больше, а у кого-то меньше, у кого-то обязанностей выше крыши, а у кого-то их мало или вовсе нет.

Некоторые люди вынуждены работать очень много, чтобы просто выжить, а другие палец о палец не ударяют, но имеют все, о чем только можно мечтать. Мало того, некоторые члены нашего общества сознательно вредят этому обществу, и при этом пользуются всеми его привилегиями, они фактически сидят на шее у общества и при этом целенаправленно вредят ему.

Такое положение дел серьезно подрывает нравственное здоровье общества, делая его более озлобленным и циничным. Ведь мы видим, что сытой жизнью живут не те люди, которые много и честно работают, а те, кто с помощью силы и хитрости присваивает себе результаты чужого труда.

Следовательно, именно с помощью силы и хитрости мы и должны делать свою жизнь более справедливой, борясь за более качественную, более свободную, более честную, более интересную и перспективную жизнь. Пока что друзья, жизнь может быть справедливой лишь в том случае, если люди будут бороться за социальную справедливость, а не просто призывать к ней.

Важно

Добро должно быть с кулаками, и всякие великие идеи, адекватные человеческой природе, непременно должны отстаиваться не только сильным словом, но и если понадобиться, то и мечом. Ведь если мы посмотрим с вами на нашу историю – на историю всего человечества, то мы увидим, что человеческое общество эволюционировало через силу, а не за счет здравого смысла.

Люди в основном с помощью силы обретали свободы и права. И хотя мы живем с вами в более или менее цивилизованном мире, боюсь, по-хорошему наше общество меняться не захочет, даже если у него возникнет нужда в этом. Поэтому какой-никакой пинок под зад ему нужно будет дать.

Впрочем, я даже близко не хочу говорить о всяких там революциях, государственных переворотах и тому подобных вещах, предшествующих серьезным изменениям в обществе, ибо все это изжитки прошлого, совершенно не подходящие для нас – современных людей.

Сегодня у нас есть другие возможности добиться изменений в своем обществе, сегодня мы живем в таком мире, в котором информация со скоростью света может быть передана из одного конца света в другой.

Сегодня нам надо усиленно рекламировать социальную справедливость – как самый востребованный прогрессивным человечеством товар. Не нужно проливать кровь за справедливость, нужно не допустить ее пролития за несправедливость.

Понимаете, смысл этой стратегии? Не нужно защищать плохое, тогда хорошее, то есть, справедливость – автоматически восторжествует! И никакие эгоистичные мерзавцы не смогут помешать этому процессу. Ведь сами эти мерзавцы на рожон не полезут, они привыкли отстаивать свои интересы чужими руками.

Вот, эти чужие руки необходимо взять под контроль с помощью убеждений, предложив людям здоровую идею социальной справедливости. Только она должна быть действительно здоровой, а не утопичной, как у коммунистов, тогда люди ее поддержат и воплотят в жизнь.

Знаете, уважаемый мною французский писатель Жозеф Жубер сказал: «Справедливость есть право слабого». Но я не считаю его слова истиной, хотя знаю, что многие люди придерживаются именно такой точки зрения, считая всякую справедливость – уделом слабых.

Совет

Мне больше нравится, как сказал о справедливости итальянский философ Джузеппе Феррари: «Велико лишь то, что долговечно; долговечно лишь то, что справедливо». Я считаю, что слова Джузеппе Феррари, гораздо ближе к истине. Можно также вспомнить слова Аристотеля, который сказал: «Государственным благом является справедливость».

Более справедливое государство, вне всяких сомнений будет пользоваться огромной популярностью у народа, ибо жизнь в таком государстве будет намного лучше, чем жить в несправедливом государстве, в котором хорошо себя будут чувствовать лишь те, кто находится на самом верху. Человек на собственной шкуре может ощутить разницу, между жизнью в справедливом обществе и в обществе несправедливом.

Все познается в сравнении, так что сравнивайте. А когда сравните и поймете, какая жизнь лучше – подумайте о том, что именно вы можете сделать для того, чтобы сделать наше общество более справедливым. Вероятно, вам следует начать с себя, с того, чтобы быть справедливым даже тогда, когда лично вам это не выгодно.

И еще вам нужно уметь грамотно противостоять несправедливости, чтобы не только не стать ее жертвой, но и не принять ее, как норму жизни. А если сами вы не умеете противостоять несправедливости, которая царит вокруг вас, то это означает, что вам не хватает хитрости, а также гибкости и глобальности мышления. Но ничего страшного, этому можно научиться.

Я этому много раз учил и учу людей, в рамках своих услуг. Когда человек к тебе обращается за помощью, ссылаясь на несправедливость этого мира – его нужно учить быть хитрым и гибким, чтобы уметь использовать несправедливость против нее самой. Так что если вы не в силах совладать с несправедливостью нашего мира – обращайтесь ко мне за консультацией.

Я научу вас грамотно обращаться с этим неприятным для нас всех явлением, и одновременно научу вас прививать другим людям чувство справедливости. Люди должны чувствовать острую необходимость в справедливом мире, иначе они не станут прилагать усилия для того, чтобы такой мир построить, и так и будут продолжать цинично эксплуатировать друг друга, подчиняясь грубой, вероломной силе.

Я всегда считал и считаю, что в справедливости силы больше, чем в несправедливости, потому что справедливая сила – это контролируемая сила, это сила, которая направлена на развитие и созидание, а не на разрушение и деградацию.

Вы только подумайте, что это значит – жить в мире, в котором прав тот, кто сильнее.

Обратите внимание

Ведь это же животный образ жизни – это, или рабское существование большинства людей, которые не способны и не хотят противостоять эксплуатирующей их силе, или взаимоуничтожение людьми, не желающими починяться этой силе, друг друга.

И в том и в другом случае, речь идет о диких людях, подчиняющихся своим инстинктам, а не своему разуму. Если бы люди не научились договариваться друг с другом, они бы давно вымерли, как вид. Поэтому очевидно, что сила должна быть управляемой – управляемой разумом, а не инстинктами.

Люди должны быть сильными, но они должны хотеть применять свою силу не только в своих личных интересах, но и в интересах того общества, в котором они живут, потому что это общество также отвечает их интересам.

Источник: https://obu4ayka.ru/stati/__trashed-1183.html

Справедливость всегда приправлена щепоткой мести

Жорж Вольфрам.

Шесть утра. Крыша. Трейси не спал всю ночь. Просто не мог уснуть. Казалось бы, все уже сделано и ничего не исправить. Папу не вернуть, убийца получил самый минимальный срок, мама уже совсем расклеилась, а сам Трейси топил себя в этом темном омуте мыслей.

Он пытался заглушить боль. Курил много сигарет, слушал музыку, пытался занять себя каким-нибудь делом. Но такие мысли просто так не заглушаются. В этот день были похороны отца, Трейси очень переживал.

Папа всегда учил сына идти вперед, не смотря на трудности, которые предоставляет нам жизнь. Так было из-за проблем с учебой, после расставания с Лорой. И Трейси шёл вперед. Шёл, слушая лишь отца. А теперь человек, советы которого сопутствовали ему всю жизнь, мёртв.

Сын хотел проводить отца в последний путь и оставить с собой силу воли, честность и советы папы.

Трейси и мама приехали на кладбище, все готовилось к похоронам Тома. Когда сын увидел своего отца, он впал в ужас. Бледное бездыханное тело. Это не было на него похоже, это была лишь оболочка, которую он недавно покинул. По щеке Трейси потекла слеза.

Пришло огромное количество человек. Все знали Тома Томпсона честным, отзывчивым и сильным мужчиной и все считали своим долгом проводить его в мир иной. Приехали Бен и Ребекка, в толпе Трейси заметил семью Роузи, и даже Лору с её Мамой. Все выглядели, как подобает: в чёрных платьях и плащах. Лил жуткий дождь, казалось, погода плачет по этому дню.

Настал черед выноса гроба с отцом на могилу. Его несли Трейси, Бен и четверо мужчин с работы папы, им доверили это. Для Трейси это была морально тяжелая ноша. Нести гроб со своим отцом, по-моему, это одно из самых ужасных, что могло с ним случиться. Когда гроб опускали в землю, Трейси промолвил: “Прощай, Папа, я тебя люблю. И… и я тебя не подведу.

” После этих слов Трейси упал на колени и заплакал. Громко, истерично. Бен и мама мгновенно подняли его, но Трейси вырывался, с криком: ”я не верю в это!”. Но правда была у него на глазах, могилу начали закапывать. Мама уже, кажется, не могла плакать, выплакала все слёзы. Она просто смотрела на всё это с яростным лицом. Она была очень сильной женщиной.

Несомненно, семье Томпсонов сейчас больше всего требовалась поддержка. И она выражалась в семье Уилсонов. Не было ни дня, чтобы они не пришли к ним, не поговорили на бытовые темы, не принесли разных подарков. Если бы не они, было бы всё куда хуже.

-Знаешь что, брат, я безумно тебя люблю. Без тебя, я бы сейчас, наверное, точно сошёл с ума. Но ты здесь, рядом, и, чёрт, я чувствую себя куда лучше. Завтра мы пойдём, найдем Чарли и надерём этому ублюдку зад.

-Лил, мы обязательно это сделаем. Ты же знаешь, я бы не бросил тебя в такой ситуации, это моя обязанность, можно сказать. Я тоже тебя люблю, ты и мама, те люди, ради которых я живу.

Сказать, что после этих слов Трейси вдохнул новую жизнь, значит не сказать ничего. Он чувствовал себя прекрасно, словно тяжелая смерть папы дала новый отчет жизни сына, более самостоятельной, серьезной и решительной.

Важно

Томпсон младший понимал, что просиживая всю жизнь на заднице в тяжелых мыслях, многого не добьешься. Именно поэтому настала пора встать и двигаться дальше.

Даже мама, кажется, начала отходить и уже активно общалась с Ребеккой, Трейси было спокойнее от этой мысли.

Вдохнув новый день, позавтракав и сказав маме, что он её любит, Трейси на всех парах помчался к Бену на встречу.

-Ну что, Лил, ты готов?- Бен был на взводе.

-Конечно, пусть Чарли получит по заслугам.

Ребята были настроены отомстить Адамсу за всё хорошее: за дом Бена, за Трейси, да и просто за черную личность Чарли.

Сын мэра вечером практически всегда был на улице, так что найти его не составило труда. Трейси был настроен на очень хорошую месть. Сильный, словно спортивный интерес, адреналин пылал в его груди.

-Эй, мажорики, Бонжур! Как делишки? Зубы целы? Сейчас исправим.- Закричал Бен.

Их было четверо. Но Бена и Трейси это не остановило. Они были на все сто уверены в себе.

-Что вам нужно, черножопый?- Чарли явно испугался.

-Подойди сюда и покажу тебе, что нам нужно!

Источник: https://cyberpedia.su/9x336c.html

Справедливость – афоризмы, высказывания, цитаты

Справедливого человека цени больше, чем родного.

Аристотель

Человек достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости.

Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность ее — несправедливость — не часть порочности, а порочность вообще.

Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда.

Сэмюэль Батлер

Справедливость — это когда мне позволено делать всё что угодно.

Карл Бёрне

Справедливость — такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб.

Фрэнсис Бэкон

Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, она не даёт им наносить вред.

Майкл Вагнер

Справедливость всегда торжествует… в трёх случаях из семи.

Вовенарг

Нельзя быть справедливым, не будучи человечным.

Жорж Вольфром

Справедливость всегда приправлена щепоткой мести.

Клод Гельвеций

С того момента, когда люди начинают отличать удовольствие от страдания, когда они испытывают зло и причиняют зло, имеется уже некоторое понятие о справедливости.

Справедливость наших суждений и наших поступков — не более как удачное совпадение нашего интереса с общественным.

Фрэнк Герберт

Мы творим нашу собственную справедливость. Но давайте не будем рассуждать о справедливости, пока у нас есть руки и свобода, чтобы их использовать.

Джон Голсуорси

Каждому хочется быть справедливым, да не каждому удаётся.

Справедливость — это машина, которая после того, как ей дали первоначальный старт, действует сама по себе.

Виктор Гюго

Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно.

Бенджамин Дизраэли

Правосудие — это справедливость в действии.

Дон-Аминадо

Нет более опасного взрыва, нежели взрыв справедливости.

Жан-Жак Руссо

Первая награда справедливости — это сознание, что справедливо поступили.

Жозеф Жубер

Справедливость — истина в действии.

Иоганн Зойме

Всякого рода привилегии — это могила для свободы и справедливости.

Роберт Ингерсолл

Справедливость — это единственное служение.

Иммануил Кант

Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.

Карл Маркс

Говорить об «естественной справедливости» — бессмыслица.

Марк Квинтилиан

Всему свойственна своя справедливость.

Кей-Кавус

Чтоб не нуждаться в том, кто творит справедливость, будь справедлив сам.

Пьетро Коллетта

Справедливость необходима народу более, нежели цивилизация.

Конфуций

Достойный человек не идет по следам других людей. Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.

Фенимор Купер

Самая редкая вещь, какую только можно найти на земле, — это по-настоящему справедливый человек.

Жан де Лабрюйер

Справедливость по отношению к ближнему следует воздавать безотлагательно; медлить в таких случаях — значит быть несправедливым.

Франсуа VI де Ларошфуко

Справедливость умеренного судьи свидетельствует лишь о его любви к своему высокому положению.

У большинства людей любовь к справедливости — это просто боязнь подвергнуться несправедливости.

Любовь к справедливости рождена живейшим беспокойством, как бы кто не отнял у нас нашего достояния; оно-то и побуждает людей так заботливо оберегать интересы ближнего, так уважать их и так усердно избегать несправедливых поступков. Этот страх принуждает их довольствоваться благами, дарованными им по праву рождения или прихоти судьбы, а не будь его, они беспрестанно совершали бы набеги на чужие владения.

Леонардо да Винчи

В природе всё мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.

Станислав Ежи Лец

И объективные люди не вполне объективны, ибо они на стороне справедливости.

Палач обычно выступает в маске — справедливости.

Справедливость всегда должна быть на своей стороне.

Марк Анней Лукан

От пользы до справедливости так же далеко, как от земли до звёзд.

Геннадий Малкин

Ищи справедливость везде, где можно её купить.

На торжество добра и справедливости у многих уже нечего надеть.

Нет смысла восстанавливать остатки справедливости – дешевле обещать построить новую.

Справедливость всегда торжествует при закрытых дверях.

Судить по справедливости мешает знание законов.

Марк Аврелий

Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием: часто она состоит именно в бездействии.

Генри Менкен

Несправедливость перенести сравнительно легко; что нас ранит по-настоящему — это справедливость.

Блез Паскаль

Понятие справедливости так же подвержено моде, как женские украшения.

Справедливость без силы — одна немощь, сила без справедливости — тиранична. Надо, стало быть, согласовать справедливость с силой и для этого достигнуть, чтобы то, что справедливо, было сильно, а то, что сильно, было справедливо.

Константин Паустовский

Нет великих и малых дел, если человек всем сердцем стремится к великому и справедливому, ибо в этом случае все дела имеют великие вес и последствия.

Платон

Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость.

Во всех государствах справедливостью считается то, что пригодно существующей власти.

Кто справедливое поставляет в воздаянии каждому должного и разумеет это так, что человек справедливый врагам обязан вредить, а друзьям приносить пользу; тот не мудрец, так как вредить дело вовсе несправедливое. Положение, что справедливость велит приносить пользу друзьям, вред врагам принадлежит любому из тех людей, которые слишком полагаются на свою силу и обладают богатством.

Справедливость — вот добродетель душ великих.

Плутарх

Нет ни одного нравственного качества, чья слава и влияние рождали бы больше зависти, нежели справедливость, ибо ей обычно сопутствует и могущество, и огромное доверие у народа.

Справедливых не только уважают, как уважают храбрых, не только дивятся и восхищаются ими, как восхищаются мудрыми, но любят их, твёрдо на них полагаются, верят им, тогда как к храбрым и мудрым питают либо страх, либо недоверие.

Адам Смит

Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости.

Уильям Смит

Справедливость радует, даже когда казнит.

Сократ

Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её.

Солон

Справедливость воцарится тогда, когда каждый будет воспринимать чужую обиду как свою.

Оскар Уайльд

Хуже несправедливости только справедливость без карающего меча.

Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, и лучше.

Джузеппе Феррари

Велико лишь то, что долговечно; долговечно лишь то, что справедливо.

Фрасимах

Справедливость люди ценят из-за своей собственной неспособности творить несправедливость.

Уильям Хэзлитт

Если бы человечество стремилось к справедливости, оно бы давно её добилось.

Марк Туллий Цицерон

Надо стараться воздавать каждому по его заслугам; это — основа справедливости.

Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего.

Справедливость в вопросах доверия именуется добросовестностью.

Справедливость есть высшая из всех добродетелей.

Справедливость не может быть отделена от полезности.

Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам.

Николай Чернышевский

Нормою человеческих действий должна служить справедливость.

Уинстон Черчилль

Справедливость — вечная беглянка из лагеря победителей.

Николай Васильевич Шелгунов

Долг основан на чувстве справедливости.

Фридрих Шиллер

Источник: https://worldofaphorism.ru/temy/spravedlivost

prikhodkoteacher.ru

Итоговое сочинение-2018. Направление «Месть и великодушие»

3. «МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ».

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Примерные темы

  1. Что такое месть?

  2. Что такое великодушие?

  3. Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?

  4. Что такое «кровная месть»?

  5. Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?

  6. Можно ли отомстить врагу?

  7. Можно ли оправдать месть?

  8. Чем великодушие отличается от благородства?

  9. Чем великодушие отличается от доброты?

  10. Как убедить человека отказаться от мести?

  11. Как научить подрастающее поколение великодушию?

  12. Почему месть разрушает душу? 

  13. Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»? 

  14. Какого человека можно назвать великодушным? 

  15. Какие качества присущи великодушному человеку? 

  16. Как вы понимаете выражение «сладкая месть»? 

  17. Великодушие – это сила или слабость? 

  18. Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»? 

  19. Что общего между великодушием и состраданием? 

  20. Как соотносятся понятия «месть» и «закон»? 

  21. Как, по-вашему, месть – это проявление трусости или мужества? 

  22. Когда нужно отказаться от мести?

  23. Что значит достойно пережить поражение?

  24. Сила или слабость человека проявляется в великодушии?

  25. Как вы понимаете цитату из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» — «милость к падшим призывал»?

  26. Почему человеку иногда приходится делать выбор между местью и великодушием?

  27. Может ли мстительный человек быть счастливым?

Полный сборник аргументов по направлению «Месть и великодушие»

для итогового сочинения в 11 классе в 2018/2019 учебном году.

1) Л. Н. Толстой «Война и мир». Умение вовремя простить сможет помочь сохранить дружеские отношения. Далеко не все могут побороть в себе чувство агрессии и злости; признать, что ошибались, были не правы. Князь Андрей Болконский все же не смог простить Наташу Ростову. Её выбор был ошибкой, он не мог справиться со своим эгоизмом. Узнав об измене Наташи, Болконский сказал Безухову, что падая женщина не может быть прощена. Но спустя время, пусть и не сразу, он однако простил свою возлюбленную.

2) Проблема мести ярко отражена в романе французского писателя Александра Дюма «Граф Монте Кристо». Главный герой моряк Эдмон Дантес, в результате лживого доноса оказывается пожизненно заключен в замок Ив. Там молодой человек знакомится с аббатом Фариа, таким же узником. Все вокруг твердят, что аббат сумасшедший, а он гениальный учёный, который открыл Дантесу причину его заточения и кто в этом виноват. Отныне Дантес даёт слово отомстить обидчикам и сдерживает клятву. Впоследствии он станет богатым и влиятельным человеком, графом Монте Кристо.

3) А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Великодушие проявляет один из героев повести Пугачев. Его заметно в общении с Петром Гриневым. Пугачев не забыл сделанное ему добро. Благодаря этому молодой человек остался в живых. Благородно поступил Пугачев, когда отпустил Машу Миронову, хотя мог и не спасать девушку, она была дочерью коменданта крепости. Гринев ценил человеческие качества Пугачева, ему даже было жалко, что его предадут казни.

Список литературных произведений на тему «Месть и великодушие»

(официальное направление от ФИПИ для итогового сочинения по литературе).

В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;

Л.Н. Толстой, «Война и мир»;

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;

Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;

В.П. Аксёнов, «Московская сага»;

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;

М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;

В.М. Гаршин, «Трус»;

А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;

Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».

Вариант, образец и пример итогового сочинения № 1 по направлению «Месть и великодушие»

С самых первых лет жизни нас учат умению прощать, забывать причинённую боль, и искать оправдания никчемным поступкам своих обидчиков. Имеет ли право человек на месть?

Конечно же, нет. Но изначальные позывы мстить исходят от темперамента, именно от него зависит желание человека отомстить. То, как он реагирует эмоционально на раздражитель, его первая реакция определяет ход дальнейших действий.

Если бы все люди были бы одинаковыми по характеру, вопрос права на месть возникал бы как можно реже. Но все мы – обладатели разных представителей людей, которые обладают неодинаковыми личностными чертами, различным воспитанием, социальной средой и имеющими противоположные суждения.

Далеко не все уясняют мысль: если мести суждено сбыться, и присутствует факт неумения прощать, то судьба, так или иначе, даст понять, кто виновен, дорого взяв за осознание того, что мстить не имеет право никто. Я знаю одну реальную историю о том, как между двумя соседками постоянно возникали серьёзные ссоры бытового характера, и в один момент одна прокляла другую «по седьмое колено».

Не прошло и месяца, как месть, пусть даже словесная, обернулась большим несчастьем. Та, что проклинала похоронила старшего сына. Из этого можно сделать вывод, что судьба жёстко наказывает того, кто решил, что имеет полноправие мстить. Мысль является материальной, и материализуется она порой в самом худшем её проявлении.

Когда человек принимает решение мстить, пусть даже кажется это заслуженным наказанием, жизненные обстоятельства непременно поставят в тупик, заставят дорогой ценой заплатить за злые помыслы, и принудят переоценить жажду мести.

Золотое правило, которые должны взять во внимание те, кто считает, что вправе мстить, звучит просто: «Месть не уместна в любом случае, особенно, если задуматься над её последствиями».

Нельзя считать, что желание полагаться на то, что судьба обязательно отомстит за злодеяние, верно.

Даже сама мысль о жестокой расплате посредством кармы является порочной. Простить, — вот единственно правильное решение. Как бы ни было тяжело это сделать, и сколько бы моральных терзаний не приносило истинное прощение, мы непременно должны проводить внутреннюю работу над собой, дабы по-настоящему простить и отпустить эти помыслы, которые приносят нам вред и являются грехом.

Все существующие религии отрицают желание мстить. Но, даже будучи глубоко верующим человеком, мы продолжаем строить коварные планы мести, и что самое печальное, считаем правильным или единственно верным решение отомстить обидчику. «Пусть ему будет больно так те, как и мне тогда», — вот наши мысли в тот момент.

Редко кто думает здраво о том, что человек, причинивший нам боль, тоже тогда не особо руководствовался здравым смыслом и действовал в порыве бурных эмоций или глубокого гнева, не отдавая себе отчёт.

Здравые рассуждения неуместны в вопросе о праве мести, если глубокая рана нанесённой обиды ещё болит и кровоточит. Но если каждый человек, живущий на планете Земля, усмирит свою злость и желание наказать причинившего боль, мир пополнится гуманностью и человеколюбием.

Вариант № 2 по направлению «Месть и великодушие»

С малых лет нас учат прощению: прощать нужно всех и вся. «Прости и отпусти»,– говорит мама. «Любите врагов ваших», — гласит Библия. Но сердце жаждет мести, желая отомстить обидчику. Стоит ли опускаться до уровня негодяя, причинившего вам боль? Опыт мировой литературы говорит о том, что нет, не стоит. Достаточно вспомнить историю Швабрина, героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Молодой человек, оскорбленный невзаимностью Маши Гриневой, распускает о девушке гнусные сплетни. Воспользовавшись случаем, герой берет в плен Машу и требует, чтобы она вышла за него, угрожая заморить девушку голодом.

Это не любовь, это месть Гриневу, более удачливому влюбленному. Но справедливость торжествует, ведь мстительность – всего лишь одна из многих отрицательных черт персонажа. И Швабрин в итоге попадает в темницу за измену Родине. То есть человек, не умеющий прощать, скорее всего, не способен сострадать, а значит, жесток и порочен. И Б.Васильев, известный писатель, тоже поддерживает данную точку зрения. Вспомним повесть «Не стреляйте белых лебедей».

Федор Ипатьевич Бурьянов не смог простить Егору Полушкину назначения на пост лесничего. Поэтому вместе с дружками избивает Егора так, что за мужчиной тянется кровавый след до самого дома. Но Полушкин, даже умирая, не отплатил родственнику той же монетой: не выдал, что узнал нападавших. Его совесть чиста, не испятнана местью. Но мне кажется, что дело все-таки в том, кому и за что мстить. Тот же автор в повести «А зори здесь тихие…» рассказывает о гибели пяти девушек-зенитчиц от рук фашистских захватчиков.

Оставшись в живых, командир маленького отряда Васков в ярости убивает немцев, оставляя в живых только четверых. Это праведная месть, и, мне кажется, единственная, имеющая право на существование. Таким образом, месть — низкий для нравственно развитой личности поступок, который, в порыве гнева, может показаться единственно верным. Однако это далеко не так. Лишь единичные случаи достойны праведного возмездия. Но точно не человек, который нарочно или нечаянно вас обидел.

Вариант № 3 по направлению «Месть и великодушие»

Личность рождается одновременно с деятельностью: на добро или на зло. Поэтому бывают личности со знаком плюс, а бывают — со знаком минус. Те люди, которые ничего не делают, чтобы избавиться своих «минусов», становятся на путь преступности. Что такое преступность? Это — деятельность человека, который поднимает установленные нормы, законы; запрещенную деятельность. По моему мнению, преступность идет от нетерпимости, нелюбви, зависти, обмана, злопамятства, мести.

Библейская мудрость гласит. «Люби ближнего и прощай все несправедливости». А потому я считаю, что месть — это большой грех человека, который может привести к преступлению. Человек, по моему мнению, не имеет права на месть, так как родился для любви. Люди должны прощать друг другу, тогда в их отношениях не останется места для мести. Относительно смертного наказания, то я считаю, что никто не имеет права забирать жизнь у человека. А потому, наверное, не будет одинакового ответа на эту проблему. История показывает, что смертное наказание не оказывало содействие преодолению преступности в разные времена. А потому это не выход из ситуации. И выход я усматриваю здесь один — в высокой духовности людей. Только высоко духовная личность способна прощать, ответить на зло добром, избавиться от страха, открыть свое сердце для любви и нести ее людям.

Личностью является каждый человек. Деятельность человека, как утверждают психологи, бывает воспроизведенной и творческой. Воспроизведенная деятельность — это подготовка к творчеству, необходимый ее элемент, который характеризуется накоплением фактов и данных, необходимых для будущего творчества. А что такое творчество? Наиболее распространенная мысль: творчество — это рождение чего-то нового, связанного с преобразованием практического опыта человека. Есть люди одаренные, наделенные Божьей искрой, которые владеют большим талантом, — это люди, которые постоянно работают над усовершенствованием своих возможностей, и в этом их творчество.

Такой творческий человек — это профессионал своего дела, высокоразвитая, духовно богатая личность, которая создает духовные или материальные ценности человечества. Но творческих и талантливых людей в мире значительно меньше, чем творческих и трудолюбивых. Так как, по моему мнению, творчество возможное и в будничной жизни простого человека. Я считаю, что и домохозяйку, которая устроила в доме волшебный порядок, можно назвать человеком творческим. И садовник, который выращивает новые сорта растений — творческий человек. За годы обучения в школе я не раз слышала «творческий ученик», «творческий учитель». Это какого же человека называют творческим? Творческий человек тот, который вносит элементы нового, который совершенствует, развивает, обогащает себя и окружающую действительность. Это человек, который способен создавать.

В сложное и трудное время мы живем. Может, именно через это теряем такие черты национального характера, как гостеприимность, милосердие, сочувствие. А этого так не достает нашим стареньким дедушкам и бабушкам. Мне бывает стыдно проходить переходами метро, так как там многие люди преклонного возраста просят милостыню. Это значит, что они никому не нужны: ни государству, ни родным. Отдав свои силы развитию государства и воспитанию детей, они оказались за гранью бедности. Раньше к старым людям относились с большим уважением.

Недаром говорили: «Пока деда, пока и хлеба; пока баба, пока и совета». Даже, если дедушка уже не слезал из печи, от него можно было услышать много поучительного и полезного. Для ребятишек он был непочатым источником захватывающих повествований, небылиц, сказок. Бабой дорожили даже больше, чем дедом. Она была суровым охранником норм морали, праздничных обычаев, семейных традиций. Ее присутствие и за праздничным столом, и на семейных советах укрепляло семью, делало ее богатой, духовной.

Надеюсь, что и мои ровесники, люди третьего тысячелетия, с таким же почетом и уважением будут относиться к людям преклонного возраста.

Вариант № 4 по направлению «Месть и великодушие»

Месть существовала издавна. Древляне отомстили князю Игорю. Княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. Семьи Монтекки и Капулетти уже не знали, что послужило причиной их вражды, но продолжали смертельно враждовать. Жертвой этой вражды стали юные влюбленные — Ромео и Джульетта. Цепная реакция мести является бесконечной. В мире существует много вещей, которые могут причинить смерть любимому человеку.

Есть события, которые тяжело пережить. Месть — острая. Она поражает и жертву, и мстителя, связывая их навсегда, и смерть или исчезновение одного не означает прекращения страданий другого. К жажде мести невозможно приспособиться. На Востоке говорят: если ты решил мстить, лучше готовь сразу две гроба. Следствия мести, причиненные импульсивно, в состоянии аффекта, имеют силу взрыва. Но есть и мелкая месть, взаимные «булавки», возможно остроумные, очень быстро выходят из-под контроля. Для многих людей это превращается в какой-либо спорт — правила, система ударов в ответ. Жизнь становится адом, и уже никто не разберет — кто первый начал.

Победителей в этой ситуации быть не может. В начале XX века психоаналитики установили, что потребность в мести связанная с желанием человека руководить своей жизнью. Когда это невозможно, мститель способен нанести тяжелые ранения даже самому себе — лишь бы поставить в укор человеку, которому надо отомстить. Страшная разрушительная сила мести несовместима с гуманной личностью. Месть не имеет смысла. Но сколько же людей, как граф Монте-Кристо, строит свою жизнь на мести!

Сегодня в агрессивном мире человек не может выжить без соответствующей агрессивной реакции. Еще в библейские времена христианская религия предлагала сойти с пути мести, простить друг другу большое и малое зло и жить в согласии. Но человечество все еще идет по этому пути, живя по правилах древних времен: глаз за глаз, зуб за зуб. Следствием разрушения башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке самолетами с террористами есть новая война в Афганистане — убитые и искалеченные невиновные люди. Бесконечное зло может разрушить всю нашу планету, о которой еще Юрий Гагарин говорил: «Берегите нашу Землю, она такая маленькая!»

Наверное, надо подняться высоко — в самый космос, над собой, над человечеством, чтобы увидеть Землю и ощутить то, что ощутил наш первый космонавт. Люди должны отказаться от желания разрушать. Важно стать выше самого себя, переступить через страшные чувства и отважиться жить без зла. Надо научиться прощать. Есть даже такая наука, которая разработана психологами Нью Эйдж — наука прощения. Пусть тот, кто не знает, как это сделать, просто очень захочет этого. Начать жить снова. И быть счастливым.

Вариант № 5 по направлению «Месть и великодушие»

Что же такое месть? Это действие, в ответ на обиду или оскорбление. Абсолютно низкий для человека поступок, который, в порыве гнева, может показаться единственно верным и уже не видно других путей решения проблемы.

Во все времена люди прибегали к мщению, доказательства тому — литература. Негативные последствия мести можно обнаружить в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени».

Грушницкий, выслушав насмешки над своими чувствами по отношению к Мери, решает спровоцировать Печорина на дуэль (что у него благополучно выходит). Впоследствии Грушницкий погибает по вине своей глупости и неуступчивости.

Разумно поступил персонаж Александра Сергеевича Пушкина — Дубровский, вовремя осознавший возможные последствия. Он хотел сжечь поместье Троекурова в отместку за отца. Но препятствовала тому любовь к Маше. Разве Дубровский мог причинить ей боль, человеку, который был для него дороже всех? К тому же, эта месть могла повлечь за собой войну между семьями, а главному герою вряд ли хотелось такой развязки.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ничего хорошего месть за собой не влечет, нужно обдуманно подходить к вопросу о взаимоотношении между людьми и учиться прощать.

Вариант № 6 по направлению «Месть и великодушие»

Можно ли оправдать месть? Это сложный этический вопрос, на который каждый ответит по-своему. Однако никто не может сказать честно, пока сам не окажется в ситуации, когда правосудие и месть в его сознании сольются воедино. Кто-то сможет превозмочь себя и отказаться от зла в ответ на зло. Но большинство людей, как я думаю, ответит ударом на удар. И в некоторых ситуациях я могу их оправдать. Приведу примеры из литературы.

Бывают случаи, когда месть — единственное средство добиться правосудия. Например, в книге В. П. Астафьева «Людочка» молодую девушку изнасиловали преступники. Один из них, зачинщик, только что вернулся из тюрьмы и набросился в темном парке на героиню, заставив и других сообщников овладеть ею силой, чтобы все они были связаны одним преступлением. Несчастная жертва ни у кого не нашла поддержки: наставница ее сказала, что это норма, мать была занята созданием новой семьи, а знакомый парень и вовсе стал одним из насильников. Никто не проявил должного участия к ее судьбе. Отчаявшаяся Люда повесилась, так и не найдя выхода. Узнав об этом, ее отчим пошел и зверски избил Стрекача, того самого мужчину, который первым набросился на девушку. Я понимаю, что это самосуд, но осуждать героя не могу, ведь его гнев достоин оправдания, раз власть бездействовала, а преступников никто не смог остановить.

В книге М. Горького «Макар Чудра» молодые цыгане не смогли найти общий язык. Радда и Лойко любили друг друга, но были слишком горды и независимы, чтобы признать власть чувства над собой. Героиня поставила перед возлюбленным ультиматум: либо он встает на колени перед ней при всем таборе, либо она никогда не выйдет за него замуж. После разговора он долго и напряженно думал. И вот они вдвоем стоят друг напротив друга, и женщина уже предвкушает победу. Но вдруг Лойко убивает ее и падает перед ней на колени, как она того и хотела. Героиня лишь прошептала, что избранник все сделал правильно. Но отец Радды думал иначе и убил молодого цыгана. Он отомстил за дочь, и Лойко знал, что так будет. Старика нельзя осуждать, ведь потеря ребенка – это самое ужасное потрясение в жизни родителя, и этого горя никак не забыть и не смягчить. Тем более молодой человек прекрасно понимал, на что идет, убивая дочь на глазах отца.

Таким образом, в некоторых случаях месть можно оправдать, ведь иногда людям больше не на кого рассчитывать, кроме них самих. Оставляя преступников без наказания, они обрекают на заклание новых жертв. Также бывают случаи, когда злоумышленник сам призывает возмездие, осознавая вину и принимая ту меру, которую избрал тот, кто имеет моральное право воздать преступнику по заслугам. Я считаю, что в этих ситуациях месть может быть оправдана.

multiurok.ru

цитаты для итогового сочинения / Блог

Цитаты по направлению «Месть и великодушие» для итогового сочинения

Цитаты и афоризмы про месть и великодушие. Высказывание известных людей.

 

Цитаты про месть:

  • «Месть — это блюдо, которое нужно есть холодным» (Английская пословица).
  • «Месть — это слабых душ наследство. В груди достойного ему не место» (К. Кёрнер).
  • «Сладчайшая месть — это прощение» (И. Фридман).
  • «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести» (Ж. Вольфром).
  • «Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести» (Сенека).
  • «Месть сладка, но не слишком питательна» (М. Кули).
  • «Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов — в инстинкте мести» (Н. Фридрих).
  • «Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья» (Н. Фридрих).
  • «Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить (Ф.М. Достоевский).
  • «Благородно мстить лишь равному себе и в равном положении» (Фукидид).
  • «Месть — это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества — присущи только людям с великой душой, помните это!» (Л. Жаколио).
  • «Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев» (Аристотель).
  • «Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его» (Б. Фрэнсис).
  • «Легко обвинять, легко жаждать мщения. Но когда посмотришь на вещи прямо, то замечаешь, как каждое событие завязано на другом, и что иногда вещи случаются потому, что они случаются. Никто не хочет признавать, что это так, поскольку тогда мы не сможем ни на ком выместить собственную боль» (С. Кинг).
  • «Человек, терзаемый своими демонами, совершенно бессознательно мстит ближнему» (Ф. Кафка).
  • «Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязью своих воззрений и мнений в святое и великое» (В.Г. Белинский).
  • «Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом» (А. Дюма).
  • «История любит жестоко мстить тем, кто истории не знает» (В. Пикуль).
  • «Хочешь порадоваться мгновение — отомсти, хочешь радоваться всю жизнь — прости» (Ф. Шуберт).

Цитаты про великодушие:

  • «Люди с сильным и великодушным характером не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий» (Р. Декарт).
  • «Великодушие — кротко переносить чужую погрешность» (Демокрит).
  • «Великодушие состоит не в том, чтобы ты дал мне нечто такое, в чем я нуждаюсь более тебя, но чтобы ты дал мне то, без чего сам не можешь обойтись» (Д. Джебран).
  • «Без великодушных идей человечество жить не может» (Ф.М. Достоевский).
  • «Великодушие и жестокость помогают друг другу» (Конфуций).
  • «Великодушие всем пренебрегает, чтобы всем завладеть» (Ф. Ларошфуко).
  • «Если гениальность — величие ума, то великодушие — гениальность души» (Э. Севрус).
  • «Великодушие — это не что иное, как сострадание благородного сердца» (Н. Шамфор).
  • «Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке» (Д.Б. Шоу).
  • «Этот человек гнетёт меня своим великодушием» (А.П. Чехов).
  • «Сердце матери – глубокая пропасть, на дне которой вы всегда найдёте прощение» (О. де Бальзак).
  • «Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного» (М. Ганди).
  • «Истинно великодушные люди всегда готовы проявить сострадание, если несчастье их врага превосходит их ненависть» (А. Дюма).
  • «Выше законов может быть любовь! Выше права — милость! Выше справедливости — прощение. Этого достаточно, чтобы не опускаться ниже человеческого уровня» (Е.П. Леонов).
  • «Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение» (А.И. Герцен).
  • «Прощение — это дорога с двусторонним движением. Прощая кого-нибудь, мы прощаем в этот миг и самих себя» (П. Коэльо).
  • «Стремясь во что бы то ни стало наказать зло, мы преувеличиваем его значительность, а значит, косвенно способствуем его торжеству, таким образом нарушая извечный баланс и расшатывая сам фундамент» (М.М. Фрай).
  • «Есть простое правило: когда вы проявляете великодушие, следует это делать безыскусно и просто — ибо, если вы произнесете слишком много слов, облагодетельствованный может случайно заглянуть вам в душу, и смажется весь эффект» (В. Пелевин).
  • «Прощение предательства немногим отличается от самого предательства» (Ю. Нагибин).
  • «Возмездие преследует каждого, но мало кого догоняет» (М.-Э. Эшенбах).
  • «Простить и забыть — акт божественного великодушия» (П. Квятковский).
  • «Именно прощение открывает единственную возможность творчески размышлять о будущем» (Д. Аллен).
  • «Я считаю, непрощение — это серьёзнейшая проблема, которая сидит в тебе и больше вреда наносит самому тебе» (А. Шарий).
  • «Учитель Будда всегда говорил мне, что прощение дарует жизнь. И я согласна. Прощение дарует жизнь — тому, кто прощает» (Д. Митчелл).
  • «Не думайте о том, что ваше прощение означает для ваших противников, тех, кто обижал вас в прошлом. Наслаждайтесь тем, что прощение даёт вам. Научитесь прощать, и вам станет легче идти к своим мечтам, не обременённым багажом прошлого» (Н. Вуйчич).
  • «Многие, ища возмездия за легкие обиды, сами делают их более глубокими для себя. Велик и благороден тот, кто спокойно слушает лай мелких собачонок, как крупный и сильный зверь» (Сенека).
  • «Великодушие не превращайте в милостыню, а милостыню не выдавайте за великодушие» (В.П. Рычков).
  • «Великодушие в политике — нередко высшая мудрость; великая империя и ничтожный ум плохо ладят» (Э. Бёрк).
  • «Нельзя прощать только потому, что другого выбора, как ты считаешь, у тебя нет. Это уже не прощение, это капитуляция» (С.Э. Аллен).

Смотри так же цитаты к направлениям итогового сочинения:
  1. «Отцы и дети»
  2. «Мечта и реальность»
  3. «Искусство и ремесло»
  4. «Доброта и жестокость»

 

Всё об итоговом сочинении (изложении) 2018/19

bingoschool.ru

примерные темы сочинений 2018-2019 / Блог

Блог

«Месть и великодушие»: примерные темы сочинений 2018-2019

Примерные темы итогового сочинения «Месть и великодушие» 2018-2019

Важно знать!!!

  • Экзаменационные темы будут доступны за 15 минут до начала итогового сочинения.
  • В 2018/19 учебном году итоговое сочинение пройдет 5 декабря (основной срок). 6 февраля и 8 мая — дополнительный срок сдачи.
  • Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет».
  • Если выпускник получил «незачет», он может его пересдать.

  1. Что такое месть?
  2. Что такое великодушие?
  3. Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?
  4. Что такое «кровная месть»?
  5. Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?
  6. Можно ли отомстить врагу?
  7. Можно ли оправдать месть?
  8. Чем великодушие отличается от благородства?
  9. Чем великодушие отличается от доброты?
  10. Как убедить человека отказаться от мести?
  11. Как научить подрастающее поколение великодушию?
  12. Почему месть разрушает душу?
  13. Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?
  14. Какого человека можно назвать великодушным?
  15. Какие качества присущи великодушному человеку?
  16. Как вы понимаете выражение «сладкая месть»?
  17. Великодушие – это сила или слабость?
  18. Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»?
  19. Что общего между великодушием и состраданием?
  20. Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?
  21. Как, по-вашему, месть – это проявление трусости или мужества?
  22. Когда нужно отказаться от мести?
  23. Что значит достойно пережить поражение?
  24. Сила или слабость человека проявляется в великодушии?
  25. Как вы понимаете цитату из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» — «милость к падшим призывал»?
  26. Почему человеку иногда приходится делать выбор между местью и великодушием?
  27. Может ли мстительный человек быть счастливым?

Примерные темы для итогового сочинения 2018-2019 по направлениям:

 

Материалы для подготовки к итоговому сочинению «Месть и великодушие»:

Нашли ошибку? Выделите и нажмите
Ctrl + Enter

bingoschool.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *