Разотождествление с телом – Техника «Разотождествление»

Техника «Разотождествление»

Примите удобное положение, расслабьтесь, сделайте несколько медленных и глубоких вдохов. Затем медленно и вдумчиво произнесите следующее:

У меня есть тело, но я не тело

«Мое тело может пребывать в разных состояниях: быть здоровым или больным, отдохнувшим или усталым. Но оно не имеет ничего общего с моим подлинным «Я». Я отношусь к своему телу как к драгоценному инструменту — оно позволяет мне действовать во внешнем мире, но это только инструмент. Я хорошо обращаюсь с ним, стараюсь делать все, чтобы мое тело было здорово. Тем не менее это не я. У меня есть тело, но я — не тело». Теперь закройте глаза и повторите про себя основные моменты. Затем сконцентрируйтесь на главном: «У меня есть тело, но я — не тело». Постарайтесь как можно сильнее закрепить этот факт в сознании. Затем откройте глаза и проделайте все в той же последовательности с двумя следующими этапами.

Я испытываю эмоции, но я не эмоции

«Мои эмоции многообразны, они могут меняться, становиться своей противоположностью. Любовь может перейти в ненависть, спокойствие в гнев, радость в печаль. При этом моя сущность, мое подлинное «Я» остается неизменным. «Я» всегда «Я». Хотя волна гнева может на время захлестнуть меня, я знаю, что это пройдет, потому что я не есть этот гнев. Я способен наблюдать за своими эмоциями и понимать их истоки, а значит, я могу научиться управлять ими и гармонизировать их. Я испытываю эмоции, но я — не эмоции».

читайте досье

Управлять своими эмоциями

У меня есть разум, но я не разум

«Мой разум — средство познания и выражения, но он не является сущностью меня самого. Приобретая новые знания и опыт, впитывая идеи, он находится в непрерывном развитии. Иногда разум отказывается подчиняться мне, поэтому он не может быть мной, моим «Я». С точки зрения как внешнего, так и внутреннего мира это орган познания, но это не я. У меня есть разум, но я не разум».

Теперь начинается этап отождествления. Повторите медленно и вдумчиво:

«После отделения своего «Я» от ощущений, эмоций и мыслей я признаю и утверждаю, что я — центр абсолютного самосознания, я — центр воли, способный наблюдать и подчинять себе все психологические процессы и свое тело, а также управлять ими». Сосредоточивайте внимание на ведущем положении: «Я — центр абсолютного самосознания и воли». Попытайтесь по возможности глубже проникнуться этой мыслью и закрепить ее в своем сознании.

При выполнении упражнения можно значительно изменить технику. Например, после тренировки (некоторым людям удается сделать это с самого начала) можно модифицировать упражнение — быстро и динамично пройти этапы разотождествления, сконцентрировавшись только на ведущих положениях:

У меня есть тело, но я не мое тело. Я испытываю эмоции, но я не эти эмоции. У меня есть разум, но я не разум.

Главная задача — овладеть навыком, позволяющим быстро и динамично пройти все стадии разотождествления, а затем оставаться в состоянии сосредоточения на своем «Я» в течение какого-то периода времени, по желанию. Помните: мы можем укротить, контролировать и использовать все, с чем мы себя не отождествляем.

И. Малкина-Пых «Виктимология. Психология поведения жертвы» (Эксмо, 2010).

читайте досье

«Острая тема»: о теле и телесности

www.psychologies.ru

Разотождествление — упражнение — Психологос

На нас влияет все, с чем идентифицирует себя наше Я. Мы можем укротить, контролировать и использовать все, с чем мы себя не отождествляем.

Примите удобное положение, расслабьтесь, сделайте несколько медленных и глубоких вдохов (в качестве подготовительного этапа можно использовать любую из методик релаксации). Затем медленно и вдумчиво произнесите следующее:

«У меня есть тело, однако я не есть это тело. Мое тело может пребывать в различных состояниях: оно может быть здоровым или больным, отдохнувшим или усталым. Однако оно не имеет ничего общего с моим подлинным Я. Я отношусь к своему телу как к драгоценному инструменту, позволяющему осуществлять какие-то действия во внешнем мире, но это только инструмент. Я хорошо обращаюсь с ним, стараюсь делать все, чтобы оно было здорово. Тем не менее это не я. У меня есть тело, однако я не есть это тело». Теперь закройте глаза и повторите про себя основные моменты приведенного выше утверждения. Затем сконцентрируйтесь на самом главном положении: «У меня есть тело, однако я не есть это тело». Постарайтесь по возможности сильнее закрепить этот факт в вашем сознании. Затем откройте глаза и проделайте все в той же последовательности с двумя следующими этапами.

«Я испытываю какие-то эмоции, однако я не есть эти эмоции. Мои эмоции многообразны, они могут изменяться, становиться своей противоположностью. Любовь может перейти в ненависть, спокойствие в гнев, радость в печаль. При этом моя сущность, мое подлинное Я остаются неизменными. Я всегда Я. Хотя волна гнева может на время захлестнуть меня, я знаю, что это пройдет, потому что я не есть этот гнев, поскольку я способен наблюдать за своими эмоциями и понимать их истоки, я могу научиться управлять ими и гармонизировать их. Итак, совершенно ясно, что они — это не я, я испытываю какие-то эмоции, однако я не есть эти эмоции.

У меня есть разум, но я не есть мой разум. Мой разум — ценное средство познания и выражения, но он не является сущностью меня самого. Приобретая новые знания и опыт, впитывая прогрессивные идеи, он находится в непрерывном развитии. Иногда разум отказывается подчиняться мне, поэтому он не может быть мной, моим Я. С точки зрения как внешнего, так и внутреннего мира это орган познания, но это не я. У меня есть разум, но я не есть мой разум.

Теперь начинается этап отождествления. Повторите медленно и вдумчиво:

«После отделения своего Я от ощущений, эмоций и мыслей я признаю и утверждаю, что я — центр абсолютного самосознания, я — центр воли, способный наблюдать и подчинять себе все психологические процессы и свое тело, а также управлять ими». Сосредоточивайте внимание на ведущем положении: «Я — центр абсолютного самосознания и воли». Попытайтесь по возможности глубже проникнуться этой мыслью и закрепить ее в своем сознании».

Поскольку цель настоящего упражнения заключается в достижении особого состояния сознания, то при овладении ею можно значительно изменить технику его выполнения. Так, после определенной тренировки (некоторым людям удается сделать это с самого начала) можно модифицировать упражнение путем быстрого и динамичного прохождения этапов разотождествления, что подразумевает концентрацию только на ведущих положениях:

«У меня есть тело, но я не есть мое тело. Я испытываю эмоции, но я не есть эти эмоции. У меня есть разум, но я не есть мой разум».

В подобном случае целесообразно несколько расширить и углубить этап самоотождествления, который будет выглядеть следующим образом:

«Тогда что есть я? Что остается после того, как я отделил себя от тела? Мои ощущения, чувства, желания, поступки? Остается моя сущность — центр самосознания. Это постоянный фактор во всегда меняющемся потоке моей личной жизни. Это то, что дает мне ощущение бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я подтверждаю свою идентичность этому центру и осознаю его постоянство и энергию. (Пауза.) Я признаю и подтверждаю то, что являюсь центром абсолютного самосознания и творческой динамической энергии. Я понимаю, что, находясь в центре подлинной тождественности, я могу наблюдать за всеми психологическими процессами и своим физическим телом, а также управлять ими и гармонизировать их. Я хочу, чтобы осознание этого факта никогда не покидало меня в суете повседневной жизни, помогало мне и придавало ей определенный смысл и направление».

После того как вы научились концентрировать внимание на состоянии сознания, можно несколько сократить этап отождествления. Главная задача — достижение определенного навыка, позволяющего быстро и динамично пройти все стадии разотождествления, а затем оставаться в состоянии сосредоточения на своем Я в течение какого-то периода времени, зависящего от вашего желания. Это даст возможность в любой момент отделить подлинное Я от переполняющих эмоций, навязчивой мысли, нежелательной роли и т. д. и оценить ситуацию, ее значение и истоки, а также наиболее эффективные пути выхода из нее с позиции стороннего наблюдателя.

Наилучшие результаты приносят ежедневные занятия, которые желательно проводить в самом начале дня, то есть непосредственно после сна. Таким образом, выполнение упражнения можно рассматривать как символическое второе пробуждение. Важно также повторять его в редуцированной форме несколько раз в день, возвращаясь в состояние разото-ждествленного Я.

Упражнение может быть видоизменено и приспособлено к нуждам и целям индивидуума путем добавления этапов разотождествления или включения каких-то других аспектов, кроме трех фундаментальных (физического, эмоционального и ментального). Оно может начинаться с разотождествления, целью которого является отделение себя от чувств и желаний, порождаемых стремлением к накоплению материальных ценностей, или от ролей, играемых нами в повседневной жизни.

Ознакомьтесь с приведенными ниже примерами:

  • «Я испытываю какие-то желания, но я не есть мои желания. Они возникают как следствие внутренних побуждений эмоционального или физического характера или под воздействием других причин. Желания часто меняются, вступают в противоречие друг с другом, меняют свою полярность, сдвигаясь от любви в сторону неприятия или ненависти и наоборот. Таким образом, мои желания — это не я. Я испытываю какие-то желания, но я не есть эти желания». (Лучше всего использовать данную модификацию упражнения между эмоциональным и ментальным этапами, описанными выше).
  • «Я занимаюсь различными видами деятельности и играю в жизни самые разнообразные роли. Я должен играть их и стараюсь делать это наилучшим образом, будь это роль сына или отца, жены или мужа, учителя или студента, художника или администратора. Но я есть нечто большее, чем просто сын, отец, художник. Это только отдельные роли, которые я играю добровольно и за исполнением которых я могу наблюдать со стороны. Таким образом, я — это не мои роли. Я тождествен самому себе, я не только актер, но и режиссер спектакля».

Данное упражнение можно успешно и эффективно использовать при работе с группой. Проводящий занятия зачитывает все положения, а его участники слушают его с закрытыми глазами, стараясь как можно глубже осознать значимость слов,

Примечание. Широко используются еще два варианта фразы: «У меня есть …, но я не есть…» Они звучат следующим образом:

  • У меня есть…, а я не есть …;
  • У меня есть …, а я есть нечто большее, чем ….

Дополнительно

Упражнение «Я не роль»

Сядьте удобнее, расслабьтесь, после этого мысленно скажите себе:

«Я вовлечен в различные виды деятельности и играю множество ролей. Я должен играть эти роли, и я хочу играть их как можно лучше, будет ли это роль мужа или жены, отца или матери, учителя или ученика, предпринимателя или политика. Это не более чем роли — роли, которые я добровольно играю. Следовательно, эти роли — не я. Я могу со стороны наблюдать за своей игрой, могу быть не только актером, но и режиссером этого спектакля». Сосредоточьтесь на мысли: «Я играю нужную мне роль, но я — это не роль».

Поделитесь своим опытом с психотерапевтом.

www.psychologos.ru

КАК РАЗОТОЖДЕСТВИТЬСЯ С УМОМ | Восходящий Поток

Любое разотождествление, будь то с телом, эмоция­ми или умом, происходит в процессе наблюдения объекта отождествления и осознания дистанции между наблюдающим и наблюдаемым. При этом, чем дольше вам удаётся оставаться в позиции наблюдателя, тем очевиднее становится подчинённая роль низших тел по отношению к сознанию. А не наоборот, как это практи­кует большинство людей.

Исходя из того, что подлинный искатель стремится постоянно осознавать себя и отслеживать свои внут­ренние импульсы и внешние проявления, я опишу ос­новы техники наблюдения деятельности ума как осо­бое специальное упражнение.

Следует понимать, что эта работа может быть нача­та только тогда, когда ищущий уже уверенно владеет основами свидетельствования и медитации, имеет не­который постоянный повседневный уровень осознан­ности, иначе, скорее всего, он потерпит неудачу.

Итак, вы решили понаблюдать за работой ума. Ста­райтесь выбирать то время для выполнения этой тех­ники, когда у вас в распоряжении имеется достаточное количество энергии. Если вы устали или вам хочется спать, лучше не беритесь за неё.

В момент наблюдения у вас должно быть свободное время, которое не будет ограничивать вас, и в уме не будут выскакивать мысли типа: «Пора заканчивать, надо идти в магазин».

Упражнение лучше всего делать сидя, не важно, на полу или на стуле, важно, чтобы спина была прямая, но не напряженная. Когда вы сели, чтобы начать выполнение упражне­ния, одну-две минуты посвятите подготовке — отсле­дите тело, чтобы в нём не было напряжений, отвлекаю­щих вас, позвольте энергии успокоиться, «улечься». Затем начинайте наблюдение.

Первый слой вибраций, с которым вы столкнетесь, будет слой постоянно текущих и сменяющих друг друга мыслей. Это слой наиболее сильных, грубых вибраций, его легко видеть, тем более что все в основном именно с ним отождествлены. Это тот самый мыслепоток, ко­торый как бы поддаётся контролю со стороны думаю­щего. Наблюдать его несложно, трудность заключается в том, чтобы не поддаться привычному удовольствию подумать о делах своих скорбных и не улететь вслед за мыслями в неведомые дали.

Следует удерживать своё внимание неотождеств­лённым столько, сколько это возможно. С непривычки это упражнение вначале требует существенного уси­лия, на поддержание которого уходит немало энергии.

Если вы чувствуете, что отождествляетесь, что мысли уносят вас, — заканчивайте упражнение. Поспать вы можете и в постели.

Если вы упорны и решительны в своём наблюдении, то первый слой мыслей вы быстро пройдете и ясно уви­дите второй слой. Его вибрации тоньше, и он хуже под­даётся управлению человеком. Это слой, на котором крутятся и повторяются разные мотивчики, на нём же создаются и живут все виды навязчивостей — от слов-паразитов до неотступных мыслей о самосовершен­ствовании или самоубийстве.

В этом же слое при наблюдении вы можете столк­нуться со зрительными образами, связанными со стра­хами или желаниями, чередой ярких картинок, кото­рые и осознать-то сложно, так быстро они меняются.

Пройти этот слой несколько труднее, чем предыду­щий, потому что ум во время выполнения техники стремится выйти из игры — т. е. заснуть. Если вы чувст­вуете, что засыпаете, бросайте упражнение — не позво­ляйте уму взять верх над вами.

Когда вы пройдете второй слой, вам откроется тре­тий — самая сердцевина того, что называется умом. Это центр самых тонких вибраций высокой частоты. Именно он приводит в движение два предыдущих слоя. На этом уровне нет ни слов, ни картинок, только ощущение вибраций и энергии. Иногда перед внутренним взором могут возникать какие-нибудь цвета.

Наблюдая этот центр, вы можете столкнуться с си­туацией истинной остановки ума. Если такое произой­дет, вы уже никогда больше не будете отождествлены с умом.

Обозначим правила, которые следует соблюдать при выполнении данной техники:

1. Если вы решитесь следовать ей, помните, делать её раз-два в неделю — бесполезно. Нужен цикл еже­дневных занятий — пять-десять и т. д. дней.

2. Не обращайте внимания на время, которое вы тра­тите на упражнение. Не позволяйте уму быть хозяи­ном положения. Если вы засыпаете через три минуты после начала упражнения — бросайте. Вернётесь к упраж­нению завтра и, может быть, продержитесь дольше.

3. Если хотите пройти технику до конца, на период всего цикла своих занятий откажитесь от любой формы принятия алкоголя. Он усиливает грубые вибрации ума и затрудняет вхождение в глубины.

Кто ищет, тот найдёт, а любую дорогу осилит иду­щий. При должном упорстве и решительности всё по­лучается.

mystic-school.ru

Психолог Сергей Ключников — Разотождествление. Как разотождествиться со всем, что нам мешает.

 

 

Путь к практике разотождествления у меня начинался  с одного интересного профессионального эпизода.

В последние годы существования СССР на излете перестройки, когда еще существовали обкомы меня пригласили провести занятие с партийными работниками. Тема была посвящена личности и ее тайнам.

Я предложил участникам взять листок бумаги и поставить в столбик  цифр от одного до двадцати.

После этого я попросил написать над верхней цифрой словосочетание «Кто я?».

Нужно было спонтанно, стараясь не задумываться ответить на этот вопрос и написать все свои мысли и представления, все характеристики самих себя.

Результаты этого задания потрясли меня.

Мужчины писали в столбик следующие самохарактеристики: я член партии, я член профсоюза, я ударник социалистического труда, я руководитель подразделения, я член партбюро и далее по номенклатурному списку.

Женщины писали свои официальные пункты- я работница такого отдела, я член партии, член профсоюза, я жена, я мать, я дочь.

Люди отождествляли характеристики своего я исключительно с анкетными данными и совершенно не думали о практике разотождествления.

У них даже не возникло желания отождествить себя с какими –либо неформальными образами.

А что о себе напишите вы?

Удасться ли вам выделить какую-то неформальную характеристику самого себя?

Рекомендую сделать это прямо сейчас, тогда можно будет понять, каковы ваши взаимоотношения с собой.

Если вернуться к занятию с партийными боссами, то  результаты, полученные мной  свидетельствовали о том, что люди настолько отождествлены со своими социальными и профессиональными функциями, что считают собой свои партийные оболочки.

Многие люди далеки от идеологии, но настолько привязаны к своим оболочкам, что  искренне считают – я это член профсоюза и начальник участка.

У человека духовно богатого и внутренне свободного нет такого отождествления с оболочками, он проделал практику разотождествления раньше..

Когда я проводил  аналогичные занятия с группой художников, то там  были совсем другие  ответы: я – творец, я —  мастер, я- талант, я – волшебник красок.

В зависимости от задачи, стоящей перед человеком можно либо разотождествляться с вредными или тормозящими развитие  человека оболочками или наоборот отождествляться с сильными и  позитивно окрашенными оболочками.

Йоги, ( я сам участвовал в подобной практике во время своих путешествий по индийским ашрамам) стремящиеся выделить я в чистом виде предлагают своим адептам мощную практику разотождествления с оболочками.

Ученику предлагается медитировать над последовательным  разотождествлением и отделением своего я от прилипших к нему оболочек.

Например, человек сильно привязан к ощущению своего я и чисто физиологическим потребностями.

Йоги предлагают человеку сказать себя: я нередко ощущаю себя телом, но я не тело, а еще что-то иное.

Давай  я скажу себе это, настроюсь на чувство  отдельности своего я и зафиксирую это ощущение, сказав себе: я не есть тело!

Отделив свое я от тела, йоги предлагают сделать следующий шаг и попробовать отделиться от эмоций и желаний.

Они рекомендуют пронаблюдать за своей эмоциональной сферой, с которой мы отождествляемся и называем свое эмоциональное состояние «я»,   и   отделиться от этого состояния.

Нужно так же зафиксировать свою отдельность словесно и сказать себе несколько раз: я не есть эмоции!

 Следующий шаг в разотождествлении – отделение от своей ментальной оболочки.

Пронаблюдав за сферой ума и мысли и увидев как мы порой отождествляемся с этой сферой, йоги предлагают мысленно оторваться от этой оболочки и зафиксировать свое автономное от нее бытие, мысленно повторив про себя: я не есть ум и мысли!

После того, как мы сможем мысленно отделиться от всех своих трех главных оболочек (телесной, эмоциональной и ментальной) йоги советуют  забыть про оболочки и  сосредоточиться на том, что они скрывают – на  чистом чувстве «я».

Для этого они советуют человеку несколько практик- повторять слово «я» тысячи раз, ныряя в него как в океан, представлять свое я огромным, наполненным бесконечной силой или состоящим из световой субстанции, пытаться понять, а что такое я в чистом виде.

Последняя практика была доведена своего совершенства в системе выдающегося духовного мастера Индии Рамана Махарши, жившего в конце XIX  начале XXвека.

Как известно, он предлагал каждому духовному искателю как можно чаще в течении дня задавать себе вопрос «Кто я?» и вслушиваться в ответ, приходящий из глубины.

Считается, что этот метод является кратчайшим путем к постижению своего высшего Я.

Итак, еще раз формулируем алгоритм  разотождествления с оболочками и усиления своего я.

Фиксируем в своем сознании силу намерения: я хочу понять природу своего  я.

Повторим эту формулу от нескольких раз до нескольких десятков глаз.

Поочередно разотождествляемся со своим телом, с эмоциональной и с ментальной сферой.

Доводим эту ментальную установку на отделения себя от этих оболочек до яркого переживания силы и свободы.

Можно подойти к задаче творчески и разотождествляясь со своими оболочками или какими-либо психологическими недостатками представлять, что вы отодвигаетесь от них чисто пространственно на большое  расстояние.

А можно представить (важно только, чтобы вы искренне поверили в этот образ и как говорят психологи сумели обмануть свой мозг), что  оболочка, от которой вы пытаетесь отделиться сейчас на самом деле отделена от вас уже давно, что психотравма, которую вы растворяете- это ваш старинный плюсквамперфект или давно прошедшее время.

Это всегда действует на человека освобождающим образом.

После этого сосредотачиваемся на чистом чувстве я и доводим это ощущение до максимально интенсивного  градуса и яркого состояния.

Проникаемся чувством, что наше я, живущее под спудом оболочек бессмертно и неуничтожимо.

До сих пор речь шла об отделении своего я от оболочек. Но ведь можно пытаться разотождествиться не только с оболочками ( телом, эмоциями и мыслями), но и со своими недостатками, страстями, привязанностями, дурными привычками.

В этом случае разотождествление- это прекрасная возможность обрести внутреннюю свободу от всего вредного и мешающего развитию.

Что практически дает нам практика разотождествления, если не брать высокие духовные материи?

Очень много.

В первую очередь мы приучаем себя к тому, что  живя в социуме нам все время приходится носить самые разные, иногда ненужные и даже вредные психологические одежды.

Зачем нужно разотождествление, что оно практически дает  в том случае, если  человек, пытающийся применить это практику не йог, а вполне обычный искатель себя и своего места под солнцем?

Во-первых, разотождествление пробуждает скрытые психические  ресурсы и энергии  человека, которые подавлены  негативными ощущениями, эмоциями и мыслями.

 Любой человек, всерьез практиковавший   разотождествление всегда ощущает прилив новых сил, активности и бодрости.

Во-вторых, разотождествление дает человеку, столкнувшемуся с препятствиями и переживающему какие-либо трудности в данный момент ощущение перспективы и свободы.

Человек  начинает видеть, что препятствия носят временный характер и что после их преодоления ( что абсолютно реально) перед ним  раскрывается пространство  новых возможностей.

В-третьих, разотождествление освобождает человеку  в сознании  место для того, чтобы он мог произвести отождествление с новыми и полезными для себя ролями, качествами и умениями.

Как можно войти в образ смелого и успешного человека, если мы предварительно не разотождествились  с переживаниями страха или неудачи и не смогли освободиться от этого негатива.

Разотождествление— это весьма мощное психологическое оружие, помогающее человеку обрести внутреннюю свободу.

kluchnikov.ru

Упражнение на разотождествление. — Парадоксы Реальностей — ЖЖ

Упражнение на разотождествление.

Вам предлагается очень простое упражнение, которое очень нелегко выполнить так, чтобы получить конечный феномен — Себя.

Это известное упражнение на разотождествление со своими Личностью и Эго.

Суть данного упражнения сводится к тому, чтобы, поставив себе вполне СЛОВЕСНЫЙ вопрос «Кто Я?», на все приходящие СЛОВЕСНЫЕ ответы реагировать отрицательно: «Нет, это не Я»; и снова задавать себе тот же вопрос — «Кто Я?».

Так необходимо делать до тех пор, пока вы НЕ получите НИ КАКОГО СЛОВЕСНОГО ОТВЕТА. Возможно, на какой-то момент у вас может возникнуть некоторое замешательство. Здесь важно помнить, что это замешательство возникло НЕ у вас, а у вашего Разума — прислуги вашего Эго (Личности).

Также, есть некоторая вероятность возникновения ощущения некого неудобства. Здесь то же самое — это ваш иллюзорный, придуманный, ложный «друг» — ваша Личность (часть Эго) — боится и поэтому НЕ хочет знать, что его, по сути — НЕТ; что он всего лишь набор стереотипов мыслей, эмоций, чувств, паттернов поведения. … — Сопротивляется.

До этого момента это ОН отвечал на ваш вопрос. Он пытался вас убедить в том, что ОН это и есть ВЫ. Это — ложь.

Теперь, как реакция на его молчание и сопротивление, и подбрасываемые им для вас сомнения, естественным образом продолжайте задавать этот вопрос. Помните: просто отсутствие ответа означает, что вы всего лишь временно вырубили свои Разум и Личность (Эго).

Многое зависит от того, сколь серьезно вашей Личности (Эго) ранее уже удалось подавить или «заглубить» вашу истинную Сущность.

Раньше или позже ответ должен прийти.

Если он приходит, то этот Ответ всегда ОЩУТИМ; и естественно, что он всегда НЕ ВЕРБАЛЕН. Это самое важное в данной технике, так как ваше Эго будет сопротивляться до самого конца; оно будет пытаться дурить вас, предлагая всевозможные «вкусные» словесные обозначения, типа: «Я — Вселенная», «Я — Бесконечность» и тому подобное. ОТБРОСЬТЕ ВСЕ И ЛЮБЫЕ СЛОВА.

Также отбросьте все и любые приходящие ОБРАЗЫ — отвергайте все «картинки» и абстрактные «изображения» — хотя в качестве результата выполнения данной техники они намого лучше СЛОВ, но могут являться лишь промежуточными результатами, а НЕ конечным феноменом.

Когда вы, действительно, получаете Ответ (даже если это произошло всего один лишь раз и всего лишь на одно короткое мгновение) — вы Знаете. Сначала в глубине, и затем все ближе и ближе к поверхности Сознания, вы перестаете осознавать себя тем, кем вы считали себя раньше — вы начинаете Путь к Себе, или вы полностью становитесь Собой — у каждого это происходит сугубо индивидуально.

——————————
PS: желательно перед началом выполнения этого упражнения провести небольшой сеанс релаксации — той, к которой вы прибегаете обычно, чтобы снять различные напряжения; и, естественно, вы значительно усложните себе задачу, если приступите к этой, хоть и простой технике, в перевозбуждёном или уставшем состоянии.

—————————————
Также об этом: Эго — не Человек.
Разотождествление — упражнение (сайт — «Психологос»)

[updated — 04.10.2013]

re-el.livejournal.com

История одной жизни на Земле — LiveJournal

Итак, в предыдущем посте, где я дал ментальный образ структуры человеческой личности был сделан вывод: нужно разотождествляться со своим ментальным телом, то есть с умом. Что значит разотождествляться? Это слово все грамматические корректоры подчёркивают красным. И неудивительно, у нас чаще встречается обратный процесс 🙂 Так вот, разотождествление — это процесс отказа от уверенности, что я есть мой ум.

Легко сказать, скажите вы! Но на самом деле и сделать это не так уж и трудно. Вопрос только лишь в том, чтобы закончить, наконец, все эти рассуждения и размышления на тему духовных и эзотерических практик и, собственно, приступить к этой самой практике 🙂 Оправдания, что я, дескать, сирый, убогий и ещё не наигрался в жизнь земную не принимаются — это оправдания! Ещё раз прочтите эту мысль: «я обыкновенный человек и не успел ещё насладиться земной жизнью со всеми её страданиями». Прочли? А теперь забудьте её навсегда. Насладившихся не существует. Уверяю вас, играть и наслаждаться вы и потом продолжите. Игра будет даже интереснее!

Я предлагаю следующий план, который работает.

Начать лучше с обширных мозговых программ. Обширные мозговые программы — это то, из чего по большей части состоит ваша личность. К примеру, это может быть какое-то увлечение недостойными удовольствиями, вроде выпивки или курения. Да, вы не ослышались — выпивка и курение — это тоже программки ума, которые резидентно сидят и постоянно работают. Бросьте их. Возьмите и просто бросьте. После отказа, программа прекратит свою работу и на её месте образуется пустота.

Вот тут нужно предупредить. Дело в том, что ум не терпит пустоты. Ум страдает от пустоты. Он постоянно стремится её заполнить. Если заполнить пустоту не удаётся, то вы будете воспринимать это как зияющую и постоянно голодную дыру в своём уме. Тут главное не соблазниться заменить одну программу другой. Скажем, выпивку чрезмерным увлечением спортом. Знаете, это когда человек доводит себя до исступления. Любое, даже самое «положительное» хобби вполне может стать очередной болевой программой. Вместо того, чтобы стремиться заполнить эту пустоту — вы её просто наблюдайте. Помните, наблюдение — это единственный инструмент вашего высшего я, ничего другого в его распоряжении нет. Поэтому начинайте наблюдать уже сейчас.

Помимо выпивки обширными программами могут оказаться банальные бытовые элементы нашей современной жизни: автомобиль, дом, дача, деньги, потребительские кредиты, еда. Это то, что уже стало не модно в духовной среде понимающих людей. Поэтому, уверен, это должно стать для вас хорошей новостью — оказывается разотождествление с этими явлениями это уже шаг в сторону осознанности. Разотождествление это не значит, что нужно срочно продать свою машину и ходить пешком 🙂 хотя, это тоже вариант 🙂 Ваша цель сделать так, чтобы машина не представляла для вас вселенской важности, чтобы вы вполне могли жить и без неё, чтобы у вас не было к ней привязки. Если вы трясётесь над каждой царапиной у этой машины, если вы каждые выходные натираете до блеска эмблему на капоте — задумайтесь, не та ли это привязка, о которой я тут сейчас говорю.

Наблюдайте свою машину, а не живите ею.

Теперь обратите внимание на людей. Ваша личность может состоять не только из кредитов и автомобилей. Это могут быть ваши родные и близкие, даже друзья. Одно дело просто любить их и совсем другое — иметь к ним личностную привязку. То есть, когда ваша личность состоит в том числе и из этих людей. Каждый такой человек создаёт внутри вашего ума свою персональную программку, которая как я уже говорил — всегда отзывается только лишь болью. Выбросьте оттуда этих людей и пусть вас не смущает, что они вам самые близкие и любимые. Любовь не имеет ничего общего с отождествлениями и привязкой. Если вы, вдруг, после этой процедуры потеряли этих людей, значит любви там никакой и не было.

Знаете, что ещё может составлять вашу личность? Не поверите — ваша работа. Вы готовы в любой момент её бросить? Нет? Более того, вы не мыслите себя без неё? Радуйтесь — найдена ещё одна привязка, ещё одна программа вашей личности. Вам придётся разотождествиться и с нею. Как вы это сделаете — это уже вам решать. Просто убедить себя, что вы независимы от этой работы, думаю, будет недостаточно. Нужно сделать для этого что-то реальное и материальное. Подумайте об этом. Иногда достаточно просто решиться на это, но решиться от всего сердца, без обмана.

Перечислить все обширные отождествления я не смогу. У каждого они свои. Просто посмотрите внутрь, поищите то, без чего вы не мыслите себя. На самом деле это ум не мыслит себя без этого, а вы легко и просто сможете обойтись.

За обширными программами следуют более короткие, более быстрые и молниеносные. Это ваши комплексы и установки. Для разотождествления с ними уже потребуется более тонкая работа вашего сознания. Тут придётся попотеть!

Для этого можно прочитать книжку «Сила момента» Эгхарта Толле. Мои друзья все о ней знают. Это библия разотождествления. Эгхарт рассказывает как нужно учиться наблюдать свои мысли, страхи и комплексы. Собственно, вся суть именно в наблюдении. Всё, что от вас требуется, это вовремя вспоминать, что вы «забылись» и действуете по указанию комплексов вашего ума, этих самых программок.

Вам по корпоративной почте написали дерзкое письмо? Вы завелись и написали ещё более дерзкий ответ? Это сработала одна из ваших программ. Она отфильтровала этот «наезд» и создала канал боли, который и стал управлять вами. По-началу вы будете вспоминать об этом, когда вы уже наломали дров 🙂 Письмо уже отправлено, а SMTP-сервера не поддерживают команду отмены отправки письма 🙂 Но, со временем, этот временной лаг будет всё больше и больше сокращаться. Вскоре вы заметите, что очнулись в самой середине процесса вашей программной реакции. Вот этот момент, вот я на взводе, вот я пишу гневный ответ! У вас появился шанс отказаться от такой реакции.

Таких программ у каждого полно. Они все разные. Кого-то бесят бомжи, кого-то кондукторы, кого-то раздражает метро, кого-то собственная жена 🙂 Ловите себя в этих моментах, отслеживайте и, когда поймаете, наблюдайте как вы думаете, какие реакции в теле вызывают эти мысли. В теле отражается всё! Буквально всё! Каждый ваш комплекс обязательно отражается ощущением где-то внутри вашего организма. Это может быть и в руке, и в ноге, и в шее, и в плечах. Тут тело вам здорово может помочь. Дело в том, что тело — это более низшая форма энергии, чем ментальное сознание, чем ум. Поэтому ум вполне может наблюдать своё собственное тело. Так же как и тело, ум может наблюдать и эмоции, потому что они тоже подчинены уму. Это стандартная эзотерическая иерархия тонких тел: физическое тело, эфирное тело, эмоциональное тело, ментальное тело (потом казуальное, атманическое, буддхическое). Каждое предыдущее тело подчиняется следующему и каждое следующее вполне может наблюдать предыдущее. Хорошая новость: вы уже осознанны на ментальном плане, поэтому эмоции и эфир вам уже доступны. Следите за телом, если вы не успеваете отслеживать мысли и комплексы — следите за реакцией тела, оно вам поможет.

Мышление. Да, Толле очень много говорит о необходимости следить за мыслями. Он прав. Неосознанное мышление — это когда мысли думают вас, а не вы их — хороший такой стопор на пути к осознанности. Ваша задача тоже их наблюдать. Тут поможет та же практика — вовремя вспоминайте, что вы наблюдаете. Проскочила быстрая мысль, но вы очнулись под её конец? Это уже большое достижение. Забылись на пол дня, но после обеда вспомнили? Тоже ничего, тоже шаг в нужную сторону.

Важный момент. Ваша основная задача это увидеть, что ваши мысли не есть вы сами. Если вы сможете их наблюдать со стороны, значит в этот момент вы уже не ум, вы уже не эти мысли. Да, наблюдать их постоянно не получится, всё равно время от времени вы будете погружаться в них на 100%. Это нормально, потому что иногда обстановка требует сто процентного внимания. По окончании вы будете «всплывать» и оглядываться: ага, вот они мыслишки, вот они пробежали, вот что я тут удумал себе! 🙂

Теперь самое главное. В попытках разотождествиться с умом вам ни в коем случае нельзя от него отказываться. Дело в том, если вы ещё не поняли — ум очень важная часть человеческого организма, без него человек жить не сможет. Дружить с ним тоже не обязательно, он не друг, он часть организма. Вы дружите со своим кишечником? Ну, если вы себе это так представляете, то дружите 🙂 Но правильнее будет сказать всё же: вы наблюдаете свой ум. Наблюдайте свой ум и позволяйте ему оставаться таким какой он есть, то есть, думать, стесняться, бояться, желать, радоваться, веселиться. Пусть он это делает, а вы спокойно за этим наблюдайте.

Когда вы разотождествитесь со своим умом, ни ваш ум, ни ваше тело никуда не денутся, они останутся и будут по инерции жить так же как и жили. Просто вас там уже не будет — ни в теле, ни в уме, ни вообще в этом пространстве. Вы просто будете наблюдать человека, которого зовут так, как раньше звали вас 🙂

eugene-solo.livejournal.com

Роберто Ассаджиоли. Метод разотождествления — брат орм — LiveJournal

Наткнулся я сегодня на работу Роберто Ассаджиоли «Психологические болезни при духовном росте». О самой работе чуть позже, а пока пару слов об авторе и методе раз-отождествлении.

Роберто Ассаджиоли (1888 — 1974) широко известен в Европе как врач-философ, создатель техники реконструкции личности, которую он назвал «психосинтезом». Исходным началом для Ассаджиоли является стремление проникнуть в духовный центр человека, в ту область, которая религиозными и восточными философскими доктринами обозначена как высшее Я человеческой индивидуальности, как Надсознание.

Одним из очень подходящих для работы методов Р. Ассаджиоли считал метод ДЕ-ИДЕНТИФИКАЦИИ (РАЗОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ). Метод разрабатывался исходя из принципа: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем». Иными словами, мы можем контролировать лишь то, с чем мы себя де — идентифицируем, то есть то, с чем мы себя не отождествляем.

Каждый раз, когда мы идентифицируем себя со слабостью, виной, страхом и другими эмоциями — мы ограничиваем себя. Мы говорим: «Я в унынии или «Я раздражен», и тогда очень легко нами может овладеть депрессия. Если при тех же обстоятельствах мы скажем примерно следующее: «Меня пытается поглотить волна уныния» — бдительное «Я» не потерпит вторжения этого состояния. Оно может критично и беспристрастно рассмотреть импульсы уныния, не будучи поглощенным ими. Часто даже этого бывает достаточно, чтобы выиграть битву с нежелательной эмоцией.

Вот одно из многочисленных упражнений по разотождествлению:

Сядьте удобно и расслабьтесь; медленно сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов (перед этим можно выполнить упражнения по расслаблению). После этого медленно и осмысленно скажите себе следующее.

1. Я обладаю телом, но я не тело. Мое тело может быть здоровым и больным, усталым или отдохнувшим, но все это никак не затрагивает меня самого, моего подлинного «Я». Я ценю свое тело как инструмент познания и деятельности в окружающем меня мире, но оно не более, чем мой инструмент. Я берегу его и стремлюсь поддерживать в добром здравии, но сам я — не оно, обладаю телом, но я не тело. Теперь закройте глаза и повторите про себя вкратце общий смысл этого утверждения, а затем постепенно сконцентрируйте свое внимание на основной идее: «я обладаю телом, но я не тело «. Попытайтесь по мере возможности осознать это как факт личного опыта. Затем откройте глаза и переходите к следующим двум частям упражнения.

2.Я обладаю чувствами, но я не чувства. Мои чувства многообразны, подчас противоречивы. Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю, тогда как сущность моя, истинная моя природа не меняется. «Я» остается неизменным Иногда меня может захлестнуть волна гнева, но я знаю, что со временем это пройдет, и поэтому я — не гнев. Совершенно очевидно, что чувства — не я. Поскольку я могу наблюдать и понимать свои чувства, постепенно учиться управлять ими, пользоваться ими и гармонично их интегрировать, совершенно очевидно, что сам я — не чувства. Я обладаю чувствами, но я не чувства.

3.Я обладаю умом, но я не ум. Мой ум — это ценный инструмент исследования и самовыражения, но он не представляет собой моей сути. Его содержание постоянно меняется, обогащаясь новыми идеями, знаниями и опытом. Иногда он меня не слушается. Следовательно, он не может быть назван мною. Это не я, а мой орган познания внешнего и внутреннего мира. Я обладаю умом, но я не ум. Далее следует этап отождествления. Говорите себе медленно:

4. После разотождествления себя с ощущениями, чувствами и мыслями я сознаю, что я — центр чистого самосознания. Я — волевой центр, способный наблюдать все свои психические функции и физическое пело, а также управлять ими и применять их. Сосредоточьтесь на основной идее: «Я — центр чистого самосознания и воли «. Цель настоящего упражнения — войти в особое состояние сознания; как только эта цель будет достигнута, большинство процедурных деталей упражнения может быть опущено. Таким образом, далее можно будет видоизменить упражнение, сосредоточиваясь на его опытном постижении и быстро проходить этапы разотождествления:

Я обладаю телом, но я не тело;

Я обладаю чувствами, но я не чувства;

Я обладаю умом, но я не ум.

5.После этого полезно будет глубже поразмыслить над этапом самоотождествления в следующем ключе:

Кто же я в таком случае? Что остается после того как я разотождествился со своим телом, ощущениями, чувствами, желаниями, умом, действиями? Сущность моего «Я» — это центр чистого самосознания. Это то, что остается неизменным в вечно изменчивом потоке моей жизни; то, что дает мне чувство бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я утверждаю свое тождество с этим центром, сознаю его устойчивость и силу .

Конечная цель совершенствования в данном упражнении состоит в том, чтобы, быстро пройдя все фазы разотождествления, пребывать в «Я» столько, сколько нужно. Когда это достигнуто, то при желании можно занимать позицию стороннего наблюдателя, которая позволяет яснее увидеть значение ситуации, ее причины и наилучшую линию поведения в ней.

 

bratorm.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *