Социализация десоциализация и ресоциализация личности: Десоциализация и ресоциализация

Десоциализация и ресоциализация

В современной научной литературе широко функционируют понятия десоциализации, ресоциализации, непосредственно связанные с процессом социализации. Вместе с тем, следует отметить, что разные исследователи вкладывают в данные термины различное содержание, единое понимание категорий отсутствует, что существенно затрудняет процессы изучения указанных процессов.

Подходы к пониманию социализации

Определение 1

Под социализацией в наиболее общем виде пониманию процесс усвоения личностью социального опыта, его последующего преобразования в личностные ценности, интенции, поведенческие модели, ориентации.

Указанный процесс является двусторонним, носит ярко выраженный субъект-субъектный характер, при его реализации отмечается взаимное влияние общества на личность и личности на социум.

Протекание социализации зависит от многочисленных экономических, политических, социальных, исторических, культурных, технологических факторов.

В общем виде выделяют два основных периода социализации:

  • первичная, которая начинается с момента рождения ребенка и заканчивается к 18 годам, во время которой индивид становится личностью, активным членом общества;
  • вторичная, которая длится на протяжении всей остальной жизни личности.

Социализация, таким образом, представляет собой непрерывный, перманентный, социальный процесс.

Ресоциализация как социальный феномен

В структуре социализации отдельно выделяют ресоциализацию, которая характерна только для второго периода жизни личности, осуществляется исключительно у взрослых.

Определение 2

По своей сути ресоциализация представляет собой возобновление процесса социализации в новых условиях, под воздействием новых факторов.

Различают осознанную и неосознанную ресоциализацию.

Готовые работы на аналогичную тему

Выделяют три основных ситуации, которые «запускают» процессы ресоциализации:

  1. Попадание личности в «карцерные» учреждения (тюрьмы, клиники для душевнобольных, военные училища, медицинские учреждения, любые институты, в которых индивидуум содержится изолированно от социального окружения).
  2. Обстоятельства крайнего напряжения, стресса: антропогенные, природные катастрофы, болезни, смерть и пр.;
  3. Смена социальных ролей.

Другими словами, ресоциализация инициируется в ситуации, когда у личности возникает потребность в адаптации к новым, изменившимся условиям социально-природной окружающей среды.

Выделяют следующие виды ресоциализации:

  • базовая, при которой меняются базовые ценности личности;
  • адаптационная, при которой изменяются лишь те ценности, которые позволяют легче пройти процесс адаптации;
  • идентификационная – смена базовых ценностей в результате приобретения новой идентификации;
  • поверхностная, при которой меняются неосновополагающие ценности.

Десоциализация как социальный феномен

В отличие от ресоциализации, десоциализация представляет собой процесс социализации с обратным знаком.

Определение 3

Десоциализация – процесс деградации, распада личности, при котором социализация индивидуума становится фрагментарной, приобретает антисоциальную, асоциальную направленность.

В результате десоциализации прежде социализированная личность частично или полностью возвращается к доличностной форме, утрачивает отдельные личностные качества. В свою очередь, деформация личности может стать причиной исключения индивидуума из общества.

Причиной десоциализации могут стать серьезные заболевания, утрата прежнего социального окружения и пр. Указанный процесс запускается теми же факторами, что и процесс ресоциализации, однако, результаты – кардинально противоположные.

Замечание 1

Таким образом, ресоциализация и десоциализация выступают кардинально противоположными процессами. В результате ресоциализации личность приобретает новые личностные качества, обеспечивающие успешность адаптации к новым условиям; следствием десоциализации выступает распад личности, ее исключение из общества.

Асоциализация. десоциализация и ресоциализация личности

Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер такой связи, как бы социализацию личности с противоположными знаком. Если сущность процесса социализации, рассмотренного в предыдущем параграфе, в общем и целом сводится к усвоению личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование, то термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Наряду с понятием «асоциализация» личности широко используется термин «социальная дезадаптация».

Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух, связанных с данной проблемой терминах: «десоциализация» и «отставание в социализации». Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды – дворовой компании сверстников, преступной группы и т.п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию понятию «асоциализация», однако отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте.

Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапасоциализации. Этот термин кажется далеким по смыслу от понятия «асоциализации», но тем не менее он связан с ним следующим образом. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести (и часто приводит) к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов.

Асоциализация личности происходит в те же хронологические периоды (детство, отрочество, юность), что и социализация, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте. Правда, в этом случае речь чаще идет о частичной десоциализации, когда личность порывает одну или несколько положительных связей с обществом, государством, другие же остаются позитивными. Например, человек зрелого возраста, вставший на путь хищения государственной собственности под влиянием группы скрытых преступников, одновременно может оставаться хорошим отцом семейства, быть культурным, вежливым, нормально выполнять все другие социальные роли. Об этом писал К. Маркс в одной из своих ранних работ: «Разве каждый из граждан не связан с государством тысячью жизненных нервов, и разве оно вправе разрезать все эти нервы только потому, что этот гражданин самовольно разрезал какой-нибудь один нерв? Государство должно видеть и в нарушителе лесных правил человека, живую частицу государства, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать Родину, свидетеля, к голосу которого должен прислушиваться суд, члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которой священно, и, наконец, самое главное — гражданина государства. Государство не может легкомысленно отстранить одного из своих членов от всех этих функций, ибо государство отсекает от себя свои живые части всякий раз, когда оно делает из гражданина преступника».

На наш взгляд, это высказывание К. Маркса вместе с его широкоизвестным тезисом о том, что сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений, можно взять за исходную методологическую посылку как для классификации степеней асоциализации, так и для рассмотрения процесса ресоциализации личности.

Что касается классификации асоциализированных личностей, то их можно расположить на шкале, где на одном полюсе будут находиться лица, в минимальной степени асоциализированные, «порвавшие» один или два «жизненных нерва» с обществом и государством, а на другом — лица, практически разорвавшие большинство основных связей с обществом, для которых преступный образ жизни стал источником существования и естественной жизнедеятельностью.

Каков же социально-психологический механизм асоциализации (десоциализации) личности, каким образом она встает на антиобщественный путь поведения? На раннем этапе асоциализации главным является механизм подражания, когда дети или подростки неосознанно или частично осознавая перенимают у взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру. При этом основным мотивом у них выступает желание быть взрослыми, получить одобрение в данной отрицательной микросреде. Последняя стимулирует закрепление таких образцов поведения и, напротив, осуждает общепринятые нормы поведения. Иначе говоря, здесь осуществляется социальный контроль за личностью, в ходе которого к ней применяются или позитивные санкции (похвала, одобрение, поддержка и т.п.) при условии «нормального» с точки зрения среды поведения данной личности, или негативные (осуждение, неодобрение, угрозы избиения и т.п.) в случае отступления от выполнения установленных в этой среде правил поведения. Например, могут быть высмеяны доброта, милосердие, трудолюбие и, наоборот, одобрены жестокость, презрение к честному труду.

Процесс асоциализации личности хотя и осуществляется в основном стихийно, неосознанно, тем не менее он, как и социализация, может проходить целенаправленно. Ведь родители и лидеры преступных группировок могут научать подростков (а в случае десоциализации — и взрослых) преступному поведению вполне осознанно, путем постепенного вовлечения в преступную деятельность, используя тот же механизм поощрений и наказаний. Учитывая влияние более широкой социальной среды, других институтов социализации, такой «учитель» может мотивировать преступное поведение обучаемого позитивными, одобряемыми обществом ценностями, например честностью, справедливостью, заботой о ближнем, скрывая истинные мотивы.

В отношении личности, вставшей на криминальный путь поведения, общество в лице институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию, т.е. процесс социального восстановления личности, усвоение ею повторно (в случае десоциализации) или впервые (в случае асоциализации или отставания в социализации) позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Приставка «ре» в понятии «ресоциализация» означает демонтаж, разрушение усвоенных личностью в процессе асоциализации (десоциализации) негативных, антиобщественных норм и ценностей и привитие ей позитивных норм и ценностей, одобряемых обществом.

Термин «ресоциализация» достаточно широко используется представителями не только социологии и социальной психологии, но и педагогами, юристами. Так, некоторые педагоги считают, что «перевоспитание осужденных направлено на их ресоциализацию и возвращение к честной трудовой жизни на свободе» (т. е. в данном случае ресоциализация рассматривается как результат процесса перевоспитания). Юристы также используют этот термин, в частности, при исследовании вопросов уголовноисполнительной политики применительно к молодежи, отмечая большую способность к ресоциализации субъекта молодого возраста по сравнению со взрослым (здесь ресоциализация рассматривается не только как результат, но и как процесс).

Общество, социальные институты, занятые социализацией и социальным контролем, могут зафиксировать вступление личности на асоциальный путь и принять соответствующие ресоциализирующие меры. При этом задействуются те же социальные институты, которые осуществляют процесс социализации, — семья, школа, трудовые, воинские, учебные коллективы, общественные организации, профилактические структуры правоохранительных органов. Нередко посредством таких мер процесс ресоциализации личности можно осуществить без лишения свободы. Однако если асоциализация (десоциализация) осуществлялась скрытно от общества, если в деятельности названных институтов социализации допускались определенные сбои, рассогласования, и личность совершила уголовно наказуемое социально опасное деяние, то она может по приговору оказаться в местах лишения свободы. Суть этого этапа ресоциализации — в восстановлении и развитии у личности социально полезных связей с обществом, в разрушении асоциальных поведения и ролей, в усвоении, закреплении позитивных образцов поведения, социальных ценностей. В этом случае реасоциализацию осуществляют такие специальные институты, как воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних, исправительно-трудовые колонии общего, строгого и особого видов режима и тюрьмы для взрослых осужденных. Главной целью этих социальных институтов является исправление и перевоспитание осужденных, т. е. их ресоциализация.

Проблема ресоциализации связана не только с исправлением осужденных. Она выходит на проблему включения в нормальный процесс социализации осужденных и других категорий лиц: больных, наркоманов, лиц, переживших стресс во время аварий, боевых действий, природных стихийных бедствий. Поэтому в настоящее время наряду с понятием «социальная адаптация» в социальной психологии широко используется термин «социальная реабилитация». Во многом эти термины синонимичны друг другу, во всяком случае, они составляют основное содержание социальной работы. Но между ними есть и различия — прежде всего в объекте социальной работы. Социальная адаптация необходима как здоровым, так и больным людям. Что же касается социальной реабилитации, то в ней нуждаются лица, для которых характерен посттравматический синдром, в частности «афганцы», ликвидаторы чернобыльской аварии, лица, перенесшие природные стихийные бедствия, беженцы из так называемых «горячих точек», освободившиеся из мест лишения свободы, инвалиды и др. Эти лица испытывают потребность не только в социальной помощи, но и в психотерапии, психокоррекции (аутотренинге и пр.). Без снятия эмоциональной напряженности (реабилитации) невозможна социальная адаптация. В данном случае важны не только восстановление социальных функций, но и нормализация психических состояний.

На Западе опыт по социальной реабилитации накопили различные фонды, общества милосердия, церковь, Армия спасения и т. п.

Аналогичная по содержанию социальная работа развертывается и в России, о чем свидетельствует создание реабилитационных центров. Это обстоятельство обусловливает необходимость ускорения развития гуманистической психологии, ориентированной на нужды социальной практики.

Ресоциализация и десоциализация.

         Поскольку жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением новых статусов, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни, человеку периодически приходится многому переобучаться. Этот процесс  распадается на два этапа: десоциализацию и ресоциализацию. Десоциализация – это отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация – следующий этап – обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен прежних.

Что общего имеют женщина, только что ставшая монахиней, и мужчина, который только что развелся? В том, что и он, и она проходят процессы десоциализации и ресоциализации – усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения. В наиболее общей форме ресоциализация происходит каждый раз, когда мы узнаем что-то, не совпадающее с нашим прежним опытом.

И десоциализация, и ресоциализация могут быть глубокими, интенсивными и поверхностными, сопровождающими нормальные жизненные циклы человека.

Например, новый начальник,  требуя работать по-иному, вызывает мягкие и незначительные процессы де- и ресоциализации, поскольку новые действия являются модификацией уже знакомых нам процедур. Но эти процессы могут быть более интенсивными, например, при вступлении в религиозную группу, поскольку в этом случае люди подвергаются воздействию идей, противоречащих их прежнему мировоззрению. Если эти идеи прививаются, коренным образом меняется не только поведение индивида, но и его восприятие жизни. Иногда человека попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация уже не способна восстановить утраченные ценности, нормы и роли.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Десоциализация личности детей, подростков — причины, примеры

Десоциализация – это потеря субъектом по разным причинам, общественного (социального) опыта, которая отражается на его жизнедеятельности и потенциале самореализации в общественной среде. Десоциализация в психологии – это процесс, который является противоположным социализации, т.е. процесс десоциализации означает потерю субъектом конкретных социальных приоритетов и ценностей, правил, норм и сопровождается отчуждением субъекта от определенного коллектива или группы. Дословно данный процесс переводится, как отсутствие социализации. Десоциализация является сознательным отказом от освоенных норм, ценностей, определенных социальных ролей, обычного образа жизни.

Десоциализация личности

Десоциализация в психологии — это своеобразное разрушение нормального хода социализации. Сегодня выделяют следующие уровни социализации: первичный и вторичный. Первичный уровень социализации наступает в сферах межличностных взаимодействий в малых коллективах, где первичными агентами выступают родители и другие родственники, учителя, сверстники, значимые взрослые и др. Вторичный уровень социализации происходит при взаимодействии с большими общественными группами и социальными институтами, где агентами выступают официальные учреждения, формальные организации: администрация ВУЗов, государственные чиновники, армия.

Десоциализация личности – это специфический процесс, при котором социализированный ранее индивид постепенно теряет свои приобретенные социальные качества.

Десоциализация может начинаться в раннем возрасте, а может и в зрелом. Если такой процесс наступает уже в зрелом возрасте, то в основном он заключается в порыве личности с одной или несколькими положительными связями с социумом или государством в целом, другие связи остаются позитивными.

Основные характеристики десоциализированной личности: отстранение индивида от старых норм, ценностей, правил поведения, ролей, от конкретной группы, потеря социального опыта, которая отражается на самореализации в социуме.

Десоциализация может достигнуть различных степеней выраженности, от легкой потери ориентации в социальных обстановках, до отстраненности от своего коллектива или общества и полной утраты связей с общественной средой.

Бывает, что индивид может попасть в определенные экстремальные обстоятельства, при которых десоциализация заходит довольно глубоко и разрушает нравственные и моральные основы личности индивида. Когда такое происходит, личность становится неспособной восстановить все утраченные ценности, нормы и роли в полноценном объеме. Такое происходит в концентрационных лагерях, колониях, тюрьмах, психиатрических больницах, а иногда и со служащими в армии.

Десоциализация может наступать в случаях сужения сферы своей культурно-социальной активности. В связи с тем, что все жизненные циклы имеют тесную взаимосвязь с изменением социальных ролей, получением новых статусов, отречением от привычек, дружеских контактов, окружения, сменой обычного образа жизни, субъекту в процессе жизни приходится постоянно переобучаться. Такой процесс имеет два этапа: ресоциализацию и десоциализацию. Ресоциализация заключается в обучении новым нормам, ценностям, правилам, ролям взамен прежних. В общем смысле, когда человек узнает что-то новое, которое не совпадает с его прежним опытом и происходит ресоциализация.

Ресоциализация и десоциализация бывают поверхностными и интенсивными, глубокими, сопутствующими нормальным жизненным циклам человека.

Десоциализация причины

Причины десоциализации бывают самыми различными: от длительного и тяжелого заболевания до обычного отпуска. По мнению некоторых психологов к ней могут приводить чрезмерные применения в повседневной жизни современной культуры и технологий (например, развлекательные телепередачи).

Важнейшую роль в процессах социализации субъектов играет воспитание и подростковая субкультура. Социальная незрелость, инфантильность, которая возникает вследствие неправильного («тепличного») воспитания, намеренного ограждения от обязанностей, от усилий по достижению целей, чрезмерной опеки подростков может привести к десоциализации личности.

Десоциализация наступает в случаях наступления отчужденности индивидов от социальных институтов, выступающих носителями общепринятых норм моральности и права, которые, в конечном итоге, определяют своеобразное «врастание» в людскую культуру. В таких случаях развитие личности может идти под воздействием на нее различных преступных или асоциальных субкультур, которые имеют свои собственные групповые нормы, ценности, несут антисоциальный характер. В данных условиях десоциализация будет выступать в качестве социализации, но совершаемой под воздействием негативных антисоциальных влияний, приводящих к общественной дезадаптации, которая носит противоправный характер, формированию искривленных нормативно-ценностных представлений.

Основное десоциализирующее воздействие оказывается со стороны самого ближайшего окружения, демонстрирующего образцы антиобщественного поведения, асоциальных убеждений и ориентаций.

В зависимости от того, какие причины вызывают десоциализацию, она может нести за собой различные последствия для индивида. Также она может быть итогом добровольного отречения от прежних ценностей. Например, уход в монастырь или жизнь на лоне дикой природы и т.д.  В таких случаях десоциализация может духовно обогатить личность, а не вести к ее нравственной деградации. Однако чаще она бывает вынужденной. Ее причинами могут быть различные неблагоприятные трансформации социальных обстоятельств: физические и психологические травмы, которые ведут к инвалидности, неизлечимые болезни, психологические стрессы, которые ведут к потере смысла жизни, ее целей и ориентиров, утрата работы, потеря бизнеса, резкая смена политической конъюнктуры и др.

Неспособность индивида выдерживать давление различных социальных ситуаций, обстоятельств, условий ведет ее к иллюзорному бегству от реальности. Также десоциализацию сопровождают наркотики и алкоголь. По мере десоциализации индивид теряет элементы культурности и воспитанности.

Десоциализация у детей

Основной направленностью семейного воспитания является функция начальной социализации, так как первичная социализация успешнее и эффективнее происходит в семье. Именно за счет семьи обеспечиваются связи индивида с демографическими, социальными, экономическими процессами в социуме. Однако сегодня существуют семьи, которые не в состоянии обеспечить оптимальное и благоприятное воздействие на развитие личности ребенка. Десоциализация подростков может возникать вследствие неправильного семейного воспитания.

Уменьшение внимания со стороны социума и государства в целом к существующим проблемам в воспитании нового поколения сегодня привело к совершенно неблагоприятным общественным последствиям. К таким последствиям можно отнести: увеличение подростковой наркомании и алкоголизма, внебрачные дети, ранее материнство, ранее вступления в беспорядочные половые отношения, преступность несовершеннолетних, криминализация, насилие в семье над детьми. Все перечисленные последствия ведут к нарушению первичной, а затем и вторичной социализации детей. И, как следствие, у детей проявляется десоциализация подростков. Она может быть своеобразным протестом ребенка на условия его жизни в семье.

Различают такие типы неблагополучных семей, ведущих к десоциализации личности: аморальный, конфликтный, педагогически некомпетентный и асоциальный тип.

Чем младше дети, тем тяжелее для них могут складываться условия развития в неблагоприятных семьях, которые характеризуются постоянными ссорами и конфликтными ситуациями, несогласием, физической агрессией. Все это способствует развитию у малышей чувства беззащитности и незащищенности. В семьях с преобладанием напряженной, угнетающей, тревожной атмосферы нарушается правильное развитие детей и их чувств. Вследствие чего такие дети не получают чувство любви по отношению к себе, поэтому не способны и сами проявлять это чувство.

Если ребенок длительное время проживает в семье, в которой постоянно происходят случаи насилия, царит отчужденность, то у него понижается способность к эмпатии. В дальнейшем это будет затруднять процессы обучения и вызывать сопротивляемость ребенка, что ведет к нарушению его социализации.

Длительное влияние на детей нечеловеческих, неблагоприятных условий жизни вызывает отрицательные физические, психические изменения в детских организмах, которые влекут за собой очень тяжелые последствия антисоциальной направленности. Такие дети отличаются плохим, антиобщественным поведением и нарушением в развитии их личности.

Детей, растущих в неблагополучных семьях, объединяет одна общая черта – нарушение социализации (десоциализация): неспособность приспособления к незнакомой, чужой среде, к новым условиям, воровство, повышенная половая активность, агрессивность, потеря интереса к труду и обучению, лень, утрата ценностных, нравственных и моральных ориентаций, которые приняты в обществе, вредные привычки, отсутствие духовности и стремления к развитию.

М. Раттер выделил ряд обстоятельств, которые способствуют десоциализации детей: травмы в семье, недостаток любви в семье, развод родителей или смерть одного из них, жестокость родителей, непоследовательность или несогласованность родителей в воспитании, нахождение в приюте. В процессе семейного воспитания дети усваивают, как положительные, так и негативные образцы действий и поведения взрослых, иногда доводя их до сильного проявления. Дети постоянно сопоставляют поступки родителей с их словами. Ребенок будет не в состоянии пройти процесс социализации, если слова родителей будут не совпадать с их действиями. Такой ребенок не сможет, например, не врать, если постоянно ловит родителей на лжи или будет агрессивным, если постоянно наблюдает агрессию в семье.

Десоциализация примеры

Десоциализация в более сложном своём определение может означать деградацию личности. Наступает тогда, когда социализация субъекта начинает становится более фрагментарной и теряет всю многогранность и многосторонность социального процесса или приобретает асоциальную направленность. Например, это происходит, когда человек чрезмерно склонен к алкоголю или является наркоманом. Таких людей не волнует ничего, кроме дозы или наркотика, они готовы воровать, и даже убивать для того, чтобы получить желанное удовлетворение низменных потребностей. Т.е. процесс десоциализации заключается в возвращении ранее социализированного человека к его доличностной форме или утрачивании им общественно но одобряемые личностные качества.

Примером десоциализации может служить человек после длительного психиатрического лечения или нахождения в тюремном заключении. Более легким проявлением десоциализации может служить индивид, вернувшийся на работу после длительного отпуска дикарем на природе.

Ярчайшим примером десоциализации может быть любое совершенное преступление, т.к. само преступление является нарушением существенных норм и посягательством на оберегаемые ценности. Совершая преступление, индивид демонстрирует отказ от фундаментальных основ и ценностей любого социума. Целью уголовного наказания является процесс ресоциализации преступников (исправления).

Десоциализация в глобальном своем проявлении может служить в качестве фактора, влияющего на снижения общего потенциала социума в целом, истребления национального самосознания. Заключается в навязывании специфических стереотипов, например, с помощью средств массовой информации.

Однако не всегда десоциализация ведет к негативным последствиям, иногда она может являться итогом добровольного отказа от прежних значимостей и ценностей, например, уход в монастырь.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Научное понимание ресоциализации как основа психолого-акмеологической технологии работы со специалистами сферы «Человек

УДК 159.9

НАУЧНОЕ ПОНИМАНИЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ СФЕРЫ «ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК»

© Наталия Александровна Клевцова

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, старший преподаватель кафедры психологии, e-mail: [email protected]

Предпринята попытка рассмотрения вопросов ресоциализации специалиста сферы «человек -человек» (на примере врача). Дается характеристика ресоциализации, десоциализации и социализации специалиста. Предлагается интерпретация результатов десоциализации и ресоциализации врача. Определяется роль личности, направленности, копинг-стратегий в процессе ресоциализации. Рассматриваются некоторые возможные направления ресоциализации врача.

Ключевые слова: ресоциализация; социализация; десоциализация; личность специалиста сферы «человек-человек»; профессиональная среда.

Ресоциализация относится к числу социальных понятий и широко используется в криминологии, социологии, психологии и в других гуманитарных науках. Оно объективно связано с понятием «социализация». Учет значения префикса «ре» (лат. ге — повторное, возобновляемое действие), позволяет понимать ресоциализацию как «возобновление или повторность» процесса социализации.

Социализация охватывает практически все процессы приобщения индивида к культуре: его обучение и воспитание, взаимодействие с другими людьми, освоение им ценностей и норм общества, различных социальных ролей и видов совместной деятельности, приобретение определенных прав и обязанностей, взглядов, привычек и т. д.

Так как ресоциализация есть повторность социализации, следовательно, ресоциализация — процесс, т. е. закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление.

Противоположный социализации процесс трактуется в научной литературе как десоциализация. Данный феномен означает утрату человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (например, отпуск, длительная болезнь, изоляция от естественной среды и пр.) социального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности.

Переходным звеном от десоциализации к социализации является процесс ресоциализации.

В общественных науках ресоциализация определяется как усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия; восстановление утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности усвоение новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения [1].

В биографии человека существуют жизненные циклы — периоды жизни, отделенные друг от друга важными событиями и связанные со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. В каждом новом цикле человеку приходится многому переобучаться. Данный процесс «переобучения» как бы распадается на два этапа. Вначале происходит отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения (десоциализация), затем — обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых (ресоциализация).

Таким образом, десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно социализации. Следовательно, в процессе ресоциализации происходит восстановление утраченных или усвоение новых социальных ценностей, норм, опыта общения, поведения и жизнедеятельности.

Иногда десоциализация превращается в разрушение нравственных основ личности. В этом случае ресоциализация значительно затрудняется, что не позволяет восстановить

утраченные ценности, нормы и роли. В данных случаях предшествующая десоциализация играет как положительную, так и отрицательную роль, т. к. человек теряет и негативный социальный опыт, и позитивный, необходимый ему для естественной самореализации. Здесь десоциализация означает разрушение и потерю некоторых важных ценностных и нормативных ориентаций, навыков общения, усвоенных в процессе формирования личности, а также приобщение к определенной локальной субкультуре или «контркультуре», основные установки которой противостоят общепринятым культурным ценностям [1, с. 44]; неприспособленность индивида к социальной среде, т. к. социальнопсихологическим содержанием ее является несовпадение целей и ценностных ориентации группы и личности. В этом аспекте десоциализация понимается как следствие отчуждения личности, которое охватывает многие стороны жизни общества и человека.

Для определения ресоциализации специалиста сферы «человек — человек» (на примере врача) следует более детально рассмотреть особенности личности данного специалиста, которые значительно влияют на понимание данного процесса.

Личность — это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Личность — это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

Понятие личности специалиста сферы «человек — человек» (врача) наделено специфическим содержанием: высокая эмоциональная устойчивость, психологическая надежность, умение противостоять стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам, сформированные коммуникативные навыки, развитые механизмы психологической адаптации и компенсации.

Успешная врачебная деятельность, как показывают многочисленные исследования различных авторов, как отечественных, так и зарубежных, определяется такими психологическими особенностями, как высокий уровень коммуникативной компетентности, реализуемой в отношении пациентов, их родственников, а также медицинского персонала; важную роль играют независимость и автономность врача, его уверенность в собствен-

ных силах и устойчивость в ситуациях непопулярности и отвержения, в сочетании с гибкостью и пластичностью поведения в изменяющихся нестандартных профессиональных ситуациях, высокая степень устойчивости к стрессу, к информационным и эмоциональным перегрузкам, наличие развитых механизмов адаптации и компенсации с высокой значимостью экзистенциально-гуманистических ценностей, формирующих дальнюю жизненную перспективу.

По утверждению С. Л. Рубинштейна личность есть совокупность внутренних условий, через которые действуют внешние причины. Внутренние условия составляют внутреннюю структуру личности специалиста сферы «человек — человек». В этой структуре различают три компонента: биологический (физический), психологический и социальный.

Биологический компонент включает различные природные свойства человека: возрастные, половые, конституционно-соматические, нейродинамические и т. п.

Психологический компонент — это совокупность психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и общения. Сюда включены ценностные ориентации личности, основные жизненные функции (выражаются в соответствующих потребностях и детерминируют поведение), внутренний социально-личностный контроль индивида [1].

По статистике приблизительно через 5 лет после начала самостоятельной профессиональной деятельности специалиста сферы «человек — человек» (врача) может формироваться психологический кризис, который, в частности, проявляется возникновением у врача очень неприятного для больных свойства цинизма. Признаками психологического кризиса являются: утрата уважения к личности больного, который начинает восприниматься как анонимное физическое тело, часть которого нуждается в терапии; формальность, поверхностность, отстраненность в межличностных взаимоотношениях «врач -больной»; отсутствие эмоциональных компонентов этих взаимоотношений [2].

Преобладание перечисленных выше ориентаций отрицательно сказывается на ресоциализации специалиста сферы «человек -человек».

Социальный компонент раскрывает основные формы взаимодействия личности с обществом. Он характеризуется с помощью таких категорий, как образ жизни, социальный статус, социальная роль. Социальный статус определяется принадлежностью лица к конкретной социальной группе, социальнодемографическими данными (образование, семейное положение и т. п.). Личность специалиста сферы «человек — человек» (врача) характеризуется потерей привычного для него социального статуса. Если под социальным статусом понимается относительное положение, занимаемое личностью в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, происхождением, семейным положением, то его утрата фактически означает потерю места личности в социальной структуре общества, в различных сферах жизни.

При рассмотрении личности специалиста сферы «человек-человек» (врача) как совокупности социально-типических свойств и качеств, сложившихся в определенной системе отношений и проявляющихся в определенных способах жизнедеятельности, главное внимание при ресоциализации должно быть уделено изменению деформированной системы отношений, что невозможно без переоценки личностью значимых для человека ценностей, без преодоления «экзистенциального вакуума» [2]. Это подтверждено многочисленными исследованиями, позволяющими предположить, что основные различия между личностями специалистов состоят в направленности личности, ядром которой является «смысл жизни» (А. Ратинов, В. Франкл). Направленность обусловливает систему побуждений личности, мотивацию поведения, содержание жизненных позиций. Она выражается в доминирующих целях и мотивах деятельности, интересах, идеалах, убеждениях, системе отношений, жизненных планах и перспективах, формируемых на основе потребностей.

Согласно В. Франклу, основной движущей силой в поведении личности является ее стремление к поиску и реализации смысла своей жизни. Жизненный смысл, часто теряющийся после профессионального кризиса

врача, можно открыть лишь для самого себя, и здесь главную роль играет собственная активность специалиста сферы «человек — человек» [2, с. 240]. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает неврозы, связанные с апатией, депрессией, утратой интереса к жизни.

Следовательно, для успешной ресоциализации восстановление утраченного смысла жизни является неотъемлемой задачей. Смыслы не даются человеку произвольно; они должны быть им найдены, иначе человек теряет свою автономию и либо хочет того же, что и другие, либо делает то, что другие хотят от него. Смысл — безусловное значение чего-либо, не зависящее от произвола индивидуальной мысли, отражающее объективную значимость идеи, мысли, действия, их реальное содержание.

Изложенное позволяет сделать ряд выводов.

1. Ресоциализация — процесс, т. е. закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление.

2. Переходным звеном от десоциализации к социализации является процесс ресоциализации.

3. Десоциализация и ресоциализация -две стороны социализации. Следовательно, в процессе ресоциализации происходит восстановление утраченных или усвоение новых социальных ценностей, норм, опыта общения, поведения и жизнедеятельности.

Следовательно, ресоциализация специалиста сферы «человек — человек» — это процесс восстановления индивида в качестве полноправного социализированного члена общества посредством усвоения общепринятых ценностных ориентаций, восстановления социальных функций и статуса личности.

1. Дмитриев Ю.А., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. Ростов н/Д, 2007. С. 148.

2. Соловьева С.Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача. СПб., 2001. С. 14-15.

Поступила в редакцию i9.G9.2GiG г.

i66

UDC 159.9

SCIENTIFIC UNDERSTANDING OF RE-SOCIALIZATION AS BASIS OF PSYCHOLOGICAL AND ACMEO-LOGICAL TECHNOLOGY OF WORK WITH SPECIALISTS OF “MAN — MAN” SPHERE

Nataliya Aleksandrovna Klevtsova, Voronezh Economical and Law Institute, Voronezh, Russia, Senior Lecturer of Psychology Department, e-mail: [email protected]

An attempt was made to consideration of resocialization questions of professional of “man-man” sphere (for example, a doctor). The characteristics of resocialization desocialization and socialization of specialist is given. The interpretation of the results desocialization and resocialization of a doctor is given. The role of personality, orientation, coping-strategies in the process of resocialization is defined. some of The possible directions of doctor’s resocialization are discussed.

Key words: resocialization; socialization; desocialization; specialist’s personality of “man-man” sphere; professional environment.

Статья 15214 — Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки

Авторы

Фолиева Татьяна Александровна, кандидат философских наук, кафедра профсоюзного движения, общих и гуманитарных дисциплин, Волгоградский филиал Академии труда и социальных отношений (Россия, г. Волгоград, ул. Ким, 6, корпус «Б»), [email protected] 

Аннотация

Актуальность и цели. В отечественной теории социализации не существует обобщающих методологических работ, посвященных разработке научно-категориального поля. Можно столкнуться не только с понятием «социализация», но и с его производными: десоциализация, ресоциализация, асоциализация, ожидаемая и неожидаемая социализация и т.д. Цель работы – уточнение содержания некоторых понятий, которые можно встретить в отечественной и
зарубежной литературе.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа основных публикаций по проблеме социализации в отечественной и зарубежной теории социализации. В ходе исследования были применены категориальный, обобщающий и сравнительные методы исследования, которые позволили сопоставить содержание категорий и уточнить их значение.
Результаты. Само явление социализации при сохранении общепринятой интерпретации понятия предлагается исследовать «от человека», т.е. максимальное внимание уделять механизмам интериоризации отдельным индивидом внешнего воздействия. Выдвинуто предложение отказаться от интерпретации ресоциализации как процесса возвращения индивида к социально одобряемому поведению после организации карцерного типа. Внесены уточнения в трактовку терминов «десоциализация», «ресоциализация», «ожидаемая социализация» и др.
Выводы. Уточнение категориального аппарата теории социализации позволяет более точно моделировать интериоризацию отдельным индивидом внешнего воздействия Значимых Других. Процесс становления личности следует рассматривать как мультилинейное развитие, исследование которого возможно лишь при учете множества допущений и условий, чтобы получаемая карти- на наиболее полно соответствовала реальности.

Список литературы

1. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1967. – 384 с.
2. Мудрик, А. В. Социализация человека : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050711 (031300) «Социальная педагогика» / А. В. Мудрик. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2006. – 303 с. – (Высшее профессиональное образование).
3. Hurrelmann, K. Sozialisation. Das Modell der produktiven Realitätsverarbeitung / K. Hurrelmann. – Weinheim : Beltz, 2012. – 312 s.
4. Modrzewski, J. Socjalizacja i uczestnictwo społeczne: studium socjopedagogiczne / Jerzy Modrzewski. – Poznan : Wydaw. Naukowe UAM, 2004. – 184 s.
5. Tillmann, K.-J. Sozialisationstheorien / K.-J. Tillmann. – Reinbek : Rowohlt, 1989. – 280 s.
6. Гидденс, Э. Социология / научн. ред. В. А. Ядов ; общ. ред. Л. С. Гурьевой и Л. Н. Иосилевича. – М. : Эдиториал УРСС, 1999. – 703 с.
7. Зеленков, П. Г. Правовое сознание в процессах социализации и десоциализации личности / П. Г. Зеленков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2006. – Т. 5, № 23. – С. 37–42.
8. Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Филипп Арьес ; пер. с фр. яз. Я. Ю. Старцев. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1999. – С. 8–11.
9. Мид, М. Культура и мир детства: Избр. произведения / М. Мид ; пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева ; сост., авт. послесл. и отв. ред. И. С. Кон. – М.: Наука, 1988. – С. 91–95.
10. Блок, М. Апология истории, или Ремесло историка / Марк Блок ; пер. Е. М. Лысенко ; примеч. и ст. А. Я. Гуревича ; АН СССР. – 2-е изд., доп. – М. : Наука, 1986.
11. Шюц, А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / А. Шюц ; пер. с нем. и англ. – М. : Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2004. – 1056 с. – (Книга света).
12. Schank, R. Scripts, plans, goals, and understanding: an inquiry into human knowledge structures / Roger C. Schank, Robert P. Abelson. – Hillsdale, N. J. : L. Erlbaum Associates ; New York, 1977. – 284 p.
13. Андреева, Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 288 с.
14. Борисова, О. А. Конструирование идентичности в гендерном дискурсе // Вестник удмуртского университета. – 2006. – № 3. – С. 147–154.
15. Беттельгейм, Б. Индивидуальное и массовое поведение в крайних ситуациях (1943) / Бруно Беттельгейм // Дружба народов. – 1992. – № 11/12. – С. 101–116.
16. Goffman, E. The characteristics of total insitutions / E. Goffman // A sociological reader on complex organizations / еd. by A. Etzioni, E. Lehman. – The 3-rd ed. – Holt : Rinehart and Winston, 1980.
17. Бафанов, А. П. Десоциализация личности в трудовом процессе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. «Социальные науки». – 2012. – № 3. – С. 16–19.
18. Черняева, Т. Н. К вопросу о месте и роли опыта в процессе социализации / Т. Н. Черняева // Вопросы современной науки и практики. – 2008. – Т. 1, № 3 (13). – С. 68–75.
19. Ковалева, А. И. Десоциализация / А. И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. – 2006. – № 1. – С. 184.
20. Ромм, Т. А. Социальное воспитание в постиндустриальную эпоху / Т. А. Ромм // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. IV. Педагогика. Психология. – 2009. – Вып. 3 (14). – С. 17–26.
21. Му дрик, А. В. Диссоциальное воспитание в контркультурных организациях //
Проблемы современного образования. – 2011. – № 4. – С. 16–21.
22. Мертон, Р. К. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон ; пер. с англ. Е. Н. Егоровой и др. – М. : АСТ: Хранитель, 2006. – 873 с. – (Социология).
23. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина ; Научно-исследовательский ин-т общ. и пед. психологии Академии педагогических наук СССР. – М. : Педагогика, 1986. – 143 с.
24. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер. – М. ; СПб., 2008. – 190 с. – (Детскому психологу).

Лекция № Социализация, десоциализация, ресоциализация. Девиантное поведение личности и группы

Заочное отделение. Обзорная лекция № 4.

Социализация, десоциализация , ресоциализация. Девиантное поведение личности и группы.

Социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Факторы социализации личности:


  1. Макрофакторы: страна и государство, культура.

  2. Мезофакторы: этнос – нация –исторически сложившаяся группа людей, проживающих на одной территории, объединённые общим языком, культурными ценностями и традициями; региональные условия, тип поселения , СМИ

  3. Микрофакторы – семья, близкое окружение , учебное заведение, коллектив.

Асоциализация личности – дезадаптация – процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, негативных ролей и установок, которые приводят к деформации общественных связей.

Десоциализация личности – на определённой стадии нормальной социализации происходит её некоторая деформация, когда она попадает под влияние микросреды. В результате происходит разрушение положительных норм, взамен которых усваиваются новые – антиобщественные.

Ресоциализация – процесс социального восстановления личности, усвоению ею позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей.

Стадии развития асоциального поведения.

— неодобряемое поведение (эпизодические шалости)

— порицаемое поведение (более систематические осуждения со стороны взрослых)

— девиантное поведение (нравственно отрицательные поступки)

— деликвентное (преступное) поведение

— деструктивное поведение

Девиация – нарушение от заданного курса, от общего курса.

Социальная девиация – отклонения в развитии и функционировании субъектов социального взаимодействия (личности, группы, субкультуры) от общего направления развития системы, в которые они включены.

Атрибуты социальных девиаций:

— расхождение между индивидуальной линией развития индивида (группы) и доминирующими ценностями/тенденциями общественной жизни

— негативная реакция общества

— стремление общества контролировать и устранять нежелательное поведение и его носителей в форме изоляции, наказания

— ограничение прав носителей девиации, ограничение их социальных возможностей, социальная дезадаптация и снижение качества жизни.

В праве под отклоняющимся поведением понимается всё, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является мера их общественной опасности. По зарактеру и степени общественной опасности деяний их делят на преступления, административные и гражданско – правовые деликты, дисциплинарные проступки.

Преступления в зависимости от степени общественной опасности подразделяются на следующие категории: небольшой тяжести с наказанием до 2 лет, средней тяжести с наказанием до 5 лет, тяжкие преступления с наказанием до 10 лет лишения свободы или с более строгим наказанием.

Особенная часть Уголовного кодекса содержит перечень деяний, признаваемых незаконными и уголовно – наказуемыми на территории России в настоящее время.

преступления против личности (против жизни и здоровья; против свободы, чести и достоинства личности; против половой неприкосновенности и половой свободы личности; против конституционных прав и свобод человека и гражданина; против семьи и несовершеннолетних)

преступления в сфере экономики (против собственности; в сфере экономической деятельности; против интересов службы в коммерческих и иных организациях)

преступления против общественной безопасности и общественного порядка (против общественной безопасности; против здоровья населения и общественной нравственности; экологические преступления)

преступления против государственной власти (против основ конституционного строя и безопасности государства; против государственной власти; против государственной службы и службы в органах местного самоуправления; против правосудия; против порядка управления)

преступления против военной службы

— преступления против мира, безопасности человечества

Медицинская классификация поведенческих расстройств

F 10 – 19 – психические и поведенческие расстройства вследствие употребления ПАВ

F 50 – 59 – поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройства приёма пищи, расстройства сна неорганической природы, половая дисфункция, не обусловленная органическими расстройствами, психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом)

F 63 – расстройства привычек и влечений (патологическая склонность к азартным играм, патологические поджоги – пиромания, патологическое воровство – клептомания, и др.)

F 65 – расстройства сексуального предпочтения (фетишизм, эксгибиционизм, педофилия, садомазохизм и др.)

Агрессивное поведение.

Агрессивность – готовность отдельных людей (групп) проявлять агрессию в форме действий, причиняющих ущерб окружающим людям, не желающим подобного обращения.

Деликвентное (противоправное) поведение – действия конкретной личности (группы), отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающее благополучию других людей или социальному порядку, и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.

Деформация правового сознания включает:


  1. Незнание законов вследствие низкой осведомлённости

  2. Неспособность понимать законы из – за интеллектуальных дефектов

  3. Неспособность признавать авторитеты и следовать их предписаниям

  4. Отрицание законов как личностно значимых, несогласие с законами, убеждённость в их бесполезности

  5. Оппозиционная поведенческая установка – неготовность, неумение и отсутствие привычки действовать в соответствии с законами и правилами

Аддиктивное (зависимое ) поведение.

Распространенные объекты зависимости.


  1. ПАВ

  2. Алкоголь

  3. Пища

  4. Игры

  5. Секс

  6. Религия и религиозные культы

Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемыми представлениями о лишении себя жизни.

Суицидальные действия включают в себя суицидальную попытку и завершённый суицид.

Групповые девиации – деструктивные религиозные культы (секты).

Типы культов (С.Хассен)


  1. Религиозные или духовные культы (сосредоточены на религиозных догмах или духовных практиках)

  2. Коммерческие (создаваемые по типу многоуровнего маркетинга и ориентированные на прибыль)

  3. Культы массовой психотерапии (нацеленные на манипулирование сознанием)

  4. Политические (реализующие политические цели

Терроризм как форма организованного насилия признан одной из наиболее опасных социальных девиаций

Вопросы для самостоятельного изучения:


  1. Законы девиантного поведения.

  2. Понятие неблагополучной семьи и типы неправильного семейного воспитания.

  3. Виды зависимости и понятие ПАВ.

Литература:

  1. Сухов А.Н. Социальная психология. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «академия», 2009.

  2. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. – М.: Изд – во ВЛАДОС, 2010. – 208 с.

  3. Майерс Д. Социальная психология. – 7 – е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 794 с.:ил. — (Серия «Мастера психологии»)

  4. Ахвердова О.А., Гюлюшанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 336 с. – (Учебное пособие).

  5. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.

  6. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М. : Гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2006. – 350 с.

  7. Основы семейного воспитания: учебник для студентов учреждений СПО/ под ред. В.П. Сергеевой. –М.: Издательский центр «Академия», 2011 – 192 с.

  8. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учебн пособие для НПО/ М.Н. Гуслова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272 с.

Поделитесь с Вашими друзьями:

4.7C: Предвосхищающая социализация и ресоциализация

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  1. Ключевые моменты
  2. Ключевые термины
  3. Опережающая социализация
  4. Ресоциализация

Опережающая социализация возникает из желания человека присоединиться к группе, в то время как ресоциализация налагается на человека группой.

Цели обучения

  • Объяснить два этапа, связанных с процессом ресоциализации, и то, как люди используют упреждающую социализацию как средство для входа в желаемые социальные группы

Ключевые моменты

  • Опережающая социализация — это процесс изменения отношения и поведения в рамках подготовки к смене роли.
  • Процесс упреждающей социализации облегчается социальным взаимодействием с группой, к которой они стремятся присоединиться.
  • Ресоциализация радикально меняет личность заключенного, тщательно контролируя его среду.
  • Ресоциализация — это процесс, состоящий из двух частей. Во-первых, сотрудники учреждения пытаются подорвать самобытность и независимость жителей. Во-вторых, это систематическая попытка построить другую личность или себя.

Ключевые термины

  • Социальные взаимодействия : Это относится к отношениям между двумя (т. Е. Диадой), тремя (т.е. триада) или несколько человек (например, социальная группа).
  • Опережающая социализация : Опережающая социализация — это процесс, которому способствуют социальные взаимодействия, в котором не-члены группы учатся принимать ценности и стандарты групп, к которым они стремятся присоединиться, чтобы облегчить их вступление в группу и помогите им грамотно взаимодействовать, как только они будут приняты им.

Опережающая социализация

Опережающая социализация — это процесс, с помощью которого не-члены группы перенимают ценности и стандарты групп, к которым они стремятся присоединиться, чтобы облегчить их вступление в группу и помочь им правильно взаимодействовать после того, как они были приняты.Это включает в себя изменение отношения и поведения в рамках подготовки к смене роли. Практики, обычно связанные с упреждающей социализацией, включают уход за телом, игру, обучение и репетиции. Примеры упреждающей социализации включают студентов юридических факультетов, которые учатся вести себя как юристы, пожилых людей, готовящихся к выходу на пенсию, и мальчиков-мормонов, готовящихся стать миссионерами.

Опережающая социализация была впервые определена социологом Робертом К. Мертоном.Он берет свое начало в исследовании вооруженных сил США в 1949 году, в ходе которого было обнаружено, что рядовые, которые смоделировали свое отношение и поведение по образцу офицеров, имели больше шансов получить повышение по службе, чем те, кто этого не сделал.

Когда людям блокируют доступ к группе, к которой они могли бы присоединиться, они отвергают ценности и нормы этой группы. Вместо этого они начинают упреждающий процесс социализации с группами, которые к ним более восприимчивы. Одним из примеров этого является случай экономически неблагополучных подростков, которые стремятся стать торговцами наркотиками, а не профессионалами.В то время как некоторые критики утверждают, что у этих людей отсутствует мотивация, некоторые социологи говорят, что они просто прагматично корректируют доступные им возможности.

Ресоциализация

Ресоциализация определяется как радикальное изменение личности человека путем тщательного контроля его окружения. Все учреждения стремятся радикально изменить личность жителей путем преднамеренного манипулирования окружающей их средой. Ключевые примеры включают процесс ресоциализации новобранцев в вооруженные силы, чтобы они могли действовать как солдаты (или, другими словами, как члены сплоченного подразделения), и обратный процесс, в котором те, кто привык к таким ролям, возвращаются в общество после увольнения из армии.Ресоциализация может также потребоваться для заключенных, которые вышли из тюрьмы и нуждаются в акклиматизации к гражданской жизни.

Ресоциализация — это процесс, состоящий из двух частей. Во-первых, сотрудники учреждения пытаются разрушить самобытность и чувство независимости жителей. Стратегии включают в себя принуждение людей к отказу от всего личного имущества, единообразной стрижке и ношению стандартной одежды. Независимость можно подорвать, подвергнув жителей унизительным и унизительным процедурам.Примеры включают обыск с раздеванием, снятие отпечатков пальцев и замену имен жителей серийными номерами или кодовыми именами. Во-вторых, ресоциализация включает в себя систематические попытки построить другую личность или себя. Обычно это достигается с помощью системы поощрений и наказаний. Возможность прочитать книгу, посмотреть телевизор или позвонить по телефону может стать мощным стимулом к ​​согласию. Конформность возникает, когда люди меняют свое поведение, чтобы соответствовать ожиданиям авторитетного лица или ожиданиям более широкой группы.

Уроки игры на гитаре: молодая женщина общается со своим профессором в ожидании связи с другими гитаристами.

Определение, обсуждение и примеры ресоциализации

Ресоциализация — это процесс, в ходе которого человека обучают новым нормам, ценностям и практикам, которые способствуют его переходу от одной социальной роли к другой. Ресоциализация может включать как незначительные, так и основные формы изменений и может быть как добровольной, так и принудительной. Процесс варьируется от простого приспособления к новой работе или рабочей среде до переезда в другую страну, где вам нужно изучить новые обычаи, одежду, язык и пищевые привычки, до даже более значительных форм изменений, таких как стать родителем.Примеры недобровольной ресоциализации включают заключение в тюрьму или вдову.

Ресоциализация отличается от формирующего, продолжающегося всю жизнь процесса социализации тем, что последний направляет развитие человека, тогда как первый re направляет его развитие.

Обучение и отмена

Социолог Эрвинг Гоффман определил ресоциализацию как процесс разрушения и восстановления роли индивида и социально сконструированного самосознания.Часто это преднамеренный и интенсивный социальный процесс, основанный на представлении о том, что если чему-то можно научиться, то можно и отучиться.

Ресоциализацию также можно определить как процесс, который подчиняет человека новым ценностям, отношениям и навыкам, определяемым как адекватные в соответствии с нормами конкретного учреждения, и человек должен измениться, чтобы адекватно функционировать в соответствии с этими нормами. Приговор к тюремному заключению — хороший тому пример. Человек должен не только изменить и реабилитировать свое поведение, чтобы вернуться в общество, но также должен приспособиться к новым нормам, необходимым для жизни в тюрьме.

Ресоциализация также необходима для людей, которые никогда не были социализированы с самого начала, например одичавших или подвергшихся жестокому обращению детей. Это также актуально для людей, которым долгое время не приходилось вести себя социально, например, для заключенных, которые находились в одиночном заключении.

Но это также может быть тонкий процесс, не управляемый каким-либо конкретным институтом, например, когда кто-то становится родителем или проходит другой важный жизненный переход, такой как брак, развод или смерть супруга.В таких обстоятельствах необходимо выяснить, какова их новая социальная роль и как они относятся к другим в этой роли.

Ресоциализация и всего институтов

Тотальный институт — это институт, в котором человек полностью погружен в среду, контролирующую все аспекты повседневной жизни под единой властью. Цель тотального института — ресоциализация, чтобы полностью изменить образ жизни и бытия человека и / или группы людей. Тюрьмы, военные и братские дома — это примеры тотальных учреждений.

В рамках всего учреждения ресоциализация состоит из двух частей. Во-первых, персонал учреждения пытается разрушить идентичность и независимость жителей. Этого можно добиться, заставив людей отказаться от своего имущества, сделать идентичные стрижки и носить стандартную одежду или униформу. Кроме того, этого можно достичь, подвергая людей унизительным и унижающим достоинство процессам, таким как снятие отпечатков пальцев, досмотр с раздеванием и предоставление людям серийных номеров для идентификации вместо использования их имен.

Вторая фаза ресоциализации — это попытка создать новую личность или ощущение себя, что обычно достигается с помощью системы вознаграждения и наказания. Целью является соответствие, которое возникает, когда люди меняют свое поведение, чтобы соответствовать ожиданиям авторитетного лица или большей группы. Соответствие может быть подтверждено вознаграждением, например, предоставлением людям доступа к телевизору, книге или телефону.

Обновлено Ники Лиза Коул, Ph.Д.

Социализация — адаптация культуры

Человеческие младенцы рождаются без какой-либо культуры. Когда ребенок рождается, происходит социализация, чтобы у него была культура, основанная на том, чему его научили бы его родители и его окружение. Так что же такое социализация?

Социализация — это процесс познания культуры другого человека и обучения тому, как жить в ней. Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду совокупность моральных норм, ценностей, языка, отношений и других аспектов, составляющих общество.У всех нас есть роли, которые нужно выполнять в нашем обществе, и социализация помогает нам накапливать знания и навыки, чтобы соответствовать этим социальным ролям.

A. Важность социализации

Социализация — важная часть процесса формирования личности каждого человека. Верно, что генетика является причиной структуры человеческой личности, но социализация — это та, которая заставляет эту личность формироваться в определенных направлениях через процесс принятия или отклонения убеждений, взглядов и социальных норм.Из-за динамики социализации мы, как правило, становимся разными личностями, хотя живем в одном обществе. Например, индейцы яномамо, живущие на границе между Бразилией и Венесуэлой, склонны приучать молодое поколение мальчиков становиться агрессивными и сильными. С другой стороны, племя семай, живущее на центральном Малайском полуострове в Малайзии, не любит насилия и враждебности. Вот почему подрастающее поколение мальчиков приучают быть нежными и миролюбивыми.

B. Типы социализации

Как правило, существует пять типов социализации: первичная, вторичная, развивающая, предвосхищающая и ресоциализация.

  1. Первичная социализация
    Этот тип социализации происходит, когда ребенок узнает ценности, нормы и поведение, которые должны проявляться, чтобы жить в соответствии с определенной культурой.

    Пример: Ребенок слышит, как его отец ругает старуху. Ребенок будет думать, что такое поведение социально приемлемо, поэтому он начнет говорить плохие слова в адрес пожилых людей.

  2. Вторичная социализация
    Этот тип социализации происходит, когда человек учится соответствующему поведению, которое должно проявляться в меньшей группе, которая все еще является частью большего общества. Изменения в ценностях, установках и убеждениях человека считаются менее важными, чем изменения, внесенные в него по мере его участия в жизни общества в целом.

    Пример: Выпускник средней школы выбирает карьеру в области управления бизнесом после участия в небольшом групповом семинаре по вопросам карьеры, проводимом профессорами колледжа по бизнесу.

  3. Социализация в процессе развития
    Этот тип социализации включает процесс обучения, в котором основное внимание уделяется развитию наших социальных навыков.

    Пример: застенчивый старшеклассник начинает преподавать английский язык новым первокурсникам, чтобы развить устное общение.

  4. Опережающая социализация
    Этот тип социализации относится к процессу, в ходе которого человек практикует или репетирует для будущих социальных отношений.

    Пример: ребенок ожидает отцовства, наблюдая за тем, как его родители выполняют свои повседневные роли.

  5. Ресоциализация
    Этот тип социализации включает в себя отказ от предыдущих моделей поведения и принятие новых, чтобы человек мог переключаться из одной части своей жизни в другую. Считается, что ресоциализация происходит на протяжении всего жизненного цикла человека.

Глава 4 — Социализация — скачать ppt

Презентация на тему: «Глава 4 — Социализация» — стенограмма презентации:

1 Глава 4 — Социализация
Резюме тем Важность социализации Социализация и самоагенты социализации Процессы социализации

2 Что такое социализация ??

3 Важность социализации
Социализация — это культурный процесс обучения участию в групповой жизни.Без этого мы не смогли бы развить многие характеристики, которые мы связываем с тем, чтобы быть людьми.

4 Социализация и личность
Социализация начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Успешная социализация позволяет людям влиться в самые разные социальные группы. Самое важное обучение происходит в раннем возрасте. Исследования показывают, что без длительного и интенсивного социального контакта дети не усваивают такие основы, как ходьба, разговоры и любовь.Без социализации человеческий младенец не может развить набор установок, убеждений, ценностей и поведения, связанных с индивидуальностью.

5 Как мы узнаем, что социализация важна?
Эксперименты и неэкспериментальные доказательства Психолог Гарри Харлоу разработал знаменитый эксперимент, который показал негативное влияние социальной изоляции на макак-резусов.

6 Как мы узнаем, что социализация важна?
Эксперименты и неэкспериментальные доказательства Харлоу показал, что детеныши обезьян нуждаются в близости, тепле, физическом контакте и комфорте.

7 Как мы узнаем, что социализация важна?
Детеныши обезьян, выращенные в изоляции, стали подавленными, апатичными, замкнутыми и враждебными взрослыми животными.

8 Исследование Лоуренса Каслера
Человеческие младенцы, лишенные тесного контакта, обычно испытывают трудности с установлением эмоциональных связей с другими людьми.Скорость развития детей, помещенных в специализированные учреждения, которые получают меньше физических контактов, чем обычно, можно улучшить с помощью всего лишь двадцати минут дополнительных прикосновений в день.

9 Щелкните кнопкой мыши или нажмите клавишу пробела, чтобы отобразить ответ.
Чему мы можем научиться из этих экспериментов и неэкспериментальных свидетельств? Личное и социальное развитие, связанное с тем, чтобы быть человеком, достигается через интенсивные и продолжительные социальные контакты с другими.Щелкните кнопкой мыши или нажмите клавишу пробела, чтобы отобразить ответ.

10 Социализация и личность
Все три теоретические точки зрения согласны с тем, что социализация необходима для усвоения культурных и социальных ценностей. Функционализм подчеркивает способы совместной работы групп для создания стабильного общества.

11 Социализация и личность
Все три теоретические точки зрения согласны с тем, что социализация необходима для усвоения культурных и социальных ценностей.С точки зрения конфликта, социализация рассматривается как способ сохранения статус-кво. Согласно символическому интеракционизму, самооценка развивается с использованием других людей как зеркал для познания самих себя. Я-концепция Зазеркалье Самостоятельно значимые другие роль, принимающая обобщенные другие

12

13 Символический интеракционизм и социализация
Ваша самооценка — это ваше представление о себе как о личности, отдельной от других людей.Зеркальное «я» (Cooley, 1902) — это ваш образ, основанный на том, что, по вашему мнению, о вас думают другие. Принятие роли позволяет нам увидеть себя глазами другого человека. Обобщенный другой — это интегрированная концепция норм, ценностей и убеждений своего сообщества или общества.

14 Как работает процесс просмотра стекла? Согласно Чарльзу Кули
Во-первых, мы представляем, как мы кажемся другим.Затем мы представляем реакцию окружающих на нашу (воображаемую) внешность. Наконец, мы оцениваем себя в соответствии с тем, как, по нашему мнению, нас оценивают другие.

15 Реакции одних людей более важны для нашей самооценки, чем реакции других. — Значительные другие.

16 Как развивается способность к принятию роли? (По словам Джорджа Мида)
Имитация сцены — дети начинают имитировать поведение, не понимая почему.Дети на игровой площадке ведут себя так, как они думают, как поступили бы другие люди. Этап игры — дети предвосхищают действия других, основываясь на социальных правилах

17 Щелкните кнопкой мыши или нажмите клавишу пробела, чтобы отобразить ответ.
Что такое зеркало? «Зеркальное Я» — это самооценка, основанная на нашем представлении о суждениях других о нас. Каковы последствия искаженного зеркала? Искаженное зеркало (неправильное представление о нас чужого мнения) может вызвать плохие чувства или негативное представление о себе.Щелкните кнопкой мыши или нажмите клавишу пробела, чтобы отобразить ответ.

18 Агенты социализации
Основными агентами социализации в детстве и юности являются: семейная школа, группа сверстников, СМИ. Щелкните гиперссылку, чтобы просмотреть дополнительную информацию о конкретном агенте социализации.

19 Семья и социализация
Семья играет решающую роль в формировании основных ценностей.В семье происходят важные события. Ребенок учится: думать и говорить, усваивать нормы, убеждения и ценности, формируя некоторые базовые установки, развивать способность к интимным и личным отношениям приобретать самооценку (Handel, 1990).

20 Щелкните гиперссылку, чтобы отобразить определение скрытой учебной программы.
Социализация в школе Впервые в школе многие отношения ребенка с другими людьми становятся безличными.Награды и наказания основаны на исполнении, а не на привязанности. Учитель оценивает своих учеников по более объективным критериям, чем мать. Детей учат меньше эмоционально зависеть от родителей. Школа также создает чувство преданности и преданности чему-то помимо семьи. В основе формальных целей школы лежит скрытая учебная программа. информированные и неофициальные аспекты культуры, которым детей учат при подготовке к жизни. Щелкните гиперссылку, чтобы просмотреть определение скрытой учебной программы.

21 год Социализация в группе сверстников
Группа сверстников, состоящая из людей примерно одного возраста и интересов, является единственным агентством социализации, которое не контролируется в основном взрослыми. У молодых людей есть возможность вступать в взаимные уступки. Дети переживают конфликты, соперничество и сотрудничество. Дети также приобретают опыт самостоятельного руководства.Группы сверстников дают детям возможность начать принимать свои собственные решения, экспериментировать с новыми способами мышления, чувств и поведения.

22 Средства массовой информации и социализация
Средства массовой информации — это средство коммуникации, предназначенное для охвата населения в целом. Они включают телевидение, радио, газеты, журналы, фильмы, книги, Интернет, кассеты и диски. Часто через средства массовой информации дети знакомятся с многочисленными аспектами их

Краткое содержание главы — 4: Весна 2016 SOC 2113 VN2 Введение в социологию

    Щиток приборов

    SOC 2113

    Краткое содержание главы — 4

    Перейти к содержанию Щиток приборов
    • Авторизоваться

    • Панель приборов

    • Календарь

    • Входящие

    • История

    • Помощь

    Закрывать