Спилбергер ханин: Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина. Пройдите онлайн-тест

Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина. Пройдите онлайн-тест

Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина

Лимит времени: 0

0 из 20 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15
  16. 16
  17. 17
  18. 18
  19. 19
  20. 20

Информация

Шкала тревожности Спилбергера-Ханина (State-Trate Anxiety Inventory, STAI) — является надежным и информативным способом диагностики уровня тревожности.

Тест разработан известным американским психологом, специалистом по психологии личности, эмоций и стресса Чарльзом Спилбергером (Charles D. Spielberger). Русскоязычный вариант STAI адаптирован и модифицирован психологом, педагогом Юрием Ханиным.

Ниже представлен вариант, позволяющий измерить тревожность, как личностную устойчивую характеристику. Это конституциональная черта (очень устойчивое свойство в биологическом и физиологическом состоянии личности), определяющая насколько широкий спектр ситуаций человек склонен воспринимать, как угрожающие, и реагировать на них состоянием сильной тревоги.

Тест состоит из 20 утверждений. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ.

Вопросы относятся к оценке шкалы ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ — отвечайте, как вы себя чувствуете ОБЫЧНО.


 

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

  • Согласно результатам теста у вас нормальный уровень тревожности. Вы адекватно оцениваете различные жизненные ситуации и возникающие трудности, а если и проявляете беспокойство, то оно объективно связано с внешними обстоятельствами в вашей жизни.   

     

    Психотерапия нужна также и здоровым людям, чтобы не допустить появление выраженного психического расстройства. Ознакомьтесь с нашими материалами:

    Бесплатные психологические тесты онлайн

    Будьте в курсе своего психического и эмоционального здоровья. Пройдите специальные диагностические тесты, которые широко используется в мировой клинической практике и имеют высокую степень достоверности.

  • Результаты теста показывают вероятность наличия у вас повышенного уровня тревожности. Скорее всего ваша психика воспринимает достаточно широкий спектр жизненных ситуаций, как угрожающие и реагирует на них повышением уровня тревоги, беспокойства, ощущением внутреннего напряжения, нервозностью. Как правило, это связано с новыми ситуациями или возникшими дополнительными трудностями в вашей жизни, к которым вы не успели адаптироваться. Дискомфорт, вызванный тревожностью, часто мешает сосредоточиться или полностью расслабиться, вызывает повышенную раздражительность. Мы рекомендовали бы вам обратиться за консультацией к психологу или психотерапевту. Специалист поможет разобраться в факторах, провоцирующих излишнюю тревожность и научит восстанавливать эмоциональное равновесие. Это безусловно улучшит качество вашей жизни.

     

    Что делать, если ваш результат теста Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина говорит о наличии высокой личностной тревожности?
    Рассказывает главный врач клиники «Премиум», врач-психиатр, к.м.н. Феликс Банщиков.

    Бесплатные психологические тесты онлайн

    Будьте в курсе своего психического и эмоционального здоровья. Пройдите специальные диагностические тесты, которые широко используется в мировой клинической практике и имеют высокую степень достоверности.

    Также рекомендуем подробнее ознакомится с информацией по теме психических расстройств:

     

  • Результаты теста показывают наличие у вас высокой личностной тревожности.  В таком состоянии психика трактует большинство жизненных ситуаций, как угрожающие и опасные, и реагирует на них с повышенным возбуждением, тревогой, реакцией паники или агрессии. Подобные состояние создают угрозу психическому здоровью, истощает физически, мешает жить нормальной жизнью. При этом у вас очень высокий уровень риска заболеть каким-либо тревожным расстройством. Следует иметь в виду, что в большинстве случаев тревожные расстройства не проходит самостоятельно, и к тому же могут переходит в более тяжелую хроническую форму.

    Мы настоятельно рекомендуем вам, не откладывая, обратиться к психотерапевту, чтобы повысить устойчивость вашей психики и снизить вероятность развития тревожных расстройств. Разумеется, тревожные расстройства эффективно лечатся! Но правильная и своевременно начатая психотерапия убережет вас в дальнейшем от излишних переживаний и необходимости тратить время на дополнительное лечение.

     

    Что делать, если ваш результат теста Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина говорит о наличии высокой личностной тревожности?
    Рассказывает главный врач клиники «Премиум», врач-психиатр, к.м.н. Феликс Банщиков.

    Бесплатные психологические тесты онлайн

    Будьте в курсе своего психического и эмоционального здоровья. Пройдите специальные диагностические тесты, которые широко используется в мировой клинической практике и имеют высокую степень достоверности.

    Также рекомендуем подробнее ознакомится с информацией по теме психических расстройств:

     

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15
  16. 16
  17. 17
  18. 18
  19. 19
  20. 20
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

Центр коллективного пользования приборами | Удмуртский государственный университет

1.
Общие сведения о субъекте инновационной инфраструктуры и контактная информация
1.1 Полное наименование Центр коллективного пользования приборами
1.2 Сокращённое наименование ЦКПП УдГУ
1.3 Юридический адрес 426034, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Университетская, 1.
1.4 Фактическое местонахождение г. Ижевск, ул. Университетская, 1. 6 корп., каб. 003
1.5 Почтовый адрес 426034, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Университетская, 1.
1.6 Номера контактных телефонов (3412) 916-373
1.7 Номер факса
1.8 Адрес электронной почты [email protected]
1.9 Адрес сайта
1.10 Контактные данные руководителя (заместителей руководителя). Романенко Александр Викторович
директор
8 (3412) 916-373

[email protected]

1.11 Краткое описание субъекта инновационной инфраструктуры и наиболее значимые общие сведения о нем.

Центр коллективного пользования приборами (ЦКПП) создан решением Учёного Совета УдГУ от 25.09.2007 г. Основу функционирования ЦКПП составляет режим коллективного пользования дорогостоящими приборами, техническим и технологическим оборудованием, а также методиками измерений. В работу ЦКПП включены приборы и научное оборудование различного назначения следующих учебных институтов: Институт нефти и газа им. М.А. Гуцериева; Институт математики, информационных технологий и физики; Институт естественных наук; Институт гражданской защиты. Ведётся работа по использованию оборудования ЦКПП, в рамках выполняемых научно-исследовательских работ на основе хозяйственных договоров и грантовых программ.

1.11.1 Научная / технологичная / отраслевая принадлежность субъекта инновационной инфраструктуры, специализация субъекта инновационной инфраструктуры

ЦКПП является структурным подразделением Инжинирингового центра развития передовых технологий УдГУ. Основными целями деятельности ЦКПП является разработка и внедрение системы материально-технического и методического обеспечения структурных подразделений ФГБОУ ВПО «УдГУ» для обеспечения решения научных, образовательных задач приоритетного и инновационного характера. Основными задачами и направлениями деятельности ЦКПП являются:

– упорядочение и доступность использования приборов и оборудования в соответствии с потребностями научных и образовательных коллективов, участвующих в работах ЦКПП;
– повышение уровня и качества образования студентов и аспирантов ФГБОУ ВПО «УдГУ» за счёт овладения ими более совершенными и разнообразными экспериментальными методами исследований;
– применение кластерного подхода в управлении материально-техническим обеспечением исследований;
– привлечение приборного парка сторонних организаций для расширения экспериментальных возможностей выполняемых работ на основе хозяйственных договоров, учебных и научных планов работ, грантовых программ;
– участие в совместной деятельности Центров коллективного пользования РФ, ближнего и дальнего зарубежья;
– участие в формировании парка современных приборов и оборудования;
– помощь в осуществлении эффективного и рационального расходования средств, выделяемых на приобретение оборудования;
– организация централизованного технического обслуживания, ремонта, методического обеспечения приборов и метрологической поддержки приборов ЦКПП.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

1.11.2 Количество резидентов субъекта инновационной инфраструктуры.
1.12 Информация о нормативных правовых актах, на основании которых действует, функционирует и финансируется субъект инновационной инфраструктуры
  • Устав ФГБОУ ВО «УдГУ», внутренние документы, определяющими производственную и хозяйственную деятельность ФГБОУ ВО «УдГУ»;
  • Регламент Использования уникального и дорогостоящего оборудования ЦКПП ФГБОУ ВО «УдГУ»;
  • Регламент метрологического обеспечения ЦКПП ФГБОУ ВО «УдГУ»
  • Регламент формирования каталога уникального и дорогостоящего научного оборудования ЦКПП ФГБОУ ВО «УдГУ»
  • Положение о ЦКПП ФГБОУ ВО «УдГУ»
1.12.1 Информация о стратегических документах Российской Федерации / субъекта Российской Федерации / муниципального образования, связанных с деятельностью субъекта инновационной инфраструктуры

Деятельность ЦКПП регламентируется законодательством РФ, в том числе Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

2. Описание основных направлений деятельности субъект инновационной инфраструктуры и предоставляемых им услуг

Научное оборудование ЦКПП Инжинирингового центра развития передовых технологий используется как при выполнении прикладных и фундаментальных исследований, научных проектов, различных программ, грантов, контрактов, хозяйственных договоров, при подготовке магистрантов и аспирантов в рамках научно-образовательных программ УдГУ.

2.1 Информация о предоставляемых услугах

Проведение фундаментальных и прикладных научные исследований в области нанотехнологий, биотехнологий, робототехники, нелинейной динамики, физики и химии материалов, биомедицины и экологии.

  • диагностика психофизиологического состояния
  • определение физиологических маркеров психоэмоционального напряжения
  • оценка актуального психофизиологического состояния
  • тренинг оптимального функционирования — тренинг основных психофизиологических качеств
  • температурный тренинг
  • электромиографический тренинг
  • температурно-электромиографический тренинг
  • двухканальный миографический тренинг при нарушениях движения
  • электроэнцефалографический тренинг
  • альфа-стимулирующий тренинг
  • бета-электроэнцефалографический тренинг
  • температурно-миографический тренинг при мониторировании ритмов ЭЭГ
  • нейробиоуправление
  • дыхательный тренинг
  • тренинг по показателям кровообращения
  • Оценка функционального состояния по особенностям ритма сердца (методика вариационной кардиоинтервалометрии).
  • Оценка функционального состояния нервной системы по параметрам простой или сложной зрительно-моторной реакции.
  • Оценка уровня операторской работоспособности по параметрам сложной зрительно-моторной реакции.
  • Оценки наличия отклонений от «психологической нормы» на основе тестов ММИЛ /СМИЛ (377 вопросов) и «Мини-Мульт» (71 вопрос).
  • Оценка наличия отклонений или акцентуаций характера на основе опросника Леонгарда (Шмишека, 88 вопросов).
  • Психодиагностическая анкета (500 вопросов).
  • Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (165 вопросов).
  • Опросник «Дезадаптивные нарушения» (77 вопросов).
  • Оценка тревожности реактивной и личностной (Спилбергер, Ханин, 40 вопросов).
  • Опросник САН – «Самочувствие- активность- настроение».
  • Оценка психологического состояния, тревожности, депрессии по Цунгу (20+ 20 вопросов).
  • Опросник для выявления склонности к девиантному (аддиктивному) поведению – «Девиантное поведение» (60 вопросов).
  • Анкета самооценки состояния (7 утверждений).
  • Психофизиологические исследования по собственной безопасности с работниками организации
  • Психофизиологические исследования при приеме на работу
  • Психофизиологические исследования при перемещении с должности на должность в организации
2.2 Информация об условиях доступа и характеристиках высокотехнологичного оборудования

Доступ промышленных предприятий, сторонних организаций и других заказчиков к научному оборудованию ЦКПП ИЦРПТ для проведения прикладных исследований и разработок осуществляется на основании заявок и договоров на оказание услуг.

2.3 Информация о программе (стратегии) развития на среднесрочный (не менее трех лет) плановый период Стратегия развития ФГБОУ ВО «УдГУ» на 2014-2020 годы.
2.4 Годовые отчеты о деятельности субъекта инновационной инфраструктуры
3. Дополнительные сведения о субъекте инновационной инфраструктуры с учетом специфики его деятельности и оказываемых услуг

Перечень основного научного оборудования:

  • Сканирующий электронный микроскоп S50 EDAX PRIME EDS (FEI INSPECT) с термоэмиссионным источником электронов и системой элементного анализа
  • Комплекс оптической, атомно-силовой микроскопии и Рамановской спектроскопии Centaur
  • Лазерная система визуализации потоков
  • Автоматизированная лазерная установка
  • Принтер 3D Dimension SST 1200es (Dimension)
  • Вертикально-фрезерный обрабатывающий центр
  • Комплекс оборудования для проведения хроматографии АКТ Apurifier UPC 10
  • Спектрофотометр Genesys 10S Vis
3.1 Информация об информационно-коммуникационных мероприятиях, вебинарах, бизнес-миссиях и других значимых мероприятиях

Оценка тревожности и болевого синдрома у пациентов с пояснично-крестцовой радикулопатией в раннем реабилитационном периоде после микродискэктомии при применении различных реабилитационных программ | Блохина

1. Albayrak S, Ozturk S, Durdag E, Ayden Ö. Surgical management of recurrent disc herniations with microdiscectomy and long-term results on life quality: Detailed analysis of 70 cases. J Neurosci Rural Pract. 2016;7(1): 87–90. doi: 10.4103/0976-3147.165426.

2. Seiger A, Gadjradj PS, Harhangi BS, van Susante JL, Peul WC, van Tulder MW, de Boer MR, Rubinstein SM. PTED study: design of a non-inferiority, randomised controlled trial to compare the effectiveness and cost-effectiveness of percutaneous transforaminal endoscopic discectomy (PTED) versus open microdiscectomy for patients with a symptomatic lumbar disc herniation. BMJ Open. 2017;7(12):e018230. doi: 10.1136/bmjopen-2017-018230.

3. Parker SL, Mendenhall SK, Godil SS, Sivasubramanian P, Cahill K, Ziewacz J, McGirt MJ. Incidence of low back pain after lumbar discectomy for herniated disc and its effect on patient-reported outcomes. Clin Orthop Relat Res. 2015;473(6):1988–99. doi: 10.1007/s11999-015-4193-1.

4. Кривошапкин АЛ, Семин ПА, Некрасов АД. Причины и профилактика неудачной хирургии после микродискэктомии. Бюллетень СО РАМН. 2013;33(3):20–3.

5. Amirdelfan K, Webster L, Poree L, Sukul V, McRoberts P. Treatment Options for Failed Back Surgery Syndrome Patients With Refractory Chronic Pain: An Evidence Based Approach. Spine (Phila Pa 1976). 2017;42 Suppl 14:S41–52. doi: 10.1097/BRS.0000000000002217.

6. Крупаткин АИ, Кулешов АА, Соколова ТВ, Господ АО. Патопсихологические аспекты болевых синдромов в нижней части спины. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2017;117(4):102–6. doi: 10.17116/jnevro201711741102-106.

7. Blond S, Mertens P, David R, Roulaud M, Rigoard P. From «mechanical» to «neuropathic» back pain concept in FBSS patients. A systematic review based on factors leading to the chronification of pain (part C). Neurochirurgie. 2015;61 Suppl 1:S45–56. doi: 10.1016/j.neuchi.2014.11.001.

8. Булюбаш ИД. Синдром неудачно оперированного позвоночника: психологические аспекты неудовлетворительных исходов хирургического лечения. Хирургия позвоночника. 2012;(3):49–56. doi: 10.14531/ss2012.3.49-56.

9. Dorow M, Löbner M, Stein J, Konnopka A, Meisel HJ, Günther L, Meixensberger J, Stengler K, König HH, Riedel-Heller SG. Risk Factors for Postoperative Pain Intensity in Patients Undergoing Lumbar Disc Surgery: A Systematic Review. PLoS One. 2017;12(1):e0170303. doi: 10.1371/journal.pone.0170303.

10. Даминов ВД. Дифференцированное применение стимуляционных методов в комплексном восстановительном лечении больных дорсопатией после дискэктомий: дис. … канд. мед. наук. М.; 2006. 150 с.

11. Крючкова СВ. Эффективность баклосана в комплексной терапии мышечно-тонических болевых синдромов в раннем послеоперационном периоде после микродискэктомии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2015;115(3):41–4. doi: 10.17116/jnevro20151153141-44.

12. Lebow R, Parker SL, Adogwa O, Reig A, Cheng J, Bydon A, McGirt MJ. Microdiscectomy improves pain-associated depression, somatic anxiety, and mental well-being in patients with herniated lumbar disc. Neurosurgery. 2012;70(2):306–11. doi: 10.1227/NEU.0b013e3182302ec3.

13. Laufenberg-Feldmann R, Kappis B, Cámara RJA, Ferner M. Anxiety and its predictive value for pain and regular analgesic intake after lumbar disc surgery – a prospective observational longitudinal study. BMC Psychiatry. 2018;18(1):82. doi: 10.1186/s12888-018-1652-8.

14. D’Angelo C, Mirijello A, Ferrulli A, Leggio L, Berardi A, Icolaro N, Miceli A, D’Angelo V, Gasbarrini G, Addolorato G. Role of trait anxiety in persistent radicular pain after surgery for lumbar disc herniation: a 1-year longitudinal study. Neurosurgery. 2010;67(2):265–71. doi: 10.1227/01.NEU.0000371971.51755.1C.

15. Kerr D, Zhao W, Lurie JD. What are long-term predictors of outcomes for lumbar disc herniation? A randomized and observational study. Clin Orthop Relat Res. 2015;473(6): 1920–30. doi: 10.1007/s11999-014-3803-7.

16. Rossini PM, Burke D, Chen R, Cohen LG, Daskalakis Z, Di Iorio R, Di Lazzaro V, Ferreri F, Fitzgerald PB, George MS, Hallett M, Lefaucheur JP, Langguth B, Matsumoto H, Miniussi C, Nitsche MA, Pascual-Leone A, Paulus W, Rossi S, Rothwell JC, Siebner HR, Ugawa Y, Walsh V, Ziemann U. Non-invasive electrical and magnetic stimulation of the brain, spinal cord, roots and peripheral nerves: Basic principles and procedures for routine clinical and research application. An updated report from an I.F.C.N. Committee. Clin Neurophysiol. 2015;126(6):1071–107. doi: 10.1016/j.clinph.2015.02.001.

17. Struppler A, Angerer B, Gündisch C, Havel P. Modulatory effect of repetitive peripheral magnetic stimulation on skeletal muscle tone in healthy subjects: stabilization of the elbow joint. Exp Brain Res. 2004;157(1):59–66. doi: 10.1007/s00221003-1817-6.

18. Куликов АГ, Воронина ДД, Луппова ИВ, Абрамович СГ. Новый подход к реабилитации пациентов после оперативного лечения грыж межпозвонковых дисков. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2016;19(3):125–8. doi: 10.18821/1560-9537-2016-19-3-125-128.

19. Babbs CF. A compact theory of magnetic nerve stimulation: predicting how to aim. Biomed Eng Online. 2014;13:53. doi: 10.1186/1475-925X-13-53.

20. Smania N, Corato E, Fiaschi A, Pietropoli P, Aglioti SM, Tinazzi M. Repetitive magnetic stimulation: a novel therapeutic approach for myofascial pain syndrome. J Neurol. 2005;252(3):307–14. doi: 10.1007/s00415005-0642-1.

21. Lim YH, Song JM, Choi EH, Lee JW. Effects of Repetitive Peripheral Magnetic Stimulation on Patients With Acute Low Back Pain: A Pilot Study. Ann Rehabil Med. 2018;42(2):229–38. doi: 10.5535/arm.2018.42.2.229.

22. Massé-Alarie H, Flamand VH, Moffet H, Schneider C. Peripheral neurostimulation and specific motor training of deep abdominal muscles improve posturomotor control in chronic low back pain. Clin J Pain. 2013;29(9):814–23. doi: 10.1097/AJP.0b013e318276a058.

23. Massé-Alarie H, Beaulieu LD, Preuss R, Schneider C. Repetitive peripheral magnetic neurostimulation of multifidus muscles combined with motor training influences spine motor control and chronic low back pain. Clin Neurophysiol. 2017;128(3):442–53. doi: 10.1016/j.clinph.2016.12.020.

24. Kumru H, Albu S, Vidal J, Tormos JM. Effectiveness of repetitive trancranial or peripheral magnetic stimulation in neuropathic pain. Disabil Rehabil. 2017;39(9):856–66. doi: 10.3109/09638288.2016.1170213.

25. Гореликов АЕ, Мельникова ЕА, Разумов АН, Рассулова МА, Рудь ИМ. Реабилитация больных с синдромом оперированного позвоночника с осложненным течением послеоперационного периода после дискэктомии. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017;94(5):40–7. doi: 10.17116/kurort201794540-47.

26. Бородулина ИВ, Рачин АП, Бадалов НГ, Гуща АО. Периферическая ритмическая магнитная стимуляция при нейрогенных расстройствах мочеиспускания: обзор литературы и результаты клинического исследования. Нервно-мышечные болезни. 2017;7(2):54–66. doi: 10.17650/2222-8721-2017-7-2-54-66.

27. Николаев СГ. Электромиография: клинический практикум. Иваново: ПресСто; 2013. 394 с.

28. Гребень НФ. Психологические тесты для профессионалов. Минск: Современная школа; 2007. 496 с.

29. Mancuso CA, Duculan R, Cammisa FP, Sama AA, Hughes AP, Lebl DR, Girardi FP. Successful lumbar surgery results in improved psychological well-being: a longitudinal assessment of depressive and anxiety symptoms. Spine J. 2018;18(4):606–13. doi: 10.1016/j.spinee.2017.08.260.

Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин) « Психологические тесты

Шкалы: ситуативная тревожность, личностная тревожность

Назначение теста

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Данный опросник позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.

Тестовый материал

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1 2 3 4
  1. Я спокоен
  2. Мне ничто не угрожает
  3. Я нахожусь в напряжении
  4. Я внутренне скован
  5. Я чувствую себя свободно
  6. Я расстроен
  7. Меня волнуют возможные неудачи
  8. Я ощущаю душевный покой
  9. Я встревожен
  10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
  11. Я уверен в себе
  12. Я нервничаю
  13. Я не нахожу себе места
  14. Я взвинчен
  15. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Войти через ВКонтакте

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
1 2 3 4
  1. У меня бывает приподнятое настроение
  2. Я бываю раздражительным
  3. Я легко расстраиваюсь
  4. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
  5. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
  6. Я чувствую прилив сил и желание работать
  7. Я спокоен, хладнокровен и собран
  8. Меня тревожат возможные трудности
  9. Я слишком переживаю из-за пустяков
  10. Я бываю вполне счастлив
  11. Я все принимаю близко к сердцу
  12. Мне не хватает уверенности в себе
  13. Я чувствую себя беззащитным
  14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
  15. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Войти через ВКонтакте

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Ключ к тесту
СТОтветыЛТОтветы
№№ 1 2 3 4 №№ 1 2 3 4
Ситуативная тревожностьЛичностная тревожность
1 4 3 2 1 21 4 3 2 1
2 4 3 2 1 22 1 2 3 4
3 1 2 3 4 23 1 2 3 4
4 1 2 3 4 24 1 2 3 4
5 4 3 2 1 25 1 2 3 4
6 1 2 3 4 26 4 3 2 1
7 1 2 3 4 27 4 3 2 1
8 4 3 2 1 28 1 2 3 4
9 1 2 3 4 29 1 2 3 4
10 4 3 2 1 30 4 3 2 1
11 4 3 2 1 31 1 2 3 4
12 1 2 3 4 32 1 2 3 4
13 1 2 3 4 33 1 2 3 4
14 1 2 3 4 34 1 2 3 4
15 4 3 2 1 35 1 2 3 4
16 4 3 2 1 36 4 3 2 1
17 1 2 3 4 37 1 2 3 4
18 1 2 3 4 38 1 2 3 4
19 4 3 2 1 39 4 3 2 1
20 4 3 2 1 40 1 2 3 4
Обработка и анализ результатов теста

При анализе результатов самооценки тревожности надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

  • до 30 баллов – низкая,
  • 31 – 44 балла – умеренная;
  • 45 и более – высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Источники
  • Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.124-126.

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПРОГНОЗА ПРИ ИНФАРКТЕ МИОКАРДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШКАЛ ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ | Лебедева

1. Лебедева Н.Б., Ардашова Н.Ю., Барбараш О.Л. Влияние гендерного фактора на клиническую и прогностическую значимость повышенной тревожности при инфаркте миокарда // Проблемы женского здоровья. – 2011. – № 3. – С. 48–54.

2. Оганов Р.Г., Погосова Г.В., Колтунов И.Е. и др. Депрессивная симптоматика ухудшает прогноз сердечно-сосудистых заболеваний и снижает продолжительность жизни больных артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца // Кардиология. – 2011. – № 2. – С. 59–66.

3. Bjerkeset O., Nordahl H.M., Mykletun A. Anxiety and depression following myocardial infarction: gender differences in a 5¬year prospective study // J. Psychosom. Res. – 2005. – Vol. 58(2). – P. 153–161.

4. Benninghoven D., Kaduk A., Wigand U. et al. Influence of anxiety on the course of heart disease after acute myocardial infarction – risk factor or protective function? // Psychother. Psychosom. – 2006. – Vol. 75(1). – P. 56–61.

5. Carney R.M., Freedland K.E. Depression in patients with coronary heart disease // Am. J. Med. – 2008. – Vol. 121. – P. 20–27.

6. Carney R.M., Freedland K.E., Veith R.C. Depression, the autonomic nervous system and coronary heart disease // Psychosom. Med. – 2005. – Vol. 67(1). – P. 29–33.

7. Frasure¬Smith N., Lesperance F. Reflections on depression as a cardiac risk factors // Psychosom. Med. – 2005. – Vol. 67. – P. 19–25.

8. Guinjoan S.M., De Guevara M.S., Correa C. et al. Cardiac parasympathetic dysfunction related to depression in older adults with acute coronary syndromes // J. Psychosom. Res. – 2004. – Vol. 56. – P. 83–88.

9. Hendrix K.H., Mayhan S., Egan B.M. Gender and age¬related differences in treatment and control of cardiovascular risk factors among high¬risk patients with angina // J. Clin. Hypertension. – 2005. – Vol. 7(7). – P. 386–388.

10. Moser D.K., McKinley S., Riegel B. et al. Relationship of persistent symptoms of anxiety to morbidity and mortality outcomes in patients with coronary heart disease // Psychosom. Med. – 2011. – Vol. 73. – P. 803–809.

11. Mendelsohn M.E., Karas R.H. Molecular and cellular basis of cardiovascular gender differences // Science. – 2005. – Vol. 308. – P. 1583–1587.

12. Naqvi T.Z., Naqvi S., Bairey¬Merz N.B. Gender differences in the link between depression and cardiovascular disease. // Psychosom. Med. – 2005. – Vol. 67. – P. 15–18.

13. Roest A.M., Martens E.J., de Jone P. et al. Anxiety and risk of incident coronary heart disease. A meta¬analysis // J. Am. Coll. Cardiol. – 2010. – Vol. 56. – P. 38–46.

14. Shimbo K.W., Davidson D.C., Haas V. et al. Negative impact of depression on outcomes in patients with coronary artery disease: mechanisms, treatment considerations, and future directions // J. Thromb. and Haem. – 2005. – Vol. 3. – P. 897–908.

15. Van Melle J.P., Jonge P.T., Spijkerman A. Prognostic association of depression following myocardial infarction with mortality and cardiovascular events: a meta¬analysis // Psychosom. Med. – 2004. – Vol. 66. – P. 814–822.

%d1%81%d0%bf%d0%b8%d0%bb%d0%b1%d0%b5%d1%80%d0%b3%d0%b5%d1%80%d0%b0%20%d1%88%d0%ba%d0%b0%d0%bb%d0%b0 — со всех языков на все языки

Все языкиАбхазскийАдыгейскийАфрикаансАйнский языкАканАлтайскийАрагонскийАрабскийАстурийскийАймараАзербайджанскийБашкирскийБагобоБелорусскийБолгарскийТибетскийБурятскийКаталанскийЧеченскийШорскийЧерокиШайенскогоКриЧешскийКрымскотатарскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧувашскийВаллийскийДатскийНемецкийДолганскийГреческийАнглийскийЭсперантоИспанскийЭстонскийБаскскийЭвенкийскийПерсидскийФинскийФарерскийФранцузскийИрландскийГэльскийГуараниКлингонскийЭльзасскийИвритХиндиХорватскийВерхнелужицкийГаитянскийВенгерскийАрмянскийИндонезийскийИнупиакИнгушскийИсландскийИтальянскийЯпонскийГрузинскийКарачаевскийЧеркесскийКазахскийКхмерскийКорейскийКумыкскийКурдскийКомиКиргизскийЛатинскийЛюксембургскийСефардскийЛингалаЛитовскийЛатышскийМаньчжурскийМикенскийМокшанскийМаориМарийскийМакедонскийКомиМонгольскийМалайскийМайяЭрзянскийНидерландскийНорвежскийНауатльОрокскийНогайскийОсетинскийОсманскийПенджабскийПалиПольскийПапьяментоДревнерусский языкПортугальскийКечуаКвеньяРумынский, МолдавскийАрумынскийРусскийСанскритСеверносаамскийЯкутскийСловацкийСловенскийАлбанскийСербскийШведскийСуахилиШумерскийСилезскийТофаларскийТаджикскийТайскийТуркменскийТагальскийТурецкийТатарскийТувинскийТвиУдмурдскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийУзбекскийВьетнамскийВепсскийВарайскийЮпийскийИдишЙорубаКитайский

 

Все языкиАбхазскийАдыгейскийАфрикаансАйнский языкАлтайскийАрабскийАварскийАймараАзербайджанскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийКаталанскийЧеченскийЧаморроШорскийЧерокиЧешскийКрымскотатарскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧувашскийДатскийНемецкийГреческийАнглийскийЭсперантоИспанскийЭстонскийБаскскийЭвенкийскийПерсидскийФинскийФарерскийФранцузскийИрландскийГалисийскийКлингонскийЭльзасскийИвритХиндиХорватскийГаитянскийВенгерскийАрмянскийИндонезийскийИнгушскийИсландскийИтальянскийИжорскийЯпонскийЛожбанГрузинскийКарачаевскийКазахскийКхмерскийКорейскийКумыкскийКурдскийЛатинскийЛингалаЛитовскийЛатышскийМокшанскийМаориМарийскийМакедонскийМонгольскийМалайскийМальтийскийМайяЭрзянскийНидерландскийНорвежскийОсетинскийПенджабскийПалиПольскийПапьяментоДревнерусский языкПуштуПортугальскийКечуаКвеньяРумынский, МолдавскийРусскийЯкутскийСловацкийСловенскийАлбанскийСербскийШведскийСуахилиТамильскийТаджикскийТайскийТуркменскийТагальскийТурецкийТатарскийУдмурдскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийУзбекскийВодскийВьетнамскийВепсскийИдишЙорубаКитайский

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях

Библиографическое описание:

Полшкова, Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях / Т. А. Полшкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3495/ (дата обращения: 25.07.2021).

Существует широкий спектр различных определений тревоги и тревожности. В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность», хотя ещё полвека назад это различие было неочевидным. Сейчас эта дифференциация характерна как для отечественной, так и для зарубежной психологии [12, С. 12].

В самом общем смысле, согласно «Краткому психологическому словарю», тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [9, С 407].

В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги [там же С. 408].

Ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъёмов в своём изучении как проблема тревожности. Если в 1927 г. в Psychological Abstracth приводилось всего три статьи, то в 1960-м — уже 222, а в 1995-м — более 600 [1, С. 5].

В отечественной психологии период активных исследований тревожности приходился на 1970-е — начало 1990-х гг.

В психологической литературе мало найдется таких психологических явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, даже функционально. Но такова тревожность. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век — век тревоги». Ей придается значение основного «жизненного чувства современности». С другой — психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность), «осевая симптома» невроза и т. п. [3, С. 32].

В отечественной литературе исследований по проблемам тревожности очень мало, и они носят достаточно фрагментарный характер. Можно думать, что это обусловлено не только известными социальными причинами, но и тем влиянием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ, экзистенциальная философия, психология и психиатрия [16, С. 9].

В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность и др.) [16, С. 4].

Понятие тревожности занимает важное место в психологических теориях и исследованиях, с тех пор как З. Фрейд подчеркнул её роль при неврозах [8, С. 314]. В 90-е гг. XIX в. З. Фрейд впервые определил тревогу как следствие неадекватной разрядки либидо. Впоследствии он проводит ряд уточнений первоначальной концепции тревоги. Теперь он связывает тревогу с состоянием нарастающего психического напряжения, которое является в свою очередь результатом, не находящей выхода энергии либидо. И затем в «Лекциях по психоанализу» (1916–1917) он уже однозначно говорит о том, что возбуждение, не завершившееся разрядкой, превращается в страх и проявляется в неврозах страха. Таким образом, страх и тревога видятся как обратные, отрицательные стороны сексуального влечения [6, С. 57].

Только впоследствии, в процессе разработки метапсихологии З. Фрейд определяет тревогу как функцию Эго. С этой точки зрения тревога приобретает адаптивную функцию, ее назначение состоит в предупреждении индивида о надвигающейся угрозе, с которой необходимо как-то справиться [там же].

Этому представлению, не хватает широко принятого определения [1, С. 109].

Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [14, С. 4].

Н. Д. Левитов рассматривает тревожность как психическое состояние, выражающееся в состоянии опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными неприятностями [10, С. 46].

Г. М. Бреслав определяет, что тревожность — личностная черта, отражающая уменьшение порога чувствительности к различным стрессовым агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность — это склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальности [5, С. 473].

Изучающие тревожность авторы: К. Гольдштейн, З. Фрейд, К. Хорни, согласны с тем, что тревожность есть диффузное опасение и что главное различие между тревожностью и страхом состоит в том, что страх является реакцией на специальную опасность, а тревожность, беспредметна. Особой характеристикой тревожности является ощущение неопределенности и беспомощности перед лицом опасности [13, С. 215].

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень полезной тревоги.

О. Х. Маурер считал, что основная функция тревожности — сигнализирующая, она ведет к тому, что подкрепляются такие реакции и такие формы поведения, которые способствуют предотвращению переживания более интенсивного страха или уменьшают уже возникший страх [14, С. 93].

Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный уровень тревожности и страха рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности и свойственен всем людям [7, С. 16].

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцировано — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Основной причиной многозначности и семантической неопределенности в концепциях тревожности является то, что термин используется, как правило, в двух основных значениях, которые взаимосвязаны, но относятся все-таки к совершенно различным понятиям. Чаще всего термин «тревожность» используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния (Т — состояние) или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства. Мрачных предчувствий, а с физиологической стороны — активацией автономной нервной системы. Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид [18, С. 14].

Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность, как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но её уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникают состояния тревоги [2, С. 89].

Ч. Д. Спилбергер понимает под обеими мерами тревожности следующее [19, С. 354]. Состояние тревожности (Т — состояние) характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией ли возбуждением автономной нервной системы. Тревожность как черта личности (Т-свойство), по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них Т-состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности [17, С. 106].

Тревожность в данный момент (реактивная или ситуативная тревожность как состояние) характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда нарушение тонкой координации. Личностная тревожность (устойчивая характеристика человека) характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги [там же].

Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения [цит. по 20, С. 328].

На основе анализа отечественных и зарубежных исследований были определены различия ситуативной и личностной тревожности (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика ситуативной и личностной тревожности

Параметры

Личностная тревожность

Ситуативная тревожность

Сфера проявления

В самых разнообразных ситуациях, во многих сферах, особенно там, где необходимо преодолевать трудности (реальные или мнимые).

Характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Человек, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный.

В конкретной ситуации связанной с оценкой сложности и значимости деятельности, а также реальной и ожидаемой оценкой.

Характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Ситуативная тревожность по Ч. Д. Спилбергеру больше отражает эмоциональные реакции [17, С. 94].

Причины

По Ч. Д. Спилбергеру личностная тревожность — это устойчивая склонность человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности [11, С. 37]

По Ю. Л. Ханину ситуативная тревожность возникает как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, опасение потерять что-то очень значимое — любимого человека, работу, материальные или нематериальные ценности). Реакция может быть разной по интенсивности и динамичности во времени.

Факторы

Тип высшей нервной деятельности, темперамент, характер, воспитание и приобретенные стратегии реагирования на внешние факторы [17, С. 106].

По Ч. Д. Спилбергеру: «…текущими проблемами и переживаниями. Так перед ответственным событием у большинства людей она значительно выше, чем во время обычной жизни».

Результат

Конструктивный

Деструктивный

Конструктивный

Деструктивный

При низкой мотивации тревожность повышает активность и способствует достижению высокого результата. Побуждает: к поиску и конкретизации опасности; активному исследованию ситуации для определить угрожающий фактор

-агрессия;

—чрезмерная зависимость;

—заниженная самооценка;

—мрачный пессимизм

—высокий уровень активации;

—неуверенность в себе [15, С. 58].

При высокой мотивации тревожность снижает уровень активности и стремление к высоким результатам.

-человек более серьезно и ответственно подходит к решению возникающих проблем [4, С. 76].

-нарушение высших психических функций;

—напряжение,

—озабоченность,

—нервозность,

—чувство страха перед, грозящей неудачей,

—невозможность принять решение.

Высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Таким образом, проблемой тревожности занимались многие психологи: Л. И. Божович, К. Гольдштейн, К. Изард, Р. Мэй, И. П. Павлов, А. М. Прихожан, Г. С. Салливэн, Ч. Д. Спилбергер, Дж. Тейлор, А. Фрейд, З. Фрейд, Ю. Л. Ханин, К. Хорни, А. Эллис и др.

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень полезной тревоги.

Ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, оценки со стороны взрослых или сверстников, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок.

Литература:

  1. Астапов В. М. Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001. 256 с.

  2. Астапов В. М. Тревожность у детей. М.: Изд-во:ПЕРСЭ, 2001. 146 с.

  3. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. — 1992. — № 5. С. 32–41.

  4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Воронеж, 2005. — 352с.

  5. Бреслав Г. М. Психология эмоций: Учеб. пособие для вузов. М.: Смысл, 2007. 544 с.

  6. Бурлакова Н. С., Олешкевич. В. И. Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во Академия, 2005. 288 с.

  7. Долгова В. И., Кормушина Н. Г. Коррекция страха смерти у подростков: Монография, Челябинск: ООО Изд-во РЕКПОЛ, 2009. 324 с.

  8. Изард К. Э. Эмоции человека: пер. с англ.: В. Мисник, А.Татлыбаева. СПб.: Питер, 2011. 460 с.

  9. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Академия, 2007. 432 с.

  10. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 2004. 343 с.

  11. Леонтьев Д. А. Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться // Московский психотерапевтический журнал. — 2003. — № 2 — С. 107–119.

  12. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Изд-во: Речь, 2007. 248 с.

  13. Мэй Р. Смысл тревоги / перевод с английского: М. И. Завалова, А. Ю. Сибуриной. М.: Класс, 2001. 384 с. С. 215–221.

  14. Погорелова Е. И. Тревога как фактор развития личности (На примере преодоления экстремальных ситуаций): Дис. канд. психол. наук: Таганрог, 2002. 151 c.

  15. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / Психологическая наука и образование — 1998 — № 2 — С 11–18.

  16. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2000. 304 с.

  17. Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. — 1978, -№ 6. — С. 94–106

  18. Ханин Ю. Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 2003.288с.

  19. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2003. 436 с.

  20. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. СПб.: Питер, 2002. 224 с.

Среднее значение по субшкале реактивной тревожности Спилбергера – Ханина по сравнению с исходным уровнем …

Агомелатин (AGO) — это новый тип антидепрессанта с продемонстрированным антидепрессивным действием и уникальным модулирующим действием циркадного ритма. Однако AGO обладает гепатотоксичностью, что ограничивает его клиническое применение. Для разработки новых лекарств, которые вызывают меньшее повреждение печени, чем AGO, был синтезирован ряд производных; соединение GW117 было отобрано от производных из-за его высокого сродства к рецепторам. Это исследование будет изучать профиль подострой пероральной токсичности у крыс в зависимости от пола.GW117 и AGO вводили через желудочный зонд (200, 400 или 800 мг / кг / день) в течение 28 дней. Были проведены гематологические, биохимические тесты, масса органов, гистопатологические исследования, результаты показали, что AGO и GW117 оказывают неблагоприятное воздействие на тромбоциты, печень и почки, а также имеют половые различия по некоторым показателям. Гематологические тесты показали, что AGO и GW117 снижали количество тромбоцитов у самцов животных, но не влияли на самок. AGO увеличивал уровень аланинаминотрансферазы (ALT) в плазме и общий билирубин у самцов животных, а GW117 не влиял на эти два показателя.У женщин AGO умеренно повышали АЛТ, щелочную фосфатазу (ЩФ) и общий билирубин, тогда как GW117 лишь незначительно повышал ЩФ. Два препарата могут увеличивать вес и коэффициент полезного действия печени и вызывать патологическое повреждение печени, включая расширение синусоидальной оболочки печени, жировые отложения гепатоцитов и точечный некроз клеток у двух полов. AGO вызывал легкое или умеренное повреждение гепатоцитов и гепатобилиарной системы у обоих полов, в то время как только легкое гепатобилиарное повреждение было вызвано GW117 у женщин. Тесты функции почек показали, что оба препарата могут повышать уровень азота мочевины в крови у мужчин, в то время как AGO, но не GW117, может незначительно повышать уровень креатинина в крови и азота мочевины у женщин.Вес и коэффициент почек могут быть значительно увеличены двумя препаратами у мужчин, а также средней дозой AGO и высокой и низкой дозами GW117 у женщин. Патологическое поражение почек в основном характеризовалось дилатацией канальцев, истончением коркового вещества почек. Повреждение почек, вызванное GW117, было меньше, чем у AGO, и не было различий по полу. Таким образом, GW117 может вызывать легкое повреждение печени и почек у обоих полов, а также умеренное снижение тромбоцитов у мужчин, в то время как степень повреждения менее серьезна, чем AGO.Следовательно, как отличное производное GW117 заслуживает дальнейшего развития в качестве антидепрессанта.

ЭЭГ-корреляты тревоги и эмоциональной устойчивости у взрослых здоровых субъектов

  • 1.

    К. Изард, Психология эмоций , Питер, Санкт-Петербург (1999).

    Google Scholar

  • 2.

    В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков, Психологический словарь , Педагогика-Пресс, Москва (1997).

    Google Scholar

  • 3.

    гл. Спилбергер, «Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности», в: Ситуационная и личностная тревога [русский перевод], В. М. Астапов (ред.), Питер, Санкт-Петербург (2001), стр. 88-103.

    Google Scholar

  • 4.

    Н. К. Мур, «Обзор лечения тревожных расстройств с помощью ЭЭГ с биологической обратной связью», Clin.Электроэнцефалогр ., 31 , № 1, 1-6 (2000).

    CAS PubMed Google Scholar

  • 5.

    Д. К. Хаммонд, «Нейробиоуправление при тревоге и аффективных расстройствах», Child Adolesc. Психиатр. Clin. North Am. , 14 , № 1, 105-123 (2005).

    Артикул Google Scholar

  • 6.

    О. Сицилиани, М. Скьявон и М. Танселла, «Беспокойство и альфа-активность ЭЭГ у невротических пациентов», Acta Psychiat.Сканд. , 52 , № 8, 116-131 (1975).

    Артикул CAS PubMed Google Scholar

  • 7.

    M. A. Enoch, J. W. Rohrbaugh, E. Z. Davis и др., «Связь генетически переданных альфа-характеристик ЭЭГ с тревожными расстройствами и алкоголизмом», Am. J. Med. Genet ., 60 , № 5, 400-408 (1995).

    Артикул CAS PubMed Google Scholar

  • 8.

    Калашникова И.Г., Сорокина Н.Д. Биологические корреляты личностной тревожности при двух сильных типах высшей нервной деятельности. Вишш. Nerv. Деят. , 45 , № 4, 56-61 (1995).

    Google Scholar

  • 9.

    Джебраилова Т.Г. Спектральные характеристики ЭЭГ у студентов с разным уровнем личностной тревожности в экзаменационной стрессовой ситуации. Вишш. Nerv. Деят. , 53 , №4, 495-502 (2003).

    CAS Google Scholar

  • 10.

    Князев Г.Г., Савостьянов А.Н., Левин Е.А. Альфа-колебания как коррелят личностной тревожности // Междунар. J. Psychophysiol ., 53 , № 2, 147-160 (2004).

    Артикул PubMed Google Scholar

  • 11.

    Князев Г.Г., Савостьянов А.Н., Левин Е.А. Беспокойство и синхронность альфа-колебаний // Междунар.J. Psychophysiol. , 57 , № 3, 175-180 (2005).

    Артикул PubMed Google Scholar

  • 12.

    С.А. Гордеев, «Особенности биоэлектрической активности мозга при высоком уровне тревожности у человека», Физиол. Человека , 33 , № 4, 11-17 (2007).

    CAS PubMed Google Scholar

  • 13.

    С. Б. Андерсен, Р. А.Мур, Л. Венейблс и П. Дж. Корр, «Электрофизиологические корреляты тревожных размышлений», Int. J. Psychophysiol ., 71 , № 2, 156-169 (2009).

    Артикул PubMed Google Scholar

  • 14.

    О. П. Елисеев, Практическое пособие по психологии личности , Питер, Санкт-Петербург (2000).

    Google Scholar

  • 15.

    Свидерская Н.Е., Прудников Н.В., Антонов А.Г. Особенности ЭЭГ-проявлений тревожности у человека. Вишш. Нерв.Ддеят. , 51 , № 2, 158–165 (2001).

    Google Scholar

  • 16.

    В. Нотт, К. Махони, С. Кеннеди и К. Эванс, «Мощность, частота, асимметрия и когерентность ЭЭГ при мужской депрессии», Psychiat. Res. Нейровизуализация , 106 , № 2, 123-140 (2001).

    Артикул CAS Google Scholar

  • 17.

    М. Рангасвами, Б. Поржеш, Д. Б. Чорлиан и др., «Бета-мощность в ЭЭГ алкоголиков», Biol. Психиатр. , 52 , № 8, 831-842 (2002).

    Артикул PubMed Google Scholar

  • 18.

    Г. Сакс, П. Андерер, К. Дантендорфер и Б. Салету, «Картирование ЭЭГ у пациентов с социальной фобией», Psychiat. Res ., 131 , № 3, 237-247 (2004).

    Артикул Google Scholar

  • 19.

    В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский, Введение в экспериментальную психологию личности , Просвещение, Москва (1985).

    Google Scholar

  • 20.

    Г.Г. Князев, «Мотивация, эмоции и их тормозящий контроль, отраженные в колебаниях мозга», Neurosci. Biobehav. Ред. ., 31 , № 3, 377-395 (2007).

    Артикул PubMed Google Scholar

  • 21.

    Князев Г.Г., Левин Е.А., Савостьянов А.Н. Импульсивность, тревожность и индивидуальные различия вызванных и индуцированных колебаний мозга, Междунар. J. Psychophysiol ., 68 , № 3, 242-254 (2008).

    Артикул PubMed Google Scholar

  • 22.

    С. И. Сороко, Т. Ж. Мусуралиев, «Возможности направленной трансформации параметров ЭЭГ человека с использованием техники адаптивного биоконтроля», Физиол.Человека , 21 , № 5, 201-208 (1995).

    Google Scholar

  • 23.

    С. И. Сороко, Т. Ж. Мусуралиев, И. Н. Комаровер, В. В. Соложенкин, «Коррекция неврологических / психических дезадаптационных расстройств с использованием техники функционального биоконтроля с обратной связью по ЭЭГ», Физиол. Человека , 21 , № 6, 14-28 (1995).

    CAS PubMed Google Scholar

  • 24.

    А. Г. Трибрат, Д. Г. Губкин, В. Б. Павленко, «Динамика потенциалов ЭЭГ в начале серии сеансов ЭЭГ-нейробиоуправления», Нейрофизиология , 39 , № 1, 82-91 (2007).

    Артикул Google Scholar

  • 25.

    Ю. Фокина О., Куличенко А. М., Павленко В. Б. Корреляция между активностью дофаминергических нейронов вентральной покрышки и спектральной мощностью ритмов ЭЭГ у бодрствующих кошек // Нейрофизиология , 40 , №4, 304-309 (2008).

    Артикул Google Scholar

  • 26.

    Р. А. Депуэ и П. Ф. Коллинз, «Нейробиология структуры личности: дофамин, содействие побудительной мотивации и экстраверсия», Behav. Brain Sci ., 22 , № 3, 491-569 (1999).

    CAS PubMed Google Scholar

  • 27.

    Ф. Ясуно, Т. Сухара, Ю. Судо и др., «Связь между связыванием дофаминового рецептора D (2), ожирением и личностью у нормальных людей», Neurosci . Lett ., 300 , No. 1, 59-61 (2001).

    Артикул CAS PubMed Google Scholar

  • 28.

    К. Блюм, Э. Р. Браверман, Дж. М. Холдер и др., «Синдром дефицита вознаграждения: биогенетическая модель для диагностики и лечения импульсивного, аддиктивного и компульсивного поведения», J.Психоакт. Лекарственные препараты , 32 , доп. I-IV, 1-112 (2000).

    Google Scholar

  • Психолого-педагогические особенности взаимосвязи субъективного контроля и тревожности студентов в практике учебного процесса вуза

    Лаура Кагермазова 1 * , Зарема Масаева 2 , Ахмед Ажиев 2 и Циала Калманова 2

    1 Чеченский государственный университет, Грозный, 364093, Россия
    2 Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, 364024, Россия

    В статье исследуются особенности взаимосвязи между субъективным контролем и тревожностью у студентов гуманитарных и медицинских специальностей вуза, развитие саморегуляции и ее связь с самопознанием студентов.Цель исследования — изучить взаимосвязь субъективного контроля и тревожности участников образовательного процесса, взаимосвязь личностных характеристик, влияющих на тревожность у студентов различных специальностей. В статье показано понимание терминов тревога и беспокойство в различных психологических концепциях. Идея самопознания в данном исследовании реализована на различных гуманитарных и медицинских специальностях вуза. Рассматривается проявление тревожности, механизмов саморегуляции в учебном процессе с учетом психологических особенностей студентов гуманитарных и медицинских специальностей.Определены факторы влияния на тревожность студента: волевые качества, самопознание, развитие саморегуляции, стратегии совладания. В эмпирической части использовались следующие методы исследования: методика «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Спилбергера-Ханина», личный опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс образа жизни», опросник Зверкова-Адмана «Волевое Я -диагностика », а также методы математической статистики для обработки результатов.Проведено эмпирическое исследование с целью выявления связи тревожности, волевых характеристик со злоупотреблением механизмами психологической защиты у студентов гуманитарных и медицинских специальностей вуза.

    Клинические проявления депрессии у больных первичным гиперпаратиреозом | ICEECE2012 | 15-й Международный и 14-й Европейский конгресс эндокринологов

    Цель: начата работа по изучению проявлений депрессии у пациентов с первичным гиперпаратиреозом.

    Материалы и методы: Симптомы тревоги и депрессии были оценены у 67 пациентов с первичным гипертиреозом в возрасте от 16 до 30 лет, обследованных с помощью теста Спилбергера-Ханина и списка депрессии Бека.

    Проблема маргинальных психоневротических нарушений у пациентов с различными соматическими патологиями стала актуальной в последнее десятилетие. Психоневротические расстройства могут достаточно длительное время быть ведущими, маскируя другие проявления основного заболевания. Установлено, что распространенность депрессивных состояний в последние годы растет; к 2020 году депрессия будет занимать ведущее место в общей структуре заболеваемости.

    Результаты. Высокими оказались параметры как личной ( n = 62, 92, 3%), так и ситуативной ( n = 60, 88,3%) тревожности. (Тест Спилбергера-Ханина).

    Утомляемость ( n = 60, 88,3%), нарушение сна ( n = 58, 89,4%), раздражительность ( n = 52, 79,1%), заторможенность работы ( n = 46, 68,6%). ), грусть ( n = 44, 66,7), самообвинения ( n = 38, 56,7%), пессимизм и неудовлетворенность ( n = 33, 49.2%), неприязнь к себе ( n = 28, 41,7%) были среди клинических проявлений депрессии, зарегистрированных среди испытуемых. (Опись депрессии Бека).

    Выводы: У большинства испытуемых с первичным гипертиреозом обнаружено, что депрессивные реакции усугубляют тяжесть общего заболевания. Исследование демонстрирует необходимость своевременной диагностики аффективных нарушений у пациентов с первичным гиперпаратиреозом, которые необходимо скорректировать с помощью комбинированной терапии антидепрессантами с целью улучшения качества жизни пациентов.

    Заявление об интересах: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов, который мог бы быть воспринят как наносящий ущерб беспристрастности исследовательского проекта.

    Финансирование: Это исследование не получало какого-либо специального гранта от какого-либо финансирующего агентства в государственном, коммерческом или некоммерческом секторе.

    ОЦЕНКА БОЛЕВОГО СИНДРОМА У ПАЦИЕНТОВ С ЭНДОМЕТРИОЗОМ, СВЯЗАННЫМ С ЭНДОМЕТРИОЗОМ, ВЫЗВАННЫМ ЭНДОМЕТРИОЗОМ ВНЕШНИХ ПОЛОВ | Оразов

    1.Адамян Л.В., Андреева Е.Н., Аполихина И.А., Беженар В.Ф., Геворкян М.А., Гусь А.И., Демидов В.Н. и другие. Эндометриоз: диагностика, лечение и реабилитация. Федеральные клинические рекомендации по ведению пациентов. [Эндометриоз: диагностика, лечение и реабилитация. Федеральные клинические рекомендации по ведению больных. М .: Российское общество акушеров- гинекологов. 2013: 86 с.

    2. Анаф В., Саймон П., Эль Накади И., Файт И., Симонарт Т., Buxant F., Noel J.C. Гипералгезия, инфильтрация нервов и экспрессия фактора роста нервов в глубоких аденомиотических узлах, эндометриозе брюшины и яичников. Hum Reprod. 2002; 17 (7): 1895-900.

    3. Оразов М.Р. К вопросу о некоторых серологических маркерах тазовой боли при аденомиозе. Акушерство, гинекология и репродукция. [К вопрос о некоторых серологических маркерах при тазовой боли, обусловленной аденомиозом]. Акушерство, гинекология и репродукция.2013; 7 (4): 6-10.

    4. Оразов М.Р., Чайка А.В., Носенко Е.Н. Купирование хронической тазовой боли, вызванной аденомиозом, гестагеном нового поколения. Акушерство, гинекология и репродукция. [Купирование хронической тазовой боли, обусловленной аденомиозом, прогестагенами нового поколения]. Акушерство, гинекология ирепродукция. 2014; 8 (3): 6-10.

    5. МакКрэй К. Стресс / тревога и хроническая боль: взаимодействие, оценка и подходы к лечению.25-е ​​ежегодное собрание Североамериканского общества менопаузы. Вашингтон, округ Колумбия, 15-18 октября 2014 г. Менопауза. 2014; 21 (12): 1370-3.

    6. Чернуха Г.Е. Эндометриоз и хроническая тазовая боль: причины и последствия. Проблемы с размножением. Эндометриоз и хроническая тазовая боль: причины и последствия. Проблемы репродукции. 2011; 5: 83-9.

    7. Вуд Д.П., Визнер М.Г., Рейтер Р.С. Психогенная хроническая тазовая боль: диагностика и лечение.Clin Obstet Gynecol. 1990; 33 (л): 179-95.

    8. Данилов А.Б., Данилов Ал.Б. Биопсихосоциальный подход. [Биопсихосоциальный подход]. М .: АМПРЕСС, 2012: 568 с.

    9. Овакимян А.С. Клиническая иммуноморфологическая характеристика хронической тазовой боли при различных формах наружного генитального эндометриоза. [Клиническая иммуноморфологическая характеристика хронической тазовой боли при различных формах наружного генитального эндометриоза: Автореф. Дис.канд. мед. наук]. М., 2016: 27 с.

    10. Huskisson E.S. Измерение боли. Ланцет. 1974; 2: 1127-31.

    11. Данилов А.Б., Данилов Ал.Б. Биопсихосоциальная концепция боли. [Биопсихосоциальная концепция боли]. Управляйте болью. 2013; 1: 7-11.

    ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ПЕРИОДОНТАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

    Абстрактные
    Вступление.Выраженность и характер заболевания пародонта зависят от ряда факторов. Важное место
    занимает общее состояние организма, наличие
    системных заболеваний, влияния окружающей среды, хронического стресса и так далее. В ряде клинических исследований
    изучалась возможная связь между психологическим стрессом и заболеваниями пародонта.
    Цели. Определить влияние психосоматического состояния на ткани пародонта у
    обследованных жителей.
    Материал и методы. Для проведения исследования было проведено анкетирование 350 жителей Киева и еще нескольких
    городов Украины. Диагностика самооценки тревожности проводилась по
    определению теста реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина и DASS-21.
    человек обследовали полость рта и оценили состояние пародонта.
    Результатов. Более высокий уровень системных заболеваний выявлен у жителей с недостаточными жилищными условиями
    .Это также сказалось на повышенном уровне личной тревожности жителей. Высокий уровень личной тревожности влияет на распространенность и структуру заболеваний пародонта. Таким образом, исследование
    влияния психоэмоционального стресса на течение пародонта и дальнейшая разработка
    соответствующих схем рационального лечения пародонтоза (пародонтита) у людей с
    психоэмоциональным стрессом.
    Выводы. Анализ уровней реактивной тревожности у испытуемых в зависимости от наличия
    и типа заболеваний пародонта показал, что у испытуемых с наличием хронического гингивита
    уровень реактивной тревожности был достаточно умеренным.Несколько более высокий уровень реактивной тревожности был обнаружен у пациентов с пародонтитом (90 295). Уровень личной тревожности выше, если у испытуемых пародонтит
    .

    КЛИНИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА НАРУШЕНИЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ

    Малахов П.С., Асеева Ю. О., Харитонова А.С. (2016). Проблемнист адаптации студентов-медиков. Медична психолохия, 2, 3–5.

    Корниенко, О.В. (2015). Индивидуально-типологичный (интровертованый) та факторный анализ психосоматического здоровья студентов-дивчат Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Гуманитарный вісник ДВНЗ «Переяслав-Хмельницкий державный педагогичный университет имени Григория Сковороды», 35, 144–151.

    Чабан О.С., Хаустова О.О., Трачук Л.Е. (2016). Шляхы повышения эфективности навчання студентов за специальность «Медычна психолохия».Медицина психолохии, 11 (1), 3–8.

    Коваленко М.В. (2014). Структурный анализ перфекционизму устудентив выщих навчальных медицинских закладок. Украинский вісник психоневролохии, 22 (3 (80)), 65–68.

    Аймедов К.В., Стрельбыцкая С.М. (2014). Професиина мобильнист майбутних фахивцив у процеси навчання у ВНЗ: компетентный пидхид. Науково-методический журнал «Наукови практики». Серия: педахохика, 251 (239), 49–52.

    Пшук, Н.Х., Слободянюк Д. П. (2015). Рол психосоциальных чинников в генези социальной дезадаптации у студенческой молодежи. Украинский вестник психоневрологии, 23 (2 (83)), 86–91.

    Юрьева Л. Н. (2017). Кризиси профессиональной деятельности врача и пути их преодоления. Здоровье Украины, 2 (41), 23–24.

    Герасименко, Л. О. (2018). Психосоциальная дезадаптация (такие концепции. Модели). Украинский вісник психоневролохии, 26 (1 (94)), 62–65.

    Вьюн, В. В. (2017). Прынцыпы та алхоритмы психотерапевтической корекции розладив адаптации у ликарів интерн. Украинский вісник психоневролохии, 25 (3 (92)), 26–28.

    Лещина, И. В. (2011). Скрынинхова диагностика непсихотических психичных розладив у студентов-медиков.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *