Развитие по монтессори: основные принципы и суть методики раннего развития Монтессори

основные принципы и суть методики раннего развития Монтессори

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!  

Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора. 

Мария Монтессори

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей. 

Основные принципы методики

  • Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
  • Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
  • Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
  • Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Преимущества системы

Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями. 

Минусы системы


  • Идеи Монтессори-педагогики направлены на развитие только интеллекта и практических навыков.
  • Творчеству не уделяется должного внимания — нет зоны, в которой дети могут просто творить. 
  • Отсутствие подвижных и ролевых игр.
  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Дети не играют в ролевые игры, они только индивидуально занимаются, поэтому договариваться они умеют, но играть вместе и дружить — нет.
  • Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку, такая система подойдёт. А вот авторитарных родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит. 

Если ребёнок любит творчество, то ему может быть скучно в Монтессори-группе, поэтому необходимо будет задуматься о дополнительных творческих занятиях.

В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. У стеснительных детей проблемы с общением могут усугубиться, поскольку дети в группе мало общаются между собой.

Резюме


Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль — они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.

Но методика имеет и минусы — например, она достаточно изолирована от традиционного образовательного процесса, и после Монтессори-сада или школы ребёнку может быть трудно влиться в обычный коллектив.

Методика Монтессори | Монтессори. Первые шаги. Частный детский сад. Киев, Одесса. Центр раннего развития

Раннее развитие ребенка по системе Монтессори

Сегодня трудно найти человека, который бы не знал имя Марии Монтессори и не слышал о существовании методики Монтессори. Но, в большинстве случаев, этим все и ограничивается. О том, что представляет собой система Монтессори и зачем она нужна, большинство людей не имеют ни малейшего представления. Поэтому сейчас мы попытаемся восполнить этот пробел.

Мария Монтессори (1870-1952) – это итальянский врач и педагог, которая разработала собственную педагогическую систему, завоевавшую огромную популярность в мире.

Мария была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины. В 1896 году она получила диплом врача и стала одной из первых в Италии женщин-врачей. Мария стала заниматься проблемой умственно отсталых детей и разрабатывать для них методики обучения. В основе ее методики лежал принцип саморазвития.

И вскоре неожиданно выяснилось, что дети, проходящие обучение у Марии Монтессори, обгоняют здоровых детей в навыках письма, счета и чтения. Это была настоящая сенсация! Отсюда следовал очевидный вывод: методика Монтессори эффективна, а методика обучения здоровых детей – нет. А значит, решила Мария, необходимо создать новую методику обучения здоровых детей. Она посвятила этому всю свою жизнь и результатом стала революционная методика обучения детей, признанная во всем мире.


Методика раннего развития Монтессори: основные принципы

1. Уважение к личности ребенка.

Основа методики Монтессори – уважение к личности ребенка, его свободе, потребностям и интересам. Каждый ребенок – это уникальная личность, развивающаяся по своим законам. А родители и педагоги должны помогать этой личности раскрываться и развивать свои способности.

2. Саморазвитие.

Смысл методики Монтессори заключается в самовоспитании, самообучении и саморазвитии ребенка. Т.е. ребенок должен развиваться самостоятельно. А воспитатель помогает ему в этом. Данный принцип можно сформулировать так: «Помоги мне сделать самому».

3. Раннее развитие.

Мария Монтессори считала, что «Самый важный период в жизни — не время обучения в университете, а самый ранний, период от рождения до шести лет. Потому что это возраст, в котором формируется интеллект человека, его важнейшее орудие. И не только интеллект, но и все возможности его психики: Ни в каком другом возрасте ребенок так не нуждается в интеллигентной, квалифицированной помощи. И любое препятствие, мешающее его творческой продуктивной работе, снижает его шансы достичь совершенства» (из книги Марии Монтессори «Впитывающее сознание»).

Современные психологические исследования показывают: от рождения до 4 лет человек развивает 50% своего природного интеллекта, а в возрасте от 4 до 8 лет — еще 30%. Это означает, что очень важно не упустить ранний этап развития ребенка.

4. Свобода.

Свобода – один из основополагающих принципов методики Монтессори. Свободное развитие, свободное обучение. Ребенок сам выбирает, чем и как долго он будет заниматься.

5. Монтессори-материалы.

Монтессори-материалы – это огромный комплекс специально разработанных учебных пособий плюс развивающие игры. Все пособия изготавливаются из натуральных материалов.

Педагог предоставляет в распоряжение ребенка учебные материалы и показывает, как с ними обращаться. Ребенок сначала работает с материалом так, как ему показали, а затем выполняет различные упражнения.

6. Монтессори-педагоги.

Монтессори-педагог – это не авторитарный учитель, к которому мы привыкли. Он не сидит за столом перед классом, а занимается с детьми.
Это человек, который тактично помогает ребенку развиваться. Он показывает правильный способ работы с теми материалами, которые выбирает сам малыш. Далее он дает возможность ребенку заниматься с материалом самостоятельно.

Если ребенок делает ошибку, педагог старается не вмешиваться, позволяя ребенку найти ошибку самостоятельно. Т.е. ребенок должен обучаться на собственном опыте, делая ошибки и исправляя их. Если же педагог видит, что нужно помочь ребенку, то сразу же делает это.

Таким образом, Монтессори-педагог обучает ребенка работе с материалом, затем наблюдает за самостоятельной работой ребенка и приходит ему на помощь в необходимый момент.

7. Индивидуальный темп.

Важный элемент методики Монтессори – возможность для каждого ребенка развиваться в своем индивидуальном темпе.

Один ребенок может несколько дней заниматься с одним и тем же материалом, а другой сможет быстрее переходить от одного материала к другому.

Поэтому в группе могут одновременно обучаться дети с разными способностями, и при этом не мешать и не тормозить друг друга.

8. Монтессори-класс.

Это не класс, где дети сидят за партами.

Монтессори-класс содержит разные зоны:

  • Зона реальной жизни. Тут дети учатся самостоятельно одеваться, мыть, чистить, перемешивать, вырезать, раскрашивать и т.п. Дети развивают крупную и мелкую моторику, а также концентрацию внимания.
  • Зона сенсорного развития. Здесь дети изучают окружающий мир (различать вес, цвет, высоту, длину предметов и др.), учатся понимать и отличать размер, форму и цвет, учатся следить глазами слева направо, что помогает освоиться с чтением.
  • Зона умственного развития ребенка.
    Изучение языков, географии, математики, естественных наук.
  • Зона упражнений на движение. Для этого на ковре или на полу нарисована линия в виде круга, которая используется для упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.

Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. А учитель помогает ребёнку организовать свою деятельность.

С помощью методики Монтессори ребёнок развивает логическое мышление, внимание, творческие способности, память, воображение, мелкую и крупную моторику. Методика Монтессори помогает освоить навыки общения, а также элементы бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

Раннее развитие ребенка – это не мода, а необходимость. И методика Монтессори, основанная на уважении к ребенку, поможет вырастить свободного, гармоничного и всесторонне развитого человека.

Центры раннего развития

Обращайтесь в наши детские центры развития по методике Монтессори:

Центр раннего развития Киев

Центр раннего развития Одесса

Как развивать ребенка по методике Монтессори: полезные игры и игрушки

Современные прогрессивные родители уделяют много внимания развитию детей буквально с самого рождения. А методика Монтессори остается одним из любимых подходов мам, пап и педагогов. К счастью, для того чтобы развивать малыша по методике Монтессори, необязательно подыскивать специализированный сад или детский клуб. Это вполне можно устроить и дома, правда, необходимо организовать специальную «Монтессори-среду» для игр и придерживаться основных принципов обучения.

Главные принципы методики Монтессори

 

  • В целом методика рассчитана на детей от 2-3 лет, но какие-то элементы обучения можно вводить и в играх с младенцами и годовалыми малышами.
  • Ребенок обязательно должен учиться самостоятельности. Он сам выбирает, во что, как, с кем и как долго играть — взрослый не должен навязывать правила и условия игры.
  • Также взрослому не стоит решать задачи за малыша, лучше предоставить ему возможность самому справиться с проблемами.
  • Если играют сразу несколько детей, они должны соблюдать правила: не шуметь и не мешать другим, не отбирать игрушки (кто первый взял, тот и играет).
  • После игры малыш должен аккуратно убрать игрушки на место.

 

На что направлена методика Монтессори? Она прекрасно развивает моторику, речь, математические представления, учит ребенка понимать причинно-следственные связи, обучает бытовым навыкам. Единственный минус программы Марии Монтессори — отсутствие подвижных игр и творческих заданий, которые так любят малыши, поэтому над этой частью развивающих занятий вам придется подумать отдельно.

 

Монтессори-среда дома

 

Основное условие гармоничного развития ребенка согласно методике Монтессори — правильно организованная игровая среда. Никакого творческого беспорядка, деталек лего на ковре и пластилина под подушкой (нам тоже кажется, что это скучно, но увы). В детской должен царить порядок, так что вам определенно понадобится умная система хранения, куда ребенок сам сможет складывать игрушки и материалы. Идеальный вариант — невысокий стеллаж с контейнерами.

Какие игрушки выбрать, чтобы они вписались в концепцию?

Отдавайте предпочтение долговечным игрушкам из натуральных материалов. Они должны быть не самыми простыми, чтобы малышу было над чем подумать. Много разных деталей, многофункциональность игрушки, небанальные игры и задачи приветствуются. В интернет-магазине Ivan da Marya большой выбор именно таких, экологичных и умных игрушек и игр, которые отлично подойдут для развивающих занятий по методике Монтессори.

 

Следующий этап — зонирование. Комнату или игровое пространство стоит поделить на несколько тематических зон: по задумке Монтессори так ребенку проще будет ориентироваться и выбирать, чем именно он хочет заняться.

 

  • Практическая зона поможет детям освоить бытовые навыки: подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки, нарезать овощи и так далее.

Для этой зоны подойдут всевозможные шнуровки, бизиборды, игровые наборы посуды и бытовых предметов.

  • В сенсорной зоне располагаются предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с такими игрушками направлены на развитие моторики, тактильных ощущений, памяти и внимания.

Купите мячики из разных материалов, разного размера и цвета, кубики, пирамидки, балансиры, сортеры. Кроме того, полезно смастерить сенсорные коробки, наполнив их разными крупами, бусинами, желудями и шишками, пуговицами, песком, камешками и прочим сенсорным материалом.

  • Игры в математической зоне должны помогать малышу освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами.

Здесь также пригодятся сортеры, балансиры, пирамидки, кубики, счетный материал.

  • В языковой зоне кроха будет изучать буквы и слоги, расширять словарный запас. Для этой зоны понадобится игрушечная азбука, кубики со слогами, наборы игрушечных зверей и тому подобное.
  • Космическая зона знакомит детей с законами природы и дает первые представления о физике, химии, космосе, живой природе, человеке, народах мира, культуре и экологии.

Для самых маленьких в этой зоне стоит расположить фигурки птиц и зверей, емкости с песком, водой и камнями для игр и опытов. Старшим дошкольникам будет интересно рассматривать карты, глобус, изображение звездного неба, макеты планет, коллекции камней и минералов.

 

Когда игровая среда будет готова, смело запускайте туда ребенка и наблюдайте (вы же помните, что вмешиваться не нужно?). Еще один приятный бонус методики Монтессори — пока чадо активно развивается, вы можете неспешно попивать утренний кофе. Особенно, если правило убирать за собой игрушки уже освоено.

И в любом случае, какую бы методику развития малышей вы ни выбрали, не забывайте, что игра — ведущая деятельность у дошкольников. А значит, именно игры и игрушки позволят ребенку развиваться гармонично, познавать мир и, что особенно важно, проводить время с близкими взрослыми. Психологи утверждают, что никакие развивающие занятия в клубах и детских садах не заменят игр с родителями. А во что вы любите играть с детьми?

Методика Монтессори. Система Монтессори.


Мария Монтессори (31.08.1870 — 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог. 

На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по методике Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно. 

Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.

Суть метода 

В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное. 

Основные идеи развития детей по системе М. Монтессори 

Методика основана на следующих положениях:

Среда имеет точную логику построения. В книгах о методике Монтессори делается акцент на то, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
Основные правила пользования монтессори-материалами
Главный принцип системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.

В книгах Монтессори отмечено, что все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.

Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:

Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

— Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

— Ребенок — сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

— Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

— Дети принимают самостоятельные решения.

— Занятия проходят в специально подготовленной среде.

— Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

— Полноценное саморазвитие — это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

-Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

— Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.

— Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Роль взрослого в методике Монтессори.

Развивающая среда.

Развивающая среда — важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.

Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.

Математическая зона — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.

Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.

Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

Дидактический материал.

Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.

Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.

Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.

На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.

При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.

Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.

Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он может взять следующее пособие.

Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал.

1. выбор материала;

2. подготовка материала и рабочего места;

3. выполнение действий;

4. контроль ошибок;

5. завершение работы, возвращение материала на исходное место.

Недостатки системы М. Монтессори:

1. Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.

2. В системе нет ролевых и подвижных игр.

3. Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

4. После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.

В основном, методика «охватывает» возраст от 3 до 6 лет.

В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда, в которой он смог бы найти что-то интересное для себя.

Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

Впервые система, созданная Монтессори, была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Задача воспитателя в системе Монтессори — развитие детей, помощь в организации их деятельности для реализации потенциала. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.

Графически данную систему можно представить так, как представлено на рисунке 1.

Итак, основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. Ниже постараемся кратко описать каждую из них.

При том что в системе М. Монтессори взрослым надлежит помогать детям ровно в оговоренном выше объеме, истинная роль учителя огромна. Взрослому, используя собственные опыт, мудрость и природное чутьё, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.

Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.

Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу.

Как выглядит работа взрослого на занятиях?

Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.

Особенность классов, в которых проводятся занятия, — отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлениях.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

Помимо сказанного, сама обстановка и доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать ключи к окружающему миру.

Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:

Сложно уместить огромный жизненный опыт Марии Монтессори, воплощенный в ее системе, в рамках небольшого обзора. Поэтому в данной статье есть только самое основное. Если Вам интересно более подробно узнать о системе Марии Монтессори, целесообразно познакомиться с первоначальными источниками. Тем более, что книги Монтессори и ее последователей сейчас широко доступны.

Следует помнить, что на сегодняшний день мы имеем доступ ко множеству методик и систем, и в наших силах выбирать лучшее для своих детей.

Раннее развитие в системе Монтессори

Скачать: Программа групп 0-3  |  Мюнхенская диагностика

Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – создаем условия. Ведущая роль в раннем развитии принадлежит самому ребенку – внимание малыша нельзя удержать насильно. Метод Марии Монтессори предлагает подход, при котором ребенок сам выбирает себе занятие в специально подготовленной для этого среде. Что при этом главное для взрослого? Наблюдать, стараться понять, поддержать, показать как. Для ребенка важна атмосфера безопасности и порядка, безусловного принятия, любви. В такой обстановке он активно накапливает опыт. Раннее развитие невозможно, если взрослый подавляет импульсы ребенка к самостоятельному действию. Поэтому девиз Монтессори-педагогики подслушан у детей: «Помоги мне это сделать самому!»


 
 

Монтессори-группы «Вместе с мамой»

Группы «Вместе с мамой» для детей от 8 месяцев до 3 лет, работающие с использованием Монтессори-метода, были созданы Ассоциацией Монтессори-педагогов России в 2000 году. В 2004 году в газете «Детский сад со всех сторон» Программа работы таких групп была опубликована.

В основе — представления Марии Монтессори о законах естественного, раннего развития детей, о впитывающем разуме и сензитивных периодах развития. В соответствии с этим построена и специально подготовленная среда для детей до 3 лет.
 


Она включает в себя следующие зоны:

  • Развития общих движений (крупной моторики),
  • понимания причинно-следственных связей (перехода к деятельности),
  • сенсорного развития,
  • упражнений с водой,
  • развития мелкой моторики,
  • развития речи,
  • изодеятельности.

 

 

Все используемые нами материалы, в том числе и вновь созданные, отвечают требованиям к Монтессори-материалу; они всегда имеют точную цель и алгоритм деятельности, соответствуют возрастным потребностям детей, имеют способ самоконтроля и возможность усложнения задачи. Модульное оборудование, разработанное педагогами Ассоциации, позволяет даже самым маленьким детям активно работать по подбору пар, построению ряда, развивать зрительно-моторную координацию, работу рук, память, концентрацию внимания.

Обычно занятие в группе продолжается 1,5 часа. Большая часть этого времени — свободная работа ребенка в сопровождении педагога (и близкого взрослого). Слово «работа» подразумевает 5 этапов деятельности: выбор, подготовку материала и рабочего места, выполнение основного алгоритма (или упражнения), контроль ошибок, уборку. Основные действия педагога во время свободной работы — показ презентаций, упражнений, проведение трехступенчатых уроков.

 


Часть времени посвящена коллективным занятиям на кругу с использованием музыкальных и пальчиковых игр. Это могут быть игры-приветствия, игры на эмоционально-тактильный контакт мамы и ребенка (в т.ч. массаж), игры на выполнение вербальных инструкций, игры на ассоциативные действия (в т.ч. пальчиковые), игры на повторение тестовых движений, тематические песенки с танцевальными движениями, музыкальные игры с использованием инструментов, ритуал прощания. Главные правила наших групп очень просты и понятны: » Все, что хочешь, можно взять, поработать и убрать», «Мы друг другу не мешаем, если просят — помогаем».

 

 

 

 
Все права защищены при использовании материалов сайта активная ссылка обязательна

Методика Монтессори: педагогика Монтессори — система раннего развития детей по методу Марии Монтессори

Метод Марии Монтессори уникален. Он основывается на благоразумном соответствии между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод предоставляет приятную занятость с тщательно разработанными дидактическими материалами, которые соответствуют естественным потребностям ребенка.

Монтессори-метод дает вашему ребенку основательную базу для формирования личности — личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной. Мы приводим некоторые сравнения между Монтессори-методикой и традиционным методом обучения детей (по данным Американской Монтессори Ассоциации (AMS).

Сравнение Монтессори метода и традиционного метода обучения ребенка

Монтессори-метод

Традиционный метод

Делается опора на познавательную структуру и социальное развитие.

Делается опора на заучивание знаний и социальное развитие.

Ненавязчивая роль педагога; ребенок – активный участник собственного учения.

Педагог – активен, доминирует; ребенок – пассивный участник.

Среда и метод побуждают к развитию внутренней самодисциплины.

Педагог действует как главный создатель регулируемой извне дисциплины.

Разновозрастные группы.

Одновозрастные группы.

Детей поощряют сотрудничать, помогать и учить друг друга.

Основная часть обучения производится педагогом. Взаимодействие между детьми порицается.

Дети выбирают себе работу, исходя из собственных дарований, интересов и способностей.

Ребенку предлагается расписание занятий, не учитывающее его интересов.

Дети формируют понятия самостоятельно с помощью самообучающих материалов.

Понятия даются ребенку учителем.

Ребенок занимается выбранным делом столько, сколько ему необходимо.

Ребенку дается определенное время для работы.

Дети устанавливают свой собственный темп работы для усвоения информации.

Темп усвоения материала определяется нормами или педагогом, согласно учебному плану.

Дети определяют собственные ошибки через обратную связь с материалом.

Педагог указывает на ошибки.

Материал, развивающий ощущения и восприятие, дающий возможность для практического манипулирования.

Очень мало материала для развития сенсорики и практических действий.

Много внимания для обучения уходу за собой и своим окружением.

Мало внимания навыкам самообслуживания.

Ребенок работает там, где ему удобно, двигается и общается (не мешая другим), групповая работа ведется по желанию.

Ребенок имеет жестко определенное место, побуждается сидеть во время групповой работы.

Родители — равноправные партнеры в образовательном процессе. Есть упорядоченная программа для родителей по освоению Монтессори-философии.

Родители участвуют в процессе образования только материально или как подсобные рабочие.

Дети, посещающие группы Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.

Основной девиз метода звучит так: «Помоги мне сделать это самому!»

Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы

Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Кто такая Монтессори и что это за система?

Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».

Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.

Мария Монтессори / Фото: Wikimedia Commons

После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.

Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.

Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.


2. Что такое сенситивные периоды? Их много?

Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.

5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.

6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла.

Занятия в школе по методу Монтессори, 1913 год / Фото: Flickr (NSW State Archives)

3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?

По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.

Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.

Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.


4. Что такое обучение даёт детям?

Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.

Монтессори-материалы / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)

В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.


5. Где этому учат?

Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.

Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет

Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.

В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.

Подготовленная среда Монтессори-класса / Фото: Wikimedia Commons (Ilya WWW)

Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.


6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?

Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.

Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.

Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы

Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись


7. В чём минусы такой системы?

Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.

С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.

Монтессори-среда / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)

8. Кому это не подходит?

Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.

Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.


9. Где узнать про систему Монтессори больше?

Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.

Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.

The Planes of Development — STEPPING STONES MONTESSORI SCHOOL

На первых двух планах ребенок говорит: «Помогите мне сделать сам». Напротив, следующие два плана можно охарактеризовать как «Помогите мне думать самостоятельно». Но общая нить, которая связывает их все вместе, ключ ко всем стадиям, — это потребность ребенка в независимости.

Третий план: возраст 12–18 (подростковый возраст)

Мы вступили в те страшные годы, годы юности! Вы не могли бы заплатить мне достаточно, чтобы пережить этот этап заново, но в глазах Монтессори это очень важное время, в течение которого ребенок работает над построением своего социального «я».

Другими словами, ребенок отделяется от своих родителей умственно и физически, и ему необходимо показать, что он может участвовать и иметь некоторый контроль над своей жизнью. Если во втором плане все прошло хорошо, подающий надежды подросток должен иметь твердую моральную совесть, на которую можно положиться, когда ему предстоит принять трудный выбор.

Четвертый уровень: возраст 18–24 (зрелость)

На четвертом уровне развития новоиспеченный взрослый работает над построением своего самопонимания.Она спрашивает: «Кто я? Что я могу дать миру? » Она пришла к осознанию того, что самое глубокое и значимое обучение происходит на основе открытий, проб и ошибок, практики — короче говоря, ее собственного опыта — и она наконец обретает духовную и моральную независимость.

Светлое будущее

Похоже, что большая часть традиционного образования сосредоточена на том, что мы, как общество, считаем нам, , нужно от детей. Как их результаты тестов заставляют выглядеть нас ? Что их достижения говорят о us ? Многие подходы к традиционному образованию не учитывают, как мы можем помочь детям развить их личность и полностью раскрыть свой потенциал.

Монтессори-образование, с другой стороны, способствует развитию всего ребенка . Дети идут по тропе. Теория Планов развития признает этот путь и поддерживает продвижение детей по нему — путь к тому, чтобы стать людьми, обладающими зрелостью, воображением, любовью к обучению и хорошими моральными качествами. Другими словами, образование Монтессори не только способствует академическому развитию; он поддерживает человеческое развитие.

В своей книге The Absorbent Mind Мария Монтессори пишет: «Ребенок наделен неизвестными силами, которые могут вести нас в светлое будущее.Если мы действительно хотим нового мира, то образование должно ставить своей целью развитие этих скрытых возможностей ».

Четыре уровня развития в школе Монтессори

Когда вы впервые попадаете в школу Монтессори , одна из первых вещей, которые вы можете заметить, — это структура класса. В отличие от традиционной школы, где учащиеся сгруппированы по году рождения, где обычно групповое обучение основано на хронологическом возрасте, в среде Монтессори используются трехлетние смешанные классы. возрастные группы, где обучение персонализировано в соответствии с индивидуальными потребностями и потребностями небольших групп.Эта разновозрастная структура классной комнаты основана на наблюдениях и работе доктора Монтессори, которые показали, что существует четыре различных стадии развития от рождения до раннего взросления. Она назвала их самолетами развития. Другие специалисты в области психологии и образования могут использовать термины «стадии» или «фазы».

Согласно доктору Монтессори, каждый уровень развития характеризуется отдельными чувствительными периодами обучения, когда дети проявляют определенные потребности, атрибуты и характеристики на каждом уровне развития.В течение этих чувствительных периодов ребенок переживает период интенсивных изменений в развитии, за которым следует период ассимиляции, отмеченный учеником, демонстрирующим уверенность в своих недавно приобретенных способностях. Использование этой модели предлагает целостную структуру, в которой обучение и структура класса основаны на этапах, согласованных с психологией развития.

Четыре плана развития:

Первый план: от рождения до 6 лет (раннее детство)

На первом уровне развития дети впитывают мир.Доктор Монтессори называет это «впитывающим разумом», имея в виду, что мозг ребенка имеет способность впитывать из окружающей среды все, что необходимо для развития человека, принадлежащего к ее особой культуре.

В этом возрасте дети сосредотачиваются на себе и имеют сильное желание физической независимости . Вы заметите: «Я могу это сделать сам!» склад ума. В это время закладывается и фундамент личности ребенка.

Этот план характеризуется чувствительными периодами, которые включают движение, язык, пользование туалетом, порядок, изящество и вежливость, музыку, чтение, письмо, социальные отношения и математику.

Второй план: 6–12 лет (детство)

Второй уровень развития характеризуется жаждой знаний и сильным стремлением к интеллектуальной независимости . Вы заметите: «Я сам могу подумать!» склад ума.

В этом возрасте дети начинают искать нравственный порядок и развивать свою совесть или чувство правильного и неправильного. Это хорошее время, чтобы научить вашего ребенка справедливости и показать ему, как он может помочь другим.

На этом этапе дети получают «космическое образование» в школе Монтессори, которое побуждает их исследовать свое место в мире, а также ценить взаимосвязь всех вещей.

Третий план: возраст 12–18 (подростковый возраст)

Отмеченный чувством самоуважения и самооценки, третий уровень развития является чувствительным периодом для критического мышления и исследования более глубоких моральных и социальных ценностей.

В этом возрасте подростки испытывают глубокое желание эмоциональной независимости . Вы заметите менталитет «Я могу сам по себе».

На этом этапе подросток работает над построением своего социального «я» и чувствует потребность участвовать и иметь больший контроль над своей жизнью.

Четвертый уровень: возраст 18–24 (зрелость)

Четвертый уровень развития характеризуется молодым взрослым, работающим над своим духовным «я» или построением более высокого уровня самопонимания.

Этот этап отмечен сильным стремлением к финансовой независимости . Вы заметите менталитет «Я сам пойму».

За это время молодой человек обнаруживает свое место в мире и спрашивает себя: «Что я могу дать миру?»

План развития в школе Silverline Монтессори

В Silverline Montessori School наши образовательные программы предназначены для удовлетворения потребностей детей в первом и втором планах развития.Наше внимание уделяется развитию потенциала ребенка в эти отчетливые «окна времени» или чувствительные периоды. Мы сохраняем небольшие размеры наших классных комнат, чтобы создать эмоционально питательную среду, которая в то же время сложна в когнитивном плане. Наша цель — воспитывать самостоятельных учеников, которые становятся уверенными в своих силах к концу каждого уровня развития.

«Окружающая среда должна быть богата мотивами, которые вызывают интерес к деятельности и побуждают ребенка проводить свои собственные опыты.»- Д-р Мария Монтессори

Этапы Монтессори в раннем обучении

Кроме того, эти ранние годы — сложное время для установления связи с родителями (или основными опекунами). Младенцы узнают об отношениях, общении и эмоциональном контроле благодаря отзывчивости своих родителей. Когда родители реагируют на попытки ребенка общаться (плачем, воркованием и лепетом), у ребенка развивается чувство собственного достоинства.Это также создает важную основу для более сложного общения и мышления.

Может показаться невероятным думать, что младенцы рождаются с математическим умом, но доктор Монтессори обнаружил, что все человеческие младенцы приходят в этот мир, естественно, запрограммированными на изучение математики. Монтессори также заметил, что маленькие дети изучают первые математические понятия, касаясь, складывая, сортируя и обращаясь с предметами. Именно благодаря этой манипуляции с различными материалами дети учатся распознавать количества, последовательность и закономерности.Это основа основных математических принципов.

«Руки — орудия человеческого разума». ~ Мария Монтессори

Потребность в заказе (примерно с 6 месяцев)

Очень маленькие дети (от 6 месяцев до 3 лет) имеют врожденную потребность в порядке. Это глубокая психологическая потребность. Многие родители не понимают, что это есть, и на то есть веские причины. Конечно, большинство из нас, родителей, наблюдали, как наши малыши ведут себя совсем не по порядку.Но Монтессорианцы снова и снова доказывают, что как только стандарт установлен, внутреннее желание ребенка к порядку активизируется. Кроме того, некоторые из неуправляемых истерик, свидетелями которых мы являемся, на самом деле являются результатом нарушения у ребенка чувства порядка.

Интерес к маленьким предметам и лексике (примерно с 1 года)

Любой родитель годовалого ребенка может сказать вам, что у детей почти ненасытный интерес к маленьким предметам . Наша работа состоит в том, чтобы не допустить удушья в маленьких руках, при этом позволяя безопасно исследовать небольшие объекты.Дети в этом возрасте переживают период интенсивной чувствительности, который в конечном итоге приводит к развитию мелкой моторики и захвату клешнями. Это основы письма и многие другие важные навыки.

Следующее заявление доктора Арнольда Шабеля, бывшего директора Института исследований мозга Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, подтверждает открытия доктора Монтессори о том, как дети учат словарный запас .

Без мелодраматизма, я думаю, было бы важно сказать родителям, что они участвуют в физическом развитии мозга своих детей в той степени, в которой они взаимодействуют и общаются с ними.Языковое взаимодействие фактически создает ткань в их мозгу […]. Языковые центры мозга просто не могут достичь полной зрелости без достаточной стимуляции.

Дети также становятся очень чувствительными и интересуются формами букв и звуками.

Четыре плоскости развития | Association Montessori Internationale

«Психологи, изучающие рост детей от рождения до студенческого возраста, утверждают, что его можно разделить на различные периоды.»(Поглощающий разум, стр. 17)

«Развитие — это череда возрождений». (Поглощающий разум, стр.17)

«В этот период личность претерпевает большие изменения. Достаточно сравнить новорожденного ребенка с шестилетним, чтобы убедиться в этом». (Поглощающий разум, стр. 18)

«Следующий период идет с шести до двенадцати. Это период роста, не сопровождающийся другими изменениями. Ребенок спокоен и счастлив. Психологически он находится в состоянии здоровья, силы и гарантированной стабильности.»(Поглощающий разум, стр. 18)

«Третий период идет с двенадцати до восемнадцати, и это период настолько больших изменений, что он напоминает один из первых. Его снова можно разделить на две подфазы: одна с двенадцати до пятнадцати, а другая с пятнадцати до восемнадцати. В этот период также происходят физические изменения, когда тело достигает своей полной зрелости ». (Поглощающий разум, стр. 18)

«Я обнаружил, что в своем развитии ребенок проходит через определенные фазы, каждая из которых имеет свои особые потребности.Характеристики каждого из них настолько различны, что переходы от одной фазы к другой были описаны некоторыми психологами как «перерождения». (Four Planes of Education, p. 1)

«Развитие ребенка идет по пути последовательных стадий независимости, и наше знание этого должно направлять нас в нашем поведении по отношению к нему. Мы должны помочь ребенку действовать, воли и думать самостоятельно. Это искусство служить дух, искусство, которым можно заниматься до совершенства, только работая с детьми.»(Поглощающий разум, стр. 257)

«Мое видение будущего — это уже не люди, которые сдают экзамены и переходят из средней школы в университет, а переходят от одного уровня независимости к более высокому, посредством своей собственной активности и усилия воли». (Из детства в юность, открытие)

«Последовательные уровни образования должны соответствовать сменяющим друг друга личностям ребенка. Наши методы ориентированы не на какие-либо заранее установленные принципы, а, скорее, на неотъемлемые характеристики разных возрастов.Отсюда следует, что сами эти характеристики включают несколько уровней »(From Childhood to Adolescence, p. 1)

«Первая фаза развития ребенка идет от рождения до, скажем, шести лет. На этом этапе ребенок находится частично дома, частично в школе. Уровень образования должен учитывать обе ситуации». (Четыре плоскости образования, стр. 2)

«Поэтому образование детей важно, особенно в возрасте от трех до шести лет, потому что это зачаточный период для формирования характера и общества (точно так же, как период от рождения до трех лет является периодом для формирования личности. разум, а пренатальный период — для формирования тела.»(Поглощающий разум, стр. 221/2)

«Образование не должно ограничиваться поиском новых методов передачи знаний, в основном бесплодных: его цель должна заключаться в оказании необходимой помощи человеческому развитию. Этот удивительный по своей силе мир нуждается в« новом человеке ». Следовательно, он так и есть. жизнь человека и его ценности, которые необходимо учитывать. Если «формирование человека» становится основой образования, тогда координация всех школ от младенчества до зрелости, от детских садов до университета возникает как первая необходимость: поскольку человек — это единство, индивидуальность, которая проходит через взаимозависимые фазы развития.Каждая предыдущая фаза подготавливает следующую, формирует ее основу, питает энергии, побуждающие к последующему периоду жизни ». (От детства к юности, стр. 84)

Социальное и эмоциональное развитие | Living Монтессори

Понимание социального развития от доктора Монтессори

С момента рождения ваш ребенок начал развивать свою личность. Все младенцы развиваются таким образом благодаря социальным отношениям и опыту.

Младенцы рождаются с побуждениями, побуждающими их относиться к другим и помогать другим относиться к ним.Первые побуждения обнять и сосать, хвататься и улыбаться, смотреть и обниматься в объятиях матери — это именно те импульсы, которые необходимы для установления и поддержания близости. К трем годам маленький ребенок уже заложил основы своей личности и теперь готов познакомиться с постоянно расширяющимся кругом взрослых и других детей. Согласно плану Монтессори, в возрасте двух с половиной или трех лет дети попадают в Casa dei Bambini или Детский дом. Доктор Монтессори сказал студентам на курсе подготовки учителей 1946 года, что дети «нуждаются в обществе других детей в этом возрасте.”

Действия, доступные детям в классе Монтессори, являются «целенаправленными» — они могут выполняться детьми как в корыстных, так и в социальных целях. Когда дети работают таким образом, они повышают уровень своей независимости и начинают понимать, что их действия приносят пользу другим.

В социальной жизни Монтессори-класса дети предпочитают общество друг друга куклам и предпочитают «настоящую» утварь игрушкам. Работая с такими предметами, как настоящие щетки для чистки и настоящие ковры, которые нужно подметать, дети приобретают реальные навыки, которые позволяют им более полно участвовать в жизни дома и в школе.

Наряду с такими практическими уроками, как уборка и подметание, дети в классе Монтессори учатся просоциальному поведению. Упражнения «Изящество» и «Вежливость», как следует из названий, помогают детям управлять своим телом и двигаться более грациозно, давая им вежливость социальной жизни, «нравится» и «спасибо», которые обозначают выдающиеся манеры.

Случайный наблюдатель может не заметить богатство социальной атмосферы в классе Монтессори. В возрасте от трех до шести лет маленькие дети, как правило, работают бок о бок, а не вместе.Монтессори указала, что это произошло потому, что первое, что необходимо для развития ребенка, — это вовсе не игра! Напротив, первое, что необходимо для развития ребенка, — это концентрация, потому что она закладывает основу для развития индивидуального характера и последующего социального поведения. Сосредоточение всегда уединенно, даже среди толпы, и без него нет настоящего достижения.

Понимание эмоционального развития от доктора Монтессори

Эмоции — это первые спонтанные выражения новорожденного.Они контролируют поведение матери и устанавливают и поддерживают важные отношения между младенцем и окружающей средой. Атмосфера любви и привязанности оказывает на ребенка самое решающее влияние в первые годы его развития. Качество окружающей среды младенца определяет качество адаптивного функционирования младенца в этой среде.

Эмоциональные факторы, такие как близкие отношения ребенка со взрослыми, которые о нем заботятся, помогают формировать личность ребенка.К трем годам, если детей не отвергают, они с благодарностью, доверием и уважением отзываются о тех, кто готов помочь им сориентироваться в их мире. Они развивают чувство собственного достоинства, безопасности и средств выражения эмоций, наряду с автономией и независимостью. Если к младенцам относятся с любовью и уважением в семье, без насилия или угнетения, они вырастут, обретя уверенность и чувство адекватности.

Дети продолжают расти в зрелом возрасте по мере того, как они выполняют определенные действия и приобретают определенный опыт.Однако их выбор также может быть продиктован подавленным негативным опытом, который искажает взгляды детей и вызывает такие чувства, как незащищенность, неполноценность, неполноценность или страх.

Хорошая начальная школа Монтессори создает условия, позволяющие детям проявлять свои естественные склонности к развитию. Обладая подготовленной средой и свободой действовать в ней в соответствии со своими внутренними потребностями, индивидуальным ритмом и темпом, дети проявляют характеристики, которые обычно им не приписываются.

Детям младшего возраста больше всего нравятся те виды деятельности, которые способствуют дальнейшему структурированию личности посредством процессов дифференциации и интеграции. Когда дети могут сосредоточиться, сомнения и робость исчезают. Дети становятся спокойнее, умнее и шире. Когда дети работают над освоением окружающей среды, их личности объединяются. Однако улучшение будет чисто временным, если дети вернутся жить в условия, которые не изменились.

Дети получают столько радости от созидательной деятельности, которая удовлетворяет их внутренние потребности, что окружающим кажется, будто они играют. Когда у них появляется возможность реализовать собственное развитие, они становятся, как описывает доктор Монтессори, «в высшей степени счастливыми». Приобретение новых навыков и новых знаний меняет детей; они больше не недовольны.

Основы Монтессори: плоскости развития

Изучение планов развития не только для преподавателей Монтессори.Понимание развития вашего ребенка может помочь и дома.

Первый план: от рождения-6 лет

На этом этапе дети впитывают все, как губки. Они действительно являются прекрасными примерами того, что Монтессори назвал «поглощающим разумом». Это время, когда мы можем использовать то, что Монтессори называл чувствительными периодами обучения. Хотя каждый ребенок индивидуален, существуют типичные закономерности в отношении развития мозга и общей готовности к изучению определенных навыков.

В течение первых трех лет на этом плане все обучение происходит вне сознательного разума ребенка. Они учатся, исследуя свои чувства и взаимодействуя с окружающей средой. Во второй половине полета, примерно с 3-6 лет, дети входят в сознательную стадию обучения. Они учатся, используя свои руки, и специализированные материалы в классе Монтессори были разработаны с учетом этого.

За это время у детей появляется прекрасное чувство порядка.Они методичны и могут оценить многие этапы практических уроков в своих классах. Работы на их классных полках размещены намеренно, что снова взывает к этому чувству порядка.

Первый план — это время, когда дети заявляют: «Я могу сделать это сам»; это время физической независимости.

Второй план: 6-12 лет

В младшие годы дети начинают смотреть вовне. У них внезапно возникает сильное желание создавать группы сверстников.Раньше на первом плане ребенок мог сосредоточиться на своей работе, сидя рядом с другими. Во втором плане ребенок фактически вынужден работать с своими друзьями. Именно в это время дети готовы узнать о сотрудничестве.

Во время второго плана наступает внезапный и заметный период физического роста. Это может быть фактором, способствующим наблюдению того, что многие дети этого возраста, похоже, не осознают свое тело, часто натыкаясь на предметы и опрокидывая их.Примерно в это же время дети начинают терять зубы. Их чувство порядка и аккуратности, как правило, немного угасает в этом плане.

На втором плане зажигаются детские фантазии. Поскольку обучение Монтессори основано на реальности, мы находим способы донести реальную информацию до детей с помощью рассказов и других подобных методов. Например, обучая детей истокам нашей вселенной, школы Монтессори используют то, что называется Великим уроком. Первый Великий Урок — это драматическая история, рассказываемая детям с использованием реквизита, экспериментов и драматических представлений (представьте себе: черный шар, наполненный блестками, лопается, чтобы проиллюстрировать Большой взрыв, а кусочки бумаги в миске с водой используются, пока речь идет о сборе частиц).Этот урок увлекателен для детей тем, как он преподан, но дает им основную информацию о Солнечной системе, состояниях материи и других важных понятиях.

Дети во втором плане имеют ненасытный аппетит к информации, и их часто сильно тянет к тому, что мы в Монтессори называем культурными предметами: наука, история и география. Хотя мы поддерживаем их быстрый рост языка и математики в это время, мы также несем ответственность за предоставление им разнообразных культурных уроков и опыта.

Важно отметить, что в это время у детей развивается чувство нравственной справедливости. Они очень озабочены тем, что является справедливым, и создание правил для новой игры часто не менее важно (если не больше), чем сама игра.

Это период времени, когда дети стремятся к интеллектуальной независимости.

Третий план: 12-18

Третий план развития охватывает подростковые годы. На втором уровне дети осознают социальные связи, но на третьем уровне они критичны.В это время дети сильно полагаются на свои отношения со сверстниками. Они испытывают сильное желание оставаться независимыми от взрослых, хотя не совсем готовы к этому полностью. Наша работа — найти способы, которые позволят им экспериментировать с независимостью, а также обеспечить безопасную структуру, в которой они могут это делать.

Детям третьего плана, как правило, требуется больше сна, и они засыпают позже, чем в младшем возрасте. Они стремятся к подлинному опыту обучения, и Dr.Монтессори вообразила именно это. Ее представления об Эрдкиндере (детях земли) привели ее к мысли о школьной обстановке, которая способствовала бы развитию детей в это время. Она представила фермерскую школу, в которой дети будут работать, чтобы ферма работала, но при этом вносят свой вклад в планирование и принятие решений.

На третьем плане дети оттачивают свой моральный компас, развивая при этом более сильное чувство ответственности.

Четвертый уровень: 18-24

Последний уровень — это время, когда молодые люди стремятся к финансовой независимости.Часто они впервые живут вдали от дома и используют это время, чтобы понять, где они вписываются в свое общество. Многие делают выбор, чтобы продолжить свое образование и / или исследовать карьерный путь.

Именно на четвертом уровне люди начинают лучше понимать, кто они есть как личности.

Каждую плоскость развития следует тщательно взращивать. Если ребенок может пройти один этап развития в богатой и тщательно подготовленной среде, он будет готов полностью перейти к следующему этапу, когда придет время.

Четыре уровня развития — iQ Монтессори

Доктор Монтессори заметил, что дети проходят через четыре отчетливых и заметных периода физических и психологических изменений. По мере того, как потребности ребенка меняются на разных этапах развития, должна меняться и окружающая среда, и опыт в этой среде. То, что мы предлагаем ребенку на одном этапе, часто оказывается бесполезным на другом этапе, а иногда даже вредно.

Мы должны понимать, что Человеческие наклонности наблюдаемы в любом возрасте, но они проявляются по-разному.Например, в возрасте 3-6 лет дети исследуют с помощью своих чувств, а в возрасте 6-12 лет они исследуют с помощью своего воображения. Подход Монтессори одинаков для всех возрастов, но конкретные применения подхода должны меняться в соответствии с потребностями ребенка.

Доктор Монтессори описал четыре плана (или стадии) развития, каждая из которых длилась шесть лет:

  • От рождения до шести лет (младенчество)
  • От шести до двенадцати (детство)
  • От двенадцати до восемнадцати лет (подростковый возраст)
  • От восемнадцати до двадцати четырех (переход во взрослую жизнь)

Первые три года существования каждого самолета показывают самые драматические изменения; во второй половине ребенок стабилизируется.Первый и третий планы развития имеют некоторые параллели и сходства. Они показывают наиболее драматическое развитие, и у них много потребностей. Второй и четвертый самолеты тоже похожи. Это здоровые, стабильные, сильные периоды развития.

Первый план развития

Самая особенная характеристика этого плана — Поглощающий Разум. Это отличает ребенка этого возраста от любого другого периода жизни. Есть совсем другие способности к обучению. Через поглощающий разум ребенок создает человека, которым он станет.Это позволяет ребенку усвоить культуру своего окружения. Чтобы помочь ребенку в этом творческом процессе, взрослый должен создать особую подготовленную среду.

Чувствительные периоды наиболее сильны и распространены на этом плане. Чувствительные периоды привлекают поглощающий разум и облегчают усвоение ребенком навыков, необходимых для выживания ребенка. Интенсивность интереса в чувствительный период не похожа ни на что другое. Это скорее похоже на фонарик, который освещает определенную область, давая ребенку фокус.Мы должны реагировать на эту интенсивность интереса, делая доступными мероприятия, соответствующие этому интересу.

Первый подплан (от рождения до трех лет)

Это самый ответственный период развития. Наибольшие изменения происходят в первые 3 года жизни. В это время у ребенка есть то, что называется бессознательным поглощающим разумом. Это означает, что она не осознает своих действий и реакций. Она не действует по волеизъявлению и не обладает сознательной памятью.Она очень намерена использовать пять чувств для исследования (человеческая тенденция), и поэтому взрослый должен обеспечивать сенсорное исследование, позволяя ей быть частью повседневной жизни.

Второй подплан (от трех до шести лет)

На этой стадии у ребенка все еще есть поглощающий разум, но сейчас она находится на стадии сознательного поглощающего ума. Она понимает, что учится. Она осознает свои мысли и тот факт, что она может думать сама. Ей нужно разрешить активно участвовать в жизни вокруг нее, используя свои руки.На этом этапе ребенку нужно делать что-то самостоятельно. Она может учиться только на собственном опыте, работая руками.

Второй план развития

По сравнению с первым уровнем развития дети на этом этапе более устойчивы, обладают большой энергией и относительным спокойствием. Ребенок овладел основными человеческими навыками: базовым интеллектом, скоординированными движениями, беглой речью, развитой личностью. Он социально адаптирован к своей культуре. У него больше нет Поглощающего разума.Теперь он учится через рассуждения, используя свое воображение и логику для изучения областей исследования. У ребенка в этом возрасте ненасытно пытливый ум. Он хочет знать, как, когда и где всего.

В этом плане ребенок находится в чувствительном периоде для идентичности сверстника. Для него очень важно быть принятым в группу. Именно на этом этапе дети впервые начинают дистанцироваться от своих семей. Дело не в том, что они любят их меньше, а в том, что им нравится быть частью группы и чувство независимости, которое это приносит.
Этот план также приносит чувствительный период для развития морали и этики. Дети должны участвовать в установлении правил в классе или дома. Именно в это время следует знакомить детей со сказками. Им нравятся истории, в которых плохого парня наказывают.

Третья плоскость развития

Мы можем сравнить третий уровень развития с первым, потому что это время великих преобразований, как физически, так и психологически. Первый подплан (12-15 лет) — время больших изменений, чем второй подплан (15-18 лет).На этом этапе дети не склонны к большой энергии. Они любят поздно ложиться. Их трудно заставить выполнять работу по дому. Ментально у них развито логическое мышление, но они не любят, когда их заставляют узнавать факты. Все академические знания должны быть связаны с практическими навыками: кулинария, садоводство, шитье, ремонт автомобилей и т. Д. Мария Монтессори предвидела другой тип школьной среды для третьего уровня развития, который она назвала Erdkinder . Ей никогда не удавалось создать такую ​​школу, но она писала о своих идеях для нее.Она представляла себе самодостаточное сообщество, возможно, ферму. Студенты сами выращивали пищу (изучали сельское хозяйство), планировали питание (изучали питание), добавляли здания (архитектура), создавали свою собственную одежду (дизайн одежды). Они также могут писать свои собственные пьесы об исторических событиях, писать стихи, песни, танцевать хореографию … В этой защищенной среде, под присмотром взрослых, подростки будут подготовлены к самостоятельной жизни. Это удовлетворило бы их сильную потребность в независимости, помогая им понять, что гармоничное общество состоит из взаимозависимых людей.

Если ребенку, находящемуся на втором уровне развития, разрешить выучить все, на что он способен, тогда мы можем ослабить внимание подростка. Образовательная среда должна действительно основываться на потребностях развития детей, а не на каких-то произвольных критериях, разработанных бюрократическим советом по образованию.

Четвертый план развития

Это переход к взрослой жизни. Обычно это время, когда они впервые переживают жизнь вдали от дома. С 18 до 21 года они находятся в периоде расспросов, поиска карьеры.С 21 по 24 они соглашаются с тем, чем хотят заниматься. Если мы предоставили молодежи достаточно возможностей для изучения многих областей обучения и практических навыков, теперь он / она может выбрать профессию, которая приносит им глубокое удовлетворение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *